Стратегии развития нефтебизнеса в глобальной экономике

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,42 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Стратегии развития нефтебизнеса в глобальной экономике















Стратегии развития нефтебизнеса в глобальной экономике


Жадигер Гульжан

Перестройка и обновление современного общества в конце XX - начале XXI веков характеризуются рядом глобальных тенденций в развитии мирового экономического пространства. К ним следует отнести: укрепление международного экономического сотрудничества; рост взаимозависимости и взаимовлияния национальных экономик; приоритетное развитие интеграционных процессов, изначально базировавшихся на принципах интернационализации национальных экономик; переплетение кругооборота капиталов различных стран, представляющее противоречивое единство национальных процессов воспроизводства общественного капитала и стремления национальных хозяйств к международной интеграции; растущая международная специализация и кооперирование. По определению американского экономиста П. Друкера, в мировой экономике начался и продолжается процесс формирования единой всемирной корпорации, в которой национальные экономики выступают в роли дивизионных подразделений [1]. В начале 80-х годов с заявлением о себе ряда новых индустриальных гигантов, интернационализация экономической жизни достигла новой ступени развития - стадии глобализации. Впервые термин «глобализация» был использован Т. Левит в издании «Гарвард бизнес ревью» в 1983 году [2]. В своих трудах К. Оме употреблял термин в смысле процесса становления главенствующей роли транснациональных корпораций в мировой экономике [3].

ОЭСР принимает следующее определение: «глобализация - это усиление интернационализации рынков товаров и услуг, производительных сил, финансовых систем, конкуренций, корпораций, технологий и отраслей промышленности, что, в свою очередь, усиливает мобильность капитала, ускоряет внедрение инноваций, усиливает взаимозависимость национальных рынков и размывает их границы».

В работе Булатова А.С. глобализация отмечена в качестве «процесса превращения мирового хозяйства в единый рынок товаров и услуг, капиталов, рабочей силы и знаний» [4]. Рыбалкин В.Е. считает, что «глобализация мирохозяйственных связей - многоуровневое явление, затрагивающее отдельные предприятия; товарные, финансовые и валютные рынки и рынки труда; региональную, национальную экономику» [5].

Долгов С.И. отмечает, что глобализация - это «качественно новая ступень интернационализации хозяйственной жизни, отличительной чертой которой является интернационализация производства и научно-технического прогресса, на базе транснациональных корпораций и их многообразных связей и альянсов современной транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры и информационной революции, сопровождающейся формированием всемирной сети международных финансовых рынков» [6].

В вышеуказанных определениях основным сходством является создание единых рынков товаров, услуг, финансов, то есть, процесс интернационализации.

Следовательно, глобализацию можно трактовать следующим образом: «… - это качественно новый уровень и этап развития интернационализации мировой экономики, основанный на таких принципах, как развитие глобальных ТНК, глобальных рынков, финансовой глобализации, быстрая интенсификация мировой торговли, телекоммуникационный и информационный прогресс, что, в целом, приводит к развитию единого мирового экономического пространства».

В трудах зарубежных ученых Дж. Гелбрейта, Дж. Сороса, Р. Дорнбуша отмечается слабость глобализации, проявляющуюся в отсутствии противовесов негативным тенденциям и масштабности развития мировых экономических кризисов [10]. Так, мировой экономический кризис 2007 года затронул экономические интересы всех стран мира. Глобальная энергетика, особенно нефтегазовая отрасль, в условиях кризиса столкнулась с целым рядом проблем, которые могут оказать долговременный негативный эффект на ее устойчивость. По сути, экономический кризис, во многом, изменил взгляды на значительную часть фундаментальных основ развития глобальной энергетики, начиная от ценообразования вплоть до перспектив прогресса альтернативных источников энергии. Следовательно, в целях усиления экономической безопасности, страны мира должны принять данный вызов и использовать конкурентные преимущества для формирования собственной модели индустриального развития, каковыми, в подавляющем большинстве, являются факторы производства, в частности, нефтегазовые ресурсы.

