Проектирование одноступенчатого цилиндрического редуктора

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    311,37 Кб
  • Опубликовано:
    2016-02-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проектирование одноступенчатого цилиндрического редуктора

Содержание

Введение

. Выбор электродвигателя и кинематический расчет привода

. Подбор материала зубчатых колес

. Расчет зубчатых колес редуктора

. Предварительный расчет валов редуктора

. Конструктивные размеры шестерни и колеса

. Конструктивные размеры корпуса редуктора

. Расчет параметров открытой передачи

. Первый этап компоновки редуктора

. Выбор подшипников качения

. Проверка долговечности подшипников

. Второй этап компоновки редуктора

. Проверка прочности шпоночных соединений

. Уточненный расчет валов

. Выбор и анализ посадок

. Выбор сорта масла

. Сборка редуктора

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Во многих отраслях машиностроения большое практическое применение получили редукторы. Редуктор - это механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи мощности от двигателя к рабочей машине.

Данный курсовой проект включает в себя анализ назначения и условий работы проектируемых деталей, наиболее рациональные конструктивные решения с учетом технологических, монтажных, эксплуатационных и экономических требований, кинематические расчеты, определение сил, действующих на детали и узлы, расчеты конструкций на прочность, выбор материалов, процесс сборки и разборки конструкций и многое другое.

Основные цели проекта: Овладеть техникой разработки конструкторских документов на различных стадиях проектирования, приобрести навыки самостоятельного решения инженерно-технических задач, научиться работать со стандартами, различной инженерной, учебной, и справочной литературой (каталогами, атласами, Классификатором ЕСКД).

1. Выбор электродвигателя и кинематический расчет

Значения КПД [таблица 1.1, стр. 5] примем:

КПД пары цилиндрических зубчатых колес (редуктор)  = 0,98; коэффициент, учитывающий потери пары подшипников качения  = 0,99; КПД открытой зубчатой передачи  = 0,96; КПД, учитывающий потери в опорах вала  = 0,99.

Общий КПД привода:

 =       [2, с. 4]

 = 0,98    0,96  0,99 = 0,913.

Требуемая мощность электродвигателя:

 [2, с. 4]

 Вт

Оптимальное передаточное отношение [2, с. 8]:

i = iр  iозп = (2…6)  (2…6) = (4…36)

Таблица 2 - выбор электродвигателя

Частота электродвигателя

Тип привода

3000

37,5

1500

18,75

1000

12,5

750

9,38


По таблице П1 приложения [стр. 390] выбираем трехфазный электродвигатель короткозамкнутый серии 4А, закрытый обдуваемый, марки 4А112М4У3 с частотой вращения nс = 1500 мин-1, мощностью Рэл.дв. = 5,5 кВт и скольжением S = 3,7 %.

Определим номинальную частоту вращения вала электродвигателя [2, с. 4]:

nном = nc  (1 - S)

nном = 1500  (1 - 0,037) = 1444,5 мин-1

Найдем угловую скорость вращения вала электродвигателя:

 [2, с. 290]

 рад/с

Передаточное отношение привода:

 [2, с. 8]

Теперь передаточные числа для редуктора примем up = 5, а для открытой зубчатой передачи uозп = 3,6.

И так, кинематические характеристики первого вала редуктора: частота вращения n1 = 1444,5 мин-1, угловая скорость 1 = 151,3 рад/с, а вращающий момент:

Т1 =  [2, с. 291]

Т1 =  = 36,6 Н  м  

Определим кинематические характеристики второго вала редуктора.

