Виды рент, источники их образования и присвоение в условиях развития рыночных отношений

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    52,04 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Виды рент, источники их образования и присвоение в условиях развития рыночных отношений

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

“РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”

(РГТЭУ)

КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

Кафедра Экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Экономическая теория

на тему ВИДЫ РЕНТ, ИСТОЧНИКИ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИСВОЕНИЕ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Выполнена студентом 1 курса,

экономического факультета

группы ЭБ-122,

Синицыной Анастасией Сергеевной

Руководитель

Лямкин Игорь Ильич

Кемерово 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕНТЫ

.1      Понятие и сущность ренты

.2      Виды рент

. СПОСОБЫ ПРИСВОЕНИЯ РЕНТ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ

РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

.1 Цена земли

.2 Источники образования ренты. Экономический механизм регулирования земельных отношений

. СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО РЫНКА В РОССИИ

.1 Рынок земли в России и его особенности

.2 Проблемы развития земельного рынка в России

.3 Пути совершенствования российского земельного рынка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Наша планета Земля, богатая различными видами ресурсов, является первой экономической ценностью, из которой человек научился извлекать для себя прибыль. Для различных видов промышленности, земля по своей сути служит основным источником поступления сырьевых ресурсов. Использование земли и связанные с ним отношения еще в древности заложило основу хозяйственной деятельности человека, и подтолкнуло к развитию производительных сил, углублению общественного разделения труда и его специализации.  Социальные и экономические преобразования зародили возникновение некоторых новых положений в теории земельной ренты, а так же большую конкретизацию уже существующих.

В рыночной экономике, в условиях совершенной конкуренции в сельском хозяйстве, производство товаров земледелия для предпринимателя (т.е. собственников или арендаторов крупных хозяйств различных форм собственности), возможно когда его затраты приносят среднюю прибыль как крайний случай, если он собственник земли, и дополнительно ренту земли, если он арендатор.

Если предприниматель арендует относительно худший участок земли, его арендная плата представляет собой абсолютную ренту в ее нормальной форме.  Предприниматель, который арендует относительно лучшие земли, кроме абсолютной ренты уплачивает ещё дифференциальную земельную ренту.

Земля в рыночной экономике представляет экономический ресурс, цена на который устанавливается рынком. Цена на землю - это производная от цены и объема производимой, при её использовании, товарной продукции. Об этом хорошо было отмечено английским экономистом Давидом Рикардо: «Дорог хлеб не потому, что платится рента, а потому платится рента, что хлеб дорог». Земельная рента - это плата за использование земли, представляющая формы экономической реализации земельной собственности.

Предмет данной курсовой работы - проблемы земельной собственности и земельной ренты в России.

Объект исследования - земельная рента, а также методы и условия её присвоения в условиях рыночных отношений.

Целью данной работы является рассмотрение видов ренты, источников её образования и анализ проблемы присвоения рент в условиях развития рыночных отношений.

Согласно цели, обозначены следующие задачи:

·    Определение сущности ренты и объяснение её понятия;

·        Рассмотрение видов ренты;

·        Выявление источников образования рент;

·        Изучение категории «цена земли», определение от каких факторов она зависит;

·        Рассмотрение механизма регулирования земельных отношений;

·        Выявление проблем формирования земельного рынка в России.

Тема этой работы очень актуальна для современной России, в которой понятие ренты земли, а так же её экономическая и юридическая основы постоянно подвержены реформированию. Данные изменения зафиксированы в Налоговом Кодексе РФ, а так же исследованию рентных отношений посвящены многочисленные работы учёных-экономистов, в которых достаточно основательно, на высоком научном уровне, освещаются основные и важнейшие вопросы и проблемы земельного рынка.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕНТЫ

1.1    Понятие и сущность ренты

Перед тем, как обратиться к исследованию ренты земли как факторного дохода, следует определить некоторые категории, способствующие её более лёгкому анализу, а именно: землевладение и землепользование. Однако эти понятия нужно чётко отличать друг от друга.

Землевладение - это признание права данного (физ. или юр.) лица на определенный земельный участок на исторически сложившихся основаниях. Обычно под землевладением подразумевается право собственности на землю. Землевладение осуществляется земельными собственниками.

Землепользование определяется как пользование землей в установленном обычаем или законом порядке. Земельный пользователь не обязательно является её собственником. В действительной хозяйственной жизни субъектов землепользования и землевладения нередко олицетворяют разные физические или же юридические лица.

Также для определения понятия ренты следует отметить понятие рентных отношений. Таковыми являются отношения по поводу образования цены и распределения доходов от использования земли, её ископаемых ресурсов, a также недвижимости. Рентные отношения - это одна из крайне важных черт аграрных отношений.

Изначально проблема ренты зародилась в земледелии, и понятия «земельная рента» и «экономическая рента» совпадали. Сейчас же их необходимо строго различать. Понятие «экономическая рента» шире понятия «земельная рента». Экономическая рента включает в себя земельную, но не сводится к ней.

Само слово «рента» происходит от позднелатинского «rendita». Что дословно означает «отданная назад, возвращенная». Рента, в качестве дохода одного из факторов земли, привлекала к себе особое внимание экономистов ещё с давних времен. И в будущем в экономической теории появилось и развилось понятие «экономической ренты» как части дохода любого из фактора производства.

Земельный доход занимал особое место в учении физиократов. Они утверждали, что в земледелии увеличивается количество продукта, а в промышленности можно наблюдать лишь изменение формы уже существующих благ. Поэтому, производительно только земледелие, а труд же в промышленности и торговле бесполезен и непроизводителен. Лица, которые заняты в промышленности, производят лишь столько продукции, сколько потребляют, земледельцы же, создают сверх того ещё и c излишком, который и носит название ренты. Богатство страны, следовательно, по мнению физиократов, создается только за счёт земледелия.

Ф. Кэне, представителей физиократов, считающий, что рента «вырастает» из земли, делил всё общество на три класса:

) Земельные собственники;

) Земледельцы;

) Фабриканты, купцы, промышленные рабочие - класс, который, по его мнению, абсолютно непроизводителен.

Таким образом, физиократы утверждали, что только то, что увеличивает чистый доход земледелия, увеличивает, соответственно, богатство страны. И чем выше рента c земли, тем богаче наше общество.

В более же узком смысле под «экономической рентой» понимается земельная цена, которая уплачивается арендатором её собственнику за возможность производительного земельного пользования и получения прибыли, то есть рента есть доход, который получил собственник земли при сдаче её в аренду.

По сути, вопрос о справедливости или несправедливости присвоения собственником земли ренты, «дара природы», считается в большей степени политическим или морально-эстетическим. На самом деле, владелец земельного участка не создавал землю (предположим, что это девственная земля или целина). Не приложил усилий для «появления на свет» данного производственного фактора. По какой же тогда причине он присваивает себе ренту? Все эти вопросы экономисты всегда называют проблемами так называемого первоначального накопления капитала.

