Проблемы дружбы и любви в юношеском возрасте

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,06 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблемы дружбы и любви в юношеском возрасте

Содержание

Введение

1. Потребность в дружбе и любви в юношеском возрасте

1.1 Юношеская дружба

1.2 Любовь в юношеском возрасте

2. Психологические особенности юношеского возраста в исследованиях психологов

2.1 Дружба и любовь в юношеских отношениях в исследованиях Курта Левина

2.2 Дружба и любовь в юношеских отношениях в исследованиях отечественных психологов

3. Методы исследований дружбы и любви в юношеских отношениях

Заключение

Библиографический список

Введение

Потребность в общении со сверстниками возникает очень рано, еще в детстве, и с возрастом приобретает все большую значимость.

Во-первых, общение со сверстниками - это очень важный специфический канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на разных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать.

В-третьих, общение со сверстниками - это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

Актуальность. Из всего сказанного вытекает вывод об особенной актуальности проблемы дружбы и любви в юношеском возрасте. Этой теме уделяли внимание многие ученые, как зарубежные, так и отечественные. Но она все равно привлекает к себе большое внимание психологов, которые пытаются понять психологию юношей и девушек.

Объект исследования - юношеский возраст.

Предмет исследования - взаимоотношение любви и дружбы в юношеском возрасте.

Цель - исследовать проблемы дружбы и любви в юношеском возрасте.

Задачи:

)раскрыть потребность в дружбе и любви в юношеском возрасте;

2)выявить психологические особенности юношеского возраста в исследованиях психологов;

)изучить методы исследований любви и дружбы в юношеских отношениях.

В данной работе использованы работы следующих авторов: А.Б. Добрович, А.Е. Личко, Ю.А. Миславский, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Д.И. Фельдштейн, И.В. Дубровина и др.

Научно-практическая значимость - изложить материалы могут быть использованы: для проведения консультаций с супружескими парами; для проведения лекций, семинаров; для самостоятельной педагогической практики.

Структура работы:

1. Потребность в дружбе и любви в юношеском возрасте

1.1 Юношеская дружба

Юношество - это последний возраст расширения круга общения. Действительно, младенец общался в основном с матерью, ребенок раннего возраста - с матерью и со своей семьей, дошкольник получает возможность встречи с первым чужим значимым взрослым - воспитателем детского сада, большую роль начинает играет общение со сверстниками. Младший школьник выходит в первое по-настоящему социальное пространство - школу. Подросток активно осваивает улицы своего микрорайона, студент - весь город. По окончании юности начинаются освоение профессии, создание семьи, воспитание ребенка - времени на межличностное общение остается намного меньше. Может быть, поэтому на юность приходится так называемый пик межличностного общения.

В юности характерно общение внутри широких групп. Оно концентрируется вокруг совместных праздников и отдыха [7, c.32].

Уже здесь снижается значение моды как средства межличностной коммуникации, что было характерно для многих подростков. Для слияния с группой не требуется соответствовать определенному стилю одежды или использовать какие-либо внешние аксессуары.

В дальнейшем на основе общих интересов обычно постепенно выделяются дружеские группы из 5-8 человек. Появляются друзья. Важную роль в общении начинает играть обмен информацией. Постепенно уменьшается значимость компаний вообще, предпочтение отдается диадическому общению (общению в парах) [7, c.40].

Человек как бы боится потерять свою идентичность, вступая в близкую связь с кем-либо. Возникает особого рода напряжение, не выдерживая которого молодой человек "изолирует" себя или же вступает в формальные связи [19, c.71].

Однако ряд авторов полагают, что необходимым условием разрешения кризиса интимности является не только успешное разрешение кризиса встречи со взрослостью, но и наличие определенных характеристик в "образе Я". Как утверждал Дж. Пауэл, эти характеристики можно описать, используя различные термины: самопринятие, положительное самоотношение., положительная Я-концепция, любовь к себе и т.д. Он приводит описание этого феномена, данное Р. Фексом, по мнению которого так называемая любовь к себе - это "чувство собственного достоинства, собственной ценности", осознание собственной уникальности и вера в свои возможности [19, c.72].

