Тяговый расчёт автомобиля Volkswagen Passat B5

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    924,16 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Тяговый расчёт автомобиля Volkswagen Passat B5

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

"ХАРЬКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ"

Кафедра Автомобиле- и тракторостроения







Тяговый расчёт автомобиля Volkswagen Passat B5

по дисциплине

"Проектирование автомобилей"



Выполнил ст. гр. ТМ-71б

Дыга В.В.

Проверил

проф. Артюшенко А.Д.




Харьков 2014 г.

Содержание

1. Определение полной массы и нагрузок на оси автомобиля

2. Выбор шин

3. Выбор двигателя и построение его внешней характеристики

4. Определение передаточных чисел силовой передачи

5. Выбор динамической характеристики автомобиля

6. Построение графика придельных ускорений

7. Определение разгонных характеристик автомобиля

7.1 Определение времени разгона автомобиля

7.2 Определение пути разгона

8.Определение топливной экономичности автомобиля

Список источников информации

Приложение 1 - Технические характеристики автомобиля VWPassatB5

Приложение 2 - Внешняя характеристика дизельного двигателя TDI 1,9 л мощностью 96 кВт/130 л. с. с насос - форсунками

1. Определение полной массы и нагрузок на оси автомобиля


Полная масса автомобиля, кг

).

Сила веса автомобиля, приходящаяся на переднюю ось


на заднюю


2. Выбор шин


Для расчёта выбираем шины из технической характеристики автомобиля - 195/65/R15. Данные шины имеют следующие параметры:= 195 мм - ширина профиля шины;= 15 дюймов - диаметр обода;= 65% - отношение высоты профиля к ширине шины.

Расчётный диаметр колеса rkс достаточной степенью точности определяется в метрах по формуле


где с - коэффициент деформации шины, для легкового автомобиля с = 0,13.

тяговый расчет автомобиль разгон

3. Выбор двигателя и построение его внешней характеристики


На прототипе установлен двигатель со следующими параметрами [пр.1]:

 - максимальный крутящий момент двигателя;

 - максимальная мощность двигателя;

 - частота вращения коленчатого вала при максимальном моменте;

 - частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности.

Эффективная мощность автомобиля при максимальной скорости определяется в ваттах, согласно уравнению мощностного баланса


где G - сила веса автомобиля, Н


 - коэффициент сопротивления качению, соответствующий максимальной скорости;

 - максимальная скорость движения автомобиля;

 - коэффициент сопротивления воздуха, . Для легковых автомобилей . Принимаем .;

F - площадь лобового сопротивления, м2;

 - КПД трансмиссии.

Коэффициент сопротивления качению определяется эмпирической зависимостью


Площадь лобового сопротивления определяется по формуле


где  - коэффициент заполнения площади. Для легковых автомобилей . Принимаем ;

 - высота автомобиля;

 - ширина автомобиля.

Следовательно

.

Коэффициент полезного действия трансмиссии определяется как произведение коэффициента полезного действия каждой пары шестерен, находящихся в зацеплении, и карданных шарниров, передающих момент

,

где  - КПД цилиндрической пары шестерен, равный = 0,97.0,98;

 - КПД конической пары шестерен, равный  = 0,96.0,97;

 - КПД карданного шарнира, равный  = 0,995;

 - число пар цилиндрических шестерен;

 - число пар конический шестерен;

 - число карданных шарниров.


Угловая скорость коленчатого вала при максимальной скорости движения автомобиля , отличается от угловой скорости при максимальной мощности .

Для легковых автомобилей с дизельным двигателемзначение отношения  находится в диапазоне 0,95.1,00. Принимаем .

Максимальная мощность двигателя определяется эмпирической зависимостью


где a, b, c - коэффициенты, зависящие от типа двигателя и конструкции камеры сгорания.

В случае, когда реальной внешней характеристики двигателя нет, коэффициенты a, b, cопределяются коэффициентами характерных точек, которые приведены в технической характеристике автомобиля. Коэффициенты a, b, cнаходятся по следующим формулам

 

В этих формулах  - запас крутящего момента


где

 - крутящий момент двигателя при максимальной мощности


Коэффициент приспосабливаемости по частоте  - определяется по формуле


Следовательно


Проверяем полученные значения по формуле


Тогда текущее значение мощности двигателя  кВт, при различных значениях текущих угловых скоростей  будут равны


Аналогично рассчитываем текущие значения мощности двигателя  для различных значений текущих угловых скоростей . Расчетные значения  для принятых значений  заносим в таблицу

Значения крутящего моментаопределяются из зависимости [4, ф 1.13]


Расчетные значения  для принятых значений  заносим в таблицу 3.1.

