Проектирование магазина 'Хозяйственные товары'
Министерство труда, занятости и
социальной защиты Республики Татарстан
Государственное автономное
образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
"НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ" (ГАОУ ВПО НГТТИ)
Факультет
"Технологии торгового дела"
Кафедра "Технологии
продуктов питания"
Курсовой проект
по дисциплине: "Проектирование
торговых предприятий"
тема: "Проектирование магазина
"Хозяйственные товары"
Специальность 080401.65
"Товароведение и экспертиза товаров"
Выполнила: студент гр.294-З
Гатиятуллина Р.И.
Проверил: к. п. н., доцент
Орлова А.И.
Набережные Челны 2013
Содержание
Введение
1. Обоснование выбора места для размещения торгового предприятия
2. Расчетное обоснование проектируемого торгового предприятия
2.1 Расчет потребности в торгово-технологическом оборудовании и его
подбор
2.2 Распределение площади торгового зала по функциональным зонам и
определение эффективности её использования
2.3 Нормы естественного освещения
2.4 Расчет вентиляции
2.5 Расчет отопления торгового зала
3. Архитектурный раздел
3.1 Генеральный план
3.2 Объемно-планировочное решение
3.3 Конструктивные решения
3.3 Внутренняя отделка
4. Охрана труда
Заключение
Список использованной литературы и источников
Приложение
Введение
Торговля является одной из важных сфер жизнеобеспечения
населения. При её посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного
предложения и покупательского спроса.
Главной целью современного этапа экономических
преобразований, проводимых в торговле, является создание благоприятных условий
для эффективной деятельности торговых предприятий.
Основная цель проектирования - обеспечить удобство и
привлекательность покупателям, обеспечить эффективное использование площадей
для достижения планируемого уровня товарооборота и прибыли владельца.
Технологическое проектирование предприятия торговли должно соответствовать всем
требованиям эргономики, мерчендайзинга, логистики, санитарным, противопожарным
и строительным нормам.
Актуальность данной работы заключается в том, что при
проектировании магазина очень важно правильно организовать торговое
пространство, грамотно распланировать маршрут, оптимально разместить товары,
расставить оборудование. Огромное значение имеет не просто расставить
оборудование красиво, но еще и функционально. Необходимо правильно
оптимизировать торгово-технологические процессы. Правильно спроектированный
магазин, современный, стильный дизайн, умелое сочетание форм торговой мебели
поможет не только привлечь покупателей, но и способствовать принятию решения о
покупке, а значит, увеличению объема продаж.
Цель данной курсовой работы - разработка проекта торгового
предприятия, учитывающего все современные требования устройства магазина
"Хозяйственные товары" с торговой площадью 450м2.
В связи с поставленной целью в курсовом проекте решаются
следующие задачи:
обоснование выбора места для размещения торгового
предприятия;
расчетное обоснование проектируемого торгового предприятия;
архитектурное решение торгового предприятия.
Объектом исследования является все
аналогичные хозяйственные магазины.
Предмет исследования - проектируемый
магазин "Хозяйственные товары", торговая площадь - 450 м2,
в котором используется метод продаж - индивидуальное обслуживание, тип магазина
по месту размещения - магазин городского значения - 3Н.
Планировка помещений магазина, количество
разгрузочных мест, состав помещений магазина, их площадь, коэффициент
освещенности, потребность в торгово-технологическом оборудовании торгового
зала, эффективность использования площади торгового зала принимаются по
расчету.
магазин хозяйственный товар торговый
1.
Обоснование выбора места для размещения торгового предприятия
В ряду факторов, определяющих эффективность розничных
торговых предприятий, их рациональное размещение (выбор места) является,
пожалуй, самым главным. Понятно, что действие этого фактора взаимосвязано и с
другими (специализация, размер торгового предприятия и т.д.):
Большое значение выбору местоположения розничного торгового
предприятия придавалось в России в период развития капиталистических отношений
до революции 1917 г. В "Практических советах по торговой практике",
изданных в 1912 г., говорилось, что если купец открывает какой-либо магазин или
лавку, то делает он это для того, чтобы торговать, чтобы сбывать как можно больше
товаров, чтобы получать как можно больше пользы и на эту пользу жить. Это
основа каждого торгового предприятия, разумная цель его существования. Размер
успеха предприятия розничной торговли зависит от величины капитала купца, его
работоспособности и места, в котором расположен магазин.
