Проблема развития ценностной сферы личности подростка

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    156,48 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблема развития ценностной сферы личности подростка

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретический анализ проблем развития ценностной сферы личности подростка

.1 Ценность - как предмет научной рефлексии

.2 Психологические особенности развития ценностной сферы личности подростков

Вывод по главе.

Глава 2. Организация эмпирического исследования

.1 Цель, задачи и метод исследования

.2 Характеристика исследуемых групп

Вывод по главе.

Глава 3. Особенности исследования ценностной сферы личности подростка

.1 Анализ результатов эмпирического исследования

.2 Программа развития ценностной сферы личности подростка

Вывод по главе.

Заключение

Список используемых источников

Приложение №1

Приложение №2

 

 

Введение


На современном этапе развития российского общества все большую актуальность приобретают вопросы, связанные с развитием духовности. Роль ценностей в жизни, как отдельного индивида, так и общества в целом чрезвычайно велика. В соответствии с ними происходит отбор информации в процессе общения, устанавливаются социальные отношения, формируются аффекты (эмоции и чувства), навыки взаимодействия и т. д. Ценности имеют огромное значение в любой культуре, поскольку определяют отношения человека с природой, социумом, ближайшим окружением и самим собой.

Актуальность нашей работы заключается в современной социальной проблеме развития ценностной сферы у подростков. Сложность развития позитивных влияний происходит из-за перенасыщенности информации и окружающего социума. Конечно, изменить это нам не под силу, но скорректировать поведение в данной среде, вполне реальная задача.

Гипотеза исследования. Ценностно-смысловая сфера личности в период ранней взрослости взаимосвязана с особенностями развития интеллекта (его уровневыми и структурными показателями). Более высокий уровень развития интеллекта допускает большую вариативность в выборе ценностей и смыслов личности, ориентации на духовные (трансцендентные) ценности и большую выраженность показателей осмысленности жизни.

Целью нашей работы является разработка и возможное внедрение собственной программы развития ценностной сферы личности у подростков.

Проблемой исследования нашей курсовой, выступает подготовка методического комплекса и создание собственного инструмента для развития ценностной сферы подростка. И в процессе мы поставили перед собой ряд задач:

.        Изучение специфической литературы, методик и современных исследований по проблеме развития ценностной сферы.

.        Рассмотрение ключевых понятий ценностной сферы, подросткового периода.

.        Организация собственного эмпирического исследования, поиск решения проблемы развития ценностной сферы у подростков, подборка диагностического материала для исследования проблемы курсовой.

.        Характеристика исследуемой нами группы подростков. Разработка и апробация собственного метода исследования ценностной сферы.

Объектом выступают учащиеся общеобразовательных школ подросткового возраста, а предметом исследования поиск и устранение проблем, связанных с развитием педагогами ценностной сферы личности подростка.

Для выявления особенностей развития ценностной сферы личности подростка, возможно использование следующей проективной методики - 7-дневного курса развития ценностной сферы.

База экспериментального исследования.

Эксперимент проводился на базе двух школ: МОБУ СОШ №8 им. А.Я.Тимова и МБОУ СОШ №19 ст. Косякина. Участниками исследования были ученики подросткового возраста. Нами проведено исследование в двух 8 классах. Общая численность - 48 учеников, из них 26 мальчиков и 22 девочки. Мы проводили исследование типов ценностей по методике М. Рокича, а также, приведенное в Приложении 2, - авторское анкетирование.

Наиболее богатым и методически обоснованным направлением исследований ценностных представлений можно считать исследования, проводившиеся в конце 60-х - 70-е годы в США М. Рокичем, а также в других странах на основе разработанного им метода прямого ранжирования ценностей. Поэтому мы выбрали методологической основой исследования именно метод прямого ранжирования, а также авторскую анкету.

Перед нами стоит цель применения именно этих методик: выявление характерных отстающих от остальных ценностных ориентаций в исследуемой группе, для последующего воздействия на них с помощью программы. За счет неё, на основе уже имеющихся исследований, мы хотим разработать собственный метод выявления проблем развития ценностной сферы личности подростка.

Практическая значимость нашей работы заключается в конкретизации подхода и методов воздействия преподавателей на учащихся подросткового периода, при позитивном развитии в них ценностной сферы личности.

Теоретическая значимость. В работе конкретизировано научное представление о структуре и содержании ценностной сферы личности.

Курсовая работа состоит из трёх глав. В первой главе проведен теоретический анализ при развитии ценностной сферы подростка. В ней подробно рассмотрены понятия ценности и особенности подросткового периода. Вторая глава посвящена организации нашего эмпирического исследования и подробной характеристике, исследуемой нами группы подростков. В третьей главе мы проанализировали полученные нами результаты и разработали собственную программу развития.

Глава 1. Теоретический анализ проблем развития ценностной сферы личности подростка


В этой главе мы попробуем, на основе опыта предыдущих и современных нам поколений исследователей, а также специальной литературы, изучить и раскрыть понятие ценности.

Систему ценностей личности можно рассматривать как нечто, обозначающее совокупность уже сложившихся у людей мнений о значимости их жизненных вещей и явлений. Личность всегда опирается на ценностную систему при выборе решения на все интересующие её вопросы.

По традиции, подростковый период охарактеризован постоянными попытками субъекта определить свое место в мире, понять цель своего существования, показать свои способности окружающим, а также формированием собственных ценностных ориентиров.

И, чтобы их раскрыть, личность проходит через сложные этапы самореализации, нацеленные на идентификацию себя с другими и стремлением сохранения собственной индивидуальности.

Поведение подростка приобретает окрас нигилизма и жесткости. В будущем совокупность произошедших в этот период изменений способствует возможности приобщения подростка к разнообразным видам ненормативного поведения, то есть деликвентного, аддиктивного и девиантного.

