Развитие современных маркетинговых технологий в телекоммуникационной сфере на примере ОАО 'Вымпелком'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    193,75 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие современных маркетинговых технологий в телекоммуникационной сфере на примере ОАО 'Вымпелком'

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Кафедра маркетинга и торгового дела





Дипломная работа

Развитие современных маркетинговых технологий в телекоммуникационной сфере на примере ОАО "Вымпелком"


Работу выполнила: Рябченко Н.С.

Научный руководитель

к.э.н. Малкова Е.М.






Краснодар 2014

Содержание

Введение

.        Развитие современных маркетинговых технологий на рынке телекоммуникационных услуг

.1      Сущность и роль современных маркетинговых технологий

.2 Основные виды современных маркетинговых технологий

.3      Обзор использования современных маркетинговых технологий в маркетинговой деятельности телекоммуникационных компаний в России и за рубежом

. Методические аспекты применения современных маркетинговых технологий в разработке стратегий предприятия

.1      Social Media Marketing как специфический инструмент продвижения

.2      Особенности разработки SMM - стратегии компании

.3      Методы оценки эффективности SMM - акции

.        Использование современных маркетинговых технологий в продвижении услуг на примере ОАО "Вымпелком"

.1      Общая характеристика ОАО "Вымпелком"

.2      Анализ маркетинговой деятельности, современные технологии

.3      Разработка рекламной кампании для продвижения фестиваля Музыки & Спорта BeeKiteCamp 2014 в городе Анапа

Заключение

Список используемой литературы

маркетинговый продвижение рекламный фестиваль

Введение

В условиях жесткой конкуренции маркетинг является одной из главных функций предприятия, следовательно, и план маркетинга необходимо разрабатывать в первую очередь: во-первых, решения в области маркетинга являются приоритетными, так как определяют, что именно предприятие будет производить, по какой цене, как рекламировать; во-вторых, содержание маркетингового плана оказывает непосредственное влияние на вопросы ценообразования, на финансовые показатели, на решение о разработке и выпуске новой продукции или нового вида услуг.

Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что в настоящее время, нельзя не заметить, что с каждым годом в маркетинговых стратегии сотовых операторов возрастает доля альтернативных инструментов продвижения, таких как разные формы BTL, мобильного и вирусного маркетинга, product placement и так далее. Как это бывает в российской рекламной отрасли, часто вдохновение для таких кампаний черпается из западных примеров, и не всегда чужие идеи красиво вписываются в местный колорит.

Цель дипломной работы - проанализировать использование современных маркетинговых технологий в телекоммуникационной сфере на примере ОАО "Вымпелком".

Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:

¾      определить сущность и роль современных маркетинговых технологий в маркетинговых стратегиях;

¾      выделить особенности деятельности компании на рынке сотовой связи;

¾      рассмотреть методические аспекты применения современных маркетинговых технологий в разработке маркетинговых стратегий;

¾      проанализировать методы оценки эффективности маркетинговой акции;

¾      провести анализ рыночного положения компании и внести предложения по совершенствованию системы маркетинговых технологий на исследуемом предприятии.

¾      разработать организационные аспекты рекламной кампании с целью продвижения спонсируемого компанией фестиваля.

Объект исследования - открытое акционерное общество "Вымпелком" (услуги сотовой связи, мобильного интернета, домашнего интернета и ТВ).

При написании дипломной работы были использованы следующие методы научного исследования:

изучение монографических публикаций и статей;

аналитический метод (был проведен анализ рынка, конкурентный анализ);

сравнительный метод;

описательный метод;

метод классификации;

метод обобщения.

