Государственная поддержка предприятий и малого бизнеса

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,49 Кб
  • Опубликовано:
    2016-08-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственная поддержка предприятий и малого бизнеса

Содержание

Введение

1. Содействие государственных органов власти развитию малого предпринимательства

. Создание политико-правовых условий для развития малого бизнеса

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Стратегия рыночных реформ в России предполагала создание условий для формирования и развития высокоэффективного рыночного хозяйства. С этой задачей и связаны, прежде всего, на переходном этапе регулирующие функции государства в управлении экономикой и обществом, которые могут реализоваться только на уровне политики государства как целого.

Создание эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения, выступает главной целью экономических реформ.

Важным фактором устойчивого экономического развития и достижения нормального уровня жизнеобеспечения населения является формирование цивилизованного современного предпринимательства в экономическом пространстве России, во всех сферах и отраслях производства.

Экономические достижения, в том числе высокие темпы экономического роста, инвестиции, нововведения во многих странах с рыночной экономикой напрямую зависят от реализации предпринимательского потенциала.

Малое предпринимательство - мощный двигатель хозяйственного развития, символ динамичности, инициативы, творчества, выравнивания шансов всех социальных слоев населения в достижении благосостояния, реализации своих личностных возможностей.

Развитие частной предпринимательской инициативы граждан представляет собой суть государственной экономической политики индустриальных и постиндустриальных стран. Поддержка малого бизнеса является одной из основных составляющих этой политики, на нее ориентированы практически все меры государственного регулирования - макроэкономическая и финансовая политика, налогообложение, научно-техническое развитие, региональное планирование, внешнеэкономическое регулирование. Страны, придающие большое значение развитию малого предпринимательства достигли значительных успехов в социально-экономическом развитии за короткий период, так как этот сектор смягчает последствия макроэкономических колебаний и кризисов.

Малые предприятия способны очень быстро приспосабливаться к меняющимся экономическим условиям, перепрофилироваться на производство конкурентной продукции.

По мере того как малое предпринимательство становится массовым явлением, оно формирует платежеспособный спрос и способствует выравниванию доходов населения.

Экономика любой страны не может нормально развиваться без оптимально сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает мировая практика.

Неотъемлемой частью рыночных отношений является малый бизнес. Переход к рыночным отношениям в России снял многие препятствия в развитии малого предпринимательства. В тоже время многие фирмы разорились из-за недостаточного финансирования или недоработок в системе налогообложения.

В настоящее время существует острая необходимость в пересмотре реформ касающихся развития и поддержки малого сектора на уровне государства.

Актуальность выбранной темы объясняется важностью малого бизнеса, как для государства, так и для населения, что обозначает значимость проблемы и нерешенные вопросы.

От процветания и нормального функционирования данного сектора в экономике зависит благосостояние населения и страны в целом. Малый бизнес является важным звеном экономики, ему присуща особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Предпринимательство не только способствует повышению материального и духовного потенциала общества и создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого гражданина, но и ведет к единению нации сохранению ее национального духа и национальной гордости. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор.


1. Содействие государственных органов власти развитию малого предпринимательства

Масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

В России существуют различные организационные формы государственной поддержки и защиты интересов предприятий этой сферы. Созданы ассоциации малого предпринимательства, различные фонды развития и поддержки малого бизнеса. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого бизнеса озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.

Наличие и значимость такого потенциально мощного и динамичного социально-экономического феномена, как малое частное предпринимательство, предполагает формирование и реализацию определённой государственной политики, обеспечивающей благоприятные условия для развития малого предпринимательства и включающей правовое регулирование, налоговое и финансово-кредитное стимулирование, специальные государственные институты, обеспечивающие проведение в жизнь такой политики.

В настоящее время государственная политика по отношению к малому бизнесу в Российской Федерации только формируется, определяются ее цели, направления, механизмы реализации. Сделаны лишь первые, не всегда верные и последовательные шаги на пути формирования целостной политики поддержки и развития малого предпринимательства и создания механизмов её реализации. Многие меры государственного регулирования деятельности малых предприятий носят противоречивый характер. Например, в области налогообложения продление льгот по налогу на прибыль сочеталось с общим повышением как федеральных, так и местных налогов, а введение упрощенной системы налогообложения для микро предприятий - с тенденцией к общей отмене налоговых льгот для малого предпринимательства.

Малый бизнес в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Малые предприятия обычно строят свою деятельность, исходя из потребностей и возможностей насыщения местного рынка, объема и структуры локального спроса. Они предоставляют новые рабочие места местному населению. В условиях развития хозяйственной самостоятельности регионов малый бизнес может рассматриваться как важное средство оптимизации структуры региональной экономики.

Государственная политика в отношении и предпринимательской деятельности в целом, и малого бизнеса в частности может быть эффективной только тогда, когда ее ориентация совпадает с внутренним вектором развития самого предпринимательства. Поддержка со стороны государства не может быть ничем иным, как именно поддержкой процесса саморазвития бизнеса, направленной на смягчение или устранение препятствий для этого саморазвития, с использованием широкого набора инструментов и стимулов в достижении тех общих социально-экономических целей, которые каждый предприниматель в отдельности перед собой, как правило, не ставят.

С точки зрения предпринимателя государство должно создать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей, прежде всего экономических (максимизация прибыли, эффективность инвестиций, собственное благополучие, победа над конкурентами, минимизация риска).

