Состояние и перспективы внешней торговли России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,63 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Состояние и перспективы внешней торговли России

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ярославский государственный технический университет»

Кафедра «Экономика и управление»








Расчетно-пояснительная записка к курсовой работе

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ

по дисциплине Макроэкономическое планирование и прогнозирование

ЯГТУ 080100.62-024 КР


Работу выполнил

студент гр. ДСЭ-36

А.В. Бадаева

Реферат

Внешнеэкономическая политика, торговля, макроэкономика, валютная политика, таможенная политика, экспорт, импорт, санкции, оборот, прогнозирование, метод экспертных оценок, математическое моделирование

Объектом исследования - структура внешней торговли России и перспективы развития внешнеэкономических связей.

Предметом исследования являются способы правового регулирования внешнеэкономической деятельности РФ, направления развития внешней торговли.

Цель работы - анализ внешнеэкономической деятельности государства, изучение ее современного состояния, структуры и перспектив ее развития в условиях санкций.

В процессе работы для прогноза внешнеэкономической ситуации РФ на 2016-2017 годы были использованы методы экспертных оценок с дополнением метода математического моделирования.

В результате работы был составлен обзор внешней торговли России в январе 2015 года и сравнительный анализ с 2014, 2013 годами, а также рассмотрены перспективы развития внешней экономики РФ в условиях санкций.

Содержание

Введение

. Теоретические основы и практика осуществления внешнеэкономической политики России

.1 Понятие и сущность внешнеэкономической политики

.2 Регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ

. Анализ внешней торговли России в январе 2015 года и сравнительный анализ с 2014, 2013 годами

.1 Динамика внешнеторгового оборота по странам за 2013, 2014 и 2015 годы

.2 Анализ динамики товарной структуры экспорта и импорта по странам ближнего и дальнего зарубежья за 2014 и 2015 годы

. Прогнозирование развития внешнеэкономической ситуации в России в 2016-2017 гг.

.1 Выбор метода прогнозирования внешнеэкономической ситуации в России в 2016-2017 года

.2 Прогнозирование развития и перспективы внешней торговли России в 2016-2017 года

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Введение

Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы» [1].

В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица, и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить. К развитию международной торговли приводят два обстоятельства. Это, во-первых, экономические ресурсы, природные, человеческие, инвестиционные, которые распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно отличаются по своей обеспеченности экономическими ресурсами. А, во-вторых, эффективное производство различных товаров, которое требует различных технологий или комбинации ресурсов.

Важно подчеркнуть, что экономическая эффективность, с которой страны способны производить различные товары, может изменяться и действительно изменяется со временем. Сдвиги в распределении ресурсов и технологии могут приводить к сдвигам в относительной эффективности производства товаров в различных странах. Например за последние 40-50 лет в России существенно повысилось качество рабочей силы и значительно увеличился объем основных фондов. Поэтому страна, экспортировавшая полвека назад преимущественно сельскохозяйственные товары и сырье, теперь вывозит изделия обрабатывающей промышленности.

В настоящее время в условиях глобализации экономических процессов, развития хозяйственных связей между государствами, повышения взаимозависимости национальных экономик друг от друга внешнеэкономическая функция государства приобретает большое значение для развития экономики страны. Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа. Также посредством внешней торговли происходит перераспределение материальных благ на межгосударственном уровне, способствуя, тем самым, развитию товарно-денежных отношений в стране под влиянием усиления контактов с внешним рынком.

Однако актуальность темы заключается в том, что в связи с последними событиями на юго-востоке Украины, присоединения Крыма к России, введение против Российской Федерации санкций, которые нацелены на воспрепятствование нормальному взаимодействию отечественного бизнеса с западным, возникает потребность рассмотреть возможные сценарии внешнеэкономического развития нашей страны.

Объектом для исследования является структура внешней торговли России и перспективы развития внешнеэкономических связей.

Предметом исследования являются способы правового регулирования внешнеэкономической деятельности РФ, направления развития внешней торговли.

Целью работы является анализ внешнеэкономической деятельности государства, обзор и изучение ее современного состояния, структуры и перспектив ее развития в условиях санкций.

Исходя из всего вышеперечисленного были поставлены следующие задачи:

- изучить структуру внешней торговли РФ;

выявить правовые основы регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ;

проанализировать современное состояние и тенденции развития внешней торговли РФ.

внешнеэкономический протекционизм торговля импорт

1. Теоретические основы и практика осуществления внешнеэкономической политики России

.1 Понятие и сущность внешнеэкономической политики

Внешнеэкономическая политика (ВЭП) - это государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.

Внешнеэкономическая политика регулирует внешнюю торговлю, иностранные инвестиции, валютно-кредитные отношения, передачу новых технологий, а также миграцию рабочей силы.

Наглядно ближайшее окружение данного понятия можно представить в виде следующей схемы. Рассмотрим основные из них [2].

Рисунок 1- Внешнеэкономическая политика

Внешнеэкономическая политика - один из основных макроэкономических инструментов, применяемый для ускорения либо замедления экономического роста внутри страны.

Макроэкономическая политика - действия государства, направленные на регулирование экономики c целью поддержания ее темпов экономического роста, полной занятости и ограничения инфляции. Основной задачей макроэкономической политики является баланс между безработицей и инфляцией. Макроэкономическая политика подразделяется на: фискальную политику; монетарную политику; политику зарплата - цены и внешнеэкономическую политику.

Основная цель внешнеэкономической политики - обеспечить благосостояние людей, жизнеспособное развитие личности, общества, государства в контексте разнообразности и единства внутренних и внешних условий, которые выдвигают параметры адаптации построения внешнеэкономической политики к изменяющимся закономерностям системы международных отношений.

Внешнеэкономическая политика вырабатывается государствами и их интеграционными союзами и объединениями, и в соответствии с ее целями используют те или иные рычаги контроля за торговлей и воздействия на ее развитие. Хотя под влиянием процессов либерализации и глобализации компетенция государств в регулировании внешнеэкономических связей ограничивается, тем не менее в их руках еще сохраняются важные властные функции, способные стимулировать или ограничивать экспорт и импорт как товаров и услуг, так и капиталов, направлять их потоки и менять товарную структуру в соответствии с национальными интересами [3].

