Роли менеджера
|
Содержание деятельности менеджера
|
1. Главный руководитель (босс)
|
Символизирует собой возглавляемую им фирму,
утверждает важнейшие производственные, экономические, социальные решения,
выполняет церемониальные действия, осуществляет VIP-представительство.
|
2. Лидер
|
Руководство, инструктаж, мотивация и
активизация, контроль и оценка деятельности подчиненных ему работников.
Отвечает за все управленческие действия с участием подчиненных, формирует и
реализует кадровую политику, осуществляет продвижение подчиненных по
служебной лестнице, принимает решения по их расстановке и ротации.
|
3. Посредник (связующее звено)
|
Обеспечивает контакты между работниками,
организует работу информационных систем и служб, налаживает информационные
потоки, осуществляет урегулирование конфликтов.
|
4. Аналитик (приемник информации)
|
Собирает и анализирует управленческую
информацию, выявляет управленческие проблемы, анализирует причины их
возникновения.
|
5. Информатор
|
Передает внешнюю информацию, налаживает
информационные контакты между уровнями, звеньями управления, отдельными
работниками, реализует информационную политику, осуществляет защиту
информации.
|
6. Представитель
|
Передает внутреннюю информацию внешним
пользователям: финансовым органам, акционерам, партнерам, клиентам. Основная
функция - PR-деятельность.
|
7. Предприниматель
|
Отвечает за разработку и реализацию различных
нововведений на предприятии, освоение новых продуктов, услуг, рынков,
информационных систем, осуществляет управленческие решения, связанные с
риском.
|
8. Устраняющий нарушения.
|
Разрабатывает и реализует мероприятия по
корректировке деятельности фирмы при возникновении серьезных проблем или
угроз деятельности предприятия, осуществляет антикризисное управление.
|
9. Распределитель ресурсов.
|
Отвечает за распределение между
подразделениями, видами деятельности, проектами материальных, финансовых,
трудовых, технических, научных ресурсов, принимает участие в формировании
бюджета предприятия и его подразделений, контролирует их исполнение.
|
10. Переговорщик
|
Отвечает за внутренние и внешние переговоры,
участвует в заключении сделок, урегулировании конфликтов.
|
Согласно исследованиям Генри Минцберга в области аналитики
деятельности высших менеджеров, было выявлено, что менеджеры осуществляют 3
взаимосвязанных роли: роли принятия решений, межличностные и информационные.
В соответствии с занимаемой менеджерами, управленческой
позиции, определяются основные роли и типы поведенческих особенностей, которые
свойственны этим людям в зависимости от должности. В отношении способов исполнения
своих ролей высшими менеджерами, от этого зависит их мастерство, служебное
положение, характеристики, статус в организации и их официальные полномочия.
Межличностные роли (виды деятельности) определяются с позиции
Мицберга, в отношении рода обязанностей, которые налагаются в зависимости от
формального положения менеджера в фирме. Мицберг выявил следующую классификацию
ролей: лидер, связующее звено и номинальный начальник. В отношении этой
классификации, можно сказать, что менеджеры поступают как номинальные
начальники, когда они исполняют значительные формальные или символические
обязанности. Лидеры определяются, как лица, стимулирующие окружающих людей к
определенным действиям (в частности высшие менеджеры). Роль связующего звена
определяется в случае, когда менеджеры работают над установлением более
продуктивных взаимоотношений между членами группы и членами других групп
Согласно данным исследований, информационные роли определяют
действия высших менеджеров, в результате которых они становятся основным звеном
координирования организационной информации внутри коллектива предприятия, что
является необходимым для осуществления продуктивной деятельности.
Информационные роли и следствие их официальной власти и статуса определяют
подразделение межличностных ролей на наблюдателей, представителей и
распространителей.
В роли наблюдателей, высшие менеджеры координируют
поступившую информацию для того чтобы всесторонне оценить ситуацию и
возможности организации, а также следят за важными изменениями в традиционных
моделях поведения потребителя, или за переменами в экономических показателях,
неожиданными изменениями в деятельности работника.
В роли представителя высшие менеджеры представляют свои
группы при взаимодействии с внешними лицами, например, при ответах на вопросы
прессы.
В роли распространителя, менеджеры используют каналы
распространения важной организационной информации для того чтобы воздействовать
на других и приобрести личное влияние.
