Исследование системы менеджмента в организации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    39,27 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование системы менеджмента в организации

Введение

финансовый менеджмент управление

С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины «менеджмент» и «менеджер», быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие термины, как «управление», «управленческая деятельность», «руководитель», «директор». Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин «управление» имеет более широкий смысл. Вообще, «управление» - это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер.

Сегодня при наличии различных форм собственности и прогрессе рыночных отношений, возникновении конкуренции и росте неопределенности без продуманной кадровой стратегии, учета альтернативных вариантов развития не обойтись. Многое зависит от правильного понимания особенностей современных рыночных отношений в сфере труда. Предприятие обязано занимать активную позицию в изучении спроса и предложения квалифицированной рабочей силы, вести поиск новых кадров и одновременно приспосабливать собственные кадровые ресурсы к повышенным требованиям через механизмы обучения и динамичные организационные перестройки. При проведении политики оплаты труда во внимание принимается деятельность конкурентов, учитываются уровни оплаты труда в других компаниях. В конкурентной борьбе за ценные кадры все большее значение приобретают профессионализм, интеллектуальный и творческий потенциал, предпринимательские способности работников.

Ныне ситуация резко меняется. Работать приходится в новой атмосфере, для которой характерна жесткая конкуренция во всех ее проявлениях, в том числе в борьбе за качество и профессионализм рабочей силы. Условия деятельности любой фирмы все настойчивее диктуются рынком, а его конъюнктура предъявляет персоналу множество новых требований, среди которых быстрая реакция на спрос, борьба за потребителя, умение приспосабливаться к частым изменениям структуры производства и функциональных обязанностей, психологическая устойчивость при отсутствии гарантий на «светлое» будущее и т. д. Высокий динамизм коммерческой деятельности заставляет каждого работника постоянно заботиться о повышении своей квалификации, а учеба персонала в условиях рыночной экономики существенно отличается от подготовки кадров в бывших отраслевых институтах повышения квалификации. Значительно усложняется система мотивации и стимулирования работников, прежде всего в связи с приемом на работу по краткосрочным контрактам, выдвижением различных предварительных условий (в том числе испытательного срока) и др. Все эти проблемы приходится решать на фоне политической нестабильности и масштабной безработицы, которые оказывают все возрастающее давление на трудовые коллективы.

Логика борьбы за выживание в условиях остро конкурентного рынка вынуждает менеджеров коренным образом менять свою стратегию. Становится превалирующей точка зрения, что решающей предпосылкой конкурентоспособности является человеческий потенциал. В связи с этим в разнообразных формах происходит движение к созданию новой модели развития и использования человеческих ресурсов. К ее основным чертам относится ориентация на высококвалифицированную и инициативную рабочую силу, интегрированную в систему производства, непрерывность процесса обогащения знаний и повышения квалификации, гибкость организации труда, делегирование ответственности сверху вниз, партнерские отношения между участниками производства [1].

Целью представленной работы является анализ системы менеджмента и разработка рекомендаций по совершенствованию технологии менеджмента в организации. Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:

.        Раскрыть теоретические основы и изучить специфику менеджмента в организации;

.        Исследовать подходы к формированию системы менеджмента в организации;

.        Разработать рекомендации по совершенствованию системы менеджмента.

Объектом исследования является менеджмент в организации. Предметом исследования является процесс формирования и реализации системы менеджмента в организации. Научно-исследовательская работа состоит из введения, основной части, включающей в себя освещение трех основных вопросов, заключения, списка использованных источников.

1. Теоретические основы формирования системы менеджмента в организации

.1 Система менеджмента: сущность и особенности

Система менеджмента - это система управления ресурсами (человеческими, финансовыми, техническими и пр.) для достижения предопределённых целей. Современные системы менеджмента в организациях состоят из наборов систем управления по определённому признаку, например, по типу управляемой системы. Разделение системы менеджмента организации на несколько составных систем управления производится с целью уменьшения комплексности общего управления и повышения управляемости образовавшихся подсистем. Качество управления всей организацией нередко зависит от степени взаимодействия данных (раздельных) систем управления при достижении общих целей [2].