Если конкретизировать эти общие положения применительно к глобальной экономике, то целью политики государств является обеспечение выгодных для страны в целом и ее хозяйственных субъектов условий торговли и кредитования, беспрепятственного выхода на внешние рынки, устранение всякого рода дискриминации, недопущение опасной и, тем более, кабальной зависимости от других стран, равноправное и взаимовыгодное участие в международных организациях и соглашениях. В зависимости от особенностей национальной экономики и территории речь может идти также об обеспечении надежных источников снабжения энергией, сырьем, продовольствием, удобных и дешевых транспортных путей и выходов к морю, о возможностях приобретения новейшей техники и технологий, сдерживании или поощрении трудовой миграции и т.п.

.2 Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ

В промышленно развитых странах сложился механизм государственного регулирования внешнеэкономической политики, который осуществляется с помощью ряда средств, контролирующих и стимулирующих внешнюю торговлю. К ним в первую очередь относятся таможенные пошлины, ограничения ввоза и вывоза определенных товаров путем установления соответствующих количественных или стоимостных лимитов (контингентов), валютные ограничения, меры по регулированию валютного курса и различного рода обязательные правила совершения торговых и других сделок с зарубежными партнерами [4].

Данное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется законами и многочисленными подзаконными нормативными актами. В качестве основных актов, регулирующих данный вид предпринимательской деятельности, необходимо выделить следующие:

федеральный закон от 13 октября 1995 г. "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" - определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами; права, обязанности и ответственность органов государственной власти в данной сфере;

федеральный закон от 14 апреля 1998 г. «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами» - не только устанавливает перечень мер, направленных на защиту экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами, но и определяет порядок их введения и применения;

федеральный закон от 18 июля 1999 г. «Об экспортном контроле» - устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти в области экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности;

таможенный кодекс РФ от 18 июня 1993 г. - закрепляет основы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности;

закон РФ от 21 мая 1993 г. "О таможенном тарифе" - определяет понятие таможенного тарифа, виды ставок таможенных пошлин, права и обязанности субъектов, методы определения таможенной стоимости, механизм определения страны происхождения товара, режим и виды тарифных льгот;

закон РФ от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» - закрепляет основы валютного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Следует иметь в виду, что законодательство данной сферы весьма динамично, и поэтому перечисленные нормативные акты действуют с многочисленными изменениями и дополнениями.

Во внешнеэкономической политике идет постоянное взаимодействие двух противоположных тенденций: политика свободной торговли - фритредерство и протекционизм, т.е. политика, ограничивающая объем торговли в целях защиты местных производителей от экспансии иностранных конкурентов.

В наши дни фритредерство выступает в новом обличии - либерализации торговли, предполагающие устранение таможенных и всех других препятствий перемещения между странами товаров и капиталов. Это отвечает интересам промышленно развитых государств, обладающих конкурентными преимуществами, а также стран, ориентирующихся на экспортную экспансию как главный источник своего экономического роста.

С другой стороны, политика импортозамещающего индустриального развития, проводимая сегодня рядом государств, стремящихся преодолеть экономическое отставание, обычно предполагает протекционистские меры в отношении импорта и поощрительные - в отношении экспорта. Например, Аргентина и Австралия проводили индустриализацию, придерживаясь этого курса и ставя преграды на пути ввоза промышленных товаров.

импортных пошлин (тарифов) - акцизных налогов на импортируемый товар. Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте. Таможенный тариф применяется на национальном уровне.

Импортные пошлины являются примером экономических ограничений, когда ввоз товаров не запрещается, но за каждую единицу ввозимого товара нужно платить. Иногда пошлина может превышать стоимость ввозимого товара.

нетарифных барьеров, которые являются более ограничивающими методами, чем тарифы. Это уже пример административных ограничений - прямых мер воздействия, предусматривающих запреты.

Виды нетарифных барьеров:

экспортно-импортные квоты - установление количественных ограничений на объемы экспорта и импорта;

лицензирование экспорта и импорта, подразумевающее специальное разрешение от государственных органов на ввоз или вывоз товаров, свободный ввоз или вывоз которых не допускается. Государство, через специально уполномоченное ведомство выдает разрешение на внешнюю торговлю определенным товарам, которые включены в списки лицензируемых по экспорту и импорту:

автоматическая лицензия - разрешение на беспрепятственный вывоз (ввоз) товара в течение определенного периода времени;

неавтоматическая лицензия - разовый ввоз (вывоз) товара.

Западные страны активно используют такой нетарифный механизм регулирования импорта:

антидемпинговые пошлины - при импорте товаров по ценам ниже предполагаемых издержек на их производство;

компенсационные пошлины - когда установлено, что экспортер товара получил государственную субсидию на его производство.

Понятно, что оба названных подхода нередко уживаются друг с другом. Как либерализация, так и протекционизм носят избирательный характер, и можно говорить лишь о преобладании первого или второго. В XX веке, особенно в его второй половине, происходило неуклонное снижение общего уровня таможенного обложения. Начиная с 1947 года, когда основные индустриальные государства Запада подписали Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), тарифные барьеры между ними поэтапно снижались в результате нескольких раундов многосторонних переговоров. Если в 1940 году средний уровень взимаемых пошлин в группе индустриальных государств составлял 40 % от стоимости облагаемого импорта, то к концу века он опустился до 3 %.

В странах, где проблемой является не перепроизводство, а дефицит, государство проводит протекционистскую политику «с обратным знаком», когда с помощью тех же пошлин и квот ограничивается не импорт, а экспорт. Политика же свободной торговли будет представлять собой комплекс соглашений (обязательно двусторонних) по смягчению ограничений внешнеэкономической деятельности между договаривающимися странами. К примеру, международные соглашения, регулирующие эту сферу отношений, не разрешают применять количественные ограничения экспорта - импорта, т.е. квотирование и лицензирование.

