Особенности склонностей к интернет-зависимости у спортсменов-подростков
Курсовая работа
Особенности склонностей к
интернет-зависимости у спортсменов-подростков
Введение
психологический зависимость интернет подросток
В настоящее время молодое поколение отчаянно зависимо от
наличия интернета. Интернет стал для них всем, ведь он может дать ответы на
многие вопросы, там можно найти себе друзей, единомышленников, возлюбленного. В
интернете есть то, чего нет в настоящей, реальной жизни - свободы. По крайней
мере, так считает большинство тех, кто часами готов сидеть в интернете и
переходить с сайта на сайт, с форума на форум, менять прозвища и становиться
кем угодно, но только не собой. Ведь это, как они считают, и есть свобода от
всех ограничений реальной жизни. Особенно падкими на прелести интернета
оказались подростки, которые наиболее впечатлительны и восприимчивы к тому, что
они видят на просторе всемирной сети. Все это приводит к возникновению у них
множества личностных, эмоциональных, интеллектуальных и других проблем,
связанных с общением, персонификацией и идентификацией себя в обществе.
Путям решения указанных проблем посвящен ряд научных
исследований. В частности, А. Голдберг предложил определение
интернет-зависимости и набор диагностических критериев для его определения. К.
Янг, одна из первых ученых, заинтересовавшаяся темой интернета, провела первые
в мире исследования на тему интернета и интернет-зависимости. Дж.
Морэйхан-Мартин предложила терминологию, с помощью которой можно различать
интернет-аддикцию, зависимость от интернета, излишнее применение интернета, а
также компульсивное, патологическое, проблематичное, разрушительное применение
интернета. А.Е. Войскунский - один из наиболее известных сейчас специалистов в
изучении интернета и интернет-зависимости, автор многих статей, посвященных его
психологическим исследованиям данной области. К.С. Лисецкий предложил различать
«растворенность» в интернете (недооценка времени в интернете, переоценка
значимости и объема произведенного с его помощью продукта) и «нерастворенность»
(переоценка времени в интернете, адекватная оценка значимости и объема
произведенного посредством интернета продукта). Ю.М. Кузнецова и Н.В. Чудова
провели исследования и сопоставили интернет-зависимость с длительностью
применения интернета и с психологическими особенностями пользователей, включая
идентичность, личностное развитие, эмоциональную сферу, самосознание и др.
Исследований на тему интернет-зависимости множество, но
большая часть исследователей сходится в том, что основная масса пользователей
сети Интернет - подростки. Есть ли тогда различия в том, какой образ жизни
ведут подростки? Есть ли различия в склонности к интернет-зависимости у
подростков, которые ведут здоровый образ жизни, занимаются спортом и
подростков, что негативно относятся к такому времяпрепровождению?
Однако ответов на сформулированные нами вопросы в
психологической науке нам обнаружить не удалось. По-видимому, им пока
недостаточно уделено внимания в публикациях, отражающих в том числе и проблему
интернет-зависимости. Именно этим и обусловлен наш выбор темы «Различия в
склонности к интернет-зависимости у подростков-спортсменов и не спортивных
подростков».
Объектом нашего исследования является интернет-зависимость у
подростков, а предметом - особенности склонности к интернет-зависимости у
подростков из контрастных групп по признаку увлеченности спортом.
Цель исследования заключается в выявлении различий в
склонности к интернет-зависимости у подростков, занимающихся спортом и
негативно относящихся к спорту.
Задачи сводятся к тому, чтобы:
) определить сущность интернет-зависимости и
симптоматическую характеристику различных ее видов;
) выявить возрастные особенности подростков,
приводящие к возникновению интернет-зависимости;
) создать модель исследования на выявление различий в
склонности к интернет-зависимости у подростков-спортсменов и не спортивных
подростков;
) выявить особенности склонностей к
интернет-зависимости у подростков из контрастных групп.
Гипотезы:
) у подростков, занимающихся спортом,
интернет-зависимость менее выражена, чем у подростков, равнодушных к спорту;
) существуют различия в склонности к
интернет-зависимости у подростков, занимающихся спортом, и подростков, не
занимающихся спортом.
Методы исследования: теоретический анализ литературы,
тестирование, анкетирование.
Используемые методики: тест на интернет-зависимость,
разработанный Кимберли Янг, выполненный и адаптированный В.А. Буровой; «Оценка
уровня общительности» (тест В.Ф. Ряховского); тест на выявление уровня
самооценки (Карелин А.); «Шкала оценки уровня реактивной и личностной
тревожности» (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин).
В исследовании участвовало 15 подростков, занимающихся
спортом, в возрасте 15-17 лет и 15 подростков, равнодушных к спорту,
находящихся в том же возрасте.
1. Интернет-зависимость и возрастные особенности
.1 Психологическая характеристика
интернет-зависимость
Термин Internet-addiction (по-русски «интернет-аддикция» или
«интернет-зависимость») появился в 1996 году. Его предложил американский
психолог, доктор Айвен Голдберг для описания неоправданно долгого, возможно
патологического, пребывания в интернете. Хотя обсуждение данной проблемы
началось еще в 1994 году.
В самом общем виде интернет-зависимость определяется как
«нехимическая зависимость от пользования интернетом» [1, с. 246]. В некоторых
психологических словарях интернет-зависимость определяют как, психическое
расстройство, навязчивое желание подключиться к интернету и болезненная
неспособность вовремя отключиться от интернета [2, с. 4]. Так же применяются
такие понятия, как «зависимость от интернета», или «интернет-аддикция», а также
«избыточное / патологическое применение интернета».
Родоначальниками психологического изучения феноменов
зависимости от интернета могут считаться два американца: клинический психолог
К. Янг и психиатр А. Голдберг, который и предложил определение интернет-зависимости.
Голдберг в 1995 г. предложил набор диагностических критериев для определения
зависимости от интернета. В 1997-1999 гг. были созданы исследовательские и
консультативно-психотерапевтические веб-службы по данной проблематике []. В
1998-1999 гг. К. Янг, Д. Гринфилд и К. Сурратт опубликовали первые монографии
по данному вопросу [3, с. 83]. К концу 1998 г., интернет-аддикция оказалась
фактически легализована - не как клиническое направление в узком смысле слова,
но как отрасль исследований и сфера оказания людям практической психологической
помощи.
В работе А.Е. Войскунского под интернет-аддикцией понимается
[4]:
· зависимость от компьютера (различные игры,
общение и т.п.)