Однако не является ли любовь к себе проявлением эгоизма? Э. Фромм полагает, что в современной культуре часто прослеживается альтернатива "или любовь к другим, что добродетельно, или любовь к себе, что грешно". Он подробно рассматривал отражение этой альтернативы в теологии и философии (Ж. Кальвин, Ф. Ницше, И. Кант, М. Штирнер и др.) и пришел к такому выводу. Догма, что любовь к себе несовместима с любовью к другим, заполнила теологию, философию и общественную мысль. Однако, по мнению Фромма, разрешить это противоречие можно через введение и последующее определение понятия "себялюбие". Реальная же любовь к себе и любовь к другим, как утверждает Э. Фромм, коренным образом взаимообусловлены. "Установка на любовь к себе обнаруживается у всех, кто способен любить других" [1, c.134].

Однако достижение реальной любви к себе может оказаться сложным. Вот что писал по этому поводу К. Юнг:

"Возможно, это звучит очень просто. Но простые вещи всегда оказываются наиболее трудными. В нашей жизни быть простым требует величайшей дисциплины, и принятие самого себя составляет существо проблемы нравственности, является как бы конспектом всего нашего взгляда на окружающий мир. Накормить голодного, простить обиды, любить врагов своих во имя Христа - все это, несомненно, величайшие добродетели. То, что я сделаю наименьшему из братьев моих, я сделаю самому Христу. Но что если я вдруг обнаружу, что наименьший из них, беднейший из всех нищих и в то же время наиболее наглый из моих обидчиков и самый ярый мой враг находится внутри меня самого. И что я сам стою, ожидая подачки от собственной доброты, что я сам и есть тот враг, которого надо любить, - что тогда?" [1, c.136].

По мнению Э. Эриксона, особой формой интимности является генитальность как условие развития и достижения полной зрелости. Генитальная зрелость предполагает превращение эгоцентрических сексуальных интересов в стремление к гармонии с партнером. Сексуальный контакт становится не полем битвы, где есть победитель и отверженный, а возможностью полного равновесия и слияния двух начал - мужского и женского. Здесь также возможна изоляция - неспособность к любви как разделению идентичности [18, c.67].

В особо трудной ситуации оказывается молодой человек, выросший в неполной семье, поскольку его отделение может во многом лишить мать смысла собственного существования. Труднее может происходить отделение у младших детей, если родители болезненно переживали отделение старшего. Можно выделить три основных варианта неконструктивного отделения. Первый - это отделение, сопровождающееся полным эмоциональным разрывом и формализацией отношений. Второй - сохранение слияния молодого человека и семьи, сопровождающееся сохранением его личностной несамостоятельности. Здесь можно предположить будущие трудности внутрисемейных отношений и конфликты между женой и матерью (мужем и отцом). Третий - установление амбивалентных отношений. Здесь применима следующая схема: отделение, появление вследствие этого чувства вины, возвращение в семью, появление чувства гнева, отделение и т.п. [18, c.75].

Подытоживая сказанное, можно сделать вывод, что успешному разрешению кризиса интимности, т.е. развитию истинной открытости, близости в межличностных контактах, должна в случае необходимости предшествовать серьезная внутренняя работа по принятию самого себя. Помимо завершения процесса отделения от семьи можно отметить, что в период юности происходит осознание старения родителей, которое является прообразом собственного старения. И это может вызвать довольно сильные эмоциональные реакции. Кроме того, только теперь приходит понимание сути жизни родителей, их ошибок и достижений. Иногда появляется желание применить к ним свои знания, проиграть дома роль терапевта. Нередко к этому склоняют молодых людей сами родители.

1.2 Любовь в юношеском возрасте

Юношеская сексуальность и ее конкретные проявления тесно связаны с коммуникативными чертами личности и специфическими нормами социальной среды, субкультуры и т.д. Как субъективные ожидания, так и регулирующие взаимоотношения юношей и девушек нормативные предписания неоднозначны и противоречивы.

Юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты.

Отмеченная 3. Фрейдом разобщенность чувственно-эротического и нежного влечений особенно типична для мальчиков. У многих из них бурный темп полового созревания опережает развитие тонких коммуникативных качеств, включая способность к сопереживанию. Кроме того, сказывается влияние традиционного стереотипа маскулинности, согласно которому мужчина подходит к женщине с "позиции силы". Старшеклассник этой силы в себе не ощущает, а попытки симулировать ее, чтобы быть "на уровне" стереотипа, только увеличивают его затруднения. Жажда любви нередко сочетается со страхом "потерять себя", "подчиниться" и т.д. [13, c.254].