Современные системы менеджмента не мыслимы без ЭВМ, сопутствующей сетевой архитектуры и необходимого программного обеспечения. Зачастую современное программное обеспечение специализировано на нескольких системах менеджмента. И производителями постоянно предпринимаются попытки создать универсальное программное обеспечение для всех существующих систем менеджмента, но такого не существует. При этом, более дорогие программные продукты обладают большим функционалом, чем более дешёвые, но, одновременно, более сложны в настройке под конкретные нужды менеджмента. Более дешёвые программные продукты легко настраиваются под конкретные потребности менеджмента, но зачастую предприятиям приходится финансировать разработку практически нового программного продукта. Среди программного обеспечения, поддерживающего определённые стороны систем менеджмента, можно назвать такие, как:

·        ERP - система планирования ресурсов предприятия;

·        EAM - системы управления основными фондами предприятия;

·        MES - системы оперативного (цехового) управления производством / ремонтами;

·        WMS - системы управления складами;

·        CRM - системы управления взаимоотношениями с клиентами;

·        SCM - системы управления цепочками поставок;

·        CMMS - компьютеризированные системы управления техническим обслуживанием.

Системы менеджмента могут помогать в принятии решений управленцами и могут быть «принимающими решения» и, таким образом, «прописывающими» действия управленцев, при стандартном исполнении. Последнее делается с целью понижения ошибок менеджмента при обработке большого объёма информации или при решении комплексных задач, но это возможно, если в программном обеспечении прописаны соответствующие качественные алгоритмы «экономической оптимизации». Если таковые алгоритмы отсутствуют, то данное программное обеспечение служит управленческому учёту в соответствующей сфере деятельности.

Необходимо также отметить, что качественные системы менеджмента имеют достаточную научную обоснованность их «экономических алгоритмов», опираясь при этом на более фундаментальные науки, такие как математика, статистика и психология, а также на информатику, эконометрику, на исследование операций, на теории игр и принятия решений и на другие фундаментальные научные теории и науки. При реализации в организациях систем менеджмента, которые научно обоснованы и на практике опробованы, основная задача - не утерять ключевые моменты их фундаментальной обоснованности [3].

Системы менеджмента также не имеют права игнорировать законодательную базу, которая регулирует практически все сферы деятельности организаций как юридических лиц в обществе.

К распространённым системам управления организациями можно отнести:

·        Маркетинг;

·        Система менеджмента качества;

·        Управление проектами;

·        Корпоративные коммуникации;

·        Контроллинг.

Помимо вышеупомянутых устоявшихся систем менеджмента существует множество более специализированных систем управления. Здесь можно упомянуть финансовый менеджмент, управление персоналом, управление рисками, управление проектированием и т. д. [4].

Понятие «менеджмент» трактуется как наука о наиболее рациональной системе управления предприятием. С одной стороны это понятие определяется как организация и управление трудовым коллективом, а с другой - как управление деятельностью любого социально-экономического объекта - учреждения, производственного предприятия и т. д. В этом и состоит основная сущность системы менеджмента. Сущность понятия менеджмента, как профессии и области знания, становится по-настоящему интернациональным понятием, с помощью которого становится возможным выполнять функции по управлению коллективом и производственными процессами практически на любых объектах. Системой менеджмента занимается определенная категория исполнителей, в основном тех, кто занят на выполнении управленческих обязанностей. В современных рыночных условиях главной целью и сущностью системы менеджмента становится получение максимальной прибыли, которую можно получить при внедрении на производстве наиболее рациональной и эффективной системы управления.

Сущность системы менеджмента характеризуется принципами, являющимися одинаковыми для социально-экономических объектов всех областей деятельности. При этом действия субъекта управления направлены на достижение определенной цели. Практически все системы менеджмента включают следующие понятия:

·        Единство целей и результатов, а также средств для более быстрого и эффективного их достижения

·        Комплексность всех процессов управления, куда включены учет и анализ, планирование, организационные мероприятия, регуляция и контроль за выполнением

·        Объединение оперативного, текущего и перспективного планирования при оптимальных условиях и непрерывности

·        Обязательный контроль принятых решений, как важнейший фактор для их быстрой реализации

·        Моральное и материальное стимулирование производственной активности и достижений, как всего трудового коллектива, так и отдельного сотрудника

·        Индивидуальный подход к отдельному сотруднику, в результате чего можно в максимальной степени использовать его творческий потенциал

·        Заинтересованность сотрудников в повышении своей квалификации, в постоянном овладении современными умениями, навыками и знаниями всех новых технологий

·        Создание здорового психологического климата в коллективе

·        Гибкость организационной системы менеджмента, которая позволяет решать практически все управленческие задачи

·        Использование достоверной и проверенной информации во время принятия управленческих решений.

