Закон спроса и предложения на примере рынка смартфонов 'Apple Inc'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    360,01 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Закон спроса и предложения на примере рынка смартфонов 'Apple Inc'















Курсовая работа

Тема: Закон спроса и предложения на примере рынка смартфонов компании «Apple Inc»

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы действия закона спроса и предложения

1.1 Закон спроса: определение, сущность

1.2 Закон предложения: определение, сущность

1.3 Взаимодействие законов спроса и предложения

Глава 2. Закон спроса и предложения на примере рынка конкретного товара

.1 Краткая характеристика товара, рынка этого товара

.2 Характеристика спроса на рынке товара

.3 Характеристика предложения на рынке товара

.4 Соотношение показателей спроса и предложения на рынке товара

Глава 3. Перспективы развития спроса и предложения на рынке конкретного товара

3.1 Перспективы спроса и предложения на товар

.2 Возможности товарозамещения

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Данные инструменты способствуют установлению равновесия на рынке.

Рынок - это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения. Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных понятия: спрос и предложение.

Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью потребителей, а предложение - совокупностью товаров, предложенных производителями; соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

Целью моей курсовой работы является изучение теоретических основ действия закона спроса и предложения на конкретном примере, а именно на примере рынка смартфонов компании "Apple".

Актуальность моей работы заключается, во первых, в том, что в настоящее время все большее распространение в мире получает рыночная экономика, поэтому, необходимо знать об ее основных составляющих, таких как спрос и предложение, а также об их взаимодействии. Во вторых, рынок, на примере которого я бы хотела показать действие закона спроса и предложения, охватывает огромное количество людей разного пола и возраста.

Задачи курсовой работы:

-       раскрыть понятия спрос, закон спроса

-       раскрыть понятия предложение, закон предложения

-       раскрыть понятие закона спроса и предложения

-       показать действие законов спроса и предложение на примере рынка смартфонов от компании "Apple";

-       определить перспективы развития показателей объема спроса и предложения на рынке товара;

-       изучить возможности товарозамещения;

Объектом исследования данной курсовой работы является закон спроса и предложения.

Предмет исследования - изучение особенностей действия этого закона на примере рынка мобильных телефонов компании "Apple".

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.

Глава 1: Теоретические основы действия закона спроса и предложения

.1 Закон спроса: определение, сущность

Теоретические основы действия закона спроса не могут быть описаны без объяснения понятия «спрос».

Спрос - это экономическая категория, характеризующая потребность покупателей в определенном товаре, обеспеченную достаточными платежными средствами, позволяющими приобрести этот товар по определенной цене в данный период времени на определенном рынке или в определенной стране.

Различают индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос - это спрос конкретного покупателя на конкретный товар, причем на данном рынке. Совокупный спрос - это общий объем спроса на товары и услуги в какой-либо стране.

Также различают первичный и вторичный спрос. Первичный спрос - это спрос на продукт или услуги определенной категории товаров в целом. Например, это может быть спрос на чай или спрос на страховые услуги. Вторичный (или избирательный) спрос - это спрос на товары определенной марки или фирмы и на услуги определенного вида.

Кроме того спрос бывает отрицательным, отсутствующим, скрытым (потенциальным), полноценным, чрезмерным, понижающимся (падающим), колеблющимся, иррациональным, ажиотажным (лавинным).

-       Отрицательный спрос - это спрос, возникающий в тех случаях, когда потребители «недолюбливают» товар и поэтому избегают его приобретения;

-       Отсутствующий спрос - это спрос на товары, которые не нужны на рынке или устарели;

-       Скрытый спрос - это спрос, ожидаемый в будущем, спрос потенциальных покупателей;

-       Полноценный спрос - это желаемый спрос, точно соответствующий производственным возможностям и политике предприятия - производителя товара или услуги;

-       Чрезмерный спрос - это спрос, превышающий возможности предприятия, когда покупатели считают, что предприятие не удовлетворяет их платежеспособные потребности;

-       Понижающийся спрос - это спрос, имеющий устойчивую тенденцию к снижению, спрос на товары, выходящие из моды или отвечающие потребностям рынка и потребителей;

-       Колеблющийся спрос - это спрос, который изменяется во времени, т. е. и зависимости от сезона, от месяца или даже дня недели и времени суток.

