Ролевая теория личности и ее применение в социально-экономическом управлении

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    247,92 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Ролевая теория личности и ее применение в социально-экономическом управлении

Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие «ролевая теория личности»

.1 Сущность ролевой теории личности

.2 Виды и особенности социальных ролей и статусов

.3 Теория «зеркального Я» Чарльза Кули

Глава 2. Применение ролевой теории личности в современном социально-экономическом управлении

2.1 Сущность и элементы социально-экономического управления

.2 Ролевая игра как форма управленческого тренинга

.3 Преимущества и недостатки ролевых игр и способы получения бóльшей эффективности от них

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Введение

Данная тема скорее актуальна, чем нет, потому что в разных организациях и разными руководителями проводится разная политика в области применения рассматриваемой теории. Это обусловлено недостаточным вниманием к этой области обучения и развития разнообразных социальных групп.

У каких-то руководителей чётко отлаженная система социально-экономического управления сотрудниками, а какие-то управленцы ещё над этим работают, и не до конца понятно доработана эта область или нет.

Основоположниками ролевой теории личности являются американские ученые Дж. Мид и Т. Парсонс, которые делали акцент на «научении роли», овладении ролями в процессе взаимодействия людей, также он рассматривал в качестве стимула «ролевые ожидания»[20]. В современное время никто не занимается теоретической частью этого вопроса, но практикумы создаются регулярно и постоянно обновляются и дорабатываются, например, практикум Д. Минаева. В российских источниках имеют место быть разногласия в толковании определения «роль» и классификациями ролей различных научных деятелей в области социологии. Многие согласны, что роли можно разделить в зависимости от той системы, в которой они являются одним из элементов взаимодействия. А. Г. Асмолов в своей монографии вывел «роль для всех», «роль для группы» и «роль для себя» [24, с. 262].

В теме « Ролевая теория личности и её применение в социально-экономическом управлении» объектом исследования является те, в адрес кого осуществляется управление, множество личностей. В данном случае это будет персонал предприятия или организации. А предметом исследования будет являться набор разнообразных ролей, играемых человеком на протяжении всей его жизни и профессиональной деятельности, их классификация и особенности.

Цель работы - рассмотреть сущность ролевой теории личности, классификации ролей и их особенности. Также на основании исследований и примеров обсудить как можно применить эту теорию в социально-экономическом управлении.

Задачи:

1.      Изучить содержание «ролевой теории личности» и тех теорий, которые входят в её рамки.

2.      Рассмотреть классификации ролей, их особенности.

.        Провести анализ структуры социально-экономического управления.

.        Рассмотреть способы применения ролевой теории личности.

.        Разработать пути решения проблем, связанных с недостатками практического применения теории.

Мной были использованы такие методы исследования как анализ специальной литературы, анализ исследований, проведенных сторонними организациями, просмотр различных документов и т.д.

Работа состоит из двух взаимосвязанных глав: первая глава состоит из двух параграфов, в которых содержится теоретический материал по теме «Ролевая теория личности и её применение в социально-экономическом управлении», вторая глава состоит так же из двух параграфов, содержащих материал, касающийся практического применения вышеупомянутой теории.

Результаты данной работы можно использовать в качестве путеводителя для начинающего наставника по тренингам или для HR-менеджера только начинающего свой путь в профессии.

Глава 1. Понятие «ролевая теория личности»

 

.1 Сущность ролевой теории личности

ролевой игра управленческий тренинг

Личность - это относительно устойчивая структура всех составляющих характера индивида, определенное количество самых индивидуальных качеств, которые определяют его неповторимость. Понятие личности нужно для усвоения разнообразных ситуаций, в том числе связанных с ролевыми исполнениями, и управления ими[22].

Ролевая теория личности заключается в том, что каждый индивид играет свою роль в жизни (несколько ролей). В рамках этой теории рассматриваются такие определения как «социальный статус» и социальная роль». Их необходимо различать, например, как это сделал А. Кравченко: «мы занимаем статус, но играем роль»[17, с. 186-189]. На эту же тему высказались и А. В. Филиппова и А. С. Страданченкова - «Если статус - это сами функции, права и обязанности, то социальная роль - ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе» [14, c. 87]. Испoлнениe рoли дoлжнo сooтвeтствoвaть приятым сoциaльным нoрмaм, oжидaниям oкружaющих и социальному статусу личности [21]. «Понятие роли включает в себя совокупность ожиданий каждого индивида в отношении как своего собственного поведения, так и поведения других людей при взаимодействии в определенной ситуации» - считает Фролов С.С, и можно отметить, что это наиболее полное определение роли [1, с.81].

Как отметил Дж. Мид, одно из главных мест в «самоидентификации индивида самим собой» [3] занимает еще в детском возрасте игра, в которой дети учатся примерять на себя роль другого и воспринимать себя как объект чьих-то ожиданий. В процессе дальнейшего развития игра превращается в соревнование, в котором участник должен принимать различные взаимосвязанные роли своих соперников.

Существуют различные стадии освоения ролевых функций:

1.      Имитация, то есть дети повторяют поведение взрослых, не понимая его;

2.      Стадия ролевых игр. Игры, в которых дети принимают поведение, как исполнение ролей: например, пожарного, полицейского и т.д. В некоторых играх дети говорят за всех героев (разными голосами за разных персонажей).

.        Стадия коллективных игр. Те игры, в которых личность учится осознавать как всей группы, так и одного человека. На этой стадии формируется оценка своего поведения согласно стандартам, установленными «сверху». Кроме того, на стадии коллективных игр формируется чувство принадлежности к этому обществу. Примером может являться член любой спортивной команды.

