Таможенное обеспечение транспортно-логистической деятельности и пути ее совершенствования

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,4 Кб
  • Опубликовано:
    2015-11-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Таможенное обеспечение транспортно-логистической деятельности и пути ее совершенствования

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННОЙ ЛОГИСТИКИ. ЕВРАЗИЙСКИЙ ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ

.1 Таможенная логистика

.2 Таможенное оформление и таможенный контроль

.3 Евразийский таможенный союз

ГЛАВА 2. ТАРИФНОЕ И НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. РАСЧЕТ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

.1 Тарифное регулирование в таможенном союзе

.2 Нетарифные меры регулирования

.3 Расчет таможенных платежей

ГЛАВА 3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В условиях стремительного развития тенденций экономической глобализации и либерализации мировой торговли к таможенному делу предъявляются новые требования. Таможенная служба может и должна способствовать развитию внешнеэкономической деятельности.

Субъекты мировой торговли заинтересованы в ускорении товарооборота, а государство в повышении общей эффективности внешнеэкономической деятельности. Активная интеграция мировой экономики и глобализация бизнеса создают предпосылки формированию оптимально организованной системы взаимодействия всех участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в процессе таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств.

Современное развитие таможенного дела ориентировано на экстенсивный путь развития таможенного дела при выделении фискальной функции в качестве детерминирующей функции таможенных органов, для которой логистические подходы не являются определяющими.

В то же время естественная эволюция развития таможенной логистики не может произойти без следующего этапа - этапа формирования базисных предпосылок ее дальнейшего развития и становления. Это связано с тем, что в настоящее время значительно усилилось влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования ВЭД на процессы международной интеграции белорусской экономики в международное экономическое пространство.

Основой деятельности таможенных органов могут стать новые принципы, определенные в рамочных стандартах обеспечения безопасности и облегчения мировой торговли, принятых Всемирной таможенной организацией. В качестве показателя эффективности таможенной системы предполагается принять затраты времени на прохождение таможенных формальностей при оформлении товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими и юридическими лицами, при условии обеспечения эффективного таможенного контроля.

Целью моей курсовой работы является рассмотрение и изучение таможенного обеспечения транспортно-логистической деятельности Республики Беларусь, совершенствование данного процесса, а также его влияния на внешнеэкономическую деятельность.

Объектом исследования выступило таможенное обеспечение в Республики Беларусь.

Предметом изучения является таможенная логистика Беларуси и Евразийский таможенный союз.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННОЙ ЛОГИСТИКИ. ЕВРАЗИЙСКИЙ ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ

.1 Таможенная логистика

Таможенная логистика возникает и имеет место там, где формируются глобальные макрологистические системы внешнеторгового оборота, то есть когда таможенные органы становятся звеньями логистической цепи.

В условиях интеграции мировой экономики и глобализации бизнеса предъявляются новые требования к таможенному делу. Таможенная служба должна способствовать развитию внешнеэкономической деятельности. В современных условиях развития мировой экономики, цель, стоящая перед таможенными службами всего мира, заключается в упрощении таможенного администрирования при безусловном обеспечении соблюдения таможенного законодательства.

Активная глобализация и либерализация мировой торговли создают предпосылки для внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в процессе таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств.

Таможенная логистика - это новейшее прикладное направление логистики, которое соединяет две различные, но взаимосвязанные сферы деятельности - логистическую и таможенную. Логистическая деятельность определяет принципы интегрированного управления внешнеторговым процессом в мировой торговле, в таможенная деятельность ставит перед собой цель обеспечения экономической безопасности государства в условиях глобализации мирового хозяйства.

Таможенная логистика своим объектно-предметным полем имеет внешнеторговые (товарные, информационные, финансовые, сервиса) потоки во время перемещения грузов через таможенную границу и вовлечение их в экономический оборот.

Таможенная логистика - это управление внешнеторговыми потоками с целью минимизации финансовых и временных затрат при перемещении товаров через государственную границу.

Основными объектами таможенной логистики являются:

экспортно-импортные товарные потоки, являющиеся частным случаем логистического потока в сфере внешней торговли;

внешнеторговые потоковые процессы;

таможенные операции.

Экспортно-импортные товарные потоки - упорядоченное множество товарно-материальных и нематериальных ценностей, структурно взаимосвязанных между собой и воспринимаемых как единое целое,которые в процессе своего движения от поставщика до потребителя, хотя бы один раз пересекают таможенную границу, и в отношении которых, в этой связи, осуществляются специальные (таможенные) операции.

Преломление логистического подхода к таможенной сфере означает нахождение модели управления внешнеторговыми потоками, при которой совокупные затраты участников логистической цепочки будут минимальными при условии соблюдения норм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Таможенная логистика сформирована на планировании и организации движения экспортно-импортных товарных потоков с учетом требований таможенного законодательства и использованием его возможностей.