-       Иррациональный спрос - спрос, нежелательный с точки зрения морали общества, например спрос на наркотики;

-       Ажиотажный спрос - это спрос стихийного характера, вызванный, например, дефицитом продукта.

Кроме понятия «спрос» надо также выделять понятие «величина спроса», которое означает максимальное количество услуги или товара, которое потребитель хочет и может купить по данной цене в данный период времени. На величину спроса оказывает влияние целый ряд факторов:

-       цена предлагаемого товара;

-       качественные характеристики товара;

-       уровень доходов потребителей;

-       изменение доходов потребителей - обычно повышение доходов потребителей ведет к увеличению спроса на товары, но не всегда;

-       изменение цен на взаимозаменяемые товары;

-       изменение цен на взаимодополняемые товары;

-       изменение вкусов, привычек, моды, пристрастий, потребностей, желаний потребителей, связанное чаще всего с временным фактором, т. е. потребительские предпочтения и потребительские ожидания;  изменение количества потребителей на рынке и демографическая ситуация;

-       политические факторы;

-       социально-культурные факторы;

-       насыщенность рынка;

-       общеэкономические показатели - например, ставка рефинансирования и процентные ставки по вкладам (депозитам) населения; если ставки большие, то спрос на товары может снизиться за счет того, что люди предпочтут накапливать деньги, нежели тратить их.

Поведение спроса подчиняется закону спроса. Из всех факторов, влияющих на спрос, наибольшее влияние оказывает цена предлагаемого товара или услуги. Между количеством товара, на который предъявлен спрос, и его ценой существует связь, которая отображается в законе спроса. Закон спроса гласит: при прочих равных условиях (остальные факторы, влияющие на величину спроса, неизменны) количество товара, на который предъявлен спрос, возрастает при снижении цены данного товара, и наоборот. Таким образом, существует обратная зависимость между ценой товара и его количеством.

Существует графический способ представления закона спроса, удобный для анализа и сравнения - кривая спроса, где P- цена за единицу товара, Q - количество товара.

Рисунок 1: Кривая спроса

Главной задачей этого пункта работы было - описание закона спроса, его сущности, но это невозможно было бы сделать без изложения информации о «спросе».

Подводя итог, можно сделать вывод, что понятия «спрос» и «закон спроса» являются неотъемлемой частью рынка, понятиями, с которыми сталкивается каждый участник экономических отношений, несмотря на кажущуюся простоту, эти понятия представляют собой довольно сложные категории, и ,чтобы иметь полное представление о их сущности и действии, необходимо знать теоретические основы их действия, описанные в этом пункте работы.

1.2 Закон предложения: определение, сущность


Так же как, как и закон спроса, закон предложения не может быть описан без знаний о понятии «предложение».

Предложение, как и спрос, бывает индивидуальным и совокупным. Индивидуальное предложение - это предложение конкретного производителя или предложение конкретного товара на данном рынке. Совокупное предложение - это общий объем предложения на все товары и услуги в какой-либо стране.

Кроме того предложение бывает инициативным, действующим и свободным:

-    Предложение инициативное - предложение о товаре, сделанное по инициативе продавца.

-       Предложение действующее - предложение, которое со стороны покупателя оформлено документально, т.е. заключена сделка между производителем и покупателем на конкретную продукцию, в заданном объеме по договорной цене, в оговоренный срок поставки.

-       Предложение свободное - предложение без обязательств. Эта форма используется в основном для выяснения спроса.