Таким образом, наша курсовая работа направлена на выявление и устранение возможных проблем развития ценностной сферы личности подростка, то мы ни можем не рассмотреть причинно-следственную связь между их возрастом и успешной выработкой новых навыков и новых направлений их жизненных стремлений. Развитие гармоничной личности, в традиционных национальных критериях культуры, дает возможность для решения, даже самых острых на сегодняшний момент, проблемы социально-экономического роста, политических и социальных проблем, и являются основоположниками для дальнейшей долговременной перспективы развития нашей страны.

Основываясь на выше сказанном, осуществление эстетического воспитания может происходить в любом возрасте, но самым плодотворным периодом для становления внутренней ценностной сферы личности, считать следует подростковый период.

Мы проанализируем их психологические особенности в развитии полученных при педагогическом воздействии новообразований.

 

.1 Ценность - как предмет научной рефлексии

ценность рефлексия подросток личность

Ценность - это любой объект (возможно даже идеализированный), имеющий для субъекта (индивида) жизненно важное значение. В общепринятом смысле «ценность» можно считать и абстрактным привлекательным для личности смыслом, и обладающей ситуативностью, но самые показательные для личности являются материальные блага. Формирование ценности происходит в сознании и их постижение достигается при освоении культуры окружающего социума.

Ницше предположил, что ценность имеет конечные предпочтения и назвал её «базовой» или «верховной». Он в своих трудах смог доказать, что все внешние предпочтения сводятся к внутренним, а внутренние, в свою очередь, можно привести к «базовым» предпочтениям.

Социальная психология изучает ценность, для того чтобы спрогнозировать дальнейшее поведение людей. Общая психология рассматривает регуляцию ценностей, её логику, психологические мотивы и механизмы действия личности, при восприятии различных ценностей. В процессе ценности, действия, выбора, оценки объекта выявляется огромное количество сопутствующих механизмов.

Множественные дефиниции высших ценностей можно разложить в два парадигмы. Либо концепция желательного, привлекательного, идеального - достаточно ярко выражена и это будет терминальной ценностью, либо это глубоко эмоционально предпочитаемый модус поведения - тогда это инструментальная ценность.

Активизация инструментальных ценностей происходит при возможной оценке и выборе дальнейшего поведения, и приемлемых для личности способов их достижения.

Для начала, рассмотрим самые актуальные на данный момент вопросы развития личности в контексте эстетического познания действительности. Процесс сознательного воздействия на подростков, с целью формирования желаемых и уместных, для общества, норм и правил - обозначим процессом воспитания.

Чтобы получить значительные результаты в процессе воздействия, при нынешних кардинальных преобразованиях всех уровней российского образования, следует учесть не только нововведения, но и систему воспитательной работы с своевременным откликом на влияние, для корректировки дальнейших действий.

Итак, такая работа должна сопровождать осваиваемую ценностную сферу подростков, в получении знаний, умений и навыков, формировании общекультурных компетенций. [33, Yakovenko L.N. Value paradigm of education: challenges of time // European science review. - 2015. - №7-8. - С. 155-156] Развитие гармоничной личности, в традиционных национальных критериях культуры, дает возможность для решения, даже самых острых на сегодняшний момент, проблемы социально-экономического роста, политических и социальных проблем, и являются основоположниками для дальнейшей долговременной перспективы развития нашей страны.

Основываясь на выше сказанном, осуществление эстетического воспитания может происходить в любом возрасте, но самым плодотворным периодом для становления внутренней ценностной сферы личности, считать следует подростковый период.

«Рефлексия» - это осознание человеком себя, деятельности и поведения. В процесс самопознания огромный вклад делает логика, многие способы и приёмы создания понятий, логические законы. Только познавательная деятельность говорит нам о том, что обычная логика, при базовом дискурсивном мышлении, не достаточно для решения многих научных проблем. Уникальность полученного в процессе рефлексии опыта, приводит к тому, что любая конкретная ценность, полученная личностью это только выражение его переживания. Аксиологическое познание предмета (ценности), требует от индивида обязательного рефлексивного выделения субъективной позиции, то есть ценность, четко осознана после создания Н. Бора принципа дополнительности. Он привел к новому представлению о познании субъективной реальности.

Мы хотим отметить, что относительная устойчивость фундамента ценностного знания - вместе с моментом постоянной и динамичной изменчивости - это необходимый аспект ценностной сферы деятельности в целом.

.2 Психологические особенности развития ценностной сферы личности подростков

Характеристики подросткового периода связаны с сложным переходом из детства в отрочество и, ко всему прочему, серьёзными физическими, психологическими и нравственными изменениями личности. Перемены в их жизни, также связаны с окружающими их людьми и со взаимоотношениями с ними.

Это довольно острый и драматичный для подростка период жизни. Появляются негативные веяния дисгармоничности, протестующий характер, претерпевают метаморфозы жизненные позиции.

Особенности возраста создают для подростка новую социальную ступень, в которой он может сформировать сознательное отношение к себе, как к члену общества. Личность продвигается и пытается выйти из-под опеки родителей, ищет своё место в жизни. Чтобы исследовать и проанализировать познавательную деятельность индивида, нам необходимо начать со способностей и дать им детальное определение. Чтобы раскрыть процесс формирования ценностных ориентиров, личность проходит через сложные этапы самореализации, нацеленные на идентификацию себя с другими и стремлением сохранения собственной индивидуальности. Поведение подростка приобретает окрас нигилизма и жесткости. В будущем совокупность произошедших в этот период изменений способствует возможности приобщения подростка к разнообразным видам ненормативного поведения, то есть деликвентного, аддиктивного и девиантного.

Способности являются достаточно сложной темой в психологии. Наука только начала «переоткрывать» новые законы нашего организма. Поэтому для психологов способность является достаточно сложной темой, исходя из современных открытий.

Развитие этой сферы закончилось еще в 1936г., в период массовых тестов на интеллект и многие другие виды способностей. Эти тесты вызвали негатив со стороны правительства, которое издало указ ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса».

