Государственное регулирование рынка труда

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,12 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственное регулирование рынка труда

Содержание

Введение

Глава 1. Содержание процесса управления

Глава 2. Государственная политика в области труда и занятости

Глава 3. Проблема безработицы

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Перед государственной властью встают неотложные задачи по продолжению реформ, поддержке регионов, борьбе с преступностью, активизации внешней политики, духовному развитию общества. Важно сконцентрировать политическую волю и ресурсы на ключевых направлениях, чтобы нейтрализовать стихийные процессы и добиться перелома к лучшему.

Экономика нуждается в эффективном государственном регулировании, свободном от крайностей прежней государственно-директивной системы и «чистого» абсолютно независимого от государства рынка; в поддержке государства производителя на внутреннем и внешнем рынках, соблюдении общегосударственной финансовой дисциплины. Эффективные экспортнона-правленные производства занимают не более 10%, их поддержка, в том числе инвестициями, не обременительна для бюджета. Увеличение инвестиций отечественными предпринимателями послужит сигналом для активизации вложений иностранным капиталом.

Государство должно способствовать утверждению цивилизованных отношений между деловым миром, обществом и властными структурами. Для этого приемлемы методы как регулирования, так и прямого директивного наведения порядка в государственном секторе.

Коренные изменения ждут бюджетную политику, ее целью становятся инвестиции в человека, его физическое и нравственное здоровье. Культуре, науке, образованию не выжить без поддержки государства. Государственные программы не должны приниматься к исполнению, если вызывают снижение основных показателей уровня жизни.

Государственность была и остается основной, фундаментальной ценностью гражданина России. С твердой, прочной государственной властью он связывает надежды на защиту жизни, здоровья, свободы, достоинства, конституционного строя, целостности, безопасности границ, справедливости в сфере имущественных отношений, от преступности и коррупции.

Цель работы - исследование государственного регулирования рынка труда.

Задачи:

) раскрыть содержание процесса управления;

) изучить государственную политику в области труда и занятости;

) рассмотреть проблему безработицы.

Глава 1. Содержание процесса управления

Государство выполняет разнообразные функции и все они в той или иной степени связаны с управлением, реализуются через систему и аппарат управления. Функция управления включает фактически все функции государства, поэтому функции государства и функции государственного управления являются тождественными понятиями.

Многие функции государства независимы от его природы (защита от внешних угроз, принуждение и т.д.). Для ряда других функций государственного управления основой выступает социальная сущность государства, его целевые ориентиры. Они определяют количественный состав функций, их содержание и назначение. Эта взаимосвязь целого и зависимых от него величин. Изменяются цели государства, система и функции управления, одни функции становятся ненужными, потребность в других появляется, третьи - остаются неизменными по форме, но наполняются новым содержанием. Главными функциями государства остаются хозяйственно-организаторская и культурно-воспитательная.

Процесс управления не прямолинеен и не одномоментен, на систему воздействует масса актов с различными целями, принципами, программами, поэтому функции управления можно разложить на множество подфункций, каждая из которых представляет собой форму воздействия на систему, т.е. рычаг управления. Основу функций управления составляют постановка целей (задач), организация дела, планирование, регулирование, контроль за исполнением и др. Создаются структуры соподчиненности, которые координируют, согласовывают действия всех подразделений, оформляют принятые решения в нормативные акты, приказы, инструкции. Все это завершается контролем на основе информации, отчетности.

В специфических условиях России конца XX в. на первое место выдвигается функция реформирования общества. К реформам относятся имеющие системный, структурный и политический характер изменения, осуществляемые в рамках государственной политики на основе законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ.

Временные рамки реформирования определяются сроком перехода от плановой экономики к рыночной. Он завершается достижением финансовой стабилизации. После этого экономика развивается на рыночной основе и государство от реформирования переходит к регулированию для ускорения экономического роста. Хотя задачи регулирования отличны от задач реформирования, оно тоже не обходится без нововведений и принципиальных изменений.

В результате реформ общество становится открытым, утверждается частный сектор, предприятия вынуждаются подчиняться рыночной дисциплине, монополия государства ослабевает и государственное управление перемещается на макроуровень.

Сложность российских реформ состоит в том, что не существует ни теории, ни практического опыта (достаточно продолжительного и убедительного) перестройки общества, основанного на государственной собственности, в общество с частной собственностью на средства производства и свободой предпринимательства. Имеющиеся научные школы исследуют роль государственного управления в сложившихся рыночных условиях и в регулировании экономики.

