Государственное регулирование кризисных ситуаций в экономике

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,27 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственное регулирование кризисных ситуаций в экономике

Задание на курсовую работу

Государственное регулирование кризисных ситуаций в экономике

Исходные данные:Работы зарубежных и отечественных экономистов по данной темеПеречень подлежащих разработке вопросов:а) Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций; б) Стадии кризисного процесса в экономике; в) Виды государственного регулирования кризисных ситуаций

Содержание

Введение

. Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций

.2 Классификация кризисов

.3 Стадии кризисного процесса в экономике

1.3 Экономический цикл

2. Роль государства в рыночной экономике

2.1. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций

Заключение

Список используемой литературы

Введение

муниципальный государственный экономика

Государственное регулирование экономики в критериях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего нрава, исполняемых правомочными муниципальными учреждениями и публичными организациями в целях стабилизации и приспособления имеющейся социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

В руках страны регулирование денежных отношений становится принципиальным инвентарем решения экономических и соц. задач, снабжения стабильности, предотвращения кризисных ситуаций, стимулирования экономического роста, формирования рыночных отношений.

Понятие "кризис " теснейшим образом соединено и с мнением "риск", которое в той или другой мерке воздействует на методологию разработки хотькакого управленческого решения. Исключите из него ожидание кризиса, и пропадет насмешка восприятия риска, встанут неожиданными и от этого еще наиболее томными не лишь кризисные ситуации, но и полностью обычные ошибки. Реализация всей совокупности процедур антикризисного управления наступает только на определенном шаге жизненного цикла компании: в критериях резкого спада изготовления, характеризующегося неизменной неплатежеспособностью компании.

Антикризисное регулирование - это действие на должника на макроуровне. Антикризисное регулирование охватывает меры организационно-экономического и нормативно-правового действия со стороны страны, направленные на охрану компаний от кризисных ситуаций, предупреждение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его предстоящего функционирования.

1. Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций

Спады и взлеты, денежные неудачи и восстановление - непременные спутники экономики промышленно развитых государств. В эпицентре этих данных экономического развития находятся компании и домохозяйства, образующие фундамент жизнедеятельности общества.

Рисунок 1. Основные операции, осуществляемые на предприятии, с позиции менеджмента

Предприятие с позиции менеджмента - предмет управления, в котором исполняются технические, коммерческие, денежные, страховые, учетные и административные операции (рис. 1). С позиции акционера деятельность компании связана доэтого только с ходом средств. Для государства начинание - это микроэкономический потенциал страны. Через домохозяйства реализуются общественные цели публичного изготовления. Особенно это относится к той доли личного пользования, которая идет на воспитание новейшего поколения. Едиными для производства и для домохозяйства является рвение к устойчивому развитию, уменьшению бедности, получению лучшего образования, наиболее высочайшему уровню кормления и здравоохранения, чистой окружающей среде, большему равенству возможностей и свободы личности, наиболее состоятельной культурной жизни.

В этом случае, несомненно, появляются вопросы о том, разрешено ли предсказать экономическое грядущее, как избавить начинание или домохозяйство от краха, какова при этом рольгосударства, из чего собирается механизм муниципального регулирования и др.

В критериях рыночной экономики основное интерес владельцев и менеджмента обращено к оптимизации решаемых ими задач. Так, предприятия желают к максимизации прибыли, а домохозяйства - к наиболее выгодному применению собственного заработка. Однако задача оптимизации может быть не лишь невыполненной, но и может появиться ситуация разорения семейного хозяйства, краха компании, банкротства цельных отраслей и даже смерть природы.

Каждое из данных явлений может происходить как по отдельности, так и во взаимосвязи. Банкротство семейного хозяйства может случиться вследствие отсутствия валютных средств для оплаты расходов по его ведению и воспроизводству. Крах компаний вызывается посреди остального тем, что после вычета всех расходов выручка какоказалось одинаковой нулю или наименее такого. Разрушение культуры и образования проистекает в следствии отсутствия у государства средств на эти цели. Следствие схожих явлений - осложнение социальной обстановки.

Рассмотрим предпосылки нарушения равновесия хозяйствующего субъекта в критериях базара: присутствие монополии; вмешательство страны; инфляция, наружные причины. Нарушение равновесия приводит к кризису.

Выявлять и находить предпосылки взлета производства, колебаний конъюнктуры, стагнации и нестабильности - такая мишень исследовательской деятельности менеджера, муниципального аппарата управления. Это основное ограничение для выработки и воплощения мер по муниципальному регулированию кризисных ситуаций.

Проблемы регулирования развития народного хозяйства обширно разбирались и в СССР. Однако мнение "регулирование" использовалось более для обозначения гос. экономической политики. Например, государственное регулирование заработной платы сводилось к утверждению тарифных ставок и должностных окладов труженикам, введении тех или других систем оплаты труда. В принципе, централизованное планирование и управление было не чем другим, как формой государственного регулирования при осуществлении социально-экономической политики КПСС. Но государственное регулирование в директивно-плановой экономике и государственное регулирование в рыночной экономике как мнения имеют различия.

В предстоящем изложении станем измерить из последующего рабочего определения: регулирование - это функция управления, обеспечивающая равновесное положение институциональных образований экономической системы.

