Современное состояние экономики Краснодарского края

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,47 Кб
  • Опубликовано:
    2016-06-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современное состояние экономики Краснодарского края













Контрольная работа

по дисциплине "Экономика государственного и муниципального сектора"

Современное состояние экономики Краснодарского края

Содержание

. Общая характеристика Краснодарского края

. Государственное регулирование финансового и денежного рынков

. Государственное регулирование социальной политики

. Государственное (по уровням) планирование

. Государственное регулирование собственности и предпринимательства

. Антимонопольная политика

. Государственное регулирование материального производства

. Государственное регулирование природопользование

. Государственное регулирование внешнеэкономических связей

. Перспективы развития экономики Краснодарского края

. Экономические расчеты по Краснодарскому краю

Список литературы

1. Общая характеристика Краснодарского края


Край расположен в юго-западной части Северного Кавказа, 45-я параллель делит его примерно на две равные части. На северо-востоке край граничит с Ростовской областью, на востоке - со Ставропольским краем, на юге - с Абхазией. С северо-запада и юго-запада территория края омывается Азовским и Черным морями. Общая протяженность границ края - 1 540 км, из них 800 км по суше и 740 км - по морю.

Рисунок 1 - Географическое положение Краснодарского края [5]

Наибольшая протяженность края с севера на юг - 327 км и с запада на восток - 360 км. Краснодарский край занимает площадь 76 тысяч квадратных километров и является южным регионом России. В крае проживает свыше пяти миллионов человек, в том числе около 53 % - в городах и 47 % - в сельской местности. Средняя плотность населения - 66,6 человека на 1 квадратный километр.

Территория края сложилась из части территорий, занимаемых до революции Кубанской областью и Черноморской губернией. Две административные единицы были объединены в Кубанско-Черноморскую область, которая в 1920 году занимала территорию 105,5 тыс. квадратных километров. В 1924 году образован Северо-Кавказский край с центром в Ростове-на-Дону, в 1934 году он разделился на Азово-Черноморский (центр - Ростов-на-Дону) и Северо-Кавказский (центр - Ставрополь) края. 13 сентября 1937 года Азово-Черноморский край был разделен на Ростовскую область и Краснодарский край, включая Адыгейскую автономную область. В 1991 году Адыгейская автономная область вышла из состава края и была преобразована в Республику Адыгея [5].

Территория края разделяется на две резко отличающиеся части: северная равнинная и южная горная. Равнинная зона - Прикубанская низменность - занимает две трети территории и является экономически наиболее развитой частью. Южная зона образована системами хребтов Западного Кавказа, примыкающей к ним полосой предгорий и узкой лентой Черноморского побережья.

Расположенный на границе умеренных и субтропических широт, на стыке равнин и гор, край отличается разнообразием и непостоянством погодных условий. Климат на большей части территории умеренно- континентальный, на Черноморском побережье (южнее Туапсе) - субтропический. Средняя температура января на равнине - минус 3-5 градусов, июля - плюс 22-24 градуса [5].

Годовое количество выпадающих осадков колеблется от 350 мм на Таманском полуострове 500 мм на правобережье Кубани до 2500 мм и выше на юго-западных склонах Кавказского хребта.

Неравномерное распределение осадков, резкие температурные колебания, губительное действие суховеев и засухи вызывают необходимость строгого соблюдения научно обоснованной системы земледелия при возделывании сельскохозяйственных культур, увеличения посадок лесополос и других гидроаккумулирующих и противоэрозионных мер.

В крае более 500 рек, его основная водная артерия - Кубань - одна из главных рек Северного Кавказа. Для регулирования стока и расширения рисовых систем были сооружены Крюковское, Варнавинское, Краснодарское водохранилища; последнее - самое крупное на юге России.

Основу производительных сил Краснодарского края составляют промышленный, строительный, топливно-энергетический комплексы, область информационных и коммуникационных технологий, а также агропромышленный, транспортный, курортно-рекреационный и туристский комплексы. Последние три направления деятельности (агропромышленный, транспортный, санаторно-курортный и туристский комплексы) соответствуют приоритетам социально-экономического развития России и определяют особый статус Краснодарского края в экономике страны.

