Дальний Восток: экономические проблемы и пути их решения

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,52 Кб
  • Опубликовано:
    2015-10-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Дальний Восток: экономические проблемы и пути их решения

Оглавление

Введение

Дальний Восток: экономические проблемы и пути их решения

По росту старения населения

Заключение

Список литературы

Введение

Дальний Восток - крайний восточный регион России, омываемый водами Тихого и Северного Ледовитого океанов. Здесь Россия имеет морские границы с США и Японией. Кроме материковой территории к Дальневосточному экономическому району относятся острова: Новосибирские, Врангеля, Сахалин, Курильские и Командорские. Южную материковую часть, примыкающую к Японскому морю, называют Приморьем.

В хозяйственном отношении район освоен слабее других частей России по причине удаленности от центральных и наиболее обжитых районов, а также из-за суровости природно-климатических условий. Большие расстояния усложняют развитие экономических связей с Центром и удорожают стоимость продукции при ее доставке из других экономических районов. Транспортная связь обеспечивается в основном по Транссибирской магистрали и трассе БАМ (лишь на юге района).

Приморское положение Дальнего Востока обусловливает благоприятные перспективы для развития экономических связей со странами Тихоокеанского региона. Приморский край и Сахалинская область объявлены "зоной свободного предпринимательства".

В советское время прилагалось немало усилий для освоения Дальнего Востока:

повышение плотности населения региона;

развитие инфраструктуры региона;

строительство военно-морских баз;

освоения ресурсов.

В результате распада СССР Дальний Восток оказался в весьма уязвленном положении: местное русское население стало покидать регион, промышленность деградировала, остро ощущается нехватка рабочих мест.

Одновременно с этим в таких соседних странах, как Япония и Китай продолжается рост рождаемости, бурно развивается экономика. Эти государства испытывают серьезные проблемы экономического и экологического характера в связи с крайней перенаселенностью, в то время как по соседству находится огромная и практически незаселенная территория, богатая природными ресурсами - Дальний Восток.

Экономический рост на Дальнем Востоке до сих пор значительно отстает от среднероссийских параметров. Хотя экономика Дальнего Востока и его сырьевой сектор получили импульс в результате резкого снижения курса рубля в 1998 году, но все же, в силу структурных особенностей, значительно меньший, чем регионы, связанные прямо или косвенно с добычей нефти и газа. Разница в темпах нарастала и составила в 2011 г.23 %.

Дальний Восток: экономические проблемы и пути их решения

Дальний Восток - крупнейший экономический район страны по территории (6215,9 тыс. км. кв. или 36,4% территории РФ). Численность населения региона - 7,6 млн. человек (5.4% населения РФ). Дальний Восток - богатейший, район по разнообразию природных ресурсов. Здесь есть цветные и редкие металлы (олово, золото, вольфрам, полиметаллы), алмазы, графит, флюорит, уголь, нефть, газ, гидроэлектроресурсы, минеральные ресурсы, богатства океана, лес, пушнина. По разведанным промышленным запасам олова и вольфрама Дальнему Востоку принадлежит ведущая роль в стране. В обширной шельфовой зоне региона кроме нефти и газа обнаружены и разведаются залежи железа, марганца, магния, титаномагнетитовых песков. Гидроэнергетический потенциал рек Дальнего Востока составляет около 1/7 всех гидроресурсов страны. На долю района приходится более 30% всех российских потенциальных ресурсов. Суда Дальнего Востока ведут лов рыбы в 8 промысловых районах Мирового океана из 20, на долю которых приходится около половины всех биологических ресурсов океанических водоёмов, при этом сырьевая база характеризуется большим разнообразием.

К основным проблемам в настоящее время, тормозящим развитие Дальневосточного региона можно отнести:

1. Наличие существенных диспропорций в промышленном развитии территорий Дальнего Востока. В структуре промышленного производства региона преобладают добывающие отрасли. Парадокс дальневосточной экономики заключается в том, что из-за высоких удельных затрат выгодной является только добыча или самая первичная переработка сырья.

Обрабатывающая промышленность фактически развита только в двух регионах - Приморском и Хабаровском краях, занимая в общем объеме данного показателя по региону 27,49% и 40,47% соответственно. Доли остальных областей и краев не превышают 10%. Значительная часть территории Дальневосточного региона представлена агропромышленным комплексом, обрабатывающими производствами и добычей природных ресурсов. Однако по объему сельскохозяйственной продукции регион занимает последнее место в РФ.

