Информационные технологии обеспечения управленческой деятельности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    3,14 Мб
  • Опубликовано:
    2015-08-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Информационные технологии обеспечения управленческой деятельности

Введение

Для процветания фирм необходимо качественное и своевременное управление их деятельностью. Главным условием правильности принимаемых решений является исчерпывающая осведомленность. Выполнение этого условия в настоящее время возможно только на базе современных информационных технологий. Поэтому сейчас все фирмы, от организаций малого и среднего бизнеса до крупных промышленных комплексов, разрабатывают и внедряют автоматизированные информационные системы поддержки своей деятельности. Внедрение подобных систем повышает оперативность и достоверность получаемой информации, сокращается время на текущий сбор и обработку информации, а это приводит к высвобождению рабочего времени, как руководителей и специалистов для решения перспективных проблем, так и рядовых сотрудников для более качественного и продуктивного выполнения своих функций. Появляется возможность периодического анализа информации и выявления проблемных ситуаций.

Целью работы является изучение теоретических основ информационных технологий обеспечения управленческой деятельности, рассмотрение на конкретном примере основных наиболее значимых достижений информационной технологии в сфере управления организацией. Для достижения цели, были поставлены следующие основные задачи:

рассмотреть роль IT-технологий в процессе управления организацией;

охарактеризовать сущность, цели и задачи информационных технологий в компании;

провести обзор программных продуктов в сфере управления;

выявить проблемы внедрения программных продуктов и их необходимость.

Предметом исследования данной курсовой работы является информационные технологии обеспечения управленческой деятельности, а объектом исследования применение информационных технологий на примере ОАО «Нижнекамскнефтехим».

Данная курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы. Курсовая работа проиллюстрирована рисунками и таблицами в приложениях. В первой главе дается теоретические основы информационного обеспечения управления предприятием. Вторая глава - практическая, где на конкретном предприятие показан процесс внедрения и использования системы SAP ERP и СЭД в управлении.

Глава I. Теоретические основы информационного обеспечения управления предприятием

1.1 Роль IT-технологий в процессе управления организацией

Важнейший фактор повышения эффективности производства в любой отрасли является улучшение управления. А различные информационно-технические новшества становятся средством сокращения и удешевления аппарата управления.

До недавнего времени управление рассматривалось как индивидуальное искусство межличностного общения, а не как глобальный механизм координации деятельности участников экономических процессов. Сегодня лишь немногие руководители могут позволить себе пренебрежительно относиться к методам работы с информацией. В условиях, когда растет значение информационной составляющей окружающей среды предприятий, полноценное их существование становится невозможным без соответствующих изменений во всех значимых сторонах их жизнедеятельности с точки зрения управляемости и эффективности.

Любое предприятие для анализа возникающих проблем, принятия решений, контроля операций, создания новых продуктов или услуг нуждается в информации. Под информацией понимаются осмысленные и переработанные данные, которые используются для решения управленческих задач. Данные отражают события, происходящие как в самой организации, так и за ее пределами. Для того чтобы получить информацию, необходимую для успешного функционирования предприятия, требуется собрать данные, передать их на обработку, привести их в форму, удобную для последующего использования, и передать пользователям полученные результаты. Пользователи могут уточнять, какие данные нужно собирать, а также скорректировать методы их обработки с точки зрения полноты, достоверности и формы представления получаемых результатов. Весь этот сложный процесс можно облегчить с помощью применения информационных технологий, а, следовательно, ИТ-технологиям отводится широкая роль в управлении (см. Приложение 1).

1.2 Сущность, цели и задачи информационных технологий в компании

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология - это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических и инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники.

Информационные технологии в управлении - это комплекс методов переработки разрозненных исходных данных в надежную и оперативную информацию механизма принятия решений с помощью аппаратных и программных средств с целью достижения оптимальных рыночных параметров объекта управления.

Целью информационной технологии управления является удовлетворение информационных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений. Она может быть полезна на любом уровне управления.

Системы информационного обеспечения решают следующие задачи:

определение потребителей информации, ее состава, периодичности циркуляции (обеспечение информационного сопровождения управленческой, производственной и других видов деятельности), форм представления (в виде диаграмм, графиков, текста, таблиц в форме, удобной для руководителей);

определение источников информации, обеспечение доступа к ней из внутренних и внешних источников;

унификация и организация процессов и средств сбора, регистрации, обработки, хранения, обновления, передачи и использования информации, распределение этих задач между подразделениями;

организация потоков информации, формирование комплекса технических средств для организации информационных потоков (информационно-телекоммуникационных систем, систем диспетчеризации и мониторинга), развитие и создание новых информационных и телекоммуникационных технологий и поэтапное формирование единого информационного пространства организации, обеспечение управления информацией в разнородных (многоплатформных) комплексах;

организация хранения массивов информации (разработка системы классификаторов, хранение данных и информации в унифицированных форматах);

формирование унифицированной системы документации, разработка документооборота и технологических процессов формирования документов, установление порядка их составления, оформления, регистрации, согласования и утверждения;

формирование и эксплуатация системы взаимодействия информационной системы и менеджеров, организация использования информации для оценки тенденций, альтернатив решений и действий, разработки прогнозов, выработки стратегии;

организация обратной связи - осуществление коррекции входной информации по информации, переработанной в организации.

Информационная технология, как и любая другая, должна отвечать следующим требованиям:

обеспечивать высокую степень расчленения всего процесса обработки информации на этапы (фазы), операции, действия;

включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели;

иметь регулярный характер. Этапы, действия, операции технологического процесса могут быть стандартизованы и унифицированы, что позволит более эффективно осуществлять целенаправленное управление информационными процессами.

Одним из видов использования информационных технологий в управлении является использование в управлении Корпоративных информационных систем.

Информационная система - человеко-компьютерная система для поддержки принятия решений и производства информационных продуктов, использующая компьютерную информационную технологию.

Информационные системы могут значительно различаться по типам объектов, характером и объемом решаемых задач и рядом других признаков.

Одной из наиболее популярных является классификация их по масштабу:

Персональная ИС - предназначена для решения некоторого круга задач одного человека.

Групповая ИС - ориентирована на коллективное использование информации членами рабочей группы или подразделения.

Корпоративная ИС - в идеале охватывает все информационные процессы целого предприятия, достигая их полной согласованности и прозрачности. Такие системы иногда называют системами комплексной автоматизации предприятия.

Корпоративная информационная система (КИС) - управленческая идеология, объединяющая бизнес-стратегию и информационные технологии. Следует помнить, что КИС, в первую очередь, это система, и только в частном случае - информационная технология. Именно эти системы широко внедряются в крупных компаниях с целью повышения эффективности предприятия.

К основным типам информационных систем можно отнести:

системы поддержки деятельности руководителя (Executive Support Systems - ESS), помогающие принимать неструктурированные решения на стратегическом уровне управления компанией и проводить системный анализ информации из внешней среды;

управляющие информационные системы (Management Information Systems - MIS), обслуживающие управленческий уровень, при этом они обеспечивают менеджеров среднего и высшего звена текущей информацией о выполнении основных бизнес-процессов в компании и о некоторых изменениях во внешней среде;

системы поддержки принятия решений (Decision Support Systems - DSS), работающие со всеми типами данных и позволяющие проводить аналитические исследования, строить модели и разыгрывать сценарии для решения слабоструктурированных и вообще не структурированных проблем в инновационных проектах;

рабочие системы знания (Knowledge Work Systems - KWS), целью которых является аккумулировать знания и опыт;

системы диалоговой обработки трансакций (Transaction Processing Systems - TPS) - базовые деловые системы, обслуживающие исполнительский (эксплуатационный) уровень организации и предназначенный для автоматического выполнения большого числа трансакций, составляющих стандартный бизнес-процесс этого уровня;

системы автоматизации делопроизводства (OAS), работающие почти с формализованными данными, их функции - дополнять и контролировать работу систем TPS на эксплуатационном уровне и документооборот на уровне организации.

1.3 Класс ERP-систем

Готовые программные комплексы, одновременно охватывающие функции управления предприятиями в целом, предлагают на российском рынке пока преимущественно западные фирмы.система (англ. термин Enterprise Resource Planning System - система планирования ресурсов предприятия) представляет собой корпоративную информационную систему, которая предназначена для автоматизации учета и управления (см. Приложение 2). Стоит отметить, что термин ERP впервые был применен в производственной сфере на Западе, так как первые подобные системы разрабатывались непосредственно для автоматизации промышленных предприятий. Современные системы планирования ресурсов уже давно вышли за пределы производства и обеспечивают выполнение всех основных функций предприятия, какой бы деятельностью оно не занималось.

Принцип работы ERP-продуктов основывается на модульном построении системы управления предприятием. Система автоматизации охватывает все ключевые процессы деятельности компании. Другими словами, ERP позволяет использовать одну интегрированную программу управления, вместо нескольких разрозненных, отвечающих исключительно за определенную сферу деятельности предприятия. Единая автоматизированная система управления позволяет упорядочить процессы производства, логистики, дистрибуции, закупки, доставки, выставления счетов, а также бухгалтерского учета.