Главным принципом государственной поддержки малого предпринимательства должно стать создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности малых предприятий с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта. Важнейшие задачи государственной поддержки малого бизнеса заключаются в том, чтобы обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями в конкурентном рыночном соревновании, создать равные возможности ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости.

Успешное развитие малого предпринимательства возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать благоприятные социальные, экономические, правовые, политические и другие условия, поддержание и укрепление которых, в свою очередь, обеспечивается широкомасштабным развитием малого бизнеса. Как показало время, малое предпринимательство постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве страны. В настоящее время вопрос развития сети предприятий малого бизнеса включен в качестве одного из важнейших в программу демонополизации национального хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:

выделение самостоятельных производственно-хозяйственных блоков;

выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий;

создание небольших дочерних предприятий по инициативе крупных предприятий.

Развитие любой формы предпринимательства зависти от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и ее регионах и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В большей степени эти факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты конечный результат экономических решений.

Как показывает практика, малый бизнес в России пока отстает от развитых стран. Это свидетельствует о том, что в нашей стране имеются большие резервы роста малого бизнеса.

Проблемы дальнейшего развития в России остаются в основном те же, что и были отмечены еще в материалах первого Всероссийского съезда представителей малых предприятий, а именно: недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств; трудности с получением банковских кредитов; усиление давления криминальных структур; нехватка квалифицированных кадров бухгалтеров, менеджеров, консультантов; сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата; отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и др.

Некоторые авторы располагают по степени важности основные проблемы малого бизнеса в России в следующем порядке.

.Высокий уровень налогообложения ресурсов.

.Недоступность кредитных ресурсов.

.Административные барьеры.

Положение едва ли может серьезно измениться в позитивную сторону, если не перейти, наконец, от слов к делу в общественной поддержке конструктивного малого бизнеса. На существенный рост имеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов, по крайней мере, в ближайшее время, нет оснований считывать.

Должны конструироваться механизмы льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференций, включая и связанные с внешнеэкономической деятельностью. Смысл, в том чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей людей при создании условий для последовательного развертывания предпринимательства.

Следующая проблема - законодательная база, на которую сейчас может опираться малый бизнес. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующий малый бизнес (Гражданский Кодекс РФ, законы «О собственности в РСФСР», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФРС», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ряд указов Президента РФ), но трудность, однако, в том, что, во-первых, нет свободной единой законодательной основы для сегодняшней деятельности отечественных предприятий малого бизнеса, а во-вторых, имеющихся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью.

В настоящее время малый бизнес находится в условиях, весьма отдаленных от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Напротив, ощущается тенденция к тому, чтобы все больше «задвигать» его старые рамки планово- административной системы с ее ли не всеохватным планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов, фондов и т.п.

Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности предприятий малого бизнеса, нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право этим предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению. Суть этой проблемы заключается в том, что существующая система налогообложения является обременительной и сложной в применении для всех субъектов хозяйствования, но особенно для малых предприятий, Это связано с тем, что многие малые предприятия в силу своей специфики, как правило, не имеют в своем штате высококвалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета и налогообложения, поэтому они часто и непреднамеренно допускают ошибки и вследствие этого вынуждены платить значительные штрафные санкции за нарушение налогового законодательства. Для того, чтобы не платить эти штрафные санкции они вынуждены на платной основе (а эти суммы довольно значительные) приглашать специалистов из аудиторских фирм для оказания всевозможных услуг и консультаций в области налогообложения.

Материально-техническое обеспечение предприятий малого бизнеса осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для таких предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен для них доступ к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных финансовых затрат.

Еще одна важная проблема - кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя считаться, чем реально нужно обществу; во-вторых, что им требуется приобрести определенный объем знаний: ведь обучают же, скажем, урожденных музыкантов, ученых, спортсменов. Нет оснований считать, что к предпринимателям нужно подходить с иной меркой. Непростая проблема связана с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в нынешних условиях оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям - новому социальному слою - тем более.

Тем не менее, отечественный малый бизнес имеет перспективы развития. Выше мы показали, что в сравнении с промышленно развитыми странами масштабы развития малого бизнеса в нашей стране существенно ниже.

государственный поддержка малый предпринимательство

2. Создание политико-правовых условий для развития малого бизнеса

Малый и средний бизнес - та сфера, в которой должны взращиваться правила работы бизнеса в целом, именно из малого бизнеса "вырастают" кадры для всех отраслей промышленности, крупных частных и государственных корпораций. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Действие Закона распространяется на субъектов малого предпринимательства, определенных в статье 3 Федерального закона «О государственной<#"justify">1.Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России. М.: ЮНИТИ, 2015. - 184с.

.Баженов Ю.К., Баженов А.Ю. Малое предпринимательство: практическое руководство по организации и ведению малого бизнеса. М.: НВЦ «Маркетинг», 2015. - 316с.

.Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство. М.: «Дашков и Ко», 2014. - 274с.

.Дороженко С.В. Малое предпринимательство. Екатеринбург: Урал, 2013. - 154с.

.Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. М.: Новый Логос, 2014. - 234с.

.Краева Н.М., Минеев В.Н. Социально-экономические особенности российского предпринимательства. // Общество и экономика. - 2014. - № 9-10. - С.31-37.

.Малый бизнес. Организация, экономика, управление. / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 264с.

Похожие работы на - Государственная поддержка предприятий и малого бизнеса

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!