Помимо понятия «предложение» надо также выделять понятие «величина предложения», которое означает максимальное количество какого-либо товара или услуги, которое производители способны и готовы продать по определенной цене на определенном рынке и в определенное время. Факторы, влияющие на величину предложения, можно разделить на две большие группы:

.        внешние факторы, влияние которых не зависит от деятельности производителей товаров и услуг:)         социально-экономические: платежеспособность потребителей; уровень процентных ставок по вкладам; демографическая ситуация и т.д.;)         культурные и этнические;)   политические: экономическая политика государства, уровень инфляции, государственные дотации и заказы в той или иной отрасли производства и т.д.;)   конкуренция - в частности, выход на рынок новых фирм или выпуск новых товаров;)       цена товара, сложившаяся на рынке.

.        внутренние факторы, влияние которых может контролироваться непосредственно производителями товаров и услуг:)       объективность маркетингового анализа прогноза спроса на продукцию предприятия;)      уровень конкурентоспособности продукции;)         уровень организации процесса сбыта и продвижения продукции на рынок;)         ценовая политика предприятия;)   величина издержек производства.

Объем предложения у каждого конкретного производителя обычно меняется в зависимости от цены товара, складывающейся на рынке. Зависимость предложения от цены товара нашла отражение в законе предложения.

Закон предложения заключается в том, что при прочих равных условиях с ростом цены товара увеличивается объем его предложения на рынке, а со снижением цены предложение сокращается. Тем самым, устанавливается прямая зависимость между предложением и изменением цены конкретного товара. Так же, как и для закона спроса, для закона предложения существует его графическое отображение - кривая предложения, где P - цена товара (или услуги), Q - его количество.

 

Рисунок 2: Кривая предложения

Так же как и понятие «закон спроса», «закон предложения» не может быть описан без изложения информации о его главной составляющей - предложении. Именно это и было сделано в текущем пункте работы.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятия «предложение» и «закон предложения» играют важную роль в изучении рынка, его динамики, но чтобы человек мог ими оперировать, он должен понимать сущность этих понятий, знать теоретические основы их действия, описанные в этом пункте работы.

1.3   
Взаимодействие законов спроса и предложения


Законы спроса и предложения, являющиеся основными в рыночной экономике, не только существуют по отдельности, но и взаимосвязаны. Объединение этих двух сторон рынка друг с другом порождает равновесную цену и равновесный объем или рыночное равновесие.

Рыночное равновесие - это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению. Только при рыночном равновесии продавцы и покупатели готовы продавать и покупать одинаковое количество товара по одной и той же цене.

Взаимосвязь спроса и предложения можно представить графически, где по оси абсцисс отмечается объем товара или услуги (Q), а по оси ординат цена товара или услуги (P). При пересечении кривых спроса и предложения образуется точка E - равновесная цена, отражающая равенство объема спроса и объема предложения.

Равновесная цена - цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

Рисунок 3: Рыночное равновесие

Качественная характеристика рыночного равновесия заключается в том, что в этой ситуации рынок сбалансирован, т.е. ни у продавцов, ни у покупателей нет стимулов к нарушению равновесия. И наоборот, если рынок не находится в состоянии равновесия, т.е. цена отличается от равновесной цены, то либо у продавцов, либо у покупателей возникает желание изменить ситуацию на рынке.

В случае, если цена больше равновесной цены, продавцы столкнуться с избытком предложения и предпочтут снизить цену, результатом этого станет повышение спроса и снижение предложения, постепенный переход рынка в состояние равновесия.

Если же цена ниже равновесной цены, то спрос будет превышать предложение, и отдельные покупатели предпочтут заплатить более высокую цену для того, чтобы получить данный товар. В результате начинается повышение цен, которое будет сопровождаться снижением спроса и ростом предложения, и в конечном результате рынок вернется в состояние равновесия.

Таким образом, при взаимодействии спроса и предложения на рынке возможны следующие ситуации:

.        Ситуация неудовлетворенного спроса - дефицит (объем спроса превышает объем предложения);

.        Избыточное предложение - избыток (объем предложения превышает объем спроса);

В случае дефицита на рынке продавцы, чувствуя, что при данной цене величина спроса превышает величину предложения, будут иметь стимулы продавать больше товара по большей цене. Обратная ситуации происходит при избытке: производители хотят продать больше того количества товаров, которое потребители хотят приобрести по существующей цене. Из-за этого дефицит товара обычно приводит к росту его цены, а избыток к снижению.