Уникальные для России природно-климатические условия края, наличие передовых медицинских учреждений и технологий, исторических достопримечательностей создают потенциал для развития высокоэффективного, конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса международного уровня, формирующего позитивный имидж страны на международной арене и обеспечивающего растущие потребности населения в услугах, связанных с отдыхом, лечением и туризмом.

Климат в крае - один из наиболее благоприятных в России для проживания и деятельности человека. Краснодарский край - самый теплый регион России, средняя продолжительность времени, когда в светлое время суток на территории края наблюдается солнечная погода, составляет 2300 часов в год. Благодаря сочетанию благоприятных климатических условий и наличия месторождений минеральных вод и лечебных грязей Краснодарский край является самым популярным курортно-туристическим регионом России и фактически единственным в России приморским бальнеологическим и курортно-рекреационным центром.

Численность населения края по данным Росстата составляет 5 514 250 чел. (2016). Край занимает 3-е место среди регионов Российской Федерации по числу жителей - после Москвы и Московской области. Плотность населения - 73,05 чел./км2 (2016). Городское население - 53,46 % (2015). Уровень урбанизации ниже, чем в среднем по стране (73,9 %) [5].

2. Государственное регулирование финансового и денежного рынков


Департамент по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края создан в 2001 году в целях проведения единой государственной финансовой и кредитно-денежной политики в банковском секторе, на страховом рынке, в работе с негосударственными пенсионными фондами, на рынке ценных бумаг в структуре органов исполнительной власти края.

Основные направления деятельности Департамента:

. Разработка и реализация проектов и программ развития секторов финансового и фондового рынка Краснодарского края, в том числе механизмы государственной поддержки;

. Осуществление методологической работы по внедрению и сопровождению эффективных финансовых инструментов и продуктов в целях привлечения инвестиций субъектами экономики Краснодарского края;

. Анализ информации о деятельности профессиональных участников финансового и фондового рынка края в целях разработки эффективных программ развития секторов финансового и фондового рынка Краснодарского края.

В целях стимулирования развития и совершенствования структуры финансового и фондового рынка на региональном уровне департамент тесно взаимодействует с Федеральной службой по финансовым рынкам, Федеральной службой страхового надзора, Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Краснодарскому краю.

Департамент принимает активное участие в экономических конгрессно-выставочных мероприятиях, проводимых в России и за рубежом. Результатом стало установление контактов с Лондонской фондовой биржей, "Ситибанком", "Ландесбанком", Группой "Интеза", австрийской страховой компанией "Уника" и другими. За время работы налажено взаимовыгодное сотрудничество с ассоциациями банковских организаций и страховых компаний.

Руководитель Департамента по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края - Славинский Игорь Анатольевич.

 

3. Государственное регулирование социальной политики


К группе регионов с высоким уровнем социального развития в последние годы относится Краснодарский край. Социальная политика Кубани - одно из направлений его деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества. Суть социальной политики региона заключается в поддержании отношений между всеми социальными группами, обеспечении условий для повышения благосостояния кубанцев, уровня их жизни, создании социальных гарантий населению. При этом надо отметить, что социальная политика региона, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых кубанскими властями в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно связана с общеэкономической ситуацией в крае. Говоря о социальной политике, необходимо иметь в виду действия краевых властей, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества [2].

Одно из главных направлений социальной политики в крае - рост заработной платы у работников бюджетных отраслей. Среднемесячная заработная плата работников в бюджетных организациях за январь - март 2014 года составила 23631 рубль и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 15,4%. Наибольший рост заработной платы наблюдался у работников строительных организаций (47,3%), организаций по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (34,3%), здравоохранения и предоставления социальных услуг (24,9%) [3].

С ростом благосостояния населения заметен рост рождаемости. Краснодарский край находится сегодня в числе регионов России, в которых зафиксирован рекордный рост рождаемости и так уже на протяжении многих лет. В июне 2014 года показатель рождаемости в крае составил 6000 человек. За шесть месяцев этого года родилось более 30000 малышей. Только в Краснодаре этот показатель достиг цифры в 8100 детей, что значительно выше показателя в других городах Кубани [3]. Одновременно с ростом рождаемости наблюдается снижение смертности. Так в 2014 году снизился уровень смертности по следующим показателям: от онкозаболеваний (на 1,5-2,5%), младенческой смертности (на 10,6 % ), гибели в ДТП ( почти на 20%), от туберкулёза (за 7 лет на 58 %). Это хороший показатель в программе прироста населения края [3].

