Современная организация технологического процесса по расчету с покупателями в магазинах

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,33 Кб
  • Опубликовано:
    2015-11-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современная организация технологического процесса по расчету с покупателями в магазинах

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Российский экономический университет» им. Плеханова

Кафедра торговое дело






Курсовая работа

по дисциплине: Технологии, техническое оснащение и проектирование предприятий отрасли

на тему: Современная организация технологического процесса по расчету с покупателями в магазинах


Исполнитель:

Шеин Владислав Николаевич


Пермь 2014

Оглавление

Введение

. Общая характеристика торгового предприятия

.1 Анализ месторасположения торгового предприятия

.2 Организационно-правовая характеристика предприятия

.3 Формирование ассортимента

. Особенности устройства и технологическая планировка магазина

.1 Устройство и технологическая планировка магазина

.2 Тип магазина и его специализация

. Торгово-технологическое оборудование магазина

.1 Мебель для торговых залов магазина

.2 Торговый инвентарь

.3 Контрольно-кассовое оборудование

. Организация торгово-технологического процесса в магазине

.1 Содержание торгово-технологического процесса

.2 Организация и технология операций по поступлению и приемке товаров

.3 Цель и задачи хранения товаров, факторы, влияющие на хранение товаров

.4 Технология подготовки и выкладки товаров в торговом зале

.5 Современная организация технологического процесса по расчету с покупателями в магазинах

. Организация труда работников в магазине

.1 Организационная структура управления торговым предприятием

.2 Функции и обязанности работников ОАО «Детский мир»

.3 Организация рабочего места в ОАО «Детский мир»

. Фирменный стиль и организация рекламы

Выводы и предложения

Список использованной литературы

Введение

В процессе коммерциализации российской экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации товаров как, розничная торговля.

Розничная торговля - это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Коммерческая работа по продажи в розничных торговых предприятиях в отличии от оптовых предприятий имеет свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.

Торговое обслуживание населения предполагает наличие специально устроенных и оборудованных помещений, приспособленных для наилучшего обслуживания покупателей, подбора и формирования торгового ассортимента и возможности его оперативного изменения в соответствии с изменившимся спросом населения, постоянного изучения и учета потребительских запросов покупателей, умения предложить и продать товар каждому конкретному человеку.

Развитие розничной торговли нуждается в создании специальных служб по изучению и прогнозированию потребительского спроса, формированию оптимального ассортимента товаров, анализу и определению прогрессивных форм и методов розничной торговли на уровне региона, края, области, района при неукоснительной поддержке государственных и муниципальных органов власти в целях контроля за ходом розничной торговли, разработки новых видов изделий и товаров.

Правильная организация коммерческой работы в рамках розничной торговли способствует росту товарооборота, достаточно полному удовлетворению совокупного спроса населения и получению коммерческого успеха. Среди новых методов продажи, включающих совокупность приемов и способов реализации товаров, на первый план выступают самообслуживание, обслуживание через прилавок, по образцам с открытой выкладкой и по предварительным заказам.

Процесс торговли, то есть процесс купли-продажи товаров является функцией торгового предприятия, которое осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета. Розничные торговые предприятия в условиях функционирования рыночной экономики представляют собой самостоятельное звено торговлей и сферой услуг.

На качество торгового обслуживания существенное влияние оказывают операции с товарами до предложения их покупателям. Технология и организация приемки товаров по количеству и качеству оказывает непосредственное влияние на качество обслуживания покупателей, что является крайне актуальным вопросом на сегодняшний день.

Целью данной работы является анализ организации торгово-технологического процесса в магазине, значение, роль, а также оценка его эффективности в коммерческой деятельности.

Объектом исследования выбран магазин розничной торговли ООО «Детский мир».

Для реализации поставленной цели в работе реализуем следующие задачи:

.изучить управление торгово-технологическим процессом;

.проанализировать материально-техническую базу предприятия;

.изучить показатели эффективности работы исследуемого предприятия;

.отразить хранение товаров в магазине, изучить цель и задачи хранения товаров, факторы, влияющие на хранение товаров;

.охарактеризовать способы хранения товаров;

.охарактеризовать технологию подготовки и выкладки товаров в торговом зале;

.охарактеризовать технологическую планировку его помещений;

.выявить требования и принципы торгово-технологического процесса в магазине;

.изучить современную организацию технологического процесса по расчету с покупателями в магазинах.

Материалом для написания курсовой работы послужили данные годовых отчетов магазина, труды ученых по данной проблеме, а также собственные наблюдения и исследования.