Какое же место занимает нефтяной бизнес в современных условиях мирохозяйственных связей? По трактовке П. Оделла, нефтебизнес - это «совокупная система действий на мировом рынке углеводородов, которая определяется политикой стран-производителей сырой нефти и стран-потребителей». И.П. Фаминский дает определение мирового рынка как сферы обмена между государственно-обособленными хозяйствами. Другие зарубежные ученые отмечают, что нефтяная политика невозможна без учета взаимных отношений и конфликтов между корпоративными, национальными и глобальными целями [11].

Карибджанов Е.С. дает следующее определение: «Нефтяной бизнес - система устойчивых экономических связей, направленных на производство, обращение, распределение и потребление углеводородов, при которых, резко возрастает и становится монополизирующей, роль мирового рынка в противовес национальному или региональному рынкам» [12].

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, можно утверждать, что в условиях развития единого мирового хозяйства в глобальной экономике становится очевидным, что «нефтебизнес на современном этапе представляет собой совокупную систему действий субъектов на глобальном рынке нефти, функционирующем на основе политики и конкурентных преимуществ стран-производителей, ТНК, региональных и экономических блоков, финансовых институтов».

Как показывает мировая практика, участниками нефтебизнеса являются государство и компании.

Наличие нефтегазового потенциала и успешная деятельность нефтегазового комплекса ставят перед республикой задачу всемерного развития рынка нефти с расширением возможностей поставок на мировой рынок нефтепродуктов. Общеметодологическая основа формирования и функционирования рынка нефти в республике, на наш взгляд, должна рассматриваться с позиции теории развития сложных открытых и самоорганизующихся экономических систем, учитывающих тенденции глобализации и усиления взаимозависимости экономик различных стран.

Исследование природы рынка позволяет сделать следующий вывод: рынок - это глобальная среда экономического взаимодействия субъектов (национальных и региональных) экономик, международных организаций, корпораций, который характеризуется следующими признаками: связь между производителями и потребителями; свободным выбором партнеров между субъектами и конкуренцией между ними [13]. Так, в частности, экономическая самостоятельность агентов рынка предопределила нацеленность на взаимовыгодность, поскольку каждый агент желает получить взамен своего товара желаемое количество иного товара или услуг. Однако, в данном случае речь не идет о бартере как таковом, поскольку взаимообмен осуществляется посредством денег. Встречаясь на рынке, они тем самым создают условия для определенной экономической ограниченности и обособленности интересов. Безусловно, в его основе заложено отношение собственности, проявляющееся в виде частной, коллективной, причем, ограниченной какими-то корпоративными интересами концернов, акционерных обществ, товариществ и так далее. Для того, чтобы рынок эффективно функционировал необходима свобода предпринимательства. Между тем, рынок не означает стихийности и нуждается в определенных внерыночных механизмах управления и регулирования. Как правило, на том или ином рынке преобладают те или иные нормы, традиции, организационные структуры. В этом смысле стоить говорить об институциональной системе, которая не только дополняет рынок, но и становится неотъемлемой его частью и ведет к эффективности управления.

Следовательно, под рынком подразумевается сложное явление, суть которого раскрывается при посредстве таких основополагающих понятий как институт или механизм. При этом термин «институт» обусловливает необходимость под рынком видеть общественную форму организации экономики, термин же «механизм» есть необходимость видеть во взаимодействии различные составляющие, отражающие процесс взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ. Последнее, определяется теми или иными условиями, в которых реализуются принципы свободы, предпринимательства, во взаимосвязи с внерыночными механизмами регулирования.