Управление потоками международных таможенно-логистических процедур определяется совокупностью следующих взаимосвязанных факторов:

характер экспортно-импортных товарных потоков;

таможенные процедуры, в которых наиболее целесообразно использовать товар;

таможенные тарифы;

меры экономического и неэкономического характера.

Поэтому логистический подход к управлению экспортно-импортными товарными потоками принципиально отличается от традиционного тем, что выстраивает опимально организованную систему взаимодействия всех участников ВЭД в процессе реализации таможенных процедур для достижения максимального совокупного экономического эффекта.

Очевидно, что специфика международных логистических цепей состоит в том, что не все зависит от участников ВЭД. Ведь определенные значимые операции совершаются таможенными органами, цели которых могут, как совпадать, так и противоречить целям участников ВЭД. Поэтому сущность логистического подхода к управлению внешнеторговыми потоковыми процессами заключается также в создании системы, принципом функционирования которой является оптимизация временных и финансовых затрат на осуществление процедур, связанных с перемещением товаров через таможенную границу и их последующим вовлечением в экономический оборот в интересах всех участников внешнеэкономической сделки.

Сущность товародвижения заключается в сочетании физических и экономических процессов. Физическое движение заключается в его территориальном продвижении из одного географического пункта в другой. Здесь важен выбор транспорта, а также существующая в государстве транспортная и таможенная инфраструктура, обеспечивающие реализацию потенциала отдельных видов транспорта и (или) эффективное использование мультимодальных перевозок. Движение в экономическом пространстве заключается в переходе прав пользования, владения, распоряжения товаров от одного собственника, пользователя, владельца к другому. Оба аспекта находятся в сфере интересов не только международного частного, но и таможенного права - исходя из чего, можно сделать вывод о значительном влиянии на таможенную логистику, помимо экономического, правового фактора.

Основа логистической функции таможенной деятельности - организация процесса таможенной переработки грузов, которая объединяет процессы реализации таможенных процедур, связанных с физическим и экономическим перемещением внешнеторговых грузов через таможенную границу.

Логистика должна обеспечивать согласованность материальных (товарных), информационных и финансовых потоков в таможенной деятельности, оптимальную технологию перемещения товаров через таможенную границу с целью ускорения этого процесса, а также отработку стандартных логистических требований по отношению, как к таможенным процедурам, так и к деятельности участников ВЭД.

К таможенной логистике в настоящее время привлечено внимание влиятельных международных организаций, таких как Организация объединенных наций (ООН) и Всемирная торговая организация (ВТО). Упрощение процедур торговли и транспортного обслуживания обретает все большее значение для конкурентоспособности стран и их потенциала в области экономического развития.

В проведенных Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) исследованиях, посвященных выгодам упрощения процедур торговли, указывалось, что выигрыш от упрощения процедур торговли колеблется от 0,04% до 2,3% ВВП, а торговые издержки сокращаются на 0,2 - 10%. Сокращение операционных торговых издержек на 1% ведет, в среднем, к росту благосостояния, эквивалентному 0,13% ВВП.

Велика роль упрощения процедур торговли и транспортного обслуживания в развитии транзитных перевозок и реализации транзитного потенциала, что чрезвычайно актуально для Республики Беларусь.

Мировой логистике присущи следующие проблемы:

выбор каналов приобретения и сбыта, маршрутов распределения, видов транспортировки;

размещение своих терминалов и складских мощностей;

выполнение требований таможенного законодательства;

исчисление и оплата тарифов;

изменения валютных курсов;

контроль над ценами;

унификация стандартов продукции и упаковки;

различия в законодательствах разных государств;

политических препятствий;

культурных различиях и др.

Это приводит к появлению международной логистике, и как ее вида - таможенной логистики.

На развитие таможенной логистики влияют следующие факторы:

развитие мировой экономики и рост внешнеторгового оборота между странами;

возрастающая роль научно-технического развития;

расширение процессов интеграции и регионализации;

увеличение роли транснациональных корпораций;

проведение либерализации экономики во многих странах.

Отличия применения логистики на национальном и международном уровнях основаны на отличиях в организации соответствующих логистических систем. Применение логистики на национальном уровне ограниченно границами государства, которые не пересекаются сформированными логистическими цепями. Организации, которые применяют таможенную логистику, должны учитывать особенности национальной внешнеторговой политики стран, которые задействованы в международной логистической системе, и особенности их международной торговой политики.

Таможенная логистика предназначена для решения целого спектра сложных задач, которые необходимы для реализации процессов импорта и экспорта продукции и товаров наиболее оптимальными методами, то есть методами, требующими наименьшего количества финансовых и временных затрат.

Из разнообразия задач таможенной логистики, выделим наиболее основные. К ним относятся:

таможенное декларирование, в том числе в электронном виде (растаможка) и выбор таможенной процедуры;

лицензирование и сертификация (подтверждение соответствия) ввозимой продукции;

анализ международного нормативно-правового регулирования поставок товаров и услуг;

расчет затрат, связанных с помещением товаров под таможенные процедуры;

оптимизация процесса ценообразования товаров и услуг, которые поставляются;

выбор между доставкой и организацией складирования или доставкой без промежуточного складирования;

определение оптимального уровня логистического сервиса;

оценка грузов экспертами (сюрвейерами), необходимая для заполнения декларации;

электронное предварительное информирование (ЭПИ).

