Автоматизированная система поддержки принятия решений

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    637,93 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Автоматизированная система поддержки принятия решений

Введение

защита электронный автоматизированый решение

На сегодняшний день все большее количество людей уделяют свое внимание системам электронных платежей. Это связано с активной эволюцией денег как средства платежа. В связи с развитием интернета появилось большое количество интернет-магазинов, оказывающих платные услуги; многие организации решили также предоставить пользователям различные телекоммуникационные сервисы. Системы электронных платежей являются посредниками между реальным и виртуальным миром. Пользователем такой системы может стать любой человек при наличии компьютера, доступа к интернету и небольшого количества свободного времени.

Основной целью работы систем электронных платежей является перевод денежных средств на личный счет клиента системы в электронном эквиваленте. Электронные деньги хранятся в системе. Пользователям системы электронных платежей стало намного проще оплачивать счета, покупки, услуги, получать или самому делать денежные переводы, обналичивать деньги пользователь может в реальных банках, так же может брать и оплачивать кредиты.

Из-за разнообразия систем пользователям зачастую сложно выбрать ту или иную систему, к тому же описание системы на различных интернет ресурсах не всегда дает полное представление, ведь системы постоянно совершенствуются, поэтому очень часто пользователи регистрируются, пробуют систему, и бросают свои аккаунты. Затем, через какое-то время пользователь заново решает начать пользоваться системой, прочитав или услышав от кого-то, что изменили именно те недостатки в системе, которые мешали ему использовать систему. Значит, пользователю нужно знать, какие действия он может делать с помощью данной системы теперь, когда прошло столько времени и были внесены изменения.

1. Системы электронных платежей

Электронная платежная система (ЭПС) - система, позволяющая производить расчеты (оплачивать товары и услуги, переводить деньги) в Интернете. Наиболее популярные системы: WebMoney, Yandex.Деньги, Rupay и другие.

Электронный кошелек - это специальная программа, с помощью которой можно оплачивать товары и услуги через Интернет. Чтобы обзавестись кошельком, нужно зарегистрироваться в одной из платежных систем.

На данный момент системы электронных платежей можно разделить по типу доступа к электронному кошельку на две группы:

Платежные системы, для работы с которыми нужно устанавливать дополнительное программное обеспечение (WebMoney),

Платежные системы, для работы с которыми используется веб-интерфейс (Яндекс.Деньги).

.1 Преимущества систем электронных платежей

Основные преимущества:

доступность - любой человек имеет возможность открыть личный электронный кошелек;

мобильность - работа с электронным кошельком возможна в любом месте, где есть доступ в интернет;

безопасность - передача данных осуществляется с использованием SSL протокола и кодовым ключом 128-bit, либо иными криптографическими алгоритмами;

простота использования - для использования электронного кошелька не требуется специальных знаний;

оперативность - минимальное время перевода платежа[13 <apdx://13/3/426.272909511>]

.2 История развития электронных денег

Электронные деньги прошли три этапа развития:

Первый этап - широкое внедрение банковских карт с возможностью использования электронных платежных систем.

Второй этап - началось введение смарт-карт.

Электронные деньги не заменили наличные деньги, а только упростили пользование банковскими счетами.

Третьим этапом развития электронных денег стали «сетевые деньги». Эта форма электронных денег позволила осуществлять «он-лайн» платежи.

.3 Основные технологии платежных систем

Основные технологии платежных систем:

использование кредитных схем;

Наиболее популярная в мире технология. Такие системы работают с картами (Visa, MasterCard ). [11 <apdx://11/12/426.272909511>]

использование дебетовых схем;

Эта технология основана на использовании цифровых эквивалентов чеков и наличных (NetCash, NetChex, NetBill ). [11 <apdx://11/12/426.272909511>]

использование цифровых денег.

Указанная технология вляется видом систем электронных платежей, которые всячески стараются выделить преимущество реальных наличных денег в Интернет-мир (Citybank, PayCash, WebMoney и др.) [11 <apdx://11/12/426.272909511>]

.4 Требования к защите систем электронных платежей

Требования к защите систем электронных платежей:

обеспечение защиты платежей от несанкционированного использования.

уменьшение возможностей мошенника по проведению атак на компьютер клиента.

обеспечение защиты данных о клиенте от несанкционированного доступа к ним, а именно чтения и модификации.

Обеспечение/поддержание защиты системы от воздействия из глобальной сети. [<apdx://1/8/426.272909511>]

.5 Электронные платежные системы и их классификация

Системы электронных платежей можно классифицировать по составу участников платежа[<apdx://1/8/426.272909511>] (таблица 1).B - это сектор рынка, работающий на потребителя, которым является другой бизнес.C - форма электронной торговли <#"871623.files/image001.gif">

Рисунок 1. Функциональная СППР

Отличительной особенностью такой системы является проведение анализа данных, содержащихся в операционных системах.

Преимущества:

Отсутствует перезагрузка данных в систему, значит идет быстрое внедрение;

Используется одна платформа, значит, минимизированы расходы.

Недостатки:

Маленькая область вопросов , которые способна решить система;

Низкое качество данных из-за невозможности их очистки;

Увеличение нагрузки на операционную систему с потенциальной возможностью прекращения ее работы.

.8.2 СППР с использованием независимых витрин данных

Такие системы часто встречаются в крупных организациях с большим количеством независимых подразделений, которые часто имеют свои собственные отделы информационных технологий. Витрина данных создается специально для решения определенных задач и ориентирована на этот специальный круг пользователей. [<apdx://3/9/426.272909511>]

Рисунок 2. Независимые витрины данных

Преимущества:

Быстрое внедрение витрины данных;

Витрины данных создаются для поиска ответов на конкретно поставленные вопросы;

Данные в витрине разделены для удобства пользования конкретными группами, что ведет к легкому заполнению данными, а заодно и увеличивает производительность.

Недостатки:

Возможное дублирование данных, что приводит к увеличению объёма памяти;

Усложнен процесс заполнения витрин данных;

Данные не объединяются на уровне предприятия, не создавая единой картины.

.8.3 СППР на основе двухуровневого хранилища данных

Двухуровневое хранилище данных (Рисунок 3) строится централизованно для предоставления информации в рамках компании. На обеспечение нормальной работы подобной СППР требуется выделить специализированную команду, которая будет ее обслуживать. [<apdx://3/9/426.272909511>]

Рисунок 3. Двухуровневое хранилище данных

Преимущества:

Существует один экземпляр данных;

Минимальные затраты на хранение данных;

Нет проблем с синхронизацией;

Данные объединяются на уровне предприятия, что позволяет увидеть единую картину бизнеса.

Недостатки:

Отсутствует структура данных для отдельных групп пользователей;

Возможны проблемы с производительностью системы;

Нет возможности ограничить доступ к информации.

2.8.4 СППР на основе трёхуровневого хранилища данных

Рисунок 4. Трёхуровневое хранилище данных

Такие системы используют хранилище данных, представленное в виде единого источника информации. Витрины данных представляют подмножества данных из хранилища, организованные для решения задач отдельных групп пользователей. [<apdx://3/9/426.272909511>]

Преимущества:

Легкое наполнение витрин данных, поскольку данные поступают из единого надежного источника;

Имеется корпоративная модель данных. Можно легко расширить хранилище данных;

Гарантированная производительность.

Недостатки:

Избыточность данных, которая приводит к росту требований на хранение данных;

Требуется согласованность с принятой архитектурой многих областей с потенциально различными требованиями. [<apdx://3/9/426.272909511>]

2.9 Классификация методов принятия решений[5]


Методы принятия индивидуальных решений

В рамках индивидуального подхода наибольшее значение имеет лицо принимающее решение, которое задает основные критерии для отбора и принимает все решения по выбору и отбору нужной ему альтернативы. [<apdx://1/8/426.272909511>5]

Методы группового принятия решений

В рамках данного подхода выбор альтернативы осуществляется группой людей. В процессе выбора альтернативы группа людей обменивается информацией, происходит групповое обсуждение проблемы, в результате чего группа людей принимает решение.

Групповой выбор решения является менее субъективным и дает возможность выявить больше альтернатив, оценить варианты и выбрать наилучшие. [<apdx://1/8/426.272909511>5]

Основным недостатком коллективного принятия решения является низкая оперативность по принятию конкретного решения.

Принятие группового решения можно разложить на 4 уровня:

групповой опрос;

оценка мнений по поводу установленных опросов;

поиск решений;

принятие решений. [14]

Принятие решений в условиях неопределенности основано на том, что варианты развития событий неизвестны лицу, принимающему решения.

