Контролируемые
показатели качества
|
Исполнитель
|
Органолептические
показатели
|
Ежесменно
|
Лаборатория ООО
ПГ "Русский хлеб"
|
Массовая доля
влаги
|
Ежесменно
|
|
Щелочность
|
Не реже одного
раза в полугодие
|
|
Содержание
сахара
|
Один раз в
неделю
|
|
Содержание жира
|
Один раз в две
недели
|
|
Микробиологические
показатели: КМАФАнМ, БГКП, Дрожжи, Плесени. S. aureus - для сдобного с начинкой
|
Каждое
наименование не реже одного раза в квартал
|
|
Микробиологические
показатели: сальмонеллы
|
Не реже 1 раза
в год
|
Испытательная
лаборатория пищевой продукции и продовольственного сырья ФБУ
"Магнитогорский ЦСМ"
|
Токсичные
элементы
|
Не реже одного
раза в год
|
|
Микотоксины,
пестициды
|
Не реже одного
раза в год
|
|
Радионуклиды
|
Не реже одного
раза в год
|
|
Рекомбинантная
ДНК характерная для ГМО
|
Не реже одного
раза в год
|
ФБУЗ
"Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области"
|
5.
Организация работ по управлению качеством
В современных условиях недостаточно лишь производить
продукцию, соответствующую установленным требованиям по качеству. Предприятия
должны обеспечить уверенность потребителя в своей способности производить
продукцию определенного уровня качества и представить ему соответствующие
доказательства. С этой целью на предприятии ООО Продовольственная группа
"Русский хлеб" разработана и внедрена система менеджмента качества,
которая сертифицирована в установленном порядке на соответствие требованиям
стандарта ИСО 9001. Документация СМК ООО Продовольственная группа "Русский
хлеб" включает:
политику и цели в области качества;
- руководство по качеству;
СТО, ПСП и ДИ;
ТУ, ГОСТы, ОСТы;
технологическую документацию, положения, БП,
методики, инструкции, организационно-распорядительная документация;
записи по качеству.
Виды документов СМК представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Виды документов системы менеджмента качества
5.1 Политика
и цели в области качества
Политика в области качества используется как средство
управления предприятием с целью постоянного улучшения деятельности предприятия,
направленной на удовлетворение потребностей и ожиданий потребителей.
Политика в области качества является составной частью
Руководства по качеству, разработана руководством ООО Продовольственная группа
"Русский хлеб", оформлена документально и подписана директором
(управляющим директором) ООО Продовольственная группа "Русский хлеб".
Политика в области качества представлена в приложении Б. Политика в области
качества соответствует целям организации, включает обязательство постоянно
совершенствовать СМК.
При формировании политики руководство ООО Продовольственная
группа "Русский хлеб" исходит из следующего принципа: стратегическое
направление деятельности предприятия - создание устойчивого авторитета своей
продукции за счет стабильного качества, реагирования на изменение требований
потребителя, завоевание рынка сбыта и упрочение экономического положения ООО
Продовольственная группа "Русский хлеб".
Предложения по содержанию политики в области качества
разрабатывают руководители и специалисты структурных подразделений. Порядок
формирования, реализации и актуализации политики в области качества представлен
на рисунке 3.
Цели в области качества разрабатываются руководством ООО
Продовольственная группа "Русский хлеб" на основе политики в области
качества.
Цели в области качества, определенные на уровне всего
предприятия и направленные на выполнение требований, запросов и ожиданий
потребителей, обеспечивают основу для постановки целей перед процессами и
подразделениями.
Цели в области качества доводятся до сведения всех
подразделений предприятия посредством рассылки в соответствующие подразделения
и последующего ознакомления.
Цели в области качества должны быть измеримы и
актуализированы. Актуализация и анализ целей проводится по достижении
поставленных целей на Совете по качеству, но не реже 1 раза в год. При
проведении анализа рассматриваются все пункты принятых целей и при достижении
положительного результата разрабатываются новые. При отрицательном результате
по какому-либо пункту выясняются причины, мешающие достигнуть запланированного
результата, и разрабатываются мероприятия по устранению причин [1, 3].
Рисунок 3 - Порядок формирования, реализации и актуализации
политики в области качества
5.2
Руководство по качеству
Руководство по качеству описывает систему менеджмента
качества (далее СМК) ООО Продовольственная группа "Русский хлеб",
разработанную в соответствии с требованиями ГОСТ ISO 9001-2011, с учетом
специфики предприятия. Предназначено в качестве справочника для обеспечения
эффективного функционирования системы качества, реализации и совершенствования
ее требований с учетом запросов потребителей. Используется для управления и
обеспечения качества.
Руководство по качеству распространяется на деятельность всех
подразделений, должностных лиц и работников предприятия, связанных с
планированием и производством продукции, проведением контроля и обеспечением
производства сырьем и материалами, сбытом продукции.