.        Рыночное равновесие

Ситуации, возникающие при взаимодействии спроса и предложения также можно отобразить графически, где P - цена товара (услуги), Q - количество товара (услуги), прямые П и С - прямая предложения и спроса соответственно, точка Е - равновесная цена.

Рисунок 4: Зоны избытка и дефицита

Таким образом, можно сделать вывод, что взаимодействие законов спроса и предложения образует один общий закон, сущность которого заключается в следующем: цена любого товара стремится достичь такого уровня, когда предложение товара и спрос на товар уравновешиваются.

В качестве вывода по главе, можно отметить, что теоретические основы действия закона спроса и предложения играют важную роль для моего исследования. Именно поэтому спросу, закону спроса, предложению, закону предложения и, наконец, закону спроса и предложения посвящена первая глава моей работы.

Глава 2. Закон спроса и предложения на примере рынка конкретного товара

.1 Краткая характеристика товара, рынка этого товара

Прежде чем говорить о конкретном товаре и его рынке, необходимо иметь представление о термине «товар».

Существует несколько определений этого понятия, каждое из которых относится к определенной сфере научного знания (Например, в таможенном законодательстве товаром может являться все то, что пересекает таможенную границу).

Товар - это любая вещь, неограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купле-продажи. Проще говоря можно сказать, что товар - это продукт деятельности, предназначенный для продажи или обмена на другие товары.

Товаром являются все смартфоны, представленные сегодня на рынке. Их относят к товаром длительного пользования и товарам предварительного выбора. В ТН ВЭД смартфоны принадлежат к разделу XVI «Машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование; их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности», группе 85 «Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности», подгруппе 8517 «Телефонные аппараты, включая телефонные аппараты для сотовых сетей связи или других беспроводных сетей связи»

Смартфон (англ. smartphone - умный телефон) - мобильный телефон, дополненный функциональностью карманного персонального компьютера. Однако в настоящее время, границы между определениями "телефон" и "смартфон" смываются, т.к. новые телефоны (за исключением самых дешёвых моделей) давно обзавелись функциональностью, некогда присущей только смартфонам, например, электронной почтой и HTML-браузером, а также многозадачностью и др. По моему мнению, рынок «умных телефонов» зародился задолго до их появления. Создание сотовых телефонов, которые стали доступны большинству населения, резко изменило жизнь человека и общества в целом. Люди уже тогда становились «заложниками» изобретений. Для того, чтобы рынок телефонов развивался, придумывались новые и более усовершенствованные модели. Так и появились на рынке смартфоны, уже ставшие частью нашей жизни. Результаты многих социологических опросов показывают, что подавляющее большинство людей будут чувствовать себя не так комфортно, как обычно, лишившись своего телефона на непродолжительное время, например, забыв его дома на день. И речь идет не столько о невозможности совершить или принять важный звонок, сколько о внутренних ощущениях. Именно из-за такого отношения общества к современным телефонам (желания постоянно иметь его рядом, приобретать новые модели и модификации), рынок смартфонов постоянно растет.

В своей работе я бы хотела провести анализ рынка самых популярных смартфонов сегодняшнего времени - продуктов компании-гиганта «Apple». Несмотря на свою довольно короткую историю (с 2007 года), смартфоны компании (имеющие название «Iphone» (от англ. I - я и phone - телефон)) успели не только усовершенствовать свои технические и внешние характеристики, но и завоевать признание у миллионов людей. Так почему же именно эти модели так распространены на рынке? Из-за чего становятся чуть ли не самым желанным приобретением у покупателей любого пола и возраста? Давайте разберемся с самого начала.