Девочки, которым "сила" не предписана, свободны от этой заботы, зато они вынуждены скрывать увлечения, оберегая свое достоинство и репутацию.

Разрешение этих внутриличностных противоречий во многом зависит от того, как складываются взаимоотношения юношей и девушек в более широком кругу общения. Обособление мальчиков и девочек в той или иной форме - универсальное явление в истории культуры. В современном обществе сегрегация полов выражена менее резко и осуществляется стихийно, самими детьми [13, c.267].

Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. С одной стороны, эти отношения кажутся более или менее альтернативными [9, c.67].

С другой стороны, любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу. Если в начале юности главным конфидентом (лицом, с которым обсуждаются личные проблемы) обычно бывает друг своего пола, то позже это место занимает любимый (любимая). Сочетание духовного общения с сексуальной близостью допускает максимальное самораскрытие, на которое способна личность. Юноша 16-18 лет может довольствоваться обществом друзей своего пола. В более старшем возрасте отсутствие интимного контакта с девушкой уже не компенсируется однополой дружбой; больше того, чувствуя, что он отстает в этом отношении от сверстников, юноша иногда становится менее откровенен и с друзьями, замыкается в себе. Психосексуальные трудности - одна из главных причин юношеского одиночества [5, c.8].

Взаимоотношения юношей и девушек сталкивают их с множеством моральных проблем. Старшеклассники остро нуждаются в помощи старших, прежде всего родителей и учителей. Но одновременно они хотят - и имеют на это полное право - оградить свой интимный круг от бесцеремонного вторжения и подглядывания. В.А. Сухомлинский совершенно справедливо требовал "гнать из школы нескромные и ненужные разговоры о любви воспитанников. Ни одного слова о том, кто в кого влюблен. Ни малейшего намека на то, что один пятнадцатилетний подросток назвал "ощупыванием сердца железными рукавицами" [5, c.9].

Подытоживая сказанное, можно сделать вывод, что успешному разрешению кризиса интимности, т.е. развитию истинной открытости, близости в межличностных контактах, должна в случае необходимости предшествовать серьезная внутренняя работа по принятию самого себя.

Юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты.

В целом девушки чувствуют себя в общении с юношами более свободно и уверенно, чем юноши с девушками. Между юношами и девушками существует не только разница в темпах созревания, юноши строже, чем девушки, разграничивают любовь и дружбу.

Итак, соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. С одной стороны, эти отношения кажутся более или менее альтернативными. По имеющимся данным юноши-девятиклассники, ориентированные на широкое групповое общение, как правило, не выбирают в качестве идеального друга девушку, и в первом круге их реального общения преобладают юноши. Напротив, тот, кто в качестве идеального друга предпочитает девушку, обычно имеет меньше друзей своего пола, склонен считать настоящую дружбу редкой и отличается повышенной рефлективностью. Появление любимой девушки снижает эмоциональный накал однополой дружбы, друг становится, скорее, добрым товарищем.

2. Психологические особенности юношеского возраста в исследованиях психологов

2.1 Дружба и любовь в юношеских отношениях в исследованиях Курта Левина

Психология юношеского возраста - один из старейших разделов возрастной психологии (сегодня ее более точно называют психологией развития), Л.С. Выготский в конце 1920-х годов, справедливо заметил, что общих теорий в ней гораздо больше, чем твердо установленных фактов, как в зарубежной, так и в советской психологии.

Наряду с различными зарубежными теориями и концепциями, которые рассматривали старшего подростка и юношу такими, как биогенетическая теория Стэнли Холл (1884-1923), Арнольд Гезелл (1880-1961); концепция персонологической (личностной) ориентации Эдуард Шпрангер (1882-1963), Шарлотта Бюлер (1893-1982); Жан Пиаже (1896-1980) - специфика юношеского мышления; психоанализ Зигмунда Фрейда (1856-1939); неофрейдизм Эрик Эриксон (1902-1982), важный вклад в понимание юношеской психологии внес представитель гештальпсихологии Курт Левин (1890-1947). Он исходил из того, что человеческое поведение есть функция, с одной стороны, личности, с другой - окружающей ее среды. Свойства личности и свойства среды взаимосвязаны. Как ребенок не существует вне семьи, школы и т.д., так и эти общественные институты не существуют отдельно от взаимодействующих с ними и благодаря им индивидов. Единство и взаимодействие всех личностных и средовых компонентов Левин называет жизненным или психологическим пространством [11, c.145].

