Современная промышленная политика развитых стран

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,78 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современная промышленная политика развитых стран

Введение

Глобальные финансовые кризисы все чаще поражают экономику отдельных государств. В результате кризиса происходит сокращение производства, повышение уровня безработицы, сокращение инвестиций, значительные финансовые потери. Как правило, развитые страны после общественных потрясений производят пересмотр своих приоритетов, разрабатывают новые стратегии экономического и общественного развития. Последствия кризиса могут быть оздоравливающими, если они ведут к пересмотру экономической политики.

Анализ различных моделей достижения высоких темпов экономического роста развитых стран показывает многообразие вариантов эффективного пересмотра действующей финансовой системы. Не может быть единственно верной стратегии, т.к. в каждой стране экономика подвержена воздействию различных факторов, которые необходимо учесть при разработке новой экономической стратегии. Государственная власть должна выбрать оптимальный вариант, который будет учитывать уникальные характеристики и особенности конкретной страны в период реформирования. В период кризиса особенно актуально изучение стратегий проведения промышленной политики, проводимой различными развитыми странами с целью роста экономического развития.

Предметом исследования данной работы является промышленная политика развитых стран.

Объектом исследования данной работы являются экономические условия развитых стран.

Целью данной работы является выявление особенностей современной промышленной политики развитых стран и принципы её управления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

дать определение и рассмотреть сущность промышленной политики;

рассмотреть особенности и проследить эволюцию промышленной политики; стратегия экономический промышленный развитый

раскрыть региональные особенности промышленной политики развитых стран;

провести сравнительный анализ целей и инструментов современной государственной промышленной политики промышленно развитых стран.

Для написания данной работы использовались методы индукции, дедукции и анализа.

Работа состоит из трех частей: в первой части рассматриваются особенности и эволюция промышленной политики, во второй части приводится сравнительная характеристика современной промышленной политики развитых стран, в третьей части рассматриваются возможные пути, ведущие к улучшению экономического развития промышленных стран.

В работе были использованы материалы учебной и справочной литературы, публикации периодических изданий, а также информация ресурсов Интернет.

.Особенности современной промышленной политики

.1 Определение экономической стратегии и промышленной политики

Стратегия экономического развития страны, в числе прочего, предусматривает выбор приоритетных направлений в области экономики и активные действия по их реализации. Такие приоритеты могут быть как общими, например увеличение экспорта, привлечение дополнительных инвестиций, так и частными - укрепление отдельных направлений и отраслей. В любом случае они должны отражать общую стратегию экономического развития, которая должна быть направлена на концентрацию хозяйственных ресурсов в определенных направлениях с целью добиться либо эффекта масштаба, либо экономии издержек, что позволит повысить уровень конкурентоспособности отдельных отраслей и экономики в целом.

Необходимость определения приоритетных направлений обусловлено, во-первых ограниченностью хозяйственных ресурсов. Вследствие диверсифицированной структуры рыночной экономики для современной промышленной политики экономически развитых стран характерно отсутствие жестких отраслевых приоритетов, в связи с чем,в качестве главного адресата промышленной политики выступают сформировавшиеся в стране корпоративные структуры.Именно в них концентрируются общенациональные ресурсы: управленческая компетенция, высокопрофессиональные кадры, новейшие технологии и финансовые ресурсы.

В основе современной промышленной политики лежит корпоративное управление. Корпоративное управления - это система взаимоотношений между организациями и другими экономическими субъектами, предпринимательская среда которых регулируется федеральными, правилами в области регулирования выпуска и распространения ценных бумаг, процедурами функционирования фондового рынка, стандартами бухгалтерского учета, налоговыми законами и иными нормативно-правовыми актами. Корпоративное управление оказывает непосредственное воздействие на стратегию компаний в области новых технологий, инвестиций, рисков, которые в свою очередь реализуются в соответствующем размещении ресурсов. Важным элементом национальной промышленной политики является повышение значения инвестиций.

В современных условиях инвестиции играют значительную роль в долговременном росте промышленности. Их структура подвержена существенным изменениям в связи с возрастающим значением новых технологий, профессионализма сотрудников, программного обеспечения для эффективной деятельности организаций.

В настоящее время большинство промышленно развитых стран стремится к эволюции от государственной отраслевой к национальной промышленной политике конкурентоспособности, которая основывается на стратегическом взаимодействии государства и бизнеса как равноправных партнеров.

Очевидно, что несмотря на единство глобальных целей, каждой стране присущи индивидуальные черты, которые оказывают непосредственное влияние на особенности проводимой государством экономической политики, в частности применительно к промышленности.

В то же время важно выявить общие черты различных промышленно-развитых стран мира в их государственной политике по отношению к промышленности, так как это позволит лучше понять факторы данной политики и оценить степень общности и дифференциации ее процессов на современном этапе, дать оценку тенденциям.

Можно выделить несколько основных регионов промышленной политики, основываясь на их относительно обособленном историческом развитии. Помимо менталитета и роли государства в экономической жизни, роль в данном процессе также сыграли факторы региональной специфики, такие как различия в обеспеченности природными ресурсами, отраслевые структуры промышленности, емкость национальных рынков, степень влияния политических сил на функционирование государства, структуры собственности в экономике и др.

Перечисленные факторы воздействуют на экономику и на современном этапе развития промышленной политики, однако на первый план выходят также иные: глобализация мировой экономики, усиление конкуренции, рост процессов экономической интеграции на уровне регионов. Все это приводит к выявлению все больше схожих черт между различными странами в области влияния государства на национальное промышленное развитие.