Здоровая нация - залог процветания любого государства. Власти региона понимают значимость решения данной проблемы, поэтому намерены и в дальнейшем вкладывать в эту сферу жизни немалые средства. В результате эффективной реализации Территориальной программы госгарантий и проведения комплекса профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий достигнуты и улучшены 95 % критериев доступности и качества медицинской помощи, которые были утверждены Территориальной программой.

В рамках реализации национального проекта "Здоровье" в больницы Кубани в последние годы поступило новейшее медицинское оборудование, способствующее повышению качества оказания медицинской помощи населению. Губернатору Кубани А. Н. Ткачеву принадлежит инициатива повышения оплаты труда медицинских работников. Как он отмечает во всех своих выступлениях, "поднять до европейского уровня следует не только качество медицинского обслуживания, но и заработные платы медиков. Это один из основных социальных проектов, которые следует реализовать в ближайшее время" [4].

Дальнейшая оптимизация структуры объемов медицинской помощи, расширение профилактики заболеваемости и мотивации ведения здорового образа жизни, развитие приоритетных направлений на основе программно-целевого финансирования и других задач по повышению структурной эффективности отрасли здравоохранения будут способствовать более полному удовлетворению потребности населения края в медицинской помощи.

Для того чтобы каждый житель края чувствовал себя защищенным и уверенным в завтрашнем дне, он должен иметь собственное жильё. Это задача также находится в числе приоритетных задач в работе правительства. Сегодня в крае действует целый ряд социальных программ, например, долгосрочная целевая программа "Жилище", которая помогает жителям края приобретать жильё по доступным ценам. Также популярны в крае программы "Накопительная ипотека" и "Молодая семья". В Краснодарском крае за первые три месяца 2014 года было построено 12,8 тыс. квартир общей площадью 1,042 миллиона квадратных метров, и это на 19% больше в сравнении с тем же периодом 2013 года. При этом в последние годы растёт стоимость жилья, что вызывает тревогу и опасение у населения, имеющего средний достаток.

Необходимо отметить, что бюджет Краснодарского края на 2014 год имеет социальную направленность. Расходы на социально-культурную сферу в текущем году составляют 67% от общих расходов бюджета, что равно 124 млрд. рублей [5].

В крае ведётся целенаправленная работа по снижению уровня безработицы. Важную работу в этом направлении проводят Центры занятости населения. При поддержке властей они реализуют программы трудоустройства населения путём переподготовки и обучения трудоспособного населения профессиям, востребованным на рынке труда. Благодаря этой работе на Кубани с начала года уровень безработицы впервые снизился на 0,1%. По данным департамента занятости населения, с начала года в Краснодарском крае при содействии центров занятости было трудоустроено почти 57 тыс. человек [5].

Особое внимание власти уделяют решению вопросов молодёжной политики. Государственная молодёжная политика направлена на формирование кадрового потенциала страны из числа молодых жителей Краснодарского края. В крае работает школа молодёжного актива, проводятся слёты молодых лидеров "Регион-93", разрабатывается и реализуется программа поддержки молодых предпринимателей. Здоровье кубанской молодёжи - также забота Департамента молодёжной политики, которому в 2014 году было выделено 25 млн. рублей на развитие молодёжного туризма [3].

Приоритетным направлением социальной политики края является образование. В 2012 году Кубань стала стажировочной площадкой по теме "Создание современной муниципальной модели дошкольного образования, обеспечивающей его доступность и качество". На реализацию этого проекта из федерального бюджета краем было получено 95000,0 тыс. рублей, в 2012 - 16059 тыс. рублей. В рамках софинансирования Краснодарский край выделил из краевого бюджета в 2011 году 60000,0 тыс. рублей, в 2012 - 15000,0 тыс. рублей. В 2013 году на эти цели из федерального бюджета распоряжением Правительства Российской Федерации было выделено уже 15375,2 тыс. рублей, а из краевого бюджета - 10185,6 тыс. рублей. Расширяется сеть дошкольных образовательных учреждений и оснащаются современным оборудованием школы края, повышается заработная плата воспитателей и педагогов, внедряются новые образовательные схемы и технологии. Таким образом, успешная реализация национального проекта "Образование" в нашем крае даёт мощный стимул в развитии образовательной системы[3].

