Государственная политика занятости в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,22 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственная политика занятости в России

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Государственная политика занятости в России

 

ВВЕДЕНИЕ

Одной из основных социально-экономических проблем современного этапа развития русского общества является проблема безработицы.

Безработица ведет к существенному сокращению потенциального валового внутреннего продукта и национального дохода страны, не говоря уже о потерях одного из главных факторов производства - рабочей силы, а также к значительным расходам средств налогоплательщиков для осуществления таких социальных выплат как пособия по безработице, для переобучения (переквалификации) безработных граждан и их последующего трудоустройства. Очевидно, что в случае неполного использования имеющихся трудовых ресурсов, экономическая система работает, не достигая пределов своих возможностей, то есть исключается возможность реального роста экономики в стране.

Серьезные негативные последствия безработица оказывает и на жизнь граждан. Многими учеными были проведены исследования, доказавшие, что потеря работы человеком может привести к его серьезным психологическим расстройствам. Однако, в нашей стране разработка средств и способов психологической помощи безработным находится лишь в стадии своего развития, и область человеческих переживаний, вызванных тем, что человек лишился одного из главных составляющих своей жизни, а также работа различных внешних и внутренних механизмов, поддерживающих его в подобной кризисной ситуации еще не являются объектами научных исследований. В европейских же странах изучению этой проблемы посвящен целый раздел психологии.

Уровень безработицы является одним из ключевых показателей для оценки общего состояния экономики. Поэтому проблема занятости в России в условиях перехода к рыночным отношениям в экономике приобретает особую актуальность и, соответственно, требует большего внимания экономической науки, а также других социальных наук.

Таким образом, безработица - это социальное явление, возникшее в силу определенных экономических причин, характеризующееся наличием в стране экономически активного населения не занятого в производстве товаров и услуг. Изучение данной проблемы для дальнейшей разработки путей ее преодоления (т.е. сведения к минимальному уровню), а также создание способов увеличения числа занятых являются одними из основных задач макроэкономической политики государства.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЗАНЯТОСТИ

безработица занятость экономический

1.1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ. ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ


Начнем с того, что дадим определение понятию "безработица". Безработицей представляет собой социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения страны не занята в производстве товаров или услуг. Безработицу нельзя назвать только лишь экономическим феноменом, так как многие ее последствия носят и социальный характер, следовательно, безработица - это явление социально-экономическое. Точнее даже будет сказать, что безработица - это социальное явление, возникшее в силу ряда экономических причин. В некоторых учебниках термину безработица дается несколько иное определение: Безработица - превышение объема предложения над объемом спроса на рынке труда [6]. Обычно безработными признаются граждане, которые на момент проведения статистического обследования не имеет рабочего места, но активно занимаются его поисками и готовы приступить к работе [5].

Противоположным понятию "безработица" выступает понятие "занятость". Занятость - это деятельность граждан, направленная на создание товаров и услуг и, как правило, приносящая им доход. К категории занятых помимо работников по найму относятся военнослужащие, студенты, а также лица, занимающиеся ведением домашнего хозяйства и осуществляющие уход за детьми и престарелыми.

В экономике выделяют три основные концепции объяснения возникновения безработицы: классическая, монетаристская и кейнсианская.

Классическая экономическая теория полагает, что причиной безработицы является слишком завышенная заработная плата, которая приводит к превышению предложения труда над спросом на него. Если в такой ситуации снизить заработную плату, то предложение снизится и, параллельно увеличится спрос на рабочую силу. В случаях, когда работники и профсоюзы упорно препятствуют снижению уровня заработной платы, они "добровольно" соглашаются на существование определенного числа безработных.

С точки зрения монетаристов, механизмы функционирования рынка труда были повреждены из-за излишнего вмешательства государства и деятельности профсоюзов. В качестве средства от безработицы сторонники монетаристской теории видели повышение гибкости структуры рынка труда, позволяющей создать гибкую систему образования, которая, в свою очередь, могла бы быстро подстраиваться под изменяющиеся требования к уровню подготовки будущих кадров.

Теория рациональных ожиданий являет собой течение, близкое к монетаризму. Они считали, сто в основе многих проблем лежит экономическая политика государства.

Кейнсианская теория объясняет занятость с точки зрения формирования совокупного спроса. В кейнсианстве существует идея о том, что рыночной экономике не свойственно равновесие, которое могло бы обеспечить полную занятость. Причиной тому является склонность людей сберегать часть своих доходов, следствием является превышение совокупного предложения над совокупным спросом. Кейнс выстроил такую цепочку: падение совокупного спроса влечет за собой сокращение производства. Сокращение производства приводит к банкротству небольших производителей и к увольнению работников более крупными предприятиями, то есть к масштабной безработице. Безработица вызывает снижение доходов потенциальных потребителей товаров и услуг, которое в конечном итоге приводит к снижению спроса на продукцию. Образуется замкнутый круг.

Кейнс предлагал такое решение проблемы. Государство должно повлиять на совокупный спрос посредством предоставления предприятиям крупного заказа, выполнение которого потребует дополнительного найма рабочей силы. Бывшие безработные начнут получать заработную плату, и их расходы увеличатся, тем самым повысив совокупный спрос. Увеличение спроса вызовет рост совокупного предложения и оживления экономики. Причем полезность изначально предоставленного государственно заказа в данном случае не имеет значения.

Западные экономисты считают безработицу неотъемлемым элементом любой экономической системы, хотя и выделяют разные причины ее возникновения.

