выбрать методики исследования;
) провести исследование;
) рассмотреть полученные результаты;
) сделать обобщения и выводы.
Методы исследования:
) тестирование;
) анкетирование;
) статистическая обработка показателей.
Методики исследования:
) тест «Ценностные ориентации», разработанный Ю.Е. Алешиной, диагностирующая ценности членов семейных парах;
) анкета «Семейные ценности» А.Н. Волковой, определения наиболее значимых семейных ценностей супругов;
) тест «Иерархия жизненных ценностей» З.А. Янкова, позволяющая диагностировать преобладающие жизненные ценности.
Выборка: родители школьников в количестве 16 человек. 8 из которых являются многодетными родителями, 8 - из семей где число детей не превышает 2 человек.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» города Скопина Рязанской области.
Исследование было проведено в три этапа.
Первый этап включал проведение тестирования по методике «Ценностные ориентации». Цель: диагностика уровня значимости имеющихся ценностей членов семейных пар. Диагностика проводилась индивидуально и включала кратную инструкцию испытуемых, затем предлагалось оценить значимость ценностей жизни по шкале, которая показана в приложении 1.
В результате диагностики определялись следующие уровни значимости ценностей:
очень низкая - 1 балл;
низкая - 2 балла;
средняя - 3 балла;
высокая - 4 балла;
очень высокая - 5 баллов.
На втором этапе было проведено анкетирование по методике «Семейные ценности». Цель: определение ранга важности жизненных ценностей в отношениях для семейных пар. Анкетирование проводилось индивидуально и включало в себя инструктаж, а затем ранжирование ценностей, показанных в приложении 2. В результате анкетирования определялся ранг от 1 до 10 следующих жизненных ценностей:
) нежность;
) сексуальные отношения;
) общение;
) супруг (супруга) как спутник по отдыху;
) финансовая поддержка;
) привлекательность партнера;
) искренность и открытость;
) работа по дому;
) посвященность семье;
) одобрение.
На третьем этапе была использована методика «Иерархия жизненных ценностей». Цель: оценить наиболее значимые жизненные ценности. Тестирование проводилось индивидуально и начиналось с инструкции, после которой испытуемые оценивали предложенные утверждения. На основании данных суммы оценок делался вывод о наиболее важных жизненных ценностях:
(-3) - отвергаемая ценность;
- низкая значимость ценности;
- умеренно значимая ценность;
- значимая ценность.
В результате диагностировались следующие жизненные ценности:
а) здоровье;
б) материальная обеспеченность;
в) творчество;
г) семья;
д) карьера;
е) служение;
ж) слава;
з) отдых.
Таким образом, для исследования психологических особенностей многодетных семей были выбраны методики «Ценностные ориентации», «Семейные ценности» и «Иерархия жизненных ценностей» позволяющие диагностировать наиболее значимые и преобладающие жизненные ценности.
2.2 Анализ, обобщение и интерпретация результатов исследования
Проведенное исследование по выбранным тестам и анкете позволило диагностировать наиболее значимые и преобладающие жизненные ценности у членов многодетных и однодетных семей.
Тестирование по методике «Ценностные ориентации» позволило получить результаты, представленные в приложении. Было установлено наличие следующих жизненных ценностей в многодетных семьях:
саморазвитие личности - 1 человек (6%);
уважение и помощь людям, отзывчивость - 2 человека (12%);
физическая привлекательность, внешность - 1 человек (6%);
теплые, заботливые отношения в семье, благополучие - 1 человек (6%);
высокое социальное положение - 1 человека (6%);
творчество - 1 человек (6%);
беззаботная жизнь - 1 человека (6%).
В однодетных семьях:
саморазвитие личности - 1 человек (6%);
теплые, заботливые отношения в семье, благополучие - 2 человека (12%);
высокое социальное положение - 1 человек (6%);
творчество - 2 человек (12%);
беззаботная жизнь - 2 человек (12%).