· зависимость от «кибер-отношений»
· зависимость от «киберсекса»
Развитие интернет-аддикции проходит стадийно, то есть имеет
определенные стадии, такие как:
В настоящее время активно рассматриваются современные проблемы
психологии зависимости (или аддиктологии), связанные с попытками выделения так
называемых поведенческих форм зависимостей (аддикций). Анализ ведется на
материале активно обсуждаемой в настоящее время и в то же время проблематичной
зависимости от интернета. Фактически ставится вопрос о многообразии способов
«ухода» из реальной жизни путем изменения состояния сознания.
Среди российских специалистов последовательно отстаивает
самодостаточность психологических форм зависимостей (аддикций) Ц.П. Короленко
[5], [6]. «Элементы аддиктивного поведения, - пишет он вместе с Н.В. Дмитриевой,
- свойственны любому человеку, уходящему от реальности путем изменения своего
психического состояния. Проблема аддикций начинается тогда, когда стремление
ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает
доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь,
приводя к отрыву от реальности» [6].
Так что же, можно заболеть интернетом? Ведь интернет - это не
вирус, попавший в кровь. От соединения с сервером и путешествия по
информационному простору вовсе не вытекает возникновения «патологической»
зависимости.
Вопрос о том, что работа в интернете может стать источником
болезни, и является наркоманией в буквальном смысле слова [7].
Другие говорят, что «не очень ясно, правомерно ли вообще
говорить об интернет-зависимости [8]. Web-серфинг, очевидно, является не столь
разрушительным занятием, как употребление наркотиков. Непонятно также, где
пролегает граница между невинным увлечением и болезненным пристрастием: куда,
например, отнести любовь к музыке?
Третьи утверждают, что сеть предоставляет возможность приятно
провести время и не вызывает физиологической зависимости [9]. Это «экологически
чистый» помощник от стрессов.
Университет в Хертфоршир провел исследование [10]. Оно
основывалось на опросе 445 пользователей в Великобритании, и его результаты
были предоставлены Британскому психологическому обществу. «Фанатами», т.е.
зависимыми, себя считают 46% пользователей. Эти люди постоянно находятся в
интернете и считают это замечательным. Большинству из тех, кто считает себя
зависимым, около 30 лет. Как видно, на сетевую иглу «садятся» далеко не только
подростки и студенты. Отличается, что быстрее и чаще привыканию подвержены
гуманитарии, притом с высшим образованием. У многих из них само понятие
зависимости от сети вызывает активную неприязнь, хотя они и подмечают сильную
склонность к виртуальному общению.
Большинство зарубежных специалистов полагают, что если можно
говорить об интернет-зависимости, то она характерна для весьма небольшого числа
пользователей интернета; тем самым они не подтверждают мнения, согласно которым
подобный вид зависимости характерен для многих миллионов пользователей.
Если сравнивать интернет-зависимость с другими видами
зависимостей, то можно обнаружить достаточное число общих черт [11, с. 193].
Большинство терапевтов сошлись во мнении, что не интернет делает человека
зависимым, а человек, склонный к зависимости, находит деятельность, которая и
становится объектом зависимости. Ряд авторов считает, что существует так
называемый зависимый тип личности и люди имеющие такие черты попадают в группу
риска. Этими чертами являются крайняя несамостоятельность, не умение отказать,
сказать «нет» из-за страха быть отвергнутым другими людьми, ранимость критикой
или неодобрением, не желание брать на себя ответственность и принимать решения,
и как следствие сильное подчинение значимым людям; все это характеризует
пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается первым вступать в
контакт с окружающими и самостоятельно принимать решениях.
Специалисты же, изучающие интернет-зависимость, достаточно
едины в определении поведенческих характеристик, которые могли бы быть отнесены
к этому феномену (или синдрому) [12, с. 110]. Так, отмечаются неспособность и
активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в интернете;
досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях; стремление
проводить за работой в интернете все увеличивающиеся отрезки времени;
побуждение тратить на обеспечение работы в интернете все больше денег;
готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность работы в
интернете; способность и склонность забывать при работе в интернете о домашних
делах, учебе, важных личных и деловых встречах и т.д.; стремление и способность
освободиться на время работы в интернете от ранее возникнувших чувств вины или
беспомощности, от состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения
эмоционального подъема и своеобразной эйфории; нежелание принимать критику
подобного образа жизни; готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей;
пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое сокращение
длительности сна; избегание физической активности; пренебрежение личной
гигиеной; постоянное «забывание» о еде; злоупотребление кофе и другими
тонизирующими средствами.
Кимберли Янг, известная своими исследованиями в области
интернета и зависимости от него, приводит следующие четыре симптома,
свойственные тем, кто страдает интернет-зависимостью [12]:
) навязчивое желание проверить e-mail;
) постоянное ожидание следующего выхода в интернет;
) жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много
времени в интернет;
) жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много
денег на интернет.
Кимберли Янг определила, что интернет-аддикция может
сочетаться с психопатологией, а именно со степенью депрессивности. Чтобы не
быть отвергнутыми в реальной жизни, они живут и общаются в виртуальном. Так же
она выделяет пять основных категорий интернет-зависимости:
) киберсексуальная. Зависимость от интерактивных
комнат общения для «взрослых» или от киберпорнографии.
2) киберотношения. Зависимость от дружеских
отношений, завязанных в комнатах общения, интерактивных играх и конференциях,
которая заменяет реальных друзей и семью.
) чрезмерная сетевая вовлеченность. Включает в
себя вовлечение в азартные сетевые игры, зависимость от интерактивных аукционов
и навязчивое состояние торговли через сеть.
) информационная перегрузка. Чрезмерная вовлеченность
в посещение вебсайтов и поиск по базам данных.
) компьютерная зависимость. Навязчивые
состояния в компьютерных играх или в программировании, в основном среди детей и
подростков.
Более развернутую систему критериев приводит И. Голдберг. По
его мнению, можно констатировать интернет-зависимость при наличии 3 или более
пунктов из предложенных им, а их всего 6:
. Толерантность:
· Количество времени, проводимое в сети
вырастает вдвое.
· Если субъект не умножает количество часов,
которое проводит в сети, то эффект значительно снижается.
2. Синдром отказа:
· Характерный прекращением или сокращение
времени, проводимое в сети. Симптомы развиваются в течение некоторого времени
(от нескольких дней до месяца), а именно:) Психомоторное возбуждение;
b) Тревога;) Фантазии
(мечты) о действиях в сети;) Навязчивые мысли о том, что происходит в данный
момент в сети;) Произвольные или непроизвольные действия пальцами, похожие
на печатание на клавиатуре и т.п.