Справедливость существования ренты земли всегда вызывает споры и дискуссии в обществе, потому что её положение весьма неоднозначно. Это отображено на рисунке 1.





Рисунок 1 - Положение земельной ренты в обществе


На рынках факторов производства земля, её ресурсы и недвижимость входят в товарооборот как ресурсы, которые не имеют альтернатив замещения во многих сферах хозяйствования. Экономическая рента поступает потому, что их предложение на рынках неэластично или же недостаточно эластично.

Если представить на графике кривую земельного предложения, то она будет иметь вид абсолютно вертикальной линии (рисунок 2). Можно увеличить производительность земли, улучшить качество земли, можно повысить рыночный уровень ренты как платы за землю или же наоборот снизить этот уровень к минимуму. Однако количество совокупного предложения этого фактора в каждый фиксированный момент времени увеличить нельзя. Чистая экономическая рента расчитывается соотношением земельного спроса и предложения на рынках.

При условиях относительно неэластичного земельного предложения, ресурсов земли и недвижимости (как факторов производства) рыночный спрос является существенным условием образования цены.

У предпринимателей спрос на землю и связанные с ней производственные факторы должны совпадать с размером получаемого предельного продукта в денежном выражении. Наклон кривой спроса показывает постепенное снижение дохода. Противодействовать этому можно лишь улучшением методов пользования землёй, применением прогрессивных современных технологий и способов использования подобных производственных факторов.








Рисунок 2 - Спрос и предложение земли, где: SS - неэластичное предложение земли; DD - потенциальный спрос на землю; D1D1 - спрос на землю в условиях, когда земля не приносит ренты; E - равновесная рыночная цена земли, установившаяся на уровне Pe в соответствии со спросом и предложением.

Итак, существенным условием при разъяснении категории ренты земли является тот факт, что предложение земли ограниченно. Количество земли - это величина фиксированная. Подобной ограниченности не наблюдается ни при формировании предложения труда ни при предложения капитала, потому что два последних фактора считаются свободно воспроизводимыми.

Именно ограниченность, абсолютная неэластичность предложения земли считаются существенной причиной особенностей образования цен в сельскохозяйственной деятельности. Само собой, в слишком долгосрочном периоде земельное предложение может быть и повышено в ответ на растущий спрос на сельскохозяйственные угодья за счёт отвоёвывания её у прибрежных участков морей, тайги или же тропических лесов. Возможно улучшить земельное плодородие, но в краткосрочном и долгосрочном периодах, каким бы хорошим ни был спрос, например, на чернозём или на богатые полезными ископаемыми залежи, повысить земельное предложение такого качества просто нереально.

Другой же особенностью ресурсов земли является их недвижимый характер. Владелец участка земли не может перебросить его поближе к рынку сбыта сельскохозяйственной продукции или, например, к городу, который славится своей индустрией развлечений, чтобы получить максимально возможный доход.

Вопрос о создателе ренты решается совершенно по-разному. Согласно первому варианту, рента - это продукт земли, согласно второму - она создаётся рабочими, трудом. Они получают доход, который равен предельному продукту, созданному последним рабочим. Избыток же над конечным предельным продуктом, создающимся предшествующими рабочими, поступает в виде ренты земли её собственникам.

Сама по себе земля не может зарождать ренту. Первое является только условием создания второго. Соответственно более верным является второй вариант с некоторым уточнением. Ренту выплачивают либо из предельного денежного продукта, который создан трудом и предпринимательскими способностями, либо рента - результат перераспределения дохода, который, в свою очередь, создан за пределами сельского хозяйства, в пользу земельных собственников.

Особые свойства земли в качестве природного средства производства, который имеет неограниченный срок службы, но ограничен по количеству и качеству, превращают земельного собственника в двоякого монополиста: во-первых, как собственника единственного природного, ограниченного средства производства; во-вторых, если он ещё и владеет более плодородным участком земли, как владельца особых монопольных условий производства продукции сельского хозяйства, которые позволяют ему получать продукцию в большем количестве с участков одинаковых размеров, лучшего качества или вообще уникальную, производимую только в данной местности и на обусловленной площади.

В условиях разделения труда в обществе производство является общественным процессом. И в сельскохозяйственной сфере труд и создаваемый этой отраслью продукт не могут не нести характера общественного. В данной отрасли, так же как и в других, из-за разделения труда производимый продукт предназначается для обмена и продажи.

Хотя, создаваемый в сельском хозяйстве прибавочный продукт частично присваивается земельным собственником, потому она не входит свободно в совокупную общественную прибавочную стоимость. Так же она не перемещается свободно из одной отрасли в другую и не распределяется между различными производителями товара из-за особых свойств частной собственности на землю, которые создают монопольные условия.

Итак, кроме прибыли, которая идёт сельскохозяйственному предпринимателю, как к любому из предпринимателей по законам, которые связаны с категорией прибыли, в сельскохозяйственной отрсли образуется избыточная прибыль, которая поступает земельному собственнику как таковому, как монополисту единственного средства производства.

Следовательно рентные отношения представляют собой отношения между земельным собственником и арендатором по распределению прибыли. Одна её часть, представленная в виде обычной прибыли, достается предпринимателю. А другую долю, представленную в форме сверхприбыли, получает собственник земли (рисунок 3).






Рисунок 3 - Механизм образования земельной ренты

Земельная рента отражает платность существенного фактора производства - земли. Экономисты «из прошлого» по-разному оценивали этот момент. Так, например, Карл Маркс считал сам факт платности земли препятствием, мешающим развитию производительных сил в сельском хозяйстве, поэтому им и предлагалась национализация земли. Неоклассиками, наоборот, подчёркивается положительный, другими словами, благоприятный с точки зрения эффективности, характер платности земли как самого важного ресурса.

Сравнение различных ценовых уровней на различные факторы производства, например, ставок зарплаты и ставок ренты земли, даёт производителю важнейшую информацию о наиболее эффективном слиянии труда и земли при производстве определённых продуктов сельского хозяйства. Экономически рационально замещать землю трудом, вести хозяйство на интенсивной основе, в условиях когда земля дорога, a труд, наоборот, дёшев.

Можно с уверенностью говорить, что в условиях бесплатности земли сельское хозяйство в странах c рыночной экономикой не достигло бы такого уровня производительности, a следовательно и, предложения продовольственных товаров, какое наблюдается сейчас. Сегодня перепроизводство продукции в сельскохозяйственной отрасли во многих западных странах достигло таких масштабов, что это потребовало вмешательства государства и применения субсидий для фермерских хозяйств во избежание спада их доходов.

1.2 Виды рент

рента земля рыночный рынок

Абсолютная (чистая) рента - это рента, которую получают все собственники земли, независимо от её качества. Это та часть дохода предпринимателя-землепользователя, которую он отдаёт в виде арендной платы земельному собственнику.

Монополия собственности на землю вызывает абсолютную ренту, которая уплачивается за использование земли, какого бы качества она не была.