Анкетирование по методике «Семейные ценности» показало результаты, указанные в приложении. Оказалось, что в многодетных семьях для родителей наиболее значимыми являются следующие ценности:
сексуальные отношения - 2 человека (12%);
общение - 1 человек (6%);
финансовая поддержка - 1 человека (6%);
искренность и открытость - 1 человек (6%);
посвященность семье - 1 человек (6%);
одобрение - 1 человек (6%).
В однодетных семьях:
сексуальные отношения - 1 человек (6%);
финансовая поддержка - 2 человек (12%);
посвященность семье - 3 человека (18%);
работа по дому - 1 человек (6%);
одобрение - 1 человек (6%).
Диагностика по методике «Иерархия жизненных ценностей» показала результаты, которые отражены в приложении. Было установлено, что в многодетных семьях у родителей преобладают следующие жизненные ценности:
здоровье - 2 человек (12%);
семья - 2 человек (12%);
служение - 3 человека (18%);
отдых - 1 человек (6%).
У родителей из однодетных семей преобладают жизненные ценности:
здоровье - 4 человек (24%);
материальная обеспеченность - 1 человек (6%);
семья - 2 человека (12%);
карьера - 1 человек (6%).
Результаты проведенных тестирования и анкетирования показаны в табл. 1.
Таблица 1 - Сводная таблица значимых жизненных ценностей многодетных и однодетных родителей
МетодикиМногодетные родителиОднодетные родители1. «Ценностные ориентации»саморазвитие - 1 (6%) уважение и помощь - 2 (12%) привлекательность - 1 (6%) благополучие семьи - 1 (6%) социальное положение - 1 (6%) творчество - 1 (6%) беззаботная жизнь - 1 (6%)саморазвитие - 1 (6%) благополучие семьи - 2 (12%) социальное полож. - 1 (6%) творчество - 2 (12%) беззаботная жизнь - 2 (12%)2. «Семейные ценности»сексуальные отношения - 2 (12%) общение - 1 (6%) спутник по отдыху - 1 (6%) финансовая поддержка - 1 (6%) искренность, открытость - 1 (6%) посвященность семье - 1 (6%) одобрение - 1 (6%)сексуальные отношения - 1 (6%) финан. поддержка - 2 (12%) посвященость семье - 3 (18%) работа по дому - 1 (6%) одобрение - 1 (6%)3. «Иерархия жизненных ценностей»здоровье - 2 (12%) семья - 2 (12%) служение - 3 (18%) отдых - 1 (6%)здоровье - 4 (24%) обеспеченность - 1 (6%) семья - 2 (12%) карьера - 1 (6%)
Таким образом, результаты тестирования и анкетирования показали, что число родителей многодетных и однодетных семей, выбравших семью как наиболее значимую жизненную ценность не одинаково.
Анализ результатов диагностики показал следующее. Для многодетных родителей наиболее высоким уровнем значимости обладают такие жизненные ценности как уважение и помощь людям, отзывчивость - у 2 человек (12%). Для однодетных родителей такими ценностями являются теплые, заботливые отношения в семье, благополучие - у 2 человек (12%), творчество - у 2 человек (12%) и беззаботная жизнь - у 2 человек (12%).
В многодетных семьях для родителей наиболее значимыми являются сексуальные отношения - у 2 человек (12%). В однодетных семьях значимыми являются финансовая поддержка - у 2 человек (12%) и посвященность семье - у 3 человек (18%).
Преобладающими жизненными ценностями для многодетных родителей являются здоровье - у 2 человек (12%), семья - у 2 человек (12%) и служение - у 3 человек (18%). У однодетных родителей преобладают такие, как здоровье - у 4 человек (24 %) и семья - у 2 человек (12%).
Обобщая результаты анализа преобладающих жизненных ценностей у родителей многодетных и однодетных семей можно сказать, что отношение к семье как ценности у них не одинаковое.
Таким образом, проведенные тестирование и анкетирование показало, что количество испытуемых, выбравших семью как наиболее значимую и преобладающую жизненную ценность среди многодетных и однодетных родителей значительно отличается.
