Субъекты малого и среднего бизнеса

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    123,2 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Субъекты малого и среднего бизнеса

Введение

Процветающий частный сектор, предприятия, которые действуют на рынке, создают рабочие места, разрабатывают инновационные продукты, способствуют развитию общества и определяют уровень эффективности национальной экономики любого современного государства.

Согласно исследованиям Всемирного банка, в 2013-2014 годах 114 стран осуществили в общей сложности 238 реформ в целях создания более благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности. Российская Федерация входит в число стран, которые добились наилучших результатов. По степени благоприятности условий предпринимательской среды Россия занимает 62 место.

Предпринимательство, как социально-экономическое явление, находится в условиях интеграции национальных экономик в мировое хозяйство. Происходит переоценка роли и места малого и среднего предпринимательства в экономике России.

Возникает потребность в формировании нового поколения предпринимателей, молодых, динамичных, современных специалистов, способных играть активную роль в бизнесе, экономике и развитии общества.

Актуальность темы исследования обусловлена появлением научных трудов, посвященным возможностям становления молодежного предпринимательства и его развития, а так же необходимостью анализа путей и проблем реализации этих процессов в российской экономике на современном этапе.

Целью данной научной работы является исследование природы и специфики молодежного предпринимательства в условиях экономики России, а так же поиск возможности активировать предпринимательский потенциал у молодежи. Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

-       изучить сущность малого и среднего предпринимательства, как платформы активации предпринимательского потенциала у молодых специалистов;

-       выделить понятие молодежного предпринимательства, рассмотреть преимущества и недостатки развития данного направления;

-       проанализировать положение молодежи на рынке труда;

-       выявить основные проблемы, сдерживающие развитие молодежного предпринимательства, решение которых необходимо для дальнейшего улучшения предпринимательской среды в России

-       обобщить особенности государственной политики поддержки молодых предпринимателей

Объектом исследования работы является - развитие предпринимательской деятельности в целом и в частности экономики России.

Предмет исследования работы - механизм развития молодежного предпринимательства в России, проблемы и специфика данного направления.

Теоритической основой научной работы послужили результаты трудов таких авторов, как Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л., Абрамов М.Д., Блинова А.О., Шапкина И.Н., Родионова Н.В., Читанова О.О. и др. Также в работе использовались теории предпринимательской функции: Р. Кантильон, И. Тюнен, Ж.-Б. Сэй, Й. Шумпетер.

В качестве информационной базы исследования использовались материалы научных статей, экономических газет, национальных отчетов, электронных ресурсов.

Методологическую базу научной работы составляют диалектический метод, конкретно-исторический принципы познания экономических явлений. Так же применены методы научной абстракции, анализ и синтез, моделирование изучаемых процессов путем описания, сравнения, представления статистических данных.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы научной работы, сформулирована цель и задачи, выбран объект и предмет исследования. В первой главе содержится теоритическая составляющая выбранной темы, генезис объекта исследования, раскрывается социально-экономическая сущность малых и средних субъектов предпринимательской деятельности, изложены критерии и основные понятия. Во второй главе подробно анализируется предмет исследования, проблемы и преимущества данного направления. В третьей части научной работы представлены рекомендации по изученной проблеме. Заключение представляет собой выводы по каждому из написанных разделов курсовой работы


1. Роль субъектов малого и среднего бизнеса в развития молодежного предпринимательства

.1 Понятие и сущность малого и среднего бизнеса

предпринимательство молодежный специалист

Развитие предпринимательства - результат процессов производства, распределения, обмена и потребления. Статья 2 ГК РФ определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке[1].

Определенно, фундамент общественного производства и потенциал государства составляют крупные предприятия, однако в последние годы существует мнение, что именно малый бизнес, является мощной экономической силой, как наиболее массовая, гибкая и ликвидная форма деловой жизни.