2. Наибольшая доля востребованного национального богатства в Дальневосточном регионе приходится на республику Саха (Якутия) - 58,3%, на втором месте Сахалинская область - 12,2%, Приморский край - 9,4%, Магаданская область - 7,4%, Хабаровский край - 7,4%, Амурская область - 3,1%, незначительны показатели в Чукотском АО (1,3%), Камчатском крае (0,7%), Еврейской АО (0,2%). Объемы обрабатывающих производств округа остаются самыми низкими в РФ в абсолютном выражении (159,74 млрд. руб.), а добыча полезных ископаемых превышает их более чем в два раза (364,02 млрд. руб.).

3. Существующее административно-территориальное деление Дальневосточного региона искусственно сводит в единый округ субъекты разного уровня социально-экономического развития, в т. ч., плохо связанные между собой экономически южные районы, расположенные вдоль транспортных магистралей, практически не имеют экономических связей с северными районами. На юге Дальневосточного региона есть условия для развития демографического потенциала, современных отраслей промышленности и сферы услуг (южный широтный пояс). На Севере Дальневосточного региона совершенно иная демографическая, социальная, экономическая, природно-климатическая ситуация (северный широтный пояс).

4. Экономическая оторванность Дальневосточного региона от центра России и усиление экономической зависимости от сопредельных стран.

Низкая конкурентоспособность производимой в Дальневосточном регионе продукции с высокой долей добавленной стоимости приводит к тому, что зарубежных партнеров интересует лишь ограниченный сегмент дальневосточных природных ресурсов. В отсутствие сколько-нибудь выраженной инвестиционной и структурной политики государства на Дальнем Востоке технологические сдвиги в региональной экономике приобрели явно регрессивный характер и выразились в быстрой деградации ее технологической структуры. При этом наиболее серьезный регресс охватил базовые промышленные производства региона. Вследствие чего произошло практически полное вытеснение их продукции с внутреннего рынка импортными аналогами. Отсутствуют реальные механизмы стимулирования и поддержки приграничного сотрудничества.

5. Достаточно низкий инновационный потенциал у экономики городов Дальневосточного региона. Коэффициент инновационного потенциала городов Дальневосточного региона в 3 раза меньше, чем в Санкт-Петербурге, в 15 раз ниже по сравнению с Москвой. В Дальневосточном регионе предпринимательский сектор обеспечивает только 8 % от общих расходов на науку (по России - 49%). Удельный вес организаций, занимавшихся инновационной деятельностью в Дальневосточном регионе - 7,5%, в промышленности - 7,1 %. В настоящее время в Дальневосточного региона действует 17 технопарков. Срок пребывания в инкубаторе не ограничен. Поэтому предприятия и пытаются отсидеться на этих площадках подольше (при международном стандарте 2-3 года они проводят здесь около десяти лет). Доля инновационной продукции Дальневосточного региона - 2,5%, в России - 5,5%. Наблюдается неритмичность финансирования и низкая отдача капвложений. Прослеживается тенденция уменьшения уровня инновационности с ростом размера предприятия.

6. Слабое развитие финансовой инфраструктуры Дальневосточного региона и высокая финансовая зависимость от федерального бюджета.

Банковская система Дальневосточного региона играет крайне незначительную роль в банковской системе Российской Федерации. Региональные структуры пока играют несущественную роль. По количеству кредитных организаций Дальневосточный федеральный округ занимает последнее место среди федеральных округов РФ. Финансовая инфраструктура Дальневосточного региона характеризуется доминированием филиалов московских и санкт-петербургских организаций. Вертикальная несбалансированность налоговой системы приводит постепенно к сокращению возможностей реализации концепции финансовой самодостаточности регионов.

7. Сложная социальная и демографическая ситуация Дальневосточного региона. Ухудшение экономических условий жизнедеятельности вызывает большую убыль населения. Сокращение численности населения Дальневосточного региона в столь важном для страны стратегическом районе может обернуться непредсказуемыми последствиями для будущего его социально-экономического развития. Привлекаемые трудовые мигранты не замещают уезжающих из края высококвалифицированных специалистов.

Сокращение населения, его постарение будут создавать определенные ограничения для экономического развития Дальневосточного региона. Деформируется возрастно-половая структура населения, население "стареет", сокращается численность экономически активного населения, увеличивается демографическая нагрузка на занятое население.

