Государственный долг и его последствия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственный долг и его последствия














КУРСОВАЯ РАБОТА

Государственный долг и его последствия

Введение

государственный долг российский

Единой научно-теоретической базы по проблеме государственного долга, приемлемой для всех стран, к настоящему времени не сложилось. Политика в области государственных заимствований, управления суверенными долгами для большинства стран является важной составляющей государственной финансовой политики. От ее эффективности зависят международный имидж государства, отношение политиков, инвесторов, потенциальных партнеров по совместным крупным международным бизнес-проектам, международных финансовых организаций, а также международный суверенный рейтинг.

Пристальноe вниманиe к проблемам внешней задолженности России сохраняется нa протяжении всегo периода рыночных реформ. Апогеи онo достигло во время кризиса 1998 г. в связи с объявлением дефолта по долговым обязательствам. Финансовый кризис 1998 года обусловил переход вопросов управления госдолгом России в разряд первостепенных. Зарубежные инвесторы резко изменили свои мнения о платежеспособности Российской Федерации. Для понимания сущности госдолга важно определить основные причины его возникновения в экономике.

Всеобщими причинами образования госдолга принято считать: войны, стихийные бедствия, государственное предпринимательство, рост иностранных капиталов, социальную политику государства. Военное происхождение госдолгов известно испокон веков. Война и приготовления к войне, содержание армии в связи с ростом ее размера и совершенствованием вооружения требуют таких затрат, которые не позволяют покрыть их за счет текущих бюджетных доходов. Со становлением рыночных взаимоотношений страна преображается в хозяйствующий субъект. На смену насильственным рычагам привлечения средств (увеличению налогов) приходит использование кредита.

Власть создает государственные предприятия в отраслях, которые недоступны и непривлекательны для частного предпринимателя (из-за долгих сроков окупаемости инвестиций) или социально значимы. Возникает необходимость заимствований для их финансирования. Внешний долг возникает и при переходе капитала из одного государства в другое. Капитал стремится туда, где прибыль устойчива, ниже риски инвестиций. Для иностранных инвесторов такие вложения менее рискованны, чем покупка корпоративных ценных бумаг. Но риск присутствует всегда. Так, в 1917 г. в России были аннулированы долговые обязательства царского правительства.

Общественная политика государства связана с его дополнительными затратами. Социально-экономические переустройства, реформы государственного управления, финансового, политического устройства являются дорогостоящими. Для их реализации государство вынуждено осуществлять заимствования. Для долговой политики России характерно сочетание внешних и внутренних заимствований. Ключевыми формами внутренних ссуд были выпуск облигаций, бумажных ассигнаций, эмиссия процентных кредитных, доходных банковских билетов государственными банками.

Объектом курсовой работы является государственный долг, а предметом - сущность и последствия экономического долга.

Целью курсовой работы является изучение сущности и последствий государственного долга.

Задачи курсовой работы:

.Изучить сущность, причины и последствия большого государственного долга;

.Рассмотреть способы погашения государственного долга;

.Рассмотреть внешний долг Российской федерации;

.Рассмотреть внутренний долг Российской Федерации.

1. Теоретические основы исследования государственного долга

.1Сущность, причины и последствия большого государственного долга

На сегодняшний день в экономической теории не существует единого определения такой категории как государственный долг. Так, например, по мнению таких авторов: Белоножко М.Л., Скифская А.Л государственный (муниципальный) долг - это долговое обязательство Российской Федерации (субъекта федерации и органов местного самоуправления) перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

В правовом поле РФ государственный долг определяется БК РФ как государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными настоящим Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием

1.Причины возникновения государственного долга:

)Ошибочность налоговой политики

)Ошибочность социальной политики

)Войны и другие чрезвычайные обстоятельства

Бюджетный дефицит и государственный долг взаимосвязаны. При оценке размера бюджетного дефицита возникает целый ряд проблем:

. Первая проблема встает при оценке настоящего недостатка госбюджета. Бюджет обязан включать неучтенные обещания: т.е. грядущие пенсии и пособия на общественное страхование, отчисления, которые делаются в этом году. При образовании недостатка муниципального бюджета появляются трудности его покрытия с кратчайшими утратами для экономики. Присутствует несколько путей:

. Уменьшение затрат госбюджета. Этот путь не всегда выполним, так как сокращение субсидий сможет усилить регресс в экономике, а уменьшение соц программ подстрекает общественную напряженность и ведет к убавлению общего спроса, собственно понижает стимулы производства.