Теоретические и методические аспекты планирования и контроля маркетинга исследовались многими зарубежными и отечественными специалистами. В их числе Ф. Котлер, Ф. Келлер, В.П. Федько, Н.Г. Федько, Н.И. Ивашкова, Е.Г. Немкович, А.Е. Курило, Е.П. Голубков, Е.П. Михалева, Л.А. Данченок, Р.А. Фатхудинов, В.А. Боровкова, В.О. Монин и другие. Как показал анализ литературных источников, у маркетологов нет единства по методике оценки эффективности маркетинговой стратегии. Ряд ученых - В.В. Живетин, В.Л. Самохвалов, Н.П. Чернов, И.А. Ферапонова оценивают эффективность маркетинга на предприятии по основным направлениям - оптимальное использование потенциала рынка, повышение достоверности прогнозных оценок, нахождение сегмента рынка данного товара, повышение точности анализа сбалансированности рынка и др.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав - теоретической, методической и практической, заключения, списка литературы.

В первой теоретической главе рассматриваются сущность и роль современных маркетинговых технологий; основные виды современных маркетинговых технологий, а также обзор использования современных маркетинговых технологий в маркетинговой деятельности телекоммуникационных компаний в России и за рубежом.

Во второй главе дипломной работы рассматриваются методические основы изучаемой темы, а именно методы разработки SMM - стратегии фирмы и методы оценки эффективности SMM акции.

В третьей главе были рассмотрены практические аспекты изучаемой темы: проанализирована общая характеристика компании; проведен анализ рыночного положения открытого акционерного общества "Вымпелком" и предложена рекламная кампания по продвижению спонсируемого компанией фестиваля.

В заключении дипломной работы были изложены наиболее важные конкретные результаты проработки темы диплома и подведены итоги проделанной работы.

1. Развитие современных маркетинговых технологий на рынке телекоммуникационных услуг

.1      Сущность и роль современных маркетинговых технологий

В последние годы одновременно с возрастанием роли маркетинга повысилась роль маркетинговых коммуникаций. Недостаточно иметь хорошие продукты и услуги - для увеличения объемов их продаж и получения прибыли нужно донести до сознания потребителей выгоды от использования продуктов и услуг. Маркетинговые технологии позволяют осуществить передачу сообщений потребителям с целью сделать продукты и услуги компаний привлекательными для целевой аудитории. Предприятия постоянно продвигают свою деятельность, пытаясь реализовать несколько целей:

проинформировать перспективных потребителей о своем продукте, услугах, условиях продаж;

убедить покупателя отдать предпочтение именно этим товарам и маркам;

сделать покупки в определенных магазинах, посетить именно эти увеселительные мероприятия и т.д.;

заставить покупателя действовать, т. е. купить то, что рынок предлагает в данный момент, а не откладывать покупку на будущее.

Эти цели достигаются с помощью рекламы, продавцов, названий магазинов, оформления витрин, упаковки, рассылки литературы, раздачи бесплатных образцов, купонов, пресс-релизов и других коммуникационных и продвиженческих видов деятельности. Совокупность вышеупомянутых способов достижения целей называется маркетинговыми коммуникациями (технологиями). Маркетинговые коммуникации могут быть или целенаправленными, как в случае рекламы и персональных продаж, или нецеленаправленными (хотя и оказывающими определенное воздействие), к которым относятся внешний вид продукта, упаковка или цена[1].

Сегодня развивать бизнес помогают маркетинговые технологии, о которых средневековые купцы явно не помышляли. Технологиями маркетинга являются методы, которые направлены на успешную рыночную деятельность фирмы. В 20 столетии существовало пять основных маркетинговых технологий <#"872799.files/image001.jpg">