Требует определенного переосмысления мнение "финансовая эффективность". Экономическая эффективность определяется группой мнений, вот они:

эффективность изготовления, значащая, что достигается такое сочетание ресурсов, которое гарантирует наибольший выпуск при данном объеме издержек. Это эффективность в понимании инженера-технолога. Например, необходимо построить магазин в соответствии с заданными параметрами, с наименьшимипотерями бетона и при небольших простоях или выбрать производственные технологии с оглядкой цен на ресурсы. Такой подъезд к эффективности способствует разъяснить тот факт, что у нас в стране, где степень заработной платы низок, стройку представляет собой процесс трудоемкий, а в Германии - капиталоемкий;

эффективность структуры продукции, т. е. создание продуктов в рациональном сочетании. Например, если тот же магазин можно построить с минимальными затратами, это само по себе не служит базой для его строительства. Возможно, что те же ресурсы, затраченные, к примеру, на строительство больницы, обернутся огромным благом для местного народонаселения. Та же земля может быть отведена под спортивную площадку или зону отдыха, а за счет средств, сэкономленных благодаря отказу от строительства школы, имеютвсешансы быть снижены налоги, что позволит гражданам израсходовать свои средства в остальных сферах употребления по собственному желанию;

эффективность употребления. Она характеризуется тем, что потребители распределяют свои денежные средства таковым образом, чтоб достигнуть наивысшего удовлетворения собственных потребностей с учетом уровня заработка и цен на приобретаемые продукты.

Все рассмотренное больше гарантирует действенное внедрение ресурсов в этот момент времени. Динамическая эффективность просит оптимизации роста изготовления или употребления. Стремление к динамической эффективности(в различие от статической) становит труднейшую задачу - расположение средств меж текущим потреблением и инвестированием. Отмеченные индивидуальности имеют принципиальное смысл в предотвращении и регулировании кризисных ситуаций, так как в этом процессе особенное место принадлежит стратегии, предусматривающей понимание надвигающейся нежелательной критической ситуации; обнаружение обстоятельств происхождения таковой ситуации и направлению ее элементов; количественную и качественную оценку вероятного вреда; разработку тактических вариантов деятельности компаний в критериях критических ситуаций и выхода из них.

Однако на практике такие стратегии разрабатываются очень изредка, что объясняется неподготовленностью управляющих и менеджеров к принятию обоснованных стратегических решений, неимением в хозяйствующих структурах технологических схем разработки, реализации и контроля стратегических планов, т. е. систем стратегического управления.

Серьезной помехой выступает:

.устаревшее мышление. Его корешки лежат углубленно и их заключение нереально без действенной системы образования и открытости внешнему миру. Большинство наших профессионалов и управляющих не имели и не имеют представления, например, о том, что исключительные ресурсы владеют другой ценою, т. е. важность ресурсов, используемых для заслуги предоставленной цели, определяется способностями их альтернативного внедрения при реализации всех других целей. Когда такового осмысливания нет, не может быть выработан адекватный подъезд к разным компромиссам, делается сложным выбор ценностей.

.Довлеет груз старых ценностей. Раньше, в советское время финансовая система держалась на приоритете публичных интересов перед правами личности, а втомже духе на желаниилюбыми путями достигнуть цели, не гнушаясь даже обманом. Это вошло в привычку, в поведение народа: служащие часто приукрашивают изготовленное.

.Прошлые неудачные примеры, приводят к оборонительной позиции. Ранее экономические трудности разрешались проведением реорганизации, маскируя неудачи. Недостаткиэтого перекладывалисьна работников предприятия, коими распоряжались, как неодушевленными предметами, как "винтиками". Поэтому служащие и теперь опасаются реформ.

Эти прошлые события и предпосылки влияют на деятельность по регулированию кризисных ситуаций. Возникает вопрос рубежа определения данной деятельности, т. е. "осязаемых" признаков выхода из кризиса. Современная глобальная финансовая мысль формулирует последующие симптомы выхода из кризисных ситуаций.

) Поиск инноваций, которые помогут изменениям в методе экономического роста. Это измененияв области отношений найма, которые имеювсешансы помочь попыткам выхода за пределы бывшего метода экономического роста. Это и определение форм внутренней организации и конкуренции, к которым идут компании. Это и обнаружение такого, проистекает ли заметное изменение вида жизни, нарушения или изменения в сфере материального употребления и какое воздействие - это может оказать на дела найма и компанию изготовления? каким образом восстанавливаются каналы муниципального регулирования? какое влияние оказывает финансовая дерегламентация на связи меж промышленностью и банками, на дела меж средствами, кредитом и накоплением? Этот далековато не целый список вопросов свидетельствует о том многообразии профессионалов и исследователей, какие требуются для их решения.

) Поиск критерий распространения инноваций. Так как инновации имеютвсешансы быть не полезными, но и напрасными, а в том же духе преждевременными, когда условия на микро- или макроуровне не приспособлены к их восприятию. Поэтому делается чрезвычайно принципиальным вопрос о факторах, какие в критериях кризиса определяют распределение инноваций.