Выводы к главе
Практическое исследование психологических особенностей многодетных семей по выбранным методикам позволило диагностировать имеющиеся ценности, наиболее значимые жизненные ценности и преобладающие ценности жизни родителей многодетных и однодетных семей.
Проведение диагностики по тесту «Ценностные ориентации» среди многодетных родителей показало, что им более свойственны такие семейные ценности как теплые, заботливые отношения в семье, ее благополучие, а также социальное положение. Большинство однодетных родителей выбрали в качестве ценностей своей жизни социальное положение и беззаботную жизнь.
Диагностика наиболее значимых ценностей с помощью анкеты «Семейные ценности» показала, что для многодетных родителей наиболее значимыми являются такие ценности как посвященность семье и супруг (супруга) как спутник по отдыху. Для однодетных родителей наиболее значимыми оказались финансовая поддержка и работа по дому.
Тестирование по методике «Иерархия жизненных ценностей» позволила диагностировать у многодетных родителей преобладание семьи и здоровья как жизненных ценностей. В однодетных семьях иерархию жизненных ценностей возглавили обеспеченность и карьера.
Таким образом, проведенные тестирование, анкетирование родителей, анализ дают основание утверждать, что подтвердилась гипотеза исследования: ценностное отношение к семье у родителей из многодетных семей отличается от ценностного отношения к семье у родителей из однодетных семей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследования проблемы психологических особенностей многодетных семей позволило сделать следующие выводы. Изучение психологических особенностей многодетных семей позволило сделать следующие выводы.
Многодетная семья - это семья, которая воспитывает трех и более детей, включая усыновленных не достигших восемнадцати лет. Многодетные семьи различаются по условиям многодетности, они могут быть семьями которые решили быть многодетными сознательно, семьями, многодетность которых является результатом отсутствия планирования семьи, объединявшиеся неполные семьи, многодетные неблагополучные семьи. На развитие детей в многодетных семьях влияют такие факторы как численность, условия проживания, личностные качества членов семьи. Проблемы многодетных семей могут быть связаны недостатками материально-бытовой ситуацией, невозможностью трудоустройства, отсутствием жилья. Психологическими трудностями многодетной семьи могут быть дефицит родительского внимания к детям, превышение социального возраста старших детей, сложности связанные с психологическим климатом и невысокий жизненный уровень. Родителям многодетных семей свойственны такие психологические отличия как стремление к определенному родительскому статусу, психологическая устойчивость к стрессам, высокий уровень сплоченности, невысокий уровень воспитательных качеств. Жизненные ценности многодетных родителей связаны с проявлением самоутверждения в роли отца и матери, потребностью в интимных отношениях и высокой значимости стабильности, а также общении и материальной обеспеченности.
Исследование психологических особенностей многодетных семей было организовано на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» города Скопина, среди родителей детей, посещающих школу в количестве 16 человек, 8 из которых являются родителями из многодетных семей, 8 - из семей, где число детей не превышает 2 человек. Методиками исследования были выбраны тест «Ценностные ориентации», разработанный Ю.Е. Алешиной, анкета «Семейные ценности» А.Н. Волковой, тест «Иерархия жизненных ценностей» З.А. Янкова.
Проведение методики «Ценностные ориентации» показало, что в многодетных семьях саморазвитие личности является жизненной ценностью у 1 человека (6%), уважение и помощь людям, отзывчивость - у 2 человек (12%), физическая привлекательность, внешность - у 1 человека (6%), теплые, заботливые отношения в семье, ее благополучие - у 1 человека (6%), высокое социальное положение имеют жизненной ценостью 1 человека (1%), творчество - 1 человек (6%), беззаботная жизнь - 1 человек (6%).
В однодетных семьях были диагностированы следующие жизненные ценности: саморазвитие личности - 1 человек (6%), теплые, заботливые отношения в семье, ее благополучие - 2 человека (12%), высокое социальное положение - 1 человек (6%), творчество - 2 человека (12%), беззаботная жизнь - 2 человек (12%).