Грубо говоря, причина существования абсолютной ренты - это частная собственность на землю, которая препятствует свободному приложению капиталов к сельскохозяйственной отрасли и ограничивает продажу продуктов сельского хозяйства выше общественной производственной цены. A вот источником абсолютной ренты является излишек прибавочной стоимости над средней прибылью, создаваемой в сельском хозяйстве из-за низкого органического состава капитала.

Основные предпосылки теории абсолютной ренты:

−       нехватка производства для собственных целей (полное подчинение сельского хозяйственного производства рыночным условиям);

−       любая земля арендуется (сдаются внаем) в условиях совершенной конкуренции;

−       зацикленность на производстве основного продукта питания (например, Россия специализируется на ржи, Китай на производстве риса и т.д.);

−       качество участков земли не принимается во внимание.

Дифференциальная рента является устойчивой добавочной прибылью, представляющей экономическую реализацию монополии на землю как на хозяйственный объект и количественно равная разности между общественной стоимостью продуктов земледелия и их индивидуальной стоимостью с лучших земель. Дифференциальная рента бывает:

Дифференциальная рента по плодородию. Различные земельные участки значительно отличаются по своей производительности. В условиях, когда затраты труда и капитала равны, выход продукции с единицы площади земли будет неодинаков. Разница в продуктивности земель происходит главным образом за счёт различий в почвенной плодородности и климатических факторов - осадков и температуры. Различаются лучшие (I), средние (II) и худшие (III) участки земли. Рассмотрим это на примере (таблица 1).

Таблица 1 - Условия образования дифференциальной ренты

Участки земли

Затраты капитала

Средняя норма прибыли

Индив. цена произ. всей продукции

Урожай пшеницы (т.)

Индивид. стоим. 1 т.

Общественная цена произ. 1 т.

Выручка от продаж всей продукции

Сверх прибыль

I

100

20%

120

6

20

30

180

+60

II

100

20%

120

5

24

30

150

+30

III

100

20%

120

4

30

30

120



С лучшего земельного участка получено 6 тонн пшеницы и индивидуальная цена производства 1 тонны составила 20 долларов. При урожае в 5 тонн индивидуальная цена производства 1 тонны со второго участка равна 24 доллара. Самая дорогая пшеница получена на худшем участке - 30 долларов за тонну. Появляется вопрос, по какой цене будет продаваться пшеница на рынке? Если бы это затрагивало какое-либо промышленное изделие, то механизм конкуренции привел бы к установлению усредненной цены на рынке. Предприниматель, который занят на третьем предприятии потерпел бы крах, банкротство.  Продуктов сельского хозяйства с одних только лучших и средних по качеству земель в полной мере не хватает для удовлетворения потребностей общества в них. В итоге возникают особые условия ценообразования на зерно и другую продукцию: общественная цена производства за единицу складывается по условиям ее производства на худших землях. По этой причине предприниматели, при условии получения обычной (средней) прибыли, берут в аренду даже самые худшие земельные участки. А так как фермеры продают продукцию по единым рыночным ценам, то ведение хозяйства на лучших и средних землях гарантирует получение дополнительной (к средней) прибыли, или сверхприбыли. Эта разница между общественной ценой, отражающей повышенные производственные затраты на худших участках, и индивидуальной ценой единицы продукции, которая складывается на более лучших по качеству землях.

Дифференциальная рента по местоположению. Точно также сверхприбыль возникает и благодаря различиям в расположении земли. Одни земельные участки стратегически выгодно расположены по отношению к рынкам сбыта, к транспортным средствам, к наличию рабочей силы, потребителям продукции и т.д. Другие же отдалены от всего этого. Вследствие чего себестоимость продукции у них будет несколько выше. Рыночная, общественная цена (опять-таки в силу ограниченности лучших земель) будет вбирать в себя издержки по доставке продукции к потребителю с отдаленных участков, из-за чего выгодно расположенные участки будут обеспечивать им дополнительную прибыль.

Поэтому ограниченность, неэластичность земельного предложения считается существенной причиной особенностей образования цен в сельском хозяйстве. Между дифференциальной и абсолютной рентой существует ряд важнейших различий:

·  дифференциальная рента - результат монополии хозяйства на земле, абсолютная рента - результат монополии частной собственности на землю;

·        дифференциальная рента получается с лучших и средних земель; абсолютная рента получается со всех земель, независимо от их качества, а также оттого, делаются ли на них дополнительные вложения капитала;

·        дифференциальная рента равняется разности между общественной и индивидуальной ценой производства сельскохозяйственных продуктов; абсолютная рента равняется разности между индивидуальной и общественной ценой производства;

·        дифференциальная рента не меняет цены сельскохозяйственных продуктов; абсолютная рента ведет к росту цены сельскохозяйственных продуктов.

Монопольная рента образуется в том случае, когда на определенный вид продуктов сельского хозяйства устанавливается монопольная цена, которая превышает их стоимость.

Монопольная земельная рента - это устойчивая добавочная прибыль, которая образуется на некоторых нетипичных землях и присваивается собственником земли.

Такие культуры возделываются лишь на немногих, определенного качества и месторасположения землях. Поэтому они не могут быть воспроизведены в количестве, каком пожелает производитель. Эти продукты производятся и предлагаются на рынке в весьма лимитированном количестве, в результате чего рыночная цена их возрастает не только выше общественной цены производства (как у всех сельскохозяйственных продуктов), но и сверх стоимости. Полученная при этом разность между монопольной и рыночной ценой этого продукта сельского хозяйства и его стоимостью образует монопольную ренту земли.первого взгляда, монопольная рента земли имеет нечто общее с дифференциальной рентой, так как выходит с земель определенного качества. Но качество земли здесь играет совершенно другую роль. В образовании дифференциальной ренты качество земли имеет важное значение потому, что лучшее плодородие почвы ведёт к росту производительности труда на определенных земельных участках и за счёт этого происходит снижение индивидуальной производственной цены (стоимости) продуктов по сравнению с их ценой общественной.

В образовании монопольной ренты качество земли действует лишь так, что оно ограничивает количество производимых продуктов особого рода и этим самым способствует увеличению цен на них выше стоимости.

Наряду c этим, монопольная рента отличается и от абсолютной. Абсолютная рента представляет собой часть стоимости продуктов сельского хозяйства, а монопольная рента - это лишь излишек рыночной цены над стоимостью. Источник абсолютной ренты лежит в самом сельском хозяйстве. Им считается излишек над средней прибылью прибавочной стоимости.

Источник монопольной ренты располагается вне сельского хозяйства: она получается из-за вновь созданной стоимости в других отраслях макроэкономики, через механизм перераспределения национального дохода.

И, наконец, между монопольной рентой и абсолютной рентой есть такое существенное различие, что абсолютная рента получается со всех земель, тогда как монопольная - лишь с малого количества земель.

Строительная рента. Земли, которые предназначены для строительных целей, регулируются данным типом ренты земли. Она характеризуется преобладающим влиянием местоположения, что очень существенно, например, для строительных участков в больших городах, преобладанием монопольной цены во многих случаях. Строительную ренту увеличивает не только рост населения и возрастающая вместе с ним жилищная потребность, но и рост основного капитала, который или присоединяется к земле или размещен на ней: промышленные строения, железные дороги, товарные склады, доки и другие сооружения.