В развитой системе рыночных отношений малое и среднее предпринимательство формирует «каркас» национального хозяйства, прочно обосновавшись в тех нишах, которые непривлекательны или невозможны для крупных хозяйственных структур. В 19 странах Европейского Союза из общего числа предприятий, 99% являются субъектами малого и среднего бизнеса. В США на долю малых предприятиях, приходится около 80% общего количества всех предприятий страны. В Японии малый и средний бизнес составляет 97% общего числа компаний. В РФ субъектами малого и среднего бизнеса являются 43% компаний[2].

В России сфера малого и среднего бизнеса получила свое развитие в период распада социалистической системы. В 1990 году вышел первый документ, регламентирующий деятельность малого и среднего бизнес - постановление Совета Министров СССР №790 от 8.08.90 г. «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». В постановлении были изложены критерии субъектов малого и среднего бизнеса, а так же цели и задачи, стоящие перед субъектами.

Распад СССР и образование Российской Федерации, способствовали снижению административного давления на предпринимательство, что привело к его росту. Основные сферы деятельности являлись строительство и обрабатывающая промышленность, малый процент приходился на торговлю и операции с недвижимостью.

Далее была усовершенствована правовая база для малого и среднего бизнеса и изданы следующие нормативно-правовые документы:

-       указ Президента РФ «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в РФ» №1485 от 30.11.1992 г.;

-       постановление Правительства «О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в РФ на 1994-1995 гг.» №409 от 29.04.1994 г.;

-       федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (№222-Ф3 от 29.12.95 г.);

-       «Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996-1997 гг.», утвержденная постановлением Правительства №1256 от 18.12.1995 года.

В 2007 году вышел Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который, в данное время, является основным нормативно-правовым актом, регламентирующим деятельность малого и среднего бизнеса в РФ. В №209-ФЗ от 24.07.2007 определены критерии субъектов малого и среднего предпринимательства (таблица 1), а так же изложены основные цели и принципы государственной политики по отношению к данным субъектам.

Таблица 1 - Критерии субъектов малого и среднего бизнеса

Показатель

Средние предприятия

Малые предприятия

Микропредприятия

Средняя численность работников (чел.)

от 100-250

до 100

до 15

выручка от реализации товаров без учета НДС. (млн. руб.)

1000

400

60

Доля участия государственных органов.

5%

5%

5%


Вопрос развития малого и среднего предпринимательства является объектом повышенного государственного интереса, так как малый и средний бизнес имеет ряд достоинств, которые заключается в том, что:

1.   Малое и среднее предпринимательство - фактор устойчивого развития региона. Развитие малого и среднего предпринимательства способствует развитию инфраструктуры, понижению социальной напряженности, появлению дополнительных рабочих мест, образованию среднего класса, росту статьи доходов региональных бюджетов.

2.      Имеет сравнительно малые затраты на открытие бизнеса, а так же быстрая окупаемость, высокая оборачиваемость капитала.

.        Согласно законам экономической теории, рыночные отношение не могут существовать без конкуренции, а конкуренция не возможна без малого и среднего бизнеса. В рамках своей специфики, малое предпринимательство имеет возможность специализироваться на выпуске «единичной», персонифицированной продукции.

.        Возможна быстрая реакция на изменения рыночной конъюнктуры. Малый и средний бизнес, по своей специфики, может быстро и гибко реагировать на изменения спроса.

.        Имеется возможность индивидуального подхода к клиенту. Это является существенным преимуществом, особенно, если деятельность нацелена на обслуживание крупных корпораций, государственных организаций.

.        Собственники малого и среднего бизнеса имею высокий уровень заинтересованности, мотивацию, склонны к сбережению и инвестированию в собственный бизнес. А. Смит утверждал: «Бережливость - вот ключ к богатству».

Рассмотрев данные преимущества, важно отметить, что благодаря развитию данного сегмента бизнеса, возможно, решить проблемы не только экономического характера, но и социального.

Как и любая деятельность, малый и средний бизнес имеет свои недостатки, к ним относятся:

-    ведение нелегальной деятельности, укрытие от налогов;

-       высокий уровень риска, особенно в кризисных условиях;

-       некомпетентность руководства, отсутствие недостающих знаний;

-    выплаты заработной платы «в конвертах», соответственно низкие социальные льготы;

-       руководители малого бизнеса не заинтересованы в привлечении инвалидов, не смотря на поддержку государства;

-       малый бизнес не заинтересован в привлечении молодых специалистов, без опыта работы, так как на обучение требуется определенные средства.