Ошибочно функции государства, присущие рыночной экономике, распространять на переходный период, когда рынок еще нужно создать.

Для условий перехода к экономической демократии от централизованной системы управления, т.е. когда рынка в общепринятом смысле этого понятия еще нет, можно достоверно утверждать лишь то, что роль государства в России возрастает, хотя бы потому, что долго остаются неясными социально-экономические перспективы и осложняется международное и геополитическое положение страны.

Мировой опыт учит, что страны, желающие догнать развитые страны, нуждаются в более сильном государственном управлении. Именно оно обеспечило в короткие сроки вхождение СССР в состав не только мировых держав, но и сверхдержав. Без сохранения за государством значительной доли собственности, без индикативного планирования, без стимулирования государством совокупного спроса невозможно не только догнать развитые страны Запада и Востока, но и восстановить экономику. Государство способно проводить самые что ни на есть либеральные реформы, но все зависит от того, как оно это делает.

Поэтому в процесс реформирования вносятся коррективы в целях повышения эффективности государственного регулирования. Они предполагают:

-усиление контроля за монополиями, развитие конкуренции, поддержку малого бизнеса;

-повышение инвестиционной активности, ускорение структурных преобразований, развитие АПК;

переход к приватизации по индивидуальным проектам с учетом возможностей привлечения инвестиций для развития предприятия;

обеспечение интересов государства в акционерных обществах, имеющих в уставных капиталах долю государства.

Повышение эффективности государственного регулирования требует активизации всех функций управления, особенно прогнозирования, планирования, контроля.

Социально-экономическое прогнозирование является способом предвидения, получения представления о будущем, обусловленного закономерностями общественного развития и действием факторов в прогнозируемом периоде. По существу это научное исследование перспектив развития. Будущее во многом становится предсказуемым, если правильно учитывать тенденции научно-технического прогресса и другие условия.

Прогноз не определяет цели, достижение которых желательно, и параметры развития с достаточной точностью, а намечает вероятные и возможные результаты и условия, при которых они могут быть достигнуты; раскрывает картину будущего, положительные и отрицательные тенденции, альтернативы, противоречия и меры по их разрешению.

Прогнозирование законодательно определено в качестве функции государственного управления. Под государственным прогнозированием понимается система научно-обоснованных представлений о направлениях развития, основанных на законах рыночного хозяйствования. Оно базируется на демографических, экологических, научно-технических, внешнеэкономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других прогнозах общественно значимых сфер деятельности.

Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» предусмотрено внесение Правительством РФ на рассмотрение Федерального Собрания ряда документов, составляющих основу государственного управления. Среди них прогнозы социально-экономического развития на предстоящий год, федеральные целевые программы, федеральный бюджет, основные направления бюджетной и налоговой политики и др.

Правительство установило порядок разработки прогноза ………. программы социально-экономического развития РФ (среднесрочный прогноз и среднесрочная программа), концепции социально-экономического развития РФ (долгосрочный прогноз), а также прогноза социально-экономического развития на очередной год. Определен состав организаций, участвующих в разработке этих документов, среди них функциональные министерства и ведомства, федеральные и региональные органы исполнительной власти, научные учреждения.

Минэкономики России с участием других федеральных органов исполнительной власти РФ в соответствии с Программой Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики» разрабатывает сценарные условия функционирования экономики страны (оценка основных показателей, целевые параметры, основные решения и меры по стабилизации по направлениям государственной политики). Минфин России совместно с Минэкономики России и Центральным Банком РФ представляет предложения по направлениям бюджетной политики.

Послеодобрения Правительством условий и направлений бюджетной политики Минэкономики России доводит их до сведения органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, а Минфин России обеспечивает составление заявок федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ на финансирование из федерального бюджета.

Госкомстат России обеспечивает органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ информацией, необходимой для разработки прогнозов и проектов бюджетов. Центральный Банк РФ представляет информацию в Минфин России о кассовом исполнении федерального бюджета за истекший год и отчетный платежный баланс в Правительство РФ.

Органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ разрабатывают:

предварительные варианты прогнозов развития отраслевой экономики и регионов по основным показателям;

планы развития государственного сектора, получения и использования доходов от распоряжения госимуществом.

Федеральные министерства и ведомства при подготовке прогнозов социально-экономического развития РФ и проектов федерального бюджета рассматривают и учитывают предложения администраций субъектов РФ по объемам поставок продукции для федеральных государственных и других нужд; по финансированию инвестиционных проектов, в том числе предоставляемых Правительству РФ иностранных кредитов.