Научное исследование способностей, остававшееся на тот момент в зачаточном состоянии, было на долгие годы приостановлено и когда появилась возможность для дальнейшего исследования - психологи без особого энтузиазма развивали эту часть науки.

На сегодняшний день, психология определяет два, касающихся этой темы, понятия: задатки и способности. Задатками, следует считать анатомические возможности личности, служащие базой для развития способностей. Способностями, следует назвать, особые сформированные навыки на основе задатков, которые показывают степень успешности, относящейся к способностям, деятельности индивида. [10]

Основываясь на этих определениях, следует указать еще два производных от них: специальная и общая одаренность.

Специальной одаренностью, считается сочетающаяся система различных способностей, она нацелена на успех индивида только в одной деятельности или в нескольких смежных. Общая одаренность, является механизмом, состоящим из способностей, который открывает пути деятельности для индивида в совершенно разных направлениях активности. [29, стр. 112]

С.Л. Рубинштейн, дал понятие способности, как о психофизическом процессе, формируемом за счет активного вовлечения индивида в деятельность. Эта позиция рассматривается психологами, скорее, как философская, чем научная психологическая.

Два мощных взаимосвязанных процесса сказываются на его жизнедеятельности: активные физиологические изменения организма и характерная социализация индивида. Это отражается в его восприятии учебного материала, который, в настоящий момент, заметно снизил количество уделяемых в школах часов, на исследование духовного развития.

Конечно, сейчас, часто можно наблюдать активизацию патриотического воспитания и направление развития гражданской идентичности в России. Так, в первые по снижению популярности ряды, попадают идеологические работы на школьных занятиях. А это, в первую очередь, говорит о возрастании стремления учащихся к развитию ценностной сферы личности именно в этом направлении.

К сожалению, подростковый период характерен затруднением в приобщении к прекрасному. Эстетическое воспитание дает возможность для отражения внутреннего мира подростка, эмоционально-чувственного воздействия на мышление, восприятие, воображение и формирует духовное богатство.

Научная и педагогическая общественность вызвала обеспокоенность в тенденциях предпочтения подрастающего поколения материальных ценностей и по многим критериям низкого уровня понятия идеала, традиций и ценностей, диктуемых другими культурами. «Научить ребенка видеть и чувствовать мир во всем его цветовом, световом, пластическом, архитектоническом, силуэтном, пространственном многообразии и разнообразии, а самое главное пробудить в нем отзывчивость его чувств на все это богатство - это и значит заложить в его будущую художественную и эстетическую культуру прочнейший фундамент и несущую личностную конструкцию» [29, Современные концепции эстетического воспитания: теория и практика / Отв. ред. Н.И. Киященко. - М.: ИФ РАН, 1998. - 302 с.].

Центральным психологическим приобретением пубертатного периода является «чувство взрослости». Ум становится пытливым, подросток жаждет новых познаний мира, очень активен, импульсивен, запальчив, инициативен, его разум требует деяний, риска и опасности.

Заметно развиваются его волевые характеристики: настойчивость, стремление к поставленной цели и устранение возникающих препятствий. При проявлении отрицательных эмоциональных порывов соответствующие центры контроля, в основном не справляются и от этого действия подростка, зачастую предупреждают их предварительное обдумывание.

Его позиция «взрослого» определяет его социальную активность и ценностные установки, потребности и мотивы. Подросток с удовольствием присваивает ценности понравившихся ему взрослых, создавая из этой смеси собственную ценностную сферу.

В отличии от более младшего возраста, это не только ориентация на суждения взрослых, но и потребность самопознания и своих отличительных черт. Это отличная основа для самовоспитания.

В связи с современной тенденцией в нашей стране, слабого здоровья, детям следует сформировать ценностные идеалы для способствования развития личности, которая следит за здоровьем и нацелена на здоровый образ жизни.

Подросток создает свой мир, иногда совершенно далекий от реальности. В связи с активным физическим развитием, он начинает сравнивать себя и своих сверстников по вопросам - красоты фигуры, лица, внешности, на этой основе формируются его ценностные предпочтения.

Общая психология рассматривает регуляцию ценностей, её логику, психологические мотивы и механизмы действия личности, при восприятии различных ценностей. В процессе ценности, действия, выбора, оценки объекта выявляется огромное количество сопутствующих механизмов.

Множественные дефиниции высших ценностей можно разложить в два парадигмы. Либо концепция желательного, привлекательного, идеального - достаточно ярко выражена и это будет терминальной ценностью, либо это глубоко эмоционально предпочитаемый модус поведения - тогда это инструментальная ценность.

Активизация инструментальных ценностей происходит при возможной оценке и выборе дальнейшего поведения, и приемлемых для личности способов их достижения.

Вывод по главе

В этой главе мы разобрали понятия ценности и ценности в подростковом возрасте. В подростковый период личность претерпевает множество изменений, которые практически сразу отражаются на его поведении и на его действиях в дальнейшем. Это особо важный период для формирования ценностной сферы, «правильной» со стороны окружающего социума. Важно приобретение в этом возрасте понятий: цели, стремления, отличия от окружающих, потребности самопознания, настойчивости. В следующей главе мы подробно рассмотрим проведенное нами исследование и охарактеризуем исследуемые группы подростков.

Глава 2. Организация эмпирического исследования

Основываясь на представленных теоретических положениях, мы можем утверждать, что проведение организованного эмпирического исследования для изучения ценностных ориентаций подростков, должно затронуть как уже адаптированных, так и социально дезадаптированных подростков. Благодаря исследованию, мы сможем на примере нашей группы подростков разработать программу развития ценностной сферы личности, для своевременного предупреждения дезадаптации.

Перед нашим исследованием была поставлена цель: разработка и возможное внедрение собственной программы развития ценностной сферы личности у подростков. Для этого мы попытаемся выяснить ценностные ориентации небольшой группы подростков, и на основе анализа данной работы сформировать дальнейшую работу.

Предметом нашего исследования стали ценностные ориентации подростков, в последующем, поиск и устранение проблем, связанных с развитием педагогами ценностной сферы личности подростка. А объектом исследования выступила группа из 48 учеников двух 8 классов.