Частота вращения:

n2 =  [2, с. 291]

n2 =  = 289 мин-1

Угловая скорость:

 [2, с. 291]

 = 30,3 рад/с

Вращающий момент:

Т2 = Т1  up [2, с. 291]

Т2 = 36,1  5 = 180,5 Н  м

Кинематические характеристики третьего вала: частота вращения n3 = 80 мин-1, угловая скорость:

 [2, с. 291]

 рад/с

Вращающий момент:

Т3 =

Т3 =  = 602,4 Н  м

Таблица 3 - кинематические характеристики валов привода

Вал

Частота вращения, мин-1

Угловая скорость, рад/с

Вращающий момент, Н * м

1444,5

151,3

36,1

289

30,3

180,5

80

8,3

602,4


. Подбор материала зубчатых колес

Выбираем материалы со средними механическими характеристиками [таблица 3.3, стр. 34]: для шестерни - сталь 45, термическая обработка - улучшение, твердость - HB 230; для колеса - сталь 45, термическая обработка - улучшение, твердость - HB 200.

Допускаемые контактные напряжения:

 [2, с. 33]

где - предел контактной выносливости при базовом числе циклов;

KHL - коэффициент долговечности;

[SH] - коэффициент безопасности.

[Таблица 3.2, стр. 34] предел контактной выносливости при базовом числе циклов для углеродистых сталей с твердостью поверхностей зубьев менее HB 350 и термической обработкой - улучшением:

 [2, с. 34]

Коэффициент долговечности принимаем KHL = 1, т.к. число циклов нагружения каждого зуба колеса больше базового :

KHL = , [2, с. 33]

где  - реальное число циклов;

 - базовое число циклов.

Для шестерни :

KHL =  = 0,478

Для колеса:

KHL =  = 0,621

Коэффициент безопасности [SH] =1,10.

Для косозубых колес допускаемое контактное напряжение рассчитывается по формуле:

[2, с. 35]

где  - допускаемые контактные напряжения для шестерни ,

- допускаемые контактные напряжения для колеса.

 МПа

 МПа

Тогда расчётное допускаемое контактное напряжение:

[МПа

Требуемое условие:

 [2, с. 35]

выполнено (410  525,44).

. Расчёт зубчатых колес редуктора

Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев вычисляется по формуле:

, [2, с. 32]

где Ka = 43 - для косозубых передач;

 - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца. Принимаем по таблице 3.1 (стр.32) = 1,15;

= (0,25ч0,63) - для косозубых передач. Принимаем = 0,3.

141,4 мм

Ближайшее значение межосевого расстояния по ГОСТ 2185-66  = 140 мм.

Нормальный модуль зацепления принимаем по следующей рекомендации:

mn=(0,01…0,02) ·  [2, с. 293]

mn=(0,01…0,02) · 140 = (1,4…2,8) мм

принимаем по ГОСТ 9563-60* mn=2.

Предварительно примем угол наклона зубьев в=100 и определим числа зубьев шестерни и колеса:

 [2, с. 293]

Z1 =  = 22,9

Принимаем z1=23, тогда:

Z2 = Z1  u [2, с. 293]

Z2 = 23  5 = 115

Рассчитаем уточненное значение угла наклона зубьев:

 [2, с. 34]

 =  = 0,985

в = 90 7

Основные размеры шестерни и колеса:

Диаметры делительные:

 [2, с. 45]

d1 =  = 46,7 мм


d2 =  = 233,3 мм

Проверку произведем по формуле:

 [2, с. 45]

мм

Диаметры вершин зубьев [2, с. 4]:


da1 = 46,7 + 2  2 = 50,7 мм


 мм

Диаметры окружности впадин зубьев:

 [2, с. 45]



Ширина колеса:

 [2, с. 294]

 мм

Ширина шестерни:


мм

Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру:

 [2, с. 294]

Принимаем (стр. 39)

Определяем окружную скорость колес и степень точности передачи [2, с. 294]:


 = 3533 мм/с = 3,53 м/с

Для косозубых колес при скорости  до 10 м/c назначают 8-ю степень точности по ГОСТ 1643-81; при этом =1,0ч1,05 (стр. 32).

Рассчитаем коэффициент нагрузки по формуле:


где - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями. Принимаем =1,09 (по таблице 3.4, стр. 39);

- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца. Принимаем =1,04 (по таблице 3.5, стр. 39);

- динамический коэффициент. Принимаем =1,0 (по таблице 3.6, стр. 40).

