Теневая экономика в СССР

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,99 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теневая экономика в СССР

Негосударственное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кубанский социально-экономический институт

Специальность: Экономика и управление на предприятии (туризм и гостиничное хозяйство)

Предмет: Теневая экономика







КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Теневая экономика в СССР


Студент (ка) 3-го курса

Факультета Экономики и менеджмента

Ф.И. О. Музыченко О.А.

№ зачетки: 13-ЭМ/ЭУ/З-08

Преподаватель: Лукин В.К.



Краснодар 2016

Содержание

Введение

. Теневая экономическая деятельность советской бюрократии, ее причины, формы и результаты. "Бюрократический рынок". "Клановый социализм"

. Неформальное производство в советскую эпоху: черный рынок, теневая занятость

. Влияние "советского наследия" на развитие теневых отношений в постсоветской России

Заключение

Список используемых источников

Введение

Проблема теневой экономики возникла отнюдь не вчера. Она имеется во всех странах мира. Основные различия теневой экономики разных стран - это её удельный вес в реальной экономике. В европейских странах удельный вес теневой экономики не столь велик как в России. К примеру, если "теневая" составляющая ВНП развитых стран оценивается в 5-10%, то в России - около 50% в среднеотраслевом значении. В мировом списке из 85 стран Россия занимает 76-ю позицию и входит в большую "шестерку" стран с самой развитой теневой экономикой. В России наблюдается тенденция разрастания теневого сектора в экономике. И это не может не оказать пагубного влияния на все сферы экономической деятельности.

Термином "теневая экономика" логично обозначать всякую экономическую активность, не зарегистрированную официальными органами. За редкими исключениями (например, связанными с функционированием домашнего хозяйства), теневая экономика представляет собой систему общественных отношений, входящих в противоречие с законами и правовыми нормами, формальными правилами хозяйственной жизни. Иначе говоря, данная система находится вне рамок правового поля. В экономической литературе выделяется до десятка деяний, которые связывают с теневой экономикой. На самом деле УК РФ насчитывается их на порядок больше. Они предусмотрены более чем в 100 из 260 статей особенной части кодекса. Преступления, предусмотренные этими статьями, совершаются по мотивам корысти, наживы, прибыли (сверхприбыли) и могут рассматриваться как преступный бизнес, дающий теневой (чёрный, серый), неконтролируемый государством доход. Главный её признак - это скрытый характер.

Теневая экономика не является феноменом исключительно рыночной экономики с её либеральными правилами экономического поведения. Как это ни парадоксально, но в условиях жесткой командно-распределительной системы хозяйствования при социализме, с его ограничениями экономических свобод, существовал теневой сектор экономики". Одним из немаловажных факторов существования теневых отношений в современной России является наследие прошлого. Навыки неформального экономического поведения настолько глубоко укоренились в сознании миллионов советских граждан, что оно стало восприниматься как нечто "правомерное".

Целью моей работы является рассмотрение причины роста и развития теневой экономики в СССР. В процессе мне предстоит решить следующие задачи:

.обозначить причины, формы и результаты теневой экономической деятельности советской бюрократии;

2.рассмотреть неформальное производство советской эпохи;

.оценить влияние "советского наследия" на развитие теневых отношений в постсоветской России.

1. Теневая экономическая деятельность советской бюрократии, ее причины, формы и результаты. "Бюрократический рынок". "Клановый социализм"

В СССР с первых лет советской власти нелегальная хозяйственная деятельность определялась преимущественно рыночными отношениями, характерными для современных развитых стран. Они выражались в стремлении хозяйственных структур и индивидов вывести часть экономической деятельности из сферы финансового контроля. Поэтому уже с конца 1920-х годов в условиях нарастания процессов тотального огосударствления и административной централизации экономики, отсутствия гибкости экономических отношений и их отрыва от потребностей общества нелегальная деятельность стала быстро разрастаться. В этих условиях возникает необходимость появления негосударственного сектора экономики, базой для расширения которого послужил нарастающий дефицитный характер потребительской сферы и низкий уровень жизни населения.

В послесталинское время сформировался бюрократический или административный рынок, который подразумевал определенный порядок согласования между ведомствами.

Бюрократический рынок - это экономика согласований. В отличие от обычного денежного рынка товаров и услуг, на бюрократическом рынке происходит обмен не только и не столько материальными ценностями, но властью и подчинением, правилами и исключениями из них, положением в обществе и вообще всем тем, что имеет какую-либо ценность.

Предприятия уже не были пассивными получателями заданий сверху - они делали заявки на ресурсы и таким образом влияли на решение вышестоящих органов снизу. Заявки предприятий на ресурсы направлялись вверх по иерархической цепочке, пока не достигали органа, который имел право давать задания производителям. Задания распределялись между производителями, которые выдвигали встречные требования о выдаче им ресурсов. Таким образом, формировался бюрократический рынок как торг высших и низших звеньев. Высшие звенья в этом торге боролись за максимизацию заданий и минимизацию выделенных ресурсов, а низшие звенья преследовали прямо противоположные цели.