Одним из ключевых понятий рассматриваемой теории является «социальная роль». Оно было введено в начале 20 века Э. Дюргеймом, М. Вебером, а позднее - Т. Парсоносоном, Р. Липтоном и другими.

«Социальная роль (от франц. Role) - образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию (статус) в системе общественных отношений» [4].

Это определение рассматривается в двух аспектах:

1.      Ролевое ожидание - это модель поведения, которую ожидают от личности, зная ее социальный статус;

2.      Ролевое исполнение - это реальное поведение человека в соответствии каким-либо социальным статусом[17].

В структуре социальной роли выделяют некоторые элементы:

·        Описание типа поведения;

·        Предписания, требования;

·        Оценка выполнения предписанной роли;

·        Санкции, носящие как положительный, так и отрицательный характер [4].

В рамках ролевой теории были выявлены некоторые феномены. Такие как ролевой конфликт - это внутреннее разногласие ролевых требований в разных социальных общностях, и интеграция, и дезинтеграция ролевой структуры личности - следствие равновесия или конфликтности социальных отношений [2].

Ролевые конфликты можно проклассифицировать:

1.      Те конфликты, которые вызваны столкновением в понимании роли самой личностью и окружающими людьми. Например, несоответствие предпочитаемого преподавателем метода обучения и метода, требуемого начальством (кафедрой).

2.      Конфликт между сторонами одной и той же роли. «Например, от адвоката, согласно принципу судебной состязательности, требуется принятие всех мер к оправданию подзащитного, но одновременно от него же, как юриста и правоведа, ожидают борьбы с правонарушениями, подрывающими основы общества» [4].

.        Конфликт между качествами, нужными для исполнения социальной роли с одной стороны, и ожиданиями, которые предъявляются значимыми людьми, с другой стороны. Например, для начальника - мужчины эмоциональная сдержанность, авторитарность, жесткость только поможет подняться по карьерной лестнице, а в личной жизни применяя те же качества многого не добиться, девушкам эти черты неприятны. Поэтому мужчине приходится выбирать между высокой должностью и семьёй [4].

.        Конфликт, вызванный разными требованиями к исполнению одной роли. Например, от женщины требуют высокого результата на работе, а муж требует высокой самоотдачи дома [4].

.        Разногласия между качествами, которыми обладает человек, и требованиями, соответствующими его социальной роли. В таком случае человеку приходится «переступать через самого себя» [4].

За разногласиями, как феномен, следует ролевая напряженность, которая проявляется в бытовых и рабочих неурядицах. В таких случаях следует выбирать, что важнее для конкретного человека. Она возникает в рамках только одной роли.

Таким образом, социальная роль - это образец поведения, который выбирает индивид соответственно своему социальному статусу. Роль у одного человека не обязательно одна, очень часто можно наблюдать разное количество ролей и процесс их смены в зависимости от обстоятельств. Не всегда большое множество ролей (даже если их 2) мирно уживаются в одной личности. В таких случаях у личности возникают внутренние конфликты и напряженности, которые можно решить путём расставления приоритетов.

1.2 Виды и особенности социальных ролей и статусов


Как было объяснено ранее, социальная роль - это сумма действий, которые обязан привести в исполнение индивид, который занимает определенный статус в социуме[19].

Все социальные роли и статусы можно разделить на два основных типа: предписанные и достигаемые.

Предписанные статусы и роли. За основу для предписания индивиду ролей может быть пол, возраст, раса, национальность, классовая и религиозная принадлежность и т.д. Определенные социальные роли закладываются родителями еще в детском возрасте. Например, мальчиков воспитывают как защитников, а девочек как хранительниц очага.

Достигаемый статус. Наиболее полно этот феномен описал М. Янг: « Принцесса - это предписанный статус. Девочка с королевской наследственностью может не ударять палец о палец, а её будущее всё равно это будущее принцессы. Она рождена принцессой, и будет ли она хорошенькой или уродливой, высокой или низкой, умной или глупой, она останется принцессой. Достигаемые статусы, напротив, не даются от рождения, они могут приобретаться только личностями, наиболее подходящими для этого. Быть мужчиной - предписываемый статус, зависящий от рождения, но быть мужем - достигаемый статус, который не вытекает автоматически из факта рождения мужчины, а зависит от мужского поведения в будущем. Негр - это предписанный статус, но полицейский - достигаемый статус. Никто не может быть рожден полицейским. Становление достигаемого статуса осуществляется через собственный талант, выбор или активность каждого индивида»[5].

Чаще всего действия и большинство качеств человека можно определить заранее, зная его социальный статус. Ожидаемое поведение человека в соответствии с его социальным статусом принято называть социальной ролью. Фактически роль дает шаблон поведения индивида в той или иной ситуации.

Роли можно разделить по степени формализации: какие-то определены чётко (в законодательном акте), а некоторые весьма неточно; по способу обретения: достигаемые (или завоёванные) и предписанные; по видам стимула: мотивацией может случить прибыль, общее благо и т.д.; по масштабу: строго ограниченные и размытые[23].