На социально-культурную сферу направлено в 2014 году 68 процентов расходов от бюджета края (123,1 миллиарда рублей). Самое главное заключается в том, что продолжится работа по повышению уровня заработных плат в социальной сфере [3].

Таким образом, несмотря на успехи в реализации социальной политики в крае, имеется целый ряд проблем, требующих решения на федеральном уровне. Вот основные из них:

необходимость стабилизации финансового положения государственных внебюджетных социальных фондов;

погашение задолженности работникам по заработной плате;

расширение источников финансирования социальных услуг;

внедрение адресной системы социальной поддержки населения;

введение единого порядка корректировки шкалы и ставок подоходного налогообложения.

Только эффективное и качественное решение данных вопросов всеми заинтересованными сторонами общества позволит обеспечить высокий уровень жизни населения России и производительности труда [1].

 

4. Государственное (по уровням) планирование


При разработке Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года администрация Краснодарского края исходила из принципа соответствия стратегической цели и направлений развития края целям и приоритетам Правительства Российской Федерации.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года определено, что стратегической целью является превращение России в одного из глобальных лидеров мировой экономики, ее выход на уровень социально-экономического развития высокоиндустриальных стран. К 2020 году Россия должна войти в пятерку ведущих стран мира по экономической мощи - производству валового внутреннего продукта.

Осуществление целей Правительства Российской Федерации на региональном уровне предусматривает:

- реализацию принципа устойчивого развития, основанного на сбалансированности экономических, социальных и экологических приоритетов развития региона, и их соответствие целям Правительства Российской Федерации;

- ориентацию на опережающее развитие секторов, которые могут играть роль "точек роста", причем как общенациональных (транспортная инфраструктура, АПК, санаторно-курортный и туристский комплекс), так и региональных, которые выполняют функции "ведущего звена" для экономической системы. Выявление и активизация потенциала новых "точек роста" (топливно-энергетический и лесопромышленный комплексы, сектор инновационной деятельности и другие);

- обеспечение комплексного и системного подхода (учет и максимальное использование эффектов, обусловленных взаимовлиянием целей, наличием сопряженных результатов в реализации целевых проектов различной направленности, мультипликативных эффектов, обеспечивающих рост экономики);

- преемственность программных документов (федеральных и краевых целевых программ, локальных отраслевых программ);

- реализацию потенциала края как одного из опорных регионов для формирования "зоны роста" на Юге России на основе взаимовыгодного межрегионального и международного сотрудничества.

Разрабатывая Стратегию, органы исполнительной власти Краснодарского края исходили из того, что успешное решение проблем социально-экономического характера зависит в первую очередь от решения двух основополагающих задач регионального управления:

- определение стратегической цели и направлений социально-экономического развития края;

- формулирование плана действий (стратегических мероприятий), осуществляемых органами исполнительной власти края и обеспечивающих реализацию поставленных целей.

Механизмы осуществления стратегических действий описаны в составе системы управления реализацией Стратегии. Основным инструментом реализации стратегических мероприятий станет формирование комплексных программ социально-экономического развития региона. Основной принцип формулирования комплексных программ заключается в реализации эффекта взаимодополняемости и взаимной поддержки различных стратегических действий.

5. Государственное регулирование собственности и предпринимательства


Малый и средний бизнес Краснодарского края активно развивается. В 2012 году в Краснодарском крае осуществляли свою деятельность 296,5 тысячи субъектов малого и среднего предпринимательства, основная их часть сосредоточена в сферах торговли и ремонта, операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг, а также транспорта и связи.

Оборот субъектов данной сферы экономики составил более триллиона рублей, основная его часть приходится на торговлю и ремонт, строительство и промышленность.

Объем инвестиций в основной капитал составил более 57 млрд. руб., наибольшая доля капитальных вложений приходится на торговлю и ремонт, промышленность, строительство и сельское хозяйство.