На бюрократическом рынке получить достоверную информацию еще сложнее, чем при нормальных рыночных отношениях.

Причины бюрократии:

§огромное количество согласований (речь идет о государственном аппарате);

§дисбаланс между целями и ресурсами, которые требуются для их достижения;

§отсталость в технике и технологии управления.

Негосударственный сектор экономики восполнял дефициты на потребительском рынке и одновременно провоцировал их рост. Он выступал как бы оборотной стороной несбалансированности в любых его проявлениях и в то же время способствовал развитию и процветанию организованных криминальных структур. Нарастание таких процессов в обществе привело в начале 1960-х годов к росту объёма теневой экономики в 3-5 млрд руб. в год. Решение возникших экономических проблем оказалось не под силу централизованной экономической системе, поэтому был официально допущен и узаконен негосударственный сектор экономики в виде потребительской и промысловой кооперации, личного подсобного хозяйства и подсобных промыслов. Его существование носило временный характер, поскольку, по мнению организаторов, оно постепенно должно быть изжито.

Однако, уже в начале 1960-х годов, когда была принята Программа КПСС, возможности развития официально разрешённого негосударственного сектора были ограничены и находились под пристальным контролем государства. Его деятельность не поощрялась, но и не запрещалась. Это привело к тому, что экономические "ниши" стала занимать запрещенная негосударственная производственно-хозяйственная деятельность, получившая впоследствии название "теневая деятельность". Она учитывала спрос и предложение в различных формах, устанавливая рыночные контакты одновременно с государственным и негосударственным секторами экономики. Они были вызваны необходимостью установления личных связей для получения материальных ресурсов и противозаконных сделок, поэтому отчасти являлись криминальными.

Переход теневой экономики в новое качество начался с 1970-х годов, когда устоявшийся дефицит товаров народного потребления создал предпосылки для широкомасштабных "спекуляций" и торговли "из-под прилавка".

Таким образом, в 1970-х - начале 1980-х годов теневая деятельность в СССР стала неотъемлемым элементом социально-экономической системы. В результате сформировалась экономика, параллельная официальной, без которой последняя в 1970-1980-е годы уже не могла нормально работать. Теневая деятельность в СССР превратилась в некий экономический институт советского общества. Она уже выполняла ряд важнейших хозяйственных функций, без которых официальная экономика не могла полноценно функционировать, главными из которых были две следующие:

§преодоление хозяйственных диспропорций (предприятия устанавливали неконтролируемые сверху горизонтальные связи, с помощью которых велась система стихийных обменов, преодолевалась нехватка ресурсов и т. д.)

§обеспечение социальной ниши для предприимчивых людей, которые не могли реализовать себя в официальных структурах с целью получения дополнительных доходов, которые не могла предоставить официальная экономика.

Большая часть теневых операций осуществлялась для решения критических проблем предприятия, предотвращения остановок производства, удержания людей на том или ином участке, внедрения нововведений, которые не были санкционированы сверху. В результате у хозяйственников под влиянием теневой деятельности сформировалась весьма разнородная совокупность мотивов, выступавшая дополнением к "официальной" мотивации и включавшая как более "высокие", так и более "низкие" мотивы, которые подавлялись официальной экономикой.

По данным НИЭИ при Госплане СССР, примерно 5/6 оказывающихся на "черном" рынке товаров приходилось на источники криминального характера, в том числе 1/3 на хищения, почти столько же - на вымогательство, поборы, незаконные встречные услуги, остальное - на спекуляцию и контрабанду. Гигантские потери от бесхозяйственности привели к тому, что в 1988 г. общие непроизводительные расходы и потери в народном хозяйстве находились в пределах от 580 до 629 млрд. рублей. Их доля в валовом общественном продукте составляла 38 - 40 %.

Лаконичное объяснение основной причины тотальной криминализации социалистического хозяйства дал американский экономист М. Олсон: если отсутствует частная собственность, то все граждане материально заинтересованы в разворовывании государственного богатства, но никто не заинтересован лично в его сохранении.

В 1980-е годы советологи вообще начали приходить к мнению, что за ширмой всеобщей планомерности и зарегулированности в СССР фактически скрывается экономическая система смешанного типа, в которой неформальное, неконтролируемое производство играет во многих отношениях не меньшую роль, чем производство официальное.

Изменение структуры экономической сферы, а также бесконтрольность и бесхозяйственность привели к тому, что теневая экономика, оставаясь незаконной, фактически вышла из тени.

Теневая экономика включала в себя три части.