Для исследования сути рынка нефти в национальной экономике, целесообразно, во-первых, определить понятие мировой рынок и его составляющий элемент - мировой нефтяной рынок; во-вторых, выявить роль и место национального нефтяного рынка в структуре мирового рынка нефти. Мировой рынок нефти, будучи специфической разновидностью мирового рынка, обладает его типичными чертами, поскольку находится в соотношении частного и общего.

Являясь сложной экономической категорией, мировой рынок представляет собой сложное и многоплановое явление, для изучения которого необходимо использование системного подхода. Именно на рынке взаимодействуют формы, параметры рыночного равновесия и возможности его изменения. Эволюция становления рынка такова, что от первичных простых рынков сформировались локальные рынки, а возникновение машинного производства привело, в конечном счете, к перерастанию локальных рынков в региональные и мировые. Следовательно, мировой рынок представляет собой систему товарно-денежных отношений, основанных на разделении труда. Путь становления мировых рынков в упрощенной форме можно представить следующим образом: местные рынки - национальные рынки государства - региональные рынки - мировой рынок. Облик современных рынков (товарных и нетоварных) проявился под воздействием нескольких тенденций, таких как переход от национальной замкнутости к открытой экономике; углубление международного разделения труда; отработка методов государственного регулирования; активизация деятельности транснациональных корпораций (ТНК); возникновение механизмов интернационального обмена; развитие науки и техники [14].

В результате по мере усиления хозяйственных связей между странами и регионами сформировался мировой рынок, который можно определить как глобальную среду экономического взаимодействия субъектов международных экономических отношений.

Необходимость изучения мирового рынка нефти подтверждается быстрыми и необратимыми изменениями, происходящими на этом рынке. Глобализация привнесла в развитие мирового нефтяного рынка совершенно новые специфические черты, модифицировала некоторые долгосрочные тенденции, изменила соотношение сил на рынке. Причем эти изменения с особой силой проявляются и на казахстанском рынке, который динамично адаптируется к новой ситуации.

Хотя в промышленном производстве и, вообще применительно к товарным рынкам, глобализация проявляется в меньшей мере, чем в финансовой сфере, однако здесь существует значительная неравномерность, и рынок нефти является примером самого глубокого воздействия глобализации на конкретный товарный рынок. Она привела к усилению конкуренции на региональных рынках энергоресурсов, к их укрупнению и, как следствие, к увеличению масштабов операций мировых лидеров рынка, к формированию глобальной структуры рынка.

Следует отметить, что факт прямого воздействия глобализации на нефтяной рынок не исчерпывает проблемы их взаимосвязи. Сам рынок нефти, в силу своей экономической значимости, в порядке обратной связи всегда являлся и сейчас остается важнейшим фактором стимулирования мировых процессов глобализации. Именно крупные нефтяные ТНК в свое время стали основным структурообразующим фактором и одной из главных движущих сил в экономической глобализации.

Феномен глобализации как рост всеобщей взаимозависимости приводит к рыночной интеграции, когда мировой рынок нефти уже не представляется простой совокупностью индивидуальных национальных рынков, а превращается в единую систему взаимозависимых рынков. В результате, например, появившиеся в одной стране инновации быстро распространяются в мировом рыночном пространстве, а уменьшение издержек, достигнутое в одном географическом регионе, оказывает влияние на конкурентоспособность и в других районах мира [67].

Важную стабилизирующую роль в условиях глобализации играет структурная перестройка мирового рынка. Он проходит периодически различные фазы соотношения спроса и предложения. В его истории были фазы явного превышения спроса над предложением с сопутствующим взлетом цен, что обычно связано с такими политическими факторами, как региональные конфликты и военное противостояние. И, наоборот, наступали достаточно затяжные периоды явного превышения предложения над спросом, для которых был характерен депрессивно низкий уровень цен на нефть. Обе эти крайности не устраивали большинство участников рынка. Чрезмерно дорогая нефть мешала нормальному развитию экономики ведущих развитых стран - лидеров глобализации, чрезмерно дешевая - снижала доходы нефтеэкспортеров и лишала стимулов процесс энергосбережения, являющийся одним из основных направлений мирового научно-технического прогресса. Таким образом, для долгосрочного развития такого масштабного рынка невозможна ассиметричная односторонняя система зависимости и явное преобладание энергопотребителей или энергоэкспортеров. Поэтому после резких скачков рынок под воздействием рыночных механизмов, вкупе с политическим фактором, стремится к достижению баланса взаимозависимости, в чем оказываются заинтересованы обе стороны, как поставщики, так и потребители.

