Анализ патологических отклонений формы стопы и способов их компенсации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    2,64 Мб
  • Опубликовано:
    2016-01-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ патологических отклонений формы стопы и способов их компенсации

Министерство образования и науки Российской Федерации

Санкт-Петербургский Государственный университет технологии и дизайна

Институт текстиля и моды







КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Методы и следствия исследований"

на тему : "Анализ патологических отклонений формы стопы и способов их компенсации"


Преподаватель: Зайцева М.Н.







Санкт-Петербург 2014

Введение

Научное исследование представляет собой целенаправленное производство новых знаний о чем-либо. Любая работа нацелена на решение некоторых проблем в определенной области науки. Тема определяет ту часть области науки, в которой и существует решаемая проблема. По направлению данной специальности была выбрана тема "Анализ патологических отклонений формы стопы и способов их компенсации" , следовательно область науки антропология.

Стопа человека представляет собой уникальную механическую конструкцию, функционирование которой должно обеспечить хорошую переносимость статической и динамической нагрузки под весом собственного тела в течении длительного времени [3]. Стопа является также эластичным и пружинящим органом при ходьбе, беге, прыжках. Благодаря амортизирующим свойствам стопы предохраняются от постоянных сотрясений позвоночник, центральная нервная система и внутренние органы человека.

Стопа содержит 26 костей, связанных сухожилиями и мышцами. Продольный и поперечный свод стопы образуют кости предплюсны и плюсны. Предплюсневый отдел стопы, воспринимающий основную нагрузку при стоянии, представлен крупными костями (пяточной, таранной, ладьевидной, кубовидной, клиновидными), соединенными в малоподвижные суставы. В плюсневый отдел входят кости более тонкие, образующие хорошо подвижные суставы. Кости в стопе образуют продольный и поперечный ее свод [1].

Из-за различных факторов в стопе могут развиться патологические отклонения или деформации, может нарушиться ее здоровое функционирование, а это влечет за собой серьезные изменения во всем организме.

1. Объект исследования

Анализ специальной научно-методической литературы позволяет выделить три основные функции присущие нормальной стопе:

рессорная - способность к упругому распластыванию под действием нагрузки; балансировочная - участие в регуляции позной активности при стоянии и ходьбе; толчковая - сообщении ускорения общему центру масс тела при локомоторном акте. С помощью стоп вертикальные нагрузки, передаваемые нижней конечностью, трансформируются в горизонтальные и передаются на опору. [4]

Важнейшей конструктивной особенностью стопы человека является ее сводчатое строение. Так как продольные и поперечные своды стопы обращены выпуклостью кверху, то при вертикальной позе давление на подошву распределяется в основном на 3 точки (пяточный бугор, головки I и V плюсневых костей) и наружный край подошвы. Поэтому, площадь эффективной опоры стопы оказывается меньше чем площадь ее подошвы.

Сводчатость стопы поддерживается и укрепляется мышцами голени, поэтому ее амортизирующие свойства определяются не только анатомическими особенностями ее костей, но и активной работой мышц.

Плоскостопие -общий термин для обозначения нарушения биомеханики стопы и всей нижней конечности в целом в результате статической деформации ее сводов. При плоскостопии продольный и поперечный своды стопы уплощаются, пятка отклоняется к наружи/во внутрь. Передний отдел стопы деформируется таким образом, что первая плюсневая кость отклоняясь к наружи, приводит к смещению первого пальца внутрь [2].

При плоскостопии, сопровождающимся уплотнением свода стоп, резко

изменяется опорная функция ног, изменяется положение таза, становиться

трудно ходить. Плоская стопа характеризуется опусканием ее продольного и поперечного свода, а в дальнейшем появляются тягостные синдромы:  быстрая утомляемость и боли при ходьбе и стоянии [8].