Как я уже писала ранее, история телефонов компании «Apple» началась с 2007 года, когда была выпущена первая модель, имевшая название «Iphone 2g». Новый смартфон, как и предполагалось, объединил в себе все возможности телефона, музыкального плеера и карманного компьютера. Менее чем через год, было представлено второе поколение смартфонов компании, получившее массу аппаратных и программных исправлений - «Iphone 3G», а в 2009 обновленная версия - «Iphone 3Gs». Седьмого июня 2010 года Apple представила принципиально новый смартфон «IPhone 4». Гаджет впервые был оснащен дисплеем Retina (326 точек на квадратный дюйм), процессором A4, оптической системой из основной (5 МП) и фронтальной (0,3 МП) камер и т.д. За день до смерти основателя Apple Стива Джобса, 4 октября 2011 года, был представлен «IPhone 4s», оснащенный микропроцессором Apple A5, 8-мегапиксельной камерой, чипом CDMA и т.д. Смартфон стал первым устройством Apple, которое предоставляло возможность голосового управления посредством виртуального помощника Siri. Шестой по счету смартфон Apple («Iphone 5») был представлен широкой публике 19 сентября 2012 года. Новинка стала самым производительным устройством компании, однако, основной отличительной чертой стал переход с 3,5- на 4-дюймовые дисплеи, частично из-за преобладания на рынке гаджетов большего размера. 10 сентября 2013 года руководители Apple впервые представляли не один, а сразу два смартфона - флагманскую модель «Iphone 5s», оснащенную инновационным 64-разрядным процессором A7, дактилоскопическим датчиком Touch ID, обновленной камерой и т.д; и бюджетную модификацию «Iphone 5c», обладающую схожими с прошлогодней моделью характеристиками, но представленную в разнообразной цветовой гамме, нацеленной на привлечение покупательской аудитории. И, наконец, самые совершенные на сегодняшний день модели популярного смартфона - Apple «Iphone 6», а также увеличенная модель «Iphone 6 Plus» были представлены 9 сентября прошлого года. Помимо улучшенных технических характеристик, отличительной особенностью моделей является значительно увеличенная диагональ экрана - до 4.7 дюйма у «Iphone 6», и до 5.5 дюйма у «Iphone 6 Plus».

Сейчас, компания «Apple» занимает лидирующие позиции на мировом рынке мобильных телефонов. С выходом в свет каждой новой модели число людей, желающих ее приобрести всегда возрастало. Тем не менее, рынок данных телефонов в России значительно отличается от рынка в Соединенных штатах Америки, в Европейском союзе или странах АСЕАН. Об особенностях развития законов спроса и предложения на рынке этого товара пойдет речь в следующих пунктах моей работы.

2.2 Характеристика спроса на рынке товара


Рынок товара, выбранного мною для анализа очень своеобразный, поэтому и спрос на рынке тоже имеет ряд своих особенностей.

Я считаю, что для того, чтобы проводить анализ спроса на рынке, нужно представлять, какие потребители на нем представлены. Как я уже писала выше, желание приобрести новый гаджет от компании «Apple» есть у огромного количества людей - будь это ребенок или человек в возрасте. Зависит это от желания обладать новинкой или обновить ее до флагманской модели, неизвестно. Неизменным остается тот факт, что спрос на товары компании растет. Однако, смартфоны, производимые компанией реализуются далеко не по низким ценам, из-за чего их не каждый желающий может себе позволить. В связи с этим, можно заметить, что спрос на данные телефоны неразрывно связан с уровнем дохода потенциальных потребителей, а также с ценой, на которой они представлены на рынке. Ниже представлен график изменения средней зарплаты в Российской Федерации, который может являться доказательством того факта, что спрос на смартфоны «Apple» растет и в нашей стране по причине роста доходов населения.

После того, как проведена характеристика потребителей на рынке, можно уже говорить о спросе в целом. Спрос на рынке смартфонов компании «Apple» может принимать разные виды:

Рисунок 5: Средняя зарплата в РФ

-       Скрытый спрос (Спрос потенциальных покупателей всегда остается на рынке смартфонов. Это связано в первую очередь с тем, что часть потенциальных потребителей достигает нужного уровня дохода для приобретения товара в ближайшем будущем, а также с желанием уже имеющихся пользователей обновить свой гаджет на новую модель, которая, кстати, выходит на рынок каждый год. Например, перед выходом смартфона «Iphone 4s» в продажу, был сделан предзаказ на 600 000 штук.)