Государство может не только снизить ограничения в свободной торговле с другими странами, но и помогать местным производителям выйти на внешний рынок. С этой целью могут вводиться экспортные премии - выплаты производителям, поставляющим продукцию на экспорт, или льготное налогообложение для экспортеров. Однако действовать можно здесь только разрешенными методами. Так, например, демпинг - продажа товаров на внешних рынках по цене ниже уровня издержек на производство данного товара - запрещен международными торговыми соглашениями.

Каждая страна решает внешнеэкономические задачи в соответствии с конкретно-историческими условиями своего развития. Например, США, на протяжении нескольких десятков лет занимавшие ведущее положение в мировом хозяйстве, сейчас ведут борьбу за сохранение своих позиций: поощряется ввоз наукоемких товаров производственного назначения; стимулируется приток иностранных капиталов, которые используются главным образом для оплаты технической модернизации экономики. Решающую роль во внешнеэкономических связях страны играют транснациональные корпорации, имеющие во всем мире сеть предприятий, объединенных кооперационными связями. Американское правительство в последние годы очень интенсивно поддерживает внешнеэкономическую деятельность малых и средних предприятий.

Япония, в силу крайней бедности природных ресурсе», традиционно ориентируется на импорт необходимых топливных и сырьевых материалов. Ее успехи в экономии всех видов ресурсов позволили сократить традиционный импорт, а «сэкономленные» платежи экспортировать как капитал для увеличения производства готовой продукции за рубежом. Конкурентоспособность Японии возросла, и в последние годы она занимает по этому показателю одно из ведущих мест в мире.

В Российской Федерации внешнеэкономическая политика отождествляется с инвестиционной и торговой политикой. В соответствии с ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации» торговая политика определяется как составная часть экономической политики государства. Основная цель торговой политики РФ - создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг, что во внешней торговле невозможно без либерализации валютного законодательства, но при этом необходимо учитывать государственные интересы. Ограничение внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью возможно в целях поддержания равновесия платежного баланса страны и защиты внешнего финансового положения. Правительство РФ может применять меры ограничения внешней торговли в случаях серьезного сокращения валютных резервов, а также для достижения разумного темпа увеличения валютных резервов.

Валютная политика - составная часть экономической и внешнеэкономической политики государства, представляющая линию действий государства внутри и вне страны, проводимую посредством воздействия на валюту, валютный курс, валютные операции. Валютная политика страны проводится ее правительством, центральным банком, центральными финансовыми органами [5].

Таможенная политика - система мер, применяемых государством с целью установления определенного режима таможенного налогообложения на импортируемые в страну товары и прохождения ими таможенных формальностей. Налог на экспорт и импорт - обязательный налоговый платеж, взимаемый государством с экспортеров и импортеров и зачисляемый в федеральный или местный бюджеты. Налоги на экспорт и импорт представляют собой финансовый инструмент регулирования внешнеторговых операций на государственном уровне.

2. Анализ внешней торговли России в январе 2015 года и сравнительный анализ с 2014, 2013 годами

.1 Динамика внешнеторгового оборота по странам за 2013, 2014 и 2015 годы

Начало 2015 года для российской экономики явно не задалось. Резкое снижение курса рубля, падение цен на «черное золото» и новые санкции со стороны зарубежных стран привели к снижению основных показателей внешней торговли, что уже ощутили на себе даже простые потребители.

В январе объем внешней торговли упал на целых 34% и составил 38 млрд рублей. Если экспорт снизился на 29% (до 27,5 млрд рублей), то импорт упал и вовсе на 41% [6].

Рисунок 2 - Внешняя торговля России в январе 2014-2015 годов.

Такое снижение показателей связано с тем, что российские товары дешевеют из-за низкого курса рубля. Так, органы статистики рассчитали, что в среднем цены на экспортируемые товары упали на 6,3%, а импортируемые на 7,2%. Кроме того, в январе наблюдался самый сильный спад цены на нефть - до 47 долларов за баррель, что сравнимо только с кризисом 2008 года. Также по данным Минэкономразвития произошел существенный спад инвестиций в основной капитал, строительство, снизились годовые темпы обрабатывающих производств. Это повлияло на объемы производства, а, значит, и на объемы экспорта и импорта. В результате этого, январские показатели внешней торговли стали самыми низкими за последние четыре года.

Рисунок 3 - Динамика внешнеторгового оборота в январе 2011-2015 годах.

При этом сокращение торговли наблюдается практически по всем странам (СНГ и дальнего зарубежья) и товарам. Существенно сократились закупки машин и оборудования, продукции химической промышленности и металлургической продукции.

Снижение показателей наблюдалось в течение всего 2014 года и усилилось с осени - в отношении России были введены санкции - сократилось инвестирование, были введены ограничения на предоставление кредитов российским компаниям иностранными банками, также ряд санкций затронул запрет на ввоз и вывоз товаров из некоторых стран. Введенное Россией продуктовое эмбарго также повлияло на снижение показателей по импорту.

Во внешнеторговом обороте по странам основную долю занимают страны дальнего зарубежья - на них приходится 88%, т.е. 34 млрд долларов. Несмотря на введенные санкции со стороны многих стран данной группы, Россия не стала коренным образом менять сложившиеся экономические связи. На страны СНГ приходится лишь 12% всего объема внешнеторгового оборота, что чрезвычайно мало, учитывая возможности данных стран. Более того, в последние годы наметилась тенденция сокращения доли стран СНГ в пользу стран дальнего зарубежья. Так, ещё в 2013 году на них приходилось 13-14%.

Внешнеторговый оборот со странами СНГ в январе 2015 года снизился на 42% и составил 4381,15 миллиона долларов. Экспорт и импорт снизились также более чем на 40% до 3071,58 и 1309,57 млн долларов.

Рисунок 4 - Основные показатели внешней торговли России в динамике 2014-2015 годах в млр. долларов

Несмотря на стремления российского руководства в области интеграции стран СНГ, например создание Евразийского экономического союза и присоединение к нему Армении, показатели торговли с этими государствами продолжают падать.

