Проектирование и изготовление переплетной крышки для книги 'Технология формных процессов' Н.Н. Полянского

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    564,94 Кб
  • Опубликовано:
    2016-02-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проектирование и изготовление переплетной крышки для книги 'Технология формных процессов' Н.Н. Полянского

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы"

Институт профессионального образования и информационных технологий

Кафедра информационных и полиграфических систем и технологий

Направление: 261700 -

Технология полиграфического и упаковочного производства

Курс III



Курсовая работа

Проектирование и изготовление переплетной крышки для книги "Технология формных процессов" Н.Н. Полянского



Маликовой Альфии Нафисовны

Научный руководитель:

старший преподаватель

Низамутдинова А.Ф.


Уфа - 2015

Содержание

 

Введение

Раздел 1. Анализ издательско-полиграфического оформления и конструкции переплетной крышки

1.1 Конструкции типов обложек и переплетных крышек

1.2 Типы обложек и переплетных крышек

1.2 Виды скрепления переплетных крышек

Выводы по первому разделу

Раздел 2. Определение оформления дизайна книжной обложки

2.1 Разновидности дизайна

2.2 Проработка дизайна для книги в Illustrator

Выводы по второму разделу

Раздел 3. Послепечатные процессы книжной обложки

3.1 Технология послепечатных процессов

3.2 Обоснование выбора технологии

Выводы по третьему разделу

Заключение

Литература

Введение

Данная курсовая работа в области полиграфии направлена на исследование послепечатных процессов - отделке.

Брошюровочно-переплетные процессы завершают технологический процесс изготовления продукции, которая должна подвергаться дополнительной обработке. Это комплекс технологических операций по превращению продукции печатного процесса (оттисков) и переплетных материалов в готовые книжные издания. Данные издания мы стараемся сохранить в первозданном виде как можно дольше, выбирая качественную бумагу, надежную краску, храним документы в специальных обложках и папках. Однако даже у самой красочной и качественной бумажной продукции есть один существенный недостаток - бумага вовсе недолговечна. Для увеличения срока службы бумажных документов существует сравнительно недорогие, но эффективные способы послепечатной обработки - это ламинирование и лакирование.

Так же следует сказать про дизайн книги, который имеет немаловажное место в разработке издания.

Дизайн должен соответствовать содержанию книги, которое с помощью художественного оформления дизайнер старается дополнить и подчеркнуть. Художественное оформление книги отличается от дизайна каких-либо других видов полиграфической продукции. Книга, в первую очередь это то, что читают и познают, ее цель - донести мысли автора до читающей публики. Художественное оформление книги несет другую смысловую информацию, в отличие от буклетов, открыток, визиток, но оно должно манить и завлекать. Нужно стремиться к тому, что рука читателя потянется именно к вашей, особенной книге, которая привлечет внимание своим неординарным, ярким, интересным оформлением.

Актуальность: переплетная крышка защищает книжный блок от физических повреждений, влажности, химических и прочих внешних, пагубных для книг воздействий. Существует много видов обложек и переплетных крышек, так же, как и способов их сохранения и оформления. Обложку можно изготовить полноцветной, матовой, глянцевой, лаковой, применять различные виды переплетных материалов. Для сохранения издания в первозданном виде, которое подвергается истиранию и различным атмосферным воздействиям в процессе пользования применяют распространенные виды постпечатной обработки книги - это ламинирование или лакирование, покрытие УФ лаками и специальными пленками.

Они дают возможность книжным обложкам значительно усовершенствовать внешний вид, так же и обеспечить ему защиту от различных неблагоприятных факторов. Обложки, подвергшиеся отделке с помощью ламината или лака, обретают дополнительную толщину и жёсткость, а также отличный вид, оно становится легко очищаемым от загрязнения, а краски становятся контрастными, и даже недорогая бумага с покрытием приобретает отличный вид. Однако, являясь по существу "одеждой" книги, переплет становится и элементом ее художественного оформления, своеобразным средством характеристики книги.

Предмет: отделка книжных обложек.

Объект: послепечатные процессы.

Целью данной курсовой работы является проектирование и изготовление переплетной крышки и дизайна обложки для книги "Технология формных процессов Н.Н. Полянский".

Данная курсовая работа направлена на решение следующих задач:

.        Ответить на вопросы: в чем заключаются процессы отделки книжных обложек;

2.      Дать точное определение лакирование;

.        Выбрать правильное оформление дизайна обложки для книги

Раздел 1. Анализ издательско-полиграфического оформления и конструкции переплетной крышки


Таблица 1

Показатели оформления книги

Показатели оформления

ГОСТ (ОСТ), ТУ

Образец

Примечание

Название


Технология формных процессов

Учебное пособие

Автор


Н.Н. Полянский

О.А. Карташева, Е.Б. Надирова

Издательство


Наука

2010 год, 2-е издание

Объем, печ. л.


21,27


Тираж, экз.