) Определение различий меж локальными и глобальными изменениями. Нужнопонимать отличие между инновациями в рамках имеющейся логики нововведений и структурными переменами, которые затрагиваютэту самую логику. При этом можно выделить, что новое нередко накладывается на старенькое. В этом случае переход от 1-го метода регулирования к иному совершается методом замены поколений и это относится как к занятому кадровому персоналу, так и к используемым зданиям, сооружениям, оборудованию.

) Установление структурной сопоставимости сразу совершающихся конфигураций. Это выливается из самой логики процесса регулирования кризисных ситуаций. Ведь предпринимаемые конфигурации имеютвсешансы или не привести к цели, или начать непрогнозируемые последствия. Поэтому с точки зрения менеджмента тут принципиально ответствовать на последующие вопросы: как состоятельными и действенными окажутся преображения в логическом и социально-политическом плане; каким образом разрешаются непрерывно повторяющиеся конфликты и появляющиеся неравновесия на микроэкономическом уровне? В макроэкономическом плане предстоит узнать, описывает ли сочетание частичных компромиссов и новейших институтов систему регулирования в целом, т. е. всю серию совместимых меж собой устройств распределения денежныхсредств, труда, средств, кредитов.

) Организационно-структурные новшества. Этот нюанс обретает родное отображение в укреплении административного механизма. Непосредственный контакт народонаселения с государством проистекает тогда, когда населению даются муниципальные сервисы. Для большинства граждан это единственная вероятность прямого контакта с государством. Население судит об эффективности политики по регулированию кризисных ситуаций по тому, как ее последствия отражаются на их повседневной жизни.

1.2 Классификация кризисов

На практике оказывается, что кризисы различныи по сути и по причинам, ипо сути. Еслисформировать разветвленную классификацию кризисов, которая обязательна в использовании для дифференциации средств и способов управления ими. Когда есть понятие и понимание характера кризиса, тогда больше возможность снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения безболезненности протекания (рис. 2).


Рисунок 2 - Типология кризисов

С целью отладки и исследования соответственной антикризисной стратегии применимы классификации кризисов.

. Согласно обстаятельствам появления.

.1. Стратегический кризис - задевает без исключения области районной экономики, появляется при утере администрацией стратегического видения проблем развития территории, присутствие способности сберечь в большей степени управленческой системы управления и отказе переходить на рыночные методы хозяйствования.

.2. Кризис «успеха» - возникновение неплатежеспособности в связи с недостатками менеджмента, когда наблюдается необоснованный рост расходов бюджета, что в последствии может привести к неизбежному расширению использования заемных средств. Выражается в снизившейся доле собственных доходов бюджета.

.3. Кризис неплатежеспособности - внешнее проявление нарушений в функционировании территориальной системы, когда муниципальное образование не можетоплатить свои долги. Причина такого кризиса - несвоевременное пополнение средств в местный бюджет от других уровней бюджетной системы, разовые незапланированные расходы бюджета, необходимость формировать резервные фонды. Кредиторы не хотят ждать оплату за поставленные товары и оказанные услуги, а также выполнять работы или услуги по муниципальному заказу без предоплаты, банки отказываются выдавать кредиты. Кризис неплатежеспособности может быть устранен за короткое время, но при частом возникновении фактов неплатежеспособности с некоторого момента платежи резко прекращаются.

. По длительности.

.1. Долгосрочный - для стратегического кризиса.

.2. Среднесрочный - для кризиса «успеха».

.3. Краткосрочный - для кризиса неплатежеспособности.

. По стадиям.

.1. Обратимые кризисы - администрация городского образования единолично или же с участием заинтересованных сторон, проводит перемены в финансовой, экономической, общественной и политической сферах, коя ведет к возобновлению платежеспособности.

.2. Необратимые кризисы - администрация городского образования не может изменить кризисную обстановку, непременно федеральное вмешательство.

. По сфере возникновения.

.1. Эндогенные кризисы - возникают снутри городского образования, в оснавном, в следствии корректного управления. Дабы его обнаружить, необходимы добавочные изыскания в сфере менеджмента и маркетинга при применении внутреннего анализа.

.2. Экзогенные кризисы не зависятот муниципального образования, это высокий уровень инфляции, высокие проценты по кредитам, нестабильность налоговой системы и межбюджетных отношений, социальная напряженность, несовершенство системы государственного регулирования цен и тарифов, в основном на услуги субъектов естественных монополий и др. Для диагностики нужны дополнительные исследования региональных и местных рынков ссудного капитала, рабочей силы и др.

5.По природе.

5.1.Экономические. В основе экономических кризисов нерациональное использование ресурсов (трудовых, природных, земельных, производственных) или их недостаток в силу невыгодного географического положения или истощения месторождений природных ископаемых, физического и морального износа основных фондов, низкой квалификации рабочих и управленческих кадров, неэффективного использования муниципальной собственности, низкой инвестиционной привлекательности территории.

5.2.Бюджетно-финансовые кризисы появляются в связи с несбалансированной бюджетной политикой, заниженной налоговой базой регионального самоуправления, просроченным поступлением налогов и других обязательных платежей, высоким уровнем заимствований, низкой платежной дисциплиной, не полным правовым и методическим обеспечением системы управления муниципальным долгом, прямыми нарушениями финансовой дисциплины, исполнением муниципальными образованиями отдельных государственных полномочий без соответствующей финансовой или имущественной поддержки.