Проверка контактных напряжений по формуле [2, с. 31]:


Рассчитаем силы, действующие в зацеплении:

Окружная сила [2, с. 294]:


Ft =  = 1546 Н

Радиальная [2, с. 158]:


где б - угол зацепления в нормальном сечении.

Fr = 1546   = 571,3 Н

Осевая [2, с. 158]:


Fa = 1546 0.17 = 264,3 Н

Проверка зубьев на выносливость по напряжениям изгиба:

 [2, с. 46]

где - коэффициент нагрузки;

- коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий от эквивалентного числа зубьев Zv.

Найдём коэффициент нагрузки :

 [2, с. 42]

где - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине зуба. Выбираем (по таблице (3.7), стр. 43) = 1,10;

- коэффициент, учитывающий динамическое действие нагрузки. Выбираем (по таблице (3.8), стр.43) = 1,1

Найдём коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий от эквивалентного числа зубьев Zv:

 [2, с. 46]

Для шестерни [по ГОСТ 21354-75 (стр. 42)] YF1 = 3,90, т.к.:    

Zv1 =  = 24

Для колеса [по ГОСТ 21354-75 (стр. 42)] YF2 = 3,6, т.к.:  

Zv2 =  = 120,3

Определяем допускаемое напряжение по формуле :

 [2, с. 43]

где - коэффициент безопасности.

По таблице (3.9) [стр. 44] для стали 45 улучшенной при твердости HB350 =1,8HB: для шестерни: =1,8 · 230 = 415 МПа

для колеса: =1,8 · 200 = 360 МПа

Коэффициент безопасности :


где - коэффициент, учитывающий нестабильность свойств материала зубчатых колес. По таблице (3.9) = 1,75 (стр. 44);

- коэффициент, учитывающий способ получения заготовок зубчатого колеса. Для поковок и штамповок =1,0, тогда коэффициент безопасности = 1,75.

Допускаемые напряжения для шестерни и колеса равны:

 МПа

 МПа

Определяем коэффициент  по формуле :

 [2, с. 46]

где - угол наклона делительной линии зуба

Определяем коэффициент  по формуле :

 [2, с. 47]

где =1,5 - коэффициент торцевого перекрытия;

n=8 - степень точности зубчатых колес

Проверяем прочность зубьев на выносливость по напряжениям изгиба:

Условие прочности выполнено.

. Предварительный расчёт валов редуктора

Предварительный расчёт проведём на кручение по пониженным допускаемым напряжениям:

 [2, с. 161]

где Т - крутящий момент,

 - допускаемое напряжение на кручение. Для ведущего вала =25 МПа, для ведомого вала =20 МПа.

Ведущий вал:

dв1 =  = 19,5 мм

У подобранного электродвигателя марки 4А112М4У3 (по таблице П2) диаметр вала может быть только dдв = 32 мм. Выбираем фланцевую муфту с расточками полумуфт под dдв = 32 мм и dв1 = 24 мм. Примем под подшипниками dп1 = 25 мм. Под шестерней dк1 = 27 мм.

Ведомый вал:

dв2 =  = 35,8 мм

Принимаем ближайшее большее значение из стандартного ряда (стр. 162): dв2 = 36 мм. Диаметр вала под подшипниками принимаем dп2 = 40 мм, под зубчатым колесом dк2 = 45 мм.

. Конструктивные размеры шестерни и колеса

Размеры шестерни: d1 = 46,7 мм; dа1 = 50,7 мм; b1 = 47 мм.

Колесо кованое, его размеры: d2 = 233,3 мм; dа2 = 237,3 мм; b2 = 42 мм.

Диаметр ступицы:

dст = 1,6 dк2

dст = 1,6  45 = 72 мм

Длина ступицы:

lст = (1,2…1,5) dк2

lст = (1,2…1,5)  45 = (54…67,5) мм

Принимаем длину ступицы lст =54,5 мм.