. Повышение налогов. Этот путь ведет к убавлению вложений и употребления, снижет вероятность подъема ВВП.

. Перевоплощение недостатка бюджета в казенный долг. Это происходит из-за обращения государства за кредитом к национальным банкам; превращения кредита во внешний долг при получении его от иностранных государств; выпуска облигаций.

. Выплата государственного долга с помощью повышения предложения средств на базе их эмиссии. Этот путь закрытия экономного недостатка - самый страшный, он ведет к лавинообразному течению стагнации экономики. К данному приему страны прибегают в случае невозможности или же неумения принимать на вооружение другие информаторы.

Это прием отказа от доли длинна, так как его выплата случается обесцененными наличными средствами. Соотношение долг/ВВП характеризует бремя долга, его величина зависит от размера реальной ставки процента, темпов роста реального ВВП и величины первичного дефицита.

Связь бюджетного дефицита и государственного долга имеет место быть и в выпуске займов для его покрытия и дальнейшим нарастанием долговых результатов. Повышается государственный долг и потребность выплаты его с процентами. С годами нынешние займы преобразуются в дальнейшие налоги. Потому страны, имеющие немалые долги, должны непрерывно к ним склоняться для закрытия процентов по долгу. Покрывая ветхие долги, страна склоняется к еще большим займам. Критическим фактором, грозящим устойчивости экономики и обычному валютному обращению, считается ситуация, когда задолженность превосходит значение годового ВНП.

Государственный долг разделяется на внутренний и внешний. Внутренний долг представляет из себя значение задолженности собственным гражданам и фирмам. Он существует в виде суммы выпущенных и непогашенных долговых обязательств.

Внешний долг - задолженность жителям и организациям зарубежных стран. Это более тяжелый долг, так как по нему правительство связано рядом целевых обязательств, с одной стороны, а с иной - в его уплату приходится рассчитываться значимыми продуктами и платить немалые проценты. В неких развивающихся государствах ежегодные обещания выплат по займам превосходят все поступления от внешнеэкономической деятельности.

Внешний долг наиболее опасен для экономики, т.к. необходимо рассчитываться ресурсами страны.

. Последствия государственного долга: Последствия государственного долга приводят к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов.

При наличии значительного долга происходит перераспределение доходов различных слоев населения, а также утечка национального капитала за рубеж.

Рост государственного долга вызывает определенные негативные последствия для национальной экономики. Во-первых, поиски источников его закрытия приводят к потребности увеличения налогов, что считается антистимулом хозяйственной активности (уменьшение спроса, сбережений). Во-вторых, отвлечение валютных ресурсов ограничивает возможности частного предпринимательства и подъема экономики. В-третьих, встает проблема ухудшения материального благосостояния населения в результате необходимости обслуживания внешнего долга. В-четвертых, происходит перераспределение прибылей в пользу держателей государственных ценных бумаг. В-пятых, в конце концов, происходит подрыв финансово-кредитной системы, что собственно чревато негативными результатами для экономики в целом.

Обращение к банковским структурам за кредитом значительно меняет состояние валютного рынка, ведя к увеличению спроса на наличные средства и как следствие - к резкому увеличению процентных ставок, то есть к удорожанию кредита. Предприниматели, обратившись к наиболее дорогостоящему кредиту, хотят возместить удорожание издержек ростом цен. В этот момент дорогой кредит подавляет вложения, так как для множества они становятся недоступными. В следствии в длительном периоде бюджетный дефицит ведет к стагнации экономики и падению темпов подъема ВВП.

Рынок государственных обязательств, из которого правительство черпает ресурсы для своих закупок, уводит независимые наличные средства из банков. Это сокращает их кредитные ресурсы и ведет к удорожанию кредита.