Сущность системы менеджмента, например, системы менеджмента качества, в большинстве случаев составляет человеческий фактор. В основном он направлен на знание и неукоснительное выполнение сотрудниками трудового коллектива порученного дела, на умение организовать свое рабочее время и время всего коллектива, а также на моральную и материальную заинтересованность в повышении знаний и улучшение творческой деятельности. Сущность менеджмента является процессом, творческой деятельности сотрудников, и применяется с использованием орудий и предметов труда. Предметом труда в системе менеджмента в большинстве случаев является информация, которая с одной стороны характеризует операции (выполняющиеся в процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятия) и состояние, а с другой стороны является внешней средой. Поэтому, сущностью внедрения системы менеджмента является информационная система предприятия, которая связана с управленческими процессами. Данная сфера является определенной частью общей информационной системы, которая, в свою очередь, есть отдельная модель объекта управления и при этом в нем же и формируется.

Таким образом, сущность системы менеджмента заключается в том, что вначале следует определить цели, потом наметить мероприятия, которые будут направлены на эффективное достижение этих целей, и в последнюю очередь разрабатывается план, выполнив который, можно добиться выполнения поставленной цели. Также сущность менеджмента заключается в сборе и обработке информации, в разработке, принятии и выполнении принятых решений, а также в контроле за их исполнением [5].

1.2 Структура системы менеджмента

В системах управления предприятием управляющее воздействие заключается в принятии решений, которые вырабатываются в процессах планирования и оперативного управления на низших уровнях управления и в процессе контроля за выполнением принятых решений на верхнем уровне управления. Персонал, выполняющий данные функции, называется администратором, руководителем, управляющим или менеджером. В сфере промышленного производства с позиций управления можно выделить следующие основные классы структур управления: централизованную систему, децентрализованную систему, иерархическую систему.

. Централизованная система. Научно-технический прогресс в области материального производства и систем управления обеспечил возможность концентрации и централизации материальных, финансовых и других ресурсов. Преимуществом централизации является возможность направлять на реализацию решений крупные ресурсы, что позволяет решать сложные проблемы, требующие больших капиталовложений. Централизованная структура осуществляет реализацию всех процессов управления объектами в едином органе управления, который осуществляет сбор и обработку информации об управляемых объектах и на основе их анализа в соответствии с критериями системы вырабатывает управляющие сигналы. В централизованной системе сравнительно легко обеспечить скоординированную, согласованную деятельность подсистем, направленную на достижение единой цели. Потери в отдельных подсистемах компенсируются работой других подсистем. Многоуровневая централизованная система обладает большой живучестью за счет оперативного перераспределения функций и ресурсов. В то же время при централизации систем больших размеров передача информации с уровня на уровень вызывает задержки, снижающие оперативность оценки обстановки и реализации управленческих решений, что приводит к искажениям как в процессе передачи информации, так и при ее обработке на промежуточных уровнях.

. Децентрализованная система. Использование децентрализованной структуры управления эффективно при делении системы на отдельные независимые объекты управления по материальным, энергетическим информационным и другим направлениям. Такая технология представляет собой совокупность нескольких независимых систем со своей информационной и структурной базой. Для выработки управляющего воздействия на каждый объект управления необходима информация о состоянии этого объекта.

Эффективность управления производством в значительной степени определяется соотношением централизации и децентрализации функций управления. Чем крупнее предприятие, тем настоятельнее проявляется необходимость в децентрализации функций управления по уровням и подразделениям. При рациональном сочетании элементов централизации и децентрализации информационные потоки в системе должны быть организованы таким образом, чтобы информация обрабатывалась в основном на том уровне, где она возникает, чтобы достичь минимальной передачи данных между уровнями системы.

Повышение степени централизации повышает управляемость подсистем, а повышение степени децентрализации соответствует увеличению самостоятельности подсистем и уменьшению объема информации, перерабатываемой верхними уровнями.

Рост числа задач управления в сложных системах значительно увеличивается объем перерабатываемой информации, что приводит к возникновению несоответствия между сложностью управляемого объекта и способностью любого управляющего органа получать и перерабатывать информацию. В результате возникает ситуация, при которой осуществлять управление системой централизованно невозможно. Кроме того, в сложных системах выделяются отдельные группы задач, каждая из которых характеризуется соответствующими требованиями по времени реакции на события, происходящие в управляемом объекте.

. Иерархическая система. Иерархия задач управления приводит к созданию иерархической системы управления. Такое разделение позволяет справиться с информационными трудностями для каждого местного органа управления, порождает необходимости согласования принимаемых этим органом решений, т. е. создания над ними нового управляющего органа. Кроме того, многие производственные структуры могут иметь свою собственную иерархию.

Управление любой организацией строится по иерархическому принципу. В иерархической системе управления любая подсистема некоторого уровня подчинена подсистеме более высокого уровня, в состав которой она входит и управляется ее. Система управления делится на подсистемы, пока полученная подсистема не перестанет выполнять функции управления, т. е. подсистемой низшего уровня будет подсистема, которая осуществляет непосредственное управление конкретными орудиями труда, механизмами, устройствами или технологическими процессами. Система управления более высокого уровня осуществляет управление технологическими процессами через подсистемы более низких уровней (промежуточных уровней).