.2 Региональные особенности промышленной политики государств

Как уже отмечалось ранее, можно выделить несколько основных регионов промышленной политики, лидирующее место среди которых занимает североамериканский регион.

Для данного региона характерна ориентация на политику "малого вмешательства федерального правительства в дела промышленности", которая обусловлена рядом причин.

Соединенные штаты Америки были сформированы в единое государство из нескольких обособленных штатов, как федерация с децентрализацией многих экономических функций государства, ослаблением возможностей Президента США и его противостоянии с Парламентом. Помимо этого в менталитете американцев заложен дух личной инициативы и независимости, что отражается, в том числе, и на практике государственного влияния на промышленный сектор экономики.

Одной из основных проблем промышленной политики США является то, что бизнес и государство выступают не как партнеры, а как соперники; государство старается не вмешиваться в дела промышленных предприятий и принимает в них участие, только если его бездействие может быть опасным для экономики страны в целом. Необходимо отметить, что в США и нет таких проблем в рыночной экономике, которым необходимо усиленное внимание государства, по сравнению с европейским и азиатским регионом. США и Канада - страны «переселенческого капитализма», которые не несут бремя исторических болезней экономической системы, унаследованных с давних времен. Поэтому в данных странах практически отсутствуют антикапиталистические силы, диктующие идеи о необходимости усиления влияния государства на промышленность. Государственная власть в США в основном исполняет чисто государственные функции, такие как социальная политика и оборона.

Оценивая общие особенности государственной политики стран североамериканского региона в отношении промышленности, необходимо отметить, что она не закрепляется никаким официальным документом. Цели промышленного развития входят в общеэкономическую государственную политику и сводятся к формированию среды, обеспечивающей рост конкурентоспособности промышленности, укреплению ее позиций на внешних и внутренних товарных рынках, усилению равномерности промышленного развития по регионам, развития единой транспортной, финансовой и информационной инфраструктуры.

Однако, не смотря на такую либеральность со стороны государства в отношении национальной промышленности, необходимо отметить, что юридическая регламентация деятельности промышленных преприятий в США через систему законодательных норм достаточно сильна, а требования к соблюдению этих законов предъявляются жесткие.

Странам западноевропейского региона присущи общие черты, обусловленные территориальной общностью и исторической взаимосвязью между европейскими государствами и их экономикой. Довольно длительная конфликтность интересов государства и бизнеса определяла национальное обособление их друг от друга и соперничество, находившее отражение в формулировании задач и механизмов государственной политики.

Вместе с этим, тесное взаимодействие между собой европейских стран способствовало формированию определенного общего менталитета, который в настоящее время часто противопоставляют североамериканскому и восточному. Объективными предпосылками для формирования единых принципов и задач экономической политики в области промышленности стали небольшие размеры рынков сбыта, ограниченность природных ресурсов и однобокость отраслевых структур промышленности. Вследствие данных факторов были разработаны активные методы воздействия государства в развитие промышленности с целью решения структурных и прочих проблем, таких как сильная зависимость от внешних поставов ресурсов, важность импорта при малых размерах внутреннего рынка и пр.

Основным отличием западноевропейского региона от североамериканского является исторически сложившееся уважение населения стран к центральной власти, и, как следствие, большее число общественно признанных полномочий государства, в том числе в отношении промышленного развития. Многие функции хозяйственного значения в данных странах делегированы центральной власти.

Другим отличием является активность представителей «левых» партий, которые управляли некоторыми западноевропейскими странами после второй мировой войны, что отразилось на развитии сильного государственного сектора в промышленности и непосредственном вмешательстве государства в отраслевые проблемы частного сектора экономики.

Еще одной особенностью западноевропейских стран является характер взаимоотношений между государством и промышленными предприятиями. В отличие от США, где они дистанцируются друг от друга, в странах Западной Европы государство тесно взаимодействует с промышленным сектором экономики. В то же время, если в азиатских странах отношения государства и промышленного бизнеса достаточно тесные, то в Европе их взаимодействие - это скорее диалог, не предусматривающий прямого проникновения государства в структуры частных промышленных компаний.

В западноевропейском регионе происходила проверка новых идей государственной промышленной политики, что связано с более важной ролью государства в решении проблем развития промышленности, нежели чем в североамериканском регионе.

Отмечая характерные общие черты государственной политики западноевропейских стран, необходимо выделить особо активную роль в странах Северной Европы (Швеция и Норвегия). Активная политика государства в области промышленности в данных странах связана с необходимостью компенсации особых проблем, явившихся следствием их относительно обособленного положения и необходимостью экспортно-ориентированной промышленности, что требовало большего участия государства. Норвегия и Швеция не вступали в экономические союзы Западной Европы в связи с высокой зависимостью экспортных отраслей от поддержки государства, без которой в них они были бы лишены своих преимуществ. Не последнюю роль в этом также сыграли факторы исторического характера: сильное уважение граждан к королевской власти и чувство ущемленного национального достоинства в результате поражения в Северной войне.

Европейские страны занимались решением более широкого круга проблем развития промышленности, используя выгоды своих внешнеторговых позиций в валютных зонах и в своих бывших колониях.