Для интеграции всех данных и процессов компании в единую систему, ERP может использовать множество различных программных и аппаратных компонентов. Но основой большинства ERP-систем является единая база данных, в которой хранится информация различных системных модулей (см. Приложение 3). Единый DATA-центр обеспечивает одновременный доступ к массиву данных любого количества сотрудников предприятия, которые наделены соответствующими полномочиями. Таким образом, для управления информацией вместо изолированных баз данных каждого отдельного подразделения компании, предполагается использовать общую базу данных, что позволяет руководящему менеджменту и остальным сотрудникам в разных отделах всегда иметь доступ к актуальной и единой информации.

Изменение данных в ERP производится посредством функциональных возможностей системы. Основными функциями систем автоматизации процессов управления являются:

ведение конструкторских и технологических спецификаций, определяющих состав производимых изделий, а также материальные ресурсы и операции, необходимые для их изготовления;

формирование и корректировка планов продаж и производства;

планирование потребностей в материалах и комплектующих, сроков и объемов поставок для выполнения плана производства продукции;

управление запасами и закупками: ведение договоров, реализация централизованных закупок, обеспечение учета и оптимизации складских и цеховых запасов;

планирование производственных мощностей от укрупненного планирования до использования отдельных станков и оборудования;

оперативное управление финансами (составление финансового плана и осуществление контроля его исполнения, финансовый и управленческий учет и т.д.);

управления проектами, в том числе и планированием этапов и ресурсов.

Стоит отметить, что ERP-системы являются серьезными программными продуктами, внедрение которых связано со значительными финансовыми и временными затратами. Подбор необходимой ERP-системы, ее приобретение и внедрение, требуют тщательного планирования в рамках длительного проекта, в котором, помимо самого предприятия, принимают участие партнерские компании, которыми могут быть как поставщик ERP, так и консалтинговая организация.

Использование ERP-систем способствует увеличению сегмента рынка и росту продаж. Кроме того, система позволит снизить расходы различных структурных подразделений компании. ERP сможет увеличить производительность труда, снизить потребности предприятия в оборотных средствах за счет повышения скорости и качества работы. Наконец, автоматизация с помощью ERP повысит общую культуру управления, обеспечит снижение бумажного документооборота и использование оптимальных схем построения бизнес-процессов (см. Приложение 4).

Что касается стоимости EPR-систем и их внедрения, то она в зависимости от сферы использования варьируется от нескольких тысяч до сотен миллионов долларов. Необходимо отметить, что стоимость ERP-системы включает в себя стоимость лицензий, затраты на внедрение и сопровождение продукта. Например, стоимость лицензий для среднего предприятия достигает 20-50 тыс. долларов, а для крупного - порядка 100 тыс. долларов и более. Недешевы и услуги консультантов по внедрению ERP-систем - затраты на это, как правило, составляют около 100-200% от стоимости лицензий. Доработка программы под конкретного заказчика также приводит к удорожанию проекта на 30-40% от стоимости приобретенных лицензий. Эксперты утверждают, что верхнего предела стоимости доработок ERP не существует. Поэтому неудивительно, что некоторые крупные компании тратят на автоматизацию управления сотни миллионов долларов.

По стоимости ERP системы можно разделить на три группы: системы стоимостью до 100 тыс. долларов. Такие системы предназначены для малых и средних предприятий, численность которых составляет от нескольких человек до нескольких сотен работников. Процесс внедрения такой ERP проходит достаточно оперативно и редко занимает более месяца. В данной ценовой нише предлагают свои решения такие компании как 1С, Microsoft, выпускает продукты для данного сегмента и SAP, Парус, Компас, а также другие разработчики.системы стоимостью от 100 тыс. до 1 млн. долларов. Данные системы предназначены для средних и некоторых крупных компаний. Срок внедрения такой системы может достигать нескольких месяцев. В этой ценовой категории свои системы также предлагают 1С, Microsoft, SAP, Oracle и несколько отечественных разработчиков.системы стоимостью более 1 млн. долларов. Данные системы предназначены для крупных компаний и холдингов, занимающихся промышленным производством. В силу сложной инфраструктуры крупных компаний, внедрение ERP-систем занимает, как правило, много времени - от полугода до нескольких лет, особенно в том случае, если внедрение системы производится поэтапно. Внедренных ERP-решений такой стоимости в России насчитывается несколько десятков. К таким продуктам автоматизации управления на предприятии относятся ERP-системы SAP, Oracle, а также Microsoft Dynamics AX.

На сегодняшний день наиболее популярными решениями ERP в России являются продукты компаний 1C, Microsoft, Компас, SAP, Epicor Software Corporation, Галактика, Интеллект-Сервис, Парус, Oracle, Инфософт и ряда других. В общей сложности на российском рынке представлено несколько десятков отдельных ERP-продуктов (см. Приложение 5).

В рамках ERP - систем можно произвести интеграцию с системой Электронного документооборота.

Система электронного документооборота представляет собой единый механизм по работе с электронными документами предприятий, организаций, структур (см. Приложение 6).

Функции системы:

Создание, хранение и регистрация документов;

настройка регламентов документооборота предприятия;

создание документов с использованием различных приложений (тексты, таблицы, изображения, аудио-файлы, видео);

обмен документами и сообщениями между удаленными подразделениями;

создание маршрутов согласования;

ведение архива документов и организация корпоративной базы знаний;

потоковое сканирование документов;

создание документов путем клонирования/по шаблону;

делегирование полномочий;

формирование статистических и аналитических отчетов;

параметрический поиск документов, поиск по вложениям;

использование встроенных и внешних словарей и справочников;

разграничение полномочий и прав доступа при работе с документами;

протоколирование событий и хранение истории работы с документами;

наличие механизма мгновенных оповещений и напоминаний;

формирование различных форматов регистрационных номеров;

многоуровневая защита информации, содержащейся в документах;

штрихкодирование документов;

передача документов в дело и архив.

Интеграция ERP-систем с СЭД обеспечивает поддержку бизнес-процессов всего предприятия - через оперативное управление документами, образами, потоками работ, корпоративными отчетами и др. (см. Приложение 7). C помощью СЭД внутри ERP-систем становится доступной вся необходимая информация и данные - запросы клиентов (документы, факсы и сообщения электронной почты), чертежи и др. В данном случае СЭД выступает в качестве своеобразного концентратора, обеспечивающего доступ пользователей к необходимой информации. Большим достоинством интеграции СЭД с ERP-системами является и предоставление возможности для пользователей работать в среде привычных им приложений.

1.4 Проблемы внедрения программных продуктов

Одна из наиболее часто встречающихся ошибок, допускаемых при выборе КИС, является то, что неверно оцениваются потребности предприятия в сравнении с теми потребностями, на которые рассчитана избранная конфигурация и состав информационной системы. Среди КИС можно выделить три группы, разделенные по признаку масштаба функциональности: крупные, средние и малые. К крупным интегрированным системам можно отнести SAP R/3, BAAN, Oracle Applications. К средним интегрированным системам относят JD Edwards, MFG-Pro, и некоторые другие. К малым интегрированным системам относится множество российских разработок, таких как Парус, Галактика, и т.д., и зарубежных, таких как Axapta, Platinum, Concorde XAL и пр. Кроме того, существует ряд так называемых локальных систем, которые интегрированными назвать нельзя, но, тем не менее, они способны обслуживать потребности предприятий в части бухгалтерского и управленческого учета. Это такие программные продукты, как 1С, БЭСТ, ИНФИН, и т.д..

Следующая причина - это выбор информационной системы без учета отраслевой специфики предприятия. Особенно это касается специфики производственного учета, что в свою очередь должно обязательно найти отражение в информационной системе. В зависимости от того, какое производство: непрерывное или дискретное, единичное или массовое, и т.д., существенным образом изменяются требования к системе.

Информационная система также должна обладать способностью к гибкой настройке либо модификации своей конфигурации, особенно это касается тиражируемых разработок. Внешняя среда, в которой находятся предприятия, меняется очень быстро: растет конкуренция, изменяются цены, вводятся новые нормативные акты и т.п. Чтобы выжить в таких условиях, предприятия вынуждены перестраивать свои бизнес-процессы, а корпоративная информационная система должна поддерживать такие изменения.

Более того, в реальной жизни могут встречаться и такие ситуации: менеджеры по продаже обещают большую функциональность, а при внедрении выясняется, что эту функциональность в системе только предстоит реализовать. Либо произносятся обещания полностью доработать систему под заказчика, но делается это столь медленно и неэффективно, что заказчик в результате отказывается от внедрения вовсе.