При выборе альтернативы лицо, принимающее решение, руководствуется и своим рисковым предпочтением и соответствующим критерием выбора из всех альтернатив по составленной им «матрице решений». [14]

Принятие решений в условиях определенности основано на том, что есть исчерпывающая информация о проблемной ситуации. Такие решения полностью программируемы. Лицо, принимающее решения, сталкиваясь с различными задачами, замечает, что некоторые из них периодически повторяются. [14]

.10 Обзор методов поддержки принятия решений

.10.1 Обзор методов сравнения и оценки многокритериальных альтернатив в условии определенности исходной информации

Методы иерархического упорядочивания альтернатив на заданном множестве критериев

Лексикографический метод

Метод основан на предположении, что лицо, принимающее решение, способно упорядочить рассматриваемые критерии по степени их важности. Цель данного метода заключается в выборе лучшей альтернативы. [14] Количество альтернатив по данному методу может быть любым, но чем меньше их будет, тем легче будет принять решение. В методе выполняются 2 операции, а именно: ранжирование критериев по важности и сравнение альтернатив по шкале одного критерия. Лексикографический метод решает задачи с любым количеством альтернатив.

Основным преимуществом данного метода является отсутствие необходимости соизмеримости отдельных критериев, что является важным фактором.

Метод лексикографического полуупорядочивания

Данный метод является модификацией лексикографического метода. Основным отличием данного метода является то, что во множество вариантов включаются и те варианты, для которых значение выбранного критерия не сильно отличается от максимального. [14] Типы критериев могут быть только количественными. Количество альтернатив по данному методу желательно должно быть небольшим. Операции, выполняемые в методе лексикографического полуупорядочивания, такие же, как и в лексикографическом методе. А именно: ранжирование критериев по важности и сравнение альтернатив по шкале одного критерия.

Метод перестановок

Особенность данного метода является требование количественного определения весов критериев. Веса критериев назначает лицо, принимающее решение. Для каждой упорядоченной пары вариантов формируются группы критериев, по которым один вариант предпочтительнее другого. Метод перестановок не очень удобен при большом числе альтернатив, так как число перестановок резко возрастает с ростом критериев. [14] Основными операциями являются назначение весов критериев и сравнение альтернатив по шкале одного критерия. Критерии в этом методе могут быть любыми.

Метод попарного сравнения альтернатив

Цель этого метода это выбор лучшей альтернативы, ранжирование альтернатив. [14] Количество альтернатив должно быть небольшим или любым, но необходимым и достаточным для начального анализа заданного множества альтернатив. Типы критериев в методе могут быть любыми. Основная операция, выполняемая в методе, это попарное сравнение альтернатив.

Методы, основанные на количественном выражении предпочтений лица принимающего решения на множестве критериев

Простой метод приращений

В основе метода приращений лежит операция по сравнению альтернатив по шкале одного критерия, а так же операция по назначению весов критериев. [14] Количество альтернатив, используемых в методе, небольшое. Типы критериев могут быть любыми. Данный метод чувствителен к ошибкам лица, принимающего решения, ведь ошибка при назначении веса критериев может существенно изменить окончательный результат.

Метод ЭЛЕКТРА 1

Метод позволяет из множества альтернатив исключить неэффективные альтернативы. В основе метода лежит попарное сравнение альтернатив по шкалам критериев, в ходе которого альтернативы разбиваются на подмножества, где одна альтернатива предпочтительней другой или где альтернативы равнозначны. Таким образом, оценивая все альтернативы, исключаются неэффективные. [14] Количество альтернатив в методе лучше всего иметь небольшим, а типы критериев количественные.

Метод ЭЛЕКТРА 2

Метод служит для упорядочивания индифферентных классов альтернатив, количество альтернатив такое, как и в методе ЭЛЕКТРА 1 -небольшое, и тип критериев количественный. Лицо, принимающее решение, устанавливает порог чувствительности (предпочтения), который будет показывать, насколько одна альтернатива будет предпочтительнее другой. [14]

Методы ЭЛЕКТРА 1 И ЭЛЕКТРА 2 сильно зависят от субъективности лица, принимающего решения, в процессе задания порогов предпочтений. [14]

Метод ЭЛЕКТРА 3

Целью метода является упорядочивание множества альтернатив посредством оценки альтернатив по критерию. [14] Количество альтернатив остается небольшим, а типы критериев количественными.

Метод аналитических иерархий

Метод аналитических иерархий помогает решить задачу посредством нескольких этапов, а именно:

Структура задачи заключена в виде иерархии с уровнями : цели-критерии-альтернативы;

Лицо, принимающее решение, проводит попарное сравнение элементов из каждого уровня. [14]

Полученные результаты сводятся в числа с помощью таблицы:

Уровень важности

Количественное значение

Равная важность

1

Умеренное превосходство

3

Существенное превосходство

5

Значительное превосходство

7

Очень большое превосходство

9


Вычисляются коэффициенты важности для элементов каждого уровня;

Считается количественный показатель каждой альтернативы;

Выбирается лучшая альтернатива. [14]

Цель метода это выбор лучшей альтернативы и ранжирование. Количество альтернатив лучше всего иметь небольшим, типы критериев могут быть любыми.

Методы, основанные на информации о допустимых значениях критериев

Метод задания минимально допустимых значений критериев

Метод основан на задании минимально допустимых значений критериев. Альтернатива считается удовлетворительной, если она больше или равна минимально допустимому значению и неудовлетворительной, если меньше. [14]

Таким образом, лицо, принимающее решение, может разложить альтернативы на удовлетворяющие и не удовлетворяющие. Количество альтернатив может быть любым, а критерии количественные.

Метод анализа альтернатив по критериям, для которых достигаются «наилучшие»

В методе используются минимально допустимые значения критериев для разделения множества альтернатив на удовлетворительные и неудовлетворительные, а также лицо, принимающее решения, выбирает альтернативы, удовлетворяющие его в наибольшей степени. [14]

Количество альтернатив, используемое в данном методе, может быть любым, критерии могут быть только количественными. Основным недостатком метода анализа альтернатив является то, что данный метод является очень чувствительным к ошибке ЛПР.

Метод анализа альтернатив по критериям, для которых достигаются «наилучшие», и Метод задания минимально допустимых значений критериев являются чувствительными к ошибкам лица, принимающего решения, так как при назначении минимально допустимого значения критерия может возникнуть ошибка при сравнении альтернатив с их пороговым значением и может исключить ее из множества. [14]

Методы, не требующие ранжирования критериев

Метод МАКСИМИН

В методе происходит попарное сравнение альтернатив. После сравнения получаем множество эффективных альтернатив. Данный метод используется для начального анализа множества альтернатив. Для каждого критерия находится альтернатива, которая принимает «наихудшее» значение, затем происходит попарное сравнение альтернатив с «наихудшей» и отбираются альтернативы, для которых это значение является наибольшим. [14] Количество альтернатив может быть любым, а критерии количественными.

Метод МАКСИМАКС

Если в методе МАКСИМИН ищется наихудшая альтернатива, то в методе МАКСИМАКС напротив, идет попарное сравнение альтернатив с «наилучшей». После чего отбираются альтернативы, для которых это значение является минимальным. [14] Количество альтернатив любое, критерии количественные.

Метод ХАРВИЦА

Метод ХАРВИЦА представляет собой совокупность методов МАКСИМАКС и МАКСИМИН. Выбор лучшей альтернативы из множества происходит путем сравнения двух альтернатив и выделения лучшей из них. [14] Количество критериев любое, критерии количественные.

Методы оценки и сравнения многокритериальных альтернатив в условиях неопределенности исходной информации

Метод формирования и анализа платежной матрицы

Метод состоит из трех частей:

Поиск вариантов решения;

Анализ локально-оптимальных вариантов;

Расчет платежной матрицы[14];

Характерные оценки вариантов:

Максимальные затраты;

Определяется как наибольшая из величин и характеризует то наихудшее, что может дать выбор данного варианта. Это пессимистическая оценка.

Минимальные затраты;

Это наиболее оптимистическая оценка.

Среднеарифметические затраты;

Максимальное значение риска.

Для определения риска необходимо для каждого сочетания информации определить минимальное значение затрат. Они характеризуют тот минимум затрат, которые мы имели, если бы знали, что именно эти условия окажутся в будущем и выбрали соответствующее им оптимальное решение. [14]

Критерии выбора решений в условиях неопределенности

Критерий Вальда

По этому критерию выбирают стратегию, для которой выигрыш максимален, при неблагоприятном сочетании обстоятельств. Он гарантирует, что наши затраты не будут выше некоторой величины при любых возможных в будущем условиях. [15]

Критерий Лапласа

Критерий - минимум среднеарифметических затрат. Он соответствует предположению, что у нас нет оснований выделять то или иное состояние информации, поэтому нужно поступать так, как будто они равновероятны. [15]

Критерий Севиджа

Критерий максимального риска. Выбирается стратегия, которая гарантирует минимум максимального риска. Суть этого критерия заключается в том, чтобы избежать большого риска при принятии решения, худшим в данном случае будет считаться не минимальный выигрыш, а максимальный риск. [15]

Целью этого метода является принятие решения в условиях неопределенности. Количество альтернатив может быть любым, типом критериев являются затраты (прибыль) от решения. Операция, которая выполняется в ходе данного метода, это определение прибыли или потерь от решения задачи при различных оценках.