Из всего сказанного следует вывод о том, что деятельность малого и среднего бизнеса полностью основана на факторе частных интересов. Собственник организации заинтересован в получении прибыли, в развитии своей деятельности и реализации своих интересов. Перед собственником не стоит огромной задачи, однако Смит писал, что человек, преследующий свои интересы, «часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремиться служить им». То есть, образ «невидимой руки» направляющий человека к цели, которая не входила в его намеренья[3].


1.2 Социально-экономические преимущества развития молодежного предпринимательства

На развитие института предпринимательства в РФ, наряду с экономическими факторами, огромное влияние оказывает исторические, социальные факторы, менталитет и существующие стереотипы.

Предпринимательство в России развилось в короткие сроки, в условиях распада социалистической системы, под влиянием экономической нестабильности, политического прессинга.

Естественным образом, в таких условиях, строить бизнес, прогнозировать результаты, планировать свою деятельность было невозможно. Таким образом, на этапе становления института предпринимательства не были заложены основополагающие цели и задачи и функции данного института. Бизнес велся в хаотичном порядке, не существовали такие понятия, как стратегия, бизнес-план, целевая аудитория, мониторинг рынка и т.д.

Российский предприниматель был движим, не получением прибыли и развитием своего бизнеса, а исключительно собственной наживой и обогащением. В итоге предпринимательская деятельность в России стала основываться на мошенничестве, хитрости. В 1995 г. теневой сектор экономики составлял 46%. Соответственно возникли стереотипы, которые до сих пор оказывают воздействие на «престиж» предпринимательской деятельности.

Исследуя различные точки зрения по этому вопросу, можно выделить следующее, что предпринимательство представляет собой определенную форму экономической активности, которой присуще экономическая самостоятельность. Эффект от предпринимательской деятельности состоит в новаторстве, умению предчувствовать и максимально быстро реагировать на изменения в обществе. Личность предпринимателя должна содержать в себе такие качества, как умение рисковать, коммуникативность, идейность, ответственность, целеустремленность.

Делая ставку на молодое поколение, возможно реализовать модель предпринимательства, где бизнес будет направлен не только на собственное материальное благополучие, но и на решение глобальных проблем, создание чего-то нового.

Для молодых предпринимателей представлен наглядный пример, что вести бизнес путем обмана неэффективно, краткосрочно и не имеет перспективы развития, а тем более в условиях рыночной конкуренции с экспортным товаром это невозможно.

Мы считаем, что именно молодежное предпринимательство имеет возможность сформировать новую модель ведения бизнеса в России, что стабилизирует национальную экономику и поставит российскую продукцию на другой уровень. Чтобы обосновать приоритеты данного направления, рассмотрим достоинства молодежного бизнеса.

Во-первых, большинство молодых предпринимателей идут в бизнес с мыслью не обмануть, а создавать и улучшать, потому что в условиях «номенклатурного взрыва», огромного изобилия товаров и услуг, продвигать «плохой» товар во много раз сложнее, чем качественный. Такой подход способен сломать реалии бизнеса в России.

Во-вторых, молодые люди более чутки и восприимчивы к модным течениям, трендам, брендам. Такая информированность молодых предпринимателей способствует определению целевой аудитории, позволяет оперативно подстраиваться под изменения интересов потребителей, что в условиях рыночной конкуренции играет ключевую роль.

В-третьих, развитие молодежного предпринимательства дает шанс для любой «зрелой» отрасли обрести вторую молодость, совершить качественный скачек в своем развитии. Подрывные изменения в отрасли - это не внезапная революция, спровоцированная одной ситуацией, а следствие накопительного опыта ряда взаимосвязанных факторов.

Четвертая положительная сторона данного направления заключается в том, что молодежь, в сравнении с предыдущим поколением имеет возможность путешествовать, имеет доступ к иностранному образованию, иностранным информационным ресурсам, тем самым могут перенять какие-то идеи, технологии, стратегии и реализовать их в РФ.