По росту старения населения

Дальневосточного региона - "лидер" в стране. Необходимо установить контроль над ценами, поскольку даже в условиях повышения зарплаты, пенсии, стипендии граждане реально не чувствуют улучшения. Необходимо, чтобы не было высоких цен на электроэнергию, на проезд на транспорте. Особенно авиационный и железнодорожный. Для создания на российском Дальнем Востоке равных условий жизни, сравнимых с базовыми районами страны, необходимо, чтобы общий фонд материальных благ и услуг в расчете на одного жителя превышал среднероссийский уровень в 1,4 - 1,6 раза. Создание же преимуществ, как показывают расчеты, потребует превышения в 1,7 - 1,9 раза.

Современный финансово-экономический кризис может оказаться для России более жестким, чем кризис 1998 г. Можно предположить, что и для Дальнего Востока, кризис ослабит возможности Дальневосточного региона к формированию условий социально-экономического развития на перспективу.

Динамику стоимости валового регионального продукта, являющегося наиболее общим показателем, характеризующим состояние экономики региона, для отдельных регионов и субъектов РФ оценить невозможно ввиду запаздывания публикации официальной статистики.

Для Дальнего Востока, возможно, оценить лишь динамику по отдельным секторам экономики. Важным показателем общего снижения деловой активности в регионе выступает падение грузооборота транспорта общего пользования. Это говорит о падении загрузки Транссибирского железнодорожного коридора и об осложнении ситуации с северным завозом в отдаленные районы Дальнего Востока.

Развитие кризиса на Дальнем Востоке подтверждает особенности современного российского кризиса. Несмотря на снижение спроса, падения цен в регионе не наблюдалось. Индекс потребительских цен в регионе был выше среднероссийского. Сочетание роста розничных цен и спада производства может сделать российский кризис одним из наиболее тяжелых среди развитых стран мирового сообщества, к которым примыкает Россия.

Анализ официальной статистики показывает наличие отраслевой специфики прохождения кризиса на Дальнем Востоке. По степени спада различаются четыре группы отраслей: отрасли, ориентированные на внутренний рынок; электроэнергетика и топливная промышленность; отрасли инвестиционного комплекса промышленности; отрасли добывающего сектора.

В первой группе отраслей падение было наименьшим, так как относительно слабо снизился потребительский спрос. По отдельным продовольственным товарам в регионе был отмечен даже рост. Кроме того, в результате девальвации рубля произошло импортозамещение не только по названным продовольственным товарам, но и по некоторым относительно несложным непродовольственным товарам.

Производство электроэнергии в регионе упало незначительно. В топливной промышленности региона добыча нефти и газа выросла, что объясняется значительным вниманием федерального центра к развитию отрасли добычи углеводородного сырья на Дальнем Востоке.

Наиболее сильно сокращаются объемы производства в инвестиционном комплексе промышленности (инвестиционное машиностроение и промышленность строительных материалов), где производство конструкций и деталей сборного железобетона упало почти на 30%, а цемента "обрушилось" на 60%. Это объясняется сильным падением спроса на данную продукцию со стороны строительства. Само строительство очень ощутимо пострадало от ухудшения экономической ситуации в регионе. Отрасли горно-металлургического комплекса региона демонстрировали в этот период разнонаправленную динамику по дальневосточным субъектам РФ.

Общая численность безработных растет на Дальнем Востоке темпами, опережающими среднероссийские показатели.

Определенная стабильность и даже прирост оборота розничной торговли объясняются активизацией деятельности налоговых служб, которые в кризисные месяцы смогли вывести значительную часть отрасли из теневого сектора и тем самым увеличить валовые показатели отрасли и сбор налогов. Этот факт отмечают многие эксперты.

Инвестиции в основной капитал оказались инвариантны к показателям состояния экономической конъюнктуры в регионе в силу того, что значительная их часть является государственными и направляется в важнейшие национальные инфраструктурные проекты, сооружаемые под контролем федерального центра (нефтепровод ВСТО, региональные газопроводы, строительство сети федеральных автодорог в регионе, объекты саммита АТЭС во Владивостоке, ресурсные проекты Южной Якутии и т.п.).

Состояние финансов предприятий в регионе вызывает обеспокоенность. Число убыточных предприятий на Дальнем Востоке превышает среднероссийский уровень, причем в Магаданской, Сахалинской областях и Еврейской автономной области (ЕАО) убыточными являлись от 44 до 48% предприятий. Однако при этом сальдо прибылей-убытков как по Дальнему Востоку в целом, так и по всем субъектам РФ оставалось положительным. Резко возрос удельный вес убыточных предприятий в регионах Дальнего Востока, а в ряде субъектов РФ более половины предприятий стали убыточными (ЕАО - 54%, Магаданская область - 56%, Чукотский автономный округ - 60,3%). При этом сальдо прибылей-убытков стало в целом по региону отрицательным (-3,9 млрд. руб.). В ряде дальневосточных субъектов РФ убыточными являются целые отрасли хозяйства (в Республике Саха (Якутия) - рыболовство; в Камчатском крае - добыча полезных ископаемых и сельское хозяйство; в Магаданской области - транспорт и связь; в ЕАО - обрабатывающие производства).