Далее, в этой главе, мы рассмотрим проведенное нами исследование и охарактеризуем исследуемую группу.


Для проведения качественного исследования нами был изучен специфический материал по исследуемой ценностной сфере подростков и рассмотрено множество ключевых понятий. Так, мы смогли выбрать несколько основных методик для дальнейшего проведения исследования.

Перед нами стояла цель выявления характерных отстающих от остальных ценностных ориентаций в исследуемой группе, для последующего воздействия на них с помощью программы. За счет неё, на основе уже имеющихся исследований, мы хотим разработать собственный метод выявления проблем развития ценностной сферы личности подростка.

Для работы с подростками нами было поставлено 3 задачи. Определить:

.        Концепцию ценностных ориентаций подростков;

.        Уровни системы ценностных ориентаций;

.        Жизненные цели, процесс и результативность жизни.

Метод исследования заключался в том, что, во-первых, на основе уже адаптированного варианта методики определения ценностных ориентаций М. Рокича мы предлагаем пронумеровать подросткам 16 ценностей в порядке их значимости [Приложение 1].

После оглашения всех ценностей, мы просим их сначала 3 главные ценности и расставить им значения 1-3, далее 2 маловажных ценности и, соответственно, присвоить им номера 15-16. Сводим данные бланков в таблицу и подводим итог.

Далее, наш метод сводится к заполнению подростками авторской анкеты [Приложение 2]. С помощью ее, мы сможем проанализировать и сравнить ответы с первым методом.

Сейчас, часто можно наблюдать активизацию патриотического воспитания и направление развития гражданской идентичности в России. Так, в первые по снижению популярности ряды, попадают идеологические работы на школьных занятиях. А это, в первую очередь, говорит о возрастании стремления учащихся к развитию ценностной сферы личности именно в этом направлении.

 

.2 Характеристика исследуемых групп


Мы проводили исследование на базе двух школ: МОБУ СОШ №8 им. А.Я.Тимова и МБОУ СОШ №19 ст. Косякина. Участниками исследования были 48 учеников подросткового возраста, 8 класса.

В каждом классе обучается 26 мальчиков и 22 девочки. Классы имеют воспитательную цель, поставленную их классными руководителями - сплочение коллектива и обогащение личности при помощи индивидуального подхода к каждому. Воспитывается трудолюбивая и любознательная личность подростка с целью приобретения самых позитивных морально-нравственных качеств.

По-прежнему, на выбор дальнейшей жизненной цели влияют родители, но уже появляется потребность в самостоятельном выборе.

Воспитательная система этих классов сложилась, благодаря созданию общешкольной воспитательной системы и это фактор развития. Будучи звеном воспитательной системы школ, они пытаются реализовать общую цель учебного заведения, через участие в школьных делах и массовых городских мероприятиях. Классы находятся в благотворной обстановке для того чтобы развивать ценностную сферу личности каждого ученика.

Общая психология рассматривает регуляцию ценностей, её логику, психологические мотивы и механизмы действия личности, при восприятии различных ценностей. В процессе ценности, действия, выбора, оценки объекта выявляется огромное количество сопутствующих механизмов.

Множественные дефиниции высших ценностей можно разложить в два парадигмы. Либо концепция желательного, привлекательного, идеального - достаточно ярко выражена и это будет терминальной ценностью, либо это глубоко эмоционально предпочитаемый модус поведения - тогда это инструментальная ценность.

Активизация инструментальных ценностей происходит при возможной оценке и выборе дальнейшего поведения, и приемлемых для личности способов их достижения.

По традиции, подростковый период охарактеризован постоянными попытками субъекта определить свое место в мире, понять цель своего существования, показать свои способности окружающим, а также формированием собственных ценностных ориентиров. И, чтобы их раскрыть, личность проходит через сложные этапы самореализации, нацеленные на идентификацию себя с другими и стремлением сохранения собственной индивидуальности. Поведение подростка приобретает окрас нигилизма и жесткости.

Каждый класс воспитывается путем относительного самоуправления. Практически все ученики уже самостоятельно обдумывают будущие жизненные цели и проявляют активность в жизни школы. Они могут подводить итог своей деятельности и такие качества проявляет практически каждый, в двух классах. Самоуправление классов проходит, в основном без участия взрослых, только со стороны классных руководителей, периодически предпринимаются действия для корректировки их поведения.

Оба класса живут по собственным законам, с наличием собственных ценностей. Практически все задействованы в различных кружках и спортивных секциях, помимо занятий в школах.

Отношения между учениками не позволяют образовываться изолированным индивидам, у всех есть свой небольшой коллектив, в котором он чувствует себя комфортно и уверенно.

Вывод по главе

В этой главе мы поставили цели и задачи для проведения собственного исследования. А также, проанализировали два класса, в которых будет проводиться исследование и выбрали методы работы с ними. Классы доброжелательные, дружелюбные и затруднения для проведения исследования не предполагается. На основе авторской анкеты и метода М. Рокича проведены исследования ценностной сферы двух 8 классов. Далее, мы проанализируем результаты и составим необходимую программу для корректировки сферы их ценностей.

Глава 3. Особенности исследования ценностной сферы личности подростка

В этой главе, мы рассмотрим и проанализируем ответы подростков по проведенному нами исследованию. Мы учтём два метода, авторское анкетирование и метод М. Рокича. Научная и педагогическая общественность вызвала обеспокоенность в тенденциях предпочтения подрастающего поколения материальных ценностей и по многим критериям низкого уровня понятия идеала, традиций и ценностей, диктуемых другими культурами. Поэтому, мы составим собственную план-программу для развития ценностной сферы на основе проведенных тестов у данной группы подростков.

.1 Анализ результатов эмпирического исследования

Для того чтобы определить концепцию развития ценностных ориентаций подростка, а также жизненные цели, мы провели тест по адаптированному варианту методики определения ценностных ориентаций М.Рокича.

