Государственное регулирование ценообразования

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    97,83 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственное регулирование ценообразования

Содержание

Введение

. Ценообразование и координирующая роль цен

. Регулирование цен в условиях рыночной экономики

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Вступление Российской Федерации в переходный период обусловило усиление значения цен и ценообразования в развитии экономики страны. Совершенно очевидно, что цены и ценообразование играют ключевую роль в рыночном механизме, однако ими необходимо умело управлять, не допуская стихийности процесса ценообразования и динамики цен.

Цена является конечным показателем, характеризующим товар, она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей.

Цены играют важную роль не только в экономике в целом, но и в предпринимательской деятельности отдельных предприятий, т.к. от их уровня зависят конечные результаты их деятельности, в том числе прибыль и рентабельность. Цены выступают основным фактором в решении таких вопросов, как определение рынков сбыта продукции, целесообразности производства товаров или услуги, расчета издержек производства, определения объемов инвестиций, поэтому всё что связано с ценообразованием является

Коренное отличие рыночного ценообразования от централизованного установления цен состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т. е. на рынке, под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке.

Цель работы - рассмотреть государственное регулирование ценообразования.

Исходя из цели, формируются задачи: определить сущность процесса ценообразования и его координирующая роль; рассмотреть раскрыть регулирование цен в условиях рыночной экономики.

1. Ценообразование и координирующая роль цен

Эти постоянные переговоры и есть то, что экономисты называют игрой спроса и предложения. Денежные цены играют здесь ключевую роль.

В законах природы нигде не записано, что распределение поручений и призов должно происходить на основе предложений о купле-продаже. Но нельзя отрицать, что перед тем, как большая часть благ достигнет своего конечного пункта, должно произойти множество актов распределения. Рассмотрим в качестве примера галлон бензина. Людям и машинам должно быть четко предписано, где и что искать, бурить, выкачивать, транспортировать по трубопроводу, перерабатывать, перевозить и хранить, прежде чем мы заправим свой бензобак на бензоколонке.

Координация в этой запутанной системе достигается посредством приспособления денежных цен. Чтобы в конечном итоге мы смогли купить свои пятнадцать галлонов обычного бензина, нужно было, чтобы люди в требуемом количестве, с необходимыми знаниями и навыками и соответствующими машинами появились в надлежащее время в надлежащем месте. Им удалось достичь такой потрясающей координации не потому, что они нас любят или знают нашу потребность в бензине. Они добились этого, преследуя свои собственные интересы. Их усилия оказались связанными воедино (meshed) потому, что координировались постоянно меняющимися сигналами, исходящими от денежных цен.

Мы должны еще раз подчеркнуть, что огромная важность денежных цен для функционирования нашего общества никак не связана с особенностями характера или морали наших граждан. Люди принимают во внимание денежные цены в той мере, в какой хотят сэкономить, т. е. получить от ресурсов, которыми они распоряжаются, как можно больше того, что для них ценно. Конечно, они принимают во внимание не только денежные цены; это было бы абсурдно. Но при изменении цен они меняют свое поведение, чтобы "воспользоваться выгодами" новой ситуации, о которой сигнализируют новые цены. Именно это приводит рынки в равновесие и превращает достижение собственных целей в сотрудничество.

Попытаемся представить себе взаимодействие спроса и предложения как процесс взаимного приспособления. Когда какого-нибудь блага становится мало - предложение уменьшается по сравнению со спросом - его цена повышается. Возросшая цена побуждает покупателей приобретать меньше, оставляя тем самым больше другим; она побуждает поставщиков производить больше. Понизившаяся цена сигнализирует о том, что благо стало менее редким, чем раньше; она побуждает покупателей заменять им другие блага и направляет усилия поставщиков на производство других, более ценных благ.