Важнейшими процессами переходного возраста Левин считает расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение подростка, юноши определяется, прежде всего, маргинальностью (промежуточностью) его положения. Переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому. Специфичность его социальной ситуации и жизненного мира проявляется и в психике, для которой типичны внутренние противоречия, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Эта напряженность и конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости и чем важнее разделяющие их грани. Поэтому степень "подростковости поведения" никогда не бывает одинаковой [11, c.151].

Достоинство концепции Левина состоит в том, что он рассматривает юность, как социально-психологическое явление, связывая психическое развитие личности с изменением его социального положения. Однако, ставя жизненный мир ребенка в зависимость от его непосредственного окружения, микросреды, Левин оставляет в тени его обще социальные детерминанты. Он не уточняет также возрастных граней периода маргинальности, в частности различий между подростком и юношей, и индивидуально-психологических вариаций процесса развития. Между тем неопределенность возрастного статуса далеко не всегда означает также неопределенность уровня притязаний и ценностных ориентаций. Эмпирическая проверка теории Левина английским психологом Джоном Бамбаром (1973) показала, что понятие юношеской маргинальности слишком расплывчато и не объясняет конкретных вариаций, психики и поведения подростков и юношей.

Левин и другие представители социально-психологической ориентации связывают юношескую маргинальность с особенностями социального статуса [11, c.152].

Альтернативные теории подросткового и юношеского возраста анализируют разные стороны развития - физическое созревание, умственное развитие, формирование самосознания, сдвиги в структуре общения, мотивационные процессы и т. л. рассматривались и в советской психологии.

Достоинство концепции Левина состоит в том, что он рассматривает юность, как социально-психологическое явление, связывая психическое развитие личности с изменением его социального положения (что неотъемлемо связано с общением). Однако, ставя жизненный мир ребенка в зависимость от его непосредственного окружения, микросреды, Левин оставляет в тени его обще социальные детерминанты. Неопределенность возрастного статуса далеко не всегда означает также неопределенность уровня притязаний и ценностных ориентаций (также неразрывно связанных с общением).

2.2 Дружба и любовь в юношеских отношениях в исследованиях отечественных психологов

Советскими психологами подробно изучались и описывались закономерности полового созревания, умственные интересы, формы социальной активности и содержание внутреннего мира подростков и юношей. Этим занимались такие советские психологи как Выготский Л.С. (1889-1960), Божович Л.И. (1908-1981), Леонтьев А.Н. (1093-1979), Эльконин Д.Б. (1904-1984) и др. [16, c.54].

Но, наряду с этим, внутренний мир личности, внешкольная деятельность, дружба, любовь выпадают, в данной концепции, как нечто несущественное.

В юношеском общении отмечают две противоположные тенденции: расширение его сферы, с одной стороны, и растущую индивидуализацию - с другой. Первая проявляется в увеличении времени, которое расходуется на него, в существенном расширении его социального пространства (среди ближайших друзей подростков и старшеклассников - учащиеся других школ, училищ, студенты, рабочие, военнослужащие), в расширении географии общения и, наконец, в особом феномене, получившем название "ожидание общения" и выступающем в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам.

Что касается второй тенденции - индивидуализации отношений, - то о ней свидетельствует строгое разграничение природы взаимоотношений с окружающими, высокая избирательность в дружеских привязанностях, подчас максимальная требовательность к общению в диаде [16, c.131].

Все исследователи (Выготской Л.С., Божович Л.И., Кон И.С. и др.) психологии отрочества и юности, так или иначе, сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков и старшеклассников общение со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности.

Л.И. Божович (1995) отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то старшеклассников, наоборот, привлекательность занятий и интересов в основном определяется возможностью широкого общения со сверстниками [15, c.178].

Существуют данные (Кон И. С.), согласно которым неформальное общение не только в диадах, но и в группах подчинено таким мотивам, как поиск наиболее благоприятных психологических условий для общения, ожидание сочувствия и сопереживания, жажда искренности и единство во взглядах, потребность самоутвердиться.