Теперь разберемся с разновидностями безработицы. В зависимости от причин возникновения выделяют следующие виды безработицы:

·   Фрикционная. Это тип безработицы, который вызван затратами времени, направленными на поиск новой работы. Продолжительность ~ 1-3,5 месяца. Сюда можно отнести следующие ситуации: во-первых, когда работник добровольно оставляет свое место с целью найти более высокооплачиваемую или более подходящую ему в силе других причин должность. Во-вторых, когда уволенный рабочий пытается найти новую работу. И, наконец, в-третьих, ситуации, когда граждане впервые вступают на рынок труда. [3]

·   Структурная. Данный тип безработицы является следствием структурных изменений в самом спросе на труд. Иными словами можно сказать, что достижения научно-технического прогресса и различные изменения в технологии постепенно изменяют требования к квалификации и навыкам работников, занятых в данной отрасли, а затем, как следствие, уменьшают спрос на труд работников, обладающих устаревшей и несоответствующей уровню развития производства квалификацией. В такой ситуации, во избежание роста безработицы, государство должно проводить ряд действий, позволяющих воспрепятствовать резкому увеличению числа безработных. Государство должно вести подготовку новых кадров, которые будут потребоваться в ближайшем будущем, а также не допускать резкой ликвидации крупных предприятий и исчезновения отраслей. Такой тип безработицы носит весьма долговременный характер. [3]

·   Естественная. Это такой процент безработных от общей численности трудоспособного населения во время экономической стабильности, при котором обеспечена полная занятость трудовых ресурсов. При естественной безработице люди, которые хотят работать, находят работу. Естественный уровень безработицы в экономике принято называть уровнем безработицы в условиях полной занятости. Полная занятость означает, что в экономике страны существуют только фрикционная и структурная безработица. Таким образом, естественный уровень безработицы представляет собой сумму уровней структурной и фрикционной безработицы и рассчитывается по следующей формуле:

u* = uфрикц + uструкт = (Uфрикц +Uструкт)/L * 100%,

где u* - естественный уровень безработицы, uфрикц - уровень фрикционной безработицы, uструкт - уровень структурной безработицы, Uфрикц - количество фрикционных безработных, Uструкт - количество структурных безработных, L - общая численность рабочей силы. [1]

·   Циклическая. Безработица, вызываемая циклическими (повторяющимися) спадами в экономике. Ее уровень динамично изменяется в зависимости от фазы экономического цикла. В фазе экономического роста растет спрос товары и услуги, следовательно растет и спрос на рабочую силу, а в период экономического спада, наоборот, падает спрос на различного рода товары и услуги, также сокращается и спрос на рабочую силу. Причем, если экономика страны находится в фазе рецессии довольно долгое время, уровень циклической безработицы может достигнуть 8-10%. Бывали случаи и когда уровень безработицы поднимался значительно выше 10%. В США в годы "Великой депрессии" безработным являлся практически каждый четвертый гражданин страны - безработица достигала 25%. Циклическая безработица рассчитывается как разность между уровнем безработицы в текущий момент экономического цикла и естественным уровнем безработицы.

·   Сезонная. Работники, выполняющие какие-либо сезонные работы, также относятся к категории безработных. Они остаются без работы на определенный период времени в силу того, что некоторые виды работ могут выполняться только в определенные периоды. Сезонная безработица не представляет никакой угрозы для экономики страны, так как с началом нового сезона, все сезонно безработные вернуться к выполнению своих работ. К данной категории безработных относятся прежде всего сельскохозяйственные рабочие (в особенности те, кто занят на уборке сельскохозяйственных культур). Также сюда можно отнести и обслуживающий персонал на различных курортах и местах для отдыха.

·   Технологическая. Это тип безработицы, в основу которой положен научно-технический прогресс и автоматизация производства. В связи с данными изменениями значительно уменьшается спрос на определенные профессии, что ведет к сокращению рабочих мест, увеличению числа безработных, и ,возможно, даже отмирания в будущем данных профессий.

·   Институциональная. Такая безработица возникает в случаях недостаточно эффективной организации рынка труда. Подобным примером недостаточно эффективной организации может послужить недостаточная проинформированность безработных граждан о количестве рабочих мест. Поскольку в нашей стране не действует закон об обязательной регистрации свободных рабочих мест, население обладает неполной информацией или, в некоторых, случаях, бывает даже дезинформировано, что в совокупности ведет к искусственному завышению уровня безработицы. Если говорить о биржах труда, то в целом их работу можно назвать безынициативной, так как их деятельность направлена только на выплату пособий по безработице, а не на общее улучшение ситуации занятости в стране. [4]

·   Добровольная. Данный тип безработицы составляют граждане, которые в силу определенных причин не хотят работать. К причинам, по которым граждане могут стать добровольно безработными относят прежде всего низкий уровень заработной платы, вторым типом причин являются определенного рода психологические особенности. Как выяснили западные ученые, в любом обществе существует определенный процент людей, которые не будут работать при любых предлагаемых им условиях, и количество таких безработных приблизительно составляет 15%. К такой категории, прежде всего, относятся лица без определенного места жительства. Опыт принудительного трудоустройства таких людей в нашей стране не принес ожидаемых результатов. [7]

·   Вынужденная. Такая безработица возникает в ситуациях, когда человек хочет и может трудиться при данном уроне заработной платы, но не может найти работу. Причиной выступает нарушение равновесия на рынке труда, в случае, когда уровень реальной заработной платы находится выше равновесного. То есть, растет предложение на рынке труда, что приводит к увеличению числа желающих работать по отношению к количеству свободных мест. Все это приводит к снижению реальной возможности трудоустройства.

·   Скрытая. Такой признается безработица, существующая в условиях неполной занятости граждан, то есть, когда рабочие заняты неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Такие граждане официально не регистрируются как безработные, и большинство из них такой график работы вполне устраивает. Зачастую, работники, занятые на производстве неполный рабочий день, были переведены на такой график работы в связи с экономическим кризисом. Предприятия в такой ситуации могли либо уволить часть сотрудников, либо перевести их на сокращенный рабочий день, либо отправить их в неоплачиваемые отпуска. То есть, формально, таких людей безработными назвать нельзя, но фактически именно такими они и являются. [7]

Знание разновидностей безработицы, характерных черт каждого ее типа позволяет государству разрабатывать правильную политику относительно рынка труда, направленную на повышение уровня занятости и снижения количества безработных.