В таком богатом и специализированном обществе, как наше - а оно богато именно потому, что так сильно специализировано, - координация действий представляет собой чрезвычайно сложную задачу. Для ее успешного решения в первую очередь необходим особый общественный механизм, который способствовал бы быстрому обмену точной информацией об относительной редкости благ и побуждал бы людей действовать соответствующим образом на основе этой информации. Если экономисты уделяют так много внимания денежным ценам, то только потому, что понимают, что именно цены предоставляют необходимую информацию и стимулы.

Для покупателя цена блага - это затраты на него. Соответственно покупатели склонны считать повышение цен несправедливым (imposition). Для поставщика цены обуславливают его доход. И в понижающихся ценах он видит угрозу. Вот, наверное, почему так много людей не может отдать должное координирующей роли, которую играют изменения цен, и почему они часто пытаются заставить правительство не допустить таких изменений. Однако последствия обычно весьма далеки от желаемых, т. к. фиксация цен равносильна отключению механизма социальной координации.

На рис. 1 показана гипотетическая кривая спроса на бензин в США (помеченная DD); цена за галлон отложена по вертикальной оси, а величина спроса (галлоны в месяц) - по горизонтальной. В приведенном диапазоне спрос очень неэластичен: большое процентное увеличение цены приведет к гораздо меньшему процентному уменьшению величины спроса. Это обоснованное предположение, которое хорошо подтверждается опытом. Субституты бензина не слишком привлекают тех, кто его использует.

 

Рисунок 1. Гипотетические кривые спроса и предложения бензина

Но здесь все-таки есть выбор: вступить в автомобильный пул; купить автомобиль меньшего размера; переехать поближе к месту работы; ездить на автобусе; чаще регулировать двигатель; больше сидеть дома. По мере повышения цены на бензин растут и жертвы, на которые приходится идти для его покупки. В результате, даже если малая часть людей решит вообще не сокращать потребление бензина, большинство найдет способ хотя бы чуть-чуть сэкономить, а некоторые пойдут на значительное уменьшение своих покупок по мере роста цен. Спрос на бензин не является совсем уж неэластичным.

На рис. 1 показана также сравнительно неэластичная кривая предложения бензина, помеченная SS (ценовая эластичность предложения аналогична ценовой эластичности спроса: это процентное изменение величины предложения, деленное на процентное изменение цены). Элемент времени, играющий столь большую роль в скорости реакции пользователей на изменение цены, еще больше воздействует на реакцию поставщиков. Хранящийся бензин может быть легко пущен в продажу, если высокая цена делает его продажу более привлекательной, чем хранение. Но для того, чтобы в ответ на возросшую цену импортировать бензин из-за границы, потребуется время. Еще больше времени потребуется, чтобы увеличить производство бензина на нефтеперерабатывающих заводах за счет сокращения выпуска других продуктов нефтепереработки, таких как мазут. И, конечно, пройдет еще больше времени, пока под влиянием высокой цены бензина будут установлены дополнительные нефтеперерабатывающие мощности.

А наличие сырой нефти? Разве дефицит бензина в 1973-1974 гг. не был результатом недостаточных поставок этого базисного сырья? Если мы действительно хотим ответить на этот вопрос, нам следует тщательно обдумать свое объяснение. Безусловно, политические неурядицы в Иране в 1978 и 1979 гг. нарушили нормальный импорт нефти в США. Но другие страны ОПЕК располагали достаточными мощностями, чтобы повысить свое производство, и тем самым компенсировать сокращение поставок из Ирана. Они не сделали этого, ибо хотели, чтобы цены на сырую нефть повысились. Именно в этом вся суть. В 1979 г. сырой нефти было более чем достаточно для загрузки мощностей перерабатывающих предприятий на 100%, если бы эти предприятия (а в конечном итоге - потребители продуктов нефтепереработки) хотели и могли платить необходимую цену. Мы должны добавить слово имели возможность, т. к. возможность потребителей и перерабатывающих предприятий платить дороже за бензин и сырую нефть была в США намеренно ограничена законом.