1.2 Таможенное оформление и таможенный контроль

Процесс таможенного оформления включает две стадии:

. Предварительные операции, цель которых - это облегчить и ускорить выполнение в дальнейшем процесса основного таможенного оформления. Проведение предварительных операций включает:

информирование таможенных органов о факте пересечения таможенной границы Республики Беларусь, а также о желании лица вывезти с собой за пределы страны товары, транспортные средства;

прибытие транспортных средств, товаров, а также сопроводительных документов в пункт, который определен таможенным органом страны;

временное хранение.

. Основное таможенное оформление, цель которого - размещение товаров, транспортных средств в условиях определенного таможенного режима. Основное таможенное оформление включает:

этап приема, регистрации и учета таможенных деклараций;

этап контроля правильности кода товара в соответствии с ТН ВЭД, а также соблюдения мер нетарифного регулирования;

этап валютного контроля и контроля таможенной стоимости;

этап контроля уплаты таможенных пошлин;

этап досмотра груза и выпуска.

На этапе приема, регистрации и учета таможенных деклараций выполняются следующие операции:

проверка первостепенных условий, без которых невозможно утверждение таможенной декларации, а также проверка предварительных операций на соответствие установленному порядку;

прием декларации и полного пакета документов, обязательных для представления, включая электронные копии;

регистрация таможенной декларации;

полная проверка на безошибочное внесение данных в декларацию и в ее копию в электронном виде, в согласии с принятыми правилами.

После завершения проверки на обратной стороне 1-го листа декларации делается запись под «1» - «Проверено», дата, время, подпись и печать с личным номером.

На втором этапе выполняются следующие действия:

проверка данных о товаре, указанном в декларации и их соответствие классификации товаров с ТН ВЭД РБ;

проверка документации, подтверждающей легальность происхождения товара;

контроль информации о товаре, для обеспечения мер по нетарифному регулированию.

По завершению этапа на обратной стороне декларации под «2» - «Проверено», вписывается дата, время, подпись и печать с личным номером.

На третьем этапе производится проверка документации для обеспечения валютного контроля. Проверяется соответствие внешнеторговых договоров и прочей документации требованиям государственного валютного законодательства.

Производится проверка соответствия выбора метода оценки декларантом своего товара, установленным нормам, и проверка соответствия заявленной в декларации таможенной стоимости выбранному методу определения этой стоимости и подтверждающим ее документам. Анализируются предъявленные декларантом документы для подтверждения заявленной в декларации таможенной стоимости товара.

Взимаемые таможенные платежи, а также стоимость могут корректироваться и могут вноситься изменения в таможенные декларации и их электронные копии. При отсутствии документального подтверждения стоимости товара происходит временная его оценка.

По завершению этапа на обратной стороне декларации под «3» - «Проверено», вписывается дата, время, подпись и печать с личным номером.

На четвертом этапе осуществляется проверка таможенных платежей, задолженностей по выплате, процентов за предоставленную отсрочку по ранее осуществленным поставкам либо пени за прочие нарушения.

Транспортные средства и товары подлежат выпуску только в случае, если задолженность полностью погашена.

За просрочку платежей либо несоблюдение сроков подачи декларации начисляется соответствующая пеня. Штрафные санкции налагаются также при предоставлении недостаточно полных сведений, нарушении правильности заполнения документации, недостоверности документов, подтверждающих наличие таможенных льгот.

На данном этапе проверяется поступление на счет таможенного органа денежных средств, а также назначение пени или прочих штрафных санкций за просрочку уплаты предусмотренных законодательством таможенных пошлин.

По завершению этапа на обратной стороне декларации под «4» - «Проверено», вписывается дата, время, подпись и печать с личным номером.

На пятом этапе выполняется:

проверка выполнения всех предшествующих этапов контроля;

принятие решения об осуществлении досмотра;

непосредственно досмотр груза с фиксированием полученных результатов;

осмотр помещений, транспортных средств, а также прочих мест, где могут располагаться либо находятся транспортные средства и товары.

На этом этапе завершаются процедуры государственного таможенного оформления, подтверждаемого штампом на документе «Выпуск разрешен».

После выпуска вся документация, в том числе и декларация, переходят на этап регистрации, приема и учета. Досмотр выполняется должностными лицами, не принимавшими участие в документальном таможенном контроле.

Если в процессе таможенного оформления выявляются какие-либо нарушения, препятствующие выпуску, то вместо надписи «Проверено» производится запись «Выпуску не подлежит», а также кратко поясняется причина, препятствующая выпуску.

После принятия решения о невыпуске на транспортных документах и таможенной декларации ставят штамп «Выпуск запрещен». Документ заверяется персональной номерной печатью принимавшего решение должностного лица.