Соответствующие федеральные органы представляют прогнозы формирования и расходования средств государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов, развития рынка ценных бумаг, банкротств предприятий, взаимного экономического сотрудничества в рамках СНГ, платежного баланса.

Органы исполнительной власти субъектов РФ представляют федеральным органам, являющимся государственными заказчиками федеральных целевых программ, предложения по их реализации на территории субъектов РФ. Органы исполнительной власти РФ, субъектов РФ и другие государственные заказчики федеральных программ представляют заявки на финансирование федеральных целевых программ, поставки продукции для федеральных государственных нужд, а также расчеты предельных объемов бюджетного финансирования отраслей экономики и регионов с учетом прогнозируемых индексов-дефляторов и других макроэкономических показателей.

Прогнозирование применяется в сферах, где планирование нецелесообразно или невозможно, но оно ни в коем случае не может заменить планирование. Искаженное представление о задачах планирования (все заранее расписать и требовать принудительного исполнения) постепенно преодолевается. Оно сводится к определению общих целей и путей их достижения, обеспечению сбалансированности на основе отраслевой взаимной увязки инвестиций.

Прежняя система отличалась стабильностью, события неизменно повторялись из года в год, поэтому можно было планировать хозяйственные показатели методом от достигнутого, так как в устоявшемся режиме явление легко познается и проектируется на будущее. В настоящее время управление превращается в регулирование перемен. Однако сужение государственного сектора не упраздняет общенациональное планирование. В новых условиях воссоздается потребность в таком планировании, хотя и в несколько модифицированном виде. Около 70 ведущих компаний России производят почти 50% промышленной продукции, а на 200 предприятий и корпораций приходится более 60% промышленной продукции. Государство не имеет директивных взаимоотношений с производителями, но крупный капитал не менее заинтересован в сотрудничестве с государством, так как нуждается в помощи при продвижении продукции на мировой рынок, привлечении иностранных инвестиций и т.д. Это создает предпосылки для согласования намерений государства и лидеров экономики по перспективам развития и по тактике реформ в рамках индикативного планирования.

Эффективность индикативного планирования доказана мировым опытом, особенно таких стран, как Япония, Франция. С опорой на государственный сектор оно способно придать ускорение и российской экономике. На основе индикативного плана гармонизируются интересы государства и частного капитала, возможны инвестиционные соглашения по крупным, имеющим национальное значение проектам, реализуемым в системе среднесрочных и долгосрочных программ.

Большинство таких проектов невозможно реализовать только в рамках либеральной экономики. Для этого нужен еще план консолидированных действий государства и отечественного капитала.

Важную роль играют мобилизационные планы экономики Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований как элемент подготовки экономики, перевода организаций на работу в условиях военного времени. Они предусматривают создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных ценностей, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов, а также подготовку и организацию нормированного снабжения населения товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время.

Государство осуществляет контроль за соблюдением организациями, юридическими и должностными лицами, гражданами законодательства, общественного порядка, дисциплины, используя меры по предотвращению нарушений, выявлению их на ранней стадии, привлечению при необходимости виновных к ответственности, компенсации ущерба.

Контроль предполагает предварительное наделение правами, возложение ответственности, принятие обязательств. Различают контроль внутренний (силами внутриведомственных контрольных органов и руководителями) и внешний (уполномоченными на это органами власти).

Контролю подлежат все сферы и уровни деятельности, где в той или иной степени затрагиваются интересы государства, права и обязанности граждан. Не исключаются и органы власти.

В соответствии с законодательством государственные органы наделяются полномочиями по проведению проверок деятельности юридических и физических лиц. При этом определяется круг лиц, правомочных принимать решения по проверке основания для принятия таких решений, полномочия проверяющих, виды решений, принимаемых по итогам проверки, способы обжалования.

Приоритетное значение имеет контроль за использованием государственных средств и собственности. Частные предприятия контролируют сами себя (через доходность, прибыль или убыток). Вместе с тем на них в равной степени распространяется законодательство и они являются объектами государственного контроля.

Глава 2. Государственная политика в области труда и занятости

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен, не гарантируется и безусловное право на труд. Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. Гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, на защиту от безработицы, на профессиональную консультацию и ориентацию, повышение квалификации, на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Оплата не может быть ниже установленного законом минимального размера.