Среди заболеваний опорно-двигательного аппарата статические деформации стоп по частоте занимают одно из первых мест. По данным ЦИТО, указанная патология встречается у 62,6% обследованных. При этом поперечное плоскостопие наблюдается в 55,2%, продольное - в 29,3%, вальгусное отклонение 1 пальца в 13,2 %, а молоткообразные пальцы - в 9,9% случаев. Среди всех ортопедических заболеваний статические деформации стоп составляют около 18-20% [10].

Причины статических деформаций стоп условно можно разделить на внешние и внутренние. К внешним причинам относятся перегрузки, зависящие от характера работы, нерациональной обуви и отрицательного влияния внешней среды. Среди внутренних причин решающее значение имеют наследственно-конституциональное предрасположение, первичная слабость мышечного аппарата.

В классификации патологических состояний стоп от чрезмерной статической нагрузки Г. Н. Крамаренко предлагает выделять функциональную недостаточность и статические деформации.

К статическим деформациям относятся продольное плоскостопие, поперечное плоскостопие и, как его следствие,- отклонение большого пальца, молоткообразные пальцы.

Функциональная недостаточность стоп характеризуется быстрой утомляемостью нижних конечностей, болезненностью стоп и голени, отечностью мягких тканей стоп, неустойчивостью суставов стоп при нагрузке (подвертывание стопы при ходьбе и беге). Видимых изменений (опускания продольного свода) не наблюдается.

Статические деформации стоп с нарушением формы и функций стопы могут быть выражены тремя степенями. Первая степень (слабовыраженное продольное плоскостопие) характеризуется опусканием продольного свода, главным образом при нагрузках, усталостью в ногах. Вторая степень (умеренно выраженное продольное плоскостопие) характеризуется понижением продольного свода без нагрузки и еще большим понижением при нагрузке; походка теряет эластичность, плавность. Третья степень (резко выраженное продольное плоскостопие) характеризуется тем, что внешне продольный свод не определяется. Опорная поверхность стопы значительно увеличена по сравнению с поверхностью здоровой стопы; ходьба болезненна, затруднена; трудоспособность резко снижена [14].

Поперечное плоскостопие также может быть выражено тремя степенями. Первая степень (слабовыраженное поперечное плоскостопие) характеризуется отклонением первого пальца наружу на угол до 29°, намечается распластанность переднего отдела стопы за счет веерообразного расхождения плюсневых костей.

Вторая степень (умеренно выраженное поперечное плоскостопие) характеризуется отклонением первого пальца наружу на угол до 39°, под головками средних плюсневых костей наблюдается омозолелость кожи.

Третья степень (резко выраженное поперечное плоскостопие) характеризуется резко выраженным веерообразным расхождением плюсневых костей, отклонением большого пальца наружу на угол более 40°, под головками плюсневых костей появляются натоптыши.[1]

Очень важно понимать причины возникновения заболевания. В зависимости от причин плоскостопие делиться на 5 типов:

. Статическое плоскостопие - самый распространенный тип. Им страдают около 80% всех больных. Данная форма плоскостопия относится к приобретенным заболеваниям. К нему ведут как наследственная предрасположенность ( «аристократическая стопа»), так и профессиональные вредности ( длительная статическая нагрузка на конечности или гиподинамия). Еще одна предпосылка - эндокринные заболевания и избыточный вес.

.Врожденное плоскостопие - довольно редкая форма, выявить этот вид плоскостопия помогают профилактические осмотры. Точный диагноз можно поставить не ранее 5-6-летнего возраста (т.к. все маленькие дети имеют уплощенную стопу в силу физиологических причин).

.Рахитическое плоскостопие - вызвано деформацией стопы из-за острой нехватки витамина D, встречается крайне редко.

.Паралитическое плоскостопие возникает после перенесенного паралича, например, при полиомиелите. Развивается вследствие паралича мышц, поддерживающих свод стопы и большеберцовых мышц.

.Травматическое плоскостопие является последствием травмы (перелома предплюсневых костей, лодыжки, пяточной кости).

