Теория и практика финансового стимулирования предпринимательства в России

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,92 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теория и практика финансового стимулирования предпринимательства в России

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего образования

"Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации"

(Финансовый университет)

Кафедра "Теория финансов"

Дисциплина "Актуальные проблемы финансов"




Научная работа на тему:

"Теория и практика финансового стимулирования предпринимательства в России"











Москва

"Малый и средний бизнес - во всех странах это локомотив экономики и путь реализации того творческого потенциала, который накоплен народами разных стран. Таким же он является и в России." - Александр Калинин, глава общественного объединения предпринимателей "ОПОРА Росии".

Действительно, для экономики рыночного типа характерно наличие предприятий малого и среднего бизнеса, доля которых в ВВП развитого государства доходит до 70-80%. Россия в данный момент времени находится пока только на этапе становления предпринимательства, то есть экономика работает по переходному принципу - новый тип экономики государства, характерный для стран, долгое время развивавшихся по административно-командному типу - таким образом Россия еще не снизила роль крупных предеприятий с государственным участием и не развила сектор предприятий малой и средней формации, на сегодняшний день доля таких предприятий в ВВП страны составляет 15-20 %. Чтобы понять значение предприятий малого и среднего бизнеса для развития экономики государства попробуем провести аналогию со средним классом в обществе:

-В развитых странах средний класс представляет собой костяк (основу) организации общества. Как правило к среднему классу относятся люди, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, наемные работники или занимающиеся предпринимательской деятельностью и имеющие доход превышающий прожиточный минимум в нескольео раз. Являясь самым многочисленным в обществе, он выполняет и самые важные функции:

.функция социальной прослойки между богатыми и бедными, т.е. выполняет роль некого передаточного механизма;

.научно-техническая функция - именно этот класс является "генератором идей", формулирующих принципы дальнейшего развития общества, экономики, законодательства и государства в целом;

.функция человеческого капитала, ее можно отнести к функции научно-технической, но в данном случае рассматривается отдельный индивид с его неповторимыми особенностями - средний класс формирует штат любого предприятия или направления государственной службы, т.о. каждый человек этого класса участвует в деятельности всего предприятия или службы и, благодаря своим знаниям и опыту, в конечном итоге определяет успех в какой-либо области всего предприятия или направления службы;

.функция производства-потребления, любой продукт или услуга от интелектуальной или иной деятельности среднего класса находит свое отражение в его потреблении богатого или бедного класса;

.функция сглаживания дифференциации между слоями населения в обществе - в любом развитом государстве структура общества имеет "ступенчатую" форму. Отсутсвие "ступеньки" среднего класса влечет за собой возникновение в обществе своего рода "камней преткновения" как социального характера, так и политического, способных в итоге привести к распаду государства.

Таким образом деградация или утрата среднего класса, как такого, делает невозможным дальнейшее развитие общества и старны в целом и "толкает" его на уровень развития, находящимся между рабовладельческим строем и феодальным.

-аналогично дела обстоят и в случае с предприятиями малого и среднего бизнеса, его значение обусловлено тем, что полноценное развитие таких предприятий является основой по поддержанию здоровой конкуренции внутри страны, а также необходимым условием повышения конкурентоспособности производимых на ее территории товаров и услуг на уровне мирового рынка. В условиях высокой монополизации значительного числа региональных рынков динамичные малые и средние предприятия являются важнейшими составляющими конкуренции - то есть становится тем инструментом, который способен сменить условия олигополистические на условия, характерные для совершенной конкуренции, т.к. малый и средний бизнес обеспечивает экономике необходимую гибкость, поскольку быстрее реагирует на появление новых рыночных ниш и новых потребностей в обществе. Кроме того, малый и средний бизнес во всех странах традиционно является важнейшей средой изобретения и дальнейшего внедрения инноваций, обеспечивая наряду с крупными компаниями успешное функционирование экономики страны. Особо важную роль субъекты малого и среднего предпринимательства играют в условиях экономического или финансового кризисов, т.к. вбирают в себя часть высвободившихся трудовых ресурсов и обеспечивают тем самым дополнительную занятость населения, это обусловленно тем, что крупные предприятия, исходя из эффекта масштаба, не могут рационально вести дела на производстве и, сталкиваясь с какими-либо потрясениями на рынке, не стремятся минимизировать свои потери путем внедрения новых идей и принципов ведения хозяйства. Плюс к этому крупные предприятия являются фирмами с низкими темпами оборота капитала и, вследствие этого, низкорентабельными - поэтому они в условиях кризиса, зачастую, прибегают к сокращению штата сотрудников. Малые предприятия, напротив, не могут позволить себе такой роскоши, как нерациональное ведение дел на производстве, поэтому более тщательно набирают персонал, в том числе уволенных с крупного производства работников.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. предусматривается вхождение России в пятерку стран-лидеров по объему ВВП, что означает переход страны на новый путь экономического развития. Приоритеиным является инновационный путь экономического развития, который требует от России создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности наших компаний, расширения их способности к работе на открытых мировых рынках в условиях жесткой конкуренции, поскольку именно бизнес без государственного участия является основной движущей силой экономического развития. Проблема развития малого и среднего бизнеса в период перехода от сырьевого к инновационному пути развития экономики приобретает специфический интерес. Кроме того, в условиях экономического и финансового кризисов, вопрос развития и поддержки малого и среднего бизнеса приобретает особое значение, так как именно он способен "смягчить" последствия кризиса, обеспечив дополнительную занятость и рост производства.