Важнейшей целью регулирования трудовых отношений является обеспечение социального партнерства под эгидой государства при соблюдении принципов добровольности, равноправия сторон, их экономической заинтересованности, ответственности за нарушение соглашений между социальными партнерами.

Средством достижения партнерства служит механизм коллективно-договорного регулирования на всех уровнях трудовых отношений. Функционируют двухсторонние и трехсторонние комиссии, обеспечивающие подготовку и заключение соглашений, служба по урегулированию коллективных трудовых споров.

Интересы трудящихся перед работодателями, руководителями предприятий защищают профсоюзы. Создан совет объединений работодателей. Его основной задачей является координация действий предпринимателей в сфере социально-трудовых отношений.

Правовым актом, устанавливающим общие принципы и условия согласованного проведения социально-экономической политики является Генеральное соглашение. Участниками Генерального соглашения являются три стороны: Правительство РФ, общероссийские объединения профсоюзов (иные уполномоченные работниками общероссийские представительные органы), работодатели (их объединения), которым делегированы права на ведение переговоров и заключение соглашений.

В заключении трехстороннего Генерального соглашения на 1996-1997 гг. со стороны работодателей участвовало 23 общероссийских объединения, а также 15 объединений отраслевого характера, в том числе Аграрный союз, концерн «Российский текстиль», компания «Росуголь» и т.д.

Содержание Генерального соглашения определяется Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений на основе предварительных консультаций между сторонами.

Генеральное соглашение регулирует социально-трудовые отношения на федеральном уровне, совместные действия сторон по их реализации. Оно признается сторонами обязательным для выполнения ими. Каждая сторона после подписания Генерального соглашения разрабатывает комплекс мер, необходимых для реализации принятых обязательств, и представляет их в секретариат Российской трехсторонней комиссии. В течение срока действия Генерального соглашения стороны принимают все зависящие от них меры по урегулированию трудовых конфликтов, возникающих в области социальных и экономических отношений.

В Генеральном соглашении на 1996-1997 гг. согласованными направлениями экономической политики признаны реформирование налоговой системы, усиление государственной кредитно-финансовой политики, формирование сбалансированного бюджета, преодоление неплатежей, поддержка отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках.

В области развития социального партнерства предусматривается соблюдение прав и гарантий профсоюзной деятельности, контроль за действием законодательства о труде, содействие заключению на местах соглашений и коллективных договоров. Намечается ратификация конвенций МОТ, касающихся основных вопросов социальной политики, регулирования трудовых отношений, социального партнерства.

В целях обеспечения реализации договоренностей Генерального соглашения Правительство РФ разрабатывает и утверждает план мероприятий. Ответственными исполнителями его являются федеральные органы власти. Информация о ходе выполнения плана ежеквартально представляется в Минтруд России, на которое возложен контроль за реализацией плана мероприятий. Минтруд России представляет информацию о выполнении плана в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.

Отраслевое (тарифное) соглашение выражает направления социально-экономического развития отрасли, оплату и условия труда, социальные гарантии, регулирует вопросы занятости работников отрасли (профессиональной группы). Содержание отраслевого соглашения определяется отраслевой комиссией, которая формируется на принципах паритетного и полномочного представительства сторон. Состав комиссии утверждается Министерством труда и социального развития Российской Федерации. Отраслевые соглашения со стороны Минтруда России подписываются министром или его заместителем, которому делегировано это право. Для урегулирования разногласий в ходе коллективных переговоров стороны используют примирительные процедуры.

Контроль за выполнением отраслевых соглашений осуществляется подписавшими их сторонами. Каждая из сторон разрабатывает комплекс необходимых мер для выполнения обязательств.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта РФ, территориальное соглашение - условия труда, социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно-территориального образования.

Кроме коллективных договоров и соглашений оплата, условия и охрана труда, занятость регулируются путем гарантирования минимальной оплаты, дифференциации налогообложения, установления уровней оплаты в государственном секторе экономики и социальной сферы и другими способами.

Лучшим средством социальной защиты человека является высокая оплата производительного труда. Однако за годы реформирования уровень реальной оплаты труда снизился более чем в два раза, доля ее в совокупных денежных доходах населения существенно уменьшилась. Возникла необоснованная дифференциация оплаты труда по предприятиям, отраслям, регионам. Соотношение заработной платы 10% наиболее и наименее оплачиваемых работников составляет 24:1. Основная оплата перестала выполнять воспроизводственную и стимулирующую функции и дополняется широким распространением вторичной занятости.