Лицо, перемещающее транспортные средства или товары, может поместить их под иной таможенный режим до того, как истечет допустимый срок хранения. При этом не подлежат возврату произведенные таможенные сборы.

Все проверки в соответствии с действующим законодательством должны быть осуществлены не позднее, чем по прошествии 10 дней с того момента, когда была принята декларация и прочая документация.

В указанные сроки не входит время, которое необходимо для выполнения контроля над транспортными средствами и товарами, производимого прочими государственными органами.

1.3 Евразийский таможенный союз

Таможенный союз (ТС) - соглашение двух или более государств (форма межгосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D1%88%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%8B> в торговле между ними, форма коллективного протекционизма <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC> от третьих стран. Таможенный союз предусматривает также образование «единой таможенной территории».

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - это международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе.

В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Государствами-членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация и с 29.05.2015г. Киргизская Республика.

ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.

Хронология создания и развития союза:

в январе 2010 года начал функционировать Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации;

с 1 июля 2010 года отменены таможенное оформление и контроль на границах Российской Федерации и Республики Казахстан, 6 июля 2010 года - на территории Республики Беларусь;

июля 2010 года в Республике Беларусь начал применяться Таможенный кодекс ТС;

в декабре 2010 года приняты 17 базовых международных договоров, создающих основу для начала функционирования ЕЭП, а также подписана Декларация о формировании ЕЭП Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации;

июля 2011 года на границах Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации отменен ветеринарный, транспортный и фитоконтроль;

в ноябре 2011 года лидеры стран Таможенного союза подписали Декларацию о евразийской экономической интеграции, в которой заявили о переходе к следующему этапу интеграционного строительства - ЕЭП. Президенты также подписали Договор о Евразийской экономической комиссии;

в октябре 2011 года принято решение о начале переговоров о присоединении Киргизской Республики к Таможенному союзу;

в декабре 2011 года Президенты приняли решение «О вступлении в силу международных договоров, формирующих Единое экономическое пространство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», определяющее введение в действие с 1 января 2012 года соглашений, формирующих ЕЭП;

в январе 2012 года вступили в силу международные договоры, создающие основу для свободного движения уже не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы;

в феврале 2013 года начала работу Евразийская экономическая комиссия со штаб-квартирой в Москве;

мая 2014 года Президенты государств-членов ТС и ЕЭП подписали Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Договор обозначил переход евразийского экономического проекта на новый, более глубокий уровень интеграции;

декабря 2014 года в Москве Президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, с одной стороны, и Президент Киргизской Республики, с другой стороны, подписали Договор о присоединении Киргизской Республики к ЕАЭС;

января 2015 года начал свою работу ЕАЭС.

Автомобильные перевозки грузов осуществляются национальными перевозчиками на безразрешительной основе:

между Республикой Беларусь и Республикой Казахстан;

транзитом через территорию Республики Казахстан (транзит через Российскую Федерацию);

между странами-членами ЕАЭС, то есть между Российской Федерацией и Республикой Казахстан.

ГЛАВА 2. ТАРИФНОЕ И НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. РАСЧЕТ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

.1 Тарифное регулирование Таможенного союза

В соответствии со ст. 2 Закона о внешнеторговой деятельности, таможенно-тарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем установления, введения, изменения и прекращения действия таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь.

Применение мер таможенно-тарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров. Правила определения страны происхождения товаров устанавливаются в целях применения тарифных преференций либо непреференциальных мер торговой политики.

Таможенно-тарифное регулирование в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с нормами Таможенного союза и Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее - ТС/ЕЭП) и основано на унификации международных договоров, важнейшими из которых являются:

генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) ВТО <#"justify">Код группы товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союзаСтавка таможенного сбора, евро1-26, 30, 31, 41-70, 72-832027-29, 32-40, 71, 84-9750

Вышеуказанный размер сборов взимается за выдаваемое таможенными органами Республики Беларусь таможенное разрешение на использование товаров по заявленной таможенной процедуре, предусмотренной законодательством Таможенного Союза (ТС). При этом если в рамках одной грузовой таможенной декларации заявлено несколько товаров, которые отличаются установленными для них размерами таможенных сборов за таможенное оформление, то для уплаты данных сборов определяется наибольший из таких размеров.

При исчислении сумм таможенных сборов за таможенное оформление используется следующая формула:

Ст.о.= СТ Кевро , (2.1)

где Ст.о. - сумма таможенных сборов за таможенное оформление, руб.;

СТ - наибольшая ставка таможенных сборов за таможенное оформление из установленных в отношении нескольких товаров, указанных в таможенной декларации, евро;

Кевро - официальный курс белорусского рубля к евро, установленный Национальным банком Республики Беларусь, руб.

Например, на таможенную территорию Республики Беларусь ввозятся женские кожаные сапоги в количестве 100 штук стоимостью 26 400 000 руб. (классифицируются в товарную позицию ТНВЭД ТС - 6403 91). В отношении товаров, классифицируемых в соответствии с ТНВЭД ТС, в группе 64 установлены следующие ставки таможенных сборов за таможенное оформление - 20 евро. Курс евро, установленный Национальным банком Республики Беларусь по состоянию на 19.07.2013г., - 11 590 руб.

