Сборка заднего моста автомобиля Nissan Atlas
Министерство
образования и науки Российской Федерации
Краевое
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего
профессионального образования
«Комсомольский-на-Амуре
строительный колледж»
Механическое
отделение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
к курсовому
проекту
по теме Сборка заднего моста А/м
Nissan Atlas
Специальность
190631«Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта»
Студент группы 141
Я.А. Дюнин
Руководитель проекта
А. В. Аксёнов
2015г.
Ведение
Ремонт - комплекс мероприятий по
восстановлению работоспособного
<#"872391.files/image001.gif">
Рисунок 1.1. Подшипник. 2. Ось сателитов. 3.
Сателлит. 4.Шестерня полуоси. 5. Шайба упорная. 6. Коробка дефферинциала. 7.
Шестерня ведомая. 8. Болт шестерни. 9. Пробка сливная. 10. Крышка подшипника.
11. Кольцо подшипника. 12. Болт стопора. 13. Стопорная шайба. 14. Гайка
редуктора. 15. Картер заднего моста. 16. Болт. 17.Шайба пружинная. 18. Втулка
распорная. 19. Подшипник. 20. Сальник. 21. Шайба. 22. Гайка ведомой шестерни.
23. Фланец кардана. 24. Кольцо грязеуловитель. 25. Кольцо подшипника. 26.
Картер редуктора главной передачи. 27. Шестерня ведущая. 28. Кольцо подшипника.
29. Подшипник
1.2 Возможные неисправности, причины их
возникновения, способы устранения
Таблица 1 - Неисправности, причины их
возникновения, способы устранения
Неисправность
|
Причина
неисправности
|
Метод
устранения
|
Быстрый
износ деталей заднего моста.
|
Недостаточное
количество масла.
|
Восстановите
уровень масла и проверьте, нет ли утечки через уплотнения или в балке заднего
моста.
|
Повреждение
подшипников полуоси.
|
Незатянута
гайка подшипника.
|
Замените
подшипники.
|
Износ,
нагрев или разрушение подшипников ведущей шестерни.
|
Перетянута
гайка подшипника.
|
Ослабить
гайку, в случае если изношены детали, заменить.
|
Повреждена
уплотнительная прокладка.
|
Ослабленные
болты крепления картера редуктора заднего моста.
|
Затяните
болты; замените уплотни тельные прокладки.
|
Износ
или повреждение сальника ведущей шестерни.
|
Высокий
уровень масла в картере.
|
Замените
сальник.
|
Балка
заднего моста деформирована.
|
Может
быть повреждена в результате сильного удара.
|
Выправьте
балку и проверьте ее размеры.
|
1.3 Технические условия на сборку
При сборке особое внимание
уделяется коническим шестерням гипоидной передачи. Качество их зацепления
обусловливается величиной бокового зазора между зубьями, уровнем шума,
величиной и расположением пятна контакта. Низкое качество сборки значительно
снижает работоспособность этой передачи по причине появления задиров и
усиливает шум. Величина бокового зазора гипоидной пары должна находиться в
пределах 0,12-0,3-5 мм. Зазор между зубьями замеряют щупом у широкой части зуба
не менее чем для трех зубьев ведомой шестерни.
Для адекватной установки зубьев
но пятну контакта фиксируют стакан в сборе с ведущей конической шестерней на
картере редуктора и на рабочие поверхности зубьев ведомой конической шестерни
наносят тонким слоем масляную краску.
За этим, притормаживая ведомую
шестерню, поворачивают вал ведущей конической шестерни в разные стороны. Если
положение пятна контакта неправильное, следует выполнить регулировку зацепления
перемещением ведущей и ведомой шестерен в осевом направлении, применяя
соответствующие наборы прокладок. Перемещение ведущей конической шестерни
реализовывается изменением толщины прокладок, установленных между фланцами
картера вала ведущей шестерни и картером редуктора. Ведомая шестерня передвигается
за счет перекладывания прокладок из-под фланцев одной крышки картера редуктора
под фланец другой крышки без изменения их общей толщины, чтобы не нарушить
регулировку подшипников вала ведущей цилиндрической шестерни.