Качественные методы принятия решений

Метод ЗАПРОС

Метод ЗАПРОС (Замкнутые Процедуры у Опорных Ситуаций). Каждая векторная оценка создает у ЛПР образ некоторого объекта, обладающего свойствами, которые характеризуются оценками по критериям качества. Наиболее яркими для ЛПР являются два образа (опорные ситуации), соответствующие сочетаниям только лучшим или только худшим оценок по всем критериям.

Например, рассматривается идеальная альтернатива как опорная ситуация, содержащая только лучшие оценки по критериям, и, ориентируясь на нее, сравниваются между собой понижения качества вдоль шкал двух критериев. Значения только по двум критериям могут меняться, значения по остальным критериям фиксируются. Сначала ЛПР предъявляется для сравнения пара альтернатив: первая - лучшая по i-ому критерию, вторая - по j-ому, все остальные оценки являются лучшими. Затем худшая альтернатива будет сравниваться с альтернативой, полученной из лучшей путем понижения на одну градацию худшей оценки, и т.д. По результатам этих сравнений строится единая порядковая шкала (ЕПШ) оценок двух критериев, которая содержит ценную информацию о предпочтениях ЛПР.

С увеличением числа критериев увеличивается и количество избыточной информации, получаемой от ЛПР, что позволяет осуществить ее проверку на непротиворечивость. На основе ЕПШ для пар критериев строится ЕПШ для всех критериев. Альтернативы сравниваются попарно. Вывод о превосходстве одной альтернативы над другой (либо об их эквивалентности) сделается, исходя из попарного сравнения упорядоченных по ЕПШ оценок этих альтернатив. В ситуации, когда информации недостаточно, альтернативы сравниваться не могут. После удаления первого ядра из оставшихся альтернатив выделяется второе ядро и т.д. Альтернативе, входящей в i-ое ядро, присвоим i-ый ранг, если над ней доминирует какая-либо альтернатива из (i-l)-го ядра и она сама доминирует над какой-либо альтернативой из (i+l)-го ядра. Если j-я альтернатива подчинена альтернативе из k-го ядра и доминирует над альтернативой из (k+p)-гo ядра, то ее ранг находится в пределах от (k+1) до (k+p-1). При помощи полученных ядер и рангов альтернатив можно построить частичное упорядочивание. [<apdx://2/25/426.272909511>]

Метод ОРКЛАСС

Метод ординальной классификации применяется для решения задач порядковой классификации. Задача порядковой классификации заключается в том, чтобы на рассматриваемом множестве альтернатив выделить классы решений, упорядоченные по предпочтительности.

В простейшем случае нужно отнести каждый из сравниваемых вариантов к одному из двух классов («подходит» и «не подходит»). В методе ОРКЛАСС нужно разбить альтернативы на классы решений. В основном альтернативы, по данному методу, упорядочивают по качеству. Это обуславливается тем, что альтернативы первого класса лучше, чем альтернативы второго класса, и так далее. [<apdx://2/25/426.272909511>]

Идея метода ОРКЛАСС заключается в том, чтобы осуществить классификацию не всех возможных альтернатив, а только части из них, на основе которых будут классифицироваться остальные альтернативы.

В методе используется вербальное описание задачи на языке ЛПР в его предметной области, что помогает пройти информации проверку на непротиворечивость.

Метод ШНУР

Метод ШНУР (Шкала Нормированных Упорядоченных Различий). Суть данного метода заключается в выборе лучшей альтернативы из всей группы. В методе в основном используются возможности компьютера, который без участия ЛПР проводит по заданным правилам попарные сравнения всех альтернатив, для анализа их сходства и различия. Компьютер подготавливает наиболее эффективный процесс опроса ЛПР, что создает возможности для анализа большой группы альтернатив.

Метод позволяет работать с любыми видами оценок альтернатив, как с качественными, так и с количественными оценками альтернатив по критериям. В связи с этим данный метод является отличным дополнением к другим методам вербального анализа принятия решений. [<apdx://2/25/426.272909511>]

Методы поиска удовлетворительных решений

Процедура SIGMOP

Процедура SIGMOP основан на информации об уровнях критериев и предназначен для исследования множества допустимых решений и поиска наилучшего решения. [14]

Альтернативы в данной процедуре не заняты, критерии могут быть только количественные. Операции, выполняемые в процедуре SIGMOP это назначение весов критериев, которые назначает лицо, принимающее решение, и выделение критериев, оценки по которым должны быть улучшены. Чувствительность к ошибкам процедуры SIGMOP высокая.

Метод STEM

Метод STEM так же, как и процедура SIGMOP основан на информации об уровнях критериев и предназначен для исследования множества допустимых решений и поиска наилучшего решения. [14]

В Методе STEM выполняется операция по определению удовлетворительного значения критерия. Альтернативы в Методе STEM не заданы. Тип критериев только количественные. Чувствительность к ошибкам Метода STEM низкая.

Методы принятия групповых решений

Метод ранжирования альтернатив

По результатам экспертной процедуры устанавливается упорядоченная последовательность альтернатив, в которой их расположение отвечает их предпочтительности, т.е. на первом месте располагается самая предпочтительная альтернатива, на втором - менее предпочтительная и т.д.[15]

Таким образом, метод ранжирования предполагает запись номеров альтернатив в порядке их предпочтительности.

Каждый из экспертов формирует свою перестановку в соответствии со своими представлениями о предпочтительности. По результатам обработки мнений экспертов должна быть определена единственная перестановка. Результирующая оценка определяется суммой соответствующих рангов.

При этом лучшим считается объект, у которого суммарная оценка минимальна. Остальные альтернативы располагаются в ряду ранжировки в соответствии со своими суммарными рангами. [15] Количество альтернатив может быть любым, а вот критерии в данном методе не используются. Чувствительность данного метода к ошибкам напрямую зависит от количества экспертов.

Метод ДЕЛЬФИ

Суть Метода ДЕЛЬФИ заключается в том, чтобы по средствам определенного алгоритма действий (опросов, интервью, мозговых штурмов) добиться максимального консенсуса при определении правильного решения. Метод состоит из нескольких этапов, результаты каждого этапа обрабатываются статистическими методами. В методе участвуют эксперты, которые стараются оценить результат.

Метод состоит из нескольких этапов:

Предварительный:

Подбирается группа экспертов, желательно не более 20, чтобы уменьшить затраты времени на опрос.

Основной:

На данном этапе осуществляется постановка проблемы. Для этого экспертам рассылается вопрос и предлагается разбить его на «подвопросы». Далее необходимо отобрать наиболее часто встречающиеся, и в связи с этим появляется общий опросник.[4]

Далее этот опросник необходимо разослать экспертам. Их необходимо опросить, нужно ли добавить ещё что-то; достаточно ли у них информации, имеется ли дополнительная информация по вопросу?

В итоге получается около 20 вариантов ответов с различными видами поправок. На основе этих поправок и составляется следующий опросник. [<apdx://4/3/426.272909511>]

Измененный опросник необходимо заново разослать экспертам для принятия решения и рассмотрения мнений других экспертов. Экспертам заново нужно оценить поставленную перед ними проблему по аспектам: эффективность, обеспеченность ресурсами, в какой степени данный вопрос соответствует постановке задачи.

После выполнения обработки оценок мнений экспертов, сближаются их точки зрения. Далее экспертов ознакамливают с мнениями, наиболее отличающимися от общей массы. После этой процедуры эксперты могут поменять свое мнение, и процедура повторяется. [<apdx://4/3/426.272909511>]

Операции повторяются до тех пор, пока эксперты не придут к единому мнению. Рассмотрение различных мнений в оценках экспертов помогает заметить не видные на первый взгляд проблемы и помогают найти возможные способы их обойти.

По окончанию всех опросов происходит оценка и даются рекомендации. [<apdx://4/3/426.272909511>]

Аналитический:

На этом этапе происходит проверка единого мнения экспертов, анализ выводов, полученных в результате выполнения двух предыдущих этапов и разработка конечных рекомендаций [<apdx://4/3/426.272909511>]

В Методе ДЕЛЬФИ альтернативы не заданы и критерии не используются.