Почему она была ограничена? Почему в 70-е годы правительство США установило потолки цен на продаваемую нефть и нефтепродукты? Если судить по делавшимся в то время заявлениям, этот контроль предназначался для того, чтобы не дать возможность "нефтяным компаниям" получить большие незаработанные прибыли за счет потребителей с низким уровнем дохода. Однако сторонники контроля упускали из виду (вероятно, сами того не понимая), что, замораживая цены, правительство рвет ключевую связь в общественном механизме взаимного приспособления и кооперации.

В чем причина дефицитов? Вернемся к рис. 1. Если цена бензина составляет здесь 1 долл. за галлон, то покупатели захотят купить ровно столько, сколько продавцы захотят продать. Рынок уравновешивается (clears) при цене в 1 долл.

Предположим теперь, что цена бензина фиксируется законом и не может превышать 80 центов за галлон. При 80 центах величина спроса будет составлять 9,5 млрд. галлонов. Но величина предложения составит только 8,5 млрд. галлонов. Именно это мы и называем дефицитом: величина спроса превышает величину предложения; в данном случае - на 1 млрд. галлонов в месяц.

На рис. 1 дефицит соответствует зазору между кривыми спроса и предложения на уровне цены в 80 центов за галлон. Люди не могут получить столько, сколько хотят, даже если они готовы заплатить запрашиваемую денежную цену. Фиксация цены является причиной дефицита.

Никто не бранит градусник за низкую температуру и не рассчитывает всерьез согреть дом в холодную погоду, поднося свечу к термометру. А вот высокие цены на некоторые редкие блага люди ругают часто и действуют так, будто бы редкость можно преодолеть, устанавливая контроль над ценой. Но это как раз и неверно.

Редкость - это отношение между желательностью и наличием, или между спросом и предложением. Если в некотором обществе все боятся змей, то змеи могут встречаться нечасто, но они не будут редкими (в выше приведенном значении термина). Если в другом обществе змеи ценятся как продукт питания, они могут встречаться достаточно часто, но, тем не менее, быть редкостью. Благо является редким, если люди не могут приобрести его в таком количестве, в каком хотели бы, не жертвуя при этом какой-либо другой ценностью.

Из этого сразу следует, что если благо является редким, его приходится распределять (рационизировать). Иными словами, требуется установить некий критерий отбора претендентов и определять, кому из них сколько достанется. В качестве критерия может выступать возраст, умение убеждать, расторопность, общественное уважение, готовность платить, и едва ли не все что угодно. Для нашего общества характерно распределение редких благ на основе готовности платить деньги. Но иногда мы используем и другие критерии отбора.

Итак, что же произойдет, когда какое-нибудь благо, вроде бензина, становится более редким, а его денежная цена лишена возможности повыситься? Мы наверняка увидим увеличение денежных затрат на его приобретение, ибо бензин теперь является редким, и потому он обязательно будет рационирован. Если закон мешает функционировать такому механизму распределения, как денежная цена, то по необходимости будут использованы другие критерии и механизмы - возникающие самопроизвольно, либо придуманные. Потенциальные покупатели бензина постараются выявить эти новые критерии для отбора покупателей и начнут на их основе конкурировать друг с другом. Конкуренция между ними повысит общие затраты - денежные плюс не денежные - и будет увеличивать их до тех пор, пока величина спроса не сравняется с величиной предложения.

Лучшим примером, наверное, может служить очередь за бензином. Когда люди опасаются, что они не смогут купить столько бензина, сколько они хотят при цене 80 центов за галлон, они постараются пораньше приехать на бензоколонку: пока запас не распродан. Но других осенит та же идея, так что очереди начнут возникать раньше и станут длиннее. Ожидание в очереди - это, бесспорно, затраты. По мере их повышения вступит в действие закон спроса: потребители меньше ездят на автомобиле, когда за полный бензобак приходится платить 12 долл. плюс полчаса ожидания в очереди, чем когда он им обходится просто в 12 долл.