Во-первых - "легкую", то есть хозяйственную деятельность, не контролировавшуюся властями, прямо не связанную с нарушением законов, но балансирующую на его грани, или же активность в сферах, которые закон не регламентировал вообще. Во-вторых - "среднюю", представлявшую собой нарушение советских законов, но легитимную в странах с рыночной экономикой. В-третьих - "тяжелую", связанную с прямым нарушением законов как советских, так и принятых в странах с рыночной экономикой.

К "легкой" теневой экономике относились, например, широко распространенная несанкционированная дополнительная занятость (так называемые "подснежники" - люди, числящиеся на работе, но реально не работающие, большую часть зарплаты которых получали и распределяли руководители работодатели) или деятельность "толкачей" - работников, выбивающих для своего предприятия дефицитные ресурсы; к "средней" - частное предпринимательство, валютные операции, бартерные сделки, оказание услуг за плату в частном порядке; к "тяжелой" - торговля наркотиками, воровство, коррупция, мошенничество, рэкет.

Таким образом, в СССР среди причин, спровоцировавших развитие теневой деятельности, можно выделить следующие:

§централизованно планируемая экономика, характеризующаяся наличием дефицитных товаров и услуг, что побуждало граждан заниматься незаконной деятельностью в целях удовлетворения своих потребностей и получения дополнительных доходов;

§общественная собственность на средства производства, предоставившая субъектам хозяйствования прямой доступ к государственным ресурсам, возможность приватизации прав на их использование в целях личного потребления материальных благ, производившихся в рамках государственных предприятий, бюджетных учреждений и кооперативов;

§виды свободной предпринимательской деятельности, появившиеся на определённых этапах существования социалистического строя и изживаемые им как чуждые для советского общества.

2. Неформальное производство в советскую эпоху: черный рынок, теневая занятость

В советское время теневая экономика охватывала такие виды хозяйственной деятельности, которые осуществлялись вне прямого контроля и санкций со стороны официальных органов управления партийных комитетов разного уровня, включая ЦК КПСС и его исполнительные органы; администрации предприятий; советов разного ранга и их исполнительных комитетов; министерств и ведомств; правительств страны и союзных республик. К числу распространенных теневых видов деятельности относились: бартерные обмены; несанкционированное совместительство (дополнительная занятость); поставки продукции "неприкрепленным" потребителям; неплановое строительство; выпуск неучтенной продукции помимо плановых заданий; запуск в коммерческий оборот материальных ресурсов, сэкономленных сверх официальных норм расходования сырья и материалов; деятельность "фарцовщиков"; оказание за плату или "по блату" услуг, которые должны были оказываться бесплатно; взятки при поступлении в вуз и за принятие любых других решений; валютные операции и т.п.

В советской научной литературе публикации о теневой экономике появились только в конце 80-х - начале 90-х годов. Западные ученные уделяли этой проблематике немало внимания. В их работах описаны основные виды теневой деятельности, коррупция и ее роль в советской хозяйственной системе и некоторые другие этапы экономической преступности. По вполне понятным причинам такие работы не могли базироваться на данных систематических эмпирических исследований, дать достаточно полную картину теневой экономики СССР. Однако в ряде работ содержались обобщающие оценки теневой компоненты советской экономики, представляющиеся вполне реалистичными. Так, по мнению Г. Офера и А. Винокура, в 1973 г. В СССР она составляла 3-4% от ВВП - ниже, чем в развитых странах с рыночным хозяйством.

Тем не менее, исследования, которые проводились с участием авторов в начале 80-х годов, позволяют сделать вывод, что практически все директора предприятий и большая часть линейных руководителей (начальники цехов, участков, мастера и др.) регулярно осуществляли деятельность в рамках "легкой" и "средней" теневой экономики. Прежде всего, это относилось к таким отраслям, как агропромышленный комплекс, строительство, нефтехимия, торговля, легкая и пищевая промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство. Можно сказать, что в работе руководителей этих отраслей была постоянная теневая составляющая. Самым распространенными видами теневой деятельности были бартерные обмены материальными ресурсами, продажа ресурсов (стройматериалов, горюче-смазочных материалов, продовольственных товаров и др.) "на сторону", взятки за принятие нужных "клиенту" управленческих решений, оказание услуг в частном порядке.

В 70-е - начале 80-х годов теневая деятельность СССР стала элементом социально-экономической системы, превратилась в экономический институт советского общества. Систематическое описание структуры теневой деятельности в советскую эпоху дано в работе А.Каценелинбойгена, в которой характеризуется три рынка - "серый", "коричневый" и "черный". Как экономический институт, теневая экономика обладала относительно стабильной социальной структурой, в её рамках люди имели определенный статус, играли конкретные социальные роли ("толкачей", рыночных торговцев, квартирных маклеров и др.) Все знали, что такие роли существуют, что они необходимы и без них производство нормально функционировать уже не может. При этом выполнявшие данные роли были определенным образом взаимосвязаны и их отношения опосредовались денежными потоками (нижестоящий платил деньги вышестоящему, который платил своему начальству и т.д.). В терминах того времени это называлось "круговой порукой". В результате сформировалась экономика, параллельная официальной, без которой последняя в 70-80-е годы уже не могла нормально работать. Иными словами, в советской хозяйственной системе теневая экономика выполняла важные функции. Главными из них было две.