500


Формат издания и доля листа

ГОСТ 5773-76

60x84/16

Вид форзаца


Простой приклейной

Применяется для книг с толщиной блока до 30 мм сшитых потетрадно нитками, термонитями или при клеевом бесшвейном скреплении (КБС). Представляет собой 4-страничную тетрадь, приклеенную к первой странице первой тетради

Способ скрепления издания


Клеевое бесшвейное скрепление (КБС)

Клеевой слой наносят на корешок блока. Обложку прикрепляют вскоре после склеивания, путем обжима блоков книги.

Характеристика корешкового материала

ГОСТ 5 196-75

Клей для проклейки корешка

Плотность бумаги используемая в блоке должна быть не более 150 гр/м2.

Тип переплетной крышки

ГОСТ 22240-76

Тип 2 - обложка для обыкновенного крытья

Приклеивается только по поверхности корешка


Учебник предназначен для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Технология полиграфического производства" и "Технология и дизайн упаковочного производства". Может быть полезен для студентов других направлений, изучающих формные процессы, а также для инженерно-технических работников полиграфических предприятий и издательств.

 

1.1 Конструкции типов обложек и переплетных крышек


Первый вопрос внешнего оформления книги - выпустить ее в обложке или в переплете.

Обложка, в традиционном понимании этого слова, - это бумажное покрытие книжного блока (то есть комплекта скрепленных между собой листов книги). Строение такой обложки несложно - она представляет собой лист бумаги, который охватывает книжный блок спереди, сзади и со стороны корешка. Те части обложки, которые прикрывают блок спереди и сзади, называются ее сторонками, а та часть ее, которая соответствует корешку блока и скреплена с ним, - корешком обложки.

Обычным материалом для обложки долгое время являлась бумага, более плотная (в полтора-два раза), чем листы книжного блока, но все же недостаточно прочная. Развитие химии позволило создать новые, более прочные материалы для обложки, в которых бумага представляет собой лишь основу, Важнейший из них - бумага, покрытая с одной или с двух сторон прозрачным полимером. Этот материал не только гораздо прочнее обычной бумаги, но и заметно отличается от нее по внешнему виду и оформительским качествам. Прочность чисто бумажной обложки может быть увеличена также припрессовкой к ней прозрачной синтетической пленки или лакировкой. Разработаны и более прочные клеи для скрепления обложки с книжным блоком. Прочность издания в обложке зависит и от способа ее скрепления с книжным блоком, причем сама конструкция обложки может несколько усложняться.

Выпуск издания в обложке производственно гораздо проще и может быть осуществлен гораздо быстрее, чем в переплете. Кроме того, обложка дешевле переплета. Поэтому выпуск изданий в обложке расширяется.

В бумажной обложке выпускаются, главным образом, издания, рассчитанные на краткий или средний срок пользования, на пользование от случая к случаю, а также многие издания небольшого объема (при выпуске в переплете их цена значительно увеличилась бы).

В обложке из более прочных материалов выпускаются и издания большего объема, предназначенные для длительного пользования.

Переплет прочнее обложки, но прочность различных его типов опять-таки зависит от материала и особенностей конструкции. Переплет, или переплетная крышка, имеет более сложную конструкцию, чем обложка. Обычно крышка состоит из нескольких деталей: двух сторонок, корешка, наружного материала для оклейки сторонок (или всей крышки) и отстава - полоски плотной бумаги или тонкого картона, которая наклеивается на корешок крышки с оборотной стороны (отстав увеличивает прочность и упругость корешка); переплетная крышка может быть и цельной, то есть состоять из одной детали, но такие крышки имеют лишь очень ограниченное применение.

В нашей стране обложки и переплеты стандартизированы. По ГОСТу 22240-76 "Обложки и крышки переплетные" обложки разделены на четыре типа (1-4) в зависимости от способа их скрепления с книжным блоком; переплетные крышки разделены на пять типов (5-9) в зависимости от их конструкции.

В издательской и типографской документации необходима полная, включающая все особенности характеристика обложки или переплетной крышки для каждого конкретного издания. Чтобы избежать длинных словесных описаний, в ГОСТе каждому элементу характеристики присвоено условное цифровое обозначение. Для лучшей ориентировки в этих обозначениях даем их сводку. А в приводимом затем описании стандартных обложек и переплетных крышек эти обозначения помещены в скобках.