1. Общая характеристика торгового предприятия

.1 Анализ месторасположения торгового предприятия

Проанализируем деятельность магазина детских товаров ОАО Детский мир - Пермь.

Место расположение магазина ОАО «Детский мир - Пермь» расположен в центре города, по адресу город Пермь, ул. Революции, д. 13, ТРЦ «Семья». Время работы - ежедневно с 10:00 до 22:00. ИНН 7729355029 ОГРН 1027700047100.

Группа компаний «Детский мир» лидирует в розничной торговле товарами для детей и подростков в России. В настоящее время Группа объединяет национальную сеть магазинов «Детский мир», luxury-центр «Детская Галерея «Якиманка» и компанию «С-тойз», одного из ведущих дистрибуторов детских товаров в России. Сеть магазинов «Детский мир» состоит из 156 форматных супер- и гипермаркетов в 76 городах России и Казахстана. Совокупная площадь торговых объектов сети - свыше 310 тыс. кв. м. Выручка ГК "Детский мир" в 2013 году составила 20,023 млрд. руб., чистая прибыль - 33 млн. руб. Управляющая компания Группы - ОАО «Детский мир - Центр», основными акционерами которой являются АФК «Система» (75%-1 акция) и Сбербанк России (25%+1акция). Узнаваемый бренд с более чем полувековой историей, широчайший ассортимент и оптимальное сочетание цены и качества товаров помогают Группе удерживать лидирующие позиции на рынке.

Торговая точка ОАО Детский мир - Пермь городского значения.

Расположена в центре города, в близи главной улицы города с оживленным движением транспорта. ОАО Детский мир - Пермь расположен в престижном районе города, где имеется удобная транспортная развязка, а так же удобство для пешеходов, характеризующийся большим количеством торговых точек. ОАО Детский мир - Пермь расположен в торговом развлекательном центре.

Торгово-развлекательный комплекс «СемьЯ» - Современный торгово-развлекательный комплекс регионального значения с высоким уровнем сервиса.

Торговый центр «СемьЯ» площадью 30 тысяч кв. метров открылся в Перми в 2004 году. В январе 2008 года была открыта вторая очередь ТРК «СемьЯ» площадью 45 тысяч кв.м. На его территории открылись самая большая игровая зона в городе PLAY DAY и восьмизальный кинотеатр СИНЕМА ПАРК.

.2 Организационно-правовая характеристика предприятия

Название организации: ОАО "Детский Мир".

Организационно-правовая форма: открытое акционерное общество.

Открытое Акционерное Общество "Детский Мир", в дальнейшем именуемое "Общество", учреждено в соответствии с Уставом, частью первой Гражданского кодекса РФ, принятой Государственной Думой 21 октября 1994г., и Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N208-ФЗ "Об акционерных обществах".

Также предприятие является коммерческой организацией, основной целью деятельности которого является извлечение прибыли. Как юридическое лицо, предприятие самостоятельно осуществляет оперативный, бухгалтерский и статистический учет и отчетность в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке.

Общество создано без ограничения срока деятельности.

Число акционеров Общества не ограничено.

Общество является юридическим лицом и действует на основании учредительных документов Общества и действующего законодательства Российской Федерации.

Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Общество от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.

Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. В печати может быть также указано фирменное наименование Общества на любом иностранном языке. Общество вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированные в установленном порядке товарные знаки и другие средства визуальной идентификации.

Филиал и представительство не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденного Обществом Положения. Филиал и представительство наделяются создавшим их Обществом имуществом, которое учитывается как на их отдельных балансах, так и на балансе Общества. Руководитель филиала и руководитель представительства назначаются Обществом и действуют на основании доверенности, выданной Обществом.

Филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшего их Общества. Ответственность за деятельность филиала и представительства несет создавшее их Общество.

Общество самостоятельно планирует свою хозяйственную деятельность. Основу плана составляют договоры, заключенные с потребителями продукции и услуг и поставщиками материально - технических и иных ресурсов, а также решения Общего Собрания Акционеров и Совета директоров.

Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Общество не отвечает по обязательствам своих Акционеров.

Акционеры не отвечают по обязательствам Общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Основной целью Общества является получение прибыли.

.3 Формирование ассортимента

Ассортимент ОАО «Детский мир - Центр» составляет более 50 тысяч наименований товаров, представленных в сети магазинов "Детский мир", удовлетворят потребности самых взыскательных покупателей. Магазины сети предлагают покупателям полный ассортимент товаров для детей в возрасте до 10 лет и частичный от 11 до 13, включая игрушки, одежду, обувь, детское питание, наборы для творчества, школьно-письменные, канцелярские, спортивные товары, книги, а также товары по уходу за детьми.