Нами проведено исследование в двух 8 классах. Общая численность - 48 учеников, из них 26 мальчиков и 22 девочки. Анализируя полученные результаты, в первую очередь, стоит отметить общие тенденции в формировании нравственных ценностей. Ниже мы приводим таблицу результатов. [Таблица 1]

Таблица 1. Средние показатели значимости типов ценностей по методике М. Рокича в группе опрашиваемых подростков.

Список ценностей

По группе в целом

Девушки

Юноши

Активная, деятельная жизнь

3,65

3,80

3,50

Здоровье

4,14

4,00

4,28

Красота природы и искусства

3,32

3,65

3,20

Материально обеспеченная жизнь

3,46

3,45

3,47

Спокойствие в стране, мир

3,15

3,30

3,00

Познание, интеллектуальное развитие

3,87

3,60

4,35

Независимость суждений и оценок

3,60

3,20

3,80

Счастливая семейная жизнь

4,35

4,55

4,20

Уверенность в себе

3,48

3,40

3,52

Жизненная мудрость

3,18

3,18

Интересная работа

4,42

4,35

4,50

Любовь

3,95

4,26

3,65

Наличие верных и хороших друзей

4,22

4,00

4,35

Общественное признание

3,10

3,00

3,20

Равенство (в возможностях)

3,62

3,75

3,50

Свобода поступков и действий

3,47

3,58

3,36

Творческая деятельность

3,34

3,25

3,34

Получение удовольствий

3,12

3,25

3,00

Аккуратность

3,31

3,30

3,32

Жизнерадостность

4,40

4,45

4,35

Непримиримость к своим и чужим недостаткам

3,39

3,56

3,62

Ответственность

3,85

4,15

3,60

Самоконтроль

3,43

3,46

3, 40

Смелость в отстаивании своего мнения

3,62

3,40

3,85

Терпимость к мнению других

3,24

3,20

3,28

Честность

4,26

4,12

4,46

Воспитанность

3,45

3,85

3,10

3,04

3,18

3,00

Рационализм (умение принимать обдуманные решения)

4,29

4,35

4,24

Трудолюбие

3,28

3,34

3,23

Высокие запросы

3,30

3,00

3,60

Независимость

3,66

3,54

3,78

Образованность

3.30

3,00.

3,60

Твердая воля

3,35

3,00

3,70

Широта взглядов

3,64

3,44

3,84

Чуткость

4,10

4,20

4,00

Можно выделить две ценностные цели развития личности подростка: интересная работа и счастливая жизнь. Эти ценности преобладают над другими при выборе или очень близки. Выбор ценности здоровья это 4,14 от всех выборов учеников. Здоровье, как ценность, не попадает в отвергаемые ценности. Счастливая семейная жизнь - это 4,35 и также, она не попадает в категорию отвергаемых. Выбор как ценности интересной работы - 4,42, говорит о целенаправленности в жизни и стремлении в учёбе.

Проводя авторское анкетирование, мы выяснили, что подростков данных групп, затрагивают эти темы и большую часть информации они получают из своей семьи. Общая психология рассматривает регуляцию ценностей, её логику, психологические мотивы и механизмы действия личности, при восприятии различных ценностей. В процессе ценности, действия, выбора, оценки объекта выявляется огромное количество сопутствующих механизмов.

Множественные дефиниции высших ценностей можно разложить в два парадигмы. Либо концепция желательного, привлекательного, идеального - достаточно ярко выражена и это будет терминальной ценностью, либо это глубоко эмоционально предпочитаемый модус поведения - тогда это инструментальная ценность.

Активизация инструментальных ценностей происходит при возможной оценке и выборе дальнейшего поведения, и приемлемых для личности способов их достижения.

Ответы на следующий вопрос получили свое отражение в рис. 1.

Развитие гармоничной личности, в традиционных национальных критериях культуры, дает возможность для решения, даже самых острых на сегодняшний момент, проблемы социально-экономического роста, политических и социальных проблем, и являются основоположниками для дальнейшей долговременной перспективы развития нашей страны.

Основываясь на выше сказанном, осуществление эстетического воспитания может происходить в любом возрасте, но самым плодотворным периодом для становления внутренней ценностной сферы личности, считать следует подростковый период.


Ответы на второй вопрос авторской анкеты, сконцентрировались на общении со своими сверстниками и друзьями. Это можно наглядно увидеть на Рис.2. Это говорит о возросшей социализации в этот период. Также сказывается влияние СМИ на их материальные ценности, так как второй по популярности ответ - смотреть телевизор.


Третий вопрос авторской анкеты, заключался в выявлении жизненных стремлений. Подростки нашей группы проявляют особый интерес к здоровью, что является довольно положительной перспективой. Ответы представлены на Рис.3.

Вопрос «Что, на Ваш взгляд, в большей степени способствует формированию жизненных ценностей подростков?» Рис.4. Большинство подростков считает, что формированию жизненных ценностей в большей степени способствует семейное воспитание (50%), также, многие считают, что значительное влияние оказывают средства массовой информации (35%), влияние сверстников - (10%). И лишь некоторые (5%) считают, что общественное мнение играет самую важную роль в формировании жизненных ценностей подростков.



Исходя из анализа результатов проведенного нами исследования, можно сделать вывод о том, что системы ценностей подростков имеют позитивный настрой. Для учащихся подросткового возраста наиболее важными являются, в основном, здоровье, счастье в семье, любовь, дружба, образование и др. Развитие гармоничной личности, в традиционных национальных критериях культуры, дает возможность для решения, даже самых острых на сегодняшний момент, проблемы социально-экономического роста, политических и социальных проблем, и являются основоположниками для дальнейшей долговременной перспективы развития нашей страны.

Основываясь на выше сказанном, осуществление эстетического воспитания может происходить в любом возрасте, но самым плодотворным периодом для становления внутренней ценностной сферы личности, считать следует подростковый период.