.3.Общественно-политические кризисы свойственны для территориальных концепций и появляются равно как результат неверной политики местных властей, внутренней войны между политическими партиями и течениями, утратой контролирования ситуацией со стороны главы администрации, индивидуальных амбиций отдельных политических лидеров.

.4.Социальные кризисы чреваты государственными, народными, церковными инциндентами, а кроме того с значительной степенью отсутствия рабочих мест, острой дифференциацией прибыли людей и неосуществимостьюприобрести целый комплект нужных социальных услуг,согласно минимальным социальным стандартам.

.5.Экологические кризисы и чрезвычайные ситуации появляются равнокак результат последствия стихийных бедствий, естественных и техногенных катастроф, неадекватного воздействия человека на окружающую среду, животный и растительный мир и отсутствие своевременных мер по их защите. Свойственно осложнение производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической ситуации, появление эпидемий, эпизоотий, эпифитотий.

6.1.Национальные - охватывают всю территорию страны.

6.2.Региональные - огибают территорию отдельного субъекта федерации или территорию нескольких муниципальных образований, которые расположенны в различных субъектах федерации (но с общими границами).

.3.Местные - охватывают территорию отдельного муниципального образования или локальные кризисные территории внутри крупных муниципальных образований.

7.По глубине.

7.1.Локальные - затрагивают отдельные подсистемы территориальной системы управления, выделенные по предметному, функциональному или другому признаку.

7.2.Системные - затрагивают все подсистемы территориальной системы управления.

8.По периодичности.

8.1.Циклические кризисы связаны с циклическими колебаниями экономики.

8.2.Нециклические кризисы не связаны с циклическими колебаниями экономики, а вызваны причинами объективного или субъективного характера [3].

1.3 Экономический цикл

С переходом капиталистического общества к индустриальному производству, произошли изменения воспроизводства, которые приняли циклический характер. Цикл включает в себя ряд последовательно сменяющих друг друга фаз.

Экономические циклыпервичного периода (в эпоху классического капитализма) и современные имеют ряд различий между собой. Различия проявляются в степени нарушения экономического равновесия, разделение циклов на различные фазы, продолжительности, участии государства в регулировании циклов.

Рисунок 2. Взаимосвязь различных категорий: институциональных форм, режима накопления, механизмов регуляции и кризисов



Экономический цикл (его также часто называют деловой цикл) в его классическом варианте. Распадается на четыре фазы. В каждой из них наблюдалась различная динамика объема производства, уровня цен, занятости служащих, нормы процента. Исходной фазой цикла - это кризис. В этом случае, согласно классификации, говорим об общем временном кризисе перепроизводства. Здесь наблюдается понижение уровня и темпов экономического роста, после которого следуетпонижение размеров производства продукции. Это связанно с перепроизводством благ. Многократнособираются нереализованные товары.За этим следуетмногочисленные банкротства (разорение) промышленных и торговых организаций, из-за невозможно реализоватьнакопившиеся товары. Вследствие снижения производства,идет уменьшение рабочих мест, понижается заработная плата. В сообществе происходит нарушение кредитных связей, разлаживается рынок ценных бумаг, снижаются курсы акций. Все предприниматели нуждаются в денежных средствах, что бы погасить накопившиеся задолженности, идет повышениебанковского процента.

За этим идет следующая фаза - депрессия (лат. Depressio - понижение, подавление). Идет приостановление спада производства, и как следствие понижение цен. Снижаются запасы товаров. Появляется незначительный спрос, идет увеличение массы свободного денежного капитала,минимально понижается ставка банковского процента. Во время депрессии предложение изделий, больше не обгоняет спрос, и между ними устанавливается равновесие. Одновременно с этим происходит создание естественных условий для безболезненного выхода из кризиса. Понижаются цены на средства производства, и происходит удешевление кредита, это помогает новому накоплению капитала, восстановлению расширенного производства на новой технической основе.

Далее следует фаза - оживление- производство расширяется до его предкризисного уровня. Запасы товаровдоходят до уровня, который необходим для безотказного снабжения рынка. С возрастанием покупательского спроса, цены понемногу ползут вверх. Появляются рабочие места, падает уровень безработицы. Поднимается спрос на денежный капитал, и ставка процента увеличивается. После чего идет фаза подъема. В этом периоде выпуск товаров превышает предкризисный уровень. Сокращается безработица. С расширением покупательского спроса возрастают цены на товары. Повышается прибыльность производства. Увеличиваются спрос на кредитные средства и соответственно возрастает норма банковского процента. Экономический цикл изображен графически на рис. 3.


Рисунок 3. Экономический цикл

Впервые экономический кризис перепроизводства произошел в 1825 г. в Англии. Затем циклическое - волнообразное развитие хозяйства стало характерно для всех капиталистических стран. В XIX в. и в первой половине XX в. кризисы периодически повторялись примерно через 10-12 лет.

2. Роль государства в рыночной экономике

Анализ итогов реформ в современном обществеуказывает, на то, что их идеологи, используют лозунг «реальный социализм побежден капитализмом», попробовали перенести на страну принципы развития экономики, распространенные в совершенно иных географических и исторических границах, не учитывая при этом уроки практики, что режимы функционирования экономики различаются во времени и пространстве. Наглядным подтверждением этого являются различные варианты капиталистического развития, например, в Германии, США, Швеции, Франции, Японии.