Таблица 3.1 - Параметры внешней скоростной характеристики двигателя автомобиля

Характерные точки

0,225

0,358

0,475

0,717

0,836

1

1,075

1,246

, рад/с94,2150198,86300350418,67450528









, кВт27.49745.93561.69287.93495.20296.03392.10768.078









, Н·м291.895306.233310.23293.113272.004229.375204.683128.936










По результатам таблицы строим график внешней скоростной характеристики двигателя (рис. 3.1)

Настоящая внешняя характеристика двигателя прототипа представлена в приложении 2.

Рисунок 3.1 - Внешняя скоростная характеристика двигателя автомобиля

4. Определение передаточных чисел силовой передачи


Передаточное число главной передачи определяется из условия обеспечения максимальной скорости движения автомобиля на высшей передачи, выражение [5, ф.5.1]

,

где = 528,357 рад/с - максимальная угловая скорость вращения коленчатого вала двигателя;

 - передаточное число КПП на высшей передачи.

Передаточное число первой передачи определяется из условия, что вся тяговая сила тратиться на преодоление сопротивления дороги, выражением [5, ф.5.2]


где  - суммарный коэффициент сопротивления движению, для легковых автомобилей  [2, c.74] Принимаем

Следовательно:


Полученные значения передаточного числа первой передачи следует проверить по условию отсутствия буксования [5, ф.5.5]


где  - коэффициент сцепления  [2, с.74]. Принимаем

 - перераспределение нагрузки  [5, с.18]. Принимаем

Результат проверки позитивный - , cледовательно принимаем значение первой передачи .

Число ступеней в коробке переменных передач находиться в прямой зависимости от диапазона КПП, который определяется уравнением [5, с.18]:


где  - передаточное число высшей передачи. Так как высшая передача ускоряющая -

Так как последняя передача в коробке перемены передач ускоряющая, то передаточные числа промежуточных ступеней определяются выражением [5, ф.5.7]


где k=5 - число ступеней в коробке передач;= 1.5 - порядковый номер передачи.

Следовательно:

Передаточное число передачи заднего хода  определяется в соответствии с выражением [5, с. 20]



5. Выбор динамической характеристики автомобиля


Для построение динамической характеристики необходимо найти зависимость динамического фактора от скорости движения на разных передачах при полной нагрузке.

Динамический фактор прямой передаче определяется выражением [5, ф.6.1]


где - тяговая сила на колесах на k-ой передаче, Н;

 - сила сопротивления воздуха, Н.

Динамический фактор на k-ой передаче определяется выражением [5, ф.6.3]


Тяговая сила определяется выражением [5, с.21]


где

М - момент двигателя, Н·м;

 - передаточное число коробки передач на k-ой передаче.

Момент двигателя можно найти по формуле


Где N - текущая мощность определяется по формуле:


Угловая скорость  при этом равняется:


Сила сопротивления воздуха вычисляется по формуле [5, с.21]


Где  - площадь лобового сопротивления для легкового автомобиля среднего класса;

 - коэффициент сопротивления воздуха для легкового автомобиля;

 - скорость автомобиля на k-ой передаче, определяется по формуле [5, ф.6.2]


Результаты расчетов динамической характеристики приведены в таблице 5.1.