Убыточность не позволяет предприятиям Дальнего Востока без государственной поддержки не только осуществлять капитальные вложения в сохранение основных фондов, но даже удерживать оборотные фонды на уровне, достаточном для умеренного падения. Однако средства государства небезграничны, а сложное положение с финансами предприятий становится одной из главных причин формирующегося дефицита бюджетов всех уровней в регионе. Так Республика Саха (Якутия), Камчатский и Хабаровский края, ЕАО свели свои консолидированные бюджеты с дефицитом. Это крайне негативный момент для бюджетной сферы региона, которая является основным финансовым стабилизатором ситуации. Можно прогнозировать, что бюджетный дефицит спровоцирует существенное сокращение государственного спроса, в том числе и инвестиционного, и явится катализатором дальнейшего падения спроса в региональной экономике в целом.

В целом отраслевая структура экономики Дальнего Востока меняется в

ходе кризиса в сторону потребительского сектора в ущерб инвестиционному и инновационному. К положительным сторонам структурных изменений следует отнести заметное снижение доли рыночных услуг и капитальных вложений в потребительскую сферу. Происходит и некоторое импортозамещение по продовольственным товарам и ряду относительно несложных непродовольственных товаров. В целом же эффективность экономики региона по основным показателям снижается.

Говорить об оценке влияния кризисных явлений на перспективную отраслевую структуру экономики Дальнего Востока можно, проанализировав структуру пакета перспективных проектов. Анализ последней показывает, что отраслевые проекты, формирующие приростную структуру экономики Дальнего Востока, четко делятся на две группы, влияние кризиса на реализацию которых различно.

Первую группу формируют отрасли, перспективы и направления развития которых достаточно четко определены, а большинство проектов имеет экспортную ориентацию на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Это нефтепереработка и трубопроводный транспорт (новый сегмент); цветная металлургия и ее рудная база (дальнейшее развитие); агропищевой комплекс региона (восстановление его в регионе); городская индустрия развлечений и зона игорного бизнеса (новый сегмент); транспортно-логистический кластер (новый сегмент); индустрия рекреации и туризма (новый сегмент); инновационный кластер (включает космодром, технопарк и ряд других объектов) (новый сегмент).

Во вторую группу входят отрасли, где переход к рыночным механизмам хозяйствования до настоящего времени не переломил тенденций формирования структуры промышленного производства, присущих плановой экономике (80-е гг. прошлого века). Проблемой на перспективу остается развитие угле-, нефте - и газохимии, масштабной глубокой переработки древесины, развитие гражданского машиностроения. По-прежнему данные отрасли развиваются преимущественно в европейской части России.

Если в условиях кризиса перспективы развития отраслей первой группы представляются достаточно определенными, а проблемой является лишь некоторая задержка финансирования и реализации проектов, то реализация отраслевых проектов второй группы даже не рассматривается.

Подходы к освоению территории и размещению населения и производства. В перспективном периоде главное влияние на изменение подходов к освоению территории и размещению населения окажут не изменения отраслевых параметров, а ограничения регионального развития по величине трудовых ресурсов. Потребуются формирование устойчивой системы расселении; возможность перехода к вахтовому освоению и эксплуатации ресурсов и территории Севера; формирование системы опорных городов; создание на Тихоокеанском побережье России экономической "контактной зоны" с сопредельными экономиками; учет специфики традиционно выделяемых хозяйственных зон - Южной зоны, Ближнего и Дальнего Севера региона.

Всего на Дальнем Востоке выделяется 17 потенциальных территорий опережающего развития: в Республике Саха (Якутия) и Хабаровском крае - по 4; в Сахалинской и Амурской областях - по 3; в Магаданской области - 2, в Приморском крае - 1.

Из 17 потенциальных территорий опережающего развития специализация 9 территорий связана с размещением предприятий минерально-сырьевого комплекса, 5 представляют центры высоких технологий (в том числе на базе космодрома "Восточный"), по одной нацелено на развитие портовой зоны, агропромышленного комплекса и рыболовства.