-       Полноценный спрос (Объем спроса никогда не превышал объем предложения компании)

-       Понижающийся спрос (Этот вид спроса применителен к характеристике спроса определенной модели смартфона, т.к. с выходом новых изделий, как правило, спрос на устаревающие начинает снижаться)

-       Колеблющийся (Бесспорно, спрос на данные устройства изменяется во времени. Это зависит от того, что меняется финансовая ситуация в мире. Примером может служить рост Американской валюты в конце 2014 - начале 2015 года. Тогда спрос на гаджеты значительно вырос, т.к. люди боялись более серьезного повышения цен, однако, ситуация стабилизируется, и спрос становится менее ажиотажным. Также, изменение спроса во времени можно проследить с даты выхода первого смартфона. То есть спрос на рынке товара можно охарактеризовать как растущий. На графике ниже представлено количество проданных устройств в первые выходные их выпуска в продажу дохода покупателей и финансовой ситуацией в мире особенно это касается продаж за предел.

Рисунок 6: Динамика количества проданных устройств в первые выходные их выхода в продажу

Таким образом, можно сделать вывод, что спрос на рынке смартфонов, произведенных компанией «Apple» имеет ряд своих особенностей: во-первых, он охватывает большое количество потребителей по всему миру, во-вторых, он изменяется со временем как полностью, так и частично (на отдельные модели), в третьих, спрос на данный товар связан с уровнем дохода покупателей и финансовой ситуацией в мире (особенно это касается продаж за пределами границы Соединенных Штатов Америки).

2.3 Характеристика предложения на рынке товара


Говоря о характеристике предложения, я считаю, что нужно в первую очередь дать характеристику производству.Inc. (apple в переводе с англ. - «яблоко») - американская корпорация, производитель персональных и планшетных компьютеров, аудиоплееров, телефонов, программного обеспечения. Благодаря инновационным технологиям и эстетичному дизайну, корпорация Apple создала уникальную репутацию, сравнимую с культом, в индустрии потребительской электроники. На 2014 год компания занимает первое место в мире по рыночной капитализации.

Компания продаёт часть своей продукции через сеть принадлежащих ей розничных магазинов Apple Store (всего более 400) на территории США, Канады, Японии, Великобритании и других стран. А также занимается реализации различных товаров (не только своего производства) через свои онлайн-магазины (Apple Store (online), iTunes Store и App Store), которые в 2013 году принесли компании около $18,3 млрд.

Предложение на рынке смартфонов компании должно соответствовать высокому спросу, и, следует признать, что в этой сфере у компании нет проблем. По некоторым слухам, Apple специально создает атмосферу дефицита вокруг нового поколения своих смартфонов, дабы привлечь еще больший интерес к выпускаемым устройствам, однако нет никаких доказательств этих этой теории. Однако, данные о совокупных продажах смартфонов компании показывают, что производству удается удовлетворять постоянно растущий спрос потребителей.

Рисунок 7: Динамика количества проданных телефонов компании

Если проследить динамику изменения цены (в данном случае цены в начале продаж) и количества проданных товаров, то можно увидеть, как связаны эти два показателя - просмотреть закон предложения.

Рисунок 8: Динамика изменения стартовой цены товара в долларах США ($)

Таким образом, можно сделать вывод, что рынок смартфонов компании подчиняется закону спроса: при более высокой цене реализовывается большее количество товара. Тем не менее, даже в периодах спада цены, объем предложения не снижался. Я считаю, что причиной этого является бесконечно растущий спрос на продукцию компании.

2.4 Соотношение показателей спроса и предложения на рынке товара


Показатели спроса и предложения связаны на рынке любого товара. Рынок телефонов компании «Apple» не исключение.