Метод минимального расстояния

Предположим, что для каждой из II альтернатив выделена числовая ось гиперпространства. Тогда ранжирование альтернатив в этом гиперпространстве может быть представлена некоторой точкой. Координаты этой точки, изображающей систему предпочтений эксперта, определяются рангами, отложенными по соответствующим числовым осям. [14]

Система предпочтений каждого эксперта для данной совокупности альтернатив будет изображаться точкой в таком гиперпространстве. [14]

Разумно предположить, что в качестве суммарной оценки может быть выбрана такая, изображающая точка которой находится ближе всего ко всем точкам гиперпространства, изображающим предпочтения всех экспертов. Таким образом, если ввести понятие расстояния между экспертными оценками, то в качестве суммарной оценки можно определить такую, сумма расстояний до которой от оценок всех экспертов будет минимальной.

Количество альтернатив в методе минимального расстояния может быть любым, а критерии не используются.

. Базы данных

База данных - совокупность материалов (статей, расчётов, нормативных актов, судебных решений), собранных таким образом, чтобы эти материалы могли быть использованы электронной вычислительной машины (ЭВМ). [16]

Система управления базами данных (СУБД) - это набор программных, аппаратных, а так же лингвистических методов общего и специального направления, разработанных для создания, использования, управления и контролем базы данных. [16]

Объект (Сущность) - единица системы, запись о которой хранится в базе данных. Объект может описывать как реальный предмет, так и абстрактное событие или действие. [16]

Атрибут - информационное описание объекта и его свойств. Объекты могут быть описаны множеством атрибутов. [16]

Таблица - упорядоченная структура базы данных, состоящая из конечного множества записей, имеющих одинаковые атрибуты.

Первичный ключ - основной атрибут объекта, благодаря которому каждый объект однозначно идентифицируется в таблице. [19]

.1 Модели баз данных

Иерархическая;

Иерархическая модель данных - базы данных <#"871623.files/image006.jpg">

В таблице clients указаны сведения о регистрационных данных клиентов (пользователей) системы. В ней находятся такие сведения как номер клиента, логин клиента, номер телефона, адрес электронной почты и степень доверия к клиенту.

В таблице clients data указаны общие сведения о клиентах (пользователях). В ней находятся такие сведения о клиентах как фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, сведения о паспортных данных, место проживания, судимость.

В таблице variant acsess right указаны возможности под определенной степенью доверия. В ней находятся сведения о возможности дачи/получения кредита, возможности пополнения кошелька, вывода денежных средств и его лимита.

.3 Описание применения метода ОРКЛАСС

Целью метода ОРКЛАСС является разбиение заданных альтернатив и всех будущих альтернатив по классам доверия, и осведомление пользователя о его возможностях работы в системе с определенным доверием.

Шкала доверия и описание возможностей пользователя при соответствующем уровне доверия:

Абсолютное доверие (5)

пользователь системы имеет возможность пополнить свой кошелек на любую сумму;

вывод денежных средств из системы возможен в любом количестве;

доступна оплата всех видов интернет услуг;

пользователь имеет возможность давать/брать кредит другим участникам системы в любом количестве.

Достаточное доверие (4)

пользователь системы может пополнить кошелек на любую сумму;

вывод денежных средств из системы в размере до 5000 $ в месяц;

оплата всех видов интернет услуг.

Средний уровень доверия (3)

пользователь системы может пополнять свой кошелек на любую сумму;

возможен вывод денежных средств из системы, но не более 1000$ в месяц:

со своего кошелька пользователь может оплачивать различные виды услуг (ЖКХ услуги, различные интернет сервисы, игровые сервисы, так же пользователь имеет возможность оплачивать кредиты)

Низкий уровень доверия (2)

пользователь может пополнить свой кошелек на любую сумму, но может вывести из системы не более 500$ в месяц;

из интернет-услуг пользователю доступны только те услуги, которые не требующие подтверждения паспортных данных. А именно оплата интернета, мобильного телефона, покупка игровых ресурсов, некоторой техники, не имеющей возврата и гарантии,

Отсутствие доверия (1)

пользователь может пополнять свой кошелек на любую сумму, но не может выводить денежные средства;

пользователь может оплачивать некоторые виды услуг (интернет, мобильный телефон, сайты для оплаты игровых ресурсов, сайтов с купонами и т.д.).

Согласно методу присвоим каждой ступени шкалы определенную опорную ситуацию.

Абсолютное доверие = {3,3,3,3,3}

Абсолютное доверие в системе пользователь, зарегистрированный в системе более года, возраст которого от 25 до 60 лет , не имеющий судимости, с опытом на имеющемся месте работы от 3х лет и имеющий средний годовой доход от 500 000 рублей.

Достаточное доверие = {3,2,3,3,2}

Достаточное доверие в системе имеет пользователь, зарегистрированный в системе более года, с возможной условной судимостью, опытом работы на нынешнем месте от 3-х лет, возрастом от 25 до 60 лет, и со средним годовым доходом от 200 000 до 500 000 рублей.

Средний уровень доверия = {2,2,2,2,2}

Средний уровень доверия имеет пользователь системы, зарегистрированный в системе от одного месяца до года, возрастом от 18 до 25 лет или от 60 до 70 лет, возможно имеющий условную судимость, с опытом работы на нынешнем месте от года до трех лет и со средним годовым доходом от 200 000 до 500 000 рублей.

Низкий уровень доверия = {2,1,1,2,2}

Низкий уровень доверия имею пользователи, не прошедшие подтверждение паспортных данных у менеджеров системы, а так же пользователи, зарегистрированные в системе от месяца до года, имеющие судимость, не имеющие на данный момент работы, возрастом от 18 до 25 лет или от 60 до 70 лет, и со средним годовым доходом от 200 000 до 500 000 рублей.

Отсутствие доверия = {1,1,1,1,1}

Отсутствие доверия к пользователю системы может произойти в случае нарушения правил пользования системой, совершения обманных действий, а так же к пользователям, не прошедшим проверку паспортных данных у менеджеров системы, и тех, кто зарегистрирован в системе менее месяца, имеющий судимость, возрастом до 18 или старше 70 лет, не имеющие работы, и с годовым доходом не более 200 000 рублей.

Пользователь системы может быть отнесен к любому из классов доверия, в зависимости от введенных о себе сведений.

Пользователю на экран выводятся вопросы, следующего содержания:

Введите Ваш псевдоним.

Введите Вашу фамилию.

Введите Ваше имя.

Введите Ваше отчество.

Выберите Ваш пол.

Введите Ваш адрес электронной почты.

Введите Ваш номер телефона.

Введите Ваше место рождения.

Введите Ваш адрес регистрации.

Введите серию и номер паспорта.

Введите данные о том, кем и когда выдан Ваш паспорт.

Выберите вариант ответа на вопрос

Как долго зарегистрированы в системе?

меньше месяца.

от месяца до года.

больше года.

Имеете ли Вы судимость?

Да, имею обычную судимость.

Да, имею условную судимость.

Нет, не имею.

Трудоустроены ли Вы? Как долго?

Нет, не трудоустроен.

Да, трудоустроен. Не более 3х лет.

Да, трудоустроен. Более 3х лет.

Каков Ваш возраст?

Менее 18 или более 70

От 18 до 25 или от 60 до 70

От 25 до 60

Каков Ваш годовой доход?

До 200 тысяч

От 200 до 500 тысяч

Более 500 тысяч

. Форма программы пользователя для ответов на вопросы


Помимо введения сведений о себе, пользователь отвечает на вопросы, не входящие обычно в регистрационные формы систем. Ответы на эти вопросы представляются в виде некоторой точки и помогают системе отнести пользователя в нужную группу.

           Присваиваемый                                 балл Название критерия

1

2

3

1

2

3

4

Регистрация в системе

Регистрация произведена меньше месяца назад

Регистрация произведена от месяца до года назад

Регистрация произведена больше года назад

Наличие судимости

Есть судимость

Есть условная судимость

Нет судимости

Трудоустройство и стаж на последнем месте работы

 Безработный

Трудоустроен, стаж до 3х лет

Трудоустроен, стаж более 3х лет

Возраст

До 18 и более 70

От 18 до 25  и от 60 до 70

От 25 до 60

Годовой доход

 До 200т

 От 200 т до 500

От 500 и более

Полученная последовательность цифр собирается в некоторую точку А с координатами {x y z l m}. Далее эта точка будет сравниваться со всеми опорными ситуациями, каждая из которых соответствует определенной степени доверия, по формуле нахождения расстояния между точками в пространстве .