· Применение интернета разрешает избежать
симптомов «синдрома отказа».
. Интернет используется в течение большего времени или чаще,
чем было задумано.
. Появляется постоянное желание или неудачные попытки
прекратить или начать контролировать время, проведенное в сети.
. Тратится огромное количество времени на различную
деятельность в сети, а именно:
· Покупка различной продукции: книги, CD и т.п.;
· Поиск новых браузеров;
· Поиск провайдеров.
6. Проявление социальных, профессиональных или
психологических проблем:
· Недосыпание;
· Семейные проблемы;
· Пренебрежение профессиональными
обязанностями;
· Чувство изолированности от других людей.
А.Е. Войскунский обобщил все ранее описанные поведенческие
характеристики интернет-зависимости [13]:
. Неспособность и нежелание отвлечься даже на короткое время
от работы в интернете, и тем более прекратить работу;
. Досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях,
и навязчивые размышления об интернете в такие периоды;
. Стремление проводить за работой в интернете все
увеличивающиеся отрезки времени и неспособность спланировать время окончания
конкретного сеанса работы;
. Побуждение тратить на обеспечение работы в интернете все
больше денег, не останавливаясь перед расходованием припасенных для других
целей сбережений или влезанием в долги;
. Готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая
длительность и частоту работы в интернете;
. Способность и склонность забывать при работе в интернете о
домашних делах, учебе или служебных обязанностях; важных личных и деловых
встречах, пренебрегая занятиями или карьерой;
. Стремление и способность освободиться на время работы в
интернете от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний
тревоги или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъема и своеобразной
эйфории;
. Нежелание принимать критику подобного образа жизни со
стороны близких или начальства;
. Готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей и
круга общения из-за поглощенности работой в интернете;
. Пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое
сокращение длительности сна в связи с систематической работой в Интернете в
ночное время;
. Избегание физической активности или стремление сократить
ее, оправдываемое необходимостью выполнения срочной работы, связанной с
применением интернета;
. Пренебрежение личной гигиеной из-за стремления проводить
все без остатка «личное» время, работая в интернете;
. Постоянное «забывание» о еде, готовность удовлетворяться
случайной и однообразной пищей, поглощаемой нерегулярно и не отрываясь от
компьютера.
. Злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами;
. Подбор, просматривание и изучение специальной литературы о
новинках интернета, обсуждение их с окружающими.
Орзак М. выделяет следующие психологические симптомы интернет
- зависимости [14]:
. Депрессивность, ощущение пустоты. Также может
проявляться раздражение вдали от компьютера, Интернета;
2. Отличное настроение - эйфория, проводимое в сети;
. С каждым днем количество времени, проводимое в сети
- увеличивается;
. Отсутствует возможность остановиться;
. Проявляется пренебрежительное отношение к семье,
друзьям, коллегам и т.п.;
. Появляются проблемы, связанные с трудовой и
профессиональной деятельностью, то есть на работе, учебе;
. Интернет-аддикт скрывает или лжет членам семьи,
работодателям о своей деятельности.
По мимо психологических симптомов, доктор Орзак выделяет ряд
физических симптомов:
. Головные боли (в частности мигрени);
2. Нарушения питания (пропуск приемов пищи);
. Различные виды болей спины;
. Различные расстройства сна (нарушение режима сна);
. Появление сухости в глазах;
. Длительное перенапряжение мышц.
Также можно выделить и отметить определенные черты личности
интернет-аддикта:
. Личность проявляет эгоцентризм;
. Проявляется пониженная самооценка;
. Проявление инфантильности личности;
. Личность проявляет безответственность;
. Наблюдаются аффективные колебания личности;
. Отсутствует общение в реальном мире.
Бурова В.А. отмечает понятие интернет, как средство «ухода»
от реального мира. Она предлагает выделить некоторые причины интернет-аддикции,
а именно [4]:
. Анонимное «проживание» в сети: главной особенностью
здесь является чувство защищенности, безопасности;
2. Формирование новых образов «Я» (различные вымыслы,
фантазии);
. Огромная возможность поиска нового собеседника.
Легко можно найти собеседника, отказаться от него, продолжать искать нового;
. Доступ к информации.
Кимберли Янг отмечает, что интернет-аддикты чаще всего
используют виртуальное пространство для:
· Получения социальной поддержки;
· Получения сексуального удовлетворения;
· Получения признания окружающих;
· Возможное изменение «Я».
По статистике, к интернет-зависимости склонны люди с двумя
типа дезориентации: социальной и сексуальной [15, C.57].
Социальная дезориентация выражается в низкой
самооценке, в избегании проблем и ответственности, в попытках отвлечься от
какой-либо другой зависимости. Также социальная дезадаптация характеризуется узким
кругом общения, не умением высказать, поделиться своими переживаниями, не
достатком близких отношений, импульсивностью, не умением спланировать свое
время, добиваться поставленных целей и хорошо планировать свою деятельность.
Эти люди, часто отказываются от ранее намеченных целей и как следствие
пребывают в состоянии депрессии. Кроме того, для зависимого типа личности
свойственны страх одиночества.
Сексуально дезориентированные интернет-зависимые - это
вообще новый тип человека, достойный отдельного описания. По статистике, каждый
пятый пользователь так или иначе вовлечён в сексуальную онлайновую
деятельность. Драматизм данного вида зависимости для подростков заключается в
том, что он настигает их в переходном возрасте, в момент полового созревания, и
тогда у подростка формируется асоциальное представление о сексе. Для понимания,
что делает киберсекс зависимостью, К. Янг предлагает следующую модель:
доступность - контроль - возбуждение, которые являются тремя базовыми причинами
этой зависимости [12].
Интернет удовлетворяет многие сознательные и подсознательные
потребности пользователей. Он содержит все, чем может быть увлечен
пользователь. И это основная причина, объясняющая пристрастие к интернету.
Согласно данным последних исследований уход в мир фантазий стал одной из
распространенных стратегий поведения современной молодежи в трудных жизненных
ситуациях. Уже существуют концепции, согласно которым «алкоголем»
постиндустриальной эпохи были наркотики, а в информационную им станут
компьютерные игры и интернет.
Вывод. После анализа психологической литературы о сущности
интернет-зависимости можно сказать, что обсуждение данного феномена началось не
так давно: в 1994 г. Сам термин «интернет-зависимость» в 1996 году предложил
доктор А. Голдберг. В настоящее время феномен «зависимости от интернета»
интенсивно обсуждается и исследуется, но целостного и всеобъемлющего подхода к
данной проблеме в виде «интернет-зависимости у подростков» мы так и не нашли.