В то же время в сфере малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае имеются нерешенные проблемы:

сохраняется дифференциация муниципальных образований Краснодарского края по уровню развития малого и среднего предпринимательства;

наблюдается недоступность банковского кредитования для вновь создаваемых малых предприятий и предпринимателей;

отсутствуют в достаточном объеме финансовые ресурсы в местных бюджетах на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства;

остаются недоступными общеэкономические и специализированные консультации для субъектов малого и среднего предпринимательства;

недостаточен спрос на продукцию субъектов малого и среднего предпринимательства;

сохраняется недостаток квалифицированных кадров у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В настоящее время потребительская сфера характеризуется стабильностью, относительно высокой насыщенностью промышленными и продовольственными товарами, доступностью многих видов услуг. Однако существует целый ряд объективных факторов, сдерживающих развитие и эффективное функционирование этой сферы деятельности. К таким факторам можно отнести значительное различие объемов товаров и доступности услуг в потребительской сфере в муниципальных образованиях Краснодарского края, недостаточный уровень развития инфраструктуры рынка потребительских товаров и услуг, отсутствие стимулов, побуждающих инвесторов и субъектов предпринимательства оказывать платные услуги населению, а также низкий уровень качества, безопасности и конкурентоспособности товаров, работ и услуг.

На потребительском рынке Краснодарского края отмечены положительные тенденции в области качества товаров, работ и услуг. Имеющиеся статистические данные свидетельствуют о том, что в период с 2010 по 2012 год потребительская сфера края получила качественно новое развитие. При сокращении общего количества мелкорозничной торговли, возросло количество супер- и гипермаркетов. Почти в каждом муниципальном образовании края появились современные торговые центры, что позволяет предлагать покупателям более широкий ассортимент товаров и услуг. В 2012 году по сравнению с 2010 годом объем товарооборота в розничной торговле увеличился на 26,3 процента, в общественном питании - на 32,6 процента, а в сфере бытовых услуг - на 37,8 процента. На 8 процентов снизилось количество нарушений в области качества товаров, работ и услуг, повысилась насыщенность потребительского рынка качественными товарами и доступность социально значимых услуг.

рынок антимонопольный экономический

6. Антимонопольная политика


Управление Федеральной антимонопольной службы по Кранодарскому краю (Краснодарское УФАС России) осуществляет свою деятельность с 1992 года. В сферу деятельности Краснодарского территориального антимонопольного управления входит контроль за соблюдением и исполнением норм и требований федеральных законов [8]:

"О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках";

"О рекламе";

"О защите прав потребителей";

"О защите конкуренции на рынке финансовых услуг";

"О естественных монополиях".

марта 2004 года Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам (к примеру, защита прав потребителей была переданы ведомству Роспотребнадзора). Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля за деятельностью естественных монополий и за соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе (ФАС России).

В настоящее время Краснодарское УФАС России осуществляет свою деятельность на основании Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 15.12.2006 № 324.

Управление осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу) [8].

На протяжении всей своей деятельности Краснодарское УФАС России тесно взаимодействует с органами исполнительной власти и местного самоуправления Краснодарского края , с территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти и общественными организациями.

Несмотря на небольшой срок существования управления - в 2012 году Краснодарскому УФАС исполнилось 20 лет с момента основания, - необходимость существования антимонопольных органов никем не оспаривается, а защита конкуренции стала общегражданской и общегосударственной задачей.

Краснодарское УФАС России осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу) на территории Краснодарского края [8].

7. Государственное регулирование материального производства


Кранодарский край - один из самых экономически развитых и инфраструктурно обустроенных в России. Экономика региона базируется на благоприятных природно-климатических условиях и многочисленных трудовых ресурсах. В крае сформировался хозяйственный комплекс индустриально-аграрно-рекреационного типа. В общем объеме валового регионального продукта отрасли материального производства составляют (%): сельского хозяйства - 17,5, промышленности - 16,2, транспорта и связи - 12, строительства - 11,5, торговли - около 10 (1997 г.) [9].

Общероссийское значение имеет рекреационный сектор. Курортная зона занимает более 1/4 территории края. Основные курорты - на Черноморском побережье ? Большой Сочи, Анапа, Туапсе, Геленджик. Много курортных мест и на побережье Азовского моря. В крае создана Особая экологическая зона с элементами свободной экономической зоны (СЭЗ) в районе крупнейшего в России города-курорта Сочи.