В дальнейшем мной исследуется статическое плоскостопие.

Предопределяющими факторами развития статического являются:

особенности конституции (повышенная масса тела);

наследственная слабость капсульно-связочного и мышечного аппарата стопы;

ношение нерациональной обуви (высокий каблук, узкий носок);

статические перегрузки;

Но основным патогенетическим моментом в возникновении статического плоскостопия все же является слабость капсульно-связочного и мышечного аппарата стопы. При длительной, непрерывной или чрезмерной нагрузке мышцы стопы утомляются и начинают постепенно ослабевать. По мере снижения их поддерживающей функции задача сохранения сводов стопы ложится исключительно на капсульно-связочный аппарат, который в итоге перерастягивается.

Вследствие значительной эластичности мышечно-связочного аппарата объем движения детской стопы больше, чем взрослой, поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов. Стопы у детей быстро утомляются, и легко подвергаются деформации. При чрезмерных нагрузках своды стопа у них может развиться плоскостопие. В детском возрасте легко предотвратить плоскостопие, поэтому данный вопрос так важен для врачей-ортопедов и производителей обуви.[8]

2. Изучение истории и современного состояния проблемы

Интерес к статическим деформациям стоп возник еще в XVIII веке нашей эры. Одна первых работ, опубликованная около 200 лет назад касается вальгусного отклонения 1 пальца стопы . На протяжении последних лет ортопедами различных школ были описаны причины возникновения и патологические механизмы прогрессирования статических деформаций стоп [6].

Описаны такие деформации стоп как:

вальгусное отклонение 1 пальца, молоткообразная деформация II,III пальцев,

неврома Мортона, когтеобразная деформация пальцев. В отечественной литературе встречается упоминание о прогрессировании распластывания поперечного свода- плоскостопии.

В процессе эволюции человека стопа из опорно-хватательного органа стала опорным благодаря тому, что человек принял вертикальное положение и стал прямоходящим. Стопа является органом опоры и движения, представляющая единое морфологическое и функциональное целое [3].

Последние 50 лет интерес хирургов ортопедов к патологии статических деформаций возрастает, в связи с чем растет и многообразие способов лечения. Возрастающий интерес к данной проблеме и появление новых способов коррекции данной деформации свидетельствует о неудовлетворенности авторов существующими методами коррекции.

Большое количество неудовлетворительных результатов свидетельствует о том, что для различных типов деформации необходимы конкретные, точно выбранные методы коррекции позволяющие нормализовать или улучшить анатомические и биомеханические соотношения как в переднем отделе, так и во всей стопе в целом.

Среди заболеваний опорно-двигательного аппарата статические деформации стоп по частоте занимают одно из первых мест. По данным ЦИТО (Центральный институт травматологии и ортопедии ), указанная патология встречается у 62,6% обследованных. При этом поперечное плоскостопие наблюдается в 55,2%, продольное - в 29,3%[9].

Рассматривая поперечное плоскостопие, можно сказать что, согласно классической теории строения стопы, головки плюсневых костей располагаются в виде дуги, или арки (рис. 2 ). Отсюда делается вывод, что стопа соприкасается с плоскостью опоры пяткой, головками I и V плюсневых костей, а средние плюсневые кости практически не участвуют в опоре. Подобные рисунки сводчатого строения переднего отдела стопы имеются во многих руководствах по ортопедии [11].

Рисунок 1. Соприкосновение стопы с плоскостью опоры. Модели переднего отдела стопы. а - классическая, б - современная.

Многочисленными исследованиями (анатомическими, рентгенологическими, биомеханическими) было показано, что при ходьбе и стоянии нагружаются головки всех плюсневых костей, а не только I и V. В норме максимальную нагрузку (44-50%) испытывает дистальная часть I плюсневой кости, давление же под другими головками распределяется почти равномерно (по 11-16% под каждой плюсневой костью). Таким образом, сформировалась современная концепция (модель) переднего отдела стопы, согласно которой дистальному отделу плюсны сводчатое строение не характерно, а головки всех плюсневых костей располагаются примерно на одной линии (рис. 2 б).[9]

Продольное плоскостопие - это деформация стопы, характеризующаяся стойким уплощением, т. е. уменьшением высоты, ее продольного свода (рис. 4).