Система управления предприятием строится по многоуровневой структуре. От подсистем, расположенных на более высоком уровне, идет поток управляющей информации к подсистемам, расположенным на более низком уровне, в то же время подсистемы более низкого уровня посылают информацию о текущем состоянии объекта управления подсистемам более высокого уровня. Преимущество иерархической структуры управления предприятием заключается в том, что решение задач управления основывается на базе локальных решений, принимаемых на соответствующих уровнях иерархии управления.

Нижний уровень управления является источником информации для принятия управленческих решений на более высоком уровне. Поток информации от уровня к уровню по количеству информации уменьшается с повышением уровня, но при этом увеличивается ее смысловое содержание.

Все решения, принимаемые для управления производством делятся на регламентные и случайные. К регламентным решениям относятся решения, которые принимаются регулярно с определенной периодичностью, поэтому большая часть процедур, связанных с выполнением этих решений, подается автоматизации. Случайные решения принимаются в результате непредвиденных обстоятельств и поэтому не поддаются надежному информационному обслуживанию.

В крупных производственных объединениях для руководителей верхнего уровня управления создаются специализированные системы контроля исполнения директивных вышестоящих и собственных решений. Это позволяет руководителям сосредоточить свое внимание на стратегических вопросах научно-технического прогресса, на исполнении перспективных задач и долгосрочных плановых работах за счет повышения скорости получения стратегической информации, широты и глубины анализа на основе информационной группировке сведений [6].

2. Подходы к формированию системы менеджмента

.1 Формирование системы эффективного управления

В современных быстро и постоянно изменяющихся конкурентных условиях вопрос непрерывного повышения эффективности управления приобретает особую значимость. При этом внедрение и использование инструментов эффективного менеджмента актуально не только для развития частного бизнеса, но и для повышения качества и результативности деятельности государственных и муниципальных организаций и предприятий. В настоящее время ключевой задачей эффективного менеджмента является формирование, внедрение и использование комплексной системы управления результатами с учетом прогнозируемых и текущих изменений во внутренней среде, а также воздействий со стороны внешних изменений. Данная система должна в первую очередь обеспечивать качественное и своевременное принятие оперативных и обоснованных управленческих решений, направленных на решение наиболее актуальных задач управления любой организации, которые можно сформулировать и обобщить следующим образом:

1.      непрерывное повышение конкурентоспособности и качества оказываемых услуг и производимых товаров для их соответствия потребительским ценностям клиентов;

2.      обеспечение гибкости и оперативности взаимодействия субъектов управления как на внутреннем уровне, так и с внешними контрагентами;

.        оптимизация величины и структуры доходов и расходов, требуемых и затрачиваемых для качественного достижения целей, которые поставлены перед системой управления [7].

С другой стороны, важно учитывать тот фактор, что наука управления также претерпевает постоянное развитие и изменение. Разрабатываются и внедряются современные инструменты менеджмента во всех сферах и отраслях экономики. В связи с этим построение постоянно развивающейся и адаптируемой к изменениям внутренней и внешней среды системы управления наряду с традиционными инструментами требует отбора и использования новых управленческих подходов и механизмов.

2.2 Алгоритм создания системы управления

Исходя из вышеописанного можно составить общий алгоритм формирования системы управления, который предполагает последовательную реализацию следующих основных этапов ее построения и применения в эффективном менеджменте, принципиальная схема которого представлена на рисунке 1.

Из основных этапов эффективной системы управления можно выделить:

1.      Разработка и структуризация целей и задач системы управления: в разрезе решаемых проблем, а также по срокам, объектам и субъектам управления;

.        Определение и применение вариативных блоков инструментов управления;

.        Корректировка целей, порядка функционирования и использования инструментов системы управления для достижения поставленных результатов.

Порядок формирования системы эффективного управления

Из представленной структуры применяемых инструментов и контролируемых результатов следует, что предложенное использование традиционных и современных инструментов позволяет получить наилучший эффект, всесторонне учитывая государственные, рыночные, отраслевые, корпоративные аспекты управляемой деятельности. Например, на первом этапе формирования системы управления методы комплексного стратегического планирования в дополнение к технологиям стратегического анализа дают возможность не только выделить ключевые конкурентные преимущества, цели и задачи системы управления, но и структурировать их. В частности, инструменты BSC позволяют спроецировать долгосрочные стратегические цели на текущий период в виде наборов - карт взаимосвязанных (сбалансированных) целевых показателей и их значений по каждому центру ответственности (структурному подразделению, проекту и т. д.) вплоть до каждого работника-исполнителя.