Уровень шума (для легковых
автомобилей не более 50, а для грузовых автомобилей - не более 80 дБ), должен
быть в пределах допустимых норм. Для создания предварительного натяга
конических подшипников вала ведущей конической шестерни используют набор
регулировочных шайб, устанавливаемых между торцами внутреннего кольца
подшипника и распорной втулки. При этом момент сопротивления вращению вала
ведущей шестерни в подшипниках для автомобиля Nissan Atlas должен располагаться
в пределах 1,0- 3,5 Н-м, что соответствует усилию 16,6-58,3 Н.
Во время сборки дифференциала
контролируют биение тыльной части ведомой конической шестерни, коробки
сателлитов ориентируют относительно друг друга, боковой зазор в зацеплении
зубьев шестерен полуосей и сателлитов и плавность вращения шестерен полуосей.
Сборка карданной передачи.
Процесс сборки карданной передачи осуществляется из предварительно собранных
узлов (карданных валов, промежуточной опоры шарниров). Детали карданной
передачи перед началом произведения сборки обязательно следует промыть и обдуть
сжатым воздухом, а игольчатые подшипники смазать жидкой смазкой.
В отверстия смазочных каналов
должны быть ввернуты предохранительные клапаны, а смазочные каналы крестовин
должны быть прочищены. Необходимо следить за тем, чтобы при сборке карданной
передачи автомобиля ЗИЛ-130 фланцы-вилки у коробки передач и заднего моста
располагались во взаимно перпендикулярных плоскостях.
При сборке карданных передач
контролируют:
· осевой люфт
крестовин, легкость вращения подшипника опоры,
· перемещение
скользящей вилки,
· суммарный окружной
люфт карданных валов,
· проверяют прогиб
трубы вала.
Собранные карданные валы
обязательно подвергают балансировке. Рекомендуется при наличии необходимого
оборудования проводить балансировку карданной передачи автомобиля в сборе. При
этом карданная передача сбалансируется со стороны переднего и заднего шарниров,
а также со стороны промежуточной опоры.
Сборка рулевого управления.
Данный процесс включает в себя сборку следующих узлов:
· рулевого механизма
с гидроусилителем (если есть гидроусилитель),
· насоса
гидроусилителя,
Перед началом сборки необходимо
все детали тщательнейшим образом промыть и просушить. При сборке необходимо
смазывать детали маслом, применяемым для гидроусилителя. После сборки рулевого
механизма необходимо осуществить контрольные операции на момент вращения
рулевого винта (он должен быть не более 500 Н-м), эффективность и величину
усилия реактивных пружин на всем пути перемещения поршня-рейки. Момент вращения
вала рулевого управления должен быть равен 0,3-0,8 Н-м, что соответствует
усилию 1,2-3,2 Н, приложенному на радиусе рулевого колеса 240 мм.
При сборке насоса
гидроусилителя:
· подбирают лопасти
насоса по пазам ротора
· испытывают и
регулируют клапаны.
Сопрягаемые
детали
|
Размеры
сопрягаемых деталей
|
Допустимый
зазор/натяг в сопряжение
|
|
Отверстие
|
Вал
|
|
Картер
заднего моста наружное кольцо переднего подшипника (двухрядного конического )
ведущей шестерни, диаметр
|
80-0,013-0,050
|
80-0,013
|
Натяг
0,05
|
Передний
подшипник (двухрядный конический) ведущей шестерни - ведущая шестерня главной
передачи диаметр со стороны зубчатого венца
|
32-0,012
|
35+0,018+0,002
|
Натяг
0,03-0,002
|
Передний
подшипник (двухрядный конический) ведущей шестерни - ведущая шестерня главной
передачи диаметр со стороны шлицев
|
35-0,012
|
35-0,009-0,025
|
Натяг
0,003 Зазор 0,025
|
Картер
заднего и переднего мостов - наружное кольцо заднего подшипника (однорядный
роликовый) ведущей шестерни диаметр
|
52+0,030
|
52-0,013
|
Зазор
0,043
|
Внутреннее
кольцо заднего подшипника (однорядного роликового) ведущей шестерни- ведущая