Первая функция - экономическая, состоявшая в компенсации недостатков работы официальной советской экономики. Очевидно, что спланировать сверху всю экономическую деятельность нельзя. И чем более сложной и развитой становилась хозяйственная деятельность, чем сильнее была потребность в технологическом обновлении, тем сложнее было осуществлять директивное управление сверху. Поэтому в централизованном плановом хозяйстве постоянно возникали "диспропорции": на каком-то предприятии не хватало определенных ресурсов, другое имело ненапряженный производственный план и избыток соответствующих ресурсов. Предприятия устанавливали неконтролируемые сверху горизонтальные связи, с помощью которых подобные диспропорции преодолевались. Такая система стихийных обменов и составляла основу теневой экономики в плановом хозяйстве. В её рамках осуществлялись неформальные взаимодействия между руководителями и работниками различных рангов, обеспечивавшие функционирование этой системы.

Вторая функция - социальная. Она заключалась в обеспечении социальной ниши для предприимчивых людей, которые не могли реализовать себя в официальных структурах, не создававших в рамках общественной собственности ни мотивации, ни условий для работы многих людей в СССР, стремившихся самореализоваться, владеть собственностью и получать адекватное вознаграждение за свой труд. Даже если доля таких людей составляла всего лишь немногим более 1% населения страны, то их число превышало миллион человек. В действительности их было намного больше - к ним в той или иной мере относились большинство хозяйственных и партийных руководителей как внизу (на уровне предприятия), так и наверху (на уровне республиканских и союзных органов власти). Безусловно, дух предприимчивости и развитые потребительские ориентации этих людей не соответствовали официальной советской уравнительной идеологии, а их экономическое поведение нередко вступало в противоречие с требованиями финансовой дисциплины и законов СССР, что для многих из них заканчивалось тюремным сроком. Теневая же экономика предоставляла определенную отдушину для самой предприимчивой части советского общества и пусть в уродливой форме, но выполняла функцию обеспечения ее самореализации.

Большая часть теневых операций осуществлялась для решения критических проблем предприятия, предотвращения остановок производства, удержания людей на том или ином участке, внедрения нововведений, которые не были санкционированы сверху. И естественно, теневые операции проводились для того, чтобы получить такие доходы, которые не могла предоставить официальная экономика. Дефицитный характер экономики являлся главным, базисным основанием для существования ее теневого сектора. Государство не могло удовлетворить существовавший платежеспособный спрос на значительный объем товаров и услуг. Если не могло удовлетворить спрос государство, его удовлетворяла теневая экономика.

Далее И. Николаев в своей статье приводит интересную статистику. Если в начале шестидесятых годов объем теневой экономики оценивался специалистами в 3-5 млрд. рублей в год, то уже во второй половине восьмидесятых - в 70-90 млрд. рублей. Число занятых в этом секторе приблизилось к 30 млн. человек. Официально было зарегистрировано в 1985 г. в СССР 64 тыс. человек, занимавшихся частной практикой.

Расширение теневой экономики было вполне предсказуемо. Помимо фундаментальных причин существования и расширения теневой экономики, существовали и факторы, привнесенные необдуманной политикой властей. Как известно, в 1956-1960 гг. была фактически ликвидирована промысловая кооперация. Следствием этого стал мощный толчок к развитию теневой экономики. Выше отмечалось, что власти реально оценивали факт существования теневой экономики. Весьма характерной иллюстрацией данного утверждения является тот факт, что официально объемы подрядно-строительных работ в целом по стране планировались существенно выше, чем имевшиеся учтенные производственные и трудовые ресурсы. А каждый третий рубль, по оценке Т. Корягиной, не возвращался в банк, а обращался по каналам теневой экономики.

Свидетельством существования и развития теневой экономики являлся и факт наличия в нашей стране достаточно многочисленной прослойки "официальных" миллионеров. Оценки их общего числа расходятся весьма существенно: если по данным Минфина СССР в 1985 г. в стране насчитывалось около 400 миллионеров, то Т. Корягина называла цифру в 30 тыс. человек. И хотя последняя оценка представляется явно завышенной, можно утверждать, что в стране были, как минимум, сотни очень богатых людей. В их числе, несомненно, были люди, заработавшие эти деньги праведным путем: известные деятели культуры, к примеру. Но число таких людей могло измеряться десятками, но не сотнями и тысячами.