Таблица 2

Условные обозначения обложек и переплетов

Условные обозначения, принятые для характеристики стандартных обложек и переплетов

Элементы характеристики

Условные обозначения

Наружный материал


Бумага для печати массой 1 мг не менее 100 г

1

Такая же бумага, покрытая с одной стороны прозрачным полимером

2

Такая же бумага, покрытая с двух сторон прозрачным полимером

3

Переплетный материал на бумажной основе

4

Переплетный материал на нетканой основе

5

Переплетный материал на ткани

6

Картон переплетный толщиной не более 0,9 мм

7

Такой же картон, покрытый прозрачным полимером

8

Пластикат

9

Материал для корешка


Переплетный материал на бумажной основе

10

Переплетный материал на нетканой основе

11

Переплетный материал на ткани

12

Материал для сторонок


Картон переплетный толщиной не более 0,9 мм

13

Картон переплетный толщиной не менее 1 мм

14

Материал для отстава


Бумага массой 1 м2от 120 до 200 г

15

Картон переплетный толщиной не более 0,5-0,6 мм

16

Картон переплетный толщиной не менее 1 мм

17

Форма корешка


Фальцованный

18

19

Кругленый

20



1.2 Типы обложек и переплетных крышек


Обложка типа 1 скрепляется с блоком способом крытья внакидку. При таком крытье - его следует применять только для изданий объемом не более 64 страниц, в которых все сфальцованные листы сложены в одну тетрадь ("лист в лист"), - обложка представляет собой согнутый пополам лист, который накидывается на эту тетрадь и скрепляется с ней проволочными скобами (возможно и скрепление нитками).

Обложка типа 1 чаще всего изготовляется из бумаги (1); если издание рассчитано на более длительный срок пользования, то подходящим материалом является бумага, покрытая прозрачным полимерным слоем с одной (2) или с двух (3) сторон.

Обложка типа 2 скрепляется с книжным блоком способом обыкновенного крытья, т.е. приклеивается к нему только по корешку.

Материал для обложки этого типа такой же, как для типа 1, за исключением бумаги с полимерным покрытием с двух сторон (покрытие на оборотной стороне обложки мешало бы ее склеиванию с корешком блока).

переплетная крышка обложка дизайн

 

Рис. 1 Типы обложек и переплетных крышек

Обложку типа 3 приклеивают не только к корешку книжного блока, но частично (на ширину в несколько миллиметров) и к корешковому полю на первой и последней страницах книжного блока, то есть способом крытья в роспуск. Такое крытье прочнее обыкновенного, но несколько более трудоемко. Для лучшего открывания обложку по линиям приклейки обычно предварительно бигуют (прогибают), образуя на ней рубчик. Крытье в роспуск делает издание более прочным, чем при обыкновенном крытье, и обложка типа 3 применяется широко, обложка же типа 2 - редко.

Обложка типа 4 состоит из двух сторонок, которые соединены материалом для окантовки корешка книжного блока. Способ крытья - в роспуск.

В качестве материала для сторонок рекомендуется бумага (1,2) или переплетный картон (7,8). Для корешка (окантовки) служит переплетный материал (11,12). Обложка типа 4 гораздо прочнее, чем обложки остальных типов, однако изготовление ее значительно сложнее. Применяется она преимущественно для изданий большого объема.

Переплетная крышка типа 5 - составная. Она имеет картонные (14) сторонки, которые соединены корешком из прочного переплетного материала (11,12). Сторонки оклеены бумагой (1,2) или переплетным материалом (4, 5,6). С внутренней стороны к корешку крышки приклеен отстав из бумаги (15).

Переплетная крышка типа 5 с оклейкой сторонок бумагой широко применяется для учебников, отдельных произведений политической, научной, научно-популярной, производственно-технической, справочной, художественной и детской литературы.

Переплетная крышка типа 5 с оклейкой сторонок тканью или ее заменителями применяется в основном для изданий, рассчитанных на особенно долговременное и частое пользование.

Переплетная крышка типа 6 - цельная, из одной детали. Изготовляется она из картона (7), переплетного материала на бумажной, или нетканой основе (4,5), или пластиката (9).

Переплетные крышки этого типа из переплетных материалов подходят для изданий, предназначенных для пользования в производственной или полевой обстановке, например: технических справочников карманного формата и военных уставов.

Крышки этого же типа из картона дешевле, но непрочны. Они предназначены в основном для рассчитанных на короткий срок пользования справочных и производственно-инструктивных изданий.

Крышки типа 6 из пластиката отличаются высокой прочностью. Однако пластикат является сравнительно дорогим материалом, изготовление из него крышек пока еще весьма трудоемко, и поэтому такие крышки применяются очень редко. Переплетная крышка типа 7 - цельнокрытая, то есть картонные (13, 14) сторонки и бумажный (15) отстав оклеены одним материалом: бумагой (1,2) или переплетным материалом (4, 5,6).

При оклейке обычной бумагой прочность крышек типа 7 невелика и в них выпускаются главным образом такие издания художественной литературы и книги по искусству, которые рассчитаны в основном на индивидуальное пользование.

Но если крышка оклеена бумагой, к которой (после печатания на ней) припрессована прозрачная синтетическая пленка, или бумагой с прозрачным полимерным покрытием, то ее прочность значительно повышается и она может применяться для более широкого круга изданий, в том числе даже для учебников.

При оклейке заменителями ткани крышки еще более прочны. Этот вариант крышки типа 7 очень широко распространен, в том числе и для изданий, рассчитанных на очень длительное пользование, даже для таких, как собрания сочинений.

