Выделение и описание бизнес-процессов в ОАО 'Заречье'
Министерство
образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
"Тюменский
государственный университет"
Финансово-экономический
институт
Кафедра
менеджмента, маркетинга и логистики
Контрольная работа
Выделение и
описание бизнес-процессов в ОАО "Заречье"
Студентки 2 курса
направления "Менеджмент"
очной формы обучения,
группы 26м122
Л.Е. Марухиной
Проверил: к.э.н., старший
Преподаватель О.Н. Сёмина
Тюмень 2013
Содержание
Введение
. Аналитика
по организации
.1
Характеристика организации
.2 Анализ
макроокружения организации (среды косвенного воздействия)
.3
SWOT-анализ ОАО "Заречье"
.4 Внедрение
новых систем
. Выделение
бизнес-процессов и их описание
Заключение
Список
литературы
Введение
ОАО "Заречье"- одно из старейших и известных
предприятий-производителей мебели Тюменской области.
Цель изучить деятельность ОАО "Заречье", вы делить и описать
бизнес-процессы.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
. Рассмотреть историю компании
. Определить их сферу деятельности
. Проанализировать внешнюю и внутреннюю среду организации
. Изучить SWOT-анализ
. Выделить бизнес-процессы
. Графически изобразить основные бизнес-процессы.
1. Аналитика по организации
.1 Характеристика организации
Мебельная фабрика "Заречье" - одно из старейших и известных
предприятий-производителей мебели Тюменской области.
Первоначально ОАО "Заречье" было основано как Тюменская
мебельная Фабрика. В первый год существования фабрика дала городу 375 стульев,
250 табуреток, 300 столов и 40 подцветочников. С 1992 года предприятие начинает
работать под торговой маркой "Заречье" и выходит на новый этап своего
развития, выстраивает принципиально иную систему управления, перестраивает
производство. В июне 2001 года ОАО "Заречье" получило международный
сертификат системы менеджмента качества ИСО 9001 TUV CERT, а в октябре 2003
года компания прошла ресертификацию системы менеджмента качества по новой
версии стандартов ИСО 9000:2000.
Открытое акционерное общество "Заречье" зарегистрировано в 1992
году Распоряжением Главы Администрации Центрального района г. Тюмени №1268 от
20.08.1992 г. "Заречье" - специализированное предприятие по выпуску
наборов мебели для гостиных, спален, детских, прихожих, а также продукции из
стекла и зеркал. Основное направление деятельности ОАО "Заречье" -
производство корпусной и модульной мебели, стекол и зеркал.
ОАО "Заречье" занимает 43% рынка мебели Тюменской области,
является предприятием с полным технологическим циклом, имеет в своем составе
цех подготовки производства, цех сборки и упаковки мебели, цех производства
стеклоизделий и зеркал. Численность промышленно-производственного персонала
составила на конец 2011 г. - 339 человек. Численность промышленно-производственного
персонала составила на конец 2012 г. - 264 человека. Приоритетным для
фабрики "Заречье" является серийное производство наборов мебели, одно
из достоинств которых - модульность. Модульная программа дает возможность
приобрести необходимые составляющие любого набора и реализуется как в
изготовлении офисной мебели, так и мебели для дома.
ОАО "Заречье" - неоднократный дипломант московских
международных выставок "Евроэкспомебель" и "Мебель".
Продукция предприятия входит в Российский каталог "Сто лучших товаров
России", являясь золотым лауреатом этой программы.
Миссия ОАО "Заречье": Мы, команда фабрики Заречье, счастливы
производить мебель, которая приносит нам и нашим покупателем радость, восторг и
новое качество жизни. С нами удобно, выгодно, интересно!
Органами управления общества являются: общее собрание акционеров, совет
директоров, исполнительный орган - генеральный директор. Структура управления
общества помимо генерального директора включает службы директоров: финансового,
коммерческого, исполнительного - директора по производству, директора по
качеству и управлению персоналом.
ОАО "Заречье" имеет линейно-функциональную структуру, которая,
конечно, имеет преимущества и недостатки.
Преимущества:
. оперативное руководство производством;
. эффективного решения вопросов планирования, учета и
материально-технического снабжения;
. уменьшение потребности в специалистах широкого профиля;
. сокращения управленческих расходов.
Недостатки:
. чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач
"своих" подразделений;
. разногласия между линейными и функциональными службами;
. замедленная реакция на внешние изменения;
. проблемы с распределением ответственности за устранение проблем.