Постоянное использование займов для покрытия дефицита государственного бюджета ведет к падению эффективности подобного шага. Это происходит в связи с возрастанием средств по обслуживанию государственного долга, исчерпанием свободных сбережений населения, что создает серьезные препятствия для частных инвестиций.

Кроме экономических последствий государственный долг ведет и к неблагоприятным социальным последствиям. Одно из них - усиление дифференциации народонаселения. Дифференциация народонаселения случается вследствие выплаты долга с помощью налогов. Доходы его уменьшаются на величину выплаченных налогов. Средства эти попадают узкому кругу богачей, ранее купивших ценные бумаги. В результате разрыв в благосостоянии между слоями населения становится все больше.

Ценой политики наращивания государственного долга является переложение сегодняшних трудностей на правительство, которое придет ему на смену. Здесь есть два пути: 1) добиться экономического роста и получить доходы, обеспечивающие постепенное погашение долга; 2) когда придет срок уплаты долга, выпустить новые займы, за счет которых погасить старый долг.

Управление государственным долгом.

Происхождение и подъем государственного долга вызвали к жизни необходимость управления им. Управление государственным долгом - это совокупность экономических событий страны, связанных с закрытием ссуд, организацией выплат прибылей по ним, проведением конверсии и консолидации государственных займов.

Конверсия государственных займов предполагает изменение первоначальных их условий (процента, срока и других условий погашений). Выделяют методы конверсии: принудительная, добровольная, факультативная. Добровольная конверсия подразумевает, что у владельца облигаций есть выбор: погасить облигацию или согласиться с уже новыми условиями. При принудительной конверсии владелец облигации обязан согласиться с новыми условиями займа, а при факультативной конверсии кредитор может либо согласиться, либо отказаться от новых условий займа. Конверсия, как правило, осуществляется при избытке ссудного капитала и снижении процентной ставки.

Консолидация государственного долга происходит путем продления срока действия кратко- и среднесрочных займов или путем объединения (унификации) ранее выпущенных средне- и краткосрочных займов в один долгосрочный заем. Таким образом, формируется консолидированный долг как часть общей суммы государственной задолженности в результате выпуска долгосрочных займов.

Процесс погашения старой государственной задолженности путем выпуска новых займов называется рефинансированием. Поэтому можно сказать, что консолидированный государственный долг есть результат рефинансирования. Однако результатом далеко не любого рефинансирования является консолидированный долг, так как под последним понимается такое рефинансирование, которое ведет к долгосрочной задолженности.

Таким образом, на основании выше изложенного можно сделать вывод, что государственный долг и государственный бюджет неразрывно связаны между собой. При возникновении государственного долга правительство перераспределяет свой бюджет. Последствия государственного долга приводят к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны.

1.2Способы погашения государственного долга

Государственный долг, как правило, имеет негативные последствия на экономические процессы в соответствующем политико-правовом образовании, поэтому экономическая политика направлена на сокращение объемов государственного долга. На сегодняшний день существуют 3 основные формы покрытия государственного долга:

) Добровольный, рыночный кредит - размещение ценных бумаг на свободном (или почти свободном) рынке. К ценным бумагам, размещенным таким образом, принадлежат государственные краткосрочные обязательства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа (ОСЗ).

) Вынужденный квазирыночный кредит - рыночное оформление фактического государственного долга. Так появились на свет облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО), векселя Минфина, переоформившие на Минфин задолженность предприятий по банковским кредитам, предоставленным под государственные программы. Сюда же может быть отнесен портфель государственных бумаг ЦБ, сформированный в целях поддержки собственно рынка.

) Дружеский кредит ЦБ Минфину. За балансом при таком подсчете остается неучтенный, но фактически существующий, долг бюджета разным экономическим субъектам по невыполненным обязательствам. Это - принудительный, нерыночный кредит. На федеральном уровне он составляет 10-15% учтенного государственного долга.