Некоторые водители решат поискать бензин где-нибудь в округе, а не стоять в очереди. Их дополнительные затраты - расход времени и бензина на поиск. Другие пойдут на сделку: наполнят бак из резервных запасов, дав чаевые заправщику; оплатят стоянку машины на бензоколонке; согласятся провести там техобслуживание; достанут билеты в театр для ее владельца. Все эти формы конкуренции повышают затраты на приобретение бензина. И затраты будут повышаться, пока в конце концов величина спроса не сравняется с величиной предложения.

Конкуренция между людьми, суммарное желание которых приобрести благо не может быть полностью удовлетворено при существующей денежной цене, приведет к повышению затрат на его приобретение. Обычно в таких ситуациях повышается денежная цена. Когда идут вверх другие компоненты затрат, связанные с приобретением блага, мы можем быть вполне уверены, что денежная цена удерживается на заниженном уровне какими-нибудь общественными силами (например, законодательным ограничением). А когда это происходит - т. е. когда удлинение очередей, увеличение времени на поиск или какие-либо специальные комбинации становятся главными методами распределения блага (т. к. величина спроса превосходит величину предложения при установленной денежной цене) - мы говорим о дефиците данного блага.

Экономическое понятие дефицита сфокусировано на денежной цене. Дефициты существуют только тогда, когда денежные цены не могут выполнять свою функцию распределения редких благ между конкурирующими покупателями. В реальной жизни мы обнаруживаем дефицит повсюду, где механизм распределения редких благ повышает не денежные затраты.

Рыночное равновесие - рыночная ситуация, при которой отсутствует как избыточный спрос, так и избыточное предложение, покупатели могут купить все, что им необходимо, и продавцы могут продать, все, что они произвели; ситуация на рынке, когда предложение и спрос совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене.(D = S)

Рыночное равновесие является выражением максимальной эффективности рыночной экономики.

Равновесный объем производства - объем производства, при котором объемы спроса и предложения равны. (QE)

Равновесная цена - цена на конкурентном рынке, при которой величина спроса и предложения равны, цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг; цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению. (PE).

Сущность цены: Цена - это определенное количество денежных единиц, получаемых за товар.

Система цен в рыночной экономике играет роль основной организующей силы. Цены товаров служат ориентирами, руководствуясь которыми предприниматели и потребители делают свой выбор, обеспечивающий личный интерес. В цене товара фокусируются материальные интересы продавцов и покупателей, отдельного работника, предпринимателя, общества, государства, интересы производственные и воспроизводственные, региональные и федеральные, национальные и интернациональные.

Теория предельной полезности и цена: теория предельной полезности - теория, определяющая закономерности поведения потребителей на рынке, формирование спроса и вид кривой спроса. Она устанавливает связь между полезностью и издержками, между спросом и предложением, определяя общий закон ценообразования.

Цена блага определяется не общей (TU), а предельной полезностью(MU) его для потребителя, так как чем большим количеством блага обладает индивид, тем меньшую ценность имеет для него каждая дополнительная единица этого блага (график показывает уменьшение полезности блага с ростом его количества). Убывание предельной полезности сказывается на рыночной цене продукта, и рыночная практика это подтверждает. Так, в условиях относительной недостаточности какого-либо продукта цена устанавливается на более высоком уровне, что, по существу, оправдывает покупку «предельного продукта».

Можно представить краткую формулу:

Потребитель - субъективная полезность - ценность блага - предельная полезность - рыночная цена.

На рынке особое значение имеет равновесная цена (результат взаимодействия цены спроса и цены предложения). Цена спроса - цена, по которой определенное количество товара способно привлечь покупателей в течение определенного периода времени (она уменьшается по мере увеличения предложения). Цена предложения - цена, по которой товар поступает в продажу на конкретный рынок (по мере изменения ежегодного количества товара она может и возрастать, и снижаться; она зависит от цен факторов производства данного товара).