В странах Западной Европы в целом существует тенденция к международной интеграции процесса разработки государственной промышленной политики и унификации ее принципов и главных целей под эгидой Европейского Сообщества. Разработчики данной политики формулируют ее в соответствующих документах, которые подлежат дальнейшему одобрению в Европарламенте. Государственная власть западноевропейского региона считает, что общая промышленная политика обеспечит преобразование региональной промышленности в международный конкурентоспособный и эффективный комплекс с чертами системности и взаимодополнения, а также послужит основой для обеспечения экономического роста и достижения социальных целей. Не смотря на то, что в ряде европейских стран часть государственного сектора подверглась приватизации, в данном регионе сохраняется активная роль государства в области разработки и реализации политики государства в области развития промышленности.

Азиатскому региону присущ особый тип государственной промышленной политики, в котором присутствуют черты западноевропейского, однако есть и специфические особенности.

Большинство стран данного региона - это страны с длительной стагнацией экономического развития, изолированностью от международных рынков и большой силой традиций, которые в последние десятилетия стали активно развиваться по пути капитализма. Влияние стран Европы в синтезе с восточными традициями отразилось на специфических чертах функционирования государства и промышленных предприятий.

Общим для западноевропейского и азиатского региона является активное государственное вмешательство в национальную промышленность. Государство в Японии и Корее активно вмешивается в процессы развития промышленности, стремясь обезопасить промышленные предприятия своих стран от конкуренции и помочь в экспансии на мировых рынках. Акцент на внешней торговле обусловлен достаточно поздним выходом данных стран на мировой рынок.

Для азиатского региона характерно взаимопроникновение и переплетение государства и бизнеса через своих представителей. Значительная часть промышленного капитала в азиатских странах находится под контролем корпораций, которые активно влияют на деятельность государства в сфере разработки промышленной политики, а государство активно участвует в решении их проблем.

Азиатскому региону присущ дух корпоративности в области государственной промышленной политики, что в корне отличает его от североамериканского типа.

На сегодняшний день азиатский регион характеризуется агрессивной государственной политикой развития и экспансии на внешних рынках, защиты от импорта промышленных товаров, содействия быстрым темпам экономического роста на фоне поощрения структурных сдвигов в промышленном производстве.

В отличие от двух других регионов, в азиатских странах не столь очевидна тенденция к усилению координации промышленной политики между отдельными странами.

.3 Эволюция промышленной политики

Под промышленной политикой понимают систему мер прямого и косвенного государственного регулирования инновационного, конкурентоспособного и эффективного развития промышленности и устранения тех препятствий, которые не могут быть преодолены механизмами саморегуляции рынка.

Совокупность прямых методов регулирования оказалась доминантой промышленной политики в большинстве промышленно-развитых стран. Широкое применение получили такие инструменты, как селективная отраслевая поддержка определенных производств при использовании средств государственного бюджета, а также государственные дотации, кредиты, целевые налоговые льготы. Помимо этого распространились программы национализации промышленности и поддерживающих его деятельность инфраструктурных отраслей экономики, которые изначально появились в ряде стран Европы после второй мировой войны, а позже были реализованы и в других развитых странах. Некоторые страны использовали практику временной национализации.

Считалось, что "государство должно противодействовать слабости национальных отраслей перед лицом опасной иностранной конкуренции", что обуславливало необходимость прямого государственного воздействия на промышленность. Государственные структуры промышленно развитых стран начали активно использовать меры по сдерживанию импорта и стимулированию экспорта.

Осознание важности роли научно-технического прогресса в развитии промышленности привело к серьезному вниманию к средствам улучшения структуры промышленности, в особенности в области поощрения наукоемких и конкурентоспособных производств. Помощь государства в ускорении модернизации промышленности и внедрении достижений научно-технического прогресса содержала в себе не только прямое воздействие, но и элементы макроэкономического порядка, т.к. спектр государственных НИОКРзатрагивал стратегические научно-технические области, которые оказывали благотворное влияние на развитие и модернизацию промышленности в целом.

Государство часто уделяло внимание проблеме региональных диспропорций развития промышленности, что отразилось в разработке государственных программ регионального развития промышленных предприятий для преодоления социальной напряженности в слаборазвитых в индустриальном отношении странах.

Во Франции получили широкое развитие методы индикативного планирования, которые осуществляли коррекцию стихийных сил рынка применительно к промышленному развитию.

Важным способом вмешательства государства в развитие промышленности является патентное регулирование и стандартизация продукции отраслей промышленности, так как это устанавливает стандарты качества продукции и способствует ее модернизации.

Макроэкономические методы экономической политики промышленно-развитых государств в последнее время играют все более возрастающую роль, выступая необходимым дополнением прямых методов государственного регулирования промышленного роста в условиях рыночной экономики. Применение косвенных методов отражает переход к идеологии государства как гаранта благоприятствующей конкурентоспособности национальной промышленности.К макроэкономическим методам относятся методы государственной научно-технической политики, методы формирования конкурентоспособной структуры промышленности, механизмы индикативного планирования.

Основные направления новой концепции промышленной политики развитых стран сводятся к следующим:

признается важность осуществленияперехода от единой государственной промышленной политики к национальной промышленной политике, при которой государство и бизнес становятся равноправными партнерами;

главным считается переход от отраслевой промышленной политики к политике конкурентоспособной промышленности;

новую промышленную политику детерминирует переход к инновационной экономике, главными условиями экономического роста в которой являются знания и информация;

возрастает роль наукоемкихотраслей на фоне снижающегося значения традиционных ресурсоемких отраслей промышленности.