В условиях традиционно выделяемых на территории российского Дальнего Востока трех хозяйственных зон - Южной, Ближнего и Дальнего Севера - прогнозируемые территориальные изменения будут существенно различаться. Бесспорным явится лишь то, что определяющими остаются точки роста, созданные на Дальнем Востоке еще в советское время.

В зоне Дальнего и частично Ближнего Севера предусматривается возможность перехода к вахтовому освоению и эксплуатации природных ресурсов и территории.

Полюсами роста Ближнего Севера выступают локальные экономические районы, формирующиеся вокруг ранее созданных промышленных и транспортных узлов - Нерюнгринского и Алданского в Южной Якутии, Ургальского, Комсомольского-на-Амуре, Ванино-Советско-Гаванского, Тындинского в Приамурье и на базе месторождений нефти и газа на шельфе Сахалина.

Следует отметить отличия в формировании траекторий развития узлов Ближнего Севера. Особенно крупные изменения в развитии и размещении производительных сил ожидаются в Южной Якутии, где формируется многоотраслевой промышленный комплекс общегосударственного значения, включающий вновь создаваемые предприятия атомной, горно-химической и газохимической промышленности, черной металлургии, мощные ГЭС, здесь получат дальнейшее развитие золотодобывающая и угольная отрасли промышленности. "Старейший" в пределах Ближнего Севера и наиболее развитый в экономическом отношении Комсомолъский-на-Амуре локальный экономический район будет развиваться по иной траектории, нежели Южная Якутия. Накопленный здесь высокотехнологический производственный потенциал позволяет рассматривать его в качестве одной из потенциальных баз инновационного развития с формированием технопарка.

Переход к вахтовому способу развития природно-ресурсного сектора предполагает формирование в Южной зоне Дальнего Востока системы опорных городов с выведением коммунальных, культурных, образовательных, медицинских, экологических условий проживания в них на уровень международных стандартов. Как следствие, в Южной зоне Дальнего Востока произойдет рост значения крупных городов. Вторым направлением развития Южной зоны явится наращивание ее экономического потенциала на основе переработки возрастающих объемов транзитных грузов. Речь идет о нефтеперерабатывающей, газоперерабатывающей, алюминиевой промышленности, переработке древесины, возможно, железорудного сырья. Менее разработаны вопросы развития черной металлургии, хотя ее отдельные элементы (добыча железорудного сырья, производство окатышей) либо уже создаются, либо намечены к организации (в том числе и за пределами Южной зоны) разными инвесторами.

Угрозы стратегическому развитию Дальнего Востока, вызванные финансово-экономическим кризисом, носят в значительной мере кратко - и среднесрочный характер, в большей мере сказываясь на отраслевых показателях развития и меньше влияя на территориальную структуру экономики региона.

Представляется, что в перспективном периоде экономику региона (как и России в целом) ожидает еще немало потрясений, но при активной государственной региональной политике они внесут лишь некоторые коррективы в стратегическую линию развития Дальнего Востока.

Особую роль для Дальнего Востока играют интеграционные процессы с учётом его специфического географического положения - огромной удалённости от многих регионов России и близости к крупнейшим и развивающимся странам Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). До тех пор, пока не исчерпает себя перспективы экономического сотрудничества, способные на сегодняшний день задавать мощный импульс развития экономик Японии, Северной и Южной Кореи, Монголии, Маньчжурии и Дальнего Востока России, будут развиваться, и эволюционировать формы интеграционного сотрудничества вплоть до становления единого трансграничного региона в районе Япономорского Кольца и Бохайского залива.

Сегодняшнее развитие глобализации в мире показывает, что с конца XX века для России восточный, точнее дальневосточный азимут внешней политики на перспективу становится не менее важным, чем евро-атлантический. Азиатская политика России направлена ныне на решение важнейших задач:

. добиться большей вовлеченности в политические процессы и экономические отношения в регионе, активно включиться в процессы региональной интеграции;

. установив стабильные и добрососедские отношения с соседями, создать более благоприятное внешнее окружение и обеспечить тем самым безопасность своих азиатских территорий;

. сохранить и развить российские позиции в Азии, обеспечить модернизацию экономики и форсированное развитие Сибири и Дальнего Востока.

Обобщая сказанное об азиатской политике России, отметим понимание высшим руководством страны важности этого направления внешней политики и её значение для развития восточных территорий страны.

Важно отметить децентрализацию сотрудничества, своим становлением в качестве реальной политической практики субъектов Федерации на российском Дальнем Востоке она обусловлена появлением возможностей для проявления большей самостоятельности регионами по установлению и развитию внешних связей.