Таблица 5.1 - Результаты расчетов динамической характеристики

n

N

M

1-я передача




V

D

Об/мин

кВт

Н·м

м/с

Н

Н

-

900

27.497

291.751

2.077

12576.043

1.3442

0.6853

1500

48.246

307.145

3.462

13239.576

3.7338

0.7214

1900

61.695

310.077

4.385

13365.964

5.9907

0.7281

2500

79.451

303.48

5.77

13081.592

10.3717

0.7124

3000

90.447

287.903

6.924

12410.16

14.9352

0.6756

3500

95.986

263.164

8.078

11343.767

20.3285

0.6171

4000

96.033

229.262

9.232

9882.413

26.5516

0.5372

4500

87.743

186.197

10.386

8026.099

33.6043

0.4356

5048

67.915

128.474

11.65

5537.925

42.2872

0.2995


n

2-я передача

3-я передача


D2

D3

Об/мин

-

м/с

-

-

м/с

-

900

1,944

3.691

0.3855

1, 206

5.949

0.2387

1500


6.151

0.4055


9.915

0.2503

1900


7.791

0.409


12.559

0.2517

2500


10.251

0.3995


16.525

0.2443

3000


12.302

0.3781


19.83

0.2295

3500


14.352

0.3445


23.135

0.2068

4000


16.402

0.2986


26.44

0.1762

4500


18.453

0.2404


29.745

0.1377

5048


20.7

0.1626


33.367

0.0865


n

4-я передача

5-я передача


D4

D5

Об/мин

-

м/с

-

-

м/с

-

900

0,882

8.134

0.1739

0,711

10.091

0.1394

1500


13.557

0.1811


16.818

0.1437

1900


17.172


21.302

0.1422

2500


22.595

0.1734


28.029

0.1334

3000


27.114

0.1602


33.635

0.12

3500


31.633

0.1409


39.241

0.1011

4000


36.152

0.1153


44.847

0.0767

4500


40.671

0.0836


50.453

0.0468

5048


45.624

0.0417


56.597

0.0077


Рисунок 5.1 - График динамической характеристики автомобиля

6. Построение графика придельных ускорений



Где  - значение динамического фактора для скорости, на которой определяется ускорение;

 - коэффициент сопротивления дороги (принимаем 0,013);

 - коэффициент приведенных масс, рассчитывается по уравнению: .

Результаты расчета граничных ускорений заносим в таблицу 6.1

График граничных ускорений в зависимости от скорости движения автомобиля приведен на рисунке 6.1

Таблица 6.1 - Расчет граничных ускорений

I передача

II передача

III передача

IV передача

V передача

V

dV/dt

V

dV/dt

V

dV/dt

V

dV/dt

V

dV/dt

м/с

м/с2

м/с

м/с2

м/с

м/с2

м/с

м/с2

м/с

м/с2

2.077

4.377

3.691

3.0947

5.949

2.0353

8.134

1.4878

10.091

1.1809

3.462

4.6116

6.151

3.2604

9.915

2.1395

13.557

1.5548

16.818

1.2211

4.385

4.6556

7.791

3.2893

12.559

2.1521

17.172

1.5536

21.302

1.2071

5.77

4.5532

10.251

3.2106

16.525

2.0857

22.595

1.4831

28.029

1.1249

6.924

4.3133

12.302

3.033

19.83

1.952

27.114

1.3614

33.635

0.9997

8.078

3.933

14.352

2.7536

23.135

1.7473

31.633

1.1825

39.241

0.8231

9.232

3.4123

16.402

2.3723

26.44

1.4715

36.152

0.9464

44.847

0.5951

10.386

2.7512

18.453

1.8892

29.745

1.1245

40.671

0.653

50.453

0.3158

11.65

1.8653

20.7

1.2427

33.367

0.6626

45.624

0.2656

56.597

-0.049


Рисунок 6.1 - График граничных ускорений

7. Определение разгонных характеристик автомобиля


7.1 Определение времени разгона автомобиля


Полное время разгона автомобиля с механической коробкой передач определяется суммированием времени разгона на каждой передаче.

При использовании в трансмиссии автомобиля механической КПП расчет разгонных характеристик производиться по численному методу с учетом времени переключения передач.

Время движения автомобиля в элементарном интервале изменения скорости , определяется по закону равноускоренного движения [5, ф.8,6]


Потери в процессе переключения передач [5, ф.8,7]


где  - время переключения передачи;

 - коэффициент учета вращающихся масс при переключении передач.

Следовательно:


Результаты расчета времени разгона представлены в таблице 7.1.

График времени разгона автомобиля рассчитанный числинным методом представлен на рисунке 7.1

Таблица 7.1 - Результаты расчета времени разгона автомобиля

1 передача

2 передача

3 передача

4 передача

5 передача

Vk

t

Vk

t

Vk

t

Vk

t

Vk

t

м/с

с

м/с

с

м/с

с

м/с

с

м/с

с

2.077

0.0000

11,55

3.3848

20,6

8.7474

33,267

19.6321

45,524

38.3251

3.462

0.3081

12.302

4.0416

23.135

10.1786

36.152

21.0906

50.453

49.5583

4.385

0.5073

14.352

4.7502

26.44

12.2321

40.671

26.7417

56.597

95.6058

5.77

0.8081

16.402

5.5502

29.745

14.7783

45.624

37.5251



6.924

1.0684

18.453

6.5124

33.367

18.8321





8.078

1.3483

20.7

7.9474







9.232

1.6625









10.386

2.0369









11.65

2.5848










Рисунок 7.1 - График времени разгона автомобиля

7.2 Определение пути разгона


Для определения пути разгона в элементарном интервале i изменения скорости можно воспользоваться следующей формулой [5, ф.8.9]