Любой человек отражает общественные отношения своей эпохи. Поэтому он может играть несколько ролей одновременно, т. е. обладать «набором ролей». В сумме они называются ролевой системой. Довольно очевидно, что чем выше позиция индивида в социуме (выше социальный статус), тем большее количество ролей насчитывает его ролевой набор [19]. В литературе всего мира довольно давно достаточно распространен облик человека, в качестве актера, который играет данную ему роль, изменение которой напрямую зависит от динамики его социального положения и возраста. Примером могут послужить слова В. Шекспира, сказанные в пьесе «Как вам это понравится», см. прил. 1[18]. Основные (базисные) социальные роли можно рассмотреть на рис. 1.

Рис. 1. Классификация социальных ролей

Существуют такие социальные роли как:

·        Те, которые со временем сами приходят к человеку с определенными обстоятельствами (роль матери, дочери, жены);

·        Те роли, которые добровольно исполняет индивид, то есть он может и отказаться от этой роли [23].

Несмотря на то, что личность имеет автономию, свободу выбора, тем не менее, она во многом определяется занимаемым статусом, играемой ролью в обществе. Хоть и в наше время общество идет к «унификации и стандартизации личности»[6], полностью одинаковыми людей сделать невозможно.

Итак, социальные статусы, соответственно которым выбираются роли, бывают достигаемыми и предписанными. За основу предписанного статуса может лечь пол, раса, национальность и т.д. А к достигаемому статусу человек стремится на протяжении всей своей жизни. Это может быть определенное место в карьере, учёбе, социальной группе и т.д. Причем личность имеет полную свободу выбора своей роли.

Теория «зеркального я» тесно связана с ролевой теорией личности. Она объясняет насколько взаимосвязано представление индивида о себе с мнением окружающих о нем. Теория Кули показывает насколько важна реакция общества на твои поступки, твои действия и, вообще, как ты ведешь себя в обществе.

Чарльз Хортов Кули (1864 - 1929), как и многие социологи, пришел в социологию из другой науки - экономики. Его главная концепция носит название теории «зеркального Я». Её истоки восходят к прагматизму, в частности идеям о «социальном Я» У. Джеймса и воззрениям Дж. Дьюи. По У. Джеймсу индивид имеет такое количество «социальных Я», сколько есть групп и людей, о чьём мнении беспокоится данный человек. Следуя идеям Джеймса, Кули выделял один из главных признаков социального существа - способность вычленять себя из общества и осознавать своё «Я» [7]. Это происходит посредством общения с другими людьми и восприятие их мнения о себе.

Создатель теории «зеркального Я» предположил, что особенности личности человека (его Я) состоит из чувств, появляющихся через общение с другими. Они - зеркало для нас. Наше осмысление самих себя происходит через:

·        воображение о том, как мы предстаем перед обществом

·        как, по нашему мнению, оно сдерживает нас

·        наши чувства, касательно этого

Другими словами, наше осознание себя - это не стабильное фиксированное состояние, а процесс, развивающийся по мере общения с другими. Не вся информация, которую мы получаем от общения с людьми, влияет на нас. Мы принимаем во внимание только те слова и мнения, которые наиболее близки к нашему представлению о себе.

По мнению Чарльза Кули «Человеческая жизнь» - это индивидуальное и социальное в целом. Природу человека он определял как биологическую и социальную, которая вырабатывается на начальном этапе жизни, в первичных группах, и которая является комплексом социальных чувств, установок, моральных норм.

«Зеркальное Я» - это общество, служащее своеобразным зеркалом. В нем мы можем наблюдать реакции окружающих на наше поведение. Наше представление о себе начинается именно с этого рефлекса, анализируя ответы других людей на те или иные действия, мы способны оценивать себя и свои поступки.

Если то, что мы видим или воображаем себе в «зеркале», имеет положительно настроенный образ, то наше Я получает поддержку, а действия повторяются. Это правило действует и в противоположную сторону, то есть если образ неблагоприятный, то наша я - концепция подлежит пересмотру и самоанализу, а поведение меняется. В своем поведении мы руководствуемся подобным правилом, так как определены другими людьми.

Наше общество, как считал Кули, основано на коммуникации между теми, кто питает симпатию друг к другу. Ключ к пониманию поведения человека лежит в его взаимоотношениях с другими людьми [7]. Ни один человек, живущий в одиночестве, не сохранит надолго те качества, делающие его человеком.

Рис. 2. Элементы, составляющие «зеркальное Я»

Нет других путей по составлению мнения о себе - самосознание, самооценка, самочувствие, - кроме того представления, насчет которого можно поспорить с самим собой, размышляя о том, как окружающие воспринимают нас самих. То, что на самом деле думают люди, не имеет какого-то особенного значения. Гораздо важнее то, как мне интерпретируем действия социума по отношению к нам. Он и даёт нам почву для создания самооценки и определяет социальные ценности.

Интеракция происходит через общение «лицом к лицу», которое осуществляется в первичных группах, прежде всего в семье. Именно в семье младенец эволюционирует от дикаря к социальному существу. На основе отношения к себе, ребенок начинает осознавать своё место внутри этого общества.

Для описания доверительных связей между людьми используется местоимение «мы», характеризующее некоторый уровень симпатии и взаимную идентификацию людей. Каждый из нас живет ощущением целостности, объединяющей людей.

Базой первичной группы являются первичные отношения. Но они отличаются некоторыми особенностями.

·        Люди взаимодействуют в них как уникальные целостные личности.

·        Это означает, что ответ, который предназначался одному человеку, не может быть переадресован другому. В качестве примера можно привести отношения «покупатель - продавец», «работник - работодатель». Они не уникальны, но их можно заменить. Продавец и покупатель несут взаимную ответственность, подкрепленную временным контрактом. Точно так же происходит и между начальником и подчиненным. Но стоит отметить, что ребенок не может заменить свою мать, а мать не может заменить своего ребенка.