Следующая положительная сторона заключается в том, что молодое поколение предпринимателей способно разрушить систему «пережитков административной и вседозволеной власти государственного аппарата», так как путем использования социальных сетей, современных механизмов сообщений, любую несправедливость можно опубликовать и сделать самой обсуждаемой новостью дня. Таким методами можно сократить коррупцию в нашей стране, и сформировать новое антикоррупционное сознание.

С другой стороны, развитие молодежного предпринимательства повлечет за собой некоторые негативные последствия. Например, это может привести к усугублению дисбаланса на рынке, между специальностями экономического профиля, и технического.

Следующий дисбаланс будет происходить в отраслевой сфере. Молодым бизнесменам, зачастую отдают приоритет торгово-посреднической, финансовой, банковской, информационной деятельности, сфере услуг. В то же время такие сферы, как энергетические, добывающие отрасли, во многом заняты более взрослым поколением.

Раннее трудоустройство и самозанятость может негативно отразится на процессе получения образования молодежи и стремлению к образованию. Получив первое материальное поощрение, стоимость своего труда, как правило образовательный процесс теряет свою актуальность, во многом разрушается представление о ценности полученных знаний.

Развитие на начальном этапе молодежного бизнеса, естественным образом увеличит расходы государственного бюджета. Однако, в дальнейшем, они должны окупиться.

В РФ на законодательном уровне не определено понятие «молодежное предпринимательство». Не существует ни одного нормативно-правового документа, где были бы даны критерии, определяющие бизнес молодых предпринимателей к отдельному субъекту.

Поэтому, в данной работе, условно, к молодому предпринимателю будем относить лиц, недостригших возраста 30 лет, которые основали свой бизнес самостоятельно, являются владельцами компании и осуществляют оперативное управление собственным бизнесом, который приносит доход.

Отметим, что критерий, о том, что бизнес должен приносить доход, особенно важен. Если давать какие-либо преференции молодежному бизнесу, то было бы правильно, содействовать той деятельности, которая результативна и приносит доход. Соответственно, если государство будет гарантировать поддержку, определенные льготы или гаранты предприятиям, которые имеют прибыль в определенном размере, то, во-первых, снизится уровень сокрытия налогов, а следовательно, повысятся доходы в бюджет.

Итак, вопрос поддержки молодежного предпринимательства приобретает все больше и больше внимания. На современном этапе в РФ отсутствует системный подход и координация деятельности молодежного предпринимательства, не существует четко сформулированной политики, определяющей цели и задачи молодежного предпринимательства.


2. Особенности становления молодежного предпринимательства

.1 Анализ положения молодежи на рынке труда

В данной главе рассмотрим положение молодежи на рынке труда. В 2013 г. показатель ранней трудовой активности в РФ составил 5,8%, среднее значение этого показателя для развитых стран составляет 21,1%. Средний возраст российского устоявшегося предпринимателя составляет 40 лет[5].

На основе данных Федеральной службы государственной статистики распределим численность занятых в экономики по возрастным группам (рис. 1):

Рисунок 1 - Численность населения занятых в экономики РФ по возрастным группам в 2013 году, %

Исследуя приведенные данные, можно сказать, что наибольшую долю занятых в экономике РФ составляют граждане в возрасте от 25 - 29 лет (14,2%). Возрастные группы от 30 - 54 лет находятся в пределах от 13% до 11%. В это период жизни, большинство людей определили совою профессиональную стратегию, имеют определенный опыт работы. Как правило, у большинства уже имеется семья, и они предъявляют высокие требования к предлагаемой работе, а в первую очередь к заработной плате. Предпочтения данная категория отдает государственной службе, или большим коммерческие фирмам, так как заинтересованы в стабильности и надежности, а в основе предпринимательства заключается в способности идти на риск.

Обратим внимание на возрастную группу от 20 - 24 лет. Данная группа составляет 8,5% занятых в экономике. Одной из причин, низкой активности данной группы, является тот факт, что большинство представителей в этом возрасте получают образование. Однако именно в этот период жизни, молодежь стремиться работать, и сталкивается с проблемами не востребованности. Поэтому задача государства мотивировать молодежь на создание собственного малого бизнеса, а так же заинтересовать руководство малого и среднего бизнеса привлекать молодежь.