Рисунок 2 . Продольное плоскостопие

Плоскостопие бывает врожденным и приобретенным. Врожденное продольное плоскостопие встречается довольно редко, в основном, в сочетании с вальгусной деформацией стопы, и является следствием внутриутробных пороков развития эмбриона. Наиболее тяжелая форма - так называемая «стопа-качалка», характеризующаяся вертикальной позицией таранной кости и выявляющаяся вскоре после рождения.

Приблизительно до 7-летнего возраста у детей происходит естественное формирование продольного свода. У многих детей 2-летнего возраста клинически определяется продольное плоскостопие. С возрастом количество плоских стоп уменьшается и к 9 годам остается как патологическая деформация. В периоды интенсивного роста костей стопы с дифференцировкой их формы и структуры может наступить диспропорция между темпом роста костей и пониженной сопротивляемостью соединительнотканного аппарата. В результате и развивается продольное плоскостопие, причем деформация может достигать значительной степени выраженности и сопровождаться нарушением функции.[9]

У детей на подошвенной поверхности стопы сильно развита подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. Объем движения детской стопы больше, чем взрослой, вследствие значительной эластичности мышечно-связочного аппарата. Поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов. Стопы у детей быстро утомляются, и легко подвергаются деформации.[10] Изменяя статику, плоскостопие приводит к нарушению осанки, ухудшению венозного оттока от нижних конечностей и нарушению функционирования внутренних органов. Дети, страдающие плоскостопием, не могут долго стоять и ходить, быстро устают, жалуются на боли в ногах и спине. Тяжелые формы плоскостопия могут привести даже к инвалидности.

Условно выделяют 3 степени плоскостопия. На рисунке . закрашенная часть следа соприкасается с поверхностью. При продольном плоскостопии I степени закрашенная часть плантограммы распространяется на 1/3 подсводного пространства, при II - на 2/3, а при III степени - занимает все подсводное пространство.

Рисунок 3 . Плантограмма стопы с указанием степеней плоскостопия

При I степени продольного плоскостопия угол продольного свода стопы (в градусах) составляет 131-140°, высота свода 35-25 мм. Плоскостопие 2 степени говорит о повышении уровня свода стопы от 141 до 155°, высота свода при этом становится 24-17 мм, могут быть заметны признаки искривления таранно-ладьевидного сустава. Плоскостопие 3 степени продольного плоскостопия указывает на увеличение показателей: угол свода составляет более 155°, высота же - менее 17 мм.[1].

Существуют различные методы коррекции плоскостопия:

коррекции плоскостопия у детей на основе игрового метода с применением физических упражнений

Разработка индивидуальных ортопедических стелек

Ортезы

Массаж

ЛФК для мышц стопы и голени

Физиотерапевтическое лечение, направленное на снятие болевого

синдрома

Индивидуальная сложная ортопедическая обувь,

и другие методы.

3. Методы диагностики и коррекции плоскостопия

.1 Коррекция плоскостопия у детей 5-7 лет средствами адаптивной физической культуры с применением игрового метода

Ведущий вид двигательной деятельности дошкольников - игра, поэтому физическая реабилитация детей 5-7 лет с плоскостопием эффективнее разрешается в игровой форме. Преимущество игрового метода заключается в том, что развитие двигательной функции ребенка проходит в специфической, свойственной ему игровой деятельности, активизирующей его познавательную и двигательную активность.

