Государственное регулирование сельского хозяйства

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,75 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственное регулирование сельского хозяйства

Оглавление

Введение

Глава 1. История развития и реформирования сельского хозяйства

.1 Этапы развития и оценка сельского хозяйства

.2 Основные тенденции государственного регулирования отечественного сельского хозяйства

Глава 2. Анализ государственного регулирования сельского хозяйства в Новосибирской области

.1 Анализ состояние сельского хозяйства в Новосибирской области

.2 Проблемы и перспективы государственного регулирования сельского хозяйства в Новосибирской области

Заключение

Список литературы

Введение

Тема, анализируемая в данной курсовой работе, - Государственное регулирование сельского хозяйства (На примере Новосибирской области).

Современное сельское хозяйство России функционирует в сложных социально-экономических условиях, что сказывается на экономической и социальной сфере страны. В этих условиях государственное регулирование становится объективно необходимой мерой, жизненно важной для сохранения общества.

Цели и задачи государственного регулирования определяются концепцией развития, которая, в свою очередь, исходит из особенностей и специфики развития страны. Выбор и целей и задач государственного регулирования особенно актуален для переходных экономик, в которых идет борьба между сторонниками "шоковой терапии" и градуализма. Если цель "шоковой терапии" состоит в сокращении масштабов государственного регулирования, достижении макроэкономической стабилизации и создании равных условий хозяйствования для предприятий и фирм, то градуалистический подход преследует другие цели - сохранение производственного потенциала и занятости, обеспечение стабилизации производства.

Аграрный сектор является важной составной частью экономики страны, с развитием которого связана деятельность почти трети отраслей народно-хозяйственного комплекса. Кроме того, развитие агропромышленного комплекса определяет уровень продовольственного обеспечения населения и социально-экономическую ситуацию в стране.

Становление рыночных отношений в агропромышленном комплексе не привело к стабилизации производства и улучшению снабжения населения страны продуктами питания. Отсутствует единая программа государственного регулирования сельскохозяйственного производства.

Однако, несмотря на критическое положение, сельское хозяйство продолжает быть донором для других отраслей экономики страны.

Проблеме регулирования сельскохозяйственного производства посвящены работы многих учёных. Методологическая база для подобных исследований содержится в трудах А.И. Алтухова, В.Р. Боева, А.Г. Гранберга, С.А. Ситаряна, В.А. Тихонова, Р.И. Шнипера и др. Имеются работы отечественных авторов, внесших значительный вклад в разработку данной проблемы на региональном уровне: В.П. Зотова, П.М. Килина, И.В. Курцева, В.М. Лукьяненко, В.И Нитяго, В.Н. Папело, П.М. Першукевича, А.В. Петрикова, Л.А. Рымано-вой, B.C. Соловьева, А.Т. Стадника, И.Г. Ушачёва, И.В. Щетининой, А.С. Шелепы и др.

Проблема государственного регулирования сельскохозяйственного производства на региональном уровне неизбежно ставит новые вопросы государственного воздействия на происходящие процессы, требует обоснования форм и методов регулирования.

Цель курсовой работы - проанализировать процесс государственного регулирования сельского хозяйства.

Задачи:

) рассмотреть историю развития и реформирования сельского хозяйства;

) проанализировать государственное регулирование сельского хозяйства в Новосибирской области;

) сделать выводы по данной теме.

Глава 1. История развития и реформирования сельского хозяйства

.1 Этапы развития и оценка сельского хозяйства

Характер взаимоотношений между властью и крестьянством, являющийся своеобразным барометром социально-экономического развития страны, был неодинаков на протяжении трех эпох (периодов) развития Российского государства - до Октября (докрепостной, крепостной, послекрепостной этапы), в советский период (этапы военного коммунизма, НЭПа, коллективизации, Отечественной войны, восстановления разрушенного хозяйства, "оттепели", экстенсивного развития (больших финансовых вливаний) и в современной России (антиэтатический и восстановительный этапы).

Обобщение исторического опыта аграрного реформирования в России позволило выделить этапы, цели, итоги, соответствующие меры государственного регулирования сельского хозяйства.

Русский крестьянин всегда был личностью, причем незаурядной. Вплоть до XVII в. в России крестьянин свободно перемещался и сам устраивал свою жизнь, прошел от Урала через всю Сибирь и Дальний Восток до самого Тихого океана, осваивая бескрайние просторы Сибири и Забайкалья.

В первой половине XVIII в. в России было положено начало регулированию государством права владения крепостными, которое вследствие освобождения дворянства от обязательной службы утратило государственный характер и получило значение частного права. К этому периоду относится первый документ, засвидетельствовавший факт государственной поддержки сельского хозяйства - "Обзор действий департамента сельского хозяйства России в течение пяти лет с 1844 по 1849 годы". В нем, в частности, указано, что в ведении Министерства государственных имуществ имеется 500 тыс. руб., которые предназначаются для выдачи льготных ссуд (под 4 % против 5 % в других кредитных учреждениях) землевладельцам.

февраля 1861 г. Александр II подписал Высочайший манифест об отмене крепостного права, более 22 млн. русских крестьян были освобождены от тормозившей в течение почти трех столетий развитие России крепостной зависимости. Страна вступила в третий этап аграрных преобразований - послекрепостной, в ходе которого были проведены две реформы - 1861 и 1906 гг., позднее названная столыпинской.