1.2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ. МИРОВОЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ


Рынок труда является предметом серьезного государственного регулирования, так как он не может налаживать свои механизмы самостоятельно. Целями такой политики выступают, в первую очередь достижение полной занятости, то есть в экономике сохраняется естественный уровень безработицы, при условии полного отсутствия циклической безработицы. Также, одной из основных целей государственной политики регулирования занятости является создание гибкого рынка труда, который сможет быстро приспосабливаться к различным изменениям в экономике, а также оставаться управляемым и стабильным на фоне этих изменений.

Политика регулирования государством рынка труда осуществляется в двух формах - активной и пассивной.

Под активной политикой подразумеваются действия, направленные на преодоление безработицы и повышение уровня занятости посредством создания новых рабочих мест и переобучения работников. В развитых странах именно активная политика по достижению полной занятости является основным направлением политики, проводимой на рынке труда. Эта политика включает в себя ряд мер, к которым относятся:

·   Государственное стимулирование инвестиций в экономику, что и выступает одним из главных условий создания рабочих мест;

·   Организация и проведение переобучения структурно безработных;

·   Развитие различных социальных служб, помогающих безработным трудоустроится и предоставляющих достоверную информацию о свободных местах (службы занятости, биржи труда);

·   Поддержка мелкого и большого предпринимательства на государственном уровне. Такой способ повышения занятости позволяет достаточно быстро создать новые рабочие места, то есть подразумеваются, что по мере развития предприятий будут образовываться эти места. Такого рода поддержка малого и крупного бизнеса может осуществляться государством лишь косвенно, путем регулирования налогообложения и кредитно-финансовых механизмов. Однако, существуют еще и административные меры регулирования, которые предполагают внесение корректировок в действующее законодательство и контроль за их исполнением. В основном в нашей стране стимулирование предпринимательства реализуется путем субсидирования и снижения налогов. [9]

·   Стимулирование государством посредством различных законодательных актов предоставления рабочих мест молодежи и инвалидам;

·   Международное сотрудничество в решении проблем занятости;

·   Увеличение количества рабочих мест в государственном секторе - в сферах образования, медицинских услуг, строительстве общественных зданий и сооружений;

·   Организация и проведение общественных работ; [9]

Два вышеописанных способа привлечения безработных относятся к кейнсианской модели экономики. Их можно считать достаточно эффективными за счет того, что они показали свою действенность в годы Великой Депрессии в США. В целом, за все годы кризиса (1933-1939) на различных общественных работах было задействовано около 4 миллионов граждан.

Однако, помимо активной государственной политики регулирования рынка труда и отношений на рынке труда существует и пассивная. К ней относится выплата пособий по безработице, материальная помощь и прочие выплаты, а также бесплатное медицинское обслуживание. В ряде развитых стран, например, таких как Австралия и Бельгия, безработные получают финансовую помощь от государства на основе систем страхования по безработице. Задачей таких выплат является покрытие текущих расходов безработных. Такого типа материальная помощь может выплачиваться безработному от нескольких месяцев до бессрочного вспомоществования.

Государственная политика, направленная на регулирование занятости в различных странах имеет различные подходы к изучению и решению данной проблемы. В Германии действует закон о содействии занятости, в котором предусматривается оказание помощи во временном трудоустройстве пожилым гражданам и инвалидам. Согласно данному закону, предприятию, нанимающему работников в возрасте 50 лет и более предоставляются займы и субсидии, которые в дальнейшем расходуются на доплаты этим рабочим [8]. Похожий способ, только по отношению к молодежи, применяется в США. Там государство снимает бремя налогов с тех денежных средств, которые направляются предприятием на обучение молодежи. К тому же, предприятия и фирмы, подготавливающие лиц для дальнейшего трудоустройства у себя освобождаются частично или полностью от от выплат взносов в фонд социального страхования. В Великобритании отмечается серьезная работа, проводимая различными службами занятости и биржами труда. Там работники подобных служб, занимающихся вопросами занятости, посещают предприятия, подлежащие дальнейшей реорганизации. Целью таких визитов выступает выявление необходимой переориентации работников. Во Франции существует так называемая национальная ассоциация профессиональной подготовки, занимающаяся решением проблем переориентации рабочих. Ее услугами могут воспользоваться предприятия, заключившие с ней договор. В Японии существовал и продолжает существовать пожизненный найм работников, поэтому безработица там является традиционно низкой. Но такая методика поддержания низкого уровня безработицы не является благом для самих рабочих. Во время кризиса, рабочим значительно понижают заработную плату, а если человек решается уволиться, то в результате он теряет множество различных льгот, в том числе и пенсионных. Но в этом заключается их модель экономики - пожертвование благосостоянием отдельного человека, ради процветания нации.

Говоря о политике, направленной на регулирование занятости, нельзя не упомянуть о Международной организации труда (МОТ), так как любая проводимая государством политика базируется на принятых данной организацией конвенциях. МОТ была создана в 1919 для повышения благосостояния населения и качественного улучшения условий труда. Перед МОТ стоит ряд задач, к которым относятся:

·   Разработка согласованной политики, нацеленной на решение наиболее актуальных социально-трудовых проблем, и проведение ее в жизнь;

·   Разработка и принятие международных трудовых норм, представленных в виде конвенций и рекомендаций;

·   Оказание помощи странам-участницам организации в решении проблем занятости и безработицы;

·   Защита прав человека, к которым относятся право на труд и объединения, защита человека от принудительного труда, а также защита от дискриминации;

·   Организация и проведение борьбы с бедностью, борьба за улучшения социальных условий трудящихся;

·   Разработка программ, направленных на улучшение труда работников. Сюда же можно отнести и разработку норм, обеспечивающую работникам безопасность на производстве;

·   Разработка мер по защите наиболее уязвимых категорий граждан, к которым относятся женщины, пожилые люди, инвалиды и т.д.

В наши дни МОТ занимается организацией труда, активно проводятся работы по охране труда. Что касается вопросов заработной платы, тут главной целью является достижение гарантий оплаты труда. Также большое внимание уделяется и вопросу, связанному с оплатой труда по его результатам.