·        Между мужем и женой уже иные отношения: они несут друг за друга абсолютную ответственность, самые тёплые чувства и семья поглощают их полностью, а не от части или ненадолго. Это и является вторым критерием первичных отношений.

В окружающем нас мире, говорит Кули, первичных отношений меньше, чем вторичных. Хоть они и встречаются реже, но играют более важную роль в жизни людей. Семейные отношения (первичные) более наполненные и интересные, чем деловые или рабочие (вторичные). Первые называют неформальными, а вторые - формальными. В формальных отношениях человек является целью достижения того, чего ему не хватает в неформальных, первичных отношениях.

В той среде, где люди живут или работают вместе, на основе первичных отношений формируются первичные группы: семья, соседские объединения, дружеские компании, малые группы коллег по работе.

Так, «теорию зеркального я» Чарльза Кули можно определить как наши выводы, сделанные на основе мнения окружающих нас людей, которые наблюдают за нашей деятельностью. Таким образом «зеркальное я» состоит из трёх элементов: то, что видят в нас окружающие, по нашему мнению; то, как люди реагируют на то, что видят, как мы считаем; наш ответ на их реакцию.

Выводы по первой главе:

1.      Социальная роль имеет довольно большое значение в нашей жизни. Потому что от того, как ты себя преподнесешь в том или ином обществе, зависит то, как тебя будут воспринимать в дальнейшем и определение уровня взаимодействия с людьми. Например, находясь в роли мягкотелого безвольного человека, будучи начальником, этот человек много не добьётся на своей должности.

2.      При наличии нескольких ролей и их несогласованности могут возникать конфликты, бороться с которыми обязан человек, у которого возникли разногласия собственных ролей.

.        Индивид реагирует на внимание окружения согласно теории «зеркального Я», которую рассмотрели в параграфе 1.3. Если следовать Кули, то индивид не только оценивает саму реакцию людей, оценивающих его, но и делает выводы исходя из мнения окружающих. А какие, уже зависит от множества факторов, составляющих характер человека.

Глава 2. Применение ролевой теории личности в современном социально-экономическом управлении

 

2.1    Сущность и элементы социально-экономического управления


Управление разнообразными видами производства стало обособленной профессией, которая требует специального образования, опыта и даже особенного характера. «Важными элементами системы управления наиболее развитых государств являются выработка тактики планирования, внедрение эффективных методов организации труда, системы учета и контроля на основе широкого использования компьютеров, информатики и т.п.»[8, с.576].

Управление обществом должно быть системным, так как общество тоже целостный организм, который развивается как система, элементы которого взаимодействуют друг с другом. Управление важно как для общества в целом, так и для каждого его элемента. Поэтому качество управления можно рассмотреть как важный показатель уровня развития и общества, и каждой его сферы.

Существует два принципа действия механизма управления:

·        Стихийный

·        Сознательный

Стихийный можно описать как осредненный результат, который складывается из множества целенаправленных осознанных деяний, в которых точно невозможно учитывать все их последствия. Экономическая жизнь не саморегулирующая система, и никогда ей не была, поэтому она не может существовать без участия управленческих способностей и навыков человека.

В рамках экономического управления рассматриваются такие понятия как информация и управление. Для определения важности этих определений рассмотрим их подробнее.

Экономическая информация - это, прежде всего, смысловая информация, то есть такая информация, которая обрабатывается человеком и реализуется в экономической сфере. Без полной и достоверной информации невозможно себе представить оптимальное управление, которое преследует разумные цели. Эксперты, проводя анализ передовых стран, сделали вывод: в финансовой сфере информация может заменить (в некоторой мере) ресурсы, снизить нужду во многих видах сырья, увеличить значимость новых технологий и т.п.

Всё же, как связаны такие определения как информация и экономическое управление? Это очень схожие понятия. Там, где присутствует информация, есть и управление, а там, где исполняется управление, точно будет и информация. Начальная точка любого управленческого процесса (принятие управленческого решения и его исполнение) - приобретение и переработка информации.

Управление - это цель любой собранной организации, нацеленная на поддержание её качественной определенности, на поддержание изменяющегося баланса с окружением и на её становление. Оно ориентировано не только на прошлое системы, но и на её будущее.

У управленческих отношений есть две взаимозависимые стороны - информационная и организационная. Принципу обратной связи отводится довольно важная роль. Там, где его нет, искажается или вообще отсутствует механизм управления со всеми его элементами. Данный принцип гласит: «… в любом взаимодействии источник (субъект информации и управления) и приемник (объект информации и управления) неизбежно меняются местами»[8, c.579]. Исходя из этого, можно сказать, что в процессе управления происходит влияние субъекта на объект и при этом они меняются местами. В социуме этот принцип постоянно работает, так как ответное поведение системы, которой управляют, могут сказываться на изменении управленческой деятельности, которая учитывает постоянно прибывающую информацию.

Основное назначение управления - создание и реализация управленческих решений. Немаловажным является «принцип оптимальности» [8, с.579]. Он означает, что из множества вариантов управленческих решений нужно выбирать то, которое в большей мере обеспечит реализацию поставленной цели. Следовательно, решение принимается субъектом с учетом потребностей, интересов объекта, его потенциала превращения этих интересов и возможностей в реальное исполнение решений.