1.2 Интернет-зависимость как следствие
подросткового возраста
Сегодня человечество столкнулось с проблемой последствий
связи «компьютер-психика». В данный момент уже не вызывает сомнений тот факт,
что воздействие, которое интернет может оказать на личность пользователя,
является глубоким и системным. А.Е. Войскунский с соавторами, подводя итог
начальному этапу психологических исследований интернета, указывает, что влияние
на личностное развитие информационных технологий не может быть однозначно
квалифицировано как положительное или отрицательное: наряду с негативными
трансформациями личности при, так называемой, интернет-аддикции, существует
возможность позитивного развития отдельных способностей [16]. Да, в цепочке
«подросток - компьютер - интернет» возможно два варианта развития их
взаимосвязи: «положительный» и «отрицательный». Во втором случаи при частом
использовании компьютера и интернета возникают психологические проявления
интернет-зависимости, которая выражается в большом количестве проблем поведения
и контроля над влечениями, и в итоге к изменению личности в целом [17, C.22].
А кто такой подросток? Подросток - это развивающая личность,
ищущая ответы на жизненно-необходимые для него вопросы: «Кто я?», «Зачем я?»,
«Для кого я?» и «Каков я?» [18, C.172]. В подростковом возрасте индивид выходит
на качественно новую социальную позицию, в это время формируется его
сознательное отношение к себе как к члену общества. Следовательно, от того, как
протекает социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в
формировании социальных установок человека.
Для каждого возрастного периода характерен ведущий тип
деятельности, и именно он оказывает существенное влияние на формирование
определенной иерархии мотивов, на развитие процесса целеполагания [19]. Для
подросткового возраста характерна деятельность, направленная на усвоение норм
взаимоотношений, в большей степени со сверстниками. Эта сторона жизни индивида
получает выражение в общественно полезной деятельности, отвечающей
мотивационно-потребностной сфере личности подростка, реализуется его
потребность в самоопределении, в самовыражении, в признании взрослыми его
активности. В этот период онтогенеза складываются наиболее благоприятные
условия для проявления и закрепления общественной сущности человека.
Подростковый возраст относится к критическому периоду
психического развития. Остро протекающий психический перелом обусловливает его
исключительную сложность и противоречивость. В возрастной физиологии
критические периоды рассматриваются с точки зрения возможности нарушения
нормального хода развития, а в психологии этим термином обозначается
чувствительность ребенка к формированию воздействий. В отличие от стабильных,
критические периоды являются поворотными пунктами развития, когда в
относительно короткий промежуток времени происходят кардинальные сдвиги в
формировании личности. Известно, что важнейшим психологическим новообразованием
данного возраста является становление самосознания. Важным признаком,
характеризующим самосознание подростка, считается чувство взрослости [18].
Таким образом, подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных
отношений.
Итак, психологические особенности возраста определяются
комплексом обстоятельств, прежде всего общественными условиями и образом жизни
подростка, воспитанием и характером его практической деятельности. В этот период
происходит поиск новой деятельности. И от того, какая деятельность станет
ведущей в жизни подростка, зависит становление его личности.
Неудивительно, что подросток ищет себя не в реальности, как
это было раньше, а в интернете, что возможно сейчас. Не стоит забывать и про
то, что в подростковый период происходит поиск новой деятельности. И от того,
какая деятельность станет ведущей в жизни подростка, зависит становление его
личности.
Как известно, любая деятельность направлена на удовлетворение
потребностей. А что же привлекает подростков в интернете? Конечно же,
удовлетворение собственных потребностей. Спектр базовых потребностей
современного подростка достаточно широк [20, с. 33]. Помимо жизненно
необходимых (физиологических и безопасности), среди них важное место занимают
социальные потребности (общения, любви, признания) и потребности, связанные с
развитием личности (познания, понимания, самореализации).
Исследование «Фонда Развития Интернет», проведенное Г.В.
Солдатовой, О.С. Гостимской, Е.Ю. Кропалевой позволило определить круг
потребностей, которые подростки удовлетворяют с помощью интернета. Среди них:
· потребность в автономии и
самостоятельности (в процессе социализации эта потребность предполагает, в
первую очередь, стремление к независимости от родителей);
· потребность в самореализации и признании;
потребность в признании и познании;
· удовлетворение социальной потребности в
общении, в принадлежности к группе по интересам, в любви;
· потребность в обладании;
· познавательную потребность, также владение
новыми знаниями способствует достижению признания со стороны сверстников и
самореализации.
В результате использования интернета возникает ощущение
полного контроля и владения ситуацией, что удовлетворяет потребность в
безопасности - одну из базовых в системе потребностей человека.
) возможность анонимного общения;
2) возможность для реализации представлений, фантазий с
обратной связью (в том числе возможность создавать новые образы «Я»;
вербализация представлений и / или фантазий, не возможных для реализации в
обычном мире);
) чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника,
удовлетворяющего практически любым запросам и критериям отбора;
) неограниченный доступ к информации.
Будет не лишним повторить простые и хорошо известные аспекты
взросления, чтобы лучше понять, почему подростки проводят свое время в таком
странном и необычном месте, как виртуальный мир [20].
Идентификация. Подростки пытаются определиться со своим
местом в окружающем мире. Они задают себе «общемировые» вопросы: Кто Я? Зачем я
живу? Это вопросы, ответы на которые очень трудно дать и некоторые могут быть
найдены в виртуальном мире. Ведь подростки четко уверены, что в интернете есть
ответы на всех их вопросы.
Интимность и принадлежность. В процессе взросления
человек знакомится с различными аспектами интимных отношений, в особенности с
противоположным полом. Он ищет друзей и компании, где он мог бы испытать
чувство принадлежности группе. Все эти отношения являются важной частью
идентификации личности. Интернет предоставляет ему неисчислимое количество
людей и групп, объединяющих своих членов по интересам, ценностям и склонностям.
Сепарация (отделение) от родителей и семьи. Поиски подростками своего
места в жизни и выстраивание отношений с другими людьми идут рука об руку с
желанием отделиться от родителей. Подросток хочет быть независимым и делать то,
что он хочет. Но в то же время он не хочет полностью отделяться от родителей. И
тут интернет дает уникальную возможность. Хочешь знакомиться с новыми людьми,
делать захватывающие вещи, открывать мир или создавать свой собственный? Хочешь
остаться дома с родителями? Интернет позволит тебе все это делать одновременно.