1.5
Исследования Чарльза Макдональда в области содержания деятельности менеджера
Чарльз Макдональд провел особо ценные исследования в своей
практике, касающиеся фактических обязанностей менеджеров первого и среднего
уровней. В соответствии с ними, было выявлено, что руководители первого звена,
полностью реализуют все виды мастерства и исполняют все обязанности, указанные
выше.
Абсолютно любое управленческое дело и каждая организация,
имеют различия между собой, но данное исследование позволяет выявить основные
затраты времени менеджера, при исполнении своих обязанностей.
Согласно статистическим показаниям исследований было
выявлено, что менеджеры первого уровня проводят 15% рабочего дня, занимаясь
контрольной деятельностью, 12% - решая различные проблемы и 11% - занимаясь
планированием, и около половины рабочего дня этих менеджеров занято различными
формами общения.
Больше всего времени, у менеджеров среднего уровня, занимают
функции планирования и контроля, а также достаточно много времени тратится на
обучение и развитие подчиненных - 14% времени.
1.6
Предложения Гюго Мюнстерберг по подбору руководящих кадров
Американский психолог Гюго Мюнстерберг в своих работах
«Психология и индустриальная эффективность» и «Психология бизнеса», изданных в
начале XX века, затронул три наиболее актуальных по его мнению вопроса в бизнесе:
как отыскать людей, чьи интеллектуальные качества делают их
наиболее подходящими для выполнения работ (научный подбор кадров);
при каких психологических условиях можно получить лучшие
результаты от каждого сотрудника;
как воздействовать на работников, с точки зрения
эффективности бизнеса.
Исходя из позиции Мюнстерберга, в управлении, наибольшее
внимание уделялось проблемам, тесно взаимосвязанным с эффективным
использованием оборудования и материалов, а тамкже недостаточно душевному
состоянию работников.
Стоит заметить, что он считал, что такие проблемы как
монотонность, усталость, обучение, проявление интереса, вознаграждение,
наслаждение и множество подобных, связанных с психологическим состоянием
человека проблем, рассматривались непрофессионально, на ниболее низком научном
уровне.
Мюнстерберг считал, что научный менеджмент и промышленная
психология должны объединиться, потому как основываются на одинаковом принципе:
при чрезмерном давлении на рабочего высокой эффективности и высокой
производительности труда, достичь невозможно. Стоит заметить, что научные
методы организации труда необходимо совмещать с удовлетворением духовных
потребностей, что позволит достичь высокой эффективности труда и отличной
внутренней гармонии рабочего.
Мюнстерберг был одним из первых пропагандистов психологии в
производственном управлении, подчеркивавшим специфическую функцию психолога, -
работать там, где «существует неудовлетворенность рабочих при отсутствии
очевидных недостатков». Наверное, поэтому место психолога он, по сути,
полностью подчинял требованиям и указаниям менеджера.
Вывод: Под термином менеджмент принято понимать
профессиональную деятельность по управлению организацией, нацеленную на
получение прибыли (коммерческая организация).
Термин менеджмент тесно связан с фигурой менеджера -
профессионального управляющего, имеющего квалифицированный профессиональный
диплом, специально принятого на руководящую должность, выполняющего конкретные
функции управляющего и имеющего подчиненных.
Часто понятие менеджмент ассоциируется с понятием бизнес. В
данном случае бизнес рассматривается как деятельность, приносящая прибыль.
Бизнесмен вкладывает свой капитал с целью получения прибыли, т.е. бизнес - это
функция владения капиталом. Менеджмент представляет собой функцию управления
капиталом. Наемный менеджер так организует оборот капитала, чтобы получить
максимальную прибыль.
Основной задачей менеджеров, является - добиться максимум
результата в конкретной ситуации, для извлечения пользы по отношению к
организации.
2.
Рассмотрение вопросов связанных с совершенствованием организации менеджмента
2.1 Требования
к современному менеджеру
В конце XIX - начале XX в. произошла смена парадигмы
управленческого мышления. Иерархическая теория управления уступила место
господству теории «управленческого хаоса». При этом ориентация руководителей на
жесткие правила, процедуры, планы работы организации сменилась ориентацией на
работу в командах, непрерывное обучение и перманентные инновации в области
управления. В этом случае менеджеры из начальников превращаются в
координаторов, помощников, партнеров подчиненных. Они должны уметь идти на
просчитанный риск и равивать способности по раскрытию потенциала своих
сотрудников. Менеджер новой фармации должен быть хорошим дипломатом, обладать
неформальным авторитетом и уметь убеждать людей.