Решать вопросы о погашении приходится как в сам момент заключения займов, так и впоследствии, когда долги в совокупности сильно возрастут и платеж по процентам станет слишком обременять бюджет. В первом случае решение сводится к заключению займов срочно-погашаемых, или погашаемых без указания определенного срока и плана или же, наконец, вовсе не погашаемых. С точки зрения, существует, далее, различие между долгами консолидированными, или отверженными, и текущими. Текущие долги, возникая в сфере задач управления, по существу своему только и могут быть срочно погашаемыми, почему они называются иногда платежным или казначейским кредитом. На самом деле, однако, это далеко не всегда так бывает; наши билеты государственного казначейства, напр., фактически не только не погашались, но прогрессивно увеличивались в своем количестве.

То же самое следует сказать и о временных выпусках бумажных денег. погашение долгов отверженных имеет связь с курсом государственных процентных бумаг, т.е. с ценою, по которой они выпускаются или обращаются. Оно совершается иногда даже при тяжелых податных условиях, с целью поддержания государственного кредита, измеряемого курсом процентных бумаг, а также ради поддержания вексельного курса, который в странах с бумажно-денежным обращением находится в теснейшей связи с размерами государственной и вообще национальной задолженности.

Источниками погашения, кроме указанных выше - т.е. налогов и затрат, произведенных при помощи займов - могут служить (в сравнительно редких случаях) избытки бюджетных средств, или свободная наличность государственного казначейства. Это - наилучшее назначение, которое можно дать бюджетным избыткам; но они получают его далеко не всегда. У нас, например, более 40 млн., накопившихся от платежей по выкупной крестьянской операции, не пошли на сокращение этих платежей или на ускорение выкупа, а оказались причисленными к общим государственным средствам. Как особый, но скорее по форме, чем по существу, источник или способ погашения должен быть рассматриваем так называемый фонд. Сущность этого способа заключается в следующем: основывается особое учреждение для погашения долгов, которому передаются все государственные процентные бумаги, подлежащие срочному, т.е. ежегодному, в количестве, заранее определенном планами займов. В этом погасительном учреждении бумаги не погашаются, т.е. не уничтожаются, а только накопляются, и государство (казна) продолжает по ним уплачивать проценты. Последние, будучи обращаемы опять в процентные бумаги, возрастают по системе сложных процентов, т.е. (математически и теоретически) очень быстро, и таким образом скоро образуется очень крупная сумма, которою и можно сразу погасить всю или почти всю сумму государственного долга. Идея такого способа погашения принадлежала англичанину Прайсу, успевшему увлечь ею В. Питта. В основе этого способа лежит грубейший самообман.

Проценты - не фруктовые деревья и не хлебные зерна, которые по своим естественным свойствам могут разрастаться и размножаться; нельзя также считать их реальными результатами или продуктами производства, так как государство, занимая деньги, не дает им производительного в материально-экономическом смысле назначения (за исключением займов на цели народно-хозяйственные, о которых здесь не говорится; да и они, впрочем, не создают реальных продуктов производства, если только на добытые ими средства не были прямо устроены фабрики, заводы и т.п.).

В действительности все проценты по чисто государственным займам суть слабо замаскированные подати; следовательно, возрастание сумм в погасительной кассе по сложным процентам, по существу дела, невозможно. Это - фикция, прикрывающая собою быстро прогрессирующее возрастание налоговых платежей, в скором времени делающихся непосильными для народа. В конечных результатах самообман всегда обнаруживался, хотя временно он усугублялся иногда тем, что для доставления средств таким кассам заключались даже новые займы. Несмотря на всю несостоятельность этой системы, она довольно долго практиковалась. В свое время, отчасти, в этом духе, оперировала и наша комиссия погашения государственных долгов, также выделенная в более или менее самостоятельное учреждение. За полной несостоятельностью этой системы погашение долгов сводится на практике к следующим двум основным формам:

) срочное, т.е. точно обозначенное в условиях заключения займов, постепенное их погашение, т.е. ассигнование из общегосударственных средств ежегодного процента, идущего на выплату капитала, большею частью по нарицательной цене фондов, облигаций и т.п., выходящих в тираж.

Эта форма погашения в России была до последнего времени почти исключительной, если не считать замены прежних займов с высоким процентом новыми, с более низким процентом, что совершалось в форме конверсии.

Признавать наши конверсии погашением долгов отнюдь нельзя, так как они не только увеличивали общую сумму наших долгов, но еще и в значительной мере удлиняли сроки погашения.

