подтверждение соответствия.
Подтверждение соответствия осуществляется либо в обязательной форме (обязательная сертификация, или декларирование соответствия), либо в добровольной (добровольная сертификация). [5, c. 50-51]
Перечень продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, был утвержден постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 30.07.2004 г. № 35 и направлен на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и окружающей среды.
В европейской практике подтверждение соответствия осуществляется преимущественно в форме декларирования соответствия. При этом, согласно директивам Европейского союза, почти всегда предполагается участие третьей стороны, что и обеспечивает необходимую степень ответственности изготовителя за безопасность продукции, которая предусматривает отсутствие недопустимого риска причинения вреда жизни, здоровью и наследственности человека, имуществу и окружающей среде.
Основополагающим документом Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь является Технический кодекс установившейся практики (ТКП), содержащий требования к процессам разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказанию услуг. В него входят следующие документы:
ТКП 5.1.01-2004. Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Основные положения. Дата введения - 01.10.2004. [5, c. 53]
Технический кодекс устанавливает основные положения Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь (далее - Система) и является основополагающим в комплексе технических кодексов и стандартов, обеспечивающих функционирование Системы. Технический кодекс определяет основные правила организации работ по подтверждению соответствия, структуру Системы и функции ее органов. [4]
ТКП 5.1.02-2004. Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок сертификации продукции. Основные положения. Дата введения - 01.01.2005. [5, c. 53]
Технический кодекс устанавливает общие требования к порядку проведения сертификации отечественной и импортируемой продукции и применяется при обязательной и добровольной сертификации продукции. На основе технического кодекса разрабатываются и применяются совместно с ним порядки сертификации групп однородной продукции, учитывающие особенности ее производства, испытаний, поставок и эксплуатации. [4]
ТКП 5.1.03-2004. Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок декларирования соответствия продукции. Основные положения. Дата введения - 01.10.2004. [5, c. 53]
Технический кодекс устанавливает порядок проведения декларирования соответствия отечественной и импортируемой продукции требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации. [4]
Технический кодекс устанавливает общие требования к порядку сертификации услуг в рамках Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь. Технический кодекс применяется при проведении сертификации услуг и разработке порядка сертификации конкретного вида услуг. [4]
ТКП 5.1.05-2004. Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок сертификации систем менеджмента качества. Основные положения. Дата введения - 01.01.2005. [5, c. 53]
Технический кодекс устанавливает общие требования к порядку проведения работ по сертификации систем менеджмента качества на соответствие требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации на системы менеджмента качества (СТБ ИСО 9001, СТБ 1470, СТБ ИСО/ТУ 16949 и др.). Требования технического кодекса могут быть использованы органами по сертификации для разработки порядка проведения сертификации систем менеджмента качества организаций в закрепленной за ними области деятельности. [4]
ТКП 5.1.06-2004. Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок сертификации компетентности персонала. Основные положения. Дата введения - 01.01.2005. [5, c. 53]
Технический кодекс устанавливает общие требования к порядку проведения сертификации профессиональной компетентности персонала, осуществляющего конкретные виды работ (услуг) в определенной области деятельности в организациях или индивидуально, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Требования технического кодекса применяются органами по сертификации при разработке порядка проведения сертификации персонала и субъектами хозяйствования при проведении сертификации персонала. [4]
ТКП 5.1.08-2004. Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Правила маркировки знаком соответствия. Основные положения. Дата введения - 01.01.2005. [5, c. 53]
Технический кодекс устанавливает правила маркировки знаками соответствия, применяемыми в рамках Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь для обозначения продукции (услуг), систем управления качеством при прохождении процедур подтверждения соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации. [4]
ТКП 5.1.09-2004. Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок сертификации экспертов-аудиторов по качеству. Дата введения - 01.01.2005. [5, c. 53]
Технический кодекс устанавливает требования, предъявляемые к экспертам-аудиторам по качеству в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь, права, обязанности, ответственность и порядок их сертификации. [4]
ТКП 5.1.10-2004. Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок ведения реестра. Дата введения - 01.01.2005. [5, c. 53]
Технический кодекс устанавливает порядок ведения реестра Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, его структуру и содержание. [4]
ТКП 5.1.11-2004. Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок применения форм и схем подтверждения соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации. Дата введения - 01.05.2005. [5, c. 53]
Технический кодекс устанавливает порядок выбора и применения форм и схем обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации при разработке технических регламентов. [4]
Перечень документов будет постоянно дополняться, в том числе актами экологической направленности.
Первичной основой организации экологической сертификации была Подсистема экологической сертификации (РД РБ 03810.5.01-2000), созданная еще в рамках Национальной системы сертификации Республики Беларусь, которая упразднена в связи с созданием Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь. В настоящее время Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь подготовлены Основные положения проведения экологической сертификации в Республике Беларусь, которые представлены на согласование в Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации. В результате этой работы будет утвержден основополагающий документ по экологической сертификации: ТКП 5.1.07. Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок экологической сертификации систем управления окружающей средой.
Основными целями данной сертификации являются:
·защита потребителей от приобретения (использования) продукции, работ, услуг, представляющих опасность для окружающей среды, в том числе импортных;
·предотвращение загрязнения окружающей среды при производстве, использовании и ликвидации (утилизации, переработке) всех видов продукции;
·обеспечение экологической безопасности оборудования, технологических процессов, производств, сырья, материалов, продукции и отходов;
·внедрение экологически безопасных технологических процессов, оборудования и производств;
·предотвращение ввоза в страну экологически опасных продукции, технологий и отходов;
·интеграция экономики Республики Беларусь в мировой рынок;
·содействие экспорту и повышение конкурентоспособности отечественной продукции;
·выполнение международных обязательств Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.