.2 Анализ макроокружения организации (среды косвенного воздействия)
.3 SWOT-анализ ОАО "Заречье"
Сильные стороны
1.Использование новейшее импортное оборудоание (Bodo Gerhard,Z.Bavelloni,
Homag и др.) 2.Внедрение на предприятие автоматизированной системы
"Галактика ERP" 3.Высококвалифицированные кадры 4.Выход на
зарубежные рынки (Ближнее Зарубежье) за счет высокого рейтинга среди
потребителей
|
Слабые стороны 1.Снижение
покупательной способности у большинства потенциальных покупателей мебели
2.Дефицит количества оборотных средств 3.Недостаточная обеспеченность сырьем
4.Недостаточная рекламная политика 5.Ограниченный доступ к банковским
кредитам
|
Возможности 1.Увеличение
объемов серийного производства современных комплектных программ мебели 3.
Расширение рынков сбыта 4. Оптимизация логистики
|
Угрозы 1.открытие новых
крупных торговых центров с конкурентной продукцией 2.снижение темпов роста
ввода нового жилья 3. рост темпов инфляции 4. неблагоприятная политика
государства
|
.4 Внедрение новых систем
Конкуренты ОАО "ЗАРЕЧЬЕ":
. ОАО ДОК "Красный Октябрь".
. ООО Мебельная компания "Тура".
. ЗАО "Фабрика мебели "ИНТЕДИ"
. ООО СТИЛЬ-МЕБЕЛЬ, Республика Удмуртия, Ижевск
. ООО "ДЖИ ЭС КОМПАНИ", Москва
. ООО ФМК МАСТЕР, Челябинская область, Копейск
. ООО "ОЛИМПИК", Республика Татарстан, Казань
. ООО "АРКОС-ПЛЮС", Москва
. АОЗТ "КВИНТЕТ-5", Санкт-Петербург
Внедрение производственного функционала системы позволило повысить
эффективность управленческого учета: появилась возможность рассчитывать
плановую и фактическую себестоимость, анализировать эффективность структуры
плана производства с учетом различных схем распределения косвенных и накладных
расходов. На предприятии была сформирована логическая связка "Сбыт ->
Производство -> Снабжение", что сделало возможным оптимально
планировать как производственные, так и снабженческо-сбытовые бизнес-процессы.
Важной особенностью ОАО "Заречье" является
использование полуфабрикатного метода расчета себестоимости: здесь
рассчитывается себестоимость каждого полуфабриката, а потом уже собирается
полная себестоимость готовой продукции.
Затем на предприятии приступили к построению системы
производственного планирования на базе системы Галактика ERP, поддерживающей
стандарт MRP-II (Manufacturing Resource Planning). Данный стандарт ориентирован
на применение корпоративных информационных систем, охватывающих полный контур
задач управления промышленным предприятием на оперативном уровне.
В 2012 году мебельной компанией заключен договор о
долгосрочном сотрудничестве с иностранной компанией JRM Sales&Management ,
нацеленном на существенное реформирование всей системы продаж
"Заречье". JRM Sales & Management - это сильная команда
консультантов и тренеров с огромным опытом работы, помогающих добиться
значительных повышений в эффективности посредством следующих процессов: анализ
бизнеса, планирование бизнеса, обучение продажам и управлению продажами,
мерчендайзинг, дизайна магазина, развитие организационной структуры, бюджет и
финансовый контроли.
ОАО "Заречье" использует в производстве
только покупное сырье и материалы от ведущих предприятий отрасли и известных
зарубежных (германских) фирм с хорошим качеством товара. С отечественными
поставщиками и инофирмами заключены долговременные договорные отношения.
2. Выделение бизнес-процессов и их описание
Итак, проанализировав деятельность мебельной компании ОАО
"Заречье" получилось выделить четыре основных бизнес-процесса:
. Оформление заказа
. Выполнение заказа
. Доставка заказа покупателю
. Разработка новой модели
и четыре вспомогательных бизнес-процесса
. Технологическая проработка заказа
. Получение материалов со склада
. Работа склада
. Работа бухгалтерии
Оформление заказа:
Продавец принимает заказ от покупателя, оформляет договор, принимает
предоплату. Предоплата передается в бухгалтерию. Информация о заказе поступает
директору, и запускается следующий бизнес-процесс "Выполнение
заказа".
Выполнение заказа:
В состав данного бизнес-процесса входят два вспомогательных бизнес-процесса
- "Технологическая проработка заказа" и "Доставка материалов со
склада". Директор поручает заказ конкретному мастеру. После получения
технологической документации и необходимых материалов со склада, начинается
изготовление заказа. Мастер ведет всю работу, начиная с распилки материалов и
заканчивая обтяжкой мебели тканью. После окончания работ запускается следующий
бизнес-процесс "Доставка заказа".