дружба любовь юношеский левин

Согласно литературным данным (Кон И. С.), практически все юноши и девушки являются членами юношеских групп, которые в первую очередь удовлетворяют потребность в свободном общении. Свободное общение - не просто способ проведения досуга, но и средство самовыражения, установления новых человеческих контактов, из которых постепенно выкристаллизовывается что-то интимное, исключительно свое. Юношеское общение поначалу требует частой смены ситуаций и довольно широкого круга участников. Принадлежность к компании повышает уверенность подростка в себе и дает дополнительные возможности самоутверждения.

Если компании формируются главным образом на базе совместных развлечений, то человеческие контакты в них, будучи эмоционально значимыми, обычно остаются поверхностными. Качество совместного время провождения часто оставляет желать лучшего.

При всей перегрузке учебной работой и не только (занятия в клубах, секциях), юноши и девушки обладают разнообразным досугом. По литературным данным, группа 16-24 летних имеют самую сложную и разнообразную структуру досуга [6, c.480].

Отношение юношей и девушек со сверстниками (и особенно с друзьями) строятся уже в соответствии с некоторыми важными нормами взрослой "морали равенства", а основой его отношений с взрослыми продолжает оставаться "детская мораль" послушания [6, c.481].

Общение со сверстниками не только расширяется, но становится более глубоким. У ребят складываются ценности, которые более близки и понятны сверстнику, чем взрослому. Основа для взаимного понимания у ребят обширная и многообразная. Их часто волнует то, что для взрослого вовсе не является и не может быть важным. Общение с взрослыми, каким бы интересным оно не было, уже не может заменить полностью общения с товарищами.

Это еще резче проявляется в случаях, когда подросток, юноша живет как бы сам по себе, а родительская забота о нем сводится к тому, чтобы он был здоров, сыт, тепло одет, хорошо себя вел и учился [17, c.76].

Общение с товарищами-одноклассниками все более выходят за пределы учения и школы, включают новые интересы, занятия, увлечения и превращаются в самостоятельную и очень важную для подростка, юноши сферу жизни. Она насыщена разнообразными событиями и происшествиями, борьбой и столкновениями, победами и поражениями, открытиями и разочарованиями, огорчениями и радостями [17, c.80].

Общение с товарищами большая ценность для подростка, юноши. Оно нередко становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с отцом и матерью выглядит уже не такой привлекательной.

Подросток отдаляется от родителей, живет уже какой-то своей жизнью, неохотно рассказывает о себе, что-то скрывает, рвется из дома к товарищам (Фельдштейн Д. И.) [12, c.176].

Попытки взрослых ограничить общение подростка с товарищами наталкиваются на его сопротивление. Часто это становится причиной столкновений и неприятных для обеих сторон разговоров. Подросток, старший школьник все больше претендует на свободу в общении с товарищами, свободу, которая не ограничена ни временем, ни местом, не стеснена родительским выбором [17, c.180].

Отношения со сверстниками подросток считает своими собственными, личными отношениями: здесь он имеет право и может действовать самостоятельно. Поэтому, всякое вмешательство взрослых, тем более не тактичное, вызывает обиду, протест, сопротивление. Для многих подростков дружба и ее законы приобретают первостепенное значение.

Многие исследователи (А.М. Прихожан, Е.Н. Новикова и др.) придерживаются той точки зрения, что это является серьезной проблемой современной воспитательной ситуации, отражающей неспособность окружающих подростков и старшеклассников взрослых видеть их действительные переживания, их фиксацию лишь на той стороне субъективной жизни ребят, которая повернута непосредственно к данному учителю или родителям [10, c.178].

Неудовлетворенность потребностей юношей и девушек в общении с близкими при высокой выраженности этой потребности заставляет задуматься над тем, что же практически означает "доверительность" в реальном взаимодействии взрослых и старшеклассников [10, c.180].

Таким образом, альтернативные теории подросткового и юношеского возраста анализируют разные стороны развития - физическое созревание, умственное развитие, формирование самосознания, сдвиги в структуре общения, мотивационные процессы и т. л. рассматривались и в советской психологии. Советскими психологами подробно изучались и описывались закономерности полового созревания, умственные интересы, формы социальной активности и содержание внутреннего мира подростков и юношей.