Основная часть "официальных" миллионеров заработала свои деньги в теневой экономике. Такой однозначный вывод следует из сопоставления следующих фактов. Считалось, что наивысшую официально установленную заработную плату в СССР имел президент Академии наук: 700 рублей - оклад, плюс 500 рублей - надбавка за академика. Итого получалось 1200 рублей. Сколько десятков лет пришлось бы работать президенту Академии наук, чтобы заработать миллион рублей?

Интересные данные, свидетельствующие, о значительном объеме теневой экономики, были приведены специалистами Всесоюзными института по изучению спроса населения на товары народного потребления и конъюнктуры торговли. По данным за 1985 г. половина владельцев личного автотранспорта покупали запчасти у частных лиц. А что касается стройматериалов для постройки садовых домиков, то практически все застройщики (9 из 10) покупали на стороне. Повсеместно на строительство дач использовалась государственная техника, естественно, неофициально.

С нарастанием кризисных явлений в командно-административной экономике росли и масштабы теневого сектора. Более того, под конец они стали увеличиваться стремительно. Вызвано это было, во-первых, нарастанием дефицитности экономики. Во-вторых, с конца 80-х годов государство не самым рациональным образом стало вводить экономические регуляторы (налоги, кредиты, цены и др.), что способствовало развитию теневой экономики. К примеру, заработная плата вышла из-под контроля, ее рост стал катализатором усиления несбалансированности на финансовом рынке. Одно время в конце 80-х самым высокооплачиваемыми работниками стали представители конструкторско-технологических организаций, так как по договорам они смогли "положить" себе такую заработную плату, за которую еще несколько лет назад надо было трудиться многие десятки лет. Разрешенные к развитию кооперативы с их возможностями использовать государственные производственные фонды и сырье и правом фактически свободно устанавливать цены также послужили хорошей основой для расширения теневого сектора экономики.

Теневая экономика в условиях административной экономики являлась необходимым компенсатором. Однако факт быстрого развития этого сектора свидетельствует о нарастании ситуации разрегулированности экономики в целом.


Навыки неформального экономического поведения настолько глубоко укоренились в сознании миллионов советских граждан, что оно стало восприниматься как нечто правомерное. А с переходом к рыночным отношениям деформация в сознании общества никуда не делась, а стала еще больше и как следствие этого масштабы теневой экономики тоже.

Сегодня теневая экономика охватывает почти все сферы жизнедеятельности россиян. С каждым годом теневой сектор разрастается и так тесно переплетается с легальным сектором, что уже трудно разграничить эти элементы экономической системы. И это в свою очередь влияет на внешнюю экономику нашей страны тоже. Постоянно ведется множество разговоров о путях преодоления этой проблемы. Но прежде чем начать решать эту проблему, следует проанализировать причины роста и развития теневой экономики в России

Главной причиной роста теневой экономики в России, по мнению многих исследователей, была "незавершенная либерализация". Иначе говоря, из всего набора "экономических свобод" (свобода конкуренции, свобода ценообразования и др.) одни были введены, другие - нет, одно делать было можно, а другое (так же необходимое для нормальной работы рыночного механизма, например, продавать и покупать землю) - нельзя. Добавим и еще одну причину. В тех сферах, свободу формально разрешили, отсутствовали её гарантии, защита со стороны государства. Наоборот, преобразования были проведены так, что сформировали у населения и деловых людей России "комплекс гиперприватности" - боязнь привлечь к себе, своей деятельности и своей организации внимание государства и должностных лиц даже тогда, когда никаких нарушений правил и законов не было. С начала преобразований возник раскол между государством и обществом, раскол, которого не было во времена горбачевской перестройки. Люди перестали доверять власти, у них возникло стремление полностью исключить какие либо контакты с государством и чиновниками. Население и деловые люди России стремились вступать с чиновниками, прежде всего, в неформальные отношения, как с частными лицами, а с государством иметь дело не как с формальной организацией, призванной выполнять властные функции, а как с множеством частных лиц, каждое из которых обладает определенной властью и может оказать частные услуги. Эта атмосфера, в свою очередь, благоприятствовала развитию теневой экономики и явилась следствием определенных особенностей реализованной в России реформы. Выделим из них шесть важнейших.