Исходя из поставленных ориентиров в виде целей и задач управления, на втором этапе проектирования системы управления формируются ее базовые блоки (Рис. 2.1). При традиционном подходе зачастую основные функциональные блоки выделяют в разрезе объектов управления: маркетинга и продаж, производства, финансов, кадров, информационных ресурсов. Однако, клиентоориентированный подход и необходимость повышения конкурентоспособности оказываемых услуг (производимых товаров) требуют создания и внедрения механизмов постоянного планирования, организации и контроля качества - как самой продукции, так и технологий ее разработки, производства и продвижения: бизнес-процессов и операций. В связи с этим формирование системы управления должно предусматривать построение дополнительных - процессных и проектных - блоков управления, функционирование которых оптимизирует объемы и структуру используемого ресурсного обеспечения (производственного, трудового, материального, финансового, маркетингового и т. д.) за счет:

1.      регламентации и постоянного улучшения деятельности центров ответственности, сроков выполнения ими закрепленных функций и мероприятий, достигнутых результатов;

2.      сокращения стоимости и сроков взаимодействия между управляющими и исполнителями, внутренними подразделениями и внешними контрагентами с помощью инструментов реинжиниринга бизнес-процессов и современных информационных технологий;

.        использования всесторонней оценки и анализа полученных результатов в сравнении с запланированными значениями, в том числе в разрезе направлений деятельности (рынков, сегментов, клиентов, территорий и т. д.), а также вплоть до каждой структурной единицы организационной структуры системы управления (управления, отдела, сотрудника и т. д.).

Непосредственно функционирование базовых блоков производится на основе управленческих инструментов из вариативных блоков, которые разрабатываются на третьем этапе формирования системы управления (Рис. 2.1). Данный инструментарий - результат отбора и генерации наборов всех традиционных и вновь создаваемых методов, технологий и механизмов под решение конкретной поставленной управленческой задачи. При этом постоянная ориентация современного менеджмента на достижение поставленных финансовых, количественных и качественных результатов обусловила необходимость применения таких технологий, как функциональная калькуляция себестоимости и стратегический управленческий учет, функционально-стоимостной анализ, методы оценки качеств, механизмы комплексной мотивации персонала и т. д.

Вместе с тем, особое внимание при внедрении и использовании эффективной системы управления должно быть уделено построению обратной связи - оперативному получению и обработке информации о прогнозных, плановых и фактических результатах, характеризующих деятельность и функционирование элементов системы управления, а также состояние управляемых с их помощью объектов. Формирование такого канала на основе передовых методов системного информационного моделирования (IDEF, DFD и т. д.), компьютерных технологий (ERP, SCM, CRM, e-workflow) позволяет своевременно разрабатывать, осуществлять и контролировать исполнение управленческих решений по корректировке функционирования всех остальных ранее описанных элементов системы управления: стратегического целеполагания, базового функционального и вариативного инструментального блоков [8].

2.3    Особенности управления в финансовом менеджменте

Управление предприятием заключается в умении рационально распоряжаться денежными средствами и другими ресурсами. Вместе с системой прогнозирования и планирования и методами принятия решений в области менеджмента понимание принципов и технологий финансового управления деятельностью предприятия является необходимым условием развития бизнеса.

Изменения в экономике России, связанные с переходом к рыночным отношениям, требуют от руководителей организаций новых способов и подходов к технологиям управления, в том числе в области финансового менеджмента. Анализ финансово-экономических результатов российских организаций в современных условиях показывает, что ухудшение их положения связано с отсутствием профессионализма и системного подхода в управлении финансовой деятельностью. Большинство предприятий России пока ориентируется на выживание путем продажи ликвидных основных фондов, поиска краткосрочных источников финансирования, диверсификации производства. Но отсутствие системности приводит их к нулевой результативности используемых методов и распылению имеющихся финансовых ресурсов. Чтобы избежать этих недостатков, необходимо построить для предприятия эффективную систему финансового менеджмента [9].

Анализ различных подходов к определению предметной области финансового менеджмента позволяет исследователям сделать вывод, что эволюция взглядов на предмет финансового менеджмента в сжатой, концентрированной форме повторяет в общих чертах исторически сложившиеся и чередовавшиеся постулаты эффективного управления в общем менеджменте.

В систематизированном виде содержание этапов развития финансового менеджмента в России в таблице 1 [10].

Таблица 2. 1. Этапы развития финансового менеджмента

Период

Этап

Основные постулаты

1985-1994 гг.

Формирование самостоятельной области финансового менеджмента

· Строжайший контроль · Оптимизация издержек · Правильное проведение финансовых операций

1990-1996 гг.