С помощью анкетирования были выявлены следующие значимые ценности родителей в многодетных семьях сексуальные отношения для 2 человек (12%), общение - 1 человек (6%), супруг (супруга) как спутник по отдыху - для 1 человека (6%); финансовая поддержка - для 1 человека (6%); искренность и открытость - для 1 человека (6%), посвященность семье - для 1 человека (6%), одобрение - для 1 человека (6%).
В однодетных х семьях родители имеют следующие значимые ценности: сексуальные отношения - 1 человек (6%); финансовая поддержка - 2 человека (12%); посвященность семье - 3 человека (18%); работа по дому - 1 человек (6%); одобрение - 1 человек (6%).
Диагностика преобладающих жизненных ценностей показала, что в многодетных семьях у родителей преобладающими являются ценности: здоровье - 2 человека (12%), семья - 2 человек (12%), служение - 3 человека (18%), отдых - 1 человек (6%). В однодетных семьях были диагностированы следующие преобладающие жизненные ценности: здоровье - 4 человека (24%), материальная обеспеченность - 1 человек (6%), семья - 2 человека (12%), карьера - 1 человек (6%).
На основании результатов диагностики жизненных ценностей, анализа обработки данных исследования был сделан вывод о том, что подтвердилась гипотеза исследования: ценностное отношение к семье у родителей из многодетных семей отличается от ценностного отношения к семье у родителей из однодетных семей.
Список использованной литературы
1. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное консультирование [Текст] / Ю.Е. Алешина. М.: Речь, 2010. - 172 с.
. Алешина, Ю.Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений [Текст] / Ю.Е. Алешина. - М.: Наука, 2014. - 120 с.
. Андреева, Т. Н. Когнитивные и личностные характеристики членов многодетной семьи [Текст] / Т.Н. Андреева. - М.: Проспект, 2010. 304 с.
. Арцимович, Я.А. Современная семья [Текст] / Я.А. Арцимович. - М.: Владос, 2013 - 178 с.
. Ачильдиева, Е.Ф. Многодетная семья в современной России [Текст] / Е.Ф. Ачильдиева // Вопросы психологии. - 2012, №2. - С. 12-14.
. Баздырев, К.К. Единственный ребенок [Текст] / К.К. Баздырев. - М.: Наука, 2013. - 119 с.
. Бойко, В. В. Многодетная семья [Текст] / В.В. Бойко. - М.: Мысль, 2013. - 237 с.
. Бойко, В.В. Структура и особенности многодетной семьи [Текст] / В.В. Бойко. - М.: Класс, 2011. - 118 с.
. Васильева, Э.К. Семья и ее функции [Текст] / Э.К. Васильева. - М.: Статистика, 2014. - 180 с.
. Витек, К. Проблемы супружеского благополучия [Текст] / К. Витек. - М.: Прогресс, 2012. - 138 с.
. Волкова, А.Н. Диагностика супружеских отношений [Текст] / А.Н. Волкова // Вопросы психологии. - 2013, №5. - С. 20-21.
. Гозман, Л.Я. Психологические проблемы многодетной семьи [Текст] / Л.Я. Гозман // Вопросы психологии. - 2011, №2. С. 32-33.
. Дёмина, И.С. Личностные факторы и жизнедеятельность в многодетной семье [Текст] / И.С. Демина // Психология. - 2012, № 10. - С. 5-6.
. Ковалев, С.В. Психология современной семьи [Текст] / С.В. Ковалев. - М.: Класс, 2013. - 208 с.
. Красовский, А.С. Ценностные ориентации в многодетной семье [Текст] / А.С. Красовский. - М.: Астрель, 2010. - 228 с.
. Кричевский, P.Л. Психология малой группы [Текст] / Р.Л. Кричевский. - М.: Изд-во МГУ, 2011. - 205 с.
. Лазурский, А.Ф. Избранные труды по психологии [Текст] / А.Ф. Лазурский. - М.: Наука, 2012. - 445 с.