Первая особенность - возникновение делового тандема чиновника и предпринимателя. Преобразования были проведены так, что предприниматели попали в зависимость от чиновников. Произошла приватизация функций государства отдельными группами чиновников. Рыночные реформы предполагали резкое повышение частной хозяйственной активности людей и соответственно сокращение властных полномочий государства в экономике. В то же время эти преобразования способствовали значительному усилению неопределенности функций, прав, возможностей и ответственности государственных чиновников разного ранга. Они же, как люди, обладавшие самыми значительными по сравнению с другими социальными группами деловым опытом и инициативность, сумели с наибольшей выгодой для себя воспользоваться открывшейся экономической свободой. Они фактически приватизировали свои рабочие места и стали выполнять должностные обязанности (или не выполнять их), насколько это отвечало их частным экономическим интересам. В результате, когда предприниматель обращается к государству за защитой своих интересов, он её от органов власти не получает. Тогда деловой человек нанимает в частном порядке сотрудников какой-нибудь государственной спецслужбы или правоохранительных органов и напрямую платит им деньги, как работникам своей фирмы. В своей деятельности люди фактически стремятся игнорировать государство и действуют так, так как будто его не существует. Уплата же налогов рассматривается населением как двойное налогообложение, поскольку все покупают государственные услуги в частном порядке, в конкретном объеме, который требуется тому или иному предпринимателю или другому частному лицу. В обществе формируется соответствующая социально-психологическая атмосфера, когда уклонение от уплаты налогов - норма, следование которой не осуждается.

Важная особенность рыночных преобразований в России состоит в том, что чиновники используют свои рабочие места (точнее, власть и информацию, с ними связанные) как один из ресурсов для частного предпринимательства. Ясно, что осуществляемое ими предпринимательство носит теневой характер так же, как и предпринимательство частных фирм, являющихся их партнерами по бизнесу.

Вторая особенность - чрезмерно большая роль государства в экономике. Она находит свое выражение в двух формах. Во-первых, в сохранении значительного государственного сектора без прежних экономических и правовых ограничений. Весьма велика доля госсектора в промышленности (большая часть военно-промышленного комплекса). Де-факто осталась государственной существенная часть энергетики, топливно-энергетического комплекса. Естественно, госсектору требуется прямые или косвенные дотации из бюджета. В свою очередь, на основе распределения бюджетных дотаций вырастает особый сектор теневой экономики, когда высокооплачиваемые чиновники через систему "дружественных" им фирм разворовывают или "прокручивают" государственные деньги. Далее эти деньги "отмываются", вкладываются в экономику или переводятся за рубеж и т.д.

Во-вторых, в чрезмерном и практически бесконтрольном вмешательстве государства в экономическую деятельность. К ней относится создание государственных, полугосударственных или негосударственных "уполномоченных" компаний, через которые частные фирмы обязаны выполнять какие-либо насущные функции (скажем, создание муниципального банка, через который все организации региона обязаны осуществлять расчеты с бюджетом, энергетиками, железной дорогой и др.) Функционирование компании подобного типа - источник теневой активности, так как предприниматели, стремясь получить разрешение на свою деятельность или желая обойтись без "уполномоченных", вынуждены им платить.

Другой источник теневых отношений - лицензирование разных видов хозяйственной деятельности. Оно ставит частные фирмы в зависимость от органов власти и отдельных чиновников и дает последним большие возможности для извлечения теневых доходов. Достаточно распространенная практика - выдача лицензий на какую-нибудь деятельность частным фирмам (например, аптекам) так, что получившие их становятся монополистами в одном из районов города. Ясно, что для "обхода" этого положения конкуренты вынуждены платить. Наконец, упомянем и прямое силовое подавление конкуренции органам власти в пользу "дружественных" им компаний. Часто это делается в самых прибыльных отраслях (в торговле бензином, металлами, нефтью, в строительстве), когда деятельность конкурентов подавляется с помощью милиции, налоговой полиции, проверок состояния экологической и противопожарной безопасности, запрещения землеотвода или сдачи земли в аренду и т.п. В таком случае органы власти производят принудительное распределение рыночных ниш, отдавая самые выгодные секторы рынка "дружественным" фирмам, которые, в свою очередь, отчисляют в пользу этих органов и/или отдельных чиновников часть полученной сверхприбыли.

Вмешательство государственных органов в экономику всегда ведет к искусственному неравенству в положении различных частных фирм, всегда (прямо или косвенно) приносит выгоды одним и приводит к потерям у других. Значит, оно стимулирует обратное влияние частного бизнеса на государственные органы с целью компенсировать потери (у одних) и увеличить выгоды (у других). В российских условиях, когда нет общепризнанных цивилизованных законов, традиций и этики во взаимоотношениях бизнеса и государства, это неизбежно ведет к росту теневой активности (к подкопу чиновников или, наоборот, их заказным убийствам, если их действия могут лишить фирму доходов и т.п.). В результате чрезмерное вмешательство государства в экономику при его слабости и зависимости от различных групп интересов порождает благоприятные условия для роста теневой экономики.

Третья особенность - сохранение прежних (характерных для советской системы) форм монополизма и появление новых. Первые связаны с деятельностью государства. Так как государство сохранило прямой контроль над работой ряда секторов экономики, это создает монополизм, порождающий теневую активность. Например, сохранение государственного контроля над золотодобычей (как и над добычей большинства видов полезных ископаемых) и ограничение доступа туда частного капитала служат источником существования черного рынка торговли золотом, оборот которого составляет многие десятки, а возможно, и сотни килограммов в год.