Крышки типа 7, оклеенные тканью, самые прочные. В них выпускаются лишь капитальные издания, например энциклопедии, и издания в особом оформлении.

Переплетная крышка типа 8 имеет накладные картонные (14) сторонки и накладной корешок из переплетного материала (11,12). Сторонки покрыты бумагой (2) или переплетным материалом с загибкой с четырех сторон. Корешок покрыт материалом с загибкой сверху и снизу. Отстав - из картона (17). Крышки этого типа прочны и оригинальны, но трудоемки в изготовлении. Применяются они лишь для изданий в особом оформлении.

Переплетная крышка типа 9 отличается от типа 8 тем, что не имеет отстава и корешок приклеивается непосредственно к корешку книжного блока (иначе говоря - окантовывает его). Крышки типа 9 из-за характера корешка и отсутствия отстава менее прочны, чем крышки типа 8. Применяются они очень редко.

Переплетные крышки некоторых типов имеют варианты: с корешком кругленым или прямым, с кантом или без него, с углами прямыми или круглеными.

Согласно ГОСТу приняты условные обозначения типов и отдельных показателей обложек и переплетных крышек. Например, выражение 5.1.12.14.15.20.22 обозначает переплетную крышку типа 5 (составную), где материалом для оклейки сторонок служит бумага, для корешка - переплетная ткань, для сторонок - картон переплетный толщиной не менее 1 мм, для отстава - бумага, где корешок кругленный и есть кант.

Процесс изготовления цельных переплетных крышек состоит из трех основных операций:

.        приклейка сторонок и отстава к покровному переплётному материалу,

2.      загибка верхнего и нижнего клапанов,

.        загибка верхних клапанов.

Рис. 2 Операции при изготовлении цельной переплетной крышки

Процесс изготовления составных переплетных крышек более трудоёмкий и состоит из следующих основных операций:

1.      нанесение клея и точное размещение сторонок на покрытом клеем корешковом покрытии,

2.      загибка корешкового покрытия,

.        нанесение клея на покрытия сторонок и приклейка заготовки крышки,

.        загибка верхнего и нижнего клапанов,

.        загибка боковых клапанов.

 <#"872382.files/image004.gif">

Рис. 4 Обложка книги "Технология формных процессов Н.Н. Полянский"

Грамотно созданный дизайн книги - обложка и внутреннее художественное оформление - создают особенный образ, благодаря которому именно эту книгу хочется брать в руки, читать или просто смотреть.

Дизайн книги должен соответствовать ее содержанию, которое с помощью художественного оформления дизайнер старается дополнить и подчеркнуть. Художественное оформление книги отличается от дизайна каких-либо других видов полиграфической продукции. Книга, в первую очередь это то, что читают и познают, ее цель - донести мысли автора до читающей публики, и дизайн книги немало способствует этому.

Существует неписанное правило - как и в любой сфере дизайна, создавая дизайн книги, нужно опираться на классические законы композиции: цельность и единство, равновесие, соподчинение. Композиция - это своего рода связь различных частей в единое целое, в соответствии с какой либо идеей, которые вместе взятые составляют определенную форму.

Для разработки новой обложки книги используем Adobe Illustartor - это программа для работы с векторной графикой. Благодаря Adobe Illustartor можно создавать векторные изображения любого уровня сложности, быстро и точно превращать нарисованные вручную отсканированные эскизы, фотографии, или другие растровые изображения в редактируемые векторные контуры, а интуитивно понятный интерфейс и легкий доступ ко всем функциям приложения обеспечат профессиональный уровень контроля всего процесса создания графики.Illustrator, предоставляет огромные возможности при работе с текстом. Существуют возможности легко вводить текст, изменять его размер, форму, цвет, при этом текст может располагаться горизонтально, вертикально, по кривой, внутри заданной области и т.д. Текст можно видоизменить с помощью команд трансформации, задать обтекание графических объектов текстом, создать текстовые маски, и это лишь часть возможностей, которые предоставляет нам Illustrator.

Благодаря точности и функциональности инструментов программное обеспечение Adobe Illustrator используется специалистами в области дизайна по всему миру.

Создавая защищенные файлы PDF с большим количеством графических изображений, используя слои программы Illustrator, различные монтажные области для отдельных страниц, поддержку цветового пространства и обработку прозрачности можно передавать файлы поставщикам услуг без потери данных благодаря финальной предпечатной подготовке, а также использованию типографских меток выпуска за обрез.

Эта программа поддерживает графические файловые форматы промышленного стандарта, включая PDF, EPS, FXG, Photoshop (PSD), TIFF, GIF, JPEG, SWF, SVG, DWG, DXF.

Выполнив, проработку дизайна для книги программе Adobe Illustrator получаем новую, усовершенствованную обложку (Рис. 5).