Лесная рента. Лесные земли в качестве объекта лесопользования в экономическом смысле ценны не сами по себе, а лишь своими ресурсами - древесиной, рекреацией и т.д. Платежи за пользование лесов полностью зависят от плодородия почв. Рентообразующими факторами считаются показатели качества и запаса лесных ресурсов. Следовательно, ренту земли в использовании леса правомерно называть лесной рентой. Она, в свою очередь, принадлежит собственнику лесного фонда.

При собственности государства на лесной фонд лесная рента, обычно, облагается налогами. Любые платежи за использование леса - это и есть рентный налог. Этот рентный налог может быть меньше, равен или больше ренты. Рентный налог устанавливается меньше ренты или не учитывается совсем в случаях: когда на арендатора ложатся расходы по восстановлению и воспроизводству ресурсов леса; или кроме воспроизводства лесных ресурсов арендатору доверяют инвестировать рентный доход как ресурс общества в развитие лесопромышленного производства. Рентный налог устанавливается равным ренте, если: воспроизводство лесных ресурсов осуществляется государственными органами управления лесами за счет бюджетных средств; или часть ренты леса, превышающая расходы на ведение лесного хозяйства, используется на общественные и иные общегосударственные цели. Лесной налог превышает ренту, если он устанавливается без обоснований и расчетов. Превышение лесного налога над рентой может иметь только отрицательные последствия: снижение рентабельности лесозаготовок и зарплаты трудящихся.

Рента - результат функционирования системы экономических отношений рыночного хозяйства. Любая монополия на землю даёт исключительное право земельному обладателю на дополнительный доход, принимающий экономическую форму ренты земли.

Обладая монополией собственности на землю, как на невоспроизводимый, ограниченный фактор производства, землевладелец (частный собственник, муниципалитет или государство) передаёт своё право пользования его землепользователю (арендатору), который, в свою очередь, становится обладателем монополии хозяйствования на этой земле.

Монополия частной собственности вызывает абсолютную ренту земли, монополия хозяйствования на земле - дифференциальную земельную ренту.

2. СПОСОБЫ ПРИСВОЕНИЯ РЕНТ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

.1 Цена земли

До настоящего момента рассматривалась сверхприбыль, образующаяся на лучших участках земли и собственники худших земель не получают дифференциальной ренты первого и второго вида. Однако если бы владелец земли не имел никакого дохода от их передачи в аренду, то его собственность не несла бы никакого смысла. В это время в аренду сдаются не только хорошие, но и плохие земли. Собственники, обладая монопольным правом присвоения земли, собирают с худших земель своеобразную дань, которая и является рентой, которая включается в рыночную цену. Приобретая продукцию сельского хозяйства, мы платим собственникам земли эту дань - ренту за передаваемое на время право использовать их собственность - землю.

В развитом рыночном хозяйстве земля - это предмет купли-продажи. Невозделанная земля не имеет стоимости, но она имеет цену. Что лежит в основе «цены земли»? Земля продается как носительница дохода. Передаётся её способность приносить ренту землевладельцу. За счёт чего, цена земли является капитализированной рентой. При продаже земельного участка его собственник заботится о не упущении рентного дохода. Он соглашается передать землю за такую сумму, которая будучи положенная в банк или в ценные бумаги, принесёт ему доход, который будет равен ренте.

Покупатель земли, перед тем, как стать её собственником, тоже сравнивает приносимую участком ренту с процентом. Затем который он может получить, если деньги положит в банк. Каждая сторона ведёт свой расчёт. Сравнение с банковским доходом происходит из-зa того, что это наиболее гарантированное, выгодное и спокойное помещение своего капитала, своей собственности.

В развитом рыночном хозяйстве этот фактор производства становится предметом купли-продажи. Что в этом случае лежит в основе цены на земли?

Собственник земли при её продаже заботится о том, чтобы не потерять получаемый им рентный доход. Он, скорее всего, стремится получить за участок хотя бы такую сумму, которая, будучи помещенная в банк, принесёт ему годовую величину процента, которая равна ренте. Тем временем, приобретатель земли, перед тем, как стать собственником, сравнивает приносимую землей сумму ренты с процентом, возможным к его получению, если положит свои деньги в банк. Следовательно, цена земли - капитализированная (превращенная в денежный капитал) рента.

На рыночную цену земли определённо влияет и соотношение спроса и предложения на данный товар. В данной ситуации нужно заметить, что количество земли, которую предлагают, не может вообще измениться под действием изменения цены: общее количество освоенной земли невозможно увеличить. Лишь при очень высоких земельных ценах становится выгодным внедрять в оборот заболоченные, пустынные и им подобные территории, но и их количество имеет непреодолимые пределы.

Для современных условий характерна тенденция уменьшения предложения земли вследствие ряда некоторых обстоятельств.

Так, непрерывно усиливается процесс урбанизации (роста городов) и использования земли для других несельскохозяйственных целей (добычи полезных ископаемых, строительства аэродромов и т. п.). В связи с этим государство в ряде стран идет на национализацию части земель (выкупая ее у собственников), создает национальные парки и заповедники, в которых в экологических целях сохраняется в неприкосновенности природная среда. Оно улучшает использование земель для городского строительства и рационального развития отдельных регионов страны. Все это, естественно, ограничивает предложение на рынке земли.

Одновременно возрастает спрос на землю. Его предъявляют крупные сельскохозяйственные предприятия, стремящиеся расширить свою деятельность. Активными покупателями выступают те, кто строит дома за пределами городов и использует землю для иных несельскохозяйственных нужд. В итоге для соотношения предложения и спроса на землю сейчас типична ситуация, изображенная на рисунке 4.

Рисунок 4 - Изменение цены земли при разных соотношениях предложения и спроса на нее

На рисунке 4 показано, что происходит с ценой при сокращении земельных угодий, являющихся объектом купли-продажи на рынке земли, и при увеличении спроса на нее. Во многих случаях кривая предложения является строго фиксированной и принимает вертикальное положение, поскольку не изменяется под воздействием спроса. Первоначально эта кривая (П1-П2) пересекается с кривой спроса (С1-С2) в равновесной точке Р1;, что приводит к образованию цены земли Ц1;. Однако при уменьшении количества земли с З1 до З2 кривая предложения (П3-П4) пересекается с кривой спроса в равновесной точке Р2, вследствие чего цена земли повышается с уровня Ц1 до уровня Ц2.

Вкладывать деньги и недвижимость - землю, дома и другие капитальные объекты, цены на которые, как правило, повышаются быстрее, нежели на иные товары, стало существенно выгодным делом в условиях инфляции. Это разогрело спекулятивную «горячку», которая направлена на приобретение всякой недвижимости (и в первую очередь - земли) с расчетом получить в будущем очень высокую цену за эти блага. Но, в итоге, с одной стороны, создаются экономические предпосылки для получения в дальнейшем совершенно неоправданных доходов одними, и, с другой - ухудшаются условия жизни многих людей, которые стремятся к приобретению жилых и земельных участков для производства сельскохозяйственных продуктов.