Глобализация - это важнейший фактор развития бизнеса на
ближайшие 10-20 лет. Мировая экономика развивается в направлении устранения
таможенных барьеров, иммиграционных барьеров, барьеров на финансовых потоках.
Поэтому капитал, рабочая сила, товары перемещаются через границы с небывалой
скоростью, резко снижаются транзакционные издержки. В этих условиях современный
менеджер должен хорошо знать иностранные языки. Помимо искусства общения
менеджер должен обладать умением работать с компьютерными сетями. Не секрет,
что сегодня существют виртуальные корпорации.
В современных условиях наиболее эффективными являются так
называемые самообучающиеся организации, в которых все сотрудники имеют
способность и желание получать и воспроизводить новую информацию, умеют
самостоятельно выявлять и решать управленческие проблемы.
Видение и организация. Каждый сотрудник современной
организации должен обладать так называемым видением, т.е. пониманием
долгосрочных целей развития организации, которые позволяют работнику
самостоятельно, без помощи руководителя, решать вставшие перед ним
нестандартные проблемы. Каждый сотрудник компании должен обладать системой
культурных ценностей, организационной культурой, которая позволяет эффективно
организовывать и стимулировать работу сотрудников без исполнения
регламентирующих деятельность должностных инструкций.
Деливинговая концепция означает направление на развитие так
называемых «плоских» структур управления, т.е. самоуправляемых, конкурирующих
между собой команд, укомплектованных многофункциональными специалистами,
деятельность которых гибко приспосабливается к насущным проблемам фирмы.
В первую очередь организация ожидает от своих сотрудников,
что они будут проявлять себя как:
основные функциональные элементы организации, осуществляющие
профессиональную деятельность и способствующие её развитию и процветанию;
высококвалифицированные специалисты, обладающие знаниями в
определенных и конкретных областях;
часть организации, осуществляющая не только функциональное
взаимодействие с партнерами фирмы, но и поддерживающие тактичные и комфортные
отношения с коллегами, внутри корпоративной системы;
людей обладающих необходимыми моральными и нравственными
качествами;
разделяющие организационные интересы и ценности, сотрудники
организации;
исполнительные элементы внутриорганизационной структуры,
выполняющие свою работу быстро и профессионально, в соответствии с
предъявляемыми руководством, требованиями;
сотрудники, стремящиеся к развитию своих профессиональных
навыков;
сотрудники, готовые отстаивать интересы организации, в
необходимых случаях;
члены организации, следующие не только исполнительным
организационным требованиям, но также и распорядку, нормам поведения и
распоряжений со стороны руководства организации.
Термин менеджер, определяется применительно, к:
·
руководителю
по отношению к подчиненным;
·
организатору
конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых
групп;
·
руководителю
предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);
·
администратору
любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными
методами и др.
2.2
Причины неудачной карьеры современного менеджера
Американский социолог Сьюзен Донелл в течение 5 лет
исследовала деятельность 2 500 руководителей разного уровня, что позволило
сформулировать 5 причин, приводящих к неудачной карьере менеджера:
1. Основным побудительным мотивом деятельности
менеджера-неудачника является неэффективная работа подразделения, которое он
возглавляет, не поощрение сотрудников подразделения, а личный комфорт и высокое
жалованье.
2. Менеджеры-неудачники обычно подчеркивают свое высокое
служебное положение, они окружают себя атрибутами и символами высокого статуса.
3. Руководители-неудачники не заботятся о своих подчиненных.
Их общение с подчиненными носит чисто формальный характер, они стараются
присвоить заслуги подчиненных себе.
4. Руководители-неудачники самоизолируются, стараются
ограничить контакт с другими людьми, любят проводить время в своем офисе, теряя
постепенно всякое общение с окружающими, перестают владеть текущей информацией.
5. Менеджер-неудачник скрывает свои мысли и чувства.