Функциональный подход

· Выделение функций финансового планирования, организации и контроля · Разработка универсальных процедур для принятия решений

1993 г. - настоящее время

Системный подход

· Выделение элементов системы финансового менеджмента · Определение их взаимосвязи


Функционирование любого хозяйственного субъекта в фазах цикла его развития состоит из большого количества различных процессов и подпроцессов. В зависимости от фазы цикла, типа субъекта, его размера и вида деятельности отдельные процессы могут занимать в нем ведущее место, некоторые же могут либо отсутствовать, либо осуществляться в очень небольшом размере. Однако, несмотря на огромное разнообразие процессов, можно выделить основные, которые охватывают деятельность любой коммерческой организации. Это - производственная, сбытовая, финансовая, деятельность по управлению персоналом. Управление каждым из этих процессов является элементом или подсистемой управления в общей системе управления организацией.

Осуществление его направлено на достижение общих целей управления предприятием. Будучи управляемой системой, финансовый менеджмент в значительной мере подвержен государственному регулированию через налоги, лицензии, тарифы, ставки рефинансирования и т. п. Управляемая система означает, что финансовый менеджмент является объектом управления, испытывающим воздействие потока управленческих решений. Поэтому основным принципом при обосновании способа формирования системы финансового менеджмента будет принцип системности.

С другой стороны, финансовый менеджмент сам является системой взаимосвязанных элементов. В его рамках можно выделить следующие элементы: организационная структура, кадры, методы, инструментарий, информационное обеспечение, технические средства, которые оказывают воздействие на решение стратегических и оперативных вопросов финансового менеджмента, тем самым формируется финансовая политика организации, которая опосредует решение производственных вопросов и взаимоотношения с бюджетом, инвесторами, собственниками и контрагентами. Решения последних, в свою очередь, корректируют функционирование системы финансового менеджмента, что необходимо для приспособления к изменениям внешней среды.

При построении подсистемы финансового менеджмента необходимо учитывать несколько принципов:

• адаптивность: подсистема финансового менеджмента не обособлена рамками предприятий, а постоянно учитывает изменения внешней среды и своевременно вносит коррективы в систему;

• функциональность: соответствие реализации механизма финансового менеджмента (и изменения в нем) поставленным общим целям организации;

• комплексность: взаимодополнение отдельными приемами и методами друг друга.

Построение системы финансового менеджмента через выделение ее основных элементов и определение их взаимосвязей является необходимым, но не достаточным условием эффективного управления в области финансов. Хотя общий состав элементов один и тот же, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут сильно варьировать.

Динамичность системы финансового менеджмента обусловлена тем, что на нее воздействует постоянно меняющаяся величина финансовых ресурсов, расходов, доходов, колебания спроса и предложения на капитал. Эти изменения во многом определяются цикличностью экономического развития каждого производства и зависимостью функционирования организации от этого фактора [11].

3. Совершенствование технологий менеджмента в организации

.1 Совершенствование производственного процесса, организации управленческого труда, организационной структуры управления производством

В условиях рыночных отношений обеспечить промышленному предприятию эффективное функционирование и конкурентные преимущества может только эффективная система управления его производственной деятельностью. Сегодня предприятие само должно определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта и многое другое, уметь быстро, а главное - правильно реагировать на любые изменения во внешней и внутренней среде и в соответствии с ними корректировать свою деятельность. А это означает, что руководство предприятия всегда должно искать новые оригинальные ходы в управлении. Одним из таких исключительно важных и новых для российских предприятий подходов к управлению является обеспечение эффективности системы управления производственными процессами.

В качестве основных направлений совершенствования управления производством можно выделить следующие:

Совершенствование непосредственно производственного процесса, связано с совершенствованием самого производственного процесса, рациональная организация которого определяет эффективность функционирования всей производственной системы в целом. Без четкой, научно-обоснованной организации процесса производства вряд ли можно добиться высоких показателей системы управления [12].

Совершенствование организации управленческого труда. Данное направление связано с эффективной организацией труда специалистов производства. Деятельность данных работников весьма специфична, носит умственный и творческий характер и сопряжена с достаточно большой ответственностью. Главной задачей каждого специалиста производства является принятие управленческих решений, касающихся эффективной организации производственного процесса. Именно специалистам производства принадлежит ключевая роль в процессе поддержания баланса между производственной деятельностью и поставленными целями, в определении оптимального варианта развития производства и поддержании конкурентоспособности выпускаемой продукции. Поэтому организация труда управленческого персонала во многом определяет эффективность всей системы управления производством как в текущем, так и оперативном режиме ее функционирования [13].