ОАО «Детский мир - Центр», как основной торговый оператор Группы компаний, работает с 463 поставщиками, из них 78 поставщиков игрушек, 118 - книг и канцелярских товаров, 125 - одежды, 28 - обуви и 114 - товаров для новорожденных. Среди поставщиков известные отечественные производители и российские дистрибьюторы крупнейших зарубежных фирм.

Сеть «Детский мир» ориентирована на потребителей, которые заинтересованы в приобретении качественных товаров по доступным ценам.

ОАО "Детский мир - Центр" первым среди конкурентов предпринимает шаги по созданию национальной сети магазинов детских товаров, что позволяет ему рассчитывать на сохранение лидирующих позиций на рынке в долгосрочной перспективе. Фокусирование на более полном удовлетворении потребности покупателей в качественных товарах, сервисе и во всестороннем глубоком ассортименте.

Самые крупные бренды, представленные в ОАО "Детский мир - Центр":

Pampers; Huggies; My Little Pony; Lassie by Reima; Peg-Perego; LEGO; ELC; Zapf; Tiny Love; Philips AVENT; Romer; NERF; Staedtler; Inglesina; Moxie; FurReal Friends; New Bright; Bright Starts; Shelcore; Sylvanian Families; Красная Звезда (Можга); Winx; Littlest Pet Shop; Maclaren; Britax; Bubchen; Dr Brown's; Merries и др.

2. Особенности устройства и технологическая планировка магазина

2.1 Устройство и технологическая планировка магазина

На сегодня ТРК «СемьЯ» - самый большой торгово-развлекательный комплекс города Перми общей площадью 82 394 кв.м.

ОАО Детский мир - Пермь занимает весь 4 этаж 1-й очереди ТРК «Семья»

ОАО Детский мир - Пермь расположен вблизи стадиона «Юность», парка ИМ. Горького, кукольного театра, театра «Оперы и балета» и прочего.

Для детального анализа месторасположения торгового предприятия ОАО Детский мир - Пермь проанализируем критерии, представленные в табл. 1.

Таблица 1 - Критерии оценки розничного торгового предприятия

Критерии оценкиОписание1. Близость расположения к целевому сегменту рынкаРасположен в центре города в крупном торгово - развлекательном комплексе, с высокой проходимостью.2. Наличие поблизости барьеров:Наличие барьеров не обнаружено.3. Дорожные условия Дороги находятся на высоком уровне, подъехать можно с 4 сторон, имеются по периметру светофоры для пешеходов, так же дополнительно имеются пешеходные переходы. Пробки бывают редко.4. Интенсивность дорожного движения: .Интенсивность дорожного движения: высокая5.Парковка для автомобилей: количество, качество (организованные / стихийные; наземные / подземные; открытые / закрытые; платные/бесплатные)Для посетителей ТРК «СемьЯ» работает наземная и подземная парковка. Стоимость подземной парковки ТРК «СемьЯ» под продуктовым Гипермаркетом: - до 2 часов - бесплатно; - далее время тарифицируется из расчета 50 рублей за каждый последующий час пребывания, но не более 250 рублей за время простоя свыше 2 часов; - каждые последующие сутки тарифицируются по 250 рублей. Стоимость остальной подземной парковки ТРК «СемьЯ»: - до 3 часов - бесплатно; - далее время тарифицируется из расчета 50 рублей за каждый последующий час пребывания, но не более 250 рублей за время простоя свыше 3 часов; При въезде на подземную парковку необходимо получить парковочную карту, а при выезде вернуть ее в автомат-картоприемник. Открыта дополнительная наземная парковка с ул.Островского. Въезд на нее осуществляется через шлагбаум. 6.Въезд/выезд с парковки: простота, безопасностьНадземная парковка проста, не требует дополнительных действий, подземная парковка усложнена автоматами по выдаче и приему карт через автоматы - картоприемники. Весь периметр парковки оснащен камерами наружного наблюдения. 7. Интенсивность движения пешеходовИнтенсивность движения пешеходов высокая 8. Какая часть пешеходов посещает магазинПоказатель пешеходов посещающих магазин: значительный 9. Наличие остановок общественного транспорта (автобус, троллейбус, такси), удаленность от торговой точкиВ близи ТРК Семья имеются остановки общественного транспорта автобусная, трамвайная, имеется маршрутное такси, а так же легкового такси.10. Тротуары: наличие, качество, ширинаТротуары имеются по всему периметру ТРК Семья, их ширина от 1,5 до 6 метров.11. Пешеходные переходы: количество, качество (организованные/стихийные; регулируемые/ не регулируемые; наземные/подземные),По прилегающей территории ТРК Семья имеются как регулируемые, так и не регулируемые пешеходные переходы. Регулируемые переходы, регулируются светофорами, а так же служба безопасности ТРК следящая за передвижением автотранспорта на территории ТРК в виде регулировщиков.12..Видимость торговой точки.Видимость торговой точки ОАО Детский мир - Пермь достаточно высока, во всем ТРК стоят обозначения и маршрут движения, так же в ТРК имеется яркая реклама и информационные материалы, указывающие на место расположения.13. Окружающая обстановка.ОАО Детский мир - Пермь занимает целый этаж 1-й очереди ТРК Семья, поэтому наличие рядом отделов отсутствует.14. Характеристика торговых точек, находящихся рядом.Все отделы ТРК Семья работают с 10 до 22, за исключением продуктового магазина Семья который работает с 8.00 до 24.00. Продукция, предлагаемая магазинами Детский мир, предназначена для родителей и детей от 0 до 12 лет. Здесь представлены все сферы «детской жизни»: от ползунков и бутылочек, автокресел и колясок, до развивающих игр и школьных парт. Принцип оформления залов основан на безопасности, современности, экологической чистоте и заинтересованности покупателя поэтому торговые точки, находящихся рядом не конкурируют с ОАО Детский мир в виду ограниченного ассортимента.15. Соответствие архитектуры и рекламно-информационных материалов анализируемой торговой точки окружающей обстановке ОАО Детский мир - Пермь соответствует рекламно-информационным материалам. Реклама ОАО Детский мир ведется в соответствии с требованиями о рекламной деятельности.