Рис. 1.1 Интернет-маркетинг

Как видно из выше приведенной схемы, понятие Интернет-маркетинг (англ. internet marketing) - это комплекс мероприятий, призванных донести до покупателя информацию о товаре или услуге и, в идеальном случае, мотивировать его сделать покупку и остаться на сайте в качестве постоянного пользователя (покупателя). Интернет-маркетинг включает в себя: seo- оптимизацию, вирусный маркетинг, агрессивный web-маркетинг, интернет-PR и web- менеджмент. Основная идея и суть интернет - маркетинга - это организация, целостное понимание и использования рекламы (сервисов) в Интернет как единого маркетингового инструмента для достижения цели. Многие компании используют лишь малую долю возможностей всемирной сети. Занимаясь лишь поисковой оптимизацией, контекстом ну в лучшем случае минимальным вирусным маркетингом, они считают что это максимально-возможный комплекс рекламно-информационных услуг которые может предоставить нам сеть. Это далеко не так. Ведь интернет-маркетинг- это практика использования всех аспектов традиционного маркетинга в сети Интернет, затрагивающая основные элементы маркетинг- микса: цена, продукт, место продаж и продвижение. Ведь основная цель - получение максимального эффекта от потенциальной аудитории сайта.[8]

Call-центр. Под call-центром могут подразумеваться:

·              Операторская линия обработки - в том числе и статистической - входящих и исходящих телефонных вызовов;

·              Программно-аппаратный центр управления входящими и исходящими вызовами;

·              Contact-центр - центр обработки сообщений, поступивших по любым каналам связи (телефон, интернет и т. д.)

Стандартная организационная схема call-центра обычно представляет собой офис, в котором работают операторы по обработке входящих/исходящих звонков. Для каждого оператора в офисе предусмотрено наличие компьютера, подключенного к сети Интернет и локальной сети с необходимым программным обеспечением и телефона с наушниками и существенно расширенным спектром возможностей. В подавляющем большинстве случаев такие центры используются для общения с уже существующими или потенциальными клиентами, но имеют место и примеры внутрикорпоративных call-центров. Необходимость создания таковых обычно возникает у очень крупных компаний с огромным штатом сотрудников. В последнее время возросла популярность предоставления услуг call-центров одной компанией, уже имеющей свой центр, другой в рамках проведения однократной акции или же потребительского опроса. Как показывает практика, в 70 % случаев компания, арендовавшая такие услуги, приобретает собственный call-центр.центры бывают двух типов:


К основным задачам call-центров относятся:

·              Правильность приема и обработки поступающей информации;

·              Оперативность реагирования на изменение в системе вызовов;

·              Создание, хранение и изменение баз данных по обратившимся клиентам;

·              Обновление программного и аппаратного обеспечения;

·              Постоянное обучение персонала;

·              Ведение статистики;

·              Маршрутизация вызовов по их специфике;

·              Максимальное использование автоматической системы интерактивного взаимодействия (IVR) для экономии времени;

·              Взаимодействие с другими отделами компании;

·              Улучшение обслуживания заказчика;

·              Уменьшение количества "необслуженных" вызовов.

Система интерактивного взаимодействия (IVR) - программный комплекс, направленный на рационализацию рабочего времени оператора путем предоставления клиенту call-центра возможности прослушать уже записанный, предустановленный ответ на наиболее часто задаваемые, типовые вопросы. Для этого создается контекстное меню, ориентироваться по которому пользователь может с помощью тонального набора номера на клавиатуре телефона. Обычно это меню объединяет справочную информацию о компании и услугах. На долю IVR приходится до 70 % всех вызовов, поступающих в call-центр.

У call-центров есть два приоритетных направления работы: входящая и исходящая связь. При обработке входящих сообщений основными целями являются, как правило, предоставление клиентам информации или же получение сведений о проблемах, возникших у клиента при пользовании услугами/товарами компании. Исходящие вызовы или сообщения имеют цели:

·              Продаж чего-либо.

·              Информирования о нововведениях, предлагаемых компанией целевой группе.

·              Проведения различных опросов.

·              Выполнения коллекторских функцих.

Зачастую call-центр имеет разветвленную или многоуровневую структуру, где операторы первого уровня предоставляют общий набор информации. Когда тема обращения выходит за рамки их специализации, клиент перенаправляется к тому специалисту, который может решить его проблему - в другой отдел либо на более высокий уровень. Нормой является записывание переговоров звонящего и оператора для выявления новых, более эффективных стратегий консультирования, отслеживания ошибок, допущенных операторами в работе и проведения общего мониторинга.