) Другой способ погашения применяется к так называемым рентным займам, т.е. таким, в условиях выпуска которых не указан прямо обязательный срок их погашения. Самый способ погашения обусловливается двумя видами рент. Одни из них не представляют собою какой-либо определенной нарицательной стоимости, а лишь определенный платеж процентов, в год или в часть года. Так как при выпуске таких займов-рент не определяются ни условия их погашения, ни даже нарицательная их стоимость, то погашать их возможно лишь посредством обыкновенной покупки (выкупа) их государством по биржевой цене. Другая форма рент, единственная пока из существующих у нас, есть обыкновенная процентная бумага, имеющая определенную нарицательную стоимость и приносящая определенный процент. Хотя погашение таких рентных займов государство и не считает для себя обязательным, по крайней мере по заранее определенному плану (т.е. в известном количестве ежегодно), но вообще предусмотрено, и именно по нарицательной цене. Из двух форм рентных займов последняя удобнее для государства, которое легче может без ущерба для себя погашать эти займы или их конвертировать. Вообще рентные займы в странах с строго правовыми основами финансового хозяйства представляют несомненные преимущества перед другими формами, так как они не связывают государство срочными и иногда трудно осуществимыми обязательствами в погашении. С другой стороны, однако, рентные займы, именно в силу их необязательной, неопределенной погашаемости, представляют и некоторую опасность, приводя иногда к растягиванию погашения на слишком долгий срок.

На основании выше изложенного можно сделать вывод, что государство может по-разному погашать свои долги. Каждый способ погашения, который выбирает правительство для погашения государственного долга имеет свои преимущества и недостатки.

. Государственный долг Российской Федерации

.1 Внешний долг Российской федерации

Согласно бюджетному кодексу Российской федерации (глава 14, статья 97): к государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса.

внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:

) кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 1 апреля 2014 года

Категория долгамлн. долларов СШАэквивалент млн. евро**Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией)54 881,539 928,4Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации119,586,9Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ942,2685,5Задолженность перед международными финансовыми организациями1 411,31 026,8

Способы сокращения внешней задолженности

Выкуп долга - предоставление стране должнику возможности выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг. Выкуп осуществляется за наличные средства со скидкой с номинальной цены в пользу должника. Иностранная валюта, необходимая для таких операций, может быть одолжена или предоставлена «в дар» данной стране.

Обмен долга на акционерный капитал (своп) - предоставление иностранным банкам возможности обменивать долговые обязательства данной страны на акции ее промышленных корпораций. При этом иностранные небанковские организации получают возможность перекупать эти долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг со скидкой при условии финансирования прямых инвестиций или покупки отечественных финансовых активов из этих средств. Во всех этих случаях иностранный инвестор получает «долю» в капитале данной страны, а ее внешняя задолженность при этом уменьшается.

Замена существующих долговых обязательств новыми обязательствами (в национальной или иностранной валюте). При этом ставка процента по новым ценным бумагам может быть ниже, чем по старым, при сохранении номинальной стоимости облигаций. Беднейшим странам-должникам предоставляется выбор одного из вариантов помощи со стороны официальных кредиторов (членов «Парижского клуба»):

) частичное аннулирование долга;

) дальнейшее продление сроков долговых обязательств;

) снижение ставок процента по обслуживанию долга.

Эффективное управление государственным долгом, как в индустриальных, так и в переходных экономиках не может осуществляться автономно от других мер бюджетно-налоговой политики правительства, так как является составной частью общей системы управления государственными расходами.

Приток капитала на фоне увеличения внешнего долга способствует элиминированию эффекта вытеснения частных инвестиций, угроза которого нередко сопровождает налоговую реформу стимулирующего типа, нацеленную на снижение ставок налогообложения в сочетании с расширением налоговой базы. Расходы по обслуживанию государственного долга являются наименее эластичной статьей расходной части государственного бюджета. Так как эластичность трансфертных выплат также весьма невелика, то ограничение темпов роста других статей государственных расходов и повышение их эффективности является в России и других переходных экономиках ведущим фактором снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере. Аннулирование квазифискальных операций и включение соответствующих счетов в систему государственного бюджета восстанавливает доверие к экономической политике правительства и Центрального Банка, особенно в том случае, если это сопровождается созданием адекватных рыночной экономике институциональных структур по управлению государственными расходами - бюджетного управления и казначейства, в функции которого входит и обслуживание государственной задолженности.