. Марковская, Н.Г. Семья в системе ценностей личности [Текст] / Н.Г. Марковская // Вопросы психологии, 2013, № 8. - С. 7-9.
. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев. - М.: Институт практической психологии, 2010. - 356 с.
. Навайтис, Г. Семья в психологической консультации [Текст] / Г. Навайтис. - Воронеж: Модек, 2014. - 224 с.
. Никитин, Б.П. Мы и наши дети [Текст] /. - М.: АРКТИ, 2011. - 223 с.
. Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений [Текст] / Н.Н. Обозов. - СПб.: Питер, 2012. - 256 с.
. Савинов, JI. И. Образ жизни семьи и ценностные установки супругов [Текст] / Л.И. Савинов // Вопросы психологии. - 2013, № 3. - С. 15-16.
. Сермягина, О.С. Многодетная семья в современном мире [Текст] / О.С. Сермягина. - М.: Проспект, 2012. - 225 с.
. Фотеева, Е. В. Межличностные отношения супругов и число детей в семье [Текст] / Е.В. Фотеева // Семья и школа. - 2010, № 2. - С. 31-32.
. Юдина, И.Ф., Юдина, Л. И. Социально-психологические основы семейной жизни [Текст] / И.Ф. Юнда. - М: Речь, 2010. - 145 с.
. Янкова, З. А. Мужчина и женщина в семье [Текст] / З.А. Янкова. - М.: Астрель, 2012. - 180 с.
. Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер. - СПб: Речь, 2013. - 274 с.
Приложение 1
Методика «Ценностные ориентации»
Инструкция
Оцените, пожалуйста, значимость ценностей Вашей жизни по следующей 5-балльной шкале:
2 3 4 5
Очень Низкая Средняя Высокая Очень высокая
Сначала Вы оцениваете значимость ценности, зачеркивая одну из пяти цифр, соответствующую степени ее значимости, в Шкале «Значимость». Пожалуйста, оцените все характеристики, не делая пропусков.
Бланк методики
ЦенностиШкала «Значимость» от 1 до 5 балловХорошее материальное положение12345Саморазвитие личности12345Известность, популярность12345Уважение и помощь людям, отзывчивость12345Физическая привлекательность, внешность12345Теплые, заботливые отношения в семье, ее благополучие12345Высокое социальное положение12345Творчество12345Беззаботная, спокойная жизнь12345Любовь к природе и бережное отношение к ней12345
Приложение 2
Анкета «Семейные ценности»
Инструкция к тесту. Перед каждым названием проставьте цифру от одного до десяти, что соответствует важности этой ценности для Вас. Цифру 1 поставьте перед самой важной для вас ценностью, 2 - перед следующей по значимости и т.д., пока не расставите все цифры.
Бланк анкеты:
Семейные ценности:Ранг от 1 до 10нежностьсексуальные отношенияобщениесупруг (супруга) как спутник по отдыхуфинансовая поддержкапривлекательность партнераискренность и открытостьработа по домупосвященность семьеодобрение
Обработка и интерпретация результатов:
Чем выше ранг, тем больше значимость данной семейной ценности для испытуемого.
Приложение 3
Методика «Иерархия жизненных ценностей»
Инструкция. Прочитайте утверждения и оцените, насколько они соответствуют вашим взглядам и убеждениям. Если соответствуют полностью - в бланке в клетке рядом с номером вопроса поставьте «+1», если не соответствуют «-1», если сомневаетесь - поставьте «0».
Утверждения методики:
. Я планирую выбрать профессию, которая не создаст мне проблем со здоровьем.
. Я слежу за своим здоровьем (регулярно прохожу медосмотр, соблюдаю режим, диету, занимаюсь спортом).
. Я очень боюсь заболеть или потерять физическую форму.
. Я люблю читать статьи о новых методах лечениях и оздоровительных системах.
. Мне нравится высказывание «Здоровье это не всё, но без него всё - ничто».
. Я планирую выбрать высокооплачиваемую профессию.
. Я ищу и нахожу возможные способы зарабатывания денег, чтобы не зависеть от родителей.