Установлено, что социальное партнерство гарантируется в обществе, если оплата труда занимает в ВВП 55-60%, в России этот показатель на уровне 30-35%, что поддерживает социальную напряженность в отношениях между трудом, капиталом и государством.

Поэтому государство усиливает свое влияние на отношения по поводу оплаты труда. В государственном секторе регулируется соотношение в оплате между категориями работников, отраслями, регионами с помощью тарифной системы, средств финансовой поддержки (трансферты) и других рычагов. Например, Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. «Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий» введен порядок установления оклада руководителя в кратном отношении к тарифной ставке первого разряда основного работника предприятия. Кратность определяется органом исполнительной власти. Установлено, что оплата труда в бюджетной сфере не должна опускаться ниже 80-85% средней заработной платы в промышленности. Вводится новый стандарт - минимальная часовая оплата труда, которая приближается к величине прожиточного минимума трудоспособного человека.

При наличии задолженности по оплате труда активы, в том числе ликвидные основные фонды и оборотные средства предприятия, продаются на аукционе, полученные средства направляются на погашение долгов по заработной плате. Работник имеет право на возмещение материального вреда, причиняемого задержкой выдачи начисленной заработной платы.

Государство содействует образованию хозяйствующими субъектами специальных целевых страховых фондов за счет части доходов на случай финансовых затруднений.

Более 40% работников предприятий трудятся на тяжелых и вредных работах, где устанавливаются различные льготы и компенсации за условия труда. Жизнь и здоровье людей подвергаются постоянной опасности в результате старения производственных фондов, аварий, пожаров, вредных выбросов. Поэтому повышается ответственность работодателей за улучшение условий и охрану труда. Они наказываются за необеспечение нормативного состояния условий и охраны труда и поощряются при существенном улучшении этих показателей на предприятии.

В целях обеспечения государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде создана Федеральная инспекция труда при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации. Ей подведомственны госинспекции труда субъектов РФ, районов и городов, отраслевые инспекции труда, вместе образующие единую систему надзора и контроля соблюдения законодательства о труде на предприятиях всех форм собственности.

Рострудинспекция контролирует соблюдение законодательства о труде, охране труда, возмещении вреда, причиненного здоровью работника, социальном страховании, занятости, банкротстве предприятий, коллективных договорах и соглашениях. Она также защищает работников от незаконных действий работодателей, должностных лиц. Инспекторы труда вправе беспрепятственно посещать в любое время суток предприятия в целях надзора и контроля; налагать штрафы на руководителей, должностных лиц предприятий, виновных в нарушении трудового законодательства; приостанавливать работу подразделений, оборудования при выявлении нарушений правил охраны труда, которые создают угрозу жизни работников.

Суммы взысканных штрафов за нарушение законодательства о труде направляются на бюджетный счет Минтруда России и используются на улучшение условий и охраны труда, предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Глава 3. Проблема безработицы

Безработица порождает целый комплекс проблем: снижается уровень жизни, теряются квалифицированные кадры, растет социальная напряженность в обществе. Поэтому государство вводит обязательные нормы защищенности граждан от безработицы. Безработным гражданам гарантируется социальная поддержка, бесплатные профессиональная ориентация, подготовка, повышение квалификации по направлению органов службы занятости, медицинское обслуживание, возможность участия в оплачиваемых общественных работах с учетом возрастных и иных особенностей. Высвобождаемым в связи с сокращением численности или штата в соответствии с заключаемыми коллективными договорами (соглашениями) гарантируется сохранение очереди на получение жилья, пользование лечебными, детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с работающими в данной организации.

Пособие безработным устанавливается в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца работы, если они в течение 12 месяцев перед началом безработицы имели оплачиваемую работу не менее 26 недель. В остальных случаях оно устанавливается в размере минимальной оплаты труда. Размер пособия составляет: в первые 3 месяца - 75% среднемесячного заработка, в следующие 4 месяца - 60%, в дальнейшем - 45%, но не ниже установленного законом минимального размера оплаты и не выше уровня средней зарплаты, сложившейся в субъекте РФ.

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать более продолжительные сроки выплаты пособий за счет средств соответствующих бюджетов.

На местах внедряются различные системы защиты, материальной поддержки потерявших работу людей. Организуются бизнес-центры, учебно-методические и центры профориентации незанятого населения и профреабилитации инвалидов. При выявлении с помощью службы занятости потенциальных способностей безработные могут перейти в разряд предпринимателей.