Подчиненные хотят и должны знать, что думает и чувствует их руководитель
2.3
Представительские функции менеджеров
Поскольку менеджер является не только управляющим звеном, но
и лицом организации, он должен придерживаться вежливости, тактичности, чувства
меры, доброжелательности и умения управлять своими эмоциями, что формирует
благоприятные взаимоотношения между клиентом и организацией.
В процессе своей деятельности менеджеру приходится
контактировать с различными людьми, тем самым создавая определенный уровень
авторитета компании, от менеджера в первую очередь зависит умение развивать
свой коммуникативный потенциал, сдерживать себя в необходимых ситуациях, а
также умение создавать на глазах окружающих второе лицо, что как раз и
называется имиджем.
Имидж менеджера в первую очередь зависит от 3х самых основных
особенностей: умение выглядеть достойно, умение себя преподнести, умение
поддерживать активный диалог с целью донести необходимую для предполагаемого
партнера, информацию, с целью заключения сотрудничества, либо деловой сделки.
От психологических и эмоциональных качеств менеджеров,
зависит не только имидж организации, но также и её степень развитости и
функциональности в отношении совершенствования методик управления персоналом и
извлечения прибыли от коммерческой деятельности и производственных процессов
организации.
В некоторых случаях менеджеру приходится быть лицом компании
и совершать сделки от её имени, являясь официальным представителем. Именно
поэтому менеджер является не только физическим лицом, а представителем
юридического и несет ответственность в соответствии с гражданским и трудовым
кодексами (в некоторых случаях, уголовным). В данном случае, менеджер несет
полную ответственность за достоверность излагаемой им информации.
2.4
Основные задачи для руководителей высшего, низшего и среднего звена
Уровень построения управленческих, коммуникативных и иных
задач, достаточно четко разграничен по уровням в абсолютно каждой организации и
совершенно не обязательно, что все руководители организации, выполняют
идентичные задачи. Обычно в организациях имеется большой объем управленческой и
иной работы, которая достаточно четко распределяется между руководителями
организации.
Стоит заметить, что вне зависимости от количества уровней
управления организации, абсолютно все типы руководителей, подразделяются на три
категории: руководители среднего, низшего и высшего звена.
Уровень младших руководителей (руководителей низшего звена),
определяет форму организации управления этих руководителей над младшим
персоналом, включающие в основном, работников (не управляющих).
Род деятельности младших начальников, заключается в
осуществлении контроля за выполнением производственных задач, а также
предоставления необходимой информации о специфике выполнения задач и движениях
внешних (внутренних) течениях рынка предоставляемой продукции, либо услуг. В
сферу деятельности младших начальников может также входить контроль за сырьем,
материалами и производственным оборудованием.
Трудовая деятельность младших начальников, в свою очередь
координируют руководители среднего звена. На данный момент существует 2 уровня
распределения руководителей среднего звена, первый из которых называется верхним
уровнем управления, а второй низовым. Таким образом, образуются четыре основных
уровня управления: высший, верхний средний, низший средний и низовой.
В приоритетные задачи управления руководителей среднего звена
входят: выявление проблем, организация новаторских решения, управление
руководителями низшего звена, совершенствование процесса организации работы
персонала. Стоит заметить, что руководители среднего звена в некоторых
организациях выполняют функции руководителей высшего уровня управления.
Руководитель среднего звена часто возглавляет крупное
подразделение или отдел в организации, и характер его работы варьируется в
соответствии с содержанием работы подразделения, чем организации в целом.
Руководители среднего звена собирают информацию о работе младших руководителей
и осуществляют процесс организации в соответствии с решением выше стоящего
руководства (руководителей высшего звена).
Руководители высшего звена отвечают за принятие важнейших
решений для организации в целом или для основной части организации. Основными
задачами руководителей высшего звена является принятие управленческих решений в
соответствии с располагаемой информацией о более низких подразделениях. Для
того чтобы стать руководителем высшего звена, необходимо пройти долгий путь при
накоплении опыта, начиная от самых низших категорий управления руководством и
соответственно должен быть информирован о всех внутренних и внешних
подразделений и функций организации.
В зависимости от уровня и специализации менеджмента, на
менеджеров налагаются определенные обязательства в связи, с выполнением которых
распределяются профессиональные категории и степень старшинства.