2.2 Источники образования ренты. Экономический механизм регулирования земельных отношений

При переходе к рыночной экономике особое значение принимают проблемы механизма экономического регулирования отношений земли, его содержания на конкретных этапах реформы в отношении земли.

Государственные экономические интересы, интересы землевладельцев и пользователей землёй реализуются в процессе рыночного и государственного регулирования земельных отношений. Государственное регулирование создает организационную и правовую основу, которая регламентирует экономические действия и ответственность субъектов земельного права. Рыночное же регулирование происходит на базе предложения и спроса на земельные участки, а также на труд, производственные средства и результаты трудовой деятельности. Необходимо сразу заметить, что регулирование рынком не может охватывать всю систему земельных отношений, потому что территориальная и продовольственная безопасность РФ требует государственного вмешательства, которое, в свою очередь, не связанного с экономической целесообразностью.

Механизм экономического регулирования земельных отношений отличается системой мер экономического воздействия, которая направлена на реализацию государственной земельной политики, обеспечение прав землевладельцев и пользователей землёй, на установление социально справедливых земельных платежей, на экономическое стимулирование рационального и эффективного землепользования, на введение экономических санкций за нерациональность и ухудшение экологического состояния участков, на защиту земель сельскохозяйственного назначения от неблагоприятных воздействий: порчи, снижения почвенного плодородия, самозахвата и разбазаривания.

Система экономических регуляторов земельных отношений в условиях перехода к рынку вбирает в себя:

·        налог на землю;

·        земельную арендную плату;

·        земельную рыночную цену;

·        залоговую земельную цену;

·        компенсационные платежи при изъятии земли;

·        компенсационные выплаты при консервации земли;

·        платежи за повышение земельного качества;

·        штрафные платежи за нанесение экологического ущерба;

·        налоговое обложение при гражданском обороте земли;

·        плату за арендное право

·        и т.д.

Экономический механизм регулирования земельных отношений должен соответствовать требованиям:

−    обеспечивать относительно равные стартовые возможности по осуществлению воспроизводственного процесса для каждого субъекта земельных отношений;

−       разграничивать субъективные и объективные факторы данного процесса;

−       использовать ренту земли в качестве базиса для формирования системы экономических регуляторов, взаимодействия рентных регуляторов с другими экономическими рычагами (ценами, ссудным процентом, подоходным налогом и т. д.);

−       учитывать интересов и равноправие всех социальных групп населения в реализации прав собственности землёй и различных форм её пользования;

−       стимулировать рациональное размещение и специализацию производство сельского хозяйства;

−       усиливать экологическую защиту земельных угодий.

Одним из существенных рычагов экономического регулирования земельных отношений является механизм земельной платы. За счёт него государственное воздействие на экономические интересы владельцев и пользователей землёй, побуждает повышать их эффективность землепользования. C точки зрения экономической, земельная плата - это особый вид издержек, который связан с получением дохода в виде ренты.

Всеизвестно, что собственник земли может вести хозяйство независимо, самостоятельно, но может и передать своё право землепользования в аренду предпринимателю. Условиями такого арендного договора последний - временно получит право монопольного хозяйствования на полученном участке, за что и выплачивает владельцу арендную плату. Превращение части прибыли арендатора в земельную ренту обусловлено именно данной монополией.

Предприниматель возьмётся за дело, если он надеется получить не только среднюю прибыль, но и плюс к этому добавочный доход, выплачиваемый собственнику земли в качестве ренты за землю. Таким образом, земельная рента есть форма экономической реализации земельной собственности. В её составе различают дифференциальную и абсолютную ренту, а также монопольную ренту.

Дифференциальная (разностная) рента рождается на основе монополии на землю в качестве объекта хозяйствования, или же каждый предприниматель получает в своё пользование определённый, лимитированый в натуре участок. Они могут значительно различаться по качеству, и при равновеликих затратах обеспечивать получение разного объёма товаров, а соответственно, и прибыли.

С ростом спроса на продукцию сельского хозяйства в хозоборот внедряются худшие земельные участки, с которых достаётся обычная прибыль, а на средних и лучших - более высокая. Дополнительная прибыль и преобразуется потом в дифференциальную ренту.

Наличие частной собственности на землю обеспечивает возникновение абсолютной ренты в качестве части прибавочной стоимости, которая присваивается государством или другими владельцами земли в силу монополии собственности на землю. Её источником образования считается излишек прибавочной стоимости над средней прибылью. Она в свою очередь, образуется в сельском хозяйстве из-за более низкого органического состава капитала, трудности перехода капитала из промышленности в сельское хозяйство, конкуренции между отраслями, уравнивания нормы прибыли капитала производителей товаров в сельском хозяйстве с общей нормой прибыли. По этой причине, а также по причине лимитированности лучших и средних по качеству и местоположению земель в качестве объекта хозяйствования, цены на такие продукты сельскохозяйственных производителей устанавливаются условиями производства на более плохих участках, то есть эти цены получаются несколько выше, чем обшая цены производства.

Разница между стоимостью и ценой производства (добавочная прибыль), которую мы получаем, должна выявляться в форме абсолютной ренты государству и другим землевладельцам.

Абсолютная рента получается c каждой земли независимо от её качества, местоположения и производительности добавочных вложений. Мелкие владельцы земли не могут получать абсолютную ренту, потому что их затраты на производство продуктов сельского хозяйства значительно выше, чем складывающийся общественно нормального уровень издержек.

Абсолютная рента увеличивает размер земельной платы и есть одна из причин возникновения противоречий между владельцами и пользователями землёй, в том числе и государством, и арендаторами. Причём здесь не имеет значения признание обществом (официальное признание)или непризнание существования абсолютной ренты, потому что её величина и изъятие имеют способность маскироваться и закладываться в общий размер земельной платы. Национализация земель ликвидирует монополию частной собственности на землю и связанную с ней абсолютную ренту. Однако это не решает основных проблем эффективного и рационального использования земли.

При экономическом регулировании земельных отношений данных факт необходимо учитывать с той или иной степенью полноты.

Ещё одним существеннным аспектом экономического регулирования земельных отношений является дифференциальная рента, которая представляет собой часть прибавочной стоимости, присваивающуюся владельцами земли по причине их монопольного права на землю в качестве объекта хозяйствования.

Экономическая причина данного образования - это излишек прибавочной стоимости над средней прибылью. Он появляется за счёт более высокой производительности работы трудящихся в сельском хозяйстве и дополнительному капиталовложению на относительно лучших и средних по плодородию и местоположению участках земли. При условиях ограниченности внедрённых в общественное производство лучших и средних по плодородию и местоположению земель используются и худшие участки. Это обусловливается увеличением населения, его потребностей в товарах сельского хозяйства, необходимостью удовлетворения промышленности в сельскохозяйственном сырье.