Основная идея реформы 1861 г., провозгласившей свободный труд земледельца на собственной земле, заключалась в полной отмене крепостного права без всякого вознаграждения помещиков. Эту реформу можно считать первой и достаточно последовательной попыткой введения регулирования государством аграрных дел. Одной из главных задач правительства при проведении "освобождения" крестьянства было обеспечение своевременного и полного поступления налогов. Для этого был использован институт крестьянской общины, названной в законе крестьянским обществом.

Кроме административных, появились первые экономические меры государственной поддержки крестьян в виде следующих инструментов: поддержки выкупа земли, долгосрочных беспроцентных ссуд на приобретение инвентаря и семян, развитие кустарной промышленности. Из государственной казны выделялись средства на развитие инфраструктуры. В совокупности расходы, направляемые правительством на поддержание крестьянства, составляли в период с 1895 по 1902 г. от 2 до 4 % бюджета страны.

Главная цель столыпинской аграрной политики - сформировать ситуацию, когда понемногу, естественным путем, без какого-либо принуждения раскинется по России сеть мелких и средних единоличных хозяйств. С этого времени утверждается повечать за развитие аграрного сектора, вкладывая в него значительные средства. Почти в 30 раз за годы реформ возросли средства, выделяемые государством на агрономическую помощь в районах землеустройства.

Более чем в 3 раза увеличились затраты земств на поддержку аграрного сектора. Необходимо констатировать, что эти преобразования были одними из самых продуманных и последовательных за всю историю аграрного реформирования России: была четко сформулирована идеология преобразований, определены стратегия, политика, меры государственного воздействия, причем на длительную перспективу. Своего рода техническая программа реорганизации сельского хозяйства, которая приобрела статус национально-хозяйственной и национально-государственной идеи. Это то, чего так не хватает современному этапу аграрного реформирования.

1.2 Основные тенденции государственного регулирования отечественного сельского хозяйства

Дореволюционная Россия пусть медленно, но шла по пути развития аграрной сферы, формируя при этом первые меры государственного регулирования. И, вполне вероятно, если бы не потрясения последующих лет, страна постепенно, эволюционно перешла бы к цивилизованному рыночному развитию, преимущества которого были впоследствии доказаны мировым опытом.

В Советской России начало государственному регулированию развития сельского хозяйства было положено Декретом о земле, принятым II Всероссийским съездом Советов 26 октября 1917 г., согласно которому ликвидировалась частная собственность на землю, крестьяне получили 150 млн. га угодий, а также помещичьи инвентарь, скот и постройки.

Государство освободило крестьян от арендных платежей, составлявших 170 млн. руб., а также от задолженности Крестьянскому банку в сумме 1 326 млн. руб. Земледельцы получили право выбирать форму хозяйствования.

Очень сложно определить систему регулирующих воздействий государства аграрного сектора экономики в первые годы советской власти (этап военного коммунизма). Можно лишь вычленить его основные задачи: первое - привлечь крестьян "на свою сторону" либо исключить (уменьшить) их сопротивление; второе - немедленно во что бы ни стало увеличить количество необходимых для населения продуктов питания. Государственно-принудительное регулирование стало носить всеобщий характер.

Несколько позже, вслед за известными декретами ВЦИК и СНК "О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом" и "О размере продовольственного натурального налога на 1921-1922 гг." были приняты еще более радикальные постановления, касающиеся методов государственного воздействия на развитие аграрного сектора экономики.

Возрождаются ярмарки и биржи, создаются смешанные общества, разрешается организация частных предприятий. Создаются Государственный банк, Центральный сельскохозяйственный банк, которые сразу начали работать с крестьянами в плане выдачи кредитов. Возрождается кооперация, пусть полуогосударствленная, с некоторым нарушением принципов, но значительно повысившая темпы аграрного роста нэповского этапа советского периода развития российского аграрного сектора.

В среднем за 8 лет НЭПа рост валовой продукции сельского хозяйства составил 9,7 %, но в первые четыре года - 28,5 %, а в последние только 1,9 %. Уже к 1925 г. размер посевных площадей достиг довоенных показателей, а поголовье скота превысило этот уровень. Улучшению ситуации на селе способствовало также существенное снижение объемов заготовок. По зерну, к примеру, продналог стал ниже разверстки на 43,3 %, по масличным семенам - в 2 раза, по мясу - на 74 %, по маслу - на 36,1 %, по льноволокну - в 15 раз.

Своеобразная эксплуатация деревни ценовыми методами регулирования имела тенденцию к усилению. По расчетам известного русского ученого А.А. Барсова, коэффициент эквивалентности обмена между сельским хозяйством и промышленностью в 1928 г. составлял 2,06, т.е. за полученную несельскохозяйственную продукцию стоимостью 1 руб. аграрная сфера отдавала своей продукции на 2,06 руб.

Не изменилась ситуация в годы коллективизации. За 1928-1940 гг. рост товарного производства сельскохозяйственной продукции составил 70-90 %. При сохранении практически неизменной эквивалентности обмена (коэффициент чуть более двух) это означало увеличение абсолютного размера перераспределяемого из деревни прибавочного продукта. В 1940 г. он составил 3 679 млн. руб. против 1 874 млн. руб. в 1928 г. (условно в стоимостных ценах), т.е. увеличился на 80-100 %.