При постоянно растущем спросе на продукцию, компания поддерживает объем предложения, удерживая закон спроса и предложения в равновесии: на рынке данных смартфонов нет дефицита, ведущего к росту его цены, а также нет избытка, который вел бы к снижению цены товара. На уровень цен же влияет не только спрос, но и постоянный выпуск новых моделей (что по моему мнению уместно отнести к предложению), вместе с изменением ситуации на мировом валютном рынке.

Графически, закон спроса и предложения на рынке данных смартфонов будет кардинально отличаться от классического представления - так же как и объем предложения, увеличивается объем спроса и эти показатели и они «сливаются» в одну линию (по оси абсцисс - цена товара, по оси ординат - количество товара):

Рисунок 9: Закон спроса и предложения на рынке товара

В качестве общей характеристики соотношения спроса и предложения на рынке смартфонов «Iphone», можно сказать, что эти показатели находятся в равновесии не только в настоящее время, но и находились в нем с момента продажи первых моделей. Таким образом, можно сделать вывод, что соотношение показателей спроса и предложения на рынке товара является довольно необычным: при росте цены спрос не только не уменьшается, но и уравнивается с предложением, образуя с ним одну линию на графике.


Глава 3. Перспективы развития спроса и предложения на рынке конкретного товара

3.1    Перспективы спроса и предложения на товар


На объем спроса и предложения, как мы убедились, влияет большое количество факторов, такие как: цена предлагаемого товара, качественные характеристики товара, уровень доходов потребителей, экономическая политика государства, уровень конкурентоспособности продукции и др. Поэтому, сложно учитывая все эти факторы делать прогнозы на будущее, особенно если учитывать сложившуюся экономическую ситуацию в мире. Однако, зная, что из себя представляет соотношение законов спроса и предложения на рынке данных смартфонов (а именно равные показатели, прямо пропорциональные друг другу), можно сделать вывод, что это соотношение может развиваться по двум направлениям: в сторону снижения объемов спроса и предложения или в сторону их увеличения.

Что же способно повлиять на развитие показателей спроса и предложения на рынке «яблочных» устройств? Как мы убедились ранее, один из главных факторов, влияющий на объемы спроса и предложения - цена, не оказывает особого влияния на рынке смартфонов компании. Если в будущем будет наблюдаться рост цены на продукты, то, существует большая вероятность, что будет возрастать и спрос, а также неразрывно связанное с ним предложение. Не стоит забывать, что с выпускном новых моделей, более старые снижаются в цене, что также увеличивает общий спрос на продукцию компании. Более того, в мире наблюдается тенденция роста доходов населения, а это значит, что все больше народу может позволить себе приобрести смартфоны компании (это доказывает постоянно растущее количество проданных товаров). Если говорить об качественных характеристиках товара, как об факторе, влияющим на объемы спроса и предложения, то и можно тоже сделать вывод о том, что показатели спроса и предложения на рынке товара не будут снижаться. Во - первых, компания старается улучшать характеристики товара и его качество с выходом новых моделей и модификаций. Во - вторых, огромное количество пользователей, признает операционную систему «iOS» совершенной в мире и не собирается от нее отказываться. Хотя, для некоторых пользователей смартфонов, продукты компании не обладают достаточными характеристиками, из-за чего они вынуждены искать на рынке более мощные аппараты. Изменение вкусов, привычек, моды, пристрастий и желаний потребителей, по моему мнению тоже ведет к росту показателей спроса и предложения на рынке продуктов компании «Apple», так как в настоящее время компания является законодателем этих вкусов, привычек и моды. Хотя, не стоит забывать и о возможности снижения спроса и предложения на товары Американской корпорации. Ввиду повышения цен на продукцию, некоторые потенциальные потребители, не способные позволить себе «Iphone», вынуждены искать себе альтернативу на рынке смартфонов. Считается, что приобретая продукцию компании, мы переплачиваем немалые деньги не только за популярное имя бренда, но даже и за упаковку и аромат. Те, кому не важно иметь у себя в кармане брендовый товар, приобретают аналогичные на других рынках, при чем товары, не сильно отличающиеся по техническим характеристикам, но стоящие в разы дешевле. По моему мнению, именно эти более дешевые товары могут «пошатнуть» постоянный рост показателей спроса и предложения компании, однако это произойдет не в ближайшем будущем.