Рисунок 5 - Структура внешней торговли России по странам в январе 2015 году млр. долларов

Рисунок 6 - Внешняя торговля со странами СНГ в январе 2015 года, млн. долларов

И причина тому - не только падение цен, но и снижение темпов развития экономики и производства в самих странах Содружества. Так, например, индекс промышленного производства Беларуси уменьшился на 6,2% к январю 2014 года. Подобное наблюдается в Казахстане, Таджикистане. Темпы производства в Украине также значительно снизились - на 21,3%, что привело к сокращению торговли с данным государством.

Пока предпосылок для изменения этой тенденции нет, Украина ориентируется на торговлю с Европейским союзом, который сохранил для Украины односторонние преференции в торговле со странами ЕС до конца 2015 года в рамках трехсторонних договоренностей между Украиной, ЕС и Россией. В результате внешнеторговый баланс Украины изменил структуру: экспорт в Россию уменьшился на 57%, но при этом увеличился её экспорт в страны Евросоюза.

В структуре внешнеторгового оборота по странам в январе наибольшая доля приходится на Беларусь (1550,2 млн долларов), Казахстан (1165,4 млн долларов) и Украину (1129,8). Однако доля торговли с Украиной сокращается в пользу других стран.

Рисунок 7 - Структура внешнеторгового оборота России со странами СНГ в январе 2015г, млн. долларов

Рисунок 8 - Сравнение экспорта и импорта стран СНГ за 2014 - 2015 годы.

Наибольший спад в объемах внешней торговли помимо Украины затронул Туркмению. Особенно сильно снизились объемы импорта (на 89%). Это связано с уменьшением объемов импорта природного газа. Контракты на поставки газа из Туркмении в 2015 году снижены с 10 млрд кубометров до 4 млрд кубометров, а эту нехватку решено было заменить собственным производством. Кроме того, уже в январе отмечено снижение цены на газ на 14%. По тем же причинам сокращается торговля с Узбекистаном.

Более чем на 40% стал меньше в стоимостном выражении товарооборот России и Белоруссии, на это повлияли низкая цена на нефть, а также снижение покупательной способности населения обеих стран. Важно также, что ограничения на рост цен в Белоруссии делают импорт им невыгодным. Еще одной причиной стало сокращение экспорта российских энергоносителей из-за аномально теплой зимы.

Однако на фоне практически полного снижения торговли, по некоторым странам наблюдается рост показателей.

Так, на 44% вырос российский экспорт в Азербайджан - за счет поставок углеводородов. Кроме того, более чем в два раза вырос импорт из Туркмении - за счет импорта продовольствия, сельскохозяйственной техники и закупок природного газа.

.2 Анализ динамики товарной структуры экспорта и импорта по странам ближнего и дальнего зарубежья за 2014 и 2015 годы.

В январе 2015 года в структуре внешнеторгового оборота в страны СНГ преобладали сырьевые товары. Минеральных продуктов было экспортировано более чем на 1680 млн долларов. На втором месте - объемы экспорта металлов и продукции химической промышленности.

При этом доля топливно-энергетических товаров снизилась и составила 53% (в январе 2014 года была 60,4%). Важно отметить, что цены на данные товары упали почти в половину (-48,6%), в то время как физические объемы поставок сократились в гораздо меньшей степени (на 17,7%). В результате на рынок мы продолжаем поставлять практически столько же сырья, но уже по ценам более низким. Так, по данным ФТС физический объем сырой нефти по сравнению с январем прошлого года уменьшился лишь на 1,6%, а цена при этом снизилась в несколько раз. Продукты нефтепереработки при этом роста не показали - объемы поставок бензина автомобильного упали на 11,2%, керосина на 38%. На 12,3% снизился экспорт каменного угля - за счет сокращения спроса со стороны стран Европы, Беларуси и Китая.

Рисунок 9 - Товарная структура экспорта России в страны СНГ в январе 2015 года, млн. долларов

В структуре экспорта в страны СНГ доля машин и оборудования составляет 8,5% (в январе 2014 года было 10,4%). Стоимостной объем экспорта машин и оборудования снизился на 52,2%. Это связано со снижением цен на российскую продукцию, а также с развитием собственных заводов по производству техники и автомобилей во многих странах Содружества, особенно в Беларуси и Казахстане.

На экспорт металлов приходится 9,7% экспорта. Стоимостной объем экспорта данной товарной группы снизился по сравнению с январем 2014 года на 31,1%, а физический, наоборот, - возрос на 23,9%. Россия стала больше продавать, но по более низким ценам. Эта тенденция характерна для черных металлов - возросли физические объемы экспорта полуфабрикатов из железа и нелегированной стали в 2,4 раза, ферросплавов - на 6,6%. Это связывают с отсутствием платежеспособного спроса на региональных рынках.

Удельный вес продукции химической промышленности составил 11,6 % (в январе 2014 года - 7,4%). И здесь наблюдается то же самое - снижение цен при росте поставок в физическом выражении. Стоимостной объем экспорта указанной товарной группы снизился по сравнению с январем 2014 года на 7,5%, а физический - возрос на 30,0%. В два раза вырос экспорт фармацевтической продукции.

Доля экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре экспорта в январе 2015 года составила 9,4% (в январе 2014 года - 5,7%). По сравнению с январем 2014 года стоимостные объемы поставок этих товаров сократились на 2,5%, а физические объемы увеличились на 35,0%. Возросли объемы поставок многих товаров - мяса, молока, рыбы. Небывалый рост показала пшеница - физические и стоимостные объемы экспорта пшеницы выросли в 14,6 и в 12,9 раза соответственно. Ослабление рубля привело к тому, что экспортеры пшеницы стали массово вывозить хлеб на экспорт, от чего внутренние цены заметно выросли.

Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в январе 2015 года составила 3,1%. Стоимостной объем экспорта этих товаров снизился на 45,1%, физический - на 15,5%.

Основными товарами, которые Россия закупает в странах СНГ, являются минеральные продукты (газ, уголь, нефтепродукты), продовольственные товары, машины и оборудование.

Доля машин и оборудования в январе 2014 года уменьшилась и составила 20,15 (в январе 2014 года - 22,1%). Стоимостной объем импорта данной товарной группы по сравнению с январем 2014 года сократился на 47,7%. Наибольший спад затронул электрическое оборудование (-49,7%), а также механическое оборудование (-57,3%). Также зафиксировано снижение импорта легковых автомобилей на 39%. Ослабление рубля привело к удорожанию зарубежной продукции. На этом также сказалось повышение ставок ввозных пошлин на автомобили.