 

1.3 ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ


Последствия безработицы делятся на экономические и неэкономические. Начнем с экономических. Их тоже можно подразделить на две группы - индивидуальные последствия и последствия на уровне общества. Индивидуальные экономические последствия безработицы заключаются в утере своей квалификации и снижении текущего дохода, то есть потере части дохода. Как следствие, у человека значительно уменьшаются шансы найти новую высокооплачиваемую работу. Очень часто в вопросе оценивания негативных экономических последствий на уровне общества речь идет лишь о количестве высвобожденных мест и о сумме, расходуемой государством на выплату пособий по безработице. Однако, последствия безработицы намного глобальнее. Общественные экономические потери выражаются в большом количестве неработающих, но вместе с тем трудоспособных граждан, что ведет к снижению экономического потенциала, то есть безработица негативно сказывается на развитии общества, тормозя его. Это приводит к спаду в экономике, отставанию роста увеличения ВНП, а, следовательно, и к отставанию фактического ВВП от потенциального за счет того, что производственные ресурсы не расходуются в полной мере. Неполное расходование трудовых ресурсов сказывается на производстве, сокращая его объем. Также, за счет роста количества безработных граждан в обществе снижаются налоговые поступления в казну. Если представить все негативные экономические последствия в обобщенном виде, то получится следующее:

·   Сокращение производства;

·   Крупные расходы государства, направляемые на материальную помощь безработным;

·   Утрата гражданами своей квалификации;

·   Снижение уровня жизни;

·   Недопроизводство национального дохода;

·   Сокращение налоговых поступлений в казну.

Однако, среди экономических последствий безработицы специалисты выделяют ряд положительных. К таковым относят:

·   Создание резервной рабочей силы для структурной реорганизации экономики;

·   Конкуренция между рабочими, как фактор, побуждающий работников развивать и улучшать свои навыки, способности к труду, которые в дальнейшем помогут им трудоустройстве, сделав их более привлекательными, с точки зрения трудоспособности, для работодателей;

·   Безработица дает лицам, потерявшим работу, перерыв для возможного переобучения или повышения квалификации, получить профессию, которая будет более востребована на рынке труда и будет соответствовать текущей ситуации или технологии производства.

Теперь речь пойдет о неэкономических последствиях безработицы, которые, в свою очередь, подразделяются на психологические, социальные и политические. Как говорилось во введении, потеря человеком работы оказывает непосредственное воздействие на его психологическое состояние. Ситуации, когда человек теряет работу или долгое время не может трудоустроиться, могут в конечном итоге привести к серьезным психологическим стрессам, а также заболеваниям нервной системы, которые в очень редких случаях доходят и до самоубийства, и сердечно-сосудистым заболеваниям. Потеря человеком постоянного источника своего дохода в некоторых случаях доводит его до такой степени отчаяния, что он может даже преступить закон. В западных странах, согласно проведенным исследованиям, около 15% человек, обращающихся за помощью к психологам, делают это в связи с потерей рабочего места. Некоторые социальные последствия при их обострении перерастают в политические. Например, потеря работы большим количеством людей способна вызвать беспорядки на улицах городов, рост социальной напряженности, критической точкой которых может стать политический переворот. В действительности именно высокий уровень социальной и экономической нестабильности в стране порождает революции и военные перевороты.

Теперь перейдем к социальным последствиям безработицы, среди которых, аналогично экономическим, выделяют положительные и отрицательные. Начнем с отрицательных:

·   Обострение криминогенной ситуации. Психологическое состояние, подталкивающее безработных к преступлению закона - последствие психологическое, а вот уже сами преступления. Совершаемые ими и их воздействие на общество - это уже социальное последствие.

·   Усиление напряженности в обществе. Такая ситуация в обществе сопровождается конфликтами между индивидами и социальными группами, что, опять же, обостряет и без того сложную ситуацию, а также оказывает свое влияние и на вышеописанную криминогенную ситуацию в стране.

·   Увеличение социальной дифференциации. Действительно, безработица обостряет и без того довольно ярко выраженное расслоение в обществе. Та часть людей, которая теряет работу, теряет вместе с этим свой источник, приносящий им стабильный доход, и свое положение в обществе. Как следствие пропасть между богатыми и бедными, людьми обладающими доходом и безработными еще больше увеличивается.

Что же касается положительных последствий, то они выглядят следующим образом:

·   Возрастание ценности рабочего места. Количество желающих трудоустроиться превышает количество вакантных рабочих мест, то есть имеет место большой конкурс на каждое свободное место, соответственно ценность каждого рабочего места увеличивается.

·   Увеличение личного свободного времени. Такое время может быть потрачено на повышение квалификации или на различные занятия, приносящие личную пользу и удовлетворение человеку.

Таким образом, безработица представляет собой многогранное явление, изучение которого не может вестись лишь с какой-то одной точки зрения. То есть, говоря о безработице нельзя забывать, что она представляет собой феномен имеющий ряд последствий, затрагивающих абсолютно все сферы деятельности в обществе. Изучение вопроса безработицы должно вестись постоянно, так как условия, в которых она протекает изменяются практически каждый день. Любое сокращение фирмой своих официально зарегистрированных работников оказывает непосредственное влияние на уровень безработицы в целом по стране.

 

ГЛАВА 2. БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ

 

2.1 ОСОБЕННОСТИ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ


В первой главе рассматривались причины возникновения безработицы с точки зрения монетаризма, кейнсианства и классической экономической теории. Теперь рассмотрим непосредственно причины возникновения безработицы в России. Они связаны с:

·   Со структурными изменениями в экономике, то есть непосредственно с самим переходом к рыночным отношениям в экономике;

·   С изменением и увеличением количества форм собственности;

·   С изменениями в структуре и технологии производства;

·   С недостаточно быстрым ростом уровня квалификации рабочих;

·   Со слабым стимулированием развития малого предпринимательства;

·   С повышением смертности. В стране происходит демографический кризис, в результате которого уровень смертности поднялся выше уровня рождаемости, то есть уменьшилась численность населения.