В юношеском общении отмечают две противоположные тенденции: расширение его сферы, с одной стороны, и растущую индивидуализацию - с другой. Все исследователи психологии отрочества и юности, так или иначе, сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков и старшеклассников общение со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности.

3. Методы исследований дружбы и любви в юношеских отношениях

В период юношества необыкновенно возрастает значение групп сверстников. Юноши и девушки ищут поддержки у других, чтобы справиться с физическими, эмоциональными и социальными переменами отрочества. Понятно, что они ищут поддержки у тех, кто испытывает то же самое, то есть у сверстников.

Чтобы определить, сколько времени юноши проводят в кругу сверстников, а сколько - с другими людьми, включая родителей, Ксикзентмихали и Ларсон придумали остроумный способ проследить и зафиксировать характер занятий юношей. Раздав старшеклассникам пейджеры, они звонили им несколько раз в течение дня и вечера, чтобы среди прочего узнать, кто находится в этот момент рядом с ними. Юноши проводили со сверстниками значительно больше времени, чем со взрослыми. И если с семьей, включая родителей, братьев и сестер, они находились около одной пятой своего времени, то половину его - в кругу сверстников, включая друзей и одноклассников. Четверть времени они оставались одни. По мнению исследователей, количество времени, отдаваемое сверстникам, к старшим классам школы увеличивается [4, c.345].

Круг ровесников играет основную роль в развитии социальных навыков в юношеском возрасте. Характерные для них отношения равенства помогают выработке положительных реакций на различные кризисные ситуации, с которыми сталкиваются молодые люди. Юноши перенимают у своих друзей и сверстников виды поведения, ценимые обществом, и наиболее подходящие им роли. Социальная компетентность - основная составляющая способности юношей приобретать новых друзей и сохранять старых.

Развитие социальной компетентности базируется, частично, на способности к социальным сравнениям. Эти сравнения дают возможность сформировать личную идентичность, а также выявить и оценить характерные черты других. На основании этих оценок подростки выбирают друзей и определяют свое отношение к различным группам и компаниям, составляющим часть окружения сверстников. Кроме того, перед юношами встает задача анализа противоречащих друг другу ценностей сверстников и родителей [4, c.349].

Социальное сравнение, процесс, которым все мы пользуемся, чтобы оценить свои способности, формы поведения, свойства личности, внешность, реакции и общее чувство Я при сопоставлении с другими, приобретает огромное значение в период юности. Зельцер считает, что хотя на этой стадии они активно общаются со сверстниками, многим их отношениям недостает интимности. Им нужно время, чтобы разобраться в полученной информации, укрепить свою идентичность и развить уверенное чувство Я. В юности процесс социального сравнения меняется. Теперь юноши и девушки ищут друзей по принципу подобия, замещая количество друзей качеством близкой дружбы с немногими разделяющими их взгляды и ценности сверстниками. И если на первом этапе в отношениях было мало интимности, задушевности, теперь она становится неотъемлемым признаком дружбы со сверстником того же пола [14, c.117].

Таким образом, в юношеском возрасте развивается способность устанавливать более тесные и глубокие дружеские отношения. Большинство юношей говорят, что у них есть один-два "лучших друга" и несколько "хороших друзей". Эти дружеские отношения имеют тенденцию к стабильности и обычно длятся не менее года. Юноши склонны выбирать друзей, исходя из общих интересов и занятий, равенства отношений, преданности и обязательств. Фактически, они указывают на предательство как на основную причину разрыва дружбы [14, c.119].

По мере того как дружба приобретает все более глубокий и интимный характер, юноши все чаще обращаются за советом по самым разным вопросам к близким друзьям, а не к родителям. Юноши и девушки советуются с друзьями по поводу того, в какой клуб вступить или с кем пойти на свидание.

Одновременно с усилением интимности дружбы между представителями одного пола начинают появляться дружеские отношения между представителями противоположного пола. Известно, что у девушек близкие дружеские отношения с противоположным полом завязываются раньше, чем у юношей.

Согласно Брюсу Роско и его коллегам, свидания в отрочестве и юности выполняют 7 функций, суть которых можно свести к следующему.