Промышленность края представлена предприятиями топливной индустрии, машиностроения, нефтегазохимических производств, объединениями швейной, обувной и кожевенно-меховой промышленности. Важное значение имеют производство цемента и разнообразные отрасли пищевой промышленности (консервная, масло-жировая, молочная, сахарная, мясная, рыбная). В крае работают 700 крупных и средних предприятий, а также около 3 тыс. предприятий малого бизнеса. В 1997 г. более 40% объема производства промышленной продукции давала пищевая индустрия, примерно 22% - топливно-энергетический комплекс (ТЭК), около 9% - машиностроение с металлообработкой, около 8,5% - индустрия строительных материалов, 4,4% - лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.

Пищевая промышленность перерабатывает сырье, производимое в регионе. В состав ТЭК-а входят два нефтеперерабатывающих завода и один газоперерабатывающий. В крае более 100 машиностроительных предприятий, которые выпускают металлорежущие и деревообрабатывающие станки, приборы и средства автоматизации, различную сельхозтехнику и многое другое.

В масштабе страны Краснодарский край занимает первое место по производству некоторых видов сельскохозяйственной продукции и продукции пищевой промышленности (в %): чая - 100, зерна - 25 (в том числе риса - более 80), сахара - 30, растительного масла - 26, крупы - 24, плодоовощных консервов - 23, виноградного вина - 18 и ферментированного табака - почти 82 (1998 г.). Занимая 2,2% сельскохозяйственных угодий и 3% пашни Российской Федерации, агропромышленный комплекс края производит 5% валовой сельхозпродукции, в том числе (%): пшеницы - 10, сахарной свеклы - 26, подсолнечника - 25, фруктов и ягод - 16, винограда - 49 [9].

Большое значение для развития края имеет производство цемента (7,3%) и сборного железобетона. Наиболее крупные предприятия края (1997 г., тыс. чел.):

ОАО энергетики и электрификации "Кубаньэнерго", г. Краснодар (электроэнергетика) - 10,9;

"Роснефть - Краснодарнефтегаз" (нефтедобывающая промышленность) - 8,6;

"Кубаньгазпром", г. Краснодар - 7,7;

"Югтекс", г. Краснодар - 3,3,

"Новороссийская рыбопромышленная компания" - 3,1;

"Новороссцемент", г. Новороссийск - 3,2;

концерн "Кубаньпищеагропром", г. Краснодар - 10,5;

НПО "Бурение", г. Краснодар - 8.

В сельскохозяйственном и лесном машиностроении действуют уникальные предприятия - "Краснодаррисмаш", "Апшеронлесмаш" и "Краснодарсельмаш". В табачной промышленности края одно из наиболее успешно работающих предприятий - "Краснодартабакпром", принадлежащее компании "Филип Моррис".

 

. Государственное регулирование природопользование


Краснодарский край является стабильным регионом России в плане экологии. Основная доля загрязняющих веществ в Краснодаре, Новороссийске, Туапсе, Анапе, Ейске приходится на автомобильные вопросы.

В крае самыми благоприятными считаются курортные города: здесь почти нет промышленных предприятий, а экосистема способна нивелировать значительную долю загрязнения атмосферы. Так, преимуществом Горячего Ключа являются лесные массивы вокруг города и близость к Краснодару. В Геленджике и Анапе нет крупных портов, которые стали значительными "загрязнителями" в Новороссийске и Туапсе [6].

В Краснодарском крае существует постоянно действующий общественный экологический совет при главе администрации региона.

9. Государственное регулирование внешнеэкономических связей


Выгодное географическое положение Краснодарского края, имеющего выход к Черному и Азовскому морям, высокий производительный, технологический и финансовый потенциалы, развитая транспортная инфраструктура являются основными факторами, определяющими перспективность региона для динамичного развития внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранных инвестиций.

Дальнейшее развитие экономики Краснодарского края находится в прямой зависимости от наличия стабильных связей и многостороннего сотрудничества, как с субъектами Российской Федерации, так и с зарубежными странами. Сегодня администрация, органы исполнительной власти и муниципальные образования Краснодарского края заинтересованы в установлении плодотворных контактов с российскими и зарубежными партнерами, привлечении прямых инвестиций, организации сбыта производимой продукции, создании совместных предприятий [7].