.2 Тип магазина и его специализация

ОАО "Детский Мир" относится к классификационной группе IH - магазины с универсальным ассортиментом в сфере розничных продаж товаров детского ассортимента.

Сеть магазинов «Детский мир» - это более 50 тысяч товаров для детей всех возрастов и на любой случай жизни. Здесь можно найти все - от детского питания и средств по уходу за новорожденными - до спортивного оборудования и интерактивных игр для подростков. В каждом магазине представлена модная детская одежда и обувь, интересные книжки и игрушки.

Численность работающих в ОАО «Детский мир» Пермь - 122 человека.

В магазинах сети «Детский мир» представлена только высококачественная продукция от производителей с безупречной репутацией.

Размеры торговой площади магазина составляют 5500 м2.

У ОАО "Детский Мир" имеются помещения для приема и хранения товаров и для подготовки товаров к продаже помещение для хранения товаров.

Подсобные помещения для:

·Хранение контейнеров обменного фонда, тары

·Хранение упаковочных материалов, инвентаря, спецодежды.

·Хранение уборочного инвентаря, моющих средств

·Помещение для механизированного прессования бумажных отходов

·Подсобные помещения для дополнительного обслуживания

·Подсобные помещения для питания персонала

Служебные и бытовые помещения:

·Административное помещение

·Комната персонала

·Главная касса

·Помещение охраны

·Опорный пункт АСУ

·Гардеробные

·Туалеты для персонала

Удельные показатели площадей неторговых помещений:

Приема хранения и подготовки товаров к продаже - 1260 м2 - норма 1100 м2

Подсобных 140 м2- норма 138 м2

Служебно-бытовых - 600 м2- норма 550 м2

Таким образом, можно сделать вывод, удельные показатели площадей неторговых помещений выше рекомендуемых, и составляют 1000 м2.

ОАО "Детский Мир" постоянно стремится и отслеживает следующие моменты:

·эффективное использование площади торгового зала при размещении торгового оборудования, обеспечивая тем самым свободное передвижение потоков покупателей;

·рациональная организация расчетных операций;

·обеспечение эффективного зонирования - распределения мест для различных товарных категорий, с тем чтобы обеспечить их максимальную экономическую эффективность. Весь ассортимент товаров представлен по группам: книги, одежда для мальчиков (по возрастным признакам), одежда для девочек (по возрастным признакам), обувь, одежда для новорожденных, товары для новорожденных, товары бытовой химии и средств индивидуальной защиты, детское питание, игрушки, и в зоне кассовых аппаратов кондитерские изделия для детей.

·создание эмоционально комфортной для покупателей обстановки, способствующей повышению числа покупок.

·Оформление интерьера магазина не навязчиво, в промежутках одежды имеются игрушки и товары первой необходимости.