. Общая характеристика промышленно развитых стран

.1 Основные признаки развитых стран

Промышленно развитые страны имеют много общего в своем историческом развитии.

Развитие хозяйства промышленно развитых стран основывается на единстве и взаимодействии факторов производства и производственных отношений, которые определяются собственностью на средства производства. Они базируются на отношениях собственности и формах распределения производственного продукта, его обмена и потребления.

Капитализм в сфере экономики строится на товарном производстве, когда товары изготавливаются для дальнейшего обмена. Такая форма производства диктует равноправные товарно-денежные отношения. Рабочая сила, не владея средствами производства, продает свою способность труду их собственнику, что приводит к появлению прибавочной стоимости в процессе производства. Основной целью производства выступает получение прибыли, на чем основываются экономические отношения, нося характер борьбы за наиболее выгодные условия использования каптала и рабочей силы.

Промышленно развитые страны характеризуются высоким уровнем своего экономического развития: величина ВВП на душу населения в них превышает среднемировой уровень. Разрыв между показателями ВВП промышленно развитых и других стран обусловлен процессом длительного экономического и социального развития. Получение прибыли выступает стимулирующим фактором для развития научно-технического прогресса, модернизации производства, применения новых технологий. В условиях жесткой конкуренции предприятиям важно производить как можно больше товаров с наименьшей по сравнению с конкурентами себестоимостью, что ведет к расширению производства.

Укрепление экономического положения промышленно развитых стран исторически происходило, в том числе с помощью войн, захватов, работорговли и пиратства. Эти действия не могли не отразиться на всех сферах жизни данных стран, в том числе и социальной. Ранее позиция человека в обществе базировалась на социально-иерархических принципах: статус и социальный класс человека определялся в момент его рождения. Однако в условиях рыночной экономики данный принцип деления общества был упразднен и в настоящее время деление общества на классы носит более условный характер. Класс является социально-экономической общностью людей, который осуществляет деление общества на основе их собственности к средствам производства. Классы отличаются по роли в общественной организации труда ипо способам получения и распределения той доли общественного богатства, которым они располагают. Одним из признаков класса является прибыль, т.к. накопление доходов дает доступ к контролю над средствами производства.

К основным элементам классовой структуры общества промышленно развитых стран относятся: рабочий класс, буржуазия, мелкая буржуазия и промежуточные слои. Выделяют также и средний класс, в который включают преимущественно профессиональных и технических специалистов.

Возникновение гражданского общества связано с преодолением общинного типа отношений внутри государства. Была разрушена связь людей с социальной группой, без которой они не могли существовать, произошло обособление индивида в обществе. Согласно К.Марксу, начиная с XVII в. «различные формы общественной связи выступают по отношению к отдельной личности как всего лишь средство для ее частных целей, как внешняя необходимость». Человек стал представлять собой не только ячейку общества, но и, прежде всего, личность. На этом уровне начала расширяться социальная мобильность, происходило облегчение условий социального продвижения. В экономической сфере начали возникать организации, основанные на демократических постулатах.

Подытожив вышесказанное, можно сделать вывод о том, что промышленно развитые страны характеризуются трехслойной общественной структурой, в основе которой находятся всеохватывающая товарно-экономическая экономика. Политическую надстройку составляют государственные институты демократии, которые связаны с государством, прежде всего через политические партии. Государство в промышленно развитых странах реализует идейное и нравственное руководство обществом.

Промышленно развитые страны являются самоорганизующимися образованиями, находящимися в состоянии развития и взаимодействия с внешней средой.

.2 Дифференциация и выравнивание уровней экономического развития

Начиная с XIX века, промышленно развитые страны переживали процесс устойчивого экономического роста. Основой этого роста стало привлечение основной части населения данных стран к труду. Развитие экономики основывалось также на увеличении нормы производительного накопления.

Развитие производства происходило на фоне роста внешней торговли, темпы которого опережали увеличение ВВП. Экономика промышленно развитых стран с каждым годом становилась все более открытой. Расширение внешней торговли происходило, в том числе и за счет разорения соседствующих стран. Внешнеэкономические связи оказывали возрастающее влияние на экономическое развитие, о чем свидетельствует рост экспортной квоты.

Развитие экономики промышленно развитых стран носило циклический характер, который проявлялся в периодически возникающих кризисах перепроизводства. Цикличность производства выражается в перепроизводстве капитала, которое становится результатом погони за прибылью, сопровождающегося излишним расширением производства. Кризисные сокращения производства сопровождаются массовыми обновлениями основного капитала и составляют основу периодичности экономических колебаний, свидетельствуя о росте уровня производительных сил. Кризисы выступают насильственным способом разрешения противоречий между производством и потреблением.

В ХХ веке ведущую экономическую позицию в мире занимали США, которые определяли динамику мирового производства и технический прогресс. Это было обусловлено их усилиям, направленным на увеличение капиталовложений и развитию внутреннего рынка.

Американской экономике присуще возникновение огромных промышленных корпораций, уделяющим значительное внимание нововведениям, которые способствуют институционализации исследовательских работ.

Важную роль также сыграл рост масштабов рынка за счет увеличения территорий и развития его структуры.

Неравномерность экономического развития стало причиной мировых войн. Вторая мировая война способствовала укреплению позиций США, т.к. на их территории не велись военные действия, а корпорации данной страны с выгодой для себя использовали сложившееся положение.