Реализуя концепцию по формированию и продвижению имиджа Кубани как инвестиционно-привлекательного региона, администрация Краснодарского края ведет целенаправленную работу по активизации международного сотрудничества, укреплению и развитию торгово-экономических связей края с субъектами РФ и зарубежными государствами. Установлены постоянные контакты с дипмиссиями и торгпредствами РФ в ряде зарубежных стран. Прежде всего, это страны СНГ, Европы, Азии.

Используя накопленный опыт в презентационной деятельности, муниципальные образования Краснодарского края в составе делегации края активно участвуют в подготовке и проведении крупнейших международных мероприятий: "Зеленая неделя" (Германия), "МИПИМ" (Франция), организуют презентации экономического потенциала в регионах России, Австрии, Германии, Италии, Швеции, Финляндии, Турции и других странах [7].

Практика показывает, что участие делегаций от муниципальных образований в презентациях региона за рубежом, мероприятиях всероссийского и международного масштаба, проведение двусторонних и многосторонних встреч и переговоров, освещение информации об экономическом потенциале муниципального образования в СМИ является одним из основных источников информации для потенциальных инвесторов.

На сегодняшний день единственной площадкой, на которой сразу все 45 муниципальных образований Краснодарского края могут представить свои экономические и инвестиционные возможности потенциальным инвесторам и партнерам является Международный инвестиционный форум, проходящий ежегодно в г. Сочи. Из года в год форум подтверждает свой высокий международный статус, благодаря которому международные деловые круги могут оценить экономический потенциал Краснодарского края, как в совокупности, так и отдельных его образований [7].

В будущем планируется расширение географии международных связей, развитие внешней торговли, содействие развитию совместного предпринимательства и взаимодействие в области финансирования инвестиционных проектов на территории края. Результат - крупными российскими и зарубежными компаниями в крае реализуются многочисленные инвестиционные проекты в различных сферах деятельности, которые оказывают позитивное влияние на объемы импортозамещающей продукции, рост производства топливно-энергетических ресурсов. Технологии, которые приходят в край при реализации проектов, во многом уникальны.

Основная роль в разработке и дальнейшей координации по реализации инвестиционных проектов муниципальных образований принадлежит департаменту инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края в непременном сотрудничестве с администрациями соответствующих муниципальных образований.

10. Перспективы развития экономики Краснодарского края


Перспективными направлениями развития экономики Краснодарского края является комплекс программ, который включает в себя подпрограммы.

Подпрограмма "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 гг."

Целью является создание условий для развития малого и среднего предпринимательства. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

увеличение доли участия субъектов малого и среднего предпринимательства в общем обороте хозяйствующих субъектов Краснодарского края;

развитие системы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

информационная, правовая, консультационная поддержка и подготовка кадров для малого и среднего предпринимательства.

Реализация мероприятий подпрограммы рассчитана на период с 2014 года по 2018 год включительно.

Подпрограмма "Качество" на 2014 - 2018 годы (с развитием подсистемы защиты прав потребителей в Краснодарском крае)

Цели подпрограммы - реализация мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории Краснодарского края. Для достижения поставленных целей подпрограммы должны быть решены следующие задачи:

совершенствование и реализация политики Краснодарского края в области качества;

разработка комплекса мер по повышению качества, безопасности продукции, а также доступности основных товаров на потребительском рынке края.

Для решения задач в сфере защиты прав потребителей предполагается реализовать комплекс мер информационного, образовательного, правового, финансово-экономического и организационного характера на региональном, городском и районном уровне.

Одним из основных способов успешной реализации мероприятий подпрограммы является обеспечение соответствующих правовых условий для деятельности ее участников в следующих сферах:

защита прав и законных интересов потребителей;

проведение потребительского сравнительного исследования (тестирования) продукции и услуг; просвещение потребителей;

информирование потребителей и содействие развитию и совершенствование системы добровольной сертификации услуг.

Реализация подпрограммы рассчитана на 2014 - 2018 годы.