Подлежащая уплате сумма таможенных сборов за таможенное оформление: 20 * 11 590 = 231 800 руб.

. Таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами Республики Беларусь при ввозе товара на таможенную территорию страны (ввозная или импортная таможенная пошлина) и вывозе товара с ее территории (вывозная или экспортная таможенная пошлина), который является неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Один из основных элементов таможенной пошлины - ставка, под которой понимается величина налога на единицу обложения. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и других факторов.

В настоящее время в таможенном законодательстве ТС применяются адвалорные (устанавливаются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров), специфические (начисляются в установленном размере за единицу измерения облагаемых товаров) и комбинированные (сочетают черты адвалорных и специфических) виды ставок.

С 23.08.2012 г. ставки таможенных пошлин применяются в соответствии с Единым Таможенным тарифом Таможенного Союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ ТС) с исключениями по некоторым товарным позициям 8701-8705 согласно перечню товаров и ставок, в отношении которых Республикой Беларусь и Республикой Казахстан применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза.

Исчисление таможенных пошлин в зависимости от вида ставки производится либо в процентах от таможенной стоимости ввезенного товара, либо в установленном размере за единицу измерения облагаемых товаров.

Сумма таможенных пошлин по товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки, определяется по формуле:

ТП = ТС ТПа/100, (2.2)

где ТП - сумма таможенной пошлины, руб.;

ТС - налоговая база (таможенная стоимость), руб.;

ТПа - адвалорная ставка таможенной пошлины, %.

Например, на таможенную территорию Республики Беларусь ввозится 2 тонны какао-бобов стоимостью 7 200 000 руб. В отношении какао-бобов (товарная позиция ТНВЭД ТС - 1804) установлена ставка ввозной таможенной пошлины в размере 5 % от таможенной стоимости. Подлежащая уплате сумма таможенной пошлины: 7 200 000 * 5 / 100 = 360 000 руб.

Сумма таможенных пошлин по товарам, в отношении которых установлены специфические ставки, определяется по формуле:

ТП = К ТПс Кевро, (2.3)

где ТП - сумма таможенной пошлины, руб.;

К - налоговая база (количество (объем, масса) товаров и иные показатели в натуральном выражении);

ТПс - специфическая ставка таможенной пошлины, евро или долл.;

Кев - официальный курс белорусского рубля к евро, установленный Национальным банком Республики Беларусь, руб.

Например, на таможенную территорию Республики Беларусь ввозится 200 кг яблок Голден Делишес. В отношении яблок Голден Делишес (товарная позиция ТНВЭД ТС - 0808 10) установлена ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0,2 евро за 1 кг. Курс евро, установленный Национальным банком Республики Беларусь по состоянию на 19.07.2013 г., - 11 590 руб. Подлежащая уплате сумма таможенной пошлины: 200 * 0,2 * 11 590 = 463 600 руб.

При применении комбинированной ставки таможенной пошлины (ставка в процентах от таможенной стоимости, но не менее ставки в евро за единицу измерения товаров) сумма таможенной пошлины равна наибольшей из сумм, исчисленных по адвалорной и специфической ставкам таможенной пошлины.

Например, на таможенную территорию Республики Беларусь ввозится 1000 кг мандаринов стоимостью 5 000 000 руб. В отношении мандаринов (товарная позиция ТНВЭД ТС - 0805 20) установлена ставка ввозной таможенной пошлин в размере 5% от таможенной стоимости, но не менее 0,03 евро за 1 кг. Курс евро, установленный Национальным банком Республики Беларусь по состоянию на 19.07.2013 г., - 11 590 руб. Сумма таможенной пошлины при адвалорной ставке: 5 000 000 * 5 / 100 = 250 000 руб. Сумма таможенной пошлины при специфической ставке: 1000 *0,03 * 11 590 = 347 700 руб. Подлежащая уплате сумма таможенной пошлины (наибольшая из сумм, исчисленных по адвалорной и специфической ставкам) - 347 700 руб.

В Беларуси действуют единые ставки акцизов как для товаров, произведенных плательщиками акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками акцизов на таможенную территорию республики и (или) реализуемых на таможенной территории. Акцизами облагаются в основном спиртосодержащие товары, товары повышенного спроса и предметы роскоши - алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, нефть сырая, автомобильные бензины, дизельное топливо, ювелирные изделия, а также микроавтобусы и легковые автомобили (в т.ч. переоборудованные в грузовые).

Ставки акцизов устанавливаются в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (специфические ставки) или в процентах (адвалорные ставки).

Налоговая база (основа исчисления) по товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь и подлежащим обложению акцизами, определяется:

по подакцизным товарам, в отношении которых установлены специфические ставки акцизов, - как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении;

по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов, - как сумма их таможенной стоимости и подлежащих уплате таможенной пошлины и таможенных сборов за таможенное оформление.