Возможности Call-центра

·              Регистрация звонков.

·              Хранение информации о клиенте с использованием аналитических подходов к истории звонков.

·              Маршрутизация вызовов.

·              Запись разговоров.

·              Графическое (графики, схемы, диаграммы) отображение работы каждого оператора, отдела, всего центра.

·              Отображение на мониторе оператора информации о поступившем вызове.

·              Переадресации, создание очереди звонков, включение режима ожидания, автоматическое информирование о времени ожидания ответа.

·              Распределение звонков внутри группы операторов в зависимости от статуса.

Из долговременной практики использования call-центров хорошо заметно, что они дают несомненный эффект в плане развития бизнеса. Сегодня call-центр видится неотъемлемой частью любого бизнеса, имеющего активный контакт с людьми: банковского дела, провайдеров телекоммуникационных услуг, крупных кредитных и страховых агентов. В условиях конкуренции побеждает тот, кто имеет лучшую обратную связь с потребителем. Когда клиент может в любое время и из любого места обратиться за консультацией к поставщику услуг или товаров - это несомненное преимущество.[9]

Мобильный маркетинг, как инструмент, обладает рядом важных характеристик, которые выгодно отличают его от других каналов.

Охват. Мобильная связь, мобильный Интернет и мобильные устройства доступны в каждом регионе России, проникновение мобильного Интернета увеличивается и в настоящее время охватывает около трети населения страны.

Массовость. Происходят изменения возрастных границ использования мобильных устройств. Люди начинают пользоваться мобильными устройствами и мобильным Интернетом все с более раннего возраста, в то время как пожилое население страны также начинает осваивать новые технологии передачи информации.

Доступность. Происходит постоянное снижение цен как на мобильные устройства, так и на тарифы мобильного интернета, что позволяет постоянно повышать доступность использования мобильных устройств.

Рис. 1.3 Мобильная реклама

Именно благодаря этим преимуществам уже сегодня многие представители бизнес элиты выбирают мобильный маркетинг в качестве канала для продвижения своих товаров и услуг.

Исторически принято выделять такие инструменты мобильного маркетинга, как:

o     Сообщения (SMS, MMS и системные сообщения);

o     Контекстная реклама (продвижение в поисковых системах);

o     Медийная реклама (реклама в приложениях и реклама на сайтах в виде текстовых, графических блоков и высокотехнологичных форматов, таких как Rich media);рассылки - отправка коротких сообщений маркетингового или рекламного характера абонентам сотовой связи.

Коммуникация с аудиторией по средствам sms и mms-рассылок - один из первых инструментов мобильного маркетинга, появившийся совместно с проникновением сотовой связи в России. При этом mms-рассылки используются достаточно редко, поэтому в настоящем разделе рассмотрим технологии, сферы применения и возможности sms-рассылок.

Можно выделить два типа sms-рассылок:

1.      отправленные на законном основании;

2.      отправленные незаконно.

Согласно Федеральному закону "О рекламе" от 13.03.2006 №38-ФЗ к незаконным sms-рассылкам относятся все сообщения, полученные без согласия абонента, либо отправленные с помощью автоматического перебора списка номеров без участия человека.

Следовательно, для законной коммуникации по средствам sms необходимо получить прямое согласие будущих абонентов, например, с помощью заполнения различных анкет и заявок. Без прямого согласия абонентов разрешается отправка рекламы после информационных сообщений, напрямую запрошенных абонентом. Например, рекламное сообщение после информации о балансе лицевого счета.

Таким образом, компании могут использовать рассматриваемый инструмент мобильного маркетинга для двух основных целей:

.        оповещение клиентов о специальных предложениях\акциях\мероприятиях, оповещение о статусе заказа и т.д.;

.        привлечение новых клиентов.