Государство разрабатывает и финансирует целевые программы содействия занятости. Для полной, продуктивной и свободной занятости осуществляется инвестиционная, финансово-кредитная политика, направленная на улучшение размещения производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, поддержку трудовой и предпринимательской активности граждан.

Меры по реализации политики занятости определены Федеральной целевой программой содействия занятости, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 8 мая 1996 г. № 570. Основными из них являются:

поддержка и поощрение работодателей, сохраняющих и создающих новые рабочие места;

профессиональная подготовка, ориентация;

поддержка самозанятости, временной занятости, общественных работ;

поддержка граждан с особыми потребностями (с ограниченной трудоспособностью, уволенных с военной службы, длительно безработных, женщин, молодежи, освобожденных из мест заключения);

регулирование миграционных потоков:

защита отечественных производителей от внешней конкуренции.

Потребность в рабочих местах определяется исходя из общеэкономических тенденций. Данные о потребности служат базой для составления генеральной схемы сохранения и создания рабочих мест по отраслям и территориям. Вначале определяются возможности сохранения рабочих мест. Вводится обязательная экспертиза федеральных инвестиционных проектов в Министерстве труда и социального развития Российской Федерации по критерию обеспечения сохранения и увеличения новых рабочих мест.

Минтруд России, Минэкономики России совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ исходя из отраслевых и региональных приоритетов разрабатывают отраслевые и региональные программы воспроизводства рабочих мест с учетом ситуации на рынке труда. При этом ликвидация неэффективных рабочих мест сочетается с их созданием в перспективных отраслях, высвобождение работников в депрессивных отраслях и регионах - с их профессиональной подготовкой и трудоустройством в развивающихся отраслях и регионах.

Стимулируется более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий. Учитывая, что мощности недогружены и имеются желающие начать свое дело в малом предприятии, кооперативе, создаются предпосылки для соединения материальных и трудовых ресурсов на основе льготной аренды производственных объектов. Разрешена аренда предприятий, входящих в состав мобилизационных мощностей.

Новые, эффективные рабочие места с высоким заработком открываются на основе определения приоритетных направлений развития отраслей экономики и потенциала регионов в интересах стабилизации рынка труда, особенно в районах со сложным социально-экономическим положением и экстремальными условиями.

Минтруд России создает банк данных, содержащий сведения о наличии рабочих мест и потребности в них отраслей и регионов.

В целях сдерживания высвобождения используются механизм предварительного уведомления о сокращении (в случае, если оно превышает 10% общего числа работающих), защита от внешней конкуренции на период технического перевооружения, ограничения на привлечение иностранной рабочей силы и другие меры.

При продаже предприятий в условия конкурса включается обязательное требование сохранения числа рабочих мест, если предприятия являются градообразующими. К ним отнесены предприятия:

на которых занято не менее 30% общего числа работающих на территории города (поселка);

имеющие на балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающие не менее 30% населения города (поселка).

Государство создает систему переподготовки кадров для новых сфер приложения труда. Переподготовка работника является более эффективным вложением средств, чем выплаты пособий безработным, так как издержки возвращаются в виде платежей в бюджет и взносов на социальное страхование.

В рамках программ поддержки предпринимательства, разрабатываемых органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления, организуется обучение незанятого населения основам предпринимательской деятельности. Направление на учебу осуществляется органами по труду, занятости, образования и другими организациями поддержки предпринимательства. Финансирование обучения незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости в качестве безработных, производится за счет средств фонда занятости населения, находящихся в распоряжении региональных органов службы занятости, а других граждан - за счет средств предприятий, организаций, фондов поддержки малого предпринимательства, личных средств граждан и других источников.

Работодатели несут ответственность за повышение квалификации работников, с которыми находятся в трудовых отношениях. Минимальные нормативы затрат на эти цели для предприятий, учреждений независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также порядок использования финансовых средств устанавливаются Правительством РФ.

В качестве одного из самых доступных видов занятости используются общественные работы.

Общественными работами признаются виды трудовой деятельности, не требующей, как правило, предварительной профессиональной подготовки, имеющей социально-полезную направленность и вводимой для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу. Они организуются исполнительной властью субъектов РФ, местным самоуправлением при участии службы занятости на предприятиях, в учреждениях и других организациях независимо от форм собственности.