Рассмотрев численность занятого населения в экономике, перейдем к численности безработного населения экономики РФ (рис. 2).

Рисунок 2 - Численность безработных по возрастным группам, 2013 г., %

Согласно рисунку, самый высокий показатель безработицы имеет возрастная категория от 20-24 лет. Эти результаты позволяют отнести молодежь к группе риска в области трудовой деятельности. Проблемы с трудоустройством в этом возрасте могут сопровождаться снижением самооценки, приводить к проблемам трудовой адаптации либо деформировать мотивацию к трудовой деятельности

Рассматривая в динамики данный показатель, то в период 2011-2013 г. для категории граждан до 20 лет средний показатель составил 4,8%, для категории граждан от 20 - 24 лет составил 21,4% и для категории граждан 25 - 29 лет был равен 15,6% (рис. 3).

Безработица молодежи - социально-экономическое явление, при котором трудоспособная молодежь находится в поиске работы и готова приступить к ней, но не может реализовать свое право на труд, тем самым теряет основные средства к существованию[6].

Рисунок 3 - Динамика уровня безработицы с 2011 по 2013 год по возрастным группам, %

Средняя продолжительность поиска работы составляет 6 - 7 месяцев, что меньше, чем у других категорий граждан, данный показатель у которых составляет 8-9 месяцев.

Данный показатель свидетельствует о том, что уровень безработицы среди молодежи высокий, и в течение трех лет ситуация значительно не изменилась. Наличие безработицы свидетельствует о нарушении принципа эффективного использования ресурсов. Данное положение молодежи на рынке труда может являться одним из побудительных мотивов, заняться предпринимательской деятельностью.

По мнению молодежи России, основные причины перехода в бизнес заключаются в желании работать на себя и быть независимым (40%), иметь высокий уровень дохода (39%), желание заниматься любимым делом и реализовать свою идею (14%), желание самоутвердиться (5%), материально обеспечить свою семью и оставить дело детям (2%) (рис. 4).

Рисунок 4 - Причины создания собственного бизнеса

Согласно изученным опросам, 21,3% респондентов в возрасте от 18-24 имеют намеренья создать свой бизнес. Если рассматривать в мировом масштабе, это самый низкий уровень предпринимательских намерений, наибольшее количество желающих заниматься предпринимательской деятельностью в таких странах как Ливия, Колумбия, Чили, Алжир, Индонезия.

Известный бизнес-тренер и консультант по менеджменту Стив Тобак утверждает, что в молодости склонность к риску гораздо больше, чем на других возрастных этапах, что является огромной побудительной силой, для создания собственного дела. Однако молодым предпринимателям сложно устоять в условиях жесткой рыночной конкуренции. Как показывает мониторинг Российского предпринимательства, в возрастной группе от 18-24 лет, на 22% начинающих предпринимателей приходится 1,5% предпринимателей, которые смогли устоять и функционировать более 3-х лет. В сравнении с возрастной категорией 25-34, разница между начинающими и устоявшими предпринимателями составляет 2,1% в пользу последних. К двадцати пяти годам, большинство молодых людей имеют опыт работы, что во многом влияет на успех деятельности (рис. 5).

Рисунок - 5 Распределение начинающих и устоявшихся предпринимателей по возрастным группам, 2013 г., %

Итак, численность занятых в экономике среди молодежи в возрасте от 20 до 24 лет находится на низком уровне - 8,5%. Безработица среди молодежи имеет достаточно высокий показатель - 21,3%. С одной стороны, молодежь находится в группе риска, с другой стороны, безработица может являться одним из побудительных мотивов предпринимательской деятельности.

Привлекая молодежь к работе в малом и среднем бизнесе, мы способствуем сокращению уровня безработицы, что может снизить уровень предпринимательских намерений, однако «Бизнес нужен тем, кто не готов в жизни довольствоваться самым необходимым» [7].