Толщина обода:

 = (2,5…4) mn

 = (2,5…4)  2 = (5…8) мм

Принимаем  = 8 мм.

Толщина диска:

C = 0,3 b2

С = 0,3  42 = 12,6 мм

Диаметр центровой окружности :


Диаметр отверстий:


мм

Толщина рёбер:

s = 0,8C [2, с. 233]

s = 0,8  12,6 = 10,08 мм

. Конструктивные размеры корпуса редуктора

Основные элементы корпуса редуктора из чугуна определяем по таблице 20.2 [2, с. 241]. Толщина стенки одноступенчатого цилиндрического редуктора:


мм

Принимаем мм.

Толщина крышки редуктора:


мм

Принимаем мм.

Толщина верхнего пояса (фланца) корпуса:


мм

Толщина нижнего пояса (фланца) крышки корпуса:


мм

Толщина нижнего пояса корпуса:


мм

Принимаем мм.

Диаметры фундаментальных болтов:


 

Принимаем болты с резьбой М20.

Диаметры болтов, крепящих крышку к корпусу у подшипников:


мм

Принимаем болты с резьбой М12.

Диаметры болтов, соединяющих крышку с корпусом:


мм

Принимаем болты с резьбой М10.

. Расчёт параметров открытой передачи

Для открытой зубчатой конической передачи выберем для изготовления шестерни легированную сталь 40Х улучшенную с твердостью HB 270, а для колеса сталь 40Х улучшенную с твердостью HB 245.

Допускаемые контактные напряжения рассчитываем по формуле 13:

для шестерни  МПа

для колеса  МПа

И допускаемое контактное напряжение по формуле 16:

[МПа

Внешний делительный диаметр колеса:

 [2, с. 49]

где   коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца, при консольном расположении одного из колес принимаем по таб. 3.1 (стр. 32) = 1,35;

  коэффициент ширины венца по отношению к внешнему конусному расстоянию (принимаем рекомендуемое значение ).

Для колес прямозубых передач =99.

мм

Ближайшее значение = 400 мм.

Примем число зубьев шестерни z1 = 23, число зубьев колеса z2 = 81, тогда u = 3,52 (отклонение от стандартного значения составляет 0,84%).

Внешний окружной модуль:

 [2, с. 52]

мм  5 мм

Углы делительных конусов :

 [2, с. 52]


Внешнее конусное расстояние:


мм

Ширина венца:

 [2, с. 52]

 мм

Внешний делительный диаметр шестерни:


мм

Средний делительный диаметр шестерни :

 [2, с. 365]

мм

Средний окружной модуль зубьев :


мм

Коэффициенты ширины шестерни по среднему диаметру:


Средняя окружная скорость и степень точности передачи:

 [2, с. 366]

 м/с

Принимаем 7-ю степень точности, назначаемую обычно для конических передач.

Коэффициент нагрузки для проверки контактных напряжений:


по табл. 3.5 =1,24

по табл. 3.4 =1,0

по табл. 3.6 =1,0

Таким образом

=

Проверка контактных напряжений:

 [2, с. 47]

МПа<[] = 460 МПа

Окружная сила:

 [2, с. 366]

 Н

Проверка зубьев на выносливость по напряжениям изгиба:

 [2, с. 366]

Коэффициент нагрузки ==1,62

по табл. 3.7 (стр. 43)=1.62, по табл. 3.8 (стр. 43) =1,0.

Коэффициент выбирается следующим образом:

 [2, с. 366]

Для шестерни  

Для колеса

При этом = 3,75 и =3,60.

Допускаемое напряжение:

[2, с. 367]

По табл. 3.9 для стали 40Х улучшенной при твердости НВ<350 предел выносливости при отнулевом цикле изгиба =1,8 НВ; для шестерни =1,8270=486 МПа; для колеса  МПа.

Коэффициент безопасности , как и в основном расчете.