Затем сравниваем полученные расстояния и выбираем наименьшее. После чего присваиваем балл степени доверия точке (человеку), чье расстояние имело минимальное расстояние. Пользователю на экран будет выводиться перечень его возможностей для работы в системе при тех данных, которые он имеет. [11]

Также после завершения обработки данных пользователя, базой данных может пользоваться менеджер для поиска нужных ему пользователей по заданным параметрам.


Выводы

Дипломный проект выполнен в соответствии с установленными к нему требованиями технического задания.

В работе описаны существующие системы поддержки принятия решения с выбранным и примененным наиболее рациональным методом поддержки принятия решений, рассмотрены системы электронных платежей.

Разработано программное обеспечение по оценке степени доверия клиенту и осведомление о его возможностях, так же написана программная документация для упрощения понимания пользователями и операторами программы.

Тема дипломного проекта является актуальной, а использование данного программного обеспечения позволяет пользователям узнавать о своих возможностях при работе в системе и быть даже защищенными от ярко выраженного мошенничества.

Приложение 1

Список альтернатив

Альтернатива №1

Псевдоним: Forest

Дата регистрации: 01.01.2000

Номер телефона: 8 915 123 45 67

Адрес электронной почты: forest@bk.ru <mailto:forest@bk.ru>

ФИО:

Лесной Степан Петрович

Дата рождения:

. 11. 1978

Место рождения: Москва

Адрес фактического проживания: Москва, Славянский бульвар 12 -14

Сведения о работе: трудоустроен, продавец, 2 года

Наличие судимости: не судим

Серия, номер паспорта : 45 98 123456

Кем выдан паспорт: ОВД «Домодедово»

Когда выдан паспорт: 11.12.1998

Годовой доход: 550 000


Альтернатива №2

Псевдоним: Ваня

Дата регистрации : 04.07.2011

Номер телефона : +375296575884

Адрес электронной почты: Vanya_Vanya@bk.ru <mailto:Vanya_Vanya@bk.ru>

ФИО :

Михеев Иван Иванович

Дата рождения:

. 10. 1983

Место рождения : Минск

Адрес фактического проживания: Минск, октябрьская площадь 33 -57

Сведения о работе: не трудоустроен

Наличие судимости: судим

Серия, номер паспорта : МР177355

Кем выдан паспорт : ОВД Октябрьский

Когда выдан паспорт : 15.12.1990

Годовой доход: 300 000

Альтернатива №3

Псевдоним : Supermen

Дата регистрации : 27.12.2012

Номер телефона : 8 905 958 57 88

Адрес электронной почты: Supermen@inbox.ru

ФИО :

Толя Василий Петрович

Дата рождения: 27.11.1980

Место рождения : Химки

Адрес фактического проживания:

Химки, южная 13

Сведения о работе:

не трудоустроен

Наличие судимости: не судим

Серия, номер паспорта :4600464607

Кем выдан паспорт : ОВД Химки

Когда выдан паспорт : 16.07.2000

Годовой доход: 68 000

Альтернатива №4


Псевдоним : Duncan

Дата регистрации : 16.04.1997

Номер телефона : 8 927 698 55 55

Адрес электронной почты: marina_duncan@inbox.ru

ФИО :

Дункан Марина Всеволодовна

Дата рождения: 23.06.1957

Место рождения : Кишинёв

Адрес фактического проживания:

Звенигород, Смотровая 7

Сведения о работе: трудоустроена, уборщица, 7 лет

Наличие судимости: Судима

Серия, номер паспорта : p458751

Кем выдан паспорт : посольство Молдавии

Когда выдан паспорт : 15.07.2003

Годовой баланс: 480 000


Альтернатива №5

Псевдоним : Печкин

Дата регистрации : 30.04.2003

Номер телефона : 8917773773

Адрес электронной почты : pechkin@bk.ru

ФИО : Печкин Артем Игоревич

Дата рождения: 13.08.1990

Место рождения: Москва

Адрес фактического проживания: Москва, Комсомольская 15-377

Сведения о работе: трудоустроен, официант, 1 год

Наличие судимости: не судим

Серия, номер паспорта : 4511333777

Кем выдан паспорт : ОВД Добрынинский

Когда выдан паспорт : 11.11.2011

Годовой доход: 310 000


Альтернатива №6

Псевдоним : Мария

Дата регистрации : 31.05.2006

Номер телефона : 89655554433

Адрес электронной почты : lubimaya@mail.ru

ФИО :

Морковь Мария Андреевна

Дата рождения: 27.10.1987

Место рождения : Киев

Адрес фактического проживания:

Киев, Космос 15а

Сведения о работе: трудоустроена, учительница, 3 года

Наличие судимости: условная

Серия, номер паспорта : ВВ888751

Кем выдан паспорт : МВД «города Киев»

Когда выдан паспорт : 25.12.2000

Годовой доход: 440 000


Альтернатива №7

Псевдоним : Маляр

Дата регистрации : 11.12.2007

Номер телефона : 8 985 358 14 75

Адрес электронной почты : malyar@inbox.ru

ФИО : Маляр Надежда Михайловна

Дата рождения: 19.11.1968

Место рождения: Москва

Адрес фактического проживания:

Вологда, Лесная 15-22

Сведения о работе: трудоустроена, маляр, 15 лет

Наличие судимости: не судим

Серия, номер паспорта : 45 97 368452

Кем выдан паспорт : ОВД «Орехово-Зуево»

Когда выдан паспорт : 19.11.2000

Годовой доход: 390 000


Альтернатива №8

Псевдоним : Рыбак

Дата регистрации : 17.07.2008

Номер телефона : 89177172934

Адрес электронной почты : RYBAk@inbox.ru

ФИО :

Карась Сергей Викторович

Дата рождения: 23.06.1972

Место рождения: Сочи

Адрес фактического проживания:

Астрахань, Бахчевая 33

Сведения о работе:

не трудоустроен, инвалид

Наличие судимости: не судим

Серия, номер паспорта : 1492449914

Кем выдан паспорт : ОВД Астрахань

Когда выдан паспорт : 25.10.1992

Годовой доход: 120 000


Альтернатива №9

Псевдоним : Пиво

Дата регистрации : 16.04.2013

Номер телефона : 8 985 7412589

Адрес электронной почты : volna@bk.ru

ФИО : Пиво Ольга Степановна

Дата рождения: 29.02.1994

Место рождения: Деревня Корни

Адрес фактического проживания:

Деревня Корни,54

Сведения о работе:

в поле, пахарь, 5 лет

Наличие судимости:

не судим

Серия, номер паспорта : 74041444474

Кем выдан паспорт : ОВД Тольятти

Когда выдан паспорт : 11.04.2004

Годовой доход: 200 000


Альтернатива №10

Псевдоним : Чайхана

Дата регистрации : 21.03.2013

Номер телефона :

916 789 6541

Адрес электронной почты : chayhana@bk.ru

ФИО : Чу Татьяна Ли

Дата рождения: 19.12.1977

Место рождения: Москва

Адрес фактического проживания:

Коломна, Греческая 17-1-13

Сведения о работе: трудоустроена, кафе-леди, 10 лет

Наличие судимости: условная

Серия, номер паспорта : 45 11 145698

Кем выдан паспорт : ОВД Коломны

Когда выдан паспорт : 14.01.2011

Годовой доход: 500 000


Альтернатива №11

Псевдоним : Capricorn7b

Дата регистрации : 21.11.2005

Номер телефона :

916 523 35 87

Адрес электронной почты:@mail.ru

ФИО :

Иволгин Гаврила Ардалионович

Дата рождения:

. 10. 1978

Место рождения:

Санкт-Петербург

Адрес фактического проживания:

Санкт-Петербург, Остров 1 - 13

Сведения о работе: трудоустроен, ассистент генерального директора, 2 года

Наличие судимости: не судим

Серия, номер паспорта : 45 98 654321

Кем выдан паспорт : ОВД «Пулково»

Когда выдан паспорт : 02.08.2000

Годовой доход: 1 000 000

Альтернатива №12

Псевдоним : Foxyunix

Дата регистрации : 21.03.2003

Номер телефона :

926 583 44 97

Адрес электронной почты : FoxyuNix@mail.ru

ФИО :

Барашкина Анастасия Филипповна

Дата рождения:

. 07. 1983

Место рождения: Санкт-Петербург

Адрес фактического проживания:

Санкт-Петербург, Крымская 11-99

Сведения о работе: трудоустроен, модель, 1 год

Наличие судимости: не судима

Серия, номер паспорта : 45 98 658751

Кем выдан паспорт : ОВД «Черная речка»

Когда выдан паспорт : 05.10.2002

Годовой доход: 700 000

Альтернатива №13


Псевдоним : tigra

Дата регистрации : 21.03.2004

Номер телефона :

926 588 48 97

Адрес электронной почты : lopatka@mail.ru

ФИО : Пурмель Игорь Владимирович

Дата рождения:

. 12. 1962

Место рождения: Москва

Адрес фактического проживания:

Москва, Набережная 54-52

Сведения о работе: трудоустроен, инженер, 20 лет

Наличие судимости: судим

Серия, номер паспорта : 45 77 357781

Кем выдан паспорт : ОВД «Коломенский»

Когда выдан паспорт : 08.03.2010

Годовой доход: 300 000

Альтернатива №14

Псевдоним : losyara1975

Дата регистрации : 21.05.2001

Номер телефона :

903 482 42 17

Адрес электронной почты : @mail.ru

ФИО :

Митрофанов Алексей Владимирович

Дата рождения:

. 10. 1975

Место рождения: Москва

Адрес фактического проживания:

Москва,

Набережная 55-130

Сведения о работе: трудоустроен, полицейский, 10 лет

Наличие судимости: не судим

Серия, номер паспорта : 44 00 787251

Кем выдан паспорт : ОВД «Перово»

Когда выдан паспорт : 08.10.2000

Годовой доход: 500 000


Альтернатива №15

Псевдоним : knyaz

Дата регистрации : 11.02.2006

Номер телефона :

905 333 74 18

Адрес электронной почты :@mail.ru

ФИО : Мышкин Лев Николаевич

Дата рождения:

. 10. 1970

Место рождения: Москва

Адрес фактического проживания:

Москва,

Изюмская 21-1-78

Сведения о работе: трудоустроен, менеджер, 5 лет

Наличие судимости: не судим

Серия, номер паспорта : 44 04 148851

Кем выдан паспорт : ОВД «Измайлово»

Когда выдан паспорт : 08.05.2004

Годовой доход : 500 000


Альтернатива №16

Псевдоним : Zidan

Дата регистрации : 13.04.2009

Номер телефона :

915 254 54 78

Адрес электронной почты: nekto@gmail.ru

ФИО : Птицын Иван Петрович

Дата рождения:

. 12. 1965

Место рождения: Москва

Адрес фактического проживания:

Москва,

Смоленская 19-19

Сведения о работе: трудоустроен, кассир, 15 лет

Наличие судимости: условная

Серия, номер паспорта : 44 03 144242

Кем выдан паспорт : ОВД «Лефортово»

Когда выдан паспорт : 08.07.2003

Годовой доход: 320 000

Альтернатива №17

Псевдоним : Brat

Дата регистрации : 03.11.2001

Номер телефона :

915 754 44 64

Адрес электронной почты: @gmail.ru

ФИО :

Рогожин Парфен Семенович

Дата рождения:

. 05. 1969

Место рождения: Москва

Адрес фактического проживания:

Москва,

Смоленская 9-178

Сведения о работе: трудоустроен, предприниматель, 4 года

Наличие судимости: не судим

Серия, номер паспорта : 44 05 144242

Кем выдан паспорт : ОВД «Можайский»

Когда выдан паспорт : 18.07.2005

Годовой доход: 1300 000

Альтернатива №18

Псевдоним : Хирург

Дата регистрации : 12.06.2004

Номер телефона :

985 777 65 14

Адрес электронной почты: @mail.ru

ФИО :

Таранов Федор Васильевич

Дата рождения:

. 07. 1981

Место рождения: Москва

Адрес фактического проживания:

Москва, Юбилейная 23

Сведения о работе: трудоустроен, фельдшер, 3 года

Наличие судимости: не судим

Серия, номер паспорта : 44 02 957942

Кем выдан паспорт : ОВД «Бутово»

Когда выдан паспорт : 28.12.2002

Годовой доход: 240 000

Альтернатива №19

Псевдоним : Вальс

Дата регистрации : 14.06.2012

Номер телефона :

915 747 79 30

Адрес электронной почты:@gmail.com

ФИО : Смирнова Наталья Андреевна

Дата рождения: 15.08.1950

Адрес фактического проживания:

Москва, Юбилейный проезд 7

Сведения о работе: трудоустроен, танцовщица, 30 лет

Наличие судимости: судима

Серия, номер паспорта : 47 02 943172

Кем выдан паспорт : ОВД «Кунцево»

Когда выдан паспорт : 01.07.2002

Годовой доход: 250 000

Приложение 2

Текст программы

#include "mainwindow.h"

#include "ui_mainwindow.h"

#include <QMessageBox>

#include <QFile>

#include <QTextStream>

#include <string>

#include <iostream>

#include <QDate>

#include <math.h>situation_1[] = {1,1,1,1,1};situation_2[] = {2,1,1,2,2};situation_3[] = {2,2,2,2,2};situation_4[] = {3,2,3,3,2};situation_5[] = {3,3,3,3,3};

//********************* подсказка оператору ***********************situationInfo[5];readSqlSetting(dbSettingMySql *setting)

{fileSetting("config.cfg");fileStream(&fileSetting);(!fileSetting.open(QIODevice::ReadOnly | QIODevice::Text))

{::critical(NULL, "Ошибка", "Не удалось открыть файл настроек");ERR_CRITICAL;;

}

// пропуск строки коментария

fileStream.readLine();

//чтение строки настроек_s(setting->host, 128, fileStream.readLine().toLocal8Bit().data());.readLine();

// пропуск строки коментария.readLine();

//чтение строки настроек_s(setting->login, 128, fileStream.readLine().toLocal8Bit().data());.readLine();

// пропуск строки коментария.readLine();

//чтение строки настроек_s(setting->password, 128, fileStream.readLine().toLocal8Bit().data());.readLine();

// пропуск строки коментария.readLine();

//чтение строки настроек_s(setting->nameDB, 128, fileStream.readLine().toLocal8Bit().data());.readLine();

// пропуск строки коментария.readLine();

//чтение строки настроек_s(setting->nameTablClients, 128, fileStream.readLine().toLocal8Bit().data());.readLine();

// пропуск строки коментария.readLine();

//чтение строки настроек_s(setting->nameTablCLientsData, 128, fileStream.readLine().toLocal8Bit().data());.readLine();

// пропуск строки коментария.readLine();

//чтение строки настроек_s(setting->nameTablVariantAccessRight, 128, fileStream.readLine().toLocal8Bit().data());

//закрытие файла.close();0;

}writeSqlSetting(dbSettingMySql setting)

{fileSetting("config.cfg");fileStream(&fileSetting);(!fileSetting.open(QIODevice::WriteOnly | QIODevice::Text | QIODevice::Truncate))

{::critical(NULL, "Ошибка", "Не удалось открыть файл настроек");ERR_CRITICAL;;

}

// запись строки коментария<< "#host" << endl;

//запись строки настроек

fileStream << setting.host << endl;<< endl;

// запись строки коментария<< "#login" << endl;

//запись строки настроек<< setting.login << endl;<< endl;

// запись строки коментария<< "#password" << endl;

//запись строки настроек<< setting.password << endl;<< endl;

// запись строки коментария<< "#nameDB" << endl;

//запись строки настроек<< setting.nameDB << endl;<< endl;

// запись строки коментария<< "#nameTablClients" << endl;

//запись строки настроек<< setting.nameTablClients << endl;<< endl;

// запись строки коментария<< "#nameTablCLientsData" << endl;

//запись строки настроек<< setting.nameTablCLientsData << endl;<< endl;

// запись строки коментария<< "#nameTablVariantAccessRight" << endl;

//запись строки настроек<< setting.nameTablVariantAccessRight << endl;<< endl;

//закрытие файла.close();0;

}dbSqlStart(dbSettingMySql *setting)

{

/*(setting->MySqlConnectDB == NULL)

{::critical(NULL, "Ошибка", "Не удалось создать SQL подключение");ERR_CRITICAL;

}

*/(!mysql_real_connect(setting->MySqlConnectDB, setting->host, setting->login, setting->password, setting->nameDB, NULL, NULL, 0))

{

// Если нет возможности установить соединение с сервером

// базы данных выводим сообщение об ошибке::critical(NULL, "Ошибка", "Сервер или база данных не доступны");

return ERR_CONNECT;

}

//результат запроса_RES *res;

//строка

//MYSQL_ROW row;

// Проверка существования таблицы

QString query("show tables like '");+= QString(setting->nameTablClients) + "'";(mysql_query(setting->MySqlConnectDB, query.toLocal8Bit().data()))

{::critical(NULL, "Ошибка", mysql_error(setting->MySqlConnectDB));

}= mysql_store_result(setting->MySqlConnectDB);colRow = (int)mysql_num_rows(res);::cerr << "\ncount: " << colRow << endl;(colRow < 1)

{tmp("Табица \"");+= QString(setting->nameTablClients);+= QString("\" недоступна, проверьте имена таблиц");::critical(NULL, "Ошибка", tmp );

return ERR_CRITICAL;