Истинные устои колхозов обозначились сразу: экономическое бесправие, выражавшееся в обязательных поставках продукции государству по произвольно установленным низким ценам; личное бесправие крестьян, лишенных паспортов и возможности выбора работы и места жительства; принудительный труд и его неполная оплата - были созданы в очень короткие сроки с применением насилия, репрессий, массовых арестов глав семейств, выселением.

Начались переход к сугубо административным методам государственного воздействия и новый этап советского периода развития агросферы - коллективизация, Отечественная война, восстановление разрушенного хозяйства.

В 1927-1928 гг. изменяется система государственных заготовок в сторону замены рыночной скупки продуктов мелкими партиями на контрактацию по договорам с кооперативами и крестьянскими хозяйствами.

В 1929 г. подавляющая масса продукции сельского хозяйства приобреталась государством уже без посредства частного капитала по твердым ценам. Кооперация сворачивается полностью. Ущерб, нанесенный коллективизацией, превосходит даже потери крестьян от мер военного коммунизма и Великой Отечественной войны.

Поголовье крупного рогатого скота с 1928 по 1934 г. снизилось в два раза, овец - на 69 %, лошадей - на 48 %. Однако (и в этом отличие) произошло не просто разрушение производительных сил деревни, были подорваны крестьянская этика и мораль, духовность, ей и гигантоманией сельскохозяйственного производства, ликвидацией "бесперспективных" деревень (с 1959 по 1989 г. количество сельских поселений в России сократилось с 294 до 153 тыс., или на 48 %), мерами регулирующего воздействия, направленными на "отмирание" личных подсобных хозяйств.

Однако его следует признать более прогрессивным, чем ранние этапы советского периода развития сельского хозяйства. Самое главное, что в 1958 г. вместо прежней сложной системы (обязательные поставки, контрактация, натуроплата за работы МТС) была введена единая система заготовок - государственные закупки. Вместе с увеличением закупочных цен это привело к подъему сельского хозяйства, который, как представляется, можно считать проявлением компенсационного роста, частично возместившего тот ущерб, который был нанесен отечественной агросфере в годы коллективизации и войны.

Уже на рубеже 1960-х гг. нарушения в ценовой политике, снижение эквивалентности обмена, удорожание промышленных товаров, продажа колхозам техники МТС по высоким ценам вновь привели к резкому спаду экономического роста на селе. Отрасль развивалась экстенсивно.

Сельское хозяйство вступило в последний этап советского периода развития - этап господства экстенсивного типа развития с элементами застоя и углубляющегося отставания от аграрных секторов развитых стран (1965-1991 гг.). Существенной характеристикой этого этапа государственного регулирования были попытки решения проблемы соизмеримости затрат и их результатов. Так, если в 1960-1961 гг. государственные закупочные цены не покрывали 35 % издержек по выращиванию крупного рогатого скота, то к 1980 г. этот разрыв сократился до 19,5 %, в 1985 г. после прошедшего в 1983 г. повышения закупочных цен он составлял лишь 7,5 %, а в следующие 3 года - только 3 %. Поддерживать стабильность ценовых пропорций в этих условиях было возможно только посредством вливания в сферу производства большого количества средств для компенсации реальных издержек.

В 1970-1990 гг. с помощью целой системы мер воздействия государства в аграрную сферу поступили значительные финансовые ресурсы. Преимущественное распространение получили методы прямого государственного регулирования: дотирование и субсидирование, реализуемые на практике при помощи таких инструментов, как дотации, ценовые надбавки, достигающие значительных размеров. За 1970-1990 гг. сельскохозяйственные и продовольственные ценовые субсидии, которые чаще называли дотациями, выросли в 8 раз, составив в фактических ценах 56,7 млрд. руб. К моменту распада Советского Союза они формировали основную часть цены важнейших продовольственных продуктов - до 74 % на

говядину, 60 - свинину, 79 - баранину, 61 - цельное молоко, 72 - масло, 20 % - хлеб.

Таким образом, в 1970-1980 гг. прошлого столетия в СССР/РСФСР была создана мощная система государственного регулирования аграрного сектора, работающая практически по всем известным направления воздействия государства на его развитие. Это была "золотая" эра в плане количественных показателей поддержки аграрной отрасли страны (кстати, вполне сопоставимая с современным уровнем поддержки села в развитых странах Запада). Проблема заключается в том, что эта система была крайне неэффективной. Был нарушен баланс между регулированием и интересом. Причем деревня скудела молодыми, умными и трезвыми людьми. Сельское хозяйство стало затратным, не нацеленным на интересы человека, темпы роста в отрасли снижались.

Наметились признаки нового аграрного кризиса, в стране усиливался дефицит сельскохозяйственных продуктов. Предпринимаемые попытки улучшить ситуацию (Продовольственная программа 1982 г., дифференцированные надбавки к ценам 1988 г., договорное регулирование исполнения государственного заказа, реформирование затратной системы хозяйствования), но изменения не принесли желаемых результатов. Высокие затраты на аграрный сектор не сопровождались должной отдачей, снижались фондоотдача и соответственно эффективность капвложений.

Следует согласиться с мнением ученых, которые определяют ситуацию в сельском хозяйстве России 1990-х г. как катастрофу - экономическую, социальную и духовную.