Формирование рациональной организационной структуры управления производством. Важным критерием определения эффективности системы управления производством является рациональность построения организационной структуры, определяющей количество и состав уровней управления. В современных условиях внедрения процессно-ориентированной структуры управления на предприятии осуществляются глобальные процессы преобразования организационных структур. Основными направлениями изменений в структуре управления выступают децентрализация, сокращение уровней управления, переход от вертикальных к преимущественно горизонтальным связям, демократизация. В подобных условиях повышается уровень заинтересованности каждого специалиста производства в получении конечных результатов соответствующих поставленным целям и задачам, стимулируется инициатива, применяется творческий подход к решению проблем [14].

3.2 Внедрение информационных систем и автоматизация процессов производства

Внедрение информационных систем управления - основное направление совершенствования системы оперативного управления производством связано с внедрением информационных систем. Функционирование производства сопряжено с огромными потоками информации, которые являются основанием для принятия тех или иных управленческих решений. На сегодняшний день информационные ресурсы не только стоят в одном ряду с традиционными (материальными, трудовыми, финансовыми), но и занимают среди них доминирующую позицию. Все более реальным становится выражение «кто владеет информацией, тот владеет всем миром».

Информационные технологии изменяют способ осуществления деятельности компании. Они влияют на весь процесс производства продукции, а нередко и на саму форму продукции. Конкуренты благодаря информационным технологиям получают конкурентные преимущества, и тем больше руководителей осознают важность информационных технологий для повышения конкурентоспособности бизнеса.

Информационные технологии оказывают мощное влияние на конкурентные преимущества любой компании, либо с точки зрения издержек, либо с точки зрения дифференциации. Информационные технологии сами по себе воздействуют па ценные виды деятельности или позволяют компаниям добиться конкурентных преимуществ, используя в своих интересах изменения масштаба конкуренции.

Информация является основным предметом труда специалистов производства: не владея четкой и оперативной информацией, они не смогут эффективно выполнять свои функции и принимать рациональные решения. При этом та или иная управленческая деятельность опирается па определенный тип знаний. Так, например, в тактическом управлении производством наиболее значимой является информация о планах и объемах производства продукции, планах отгрузки готовой продукции, деятельности смежных производств, сезонности спроса потенциальных потребителей и др.

Владение такой информацией позволяет более точно спрогнозировать работу производства, определить оптимальный режим выпуска продукции.

В оперативном же управлении производством более важной является внутренняя информация о ходе производственных работ, отставании от графиков, уровне брака, выполнении плана выпуска продукции и др.

Информационные технологии генерируют все больше данных по мере выполнения компанией своей деятельности и позволяют собирать и получать информацию, которая была прежде недоступной. Эти технологии оставляют также простор для более разностороннего анализа и использования расширенных данных. Но повсеместное распространение информационных технологий ставит серьезную проблему перед исполнителями - слишком много информации. Эта проблема создает новые формы применения информационных технологий для них - накопление и анализ потоков информации. Рассмотрение данного аспекта приводит к созданию автоматизированных систем планирования.

Стремление компаний к повышению собственной эффективности заставляет их быть информационно эффективными, обеспечивать менеджеров полной и достоверной информацией, снабжать конечных исполнителей точными и конкретными инструкциями, осуществлять поддержку принятия решений на всех уровнях управления. Эти задачи решаются посредством создания корпоративных информационных систем [15].

. Автоматизация. Современные тенденции развития систем управления производством заставляют отечественные производственные компании все активнее использовать системы автоматизации подготовки принятия решений в своей деятельности.

Успех предприятия зависит в первую очередь от производственной системы, которая в конечном итоге и определяет ключевые показатели эффективности: себестоимость, производительность, качество. Основными способами повышения эффективности производства являются:

1.         Замена оборудования.

2.         Создание автоматизированных систем управления техпроцессами (АСУТП) и предприятием в целом (АСУП).

3.         Создание автоматизированной системы управления всей производственной цепочкой (от сырья до готовой продукции) для решения управленческих задач на уровне цехов (внедрение MES - Manufacturing Execution System).

Первый путь зачастую неприемлем в силу огромных затрат. Внедрение АСУТП в последнее время идет весьма активно. Однако даже при оснащении АСУТП всех технологических установок не удается обеспечить согласованное взаимодействие цехов, отделов, участков, что не позволяет повысить эффективность производства в целом.

Таким образом, эффективность управления непрерывным производством можно достичь только за счет формирования взаимосвязи автоматизированных систем управления непрерывным производством (АСУ НП) с новейшими интегрированными информационными системами управления предприятием и производством (ИИСУ НП). Компьютеризация и внедрение информационных систем позволит оптимизировать и значительно повысить эффективность процесса управления производством.