Что касается группы причин, связанных с компетентностью внедренческой команды, то они следующие. В первую очередь следует обратить внимание на используемую методику внедрения. Информационная система управления предприятием - это довольно сложный программный продукт, который может быть внедрен только совместными усилиями предприятия и разработчика. Информационная система - это инструмент, и как всякий инструмент, требует умения им пользоваться. А это означает, что персонал предприятия, работающий с системой, как минимум должен быть в ходе внедрения обучен представителями разработчика системы.

Следует также обратить внимание на профессиональную подготовку специалистов, которые участвуют во внедрении со стороны разработчика или поставщика. В области информационных технологий успех проекта во многом определяется профессиональной компетенцией специалистов и менеджеров. Поэтому когда во внедрении информационной системы участвуют малоопытные сотрудники, это может существенно ухудшить ожидаемые результаты, а то и вовсе привести к провалу.

Но большинство причин, из-за которых проваливаются проекты внедрения, связаны все же с самим предприятием, на котором внедряется та или иная система. Эти причины следующие.

На первом месте стоит не совсем корректная постановка руководством предприятия тех целей и задач, ради которых и происходит внедрение корпоративных информационных систем. Информационные технологии являются всего лишь инструментом, позволяющим делать бизнес более эффективным, однако до сих пор приходится сталкиваться с ситуациями, когда от внедрения системы ждут получения «большой красной кнопки», после нажатия на которую бизнес предприятия внезапно станет приносить прибыль.

Иногда бывают ситуации, когда высшее руководство не оказывает поддержки во внедрении КИС, переваливая все это на плечи отдела АСУ. Но отдел АСУ, как правило, неясно представляет себе реальные потребности бизнеса в целом, в результате проект по определению не может дать желаемых результатов.

Более того, зачастую информационные технологии на предприятиях находятся в гораздо менее развитом состоянии, чем производственные. Соответственно нет отработанной технологии использования КИС.

При попытках реального внедрения систем часто приходится сталкиваться с ситуацией неприятия системы персоналом предприятия «из принципа». Иногда и сотрудники отдела АСУ предприятия изначально негативно воспринимают новую систему по вполне объяснимым причинам. Во-первых, у отдела АСУ, как правило, уже имеются свои разработки в области автоматизации деятельности, и от них им сложно отказаться. Однако, как правило, все попытки автоматизации своими силами приводят к созданию набора очень слабо связанных между собой набора автоматизированных рабочих мест (АРМ), из-за чего и приходится в конечном итоге внедрять интегрированную информационную систему. Во-вторых, они боятся, что с внедрением новой информационной системы они останутся не у дел, или просто будут уволены по сокращению штатов. Поэтому следует позаботиться о том, чтобы сделать отдел АСУ предприятия союзником во внедрении системы. Отдел АСУ после внедрения системы будет заниматься ее текущей поддержкой, обучением пользователей, разработкой каких-то специфических отчетов и т.п. Достаточно серьезной причиной неудач при внедрении является отказ предприятия от проведения соответствующей реорганизации своих бизнес-процессов.

Можно выделить следующие ключевые факторы, определяющие успех проекта внедрения корпоративной информационной системы:

Четкое понимание руководством предприятия целей и задач, для осуществления которых внедряется система. Необходима, в том числе, четкая политика руководства в области информационных технологий.

Во внедрении участвует совместная команда специалистов и со стороны разработчика КИС, и со стороны предприятия.

Готовность руководства предприятия к проведению неизбежных изменений в своих управленческих процессах из-за внедрения КИС, а также решительность и последовательность в проведении таких изменений.

Правильное понимание всеми участниками проекта внедрения возможностей информационной системы, с одной стороны, и предъявляемых к ней требований, с другой. В то же время следует на этапе внедрения по возможности следует избегать удовлетворения непринципиальных требований по доработке системы, так как это существенно замедлит внедрение и увеличит стоимость проекта.

При внедрении обязательно должен пройти этап опытной эксплуатации системы, возможно, на ограниченном количестве рабочих мест. Но при этом опытная эксплуатация должна охватывать все участки учета и управления на предприятии, поскольку только таким образом можно адекватно оценить пригодность внедряемой информационной системы для потребностей бизнеса предприятия.

Глава II Система автоматизированного управления предприятием SAP ERP на примере ОАО  «Нижнекамскнефтехим»

2.1 Общая характеристика компании ОАО «Нижнекамскнефтехим»

ОАО «Нижнекамскнефтехим» - крупнейший в Европе комплекс нефтехимических производств, свыше 30 лет действующий на рынке товарной продукции. Он создан на базе использования углеводородного сырья нефтяных месторождений Татарстана и Западной Сибири.

В составе компании 10 заводов, 26 управлений и 21 вспомогательный цех. Дата государственной регистрации Общества:

августа 1993 г., зарегистрировано Министерством финансов Республики Татарстан и внесено в реестр акционерных Обществ, создаваемых на территории Республики Татарстан, за номером 388.

Перерегистрировано межрайонной инспекцией № 20 МНС РФ по РТ 5 ноября 2008 г. И внесено в Единый Государственный Реестр юридических лиц за основным государственным номером 1021602502316.

Уставный капитал ОАО «Нижнекамскнефтехим» на 01.01.2012 г. составляет 1 830 239 750 руб. и разделен на 1 830 239 750 шт. акций номинальной стоимостью 1 руб. каждая, в том числе 1 611 256 000 шт. обыкновенных (голосующих) именных акций и 218 983 750 шт. привилегированных именных акций. Все акции размещены; не полностью оплаченные размещенные акции отсутствуют. Уставный капитал оплачен полностью.

Общий объем произведенной в 2011 году продукции оценивается в 121 млрд. рублей, что на 31 млрд. рублей больше, чем в 2010 году. Темп роста промышленного производства составил 107,6%. В течение года заводы предприятия работали стабильно и на оптимальных нагрузках, благодаря чему достигнуты максимальные выработки по основным видам продукции. Увеличение объемов выпуска и отгрузки позволило получить более 14 млрд. руб. чистой прибыли (см. Приложение 8).

Продолжается работа по внедрению комплексной системы управления на базе программного продукта R/3 (фирмы SAP AG). Успешно внедряется программа энергосбережения.

Традиционно ОАО «Нижнекамскнефтехим» входит в список 200 крупнейших компаний Российской Федерации по рейтингу «Эксперт РА». По рейтингу оценки надежности эмитентов корпоративных облигаций, разработанному банком «Зенит» и журналом «КОМПАНИЯ», Обществу присвоен наивысший рейтинг В+. Все это подтверждает высокую деловую репутацию ОАО «Нижнекамскнефтехим», которая базируется на прозрачности и открытости компании, на мировой известности торговой марки Общества и высокой кредитоспособности - это обеспечивает высокую конкурентоспособность Общества в Российской Федерации и в мире.

В ассортименте выпускаемой продукции - более ста наименований. Основу товарной номенклатуры составляют:

синтетические каучуки общего и специального назначения;

пластики: полистирол, полипропилен и полиэтилен;

мономеры, являющиеся исходным сырьем для производства каучуков и пластиков;

другая нефтехимическая продукция (окись этилена, окись пропилена, альфа-олефины, поверхностно-активные вещества и т.п.) .

Продукция акционерного общества экспортируется в 52 страны Европы, Америки, Юго-Восточной Азии. Доля экспорта в общем объеме отгрузок продукции составляет около 50%. К наиболее крупнотоннажным продуктам, реализуемым на экспорт, относятся синтетические каучуки, пластики, стирол, изопрен, полиэтиленгликоль и неонол, на совокупную долю которых приходится 94 % экспортируемой продукции.

На сегодняшний день акционерное общество занимает ведущую позицию среди отечественных производителей синтетических каучуков. С пуском в эксплуатацию третьего агрегата выделения и сушки каучука «Велдинг» суммарный объем выработки всех видов каучуков в 2011 году стал максимальным за всю историю работы компании: 559 тысяч тонн.

Предприятие успешно выполняет задачу по увеличению степени передела углеводородного сырья в продукцию с более высокой добавленной стоимостью, такой как пластики. В 2011 году произведено 593 тыс. тонн всех видов пластиков. В ближайшей перспективе мощности по их выпуску увеличатся за счет организации производств АБС-пластиков.

Благодаря реализации мероприятий в рамках проекта по реконструкции и модернизации этиленового комплекса в 2011 году достигнута рекордная выработка в 601 тыс. тонн этилена.

Стратегическая программа развития компании разработана в интеграции с основными направлениями Президентской программы развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан и полностью соответствует ее целям и задачам. Она также корреспондируется со Стратегией развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 г., реализацию которой осуществляет Министерство промышленности и торговли РФ.

С целью взаимовыгодной промышленной кооперации, в рамках содействия малому бизнесу и для создания зоны устойчивого потребления полимерной продукции, на базе «Нижнекамскнефтехима» был создан «Нижнекамский промышленный округ». Сегодня предприятия, входящие в состав округа, успешно функционируют на территории Республики Татарстан. Они выпускают широкий спектр полимерных и резиновых профильных изделий, автокомпонентов, экструзионного полистирола, а также различные полимерные пленки и нити.