Удельный вес металлов и изделий из них в товарной структуре импорта из стран СНГ в январе 2015 года составил 13,4% (в январе 2014 года - 14,2%). Стоимостной объем данной товарной группы по сравнению с январем 2014 года снизился на 45,9%, а физический - на 25,8%.

Рисунок 10 - Товарная структура импорта России из стран СНГ в январе 2015 года, млн. долларов

Удельный вес продовольственных товаров и сырья для их производства составил 17,2% (в январе 2014 года - 19,2%). Физические объемы поставок продовольственных товаров по сравнению с январем 2014 года сократились на 22,7%, в том числе: свинины - на 12,8%, рыбы свежей и мороженой - на 70,3%, молока - на 20,9%, сыров и творога - на 3,9%.

На 1,7% сократилась доля импорта продукции химической промышленности. Стоимостной объем ввоза продукции химической промышленности снизился по сравнению с январем 2014 года - на 50,1%, а физический объем - на 19,3%.

Во внешней торговле России со странами дальнего зарубежья также наметился спад - внешнеторговый оборот снизился на 33% и составил 34338,9 млн долларов. Тем не менее, спад экспорта составил 29%, а импорта уменьшился значительнее - он снизился 41%.

Стоит добавить, что снижение импорта из стран дальнего зарубежья может особенно негативно сказаться на нашей экономике. Из-за снижения курса рубля импортные товары для нас существенно подорожали. Поскольку многие производства в своей деятельности используют именно импортные сырье и полуфабрикаты, то стоит ожидать и сокращения производства.

Рисунок 11 - Внешняя торговля со странами дальнего зарубежья в январе 2015 года, млн. долларов

Основные страны - торговые партнеры России представлены на диаграмме рис. 12

Лидером среди стран по объемам взаимной торговли является Китай. За январь внешнеторговый оборот с ним составил 4551,5 млрд долларов. Однако, несмотря на развитие взаимного сотрудничества в различных областях, оборот с ним снизился на 36%. Кроме сокращения цен на российские товары, причинами столь сильного снижения являются кризисные явления в мировой экономике, растущая политическая нестабильность. Также снижение наблюдается и в развитии самого Китая. В январе страна показала незначительный рост экспорта лишь в США и АСЕАН.

Рисунок 12 - Структура внешнеторгового оборота России со странами дальнего зарубежья в январе 2015 года, млрд. долларов

Второе место по объемам внешней торговли приходится на Нидерланды. Однако и в торговле с этим королевством произошло сокращение на 40%. Это связано с тем, что Россия поставляет туда преимущественно нефть и нефтепродукты, которые затем перерабатываются и отправляются в страны Европы. Ситуация на нефтяном рынке напрямую сказалась на объемах поставок. Значительно сократились объемы торговли с Германией (-42,5%), Италией (-24,7%), Польшей (-47,8%).

Также в январе этого года в десятке стран - основных торговых партнеров произошли изменения. Финляндия вытеснила из списка Великобританию по объемам торговли. Теперь Соединенное королевство занимает лишь 13 место среди стран дальнего зарубежья (объем внешней торговли в январе составил 0,6 млрд долларов).

Рисунок 13 - Динамика оборота объемов внешней торговли со странами дальнего зарубежья к январю 2014 года.

На фоне снижения показателей увеличилась внешняя торговля России с Японией, причем на целых 32,9%. И это вопреки тому, что она также присоединилась ко многим санкциям. Рост торговли приходится преимущественно на экспорт (+93%), в то время как импорт снизился (-39%). Россия поставляет в Японию преимущественно топливо, продовольственные товары, металлы.

На фоне сокращения торговли со старыми торговыми партнерами резко возросли объемы поставок в ряд небольших государств. В том числе и в офшоры. Это уже становится привычным явлением, когда на фоне кризисной ситуации начинают расти поставки товаров и потоки инвестиций в данные страны. Иногда для экономии, иногда и для отмывания денег. По итогам января 2015 года экспорт в Люксембург вырос на 69%, Португалию на 168%, Бруней-Даруссалам и Филиппины более чем в 20 раз. При этом рост поставок туда наблюдается в основном по экспорту. Российские предприятия пытаются сэкономить на ввозных пошлинах и налогах на производство при переработке своих товаров.

В целом, среди стран дальнего зарубежья по-прежнему основным торговым партнером остаются страны Европейского союза, однако, курс внешней торговли постепенно меняется в сторону стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Несмотря на то, что в обеих группах стран наблюдается спад, постепенное замещение европейских партнёров азиатскими заметно. Это и вышедший на первое место Китай, и Япония, а также Тайвань, Вьетнам, Южная Корея.


Объем внешней торговли со странами АТЭС снизился на 25%, в то время как со странами Европейского союза на 39%.

В структуре экспорта России в страны дальнего зарубежья наибольшую долю занимают минеральные продукты. На их долю приходится более чем две трети российского экспорта. Второе место по величине занимает экспорт металлов и изделий из них.

Рисунок 15 - Товарная структура экспорта России в страны дальнего зарубежья в январе 2015 года, млн. долларов

В январе 2015 года топливно-энергетические товары подешевели на 30,7%, однако объемы поставок выросли на 17,1%. При этом рост экспорта наблюдается в Китай, Беларусь. Он связан с потребностями нефтеперерабатывающих отраслей, а также направлен на то, чтобы скомпенсировать низкие цены, поскольку экспорт нефти - это не только прибыль корпораций, но и огромная часть государственного бюджета. Среди товаров топливно-энергетического комплекса возросли объемы экспорта электроэнергии на 51,6% , нефти сырой - на 9,6%, угля каменного - на 7,2%. Также вырос экспорт нефтепродуктов - на 32,8%, в том числе: дизельного топлива - на 62,8%, бензина автомобильного - на 23,2%, топлив жидких - на 29,2%. Это связано с увеличением их выработки по сравнению с январем прошлого года. Экспорт природного газа снизился более чем на 30% из-за сокращения поставок на Украину и в Европу, а также уменьшения цен на него.