Рыночная экономика - это не самоцель, а средство. Поэтому усилия государства должны направляться на поиск путей, направленных на максимальное использование имеющегося научно-технического и производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, обеспечение широкой социальной поддержки реформ.

В связи с этим должны создаватьсяопределенные методы проведения активной промышленной и социальной политики, где пристальное внимание уделяется проблеме формирования всего многообразия институтов, без которых не бывает нормального функционирования рыночной системы. Этоглавное для России, даже если представить, что рынок - это саморегулируемая система, хотя это верно только при очень жестких условиях, он все-таки никогда не сможет быть самообразующейся системой. В нашей стране сейчас - не рынок, на коем господствует чистая и совершенная конкуренция, а иллюзия рынка с процветанием различных мафиозных образований.

В трудных обстоятельствах совершенно не риторической является проблема: одни и те же факторы, позволившие институализировать режим масштабного производства и потребления после второй мировой войны, сейчас ухудшают структурный кризис, который характерен для многих европейских стран? Серьезно говоря, ответ на этот феномен механизма развития, разложения и упадка, является одной из самых актуальных задач. Ей посвящены труды многих видных ученых мира. Для нас, россиян, понимание этого феномена, как и всей современной теории регулирования, имеет непреходящее значение.

Центральная проблема развития - это взаимоотношения между правительством и рынком. Мировой опыт подсказывает, что рынок конкурирующих продавцов является пока наилучшим способом эффективной организации производства и распределения товаров и услуг. Но в пустоте рынок не может развиваться, необходима правовая и регулирующая основы.

Вот государство и создаетэтуплатформу для развития, защищая и охраняя права собственности, создавая правовые и другие регулирующие системы, помогает эффективной предпринимательской деятельности граждан и сохранению окружающей среды. Как рынок отличается его различными формами, так и государство дает знать о себе тоже различными способами и формами.

Вмешательство государства не всегда выражается в организации компании какой-либо деятельности. Оно может выступать в виде регулирования частной активности, принимать форму финансовой поддержки или трансфертов благ и услуг, в иных проявлениях.

На рис. 4 отображенывзаимоотношения между государством и рынком в четырех аспектах: развитие человека, внутренняя экономика, международная экономика и макроэкономическая политика. Это взаимосвязанные сферы деятельности.

Рисунок 4. Взаимодействие элементов стратегии развития, благожелательной к рынку

Образование делает внутреннюю экономику наиболее производительной благодаря тому, что убыстряетсяпонимание новых технологий. Или другой пример: стабильная макроэкономика помогает внутренней системе цен, поскольку она рассеивает туман инфляции. Но эффективность микроэкономики также облегчает возможность поддерживать инфляцию на низком уровне: чем меньше нежизнеспособных компаний, меньшая потребность в субсидиях, которые усиливают дефицит государственного сектора. Все 4 направления деятельности достойно того, чтобы их изучить.

Реформы приносятконкретныеизменения в обязанности государства, организации и народа. В рамках советской системы, экономические функции государства сводилиськ удовлетворению запросов и нужд,людей и организаций. В условиях рынка, предприятиясамиделаютэффективность и прибыльность товара. Люди самиотвечают за свое трудоустройство и за реализацию своих возможностей. Государство должно контролироватьвзаимодействия масштабов и скоростиизменений и происхождение опасных тенденций, угрожающих социальной стабильности и безопасности страны. Динамика выхода из кризиса, апотоми экономического роста, определяется его умению поощрять изменение институциональных форм, адекватных времени. За кризисом, представляющим собой разорение всего устаревшего и который ведет к изменениям прежних представлений, важноотследить зародыши нового, вокруг которого и будет совершаться перестройка всего экономического и социального пространства.

Данная функция страныобусловленапребыванием демократической власти, которая заинтересована в социально ориентированном характере проводимых реформ, исполняющая политику в интересах сообщества в общем, а не по группам, кланам и элитам. Случается,переделка власти врабочий структурный механизм сообщества, гарантирующийнормальную замену администраций согласно с волей избирателей и защищающий общество от монополизации власти. Это вероятно воплотить только при наличии государственного и общественного контроля над властью.

Чтобы заставить работать социальные факторы, если мы хотим получить наибольшую отдачу, требуетсяпридерживаться ряда условий. Это развитие законодательной базы и действенных механизмов исполнения всеми законов. Если в сообществе не работает государственно-правовая система, которая гарантирующая силой закона предупреждение разрушительных конфликтов, растет теневая экономика. Теневики, естественно, не отчитываются перед органами статистики о своем хозяйственном обороте. Становится понятно, что, статистически полная и достоверная оценка масштабов теневой экономики невозможна. Но и эту задачу можно решить. Теневикиимеют различия по характеру связи с производством. Одни из них занимаются производством товаров и услуг, другая -занимается распределением созданного продукта. Отличаются и субъекты теневой экономики, их интересы. Соответствующие типажи, определяемые особенностями сфер функционирования, используемых методов и форм теневой деятельности, образуют своего рода пирамиду. Наверху - сугубо криминальные элементы, торговцы наркотиками и оружием, наемные убийцы, рэкетиры и т. д. Здесь можно встретить и классически коррумпированных представителей органов власти и управления, которые берут огромные взятки, торгуют государственными должностями и интересами. Они образуют своеобразную надстройку теневой экономики, которая составляет, по экспертным оценкам, от 5 до 25% всей пирамиды и обладающую большими ресурсами, силой и влиянием.