Монополия на землю в качестве объекта хозяйствования является причиной особенности образования цен на продукцию сельского хозяйства в условиях лимитированности площадей лучших и средних по качеству земельных участков при внедрении в использование худших из них. Для обеспечения возможности хозяйствования пользователь землёй должен иметь индивидуальную производственную цену, которая складывается из индивидуальных затрат и средней прибыли (иначе становится бессмысленным процесс производства на худших участках и их использование прекращается). В результате чего пользователь земли - арендатор худших земель - претендует на приобретение средней прибыли, a тот, кто ведёт хозяйство на лучших и средних земельных участках - на получение добавочной прибыли сверх средней (за счет более производительного использования труда и капитала).

Эффективное и рациональное использование собственности на землю (получение доход) возможно при разных формах использования земли: и когда действия предпринимает арендатор чужой земли, и при сдаче земли её владельцем в ипотеку, и если земельный собственник полностью сам имеет её в распоряжении. Имеется в виду, что сельское хозяйство может легко успешно развиваться при таком многообразии форм собственности на землю. Решающую роль для получения прибыли имеют технические и организационно-экономические производственные условия. Они имеются у процветающих крупных компаний и хозяйств. Затрагивая мелкие фермерские хозяйства, нужно сказать, что они нуждаются в государственной поддержке: им требуется помощь финансовая, серьёзные экономические стимулы и современная инфраструктура производства в сельскохозяйственной сфере, которую обеспечивает агропромышленный комплекс.

В нем продуктивно сливаются изготовление необходимых производственных средств для сельского хозяйства, само это хозяйство, и отрасли промышленной переработки продукции, которую получили. Новейшие научно-технические достижения дают возможность поднять эффективность труда во всех отраслях комплекса.

3. ПРОБЛЕМЫ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕНТЫ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

.1 Рынок земли в России и его особенности

Сегодня Россия считается крупнейшим в мире обладателем ресурсов земли. На 1 января 2011 года по состоянию земельный фонд РФ в административных границах страны составлял 1709,8 млн. га или 12% от всей территории Земли. Из них: земли фонда леса занимают 69%, земли сельскохозяйственного значения - 25%; земли фонда воды и особо охраняемых территорий и объектов составляют по 2%; земли поселений, промышленного и иного специального назначения занимают по 1% от всего земельного фонда. На территории нашей стран расположены почти 50% мировых запасов угля, значительные запасы нефти и природного газа. РФ располагает 3,3% сельскохозяйственных угодий всего мира.

Не смотря на это, эти ресурсы, считаясь национальным богатством нашей страны, используется не так эффективно. A именно, касаясь эффективного использования сельскохозяйственных земель. Министр сельского хозяйства РФ Е. Скрынник заявила: «Располагая 9 процентами сельхозугодий мира, России производит лишь 1,5 процента валового внутреннего продукта мирового сельского хозяйства».

Выходом из этого положения может стать будущее вовлечение земли в рыночные отношения, которые регулируются государством. Эти рыночные отношения позволят посредством законного перераспределения земель между собственниками улучшить эффективность её использования в целях максимального удовлетворения потребностей населения страны.

По данным о сделках с землей, которые получены на основании материалов государственной статистической отчетности, российский рынок земли существует. Как было указано бывшим Президентом Российской Федерации в его послании Федеральному Собранию РФ: «В результате непростой работы удалось сдвинуть с «мертвой точки» реформу земельных отношений. Напомню: этот вопрос целое десятилетие оставался серьезным экономическим барьером на пути демократии и рынка». Конституция РФ, а также, принятые в России за прошедшие десятилетия Земельный и Гражданский кодексы РФ и ряд федеральных законов (Закон РФ «О плате за землю», ФЗ «О государственном земельном кадастре», ФЗ «О землеустройстве», ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения») установили многообразие форм собственности на землю. Это обстоятельство является одним из существенных условий рождения земельного рынка. Итак, по состоянию на 1 января 2011 года, в муниципальной и государственной собственности находилось 92,4%, в частной собственности физических лиц - 7,3%, а в собственности юридических лиц - 0,3% земельного фонда.

Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения, в условиях, существующих на данный момент, население России считает, что самым надежным способом вложения и хранения денег является покупка недвижимости. За последнее время, на фоне падения акций сырьевых компаний, спад стоимости нефти и золота земля остается одним из самых надёжных инструментов вложения средств. Причина этому - её ограниченность. Этот ресурс не может обесцениться: больше земли не станет, а необходимость не исчезнет никогда. Тот, кто владеет землёй и сохраняет её в своих руках, будет богат в будущем, даже если он беден сейчас.

В России общая площадь участков земли, которые вовлечены в рыночный оборот (сделки по аренде, купле-продаже, дарению, наследованию, залогу), составляет примерно 4% от фонда земли.

Сейчас наиболее распространенной формой (свыше 90%) земельных отношений в РФ считается предоставление земли в аренду; в основном муниципальной и государственной. Однако доля проданной и купленной земли, которая числится в частной, государственной или муниципальной собственности, составляет лишь 0,006 % от общего количества земель страны.

Обычно, активный рыночный земельный оборот происходит вокруг больших населенных пунктов или на прилегающих к ним территориях. Тут земля очень востребована под организацию индивидуального жилищного строительства и размещение объектов производства и торговли и подобных сооружений.

По причине того, что земли этой категории давно распределены и уже имеют своих собственников, активизировалась покупка земли сельскохозяйственного назначения с последующим её переводом в земли востребованных категорий. C проведения земельных реформ площадь земель сельскохозяйственного назначения, которые находятся в руках государства и муниципалитета, сократилась на 12% при одновременном росте земельной площади, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на 2,97% и, в частной собственности, - на 2,34%.

Для вкладчика инвестиций выгодно покупать сельскохозяйственные земли, а уже потом переводить их в требуемую категорию. В этом случае доходность может достигать даже 500%. Покупая участок земли со статусом сельскохозяйственного и переводя его в иную категорию, можно выиграть, заработав около 100% в годовом исчислении. Это не сравнимо ни с какими банковскими капиталовложениями. Но процесс перевода сталкивается со многими административными барьерами. Он требует существенных издержек. Из-за этого возможности по покупке этих земель имеют только крупные вкладчики инвестиций. Уже в настоящее время в РФ существует с десяток землевладельцев (крупные инвестиционные компании, агропромышленные холдинги, частные собственники), которые владеют землёй, размерами от 300 до 500 тыс. га.

Многие иностранные компании также заинтересованы в российской земле. И, не смотря на Российский Земельный кодекс, запрещающий владеть землями сельскохозяйственного назначения иностранным предпринимателям, покупка земель происходит через их дочерние компании, на которые, в свою очередь, этот запрет не распространяется. Инвестиционная привлекательность сельских хозяйственных земель зависит не только от возможности перевода в другую категорию и продажи в новом статусе, но также и от их естественных удорожаний.