3. Торгово-технологическое оборудование магазина

.1 Мебель для торговых залов магазина

Важная роль в рациональной организации торгово-оперативного процесса в магазине принадлежит торговой мебели. К ней относят: горки, прилавки, витрины, вешала, и другие изделия, необходимые для выполнения торговых операций приема, подготовки товаров к продаже, выкладки и продажи товаров.

Мебель торговых залов магазинов непродовольственных товаров, непосредственно для ОАО "Детский мир - Центр":

  1. Прилавки.
  2. Горки.
  3. Витрины.
  4. Стенды.
  5. Касса.
  6. Столы для упаковки товара.
  7. Вешала.
  8. Банкетки для примерки обуви.
  9. Примерочные кабины.
  10. Подставки для крупногабаритных товаров.

.2 Торговый инвентарь

Торговый инвентарь - это различные инструменты, приспособления, устройства, приборы, применяемые в торгово-технологическом процессе.

Правильно подобранный для каждой технологической операции инвентарь создает удобства в работе персонала, повышает его производительность труда, снижаются издержки.

. Инвентарь для вскрытия тары.

Молотки, клещи, гвоздодеры, а так же комбинированные: молоток-гвоздодер, молоток-гвоздодер-ножницы, молоток-топорик-гвоздодер; нож для вскрытия мягкой тары.

. Инвентарь для проб качества непродовольственных товаров.

Измерительные линейки, штангенциркули, щит для проверки электроаппаратуры, приборы для проверки электробатарей, антенные устройства, лупы и др.

. Инвентарь для обслуживания покупателей.

Тележки для покупателей, корзины для покупателей, приспособление для упаковки обоев, подставка для примерки обуви, кольцо для определения размеров головных уборов.

. Инвентарь для расчета с покупателями.

Тарелки для денег, губочницы для смачивания пальцев, наколки для чеков, микрокалькуляторы.

. Инвентарь для уборки помещений.

Мусоросборники, ведра, баки, щетки, совки, тазы.

. Инвентарь для личной гигиены.

Умывальники для мытья рук, электрополотенца, баки для питьевой воды, кружки, стаканы.

3.3 Контрольно-кассовое оборудование

Расчетные операции с покупателями играют важную роль в торгово-технологическом процессе любого магазина. От правильной их организации зависят затраты покупателями времени на приобретение товаров.

Расчеты с покупателями могут осуществляться путем приема денег непосредственно продавцом, кассиром или контролером-кассиром и одновременного учета поступившей суммы с помощью кассовой машины.

Все магазины ОАО "Детский мир" используют узел РУМС-1, состоящий из кабины контролера-кассира, механизма для автоматической выдачи сдачи разменной монетой, конвейера для перемещения товара и других устройств, позволяющих значительно ускорить расчетные операции с покупателями и пропускную способность узла расчета. Наиболее современными и перспективными являются компьютерные кассы. Компьютерная касса представляет собой компьютер со специальными интерфейсами для кассового ящика, дисплеем в две-три строки текста для покупателя, ключами ограничения доступа и специальной фискальной платой, которая фиксирует ежедневную выручку. Компьютерную кассу, подключенную к сети, можно запрограммировать для учета специфических требований магазина (цвета, размера, артикула товара и т. д.). Она может обрабатывать магнитные и микропроцессорные карты, а также собственные предоплатно дисконтные карты магазина и позволяет получить полный контроль над действиями работников. Существенно ускоряется процесс обслуживания покупателей, так как касса считывает штрих-код и только за счет этого скорость обслуживания увеличивается на 5-20%, а товарооборот в час «пик» - на 2-10%.

Все магазины ОАО "Детский мир" оснащены компьютерными кассами, способные обрабатывать бонусные карты, карты безналичного расчёта покупателей.

Бонусная карта Детского мира дает право на постоянную 5% скидку на большинство товаров сети. Исключение составляют товары для новорожденных, в том числе гигиена и косметика. Дисконтные проценты начисляются в виде бонусов и используются в размере, не превышающем 20% от стоимости покупки.

4. Организация торгово-технологического процесса в магазине

.1 Содержание торгово-технологического процесса

Завершающей стадией процесса товародвижения является торгово-технологический процесс в магазине. Он включает в себя комплекс взаимосвязанных торговых и технологических операций, содержание и последовательность выполнения которых зависят от типа и величины магазина, его технической оснащенности, степени подготовленности к продаже поступивших в магазин товаров и других факторов.

К основным коммерческим операциям торгово-технологического процесса в магазине относятся следующие: изучение спроса покупателей, формирование ассортимента товаров, управление товарными запасами и т.д.