Избавление от фрустрации. Подростковый возраст -
это сложный и фрустрирующий период жизни, проходящий под давлением школы, семьи
и друзей. Что делать подростку со своими переживаниями, особенно когда они
усилены гормональной перестройкой организма? Ему нужно избавиться от фрустраций
и он может попытаться это сделать в анонимном, свободном от ответственности
киберпространстве.
Для В.Л. Малыгина, Н.С. Хомерики и Е.А. Смирновой факторы
риска формирования интернет-зависимости связаны со следующими личностными
особенностями подростков: склонностью к поиску новых ощущений, агрессивностью и
тревожностью, асоциальными копинг-стратегиями, эмоциональной отчужденностью,
низкой коммуникативной компетентностью и др. Поэтому все подростки-пользователи
пойманы одной сетью и находятся в одной группе риска.
Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда
психологических проблем: конфликтное поведение, хронические депрессии,
предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в
социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером,
возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования
интернетом [20]. Используя интернет, подросток вместо стремления «думать» и
«учить» предпочитает «искать». Многие дети открыто признают, что очень часто
посещают запрещенные родителями сайты, потому что знают, что ничего им за это
не будет. При этом у них возникает иллюзия вседозволенности и безнаказанности.
Это побуждает нарушать права человека, а иллюзия безнаказанности может
оказаться ловушкой и иметь серьезные последствия в реальной жизни - происходит
упадок нравственности.
Интернет-аддикция почти единогласно признается негативным
направлением трансформации личности, преобразования деятельности (ее
мотивационных, целеобразующих и операциональных составляющих),
опосредствованной взаимодействием с интернетом [21, с. 95].
Рассмотрим конкретные разновидности опосредствованной
интернетом деятельности, которые потенциально способны вести к глобальным
личностным преобразованиям. Можно выделить три основных вида деятельности [22,
с. 106]:
. Познавательная - увлеченность познанием в сфере
программирования и телекоммуникаций или, как крайний вариант, хакерство;
. Игровая - увлеченность компьютерными играми и, в частности,
играми посредством интернета или, как крайний вариант, т. н. игровая
наркомания;
. Коммуникативная - увлечение сетевой коммуникацией или, как
крайний вариант интернет-аддикция, в том числе зависимость киберсексуальная.
Основные проблемы «жителя интернета» концентрируются в
области самопринятия [23]. Как известно подростки испытывают сложности в
близком общении и самораскрытии, а также в принятии своего физического «Я» и
своих телесных потребностей. Возможной непосредственной причиной этого являются
неразвитые, инфантильные механизмы самооценки, порождающие идеалистические
требования и препятствующие формированию дифференцированных и адекватных
представлений о себе. Отметим еще, что для части подростков чрезмерная
вовлеченность в интернет сопряжена с готовностью контролировать каждый этап
работы компьютерных программ; эту склонность контролировать они могут перенести
и в сферу человеческих отношений, а так как попытки манипулирования другими
людьми часто заканчиваются неудачей, это может толкать детей к замкнутости и
социальной изоляции.
Таким образом, интернет является привлекательным в качестве
средства ухода от реальности за счет возможности анонимных социальных
интеракций. Особое значение здесь имеет чувство безопасности и сознание своей
анонимности при осуществлении интеракций. Во-вторых, это возможность для
реализации каких-то представлений, фантазий с обратной связью. И последний
пункт - это неограниченный доступ к информации - информационный вампиризм.
Как правило, те, кто становятся интернет-зависимыми, меняют свою
личность [24]. Это уже не
та гармоническая личность, а личность уже аддиктивная. Во-первых, для аддиктов
характерна смена аддиктивной реализации. Сегодня он -
интернет-зависимый, завтра - любовный аддикт, после
завтра -
патологический игрок, а немного спустя - он ушел в наркотики или
алкоголизм. Во-вторых, опасность заключается в том, что очень часто, рано или
поздно, аддиктивные личности становятся социально дезадаптированными.
Существует мнение, что интернет-зависимость это не
официальный диагноз, что она скорее является симптомом других серьезных проблем
в жизни личности (например, депрессия, трудности в общении и т.д.). А если
учесть, что подростковый возраст наиболее подвержен разного рода отклонения в
поведении, то можно сделать вывод, что формирование зависимости от интернета
наиболее вероятно у подростков, а также можно констатировать, что она будет
оказывать разрушающие воздействие на личность ребенка.
Таким образом, мы считаем Интернет-зависимость следствием
подросткового возраста. Это обусловлено следующими возрастными особенностями,
присущими данному возрасту: потребностью в автономии и самостоятельности,
сепарации от родителей и семьи; потребностью в самореализации и признании, в
идентификации; потребностью в признании и познании; удовлетворением
социальной потребности в общении, в принадлежности к группе по интересам, в
любви; потребностью в обладании; познавательной потребностью, также владение
новыми знаниями способствует достижению признания со стороны сверстников и
самореализации; избавлением от фрустрации. Так же известно, что интернет
привлекает подростков возможностью анонимного общения; возможностью для
реализации представлений, фантазий с обратной связью; широкая возможностью поиска
нового собеседника, удовлетворяющего практически любым запросам и критериям
отбора; доступом к огромному количеству всевозможной информации.
2. Обсуждение возможностей и результатов
исследования
2.1 Модель диагностики интернет-зависимости у
подростков
Анализ психодиагностической литературы привел нас к выводу о
том, что возможна следующая модель диагностики Интернет-зависимости.
) Тест на «Интернет-зависимость» Кимберли Янг
(Приложение А).
Этот тест направлен на выявление уровня зависимости от сети
интернет. Содержит в себе 20 вопросов относительно пользования интернетом, на
которые предлагается ответить при помощи следующей шкалы с баллами: 1 - редко;
2 - иногда; 3 - часто; 4 - очень часто; 5 - всегда; 0 - не применимо.
Результаты получаются при помощи суммирования баллов у отмеченных ответов. Чем
больше суммарный балл, тем выше уровень зависимости и проблем, которые
возникают из-за использования интернета. Анкета имеет общую шкалу оценки для
объяснения результатов:
- 19 баллов: минимальное количество времени, проводимого в
сети Интернет;
- 49 баллов: средний пользователь сети;
- 79 баллов: начальный уровень зависимости от
интернета;
- 100 баллов: зависимость от сети интернет.
2) «Оценка уровня общительности» (тест В.Ф.