Основные ее черты характеризуют некоторые факты. За десять лет реформ почти на 30 млн. га, или на четверть, сократились посевные площади, более чем на 50 % - поголовье скота и птицы. Поголовье КРС снизилось вдвое (до уровня 1913 г.), свиней - на 37,4 % (уровень 1952 г.), овец и коз - в 4 раза.

Производство валовой продукции сельского хозяйства к 2000 г. уменьшилось на 37,2 % . Капитальные вложения в АПК (в сопоставимых ценах) уменьшились в 20 раз, объемы мелиоративных работ - в 30.

Следует констатировать, что полученные к началу нового тысячелетия негативные результаты послужили основными причинами глубокой деградации отечественного аграрного производства и, как следствие, потери продовольственной безопасности страны.

Основными итогами аграрных преобразований стали радикальное изменение организационно-экономических, финансовых и правовых условий хозяйствования, переход от планово-распорядительной к рыночной экономике. Главными причинами кризисного положения являются: неверно избранная модель аграрного реформирования, поспешно проведенная приватизация, нанесшая сокрушительный удар по основным фондам производства; практическое устранение государства от выполнения важнейших регулирующих функций в области развития сельского хозяйства, прежде всего ценового регулирования.

Глава 2. Анализ государственного регулирования сельского хозяйства в Новосибирской области

.1 Анализ состояние сельского хозяйства в Новосибирской области

В последние годы Новосибирская область сделала серьезный рывок в развитии АПК и стабильно занимает лидирующие позиции среди регионов Сибири в сельскохозяйственной сфере. Успехи села сегодня являются важной составляющей укрепления экономики региона. Благодаря продуманной государственной политике областных властей по поддержке сельхозпроизводителей в агропромышленном комплексе произошло немало позитивных перемен. Кардинально обновился технический парк сельхозпредприятий, строятся новые животноводческие комплексы, внедряются новые технологии в растениеводстве и переработке сельскохозяйственной продукции. В результате - растут урожаи, увеличиваются надои.

Тружениками села достигаются новые рекорды - не только на уровне региона, но и на уровне России. Получать в сибирских условиях под 50 центнеров с гектара пшеницы или надаивать за 10 тысяч килограммов молока - это многого стоит! "Для того чтобы сегодня получить эффективно работающее сельскохозяйственное предприятие, необходимо оптимально, с учетом климатических условий выбирать тип производства, капитальных вложений и технологию содержания, - подчеркнул на выездном рабочем совещании, проходившем в селе Медведское Черепановского района, губернатор Новосибирской области Василий Юрченко. - Нужно использовать опыт успешных хозяйств. В свою очередь, правительство региона будет оказывать поддержку таким предприятиям".

Новосибирская область ежегодно получает три миллиона тонн зерна, за исключением нынешнего аномального по погодным условиям года. И продает за пределы области 1,5 миллиона тонн зерна, 40 процентов молока и 50 процентов яиц. Нашей продовольственной безопасности ничего не грозит.

Безусловно, большую роль в достижениях АПК последних лет сыграла реализация областной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Она наметила основные точки роста в АПК, определив, что основными целями на данный период являются устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения; повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства; сохранение и воспроизводство используемых земельных и других природных ресурсов.

Анализу итогов реализации региональной программы развития АПК будут посвящены материалы нашего раздела "Село: горизонты развития".

В Новосибирской области в сфере АПК реализуются также целевые программы, финансируемые федеральным и областным бюджетами. Это программы технического переоснащения сельскохозяйственного производства, по развитию молочного и мясного скотоводства, по строительству животноводческих комплексов и другие.

По словам министра сельского хозяйства, в 2012 году средства государственной поддержки сельскохозяйственного производства в связи со сложными природно-климатическими условиями в регионе направлялись в опережающем объеме. Основными направлениями государственной поддержки стали реализация мероприятий программы по развитию мясного и молочного скотоводства, приобретению минеральных удобрений и элитных семян, агрострахование и другие. Общий объем государственной поддержки сельскохозяйственному производству Новосибирской области из регионального и федерального бюджетов с начала 2012 года составил два миллиарда 565 миллионов рублей, что на 384 миллиона больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Примечательно, что ежегодно увеличивается объем инвестиций на развитие сельского хозяйства региона. По информации министерства сельского хозяйства Новосибирской области, в 2010 году объем инвестиций в агропромышленный комплекс составил семь миллиардов рублей, в 2011 году - 11 миллиардов рублей и в 2012-м - уже 14 миллиардов рублей. "Инвестиции в АПК в размере 14 млрд рублей - достаточно серьезная цифра, - передает пресс-служба слова губернатора Василия Юрченко. - Сегодня мы ставим задачу увеличить общий объем инвестиций в экономику региона, улучшить качество жизни, сделать экономику более масштабной".

В настоящее время в области реализуется 38 инвестиционных проектов - строятся новые животноводческие комплексы, тепличные комбинаты, перерабатывающие предприятия. В 18 районах строятся или реконструируются 27 животноводческих комплексов. О конкретных удачных инвестиционных проектах, реализуемых в сельском хозяйстве, мы расскажем под рубрикой "Село: горизонты развития".