шестерня главной передачи, диаметр
|
20-0,010
|
20+0,028+0,015
|
Натяг
0,015-0,038
|
Фланец
крепления карданного вала к ведущей шестерни (ширина шлицев) ведущая шестерня
(ширина шлицов)
|
4,902-4,953
|
4,826-4,877
|
Зазор
0,17-0,025
|
Картер
заднего и переднего мостов - подшипника диферинциала диаметр
|
90-0,024-0,059
|
90-0,015
|
Натяг
0,059-0,009
|
Подшипник
дефференциала (внутреннее кольцо) коробка сателлитов дифференциала диаметр
|
50-0,012
|
50+0,033+0,017
|
Натяг
0,045-0,017
|
Коробка
сателлитов дефференциала ось сателлитов диаметр
|
20+0,021
|
20-0,013
|
Зазор
0,034
|
Коробка
сателлитов дифференциала шестерня полуоси диаметр
|
42+0,039
|
42-0,050-0,089
|
Зазор
0,123-0,050
|
Шестерня
полуоси (ширина шлицов)- полуось заднего моста (ширина шлицов)
|
5
+0,05
|
5-0,017-0,060
|
Зазор
0,11-0,017
|
Сателлит
дифференциала заднего и переднего моста ось сателитов
|
20+0,149+0,065
|
20-0,013
|
Зазор
0,162-0,065
|
Ступица
колеса - подшипник ступицы колеса диаметр
|
85-0,024-0,059
|
85-0,015
|
Натяг
0,059-0,009
|
Подшипник
ступицы колеса цапфа диаметр
|
45-0,012
|
45-0,015-0,035
|
Зазор
0,003-0,035
|
1.4 Разработка маршрута сборки
Запресовать подшипник
Установить прокладку
Установить зубчатое колесо
Запресовать подшипник(1; 19)
Установить прокладку
Установить полуось
Установить корпус главной
передачи
Установить прокладку
Установить стакан
Запресовать вал шестерню (4)
Установить главную передачу
Установить фланец (23)
Запресовать втулку
Установить тормоз
Установить корпус
Установить диск
Установить поршень
Установить пневмоцилиндр
Установить фланец
Установить крышку
Запресовать вал шестерню
Установить редуктор
Запресовать подшипник
Установить манжет
Установить ниппель
Установить корпус
Установить зубчатое колесо
Запресовать подшипник (29)
Установить крышку редуктора
.5 Выбор оборудования и
технологической оснастки
Таблица 2 - Технологическое
оборудование, оснастка, инструмент
№
операции и последовательность сборки
|
Оборудование
|
Приспособления
|
Инструмент
|
005
Запресовать подшипник
|
Пресс
гидровлическийQ=300 кН
|
-
|
-
|
010
Установить прокладку
|
-
|
-
|
-
|
015
Установить зубчатое колесо
|
-
|
-
|
-
|
020
Запресовать подшипник(1; 19)
|
Пресс
гидровлическийQ=300 кН
|
-
|
-
|
025
Установить прокладку
|
-
|
-
|
-
|
030
Установить полуось
|
-
|
-
|
-
|
035
Установить корпус главной передачи
|
-
|
-
|
-
|
040
Установить прокладку
|
-
|
-
|
-
|
045
Установить стакан
|
-
|
-
|
-
|
050
Запресовать вал шестерню (4)
|
Пресс
|
-
|
-
|
055
Установить главную передачу
|
Кран-
балка
|
-
|
-
|
055
Установить главную передачу
|
-
|
-
|
-
|
060
Установить фланец (23)
|
Пресс
гидровлическийQ=300 кН
|
|
|
065
Запресовать втулку
|
-
|
-
|
-
|
070
Установить тормоз
|
-
|
-
|
-
|
075
Установить корпус
|
-
|
-
|
-
|
080
Установить диск
|
-
|
-
|
-
|
085
Установить поршень
|
-
|
-
|
-
|
090
Установить пневмоцилиндр
|
-
|
-
|
-
|
095
Установить фланец
|
-
|
-
|
-
|
100
Установить крышку
|
Пресс
|
|
|
105
Запресовать вал шестерню
|
Кран-балка
|
|
|
110
Установить редуктор
|
Пресс
|
|
|
115
Запресовать подшипник
|
-
|
-
|
-
|
120
Установить манжет
|
-
|
-
|
-
|
125
Установить ниппель
|
-
|
-
|
-
|
130
Установить корпус
|
-
|
-
|
-
|
135
Установить зубчатое колесо
|
Пресс
|
|
|
140
Запресовать подшипник (29)
|
-
|
-
|
-
|
145
Установить крышку редуктора
|
Кран-балка
|
|
|
.6 Расчет партии собираемых изделий
Технологический процесс сборки коробки передач
состоит из сборки отдельный узлов, выполняемой на специальных рабочих местах.
Партия изделий - это количество одновременно
находящихся в производстве изделий одной номенклатуры.
Изделия собирают, изготавливают,
ремонтируют партиями в условиях серийного производства.