Проектируемый магазин "Хозяйственные товары" с
площадью торгового зала 450 м2 будет располагаться в городе
Набережные Челны, на Московском проспекте, дом 57. Рядом со строящимся зданием
магазина располагаются жилые дома 58 комплекса Нового города.
Рядом с магазином "Хозяйственные
товары" находится существующий заезд в 58 комплекс, вокруг зеленые
насаждения, имеется тротуар для пешеходов и место для стоянок автомашин.
Складские помещения расположены со стороны
проезда в комплекс и используется для выгрузки товара.
Вход в магазин обеспечивает одновременное
движение двух встречных потоков потребителей на вход и выход.
Проектом предусмотрено подключение к
централизованным сетям: водоснабжение, канализации, электроэнергии и теплоцентрали
(ООО "ЖилЭнергоСервис", ОАО "Челны-Водоканал", ООО ЖЭУ
"Камстройсервис").
Озеленение участка происходит посредством
посадки цветов и кустарников. Территория засеивается газонными травами.
Выбранное место для строительства магазина
"Хозтовары" находится рядом с остановкой, что позволяет покупателям
быстро и удобно добираться до нужного места назначения.
2. Расчетное
обоснование проектируемого торгового предприятия
.1 Расчет
потребности в торгово-технологическом оборудовании и его подбор
Важным этапом планировки торгового зала является выбор
размещаемого в нём торгово-технологического оборудования.
Таблица 2.1
Прогнозируемый ассортимент и анализ уровня полноты его
основных товарных групп
Наименование
товара
|
Количество
наименований ассортимента
|
Уровень
полноты, (Кп)
|
|
|
базовый
|
прогнозируемый
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Ведро
эмалированное
|
15
|
1
|
|
Ведро цинковое
|
10
|
11
|
1,1
|
|
Ведро
пластмассовое
|
13
|
13
|
1
|
|
Тазы
пластмассовые
|
15
|
15
|
1
|
|
Тазы цинковые
|
5
|
5
|
1
|
|
Умывальники
|
5
|
8
|
1,12
|
|
Разделочные
доски
|
18
|
15
|
0,83
|
|
Ножи
|
15
|
13
|
0,86
|
|
Топоры
|
2
|
1
|
0,83
|
|
Вилы
|
3
|
2
|
0,93
|
|
Тяпки
|
2
|
2
|
1
|
|
Лопаты
|
5
|
6
|
1,2
|
|
Метла
|
2
|
3
|
1,5
|
|
Грабли
|
5
|
6
|
1,2
|
|
Гладильная
доска
|
1
|
1
|
1
|
|
Вешалки
|
15
|
13
|
0,87
|
|
Крючки
|
20
|
18
|
0,9
|
|
Стойки
|
3
|
1
|
0,33
|
25
|
25
|
1
|
|
Средства
гигиены
|
30
|
30
|
1
|
|
Косметика
|
43
|
43
|
1
|
|
Семена
|
94
|
94
|
1
|
|
Емкости для
рассады
|
27
|
27
|
1
|
|
Итого
|
22,64
|
|
|
|
|
|
|
Для определения выбора целесообразности того или иного вида
оборудования используется ряд показателей:
Установочная площадь - сумма площадей оснований оборудования
для демонстрации и продажи товаров.
(1.1)
где Si - площадь оснований единицы оборудования,
м2.
Демонстрационная площадь - сумма площадей всех полок, кассет,
панелей, кронштейнов, на которые выкладывается товар.
(1.2)
где oi - площадь под выкладкой единицы оборудования, м2.
Результаты расчётов по формулам 1.1 и 1.2 представлены в таблице
2.2.