Исходная позиция Маршалла такова: на рынке представлены нормальный спрос и нормальное предложение. Силы спроса и предложения действуют свободно, не существует прочного объединения торговцев, широко развертывается свободная конкуренция. На рынке в одно и то же время есть лишь одна нормальная цена (нормальная цена определяется состоянием устойчивого равновесия нормального спроса и нормального предложения). Общая конъюнктура рынка остается неизменной на протяжении всего принятого периода. Нормальная цена определяется делением совокупных затрат производства на количество товара, это средние затраты.

Формирование рыночной цены Маршалл рассматривал в трех периодах, где параметры предложения имеют различную динамику. Соответственно различают мгновенное, кратковременное и длительное равновесие. В трех различных типах равновесия товаропроизводители могут либо не принимать никаких мер, либо приспособить переменные факторы производства к изменившимся условиям, либо приспособить к изменившейся цене все факторы производства.

Таблица 1


Мгновенное

Кратковременное

Длительное

Предложение

Фиксировано. Цена полностью зависит от спроса.

Растет без увеличения оборудования.

Различия межу предложением в долго- и краткосрочном периодах состоят в том, что в долгосрочном периоде фирма может расширить производство, новые фирмы могут войти в отрасль. Такие процессы происходят в условиях роста цен, если цены обеспечивают сверхнормальную прибыль. Сверхнормальная прибыль несовместима с равновесием в открытой индустрии. Как только общее предложение возрастет, цены упадут. Новые фирмы будут продолжать входить в эту отрасль до тех пор, пока цена не вернется в свое нормальное состояние и фирма не будет иметь нормальную прибыль

Спрос

Увеличение спроса приводит к увеличению цены, его снижение - к падению.

Увеличение спроса ведет к увеличению объема выпуска товаров и предложения, а снижение - к сокращению.


Цена

Колеблется (полностью зависит от спроса)

Колеблется

Постоянна

Условия равновесия




Существенное воздействие на предложение товаров оказывает изменяющийся во времени уровень цены и прибыли.

Нормальная цена - это не средняя цена определенного периода, а цена в конце того периода, в котором изменилось предложение. Этот процесс отражен на графике, где цены P1, P2, P3, P4 приближаются к нормальной цене P.

Нормальная цена P формируется в условиях воспроизводства, причем вариация цен приближается к минимальной равновесной цене P.

. Регулирование цен в условиях рыночной экономики

Вопреки распространенному у многих мнению, что в странах рыночной экономики ценообразование происходит стихийно, в действительности цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены являются одной из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются групповые интересы производителей и потребителей, оптовых и розничных торговцев, профсоюзов и союзов предпринимателей, экспортеров и импортеров. Цены затрагивают интересы каждого и, естественно, вокруг них идет борьба в партиях и парламентах, в правительстве и на переговорах социальных партнеров, на международных совещаниях.

Воздействие на цены служит глобальным целям государственного регулирования экономики, целям конъюнктурной и структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен.

Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже экстренные цели, которые могут в данный конкретный момент не совпадать с другими целями, но в конечном итоге они всегда служат генеральной цели государственного регулирования - оптимизации темпов и пропорций экономического развития и стабилизации социальной системы.

Классическая политическая экономия рассматривала свободно складывающиеся на рынке цены как главный элемент механизма поддержания равновесия между спросом и предложением. Однако в действительности идеальной всеобщей и полной свободы ценообразования никогда не было.

Весь вопрос в степени и формах ограничения свободной игры цен. Даже если абстрагироваться от возможностей сговора производителей и продавцов, на протяжении всей истории капитализма можно проследить воздействие государства на цены.

Можно выделить три степени влияния государства на ценообразование:

. Фиксация цен. Государство использует следующие основные способа фиксации цен:

использование цен прейскурантов. Прейскуранты цен на товары и услуги - это официальный сборник цен и тарифов, утверждаемый и издаваемый министерствами, ведомствами, государственными органами ценообразования. Количество цен, устанавливаемых с помощью прейскурантов, может быть очень разным: близким к 100% в условиях жесткого тотального контроля государства за уровнем цен и незначительным, близким к нулю - в случаях преимущественно рыночного способа ценообразования. Обычно регулированию с помощью прейскурантов цены предприятий монополистов: электроэнергия, газ, нефть, коммунальные услуги, транспорт. Цены на данную продукцию вызывают мультипликационный эффект в экономике, поэтому их фиксация на определенном уровне способствует стабилизации всей экономической ситуации и определяет степень стабильности цен во всех других сферах. Самым трудным здесь является определение уровня, на котором должна быть зафиксирована цена в прейскуранте. Фиксация цен на уровне выше рыночной цены приводит к состоянию избытка предложения на рынке, фиксация цен на уровне ниже рыночной цены - к дефициту.