Одной из первостепенных причин формирования именно таких ценностных ориентаций у подростков, на наш взгляд, является тот факт, что в большей степени способствующим формированию ценностных ориентаций подростков, выступают средства массовой информации, социальная уличная микросреда, любительские объединения и др.

 

.2 Программа развития ценностной сферы личности подростка


В проведенном нами исследовании было замечено снижение интереса к нескольким ценностям, а именно общественное признание, исполнительность и получение удовольствий. Если получение удовольствий можно признать относительно негативной ценностью для нашей культуры, то развитие исполнительности, достаточно важное действие. Поэтому, нашу программу мы постараемся нацелить на поддержание всех ценностей и повышение стремления к исполнительности.

В первую очередь, развитие этих материальных ценностей невозможно без участия семьи. Поэтому предлагаем проведение обучающего родительского собрания по теме: «Потенциал Вашего ребенка». На нем необходимо доступно объяснить позитивное влияние, оказываемое на подростка, если он сможет воспитать в себе исполнительность. В системе ценностей оно стоит на ряду с аккуратностью, точностью выполнения поставленных задач, а, следовательно, успешным стремлением к качественному будущему.

Далее мы планируем введение программы, рассчитанной на 7 занятий. Проведение их должно сопровождаться школьным психологом.

Ход занятия № 1: Вводная часть: «Визитка» - учащимся раздаются макеты под визитки. Необходимо на макете написать свое имя, то, как бы ты хотел, чтобы тебя называли. Затем каждый прикрепляет свою визитку к одежде. «Снежный ком» - учащиеся садятся в круг, первый называет свое имя, второй имя предыдущего и свое, каждый последующий игрок называет имена сидящих перед ним, а затем свое. «Комплимент + имя» - учащиеся по очереди обращаются друг к другу по имени и говорят, почему они рады познакомиться. Например: «Рома, я рад познакомиться с тобой потому, что ты интересный, веселый человек». Высказаться должны все учащиеся. «Часы» - каждому участнику раздаются часы (макет). Дается несколько минут, что бы все назначили друг другу встречи на определенное время и записали имя своего товарища напротив стрелки. Нельзя встречаться с одним человеком два раза. Все показывают часы с заполненными делениями. Ведущий объявляет время и первую тему для разговора: «Сейчас час дня и мы говорим о том, какую музыку мы любим. У вас есть три минуты». Ребята находят человека, с которым у него назначена встреча на час, и беседуют на заданную тему.

Рефлексия занятия: обсуждение проделанной работы, что получилось и что не получилось. Прощание.

Ход занятия № 2: Вводная часть: упражнение «Комплимент», направленное на повышение настроения группы. Обязательное условие: 1) обращение друг к другу по имени; 2) сказанное приветствие должно быть приятно не только слушающему, но и говорящему «Кто Я» - на листах в ряд дать 10 определений своему «я». «Самопохвала» - участникам предлагается встать на какое-нибудь возвышение, например, на стул, и похвалить себя за какие-либо положительные качества. Это упражнение очень важное, так как помогает участникам осознать, что самопознание - тяжелый руд.

Рефлексия занятия: обсуждение проделанной работы, что получилось и что не получилось. Прощание.

Ход занятия № 3: Вводная часть: упражнение «Комплимент», см. задание в занятии 2. «Клочки - самохарактеристики» - участники сидят по кругу, пускается лист бумаги, от которого каждый отрывает себе один или несколько клочков и передает следующему. Если оторван один клочок - охарактеризовать себя один раз, если два клочка - охарактеризовать два раза и т.д. после проведения собрать клочки в пакет. «Я в своих глазах и глазах других» - ведущий дает задание: «Представьте, что у вас есть возможность сделать футболку с надписью, что бы ты написал спереди, а что сзади? Спереди все будут видеть твою надпись, а с зада нет». Участники выполняют задание, затем каждый делает презентацию своей футболки.

Рефлексия занятия: обсуждение проделанной работы, что получилось и что не получилось. Прощание.

Ход занятия № 4: Вводная часть: «Противоположный комплимент» - на этом занятии мальчики обращаются к девочкам, девочки к мальчикам. И те и те высказываются, почему они рады видеть друг друга. «Психологический портрет» - ведущий дает задание (лучше сразу раздать листы, на которых уже написаны слова): «Запишите слова, которым вам нужно будет дать ассоциативное толкование в виде рисунка. На каждый рисунок отводиться 2 минуты. Вот эти слова: дом, возмездие, работа, дружба, ужас, абракадабра, семья. Попытайтесь в рисунках выразить, как вы понимаете эти слова». После того как рисунки закончены, ведущий дает следующую инструкцию: «Поменяйтесь рисунком с соседом. Посмотрите, сравните со своим. Попытайтесь понять, чем они похожи. Это сложное задание, но подскажу. Если рисунок крупный, ясный по смыслу, то автор натура практичная, надежная, но без фантазии. Если рисунок мелкий, то тот, кто нарисовал, умеет управлять собой. Сейчас мы проведем конкурс психологических портретов. Каждый из вас попробует по рисунку составить психологический портрет соседа. «Слепой и поводырь» - приглашаются двое желающих. Один слепой, ему завязываются глаза, другой - поводырь. На территории расставляются препятствия (стулья и т.п.). Поводырь должен провести слепого так, чтобы ни зацепить не одного препятствия. «Число» - все участники стоят рядом со стульями. Первый говорит число «1» и садится, другой говорит «2» и тоже садиться и так далее. Задача: одно число не должно быть произнесено сразу несколькими людьми, иначе игра начинается заново.

Рефлексия занятия: обсуждение проделанной работы, что получилось и что не получилось. Прощание.