Команды управленца могут быть жесткими и «мягкими», но в чистом виде встречаются редко, чаще они смешиваются в разных пропорциях. Наиболее четко это видно на примере рынка, где работает «невидимая рука рынка», которую рассматривал Адам Смит. С одной стороны «рука» задает направление спонтанных сил, позволяя иметь место гибкости, податливости сторон, а с другой - диктует безжалостные и жесткие правила, от которых зависит поведение субъектов управления.

Субъект и объект управления тоже являются частью структуры управления. Они имеют сложную, многоуровневую структуру. Субъектом выступают социальные институты, частные и общественные организации, отдельные личности, коллективы (трудовые) и т.д. Но в итоге управленческие решения принимают отдельные личности, обладающие властью, которая предусматривает повышенный уровень ответственности. Как правило, к субъекту предъявляют высокие требования: наличие особых компетенций, управленческого склада ума, ораторских способностей и т.п. Условие полноты и достоверности информации требует от субъекта глубоких знаний важных свойств, состояний, условий существования объекта, и, конечно же, веры (уверенности) и жажда определенных финансовых результатов. Компетентность заключается в том, что, при желании что-то делать, субъект стремится это сделать, он уверен в своих силах и средствах реализации своего желания.

Объектом управления, на каком бы уровне он ни был, являются люди: объединения людей, отдельные личности, наделенные (или нет) талантом, волей, и, следовательно способны (или нет) принимать определенные решения и реализовывать их. В этом суть базовой закономерности всех социально-экономических процессов: «чтобы быть реализованным, любой из них должен «очеловечиться», т.е. воплотиться в действиях конкретных людей»[8, c.581]. Субъект и объект управления, как говорилось выше, - понятия условные. В рамках одного и того же действия субъект управляется со стороны объекта, который в этом случае выступает уже субъектом управления. Исходя из этого, можно отметить, что продуктивное управление возможно только при условии толкового контроля и за решением, и за его исполнением не только со стороны начальства, но и со стороны работника: работник с отсутствующим контролем обычно морально разлагается; так же происходит и с руководителем.

Ролевое поведение индивида (субъекта управления) рассматривается во множественности социальных ролей, которые неоднократно выполняет индивид (см. табл.1).

Таблица 1

Ролевое поведение индивида

Вид рынка

Ролевые функции

Форма экономического поведения

Инвестиционный

• Вкладчик • Инвестор

• Инвестиционное • Сберегательное

Труда, занятости и профессий

• Работодатель • Наемный работник • Безработный • Банковский служащий

• Трудовое • Предпринимательское • Нетрудовое

Потребительский (товаров и услуг)

• Продавец • Покупатель • Потребитель

• Потребительское

Материальное производство

• Производитель • Собственник • Предприниматель

• Производственное • Трудовое • Предпринимательское

Страховой

• Страховщик • Страхователь

• Страховое

Налогообложение

• Налогоплательщик • Налоговый инспектор

• Налоговое


Принцип обратной связи согласно социально-экономическому управлению проявляется не только в исполнении и контроле, но и предполагает инициативу, понимание, совместное творчество и творчество тех, кто в этой ситуации является объектом управления.

«Если кто-либо знает, какое решение он должен принять, чтобы произвести нечто хорошее, или помешать чему-либо дурному, но не делает этого, то это называется малодушием; если оно велико, то называется боязливостью» [9, c.129]. Управленческая идея не только реализуется «от и до», а творчески уточняется и прогрессирует, превращается в нечто большее, чем начальная задумка, влияя на исправление исходной управленческой точки зрения на других стадиях решений управленца. Обратная инициатива предусматривает не только присутствие в объекте не только некоторых психологических качеств, но и чувства ответственности за своё дело, объединение воли и действий руководства и подчиненного. В этом и раскрывается сущность демократизации управления, необходимая для его продуктивного осуществления, особенно в экономической сфере жизни социума, проявляющейся в работе каждого отдельного предприятия и коллектива.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что социально-экономическое управление сложная, многофункциональная структура, которая требует глубоких и обширных специальных знаний в этой области. В механизм входят такие определения как «информация» и «управление», существует объект и субъект управления, которые непосредственно взаимодействуют друг с другом и первое без второго существовать не может.

2.2    Ролевая игра как форма управленческого тренинга


Тренинг - это наиболее распространённый процесс необходимый для освоения сотрудниками необходимыми навыков для работы. Они используются для заполнения пробелов в навыках работников.

Обучающийся менеджер, если у него поинтересоваться его мнением о конкретной ситуации или прокомментировать её, сможет рассказать какое он (она) примет решение относительно недовольного сотрудника. Но если управленец займется этим на деле, то получит бесценный опыт. Ролевая игра является одним из уникальных приёмов эмпирического обучения, помогающим ученику преодолевать сложные житейские ситуации.

Ролевая игра помещает игроков в максимально реальные условия, включает те же ограничения, поведение, что и в жизни. Подобного рода обучение в игровой форме можно использовать во многих учебных условиях, чтобы предусмотреть свои действия при нестандартных ситуациях.

В последнее время в сфере управления персоналом и в менеджменте, в общем, имеет место быть метод (изучение) конкретной ситуации. В этом методе в полной мере показан ситуационный подход к управлению. Первостепенная идея такого подхода - действия руководства (в некоторой степени и сотрудников), основываясь на целях, нормах организации, должны базироваться на реальной ситуации, которая вполне может существовать, принимать во внимание её параметры и возможные изменения.

В ролевой игре «метод конкретной ситуации» реальное положение организации отображается в форме ролевой ситуации (применимо к экономике её часто называют «бизнес-ситуация»)[10].