Большой капитал вкладывает в землю средства не для того, чтобы развивать сельское хозяйство, а для сбережения и приумножения своих сбережений, спекулятивно на них выигрывая. Не обращая внимания на развивающуюся законодательную базу, российский земельный рынок пока ещё сохраняет тенденции монопольного спекулятивного рынка.

Говоря о мелком землевладельце или частном предпринимателе, то нужно заметить, что только последние лет пять приходит осмысление земли как ценности и основой дальнейшего благосостояния. Но даже в этом случае земля рассматривается в качестве объекта долгосрочного вложения капитала в целях его сбережения. Вместе c тем данная тенденция касается не только городских, но и сельских жителей, которым земля всегда являлась не только средой обитания, но и трудовым объектом.

Хотя данную ситуацию невозмжного объяснять только «пассивностью» потенциальных собственников. Процесс выделения земельных паев считается для владельцев делом однозначно сложным. Причинами этого является:

·     Неоднозначное толкование принятого законодательства;

·        Плохой уровень информированности граждан и их «правовая безграмотность» в вопросах земельного владения, распоряжения и пользования;

·        Незаконченность кадастровой оценки земель, которая определяет местоположение, целевое назначение и правовое земельное положение и размещенных на землях объектов.

·        Высокая стоимость кадастровых работ, потому что их проводят частные компании по рыночным ценам.

В итоге, стать полноправным распорядителем своего земельного участка мелкому землевладельцу весьма проблематично. И даже если это и произойдёт, то, так как вопрос о местоположении выделяемого участка фактически решается руководством местной администрации, полученный в собственность участок может не быть в перечне земель, который пользуется особо спросом. Поднять стоимость земли, которую получил, можно было бы, если сменить её целевое назначение. Но для мелкого собственника это не по зубам.

Вполне допустимой представляется ситуация, когда наиболее востребованные, подвергшиеся большому спросу земли в виде коллективных паев будут выкуплены оптом (оформлены в бессрочную аренду) монополистами по низким ценам. После этого, упростив и удешевив процесс кадастровой оценки, будет произведено межевание земли с последующей передачей в собственность небольших участков по ценам рынка.

3.2 Проблемы развития земельного рынка в России

Из всего сказанного можно сделать вывод, что главным собственником, который формирует предложение на российском рынке земли, является государство в лице муниципальных и региональных администраций. А спрос, на первичном рынке, вызывается, как правило, крупными инвесторами. И то, лишь на участки земли, которые предназначены для строительства в крупных городах или обладают производственным и рекреационным потенциалом; их общая площадь составляет менее 2% территории страны. И это не к удивлению, потому что современное крупное российское предпринимательство имеет сырьевую ориентацию и ему не нужны значительные дополнительные территориальные площади и земельные ресурсы.

В итоге, следует говорить о диспропорции между земельным спросом и предложением. В ряде случаев предложение превышает спрос; хотя существует исключение - земли вокруг крупных городов, где существует рыночное определение цен. Несовершенство механизма рынка и лимитированное число субъектов рынка не дают толчок установлению на российском земельном рынке объективной равновесной рыночной цены.

Цены на земли, которые продают, устанавливаются органами государственной власти и местного самоуправления, руководствующимися нормативной земельной ценой. С 2008 года её размер определяется 200-кратной ставкой земельного налога, а региональные и местные органы власти имеют право вносить корректировки в нормативную цену, продвигая её к рыночной. Уточнённая нормативная земельная цена не должна превышать 75% уровня сложившейся рыночной цены на аналогичные участки земли.

Земельный же налог рассчитывается в процентах от кадастровой стоимости участка, призванной, в том числе, назначать объективную стартовую цену при земельной продаже. А кадастровая оценка земель также основывается на статистическом анализе цен рынка аналогичных объектов недвижимости.

В результате, в соответствии с законодательством РФ, конечная нормативная цена выкупа земли, арендная стоимость, кадастровая стоимость земли (фактически - цена предложения) ориентируются на рыночную цену. Эти цены определяются органами государственной и местной власти на основании проведённых анализов совершенных сделок по её купле-продаже.

Но информация о земельных ценах, которая определена в договорах купли-продажи земельных участков, не обязательно соответствует реальным ценам рынка. Обычно, цены на землю в договорах несколько занижены или же использована нормативная цена земли. Таким образом, нехватка достоверной информации о ценах сделок с землей, деятельность бюрократического аппарата, стремящегося извлечь ренту из административного ресурса, делает муниципальные образования монополистом в процессе ценоформирования. Администрации заинтересованы в лимитировании предложения на земельном рынке при общей тенденции к росту спроса на неё. Это даёт им возможность продавать (сдавать в аренду) участки земли по цене, существенно превышающей её рыночную стоимость.

Исходя из этого, отсутствие реальной стоимости земли приводит к ситуации, когда с одной стороны, мелкий землевладелец не может продать или заложить земельный участок, а с другой стороны, малым предприятиям сложно (и же невозможно) соревноваться на аукционах по продаже земель государства (муниципалитета) с крупным бизнесом. Это, в свою очередь, мешает конкуренции, увеличивая концентрацию на рынке и степень монополизации рынка.

Ситуация усугубляется плохим уровнем развития инфраструктуры рынка земли, высоким уровнем коррупции, сложностью процедур предоставления, оформления, регистрации и защиты прав на участок земли.

Проводя анализ развития российского земельного рынка, возникают сомнения относительно возможности и способности распределения земельных участков в руках наиболее эффективных собственников на российском земельном рынке.

Хотя, хаотичное развитие земельного рынка в РФ, похоже, полностью перестало удовлетворять государство. Последней каплей стали скандалы с аукционами по распродаже за бесценок прав аренды федеральных лесов в пользующихся наибольшим спросом районах Подмосковья. В итоге до 1 января 2009 года запрещены любые операции с федеральной землей и тем, что на ней расположено.

Для повышения количества субъектов рынка, необходимого для развития конкурентного рынка, ориентированного на привлечение земли в сельскохозяйственную деятельность, на государственном уровне принят ряд определённых мер. Для упрощения процесса закрепления прав собственности и объективной оценки ресурсов земли в марте 2009 года была создана единая Федеральная служба регистрации, кадастра и картографии, которая заведует всеми вопросами регистрации прав и учета недвижимости. До 1 января 2011 года - оформление всех документов по недвижимости переведут в режим «одного окна». С 1 января 2010 года в стране начали работать так называемые кадастровые инженеры, занимающиеся как обмером земли, так и постройками, т.е. заменили землемеров и сотрудников БТИ. Поэтому, нужно сказать, что инфраструктура рынка улучшается. Созданы и функционирую ОАО «Росагролизинг» и ОАО «Россельхозбанк», которые обеспечивают земельных производителей кредитами.

3.3 Пути совершенствования российского земельного рынка

Последующее регулирование рынка земли государством должно быть направлено на усовершенствование правового обеспечения земельных отношений, дальнейшее развитие инфраструктуры рынка, обеспечение рыночных субъектов объективной информацией, и стимулирование поведения его участников.