Исследование проводилось в лаборатории кафедры анатомии и биомеханики на базе областной детской клинической больницы и МБДОУ детском саду комбинированного вида № 27 «Садко» в период с 2006 по 2011 год. Всего было обследовано 312 детей в возрасте от 5 до 7 лет и проведено около 2000 измерений.

Изначально у детей определяют удельный вес ежедневной двигательной активности в режиме дня и выявляют особенности их мотивации к занятиям физическими упражнениями в свободное время. После изучают количественные характеристики показателей сводчатости, подвижности, силы и статической выносливости мышц стоп и баланса вертикальной стойки у современных детей 5-7 лет с различным состоянием

сводов стоп. Эти данные представляются в виде таблиц и диаграмм. После анализа полученных данных и сбора информации по литературным источникам разрабатывают и обосновывают инновационную педагогическую технологию коррекции плоскостопия у старших дошкольников средствами адаптивной физической культуры с применением игрового метода.

Целенаправленное, систематизированное применение комплекса общеразвивающих и специальных физических упражнений на основе игрового метода в сочетании с занятиями в домашних условиях по индивидуальным программам обеспечит эффективную коррекцию плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста.

В экспериментальной группе к концу педагогического эксперимента

отмечено достоверное уменьшение степени плоскостопия , увеличение результатов подскока «по Абалакову». По данным стабилометрии установлено, что у детей экспериментальной группы показатели среднеквадратического отклонения во фронтальной и сагиттальной плоскостях достоверно снизились.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

определено место физической культуры в структуре занятий дошкольников в свободное время;

установлено значение показателей силы мышц-сгибателей и разгибателей стопы, а также уровня статической выносливости ее сгибателей у детей старшего дошкольного возраста для оптимизации выбора средств адаптивной физической культуры, используемых при коррекции плоскостопия;

определены количественные характеристики стабилометрических

параметров, характеризующие баланс вертикальной стойки у детей 5-7-летнего возраста с различным состоянием сводов стоп;7

- теоретически разработана, экспериментально обоснована и внедрена в практику инновационная педагогическая технология занятий физическими

упражнениями с применением игрового метода для коррекции сводов стоп у

детей старшего дошкольного возраста [5].

Инновационная технология физической реабилитации детей 5-7 лет, страдающих плоскостопием, существенно повышает мотивацию родителей и детей с патологией опорно-двигательного аппарата к занятиям физической культурой как важному фактору укрепления здоровья, обеспечения всестороннего и гармонического развития, эффективного средства коррекции

плоскостопия.

3.2 Диагностика продольного плоскостопия и лечение его с помощью

ортопедических стелек и ортопедической обуви

На основе методических рекомендаций Михновича Е.Р. диагностика продольного плоскостопия проходит с данных рентгенографии, плантографии и педобарографии.

На рентгенограмме стопы в боковой проекции измеряют высоту и угол продольного свода стопы (ладьевидный угол свода). Здесь определяют величину ладьевидного угла продольного свода стопы и высоту продольного свода стопы

Плантография (получение отпечатка подошвенной поверхности стопы) позволяет оценить величину ее опорной поверхности. С помощью специальных методов обработки плантограмм можно достоверно оценить приведение или отведение переднего отдела стопы, вальгусное или варусное положение пятки и т. д.

Педография и педобарография дают возможность изучить распределение нагрузки на подошвенной поверхности стопы с помощью современных компьютерных технологий как в момент стояния (статически), так и при ходьбе (динамически).

Лечение зависит от причины деформации, степени ее выраженности и клинических проявлений: применяется лечебная физическая культура, ограничивается физическая нагрузка на стопы, используется и физиотерапевтическое лечение (водные ванночки, массаж, парафин, грязелечение, электропроцедуры), но особая роль при лечении плоскостопия принадлежит назначению ортопедических стелек и ортопедической обуви. Ортопедическая стелька с выкладкой продольного свода и супинатором под пятку обеспечивает коррекцию деформации при нефиксированной форме продольного плоскостопия, а также разгрузку болезненных участков на стопе. Высота выкладки зависит от степени плоскостопия и возможности его коррекции. В случаях фиксированной формы деформации высота выкладки продольного свода снижается. При III степени плоскостопия, а также при II в сочетании с выраженной вальгусной деформацией, назначают ортопедическую обувь в виде ботинок со шнуровкой и высоким берцем с выкладкой сводов стопы. При фиксированной деформации обувь изготавливают по гипсовому слепку.