апреля 2003 г. на заседании Президиума Совета Министров Республики Беларусь был утвержден протокол № 17 «Об ускорении создания систем управления окружающей средой на предприятиях Республики Беларусь». [5, c. 54-55]
Продукция и технологии должны постоянно соответствовать требованиям общества и потребителей. Для этого современное предприятие должно принимать активные меры как экологического, так и экономического характера. При этом следует стремиться к достижению следующих основных целей:
Øсохранению природных ресурсов;
Øсокращению выбросов вредных веществ и избыточного тепла;
Øпредотвращению потенциальных опасностей и аварий.
Чтобы обеспечить достижение этих целей, необходимо создать систему экологического менеджмента, которая наряду с планированием, управлением, контролем и совершенствованием всех других мер по охране окружающей среды на производстве включает в себя также и экологически ориентированное руководство предприятием и участие сотрудников.
Благодаря постепенному и непрерывному совершенствованию отношения к окружающей среде, предприятие должно становиться экологически безвредным, и, в конечном счете, достигать стадии устойчивости.
В целом, система экологического менеджмента (управления окружающей средой) на предприятии дает следующие преимущества:
üсокращение затрат на инвестиции в долгосрочные и дорогостоящие технологии очистки («на конце трубы»), что достигается через снижение потребления ресурсов, сокращение объемов отходов, уменьшение номенклатуры сырья на стадии закупки, и большого разнообразия отходов, а также более низкие ставки страховых взносов, обусловленные уменьшением риска штрафных санкций;
üснижение вероятности штрафных санкций за счет более надежного и соответствующего законодательным требованиям производственного процесса, а также прав
üовая защищенность благодаря доказуемому соблюдению экологических требований;
üповышение конкурентоспособности благодаря освоению новых перспективных рынков сбыта, а также растущей популярности и улучшению имиджа в глазах общественности;
üулучшение и упрощение работы предприятия благодаря функциональной организационной структуре, растущей мотивации сотрудников, упрощенному взаимодействию с органами, наделенными полномочиями по выдаче разрешений, а также благодаря выполнению обязанностей по информированию органов власти о своей деятельности. [1, c. 294-295]
Необходимость принятия мер для повышения экологической безопасности и охраны окружающей среды является частью государственной экологической политики и стимулом для разработки, внедрения и сертификации систем управления окружающей средой в организациях в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 14000.
Таким образом, все мероприятия, связанные с созданием и внедрением систем менеджмента качества и экологического управления субъектами хозяйствования и их сертификацией, в соответствии с международной практикой будут способствовать эффективной реализации Национальной стратегии устойчивого развития, активному привлечению белорусских предприятий к использованию современных, экологически ориентированных методов управления.
Заключение
Достижение устойчивого развития невозможно без решения экологических проблем. Экономическое развитие и соблюдение экологических требований должны служить единой цели - сохранению качества окружающей среды. Поэтому разработка и внедрение конкретных экологических мероприятий, которые позволят снизить негативное воздействие на природную среду и минимизировать возможный экологический ущерб, являются основными задачами ведения хозяйственной деятельности. Предприятия относятся к числу основных субъектов, от которых зависит экологическая безопасность региона. Выполнение экологических требований должно стать предметом практического управления предприятием. В науку управления предприятием входит и экологический менеджмент. Для обеспечения эффективной деятельности предприятия, соответствующей международным требованиям и национальному законодательству, необходимы построенные по определенным принципам структурированные системы экологического менеджмента, которые должны быть интегрированы в общую систему менеджмента. Такая деятельность должна обеспечивать конкурентоспособность продукции, финансовую стабильность и достижение устойчивого развития предприятий в условиях рыночной экономики, а также гарантировать соответствие требованиям экологической безопасности, как в настоящее время, так и в перспективе.
И мы видим, что сегодня ситуации изменилась, и многие предприятия признают важность экологических аспектов на этапах разработки продукции, производства, упаковки и транспортировки, а также повышают статус и значимость природоохранных аспектов.
Кроме того, на национальном уровне проблеме экологической сертификации продукции уделяется значительно больше внимания, чем, скажем, 10-20 лет назад: ужесточаются уже существующие правовые и нормативные акты в данной области, принимаются новые законы, направленные на усовершенствование стандартов качества продукции и урегулирование процесса ее экологической сертификации.
Список литературы
1.Винтер Г. Модель экологического менеджмента: Разработка собственного экологического плана действий вашей компании, Г. Винтер; Предисл. Т. Петерса; Перевод осуществлен по изданию: Winter, George, Blueprint for Green Management: Creating Your Companys Own Environmental Action Plan. Перевод с английского М. Вергейчик. - Мн.: УП «ТЕХНОПРИНТ», 2002. - 320 с.
2.Закон Республики Беларусь - 5 января 2004 г. № 262-З - О техническом нормировании и стандартизации.
3.Закон Республики Беларусь - 5 января 2004 г. № 269-З - Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.
4.Основополагающие документы Системы технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь.
.Панкрутская Л. И. Основы экологического менеджмента [Текст]: курс лекций / Л. И. Панкрутская. - Мн.: БГЭУ, 2006. - 207 с.