Органы исполнительной власти и службы занятости в регионах ежегодно определяют объемы и виды общественных работ с учетом количества и состава незанятого населения. В случаях массового высвобождения работников разрабатываются территориальные (районные, городские) и региональные программы развития общественных работ и организации временных рабочих мест. Органы службы занятости информируют граждан о видах организуемых общественных работ, условиях, режимах и оплате труда, направляют их в организации для выполнения общественных работ. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособие по безработице, и состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев.

С лицами, желающими участвовать в общественных работах, работодатель заключает трудовой договор на срок до шести месяцев. На занятых на общественных работах распространяется законодательство о труде и социальном страховании. Оплата производится за фактически выполненную работу, но не ниже минимального размера оплаты труда. Производится доплата к заработку в размере причитавшегося этим гражданам пособия по безработице за счет средств фонда занятости.

Финансирование общественных работ осуществляется за счет средств предприятий, в которых организуются эти работы, при необходимости привлекаются средства субъектов РФ, фонда занятости.

Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют целенаправленные меры по организации общественных работ, созданию специализированных предприятий для их проведения, предоставляют льготы по налогам предприятиям, активно содействующим организации общественных работ.

Особая поддержка оказывается неконкурентоспособным гражданам: молодежи, лицам предпенсионного возраста, уволенным с военной службы, инвалидам, женщинам, беженцам, бывшим заключенным. Для повышения занятости таких социальных групп применяется стимулирование работодателей за счет средств фонда занятости населения, квотирование рабочих мест для инвалидов, бывших заключенных, открываются производства с различными режимами занятости женщин.

Федеральные органы активно участвуют в сфере занятости в районах концентрации государственных организаций, относящихся к отраслям естественных монополий и ВПК; а также в регулировании высвобождения в тех регионах, где из-за структурных особенностей или изменений государственной экономической политики складывается острая ситуация с занятостью, для изменения которой местных сил недостаточно.

Разработаны критерии отнесения регионов к критическим по состоянию рынка труда с учетом масштабов закрытия или перепрофилирования производств, объемов высвобождения и других факторов; механизм оперативного перераспределения средств фонда занятости для создания федерального резерва на случай возникновения критических ситуаций на рынке труда.

Критериями массового высвобождения работников являются;

а) ликвидация предприятия с численностью работающих 15 человек и более;

б) сокращение численности работников предприятия:

человек и более в течение 30 календарных дней;

человек и более в течение 60 календарных дней:

человек и более в течение 90 календарных дней;

в) увольнение 1% общего числа работающих в регионе с общей численностью занятых менее 5 тыс. человек.

Органы исполнительной власти в период массового высвобождения анализируют состояние рынка труда, организуют экспертизу финансов предприятий, играют роль посредника в конфликтных ситуациях между администрацией и профсоюзами на предприятиях, проводящих массовое высвобождение, оказывают таким предприятиям помощь в виде льготных кредитов, субсидий, отсрочки платежей по налогам и др. По предложению службы занятости и профсоюзных органов они могут приостанавливать на срок до шести месяцев решение работодателей о массовом высвобождении.

В критических ситуациях проводится поэтапное высвобождение или полная его приостановка, сокращение рабочего времени без уменьшения численности работников; вводятся компенсационные выплаты.

Если сокращение персонала предприятий с государственной формой собственности в связи со структурными изменениями производства за год превышает 10% общего количества работающих, то разрабатывается социальный план с участием органов службы занятости. Он должен предусматривать меры по осуществлению опережающей целевой профессиональной переподготовки работников, подлежащих высвобождению, их трудоустройству, обеспечению временной занятости, а также другие действия, направленные на социальную защищенность работников, сохранение квалифицированного кадрового потенциала.

Во Франции предприятия всех форм собственности составляют социальные планы и утверждают их в органе местного управления. Пока план не утвержден, предприниматель не имеет права уволить работника в связи со структурной перестройкой или перепрофилированием.

Социальную эффективность политики занятости можно определить как отношение количества безработных, снятых с учета, к приросту численности зарегистрированных безработных. Чем выше этот показатель, тем эффективнее мероприятия.

Действует организационно самостоятельная государственная служба занятости в составе Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Она оценивает состояние и прогнозирует перспективы занятости, разрабатывает и реализует целевые программы содействия занятости, помогает гражданам в трудоустройстве, а работодателям - в подборе нужных работников, организует подготовку и повышение квалификации безработных, выплачивает пособия по безработице. Служба имеет территориальные органы, которые не входят в структуру органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Для финансирования мероприятий по содействию занятости создан фонд занятости. Он находится в оперативном управлении органов службы занятости и формируется за счет обязательных страховых взносов работодателей, заработков работающих, ассигнований из федерального и других бюджетов. Размеры взносов утверждаются федеральным законом.