2.2 Факторы, препятствующие развитию молодежного предпринимательства

Согласно рейтингу стран по степени благоприятности условий предпринимательской деятельности, РФ занимает 62 место. Это говорит о том, что предпринимательство в России сталкивается с проблемами, которые во многом тормозят развитие этого института. Рассмотрим, перечень факторов, которые больше всего сдерживают развитие молодежного бизнеса.

Наиболее острая проблема заключается в недостатках и противоречиях законодательной базы РФ. С точки зрения экономики, функции законодательства заключаются не только в юридическом обеспечении надежности, справедливости, эквивалентности хозяйственных связей, но и в стимулировании предприимчивости хозяйствующих субъектов. Однако, в России это является серьезным препятствием даже для опытных специалистов. Такая законодательная среда губительна для становления молодежного бизнеса.

Проблема образованности молодых кадров заключается в том, что классическое образование в РФ дает фундаментальные знания, но не учит зарабатывать деньги и не соответствует реалиям современной экономики. По мнению работодателей, которые более компетентны в вопросе о степени подготовленности выпускников, 51% респондентов считают, что уровень знаний не соответствует требованиям современной экономики[8]. К концу обучения студены, не имеют даже малейшего опыта в своей сфере и не всегда понимают сущность своей профессии.

Пользование банковским продуктом для малого бизнеса, очень затратная статья. На высоки процентные ставки, несомненно, оказывают влияние внешние факторы. Для малого бизнеса средняя ставка краткосрочного кредита составляет 18,5% годовых[9]. Рентабельность такого бизнеса должна быть выше, что в условиях зарождения предприятия маловероятно.

Отсутствие видения принципов построения инфраструктуры компании. Молодым специалистам во многом сложнее настроить механизм реализации своей идеи. Ведь для того, чтобы составить бизнес-план, необходимо быть адаптированным на рынке, а это возможно, только действуя в нем

Для молодежи характерно слаборазвитое чувство ответственности. Не способность до конца осознавать и отвечать за свою деятельность во многом, тормозит развитие предпринимательства среди молодежи.

Безусловно, негативное воздействие оказывают такие экономические факторы, как несовершенная конкуренция, инфляция, неустойчивость экономики, кризисные настроения, снижение социальных показателей.

Рассматриваемый ряд проблем характерен для малого и среднего бизнеса в целом. Так как молодежное предпринимательство законодательно не рассматривается как отдельный субъект и приравнивается по своей юридической значимости к малому и среднему бизнесу, рассмотрение указанных проблем уместно в данной главе, важно то, что молодым специалистам, не имеющим опыта, справится с ними в разы труднее. Однако, решение этих проблем, при грамотной государственной политики вполне возможно.

2.3 Инструменты государственной поддержки молодых предпринимателей

Государство крайне заинтересовано в трудоустройстве и самозанятости молодежи, осуществляя разностороннюю поддержку сферы молодежного предпринимательства. В настоящее время это является одним из приоритетных направлений на региональном уровне.

Об этом свидетельствует организация молодежных форумов, проведение конкурсов среди молодых предпринимателей, выдаются гаранты, на реализацию бизнес-идей.

Государство готово финансировать крупные инновационные проекты, которые хорошо показали себя на этапе становления, однако эффективнее финансировать некоторое количество малых проектов. Потому что не всякий передовой продукт приживается на рынке.

Существующая проблема, заключается в том, что федеральные программы поддержки молодых предпринимателей, выполняют больше социальную функцию, чем экономическую. Так же поддержка только на этапе открытия может не оправдать ожидания.

Государство ставит задачу о том, что основным направлением модернизации страны является развитие инновационного потенциала[10]. Молодежь является движущей силой распространения инноваций, склонны к изменениям собственного уклада жизни, мобильны и быстро адаптируются к условиям окружающей среды.

В рамках разработанной концепции стратегии развития молодежного предпринимательства в РФ, предложено предоставить Торгово-Промышленной палате роль куратора вопросов развития молодежного предпринимательства [11, с. 18]. Однако деятельность ведомства в данном направлении, может породить коррупцию и лишние расходы государственного бюджета.