Допускаемые напряжения и отношения :

для шестерни МПа; МПа;

для колеса МПа; МПа.

Дальнейший расчет ведем для зубьев колеса, так как

< [2, с. 367]

Проверяем зуб колеса:

МПа<

Условие выполняется.

Параметры конических зубчатых колёс приведены в таблице 4.

Таблица 4 - конические зубчатые колёса с круговыми зубьями

Параметры

Обозначение и значение параметра

Внешний делительный диаметр

de1 = 115 мм; de2 = 400 мм

Внешний торцовый модуль

me = 5 мм

Внешнее конусное расстояние

Re = 210,5 мм

Ширина венца

b = 60 мм

Среднее конусное расстояние

R = 180,5мм

Средний окружной модуль

m = 4,3 мм

Внешняя высота зуба

he = 11 мм

Средний делительный диаметр

d1 = 90,3 мм; d2 = 348,3 мм

Внешняя высота головки зуба

hae = 5 мм;

Внешняя высота ножки зубы

hfe = 6 мм;

Угол делительного конуса

;

Угол ножки зуба

 f = 1,6

Угол головки зуба

a = 1,6

Внешний диаметр вершин зубьев

dae1 = 124,6 мм; dae2 = 402,73 мм;


. Первый этап компоновки редуктора

Компоновку обычно проводят в два этапа. Первый этап компоновки служит для приближенного определения положения зубчатых колес и шестерни открытой конической передачи относительно опор для последующего определения опорных реакций и подбора подшипников.

Компоновочный чертеж выполняем в одной проекции - разрез по осям валов при снятой крышке редуктора; желательный масштаб 1:1.

Учитывая межосевое расстояние аw=140 мм, вычерчиваем упрощенно шестерню и колесо в виде прямоугольников, очерчиваем внутреннюю стенку корпуса.

Очерчиваем внутреннюю стенку корпуса, зазор от торца шестерни: А1 = 1,2∙д = 1,2∙8 = 10 мм, зазор от окружности вершин зубьев колеса до внутренней стенки корпуса примем: А = 20 мм, остальные расстояния и зазоры принимаем конструктивно.

Предварительно намечаем радиально упорные однорядные шарикоподшипники легкой и особо легкой серии (; габариты подшипников выбираем по диаметру вала в месте посадки подшипников dn1 = 25 мм и dn2 = 40 мм.

Измерением находим расстояния: на ведущем валу l1 = 41,5 мм и на ведомом l2 = 44,5 мм, l3 = 96,5 мм.

9. Выбор подшипников качения

Таблица 5 - шарикоподшипники радиально-упорные однорядные

Условное обозначение подшипника

d

D

B

r

Грузоподъемность, кН


мм

мм

мм

мм

динамическая С

статическая С0

36105

25

47

12

1

11,8

6,29

36208

40

80

18

2

38,0

23,2


10. Проверка долговечности подшипников

Ведущий вал (рисунок 2).

Из предыдущих расчетов и первого этапа компоновки Ft = 1546 H, Fr = 571,3 Н, Fa = 264,3 H, l1 = 41,5 мм.

Реакции опор:

в плоскости xz


в плоскости yz

Рисунок 2. Расчетная схема ведущего вала

Проверка

Суммарные реакции


Эквивалентная нагрузка:

 [2, с. 212]

где радиальная нагрузка Рr1 = 801 H; осевая нагрузка Ра = Fa =264,3; V = 1 (вращается внутреннее кольцо); коэффициент безопасности для приводов Кd = 1; КТ = 1 [2, с. 214].

Отношение , е = 0,39 [2,с. 212],

отношение  тогда X = 1; Y = 0

Расчетная долговечность, млн. об

 [2, с. 211]

Расчетная долговечность, ч

 [2, с. 211]

Ведомый вал (рисунок 3).