В федеральную часть фонда отчисляются 20% обязательных страховых взносов. Федеральная служба занятости имеет право безакцептного списания средств, подлежащих перечислению в федеральную часть, со счетов территориальных органов службы занятости.

Учитывая, что более 70% средств фонда занятости поступает из 15% регионов, имеющих наименьший уровень безработицы, централизация средств в федеральной части обеспечивает равный доступ граждан к средствам защиты от безработицы вне зависимости от места проживания. Централизуемые средства направляются на обеспечение финансирования федеральных межрегиональных программ содействия занятости и поддержки регионов с напряженной ситуацией на рынке труда.

В 1996 г. структура расходования средств государственного фонда занятости населения составила, %:

реализация программ материальной поддержки безработных - 47,0;

создание рабочих мест и организация общественных работ - 21,1;

профессиональное обучение и социальная адаптация безработных - 17,4;

содержание службы занятости - 9,0;

прочие - 5,5.

Государство лицензирует деятельность по содействию занятости населения, лицензии выдают органы исполнительной власти субъектов РФ при наличии заключения службы занятости. Лицензируется также деятельность по трудоустройству граждан за пределами территории России.

В целях выработки согласованных решений в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости из представителей объединений профсоюзов, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных органов, общественных объединений.

Введен Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы как государственная система непрерывного наблюдения социально-экономических процессов для предупреждения и устранения негативных тенденций. Объектом мониторинга являются коллективы предприятий, учреждений всех форм собственности, регионы, отрасли, группы населения. Ведение мониторинга возложено на Минтруд России и Госкомстат России.

государственный регулирование труд безработица

Заключение

Итак, государство осуществляет контроль за соблюдением организациями, юридическими и должностными лицами, гражданами законодательства, общественного порядка, дисциплины, используя меры по предотвращению нарушений, выявлению их на ранней стадии, привлечению при необходимости виновных к ответственности, компенсации ущерба.

Важнейшей целью регулирования трудовых отношений является обеспечение социального партнерства под эгидой государства при соблюдении принципов добровольности, равноправия сторон, их экономической заинтересованности, ответственности за нарушение соглашений между социальными партнерами.

В целях обеспечения государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде создана Федеральная инспекция труда при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации. Ей подведомственны госинспекции труда субъектов РФ, районов и городов, отраслевые инспекции труда, вместе образующие единую систему надзора и контроля соблюдения законодательства о труде на предприятиях всех форм собственности.

Государство вводит обязательные нормы защищенности граждан от безработицы. Безработным гражданам гарантируется социальная поддержка, бесплатные профессиональная ориентация, подготовка, повышение квалификации по направлению органов службы занятости, медицинское обслуживание, возможность участия в оплачиваемых общественных работах с учетом возрастных и иных особенностей. Для финансирования мероприятий по содействию занятости создан фонд занятости. Он находится в оперативном управлении органов службы занятости и формируется за счет обязательных страховых взносов работодателей, заработков работающих, ассигнований из федерального и других бюджетов. Размеры взносов утверждаются федеральным законом.

Список использованной литературы

1.Бабич А.М. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. М.: МГУ, 2014. - 220с.

.Государственное регулирование экономики и социальный комплекс. / Под ред. Т.Г. Морозовой. - М.: Финанстатинформ, 2013. - 460с.

.Котляр А. Возможности минимизации безработицы в России. // Человек и труд. 2014. № 9. С.42-44.

.Куликов В.В. Безработица в России несопоставима со спадом производства. // ЭКО. 2012. № 1. С.22-33.

.Маслова И. Формирование системы социального партнерства в России. // Вопросы экономики. 2012. № 4. С.36-48.

.Пикулькин А.В. Система государственного управления. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 352с.

.Соболева И., Четвернина Т. Масштабы безработицы в России и способы ее измерения. // Вопросы экономики. 2014. № 11. С.99-114.

.Слепенков И.М., Аверин Ю.П. Основы теории социального развития. М.: ИНФРА, 2012. - 230с.

.Ускова И. Безработица и закон. // Человек и труд. 2013. № 11. С.67-69.

.Уткин Э.А. Государственное и муниципальное управление. М.: ЭКМОС, 2013. - 304с.

.Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. М.: Аспект Пресс, 2014. - 240с.

Похожие работы на - Государственное регулирование рынка труда

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!