где: Nпарт - количество изделий в
партии, шт.;Г - годовая производственная программа, шт.- количество
данных изделий в автомобиле, шт;
Д пр- дна работы предприятия за год
(299 дня);
с-число смен.
Принимаем
1.7 Расчет такта сборки
Такт сборки - время между
выпуском готовой продукции или запуском в производство продукции
где - такт сборки, мин,
- действительный годовой фонд
рабочего времени оборудования, ч. ();
с - количество смен;
N Г - годовая производственная
программа, шт.
.8 Расчет численности рабочих -
сборщиков
Где М - количество рабочих
сборщиков, чел.сб - время сборки, мин.;
- такт сборки, мин.
Принимаем М=1 чел.
.9 Расчёт норм времени по операциям
Штучно-калькуляционное
время.
Тшк= Тшк¢* Кур * Кск
где: Тшк¢ - табличный норматив штучно-калькуляционного времени;
Кур -
коэффициент, учитывающий отклонения от
нормальных условий работы;
Кск -
коэффициент, зависящий от сложности конструкции, Кск=1,63.
Таблица3 -Расчет норм времени
на сборку
№
операции и название
|
Кол-во
деталей
|
Условия
работы
|
Табличный
Норматив
|
Время на сборку Тшк
|
005
Запресовать подшипник
|
1
|
Н
|
0,38
|
0,42
|
010
Установить прокладку
|
1
|
П
|
0,35
|
0,57
|
015
Установить зубчатое колесо
|
1
|
П
|
1,2
|
1,3
|
020
Запресовать подшипник(1; 19)
|
1
|
Н
|
0,38
|
0,42
|
025
Установить прокладку
|
1
|
П
|
0,35
|
0,57
|
030
Установить полуось
|
1
|
П
|
0,4
|
0,6
|
035
Установить корпус главной передачи
|
1
|
П
|
0,7
|
0,85
|
040
Установить прокладку
|
1
|
П
|
0,35
|
0,57
|
045
Установить стакан
|
1
|
П
|
0,2
|
0,25
|
050
Запресовать вал шестерню (4)
|
1
|
Н
|
1,4
|
055
Установить главную передачу
|
1
|
Н
|
4,5
|
4,8
|
060
Установить фланец (23)
|
1
|
Н
|
0,38
|
0,42
|
065
Запресовать втулку
|
1
|
П
|
6,4
|
6,8
|
070
Установить тормоз
|
1
|
П
|
0,8
|
1,1
|
075
Установить корпус
|
3
|
Н
|
0,27
|
0,95
|
080
Установить диск
|
1
|
П
|
0,4
|
0,65
|
085
Установить поршень
|
1
|
П
|
0,8
|
1,3
|
090
Установить пневмоцилиндр
|
1
|
П
|
0,36
|
0,59
|
100
Установить крышку
|
1
|
П
|
0,36
|
0,59
|
|
105
Запресовать вал шестерню
|
1
|
Н
|
1,2
|
1,4
|
|
110
Установить редуктор
|
1
|
Н
|
48,56
|
48,56
|
|
115
Запресовать подшипник
|
1
|
Н
|
0,38
|
0,62
|
|
120
Установить манжет
|
1
|
Н
|
0,27
|
0,44
|
|
125
Установить ниппель
|
1
|
Н
|
0,27
|
0,44
|
|
130
Установить корпус
|
1
|
П
|
0,8
|
1,1
|
|
135
Установить зубчатое колесо
|
1
|
п
|
1,2
|
1,3
|
|
140
Запресовать подшипник (29)
|
1
|
Н
|
0,38
|
0,62
|
|
145
Установить крышку редуктора
|
1
|
П
|
0,8
|
1,1
|
|
ИТОГО
|
95,92
|
|
2. Конструкторская часть
.1 Назначение разработанного приспособления
Стенд предназначен для сборки и разборки задних
и передних мостов. Стенд по степени специализации - универсальный, так как на
нем можно проводить сборку и разборку редукторов различных автомобилей. Стенд
одноместный - одновременно можно проводить сборку и разборку только одного
моста.
.2 Описание условий работы и конструкции
приспособления
Основание крепится с помощью сварки к стойке. На
стойке крепится стол для инструмента. Стенд в сборе крепится к бетонному полу с
помощью приваренной к стойке подошвы.