. Развлечение - возможность развлечься, повеселиться со сверстником противоположного пола.

. Социализация - возможность для представителей противоположного пола узнать друг друга и развить подходящие способы взаимодействия.

. Статус - возможность поднять свой статус в группе сверстников, появившись среди них с достойным "парнем" или желательной "подружкой".

. Выбор брачного партнера - возможность завязывать отношения с представителями другого пола с целью выбора жены или мужа.

. Секс - возможность приобрести сексуальный опыт или получить сексуальное удовлетворение.

. Товарищеские отношения - возможность обрести друга противоположного пола, с которым можно общаться и вести общие дела.

. Интимность - возможность установить тесные, много значащие отношения с человеком противоположного пола [4, c.388].

Роско и его коллеги опрашивали юношей разных возрастных групп с целью выяснения установок в отношении свиданий. Они обнаружили, что представители младшей возрастной группы - подростки - относятся к свиданиям как средству получения немедленного удовольствия; они считают развлечение и повышение статуса важными мотивами для назначения свиданий. Они ищут свиданий с теми, кто физически привлекателен, хорошо одевается и нравится другим. Представители старшей возрастной группы, приходящейся на юность, относятся к свиданиям более серьезно. Их меньше занимает внешность и больше интересуют качества личности и планы на будущее. Важными мотивами свиданий они считают товарищеские отношения и выбор брачного партнера. В обеих возрастных группах проявляются любопытные половые различия: девушки считают интимность более важной, чем секс, тогда как для юношей сексуальные отношения несравнимо важнее интимности [4, c.389].

Группы сверстников по количеству членов делятся на два основных типа: более крупные, включающие от 15 до 30 человек, называются компаниями; более малочисленные - от 3 до 9 человек - кликами. Обычная компания состоит из нескольких клик. Вследствие малочисленности, клики более сплоченны. Подростки в них подбираются со сходными биографиями, характерами, интересами и репутацией: например "качки", "популяры", "умники", "наркоты". На протяжении большей части отрочества группы состоят только из мальчиков или только из девочек; позже они становятся смешанными. По Данфи, небольшие однополые клики поглощаются или соединяются с другими группами того же пола, затем расширяются за счет включения групп противоположного пола и, наконец, образуются заново, но уже как смешанные группы [4, C.390].

Хотя 80 % подростков входят в группы сверстников, значительные 20 % в них не состоят. Обычно мы считаем их одиночками. Большинство из нас думает, что быть в одиночестве - плохо, по собственной воле на это никто не пойдет. Однако это не всегда так. Творческая работа - живопись, музыка, труд писателя, например, - требует уединения. Творческие люди часто стремятся к нему - и для того, чтобы создавать, и для того, чтобы подумать. Уединение несет в себе многие другие положительные качества [2, c.156].

Круг ровесников играет основную роль в развитии социальных навыков в юношеском возрасте. Характерные для них отношения равенства помогают выработке положительных реакций на различные кризисные ситуации, с которыми сталкиваются молодые люди. Юноши перенимают у своих друзей и сверстников виды поведения, ценимые обществом, и наиболее подходящие им роли. Социальная компетентность - основная составляющая способности юношей приобретать новых друзей и сохранять старых.

Таким образом, в юношеском возрасте развивается способность устанавливать более тесные и глубокие дружеские отношения. Большинство юношей говорят, что у них есть один-два "лучших друга" и несколько "хороших друзей". Эти дружеские отношения имеют тенденцию к стабильности и обычно длятся не менее года. Одновременно с усилением интимности дружбы между представителями одного пола начинают появляться дружеские отношения между представителями противоположного пола. Известно, что у девушек близкие дружеские отношения с противоположным полом завязываются раньше, чем у юношей. Юноши и девушки советуются с друзьями по поводу того, в какой клуб вступить или с кем пойти на свидание. Однако по таким вопросам, как образование, финансы и планирование карьеры, они по-прежнему ищут совета у родителей. Социальное сравнение, процесс, которым все мы пользуемся, чтобы оценить свои способности, формы поведения, свойства личности, внешность, реакции и общее чувство Я при сопоставлении с другими, приобретает огромное значение в период юности.