Руководство по качеству предназначено для внутреннего
пользования в качестве путеводителя по системе менеджмента качества, а также
для представления системы менеджмента качества ООО Продовольственная группа
"Русский хлеб" сертифицирующим и инспектирующим органам, потребителям
продукции ООО Продовольственная группа "Русский хлеб" и другим
заинтересованным организациям.
Система менеджмента качества ООО Продовольственная группа
"Русский хлеб" создана на основе разработанной бизнес-модели
предприятия, и распределения ответственности, полномочий и ресурсов по бизнес -
процессам.
Схема, демонстрирующая взаимосвязь и взаимодействие процессов
СМК, а также реестр процессов, приведены в приложении А.
Каждый бизнес - процесс характеризуется своим объектом
управления, в рамках каждого из которых реализуются соответствующие функции
управления.
Для обеспечения управляемости перед всеми процессами
поставлены цели, определены критерии удовлетворенности потребителя.
Осуществляется планирование деятельности по достижению этих целей, мониторинг
запланированной деятельности, проводится анализ результатов деятельности, с
периодичностью один раз в квартал, осуществляется сравнение результатов с
поставленными целями, по результатам анализа намечаются корректирующие действия
и действия по улучшению процессов [3].
5.3
Управление документацией
Управление документацией включает:
согласование и утверждение документов перед их
выпуском;
- анализ и актуализацию по мере необходимости,
переутверждение документов;
идентификацию изменений и статус пересмотра
документов;
рассылку и наличие документов на местах их
применения;
изъятие из обращения устаревших документов, их
замена;
сохранение документов четкими и легко
идентифицируемыми.
Управление документацией СМК осуществляется в соответствии с
требованиями СТО СМК 4.2.3 - 01 - 10 "Система менеджмента качества.
Управление документацией". Данный стандарт устанавливает порядок
управления документацией системы менеджмента качества ООО Продовольственная
группа "Русский хлеб", а также устанавливает общие требования к
организации разработки, оформлению, согласованию, утверждению, регистрации,
выдаче, хранению, внесению изменений и отмене внутренних документов системы
менеджмента качества предприятия и распространяется на все документы системы
менеджмента качества, используемые на предприятии.
Управление документацией СМК предусматривает следующие этапы:
- планирование разработки, принятие решение
о разработке;
- разработка проекта документа;
- согласование документа;
- утверждение документа;
- регистрация документа;
- тиражирование документа;
- рассылка копий документа пользователям;
- ознакомление пользователей с документом;
- внесение изменений.
Необходимость разработки документов СМК может быть
определена:
- на основании предложений сотрудников
предприятия;
- в качестве меры предупреждающего или
корректирующего характера.
Решение о разработке документа СМК, включая назначение
ответственных исполнителей и сроки разработки документа, принимает руководитель
(заместитель руководителя) ООО Продовольственная группа "Русский
хлеб". Данное решение утверждается посредством издания соответствующего
приказа.
Подготовка проекта документа ведется ответственным
исполнителем - руководителем структурного подразделения ООО Продовольственная
группа "Русский хлеб". В зависимости от назначения, специфики и
предполагаемого объема документа к его разработке могут привлекаться сотрудники
тех подразделений, деятельность которых попадает под область применения данного
документа.
В процессе разработки проекта документа должны быть
определены:
- документы на основании и/или в развитии
требований, которых разрабатывается документ;
- взаимосвязь данного документа с другими документами
СМК ООО Продовольственная группа "Русский хлеб";
- ответственность, обязанности и полномочия
сотрудников, задействованных в выполнении требований данного документа.
Ответственность за наличие действующей документации в
подразделении несет руководитель подразделения.
В ООО Продовольственная группа "Русский хлеб"
осуществляется ведение целого ряда записей о качестве, требуемых ГОСТ ISO
9001-2011. Порядок управления записями о качестве установлен в СТО СМК 4.2.4 -
01 - 11 "Система менеджмента качества. Управление записями о
качестве" [5].
6.
Организация работы производственно-технологической лаборатории
На предприятии ООО Производственная группа "Русский
хлеб" действует производственно-технологическая лаборатория, которая
является самостоятельным структурным подразделением. В своей работе лаборатория
руководствуется уставом предприятия, руководством по качеству, должностными
инструкциями, а также нормативной и технической документацией,
законодательством РФ [6].
6.1 Основные
задачи
Основные задачи производственно-технологической лаборатории:
обеспечить соблюдение установленных технологических
процессов, технологической дисциплины и режимов производства;
- обеспечить технологический контроль основного и
дополнительного сырья и готовой продукции;
проводить работу по формированию ассортимента
выпускаемых изделий в соответствии со спросом, сокращение ассортимента слабо
реализуемой продукции предприятия;
обеспечить разработку и реализацию мероприятий по
предупреждению брака и повышению качества изделий [6].