Сумма акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь, взимание акцизов по которым осуществляется таможенными органами, на которые установлены адвалорные ставки акцизов, определяется по формуле:

Сакц = Н А /100, (2.4)

где Сакц - сумма акцизов, руб.;

Н - объект налогообложения (таможенная I стоимость, увеличенная на подлежащие уплате суммы таможенной пошлины), руб.;

А - ставка акцизов, %.

При исчислении акцизов по твердым (специфическим) ставкам от объема продукции в натуральном выражении сумма акцизов определяется по формуле:

Сакц = О А, (2.5)

где Сакц - сумма акцизов, руб.;

О - объем продукции в натуральном выражении;

А- специфическая ставка акцизов, руб.

Ставки акцизов и перечень подакцизных товаров установлены Приложением 1 к Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь.

Отдельные товары, перечень которых установлен нормативными актами Республики Беларусь - например, некоторые автомобили освобождены от уплаты акциза Указом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2005г. № 546 (в ред. от 17 января 2012 г. № 36).

НДС рассчитывается согласно главе 12 «Налог на добавленную стоимость» Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь.

Налоговая база по товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь, определяется как сумма:

таможенной стоимости товаров;

подлежащей уплате таможенной пошлины;

подлежащих уплате акцизов (для подакцизных товаров).

Исчисление НДС производится по следующим налоговым ставкам:

. 0% - для товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, а также вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства - члены Таможенного союза при условии документального подтверждения фактического вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь. Ставкой 0% при ввозе на территорию Республики Беларусь облагаются также отдельные товары, перечень которых установлен нормативными актами Республики Беларусь;

. 10% - при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей по Перечню продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10% при их ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь;

. 20% - при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь остальных товаров либо при использовании товаров в иных целях, чем те, в связи с которыми они были освобождены от налогообложения.

Сумма НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь рассчитывается путем умножения налоговой базы на установленную ставку налога:

НДС = Бндс СТндс / 100, (2.6)

где НДС - исчисленная сумма налога на добавленную стоимость, руб.;

Бндс - налоговая база по товарам, подлежащим обложению налогом на добавленную стоимость, руб.;

Налоговая база по товарам, подлежащим обложению налогом на добавленную стоимость, рассчитывается по формуле:

Бндс = ТС + ТП + А, (2.7)

где ТС - таможенная стоимость ввозимого товара, руб.;

ТП - подлежащая уплате сумма ввозной таможенной пошлины, руб.;

А - подлежащая уплате сумма акцизов, руб.

НДС уплачивается до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации.

Согласно подп. 2 п. 3 ст. 80 ТК ТС таможенные пошлины, налоги не уплачиваются при ввозе товаров, за исключением товаров для личного пользования, в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется выпуск таких товаров, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Таким образом, если таможенная стоимость товара:

не превышает 200 евро - таможенное оформление производится без уплаты таможенных платежей;

при превышении 200 евро - уплачиваются все три (4 - для подакцизного товара) платежа.

При перемещении через таможенную границу Республики Беларусь товаров сборы, таможенная пошлина и НДС уплачиваются до или одновременно с принятием таможенной декларации к оформлению, но не позднее выдачи свидетельства таможни на использование товара в заявленном таможенном режиме.

ГЛАВА 3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

таможенный логистика платеж налог

Использование логистического подхода к управлению экспортно-импортными товарными потоками приобрело особую актуальность на современном этапе развития белорусской экономики. Это обусловлено интенсификацией и расширением внешнеэкономических связей государства, а также динамичным расширением горизонтальных связей между субъектами хозяйствования стран партнеров. Возросли возможности для улучшения взаимодействия на основе расширения хозяйственной самостоятельности, инициативы посреднических структур и транспортных организаций, совершенствования их договорных отношений и взаимного экономического стимулирования.

Мы часто говорим, что Беларусь находится на выгодном пересечении транспортных магистралей, что Беларусь может стать довольно крупным звеном международного перемещения товаров. Реализация этих преимуществ в немалой степени зависит от деятельности таможенных органов Республики Беларусь. Оказание высококачественных таможенных услуг, применение эффективных инновационных технологий таможенного оформления и контроля являются важнейшей характеристикой таможенной деятельности. Именно поэтому следует больше внимания уделить изучению опыта использования методов логистики при организации системы таможенного оформления и контроля в Европейском Союзе как территориально близком и высокоразвитом региональном объединении.

В условиях становления и развития логистической системы в Республике Беларусь можно отметить лишь фрагментарное использование логистических подходов при осуществлении внешнеторговых операций. Практика таможенной деятельности показывает, что идеи логистики как интегрального инструмента снижения издержек при управлении внешнеторговыми потоками не востребованы, хотя отдельные логистические функции используются для снижения затрат в процессе перемещения товаров через таможенную границу.