Путь пройденный автомобилем за время переключения передачи с предыдущей на последующую определяется выражением [5. ф.8.11]


Результаты расчета пути разгона представлены в таблице 7.2

Таблица 7.2 - Результаты расчета пути разгона автомобиля

1 передача

2 передача

3 передача

4 передача

5 передача

Vk

S

Vk

S

Vk

S

Vk

S

Vk

S

м/с

м

м/с

м

м/с

м

м/с

м

м/с

м

2.077

0.0000

11,52

28.6228

20,6

129.706

33,267

437.7

45,524

1207.1293

3.462

0.8533

12.302

36.4459

23.135

161.002

36.152

488.325

50.453

1746.1937

4.385

1.635

14.352

45.8899

26.44

211.903

40.671

705.395

56.597

4210.8834

5.77

3.162

16.402

58.1915

29.745

283.431

45.624

1170.67



6.924

4.8141

18.453

74.9611

33.367

411.350





8.078

6.9133

20.7

103.0527







9.232

9.6326









10.386

13.3055









11.65

19.3425










Рисунок 7.2 - График пути разгона автомобиля

8.Определение топливной экономичности автомобиля


Топливно-экономическая характеристика - это зависимость путевого расхода топлива на различных передачах в зависимости от скорости движения автомобиля.

Путевой расход топлива л/100 км - это количество топлива в литрах, использованного на 100 км пути, пройденного автомобилем.

Уравнение для определения расхода топлива


где - плотность дизельного топлива, ;

 - удельная эффективность расхода топлива, г/кВт·час;

 - скорость движения автомобиля, м/с;

Если принять , тогда:


Удельная эффективность расхода топлива определяется по формуле:

 - удельный расход топлива при , г/кВт·час;

 - коэффициент, который учитывает зависимость  от коэффициента использования мощности;


 - коэффициент, который учитывает зависимость  от частоты вращения коленчатого вала двигателя n.


Коэффициент использования мощности определяется по формуле


где  - коэффициент коррекции внешней характеристики двигателя.

Величины , кВт, определяются по формулам [6 ф.1.1, ф.1.2] при соответствующих скоростях движения V


где

G - сила веса автомобиля, Н


 - коэффициент сопротивления качению на соответствующий скорости;

Коэффициент сопротивления качению определяется эмпирической зависимостью


 - коэффициент сопротивления воздуха, . Для легковых автомобилей . Принимаем .

F=2,01 - площадь лобового сопротивления, м2.

Результаты расчетов заносим в таблицу 8.1

По результатам расчета строим график топливо-экономической характеристики автомобиля (рис. 8.1) и 3Dмодель (рис. 8.2) зависимости расхода топлива, угловой скорости коленчатого вала двигателя и силы веса автомобиля. Диапазон изменения угловой скорости: от минимально возможной для устойчивой роботы двигателя на холостом ходу, до максимально разрешенной электронным блоком управления двигателем. Для построения объемного графика принимаем 5 значений силы веса автомобиля в зависимости от количества пассажиров (1-5).

Таблица 8.1 - Результаты расчета для графика топливной экономичности

94,2

150

198,86

300

350

418,67

450

528

2.076

3.306

4.383

6.612

7.714

9.227

9.918

11.637

0.4

0.637

0.844

1.274

1.486

1.778

1.911

2.242

0.003

0.011

0.026

0.09

0.143

0.245

0.304

0.491

27.497

45.935

61.692

87.934

95.202

96.033

92.107

68.078

0.0162

0.0156

0.0156

0.0172

0.019

0.0233

0.0266

0.0444

2.756

2.756

2.756

2.756

2.756

2.756

2.756

2.756

1.205

1.004

0.884

0.801

0.843

0.99

1.091

1.437

797.451

664.306

584.775

530.08

557.8

654.921

721.933

950.56

5.516

4.644

4.142

3.899

4.201

5.119

5.748

7.96


Рисунок 8.1 - График топливно-экономической характеристики автомобиля

Рисунок 8.2 - 3D модель зависимости параметров,,


Список источников информации


1.      Программа самообучения 251. Автомобиль Passat. - 2001. - 61 с.