Система международных транспортных коридоров на территории Дальнего Востока и Забайкалья включает в себя два евроазиатских коридора - Транссиб и "Северный морской путь", а также коридоры регионального значения, связывающие северо-восточные провинции Китая через российские морские порты Приморского края с портами стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Формирование энергетической инфраструктуры для ускорения и повышения стабильности экономической кооперации со странами АТР и СВА предполагает активное продвижение ряда энергетических проектов: нефтегазовые на шельфе Сахалина, проекты мощных электроэнергетических мостов "Восточная Сибирь - Тихий океан", "Южная Якутия - Сахалин - Япония", "Приморский край - КНДР - Республика Корея", подключение сибирских и дальневосточных газодобывающих центров к Единой системе газоснабжения (с множественными вариантами выходов на международные рынки без ущерба внутренним потребностям страны).

К сожалению, в выше названом перечне отсутствуют высокотехнологичные и информационные проекты - показатели новой экономики постиндустриального общества.

В отношениях, которые складываются между любым дальневосточным регионом и федеральным центром, появляется опасность недопонимания. По меткому замечанию М.Ю. Шинковского, Москве подчас не хватает гибкости, тонкости и чувства контекста при подходе глобализации, под которой понимается соединение процессов глобализации с региональным контекстом и которая в реальном политическом процессе принимает формы трансграничного сотрудничества. Близость к границе способствует складыванию тесных (в то числе хозяйственных и экономических) контактов с зарубежными соседями, в первую очередь с Китаем, но контакты с Японией, Кореями и Монголией также отличаются высокой динамикой взаимоотношений. В некоторой степени, эти взаимоотношения периодически приобретали форму трансграничного сотрудничества.

Большой потенциал развития Дальнего Востока определяется:

. ресурсным потенциалом территорий Дальнего Востока включает в себя углеводороды, гидроресурсы, руды, лесные ресурсы, плодородные почвы (в зоне, пригодной для ведения интенсивного сельского хозяйства), рыбные ресурсы и ландшафтно-рекреационные возможности территорий;

. наличием конкурентоспособных производств;

. наличием сформированной системы расселения, развитого инфраструктурного хозяйства;

. выгодным геоэкономическим и геополитическим положением региона. Его близостью к одному из главных и наиболее быстро развивающих макрорегионов мира.

Регион переориентировался на внешние рынки, но при этом закрепилась его специализация на сырьевом экспорте. В результате создалась ситуация, когда ресурсы в регионе и стране есть, но их рентабельное освоение и извлечение кооперативных выгод на международной арене противоречат одно другому. Дальний Восток по качеству своего развития стал отставать от других частей РФ, а тем более от сопредельных зарубежных азиатских регионов. Это выталкивает Россию на периферию протекающих в АТР процессов развития. В свою очередь, такое периферийное развитие создает угрозу демографической стабильности дальневосточных территорий и устойчивости системы расселения.

В целом, место российского Дальнего Востока в системе стран АТР необходимо рассматривать через призму особенностей его современного социально-экономического и политического развития. Среди таких особенностей хабаровский эксперт С.И. Ионычева выделяет:

. богатство ресурсного потенциала;

. географическая близость к странам АТР и отдаленность от центральных регионов самой России;

. нехватка людских ресурсов и капитала;

. приоритетное развитие сырьедобывающих отраслей и отраслей военно-промышленного комплекса.

Особенности современной экономики и географического положения российского Дальнего Востока, с одной стороны, ставят определенные препятствия для эффективного вовлечения этого региона в мировое хозяйство, а также снижает его значение в развитии экономики России, а с другой стороны, способствуют интеграции со странами АТР, взаимовыгодному сотрудничеству в различных сферах, в том числе экономической.

Отсутствие консолидированного единого интереса России и её акторов (параллельная жёсткая конкуренция субъектов Федерации друг с другом, как в принципе с другими российскими акторами), тормозит развитие Дальнего Востока и ослабляет российское влияние на внешние рынки Северо-Восточной Азии и АТР. Такое положение негативно воздействует на общий инвестиционный климат российских территорий, и откровенно "замораживает" сотрудничество на уровне торговли ресурсами. "Геополитика трубопроводов" есть лишь реакция на конъюнктуру глобальной экономики сегодняшнего дня, но ни как не может быть основой стратегического развития. Но зато такой подход вполне устраивает ведущих игроков мировой экономики и политики.