Рис. 5 Новый дизайн обложки книги

Выводы по второму разделу


В отличие от буклетов, открыток, визиток, издание книги является значительно более емким и информативным. Количество изданий книг очень велико, поэтому перед книжными дизайнерами порой стоит на порядок более сложная задача - раскрыть суть книги в ее художественном исполнении.

Таким образом, дизайн книги - это важный этап издательского процесса. Дизайн книги можно назвать отдельной отраслью, обладающей собственными стандартами, принципами, подходами. Художественное оформление книжных изданий является одним из самых дорогостоящих процессов в издательствах книг, поскольку от дизайна книги напрямую зависят ее коммерческие перспективы.

Для разработки новой обложки была выбрана программа Adobe Illustartor, обеспечивающая профессиональный уровень контроля процесса создания графика, благодаря понятному интерфейсу и легкому доступу ко всем функциям приложения.

 


Раздел 3. Послепечатные процессы книжной обложки


Послепечатные процессы - важная составляющая при производстве полиграфической продукции. Как ясно из названия, к таким процессам относят всё, что происходит с продукцией после того, как она вышла из печатной машины.

Основные послепечатные процессы - это резка на формат, фальцовка, биговка, листоподборка и различные типы скрепления изданий.

Помимо этого, выделяют также так называемые отделочные операции: тиснение, вырубка, ламинирование, УФ-лакирование и другие.

Если раньше отделочные операции в полиграфии были отнесены к разряду дополнительных услуг, которые заказывали только солидные клиенты, то сейчас это превратилось в необходимость, которой пользуются при подготовке полиграфического продукта.

Для получения готового книжного издания необходимо произвести ряд брошюровочно-переплетных операций. Так как любое книжное издание состоит из двух конструктивных узлов, книжного блока и обложки или переплетной крышки, а блок может состоять из простых и сложных тетрадей, то завершающая стадия современного книжного производства предусматривает параллельное их изготовление, после чего выполняется их надежное соединение (крытье или вставка), и заключительные операции.

Брошюровочно-переплетные процессы - это технологические операции по предварительной обработке оттисков (разрезке, фальцовке, приклейке к тетрадям форзацев и вклеек), по изготовлению книжных блоков (шитье нитками или проволокой, клеевое скрепление). К этим процессам относят также все операции по заготовке деталей переплета и изготовлению переплетных крышек.

Брошюровочно-переплетные процессы по своей сути являются сборочно-монтажными. При их проведении продукция печатных процессов в результате многозвенной переработки превращается в книжное издание в виде скрепленных в корешке листов печатного материала, покрытых обложкой или переплетной крышкой. Такая конструкция обеспечивает длительную сохранность содержащейся в ней информации, свободный доступ к любой ее части, делает издание удобным при хранении и пользовании, а вместе с операциями полиграфического оформления и эстетически привлекательным.

Основными характеристиками, определяющими качество изготовленной переплетной крышки, являются:

·        Внешняя красота. Достигается с помощью использования различных покровных материалов и их отделки.

·        Прочность и надежность. Обеспечивается за счет используемых материалов и качества сборки.

·        Высокая степень раскрываемости. Для этого используется сложная конструкция из нескольких деталей.

 

3.1 Технология послепечатных процессов


Послепечатный процесс создания книжного издания включает в себя следующие операции:

•        резка

•        фальцовка

•        биговка

•        подборка

•        ламинирование

•        скрепление на скрепку

•        термоклеевое бесшвейное скрепление

•        вырубка

•        тиснение фольгой, конгревное тиснение

•        УФ лакирование

•        сверление

•        установка пикколо

•        скругление углов

Рассмотрим более подробно каждую операцию, выполняемую после печати.

Разрезка листов, осуществляемая при помощи бумагорезальных машин. Используется при изготовлении любой полиграфической продукции. При изготовлении листовок, флаеров, визиток, простых бланков и плакатов может являться единственной послепечатной операцией.

Резка листов производится на резальных машинах, которые можно разделить на:

настольные (сабельные, дисковые);

напольные одноножевые резальные станки;

листорезальные трехножевые машины.

Также существует плоттерная резка.

Плоттерная резка - технология, позволяющая прорезать до подложки, высекать, перфорировать, резать насквозь вдоль контура изображения из различных материалов, например, из самоклеящейся пленки, самоклеящейся бумаги (по напечатанному изображению) и т.д. Используется для изготовления аппликаций на стекло витрин, стекло и борта транспортных средств, информационные стенды, этикеток и т.д. Этот процесс производит специальный высокоточный аппарат - плоттер.

Биговка - это предварительное нанесение на материал линий сгибов с помощью тупых ножей в биговальной машине, которая вдавливает и уплотняет материал, облегчающая последующее его сгибание. Биговка в основном применяется на изделиях из плотной бумаги (от 170 г/м2) и картона, таких как открытки, приглашения, папки, обеспечивая легкое и ровное сгибание.

Большая часть многолистовой полиграфической продукции проходит через процесс фальцовки.