2.3 Конструкторский расчёт особо нагруженных
частей приспособления
Подбираем материал для тяги исходя
из уравнения
- условие прочности.
Материал для тяги - Ст3сп ГОСТ 380 -
94
2.4 Выбор материалов, допусков, посадок, классов
частоты поверхностей деталей приспособления
Все детали приспособления
следует из готовить из стали обычного качества Ст3сп ГОСТ 380-94. Выбор этого
материала обусловлен не значительными загрузками воспринимаемыми деталями
приспособления. (статистически-действующие от силы тяжести). Прочность стали 3
относительно не высокая, что соответствует условиями работы данного
приспособления.
Данный материал легко обрабатывается при
изготовлении, позволяет использовать обычные сварочные электроды марки МР-3 или
УОНИ-13/45. Материалы швеллер, лист, являются доступными и относительно
дешевыми.
Класс чистоты Ra 5,0. Предельные отклонения
отверстий Н14, валов h14.
2.5 Краткая инструкция по применению
приспособления
Разработанное мной приспособление: стенд для
сборки-разборки мостов обеспечивает надежность закрепления, а также простоту,
удобство и безопасность при работе.
3. Экономическая эффективность сборочных работ
.1 Определение себестоимости сборки изделия
Где: ОЗП - основная заработная плата, руб.
ДЗП - дополнительная заработная плата, руб.
Нс - начисление на социальное страхование, руб.
Н - накладные расходы, руб.
Где: ОЗП - основная заработная плата на данной
операции, руб.
Ссч=руб./час-средняя часовая тарифная
ставка
ЧТС5 = ЧТС4р.ЧК 5р. =24.90Ч1,36
=33.86руб/час - часовая тарифная ставка 4-го разряда
где: Кр4= 1,36- разрядный коэффициент
для слесаря 4-го разряда
ЧТС1р = 24.90руб/час - часовая
тарифная ставка 1-го разрядар.=1 - количество слесарей
Сч - часовая тарифная ставка в зависимости от
разряда выполняемых работ, руб.
Тшк - время на сборку одного изделия, мин.
Дополнительная заработная плата составляет 10%
от основной заработной платы.
Начисление на социальное страхование.
Накладные расходы
Н = 1,2 ∙ ∑ОЗП = 1,2
*54,13=64,95 руб.
Затраты на материалы:
=M1+M2+M3+M4=150+1500+500+50=2200
3.2 Коэффициент эффективности восстановительных
работ
гдеK-коэффициент долговечности
(принимаем равным 0,8);
Сн - цена нового
оборудования;
- себестоимость сборки изделия.
Вывод: Разработанный мной технологический процесс сборки заднего моста является экономически эффективным, так как затраты на сборку меньше,
чем на покупку нового изделия.
Заключение
· В ремонтно-технологической части
курсового проекта:
описано служебное назначение заднего моста,
приведены возможные неисправности, причины их
возникновения и способы устранения;
технические условия на сборку;
разработан технологический маршрут сборки
заднего моста Nissan Atlas
произведён расчёт такта сборки и партии
собираемых изделий;
подобрано оборудование и технологическая
оснастка;
произведён расчет норм времени по операциям;
· В конструкторской части разработан стенд для
сборки - разборки заднего моста а/м Nissan Atlas;
· Произведена оценка эффективности
сборочно-восстановительных работ.
Список использованных источников
1. Методические
указания по курсовому и дипломному проектированию / С. А. Скепьян.- Мн.:
МГАК,2007 - 113 с.
2. Проектирование
предприятий автомобильного транспорта: учеб. Для студентов специальности «Техн.
эксплуатация автомобилей», М.М. Болбас [и др.]; под ред. М.М. Болбаса.- М.:,
2004.- 528 с.
. Пилипук
Н.Н. Метод.пособие к выполнению курсовой работы по дисциплине «Организация
производства. Менеджмент» - «Эксплуатация транспортных средств»/ Н.Н. пилипук,
Д.М. Антюшеня, А.С. Савич. - М.: БНТУ, 2002. - 37 с.
. Ярошевич
В.К. Технология ремонта автомобилей:лаборатор. практикум: учеб. пособие/ В.К.
Ярошевич, А.С. Савич А.В. Казацкий. - М.:, 2004.- 392 с..
. Ярошевич,
В.К. Технология производства и ремонта автомобилей: учеб. пособие В.К.
Ярошевич, А.С. Савич, В.П. Иванов.- Минск:, 2008.- 640 с.