·   С недостаточно хорошо развитой рыночной инфраструктурой.

Отличительной особенностью безработицы в России является ее наиболее яркое проявление в небольших городах. Это связано с тем, что производство в малых городах ведется в соответствующих им небольших объемах. Поэтому переезд людей в более крупные города с целью найти работу представляет собой довольно частое явление.

Также, отличительной особенностью является наличие в обществе групп людей сознательно не желающих работать и не регистрирующихся на бирже труда. Общая численность таких людей по некоторым данным составляет несколько миллионов человек. Хоть они и не имеют влияния на рынок труда, зато имеют воздействие на государственный бюджет, в особенности после принятия закона о пособиях на бедность. [16]

Особенностью российской безработицы является деление ее по возрастным группам. Например, в зависимости от количества безработных определенной возрастной группы можно судить об эффективности или неэффективности образования.

Безработицу России отличает и сравнительно более долгое пребывание людей в статусе безработных.

Можно сделать вывод, что все причины безработицы связаны с отсутствием реальных структурных преобразований экономической системы России и с недостаточно хорошо продуманной политикой занятости.

 

.2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В 2000-х


Уровень безработицы в России изменялся в зависимости от экономической ситуации, в которой находилась страна.

На начало 2000 года никто из специалистов не предсказывал российской экономике сохранения наметившейся тенденции подъема. Самые оптимистичные предсказания аналитиков предполагали, что уровень роста в экономике составит не более 3% в год. Ожидалось снижение на 30% обменного курса рубля по отношению к доллару, а уровень инфляции составит около 25%. В действительности же курс рубля в номинальном выражении упал лишь на 5% (в реальном выражении рубль вырос на 15%), темпы роста ВВП достигли 7,6%, а также увеличились и доходы россиян на 9% по сравнению с 1999 годом. Что касается безработицы, то снижение численности безработных происходило в течение всего 2000 года и к его концу число безработных составило 6,95 млн., что значительно меньше цифры 1999 года - 7,5 млн. К середине весны 2001 года безработных в стране стало еще на 100 тысяч меньше - 6,85 млн. [2] Далее приведена таблица, показывающая уровень безработицы (%) в Центральном Федеральном округе и в целом по стране за 2000 и 2001 годы.

Таблица 1 Уровень безработицы 2000-2001 гг.


2000

2001

Российская Федерация

10.6

9.0

Белгородская область

6.1

6.4

Брянская область

13.4

9.8

Владимирская область

12.0

10.2

Воронежская область

10.1

9.6

Ивановская область

10.4

5.9

Калужская область

8.8

6.1

Костромская область

8.8

5.9

Курская область

10.5

10.5

Липецкая область

8.7

6.4

Московская область

7.8

5.6

Орловская область

8.6

7.9

Рязанская область

9.5

10.9

Смоленская область

12.3

9.9

Тамбовская область

8.3

12.0

Тверская область

9.1

7.5

10.0

5.3

Ярославская область

7.4

6.7

Г. Москва

3.9

2.1

[21]

Исходя из данных таблицы видно, что в Москве на тот период времени был самый низкий уровень безработицы. Если перевести процентные данные в числовые, то количество безработных в столице в 2000 и в 2001 годах составило около 205 и 116 тысяч соответственно. Это говорит о характерном для нашей страны скоплении в Москве желающих работать. Возможно это происходит в силу того, что количество предлагаемых вакансий в Москве всегда было больше, чем в других регионах, как впрочем и в любой столице любой страны. Ведь в особенности на сегодняшний день многие люди переезжают из периферии в Москву с целью трудоустройства.

В последующие 4 года тенденция снижение уровня безработицы продолжалась, несмотря на небольшой скачок в 2003 году. По мнению некоторых экономистов такое увеличение числа безработных обусловлено тем, что именно в 2003 году безработные Чеченской Республики начали официально регистрироваться.

Таблица 2 Уровень безработицы (%) в период с 2002 по 2005 гг.


2002

2003

2004

2005

Российская Федерация

7.9

8.2

7.8

7.1

Центральный федеральный округ

5.1

5.1

4.7

4.3

Белгородская область

8.1

8.3

6.2

5.9

Брянская область

8.6

7.4

8.9

6.8

Владимирская область

10.4

10.2

9.1

9.0

Воронежская область

8.9

8.3

8.7

7.6

Ивановская область

6.9

6.5

4.7

6.9

Калужская область

6.6

6.1

6.3

5.6

Костромская область

5.0

6.1

5.9

4.9

Курская область

7.1

8.5

7.5

7.2

Липецкая область

4.9

4.5

4.3

Московская область

4.4

4.4

3.8

3.2

Орловская область

6.7

8.0

6.2

6.3

Рязанская область

8.1

8.4

5.8

5.2

Смоленская область

11.1

10.8

9.1

7.7

Тамбовская область

9.5

9.1

9.5

8.6

Тверская область

4.7

6.6

5.4

5.8

Тульская область

6.1

5.3

4.7

5.0

Ярославская область

3.8

5.7

4.6

3.9

г. Москва

1

1

2

1

[21]

Самое значительное снижение уровня безработицы произошло в период времени с 2005 года по 2006 и с 2006 года по 2007. В первом случае количество безработного населения в целом по стране уменьшилось более чем на 10%. Следует отметить, что такой показатель является весьма внушительным, так как он включает в себя не только официально зарегистрированных безработных но и безработицу, которая фиксируется Международной организации труда. Во втором случае изменение уровня безработицы произошло с 7,1 до 6,0 в целом по стране. В различных пособиях, статьях и пр. 2006 год нередко называют "Годом занятости". Такое снижение продемонстрировало реальный рост в экономике страны, а также определенные структурные изменения.