Во второй половине ХХ века неравномерность экономического развития приобрела новые черты. Усилился процесс сближения уровней производительности труда по отношению к ведущей стране, что послужило относительным ослаблением позиций США в мировой экономике.

Япония после поражения во Второй мировой войне развивалась высокими темпами, обогнав многие европейские страны и превратившись во вторую по величине экономическую державу. Быстрый темп роста и других стран привел к еще большему ослаблению позиций США в мировой экономике.

.3 Основные модели хозяйственного устройства развитых стран

Особенности исторического и социально-экономического развития определили типы хозяйственного устройства подсистемы мирового хозяйства.

Исходя из роли отдельных элементов хозяйственного механизма, можно выделить следующие модели экономического развития.

Либеральная модель. Она характеризуется следующими особенностями:

превосходством частной собственности над государственной;

доминированием частных решений в сферах производства, сбыта, инвестирования, использования рабочей силы;

активной роли государства в экономике;

законодательным регулированием частного сектора;

низким уровнем объединения наемных рабочих.

Данная модель присуща США.

Либерально-реформистская модель характеризуется:

большой степенью устойчивости оплат труда;

регулированием рыночного хозяйства с развитой государственной системой социального обеспечения;

серьезным профсоюзным движением.

Данная модель применяется в западноевропейских странах.

Корпоративная модель основывается на:

демократическом и иерархическом подвидах;

регулируемым рынком с активным участием правительства;

содействием экономическому росту путем координации общественных и частных интересов через совокупность национальных институтов и согласование между ними материальных ресурсов и рабочей силы;

сильным профсоюзным движением;

активным участием государства в экономике;

тесными связями государства и частного сектора;

высоким профессионализмом рабочей силы.

Примерами стран с корпоративной моделью являются Австрия и Швеция.

Социально-рыночная модель характеризуется:

серьезной поддержкой малого и среднего бизнеса;

активной помощью социально незащищенным группам населения;

высокой активность государства в экономике страны.

Данная модель применяется в Германии.

Таким образом, промышленно развитые страны в общественно-экономическом плане развития их хозяйства основываются на капиталистическом способе производства.

Товарные отношения распространяются не только на производство товаров и услуг, но и на рынок рабочей силы. Отношения между собственниками средств производства и наемными работниками являются по своей сути отношениями между продавцами и покупателями и должны быть равноправными. Наемные работники не владеют средствами производства, продавая свою способность к труду их владельцам.

Основным признаком промышленно развитых стран является высокий уровень их экономического развития.

Преследуя цель получения все большей прибыли, происходит модернизация производства. В условиях конкуренции лидерства достигают те страны, которые способны производить большее количество товаров при наименьшей их себестоимости, чего невозможно достичь без использования новейших разработок в области науки и техники.

Также укрепление позиций в экономике промышленно развитыми странами обусловлено мировыми войнами.

Начиная с ХIХ века ведущие позиции в мировой экономике занимали США. Во второй половине XX века разрыв между США и остальными промышленно развитыми странами был сокращен. После Второй мировой войны второе место среди экономических держав заняла Япония.

3. Цели и инструменты в области промышленной политики развитых стран

Основное внимание государства направлено на формирование предпринимательской среды, способствующей конкурентоспособность и гибкость предприятий. Одним из главных приоритетов в новой промышленной политике является осуществление реформы институциональной среды бизнеса, которая позволит увеличить активность конкуренции и поощритновые компании, поскольку в условиях глобализации макроэкономическая политика оказывает все большее влияние на результативность промышленной политики.

.1 США

Соединенные Штаты Америки являются одной из крупнейших стран мира по размеру территории, численности населения. По объему производства продукции и услуг США занимают первое место в мире.

По данным МВФ по состоянию на 2008 год ВВП США составлял 20,6% от общемирового.

Ключевыми задачами экономической политики государства являются содействие и поддержка свободы экономической деятельности, поддержка конкуренции и ограничение монополий.

Начало антимонопольной политики США было положено в 1980 году принятием закона Шремана.

В США заметна тенденция к содействию роста конкурентоспособности промышленности, отвоевание внутреннего рынка, экспансия на внешних рынках промышленных товаров и усиление равномерности развития промышленности по регионам.

Инструментами реализации промышленной политики в США выступают налоговая, денежно-кредитная, экспортная политики. Государственное регулирование основывается на децентрализации функций государственного регулирования в направлении повышения роли местных властей посредством механизма законодательства и федеральных программ расширения полномочий местных органов управления.

В США отсутствует единый орган, регулирующие промышленную политику. Данные функции возложены на аппарат Президента, Конгресс, Федеральную Резервную Систему, Министерство финансов, Налоговое управление,Министерство юстиции, Федеральную торговую комиссию, Министерство торговли, Министерство обороны и энергетики, Национальный научный фонд, НАСА, Министерства сельского хозяйства и здравоохранения (и администрации штатов.

.2 Япония

Основной целью Японии в области промышленной политики является экспортно-ориентированное развитие наукоемких производств при снижении роли традиционных базовых отраслей в рамках общей политики либерализации экономики.

Достижение поставленной цели осуществляется посредством сочетания активных форм селективной собственно-промышленной политики с возрастающими по значению в перспективе методами налоговой, бюджетной, денежно-кредитной и экспортной политики.