Какие же практические меры предусматривает правительство Российской Федерации по вопросам становления и поддержки СМП?

ноября 2014 года при встрече с Президентом РФ в Ново-Огарево по вопросам поддержки СМП вышеупомянутый Александр Калинин сформулировал следующие соображения по этому поводу - "Главной задачей "ОПОРЫ России" я вижу решение той задачи, которую Вы поставили в статье (газета "Ведомости") "Нам нужна новая экономика". Вы сказали, что новая экономика России - это экономика, где малый бизнес создаёт не менее половины рабочих мест. Причём это должны быть сектора интеллектуального, высокотехнологичного труда, работающего на глобальном рынке и экспортирующего свои товары и услуги. Мне кажется, что это и будет главной задачей "ОПОРЫ России" на ближайшее время." … "Для достижения этих целей предлагается двигаться, во-первых, к созданию новых рынков сбыта для малого бизнеса; во-вторых, это создание механизмов финансирования капитала для малого бизнеса; в-третьих, конечно, недопущение создания каких-то новых административных барьеров на пути развития малого бизнеса.".

То есть из выдержек видно, что основной упор делается на развитие интелектуальных и высокотехнологических направлений. Причина в том, что среди субъектов малого и среднего предпринимательства крайне низкий процент наукоемких и производящих отраслей - это видно из статистического отчета за 2014 год Федеральной службы государственной статистики по видам экономической деятельности предприятий малого бизнеса. Так на долю малых предприятий, занятых в сфере розничной и оптовой торговли, приходится практически 40% (38,8%) от общего числа зарегистрированных предприятий; на долю предприятий сферы оказания риэлторских услуг - 20,3%; в сфере производства - 9,5 %; в сфере сельского хозяйства - 2,6% и в сфере науки - только 0,75%, при общем числе СМП - 2103780.

Согласно "Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года" предполагается развивать малые и средние компании, потому что это является основным элементом экономической политики государства, способствующей поддержанию здоровой конкуренции и решению долгосрочных социальных задач. Предусматривается реализация комплекса мер, направленных как на стимулирование роста общего числа субъектов предпринимательской деятельности, так и на изменение отраслевой структуры малых и средних компаний, в том числе:

-сокращение относительного числа малых предприятий, занятых в сфере торговли - до 20% ;

-рост числа предприятий, занятых в таких сферах, как здравоохранение, ЖКХ, информационные услуги, наука - до 50%;

-рост компаний, занятых в строительстве и обрабатывающей промышленности, - в 4-5 раз (от 130 тысяч до 500 тысяч компаний).

Использование обозначенных выше направлений развития малого предпринимательства должно способствовать реализации стратегической цели диверсификации экономики Российской Федерации, что приведет к достижению следующих целевых показателей к 2020 году:

-доля малого бизнеса в ВВП - 30%

-доля малого бизнеса в занятости - 30%

-доля малого бизнеса в общем количестве действующих субъектов предпринимательства - 80%.

С 2009 года на воплощение тезисов, указанных в Концепции, по поддерже предприятий СМП ежегодно выделялись десятки миллиардов рублей. Эти средства на конкурсной основе распределялись между субъектами малого бизнеса по регионам.

Давайте снова обратимся к официальной статистике по видам экономической деятельности предприятий малого бизнеса, но на этот раз за 2011 год. Число предприятий, занятых в сфере розничной и оптовой торговли, составляет 39% от общего числа; в сфере производства - 9,3%; по оказанию риэлторских услуг - 20,8%; в сельском хозяйстве - 3,2% и в науке - 0,71%, при общем числе предприятий - 1836432. Путем несложных математических вычислений получаем:

.ощее число предприятий за 3 года возрасло на 13%;

.число СМП торговли сократилось только на 0,2%; в производстве возросло на 0,2%; наука продвинулась вперед лишь на 0,04%, а предприятия по оказанию риэлторских услуг и занятых в сельском хозяйстве сократилось на 0,5% и 0,6% соответственно.