.2 Основные
функции
При выполнении своих функций лаборатория взаимодействует с
руководством предприятия и со всеми структурными подразделениями, а также с
внешними организациями. Для осуществления своей деятельности поддерживает
непосредственную связь с научно-исследовательскими организациями, предприятиями
по вопросам разработки и внедрения новых видов продукции, сырья и оборудования.
Лаборатория выполняет следующие функции:
На основе плана производства и действующей
нормативной документации отдел разрабатывает план и режим технологического
процесса для каждого сорта изделия, которые утверждаются директором
предприятия.
- Осуществляет технологический контроль основного и
дополнительного сырья и готовой продукции.
Контролирует правильность соблюдения
технологического режима в производстве.
Изучает причины отдельных недостатков качества
изделий и разрабатывает мероприятия по их предотвращению.
Разрабатывает и внедряет новые виды изделий.
Участвует во внедрении новых (модернизированных)
средств измерений, испытательного оборудования, технологического оборудования и
передовой организации производства.
Внедряет новые приборы, аппаратуру, следит за
исправностью вспомогательного оборудования, внедряет новые методы контроля
технологического процесса, сырья и готовой продукции.
Ведет работу по стандартизации, осуществляет
контроль за внедрением и соблюдением утвержденных стандартов, проводит
актуализацию нормативной документации.
Проводит работу по сертификации продукции.
Принимает активное участие в разработке и внедрении
требований стандарта ИСО серии 9000 и подготовке к сертификации системы
менеджмента качества на предприятии.
Выполняет цели в области качества, поставленные
перед подразделением.
Следит за своевременной поверкой средств измерения,
не допускает к работе не поверенные и не аттестованные приборы.
Проводит дегустацию новых видов продукции.
Проводит своевременное техническое обслуживание
применяемого оборудования [6].
6.3
Организационная структура
Производственно-технологическая лаборатория функционирует
согласно схеме, приведенной на рисунке 2.
Рисунок 2 - Организационная структура
производственно-технологической лаборатории
Заключение
За время прохождения второй производственной практики на предприятии
ООО Продовольственная группа "Русский хлеб" были закреплены и
расширены теоретические знания, полученные при изучении общетехнических и
специальных дисциплин, приобретены практические навыки работы с
нормативно-технической документацией, действующей на предприятии, изучен
технологический процесс производства продукции, рассмотрен ассортимент
выпускаемой продукции и показатели качества продукции, усвоен процесс
организации производственного и статистического контроля на предприятии.
Также в процессе прохождения практики была всесторонне
изучена система менеджмента качества, внедренная на предприятии, и проведена ее
проверка на соответствие требованиям стандарта ИСО 9001 - 2011.
В течение всей практики со стороны руководства и работников
предприятия была оказана помощь в усвоении и закреплении полученных
практических знаний.
Список
использованных источников
1.
ГОСТ ISO 9001-2011 Системы менеджмента качества. Требования [Электронный
ресурс]. - Введ. 2013-01-01. - М.: Федеральное агенство по техническому
регулированию, 2011. URL: #"874143.files/image005.gif">
Приложение Б
Политика в области качества
ДЕВИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ:
"Качество - это ответственность каждого работника за
результаты своего труда и успех предприятия в целом"
ООО Продовольственная группа "Русский хлеб"
является Российским предприятием с устоявшимися традициями и профессионально
работающей командой единомышленников
НАШИ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ:
. Непрерывное улучшение условий труда, постоянный рост,
развитие и повышение управленческих навыков персонала;
. Расширить деятельность ООО Продовольственная группа
"Русский хлеб" в регионах России и странах ближнего зарубежья;
. Обеспечить конкурентоспособность ООО Продовольственная
группа "Русский хлеб" среди организаций, оказывающих аналогичные
услуги, путем поддержания деятельности на высоком уровне;
. Постоянно увеличивать объем предоставляемых потребителям
услуг, отвечающих по качеству запросам и ожиданиям заинтересованных сторон.
ПРИНЦИПЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ:
Стремиться к полному удовлетворению требований клиента, а
именно работать по индивидуальному пожеланию клиента;
Мотивация всего персонала к повышению качества;
Обновление и усовершенствование оборудования;
Постоянно предлагать гибкую систему скидок на поставляемую
продукцию;
Расширять спектр услуг с учетом текущих и прогнозируемых
потребностей на основе регулярного взаимодействия с потребителями
Осуществлять систематический анализ и оценку проведенных
работ и мероприятий с целью повышения их результативности и эффективности;
Постоянно повышать профессиональный уровень сотрудников,
развивать их компетентность.
Управляющий директор
ООО Продовольственная группа "Русский хлеб" П.А.
Кремнев