Фальцовка - технологическая операция складывания листа бумаги (плотностью до 170 г/м2) для образования ровного сгиба без применения тупого ножа. При этом складывание осуществляется по определенной схеме, обеспечивающей правильную последовательность страниц в готовом изделии. Экспериментируя с различными вариантами фальцовки можно получить много интересных эффектов при создании даже обычного буклета.

Максимальный формат фальцуемого изделия 490х700 мм.

Подборка - это рабочий процесс получения заданной последовательности сфальцованных или отдельных листов в блок будущего книжного, альбомного или многолистного брошюрного издания. Подборка листов или тетрадей в общей схеме технологического послепечатного процесса находится, как правило, между фальцовкой и скреплением блока, а зачастую перед фальцовкой, что определяется применяемой технологией.

Современные листоподборочные машины очень сложные устройства, которые, работая в автоматических режимах, обеспечивают оптимальное выполнение трудоемких процессов подборки, а при агрегатировании их с устройствами для скрепления листов и тетрадей - и изготовление готовых блоков.

Ламинирование (или ламинация) - это покрытие полиграфической продукции плёнкой. Ламинирование производится глянцевой или матовой пленкой различной толщины (от 32 до 125 микрон). Глянцевая ламинация придаст готовой продукции эффект, сопоставимый с использованием офсетного лака, матовая же пленка придаст вашей продукции нежную бархатистость и позволит избежать бликов. Кроме того, благодаря ламинированию, ваша продукция обретет дополнительную прочность, а также будет надежно защищена от влаги, механических повреждений и загрязнений.

Скрепление на скрепку позволяет скрепить до 40 листов бумаги 80 г/кв. м. Для скрепления более толстых изданий используются металлические пружины или КБС.

Брошюровка на скобу служит для скрепления нескольких предварительно сложенных листов металлической скрепкой. Возможно шитье втачку (со стороны корешка) и внакидку (на лицевой стороне с краю).

Бесшвейное скрепление - скрепление листов или тетрадей в книжный блок клеем или механическими средствами: замками, зажимами, винтами и т.п., т.е. без применения процессов шитья ниткой или проволокой.

Вырубка в полиграфии может применяться для придания всему изделию нестандартной формы. Фигурная вырубка осуществляется при помощи остро заточенного штампа и придает изделию из бумаги или картона необходимого контура, фигуры. Может быть любой конфигурации.

Применяется в процессе изготовления бумажно-картонных (диспенсеры, воблеры, шелфтокеры и т.п.).

Тиснение (фольгой или блинтовое). Создание вдавленного изображения на поверхности материала. При этом может использоваться фольга или краска. Если фольга или краска не применяются, тиснение называется блинтовым (слепым). Тиснение - очень популярный, хотя и недешевый способ отделки, требующий изготовления специального штампа. Придает любому изделию праздничный, нарядный, презентабельный вид. Применяется при изготовлении визиток, открыток и приглашений, папок, изделий рекламной полиграфии и т.д. Блинтовое тиснение дорого и презентабельно смотрится на изделиях из кожи и кожзаменителя.

Лакирование. Нанесение слоя какого - либо лака. Может использоваться как для защиты изделия от неблагоприятных воздействий, придания ему большей прочности и долговечности, так и для придания изделию дополнительной привлекательности благодаря созданию приятного блеска. В наше время очень популярно УФ-лакирование, обладающее способностью создания красиво блестящей поверхности изделия и одновременно придания ему качественных защитных свойств. Часто применяется в рекламной полиграфии - как для оформления обложек, так и внутренних страниц изделия. Может быть сплошным и выборочным.

Перфорация - это система отверстий, которые обеспечивают легкий разрыв по линии в обозначенном месте. Благодаря перфорации изделие легко и ровно может быть разорвано или сложено. Чаще всего перфорация используется для нанесения линии отрыва на приглашение, листовку анкету, флаер, билет.

Сверление отверстий - это процесс создания отверстий посредством сверления поверхности печатной продукции. При этом используются специальные полые (полиграфические) сверла, у которых отвод бумажной стружки производится внутри специального канала.

Область применения сверления

·              изготовление ярлыков, бирок

·              изготовление POS материалов

·              изготовление бумажных пакетов

·              изготовление брошюр

·              изготовление календарей

·              и др. виды полиграфической продукции

Установка пикколо - это установка специальных металлических колец для придания большей прочности отверстиям полиграфической продукции. Такие кольца (пиколло) диаметром 3-5 мм препятствуют разрыву в местах крепления, в основном их устанавливают на плакатах, календарях и бирках.

Скругление углов в полиграфии - технологический полиграфический процесс округление углов бумажных листов с определенным радиусом. Такой процесс необходим для придания красивой формы листов. Ведь если не производить эту процедуру, незакругленные углы будут мяться и некрасиво загибаться. Процесс производится путем срезания края угла листа. Закругленный радиус может быть совершенно любой. Закругление углов осуществляется на специальных аппаратах - круглильных кашировальных машинах, а также могут использоваться фигурные, вырубные, штанцерные.