фиксирование монопольных цен. Государство фиксирует цены предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, которое позволяет ему решающим образом влиять на конкуренцию, доступ на рынок и уровень цен, что в конечном итоге ограничивает свободу действия других участников рынка. Решить вопрос о том является ли данное предприятие доминирующим или нет, помогает антимонопольное законодательство. По российскому законодательству предприятие занимает доминирующее (монопольное) положение, если его доля на рынке составляет от 35% до 65%;

замораживание цен. Данный подход используется в случае возникновения диспропорций в ценах или кризисных ситуаций в экономике и проводится исключительно в целях стабилизации положения. Целесообразным считается применение замораживания цен только в краткосрочном периоде.

. Регулирование цен за счет установления предельных уровней цен (установление верхнего или нижнего лимита цен), введение фиксированных коэффициентов по отношению к прейскурантным ценам, установление предельных надбавок, регламентация основных параметров, влияющих на формирование цены (порядок формирования издержек, максимальный размер прибыли, размер и структура налогов), установление максимального размера разового повышения цен, определение и регулирование цен на продукцию и услуги государственных предприятий.

. Регулирование системы свободного ценообразования за счет законодательного регламентирования ценообразовательной деятельности участников рынка, ограничение недобросовестной конкуренции. Данный способ воздействия государства на процесс ценообразования заключается во введении ряда запретов:

запрет на демпинг - запрет на продажу товара ниже себестоимости его производства с целью устранения конкурентов. Данная практика особенно актуальна, если на рынке имеется лидер, стремящийся вытеснить конкурентов с рынка или не допустить их проникновения на данный рынок. Кроме того, такой запрет широко применяется в практике международной торговли с целью предотвратить проникновение на рынок агрессивных импортеров продукции, имеющих низкие издержки производства;

запрет на недобросовестную ценовую рекламу - подобная реклама создает у потребителей иллюзию снижения цен с целью привлечения их внимания к товару;

запрет на вертикальное фиксирование цен - запрет производителям диктовать свои цены посредникам, оптовой и розничной торговле.

запрет на горизонтальное фиксирование цен - запрет на соглашение нескольких производителей о поддержании цен на продукцию на определенном уровне, в случае, если совокупная доля рынка этих предприятий будет обеспечивать им доминирующее положение на рынке. Подобное ограничение особенно актуально в условии олигополистического рынка. Однако его легко игнорировать, например, если предприятие - олигополисты договорятся между собой не о единой цене, а о единой методике исчисления затрат и определения цены на конечную продукцию.

Согласно Приказу Минэкономики РФ (по разработке ценовой политики предприятия) от 01.10.97 № 118 (п.8), при определении цены продукции, выпускаемой предприятием, следует учитывать следующие факторы:

уровень потребительского спроса на эту продукцию;

эластичность спроса, сложившегося на рынке этой продукции;

возможность реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции;

меры государственного регулирования ценообразования (например, на продукцию предприятий - монополистов);

уровень цен на аналогичную продукцию предприятий - конкурентов.

Тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, продажа продовольствия из государственных запасов в неурожайные годы, таможенная политика и косвенное налогообложение, существенным образом воздействующие на внутренние цены, - вот далеко не полный перечень мер государственного регулирования цен за последние 100 - 150 лет.