Ход занятия № 5: Вводная часть: упражнение «Комплимент», см. задание в занятии 3. «Сходства и различия» - участники разбиваются на пары, в течение 3 минут они рассуждают о том, почему они похож и почему они различны. Затем каждая пара рассказывает о свих полученных выводах. «Ищем секрет» - ведущий дают инструкцию: «Представьте, что сумасшедший ученый создал робота. Робот - ваша точная копия во всех деталях. Вам бы не хотелось, чтобы люди принимали вас за него. Подумайте и расскажите, что в вас есть такое, что невозможно повторить? Как люди, хорошо знающие, вас могли бы обнаружить подмену?». Участники думают некоторое время, затем каждый высказывается. «Подарок другу» - каждый участник решает, кому он будет дарить подарок, но пока держит это в секрете. Все рисуют свои подарки. После того как рисунки сделаны, ведущий собирает рисунки и, не называя авторов, просит участников упражнения высказаться по каждому рисунку: «Опишете, какие, по вашему мнению, чувства испытывал автор этого рисунка?». «Общежитие» - всем участникам раздаются листы со схематическим изображением комнат, дачек, и др. Ведущий дает задание: «Представьте, что вам поручили заселение своей группы (класса) в 2х, 3х местные комнаты. Постарайтесь расселить всех так, чтобы никому ни было обидно».

Рефлексия занятия: обсуждение проделанной работы, что получилось и что не получилось. Прощание.

Ход занятия № 6: Вводная часть: упражнение «Комплимент», направленное на повышение настроения группы. Обязательное условие: 1) обращение друг к другу по имени; 2) сказанное приветствие должно быть приятно не только слушающему, но и говорящему.

Проведение беседы на тему занятия.

Рефлексия занятия: обсуждение проделанной работы, что получилось и что не получилось. Прощание.

Ход занятия № 7: «Чемодан» - участникам раздается по листу, на котором схематически изображен чемодан. Задание: «Положите в чемодан, то, что хотите увезти с собой, то, что взял из наших занятий, что узнал нового, что испытал, чему научился. Пример: я увезу с собой дружбу, которая стала крепче благодаря нашим занятиям». Дается время на обдумывание, затем чемоданы собирает ведущий. «Прощальный комплимент» - все по очереди обращаются друг к другу и говорят: «Маша, я была рада познакомиться с тобой, потому что ты …». «Птица счастья» изготовление по шаблону. Участники могут обмениваться и писать пожелания.

 

Вывод по главе


В этой главе мы проанализировали проведенное нами исследование, выявили стремления подростков и ценности, на которые необходимо сделать особый упор, для полноценного развития личности. На основе этого эмпирического исследования мы составили программу развития личности, рассчитанную на 7 занятий.

Так как любая общественная формация обладает уникальной структурой ценностей, которая отражает их культурный быт. Чтобы приобрести такой ценностный набор, человек проходит социализацию и корректировку его действий, навязанных обществом. Поэтому, самой актуальной на данный момент проблемой, является исследование ценностных ориентаций личности ещё в подростковом возрасте. В этом возрасте, все правильно поданные корректировки поведения - успешно принимаются и общая структура поведения теряет «размытость» и неосмысленность. Вовремя решенные противоречия, постулируемые не сформировавшейся личностью, исчезают от хорошо преподнесенных ценностей и идеалов.

Такие ценности, в углубленном смысле, являются познавательными, научными, эстетическими, художественными, моральными. Основные различия материальных и духовных ценностей кроются, для материальных - в удовлетворении только практических нужд личности, здесь единицей измерения выступает польза предмета на практике, а духовные - всё-таки направлены на высокие запросы людей, потребности культурного развития. Их моральные критерии несколько отличны.

В этом возрасте, достаточно интенсивно формируется новая система жизненных ценностей, которая отражается на становлении характера и формировании личности подростка. Так как появляется необходимый объём деятельности, то изменяется характер личности, открываются новые формирования в нравственном поведении и появляется духовный опыт.

Нами детально разобрана ценностная сфера подростка и её развитие. Разобрана и изучена современная литература, методики и исследования по проблеме развития ценностной сферы. Организовано собственное эмпирическое исследование, для того чтобы найти проблемы в развитии ценностной сферы подростка, подобран диагностический материал. Мы охарактеризовали группу подростков и провели исследования их ценностной сферы двумя методами, методом анкетирования и методом М. Рокича. Мы разработали программу для развития ценностной сферы подростков, включающую беседу с родителями и периодическое проведение воспитательных занятий.

Гипотезой исследования было предположение о том, что ценностно-смысловая сфера личности в период ранней взрослости взаимосвязана с особенностями развития интеллекта (его уровневыми и структурными показателями). Более высокий уровень развития интеллекта допускает большую вариативность в выборе ценностей и смыслов личности, ориентации на духовные (трансцендентные) ценности и большую выраженность показателей осмысленности жизни. Данное предположение было подтверждено.

Благодаря четко поставленным задачам, мы смогли разработать программу развития ценностной сферы личности подростка, чем достигли поставленную ранее цель курсовой работы.

В первой главе проведен теоретический анализ при развитии ценностной сферы подростка. В ней подробно рассмотрены понятия ценности и особенности подросткового периода. Вторая глава посвящена организации нашего эмпирического исследования и подробной характеристике, исследуемой нами группы подростков. В третьей главе мы проанализировали полученные нами результаты и разработали собственную программу развития.

Список используемых источников


1.      Алексеев В.Г., Ценностные ориентации личности и проблема их формирования/ Алексеев В.Г. - М., 1979.

.        Асатиани А.Н., Альманах психологических тестов/ Асатиани А.Н. - М: "КПС", 1995. - 400 с.

.        Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание №4/ Артюхова Ю.В, - Педагогика 1999г. - с.117-121.

.        Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности/ Асеев В.Г. - Москва, Мысль 1976.

.        Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов/ Волков Б.С. - Трикста, Москва, 2006. - 256с.

.        Выготский Л.С. Вопросы детской психологии/ Выготский Л.С. - М., 1997.

.        Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Выготский Л.С. - М., 1991. - 512 с.

.        Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) / Гаврилюк В.В. - Социол. исслед. - 2002. - №1. - С.96-105.