К плюсам такого канала продвижения можно отнести:

1.      дешевая стоимость контакта (от 0,3 руб);

2.      скорость доставки;

.        возможность позвонить;

.        возможность перейти на сайт.

К минусам:

1.      репутационные риски;

2.      поведение мгновенного удаления;

.        сложно отследить эффективность;

.        неоднозначный таргетинг.

Таким образом, sms-рассылки являются массовым инструментом мобильного маркетинга с относительно небольшой стоимостью использования и различными целями применения. Минусами являются низкая точность, дополнительные трудозатраты при оценке эффективности и риски негативного восприятия аудиторией при частом использовании. Плюсом является прямой и мгновенный контакт с целевой аудиторией.

Так же различают контекстную мобильную рекламу - адаптированные контекстные рекламные сообщения, отображаемые на мобильном устройстве.

Медийную мобильную рекламу - адаптированные графические рекламные сообщения, отображаемые на мобильном устройстве.[10]

Из всех рекламных средств самым распространенным у сотовых компаний является, пожалуй, BTL, или прямое воздействие на потребителя: примеров промо-компаний можно вспомнить десятки. Думается, что BTL-методы у большинства из них уже отточены, в отличие от таких средств как, например, вирусный маркетинг или Product Placement, которые также нередко становятся частью BTL-кампаний.

Основной средой для распространения маркетинговых вирусов является Интернет, поскольку именно в нем проще всего осуществляется обмен мультимедийной информацией. "Зараженные" пользователи отправляют друг другу ссылки на оригинальные ролики, тексты и другую вирусную информацию, таким образом реклама ассоциируется с развлечением, а не с навязыванием рекламного сообщения. В идеале у потребителя вообще должно закрасться глубокое сомнение в том, кто автор вируса и откуда он появился, тогда у него не возникает негативных ощущений. Альтернативные рекламные инструменты разрабатывались для того, чтобы смягчить агрессивное воздействие на потребителя, которое подразумевает традиционная реклама.

Другое дело, что проведение таких кампании требует и чувства юмора, и такта и большой осторожности от рекламодателя, поскольку негативного эффекта можно достичь совершенно неожиданно для себя.

.3      Обзор использования современных маркетинговых технологий в маркетинговой деятельности телекоммуникационных компаний в России и за рубежом

В настоящий момент в России и во всем мире происходит резкое повышение степени конкурентности многих сегментов рынка. Чтобы эффективно бороться в тяжелейших условиях, многие компании идут по пути внедрения инновационных методик и технологий. Иные предпочитают инвестировать в рекламный креатив, который, по их мнению, должен максимально выделить товар или услугу из множества аналогичных товаров или услуг конкурентов.

Один из примеров чересчур агрессивного Product Placement - реклама "Билайна" в кинофильме "Ирония судьбы-2", который вышел на экраны в преддверии нового 2008 года. Зрители еще не забыли, как в блокбастере "Ночной дозор" Антон Городецкий разговаривает по мобильному телефону Nokia <#"872799.files/image004.jpg">

При рассмотрении крупнейших мировых сотовых операторов выявили, что в двадцатке лидеров "засветился" единственный представитель России - компания МТС (18 место). В принципе, ничего удивительного здесь нет - мобильной связью МТС пользуется большинство жителей России и стран СНГ. Но какие же сотовые компании находятся в мировых лидерах?

Первое место занимает китайская компания China Mobile, обслуживающая более 700 миллионов человек. Догнать их практически невозможно - ведь China Mobile обслуживает в основном Китай, а вы сами знаете, какая там численность населения. Второе место - Vodafone - мобильный оператор из Великобритании, абонентами которого являются более 400 миллионов человек. Услугами Vodafone пользуются жители ещё 25 стран мира, в числе которых есть и США. В некоторых странах название сотовой сети может звучать иначе (например, в Польше - Plus GSM), но она всё равно является частью Vodafone, которая безраздельно властвует в Европе.Mobile и Vodafone имеют значительный отрыв от других сотовых компаний по числу абонентов. А вот все остальные операторы располагаются плотным списком. В тройке лидеров расположилась мексиканская компания America Movil, которая обслуживает более 250 миллионов абонентов. Она покрыла своей сетью почти всю Южную и Центральную Америку, а также США.