Ряховского) (Приложение Б)
Тест направлен на определение уровня коммуникабельности
человека. Содержит 16 вопросов, отвечать на которые следует, используя 3
варианта ответов - «да», «иногда» и «нет». При оценке результатов ответам
испытуемого начисляются следующие баллы: «да» - 2 очка; «иногда» - 1 очко;
«нет» - 0 очков. Полученные очки суммируются, и по классификатору теста
определяется, к какой категории относится испытуемый. Классификатор имеет 7
категорий, описывающих уровень коммуникабельности испытуемого:
- 31 очко - некоммуникабельность, проблемы с общением;
- 29 очков - замкнутость, неразговорчивость, одиночество;
- 24 очка - сложность общения с новыми людьми;
- 18 очков - нормальная коммуникабельность, общительность;
- 13 очков - общительность, порой сверх меры,
разговорчивость;
- 8 очков - общительность, стремление участвовать во всех
коллективных делах;
очка и меньше - болезненный характер коммуникации,
говорливость, многословность, навязчивость.
3) Тест на выявление уровня самооценки (Карелин
А.) (Приложение
В)
Он позволяет определить уровень самооценки и
удовлетворённости собой. Содержит 10 вопросов с несколькими вариантами ответов
на каждый. При подсчёте результатов за каждый выбранный вариант ответа
присваивается балл. При интерпретации результатов баллы суммируются, и уровень
самооценки испытуемого оценивается по следующей шкале:
-38 баллов - уверенность в себе и удовлетворённость собой,
доминирование над людьми, неприятие критики в свой адрес;
-24 балла - здоровая самооценка, жизнь в согласии с собой и
другими людьми;
-10 баллов - недовольство собой.
4) «Шкала оценки уровня реактивной и личностной
тревожности» (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин) (Приложение Г)
Тест предназначен для оценки уровня тревожности в данный
момент (реактивной тревожности как состояния) и личностной тревожности (как
устойчивой характеристики человека). Разработан Ч.Д. Спилбергом (США) и
адаптирован Ю.Л. Ханиным.
Шкала оценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих
реактивную (РТ, высказывания 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания 21-40)
тревожности. На 40 высказываний теста предлагается ответить с помощью следующих
вариантов ответов:
A - нет, это не так;
B - пожалуй, так;
C - верно;
D - совершенно верно.
Каждому из них присваивается балл в таблице ответов.
Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам. При интерпретации результат
оценивается с помощью следующей шкалы:
до 30 - низкая тревожность;
-45 - умеренная тревожность;
и более - высокая тревожность.
Вывод: Данная модель диагностики интернет-зависимости у
подростков выбрана нами в связи с тем, что благодаря ей можно диагностировать
такие важные составляющие психологического состояния подростка: общительность,
самооценка и тревожность. Так как при интернет-зависимости подростку
свойственен низкий уровень общительности, низкая самооценка и высокий уровень личностной
и реактивной тревожности.
2.2 Особенности склонностей к
интернет-зависимости у подростков из контрастных групп
) Результаты диагностики по методике «Анкета на выявление
уровня интернет-зависимости» подростков, которые занимаются спортом.
Анализ результатов, представленных в таблице А.1 и на рисунке
1, позволяет утверждать, что для большинства испытуемых характерен начальный
уровень зависимости от сети интернет. Этот результат присущ 33% исследовательской
группы. Они испытывают некоторое количество проблем из-за интернета. Им
стоит учитывать серьёзное влияние сети на их жизнь, так как это путь к
интернет-зависимости, и стараться сокращать время, проводимое во «Всемирной
паутине».
Процентное соотношение результатов по методике «Анкета на
интернет-зависимость» для подростков, занимающихся спортом
% испытуемых являются зависимыми то сети интернет. Она
вызывает значительные проблемы в их жизни. Им стоит оценить влияние Интернета
на их жизнь и немедленно обсудить со специалистом по психическому здоровью
проблемы, вызванные их деятельностью как пользователя «Всемирной паутины».
% испытуемых исследовательской группы являются средними
пользователями сети. Они временами могут находиться там чуть дольше нужного, но
определённо владеют ситуацией.
% не пользуются интернетом или проводят там
минимальное количество времени. Интернет не вызывает никаких проблем в их
жизни.
) Результаты диагностики по методике «Анкета на выявление
уровня интернет-зависимости» подростков, которые не занимаются спортом.
Анализ результатов, представленных в таблице А.2 и на рисунке 2,
позволяет утверждать, что для большинства испытуемых характерен начальный
уровень зависимости от сети интернет. Этот результат присущ 53% исследовательской
группы. Они испытывают некоторое количество проблем из-за интернета. Им
стоит учитывать серьёзное влияние сети на их жизнь, так как это путь к
интернет-зависимости, и стараться сокращать время, проводимое во «Всемирной
паутине».
Процентное соотношение результатов по методике «Анкета на
интернет-зависимость» для подростков, не занимающихся спортом
% испытуемых являются зависимыми то сети интернет. Она вызывает
значительные проблемы в их жизни. Им стоит оценить влияние интернета на их
жизнь и немедленно обсудить со специалистом по психическому здоровью проблемы,
вызванные их деятельностью как пользователя интернета.
% испытуемых исследовательской группы являются средними
пользователями сети. Они временами могут находиться там чуть дольше нужного, но
определённо владеют ситуацией и могут контролировать свое пребывание в сети.
% не пользуются интернетом или проводят там
минимальное количество времени. Интернет не вызывает никаких проблем в их
жизни.
По результатам диагностики по методике «Оценка уровня
общительности» (тест Ряховского) можно утверждать следующее.
Процентное соотношение «Оценки уровня общительности» у подростков,
занимающихся спортом
Для 60% исследовательской группы характерна общительность, порой,
быть может, даже сверх меры, любопытство, разговорчивость, они любят
высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих.
Охотно знакомятся с новыми людьми, любят бывать в центре внимания, никому не
отказывают в просьбе, хотя не всегда могут это выполнить. Бывают вспыльчивы, но
быстро отходят. Им недостаёт лишь усидчивости, терпения и отваги при
столкновении с серьёзными проблемами, но при желании они вполне могут заставить
себя не отступать.
% испытуемых исследовательской группы характерна позиция
«рубаха-парень». Общительность бьёт из них ключом. Они всегда в курсе всех дел,
любят принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьёзные темы могут вызвать у
них мигрень или даже хандру. Охотно берут слово по любому вопросу, даже если
имеют о нём поверхностное представление. Всюду чувствуют себя в своей тарелке.
Берутся за любое дело, хотя не всегда могут успешно довести его до конца. По
этой самой причине к таким людям относятся с некоторой опаской и сомнениями. Им
следует задуматься над этими фактами.