Существенное влияние на структуру торгово-технологического процесса в магазине оказывает применяемые в нем методы продажи товаров. Так, применение современных методов продажи товаров, например самообслуживания, предусматривает сокращение технологических операций, выполняемых в торговом зале. Это становится возможным, поскольку часть из них (упаковка, отмеривание, взвешивание и т.п.) выполняется заранее, а в торговый зал поступают полностью подготовленные к продаже товары.

Весь торгово-технологический процесс в магазине можно разделить на несколько этапов:

) операции с товарами до предложения их покупателям;

) операции, связанные с обслуживанием покупателей;

) дополнительные операции по обслуживанию покупателей.

Существенное влияние на качество торгового обслуживания оказывают операции с товарами до предложения их покупателям. К ним относятся:

разгрузка транспортных средств;

доставка товаров в зону приемки;

приемка товаров по количеству и качеству;

доставка товаров в зону хранения, подготовки к продаже или непосредственно в торговый зал (в зависимости от степени готовности товаров к продаже);

хранение товаров;

подготовка товаров к продаже;

перемещение товаров в торговый зал;

размещение и выкладка товаров на торговом оборудовании.

Операции, связанные с обслуживанием покупателей, являются наиболее важной частью торгово-технологического процесса в магазине. На этой его стадии многое зависит от профессионализма работников магазина, от их умения помочь покупателю в выборе необходимых товаров, быстро и качественно обслужить его. Эти операции включают в себя:

встречу покупателя;

предложение товаров;

отбор товаров покупателями;

расчет за отобранные товары;

оказание покупателям дополнительных услуг.

Дополнительные операции по обслуживанию покупателей направлены на оказание различных им услуг (прием предварительных заказов, доставка товаров на дом и т.д.)

Рациональное построение торгово-технологического процесса в магазине должно обеспечить экономическую эффективность работы торгового предприятия, создать максимальные удобства для покупателей и комфортные условия для труда и отдыха работников магазина.

Рациональное построение торгово-технологического процесса в магазине должно обеспечить экономическую эффективность работы торгового предприятия, создать максимальные удобства для покупателей и комфортные условия для труда и отдыха работников магазина.

Торгово-технологический процесс включает в себя комплекс взаимосвязанных торговых и технологических операций, содержание и последовательность выполнения которых зависят от типа и величины магазина, его технической оснащенности, степени подготовленности к продаже поступивших в магазин товаров и других факторов.

Повторюсь, что весь торгово-технологический процесс в магазине можно разделить на три основные части:

§операции с товарами до предложения их покупателям;

§операции, связанные с обслуживанием покупателей;

§дополнительные операции по обслуживанию покупателей

1)разгрузка транспортных средств.

Грузовые машины с товаром подъезжают со стороны двора. В магазине разгрузку транспортных средств производит грузчик или водитель, который доставил товар. Когда заведующая составляет заявку на какое-либо число, но точное время не оговаривается и машина с товаром подъезжает в течение дня. Это довольно таки неудобно т.к. для лучшей организации процессов на предприятии необходимо вести график поставки товаров, что позволяет рационально распределить рабочий день и обязанности среди персонала. Товары разгружают аккуратно, чтобы не повредить их.

Приемка по качеству может проводиться сплошная или выборочная. Сравнивается фактическое качество товаров с нормативными документами по качеству (ТУ, ГОСТ). Товар принимается органолептическими методами (вкус, цвет, запах и др.) при необходимости отправляется на экспертизу в лабораторию. Приемка товаров по качеству проводиться:

А) скоропортящиеся товары - в момент приемки по количеству не позднее 4 часов.

Б) по остальным товарам от местных поставщиков - не позднее 10 дней.

В) от иногородних поставщиков - не позднее 20 дней.

Если при приемке обнаружен не доброкачественный товар, вызывается поставщик:

иногородний - 3 дня + время на дорогу;

местный - не позднее следующего дня;

  • скоропортящиеся товары - не позднее 24 часов.
  • Составляется односторонний акт, товар отправляется на ответственное хранение (в отдельное помещение). Если поставщик не явился, тогда приглашают:
  • Инспектора государственной инспекции по качеству (Госторгинспекция);
  • Инспектора ЦСМ;
  • Бюро товарных экспертиз.

С поставщиком или с инспектором товар принимают по качеству и составляют двухсторонний акт. К акту прилагаются пломбы, упаковочные ярлыки, образцы маркировки, копии сопроводительных документов, копия удостоверения инспектора. Акт подписывается всеми участниками приемки и утверждается директором предприятия в течение трех дней.