Ролевая ситуация - это моделирование реальной ситуации, случавшейся в организации, или искусственно созданная ситуация, имитирующая часто встречающиеся в жизни организации. Ролевая ситуация представляет собой определенный набор параметров и переменных, которые оказывают сильное влияние на организацию в данное время. Другими словами она является перечнем существенных данных об организации, её окружении, должности главного лица и его целях и задачах.

Описание ситуации включает в себя:

·        Информацию о субъекте - личности, объединении, которое играет главенствующую роль в ситуации. Его описание может быть в разных формах: стратегии субъекта или же в виде фактической информации о его деятельности.

·        Информацию о партнерах или других действующих персонажах, взаимодействующих с субъектом (конкуренты)

·        Сведения об условиях, в границах которых имеет место быть и меняется та или иная ситуация

Ролевые игры выполняют функцию обнаружения у испытуемых ряда качеств, знаний, умений, образцов поведения потенциального или уже работающего члена персонала организации способом проведения определенных испытаний. Можно выделить некоторые отличия метода ролевых игр от других методов, например, тестов, которые допускают исключения и во многих случаях весьма неточны:

1.      Игра - это поведенческое взаимодействие. Если тесты базируются на ответах на вопросы или решениях какой-нибудь задачи, то игра выявляет реальные действия испытуемого, а не то, как бы он хотел поступить.

2.      Игра - это обычно коммуникации между двумя или более людьми, то есть групповая деятельность. Определённые исключения простые, неинтерактивные игры, в которых нет зависимости одного игрока от его группы. Всё же в этом случае, к примеру, в ролевой игре обычно есть противники и союзники.

.        Игра имеет особое отличие - сложность и корреляция решаемых задач. Если тесты состоят из простых заданий, которые зачастую не связаны между собой, то игра охватывает группу взаимосвязанных действий, в которых следующее действие зависит от предыдущего.

.        Игра имитирует приближенную к реальной ситуацию, в которой можно проявить динамику и изменчивость. Это может позволить открыть такие поведенческие особенности, которые методом тестирования обнаружить невозможно.

.        Игра имеет множество функций. Одновременно с функцией оценки и измерения черт поведения работника, она может быть обучающей, может быть тренингом, нести функцию воспитания, а также решения исследовательских задач.

.        Эффективность игры оценивается в ходе самой игры и зависит от процесса её протекания, а тесты оцениваются по результатам выполнения.

Для того, чтобы оказать участникам помощь в развитии межличностного общения, тренеры используют практический опыт, применяя разные ситуации. Они бывают индивидуального характера - беседа, интервью, услуги и продажи, личные отношения; и групповые - комиссии, переговоры, митинги, работа в команде или коллективное интервью [10]. Количество помогающих не ограничено. Никто не отрицает, что навыки общения можно отнести чуть ли не к самым ценным качествам, которыми владеет человек.

Также организаторы и, как правило, ведущие ролевых игр в организации, менеджеры разных звеньев, могут обладать разительно отличающимися ролевыми наборами (см. табл. 2). Это обуславливается тем, что руководители высшего и низшего звена имеют разные обязанности на разных уровнях, для которых одни качества необходимы, а другие совершенно не нужны.

Таблица 2

Ролевой набор менеджеров высшего и низшего звена, % от всех имеющихся качеств

Звено менеджера

Присущие качества


эмоциональный лидер

генератор идей

организатор

наставник

критик

эрудит

лидер по содержанию

Высшее

10

6

8

31

13

15

17

Низшее

9

22

13

0

43

13

0


В завершении можно сделать вывод, что ролевые игры широко применяются в качестве тренинга в области менеджмента по причине того, что они позволяют тренеру работать с индивидуальными качествами каждого участника игры и подготавливать каждого к реальным ситуациям, имитируя их. В качестве дополнения можно отметить, что руководителям разного уровня, присущ разный набор ролей.

2.3    Преимущества и недостатки ролевых игр и способы получения бóльшей эффективности от них


Несмотря на то, что это довольно немаленький список, состоящий из «разобщенных»[12 c. 25] пунктов, их можно соединить в три главные группы.

Первая группа: игра: благоприятная и безопасная в процессе работы с чувствами.

Во-первых, ролевая игра демонстрирует установки и чувства способом, который является позитивным и в то же время безопасным. Относят к позитивным способам, потому что они признаны законной темой обсуждения и анализа, также потому, что сама игра дает шанс научиться держать под контролем свои переживания и эмоции. А к безопасным способам отнесли, потому что обсуждается поведение не участника, как отдельного субъекта, а игрока, который играет свою роль. Насколько бы незаметной ни была граница между ними, тренеры могут всегда собственным способом вести игру, убеждая игроков, что они не будут глупо выглядеть, и их не будут критиковать за собственное мнение.

Например, по сценарию нужно провести отбор кандидатов на пост начальника отдела и выбрать афроамериканца/афроамериканку, женщину или мужчину. Этим могут заняться HR-менеджеры, отдел по работе с персоналом или специальная комиссия. В течение собеседования не факт, что люди, занимающиеся отбором, будут свободны от стереотипов, предвзятого отношения и разнообразных шаблонов. В игре такого рода игроки иногда могут сами в себе замечать некоторые предрассудки по отношению к кандидатам. Но в других случаях они за собой такого не заметят.

Вторая группа преимуществ: игра максимально приближена к реальности.