На колесе несет нагрузки: Ft = 1546 H, Fr = 571,3 Н, Fa = 264,3 H; На коническом колесе: Ftk = 3652,7 H, Frk = 363,3 Н, Fak = 1278,8 H; Из первого этапа компоновки l2 = 44,5 мм, l3 = 96,5 мм, R=49,3 мм.

в плоскости хz:


Рисунок 3. Расчетная схема ведомого вала

в плоскости уz:








Отношение , е = 0,39 [2,с. 212], отношение  тогда X = 1; Y = 0.

Н; млн.об.

Номинальная долговечность в часах:

, [2, с.307]

ч

Сроки службы подшипников больше срока эксплуатации редуктора.

11. Второй этап компоновки редуктора

Второй этап компоновки имеет целью конструктивно оформить зубчатые колеса, валы, корпус, подшипниковые узлы и подготовить данные для проверки прочности валов и некоторых деталей.

Вычерчиваем шестерню и колесо по конструктивным размерам, найденным ранее.

Конструируем узлы ведущего и ведомого валов. На ведущем и ведомом валах применяем шпонки призматические со скругленными торцами по ГОСТ 233-78. Вычерчиваем шпонки, принимая их длины на 5-10 мм меньше длин ступиц.

. Проверка прочности шпоночных соединений

Шпонки призматические со скругленными торцами. Размеры сечений шпонок и пазов и длины шпонок по ГОСТ 23360-78. Материал шпонок - сталь 45 нормализованная.

Условие прочности:

 [2, с.310]

Допускаемые напряжения смятия [sсм]=100¸120 МПа.

Ведущий вал. Проверяем шпонку на быстроходном валу - под полумуфтой: d = 24 мм; сечение шпонки b х h = 8 x 7 мм, t1 = 4 мм, длина шпонки l = 30 мм, момент на ведущем валу Т1 = 36,1 Нм.

Условие прочности выполнено. Полумуфту изготавливают из чугуна марки СЧ 20.

Проверяем шпонку под шестерней: d = 27 мм; сечение шпонки b x h =8 x 7 мм, t1 = 4 мм; длина шпонки l = 38 мм, момент на валу Т1 = 36,1 Нм.

Ступица изготовлена из стали 45. Следовательно, условие прочности sсм<[sсм] выполнено.

Ведомый вал. Проверяем шпонку под колесом тихоходного вала: d = 45 мм; сечение шпонки b x h =14 x 9 мм, t1 = 5,5 мм; длина шпонки l = 40 мм, момент на ведомом валу Т2 = 180,5*103 Нм.

Ступица изготовлена из стали 45. Следовательно, условие прочности sсм<[sсм] выполнено.

Проверяем шпонку под коническим зубчатым колесом: d=36 мм; сечение шпонки bxh=10 x 8мм, t1 = 5 мм; длина шпонки l = 52 мм, момент на валу Т2 = 180,5*103 Нм.

Условие выполнено. Зубчатое колесо изготавливают из стали 45.

13. Уточненный расчет валов

Примем, что нормальные напряжения от изгиба изменяются по симметричному циклу, а касательные от кручения - по отнулевому.

Уточненный расчет состоит в определении коэффициентов запаса прочности s для опасных сечений и сравнении их с требуемыми (допускаемыми) значениями [s]. Прочность соблюдена при s³[s].

Ведущий вал (рисунок 4).

Материал вала сталь 45, термическая обработка - улучшение.

При диаметре заготовки до 90 мм (в нашем случае dв1 = 27мм) среднее значение sв = 780 МПа [2, с. 34].

Рисунок 4. Сечения ведущего вала

Предел выносливости при симметричном цикле изгиба


Предел выносливости при симметричном цикле касательных напряжений


Сечение А-А. Это сечение при передаче вращающего момента от электродвигателя через муфту рассчитываем на кручение. Концентрацию напряжений вызывает наличие шпоночной канавки.

Коэффициент запаса прочности [2, с.164]

 

где амплитуда и среднее значение отнулевого цикла


При d = 24мм, b = 8 мм, h = 7 мм, t1 = 4 мм


.