Менеджер инноватор:
От данной категории менеджеров, требуется аналитика
совершенствования технологий, от которых напрямую зависит производственная и
коммерческая деятельность организации, либо предоставления новейших услуг или
оборудования клиентам.
Менеджер дипломат:
От данной специализации менеджеров, требуется установление
социально производственных, либо финансово экономических контактов и в
соответствии с этим, менеджеры данной категории должны обладать коммуникативные
навыки ведения переговоров.
Менеджер управляющий:
Это самая сложная категория, включающая целый ряд требований
и подразделений. Менеджер данной категории должен:
- быть достаточно компетентным в области технологии и отрасли
производства, на которые ориентирована деятельность и специфика организации.
- иметь наличие общих знаний в области управления
предприятием.
- уметь принимать правильные решения, направленные на
осуществление контроля над персоналом и нижестоящим руководством, а также
выполнять функцию организатора производственной деятельности сотрудников
предприятия.
- владеть не только навыками администрирования, но и
предпринимательства, а также уметь владеть ситуацией на рынках, проявлять
инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах
применения.
2.5
Определение профессиональных, личных и деловых качеств, при подборе
руководителей
Профессионально значимые качества руководителей - это
личностные характеристики, которые обеспечивают успешность управленческой
деятельности и процессов принятия организационных решений.
Для успешного выполнения управленческой функции, руководитель
должен иметь следующие черты:
- аналитический ум, который позволяет ему решать сложные
задачи и абстрактные проблемы.
- осознание потребности к действию и существующие мотивы.
- уверенность в себе, высокая самооценка компетентности и
уровня притязаний.
- общественная энергичность - способность личности заряжать
своей энергией организуемых людей;
- практически-психологическая направленность ума - овладение
знаниями и умениями в сфере практической психологии, готовность применить их в
практике решения организаторских задач;
- психологический такт - наличие чувства меры во
взаимоотношениях с людьми, «организаторское чутье»;
- критичность - способность обнаружить и выразить значимые
для данной деятельности отклонения от условий, диктуемых поставленной задачей.
- требовательность - представляющая способность предъявлять
адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации;
- склонность к организаторской деятельности - питательная
почва», обеспечивающая «высокий тонус» организаторского чутья и эмоционально-волевого
воздействия на членов коллективов.
- потребность в данной деятельности.
- стеничность чувств при выполнении поставленной задачи.
При подборе руководителей, должны учитываться также и
личностные качества и особенности, включающие: умение анализировать
происходящую вокруг ситуацию, а также доброжелательность, тактичность, но в то
же время и критичность оценки, лидерские качества, эмоционально-волевой настрой
и стремление максимально правильно воздействовать на потенциал сотрудника для
извлечения максимальной выгодной пользы для предприятия.
Вывод:
Термин менеджер, определяется применительно, к:
·
руководителю
по отношению к подчиненным;
·
организатору
конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых
групп;
·
руководителю
предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);
·
администратору
любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными
методами и др.
Уровень построения управленческих, коммуникативных и иных
задач, достаточно четко разграничен по уровням в абсолютно каждой организации и
совершенно не обязательно, что все руководители организации, выполняют
идентичные задачи. Обычно в организациях имеется большой объем управленческой и
иной работы, которая достаточно четко распределяется между руководителями
организации.
Стоит заметить, что вне зависимости от количества уровней
управления организации, абсолютно все типы руководителей, подразделяются на три
категории: руководители среднего, низшего и высшего звена.
В процессе своей деятельности менеджеру приходится
контактировать с различными людьми, тем самым создавая определенный уровень
авторитета компании, от менеджера в первую очередь зависит умение развивать
свой коммуникативный потенциал, сдерживать себя в необходимых ситуациях, а
также умение создавать на глазах окружающих второе лицо, что как раз и
называется имиджем.
Имидж менеджера в первую очередь зависит от 3х самых основных
особенностей: умение выглядеть достойно, умение себя преподнести, умение
поддерживать активный диалог с целью донести необходимую для предполагаемого
партнера, информацию, с целью заключения сотрудничества, либо деловой сделки.
Заключение
В соответствии с проведенными исследованиями в области
анализа приоритетных особенностей менеджмента, а также позиций зарубежных
авторов, изучающих проблемы, функции, задачи и приоритетные особенности
менеджмента, можно сказать, что поставленная перед моей работой цель и задачи,
были полностью достигнуты и разобраны.