Во-вторых, одним из важных несомненных плюсов игры является ее связь с внешним миром. После опыта тренингов способом проведения ролевых игр, приобретенные навыки могут пригодиться бывшим участникам в профессиональной деятельности. Отработка различных экстремальных ситуаций поможет человеку не растеряться в том случае, если подобная ситуация произойдет с ним в процессе профессиональной деятельности.

Третья группа плюсов игры: она способна мотивировать участников.

Третьим главным преимуществом, в котором проявляются все упражнения, является то, что она хорошо замотивирует «учеников» и обеспечит быструю «обратную связь»[12, с.27]. Ролевая игра очень нравится участникам только при условии должной организации и порядке проведения, потому что это, наверное, самые запоминающиеся события, связанные с работой. Часть информации, полученная другими способами, чаще забывается, а процесс игры еще долго вспоминают и делятся впечатлениями о нём.

В первую очередь люди могут задать вопрос, касающийся серьёзности игр, и степени влияния на атмосферу в аудитории.

То обстоятельство, что ролевая игра нравится довольно многим, может показать уровень серьёзности в учебной аудитории. Если по сценарию разыгрывается ситуация конфликта между начальством и общественностью, то он может выйти за рамки игры и превратиться в нарушение дисциплины.

Второе связано с соответствием темы и содержания игры реальным нуждам коллектива. В одну и ту же игру можно сыграть с разными категориями людей и она будет разыграна с разных сторон. Например, «митинг организовал государственный инспектор, который проводит расследование в связи с планами фабричного руководства ходатайствовать о расширении производства.

Этот сценарий может быть разыгран:

•        со школьниками, чтобы представить им проблему загрязнения как повод для общественности забить тревогу;

•        со студентами колледжа, чтобы обучить их официальной процедуре проведения общественного расследования;

•        с инспекторами по охране природы или заводскими инспекторами для изучения методов оценки загрязнения окружающей среды;

•        с секретарями компаний или консультантами по правовым вопросам, чтобы изучить способы законного расширения бизнеса;

•        с общественными правозащитными деятелями, чтобы научить их отстаивать свои интересы» [12, с.29].

Конечно, можно взять за правило не сильно далеко уходить от темы, но чем жестче это правило и больше ограничение, тем менее эффективной будет игра.

Третьей существенной частью недостатков является проблема ресурсов. Для игры часто требуется большая площадь действий, много времени, и даже иногда требуются люди. Обычно для новичков проводятся своего рода разминки и упражнения перед игрой. Но и для опытных игроков иногда проводят разминки, а потом переходят непосредственно к игре. Также сам процесс требует достаточно много времени, и нужно ещё обсудить то, что происходило. И если тренер хочет пользоваться именно методом ролевой игры в процессе обучения, то обязан уделять ей много времени.

Для устранения приведённых выше недостатков можно составить «план действий» или инструкцию для того, чтобы такой отличный метод обучения не пропал из-за неправильного его использования.

Итак, инструкция:

1.      Игры необходимо «интегрировать»[13] в процесс обучения так, чтобы учащиеся (будь то школьники или топ-менеджеры) воспринимали игру более серьёзно. Потому что такого рода игры при приёме на работу могут показать самые выгодные стороны потенциального работника, и начальство может обратить на него внимание.

2.      Если тренер опасается того, что на игру нужно отводить много времени, то в этом случае нужно планировать короткие игры, укладывающийся в академический час. Например «размять мозг» по дороге к важной встрече.

.        Во избежание выхода игры из-под контроля, потере «хозяйствования» над ней нужно изучать специальную литературу, относящуюся к планированию тренингов и психологии.

.        В связи со стремительно развивающимся прогрессом можно вводить современное интерактивное оборудование. Это очень заинтересует современное поколение, которое в будущем, возможно, не будет пользоваться способом обучения, описанном в главе 2, из-за того, что этот метод недоработан и не доведен до совершенства.

Таким образом, мы рассмотрели достоинства и недостатки такого метода тренинга, как ролевая игра. Можно отметить, что главные проблемы у этого метода - время, место и люди. Времени должно быть много, места - тоже много, а людей - достаточно для конкретного сценария. В качестве преимуществ необходимо особенно выделить тот факт, что навыки, полученные в процессе игры, вероятнее всего пригодятся работникам в их деятельности. Также следует заострить внимание на разработке плана, следуя которому можно оптимизировать работу тренеров и посмотреть по-новому на метод ролевых игр.

Выводы по второй главе:

1.      Таким образом в данной главе установлено, что социально-экономическое управление состоит из множества элементов, которые взаимодействуют друг с другом.

2.      Выяснили, что в определение «социально-экономическое управление» входят понятия информация, которая должна быть наиболее полной и достоверной, и понятие управление, которое может быть мягким и жестко-авторитарным.

.        У менеджеров разных звеньев имеется разительно отличающийся набор ролей, которые они могут играть в рамках своей должности.

.        Метод ролевых игр широко применяется в качестве тренинга самых разнообразных групп: от школьников до руководителей различных крупных организаций.

.        Преимущества и недостатки имеют место быть и в ролевых играх. Главные преимущества: возможность применения отработанных действий на практике, способность хорошо замотивировать игроков и выявление особенностей эмоционального состояния и характера. Главные недостатки: недостаточная степень включенности, несерьёзное отношение к вышеупомянутому методу и нехватка ресурсов.

.        Вышеперечисленные проблемы решаемы, и составлен план, как их можно решить, и приведена дополнительная рекомендация на будущее.