Подпрограмма "Формирование и продвижение экономически и инвестиционно привлекательного образа Краснодарского края за его пределами" в 2014 - 2018 гг." Целью подпрограммы является формирование и продвижение экономически и инвестиционно-привлекательного образа Краснодарского края за его пределами. Достижение этой цели позволит обеспечить ускоренное социально-экономическое развитие региона, создание благоприятных условий для повышения конкурентоспособности товаров и услуг кубанских товаропроизводителей и привлечения необходимых ресурсов.

Для достижения этой цели необходимо решить задачу развития и координации выставочно-ярмарочной деятельности края, обеспечивающей продвижение его интересов на рынках товаров, услуг и капитала. Реализация подпрограммы намечена на 2014 - 2018 годы.

Мероприятие "Субсидии организациям железнодорожного транспорта" государственной программы. Целью мероприятия является улучшение качества обслуживания потребностей населения в безопасных и качественных перевозках железно дорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Краснодарского края.

N п/п

Наименование мероприятия

Объем финанси-рования (тыс. руб.)

в том числе по годам (тыс. руб.)




2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год




краевой бюджет

краевой бюджет

краевой бюджет

краевой бюджет

краевой бюджет

1

Обеспечение деятельности министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края

608816,7

114537,7

119633,0

124882,0

124882,0

124882,0

2

Обеспечение деятельности департамента потребительской сферы Краснодарского края

399473,2

77675,2

77934,0

81288,0

81288,0

81288,0

3

Субсидии организациям железнодорожного транспорта, из них:

676978

429173,1

192804,9

55000,0

-

-

3.1

компенсация части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся общеобразовательных организаций, обучающихся по очной форме обучения в государственных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Краснодарского края

154900,0

49100,0

50800,0

55000,0

-

-

3.2

возмещение затрат или недополученных доходов, возникающих при государственном регулировании тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории края

522078

380073,1

142004,9

-

-

-

4

Организация транспортного обслуживания населения электропоездами по олимпийским маршрутам железнодорожного транспорта пригородного сообщения на территории Краснодарского края по принципу "открытые двери"

298046,9

298046,9

-

-

-

-


Общий объем финансирования государственной программы за счет средств краевого бюджета составляет 3 736 825,9 тыс. рублей.

По подпрограммам государственной программы:

Подпрограмма "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 годы" общий объем финансирования подпрограммы за счет средств краевого бюджета составляет 513 625,4 тыс. рублей.

Подпрограмма "Качество" на 2014 - 2018 годы (с развитием подсистемы защиты прав потребителей в Краснодарском крае) реализация подпрограммы предусматривается за счет средств краевого бюджета. Общий объем финансирования подпрограммы на 2014 - 2018 годы составит 345 890,0 тыс. рублей из краевого бюджета.

Подпрограмма "Формирование и продвижение экономически и инвестиционно привлекательного образа Краснодарского края за его пределами" в 2014 - 2018 годах" объем финансирования подпрограммы "Формирование и продвижение экономически и инвестиционно-привлекательного образа Краснодарского края за его пределами" составит 893 995,7 тыс. рублей из краевого бюджета.

Список литературы


1. Терешина, М.В., Ломакина, Г.А. Краснодарский край. Устойчивое развитие: опыт, проблемы, перспективы. - М.: Институт устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации/Центр экологической политики России, 2011. - 56 с.

. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю // Электронный ресурс / Режим доступа: http://www. krsdstat/digital/region12/default. aspx

. Официальный сайт администрации Краснодарского края // Электронный ресурс / Режим доступа: http://admkrai.krasnodar.ru

. Официальный сайт Администрации Краснодарского края. Общие сведения о регионе - http://krasnodar.ru/content/36/show/29838/

. Краснодарский край - https://ru.wikipedia.org/wiki/Краснодарский_край#.D0.9D.D0.B0.D0.B3.D1.80.D0.B0.D0.B4.D1.8B

. Внешнеэкономическая деятельность Краснодарского края в разрезе развития внешнеэкономических связей муниципальных образований региона - http://www.gokuban.ru/krasnodarsky_kray/regions/27/

. Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю - http://krasnodar.fas.gov.ru

. Специализация хозяйства и отраслевая структура промышленности в Краснодарском крае - http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/10242/

Похожие работы на - Современное состояние экономики Краснодарского края

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!