Подобные изменения произошли и в Чечне, на что нынешний ее глава, а в то время премьер-министр республики, во время общения с прессой в Грозном высказался следующим образом:

"Еще в 2006 году безработица составляла 74%, а весь бюджет послевоенной республики - всего 7 миллиардов рублей. На следующий год мы защитили бюджет на 19 миллиардов рублей. Сегодня безработица составляет 26%, а бюджет - 68 миллиардов рублей". Вдобавок, в своей речи он кратко обозначил и способы, которыми данный результат был достигнут. К ним относятся различные кредиты, вкладываемые в развитие сельского хозяйства и строительства, а также привлечение средств из внебюджетных источников. [10]

Особое внимание следует уделить безработице в период Мирового финансового кризиса 2008-2009гг.

Среди ведущих специалистов складывались различного рода предположения о том, что же произойдет с ситуацией занятости в России. Владимир Гимпельсон, директор центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ и Андрей Коровкин, заведующий лабораторией прогнозирования трудовых ресурсов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН придерживались мнения, что навряд ли падение безработицы продолжится, однако они оба также были уверены, что для увеличения ее уровня существовало не много предпосылок. Их прогноз коренным образом расходился с прогнозом, представленным Международной организацией труда. Оба деятеля были убеждены, что предсказанное увеличение числа безработных на 5 млн не коснуться России. Их уверенность основывалась на том, что экономическая ситуация России является отличной от ситуации стран Запада, и к тому же, по их мнению, препятствием росту уровня безработицы будет служить сокращение численности населения в трудоспособном возрасте. Это убеждение не является безосновательным, так как в 2006 году в стране началось сокращение трудоспособного населения, которое, по данным Росстата, к 2008 году должно было приблизится к цифре равной 1,13 млн. человек. Угрозу увеличения уровня безработицы А. Коровкин видел в привлечении трудовых мигрантов к работе в России.Не смотря на то, что сам годом начала кризиса считается 2008 год, все негативные последствия стали явно ощутимыми в 2009. Как и любой другой, экономический кризис 2008-2009 сопровождался спадом производства, который в свою очередь был вызван снижением спроса на продукцию и нехваткой у предприятий денежных средств для реализации товаров и услуг. Производители вынуждены были экономить, а как известно, сокращение рабочих является одним из самых распространенных способов экономии. Однако, у такой экономии есть и обратная сторона - при массовом сокращении работников начинает увеличиваться уровень безработицы, что и случилось в 2008 году. В декабре 2008 года численность безработных в целом по стране увеличилась на 26,1%. Самый высокий рост безработицы был отмечен в таких районах России, как Вологодская область, Курская область, Республика Алтай и в городе Москва. По данным Минсоцразвития число уволенных рабочих в период с октября 2008 по январь 2009 достигало 113964. Из них около 45 тыс. человек были снова трудоустроены, половина из которых на прежних рабочих местах.

В России кризис был вызван тем, что наш фондовый рынок является зависимым в значительной степени от иностранных инвестиций. Около 70% на российском рынке акций принадлежат иностранным инвесторам. И, когда в Америке и странах Европы начался финансовый кризис, вызванный невозвратом банковских кредитов населением, масштабное банкротство среди ипотечных агентств и страховых компаний. Все это вынуждало иностранных обладателей акций российского рынка продавать свои ценные бумаги. В следствии этого около 100 млрд. долларов было выведено с российского фондового рынка. Падали в цене и акции даже таких крупных предприятий как Сбербанк и Газпром (за год их стоимость сократилась почти вдвое). Также причиной кризиса в России многие эксперты считают военный конфликт с Грузией, во время которого началось утекание иностранных капиталов.

Последствия кризиса были масштабны. Ухудшились все финансовые показатели страны. Значительно возрос уровень безработицы - серьезные сокращения штатов проводились в различных крупных компаниях занимавшихся финансами и недвижимостью. В первую очередь увольнялся офисный персонал, находящийся в избытке. Фабрикам и заводам приходилось отправлять своих работников в принудительные неоплачиваемые отпуска. Негативные последствия кризиса почувствовали на себе практически все российские семьи. [11]

Росстат представляет следующие данные по безработице в этот период.

Таблица 3 Безработица в 2008 г.

Уровень безработицы, %

Численность безработных

, тыс. чел.

Российская Федерация

6.2

4697.0

Белгородская область

3.9

29.6

Брянская область

6.5

42.2

Владимирская область

5.7

44.9

5.2

60.8

Ивановская область

5.2

29.5

Калужская область

4.6

25.9

Костромская область

4.9

18.1

Курская область

6.3

37.3

Липецкая область

5.0

30.7

Московская область

2.7

105.7

Орловская область

6.0

24.1

Рязанская область

5.4

31.0

Смоленская область

7.0

37.2

Тамбовская область

9.1

52.0

Тверская область

5.1

36.4

Тульская область

3.4

27.2

Ярославская область

5.8

41.1

г. Москва

0.9

59.2

[21]

Таблица 4 Безработица в 2009 г.

Уровень безработицы, %Численность безработных, тыс. чел.



Российская Федерация

8.3

6283.7

Белгородская область

4.7

37.4

Брянская область

10.7

68.2

Владимирская область

8.7

66.5

Воронежская область

8.6

100.8

Ивановская область

10.8

58.8

Калужская область

6.1

35.0

Костромская область

8.2

Курская область

8.8

51.0

Липецкая область

5.6

34.9

Московская область

4.8

187.4

Орловская область

9.8

39.3

Рязанская область

9.0

51.8

Смоленская область

7.8

43.6

Тамбовская область

9.1

50.4

Тверская область

7.7

57.6

Тульская область

6.0

48.6

Ярославская область

7.9

55.4

г. Москва

2.8

176.3

[21]

год был назван годом борьбы с безработицей. По стране было организовано большое количество общественных работ, на которые привлекались граждане, лишившиеся заработка в кризисный период. Службы занятости предоставляли безработным кредиты для открытия собственного дела. Активно велось переобучение людей, потерявших работу. В 2010 году был увеличен максимальный размер пособия по безработице до 4300 рублей (сейчас максимум составляет 4900 рублей, минимум - 850 рублей). Также было увеличено и пособие на открытие собственного дела белее чем до 100 тысяч. Однако такое пособие давалось на особых условиях. Безработный, решающий открыть собственное дело сначала получал 58800 рублей (первоначальный размер пособия), а затем, если он создаст дополнительные рабочие места и примет на работу официально зарегистрированных безработных, то он получит еще одну выплату в сумме 58800 рублей. Также были организованы стажировки для выпускников вузов, которые находились под риском нетрудоустройства. Но, на такого рода помощь в трудоустройстве могли рассчитывать лишь граждане, зарегистрированные в центре занятости. [12]

В 2011, согласно данным Росстата, уровень безработицы с целом по стране снизился до 6,5%. Более 6 млрд. рублей было выделено на развитие малого и среднего бизнеса. Это является весьма эффективным способом, направленным на общее улучшение экономической ситуации. Можно с уверенностью сказать, что активная борьба с ситуацией на рынке труда возымела действие. Безработица начала постепенно снижаться.