Заключение

Итак, юношество - это последний возраст расширения круга общения. На юность приходится так называемый пик межличностного общения. На активность общения в молодости влияет также общественный стереотип восприятия. Успешному разрешению кризиса интимности, т.е. развитию истинной открытости, близости в межличностных контактах, должна в случае необходимости предшествовать серьезная внутренняя работа по принятию самого себя. В юности характерно общение внутри широких групп. В дальнейшем на основе общих интересов обычно постепенно выделяются дружеские группы из 5-8 человек. Появляются друзья. Важную роль в общении начинает играть обмен информацией.

Юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. С одной стороны, эти отношения кажутся более или менее альтернативными. По имеющимся данным, юноши-девятиклассники, ориентированные на широкое групповое общение, как правило, не выбирают в качестве идеального друга девушку, и в первом круге их реального общения преобладают юноши. Юноша 16-18 лет может довольствоваться обществом друзей своего пола. В более старшем возрасте отсутствие интимного контакта с девушкой уже не компенсируется однополой дружбой; больше того, чувствуя, что он отстает в этом отношении от сверстников, юноша иногда становится менее откровенен и с друзьями, замыкается в себе. Психосексуальные трудности - одна из главных причин юношеского одиночества.

Альтернативные теории подросткового и юношеского возраста анализируют разные стороны развития - физическое созревание, умственное развитие, формирование самосознания, сдвиги в структуре общения, мотивационные процессы и т. л. рассматривались и в советской психологии. Советскими психологами подробно изучались и описывались закономерности полового созревания, умственные интересы, формы социальной активности и содержание внутреннего мира подростков и юношей.

В юношеском общении отмечают две противоположные тенденции: расширение его сферы, с одной стороны, и растущую индивидуализацию - с другой. Все исследователи психологии отрочества и юности, так или иначе, сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков и старшеклассников общение со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности.

Круг ровесников играет основную роль в развитии социальных навыков в юношеском возрасте. Характерные для них отношения равенства помогают выработке положительных реакций на различные кризисные ситуации, с которыми сталкиваются молодые люди. Юноши перенимают у своих друзей и сверстников виды поведения, ценимые обществом, и наиболее подходящие им роли. Социальная компетентность - основная составляющая способности юношей приобретать новых друзей и сохранять старых.

Одновременно с усилением интимности дружбы между представителями одного пола начинают появляться дружеские отношения между представителями противоположного пола. Известно, что у девушек близкие дружеские отношения с противоположным полом завязываются раньше, чем у юношей. Юноши и девушки советуются с друзьями по поводу того, в какой клуб вступить или с кем пойти на свидание.

Библиографический список

1.Байярд Р.Т. Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 418с.

2.Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М.: Просвещение, 2013. - 180с.

.Кравченко А.С. Развитие демонстративного поведения в подростковом возрасте. // Вестник Моск. ун-та. Се.14. Психология. - 2010. - №4. - С.42-54.

.Крэйг Г. Психология развития. / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2010. - 992с.

.Лидерс А.Г. Подростковый возраст как возраст психологической соизмеримости со взрослостью. // Журнал практического психолога. - 2011. - №3/4. - С.3-10.

.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. // Психология подростка. Хрестоматия. - М.: РПА, 2013. С.474-523с.

.Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. - М.: Педагогика, 2014. - 142с.

.Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. - М.: МПСИ, 2011. - 242с.

.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Академия, 2013. - 184с.

.Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. - М.: Знание, 2012. - 342с.

.Психология подростка. / Под ред.А. А. Реана. - СПб.: Еврознак, 2013. - 480с.

.Психология современного подростка. / Под ред.Д.И. Фельдштейна. - М.: МГУ, 2014. - 242с.

.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. / Пер. с английс. - СПб.: Питер, 2010. - 624с.

.Толстых А.В. Подросток в неформальной группе. - М.: Педагогика, 2014. - 168с.

.Троицкая К. Особенности психологии старшего подростка и юноши. - СПб.: Лань, 2013. - 362с.

.Учителям и родителям о психологии подростка. / Под ред. Т.Г. Араканова. - М.: Высшая школа, 2012. - 342с.

.Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: МПСИ, 2012. - 150с.

.Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. - М.: Акакдемия, 2012. - 208с.

.Шильштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте. // Вопросы психологии. - 2010. - №2. - С.69-78.

Похожие работы на - Проблемы дружбы и любви в юношеском возрасте

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!