.        Гудачек Я. Ценностная ориентация личности. Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности/ Гудачек Я. - М., 1989. С. 102 - 109.

.        Додонов Б.И. Эмоция как ценность/ Додонов Б.И - М, 1978. - 272с.

.        Залесский Г.Е. Ценностно-мотивационные аспекты деятельностной теории учения. // Залесский Г.Е. - Вестник МГУ. Психология 1998 №2 (апрель июнь) с. 58-67.

.        Захарчук А., Есликова Е. Ценности учащейся молодежи и людей среднего возраста // Захарчук А. - Специалист. - 1999. - №2. - С.30-32.

.        Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности/ Здравомыслов А.Г. - М., 1986 - 222с.

.        Клименко И.Ф. Генезис ценностных ориентации. Исследование отношения к норме социального поведения на различных этапах социального развития человека // К проблеме формирования ценностных ориентации и социальной активности личности/ Клименко И.Ф. - М., 1992. - с. 3-12.

.        Кон И.С. Психология юношеского возраста: (проблемы формирования личности)/ Кон И.С. - М., 1979. - 175 с.

.        Крайг Г. Психология развития./ Крайг Г - СПб, 2000. - 992 с.

.        Крапивская Л.В. Личность и ее ценностные ориентации/ Крапивская Л.В. - М. 1983.

.        Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность/ Леонтьев А.Н. - М., 2003. - 304 с.

.        Леонтьев Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентации / Леонтьев Д.А. - Психологический журнал. 1993. Т. 14. №1. - с. 150 - 155.

.        Ломов Б.Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности/ Ломов Б.Ф. - М., 1989, - 311 с.

.        Лукин В. Гадкие лебеди: Жизненные ценности современной молодежи // Лукин В. - Культура. - 2001. - №16. - С.4.

.        Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты/ под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М., 1982. - С.108-118с.

.        Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к Действительности // Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982. - с. 35 - 38.

.        Островская К.В. В поисках ценностей/ Островская К.В. - М., 2000. - 151 с.

.        Попов В.А., Кондратьева О.Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи. // Попов В.А. - Социол. исслед. - 1999 - №6. - С.96-99.

.        Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982. - 288 с.

.        Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. М, 1987. - 240 с.

.        Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности/ Серый А.В. - Учебное пособие. Кемерово: КемГУ, 1999. - 92 с.

.        Современные концепции эстетического воспитания: теория и практика / Отв. ред. Н.И. Киященко. - М.: ИФ РАН, 1998. - 302 с.

.        Хекхаузен X. Мотивация и деятельность / Под ред. Б.М. Величковского. В 2-х т. М., 1986. - 408 с.

.        Шафранский К.Д., Суханова Т.Г. К вопросу о ценностных ориентациях личности // Личность и деятельность. / Шафранский К.Д. - Л., 1982 с. 108-115.

.        Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / Яницкий М.С. - Кемерово, 2000. - 204 с.

Приложение №1


Список ценностей (ценности-цели). Метод М. Рокича.

Список А. Терминальные ценности.

Активная, деятельная жизнь

Здоровье (физическое и психическое)

Интересная работа

Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

Хорошие, верные друзья

Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом)

Спокойная, благоприятная обстановка в стране, в нашем обществе

Общественное признание (уважение окружающих, одноклассников)

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени)

Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках

Свобода как независимость в поступках и действиях

Счастливая семейная жизнь.

Творчество (возможность творческой деятельности)


Суммарное наполнение всех выбранных принимаемых ценностей-целей при подсчетах в классе приравнивалось к 100 процентам, и по количеству выборов, сделанных учащимися, находился процент каждой ценности-цели по формуле:

Цi (%) = (Ri / 3n) * 100 %,

где Цi (%) - процентное содержание выборов i-той ценности;- суммарное количество выборов i-той ценности;- объем выборки (количество учащихся),

- коэффициент, связанный с тремя позитивными выборами одним учащимся.

Таким же образом определялось процентное содержание отвергаемых ценностей-целей.

Список Б. Инструментальные ценности.

Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах

Воспитанность (хорошие манеры)

Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

Жизнерадостность (чувство юмора)

Исполнительность (дисциплинированность)

Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

Непримиримость к недостаткам в себе и других

Ответственность (чувство долга, умение держать слово)

Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

смелость в отстаивании своего мнения, взглядов

твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

честность (правдивость, искренность)



Приложение №2


Анкета для выявления ценностных ориентаций подростков

Заранее благодарим Вас за участие в исследовании!

Правила заполнения: прочитайте внимательно вопрос и выберите один из предложенных ниже вариантов ответов. Выбранный ответ следует выделить.

Ваш пол: М___ Ж___

. Какие жизненные ценности являются для вас наиболее важными?

Возможен выбор не более 3-х вариантов.

а) счастье в семье;

б) материальная обеспеченность;

в) здоровье;

г) любовь;

д) карьера;

е) нравственность;

ж) образование;

з) власть;

и) дружба;

к) развлечения, отдых;

л) саморазвитие и духовное просвещение;

м) другое____________________

. Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?

а) читать книги;

б) смотреть телевизор;

в) встречаться с друзьями (подругами);

г) посещать кружки по интересам;

д) посещать дискотеки, ночные клубы;

е) заниматься спортом;

ж) другое_____________________

. Как, на Ваш взгляд, должен выглядеть список из трех наиболее важных ценностей для идеального человека?

Возможен выбор не более 3-х вариантов.

а) счастье в семье;

б) материальная обеспеченность;

в) здоровье;

г) любовь;

д) карьера;

е) нравственность;

ж) образование;

з) власть;

и) дружба;

к) развлечения, отдых;

л) саморазвитие и духовное просвещение;

м) другое_____________________

.Как, по Вашему мнению, молодежи должны прививаться правильные жизненные ориентиры?

а) через воспитание в семье;

б) через образование в школе;

в) через СМИ

г) общественное мнение.

Похожие работы на - Проблема развития ценностной сферы личности подростка

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!