В качестве вывода можно еще раз подчеркнуть, что продукты компании занимают лидирующие позиции на рынке смартфонов, спрос на них постоянно растет (точно так же, как и предложение), поэтому в ближайшем будущем не будет наблюдаться снижение этих показателей.

3.2   
Возможности товарозамещения


По моему мнению, о возможностях товарозамещения на российском рынке смартфонов не может быть и речи. Электронная промышленность в нашей стране почти совсем не развита, и уж тем более она не может создать продукт, конкурирующий с товарами компании «Apple». Однако, такие попытки имели место быть.

В декабре 2013 года был представлен новый смартфон, сделанный в России - «YotaPhone». Он имел свои особенности, которые могли бы заинтересовать потребителя, однако, показатели спроса не были высокими. В этом случае, я считаю, причиной являлась завешенная цена товара: на начало продаж она была установлена в отметке 19 000 рублей или 600$ (по курсу на декабрь 2013 года). Даже, несмотря на устаревание и непопулярность на рынке, а в результате и увеличение предложения и избытка продукта, цена смартфона не снижалась, а наоборот, повысилась из-за девальвации национальной валюты России. На следующем графике можно сравнить, сколько смартфонов разных производителей было продано по определенной цене после выхода товара на рынок.

Рисунок 10: Сравнение количества проданных товаров

Как мы видим из графика, показатели продаж смартфонов «Yotaphone» чрезмерно малы по сравнению с продажами смартфонов «Iphone», поэтому, в нашей стране не существует на данный момент возможности товарозамещения.

В качестве вывода по главе можно отметить, что как и на мировом, так и на Российском рынке на данный момент смартфоны компании «Apple» имеют высокие показатели спроса и предложения, и, скорее всего, эти показатели сохранятся и в будущем. Если в странах Юго-Восточной Азии и делаются довольно удачные попытки заменить столь популярный товар на рынке, то в России это исключено.

смартфон спрос предложение рынок

Заключение

Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует производитель, на стороне которого выступает предложение товара, и потребитель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами. Результатом взаимодействия спроса и предложения выступает рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой. Надо также отметить, что спрос выступает одним из самых важнейших факторов при формировании экономической стратегии предприятия, так как только производство, пользующихся спросом у покупателей товаров целесообразно и выгодно с экономической точки зрения.

В ходе выполнения работы, мною были решены все поставленные вначале задачи: я не только раскрыла смысл понятия закона спроса и предложения, но и описала его действие на примере рынка конкретного товара - смартфонов компании «Apple», как в настоящее время, так и в ближайшем будущем.

Спрос на рынке смартфонов, произведенных компанией «Apple», как мы убедились, имеет ряд своих особенностей: большое количество потребителей по всему миру, постоянный рост объема спроса. Более значимым оказался тот факт, что показатели спроса и предложения на рынке товара совпадают, не образуя избытка или дефицита.

Мобильные телефоны, произведенные компанией «Apple» заняли лидирующие позиции на рынке почти с самого момента создания первой модели, и до сих пор, во всем мире не наблюдается достойного конкурента, способного изменить показатели объема спроса и предложения на товар.

Список использованной литературы

1.   Амосова В.В., Гукасьян Г.М. Экономическая теория / В.В. Амосова, Г.М. Гукасьян. - М.: Эксмо, 2014.

2.      Герасименко В.В. Ценообразование / Герасименко В.В. - Инфра-М, 2012.

.        Максимова В.Ф. Экономическая теория / В.Ф. Максимова. - М.: Юрайт, 2014.

.        Федеральная служба государственной статистики

.        Википедия - свободная энциклопедия

Похожие работы на - Закон спроса и предложения на примере рынка смартфонов 'Apple Inc'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!