Еще один источник монополизма - деятельность бывших министерств, ведомств и их подразделений. Хотя формально РАО "Газпром", РАО "ЕЭС России" и т.п. - негосударственные структуры (по крайней мере они не являются "унитарными казенными" предприятиями, к деятельности которых не допускается частный капитал), они сохранили прежние связи и влияние в госаппарате, доступ к конфиденциальной государственной информации. Однако сейчас они не связаны прежними ограничениями, касающимися государственных ведомств. Это - квазичастные фирмы, представляющие собой гибрид частной компании и государственного ведомства. Такие компании регулируют целые секторы современной экономики России. Особенно много их в самых прибыльных сферах - в добыче и продаже топливно-энергетических ресурсов и во внешнеэкономической деятельности. Некоторые из них обладают финансовой мощью, сопоставимой по размерам с бюджетом небольшого европейского государства. Они почти автономны и включают набор организаций, позволяющих им реализовывать все функции, которые традиционно выполняют государство и общество - от газет и телекомпаний до частных армий и сельскохозяйственных предприятий. В силу этих особенностей они практически закрыты от общественного и государственного контроля, что дает широкие возможности для развития теневой деятельности. К числу самых распространенных её видов относятся уклонение от уплаты налогов, незаконное укрывание части валютной выручки за рубежом и манипуляции с векселями и акциями, выпускаемыми такими компаниями.

В то же время между квазичастными монополиями и правящими группировками существует определенный "социальный договор". Последние в периоды относительной политической стабильности закрывают глаза на теневую активность монополий, позволяя им сравнительно (с другими секторами кризисной российской экономики) неплохо существовать, фактически снижая налоговое бремя и разрешая осуществлять сомнительные операции на финансовых рынках. В периоды же обострения политической ситуации (например, во время президентских или парламентских выборов, угрожающего роста неплатежей, всплеска забастовочной активности и т.д.) правящие группы берут с них плату за сохранение социально-политической стабильности и консервацию сложившегося режима власти, создающего, в свою очередь, благоприятные условия для существования монополистов. Подобный симбиоз нынешних правящих группировок и крупнейших квазичастных монополий предполагает значительный объем теневой экономической активности, так как без нее невозможно создание скрытого от общества "фонда стабильности", расходуемого в чрезвычайных политических ситуациях.

Новая форма монополизма - монополизм "снизу" как надстройка над частной рыночной активностью. Это система "крыш" ("крыша" - неформальная группировка, осуществляющая контроль над определенным сегментом рынка), которые делят между собой тот или иной рынок. Ясно, что как сама деятельность "крыш", так и активность связанных с ними фирм имеет значительную теневую составляющую.

Четвертая особенность - чрезвычайно высокий уровень налоговых изъятий и репрессивный характер системы налогообложения, одинаково расценивающей уклонение от уплаты налогов и ошибку их исчисления. Такая система, при которой, по различным оценкам, изымается 60-86% прибыли, а частная фирма не имеет правовой защиты перед государственной налоговой инспекцией - одно из следствий ситуации, когда в условиях экономической либерализации государство стремится сохранить "командные высоты" в экономике и контролировать основные финансовые потоки. В результате в стране сформировалась стойкая привычка к уклонению от уплаты налогов и переводу значительной доли деловой активности в "тень". В принципе уже одной этой черты достаточно для взрывного роста теневой деятельности.

Пятая особенность - асоциальный характер рыночных преобразований в России. Рыночные реформы лишили миллионы людей привычных социальных ниш, уровня жизни и сбережений. Хотя цены были "отпущены", введена свободная торговля и реализован ряд других мер по либерализации экономики, механизмы экономического отбора не были созданы.

Шестая особенность - внеправовой характер экономических преобразований, обусловленный тем, что реальное поведение населения и властей в период реформ лишь в малой степени регулируется формальными законами. В эффективной работе правоохранительной системы не заинтересованы, прежде всего, правящие группировки.

Итак, разрастание теневого сектора в России обусловлено, прежде всего, ломкой старой системы госконтроля, неразвитостью новой рыночной инфраструктуры и культуры поведения, низким уровнем управления, нестабильность политической и экономической ситуации в стране. Должно пройти еще немало времени, чтобы сгладились те экономические деформации, которые произошли при переходе от командно-административной системы к рыночной. А также от многих экономических преобразований, которые исказили представление о роли и функциях государства в рыночной экономике.

Заключение

Сегодня теневые процессы в экономике захлестнули Россию. И естественно, что ни отдельным специальным "постановлением", ни репрессивными методами излечить нашу страну от этой болезни невозможно. Необходим комплексный подход к борьбе с данным негативным явлением, основанный на сочетании экономических, юридических и административных мер, направленных на преодоление причин криминальных и теневых процессов.

В настоящее время в России сложились два основных подхода к решению проблем теневой экономики.