Основным регулирующим органом в области промышленного развития является Министерство экономики, торговли и промышленности (МЭТП), главными проводниками котороговыступают промышленные отделы и Совет по структуре экономики. Основным инструментом реализации МЭТП выступает структурная политика: выборочные отраслевые программы, регулирование структуры промышленности, деятельность законодательных органов власти в сфере антимонопольного законодательства.

Реализацию инновационной политики обеспечивают МЭТП, министерство социального обеспечения, министерство сельского, лесного и рыбного хозяйства.

Разработка и проведение макроэкономических видов промышленной политики входят в компетенцию Центрального Банка Японии, министерства финансов и МЭТП.

Регулированием внешнеэкономической политики занимаются министерство иностранных дел, министерство финансов и МВТП, которые ориентируются в своей деятельности на крупные государственные кредитные структуры.

.3 Германия

Основной целью Германии в области промышленной политики является повышение конкурентоспособности промышленности в целом, фокусировка в основном на передовых, наукоемких направлениях развития, в условиях интеграции и либерализации рынков в Евросоюзе, а также использование потенциала земель.

Возврат к макроэкономическим инструментам регулирования экономической среды осуществляется путем воздействия на бюджетную, налоговую и денежно-кредитную политику при сохранении важности инновационной и инвестиционной политик.

Ключевым отличием структурной политики Германии является денационализация инфраструктурных отраслей экономики.

Функции реализации промышленной политики возложены на ведущие государственные институты в области регулирования народного хозяйства: министерства экономики и министерства финансов.


.4 Великобритания

Основной целью Великобритании в области промышленной политики является перестройка структуры промышленности в сторону ее модернизации, либерализации и роста конкурентоспособности. Параллельно с этим происходит сдерживание доступа конкурентов на внутренние рынки.

Инструментами экономической промышленной политики выступают усиление направленности в сторону макроэкономического регулирования роста промышленности, создания эффективной экономической инфраструктуры посредством бюджетной политики и денационализация.

В Великобритании ведется активное поощрение научно-технического прогресса посредством проведения инновационной и инвестиционной политики. Таможенная политика выступает инструментом защиты национального производства. Специфической особенностью данной страны является отсутствие общенационального министерства промышленности, который осуществлял бы разработку территориальной промышленной политики. Государственное регулирование развития промышленности осуществляется в рамках единой системы налогов и единого государственного бюджета.

Функции и организационная структура Министерства торговли и промышленности в Великобритании постоянно подвергаются изменениям в связи с экономической философией находящегося у власти правительства.

В разработке промышленной политики существенную роль играют многочисленныегосударственные и частныеотраслевые организации, которые лоббируют интересы своей отрасли промышленности. Министерство финансов проводит макроэкономическую политику роста промышленности. Важную роль в промышленной политике Великобритании играет государственное программирование правительственных расходов в форме альтернативных программ с оценкой их эффективности по критерию затраты - эффект.

.5 Франция

Основной целью Франции в области промышленной политики является осуществление перехода от политики регулирования промышленной структуры и удерживания позиций на традиционных рынках национальных товаров к содействию интеграции национальной промышленности на рынке Евросоюза.

Данная цель достигается посредством снижения роли микроэкономических инструментов промышленной политики, таких как структурной политики, которая перестает выступать средством выборочной отраслевой поддержки, в то же время, сохраняя функции денационализации государственного сектора.

Французское правительство расширяет функции налоговой, бюджетной и денежно-кредитной политики с целью совершенствования инфраструктуры промышленности. Разработкой и реализацией промышленной политики занимаются Министерство промышленности, почты и связи, а также многочисленные государственные структуры, которые выполняют регулирующие функции в области обеспечения промышленного роста. Министерство промышленности, почты и связи осуществляет непосредственную разработку промышленной политики страны в ее структурно-отраслевых, инновационных и инвестиционных аспектах.

Помимо Министерства экономики, финансов и бюджета, регулирующего среду французского промышленного развития методами макроэкономической политики, важную роль играет Генеральный комиссариат планирования, в задачи которого входит выявление и разработка мер решения наиболее важных стратегических проблем развития промышленности.

Разработкой и реализацией инновационной политики занимается Генеральное управление по научно-техническим исследованиям. В 1977 год для контроля за монополиями, слияниями и поглощениями была создана Комиссия по конкуренции.

Внешнеторговой политикой занимается Министерство иностранных дел посредством применения различных инструментов содействия экспорту через торговые комиссии, государственное страхование внешнеторговых операций и льготное кредитование экспортеров.

.6 Италия

Основными целями Италии в области промышленной политики являются: развитие научно-технической базы промышленности, укрепление конкурентных позиций промышленности на внутреннем и внешнем рынках, активизация развития государственных предприятий и акцент на развитии энергетики, как слабого звена промышленности.

Достижение данных целей осуществляется посредством следующих инструментов:

проведения реформы институциональных структур и развития законодательной базы;

стимулированияростаденежно-кредитной системы;

стимулирование развития рынков товаров и услуг в рамках общего развития экономической инфраструктуры;

осуществления государственных программ поддержки малых предприятий путем применения к ним льготных налоговой, кредитной, амортизационной, инновационной политик;

использования бюджетной политики для помощи в развитии НИОКР для малого и среднего бизнеса;

разработки и осуществления государственных программ стимулирования энергосбережения, финансирования разведки месторождений энергоресурсов, строительства электростанций.