Ярким примером динамики развития Нижнекамского промышленного округа является создание Индустриального парка «Камские Поляны» в рамках государственно-частного партнерства с использованием средств Инвестиционного фонда России. В 2011 году ООО «Управляющая компания «Индустриальный парк «Камские Поляны» выработано более 22,5 тыс. тонн продукции, общий объем выручки составил около 1,5 млрд. руб.

Для финансирования программы капитальных вложений ОАО «Нижнекамскнефтехим» использует собственную прибыль, а также заемные средства. Акционерным обществом привлекаются средства мировых финансовых институтов, в том числе долгосрочные кредиты под гарантии западных Экспортных Кредитных Агентств.

Выработанная в компании стратегия развития предприятия, занимающего ведущее положение в нефтегазохимическом комплексе Республики Татарстан, наличие высококвалифицированных кадров и мощной производственной базы являются гарантией дальнейшей успешной работы ОАО «Нижнекамскнефтехим». Выбранный путь позволит закрепить позиции акционерного общества на освоенных сегментах российского и зарубежного товарных рынков, повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции и, соответственно, уровень доходов работников и акционеров предприятия, увеличить величину налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, что повлечет за собой возрастание вклада компании в развитие города Нижнекамска, экономики Республики Татарстан и Российской Федерации.

2.2 Процесс внедрения SAP ERP

Для компании современные информационные системы и технологии в настоящее время являются важнейшим инструментом для эффективного управления организацией в условиях постоянно меняющейся внешней и внутренней среды. Система ERP фирмы SAP представляет собой интегрированное решение, состоящее из организационно-экономических приложений для всех областей бизнеса.

Прошло десять лет с того дня, как руководство ОАО «Нижнекамскнефтехим», рассматривая перспективу развития предприятия, приняло решение о создании современной, охватывающей все бизнес-направления деятельности, эффективной системы управления предприятием, базирующейся на решениях SAP ERP для химической отрасли, содержащей передовой мировой и российский опыт внедрения на крупных нефтехимических предприятиях.

января 2001 года началась реализация проекта по внедрению системы SAP R/3 в ОАО «Нижнекамскнефтехим». Причем изначально была поставлена задача внедрения не столько системы учета, сколько системы управления предприятием с применением современных информационных технологий (см. Приложение 9).

В том же году между ОАО «НКНХ» и SAP AG был заключен лицензионный контракт, а так же договор с ООО «САП Консалт СНГ» на услуги по консалтингу и подготовке пользователей программного обеспечения SAP.

Перед началом работ по внедрению совместно с представителями САП СНГ была определена первоначальная организационная структура проекта, которая по мере проведения работ видоизменялась и модернизировалась, но оставалась без кардинальных изменений (см. Приложение 10).

При внедрении решений SAP строго придерживались методологии ASAP (см. Приложение 11).

С апреля 2001 по 2002 год проводилось обучение членов проектных групп по направлениям на курсах в учебном центре SAP (в частности, будущих администраторов, настройщиков системы и ABAP-программистов). Одновременно в этот период ключевые пользователи, привлеченные в проект R/3, занимались описанием бизнес-процессов «как есть» и «как будет». В этот же период в рамках проекта активно работали консультанты от САП СНГ, которые объясняли логику системы, показывали основы системных настроек и разработок. Надо подчеркнуть, что консультанты привлекались только на начальной стадии реализации проекта, далее полное изучение системы проводилось самими настройщиками непосредственно в среде системы R/3.

декабря 2001 года были утверждены устав и концептуальный проект, к подготовке документов по которым были привлечены как члены проекта, так ведущие специалисты предприятия. Принимая во внимание специфику химического производства, и исходя из поставленных задач, в первую очередь, описывали и начали реализовывать учет товарно-материальных потоков на производство с применением модуля РР-РI. Работа проводилась с привлечением функционала подразделений и позволила создать справочник материалов по условно-переменной части затрат, справочники технологических рецептур, ресурсов, спецификации материалов и производственных складов.

С 5 мая 2003 года запустили типовые рабочие места финансового управления. Опытная эксплуатация банковских операций, поступлений и выплат денежных средств проводились на примере двух коммерческих банков: «Спурт» и «Сити». Электронные платежи осуществлялись благодаря связке операций «Автоматическая программа платежей» - «Клиент-Банк» - «Электронная банковская выписка».

С июня 2003 года передали в опытную эксплуатацию рабочее место «Касса».

В январе 2004 года в систему R/3 были загружены данные по основным средствам. На рабочих местах бухгалтеров заводов этилена, окиси этилена и СПС были установлены программы по учету основных средств в системе R/3, где и проводились текущие работы (приход, выбытие и перемещение основных средств). Работники центральной бухгалтерии по учету основных средств, совместно с настройщиками группы, параллельно вели ежемесячный расчет и анализ амортизации основных средств, находящихся на балансе общества.

Как видно из хронологии проекта, период от заключения контракта и до запуска в продуктивную среду функциональности SAP R/3 несколько затянулся. Руководство предприятия, понимая серьезность и важность данного дела, поддерживало группу, что позволило лучше изучить систему, сформировать квалифицированную команду внедрения и избежать возможные ошибки.

К 1 января 2005 года была подготовлена и окончательно принята новая учетная политика предприятия по принципу «Директ-кост» - метод раздельного учета условно-постоянных и условно-переменных затрат с использованием планово-нормативного метода учета затрат. Применение данной системы и метода учета затрат одобрено и согласовано с Минфинансов РФ.

Целый год проводилась параллельная работа двух систем в режиме опытно-промышленной эксплуатации с применением новой учетной политики предприятия. В опытно-промышленной эксплуатации находились модули CO, FI, MM, PP-PI и SD с централизованным ведением нормативно справочной информации. К этому же времени была создана круглосуточная служба поддержки пользователей.

С 1 января 2006 года по решению Координационного Совета система была запущена в продуктивную эксплуатацию, к находящимся в эксплуатации модулям, добавились модуль PS и часть функциональности РМ.

В марте 2007 года осуществлена интеграция системы SAP ERP с системой распознавания регистрационных номеров автомобилей «Поток» для контроля автотранспорта на КПП.

В июле 2007 года квалификационная комиссия SAP СНГ, рассмотрев все предоставленные материалы и проведя аудит практической деятельности ОАО «Нижнекамскнефтехим», присвоила акционерному обществу статус центра компетенции клиента с вручением соответствующего сертификата, который подтверждает соответствие мировым стандартам SAP всех аспектов эксплуатации нашей системы SAP ERP.

В конце 2007 году выполнена автоматизация процесса взвешивания, передачи данных в систему SAP ERP и печати товарно-сопроводительных документов на автомобильном весовом посту первой промышленной зоны. Это был первый успешный опыт интеграции системы R/3 с внешними системами низшего уровня (Метлер Толледо) в режиме реального времени. Это позволило полностью исключить «человеческий фактор» при определении веса отгружаемой продукции. Реализовано ведение финансово-хозяйственной деятельности дочерних предприятий ОАО «Нижнекамскнефтехим» в системе SAP ERP.

В апреле завершены работы по созданию центра оперативного управления предприятием (диспетчерской) ОАО «Нижнекамскнефтехим». Смонтированы две видеостены и установлены АРМ диспетчеров. На видеостене были представлены технологические схемы производств, тренды и графики в режиме реального времени, а так же установлена сигнализация состояния основного оборудования, остановка которого может привести к останову производства. информационный управление программный

В июле была реализована и запущена в эксплуатацию процедура партионного учета на заводах СКИ, БК, Полистиролов, Полиолефинов, а в декабре 2008 года разработана функциональность автоматического формирования сертификатов качества продукции, который позволил получить реальную картину состояния партий на складах.

С 1 января 2009 года началась продуктивная эксплуатация модуля HR «Зарплата и кадры» в результате в системе SAP ERP началось администрирование персонала и расчет заработной платы по всем подразделениям объединения. В продуктивном режиме начала работать система бюджетирования ОАО «Нижнекамскнефтехим», использующая принцип лимитирования и управления денежными потоками (cash flow). В виде программных ограничений были установлены лимиты на всех этапах бизнес-процесса снабжения.

Весной 2009 года завершен ввод в промышленную эксплуатацию планов предупредительного ТОРО технологического оборудования основной группы подразделений ОАО «Нижнекамскнефтехим». В апреле завершена разработка системы оптимального производственного планирования на базе программного продукта Aspen PIMS, позволяющая по заданным условиям выбрать наиболее рентабельный план производства.

В 2009 году запустили в промышленную эксплуатацию компонент «Управление наличностью и ликвидностью» (TR-CM), что позволило быстро получать достоверную информацию о предстоящих входящих, исходящих платежах и сальдо на банковских счетах, отслеживание ликвидности или возможного бюджетного дефицита.