Принимаем [2, c. 165, c. 166] kt = 1,68 [табл. 8.5]; et = 0,77 [табл. 8.8]; yt = 0,1.


s = st - коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям.

ГОСТ 16162-78 указывает на то, чтобы конструкция редукторов предусматривала возможность восприятия радиальной консольной нагрузки, приложенной в середине посадочной части вала. Величина этой нагрузки для одноступенчатых зубчатых редукторов на быстроходном валу должна быть  при

Приняв у ведущего вала длину посадочной части под муфту равной длине полумуфты l = 40 мм, получим изгибающий момент в сечении А-А от консольной нагрузки


Амплитуда нормальных напряжений изгиба [2. с. 314]


sm = 0 - среднее напряжение.

Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям [2, c. 165, 166] ks = 1,8, es =0,92.


Результирующий коэффициент запаса прочности


Сечение Б-Б. Диаметр вала в этом сечении 27 мм b = 8 мм, h = 7 мм, t1 = 4 мм. Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночной канавки под шестерней.

Принимаем [2, c. 165, c. 166] ks = 1,8, kt = 1,68 [табл. 8.5]; es =0,92, et = 0,77 [табл. 8.8]; yt = 0,1; крутящий момент Т1 = 36100 Н*мм.

Изгибающий момент в горизонтальной плоскости



Изгибающий момент в вертикальной плоскости


Суммарный изгибающий момент в сечении Б-Б


Момент сопротивления кручению

Момент сопротивления изгибу


Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений


Амплитуда нормальных напряжений изгиба

МПа

Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям

Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям


Результирующий коэффициент запаса прочности в сечении Б-Б


Ведомый вал (рисунок 5).

Материал вала такой же, как у ведущего.

Рисунок 5. Сечения ведомого вала

Сечение А-А. Диаметр вала в этом сечении 36 мм. Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночной канавки под коническим зубчатым колесом. Принимаем [2, c. 165, c. 166] ks = 1,8, kt = 1,68 [табл. 8.5]; es =0,85, et = 0,73 [табл. 8.8]; yt = 0,1; крутящий момент Т2 = 180500 Н*мм.

Изгибающий момент в сечении А-А:


Момент сопротивления кручению

Момент сопротивления изгибу


Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений


Амплитуда нормальных напряжений изгиба

МПа

Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям


Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям


Результирующий коэффициент запаса прочности в сечении А-А


Сечение Б-Б. Диаметр вала в этом сечении 45 мм. Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночной канавки под колесом. Принимаем [2, c. 165, c. 166] ks = 1,8, kt = 1,68 [табл. 8.5]; es =0,83, et = 0,71 [табл. 8.8]; yt = 0,1; крутящий момент Т2 = 180500 Н*мм.

Изгибающий момент в сечении Б-Б

Момент сопротивления кручению и момент сопротивления изгибу



Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений


Амплитуда нормальных напряжений изгиба

МПа

Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям


Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям


Результирующий коэффициент запаса прочности в сечении Б-Б


Таблица 6 - уточненный расчет валов


Ведущий вал

Ведомый вал

Сечение

А-А

Б-Б

А-А

Б-Б

Коэффициент запаса s

11,16

3,2

3,3

3,9


Во всех сечениях s > [s].

14. Выбор и анализ посадок

Посадки назначаются в соответствии с указаниями, данными в табл. 10.13 [2, с. 263] по ГОСТ 25347-82.

 

Таблица 7 Посадка зубчатого колеса на ведущий вал 45H7/p6.

Деталь

max, мм

min, мм

Отверстие

45,025

45,000

Вал

45,042

45,026


Рис. 6

Nmax = 45,042 - 45,000 = 0,042 мм

Nmin = 45,026 - 45,025 = 0,001 мм

Рис. 7

Вывод: Посадка с натягом в системе отверстия.

 

Таблица 8 Посадка ведомый вал - распорная втулка 25E9/k6.