На экспорт металлов приходится 8,6%. Стоимостной объем экспорта уменьшился на 10,1%, а физический снизился на 1,3%. В основном наибольшая часть экспорта приходится на черные металлы - они стали дешевле, но увеличились объемы поставок. Наибольший рост среди данных товаров показали полуфабрикаты из алюминия - их экспорт вырос на 45,9%. Это связано с тем, что в прошлом году объем производства металла был ниже, а в январе 2015 г. на фоне роста спроса производство увеличилось.

Химическая продукция занимает третье место в структуре экспорта. На её долю приходится 4,9%. стоимостной объем экспорта этой продукции снизился на 18,8%, физический - 9,7%. При этом возросли физические объемы экспорта аммиака на 71,1%, пластмасс и изделий из них - на 26,9% (по данным Росстата, российские переработчики полимеров увеличили объемы производства на 13,4 % за январь текущего года относительно прошлого благодаря росту переработки продуктов нефтяной отрасли). Снижение наблюдается по различным типам удобрений - падение курса рубля привело к удорожанию оборудования в сфере производства химудобрений, оно в основном импортное.

Российский экспорт машин и оборудования занимает небольшую долю (всего лишь 1,5%) поскольку, в основном, Россия их закупает. Однако в торговле данными товарами наметился самый существенный спад - стоимостные объемы экспорта сократились на 60,7% - за счет снижения поставок легковых автомобилей и оборудования.

Также в январе 2015 года возросли поставки продовольствия. Стоимостные объемы поставок этих товаров возросли на 23,1%, за счет увеличения физического объема поставок на 51,5%. В основном это связано с ростом производства и экспорта зерновых - из-за низких цен внутри страны предприятия большую часть продукции отправляли на экспорт. В результате показатели выросли.

В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья наибольшая доля продукции приходится на ввоз машин и оборудования (почти половина). Второе и третье место приходится на продукцию химической промышленности и продовольствие.

Экспорт машин и оборудования в январе 2015 г. снизился на 45% и составил 4541 млн долларов. Физические объемы поставок также уменьшились на 34,5%. Сократился физический объем ввоза легковых автомобилей - на 41,7%, грузовых - на 52,7%. Это связано с низким спросом внутри страны, наличием большого количества заводов по сборке автомобилей внутри страны.

На долю продукции химпрома приходится 16,7%. Стоимостной объем ввоза продукции химической промышленности снизился по сравнению с январем 2014 года - на 35,1%, а физический объем - на 15,6%. Сокращение затронуло такие товары как косметическая продукция, пластмассы и резина, каучук.

Рисунок - 16 Товарная структура импорта России из стран дальнего зарубежья в январе 2015 года, млн. долларов

Более 15% приходится на импорт продовольствия. Сократились физические и стоимостные объемы поставок продовольственных товаров по сравнению с январем 2014 года - на 23,5% и 40,5% соответственно. Причина тому - запрет на ввоз продовольствия. Снижение затронуло многие товары, например, импорт мяса и субпродуктов упал на 75,6%, свинины на 91% , говядины на 66,4%, мяса птицы - на 33,1%. На 78,4% уменьшился ввоз молочных продуктов, а поставки овощей уменьшились на 40,6%.

Также наблюдается снижение импорт металлов и текстильных изделий (на 26,4% и 37,9%) соответственно.

Таким образом, снижение цен на нефть и падение рубля стало причиной ухудшения внешней торговли, показатели снизились на треть по сравнению с прошлым годом. Импорт многих товаров сокращается, при этом отечественное производство пока не в состоянии заменить многие товары. С экспортом ситуация обстоит хуже - увеличиваются объемы поставок за рубеж при низких ценах на них, поскольку экспортерам выгоднее продать больше товара за иностранную валюту. Однако это приводит к сокращению производства для внутреннего потребления и росту потребительских цен. Не добавляет оптимизма и рост экспорта в офшоры, в результате чего российские товары по низким ценам потом перепродаются в другие страны.

3. Прогнозирование развития внешнеэкономической ситуации в России в 2016-2017 года

.1 Выбор метода прогнозирования внешнеэкономической ситуации в России в 2016-2017 года

Экспорт - неотъемлемая часть любой экономики. Под чистым экспортом следует понимать превышение экспорта потребительских благ над импортом. Большинство стран стремятся, чтобы их экспорт преобладал над импортом, что объясняется желанием стран не увеличивать внешний долг: если чистый экспорт имеет положительное значение, то эта страна становится кредитором относительно других стран, если отрицательный - у этой страны возникает внешний долг. Преобладание чистого экспорта или импорта в долгосрочном периоде в принципе невозможно, так как никто не решится продолжительное время непрерывно торговать в долг. Поэтому, если составить прогноз оборота экспорта России, можно спрогнозировать состояние внешнего долга России в будущем.

Для прогнозирования оборота экспорта применяют общие методы социально-экономического прогнозирования. Выбор метода прогнозирования зависит от применяемого прогностического подхода. При нормативном подходе часто используются метод «Дерево целей» в сочетании с экспертными оценками. При поисковом подходе приемлемы методы экстраполяции, моделирования и патентный метод. Главным недостатком экстраполяции является то, что расчет производится по фактическим данным, а в современных геополитических условиях, когда к экономике России ее внешнеэкономическими партнерами предъявляются санкции, предвидеть их поведение не всегда возможно, поэтому данные такого прогноза могут оказаться недостоверными. Экстраполяция данных может быть применена только в условиях устойчивого прогнозного фона с коротким прогнозным горизонтом. Поэтому, методы экстраполяции на практике используются в сочетании с другими методами [7].

В прогнозировании экспорта широкое использование получают методы экспертных оценок, в т.ч. метод комиссий, метод «Дельфи» и метод интервью. Эти методы обычно используются для прогнозирования еще недостаточно изученных экономических процессов. В современных условиях данные методы позволяют составить довольно точный прогноз в разрезе отраслевой структуры экспорта, но для того, чтобы прогноз был более точным, экспертная комиссия должна быть высококвалифицированной, ее знания и навыки должны соответствовать веяньям и требованиям современного рынка.