Планируются материалы не только о предприятиях-лидерах, передовом опыте, но и об основных проблемах АПК. К примеру, о страховании посевов, получении кредитных ресурсов в коммерческих банках и возникающих при этом рисках, проблеме долгосрочного планирования сельскохозяйственной деятельности. До сих пор многие хозяйства каждый год решают, что им сеять, сколько, где реализовывать выращенную продукцию и не знают, какая будет на нее цена в зависимости от конъюнктуры рынка, климатических прогнозов.

В настоящее время целевые областные программы разрабатываются правительством. Часть из них рассматривает наш комитет. Конечно же, для нас важен момент законотворческой деятельности. Так, нами был принят Закон "О государственной поддержке сельского хозяйства Новосибирской области", благодаря которому проведено техническое перевооружение села.

Сейчас применяется новый подход к целевому использованию бюджетных средств. Бюджет формируется по программному принципу. У нас действовало несколько областных ведомственных целевых программ, реализация которых заканчивается в 2012 году. К примеру, таких как развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока; развитие мясного скотоводства; строительство животноводческих комплексов; государственная поддержка развития товарного рыбоводства; повышение качества противопожарной охраны в целях защиты природных ресурсов; развитие природоохранной деятельности Новосибирской области, развитие садоводства и огородничества и другие.

И средства бюджета направляются на эти программы. Главные направления определяет правительство Новосибирской области, мы же в рамках контроля использования бюджета можем заслушать кого-то или провести проверку контрольно-счетной палаты, насколько эффективно используются выделенные средства, все ли они дошли по назначению.

Мы будем в ближайшее время на сессии принимать в первом чтении бюджет на 2013 год, сейчас в Заксобрании проходят слушания по нему. Государственная программа развития сельского хозяйства разрабатывается Правительством РФ, и по ней спускаются деньги. Выделяется порядка 150 миллиардов рублей на всю Россию. Есть еще вопросы софинансирования, и мы выделяем на развитие АПК также средства из бюджета области, которые добавляются к федеральным деньгам. Конечно же, при формировании бюджета на будущий год мы будем учитывать неблагоприятную обстановку нынешнего года в связи с засухой и настаивать на увеличении финансирования селу. В частности, необходимы будут средства на приобретение элитных семян, чтобы не получить ущерба в растениеводстве. Над этими вопросами сегодня работают и члены нашего комитета, и правительство области.

В последние годы динамично увеличивается объем средств, выделяемых на поддержку сельскохозяйственного производства, социальной сферы. Серьезный импульс развитию сельскохозяйственной отрасли был придан реализацией приоритетного национального проекта "Развитие АПК" и принятием Закона "О поддержке сельскохозяйственного производства в Новосибирской области". Конечно же, большую роль сыграла и реализация федеральных и региональных целевых программ развития сельского хозяйства - по растениеводству, животноводству.

Эти позитивные изменения привели к тому, что произошло значительное техническое переоснащение сельскохозяйственных предприятий области - в хозяйствах появились современные тракторы, новые комбайны, почвообрабатывающая и посевная техника. На качественно новый уровень выведено применение удобрений, средств химической обработки посевов. Поля стали чище. В сельском хозяйстве появились так называемые точки роста - в производстве зерна, продукции животноводства. Это все положительные перемены в АПК. Если не брать нынешний аномальный по погодным условиям год, то последнее десятилетие можно назвать десятилетием стабильных результатов. В растениеводстве урожайность была на стабильно высоком уровне. Выросли надои. И сегодня надои выше трех - пяти тысяч в хозяйствах уже не считаются большой редкостью. Это достижение. Сегодня применяются совершенно новые технологии в содержании, кормлении животных, организации производственного процесса, переработке молочной и мясной продукции.

2.2 Проблемы и перспективы государственного регулирования сельского хозяйства в Новосибирской области

Важное условие организации эффективного сельскохозяйственного производства - оптимальное формирование и рациональное использование материально - технической базы сельского хозяйства. Она многогранна и имеет натурально - и стоимостный состав. По своему натурально - составу материально - техническая база включает средства и предметы труда (машины, оборудование и другие технические средства, производственные сооружения, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, и т.д.).

В процессе её функционирования используются естественные ресурсы. Все элементы материально - технической базы объединяются в те или иные технологические процессы посредством определенных форм организации производства.

Экономическое обоснование форм, методов и механизмов улучшения технического состояния сельского хозяйства является важнейшей народнохозяйственной проблемой. В системе производственных сил техническая база является составной частью для производства материальных жизнеобеспечивающих благ. Поэтому от уровня состояния, размера, структуры, морального и физического состояния технических ресурсов зависит возможность государства в обеспечении населения промышленными товарами и продуктами питания собственного производства.

Вопросы бюджетной поддержки сельского хозяйства России её регионов после вступления в ВТО приобрели особую актуальность, как с позиции ограничения общего объема, так и с позиции изменения направлений субсидирования. С вступлением России в ВТО выстраивать систему государственной поддержки аграрного сектора необходимо с учетом международных требований. Дальнейший рост государственной поддержки сельского хозяйства с вступлением России в ВТО связан с изменением её структуры, появлением новых направлений субсидирования.

Материально-техническая база сельскохозяйственных предприятий России по состоянию на 1 октября 2011 года в сельском хозяйстве России включала в себя 495,6 тыс. тракторов, 137,4 тыс. зерноуборочных и 28,3 тыс. коромоуборочных комбайнов, 4,4 тыс. свеклоуборочных машин, 223,4 тыс. сеялок, 179,2 тыс. культиваторов.