% испытуемых относятся к людям с нормальной
коммуникабельностью. Они любознательны, охотно слушают интересного собеседника,
достаточно терпеливы в общении с другими, отстаивают свою точку зрения без
вспыльчивости. Без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми. Но в
то же время не любят шумных компаний, экстравагантные выходки и многословие
вызывают у них раздражение.
Испытуемых с низкой коммуникабельностью в исследовательской группе
выявлено не было.
) Результаты диагностики по методике «Оценка уровня общительности»
для подростков, не занимающихся спортом, представлены в таблице Б.4
и на рисунке 4.
По результатам диагностики по методике «Оценка уровня
общительности» можно утверждать следующее.
Процентное соотношение «Оценки уровня общительности» у подростков,
не занимающихся спортом
Для 51% испытуемых исследовательской группы характерна позиция
«рубаха-парень». Общительность бьёт из них ключом. Они всегда в курсе всех дел,
любят принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьёзные темы могут вызвать у
них мигрень или даже хандру. Охотно берут слово по любому вопросу, даже если
имеют о нём поверхностное представление. Всюду чувствуют себя в своей тарелке.
Берутся за любое дело, хотя не всегда могут успешно довести его до конца. По
этой самой причине к таким людям относятся с некоторой опаской и сомнениями. Им
следует задуматься над этими фактами.
Для 29% испытуемых относятся к людям с нормальной коммуникабельностью.
Они любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы
в общении с другими, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. Без
неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми. Но в то же время не
любят шумных компаний, экстравагантные выходки и многословие вызывают у них
раздражение.
Для 14% группы характерна некоторая сложность общения с новыми
людьми. И для 6% исследовательской группы характерна общительность, порой, быть
может, даже сверх меры, любопытство, разговорчивость, они любят высказываться
по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно
знакомятся с новыми людьми, любят бывать в центре внимания, никому не
отказывают в просьбе, хотя не всегда могут это выполнить. Бывают вспыльчивы, но
быстро отходят.
) Результаты диагностики по методике «Тест на выявление уровня
самооценки» для подростков, занимающихся спортом, представлены в
таблице В.5 и на рисунке 5.
53% группы живут в согласии с собой, знают себя и могут себе
доверять. Они обладают ценным умением находить выход из трудных ситуаций как
личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу их отношения к
себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У
них нормальная здоровая самооценка, они умеют быть для себя поддержкой и
источником силы и, что самое главное, не за счёт других.
Процентное соотношение «Теста на выявление уровня самооценки» у
подростков, занимающихся спортом
27% испытуемых недовольны собой, их мучают сомнения и
неудовлетворённость собственным интеллектом, способностями, достижениями,
внешностью, возрастом, полом. У них занижена самооценка, и стоит предпринять
меры для того, чтобы избавиться от этих проблем в восприятии себя.
% группы довольны собой и уверены в себе. У них большая
потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое я, выделять свое
мнение. Им безразлично то, что о них говорят, но сами имеют склонность
критиковать других. Есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь,
не принимаете никакой критической информации.
3) Результаты диагностики по методике «Тест на выявление
уровня самооценки» для подростков, не занимающихся спортом, представлены
в таблице В.6 и на рисунке 6.
60% испытуемых недовольны собой, их мучают сомнения и
неудовлетворённость собственным интеллектом, способностями, достижениями,
внешностью, возрастом, полом. У них занижена самооценка, и стоит предпринять
меры для того, чтобы избавиться от этих проблем в восприятии себя.
Процентное соотношение «Теста на выявление уровня самооценки» у
подростков, не занимающихся спортом
40% исследовательской группы живут в согласии с
собой, знают себя и могут себе доверять. Они обладают ценным умением находить
выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с
людьми. Формулу их отношения к себе и окружающим можно выразить словами:
«Доволен собой, доволен другими». У них нормальная здоровая самооценка, они
умеют быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за
счёт других.
Испытуемых с высокой самооценкой в исследовательской группе
выявлено не было.
4) Результаты диагностики по методике «Шкала оценки уровня
реактивной и личностной тревожности» для подростков, занимающихся спортом
представлены в таблице Г.7 и на рисунке 7-8.
Реактивная тревожность
40% имеют умеренную реактивную тревожность, оптимальный
уровень «полезной тревоги». Он не мешает их жизни и помогает в деятельности,
обеспечивая необходимый уровень беспокойства за результаты деятельности и
мотивации труда.
Процентное соотношение методики «Шкалы оценки уровня реактивной и
личностной тревожности» для подростков, занимающихся спортом, реактивность
% испытуемых исследовательской группы имеют низкую
реактивную тревожность. Они не испытывают напряжения, беспокойства, нервозности
в деятельности. Низкая тревожность требует повышения чувства ответственности и
внимания к мотивам деятельности.
% имеет высокий уровень реактивной тревожности, что
характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая
реактивная тревожность может вызывать нарушения внимания, иногда даже нарушение
тонкой координации.
Личностная тревожность
53% испытуемых имеют высокую личностную тревожность, что
характеризуется устойчивой склонностью воспринимать большой круг ситуаций как
угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.
Процентное соотношение «Шкалы оценки уровня реактивной и
личностной тревожности» для подростков, занимающихся спортом, личностная
тревожность
% испытуемых имеют умеренную личностную тревожность. Как и
умеренная реактивная тревожность, она не создаёт никаких проблем в их жизни.
% имеет низкую личностную тревожность. Она требует повышения
чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности. Но иногда очень
низкая тревожность активного вытеснения личностью высокой тревоги ставит целью
показать себя в «лучшем свете».
) Результаты диагностики по методике «Шкала оценки уровня
реактивной и личностной тревожности» для подростков, не занимающихся
спортом представлены в таблице Г.8 и на рисунке 9-10.
Анализ результатов диагностики с помощью методики «Шкала оценки
уровня реактивной и личностной тревожности», представленных в таблице 8 показал
следующее.
Реактивная тревожность
14% испытуемых исследовательской группы имеют низкую
реактивную тревожность. Они не испытывают напряжения, беспокойства, нервозности
в деятельности. Низкая тревожность требует повышения чувства ответственности и
внимания к мотивам деятельности.
Процентное соотношение «Шкалы оценки уровня реактивной и
личностной тревожности» для подростков, не занимающихся спортом, реактивная
тревожность
% имеют умеренную реактивную тревожность, оптимальный уровень
«полезной тревоги». Он не мешает их жизни и помогает в деятельности,
обеспечивая необходимый уровень беспокойства за результаты деятельности и
мотивации труда.