По оценкам, размеры российского теневого капитала по отношению к валовому внутреннему продукту сравнимы по доле «затенения» экономики отдельных стран Латинской Америки, в которых она достигает 60-65%. Даже по официальным данным, минимально 25% доходов населения проходит в скрытой форме. Учитывая уроки зарубежных стран, да и анализ отечественной практики, можно увидеть, что определяющую роль в быстром росте масштабов теневой экономики в России сыграли просчеты и ошибки в проведении экономических преобразований. Что и привело к формированию дестимулирующего механизма легальной экономической деятельности и дестабилизации материального положения людей. Важным условием в этом процессе выступает формирование механизмов, обеспечивающих разрешение социальных противоречий, поддержание экономической безопасности, политическую стабильность и ориентацию на правовую защиту личности, социализацию хозяйственной деятельности. Стратегия реформ должна предугадывать предварительную оценку социальных последствий этих решений, их корректировку и систему мер по смягчению и компенсации негативных последствий. Все это предполагает необходимость нового подхода к управлению социально-экономическими процессами, учитывающему неопределенность результатов хозяйственных решений, неизбежные факторы риска.

Применение концепции риска предполагает предусмотрениеразличныхопасных ситуаций, оценку возможных потерь для людей с выявлением их качественного и количественного характера, в зависимости от масштабов и реальности их возмещения. В разработке и реализации такой концепции заинтересовано само государство. В его компетенции находятся огромные высоколиквидные материальные активы. Как собственник, государство, крайне заинтересовано в наращенном воспроизводстве принадлежащего ему промышленного и финансового капитала. Повышение доходности государственной собственности напрямую зависит от управления ею. Свои управленческие функции государство реализует в нескольких сферах. Во-первых, это предприятия федерального подчинения. Организацию управления ими как имущественными комплексами осуществляет Министерство государственного имущества России.

Оперативное руководство (управление) производством осталось за отраслевыми министерствами и ведомствами. Такое разделение функций повлекло за собой множество проблем, хотя задумывалось с целью более эффективного управления предприятиями.

Согласно Гражданскому кодексу РФ федеральная собственность предоставляетсяорганизациям на правах хозяйственного ведения, учреждениям - на праве оперативного управления.

.Изначально это - контроль за тем, как используют собственность. В отношении компаний - эффективно или нет, учреждений - по назначению или нет. При грамотной постановке дел,приходить возможность мониторинга за финансовым состоянием и его развитием на предприятии, путями реструктуризации производства, его диверсификации, осуществлением стратегического планирования.

.Это предприятия с государственной долей участия в уставном капитале. На этих предприятиях государственная доля акций не подлежит продаже и они также являются объектами воздействия со стороны государства. Осуществляется оно путем включения в органы управления этих предприятий представителей государства. Практика показала, что институт представителей государства в органах управления предприятий не всегда оправданно формировать только из государственных служащих - специалистов министерств и ведомств. Представитель государства в органе управления предприятием должен быть хорошим менеджером, владеть методами исследования систем управления, обладать чувством социальной ответственности.

.Государство обладает недвижимым имуществом. Это золотой фонд государственной собственности, который всегда в цене и должен постоянно эффективно функционировать. К сожалению, до последнего времени приоритетным направлением в этой области является продажа недвижимости для наполнения государственного бюджета. Между тем более эффективным может быть путь регулирования через систему национального имущества, предлагаемый учеными Центрального экономико-математического института Российской академии наук (ЦЭМИ РАН). Суть его заключается в организации использования этого имущества на условиях аренды. Этот способ регулирования служит преградой для превращения предприятий в чисто имущественные объекты с утратой ими производственных и хозяйственных функций и массовыми увольнениями их работников.

. С деятельностью государства взаимосвязаны земельные отношения. В этой сфере действуют более сотни законодательных актов, которые нередко носят противоречивый характер и не способствуют эффективному развитию сельскохозяйственного производства. За 2006 - 2007 гг. продукция сельского хозяйства сократилась на 38%. А ведь с сельским хозяйством связана жизнь и деятельность почти 40 млн. сельских жителей.

В конце концов, в поле муниципального регулирования присутствуют отношения собственности в регионах. Де-юре перевести недвижимость из одной формы принадлежности в иную не большая проблема. Основное, это добиться, реализации интересов работника, компании, страны. На практике ведь, превалирует передача федеральных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации в счет закрытия долга государства их бюджетам, что связано с пониманием того, что предприятие - имущество, имеющее определенную стоимость. Упускается из виду, однако, главное, а именно: предприятие является основным структурообразующим элементом экономики. В нем для производства продукции соединяются трудовые, материальные и финансовые ресурсы, оно является источником удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах и местом приложения сил большинства трудоспособного населения страны.