3.2 Обоснование выбора технологии


Большая часть современной полиграфической продукции нуждается в послепечатной обработке. Это позволяет сделать ее наиболее привлекательной для потребителя и эксклюзивной. Несмотря на то, что на сегодняшний день в полиграфии существует достаточно много отделочных технологий, наибольшей популярностью пользуется лакирование.

Одной из поставленных задач в курсовом проекте является изготовление обложки и ее отделки. Для выполнения этого могут быть использованы различные операции, такие как тиснение, вырубка, ламинирование, лакирование и другие.

Поскольку "Технология формных процессов Н.Н. Полянский " учебное пособие, которым будут пользоваться студенты и преподаватели, то покрытие обложки будет выполнено лакированием.

Технология лакирования наиболее проста в применении, так как печатный лак по своей природе представляет собой офсетную краску без пигмента и может наноситься через обычный красочный аппарат офсетной машины. Ее достоинства это большой выбор печатных лаков и образование лаковой пленки под действием окисления.

Процесс лакирования. Лакирование - это нанесение на оттиск (на всю поверхность листа, за исключением кромок, или только на места красочного изображения) прозрачного бесцветного лака - раствора смолы, полимера в подходящем летучем растворителе, жидкого олигомера, затвердевающего при введении инициатора или катализатора реакции полимеризации, под действием ультрафиолетовых лучей или электронных пучков. Во время лакирования жидкий маловязкий лак заполняет макропоры и углубления на поверхности оттиска, покрывает вершины макронеровностей запечатанной поверхности, повышая ее гладкость после высыхания. При достаточной толщине сухого лакового слоя поверхность лаковой пленки может возвышаться над вершинами выступов и закрывать их, принимая вид зеркальной поверхности. Благодаря высокому относительному показателю преломления и прозрачности, высокой гладкости поверхности лакового слоя световой поток, отраженный от бумаги, картона и красочного покрытия и прошедший сквозь лаковый слой и вышедший из него, становится более или менее упорядоченным, приближается по типу к зеркально отраженному. Вследствие этого показатель светимости оттиска заметно возрастает и по зрительному восприятию оттиск становится более насыщенным.

Гладкая и эластичная поверхность отлакированного оттиска более износо - и влагостойка, так как смола лакового покрытия, армированная волокнами бумаги или картона, и поверхностные волокна печатного материала, скрепленные смолой, обладают высокой гидрофобностью и хорошо противостоят трению о другие поверхности.

Технология лакирования достаточно проста: в лакировальном автомате, состоящем из плоскостапельного самонаклада, лакировального и сушильного устройств и стапельной приемки, лак наносится валиком равномерным тонким слоем на лист и высушивается. При подготовке лакировального автомата к работе под офсетной резинотканевой пластиной декеля на цилиндре закрепляется поддекельная приправка из такой же отработанной пластины и переплетного картона суммарной толщиной 3,2-3,7 мм. Размеры приправки должны быть, по меньшей мере на 5 мм меньше размеров лакируемых оттисков.

Лакировать следует книжные обложки, отпечатанные на относительно толстых и гладких видах бумаги с объемной массой не ниже 0,90 г/см3, поверхностной плотностью не менее 80 г/м2. При двукратном лакировании объемная масса бумаги оттисков должна быть не менее 0,70 г/см3. Оттиски, поступающие на лакировку, должны быть выдержаны до полного закрепления красочного слоя, отпечатаны без применения противоотмарывающих порошков и жидкостей, иметь незапечатанные поля по передней кромке шириной не менее 20 мм и ровные, без повреждений, кромки.

Лак должен хорошо смачивать чистую бумагу и красочный слой оттиска, полностью заполнять углубления и поры на ее поверхности, но не должен проникать в толщу бумаги. Высохший лак должен представлять собой эластичную, гладкую, прозрачную (с коэффициентом пропускания не менее 0,90), бесцветную пленку, не искажающую цветовую гамму оттиска. Лаковая пленка при высыхании и в процессе старения не должна давать усадку, приводящую к скручиванию и короблению продукции, не должна изменять свои оптические и физико-механические свойства в течение всего срока службы изделия или издания.

Для лакирования применяются спиртовые, водные, спирто - водные и другие лаки, например затвердевающие под действием ультрафиолетового облучения. Водные и спиртоводные лаки находят ограниченное применение, так как присутствие воды может быть причиной скручивания, коробления и низкой водостойкости лакированной продукции.

Широкое распространение получил спиртовой лак ЦГФ-595, состоящий из циклогексанон-формальдегидной смолы, канифоли и поливинилбутираля, растворенных в техническом этиловом спирте. Условная вязкость лака устанавливается в соответствии с гладкостью бумаги. Для мелованной бумаги с гладкостью 400-1200 с она должна составлять 17-25 с по вискозиметру ВЗ-4, для обложечной с гладкостью 110-300 с - 20-30 с, для офсетной с гладкостью 80-170 с - 25-30 с. Если вследствие испарения летучего растворителя вязкость лака оказывается завышенной, то лак разбавляют техническим этиловым спиртом.