По данным региональных органов АПК, за первое полугодие 2011 г. В целом по Российской Федерации сельскохозяйственными товаропроизводителями приобретено 10,5 тыс. тракторов, 2,4 тыс. зерноуборочных и 0,8 тыс. кормоуборочных комбайнов, что соответственно на 37,22 и 18% больше, чем за аналогичный период 2010г. Приобретено также 4,2 тыс.ед. почвоперерабатывающей техники, 3,6 тыс. сеялок и посевных комплексов. При этом обновление парка устаревшей техники происходит за счёт приобретения более энергонасыщенной техники, что позволяет обеспечить выполнение необходимого объема сельскохозяйственных работ при меньших затратах материальных и трудовых ресурсов.

В Новосибирской области существенное воздействие на процесс обновления материально-технической базы сельского хозяйства оказывает ведомственная программа "Техническое переоснащение сельскохозяйственного производства Новосибирской области на 2008-2012 гг." в рамках которой хозяйствам компенсируют от 20 до 50% затрат на приобретение современной техники и оборудования с привязкой к развитию мясного и молочного скотоводства. С 2006 г. объемы приобретения сельскохозяйственными организациями новой техники ежегодно увеличиваются. Это позволило существенно улучшить качественную составляющую технической оснащённости хозяйств (табл. 1).

Таблица 1

Поступление основных видов техники в сельскохозяйственных организациях Новосибирской области

ПоказательГод2002200320042005200620072008200920102011Поступило тракторов, шт.1166914741163215501281970581641628в том числе новых, шт.189103783753187232115147286Поступило зерноуборочных комбайнов, шт.539402279583497550457278280277в том числе новых, шт.19713762684115719313395132Поступило кормоуборочных комбайнов, шт.13395751431181381136175103в том числе новых, шт.28182121164855262958Поступило жаток рядковых и валковых, шт.1291211852491661771511138574в том числе новых, шт.31225031227380422646

Покупка высокопроизводительной техники в совокупности с совершенствованием технологии возделывания сельскохозяйственных культур позволяет делать продукцию менее энергоемкой и выполнять технологические операции меньшим количеством техники. Объем производства продукции сельского хозяйства в Новосибирской области в расчете на 100 л.с. с 2001 по 2011 г. возрос почти в 4,6 раза (табл. 2).

Таблица 2

Эффективность использования сельскохозяйственной техники в Новосибирской области

ПоказательГод2011 г. к 2001, %200120072008200920102011Трактористы-машинисты, чел185479944942492027537697237,6Среднегодовое число основных видов сельхозтехники (тракторы, зерно- и кормоуборочные комбайны) в расчете на одного тракториста-машиниста, шт.1,511,801,781,782,012,1139,1Энергетические мощности, тыс.л.с.53743735367435733434333762,1Энерговооруженность, л.с/чел54,467,473,272,975,668,7126,3Энергетические мощности на 100 га пашни, л.с.179,2145,7146,2146,4142.1137,876,9Произведено продукции на 100 л.с., тыс. руб.171,6401,5541,4579,8732,6792,5461,8Прибыль (убыток) на 100 л.с., тыс. руб.24,864,410264,488112,2452,4

Задача государственного регулирования сельского хозяйства состоит в том, чтобы при нарушении равновесия на рынке помогать отрасли его восстанавливать. Меры господдержки позволяют одновременно решать несколько системных задач, то есть инвестирование бюджетных средств в сельское хозяйство должно обеспечить мультипликативный эффект во всем народнохозяйственном комплексе. Помимо растениеводства и животноводства они стимулируют совершенствование агротехники, увеличение производства удобрений, ветеринарных препаратов, семян, посадочного материала, корма.

Меры государственной поддержки и регулирования в широком смысле опираются на систему, включающую ценовую, тарифно-таможенную, кредитную, страховую, бюджетную и другие составляющие. В случае оптимального сочетания эти инструменты порождают синергетический эффект в сельскохозяйственной отрасли.

В рамках бюджетной политики регулирование сельского хозяйства осуществляется через расходы бюджета-субсидии, дотации, целевые программы, а также бюджетные доходы, главным образом посредством снижения налогового бремени для сельхозтоваропроизводителей.

Расходование бюджетных средств на сельское хозяйство определяется главным образом государственной программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья, и продовольствия на 2008-2012 годы". Согласно данным Министерства сельского хозяйства РФ за 4 года реализации Госпрограммы темпы производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий составили 121,7% (при плане 116,9). При этом эффективность её реализации остаётся низкой. На 01.01.2011 из 9 агрегированных показателей 6 не достигли запланированного уровня, из 49 целевых индикаторов - 22. К примеру, коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники был ниже планового уровня в течение всего периода реализации программы (табл. 3).

Таблица 3

Коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники в рамках реализации государственной программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы"

Показатель2009 г.2010 г.2011 г.планфактОтклонение, (+/-)планфактОтклонение, (+/-)планфактОтклонение, (+/-)Тракторы6,63,8-2,882,3-5,79,22,6-6,6Комбайны: - зерноуборочные - кормоуборочные8,6 12,85,9 7,2-2,7 -5,610,4 12,43,5 4,1-6,9 -8,311,5 12,05,2 5,3-6,3 -6,7

В государственной программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья, и продовольствия на 2013-2020 годы", одним из основных элементов инновационного развития АПК стала подпрограмма "Техническая модернизация, инновационное развитие". Она предусматривает повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет технической и технологической модернизации хозяйств, создания благоприятной экономической среды, способствующей инновационному развитию и привлечению инвестиций в отрасль.