.1 Виды государственного регулирования кризисных ситуаций

В основном всякое вмешательство государства в экономику связано с двумя вопросами: почему государство это делает? как оно это делает?

Ответ на второй вопрос«почему государство это делает»,связан с нормативно-законодательной деятельностью, финансовым регулированием, деятельностью в сфере производства и перераспределения доходов.

Виды государственного регулирования:

) Нормативно-законодательная деятельность. Государственное нормативное регулирование в сфере социальных ценностей,в условиях кризиса, становится особенно значимым. Это заинтересованность государства связана с конкретной необходимостью поддержки в трудное время, эффективности и справедливости рынка, в необходимости потребителей, наличие достоверной информации. Это требует рост опасных для здоровья и жизни людей причин. Исходя из этого государство усиливает режим контроля над соблюдением законов и нормативных актов, особенно если это связанно с изготовлением и продажей алкоголя, продуктов питания, медицинские препараты, серьезная электробытовой техники.

Огромна роль государства в контроледругих направлений социальной жизни: занятость, трудовые отношения, развитие домохозяйств. Осуществление контроля происходит при помощи широкого арсенала законодательных и административно-правовых мер, политики цен и тарифов, налогов, социальных трансфертов, экологических правил.

) Финансовое регулирование. Это контроль совокупности денежных средств, которые находятся в распоряжении домохозяйства, компании или государства, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования. В стране денежные ресурсы подпитываютсябюджетом, обеспечивающим их перераспределение, в соответствии с принятыми критериями и условиями.

Бюджетная политика в известной мере реализует, и общие цели, стоящие перед любой бюджетной системой. Это концентрация и централизация денежных ресурсов, воздействие на экономический рост и занятость, обеспечение экономических и политических функций державы.

) Ценовая политика. Государству требуется решить проблему несоответствия цен на ресурсы и транспортные тарифы природным условиям и главенствующим в стране ресурсоемким технологиям. Смысл ценового образования объясняется тем, что верхние (близкие к мировым и даже превышающие их) цены на ресурсы, объясняются не только единоличиемподобных товаропроизводителей, но и увеличившейсямассой посредников и нереально высокой налоговой нагрузкой на ресурсы.

) Промышленная политика. Победанад кризисным состоянием обуславливает подготовки материальной основы для повышения уровня жизни населения в России. Толчком здесь выступает производительность, которой управляет научно-технический прогресс, находящийся, в свою очередь, влиянием истории, культуры, образования, институциональных факторов и политики. Производительность связана с инвестициями в человеческий капитал и в качество окружающей среды.

Помочь с решением этой задачи сможет лишь государство. Никакой другой институт не сможет достичь нужной оптимизации структуры народного хозяйства, внедрения достижений научно-технического прогресса в производство, преодоления сырьевой направленности экспорта.

Главным этапом промышленной политики,являетсявозросшая роль научно-технического прогресса. Конкретноему и общемировым тенденциям к интеграции национальных экономик предсказываютскорое расширение и обновление ассортимента продукции, ее техническое усложнение, повышение наукоемкое.

) Социальная политика. Социально-экономический кризис сопровождается массированным и неэффективным размещением труда и капитала, резким спадом размеров производства в государственном секторе экономики. Несмотря на то, что именно из него поступала в государственный бюджет, значимая доля доходов, в этом же секторе очень медленно сокращаются государственные расходы. Расходы на социальные нужды государство понижает тогда, когда резко возрастает нужда в социальной защите.

Отталкиваясь от этого, социальная политика государства должна предусматривать регулирование рыночных сил. Оно помогает в решении проблем, которые связаны с несостоятельностью рынка, а для компании процесса перераспределения доходов. Главное в этой деятельности это - недопущение абсолютной бедности. Борьба с бедностью является основой для поддержания уровня жизни, и входит сюда социальное страхование и выравнивание доходов. Цель социального страхования -уберечь людей от неожиданного и недопустимо сильного понижения уровня жизни. Цель выравнивания доходов - гарантировать людям, возможность фактически перераспределять собственный доход.

Потребность казенного финансирования медицинского обслуживания вызвана необходимостью, и производством общественных удобств и, обеспечением широкого доступа людямк предложениям здравоохранения. В условиях кризиса возникает потребность в сочетании рыночных механизмов с государственным регулированием социально-экономических процессов на всех уровнях - от федерального до муниципального.

Заключение

Глобальный экономический кризис имеет системный характер, завладеваябольшей частью отраслей экономики и социальной сферы в мире, оказывает влияние на структуру мировой экономики и принципы международных экономических отношений. Вероятнее всего, что кризис будет длительным по времени, учитывая эти факторы при выработке и реализации антикризисных мер, правительство отталкивается от обязательного сохранения нужного объема накопленных финансовых ресурсов для решения, как антикризисных задач, так и задач стратегического развития в последующие годы.

Исходя из этого, стоит озвучитьтакой набор обязательных стратегических правительственных мероприятий для России:

·снижение процентных ставок;

·проведение частичной, стратегически-избирательной национализации базовых отраслей и восстановление вертикально интегрированных структур в промышленности и национальном хозяйстве;

·упорядочение институциональных модификаций и правовых ограничений функционирования воспроизводственных контуров хозяйственной системы России;

·привлечение бюджетного механизма для наращивания государственных инвестиций в инфраструктуру, фундаментальную науку и развитие базовых технологий, подчинив эти составляющие необходимости создания высокоэффективных вертикально интегрированных структур при обеспечении такого уровня экономики, который бы создавал и поддерживал необходимую конкуренцию.