Например, на организацию и правовую поддержку рынка ресурсов, который позволит совместить субъектов земельных отношений, что, в итоге, повысит эластичность как спроса, так и предложения и обеспечит эффективное образование цены.

Для развития добросовестной конкуренции, должна существовать кредитная и финансовая поддержка малого и среднего бизнеса, который не имеет достаточного объёма собственных средств на приобретение участков земли и ориентированного на долгосрочное эксплуатирование земельного ресурса и вкладываемого капиталы в мероприятия по сохранению его полезных потребительских свойств.

В этой связи, представляется нужным узаконить льготы по налогу на землю, активизировать предоставление ссуд на покупку участков земли, а также дотаций на осуществление хозяйственной деятельности, разработать и реализовать федеральные целевые программы увеличения почвенного плодородия, дорожного строительства, мелиоративных систем и так далее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Земля, в качестве фактора производства и товара обладает несколькими только ей свойственными особенностями, которые обуславливают её рыночный оборот.

Во-первых, ограниченность количества земли делает её совокупное предложение неэластичным. Соответственно, в результате, цена земли определяется исключительно спросом (в условиях свободного рынка).

Во-вторых, земля является бесплатным даром природы и незаменимый фактор производства, которая считается источником для получения её собственником дополнительного дохода, то есть земельной ренты. Поэтому земля может давать доход не только за счёт хозяйственного использования, но и в качестве объекта собственности. Что и объясняет устойчивую тенденцию к увеличению цены на землю.

В настоящее время Россия считается крупнейшим в мире обладателем земельных ресурсов, которые, в свою очередь, являясь национальным богатством страны, используется не достаточно эффективно и рационально. Предполагается, что повысить эффективность использования земли возможно при вовлечении её в рыночные отношения, которые регулируются государством.

По официальным данным, в России уже существует земельный рынок. Для создания конкурентного рынка законодательством на землю было установлено многообразие форм собственности. Для этого, земельные угодья, находящиеся у сельхозпредприятий, были переданы в сельскохозяйственную собственность жителей в виде долей земли. Однако несовершенство законодательной базы и административные издержки так и не дали дольщикам стать полноценным участником рынка, что ограничивает земельное предложение на рынке.

В результате чего, основным собственником, формирующим предложение на российском рынке земли, выступает государство в лице муниципальных и региональных администраций. A уже спрос, на рынке, предъявляется, в основном, со стороны крупных инвесторов, которые вкладывают средства в приобретение земли в целях её дальнейшей перепродажи. Следовательно, несмотря на развивающуюся базу законодательства, земельный рынок в России всё ещё имеет тенденции спекулятивного рынка монополий.

Чаще всего, предложение превышает спрос. Это не способствует установлению на российском земельном рынке объективной равновесной рыночной цены. Факт отсутствия достоверной информации о ценах сделок с землей и неоднозначность оценки государства делают муниципальные и региональные власти монополистами в процессе формирования цены, что препятствует конкуренции, a так же увеличивает концентрацию на рынке и степень его монополизации.

Однако, стремясь к созданию российского конкурентного земельного рынока, государство продолжает совершенствовать правовое обеспечение земельных отношений, развивает инфраструктуру рынка, обеспечивая финансовую поддержку предпринимательства, которое ориентировано на долгосрочное земельное пользование.

Таким образом, перед Россией стоит сложная цель: завершить реформирование земельных отношений и создать российскую национальную систему пользования землёй, позволяющую эффективно, рационально и справедливо использовать главное богатство нашей страны - нашу землю.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1Амосова, В.В. Экономическая теория: Учебник [Текст] / В.В. Амосова. - СПб.: Издательство «Питер», 2009. - 480 с.

Блюин, С.В. Новые цифры в кадастре [Текст] / С.В. Блюин // Российская Бизнес-газета. - 2010. - №690. - С. 3-10

Булатов, А.Е. Какой земельный рынок нам нужен [Текст] / А.Е. Булатов // Российский экономический журнал. - 2008. - №4(342). - С. 33-39

Видяпин, В.И. Экономическая теория: Учебник [Текст] / В.И. Видяпин. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 241 с.

Виноградов, Е.А. Земельная собственность и проблемы ренты [Текст] / Е.А. Виноградов, С.К. Карамзина. - Спб.: Издательство «Питер», 2010. - 203 с.

Горемыкин, В.А. Новый земельный передел [Текст] / В.А. Горемыкин // КоммерсантЪ. - 2010. - №79. - С. 24-33

Горемыкин, В.А. Современный земельный рынок России: Практическое пособие [Текст] / В.А. Горемыкин, С.Л. Кодуб. - М.: Издательство «Торговая корпорация», 2011. - 112 с.

Загайтов, И.Б. Законы земельной ренты в условиях интенсификации земледелия [Текст] / И.Б Загайнов. - Воронеж: Издательство Воронежского

университета, 2008. - 98 с.

Зайг, И.Б. Эффективность дополнительных вложений в земледелие и дифференциальная рента [Текст] / И.Б. Зайг. - М.: Экономика, 2008. - 254 с.

Иохин, В.Я. Экономическая теория: Учебник [Текст] / В.Я. Иохин. - М.: ЮристЪ, 2010. - 366 с.

Кабаков, С.И. К вопросу формирования цен на землю в городах России [Текст] / С.И. Кабаков // Экономика и жизнь. - 2011. - №6. - С. 2-15

Канов, В.И. Отношение собственности на природные ресурсы [Текст] / А.П. Бычкова, В.И. Канов. - Томск: ТЭИ, 2009. - 197 с.

Козырев, В.М. Основы современной экономики: Учебник [Текст] / В.М. Козырев. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 528 с.

Мальцев, К.В. Государственное регулирование рынка городских земель как специфического природного ресурса социально-экономического развития [Текст] / К.В. Мальцев, А.Н. Сазыкин. - М.: МГУ, 2009. - 43 С.

Седов, В.В. Экономическая теория [Текст] / В.В. Седов. - Челябинск: ЧГУ, Челябинск, 2011. - 502 с.

Шмелев, Г.И. Аренда земли и арендная плата в России [Текст] / Г.И. Шмелев // Финансы и кредит. - 2010. - №12(192). - С. 24-30

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Индикаторы Рынка Земли [Электронный ресурс] // <http://www.land-in.ru/landowner.html>

. Земельные отношения: экономико-правовые аспекты [Электронный ресурс] // <http://www.kgau.ru/distance/ur_4/zem_otnoshenia/cont/2-1.html>

. Земля - рынок, прогнозы, аналитика [Электронный ресурс] // <http://www.vdv-rielt.ru/help/analytics/land>

         РосБизнесКонсталтинг Недвижимость. Новости [Электронный ресурс] // <http://www.realty.rbc.ru>

         Российский земельный союз. Новости [Электронный ресурс] // http://www.zemso.ru

Похожие работы на - Виды рент, источники их образования и присвоение в условиях развития рыночных отношений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!