Основные мероприятия подпрограммы:

обновление парка сельскохозяйственной техники;

энергосбережение и повышение энергетической эффективности в сельскохозяйственном производстве;

модернизация машиностроительных станций;

развитие системы сельскохозяйственного консультирования в субъектах РФ и муниципальных образованиях;

создание и развитие инновационных центров.

Возможности экономического роста малых предприятий в значительной степени определяются доступом к источникам инвестиционного кредитования. Учитывая специфику малых предприятий как субъектов кредитного рынка и сложившуюся в России экономическую ситуацию, можно утверждать, что для них наиболее перспективная форма кредитования инвестиций - лизинг, особенно в долгосрочной форме.

Основные преимущества лизинга как способа финансирования инвестиций состоят в следующем:

Возможность привлечения больших объемов инвестиций, чем позволяют наличные накопления;

Относительная доступность по сравнению с другими источниками кредитных ресурсов;

Отсутствие необходимости предоставлять дополнительные гарантии (залог, иные формы обеспечения) как при получении кредита;

Приобретение оборудования, предоставляемого на условиях лизинга, по оптимальным рыночным ценам и лучшего качества;

Снижение транзакционных издержек предприятия;

Гибкий график лизинговых платежей;

Арендные платежи производятся после установки, наладки и пуска оборудования;

Ограничивается привлечение заемного капитала;

Лизинговые соглашения могут предусматривать обязательства арендодателя произвести ремонт и технологическое обслуживание оборудования.

Сегодня активно реализуется "Программа обновления парка сельскохозяйственной техники (на период 2012-2014 годы)" в рамках которой выделяются значительные средства из федерального бюджета на обновление парка сельскохозяйственной техники, что способствует ускорению процесса технического переоснащения отрасли.

Только в Новосибирской области по договорам лизинга в 2012 году планируется поставка сельскохозяйственной техники общей стоимостью 254 млн. руб. Также, ООО "Сибагролизинг" совместно с Министерством сельского хозяйства Новосибирской области направляло письмо в ОАО "Росагролизинг" с просьбой дать дополнительную квоту ещё на 100 млн. руб.

Реализация программы позволит увеличить количество современной техники приобретаемой сельскохозяйственными организациями на более выгодных условиях, нежели использование заёмных средств.

Сравнительный анализ затрат сельскохозяйственной организации при покупке трактора К744 Р3 проводился на примере использования кредитных средств и по договору лизинга.

Для проведения расчётов использовалась кредитная схема "10/90" предлагаемая ОАО "Россельхозбанк" с периодом погашения 5 лет и отсрочкой основного платежа.

Таблица 4

Затраты сельскохозяйственной организации при покупке трактора К744 Р3 с использованием кредитных средств

ПоказательРуб.Заводская стоимость техники для ООО "Агроснабтехсервис"5650000Цена реализации техники с учётом наценки и НДС6450000Собственные средства организации645000Сумма кредита5805000Проценты по кредиту, подлежащие оплате в течение 5 лет2320522Комиссия за выдачу46440Страховка на 5 лет225750Итого затрат на покупку техники9042712Субсидия 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ849311Всего затрат с учётом субсидирования процентной ставки8193401Компенсация 50% затрат на покупку затрат в рамках ведомственной программы "Техническое переоснащение сельскохозяйственного производства Новосибирской области на 2008-2012 гг."2733051Всего затрат с учетом всех компенсации5460350

Покупка техники у компании ООО "Агроснабтехсервис" с привлечением кредитных средств приводит к её удорожанию относительно заводской цены 5650 тыс. руб. на 45%.

Таблица 5

Затраты сельскохозяйственной организации при покупке трактора К744 Р3 в лизинг

ПоказательРуб.Заводская стоимость техники для ОАО "Росагролизинг"6002000Лизинговая стоимость техники для сельскохозяйственных организаций (на 7 лет) с НДС7121463Договор услуг переработка180073Всего затрат на покупку техники7301536Компенсация 50% затрат на покупку техники в рамках ведомственной программы "Техническое переоснащение сельскохозяйственного производства Новосибирской области на 2008-2012 гг."3017569Всего затрат с учетом компенсации4283967

Покупка той же техники в лизинг с периодом погашения задолженности 7 лет позволяет сельскохозяйственной организации тратить на 891,9 тыс. руб. меньше, что весьма существенно в условиях ограниченности ресурсов.

С учётом компенсации 50% затрат на покупку техники, предоставляемой сельскохозяйственным организациям Новосибирской области из областного бюджета, общая сумма экономии при использовании лизинга составит 1176,4 тыс. руб.

Инвестиционная проблема актуальна для аграрной экономики не только на ближайшие годы, но и на перспективу: такой капиталоемкий сектор, как агропромышленный, не может успешно функционировать и интенсивно развиваться при отсутствии необходимых для этого условий - высоких темпов и значительных масштабов накопления капитала.