Первый - либерально-попустительский - обозначился в начале 90-х годов прошлого века. Он был вызван установкой тогдашнего правительства молодых реформаторов на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Результаты налицо: образование мощных финансово промышленных групп-кланов, тесно связанных с высшими эшелонами власти, с одной стороны, и подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего, малого бизнеса - с другой. Параллельно наращивалась теневая составляющая экономики.

Другой подход - репрессивный - возник как реакция на вопиющие негативные явления, связанные с реализацией радикально-либеральных идей. Он предполагает общее ужесточение законодательства, а также расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговых служб и Министерства финансов РФ: улучшение их взаимодействия, формирование системы тотального контроля.

В качестве яркого примера попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать попытку принятия Государственной думой в первом чтении представленного Министерством финансов РФ законопроекта " О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам". Государство, будучи не в состоянии зарегистрировать доходы граждан, стремится поставить под контроль расходы. Предполагается выявить реальные доходы состоятельных групп населения, принудить их показать источники сокрытых средств и собрать невыплаченные налоги. При этом не принимаются во внимание общие экономически условия хозяйствования и те причины, которые вынуждают предпринимателей скрывать свои капиталы.

Негативны и социальные последствия применения преимущественно репрессивных методов. Власти могут столкнуться с сопротивлением не только "теневиков-хозяйственников", но и значительной части наемных рабочих и служащих, получающих теневые доходы.

Эти подходы к регулированию экономических отношений характеризуются несистемностью, размытостью, слабой прогнозируемостью конечного результата, фрагментарностью воздействия на социально- экономическую ситуацию, неоптимальностью достижения поставленной цели. бюрократия теневой занятость социализм

Прежде всего, важно привести в устойчивое состояние всю экономическую систему России: именно экономическое равновесие предопределяет стабильность общества. Следует обратить внимание на создание рыночной инфраструктуры - нормально функционирующие рынки факторов производства предопределят развитие нормальной конкуренции в реальном секторе экономики. Определенной корректировки требует экономическая политика государства. Дальнейшая либерализация нужна именно там, где она необходима - нельзя мешать развитию бизнеса неразумными налогами, пошлинами, лицензиями и т. п. В то же время следует жестче контролировать жизненно важные для страны сферы экономики. При этом решающим фактором является установление четких и понятных "правил игры" между государственными структурами и частными хозяйствующими субъектами. И, естественно, требует продолжения уже начатая в России борьба с коррупцией. По самым оптимистичным оценкам у нас регистрируется не более 1% реального взяточничества. По данным Фонда ИНДЕМ, сумма взяток, получаемых чиновниками от предпринимателей (деловая коррупция), оценивается в 33,5 млрд. долларов, а от граждан (бытовая коррупция) - почти в 3 млрд. долларов. По рейтингу коррумпированности на первом месте - политические партии, на третьем - Государственная дума, на четвертом - правоохранительные органы и т. д., то есть те, кто должен бороться с коррупцией.

Первопричиной, создающей возможности для противоправных действий, являются пробелы в законодательстве. Недостаточное отражение экономической сущности многих негативных явлений приводит к тому, что не отработаны не только процедуры их определения, но и доказательства противоправных действий.

Необходимо уточнение понятийного аппарата: "налоговая преступность", "организованная преступность", "криминальная деятельность", "теневой сектор экономики", с тем чтобы не только дать правильную юридическую квалификацию этим явлениям и определить, к компетенции какого ведомства они относятся, но и раскрыть экономическую сущность экономической преступности и теневой активности.

И, конечно же, необходимы научные подразделения, которые осуществляли бы мониторинг деформаций, возникающих в экономике, могли бы прогнозировать изменения теневого рынка, а так же оперативно разрабатывать предложения по совершенствованию методов расследования преступлений, связанных с криминальной экономической деятельностью.

Список используемых источников

.Воеводина Н.А., Дусенбаев АА. Экономическая история России. - М.: Юстиц-Информ, 2010. - 190 с.

2.Гайдар Е. Смуты и институты. - М.: Литрес, 2015. - 320 с.

.Кабанов П.А. Политическая коррупция в России: понятие, сущность, причины, предупреждение: Монография. - Нижнекамск: Нижнекамский филиал МГЭИ, 2013. - с 174.

.Кормишкина Л.А. Теневая экономика: учеб. пособие для вузов / Л.А. Кормишкина, О.М. Лизина. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2013. - 136 с.

.Кудров В.М. Мировая экономика: учебник. - М.: Юстицинформ, 2009. - 512 с.

.Миропольский Д.Ю., Максимцев И.А., Тарасевич Л.С. Основы теоретической экономики: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2013. - 512 с.

.Пескова Д. Теоретические подходы к исследованию и оценке теневой экономики // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2013. - № 2. - 49-50 с.

Похожие работы на - Теневая экономика в СССР

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!