На основании выше сказанного можно констатировать, что расходы по обслуживанию государственного долга являются наименее эластичной статьей расходной части государственного бюджета. Эффективное управление государственным долгом, как в индустриальных, так и в переходных экономиках не может осуществляться автономно от других мер бюджетно-налоговой политики правительства, так как является составной частью общей системы управления государственными расходами.

2.2 Внутренний долг Российской Федерации

В России сложился отличный от общемирового подход к такому разделению. Ранее действующий до 2000 года - Закон РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации», принятый в 1992 г., закреплял деление государственного долга на внутренний и внешний, проводимое по валютному критерию. Таким образом, в настоящее время заимствования делятся на внутренние и внешние в соответствии с валютой возникающих обязательств, рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему.

внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

Внутренний долг - это долг государства своему населению. Долговые обязательства могут иметь форму: кредитов, полученных правительством; государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства; других долговых обязательств. Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Погашаются долги в установленные сроки, которые не могут превышать 30 лет.

Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и не рыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются нерегулярно, несмотря на принятие соответствующих законодательных актов.

Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны.

На основании выше изложенного можно сделать вывод, что внутренний долг менее опасный, нежели внешний, так как утечки товаров и услуг при погашении долга не происходит, но возникают некоторые изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть очень значимы.

Заключение

На основании изложенной выше информации можно сделать следующий вывод: финансовая политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. В связи с этим на передний план снова выдвигается проблема государственного долга.

Происходит уменьшение внешнего долга с помощью уточнения финансовой задолженности, сокращения объема роста долга вследствие неблагоприятных для России изменений валютных курсов и сокращения объема ожидаемых кредитов по линии международных финансовых организаций. Но внутренний долг за счет этого растет (за счет облигаций федерального займа). Так же внутренний долг РФ растет в связи с последствиями мирового экономического кризиса.

Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия.

Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает разницу в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сосредоточена у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т.е. те, кто владеет облигациями, становится еще богаче.

Во-вторых, увеличение ставок налогов как средство выплаты государственного внутреннего долга или его сокращения, имеет возможность подорвать действие финансовых стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям средств в новые рискованные предприятия, а также усилить социальную напряженность в обществе.

В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж

В-четвертых, рост внешнего долга снижает международный авторитет страны.

В-пятых, когда правительство берёт кредит на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному, долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных капиталовложений, в результате последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.

Библиографический список

1. Бескова И.А. Управление государственным долгом // Банковские услуги. - 2012. - №5. - 96 с.

. Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие для вузов. - Изд. 3-е, перераб. и дополн. - М.: Перспектива, 2010. - 256 с.

. Карелин О.В. Регулирование международных кредитных отношений России. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 176 с.

. Кобелев В.Е. Экономическая теория. Учебное пособие. - М.: 2010. - 428 с.
5. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. Пособие./ Ред. Колпакова Г.М. - 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Финансы и статистика, 2010 - 295 с.
6. Красавина Л.Н., Баранова Е.П. Внешний долг России: уроки и перспективы // Деньги и кредит. - 2012, №9. -125с
. Литовских А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ. 2012 - 485 с.
. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011 - 357 с.

. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 272 с.

. Нешитой А.С. Финансы: Учебник. - 7-е изд., перераб. доп. - М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и Ко», 2010 - 295 с.

. Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. - М., 2011 - 348 с.
12. Попкова А. Мировой опыт по регулированию внешнего долга // Вестник Ассоциации банков - 2013, №25. - 261 с.
. Суэтин А.А. Международный финансовый рынок: Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2010. - 224 с.

. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России/ К. Астапов // Мировая экономика и международные отношения. - 2012. - №2. - 134 с.

. Хейфец Б.А. Кредитная история России: Характеристика суверенного заемщика. - М.: «Экономика», 2011. - 393 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!