Первая мировая война, начавшаяся вслед за ней депрессия и кризис послужили переломным моментом в истории государственного регулирования цен. Х. Мюллер писал по этому поводу, что политические и экономические потрясения в государстве и обществе вызвали осознание того, что в интересах лучшего функционирования хозяйства, более равномерного распределения и избежания опасности революционного переворота было бы целесообразно, чтобы государство взяло на себя заботу по регулированию хозяйственного процесса и поддержанию справедливых цен.

Попытки регулировать цены в условиях инфляции и кризиса путем внешнеторговой политики оказались несостоятельными. К середине 30-х годов во многих развитых странах с рыночной экономикой были приняты законы, предоставляющие государству полномочия по воздействию на цены, вплоть до их замораживания, и государственные мероприятия по воздействию на цены стали составным элементом государственного регулирования экономики.

Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер. Принятые парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой ценовое право, входящее составной частью в гражданское право. На основе этого права уполномоченные государственные органы осуществляют административную деятельность по регулированию цен.

В случае нарушения законов виновные могут быть привлечены к судебной ответственности. Законопроекты по ценам, как и по другим хозяйственным вопросам, вносятся в парламенты партийными фракциями, независимыми депутатами или правительством, непосредственно мероприятия по регулированию цен осуществляют министерства экономики, финансов и центральный банк. В ряде стран существуют министерства торговли, сельского хозяйства. Они также оказывают влияние на ценообразование. Во многих странах в конце 60 - в 70-х годах были созданы межминистерские советы по ценам, они имеют наблюдательно-совещательные функции.

В каждой стране при правительстве или отдельных его органах существуют экспертные комитеты, куда входят известные специалисты, и советы, в которых заседают представители профсоюзов, союзов крестьян, торговцев, предпринимателей и представители государственных органов; комитеты призваны консультировать государственные органы по вопросам цен и выражать свое мнение по поводу ценовых законопроектов.

Рассмотрим государственное регулирование цен в исторической и логической последовательности.

Наблюдение за ценами является первичной формой государственной активности в этой области. Дело не только в том, что с него началось государственное регулирование цен; в настоящее время наблюдение за ценами служит основой, на которой базируются все государственные акции в этой области. Наблюдением за ценами занимаются центральные статистические управления. Самостоятельные исследования движения цен часто проводят научно-исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заданиям руководства партий, международных организаций.

Главная цель наблюдения за ценами со стороны государственных органов и социальных партнеров - изменение роста стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность. Государство может оказывать воздействие на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налоги, осуществляя эмиссию денег и т.д. Косвенное влияние на цены оказывают, по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы цели они не служили.

Государственное вмешательство в процесс ценообразования осуществляется путем санкционированного правительственными органами завышения издержек производства через включение в себестоимость завышенных амортизационных списаний и отчислений в другие фонды. В результате этого в целых отраслях возникает ситуация, когда “издержки подпирают цену”, т.е. расчетные (а не действительные) издержки производства оказываются на всех предприятиях отрасли в результате объявленных правительством льгот настолько высоки, что повышение цен становится само собой разумеющимся явлением, а так как льготы распространяются на всю отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условиях благоприятной конъюнктуры не может быть достаточным препятствием для роста цен.

Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары.

Непосредственное воздействие на формирование цен оказывают государственные субсидии. Один из видов таких субсидий - ценовые - предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю.

Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например, в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства.

Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают по договоренности с партнерами “конкретные цены”, которые становятся затем базовыми ценами для отрасли.

Эффективным средством регулирования цен является налог на добавочную стоимость. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены.

Особым направлением государственной экономической политики является государственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (возврат налогов), а в некоторых странах - экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.

Установление цен на минеральное сырье, добываемое в государственных шахтах, на электроэнергию с государственных электростанций и железнодорожные, почтово-телеграфные тарифы - пример фиксации цен на товары и услуги госсектора.

Эти искусственно заниженные цены и тарифы способствуют снижению издержек производства в частном хозяйстве и повышению национальной конкурентоспособности за счет искусственно пониженной рентабельности или дефицитности этих объектов государственной собственности. Фиксация цен или установление пределов их повышения в негосударственном секторе - типичное средство административного хозяйственного регулирования. Применяется оно редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства является неэффективным в долгосрочном и даже среднесрочном аспекте. Используется чаще всего в исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной напряженности.