Деталь

max, мм

min, мм

Отверстие

25,092

25,040

Вал

25,015

25,002


Рис. 8

Smax = 25,092 - 25,002 = 0,090 мм

Smin = 25,040 - 25,015 = 0,025 мм

Рис. 9

Вывод: Посадка с зазором в системе вала.

Таблица 9 Посадка крышка - корпус редуктора 47H7/h8.

Деталь

max, мм

min, мм

Отверстие

47,025

47,000

Вал

47,000

46,961


Рис. 10

Smax = 45,042 - 45,000 = 0,064 мм

Smin = 47,000 - 47,000 = 0,000 мм

Рис. 11

Вывод: Посадка с зазором в системе отверстия.

. Выбор сорта масла

Смазывание зубчатого зацепления производится окунанием зубчатого колеса в масло, заливаемое внутрь корпуса до максимального уровня, объёмом 1 литр. По табл. 10.8 [2, с. 253] устанавливаем вязкость масла, она должна быть примерно равна 2810-6 м2/с. Принимаем масло индустриальное И-30А.

16. Сборка редуктора

Перед сборкой редуктора выполняют все технические требования, представленные на сборочном чертеже. Сборку производят в соответствии со сборочным чертежом, начиная с узлов валов: в ведущий вал закладывают шпонку 8х7х38 и напрессовывают шестерню до упора в бурт вала. Затем надевают распорную втулку и шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле.

В ведомый вал, аналогично, закладывают шпонку 14х9х40 и напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала. Затем надевают распорную втулку и шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле.

Собранные валы укладывают в основание корпуса, устанавливают крышку с помощью двух конических штифтов, затягивают болты, крепящие крышку к корпусу (после закрепления крышки болтами штифты можно убрать).

На валы надевают распорные кольца, ставят крышки подшипников, предварительно подобрав регулировочные прокладки. Делают проверку на отсутствие заклинания подшипников и окончательно закрепляют крышки подшипников.

Затем через смотровой люк заливают масло (в количестве 1 литр), с помощью маслоуказательного жезла проверяют уровень масла, закрывают смотровой люк, затягивают его болтами (между люком и корпусом укладывают прокладку из технического картона). Собранный редуктор обрабатывают и подвергают испытаниям на стенде по программе, установленной техническими условиями.

Заключение

В ходе проектирования невозможно было подобрать «экономически-выгодный» радиально-упорный подшипник. Это, скорее всего, и является главным недостатком редуктора. Для того, чтобы выбрать подшипник подешевле (или тот, который будет выдерживать меньшую нагрузку), можно будет попробовать, к примеру, поставить подшипники радиально однорядные особолегкой серии или уменьшить вал, выбрав изначально другой электродвигатель, с меньшим диаметром вала. Хотя ведомый вал подобран нормально, и мне кажется, что если взять вал с меньшим диаметром, то в конечном итоге не выполнится условие в уточненном расчете вала.

На примере проектирования одноступенчатого цилиндрического редуктора я приобрел навыки проектирования, основы конструирования, работы с учебной литературой и справочными данными. Надеюсь, что это пригодится мне в дальнейших работах.

электродвигатель редуктор шестерня подшипник

Список использованной литературы

1) Конструирование узлов и деталей машин: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / П.Ф. Дунаев, О.П. Леликов. - 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 496 с.

) Курсовое проектирование деталей машин: Учебное пособие / С.А. Чернавский, К.Н. Боков, И.М. Чернин, Г.М. Ицкович, В.П. Козинцов. - 3-е изд., стереотипное. Перепечатка с издания 2013. - М.: ООО ТИД «Альянс», 2005. - 416 с.

) Атлас конструкций редукторов, Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - К: Выща шк. 1990. - 151 с.: ил.

) Черчение: учебник для машиностроительных специальностей средних специальных учебных заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 2012. - 303с. с ил.

Похожие работы на - Проектирование одноступенчатого цилиндрического редуктора

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!