}

// Проверка существования таблицы

query = "show tables like '";+= QString(setting->nameTablCLientsData) + "'";(mysql_query(setting->MySqlConnectDB, query.toLocal8Bit().data()))

{::critical(NULL, "Ошибка", mysql_error(setting->MySqlConnectDB));

}= mysql_store_result(setting->MySqlConnectDB);= (int)mysql_num_rows(res);::cerr << "\ncount: " << colRow << endl;(colRow < 1)

{tmp("Табица \"");+= QString(setting->nameTablCLientsData);+= QString("\" недоступна, проверьте имена таблиц");::critical(NULL, "Ошибка", tmp );

return ERR_CRITICAL;

}

//установка русской кодировки

//mysql_query(setting->MySqlConnectDB, "SET NAMES 'utf8'");

//mysql_query(setting->MySqlConnectDB, "SET CHARACTER SET 'utf8'");_query(setting->MySqlConnectDB, "SET NAMES 'cp1251'");_query(setting->MySqlConnectDB, "SET CHARACTER SET 'cp1251'");0; //OK

}computeSituation(userDataForSituation dataSituation, char *situationCoeff)

{res;

//******** время регистрации в системе *************************************

res.fromJulianDay(QDate::currentDate().toJulianDay() - dataSituation.dateReg.toJulianDay());(res.year() > 1)

{[0] = 3;

}if(res.month() < 1)

{[0] = 1;

}

{[0] = 2;

}

//******** судимость *************************************(dataSituation.conviction == 0)

{[1] = 3;

}if(dataSituation.conviction == 1)

{[1] = 2;

}if(dataSituation.conviction == 2)

{[1] = 1;

}

{

;

}

//******** время работы на последнем месте *************************************

if(dataSituation.dateWorking.isNull())

{.fromJulianDay(QDate::currentDate().toJulianDay() - dataSituation.dateWorking.toJulianDay());(res.year() > 3)

{[2] = 3;

}if(res.year() < 3)

{[2] = 2;

}

{

;

}

}

{[3] = 1;

}

//******** возраст *************************************.fromJulianDay(QDate::currentDate().toJulianDay() - dataSituation.dateBurstDay.toJulianDay());(res.year() < 18 || res.year() > 70)

{[3] = 1;

}if(res.year() < 25 || res.year() > 60)

{[3] = 2;

}

{[3] = 3;

}

//******** годовой доход т.р. *************************************(dataSituation.annualIncome >= 500)

{[4] = 3;

}if(dataSituation.annualIncome < 200)

{[4] = 1;

}

{[4] = 2;

}0;

}getCoef(userDataForSituation dataSituation)

{coeff[5];(dataSituation, coeff);::cerr << "coeff " << (int)coeff[0] << (int)coeff[1] << (int)coeff[2] << (int)coeff[3] << (int)coeff[4] << "\n";distance1 = sqrt(pow((float)situation_1[0]-(float)coeff[0], 2) + pow((float)situation_1[1]-(float)coeff[1], 2) + \((float)situation_1[2]-(float)coeff[2], 2) + pow((float)situation_1[3]-(float)coeff[3], 2) + \((float)situation_1[4]-(float)coeff[4], 2));distance2 = sqrt(pow((float)situation_2[0]-(float)coeff[0], 2) + pow((float)situation_2[1]-(float)coeff[1], 2) + \((float)situation_2[2]-(float)coeff[2], 2) + pow((float)situation_2[3]-(float)coeff[3], 2) + \((float)situation_2[4]-(float)coeff[4], 2));distance3 = sqrt(pow((float)situation_3[0]-(float)coeff[0], 2) + pow((float)situation_3[1]-(float)coeff[1], 2) + \((float)situation_3[2]-(float)coeff[2], 2) + pow((float)situation_3[3]-(float)coeff[3], 2) + \((float)situation_3[4]-(float)coeff[4], 2));distance4 = sqrt(pow((float)situation_4[0]-(float)coeff[0], 2) + pow((float)situation_4[1]-(float)coeff[1], 2) + \((float)situation_4[2]-(float)coeff[2], 2) + pow((float)situation_4[3]-(float)coeff[3], 2) + \((float)situation_4[4]-(float)coeff[4], 2));distance5 = sqrt(pow((float)situation_5[0]-(float)coeff[0], 2) + pow((float)situation_5[1]-(float)coeff[1], 2) + \((float)situation_5[2]-(float)coeff[2], 2) + pow((float)situation_5[3]-(float)coeff[3], 2) + \((float)situation_5[4]-(float)coeff[4], 2));

float resDistance = 100000; //заведомо максимальное значениеcoef;

if(resDistance > distance1){ resDistance = distance1; coef = 1; }(resDistance > distance2){ resDistance = distance2; coef = 2; }(resDistance > distance3){ resDistance = distance3; coef = 3; }(resDistance > distance4){ resDistance = distance4; coef = 4; }(resDistance > distance5){ resDistance = distance5; coef = 5; }coef;

}

//************************* AppLogic.c****************************::MainWindow(QWidget *parent) :(parent),(new Ui::MainWindow)

{>setupUi(this);

// Устанвка свойств первой таблицы

model = new QStandardItemModel(0,5,this);>setHorizontalHeaderItem(0, new QStandardItem(QString("Номер\nучастника")));>setHorizontalHeaderItem(1, new QStandardItem(QString("Псевдоним")));>setHorizontalHeaderItem(2, new QStandardItem(QString("Номер\nтелефона")));>setHorizontalHeaderItem(3, new QStandardItem(QString("Электронная\nпочта")));>setHorizontalHeaderItem(4, new QStandardItem(QString("Коэффициент\nдоверия")));>tableView->setModel(model);>tableView->horizontalHeader()->setStretchLastSection(true);>tableView->verticalHeader()->setDefaultSectionSize(20);>tableView->setContextMenuPolicy(Qt::CustomContextMenu);

//ui->tableView->setEnabled(false);

// Установка свойств второй таблицы

model2 = new QStandardItemModel(0,2,this);>tableView_2->setModel(model2);>tableView_2->horizontalHeader()->setStretchLastSection(true);>tableView_2->verticalHeader()->setDefaultSectionSize(20);->setHorizontalHeaderItem(0, new QStandardItem(QString("Поле")));->setHorizontalHeaderItem(1, new QStandardItem(QString("Данные")));>tableView_2->horizontalHeader()->setDefaultSectionSize(200);

//ui->tableView_2->setEnabled(false);

/*.setHorizontalHeaderLabels(() << QApplication::translate("nestedlayouts", "Name")

<< QApplication::translate("nestedlayouts", "Office"));<QStringList> rows = QList<QStringList>()

<< (QStringList() << "Verne Nilsen" << "123")

<< (QStringList() << "Carlos Tang" << "77")

<< (QStringList() << "Bronwyn Hawcroft" << "119")

<< (QStringList() << "Alessandro Hanssen" << "32")

<< (QStringList() << "Andrew John Bakken" << "54")

<< (QStringList() << "Vanessa Weatherley" << "85")

<< (QStringList() << "Rebecca Dickens" << "17")

<< (QStringList() << "David Bradley" << "42")

<< (QStringList() << "Knut Walters" << "25")

<< (QStringList() << "Andrea Jones" << "34");(QStringList row, rows)

{<QStandardItem *> items;(QString text, row).append(new QStandardItem(text));.appendRow(items);

} */

//****************Настройка базы данных*******************************

//инициализация структуры_init(&dbConectMySql);

//сохранение адреса dbConectMySql в настройки.MySqlConnectDB = &dbConectMySql;

//загрузка настроек из файла(&dbSetting);

//функция проверки доступности БД(&dbSetting);

memoListTable.append(QString("Номер в базе"));.append(QString("Фамилия"));.append(QString("Имя"));.append(QString("Отчество"));.append(QString("Дата рождения"));.append(QString("Место рождения"));.append(QString("Номер паспорта"));.append(QString("Дата выдачи паспорта"));.append(QString("Место выдачи паспорта"));.append(QString("Судимость"));.append(QString("Адрес места работы"));.append(QString("Годовой доход т.р."));.append(QString("Степень доверия"));.append(QString("Предоставление кредита"));

memoListTable.append(QString("Покупки в магазинах"));.append(QString("Банковские операции"));.append(QString("Размер предоставляемого кредита"));[4] = "Полное доверие = {3,3,3,3,3}\n"

"- может брать/давать кредит\n"

"- может оплачивать интернет услуги\n"

"- может выводить средства\n"

"- лимит 10000 $";[3] = "Достаточное доверие = {3,2,3,3,2}\n"

"- не может брать/давать кредит\n"

"- может оплачивать интернет услуги\n"