Контроль над ценами на определенные виды товаров осуществляется национальными органами. Примерами могут служить установление цен на уголь и черные металлы Европейским объединением угля и стали, ежегодное установление закупочных цен на сельскохозяйственные продукты в Европейском союзе (ЕС), участие стран в международных конференциях, организациях по отдельным видам товаров, тарифам на воздушные перевозки.

Под монопольной понимается цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке, сложившегося под воздействием спроса и предложения, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью. Монопольные цены подразделяются на монопольно высокие и монопольно низкие. Монопольно высокой признается цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара.

Монопольно низкая цена - цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара. В отношении хозяйствующего субъекта, доминирующего на рынке в качестве продавца или покупателя, в случае установления монопольно высоких (низких) цен применяются санкции и меры ответственности в соответствии с антимонопольным законодательством.

ценообразование дефицит экономика

Заключение

Итак, координация системы достигается посредством приспособления денежных цен. Чтобы в конечном итоге мы смогли купить свои пятнадцать галлонов обычного бензина, нужно было, чтобы люди в требуемом количестве, с необходимыми знаниями и навыками и соответствующими машинами появились в надлежащее время в надлежащем месте. Им удалось достичь такой потрясающей координации не потому, что они нас любят или знают нашу потребность в бензине. Они добились этого, преследуя свои собственные интересы. Их усилия оказались связанными воедино (meshed) потому, что координировались постоянно меняющимися сигналами, исходящими от денежных цен.

Одним из главных объектов государственного регулирования являются - цены. Динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

Исходя из вышесказанного следует отметить, что:

Фирмы подходят к проблемам ценообразования по-разному. В мелких фирмах цены часто устанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования обычно занимаются управляющие отделений и управляющие по товарным ассортиментам;

Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара;

Цена является инструментом коммерческой политики предпринимателя, поэтому выбор методов и правил свободного ценообразования организации предопределяется основными целями ее коммерческой политики;

В соответствии со статьей 71 Конституции РФ основы ценовой политики относятся к предметам исключительного ведения Федерации;

Публично-правовые основы ценообразования охватывают как государственное, так и муниципальное управление. Оба вида публичного регулирования цен должны осуществляться в единых формах, соответствующих экономическому единству Федерации;

Порядок определения рыночной цены для целей налогообложения достаточно подробно изложен в п. 3-11 ст. 40 НК РФ;

Воздействие на цены служит глобальным целям государственного регулирования экономики, целям конъюнктурной и структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен;

Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер;

Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары. Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например, в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства.

список использованной литературы

1.  Голощапов К.А. Организация ценообразования на предприятиях. М.: ГЕЛАН, 2015. - 360с.

2.      Ефименко А.З. Цены и ценовая политика. // Экономика строительства. - 2015. - №1. - С.54-61.

3.  Иохин В.Я. экономическая теория. М.: Юристь, 2015. - 861с.

4.      Камаев В.Д. Экономическая теория. М.: ВЛАДОС, 2014. - 640с.

5.  Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. М.: БЕК, 2015. - 368с.

6.      Слепцов В.А., Николаева Т.Е. Ценообразование. М.: ИД ФПК-ПРЕСС, 2015. - 152с.

.        Солнцев В. Государственное регулирование цен и контроль за их применением. // Экономист.- 2014. - №9. - С.32-37.

.        Цацулин А.Н. Цены и ценообразование в системе маркетинга. М.: «Филинь», 2015. - 448с.

.        Цены и ценообразование. / Под ред. В.Е. Есипова. - СПб.: Питер, 2015. - 464с.

11.     Экономика. / Под ред. А.И. Архипова и др. - М.: Проспект, 2012. - 792с.

Похожие работы на - Государственное регулирование ценообразования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!