В декабре 2012 года уровень безработицы составил 5,5%. Численность безработных за год сократилась более чем на 800 тысяч. Хотя ситуацию на рынке труд можно было по-прежнему охарактеризовать как напряженную (так как увеличился уровень зафиксированных вакансий), численность безработных продолжала сокращаться по всей стране. По данным Министерства труда особенное снижение числа безработных граждан наблюдалось в пяти российских регионах: Адыгее, Астраханской области, Пензенской области, Пермском крае, Республике Чечня, Татарстане, Ханты-Мансийском АО. Напряженность на рынке рабочей силы была также вызвана высокой инфляцией и замедлением экономической активности, которые повлияли на снижение интенсивности использования рабочего времени и на замедление роста доходов населения. На 2012 год численность экономически активного населения составила более 75 млн человек, безработных - 4,33 млн. [13]

Рисунок 1 [21]

На сегодняшний день уровень безработицы в России увеличился и на начало 2013 года составлял 6,0%, а сейчас снизился до 5,7%. Такой скачок можно объяснить сезонностью: у многих работников годовые контракты, срок которых истек в конце 2012 года, а на новую работу они еще не смогли устроиться.

Самый низкий уровень безработицы по стране зарегистрирован в Ярославской области. Согласно данным департамента государственной службы занятости населения на 1 мая 2013 года, уровень безработицы в Ярославском районе составил 1,6%. Количество безработного населения уменьшилось практически на 20% по сравнению с прошлым годом.

В стране существует масса вакантных рабочих мест. Большинство из них относятся к таким профессиям, как маляр, водитель, электрик, штукатур и пр. Отсюда следует вывод, что люди не хотят связывать свою жизнь с простыми рабочими профессиями. От отказа работать по одной из вышеперечисленных специальностей каждого отдельного человека зависит ситуация занятости и благосостояние населения.

Эксперты Минэкономразвития делают тревожные прогнозы относительно безработицы на ближайшее будущее. По их мнению безработица в марте достигнет 6,3%, и останется на этом уровне до ноября 2013 года. Однако, уровень безработицы в марте составил 5,7%, что говорит, о неверности прогноза. Множество источников сообщает о том, что 2013 год будет годом отрицательных экономических переломов. Но, если верить данным Росстата, доходы населения нашей страны на сегодняшний день увеличились на 5,3%, номинальная заработная плата - на 11,6, а реальная заработная плата с учетом инфляции - на 4,2. Большинство россиян, согласно проводимым опросам, считает, что текущий год станет для них годом экономических трудностей. Такое мнение у россиян имеет место быть даже в условиях процветающей экономики в силу отсутствия экономического оптимизма. Подобный пессимизм может быть вызван убеждением россиян, что жизнь непредсказуема, и хорошее случается значительно реже неприятностей, а также тем, что никаких серьезных изменений за год не произошло и не ожидается. «Отсутствие четких перспектив развития, подкрепленных негативным информационным фоном, и приводит к такому пессимизму у граждан», - считает Агван Микаелян, генеральный директор «ФинЭкспертизы». Однако такого рода отсутствие оптимизма обусловлено реальными событиями, происходящими в жизни людей, такими как отсутствие роста зарплат во многих секторах экономики, рост коммунальных тарифов, массовое закрытие индивидуальных предприятий, подорожание продуктов питания и явное замедление роста производства.

.3 ВЛИЯНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Экономика, находящаяся в фазе своего развития обладает большим потенциалом для удовлетворения человеческих потребностей и противостояния социальным и экономическим проблемами внутри страны, и на международной арене. Поэтому проводится измерение и анализ показателей экономического роста в переходный период, с целью оценки реформ. Экономический рост увеличивается в случаях, когда возрастает отдача от факторов производства. Увеличение отдачи может быть вызвано экстенсивным ростом производства, то есть за счет увеличения количества используемых ресурсов, или за счет интенсивного роста, то есть за счет увеличения производительности уже имеющихся факторов производства. В этой связи необходимо оценить влияние безработицы на экономический рост в стране с точки зрения одной из характеристик фактора производства "труд".

Если глубоко не вдаваться в проблему, то можно сделать вывод, что увеличение численности рабочих на производстве способствует сокращению уровня безработицы с одной стороны и увеличению производства с другой. Именно такую зависимость отражает закон Оукена, согласно которому страна теряет от 2 до 3% фактического ВВП по отношению к потенциальному ВВП в случаях, когда фактический уровень безработицы увеличивается на 1% по сравнению с ее естественным уровнем [17]. Однако, проблема безработицы намного сложнее в силу следующих причин.

До начала проведения экономических реформ для состояния экономики страны было характерно понятие сверхзанятость. Это объяснялось тем, что из-за недостатка рабочей силы предприятия стремились иметь некоторое количество резервных рабочих на случай сезонных или каких-либо других колебаний в производстве. Как следствие фактическое количество работников значительно превышало необходимое количество.

Затем началось преодоление избыточной занятости, сопровождаемое появлением и ростом скрытой безработицы. Такой тип безработицы проявлялся в увеличении числа рабочих, переведенных на сокращенный режим работы или отправленных в административные отпуска. Работники оставались в какой-то степени привязанными к своим рабочим местам но не в силу денежных причин, а скорее из-за причин связанных с удобствами бытовой жизни (детские сады, школы, жилье). Что касается государства, то в результате реформ, с государства была полностью снято обязательство трудоустройства своих граждан.