Заключение

 

Ролевая теория личности широко применяется в самых разнообразных сферах деятельности. В данной работе были изучены разнообразные аспекты ролевой теории личности, рассмотрены наиболее полные понятия роли и прочих элементов вышеупомянутого определения.

На основе анализа, касающегося ролевого набора менеджеров можно сделать вывод, что многие менеджеры низшего звена не смогут «выбиться в люди».

В ходе изучения механизма социально-экономического управления выявили, что он состоит из «информации» и «управления», связующим звеном которых служит управляющий. Там где присутствует информация, точно будет управление и там, где есть управление, обязательно есть информация. Основное назначение управления - генерация и воплощение в жизнь решений начальником.

В исследование были включены способы практического применения ролевой теории, в результате которых выяснилось, что они требуют множества доработок (приведены отдельной нумерацией) и более активного участия обучающих. Но в то же время в отличие от тестов являются боле удачным методом обучения и диагностики.

Для развития этой темы в будущем есть хорошая, обширная теоретическая база, но не хватает практических наработок и инициативы для работы с этим методом. Поэтому были приведены предложения по усовершенствованию использования ролевых игр не только в организации или предприятии, но и образовательных учреждениях.

Список литературы

 

1.      Фролов С. С. Социология: Учебник. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2003. - 344 с.

.        Гусева Т.И. Общая психология личности// Информативные ответы на все вопросы курса «Психология личности» в соответствии с Государственным стандартом [Электронный ресурс]. 2009. Режим доступа: http://fictionbook.ru

3.      http://studentu-vuza.ru/sotsiologiya/lektsii/rolevaya-teoriya-lichnosti.html

.        http://lektsii.net/1-87564.html

.        Rabhie J.. Horwitz M. The arousal of ingroup - outgroup bias by chance win or loss; // J. Social Psychol. 1969. Vol. 13.

.        Мордасов В. Г. Социальная роль // Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию 11 классам [Электронный ресурс] 2010. Режим доступа: http://humanitar.ru

.        http://socio.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=1129

.        Спиркин А. Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2006. - 736с.

.        Спиноза Б. Избранные произведения. - Т. 1. М.: Государственное Издательство Политической Литературы, 1957. - 632с.

.        http://www.refi.su/help_56.htm

.        Минаев Д. Маркетинг: Игровой практикум. Ролевые игры, упражнения, тесты. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 320с.

.        Менте М. ван Эффективное использование ролевых игр в тренинге. - СПб: Питер, 2001. - 208 е.: ил. - (Серия «Эффективный тренинг»). - 209с.

.        Одилова Н. Ф. Эффективность использования ролевых игр в процессе обучения [Текст]/ Н. Ф. Одилова// Молодой ученый. - 2011. - №12. Т.2. - С. 121-124.

.        Социология. Общий курс: Учебник под ред. А. С. Страданченкова, А.В. Филиппова, М.: Инфра-М, 2008. - 332 с.

.        Добреньков В.И., Волков, Нечипуренко. Социология. Учебник. - М: Гардарики, 2001. - 512 с.

.        Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. - М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002. - 640 с.

.        Лаптев Р. А. Социология - Курс лекций. - 2011 [Электронный ресурс] (дата обращения: 28. 05. 2015).

.        Новикова С. С. Социология: история, основы, институционализация в России. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 464 с. (Серия «библиотека студента»).

.        Давыдов С. А. Социология: конспект лекций. - М.: Эксмо, 2008. - 160 с.

.        Гусева Т. И. Экзамен по психологии личности [Электронная книга] 2009. - 150 с.

.        Ролевые теории личности в социальной психологии// Студопедия [Электронный ресурс] 2015 (дата обращения: 28. 05. 2015).

.        Подпригорова М. Г. Организационное поведение: Учебно-методическое пособие по курсу для студентов старших курсов и магистрантов. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. - 261 с.

.        Жизнь - это театр. Введение в ролевые теории// Бэкмология [Электронный ресурс] 2011 (дата обращения: 28. 05. 2015).

.        Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. - М.: МГУ, 1990. - 367 с.

.        Шекспир В. Как вам это понравится // Полн. собр. соч.: В 8 т.-М.: Искусство, 1959. - Т.5. - С.З-112.

Приложение 1

 

Отрывок из пьесы В.Шекспира «Как вам это понравится»[25, с.47-48]

Весь мир - театр.

В нем женщины, мужчины - все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той. Сперва младенец,

Ревущий горько на руках у мамки...

Потом плаксивый школьник с книжной сумкой,

С лицом румяным, нехотя, улиткой

Ползущий в школу. А затем любовник,

Вздыхающий, как печь, с балладой грустной

В честь брови милой. А затем солдат,

Чья речь всегда проклятьями полна,

Обросший бородой, как леопард,

Ревнивый к чести, забияка в ссоре,

Готовый славу бренную искать

Хоть в пушечном жерле. Затем судья

С брюшком округлым, где каплун запрятан.

Со строгим взором, стриженой бородкой,

Шаблонных правил и сентенций кладезь,

Так он играет роль. Шестой же возраст -

Уж это будет нищий Панталоне,

В очках, в туфлях, у пояса - кошель,

В штанах, что с юности берег, широких

Для ног иссохших; мужественный голос

Сменяется опять дискантом детским:

Пищит, как флейта... А последний акт,

Конец всей этой странной, сложной пьесы -

Второе детство, полузабытье:

Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего.

Похожие работы на - Ролевая теория личности и ее применение в социально-экономическом управлении

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!