Транснационализация - важнейшая составляющая и одновременно главный механизм общих процессов глобализации. Нефтяной рынок интернационален по своей природе, и именно поэтому он так отзывчив на воздействие глобализации. Главными действующими лицами на мировом рынке нефти уже давно являются ТНК и государственные энергетические компании - государство полностью контролирует нефтедобычу в Норвегии, Саудовской Аравии, ОАЕ, Венесуэле, Иране, Китае, Индии.

На рынке нефти особую роль играет фактор запасов. Мировые достоверные запасы за последние 30 лет приобрели повышательную тенденцию. За период 2000-2008 гг. достоверные запасы нефти в мире увеличились на 12,1%, в том числе в странах ОПЕК - на 10,4%, в странах, не входящих в ОПЕК - на 2,7%, в странах СНГ - на 46,2%. Наибольшая обеспеченность углеводородным сырьем - в странах Ближнего Востока - 82,2 года при нынешнем уровне добычи, наименьшая - в Северной Америке - 13,9 года.

Литература

1.Drucker P.F. Innovation and Principles. - London: Kogon Page, 1955. - P.156.

2.Левит Г. Новые перспективы. - Гарвард Бизнес Ревью, 5, 1983. - С.24-28.

3.Ohmal K. The Board less World: power and Strategy in the Interlinked Economy. - NY: Fontana, 1990. - 324 c.

4.Булатов А.С. Мировая экономика. - М.: Юрист, 2001. - 734 с.

.Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения. - М.: ЮНИТИ -ДАНА, 1999. -503 с.

.Долгов С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление. - М.: Экономика, 1998. - 350 с.

.Бубенко А.П. Глобализация: сущность и современные проблемы //Социально-гуманитарные знания. -2002. - №3. - С.3-18.

.Бычков А. Глобализация экономики и мировой фондовый рынок //Вопросы экономики. -1997. - №12 - С.82-93.

.Абдулгамидов Н., Губанов С. Глобализация: трактовки и действительность // Экономист. - 2001. - №9. - С.25-42.

.Гелбрейт Дж. Кризис глобализации. // Проблемы теории и практики управления. - 1999. - №6. - С.3-17.

.Внешнеэкономический толковый словарь. / Под ред. И.П. Фаминского. - М.: ИНФРА -М, 2000. - С.422.

.Карибджанов Е.С. Мировой нефтяной бизнес в условиях глобализации и участие Казахстана (эффективная стратегия и приоритеты): дис….. докт.экон.наук. - Алматы, 2005. - 292 с.

13.Орлов А.В., Крутиков Ф.А., Твилдиани Ю.К. и др. Рынок товаров: формирование, управление. - М.: Экономика, 1986. - 200 с.

15.Хусайнов Б. Современные тенденции развития мировых рынков нефти и газа. // Kazenergy. - 2008. - №7 (22), сентябрь. - С.88-90.

16.BP Statistical Review of World Energy June 2009. // bp.com/statitica /revive.

.Oil and Gas J. -July 3, 2006. -P.26.

.Exxon Mobil. Lee R. Raymond. Facing Some of the Hard Truths About Energy. Woodrow Wilson International Center for Scholars. Wash, D.C. June 7, 2004. - P.2.

.EIA. International Energy Outlook 2006. - P.31.

Похожие работы на - Стратегии развития нефтебизнеса в глобальной экономике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!