Международный опыт имеет несколько основных форм развития и поддержки молодежного бизнеса (Германия, Швеция, США):

.        создание государственного ведомства, палаты или ассоциации, которая координирует деятельность молодежи в сфере предпринимательства;

.        коммерческие организации, которые помогают развиваться молодым предпринимателям, проводят тренинги, курсы, консультации;

.        бизнес-инкубаторы и центры развития молодежного предпринимательства, которые финансируются из региональных или национальных бюджетов в рамках общей стратегии экономического развития и прочие.

Для создания стратегии развития молодежного бизнеса, можно позаимствовать элементы программ, но нельзя заимствовать целостный механизм, не смотря на то, что он имеет высокие показатели за рубежом, в России, это не будет эффективно и действенно.

Как показывает анализ, проведенный в данной главе, благодаря глобальной проблеме безработицы среди молодежи, как в Европе, так и в России, стали уделять огромное внимание работе с молодежью, развитию молодежного бизнеса. Однако, не смотря на поддержку со стороны государства РФ, данного направления, качественных сдвигов в экономике не произошло. Это говорит о том, что механизм помощи малоэффективен и не рентабелен, расходуются государственные деньги и предпринимаются полушаги, что на минимальном уровне подпитывает экономику, глобальных перемен не происходит.



3. Рекомендации по улучшению положения молодых специалистов

.1 Пути преодоления факторов, препятствующих развитию молодёжного предпринимательства

Вопреки неудачным реформам в сфере образования, социальным проблемам, кризисным состояниям, в Россия из поколения в поколение появляются талантливые, перспективные молодые люди с гениальными идеями. Чтобы реализовать стремления и получать от них доход, необходимо кардинально перестроить деятельность всех моделей и общественных институтов.

В качестве основного вектора развития молодежного предпринимательства в России, считаем, что было бы рассматривать трудоустройство молодежи в малом и среднем бизнесе

Сущность малого и среднего бизнеса представлена в части 1.1. данной статьи. Отталкиваясь от этого, работая по найму в малом бизнесе, молодые ребята, обладающие предпринимательскими свойствами характера не найдут себя в малых организациях. Их деятельность в малом бизнесе будет краткосрочна, однако это заложит основы психофизиологической, социально-психологической и профессиональной адаптации.

На этом этапе произойдет так называемый «отбор», соответственно, для молодых специалистов, которые не имеют склонности к предпринимательству, будет решен вопрос с безработицей. Согласно рейтингу топ-20 молодых предпринимателей России, списка Forbes, 80% имели опыт работы.

Малоэффективно и тяжело начинать молодым, неопытным специалистам бизнес «с нуля», необходимо использовать накопленный опыт знания и умения, и реализовывать себя там, где имеется определенный уровень знаний. Профессиональная адаптация поможет определить свою нишу, занятие «где молодой бизнесмен чуть лучше, чем другие», где возможно развитие и новаторство.

Заинтересовать малый бизнес в привлечение студентов, молодых и неопытных выпускниках можно путем дополнительных льгот, доплат. Еще эффективнее для субъектов малого и среднего бизнеса, которые трудоустраивают молодежь, оплачивать курсы и тренинги. Так как порой, само руководство и сотрудники малого и среднего бизнеса нуждаются в квалификации. Таким образом, происходит обучение молодых специалистов на основе практической деятельности и профессиональной адаптации.

Профессиональная адаптация характеризуется дополнительным освоением профессиональных возможностей, формированием профессионально необходимых качеств личности, положительного отношения к работе[12]. Такой подход даст больше мотивации и уверенности молодым специалистам для реализации собственного бизнеса.

В части 2.2 данной работы раскрыты основные сдерживающие факторы развития молодежного предпринимательства. Рассмотрим, как трудоустройство в малом и среднем бизнесе может повлиять на разрешение этих проблем (Приложение Б).

На основе опыта разных стран, можно перенять некоторые механизмы развития молодежного малого бизнеса. Одна из концепций США реализуется в федеральных программах займов для отраслей, которые сильно пострадали во время кризиса. Функционируют центры, в которых разрабатываются тренинги, проводятся интернет-консультации по маркетингу и бизнес-планированию. А так же сформирован арбитражный отдел, который проводит круглые столы с целью повышения эффективности законодательства для предпринимателей.