Для рассмотрения применяемых маркетинговых технологий операторов мира я выбрала компании Vodafone, Telecom Italia и T-Mobile.

Рис. 1.4 Библиотека в метра организованная Vodafone

Стены станции превратили в книжные стеллажи, разместив на обложке каждой из книг QR-код. Отсканировав QR-код, посетители метро могут бесплатно скачать на мобильные телефоны или планшеты отрывки из 49 книг для чтения и 10 книг для прослушивания. Примечательно, что услуга доступна для всех пассажиров метро, независимо от того, услугами какого оператора связи они пользуются. Идея виртуальной библиотеки в метро принадлежит агентству McCann Ericsson Romania. Хотя они не первые, кто использовал пространство метрополитена для digital-кампании. Ранее корейское агентство Cheil Worldwide превратило станции метро в виртуальный супермаркет. За что и получило Гран-при Каннских Львов 2011.

В Австралии сотовый оператор Vodafone запустил интегрированную рекламную кампанию, нацеленную на "утомленных информацией", не верящих в рекламные предложения людей. Интересно то, что актеров для ТВ-ролика нанимали среди существующих клиентов Vodafone: через SMS, вирусные электронные письма, в офисах продаж. После первого дня "кастинга" уже 3000 человек захотели участвовать в съемках.

Студия The Sweet Shop представила интригующую историю для рекламной кампании Vodafone Live!

Vodafone live! - мультимедийный портал с различными сервисами от Vodafone - продвигается в Чешской республике с помощью телевизионного ролика, в котором молодой мужчина в одночасье становится знаменитым. Молва приписывает ему экстраординарные способности, хотя парень просто пользовался своим мобильным телефоном, чтобы узнать погоду, счет в футбольном матче, гороскопы и т.д.

Креативная концепция спота была разработана агентством Kaspen. Но в настоящее время контракт между Vodafone и чешским РА разорван по инициативе агентства. Kaspen не устроили дальнейшие планы оператора возвращаться к позиционированию достпуности Vodafone для каждого.

Британский сотовый оператор Vodafone также не прочь увеличить число своих клиентов за счет геймеров. Те, кто захочет поиграть в гонки "Juiced" для приставок Xbox и Playstation 2, увидят логотип сотовой сети третьего поколения британского оператора - Vodafone Live! Причем пользователи 3G от Vodafone могут загрузить игру "Juiced" и на свои мобильные телефоны. (продукт плейсмент). Мобильный оператор Vodafone в рамках кампании для продвижения тарифа Vodafone Red представил новый видеоролик. В рекламе, сделанной агентством Grey London, показывается любовная история длиной в жизнь всего через один поцелуй. Трогательное видео никого не оставит равнодушным. Так Vodafone решил обыграть новый слоган своей рекламной кампании: "Хорошие вещи должны длиться вечно".

T-Mobile - группа компаний, работающих в области мобильной связи, которые находятся в собственности германского телекоммуникационного холдинга Deutsche Telekom <#"872799.files/image006.gif">

Рис 1.5 "Охлажденные" мячи символизирующие страсть и то, какие именно соревнования будут транслироваться в мобильниках.

Мобильный оператор Telecom Italia Mobile запускает в трансляцию мобильного телевидения спортивные соревнования. По мнению миланских креаторов Leagas Delaney, это станет для болельщиков такой горячей новостью, что им срочно понадобится "охладить свой пыл". "Охлажденные" мячи символизируют эту страсть и одновременно сообщают о том, какие именно соревнования будут транслироваться в мобильниках, подключенных к TIM. [18]

Похожие работы на - Развитие современных маркетинговых технологий в телекоммуникационной сфере на примере ОАО 'Вымпелком'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!