Рисунок 4. Ортопедическая обувь для детей дошкольного возраста.

Обувь должна плотно фиксировать стопу и голеностопный сустав с помощью шнуровки или велкро, не сдавливать стопу. Подошва должна быть устойчивой, жесткой с маленьким (1- 2 см) каблуком.

Указанные ортопедические приспособления обеспечивают лишь пассивную поддержку продольного свода, поэтому их использование предполагает ежедневные интенсивные занятия по укреплению мышц, активно удерживающих свод стопы. Это особенно актуально в дошкольном возрасте, когда применение стелек-супинаторов несколько ограничено.[9]

3.3 Коррекции биомеханических нарушений стопы посредствам ортопедических стелек

Главная идея в данном исследовании - нарушение амортизационных свойств стопы. Основания арки свода стянуты мощным эластичным сухожилием - подошвенным апоневрозом. При нагрузке подошвенный апоневроз растягивается, а затем сокращается, восстанавливая форму свода. Плоскостопие это не только уплощение свода, но и нарушение эластичности связок стопы.

Назначение ортопедических стелек - важный, но не единственный метод лечения. Ортопедическая стелька позволяет изменить биомеханику стопы при наиболее важных локомоциях. Обычно стельку адаптируют к медленной ходьбе, то есть к той локомоции, которая наиболее распространена в повседневной жизни. Но стельки могут быть изготовлены для длительного стояния или для спорта. Стельки конструируют так, чтобы согласовано работали все мышцы ноги, а кости и суставы нагружались так, как это предусмотрено природой. Иногда целесообразно изменить функциональную анатомию стопы, тогда стельки (их называют корригирующими) "раскручивают" деформированные суставы, способствуют восстановлению утраченных движений. Необходимой и обязательной составной частью лечения плоскостопия является лечебная физкультура (ЛФК).

Ортопедическая стелька - это ортопедическое изделие, модифицированная вкладная стелька для обуви, предназначенная для поддержания сводов и для коррекции биомеханических нарушений стопы.


Рисунок 5. Ортопедическая стелька

Все современные ортопедические стельки построены примерно одинаково. На рисунке изображена классическая ортопедическая стелька. В области внутреннего свода моделируется супинатор, моделируется углубление под пятку, приподнимается зона переката, в области поперечного свода тщательно формуется метатарзальная подушка. [13]

Важным элементом ортопедической стельки являются так называемые "клинья". Идея клиньев заимствована из детской ортопедии. На рисунке слева изображена левая нога с плоско-вальгусной стопой. Пятка отклонена относительно отвеса кнаружи. Справа под внутренний клин пятки подложен клин. Теперь пятка принимает правильное вертикальное положение. Для того, чтобы плоскостопный ребенок правильно ставил ногу при ходьбе (на внешний отдел пятки), набивали набойку на внутренний край пятки.

Рисунок 6 . Исправление поско-вальгусной стопы внутренним клином.

Классическая конструкция ортопедической стельки при уплощении продольного свода производится с внутренним или внешним клином под пятку или передний отдел. На рисунке пунктиром показаны внутренний клин под передний отдел (1), внешний клин под передний отдел (2), внутренний клин под пятку (3) и внешний клин под пятку. Понятно, что на биомеханику стопы влияют не только комбинация клиньев, но и их высота.

Рисунок 7. Стелька с клином.

Сейчас существует самые разные школы изготовления ортопедических стелек. но, когда речь идет о лечении плоскостопия то предпочтение следует отдать ортопедическим стелькам, изготавливаемым под заказ.