В Евросоюзе функционируют интернет-сети, которые стимулируют кооперативные связи в неразвитых регионах, занимаются поиском партнеров для ведения совместного бизнеса, в том числе и за рубежом.

Правительство Бразилии стимулирует развитие бизнеса в Интернет сети. Активно действуют экспертные и консультативные программы, на безвозмездной основе.

В Китае активно ведут свою деятельность посреднические организации, которые создают условия для развития деловых отношений между предприятиями бизнеса, выступают с инициативами о проведении ярмарок, проводят информационную работу.

Подводя итог, важно отметить, что при реализации трудоустройства молодежи и повышения предпринимательской активности, молодое поколение переходит из пассивного объекта социальной защиты в активного деятеля, субъекта предпринимательской деятельности [13, c. 145].



Заключение

Основной целью данной работы было обозначено исследование природы и специфики молодежного предпринимательства в условиях экономики России, а так же поиск возможности активировать предпринимательский потенциал у молодежи.

Для достижения этой цели было изучено понятие и сущность деятельности малого и среднего бизнеса, в качестве основной платформы развития предпринимательского потенциала и получения практических знаний в области ведения бизнеса.

Далее изучена специфика деятельности молодых предпринимателей. Определены положительные и отрицательные стороны развития данного направления. Молодежь - особая социально демографическая группа, которой свойственны специфические интересы, общественные ориентиры, присуща собственная система ценностей и потребностей.

Предпринимательские отношения формируют новые приоритеты в системе ценностей, общественных норм, традиций, что находит в дальнейшем отражение в сознании, а затем и в поведении, активности, в конечном счете - в социальном самочувствии молодежи.

Анализ положения на рынке труда показал, что молодежь находится в зоне риска и имеет высокий показатель безработицы, безусловно, в этом возрасте многие молодые ребята получают образование. Однако необходимо сократить показатель безработицы путем трудоустройства молодых специалистов в предприятия малого и среднего бизнеса. Такой ход может сократить уровень предпринимательских намерений, или наоборот дать мотивацию для открытия своего бизнеса.

Рассматривая проблемы развития молодежного предпринимательства, выявлено, что основным сдерживающим фактором является отсутствие правовой основы для развития данного направления. Так как молодые предприниматели не имеют определенной предпринимательской среды для своей деятельности, они сталкиваются с теми проблемами, которые присущи субъектам малого и среднего бизнеса.

На современном этапе, государственная политика поддержки молодых предпринимателей заключается в том, что государство проводит конкурсы, по итогам конкурсов выделяются субсидии на открытие своего бизнеса. Но такой механизм имеет единичный характер. Государство не имеет инструмента, который бы массово вовлекал молодежь в предпринимательскую деятельность.

В данной научной работе, в качестве такого инструмента предложено трудоустройство молодых специалистов в субъекты малого и среднего бизнеса. Во-первых, для молодежи, которая не имеет предпринимательских намерений, будет решен вопрос с трудоустройством. А во-вторых, для тех молодых специалистов, которые имеют предпринимательский потенциал, это будет возможность поучиться на ошибках других.

Если государство будет поддерживать такое взаимодействие бизнеса с молодежью в виде оплаты тренингов, образовательных программ, консультаций и конференций, то в итоге мы получим специалистов высокого уровня, чьи знания будут практичны и ценны.

В заключение отметим, что прежде чем создавать правовую основу для молодых предпринимателей, прежде чем выделять их в качестве отдельного субъекта, необходимо заслужить доверие, обосновать свое право на существование. То есть, вести бизнес открыто, платить налоги, выплачивать достойные заработные платы наемным работникам. Только в таком случае, имеет смысл развивать новое направление в бизнесе. Молодые предприниматели сегодня, это облик отечественной экономики будущего. От качественной и действенной работы сегодня зависит успех нашей страны через 10-15 лет.

Похожие работы на - Субъекты малого и среднего бизнеса

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!