Таблица 2.2
Результаты расчётов установочной и демонстрационной площадей
Наименование оборудования
|
Длина, м
|
Ширина, м
|
Высота, м
|
Диам., м
|
Кол-во, шт.
|
Кол-во полок,
шт.
|
Устан. площадь,
м2
|
Дем. пл., м2
|
Стеллажи
пристенные
|
1,2
|
0,58
|
1,3
|
-
|
20
|
5
|
13,9
|
96,5
|
Стойка для
товара
|
1,5
|
0,55
|
0,6
|
-
|
12
|
3
|
9,9
|
29,7
|
Витрина
стеклянная
|
1,18
|
0,97
|
1,2
|
-
|
10
|
3
|
11,5
|
34,5
|
Горки
|
1,3
|
0,87
|
-
|
35
|
2
|
39,6
|
79,2
|
Шкафы
стеклянные
|
0,6
|
0,755
|
1,5
|
-
|
2
|
5
|
0,9
|
4,5
|
ККУ
|
1,5
|
0,7
|
0,8
|
-
|
3
|
-
|
3,15
|
3,15
|
Полки для
хранения
|
1,85
|
0,9
|
0,5
|
-
|
2
|
10
|
3,33
|
33,3
|
Стол для
продавца
|
0,86
|
1
|
0,46
|
-
|
5
|
3
|
4,3
|
12,90
|
Шкафы открытые
|
1,2
|
1
|
0,4
|
-
|
2
|
6
|
2,4
|
14,4
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
135,2
|
316,8
|
Правильно подобранное и расставленное оборудование позволяет
расширить предложение товаров, создать больше удобств для обслуживания
покупателей, увеличить товарооборот на квадратный метр торговой площади и тем
самым добиться более высоких показателей эффективности использования торговых
площадей
2.2
Распределение площади торгового зала по функциональным зонам и определение
эффективности её использования
Эффективность использования площади торговых залов магазинов
при размещении оборудования определяется с помощью ряда показателей:
) Коэффициент использования установочной площади.
Установочная площадь - это часть площади торгового зала,
занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров,
проведения денежных расчётов и обслуживания покупателей. Под эту площадь
отводится примерно 30 - 32 % площади торгового зала. Коэффициент использования
установочной площади представляет собой отношение суммарной установочной
площади оборудования к общей площади торгового зала:
(1.3)
где Si - площадь оснований единицы оборудования, м2.
Площадь узлов расчёта.
Площадь, занимаемая под узлами расчётов, включает площадь, занятую
кабинами и площадь, необходимую для оказания дополнительных услуг покупателям в
процессе расчётных операций. На каждые 160м2 площади торгового зала
должен приходиться 1 узел расчёта. Следовательно, в проектируемом торговом
зале, площадью 450м2 должно размещаться 2,8 узла расчёта общей
площадью 45м2. Площадь под узлами расчётов занимают в среднем - 10 %
площади торгового зала.
Площадь проходов для покупателей.
Ширина проходов устанавливается строительными нормами и правилами.
Для создания комфортных условий перемещения покупателей необходимо
от 4 до 10м2 торговой площади на покупателя. Принимаем площадь для
прохода покупателей 135м2.
Проходы для покупателей подразделяются на магистральные (основные)
и боковые. Магистральные проходы связывают все зоны торгового зала и идут вдоль
стен. Их ширина должна обеспечивать беспрепятственное перемещение основных
покупательских потоков.
Площадь для прохода покупателей в проектируемом торговом зале
составляет 30%.
Таблица 2.2
Фактическое соотношение функциональных зон торгового зала
Функциональные
зоны
|
Площадь,
занимаемая указанной функциональной зоной
|
в абсолютном
выражении, м2
|
Площадь под
оборудование
|
30
|
135
|
Площадь под
узлами расчетов
|
10
|
45
|
Площадь для
проходов покупателей
|
30
|
135
|
Площадь под
рабочими местами продавцов
|
30
|
135
|
ИТОГО
|
100
|
450
|