В октябре введены в промышленную эксплуатацию планы технического обслуживания и ремонта энергетического оборудования (ТОРО) подразделений первой промышленной зоны.

В ноябре 2009 года реализовано электронное соединение системы ERP ОАО «Нижнекамскнефтехим» с ERP системой компании Continental AG, крупнейшего потребителя нашей продукции. Интеграция ERP-систем ОАО «НКНХ» и фирмы «Continental» позволило:

. Обеспечить долгосрочную стабильность сбыта каучуков;

. Получить конкурентное преимущество перед другими поставщиками каучуков, не включенными в сеть RubberNetwork;

.Снизить издержки коммуникаций с Производителями шин;

.Оптимизировать процессы сбытовой деятельности и сделаны более клиентоориентированными;

. Повысить эффективность использования SAP ERP (см. Приложение 12).

января 2010 года было положено начало продуктивной эксплуатации модуля HR в дочерних предприятиях ОАО «НКНХ» с формированием необходимой отчетности и документов из базы данных SAP ERP. В феврале - введена в промышленную эксплуатацию задача «Фактическая калькуляция» позволяющая автоматически сформировать полную фактическую себестоимость по каждому продукту, различные бухгалтерские своды, своды рентабельности и многие другие виды отчетов в среде BW (бизнес-хранилище данных) системы SAP ERP 6.0. Разработан отчет «Углеводородный баланс подразделений ОАО «Нижнекамскнефтехим»», который позволяет автоматически, после закрытия периода, определить потери при переработке сырья по ОАО «Нижнекамскнефтехим» в заданный период времени.

Произведена интеграции автоматизированной системы бюджетирования ТАИФ (АСБ-ТАИФ) и системы SAP ERP ОАО «Нижнекамскнефтехим» и автоматической передаче данных на сервер АСБ-ТАИФ.

Разработан «Монитор управления партиями для отгрузки». Программа предназначена для оптимизации процесса отгрузки готовой продукции.

Начиная с 1 января 2010 г., все необходимые для таможни данные передаются из системы ERP автоматически, что позволило предотвратить неоправданное увеличение издержек и сохранить оперативность оформления экспортируемой продукции в таможенном отношении.

Передан в промышленную эксплуатацию комплекс программ по автоматическому планированию закупки учета и выдачи спецодежды и спецобуви. Данная задача позволяет формировать более точный и обоснованный план обеспечения работников Общества средствами индивидуальной защиты и спецодежды с учетом антропометрических данных работников, срока носки и дат фактического получения.

С целью совершенствования организации пропускной системы на контрольно-пропускные пункты в Бюро пропусков и на въездных КПП выведена информация о фактической готовности партий реализуемой продукции для погрузки во въезжающие автотранспортные средства.

В связи с окончанием срока сертификации Центра Компетенции Клиента SAP в феврале 2010 года проведена ресертификация, которая подтверждает соответствие стандартам SAP всех аспектов эксплуатации нашей системы SAP ERP. В результате ОАО «НКНХ» получило статус Центра Экспертизы Клиента SAP.

В феврале введены в промышленную эксплуатацию планы технического обслуживания и ремонта энергетического оборудования (ТОРО) подразделений второй промышленной зоны и цехов общего назначения.

В августе 2010 года началась реализация комплекса задач «Учет железнодорожного подвижного состава» в SAP ERP. Этим проектом планируется заменить старую систему учета в УЖДТ, а также одновременно решить множество проблем, которые возникают между УЖДТ, заводами и управлениями сбыта и экспорта по части постановки вагонов под погрузку продукции и т.д. А уже в сентябре стартовал проект по внедрению решения SAP для управления недвижимым имуществом, благодаря чему появится возможность управлять каждой стадией жизненного цикла недвижимого имущества ОАО «НКНХ»: покупкой, продажей, арендой, а также эксплуатацией объектов недвижимости.

С целью повышения информативности и обоснованности выбора поставщика с октября 2010 года начата разработка и тестирование комплекса задач «Входной контроль качества при закупках и аттестация поставщиков» в системе SAP ERP.

Для обеспечения оперативного контроля и учета материальных потоков проводится опытная эксплуатация новой версии задачи «Типовое рабочее место ПТО».

В ноябре 2010 года ОАО «Нижнекамскнефтехим» стало лауреатом российской общенациональной премии «Российские Созидатели» в номинации «Инновации в информационных технологиях».

В ноябре 2011 года IBIS Prof. Thome AG, ИФ «Мехатрон» и ОАО «Нижнекамскнефтехим» объявляют об успешном завершении проекта анализа эффективности эксплуатации информационной системы SAP ERP и документирования всех процессов в SAP Solution Manager. 29 февраля 2012 года Департаментом информационных технологий ОАО «Нижнекамскнефтехим» получен сертификат, подтверждающий соответствие всех аспектов эксплуатации и развития системы SAP ERP в акционерном обществе мировым стандартам SAP. Данный сертификат означает, что компания обладает единым центром, компетентным по всем вопросам, связанным с технологиями компании SAP AG и подтверждает статус Центра Экспертизы Клиента SAP (ЦЭК SAP) (см. Приложение 13).

декабря 2011 года в учебном центре по подготовке персонала ОАО «Нижнекамскнефтехим» открыт новый, второй по счету, специализированный компьютерный класс для повышения квалификации специалистов. Имеющиеся программы позволяют повысить квалификацию специалистов в области SAP ERP и различных пользователей программ.

Непосредственно в учебном центре имеются еще 8 специализированных классов для обучения персонала основных нефтехимических профессий, оснащенных тренажерами, макетами, техническими средствами обучения.

Кроме кабинетов в самом Учебном центре для подготовки-переподготовки персонала используются классы спецтехнологий в подразделениях акционерного общества, а также два учебно-тренировочных полигона - технологический, рассчитанный на повышение навыков работы на технологическом оборудовании, и специализированный, где проводится обучение стропальщиков.

В соответствии с лицензией Министерства образования и науки Республики Татарстан корпоративный Учебный центр проводит обучение по 100 рабочим профессиям и направлениям. Ежегодно повышают свою квалификацию более 7 тысяч работников компании.

В настоящее время в акционерном обществе в системе управления предприятием SAP ERP (модуль ТОРО) в режиме реального времени ведется единая база данных АСУ МЕТРОЛОГИЯ, содержащая около 129 тысяч средств измерений, и все подразделения на своих рабочих местах своевременно получают годовые и ежемесячные графики поверок, калибровок, технического обслуживания СИ. Силами метрологической службы компании осуществляется поверка 93,3% всех подлежащих данному виду обслуживания средств измерений.

Создана единая база данных всего оборудования ОАО «Нижнекамскнефтехим»: технологического, энергетического и средств измерений. Созданная база данных позволяет вести заказы ТОРО по каждой единице оборудования и иметь в аналитических отчетах фактическую информацию по финансовым и трудовым затратам на ремонт оборудования.

Ведется внедрение системы мониторинга информационной безопасности MaxPatrol, обнаружения атак и активного аудита, позволяющей обеспечивать непрерывный технический аудит безопасности на всех уровнях информационной системы.

В соответствии со стратегией внедрения и развития системы управления предприятием SAP ERP и необходимостью учета акций ОАО «Нижнекамскнефтехим» создан проект по внедрению комплекса задач «Ведение базы данных акционеров и расчет дивидендов в ОАО «Нижнекамскнефтехим». Сдача в опытно-промышленную эксплуатацию запланирована на апрель 2012 г.

На сегодняшний день в ОАО «Нижнекамскнефтехим» внедрены и успешно функционируют 12 модулей (см. Приложение 14).

2.3 Электронный документооборот

Выбор в пользу системы электронного документооборота «ДЕЛО» был сделан с учетом опыта сотрудничества компании ЭОС и его регионального партнера НПФ «ИнфоИнжиниринг» с ведущими предприятиями топливно-энергетического комплекса Татарстана.

За прошедшие 3 года в структурах предприятия были внедрены и успешно функционируют:

рабочих мест системы «ДЕЛО»;

рабочих мест подсистемы «ДЕЛО-WEB» - для организации удаленной работы с системой;

рабочих места опции «Сканирование» - для упрощенного перевода бумажных документов в электронный вид;

рабочих места системы «АРХИВНОЕ ДЕЛО»;

рабочих места опции «Поточное сканирование» - для потокового сканирования архивных документов.

Успешная эксплуатация системы «ДЕЛО» и ее опций стала основанием для дальнейшего расширения масштабов использования системы «ДЕЛО» и ее компонентов на предприятии.

В марте ОАО «Нижнекамскнефтехим» приобретает 100 дополнительных лицензий подсистемы «ДЕЛО-WEB» и 20 лицензий системы «ДЕЛО». В течение года число пользователей системы электронного документооборота в ОАО «Нижнекамскнефтехим» планируется увеличить до 500, охватив основные документационные процессы учета, рассылки, контроля исполнения и согласования проектов документов ОАО и его дочерних предприятий.