С целью повышения точности прогноза методы экспертных оценок дополняются методами математического моделирования. Результатом их применения являются математические модели (однофакторные или многофакторные), имитирующие реальные хозяйственно-экономические процессы. Основу математического моделирования составляет поиск вида и параметров функций (регрессий), в которых в качестве зависимой переменной выступает прогнозируемый показатель, а независимой - формирующие его факторы. Зависимость величины экспортных сделок зависит от таких факторов как доходы потенциального потребителя, количество потребителей, ожидание потребителей, вкус и мода, а также от современного геополитического состояния в мире. Комбинирование методов прогнозирования наиболее актуально в современных геополитических условиях [8].

.2 Прогнозирование развития и перспективы внешней торговли России в 2016-2017 года

Для проведения прогнозирования был принят прогнозный горизонт с 2007 по 2014 годы. Исходные данные для целей прогнозирования предоставлены Росстатом [9].

Таблица 1 - Внешняя торговля РФ.

ГодаВнешнеторговый оборот, млн. долл. СШАЭкспорт, млн. долл. США20075696143465302008754971466298200948107929715520106383543926742011833964515409201286320552743420138646125232752014805789497763

С 2009 год по 2012 год экспорт в России динамично рос, что объяснялось укреплением рубля. Спад экспорта России, начиная с 2013 года, можно объяснить кризисным состоянием мировой экономики, а также уменьшением спроса и увеличением предложения со стороны конкурентов. К основным факторам, сдерживающим развитие российского отраслевого экспорта, можно отнести значительный риск финансовых потерь экспортеров, а также весьма невыгодные условия кредитования операций российских экспортеров.

Таблица 2 - Динамика экспорта РФ в период с 2007 по 2017 года

номер периодазначение показателя отраслевого экспорта России в млн. долл. США2007351 9282008467 5812009301 6672010397 0682011516 7182012524 7382013525 9762014497 8342015560 5562016 (оценка)585 5812017 (оценка)610 607Прогноз был осуществлен с помощью модели полиномиальной функции шестой степени, коэффициент аппроксимации равен 0,999. В связи с тем, что коэффициент близок к единице, можно утверждать, что составлен адекватный прогноз модели, он с достаточной точностью отражает закономерности функционирования реальной системы. Ожидаемое прогнозное значение экспорта России в 2016 году - 585 581, в 2017 году - 610 607млн. долл. США.

Россия является крупным мировым экспортером огромного спектра несырьевых, высокотехнологичных товаров и услуг, например, сельское хозяйство и продовольствие. В основном Россия экспортирует зерновые - пшеницу, рис, кукурузу. Экспортный потенциал является составной, органической частью национальной экономики. Он представляет собой способность национальной экономики производить продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках, и экспортировать ее в достаточных объемах по мировым ценам.

Работа на внешних рынках характеризуется большим уровнем рисков, которые обусловлены различиями в экономических, правовых, социокультурных, политических аспектах зарубежных стран; высокими требованиями к качественным характеристикам товара, повышенным уровнем конкуренции, маркировке, упаковке, а также более высоким уровнем затрат, которые связаны с международными маркетинговыми исследованиями и реализацией экспортной стратегии. Поэтому при разработке стратегии необходимо оценить, как сильно влияют на нее различные факторы.

На объём экспорта непосредственное воздействие оказывает таможенно-тарифная система, кредитно-финансовый механизм, система стандартизации и сертификации продукции и т.п. Косвенное влияние оказывается через инновационную и предпринимательскую активность, уровень управления и организации производства, эффективное использование сырьевых ресурсов и др. При высоких мировых ценах на какой-либо товар устанавливаются повышенные экспортные пошлины, обеспечивая, таким образом, рост доходной части государственного бюджета. В условиях неблагоприятной конъюнктуры мирового рынка экспортные пошлины используются в интересах защиты национальной экономики. Способствуют созданию оптимальных соотношений между объемом экспорта и импорта, позволяют урегулировать торговый и платежный балансы. Установление таможенных пошлин на экспортируемые из Российской Федерации товары продиктовано, в первую очередь, необходимостью воспрепятствовать массовому вывозу сырьевых ресурсов государства за границу. Это обусловило особенность российского экспортного тарифа - более 80 процентов пошлин установлены именно на сырьевые и стратегические товары.

Россия в рамках договоренностей о присоединении к ВТО взяла обязательства обнулить экспортные пошлины. Представим ситуацию уменьшения (обнуления) таможенных пошлин. Как следствие экспортируемый из России товар станет более конкурентоспособным в связи с более низкой ценой на мировом рынке, а, следовательно, денежный оборот увеличится.

Таблица 3 - Динамика экспорта зерна РФ в период с 2007 по 2017 года

номер периодазначение показателя экспорта зерна в млн. долл. США2007351 9282008467 5812009301 6672010397 0682011526 7182012564 7382013575 9762014597 8342015608 4122016610 5212017612 541

Прогноз был осуществлен с помощью модели полиномиальной функции, линия тренда в шестой степени, коэффициент аппроксимации равен 0,989. В связи с тем, что коэффициент аппроксимации близок к единице, составлена адекватная модель тренда, которая с достаточной точностью отражает закономерности функционирования предполагаемой системы. Но при таком сценарии может возникнуть желание продать как можно больше, и, возможно, ничего не останется для внутреннего рынка. В связи с этим было введено количественное квотирование, которое позволит скорректировать количество продаваемого на экспорт товара. Количественные ограничения экспорта и импорта являются самой распространенной формой нетарифного ограничения. В качестве одной из мер такого ограничения широко используется мера установления квот - ограничение в количестве или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу за конкретный период.

А теперь представим ситуацию, что в связи с геополитической ситуацией Россия была вынуждена увеличить таможенные пошлины на экспортируемые товары. Как следствие Российские сельскохозяйственные товары, станут менее конкурентоспособными, уменьшится количество экспортируемого продукта, снизится денежный оборот в целом.