Спецификой государственных органов Италии, участвующих в разработке и реализации государственной промышленной политики является многочисленность их элементов. К ним относятся центральные правительственные институты макроэкономического и отраслевого регулирования и многочисленные государственные и частные комитеты по проблемам малого и среднего бизнеса, а также сложно структурированная система участия государства в ключевых отраслях промышленности. В число центральных правительственных институтов отраслевого регулирования входит Министерство финансов, промышленности и других отраслей хозяйства, центральный Банк Италии и другие финансово-кредитные органы.

Такая многочисленная структура государственных органов, занимающихся вопросами промышленного регулирования позволяет воздействовать на развитие промышленности сразу по всем направлениям и в то же время создает проблему межведомственных барьеров и недостаточной координации механизмов промышленной политики.

В настоящее время в промышленной политике Италии наметилась тенденция к реорганизации государственного сектора в направлении денационализации. Создаются диверсифицированных компаний, которые также принимают активное участие в промышленной политике страны. Тем самым повышается роль рыночных механизмов воздействия на деятельность государственных предприятий. Частные предприятия становятся все более самостоятельными в области промышленности на фоне ослабления регулирующей роли государства.

.7Швеция

Основными целями Швеции в области промышленной политики являются повышение эффективности во всех ее отраслях; модернизация технической базы; создание необходимых условий для развития многообразных форм промышленных предприятий; стимулирование развития наукоемких компаний и малого предпринимательства.

Инструменты, при помощи которых осуществляется достижение этих целей:

активное применение макроэкономических методов промышленной политики в области развития промышленной инфраструктуры;

упрощение государственной регламентации осуществления предпринимательства;

поэтапный отказ от активной поддержки малорентабельных отраслей;

стимулирование научно-технического прогресса;

рост эффективности государственных промышленных предприятий;

разработка и реализация государственных программ в области поддержки промышленного сектора;

информационная и консультативная помощь предпринимателям.

Разработка и реализация промышленной политики в Швеции осуществляется Министерством промышленности, которое состоит из четырех отделов, созданных по принципу проблемной специализации. Главными направлениями реализации промышленной политики являются перераспределение доходов с целью развития производственной и финансовой инфраструктур, а также активного государственного участия в работе крупных производственных предприятий. Исполнением данных направлений занимаются различные государственные институты:

Шведский Инвестиционный Банк, который осуществляет финансирование крупномасштабных промышленных проектов;

Шведская экспортно-кредитная корпорация, занимающаяся кредитованием экспортных поставок;

Национальное бюро технического развития в области инновационной политики;

Шведский Институт стандартов, осуществляющий совершенствование промышленных стандартов и их нормализацию;

Инженерная Академия в области научно-технической политики;

Национальная патентно-регистрационная служба в области патентной политики;

Национальный институт развития корпораций, разрабатывающий и реализующий программы помощи малому и среднему бизнесу.

Основной особенностью промышленной политики Швеции является то, что законодательно она формулируется в виде десятилетних законов.

.8 Норвегия

Основными целями Норвегии в области промышленной политики являются:

увеличение конкурентоспособности промышленности в целом с упором на экспортное развитие нефтегазовой промышленности;

оказание содействия одновременному развитию промышленности по регионам;

увеличение эффективности государственного влияния на экономику.

Достижение данных целей осуществляется посредством широкого применения основных методов промышленной политики, таких как:

совершенствованием системы государственных закупок и заказов;

ускорения амортизации;

финансирования и проведения НИОКР.

Также широко применяются методы воздействия через налоговые и кредитные льготы для малого предпринимательства и программирование экономики.

Государственное регулирование промышленной политики Норвегии основывается на активном участии правительства в ключевых производствах, которые обуславливают функционирование производственной инфраструктуры, а также эффективную экспортную специализацию на основе нефтегазового комплекса производств.

Такое воздействие государства на промышленную политику дополняется рядом мер косвенного участия в деятельности частного сектора промышленности посредством бюджетной, налоговой, финансово-кредитной и таможенной политики, а также широким применением программирования экономики и программ развития отдельных районов.

.9Южная Корея

Основными целями Южной Кореи в области промышленной политики являются:

ускоренный рост промышленности, основанный на новейших достижениях научно-технического прогресса и его интеграции в мировое хозяйство;

совершенствование институциональной и организационной структуры промышленности за счет наращивания среднего и малого бизнеса;

отказ от государственной поддержки отраслей с неэффективным использованием ресурсов.

Достижение данных целей осуществляется путем применения следующих инструментов:

реструктуризация крупных компаний в направлении привлечения в них иностранного капитала путем либерализации условий внедрения зарубежных фирм на национальный промышленный рынок;

совершенствование денежно-кредитной системы, ее содействие развитию промышленного сектора;

усиление поддержки малого и среднего предпринимательства путем применения выборочной налоговой, кредитной, внешнеэкономической политики,содействие в подготовке высококвалифицированных специалистов.

Разработку и реализацию промышленной политики осуществляет Министерство торговли и промышленности посредством инвестиционной и налоговой политики; привлечения иностранного капитала; стимулирования роста производственного сектора; защита от внешней конкуренции национальных производств; патентная политика приобретения зарубежных научно-технических инноваций.

3.10 Россия

Экономическая политика Российской Федерации в области промышленности основывается на ограниченности ресурсов, которые находятся в распоряжении хозяйствующих субъектов.