"- может выводить средства\n"

"- лимит 5000 $";[2] = "Средний уровень доверия = {2,2,2,2,2}\n"

"- не может брать/давать кредит\n"

"- может оплачивать интернет услуги\n"

"- может выводить средства\n"

"- лимит 1000$ долларов";[1] = "Низкий уровень доверия = {2,1,1,2,2}\n"

"- не может брать/давать кредит\n"

"- может оплачивать интернет услуги\n"

"- может выводить средства\n"

"- лимит 500 баксов";[0] = "Отсутствие доверия = {1,1,1,1,1}\n"

"- не может брать/давать кредит\n"

"- может оплачивать интернет услуги\n"

"- не может выводить средства\n"

"- лимит 0";

}::~MainWindow()

{ui;model;model2;_close(&dbConectMySql);.clear();

}

// ПОИСК В БДMainWindow::on_commandLinkButton_pressed()

{query("select idclients, login, tel, email, accessRights from clients join clientsData on clients.idclients = clientsdata.idclient ");_RES *res;_ROW row;isWheare = 0;search;

//Фамилия(ui->lineEdit->text().length() > 2)

{(isWheare) {search.append(",");}= 1;.append(" family = \"" + ui->lineEdit->text() + "\"");

}if(ui->lineEdit_2->text().length() > 2)

{(isWheare) {search.append(",");}= 1;.append(" name = \"" + ui->lineEdit_2->text() + "\"");

}if(ui->lineEdit_3->text().length() > 2)

{(isWheare) {search.append(",");}= 1;.append(" lastName = \"" + ui->lineEdit_3->text() + "\"");

}if(ui->lineEdit_4->text().length() > 2)

{(isWheare) {search.append(",");}= 1;.append(" passportNum = \"" + ui->lineEdit_4->text() + "\"");

}if(ui->lineEdit_5->text().length() > 2)

{(isWheare) {search.append(",");}= 1;.append(" email = \"" + ui->lineEdit_5->text() + "\"");

}if(ui->comboBox->currentIndex() > 0)

{(isWheare) {search.append(",");}= 1;.append(" accessRights = \"" + QString::number(ui->comboBox->currentIndex()) + "\"");

}

// Добавление параметров поиска(isWheare)

{+= " AND " + search;

}(mysql_query(&dbConectMySql, query.toLocal8Bit().data()))

{::critical(NULL, "Ошибка", mysql_error(&dbConectMySql));

}= mysql_store_result(&dbConectMySql);(mysql_num_rows(res) < 1)

{::cerr << "\nSIZE RETURN QUERY1 < 0" << endl;

}

//удаление предыдущего результата>clear();

// вывод результата запроса<QStandardItem *> itemsTableTop;(row = mysql_fetch_row(res))

{(unsigned int i=0 ; i < mysql_num_fields(res); i++)

{.append(new QStandardItem(row[i]));::cerr<<row[i] << " ";

}>appendRow(itemsTableTop);.clear();

}>textEdit->setText(query);// return;;

}MainWindow::on_tableView_pressed(const QModelIndex &index)

{DataSituation;

//QModelIndex index;(model->rowCount() < 1){ return; }idClientData = model->index(index.row(), 0).data().toString();

//формирование запроса на выборкуquery("SELECT idclient, family, name, "

"lastName, dateBD, locationBD, passportNum, "

"passportDate, passportEmit, conviction, "

"jobAddress, annualIncome, confidence, giveCredit, PayAtTheStore, "

"banking, giveCreditSumRUR "

"FROM " + QString(dbSetting.nameTablCLientsData) + " join"

" " + QString(dbSetting.nameTablVariantAccessRight) + " ON "

" " + QString(dbSetting.nameTablCLientsData) + ".idClient = \"" + idClientData + \

"\" AND " + QString(dbSetting.nameTablVariantAccessRight) + ".idvariantAccessRight = " \

+ QString(dbSetting.nameTablCLientsData) + ".idCLient" );>textEdit->setText(query);// return;_RES *res;_ROW row;(mysql_query(&dbConectMySql, query.toLocal8Bit().data()))

{::critical(NULL, "Ошибка", mysql_error(&dbConectMySql));;

}= mysql_store_result(&dbConectMySql);(mysql_num_rows(res) < 1)

{::cerr << "\nSIZE RETURN QUERY1 < 0" << endl;

}

//удаление предыдущего результата->clear();

// вывод результата запроса<QStandardItem *> itemsTableTop;<QString> strDataIter(memoListTable);(row = mysql_fetch_row(res))

{(unsigned int i=0 ; i < mysql_num_fields(res); i++)

{(i)

{17: //дата регистрации в системе

DataSituation.dateReg = QDate::fromString(QString::fromLocal8Bit( row[i]), Qt::ISODate); // YYYY-MM-DD;9: // судимость.conviction = (char)QString::fromLocal8Bit( row[i]).toInt();

break;18: // стаж на последнем месте работы

DataSituation.dateWorking = QDate::fromString(QString::fromLocal8Bit( row[i]), Qt::ISODate); // YYYY-MM-DD;4: // возраст.dateBurstDay = QDate::fromString(QString::fromLocal8Bit( row[i]), Qt::ISODate); // YYYY-MM-DD;11: // годовой доход.annualIncome = QString::fromLocal8Bit( row[i]).toInt();;:;

}.append(new QStandardItem(strDataIter.next()));(i < 13 || i > 15)

{.append(new QStandardItem(QString::fromLocal8Bit( row[i])));

}

{tmp;(QString::fromLocal8Bit( row[i]) == "0")

{= "Нет";

}

{= "Да";

}.append(new QStandardItem(tmp));

}->appendRow(itemsTableTop);.clear();

}

}

//вычисление степени доверияcoefUser = getCoef(DataSituation);->setItem(12,2,&QStandardItem(QString::number(coefUser)));

// информация оператору>textEdit_2->setText(situationInfo[coefUser]);

}MainWindow::dbDeleteClientData(dbSettingMySql *setting, int idClient)

{

//формирование запроса на выборкуquery("DELETE FROM " + QString(setting->nameTablClients) + " WHERE "

"idClients = " + QString::number(idClient));>textEdit->setText(query);// return;query2("DELETE FROM " + QString(setting->nameTablCLientsData) + " WHERE "

"idClient = " + QString::number(idClient));>textEdit->setText(query2);// return;_RES *res;_ROW row;(mysql_query(&dbConectMySql, query.toLocal8Bit().data()))

{::critical(NULL, "Ошибка", mysql_error(&dbConectMySql));ERR_QUERY;

}(mysql_query(&dbConectMySql, query2.toLocal8Bit().data()))

{::critical(NULL, "Ошибка", mysql_error(&dbConectMySql));ERR_QUERY;

}0;

}MainWindow::on_tableView_customContextMenuRequested(const QPoint &pos)

{(model->rowCount() < 1) { return; }selectedRow = ui->tableView->selectionModel()->currentIndex().row();

//numClient - ID выбранного клиентаidClientData = model->index(selectedRow, 0).data().toString();*popupButton = new QPushButton/*(tr("Pop&up Button"))*/;*menu = new QMenu(this);

menu->addAction("Обновить данные клиента");

menu->insertSeparator(0);>addAction("Удалить данные клиента");>setMenu(menu);* selectedItem;= menu->exec(QCursor::pos());(selectedItem == NULL)

{;

}(selectedItem->text() == "Обновить данные клиента")

{::cerr << "0";;

}(selectedItem->text() == "Удалить данные клиента")

{::cerr << "1";(&dbSetting, idClientData.toInt());>removeRow(selectedRow);;

}

}

Список использованной литературы

[1] http://knowledge.allbest.ru/bank/2c0b65625a3bd68a4c43a88421306c37_0.html

[2] www.studmed.ru/docs/document24164/реферат-вербальный-анализ-принятия-решений

[3] http://lissianski.narod.ru/dwarch/dwarch.html

[4] http://ru.wikipedia.org/wiki/Метод Дельфи

[5] Системы поддержки принятия решений, конспект лекций МИЭМ

[6] www.rusdoc.ru/articles/elektrodengi--obzor_elektronnyx_platezhnyx_sistem_interneta

[7] Компьютерные технологии в бизнесе, региональный финансово экономический институт, Курск 2011

[8] http://ru.wikipedia.org/wiki/EasyPay

[9] ru.wikipedia.org/wiki/Иерархическая_модель_данных

[10] Информационные системы поддержки принятия управленческих решений. Конспект лекций. - Самара.:ГОУВПО ПГУТИ , 2011

[11] Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Киселева Л.С., Позняк Э.Г. Геометрия. Учебник для 10-11 классов средней школы.

Похожие работы на - Автоматизированная система поддержки принятия решений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!