Правительство будет осуществлять свою деятельность, исходя из шести основных приоритетов:

.Публичные обязательства государства перед людьми будут выполняться в полном объеме. Гражданам и семьям, наиболее пострадавшим в период мирового экономического кризиса, будет оказана необходимая поддержка, что указывает на усиление социальной защиты населения, возрастание объемов и качества оказания социальных и медицинских услуг, улучшение ситуации с лекарственным обеспечением, особенно жизненно необходимыми лекарственными средствами. Будут расширение масштабов деятельности государства в сфере занятости, противостояние к росту безработицы, развития программ переобучения и переподготовки сотрудников, которые находятся под риском увольнения;

.Промышленный и технологический потенциал будущего роста должен быть сохранен и усилен. Правительство не потребуется вкладывать деньги налогоплательщиков дабыподдержать неэффективные производства. Зато организации в последнее время доказавшие свою эффективность, вложившие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, на полном основании могут рассчитывать на поддержку государства в решении наиболее острых проблем, вызванных кризисом;

Основным в посткризисном возобновлении и дальнейшем поступательном формировании, обязан становиться внутренний спрос. Уменьшение связи финансового роста с внешних факторов, максимальное действенное использование внутренних ресурсов, станут основными проблемами Правительства в ближайшие года. Основную значимость в условиях кризиса, будет обладать естественный спрос со стороны государства (госинвестиции и гос. купки), однако согласно критерию нормализации условия личные потребности (потребность в жилище, узкопотребительские продукты, товары российского изготовления) будут обладать достаточной значимостью, и Правительство примет нужные мероприятия к его наращиванию.

Кризис - не является поводом отказываться от долгосрочных приоритетов модернизации государства. Эта работа будет активизирована и ускорена. Основная модернизационная задача Правительства -изменение существующей модели экономического роста. Вместо «нефтяного» роста мы должны перейти к инновационному. Будет дана поддержка важнейшим инновационным процессам, сюда будет входить повышение энергоэффективности экономики. Инвестиции в человеческий капитал - образование и здравоохранение - будут главным приоритетом бюджетных расходов. Запланированные инфраструктурные объекты, необходимые для повышения эффективности экономики, обязаны быть построены, но за меньшие средства;

Ответственный бизнес должен быть освобожден от давления чиновников. Правительство продолжит снижать административные барьеры для бизнеса, являющиеся одной из причин коррупции. Будет также создан новый комплекс мер, который позволит малому бизнесу успешно развиваться в условиях кризиса.

Экономика должна опираться на мощную национальную финансовую систему. Правительство должно принять все необходимые усилия для нормального функционирования финансового сектора, включая банковскую систему и фондовый рынок, для поступления в экономику необходимых объемов кредитных ресурсов через банковский сектор. При этом особое внимание будет уделено скорости принятия и реализации решений.


1.Антикризисное управление. Журнал «Хозяйство и право», 2007, №8.

2.Антикризисное управление: принятие решений на краю пропасти. Журнал «Проблемы теории и практики управления», 2005, №4.

.Архипов В.Г., Ветошникова Ю. «Стратегия выживания промышленных предприятий». Журнал «Вопросы экономики», 2008, №12.

.Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2003.

.Амаржуев О.В. Дорогавцев А.Е. Неплатежи: способы предотвращения и сокращения. Практ. пособие - М. Аркаюр, 2004

.Ансофф И. Стратегическое управление/ Под ред.: Л.И. Евенко. Пер. с англ. - М.: Экономика, 2008.

.Антикризисное управление /под. ред. Короткова Э.М. - М: ИНФРА-М, 2007.

.Антикризисный менеджмент /под. ред. проф. Грязновой А.Г. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2008.

.Балдин К. В. Антикризисное управление. М.: «Дашков и К», 2005. 316

.Брылёв Н.И. Кризис. Общее понятие, определение, признаки. URL: http://www.nbrilev.ru/krizis.htm (дата обращения 20.01.2011).

.Коротков Э.М. Антикризисное управление. М.: Инфра-М, 2003. 432

.Лебедев И.Н. Понятие и сущность кризисов, фазы экономического кризиса. URL: http://eumtp.ru/?p=933 (дата обращения 20.01.2011).

.Мау В. Драма 2008 года: от экономического чуда к экономическому кризису / Вопросы экономики. 2009. № 2. С. 4-24.

.Основы функциональной реструктуризации организации в условиях кризиса. Программно-методический комплекс КИС:Бюджетирование 2.2. URL: http://www.smartcat.ru/Management/sunkcostsM.shtml (дата обращения 20.01.2011).

.Ряховская А.Н. Антикризисное управление в муниципальных образованиях. Попытка оценки перспектив. URL: http://www.anticrisis.ru/01_910_02.htm (дата обращения 20.01.2011).

.Хубиев К. Особенности российского экономического цикла / Экономист. 2009. № 3. С. 38-45.

Похожие работы на - Государственное регулирование кризисных ситуаций в экономике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!