С помощью подсистемы «ДЕЛО-WEB» руководители и специалисты ОАО «Нижнекамскнефтехим» смогут оперативно принимать решения по документам, согласовывать, исполнять и контролировать их, в том числе и находясь в служебных поездках и командировках.

Все работы по внедрению и настройке системы, а также обучение пользователей осуществляются специалистами компании ООО «НПФ «Инфоинжиниринг» - регионального представителя компании ЭОС в Татарстане при активном участии службы документационного обеспечения и IT-служб ОАО «Нижнекамскнефтехим».

2.4 Выгоды и потери от внедрения систем

Внедрение решения SAP ERP создает целый ряд преимуществ, среди которых:

Оптимизация процесса принятия решений - оперативное получение достоверной и целостной информации в режиме реального времени позволяет быстро принимать оптимальные решения, оперативно реагировать на изменения деловой среды и максимально полно использовать благоприятные рыночные возможности.

сокращение продолжительности цикла создания и утверждения бюджетов за счет более тесного и эффективного сотрудничества и использования единого программного обеспечения сотрудниками финансовых подразделений и менеджерами, отвечающими за оперативную деятельность организации;

минимизация бизнес-рисков и вероятности нарушений требований стандартов к составлению финансовой отчетности благодаря использованию «прозрачных» и надежных финансовых данных, а также единой для всей организации достоверной отчетности, созданной быстро и точно;

сокращение времени, необходимого IT-специалистам для изменения и настройки стандартных бизнес-процессов - что становится возможным благодаря эффективному использованию преднастроенных сценариев бизнес-процессов, и функций «самообслуживания», позволяющих пользователям самостоятельно создавать, настраивать и оптимизировать бизнес-процессы в рамках своих корпоративных ролей;

повышение производительности, эффективности и оперативности работы сотрудников благодаря использованию интуитивно понятных интерфейсов и знакомых офисных приложений;

повышение наглядности благодаря богатым возможностям пользовательских настроек и наличию шаблонов отчетов;

внедрение системы SAP Solution Manager позволит в будущем снизить общую стоимость владения программными системами SAP, так как обеспечит возможность оптимизации производительности приложений и помогает в выявлении первопричин сбоев.

Благодаря внедрению системы SAP ERP в компании произошли просто огромные изменения. Цифрами это выглядит следующе (сравнение 2002 и 2010 года):

Снижение количества задержек при поставках продукции заказчикам на 86%;

Уменьшение неснижаемых остатков на складах материалов на 28%;

Повышение оборачиваемости запасов на 21%;

Сокращение объемов незавершенного производства на 18%;

Повышение производительности оборудования и работников на 10%;

Уменьшение складских площадей на 15%;

Более точный учет затрат на 30%;

Уменьшение сроков закрытия учетного периода на 10%;

Уменьшение затрат на административно-управленческий аппарат на 10%;

Устранение ручной подготовки сопровождения документов на 90%;

Экономический эффект от создания новой системы управления производством примерно оценивается в 500 млн. рублей в 2010 году. Точная цифра будет возможна после полного внедрения системы.

Слабые стороны:

) Высокая стоимость владения решениями SAP

Стоимость проекта по внедрению SAP складывается из:

высоких расценок на лицензии;

значительных расходов на инфраструктуру, обеспечивающую работоспособность системы;

высокой стоимости услуг внешних консультантов - в ходе работ зачастую приходится заново выстраивать основные хозяйственные процессы предприятия, что делает сопровождение продукта крайне дорогим по сравнению с системами, поддерживающими специфику работы предприятия;

высокой стоимости специалистов по внедрению - зарплата специалиста по решениям SAP от 4000 до 7000 $ в месяц, зарплата руководителей проектов доходить до $10000 в месяц;

стоимости обучения пользователей системы;

стоимости поддержки и сопровождения системы.

) Непривычный для российских пользователей и управленцев бизнес-словарь (терминология), используемый в решениях SAP.

) Низкий уровень информационной безопасности.

) внедрение платформы SAP Solution Manager в последней версии 7.1 с новой мощной функциональностью Solution Documentation Assistant идет не быстро, результата работы этой системы необходимо будет ждать еще долгое время.

2.5 Экономический эффект от внедрения SAP ERP

Общих экономических выгод от внедрения системы, пока сделать очень трудно, поскольку внедрение системы находится практически на серединной стадии. Рассчитать совокупную стоимость владения проектом будет возможно после окончательного завершения проекта.

Чтобы выявить экономические выгоды внедрения системы, используем метод сравнения определенных периодов. Рассмотрим основные показатели деятельности «НКНХ» за период с 2001-2002, когда системы еще не было, и период с 2009-2010, когда система уже внедрена и активно используется, и на основании этого сделаем выводы.

Долгосрочное финансовое вложение в 2003 году составило 3 561 154 тысячей рублей, что превосходило показатели 2002 (1 670 000) года в 3 раза. Часть этой суммы была направлена на проект SAP ERP, а также на обучение персонала системе с целью отказа от внешних консультантов.

) Основные финансовые показатели (см. Таблиц 1)

Таблица 1. Основные финансовые показатели


наименование

Ед. изм.

2001

2002

2009

2010

1.

Выпуск товарной продукции

Млн.р.

17 781, 3

19 290, 1

57 291, 6

90 487, 3

2.

Реализация продукции, всего

Млн.р.

18 238, 5

20 663, 9

60 262, 1

94 407, 1


- в том числе экспорт

Млн.р.

9 899, 0

11 086, 2

30 976, 6

46 903, 9

3.

Затраты на 1 р. товарной продукции

Коп.

85, 83

83, 07

95, 76

86, 85

4.

Прибыль до налогообложения

Млн.р.

2 399, 5

2 571, 5

2 699

9 361,4


Увеличение выпуска товарной продукции более чем в 4 раза, при этом увеличился скорость реализации продукции, связанная с тем, что готовая продукция больше «не лежит на складах годами», проводится ее активный мониторинг.

Видно увеличение затрат на 1 р. товарной продукции - связано с ростом цены на продукцию вследствие увеличения стоимости сырья. Но как видно с 2009 на 2010 произошло снижение этого коэффициента.

Увеличение прибыли более чем в 3 раза, которая связана с реализацией продукции - что является основной из целей внедрения системы.

Увеличилось число экспортируемых товаров, продукцию больше покупают, т. к. продукция стала более качественной.

) Производство основных видов продукции (см. Таблицу 2)

Таблица 2. Производство основных видов продукции

№ п/п

наименование

Ед. изм.

2001 год

2002 год

2009 год

2010 год

1

Каучук СКИ

т.

153 068

142 170

150 583

216 751

2

СКЭПТ

т.

6 406

7 292

9 636

9 994

3

Бутилкаучук

т.

57 803

68 001

135 841

138 852

4

Дивинил

т.

64 516

65 564

96 883

103 798

5

Этилен

т.

435 326

448 222

563 108

592 751

6

Пропилен

т.

201 284

198 064

275 412

283 400

7

Бензол

т.

12 137

161 305

185 527

186 725

8

Стирол

т.

236 567

245 145

200 731

202 643

9

МЭГ

т.

117 590

122 388

68 031

95 053

10

Окись этилена

204 089

236 434

177 502

212 064

11

Окись пропилена

т.

57 362

59 404

55 955

67 280

12

Простые полиэфиры

т.

57 611

60 393

58 867

76 092

13

Тримеры пропилена

т.

52 729

57 457

23 746

17 251

14

Тетрамеры пропилена

т.

21 540

24 482

88 770

113 110

15

Неонолы

т.

67 778

71 938

86 816

74 109

16

Алкилфенолы

т.

27 569

28 385

80 031

85 036

17

Альфа-олефины

т.

58 333

41 891

80 001

87 987

18

Полистирол

т.

-

-

155 757

184 353

19

Полипропилен

т.

-

-

189 643

200 006

20

Полиэтилен

т.

-

-

130 514

160 002

21

Полиэтиленгликоль

т.

-

-

26 873

31 844


Как видно, произошло незначительное изменение в производстве основных видов продукции, но ассортимент товаров расширился и вследствие этого увеличился выпуск товарной продукции. Это связано с переводом основных бизнес-процессов на автоматический режим, но это только одна из причин. Так же это может быть связано хорошей маркетинговой деятельностью предприятия.

) Показатели быстрой ликвидности (см. Таблицу 3)

Таблица 3. Коэффициенты быстрой ликвидности.

Наименование

2001

2002

2009

2010

Коэффициент быстрой ликвидности

1,3

1,6

0,45

0,76


Как видно из таблицы, ОАО «НКНХ» достигло нормативных показателей быстрой ликвидности именно в период 2009-2010 годов.

Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности характеризует ту часть текущих обязательств, которая может быть погашена не только за счет наличности, но и за счет ожидаемых поступлений за отгруженную продукцию, выполненные работы или оказанные услуги. Произошло улучшение показателя за счет мобильности средств при автоматизации управления бизнес процессами.

) Показатель производительности труда (см. Таблицу 4)

Таблица 4. Производительность труда одного работника

Наименование

2001

2002

2009

2010

Среднемесячная производительность труда одного работника, тыс. руб

205,76

207,6

304,1

483,1


Видно увеличение производительности труда одного работника, что является следствием перевода основных бизнес-процессов на автоматический режим.

) Интенсивность использования производственных мощностей (см. Таблицу 5)

Таблица 5. Интенсивность использования производственных мощностей

Производство

Мощность, %



2001г.

2002г.

2009г.

2010г.

1

Каучук СКИ-3

63,8

59,3

75,3

108,4

2

Бутилкаучук

96,3

99,3

113,2

115,7

3

Этилен

87,1

88,3

93,9

98,8

4

Пропилен

25,0

30,2

97,0

99,8

5

Стирол ЭБС

10,0

12,7

50,5

29,6

6

Стирол СОП

29,9

32,7

78,2

94,1

10

Простые полиэфиры завода СПС

68,6

65,2

70,2

93,1

11

Моноэтиленгликоль-1

44,8

44,9

48,2

75,7

12

Полистирол

-

-

91,6

108,4

13

Полипропилен

-

-

105,4

111,1


Видно увеличение интенсивности использования производственных мощностей основных видов продукции, а вследствие этого уменьшение затрат: на создание, погрузку, ремонт продукции. (Если не учитывать другие влияния, например маркетинговые решения).

ОСНОВНОЙ ВЫВОД: таким образом, компания с 2002-2010 год отправляла около 2 млрд. рублей на инвестирование проекта внедрения SAP ERP. Вследствие этого компания улучшила свои основные экономические показатели, снизило расходы, связанные с созданием и реализацией продукции, увеличило выпуск товарной продукции, увеличило производительность труда персонала.

.6 Совершенствование системы

Совершенствование системы можно проводить такими мерами. Необходимо проводить регулярную очистку систем от устаревших и неактуальных на сегодняшний день объектов и программ.

Инвестирование проекта внедрения платформы SAP Solution Manager в последней версии 7.1 с новой мощной функциональностью Solution Documentation Assistant позволит выйти еще на более мощный уровень.

Платформа SAP Solution Manager - это централизованный, комплексный набор инструментов для управления решениями. Он позволяет компаниям внедрять, эксплуатировать, осуществлять мониторинг и поддержку решений SAP.

По известным практикам внедрения системы можно сделать следующие выводы. Правильно используя Solution Manager в компании, можно будет достичь единой точки зрения на систему управления, получать единые стандарты для описания как существующих, так и вновь автоматизируемых бизнес-процессов, не зависимо от того, как происходит внедрение, собственными усилиями компании или компания использует консалтинговые компании. Другими словами, Solution Manager помогает всем участникам процессам «говорить на одном языке» - и Заказчику, и Пользователю, и Консультанту по внедрению, и Специалисту службы поддержки. Такое взаимопонимание - огромный шаг к повышению качества эксплуатации автоматизированных бизнес-процессов. Имея полное Информационное решение, служба поддержки переходит на новый уровень качества предоставляемого сервиса, снижается количество аварийных ситуаций, изменения проводятся быстрее с меньшим количеством ошибок, а значит, дешевле.

Заключение

Использование информационных технологий для управления предприятием делает любую компанию более конкурентоспособной за счет повышения ее управляемости и адаптируемости к изменениям рыночной конъюнктуры. Подобная автоматизация позволяет:

повысить эффективность управления компанией за счет обеспечения руководителей и специалистов максимально полной, оперативной и достоверной информацией на основе единой базы данных;

снизить расходы на ведение дел за счет автоматизации процессов обработки информации, регламентации и упрощения доступа сотрудников компании к нужной информации;

обеспечить надежный учет и контроль поступлений и расходования денежных средств на всех уровнях управления;

руководителям среднего и нижнего звеньев анализировать деятельность своих подразделений и оперативно готовить сводные и аналитические отчеты для руководства и смежных отделов;

повысить эффективность обмена данными между отдельными подразделениями, филиалами и центральным аппаратом;

гарантировать полную безопасность и целостность данных на всех этапах обработки информации.

Информационные технологии при всей своей революционности не отменили производственного процесса, не ликвидировали конкурентов и не отняли у человека право принимать решения.

Внедрение новой информационной системы не обеспечивает немедленного экономического роста, но способствует развитию фирмы, ее переходу на качественно более высокий уровень, как в улучшении качества обслуживания клиентов, так и в прозрачности движения товара и капитала.

Список использованных источников

Статьи периодических изданий

Возможности интеграции бизнес-процессных моделей и ERP-систем [Текст]/ Г.В. Ващенко, Д.В. Капулин// ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.- 2012. -№1, с. 15-18

Иванов, Д.И. Создание информационной системы. Углубление и расширение детализации аналитических данных [Текст]/ Д.И. Иванов// Современные аспекты экономики. - 2007. - №20 - с. 12-15

Куприянов, Ю.В., Таратухин. В.В. Принципы управления выгодами на проектах внедрения корпоративных информационных систем [Текст]/ Ю.В. Куприянов, В.В. Таратухин// ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. - 2011. - №6, с.15-18

Проблемы компьютерных информационных систем предприятий и пути их решения [Текст] / И. В. Бычков, В. Ф. Андрусик, Ю. В Ващук // Открытые информационные и компьютерные интегрированные технологии. - Харьков: НАКУ «ХАИ», 2007. Вып. 16. - с. 16.

Ухов, Н.В. Этапы новой эпохи [Текст]/Н. Ухов//Нефтехимик.- 2012. - №3, с.6

Учебники и учебные пособия

Информационные технологии в управлении [Текст]: Учебник/Под ред. А.Н. Гущин. - М.:УГАХА, 2010. - 69с.

Информационные технологии в управлении [Текст]: Учебник/Под ред. И.А. Зикратов, В. Ю. Петров. - М.: СПбГУ ИТМО, 2010. - 64с.

Информационные технологии в управлении [Текст]: Учебник/ Под ред. В. В. Трофимова. - М.:ОСНОВЫ НАУК, 2011. - 624с.

Электронные ресурсы

Глинских А. Основные особенности внедрения КИС [Электронный ресурс]// Сайт «КИС». - Режим доступа: #"873868.files/image001.gif">

Приложение 2

Общая характеристика ERP- системы


Приложение 3

Принцип построения ERP-системы



Приложение 4

Зачем предприятию ERP- система


Приложение 5

Обзор программных продуктов

Наименование продукта

Фирма-производитель

Краткое описание

R/3

SAP AG www.sap.com <#"873868.files/image005.gif">

Приложение 7

СЭД


Приложение 8

Технико-экономические показатели деятельности
ОАО "Нижнекамскнефтехим" за 2009-2011 гг.

Наименование

Ед. изм.

2009 год

2010 год

2011 год

1

Товарная продукция в действующих ценах

млн.р.

57 291,6

90 487,3

121 268,6

2

Рост (падение) к предыдущему году

%

100,6

113,8

107,6

3

Реализация товарной продукции

млн.р.

59 134,1

92 486,7

119 307,1

 

в т.ч. экспорт

млн.р.

30 976,6

46 903,9

58 859,1

4

Численность всего

чел.

17 343

17 086

17 199

5

Среднемесячная зарплата всего

руб.

21 971

27 087

31 151,1


Приложение 9

Принцип внедрения SAP ERP в ОАО «Нижнекамскнефтехим»


Приложение 10

Концептуальный план внедрения



Приложение 11

Методология внедрения SAP - AcceleratedSAP (ASAP)

разработанная корпорацией SAP AG с целью сокращения сроков внедрения SAP-систем и снижения проектных рисков, позволяет быстро и эффективно реализовать выгоды от решений SAP. ASAP включает маршрутную карту, которая шаг за шагом ведёт вас через процесс внедрения, от планирования проекта до ввода системы в промышленную эксплуатацию.