Таможенные органы в Республике Беларусь в качестве основной функции ориентированы на фискальные задачи, в реализации которых логистические подходы не являются определяющими. В то же время естественная эволюция развития таможенного дела, предопределенная усиливающимся влиянием таможенного регулирования на процессы международной интеграции национальной экономики в международное экономическое пространство, требует совершенствования технологий таможенного оформления и таможенного контроля.

В качестве одного из важнейших показателей эффективности таможенной системы на первый план выходят затраты времени на прохождение таможенных формальностей. Уже сегодня законодательно регламентированы сроки проведения отдельных операций таможенного контроля. Так, по общему правилу, не более одного рабочего дня, следующего за днем начала таможенного контроля, должны проводиться таможенный осмотр и досмотр товаров, а также проверка документов и сведений.

При применении же логистического подхода, связанного с интеграцией всех логистических операций при управлении экспортно-импортными потоками, создается значительный резерв общего снижения издержек.

Это станет возможным благодаря высокотехнологичному взаимодействию бизнеса и государственных структур, контролирующих внешнеэкономическую деятельность, в первую очередь таможенных органов, и послужит интересам не только конечных потребителей, но и государства, явится реальным шагом в использовании выгодного геополитического положения Республики Беларусь.

Логистический подход к совершенствованию деятельности таможенных органов требует системной реализации следующих мероприятий:

создание современных таможенно-логистических центров. Логистическая инфраструктура непосредственно влияет на увеличение ВВП страны. Это происходит благодаря обеспечению более высокого качества обслуживания товарных потоков в международных логистических центрах и, привлечению дополнительного объема товаров, проходящих через страну транзитом;

совершенствование таможенного законодательства;

внедрение новейших информационно-технических средств обеспечения деятельности таможенных органов. Программа «Электронная таможня» предполагает внедрение проектов по автоматизации основных направлений деятельности таможенных органов, предусматривающих централизованную обработку данных и организацию удаленного доступа уполномоченными лицами к информационным ресурсам таможенных органов: новой транзитной системы, новой системы анализа и управления рисками, витрин данных для взаимодействия с системой ЕРИП (Единого расчетно-информационного пространства), совместно с Национальной академией наук создана Национальная автоматизированная система электронного декларирования (НАСЭД);

создание единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля за перемещением товаров через таможенную границу. С целью выявления потенциально опасных грузов в таможенных органах внедряется система анализа и управления рисками, осуществляется последовательная работа по созданию правовых и организационных условий для ее функционирования и развития. Благодаря использованию СУР, вмешательство таможенных органов в импортно-экспортные операции минимизируется, а скорость перемещения товаров и транспорта через границу увеличивается;

реформирование организационно-управленческой структуры таможенных органов, построенной по функциональному принципу. Генеральная линия развития таможенных органов нашла отражение в документе под названием «Основные направления развития таможенной службы Республики Беларусь на период до 2015 года». В основу организационных преобразований легли положения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Беларусь - 72-е государство, присоединившееся к Киотской конвенции), а также нормы Рамочных стандартов безопасности и облегчения международной торговли ВТО.

Условия, в которых приходится и придется работать таможенным органам в ближайшее десятилетие, характеризуются в документах Всемирной таможенной организации комбинацией ряда факторов, среди них:

стремительно развивающиеся информационные и коммуникационные технологии;

новые технологии доставки товаров и либерализация торговли;

растущая угроза международного терроризма;

появление новых схем коммерческого мошенничества.

В прогнозном аспекте отмечаются тенденции роста объема и сложности международной торговли, возрастающее количество региональных торговых соглашений и соответственно использование различных преференциальных режимов. Значительная доля мировой торговли осуществляется между взаимозависимыми сторонами.

Эффективное партнерство таможни и бизнеса предусматривает стратегическое согласие с добросовестными участниками внешнеэкономической деятельности, при этом таможне необходимо понимать содержание бизнеса, также как бизнесу необходимо знать требования таможни.

Ответом на вызовы 21 века стало создание, в партнерстве с заинтересованными кругами общества и предпринимательским сектором, глобальной таможенной сети в поддержку международной торговой системе - международной «электронной таможни», которая призвана обеспечить беспрерывный, в режиме реального времени, и безбумажный поток информации, а также постоянную связь между участниками информационного обмена.

Развитие международного сотрудничества с таможенными службами иностранных государств, разработка международных договоров в области таможенного дела были одними из важнейших направлений деятельности таможенных органов Республики Беларусь, от осуществления которых зависит эффективность выполнения стоящих перед ними задач.

В настоящее время Республикой Беларусь заключены многосторонний международный договор в рамках государств-участников СНГ и 15 двусторонних межправительственных договоров о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (Азербайджан, Иран, Ливия, Литва, Латвия, Польша, Вьетнам, Словакия, Турция, Чехия, Эстония, Украина, Туркменистан, Италия и Финляндия). При этом заключение соглашений со странами-членами Европейского союза, а именно с Италией и Финляндией является значительным шагом в развитии правовой основы сотрудничества таможенных органов Республики Беларусь с зарубежными таможенными службами в новых условиях.