В магазин «Детский мир» редко происходят случаи поступления некачественных товаров, так как предприятие сотрудничает с ответственными поставщиками, которые выпускают качественную продукцию.

2)доставка товаров в зону хранения, подготовки к продаже или непосредственно в торговый зал.

После разгрузки и приемки товаров его размещают в соответствующие места, т.е. в зону хранения, непосредственно в торговый зал или в помещение для подготовки к реализации.

.2 Организация и технология операций по поступлению и приемке товаров

Одной из наиболее важных составных частей технологического процесса магазина является приемка поступивших товаров по количеству и качеству. Она производится согласно нормам, установленным договором купли-продажи.

Приемку товаров в магазин осуществляют работники, на которых возложена материальная ответственность. Они должны быть ознакомлены с правилами и сроками приемки, составления уведомления о вызове поставщика, актов, претензий об обнаруженных расхождениях в количестве и качестве принимаемых товаров.

Руководство магазина обязано систематически контролировать выполнение правил приемки и своевременность документального ее оформления.

Организация приемки товаров в магазине «Детский мир» существенно не отличается от ее организации в других магазинах. Приемка товаров осуществляется по количеству и качеству товаров.

Приемка товаров по количеству необходима для установления соответствия наименования, сорта, цены товара, а так же их количества данным сопроводительных документов.

Проверка количества товаров проводится в тех же единицах измерения, которые указаны в сопроводительных документах. При их отсутствии приемка проводится с составлением акта, в котором указывают фактическое количество товара и делают отметку об отсутствии документов. Поступивший товар принимается в этом случае на ответственное хранение до прибытия сопроводительных документов.

Приемка товаров, поступивших в закрытой таре, не имеющей повреждений, обычно проводится в два этапа.

На первом этапе товар принимают предварительно на месте получения их от поставщика или от транспортных органов. Такая приемка заключается в проверке маркировки, пересчете тарных мест, определении массы брутто. При этом содержимое тарных мест по количеству единиц и массы нетто не проверяется. Товары, поступившие в стандартной исправной таре, (например, сахар, мука в мешках) принимают без перевешивания по числу товарных мест.

Окончательную приемку товаров по количеству проводят в магазине, проверяя количество единиц товара в каждом тарном месте и массу нетто.

Товары, поставленные без тары, в поврежденной или открытой таре, принимаются по массе нетто и количеству единиц в том месте, где происходит фактическая сдача их поставщиком получателю.

Приемка товаров по массе нетто и количеству тарных единиц в каждом месте производится одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а по скоропортящейся продукции не позднее 24 часа с момента получения товаров.

Приемка товаров по количеству осуществляется в соответствии с правилами, установленными инструкцией П-6 «О порядке приемки продукции производственно - технологического назначения и товаров народного потребления по количеству».

Приемка товаров по количеству включает в себя проверку состояния тары, упаковки, целостности пломб и соответствия массы тары маркировке. Массу тары проверяют одновременно с массой нетто товара.

Если при приемке товаров по количеству в момент поступления товаров невозможно определить массу нетто, то проверяется масса брутто, а после освобождения тары из-под товара - масса тары. Массу нетто определяют путем вычитания из массы брутто фактической массы тары. Результаты проверки оформляются актом. Он составляется не позднее 10 дней после освобождения тары, а если тара освобождается из- под влажной продукции - немедленно по освобождении тары, если иные сроки не установлены договором. В акте указывается масса тары и рассчитанная масса нетто товара.

Расхождения, обнаруженные при приемки товаров по количеству, должны быть отражены в соответствующем акте, который составляется в день окончания приемки.

В обязанности созданной для проведения двусторонней приемки комиссии входит достоверное определение того, по чьей вине произошла недостача или образовались излишки, установление их размеров.

Приемка товаров по качеству производится в соответствии с инструкцией П-7 «О порядке приемки продукции производственно - технического назначения и товаров народного потребления по качеству».

Приемка товаров по качеству проводится с целью предотвращения поступления к покупателям товаров низкого качества. Кроме названных показателей производится так же проверка качества тары, упаковки и маркировки товаров.

Приемка товаров производится в точном соответствии со стандартами, техническими условиями, другими обязательными для сторон правилами, а так же по сопроводительным документам, удостоверяющим качество и комплектность поставленных товаров (технический паспорт, сертификат, счет-фактура и т.п.).