Доставка заказа:
Информация о готовности заказа поступает в магазин. Продавец связывается
с заказчиком и договаривается о времени доставки. Затем создает документы на
получение заказа, остатка оплаты и гарантийный талон. Документы передаются
водителю, который забирает заказ с мастерской и доставляет его заказчику.
Подписанные документы и остаток оплаты передаются в бухгалтерию.
Разработка новой модели
Дизайнер-технолог цеха, изучая спрос покупателей, создает новую модель
мягкой мебели. Если директор одобряет новую модель, то проект передается в
мастерскую для дальнейшего изготовления, а оттуда в магазин. Продавцы в
магазине предлагают новую модель покупателям.
Технологическая проработка заказа
На этом этапе выполняется две основные задачи:
· коррекция рабочих и сборочных чертежей и выпуск
технологической документации: карт раскроя материалов, таблиц операций и т.д.
Документация передается в производство;
· формирование ведомости комплектации - списка материалов и
комплектующих, необходимых для изготовления изделия, с указанием их точного
количества.
Доставка материалов со склада:
На основании ведомости комплектации формируется накладная на получение
материалов, которая передается на склад. Если материалы есть на складе, то они
передаются в производство вместе с накладной на передачу материалов. Если
требуемых материалов нет на складе, то формируется ведомость на закупку,
которая передается директору цеха.
Работа бухгалтерии:
Работа бухгалтерии заключается в следующем:
. материально-финансовый контроль;
. предоставление необходимой информации директору цеха (договоры,
счета, отчёты, сводки и т.д.)
. расчет заработной платы сотрудников;
. начисление выплат в муниципальные службы (пенсионный фонд,
коммунальные службы, налоговая и т.д.).
Работа склада
Недостающие материалы доставляются на склад от поставщиков. Затем
поступают в производство для выполнения заказов. В состав данного
бизнес-процесса входит технологическая операция "Установить наличие
материалов" бизнес-процесса "Доставка материалов со склада".
Технологические операции данного бизнес-процесса не связаны между собой
напрямую.
Уточненный список процессов:
№
|
Процесс
|
Тип
|
Владелец
|
Владельцы подразделений
|
1
|
Управление компанией
|
Упр.
|
Генеральный директор
|
1.генеральный директор
2.финансовыйдиректор 3. коммерческий директор 4. директор по качеству 5.
директор по производству 6. директор по управлению персоналом
|
2.
|
Маркетинг
|
Осн.
|
Коммерческий директор
|
Отдел маркетинга
|
3.
|
Логистика
|
Осн.
|
Коммерческий директор
|
Отдел логистики
|
4.
|
Продажа готовой продукции
|
Осн.
|
Коммерческий директор
|
Отдел продаж
|
5.
|
Осн.
|
Директор по качеству
|
Отдел управления качеством
|
6.
|
Бухгалтерский учет
|
Всп.
|
Финансовый директор
|
бухгалтерия
|
7.
|
Управление финансами
|
Всп.
|
Финансовый директор
|
Финансовый отдел
|
8.
|
IT-обеспечение
|
Всп.
|
Финансовый директор
|
Отдел IT-обеспечения
|
9.
|
Кадровое обеспечение
|
Всп.
|
Директор по управлению персоналом
|
Отдел кадров
|
бизнес процесс конкурент макроокружение
Опишем графически 4 основных бизнес-процесса
. Оформление заказа:
. Выполнение заказа:
3. Доставка заказа
4.
Разработка нового продукта:
Заключение
В контрольной работе проведен анализ деятельности предприятия ОАО
"Заречье".
Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что в данной
организации осуществляется 4 основных бизнес-процесса (оформление заказа,
выполнение заказа, доставка заказа покупателю, разработка новой модели) и 4
вспомогательных бизнес-процесса (технологическая проработка заказа, получение
материалов со склада, работа склада, работа бухгалтерии).
Список литературы
1. Пояснительная
записка к годовому отчету ОАО "Заречье" за 2009 г.
. Пояснительная
записка к годовому отчету ОАО "Заречье" за 2010 г.
. Пояснительная
записка к годовому отчету ОАО "Заречье" за 2011 г.
. Устав
предприятия ОАО "Заречье"
. "Заречье":
официальный сайт [Электронный ресурс] // URL: http://zarechye.ru