Кроме того, заключены 29 международных договоров межведомственного характера по различным направлениям взаимодействия: обмен предварительной информацией о перемещаемых товарах и транспортных средствах, обмен данными таможенной статистики взаимной торговли, взаимодействие в вопросах контроля таможенной стоимости товаров, взаимное признание документов и др.

Ожидаемые результаты развития таможенной службы:

. в условиях новой экономической политики, открытости экономики, свободы предпринимательства таможенная служба Беларуси обеспечит обслуживание внешнеторгового товаропотока, гарантированный сбор таможенных платежей;

. организационная и технологическая модернизация позволит таможенной службе Беларуси войти в число таможенных служб - мировых лидеров по уровню развития таможенного дела;

. сформированный потенциал таможенной службы обеспечит упреждающее реагирование на риски, угрозы и вызовы в сфере национальной безопасности;

. служба в таможенных органах Беларуси будет соответствовать жизненным приоритетам сотрудников, реализации их профессионального и интеллектуального потенциалов;

. совокупная реализация мероприятий по направлениям развития таможенной службы обеспечит снижение коррупционных рисков при применении таможенного законодательства и технологий таможенного оформления и контроля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Парадигма таможенной логистики базируется на том, что ее возникновение и практическое применение имеет место только там, где формируются глобальные макрологистические системы внешнеторгового оборота, то есть когда таможенные органы становятся звеньями логистических цепей. Логистическая система управления внешней торговли является по существу совокупностью множества взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, основными элементами которой являются таможенные и другие органы государственного управления ВЭД, методы тарифного и нетарифного регулирования экспортно-импортных товарных потоков, таможенные и внешнеторговые посредники, экспортеры и импортеры товаров, потребители.

Основные цели таможенной логистики:

повышение эффективности таможенного администрирования и создание благоприятных условий для участников ВЭД;

обеспечение таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу;

своевременное и полное наполнение доходной части бюджета Республики Беларусь.

Таможенная логистика основана на системе таможенного тарифного и нетарифного регулирования, принципом функционирования которой является оптимизация временных и финансовых затрат на осуществление процедур, связанных с перемещением товаров через таможенную границу и их последующим вовлечением в экономический оборот в интересах всех участников внешнеэкономической сделки.

Упрощение процедур торговли и транспортного обслуживания находится в неразрывной взаимосвязи и взаимовлиянии с общим экономическим уровнем развития страны. Большинство мер по упрощению процедур торговли непосредственно влияют на эффективность как внешней, так и внутренней торговли страны, оказывают воздействие на общее состояние человеческого капитала страны, ее нормативно-правовую базу, инфраструктуру и использование информационных технологий.

С вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза в Республике Беларусь сформирована соответствующая мировым стандартам правовая база таможенного дела. Функционирование Таможенного союза обеспечивается эффективным использованием общих информационных ресурсов, свободным доступом к ним таможенных служб государств-членов Таможенного союза, надежным информационно-техническим обеспечением общих таможенных процессов. Перспективным направлением развития является участие в интеграции национальных информационных систем в рамках Таможенного союза.

Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, базируются на международных обязательствах, принятых в рамках Таможенного союза, иных международных соглашений. Реализация основных направлений развития таможенной службы направлена на достижение следующих целей:

обеспечение полноты сбора таможенных платежей для наполнения доходной части республиканского бюджета в условиях возрастающего внешнеторгового оборота товаров, увеличения трансграничного перемещения грузов и пассажиров.

обеспечение безбарьерной среды для бизнеса: упрощение, сокращение числа существующих и отказ от установления новых административных процедур, снижение затрат, связанных с таможенным оформлением товаров, как следствие - повышение конкурентоспособности белорусских предприятий, улучшение инвестиционного климата;

борьба с контрабандой, отмыванием денег, содействие формированию здоровой конкурентной среды для участников внешнеэкономической деятельности; защита здоровья, нравственности, безопасности граждан;

формирование условий службы в таможенных органах, с учетом мотивации к применению знаний, реализации творческого потенциала; обеспечения оплаты труда в соответствии с вкладом в общие результаты работы;

соответствие в организационном и правовом аспекте международным стандартам в сфере таможенного дела, обеспечение эффективной работы в условиях функционирования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, продолжающейся интеграцией Беларуси в международную систему мирохозяйственных связей;

обеспечение высокой эффективности работы таможенной службы при оптимизации расходов на обеспечение деятельности;

совокупная реализация направлений модернизации таможенной службы в целях снижения коррупционных рисков при применении таможенного законодательства и технологий таможенного оформления и контроля.

Оптимальный проект таможенной логистической системы нельзя создать лишь путем фрагментарного внесения изменений в действующие технологии таможенного оформления и таможенного контроля внешнеторговых потоков. Время потребует системного перестроения деятельности таможенных органов.

Похожие работы на - Таможенное обеспечение транспортно-логистической деятельности и пути ее совершенствования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!