Природные богатства, геополитическое и геоэкономическое положение Дальнего Востока, наличие широкого спектра федеральных, региональных и международных проектов, внимание зарубежных и отечественных политико-экономических акторов к этим территориям ещё не говорит об однозначно светлых перспективах рассматриваемого региона. И это несмотря на то, что многие эксперты, политики и учёные считают именно Сибирь с Дальним Востоком стратегическим тылом и резервом, опираясь на который Россия может рассчитывать на процветание в XXI в. Разгадка несоответствия заманчивых перспектив и в тоже время нищенского существования проста: традиционно дальневосточные территории в рамках российского государства развивались по колониальной модели, и вместе с тем выступали как плацдарм для продвижения и утверждения России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Устаревшую модель к настоящему времени так и не заменили на более эффективную. Хотя необходимость этого очевидна, признаётся центральными и региональными властями и прописана исследовательским сообществом во многих аналитических работах.

Определение продуктивной региональной стратегии в современных условиях России становится жизненно важным, ибо это система наиболее значимых целей и решений государства, позволяющих обеспечить баланс отношений "центр - регионы" на обозримую перспективу.

Решение поставленных проблем предполагает:

. Создание баланса отношений между центром и регионами;

дальний восток экономический финансовый

2. Налаживание механизма согласования интересов российских политических и экономических акторов, и выработку на его основе общего интереса;

. Развитие экономического и политического полицентризма, выступающего реально значимой социально-исторической целью России;

. Необходимость принятия полноценной региональной стратегии;

. Принятие комплексных мер по стимулированию приграничных территорий (куда войдут понижение таможенные тарифы, облегченный визовый режим с соседствующими странами т.д.);

. Налаживание единой инфраструктуры на территории Дальневосточного Федерального округа и в целом всей России;

7. Освоение мирового опыта интеграционного сотрудничества. Расширение взаимодействия со странами СВА является одним из ключевых средств для включения Дальнего Востока в процессы международного политического и экономического сотрудничества. Стратегия включения России в СВА и реализация имеющихся возможностей должны базироваться не только на ресурсных, инфраструктурных и институциональных возможностях, но и на инновационных проектах.

Соблюдение баланса интересов есть осознанная необходимость исправления ошибок прошлых лет, но баланс нужен так же и на глобальном уровне развития жизненных циклов России и передовых движущих сил.

В отношении Дальневосточного региона складывается уникальная ситуация, когда географическое положение и все возможные ресурсы (начиная от интеллектуальных и заканчивая вторсырьем) благоприятствуют его развитию, а нехватка инициативы национальных элит их тормозит. От того, как мы используем свой лимит времени (если исходить из выводов М.Ю. Шинковского, то это 30-40 лет) и ресурсов, найдем ли мы общий язык, зависит будущее всей России.

Заключение

Главная особенность Дальневосточного экономического района в природном отношении - соседство с Тихим океаном и неразрывная связь с ним во всех отношениях. Дальний Восток омывают моря Тихоокеанского бассейна - Берингово, Охотское, Японское, образуя большой морской бассейн России. Все эти моря глубоководные, дно их очень неровное. Впадины часто сменяются подводными поднятиями и хребтами, берега обрывисты, слабо изрезаны, естественных защищенных бухт для стоянок судов мало. В состав Дальневосточного экономического района входят: Приморский и Хабаровский (с Еврейской автономной областью) края, Республика Саха (Якутия), Амурская, Камчатская (с Корякским автономным округом), Магаданская (с Чукотским автономным округом) и Сахалинская области.

Проблемы Дальнего Востока в большей степени связаны с его географическим положением, нежели со структурными особенностями местной экономики.

К особенностям Дальневосточного региона можно отнести:

1. Противоречие между территорией и населением. Дальневосточный федеральный округ занимают 36,4 % территории России, а доля населения составляет 4,6%. На 1 кв.км приходится всего 1,1 чел.

2. Неравномерное рассредоточение человеческих, технологических и природных ресурсов. Наиболее экономически активными являются южные территории округа (например, в Приморском крае сконцентрирован 31% предприятий Дальнего Востока). Несмотря на то, что Дальний Восток выглядит преуспевающим по динамике инвестиций в основной капитал, но данный показатель достигается за счет иностранных инвестиций в сахалинские нефтегазовые проекты, которые имеют задельный характер и слабо влияют на рост валового регионального продукта (ВРП) и промышленного производства.