В целом, экономика России, не смотря на значительную перестройку последних лет, остается уязвимой. По сравнению с другими промышленно развитыми странами, уровень технологий и производительность предприятий промышленного сектора (а, значит, и их конкурентоспособность) низки, что особенно заметно в отраслях, в которых отсутствуют природные преимущества. Например, если в области первичной переработки сырья Россия имеет определенные преимущества, обусловленные территориальной близостью к природным ресурсам, то в области производства технически сложной продукции единственным преимуществом является дешевизна труда наёмных рабочих.

На развитие промышленной экономики в России оказывают влияние окружающая среда, в условиях которой действует предприятие, а также различные рыночные, политические и технологические факторы. Для усиления позиций предприятиям промышленного сектора необходимы значительные финансовые ресурсы, навыки, новейшее оборудование, квалифицированные кадры, которые должны соответствовать быстрым техническим переменам и жесткой конкуренции. Таким образом, создание возможностей предприятия требует сложного взаимодействия между различными агентами.



Заключение

Современная промышленная политика развитых стран оказывает основополагающее воздействие на структурную и научно-техническую перестройку мирового хозяйства и ситуацию на мировом рынке. В настоящее время в промышленно развитых странах сосредоточена основная часть экономического и научно-технического мирового потенциала. На их долю приходится более 50% мирового ВВП. Промышленность в структуре ВВП занимает около 25%. Промышленно развитые страны являются лидерами в электротехнической, авиакосмической, автомобильной и химической промышленности.

В ХIХ веке экономическое развитие стран приобрело циклический характер, связанный с периодическими кризисами перепроизводства, что связано с излишним расширением производства вследствие стремления к максимальной прибыли. Сокращение производства в период кризиса может

привести к обновлению основного капитала, повышению уровня развития производительных сил и, как следствие, приспособлению капитала к новым условиям воспроизводства.

Общей чертой промышленно развитых стран является их историческое развитие на фоне различного географического положения, религий и влияния мировых войн.

На сегодняшний день во всех странах происходит пересмотр приоритетов, в том числе в области промышленной политики. США, которые удерживали лидирующие позиции на протяжении достаточно длительного времени, постепенно теряют свои позиции, уступая их Японии и странам Европы. По показателю ВВП на душу населения лидерами являются Швейцария, Япония и Швеция. Однако, США до сих пор оказывает значительное влияние на международную экономику, непосредственно воздействуя на цикл и хозяйственную обстановку в других странах и на структуру международного экономического обмена.

Существенно изменилось экономическое положение Японии: увеличился объем экспорта (более чем в 70 раз за последние 50 лет), усилилась конкурентоспособность продукции за счет применения новейших технологий и грамотной кадровой политики.

Также значительным образом изменился экономический статус стран Евросоюза: усилились процессы экономической консолидации, произошло сближение основных макроэкономических показателей стран Европейского союза;достигнута относительная стабильность цен; снижены долгосрочные процентные ставки, стабилизировались обменные курсы национальных валют.

В ходе написания данной работы были решены следующие задачи:

раскрыто определение и сущность промышленной политики;

описана эволюция промышленной политики на примере нескольких стран;

раскрыты региональные особенности промышленной политики развитых стран;

проведен сравнительный анализ целей и инструментов современной государственной промышленной политики развитых стран.

Список использованной литературы

Булатов А.С. Мировая экономика. Учебник для ВУЗов. - Экономистъ, 2008. - 864 с.

Варкентин А.Н. Вопросы экономики - М.: Memo, 2006г. -325с.

Даланян А.А. Экономика - М.: Инфра, 2006г. - 456с.

Камаев В.Д. Экономическая теория. - М.: ВЛАДОС, 2008г. - 592с.

Капитал и модернизация в мировой экономике / В. В. Почекина, О. Р. Богутская. - Минск: Право и экономика, 2011. - 504 с.

Ломакин В.К. Мировая экономика. Учебник для ВУЗов. - Юнити-Дана, 2007. - 433 с.

Перспективы социально-экономического развития США после кризиса 2008-2009 гг. / Под ред. Э.В. Кириченко. - М.: ИМЭМО РАН, 2012. - 168с.

Пономарева Е.С., Кривенцова Л.А., Томилов П.С. Мировая экономика и международные экономические отношения / WorldEconomy&InternationalEconomicRelations. Практический курс. Юнити-Дана, 2010. - 288 с.

Рынки (вторая половина XX - начало XXI в.): учебное пособие / И. П. Фаминский. - Москва: Магистр, 2010. - 668 с.

Сироткин В.Б. Современные тенденции и проблемы экономического развития. Высшая школа, 2009. - 384 с.

Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономический факультет, ТЕИС, 2006г. - 468с.

Котов А. Новый кредитный порядок. Мировые лидеры призывают реформировать финансовую систему // РБК daily. 2012. 14 октября.

Кудрин А. Россия и финансовый кризис: меры стабилизации, бюджетная стратегия, инфляция. Выступление на конференции газеты "Ведомости" "Рынки капитала: Россия на фоне мирового финансового кризиса" /Ведомости/ 2008. 21 октября.

Мировая экономика: учебник / А. А. Абалкина и др. - Москва: Юрайт: ИД Юрайт, 2011. - 589 с.

Плаксин С. Жулин А. Норвегия: северный ключ к бизнесу ЕС // Директор-ИНФО, №№ 40 (57), 41 (58), 2010г.

Похожие работы на - Современная промышленная политика развитых стран

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!