3.4 Восстановление функции стопы с помощью индивидуально конструируемых ортезов

Был проведен анализ 230 пациентов с различной степенью выраженности продольно-поперечного плоскостопия. Анализ результатов компьютерного обследования стоп позволил наиболее полно оценить функциональные и статические свойства стоп, выявить зоны перегрузок и дефекты.

Ортезы индивидуального изготовления обеспечивают контроль положения стопы при движении, препятствуют растяжению мышц, связок, суставов.

Ограничивая колебания пятки, ортезы контролируют проседание сводов. Давление под нагрузкой лучше распределяется по всей стопе, уменьшая растяжение мышц и суставов. Те изменения, которые уже произошли с костями и мышцами, не исчезнут, но ортезы помогут избавиться от боли, снизить ее остроту.

При прикосновении пятки к поверхности земли:

ортезы ограничивают колебания пятки, усиливая амортизацию, таким образом, пятка ударяется о поверхность земли правильно.

Во время фазы переката:

отрезы поддерживают стопу так, что свод стопы в фазе переката восстанавливается, позволяя таранной кости и пяточной кости выстроиться в одну линию.

Ортезирования стоп заключается в следующих технологических звеньях:

Обследование стоп на тензометрической платформе в статическом, постуральном и динамическом режимах с анализом полученных результатов;

Сканирование стоп в статическом режиме;

Полученные данные в графическом режиме вводятся в программу трехмерного моделирования и производят виртуальное моделирование стелечных ортезов;

По завершению моделирования осуществляется подбор материала из специальных полуфабрикатов, включающих в себя как однокомпонентные так и многослойные заготовки с различными параметрами плотности;

После установки заготовки в фрезерном станке включается программа фрезерования;

Окончательная доводка и проверка правильности формы стелек по ноге пациента с использованием барометрической платформы и при необходимости коррекция изделия.

. Манжета для выведения головок 2, 3 и 4 плюсневых костей из-под нагрузки при поперечной плоскостопии со вкладышем.

Рисунок 8 . Ортез - манжета.

. Межпальцевый корректор-сепаратор.

Корректор применяют между первым и вторым пальцами стопы, чтобы исправить угол отклонения большого пальца при поперечной плоскостопии.

Рисунок 9 . Ортез -межпальцевый сепаратор.

. Ортопедический бакдаж-шина для коррекции первого пальца.

Применяют бандаж-шину отклоняя первый палец стопы, выводя его из порочного положения (либо улучшая положение) и накладывают на него оправу так, чтобы ее охват вошел между первым и вторым пальцами, а рейки оказались соответственно над и под стопой, фиксирующим пояском охватывают стопу и, натягивая его, отклоняют первый палец на требуемый угол по отношению ко второму.

Возможно восстановление естественного положения первого пальца либо предотвращение прогрессирования деформации.

Рисунок 10. Ортез - бандаж - шина.

Метатарзальные валики (валик Зейца). Применяются при наличии поперечной плоскостопии и болей в переднем отделе стопы, в результате происходит приподнимание головок средних плюсневых костей над уровнем первой и пятой головок, увеличивая нагрузку на них. Разновидности их показаны на рис. 11.

Рисунок 11. Ортез - Метатарзальный валик

5. Вкладыш-клин под пятку

Применяется при продольном плоскостопии. Правильно позиционирует пяточный отдел стопы, препятствуют растяжению мышц, связок, суставов. [12]

Рисунок 12 . Ортез - Вкладыш под пятку.

Благодаря таким свойствам ортопедических ортезов нагрузка на стопу распределяется правильно. Для того чтобы человек не испытывал дискомфорт при их ношении, они должны быть подобраны тщательно, с учетом индивидуальных особенностей.