. За большие деньги я возьмусь за любую работу.
. Я внимательно слежу за курсом валют и биржевыми новостями.
. Мне нравится высказывание «Чтобы заработать на жизнь, надо работать. Но чтобы разбогатеть, надо придумать что-то другое».
. Я планирую выбрать профессию, которая даст мне возможность заниматься творчеством.
. Свободное время я пишу стихи и рассказы, сочиняю музыку, рисую, снимаю видео, играю в спектаклях, выступаю на концертах и т.д.
. Друзья и знакомые высоко оценивают мое творчество.
. Я часто бываю на выставках, спектаклях и концертах.
. Мне нравится высказывание «Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения не существуют».
. Я хочу выбрать профессию, которая позволит мне много времени уделять своей семье.
. Я всегда выполняю просьбы родных о помощи по хозяйству.
. Я могу отложить любые дела ради моих родных и близких.
. Для меня очень важна поддержка моих родителей.
. Мне нравится высказывание «Самое главное для меня - жизнь и здоровье тех, кого я люблю».
. Я планирую выбрать профессию, которая обеспечит мой карьерный рост.
. Я занимаюсь общественной работой, потому что это поможет мне в достижении моих целей.
. Я стараюсь знакомиться с людьми, которые помогут мне в карьерном росте.
. Я готов (а) бороться со своими конкурентами за «место под солнцем».
. Мне нравится высказывание «Карьеру не сделаешь, карабкаясь по обшарпанным ступеням - нужно оказаться в лифте в подходящей компании».
. Я планирую выбрать работу, смысл которой - помощь людям.
. Я не могу пройти мимо человека, который просит о помощи.
. Я испытываю жалость к бомжам и нищим.
. Я принимаю участие в благотворительных акциях (донорство, сбор средств на лечение, помощь сиротам и т.д.).
. Мне нравится высказывание «Если вы ищете способ сделать свою жизнь осмысленной, начните служить другим людям и помогать им».
. Я планирую выбрать профессию, которая принесет мне известность.
. Я хочу походить на моих кумиров (в спорте, политике, шоу-бизнесе, искусстве, науке и т.д.).
. Мне нравится быть в центре внимания .
. Я с интересом читаю статьи и смотрю передачи о жизни знаменитостей.
. Мне нравится высказывание «Стремление к славе похвально и полезно для общества, так как побуждает людей совершать благородные деяния».
. Я планирую выбрать профессию, которая не помешает мне иметь много свободного времени для отдыха и развлечений.
. Я могу целями днями гулять, общаться с друзьями в инете и реале, смотреть телевизор.
. Если бы у меня было много денег, я бы вообще не работал (а).
. Мне нравятся развлекательные передачи.
. Мне нравится высказывание «Я никогда не стою, если имею возможность сидеть, и никогда не сижу, если имею возможность лежать»
Приложение 4
Результаты тестирования по методике «Ценностные ориентации»
№Многодетные родителиОднодетные родители1.саморазвитиесоциальное положение2.благополучие семьибеззаботная жизнь3.благополучие семьисоциальное положение4.уважение и помощьсоциальное положение5.благополучие семьитворчество6.благополучие семьисаморазвитие7.благополучие семьисоциальное положение8.благополучие семьисоциальное положение
Приложение 5
Результаты анкетирования по методике «Семейные ценности»
№Многодетные родителиОднодетные родители1.финансовая поддержкафинансовая поддержка2.посвященность семьепосвященность семье3.посвященность семьефинансовая поддержка4.сексуальны отношенияработа по дому5.общениеработа по дому6.супруг спутник по отдыхуодобрение7.посвященность семьеработа по дому8.сексуальны отношенияпосвященность семье
Результаты тестирования по методике «Иерархия жизненных ценностей»
№Многодетные родителиОднодетные родители1.здоровьездоровье2.семьяздоровье3.семьяобеспеченность4.семьякарьера5.семьяздоровье6.семьяобеспеченность7.здоровьекарьера8.семьяобеспеченность