Актуальность темы исследования полностью подтвердилась при
исследовании поставленных задач.
Согласно результатам исследования, можно сделать следующие
выводы:
Под термином менеджмент принято понимать профессиональную
деятельность по управлению организацией, нацеленную на получение прибыли
(коммерческая организация).
Термин менеджмент тесно связан с фигурой менеджера -
профессионального управляющего, имеющего квалифицированный профессиональный
диплом, специально принятого на руководящую должность, выполняющего конкретные
функции управляющего и имеющего подчиненных.
Часто понятие менеджмент ассоциируется с понятием бизнес. В
данном случае бизнес рассматривается как деятельность, приносящая прибыль.
Бизнесмен вкладывает свой капитал с целью получения прибыли, т.е. бизнес - это
функция владения капиталом. Менеджмент представляет собой функцию управления
капиталом. Наемный менеджер так организует оборот капитала, чтобы получить
максимальную прибыль.
Основной задачей менеджеров, является - добиться максимум результата
в конкретной ситуации, для извлечения пользы по отношению к организации.
Термин менеджер, определяется применительно, к:
·
руководителю
по отношению к подчиненным;
·
организатору
конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых
групп;
·
администратору
любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными
методами и др.
Уровень построения управленческих, коммуникативных и иных
задач, достаточно четко разграничен по уровням в абсолютно каждой организации и
совершенно не обязательно, что все руководители организации, выполняют
идентичные задачи. Обычно в организациях имеется большой объем управленческой и
иной работы, которая достаточно четко распределяется между руководителями
организации.
Стоит заметить, что вне зависимости от количества уровней
управления организации, абсолютно все типы руководителей, подразделяются на три
категории: руководители среднего, низшего и высшего звена.
В процессе своей деятельности менеджеру приходится
контактировать с различными людьми, тем самым создавая определенный уровень
авторитета компании, от менеджера в первую очередь зависит умение развивать
свой коммуникативный потенциал, сдерживать себя в необходимых ситуациях, а
также умение создавать на глазах окружающих второе лицо, что как раз и
называется имиджем.
Имидж менеджера в первую очередь зависит от 3х самых основных
особенностей: умение выглядеть достойно, умение себя преподнести, умение
поддерживать активный диалог с целью донести необходимую для предполагаемого
партнера, информацию, с целью заключения сотрудничества, либо деловой сделки.
Список
используемой литературы
1.
Веснин, Владимир Рафаилович. Менеджмент. учебник для вузов. По специальности
менеджмент организации./ В.Р. Веснин. - 3 е.изд., перераб. и доп. - М.:
Проспект 2008. - 502 с.
.
Виханский, Олег Самуйлович. Менеджмент. учебник/ О.С. Виханский И.А. Наумов -4е
изд. перераб. и доп. - М.: Экономисть, 2008 - 670 с.
.
Ваханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу Менеджемент. М., 2002.
.
Герчикова Ирина Николаевна. Менеджмент. учебник для вузов. По специальности
экономики и управления (060000)/ И.Н. Герчикова. - 4 е.изд., перераб. и доп. -
М.: ЮНИТИ, 2009. - 500 с.: ил. - (Золотой фонд Российских учебников).
.
Дорофеев Владимир Дмитриевич. Менеджемент: учебное пособие для вузов по
специальности - Менеджмент организации/ Дорофеев В.Д., А.Н Шмелева, Н.Ю.
Шестопал - М.: ИНФА 2008 - 439 с.,: ил - (Высшее образование).
.
Мескон, Майл. Х. Основы менеджмента / М.Х Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер.
с англ. И ред. О.И. Медведь. - 3 е.изд. - М.: СПБ. Киев: изд дом Вильямс. 2009
- 665 с. ил. парал. тит. л.на англ. Яз
.
Бочкарев В.К. Дрофеев В.Д. - Основы современного менеджмента - Пенза. Изд. во
Пензенского государственного университета. - 1999.
.
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджемент: Учебник. Е. изд. - М.: Гардарики,
2001.
.
Глухов В.В. Основы менеджмента. Учебно справочное пособие. - С. Пб.:
Специальная литература, 2002.
.
М.Х Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; Основы менеджмента - М.: Дело, 1992 г.