4. Анализ методов диагностики и коррекции плоскостопия

При плоскостопии у детей дошкольного возраста не следует пускать заболевание на самотек, при появлении первых симптомов необходимо обращаться к врачу. Если на определенном этапе не принять меры профилактики или лечения , то у ребенка вместо продольного или поперечного плоскостопия может появится комбинированное. Здесь процесс лечения будет протекать дольше и сложнее.

В дошкольном возрасте основными причинами появления заболевания у ребенка являются слабые связки и мышцы, а также неокрепшие кости. Главной задачей лечения становится укрепление мышц и связок, до того момента, когда они сами приведут стопу в здоровое состояние. Терапия на начальной стадии заболевания включает в себя лечебную гимнастику и массаж.

Физические упражнения (ЛФК) при плоскостопии у детей являются основой лечения, поскольку именно они позволяют привести в нужное состояние мышцы и связки стопы. Существует множество школ, разрабатывающих методику лечебных упражнений, которые позволяют исправить патологическое отклонение стопы на ранних стадиях. Массаж при плоскостопии у детей также является достаточно эффективным методом лечения, который позволяет улучшить кровообращение и повысить тонус мышц.

При I и II стадиях плоскостопия применяют коррегирующие средства, такие как ортезы и ортопедические стельки. Ортезы индивидуального изготовления обеспечивают контроль положения стопы при движении, препятствуют растяжению мышц, связок, суставов. Стельки контролируют проседание сводов. Давление под нагрузкой лучше распределяется по всей стопе, уменьшая растяжение мышц и суставов. При произошедших изменениях в стопе ортезы помогут позиционировать стопу в здоровое первоначальное положение, а если еще при этом проводить лечебные процедуры (ЛФК), то эффект может быть положительным и стопа начнет восстанавливаться.

Ортопедическая обувь применяется на II и III стадиях плоскостопия, чтобы обезопасить ребенка от дальнейших серьезных изменений во всем организме.

Анализируя изученную информацию, нельзя выделить какое-то одно средство коррекции или лечения плоскостопия у детей дошкольного возраста. Все методы лечения востребованы и дополняют друг друга. Максимальный эффект будет достигнут при комплексном лечении плоскостопия с помощью выше описанных средств, в зависимости от степени заболевания.

Список используемых источников

1. Конструирование изделий из кожи. Министерство высшего и среднего специального образования СССР . Учебник для студ. высш. учеб. заведений - М.: «Легкая и пищевая промышленность»,1982.

. Андреев Л.Н. Плоскостопие, его диагностика и лечение.- Курск, 1958.

3. А.Г.Беленький Кафедра ревматологии РМАПО, Москва - Consilium Medicum №08 2005.

. Гуров А.В. Восстановление функции стопы при различных видах плоскостопия с помощью индивидуально конструируемых ортезов. - М.: 2009. -189 с.

. Комачева О.А. КОРРЕКЦИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОГО МЕТОДА. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Смоленск 2012.

Лукин М.П. ХИРУРГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ ДЕФОРМАЦИИ

ПЯТОГО ПЛЮСНЕФАЛАНГОВОГО СУСТАВА. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. -М.: 2009.

. Лоренс Б., Харклесс, Ким Фелдер-Джонсон Секреты голеностопного сустава и стопы . Перевод под редакцией доктора мед. наук, профессора В.М. Лирцмана плоскостопие стопа ортопедический ортез

. Марк с В. О. Ортопедическая диагностика (руководство-справочник). Мн., «Наука и техника», 1978, с. 479-485.

. Михнович Е.Р. Статические деформации стоп: Метод. рекомендации / Е.Р. Михнович, А.И. Волотовский. - Мн.: БГМУ, 2003. - 29 с.

. Прозорова Ю.В. РЕФЕРАТ «Диагностика, лечение и профилактика плоскостопия у детей подросткового возраста».РГУ им. С.А.Есенина, ИННОВАЦИОННЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ. - Рязань

Похожие работы на - Анализ патологических отклонений формы стопы и способов их компенсации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!