2.      Гришкевич А.И. Автомобили: Теория: Учебник для вузов, - Ми; Высш. шк., 1986. - 206 с.

.        Литвинов А.С., Фаробин Я.Е. Автомобиль: Теория эксплуатационных свойств. Учебник для вузов по специальности "Автомобили и автомобильное хозяйство". - М.: Машиностроение, 1989ю - 240 с.

.        Методичні вказівки до виконання дипломного проекту освітньо-кваліфікаційного рівня бакалавр для студентів спеціальності 6.070106

.        "Автомобілі та автомобільне господарство" / уклад В.Б. Самородов, А.Д. Артюшенко. - Харків.: НТУ "ХПІ", 2009. - 68 с.

.        Методичні вказівки до дипломного та курсового проектування з курсу "Теорія автомобіля" для студентів спеціальності "Автомобілі і автомобільне господарство" і "Колісні та гусенечні транспортні засоби" всіх форм навчання / уклад.: В.М. Велекодній, Н.В. Павлій, А.Г. Мамонтов. - Х.: НТУ "ХПІ", 2009. - 40 с.

Приложение 1 - Технические характеристики автомобиля VWPassatB5

 

Характеристики кузова

Тип кузова

Седан

Количество дверей

4

Количество мест

5

Длина

4703 мм

Ширина

1746мм

Высота

1462 мм

Колесная база

2703 мм

Колея передняя

1515 мм

Колея задняя

1515 мм

Объем багажника максимальный

800 л

Объем багажника минимальный

475 л

Характеристики двигателя

Тип двигателя

Дизельный

Модель двигателя

AVF

Объем двигателя

1896 см3

Мощность

130 л. с. (96 кВт)

При оборотах

4000 об. /мин

Крутящий момент

310/1900 Нм / (Об/мин)

Система питания

Насос-форсунки

Наличие турбонаддува

Турбонаддув c интеркулером

Газораспределительный механизм

OHC (OverHead Camshaft)

Расположение цилиндров

 Рядный

Количество цилиндров

 4

Диаметр цилиндра

 79,5 мм

Ход поршня

 95,5 мм

Степень сжатия

19

Количество клапанов на цилиндр

2

Топливо

Дизельное топливо

Соответствует нормам токсичности

EU3

Выхлоп CO2

149 г/км

Порядок работы цилиндров

1-3-4-2

Катализатор

есть

Рециркуляция ОГ (EGR)

есть

Трансмиссия

Привод

 Передний

Кол-во передач (мех коробка)

 5

Главная передача

3,941

1-ая передача

3,454

2-ая передача

1,944

3-ая передача

1, 206

4-ая передача

0,882

5-ая передача

0,711

Передача заднего хода

3,600

Управление сцеплением

Гидравлическое

Диаметр диска сцепления

219 мм (DSH)

Диаметр фланца карданного вала

100 мм

Подвеска

Тип передней подвески

Независимая многорычажная со стабилизатором поперечной устойчивости

Тип задней подвески

Полунезависимая пружинная со стабилизатором поперечной устойчивости

Технические характеристики тормозной системы

Передние тормоза

Дисковые вентилируемые, 288 мм

Задние тормоза

Дисковые

АБС (Антиблокировочная система торможения)

есть

EBD (Система распределения тормозных сил)

есть

Характеристики рулевого управления

Тип рулевого управления

 Шестерня-рейка

Усилитель руля

 Гидроусилитель

Эксплуатационные показатели

Максимальная скорость

 204 км/час

Время разгона (0-100 км/ч)

 9,9 с

Расход топлива в городе

 7,5 л/100 км

Расход топлива на шоссе

 4,6 л/100 км

Расход топлива Смешанный цикл

 5,6 л/100 км

Объем топливного бака

 62 л

Снаряженная масса автомобиля

 1395 кг

Допустимая полная масса

 1950 кг

Размер шин

 195/65 R15

 

Приложение 2 - Внешняя характеристика дизельного двигателя TDI 1,9 л мощностью 96 кВт/130 л. с. с насос - форсунками


Похожие работы на - Тяговый расчёт автомобиля Volkswagen Passat B5

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!