3. Обширная и богатая территория региона характеризуется невысоким уровнем социально-экономического развития. В регионе производится не более 5% общероссийской суммы валовых региональных продуктов, стоимость жизни на 40% выше, чем в среднем по стране, и, соответственно, доля бедного населения выше среднероссийского показателя. Регион занимает последнее место среди всех федеральных округов по стоимости основных фондов и объемам отгруженных товаров обрабатывающих производств (а также - производства и распределения электроэнергии, газа и воды), по показателям ввода жилья на 1000 человек населения и доли автодорог с твердым покрытием, по налоговым поступлениям в федеральный бюджет

4. Регион обладает самыми благоприятными факторами для вхождения России в экономику АТР, но не может развить масштабные интеграционные процессы. Экономика "южных" приграничных регионов на 70 % ориентирована на страны Северо-Восточной Азии (в меньшей степени - Азиатско-Тихоокеанского региона), что является результатом географической близости, но не интеграционных процессов. Доля экспорта России в страны АТР составляет всего 1%, импорта - 0,5%. В экономическом смысле Дальневосточное приграничье не способствует вхождению России в экономику АТР. Сдерживающим фактором является недостаточный уровень хозяйственной освоенности территорий, непосредственно прилегающих к государственной границе.

5. Наблюдается противоречие между богатством сырьевой базы и неразвитостью производственной и социальной инфраструктуры Наибольшая доля востребованного национального богатства в регионе приходится на республику Саха (Якутия) - 58,3%, на втором месте Сахалинская область - 12,2%, Приморский край - 9,4%, Магаданская область - 7,4%, Хабаровский край - 7,4%, Амурская область - 3,1%, незначительны показатели в Чукотском АО (1,3%), Камчатском крае (0,7%), Еврейской АО (0,2%).

Говоря о задачах перспективного развития Дальнего Востока, следует особо подчеркнуть сложность реализации программы социального и экономического развития территорий, так как масштаб хозяйственного освоения здесь довольно большой - потребуются всемерные усилия всей страны для выделения различных ресурсов: трудовых, финансовых, материальных, научно-технических

Список литературы

1.Богатуров А.Д. Восточная Азия: перспективы развития. Российский Дальний Восток в новых геопространственных измерениях Восточной Евразии // Мировая экономика и международные отношения. - 2004. - № 10. - С.90-98.

2.Воскресенский А.Д. Восточная Азия и АТР: региональное измерение международных отношений // Современные международные отношения и мировая политика / Отв. ред. Торкунов А.В. - М.: Просвещение, 2004. - С.598-626.

.Ершов Ю.П. Нефть и газ Сибири и Дальнего Востока в контексте российско-китайских отношений // Азия и Африка сегодня. - 2006. - № 6. - С.3-12.

.Кулешов В.В., Суслов В.И., Селиверстов В.Е. Стратегические установки долгосрочного развития Сибири // Регион: экономика и социология. 2009. - № 2. - С.123-25.

.Леонов С.Н., Корсунский Б.Л., Барабаш Е.С. Региональная экономика и управление: экономика Дальнего Востока. - Владивосток: Дальнаука, 2007. - 235 с.

6.Минакир П.А. Региональная экономическая политика: стратегия развития Дальневосточного региона. - Хабаровск, 2007 г. - 200 с.

7.Минакир П.А. Экономика регионов. Дальний Восток. - М.: Экономика, 2006. - 309 с.

8.Минакир П.А. Дальний Восток и Забайкалье: стратегия развития / Русский Архипелаг. - 2003, Ноябрь. - С.145-149.

.Михеев В.В. Интеграционное пространство Восточной Азии и Россия // Пространственная экономика. - 2005. - № 2. - С.27-45.

.Петраков Н.Я. Пути преодоления последствий экономического кризиса в России // Пространственная экономика. - 2009. - № 2. - С.12-15.

.Российский Дальний Восток в Азиатско-Тихоокеанском регионе на рубеже веков: политика, экономика, безопасность / Под общей ред.М.Ю. Шин-ковского. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. - 280 с.

.Стратегия развития Дальнего Востока: возможности и перспективы. Политика. Гражданское общество: Мат-лы междунар. науч. - практич. конф., Хабаровск, 12-13 февраля 2003 г. - Хабаровск: Изд-во ИЭИ ДВО РАН, 2003. - Т.2. - 208 с.

.Целищев И. Восточная Азия: перспективы развития. Восточная Азия: интеграция? // Мировая экономика и международные отношения. - 2003. - № 8. - С.41-48.

14.Шинковский М.Ю. Трансграничное сотрудничество как рычаг развития Российского Дальнего Востока // Политические исследования. - 2004. - № 5. - С.62-70.

15.Экономика Дальнего Востока: пять лет реформ. - Хабаровск, 1998. - 154 с.

Похожие работы на - Дальний Восток: экономические проблемы и пути их решения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!