Таблица 4 - Динамика экспорта зерна РФ в период с 2007 по 2017 года

номер периодазначение показателя экспорта зерна в млн. долл. США20073519282008467581200930166720103220682011398521201237852420133695472014359635201534896520163365872017334521

Данное снижение может повлечь за собой снижение заработной платы, уменьшение количества рабочих мест, произойдет уменьшение денежных средств на модернизацию и обновление основных фондов, произойдет уменьшение налоговых сборов.

В предполагаемых сценариях был использован экспертный способ верификации. Вопросы о ситуации на рынке зерна были рассмотрены 23.09.2015 года Правительственной комиссии по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов. Участниками заседания отмечено, что в целом ситуация на рынке зерна остаётся стабильной.

В настоящее время цены на продовольствие в мире в номинальных величинах выше, чем в предыдущие годы. Следует учитывать и динамику спроса на продовольствие. Изменение в образе питания огромного количества людей, процесс роста городского населения, рост экономики, да и просто рост численности населения в целом обеспечат дополнительные потребности в продовольствии со стороны развивающихся стран. В мире основной спрос будет на продовольствие и корма, поэтому можно смело предположить, что сельское хозяйство в России будет развиваться и увеличиваться. Возможно в отдельные годы незначительное снижение денежного оборота, это будет связано с неурожаем или природными катаклизмами.

В последнее время за рубежом получила распространение технология выращивания генетически измененной (трансгенной) продукции, к которой потребители относятся с недоверием. Так, Европейский Союз запретил ввоз такой продукции. По экспертным оценкам, фирма, которая первой официально предложит генетически измененный продукт сразу же потеряет две трети своего рынка. В Российской Федерации подобные технологии широко не применяются, что создает дополнительные конкурентные преимущества для российского сельского хозяйства (например, зерно выращивается с соблюдением традиционных технологий).

Заключение

Таким образом, на основании проведенного в рамках курсовой работы анализа современного состояния внешнеэкономической политики РФ, были сделаны следующие выводы.

Внешнеэкономическая политика - это деятельность государства в области развития и регулирования экономических отношений с другими странами. Основой проведения эффективной внешнеэкономической политики является формирование правовых основ регулирования деятельности её субъектов в соответствии с национальными интересами страны, в первую очередь определение степени открытости национальной экономики. Стратегические направления внешнеэкономической политики - внешнеторговая политика, политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом, валютная политика, а также решение задач географической сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами.

Необходимость разработки стратегии внешнеэкономического развития обусловлена тем, что в настоящее время складывается качественно новая ситуация в сфере внешнеэкономических связей России, обусловленная как внешними, так и внутренними факторами. Внешние факторы проявляются, прежде всего, в усилении торгово-политического воздействия зарубежных государств на сферу международной торговли, требующего адекватного комплексного применения в России всего спектра внешнеэкономических инструментов. Внутренние причины связаны, в первую очередь, с необходимостью перехода страны к инновационной модели социально-экономического развития.

В перечень мер, необходимых для реализации стратегии, включают: таможенно-тарифную политику, поддержку экспорта, стимулирование прямых инвестиций, меры по развитию регионального сотрудничества, участие в глобальных механизмах экономического регулирования.

Для реализации приоритетных направлений внешнеэкономической политики в условиях новой модели государственного регулирования ВЭД предусматривается внедрение новых инструментов и документов оперативного и правового управления:

будут подготовлены краткосрочные программы продвижения промышленного экспорта, определяющие ключевые направления, с учетом приоритетности и специфики конкретных зарубежных рынков и потребностей отечественных экспортеров;

по ключевым странам-партнерам Российской Федерации будут разработаны двусторонние планы торгово-экономического сотрудничества; указанные программы и планы будут реализовываться с привлечением потенциала торгпредств России за рубежом;

ежегодно будут утверждаться «Основные направления таможенно-тарифной политики».

Ориентация на мировой рынок была и остается для РФ прибыльным экономическим направлением, что соответственно требует экспортной структуризации национальной экономики наиболее быстрыми темпами.

Таким образом, правовая политика в сфере внешнеэкономической деятельности - это системная деятельность государственных и негосударственных органов по созданию и развитию эффективного механизма правового регулирования внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономических связей, реализуемая посредством юридических средств и направленная на повышение коммерческой эффективности экспортных, импортных, валютных и иных внешнеэкономических операций хозяйствующих субъектов национальной экономики, поэтому, исходя из вступления Российской Федерации в ВТО, представляется необходимым реформирование национального законодательства в части регулирования внешнеторговых операций и приведение его в соответствии с нормами международного торгового права.

Благодаря достижениям поставленных целей и неуклонности от них, внешнеэкономическая деятельность РФ поднимется на новый, более высокий уровень и найдёт новые пути для решения экономических задач внутри государства и за его пределами.

При прогнозировании отраслевой структуры России в целом хотелось бы отметить, что в перспективе Россия будет наращивать обороты экспорта. Это связано, прежде всего с тем, что экспорт товаров в России составляют не только нефть и газ, но и транспортные, туристические, финансовые, консультационные, компьютерные, технологические, образовательные, строительные и другие услуги. Это заведомо несырьевой и, как правило, высокотехнологичный экспорт России, причем нередко российские компании выступают в числе мировых лидеров или обладают уникальными компетенциями на мировом рынке услуг в соответствующих отраслях.

Список использованных источников

1. Исаков М.Н. Мировая экономика: Учебное пособие / М.Н. Исаков, А.М. Исаков. - Томск: Томский МВЦДО, 2006. - 202 с

. Рогачевский А.М. «Основы внешнеэкономической деятельности», Новосибирск:НГАВТ,2014.-307с.

. Авдокушкин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: БЕК, 2011

. ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 №164-ФЗ (ред. от 02.02.2006).

. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 495 с.

. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики

. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка : учеб. пособие / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 260 с.

. Информационно-аналитическое сетевое издание «ПРОВЭД» - М.,сор.2015

Федеральная служба государственной статистики - М., сор 2015.

Приложение А

Проверка документа на антиплагиат

Похожие работы на - Состояние и перспективы внешней торговли России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!