Если при приемке будут обнаружены недоброкачественные или некомплектные товары, то приемку приостанавливают и составляют односторонний акт, обеспечиваются надлежащие условия хранения этих товаров и вызывается представитель поставщика для участия в продолжении приемки товаров и составлении двустороннего акта. Акт о фактическом качестве и комплектности полученных товаров должен быть составлен в день окончания приемки.

Акт о скрытых недостатках товаров должен быть составлен в течение 5 дней после их обнаружения, однако не позднее 4 месяцев со дня поступления товаров на склад получателя, обнаружившего скрытые недостатки, если иные сроки не установлены договором. Если на товары установлены гарантийные сроки службы или хранения, то акт о скрытых недостатках составляется в течение 5 дней, но в пределах установленного гарантийного срока.

Акт о скрытых недостатках товаров, гарантийный срок на который исчисляется с момента их розничной продажи, может быть составлен также в период хранения до продажи, независимо от времени получения товаров.

.3 Цель и задачи хранения товаров, факторы, влияющие на хранение товаров

Хранение - этап технологического цикла товародвижения от выпуска готовой продукции до потребления или утилизации.

Цель: обеспечение стабильности исходных свойств или их изменение с минимальными потерями.

Сохраняющие факторы - это совокупность средств, методов и условий внешней среды, влияющих на надежность товаров.

Упаковка - средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту товара от повреждений и потерь, а окружающую среду от загрязнений.

Групповое упаковывание - упаковывание одинарных упаковочных единиц или неупакованной штучной продукции в групповую упаковку.

Комплектное упаковывание - упаковывание в одну тару или упаковочный материал различных штучных изделий или упаковочных единиц в определенном наборе.

Упаковка может быть правильной и рациональной лишь тогда, когда имеется точное представление об упаковочных требованиях, предъявляемых к товару. Необходимо детальное знание свойств товара, например таких, как физическое состояние, наружный вид, цвет, масса, затариваемое количество, поведение по отношению к физическим и химическим воздействиям и т.д.

Кроме того, к таре предъявляют определенные требования. Она должна быть прочной, достаточно легкой, чистой, сухой, не передавать товарам посторонних запахов, быть безвредной.

При транспортировании и хранении качество товаров не остается без изменений.

Транспортирование - фактор, влияющий на сохраняемость. Хранение товаров только в пути. К хранению этот фактор близок по условиям внешней среды: показателями климатического и санитарно-гигиенического режимов. Различия между ними обусловлены характером возникающих нагрузок: статических - при хранении и преобладающих динамических нагрузок с кратковременными статическими нагрузками (во время стоянок) - при транспортировании.

Такой характер нагрузки обусловливает различия в высоте и способах размещения товаров в пути и в хранилище. Так, при транспортировании высота укладки товаров должна быть меньше, чем при хранении, что снижает разрушительное воздействие динамических нагрузок, особенно на нижние слои товарной массы. При транспортировании укладка товаров в таре должна быть плотной, компактной, чтобы предупредить вертикальное перемещение товаров в пути, завал штабелей и падение ящиков при резком торможении транспортного средства. Для предупреждения этого применяют дополнительные меры: устанавливают распорки между штабелем и стенкой транспортного средства, связывают ящики и т.п.

Сроки перевозки товаров должны быть значительно меньше сроков годности и хранения, чтобы дать возможность получателю груза реализовать, а потребителю использовать товары до окончания этих сроков.

Основные назначения: перемещение товара по всем звеньям технологического цикла товародвижения, от изготовителя до потребителя; обеспечение сохраняемости груза.

В зависимости от применяемых транспортных средств различают следующие виды транспорта: автомобильный, воздушный, железнодорожный, водный, гужевой. Они отличаются скоростью перевозки, стоимостью, грузоподъемностью и др.

Условия хранения - совокупность внешних воздействий окружающей среды, обусловленных режимом хранения и размещением товаров в хранилище.

Режим хранения - совокупность климатических и санитарно-гигиенических требований, обеспечивающих сохраняемость товаров.

Требования к климатическому режиму хранения включают требования к температуре, относительной влажности воздуха, воздухообмену, газовому составу и освещенности.

Освещенность - показатель режима хранения, характеризующийся интенсивностью света на складе.

На сохраняемость большинства товаров свет, особенно солнечный, оказывает отрицательное влияние, так как активизирует окислительные процессы.

Требования к санитарно-гигиеническому режиму хранения характеризуются комплексным показателем чистоты.

Чистота - состояние объектов хранения и окружающей среды, которое характеризуется загрязнениями, не превышающими установленных норм.

Похожие работы на - Современная организация технологического процесса по расчету с покупателями в магазинах

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!