Реализация предложенного подхода будет способствовать повышению качества и эффективности управленческих процессов, а также росту экономических и финансовых результатов деятельности производства [16].

Заключение

.        Система менеджмента - это система управления ресурсами (человеческими, финансовыми, техническими и пр.) для достижения предопределённых целей. Современные системы менеджмента в организациях состоят из наборов систем управления по определённому признаку. Разделение системы менеджмента организации на несколько составных систем управления производится с целью уменьшения комплексности общего управления и повышения управляемости образовавшихся подсистем.

.        Сущность системы менеджмента заключается в определении цели, затем в планировании мероприятий, которые будут направлены на эффективное достижение этих целей, и в последнюю очередь разработке плана, выполнив который, можно добиться выполнения поставленной цели. Также сущность менеджмента заключается в сборе и обработке информации, в разработке, принятии и выполнении принятых решений, а также в контроле за их исполнением.

.        В настоящее время ключевой задачей эффективного менеджмента является формирование, внедрение и использование комплексной системы управления результатами с учетом прогнозируемых и текущих изменений во внутренней среде, а также воздействий со стороны внешних изменений. Данная система должна в первую очередь обеспечивать качественное и своевременное принятие оперативных и обоснованных управленческих решений, направленных на решение наиболее актуальных задач управления любой организации.

.        Из основных этапов эффективной системы управления можно выделить:

4.1.   Разработка и структуризация целей и задач системы управления: в разрезе решаемых проблем, а также по срокам, объектам и субъектам управления;

4.2.   Формирование базовых функциональных, процессных и проектных блоков системы управления;

.3.     Определение и применение вариативных блоков инструментов управления;

.        Финансовый менеджмент - система взаимосвязанных элементов. В его рамках можно выделить следующие элементы: организационная структура, кадры, методы, инструментарий, информационное обеспечение, технические средства, которые оказывают воздействие на решение стратегических и оперативных вопросов финансового менеджмента, тем самым формируется финансовая политика организации, которая опосредует решение производственных вопросов и взаимоотношения с бюджетом, инвесторами, собственниками и контрагентами.

.        В качестве основных направлений совершенствования управления производством можно выделить следующие:

·        Совершенствование непосредственно производственного процесса;

·        Формирование рациональной организационной структуры управления производством;

·        Внедрение информационных систем управления;

·        Автоматизация производства.

Список использованной литературы

1. Гениальность менеджера [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mangenius.ru/

2.      Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0 % A1 % D0 % B8 % D1 % 81 % D1 % 82 % D0 % B5 % D0 % BC % D0 % B0_%D0 % BC % D0 % B5 % D0 % BD % D0 % B5 % D0 % B4 % D0 % B6 % D0 % BC % D0 % B5 % D0 % BD % D1 % 82 % D0 % B0

.        Центр управления финансами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://center-yf.ru/

.        Новости маркетинга. Журнал о новом маркетинге [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.marketingnews.ru/

.        Драчева, Е.Л. Менеджмент / Драчева Е.Л., Юликов Л.И. - М.: Мастерство, 2002. - 288 с.

.        Галенко, В.П. Менеджмент. Системы управления / В.П. Галенко. - СПб.: Питер, 2003. - 376 с.

.        Ланкина, В.Е. Менеджмент организации. Учебное пособие / Т.В. Алесинская, Л.Н. Дейнека, А.Н. Проклин. - Таганрог: ТРТУ, 2006. - 304 с.

.        Хан, О.К. Подходы к формированию систем эффективного менеджмента / О.К. Хан, П.В. Богаченко, А.Н. Коробова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2007. - № 3.

9. Улина, С.Л. Подходы к формированию системы финансового менеджмента в России / Менеджмент в России и за рубежом. - 2000. - № 2.

10.    Абчук, В.А. Менеджмент. Учебник / В.А. Абчук. - СПб.: Издательство «Союз», 2002. - 463 с.

.        Масилевич, Н.А. Финансовый менеджмент / Н.А. Масилевич. - Мн.: БГТУ, 2006. - 337 с.

.        Азнабаева, Г.Х. Основные направления совершенствования управления производством / Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 60.

.        Всё по специальности Менеджмент [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://managment-study.ru/

.        Сафронов, Н.А. Экономика предприятия. / Н.А. Сафронов. - М.: Юристъ, 1998. - 584 с.

.        Основы менеджмента [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bmanager.ru/

.        Мусаев, А.А. Автоматизация производственных процессов промышленных предприятий / Автоматизация в промышленности. - 2003. - № 9.

Похожие работы на - Исследование системы менеджмента в организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!