Бытовали мнения, что отсутствие крупномасштабного роста безработицы на начальных этапах реформ было следствием чрезвычайно удачной и правильно выбранной политики. Однако, такую "удачу" еще можно поставить под сомнение. Ведь позднее экономике страны еще пришлось иметь дело с последствиями сверхзанятости, доставшимися в наследство от плановой экономики. Одним из таких последствий стала широко распространенная нерегистрируемая занятость. Для получения дополнительного заработка люди, не являвшиеся безработными, но и не получавшие доход, вступали в ряды скрытых безработных.

На сегодняшний день существуют 2 тенденции занятости: избыточная занятость имеет тенденцию к сокращению, а нерегулярная - к увеличению. Противоречия между ними нет. Первая связана с уровнем производства в стране, а вторая - с потребностями рынка труда во временных рабочих, а также с теневым сектором экономики, который обусловлен неразвитостью инфраструктуры на рынке труда.

Хотя сейчас состояние на рынке труда характеризуется как стабильное, тем не менее, прогнозы относительно дальнейшего экономического роста весьма неблагоприятные для нашей страны. Минэкономразвития России снизило прогноз экономического роста с 3,6% до 2,4%. Причинами таких прогнозов неблагоприятная и враждебная атмосфера среди российских предпринимателей, наличие неконкурентоспособных государственных предприятий в некоторых отраслях экономики, а также тот факт, что у России не существует иного двигателя развития кроме как нефть. Однако такая модель исчерпала себя. Многие современные экономисты считают, что росту экономики будет способствовать увеличение средств, инвестируемых в науку, образование, здравоохранение и пенсионную систему.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, безработица представляет собой сложное и еще не до конца изученное социально-экономическое явление. Сейчас перед нашей страной сейчас стоит множество задач, касающихся рынка труда, которые необходимо разрешить в ближайшем будущем. К таким задачам относятся стабилизация ситуации на рынке труда, усиление мер, нацеленных на стимулирование трудовой мобильности людей, на профессиональную подготовку кадров, на создание новых рабочих мест и на улучшение условий труда.

Многие специалисты Международной организации труда предсказывают увеличение числа безработных на более чем 5 млн. человек После такого увеличения общее число безработных в мире будет достигать 202 млн человек. Это глобальный кризис, требующий принятия соответствующих мер не только на национальном уровне, но и на международном. Необходимо проводить политику, сдерживающую рост безработицы. Государство должно сформировать эффективную систему создания рабочих мест, которая поможет сохранять кадровый потенциал и предотвращать рост уровня безработицы. Не существует единого способа снижения уровня безработицы, подходящего для всех типов безработицы, поэтому государственная политика, направленная на сокращение численности безработных в каждом отдельном случае представляет собой особую комбинацию. Кроме непосредственно мер государственной политики для увеличения занятости необходимо, чтобы действия, проводимые центрами занятости на рынке рабочей силы, носили активный характер, то есть были нацелены на сведение уровня безработицы к минимальному, а не только лишь на выплату пособий, как это происходит в действительности. Также, особое внимание следует уделять созданию условий для самозанятости граждан, которая в дальнейшем будет способствовать созданию дополнительных рабочих мест.

Однако, несмотря на все негативные факторы, рынок труда остается стабильным. Показателем этой стабильности служит рост стартовых зарплатных предложений работодателей. Может на фоне некоторых других европейских стран, например, на фоне ситуации с безработицей в Греции, наш рынок труда выглядит довольно благополучно, но это вовсе не означает, что следует забыть о стимулировании и совершенствовании его механизмов.

Также, необходимо решать проблему безработицы на законодательном уровне, например, путем принятия закона об обязательной регистрации свободных рабочих мест.

Не все виды помощи, оказываемой безработным, на мой взгляд являяются по-настоящему эффективными. Так, например, увеличение суммы пособий по безработице снижают стимул безработных к труду. Поэтому целью государственной политики должно выступать не подавление безработицы любыми способами, после которого количество безработных снова начнет расти, а проведение ряда мер, которые позволят снизить уровень безработицы до минимального и в дальнейшем поддерживать его стабильность.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1)   Агапова Т.А., Серегина С.Ф. - Макроэкономика, стр. 50;

2)   Вадейко Е.И., 350 терминов и понятий рыночной экономики: Справочное учебное пособие;

3)   Кузнецов Б.Т., Макроэкономика, 2011 г.;

4)   Мамаева А.В., Помлякова К.А., Виноградова А.А.Безработица в период мирового финансового кризиса в 2008-2009 гг., стр 393-395;

5)   Сидорович А.В., Курс экономической теории, 2001 г., cтр. 247;

6)   Страгис Ю.П., История экономики, 2007 г.;

7)   Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.,И., Микроэкономика, 2006 г., стр.295;

8)   Чепурин М.Н., Киселева Е.А., Курс экономической теории., 2002 г., стр. 433;

9)   Закон РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";

10)Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2000 г. N 3/1 "Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения";

11)Прогноз социально-экономического развития РФ на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов;

12)https://www.eesti.ee/rus/toetused_ja_sotsiaalabi/toetused_ja_huvitised/toimetulekutoetus

13)http://www.ereport.ru/articles/macro/macro13.htm

14)http://newsru.com/finance/23may2001/uneployment.html

16)http://gendocs.ru/v3248/активная_политика_занятости_на_примере_германии

17)http://ru.wikipedia.org/wiki/Борьба_с_безработицей

18)http://newsland.com/news/detail/id/981649/

19)http://ru.wikipedia.org/wiki/Безработица_в_России

20)http://xn----8sbcbbscql7bijpi7ac0eweh.xn--p1ai/ (уровень-безработицы.рф)

21)Федеральная служба государственной статистики (Росстат)

Похожие работы на - Государственная политика занятости в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!