Для повышения лоска и глянца иногда прибегают к повторному лакированию и (или) к каландрированию лакового покрытия, пропуская отлакированный и сухой оттиск через каландр, прессовую пару, состоящую из обрезиненного и стального полированного валов.

Выводы по третьему разделу


Из данного раздела мы узнали, что технология лакирования проста в применении, так как печатный лак по своей природе представляет собой офсетную краску без пигмента и может наноситься через обычный красочный аппарат офсетной машины. Лакирование печатной продукции улучшает как ее внешний вид, так и потребительские свойства. При лакировании на поверхность печатного оттиска наносится слой лакового раствора, который после высушивания создает прочную прозрачную однородную пленку. Все это позволяет разнообразить оформление, улучшить свойства продукции, а также придать ей законченный (товарный) вид.

Заключение


Информация о книге, помещенная на обложке или переплете, нужна читателю для первоначального знакомства с книгой, когда он видит ее на витрине магазина или стенде библиотеки.

Чтобы читатель, увидев книгу, решил купить ее или хотя бы захотел подробнее с ней познакомиться, он должен, прежде всего, узнать название книги и фамилию ее автора.

Хороший дизайн книги в значительной мере зависит от понимания особенностей ее оформления. При этом следует учитывать, что немалую роль играет художественная композиция издания, т.е. построение всего оформления и его отдельных элементов, которое создает внутреннее единство оформления как художественно-полиграфического произведения искусства.

Для выполнения нового дизайна обложки книги выбрана программа Adobe Illustartor. Программа обладает интуитивно понятным интерфейсом, легким доступом ко многим функциям, широким набором инструментов для рисования и продвинутыми возможностями управления цветом, текстом, что позволяет создавать векторные изображения любого уровня сложности. Adobe Illustrator является одним из наиболее удобных редакторов для создания различных макетов

Поставленная цель данной курсовой работы проектирование и изготовление переплетной крышки и дизайна обложки для книги "Технология формных процессов Н.Н. Полянский " была достигнута.

В ходе выполнения курсовой работы были рассмотрены и изучены следующие вопросы:

Брошюровочно-переплетные и отделочные процессы как завершающий технологический процесс изготовления книжного издания;

Общая технологическая характеристика обложки выбранного книжного издания;

Дизайн оформления обложки данного издания;

Выбор и обоснование отделочной операции - лакирование.

Проведен анализ послепечатных процессов и отделки книжных обложек, на примере лакирования. Процесс отделки книжных обложек дает возможность усовершенствовать внешний вид и защитить книгу от повреждений. Лакирование улучшает внешний вид издания, создавая глянец, и повышает его прочность к истиранию.

Литература


1.       Воробьев, Д.В. Технология брошюровочно-переплетных процессов: учебник. - М.: Книга, 1989.

2.      Кнабе, Г.А. Энциклопедия дизайнера печатной продукции. Профессиональная работа: Книга - 2005.

.        Виноградов, Г.А., Жуков И.А. Полиграфическое производство. - М.: Книга, 1983.

.        Герчук, Ю.Я. Художественная структура книги. - М.: Книга, 1984.

.        Иванова В.Б. Оформление изданий: Нормативный справочник. М: Книга, 1984.

.        Германиес, Э. Справочная книга технолога-полиграфиста: Книга - 1982.

.        Полянский Н.Н. Основы полиграфического производства. М.: Книга, 1991.

.        Воробьев Д.В. Технология послепечатных процессов: Учебник. - М.: Книга, 2000.

10.    Энциклопедия дизайнера. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook870/01/part-006. htm <http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook870/01/part-006.htm> свободный доступ.

.        Атабеков Н.А. Словарь-справочник иллюстратора научно-технической книги. - М.: Книга, 1974.

.        Романо, Ф Современные технологии издательско-полиграфической отрасли. - М: Книга, 2006.

.        Дизайн книги. http://www.izdatelstvo. biz/izdatelstvo-knig/33-design.html <http://www.izdatelstvo.biz/izdatelstvo-knig/33-design.html%20> свободный доступ.

.        Иконников, В. Adobe Illustrator: тонкости, советы и способы работы: Книга, 1999. - 192с.

.        Бобров, В.И. Технология послепечатных процессов. Технология тиснения: Учебное пособие. - М.: МГУП, 2006.

16.     Heidelberg Druckmaschinen AG [Электронный ресурс]. URL: https: // www.heidelberg.com/ru/ru/products/prepress/computer_to_plate/suprasetter_a52_a75/suprasetter_a52_a75. jsp

Похожие работы на - Проектирование и изготовление переплетной крышки для книги 'Технология формных процессов' Н.Н. Полянского

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!