Фаза

Основная задача

Использование в ОАО «Нижнекамскнефтехим»

Подготовка проекта

 сформировать организационную структуру проекта, а также - разработать и утвердить все основные проектные процедуры

Формирование бизнес-концепции предприятия. Цель - автоматизация за бизнесом. (т.е. автоматизация рассматривается только как инструмент в управлении)

Концептуальное проектирование (выделенное)

определить установившуюся на предприятии организационную структуру, порядок деятельности (в части относящихся к проекту бизнес-процессов) и цели предприятия, а также определить, как ERP-система будет реализовывать данные процессы и способствовать достижению указанных целей

Основные процессы, которые должны были автоматизироваться: 1) Производственное планирование (PP). Модуль используется для организации планирования и контроля производственной деятельности предприятия. Ключевые элементы прикладного модуля: Спецификации (BOM), Технологические карты, Рабочие центры (места), Планирование сбыта (SOP), Производственное планирование (MPS), Планирование потребности в материалах (MRP), Управление производством (SFC), Производственные заказы, Калькуляция затрат на изделие, Учет затрат по процессам, Серийное производство, Канбан (Just in time), Планирование непрерывного производства. 2) Финансы (FI). Модуль предназначен для организации основной бухгалтерской отчетности, отчетности по дебиторам, кредиторам и вспомогательной бухгалтерии. Он включает в себя: Главную книгу, Бухгалтерию дебиторов, Бухгалтерию кредиторов, Финансовое управление, Специальный регистр, Консолидацию и Информационную систему учета и отчетности. - Контроллинг (CO). Модуль обеспечивает учет затрат и прибыли предприятия и включает в себя: Учет затрат по местам их возникновения (центры затрат), Учет затрат по заказам, Учет затрат по проектам, Калькуляцию затрат, Контроль прибыльности (результатов), Контроль мест возникновения прибыли (центров прибыли), Учет выработки, Контроллинг деятельности предприятия. - Управление основными средствами (AM). Модуль предназначен для учета основных средств и управления ими. Ключевые элементы модуля: Техническое управление основными средствами, Техобслуживание и ремонт оборудования, Контроллинг инвестиций и продажа активов, Традиционный бухучет основных средств, Замена основных средств и амортизация, Управление инвестициями. - Управление проектами (PS). Прикладной модуль PS поддерживает планирование, управление и мониторинг долгосрочных проектов с высоким уровнем сложности. Ключевые элементы прикладного модуля PS: Контроль финансовых средств и ресурсов, Контроль качества, Управление временными данными, Информационная система управления проектами, Общие модули. - Управление материальными потоками (MM). Модуль поддерживает функции снабжения и управления запасами, используемые в различных хозяйственных операциях. Ключевые элементы: Закупка материалов, Управление запасами, Управление складами, Контроль счетов, Оценка запасов материала, Аттестация поставщика, Обработка работ и услуг, Информационная система закупок и информационная система управления запасами. - Сбыт (SD). Модуль решает задачи распределения, продаж, поставок и выставления счетов. Ключевые элементы: Предпродажная поддержка, Обработка запросов, Обработка предложений, Обработка заказов, Обработка поставок, Выставление счетов (фактурирование), Информационная система сбыта. - Управление качеством (QM). Этот модуль включает в себя информационную систему и систему управления качеством. Он обеспечивает поддержку планирования качества, проверку и контроль качества при производстве и закупках. Ключевые элементы: Проверка качества, Планирование качества, Информационная система контроля качества (QMIS). - Техобслуживание и ремонт оборудования (PM). Модуль помогает учитывать затраты и планировать ресурсы на техобслуживание и ремонт. Ключевые элементы: Незапланированный ремонт, Управление сервисом, Планово-профилактический ремонт, Ведение спецификаций, Информационная система техобслуживания и ремонта.  - Управление персоналом (HR). Полностью интегрированная система для планирования и управления работой персонала. Ключевые элементы: Администрирование персонала, Расчет зарплаты, Управление временными данными, Расчет командировочных расходов, Льготы, Набор новых сотрудников, Планирование и повышение квалификации персонала, Использование рабочей силы, Управление семинарами, Организационный менеджмент, Информационная система персонала. - Управление информационными потоками (WF). Эта часть системы связывает интегрированные прикладные модули с общими для всех приложений технологиями, сервисными средствами и инструментами. Управление потоком операций (workflow) автоматизирует хозяйственные процессы в соответствии с заранее определенными процедурами и правилами. Модуль включает многофункциональную офисную систему с встроенной электронной почтой, систему управления документами, универсальный классификатор и систему интеграции с САПР. Когда происходит определенное событие, запускается соответствующий процесс, и диспетчер потока операций инициирует единицу потока операций (Workflow Item). Данные и документы объединяются и обрабатываются на каждом шаге в соответствии с определенной логикой. - Отраслевые решения (IS). Объединяет прикладные модули SAP SAP R/3 и дополнительную функциональность, специфичную для отрасли нефтехимии - Базисная система. Служит основой системы SAP R/3 и гарантирует интеграцию всех прикладных модулей и независимость от аппаратной платформы. Базисная система обеспечивает возможность работы в многоуровневой распределенной архитектуре клиент-сервер.

Реализация (описание)

сконфигурировать систему с учетом требований, детально определенных в концептуальном проекте


Заключительная подготовка к внедрению системы


Подготовка цехов и основных отделов к внедрению. Руководство предприятия, понимая серьезность и важность данного дела, поддерживало группу, что позволило лучше изучить систему, сформировать квалифицированную команду внедрения и избежать возможные ошибки.

Ввод в промышленную эксплуатацию и поддержка

подготовка и перенос начальных данных, обучение пользователей, поддержка промышленной эксплуатации, определение планов дальнейшего развития системы

Параллельное внедрение системы без остановки предприятия, затем перевод бизнес-процессов на автоматический вариант


Приложение 12

Интеграция систем


Приложение 13

Отзыв о проекте

Приложение 14

Автоматизированная система управления производством в ОАО «Нижнекамскнефтехим»

Модули

Что сделано

контроллинг (СО)

на контрольно-пропускные пункты в Бюро пропусков и на въездных КПП выведена информация о фактической готовности партий реализуемой продукции для погрузки во въезжающие автотранспортные средства. «Учет железнодорожного подвижного состава» «управление недвижимым имуществом» «Входной контроль качества при закупках и аттестация поставщиков» Системы мониторинга информационной безопасности MaxPatrol

финансы и бухгалтерский учет (FI)

учетная политика предприятия по принципу «Директ-кост» Фактическая калькуляция» позволяющая автоматически сформировать полную фактическую себестоимость по каждому продукту, различные бухгалтерские своды, своды рентабельности и многие другие виды отчетов в среде BW (бизнес-хранилище данных) системы SAP ERP 6.0.  Разработан отчет «Углеводородный баланс подразделений ОАО «Нижнекамскнефтехим»», который позволяет автоматически, после закрытия периода, определить потери при переработке сырья по ОАО «Нижнекамскнефтехим» в заданный период времени.

снабжение (ММ)

В виде программных ограничений были установлены лимиты на всех этапах бизнес-процесса снабжения. автоматическое планирование закупки учета и выдачи спецодежды и спец обуви.

сбыт (SD)

Разработан «Монитор управления партиями для отгрузки»

планирование производством (РР)

Смонтированы две видеостены и установлены АРМ диспетчеров. оптимальное производственное планирование на базе программного продукта Aspen PIMS, позволяющая по заданным условиям выбрать наиболее рентабельный план производства

управление проектами (PS)

система распознавания регистрационных номеров автомобилей «Поток» для контроля автотранспорта на КПП

управление качеством (QM)

процедура партионного учета на заводах СКИ, БК, Полистиролов, Полиолефинов формирования сертификатов качества продукции, который позволил получить реальную картину состояния партий на складах

зарплата и кадры (HR)

администрирование персонала и расчет заработной платы по всем подразделениям объединения эксплуатации модуля HR в дочерних предприятиях ОАО «НКНХ» с формированием необходимой отчетности и документов из базы данных SAP ERP.

техническое обслуживание и ремонт оборудования (PM)

планы технического обслуживания и ремонта энергетического оборудования единая база данных АСУ МЕТРОЛОГИЯ единая база данных всего оборудования

нормативно-справочная информация (NSI)

централизованное ведение нормативно справочной информации.  круглосуточная служба поддержки пользователей.  передачи данных в систему SAP ERP и печати товарно-сопроводительных документов на автомобильном весовом посту первой промышленной зоны

Интегрированный документооборот

С помощью подсистемы «ДЕЛО-WEB» руководители и специалисты ОАО «Нижнекамскнефтехим» смогут оперативно принимать решения по документам, согласовывать, исполнять и контролировать их, в том числе и находясь в служебных поездках и командировках.

FI-AA (учет основных средств)

приход, выбытие и перемещение основных средств;  ежемесячный расчет и анализ амортизации основных средств, находящихся на балансе общества.

FI-FM (управление бюджетом)

система бюджетирования ОАО «Нижнекамскнефтехим», использующая принцип лимитирования и управления денежными потоками (cash flow).  Произведена интеграции автоматизированной системы бюджетирования ТАИФ (АСБ-ТАИФ) и системы SAP ERP ОАО «Нижнекамскнефтехим» и автоматической передаче данных на сервер АСБ-ТАИФ.

(TR-CM) «Управление наличностью и ликвидностью»

 позволило быстро получать достоверную информацию о предстоящих входящих, исходящих платежах и сальдо на банковских счетах, отслеживание ликвидности или возможного бюджетного дефицита.


Взаимодействие модулей

Похожие работы на - Информационные технологии обеспечения управленческой деятельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!