В чем же причина такой "удивительной стабильности" - число предприятий растет, но при этом их отраслевая структура практически не меняется? Причин может быть несколько:

-слишком сложная процедура регистрации предприятия;

-не продуманная система налогообложения - издержки от уплаты налогов дают прямую зависимость от них цены конечного продукта;

-так как предпринимательство в нашей стране очень молодо и не развито, то отечественные производители пока не в силах составить здоровую конкуренцию иностранным;

-очень дорогой кредит для предприятий малого бизнеса.

апреля 2015 года Президент России Владимир Путин на заседании Госсовета по вопросам развития СМП сформулировал 11 требований по поддержке малого и среднего бизнеса:

1.Поддержкой малого и среднего бизнеса займется новое АО.

2.Вводится налоговый патент для физлиц и продлеваются льготы на покупку арендуемого помещения.

3.Создается реестр для господдержки бизнеса.

4.Сокращение согласований по стройпроектам и увеличение налоговых льгот.

5.Смягчение критериев для возбуждения уголовных дел по экономическим преступлениям.

6.Упрощение делопроизводства, внедрение мобильного учета и увеличение предельной суммы кредита.

7.Снижение количества платежей для бизнеса.

8.Увеличение количества занятых в предпринимательстве.

9.Прекращение необоснованных проверок бизнеса.

10.Допуск малого и среднего бизнеса к госзакупкам.

11.Сдерживания роста налога на имущество, финансирование развития бизнеса в регионах за счет поступления патентного налога из центра в региональные бюджеты, снятие бюрократических барьеров в регионах.

Вполне возможно, что данные требования помогут вывести предпринимательство в нашей стране на новый уровень, но на мой взгляд, не лишним будет ввести еще некоторый ряд мер, или усовершенствовать, а может быть и ужесточить уже существующие:

1.Предусмотреть систему кредитования для СМП с очень низкой процентной ставкой и более длительным сроком, примером может послужить Бангладешский социльный банк - "Gramin Bank" основатель данного банка Моххамад Юнус раскрывает принципы построения такой финансовой организации в своей книге "Создавая мир без бедности. Социальный бизнес и будущее капитализма".

2.Налоговые "каникулы" на 2-3 года (примером может послужить КНР - где новые предприятия освобождаются от уплаты налогов до выхода их на уровень безубыточности производства). Но по истечению льготного срока переход к реальной налоговой ставке должен быть не резкий, а постепенный (например, ИП платит полный налог, но по заниженной ставке 0,6 от реальной). Но при этом удержанная от налогов сумма должна использоваться только пополнения собственного аммортизационного фонда (ускоренная аммортизация) или инвестирования в собственное расширение, либо в сопутствующие отрасли (например, фермерское хозяйство инвестирует данные средства в производство удобрений).

3.Поощрение интенсивного производства, т.е. не за счет физического расширения, а за счет качественного (например, в США таким предприятиям при распределении субсидий отдается предпочтение).

4.Ввиду неравномерности распределения предприятий по отраслям - исключить государственную поддержку предприятий в отрасли, где большая процентная концентрация капитала, для того чтобы вызвать отток этого капитала в поддерживаемые отрасли с небольшой долей в них предприятий.

5.Налоги от СМП должны поступать в местные бюджеты - это позволило бы муниципальным образованиям более эффективно поддерживать малый и средний бизнес в собственном регионе.

6.Привлечение крупных предприятий к процессу становления СМП, т.е. формирование около гигантов "предприятий - спутников", которые бы оказывали услуги крупным предприятиям в тех сферах, на которые они сами вынуждены тратить средства (например, вывоз мусора и уборка на территории крупного предприятия, или создание столовых для питания персонала гиганта).

8.Государство, с целью повышения конкурентоспособности продукции своих производителей - СМП по отношению к импортным аналогам, должно создать на внутреннем рынке благоприятные условия (например, Великобритания делает таможенные пошлины на ввоз импортных товаров несколько выше, чем на вывоз своих собственных).

9.Создание специальных бюро бизнес - идей - не каждый придумавший может реализовать и не каждый реализовавший может придумать.

Государство не должно проявлять избирательности к вопросу поддержки и развитию собственных предприятий малого и среднего бизнеса, ведь СМП - это субъекты экономики, которые будут постоянно нуждаться в поддержке, а государство не должно забывать этого и в любых условиях, будь то кризис или подъем, оказывать им всестороннюю помощь. Ведь от того насколько развит данный сектор экономики зависит - сможет ли страна пережить очередной спад и выйти на новый уровень развития.

бизнес экономика предпринимательство налоговый

Литература

1.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;

2.Развитие малого и среднего бизнеса. Доклад директора департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития РФ;

3.www.kremlin.ru/events/president/news/47048;

4.www.vestifinance.ru/articles/56651;

5.www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/reform.

Похожие работы на - Теория и практика финансового стимулирования предпринимательства в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!