Направление долговременных инвестиций в аграрный сектор должно быть обусловлено рыночной конъюнктурой и учитывать риски, возникающие при принятии решений об инвестировании. При этом, финансово-кредитная система должна иметь адекватный механизм по наиболее эффективному использованию инвестиционных ресурсов. Одно из главных мест в этом механизме должно занимать государство. Это связано с тем, что финансово-кредитная политика государства в сельском хозяйстве призвана стимулировать повышение эффективности производства, структурную перестройку и адаптацию товаропроизводителей к деятельности в новой рыночной среде, развитие инфраструктуры рынка, поддерживать стратегически важные производства и объекты, создавать условия для нормальной конкуренции на внешнем и внутреннем рынках. Для укрепления материально-технической базы сельского хозяйства края необходимо формирование реальных источников финансирования, как за счет федерального и местного бюджетов, так и за счет торговых и коммерческих предприятий. Необходимо объединить возможности бюджета с возможностями крупнейших коммерческих структур (инвестиционных фондов и компаний, коммерческих банков, страховых фондов) с целью снижения финансового риска для инвесторов.

Заключение

Государственное управление осуществляется не только исполнительно-распорядительными органами, но и законодательной и судебной властью. Государственное управление - общее понятие, поскольку государство как политическая организация общества призвано оптимально управлять всеми социально-экономическими процессами, в том числе и аграрным сектором экономики как наиболее социально значимой, отвечающей публичным интересам современного российского общества отрасли.

Система государственного воздействия на развитие аграрного сектора России изначально (с момента зарождения) не базировалась на положении о приоритетности развития сельского хозяйства страны и об уважении к крестьянскому труду. Это своеобразным образом запрограммировало отставание его социально-экономического развития на длительную перспективу; заложило основы отношения власти, государства в целом к крестьянству как к второстепенному классу; оказало значительное влияние на становление менталитета сельского населения, позволявшего долгие годы применять к нему методы внеэкономического принуждения и прямого давления.

В России государственная поддержка характеризуется рассредоточением ресурсов и мероприятий по отдельным сельскохозяйственным товаропроизводителям. Кроме того, государственные программы характеризуются обобщенностью, всеохватностью, многоцелевым характером, что не позволяет по окончании срока действия видеть достигнутые результаты.

формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства, способствующего продовольственной безопасности страны, обеспечивающего интеграцию в мировое сельскохозяйственное производство и рынки продовольствия;

повышение качества жизни сельского населения, развитие социальной инфраструктуры села;

производство экологически чистых продуктов питания и сохранение природных ресурсов для аграрного производства на основе повышения его технологического уровня и внедрения ресурсосберегающих и экологически чистых технологий.

Реализация указанных задач может вывести институт государственной поддержки аграрного сектора на качественно новый, более эффективный уровень.

Список литературы

1.Агафонова О.В. Перспективы инвестирования сельского хозяйства // Молодежь Сибири - науке России: материалы Междунар. науч.-практ. конф.; НОУ Сиб. ин-т бизнеса, управления и психологии.-Красноярск, 2010. - Ч.1. - С. 12-17.

2.Братцев В. Госрегулирование сельского хозяйства России / АПК: экономика, управление, 2012. - №6. - с. 45-52.

.Вавилова Е. В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2009.-160 с.

.Матвеев Д. М. Роль государственной поддержки в обновлении материально-технической базы сельского хозяйства [Текст] / Д. М. Матвеев, Ю. Ю. Макарова // Молодой ученый. - 2012. - №12. - С. 236-240.

.Региональная экономика: Учебник для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008.- 472 с.

.Руфф О.С. Развитие государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств (на материалах Новосибирской области): автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Руфф Ольга Сергеевна;[Место защиты: Новосибирском государственном аграрном университете].- Новосибирск, 2012.- 27 с.

.Рыбаков Ю. И. Определение направлений и объемов государственных воздействий на сельскохозяйственное производство : (на примере Новосибирской области) : монография/ Ю. И. Рыбаков; Новосиб. гос. аграр. унт. -Новосибирск: [НГАУ], 2011. -255 с.: ил.; 20 см +Прил. с. 203-253

.Санду И.С., Рыженкова Н.Е. Инновационное развитие сельского хозяйства до 2020 г. / АПК: экономика, управление, 2012. - №2. - с. 11-13.

.Стадник А.Т., Матвеев Д.М., Крохта М.Г., Холодов П.П. Совершенствование форм взаимодействия участников рынка сельскохозяйственной техники / Молодой учёный, 2012. - №7 (42). - с. 126-128.

.Стадник А., Матвеев Д., Крохта М., Холодов П. Техническое и технологическое переоснащение сельского хозяйства необходимо / АПК: экономика, управление, 2012. - №5. - с. 68-69.

.Ушачев И.Г. Агропромышленный комплекс в январе-сентябре 2011г. (экономический обзор) / АПК: экономика, управление, 2011. - №12. -. 53-59.

.Файзуллин Г.Г. Государственное и муниципальное управление сельским хозяйством в Российской Федерации: теоретические правовые проблемы и пути их решения: Монография. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. - 364 стр.

.Шелковников С.А. Государственное регулирование сельскохозяйственного производства (На примере Новосибирской области) : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 : Новосибирск, 2003 186 c. РГБ ОД, 61:04-8/1390

Похожие работы на - Государственное регулирование сельского хозяйства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!