% имеет высокий уровень реактивной тревожности, что
характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая
реактивная тревожность может вызывать нарушения внимания, иногда даже нарушение
тонкой координации.
Личностная тревожность
20% имеет низкую личностную тревожность. Она требует повышения
чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности. Но иногда очень
низкая тревожность активного вытеснения личностью высокой тревоги ставит целью
показать себя в «лучшем свете».
Процентное соотношение «Шкалы оценки уровня реактивной и
личностной тревожности» для подростков, не занимающихся спортом, личностная
тревожность
% испытуемых имеют умеренную личностную тревожность. Как и
умеренная реактивная тревожность, она не создаёт никаких проблем в их жизни.
% испытуемых имеют высокую личностную тревожность, что
характеризуется устойчивой склонностью воспринимать большой круг ситуаций как
угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.
Вывод: проанализировав теоретические данные, посвященные
вопросу интернет-зависимости у подростков, изучив эмпирические данные, полученные
при исследовании двух контрастных групп: подростки 15-17 лет, занимающиеся
спортом, и подростки такого же возраста, но не занимающиеся спортом, мы можем
сделать вывод, что у подростков, занимающихся спортом, менее выражена
зависимость к интернету: 33% - начальная стадия зависимости и 27% -
зависимость от интернета. При этом у подростков, которые не занимаются спортом,
интернет-зависимость выражена сильнее, чем у спортсменов-подростков: 53% -
начальная стадия зависимости от интернета и 20% - зависимость от
интернета.
Так же можно сделать, что существуют определенные различия в
склонности к интернет-зависимости у спортсменов-подростков и подростков, не
занимающихся спортом. У подростков, занимающихся спортом, нет проблем с
общением, они очень общительны, в то время как у подростков, равнодушных к
спорту, есть некоторые проблемы с общением с новыми людьми. Самооценка у
подростков-спортсменов превалирует умеренная, а у подростков, не занимающихся
спортом, больше выражена низкая самооценка, которая и может их подтолкнуть к
интернету, в то время как спортсменам нет сильной необходимости пытаться
проявить себя именно в интернете, а не в реальной жизни. Спортсмены участвуют в
соревнованиях, побеждают, берут медали - это поддерживает их самооценку на
должном уровне. А подростки, которые не увлекаются спортом, не найдя поддержку
в этой реальности, уходят в виртуальную. Личностная и реактивная тревожности у
подростков-спортсменов и подростков, не занимающихся спортом, примерно на одном
уровне: им более характерна умеренная реактивная тревожность и более высокая
личностная тревожность, что может служить показателем того, что чем бы
подросток ни занимался, он все равно останется подростком. А у подростков такой
возраст, когда любая ситуация может быть воспринята как угроза.
В общем, можно сказать, что интернет-зависимость в настоящее
время присуща большей части подростков и не имеет значения, спортсмен он или
нет. Разница лишь в мотивах и стадии самой интернет-зависимости.
Заключение
В данной курсовой работе были представлены вопросы о сущности
интернет-зависимости, возрастных особенностях подростков, приводящих к
возникновению интернет-зависимости и различиях в склонности к ней у
подростков-спортсменов и подростков, не занимающихся спортом.
После анализа теоретической и эмпирической части, можно
сделать вывод о том, что большая часть пользователей сети интернет сейчас -
подростки. Любой подросток в настоящее время, так или иначе, является
интернет-зависимым. И этот феномен не зависит от них самих, нет. В наше время почти
невозможно никуда деться от использования интернета: интернет повсюду, он
захватывает все больше и больше человеческих умов в свои сети. Интернет
настолько прочно вошел в наши жизни, что без него уже никуда. И подростки, одна
из самых легко поддающихся внушению групп, - его главная жертва.
Таким образом, поводя итог курсовой работы, можно сделать
следующие выводы:
1) После анализа психологической литературы, посвященной
сущности интернет-зависимости, можно сказать, что обсуждение данного феномена
началось не так давно: в 1994 г. К. Янг. Сам термин «интернет-зависимость» в
1996 году предложил доктор Айвен Голдберг. В настоящее время этот феномен
интенсивно обсуждается и исследуется, но целостного и всеобъемлющего подхода к
данной проблеме под названием «интернет-зависимость у подростков» так и не
нашли до сих пор.
2) Интернет-зависимость в некотором роде является следствием
подросткового возраста. Это обусловлено следующими возрастными особенностями,
присущими данному возрасту: потребностью в автономии и самостоятельности,
сепарации от родителей и семьи; потребностью в самореализации и признании, в
идентификации; потребностью в признании и познании; удовлетворением
социальной потребности в общении, в принадлежности к группе по интересам, в
любви; потребностью в обладании; познавательной потребностью, также владение
новыми знаниями способствует достижению признания со стороны сверстников и
самореализации; избавлением от фрустрации. Так же известно, что интернет
привлекает подростков возможностью анонимного общения; возможностью для
реализации представлений, фантазий с обратной связью; широкая возможностью
поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым запросам и
критериям отбора; доступом к огромному количеству всевозможной информации.
) Модель диагностики интернет-зависимости у подростков была
выбрана нами потому, что благодаря ей можно диагностировать такие важные
составляющие психологического состояния подростка: общительность, самооценка и
тревожность. Так как при интернет-зависимости подростку свойственен низкий
уровень общительности, низкая самооценка и высокий уровень личностной и
реактивной тревожности.
) Изучив эмпирические данные, полученные при исследовании
двух контрастных групп: подростки 15-17 лет, занимающиеся спортом, и подростки
такого же возраста, но не занимающиеся спортом, я могу сделать вывод, что у
подростков, занимающихся спортом, менее выражена зависимость к интернету: 33% -
начальная стадия зависимости и 27% - зависимость от интернета. При этом
у подростков, которые не занимаются спортом, интернет-зависимость выражена
сильнее, чем у спортсменов-подростков: 53% - начальная стадия
зависимости от интернета и 20% - зависимость от интернета.
Так же можно сделать, что существуют определенные различия в
склонности к интернет-зависимости у спортсменов-подростков и подростков, не
занимающихся спортом. У подростков, занимающихся спортом, нет проблем с
общением, они очень общительны, в то время как у подростков, равнодушных к
спорту, есть некоторые проблемы с общением с новыми людьми. Самооценка у
подростков-спортсменов превалирует умеренная, а у подростков, не занимающихся
спортом, больше выражена низкая самооценка, которая и может их подтолкнуть к
интернету, в то время как спортсменам нет сильной необходимости пытаться
проявить себя именно в интернете, а не в реальной жизни. А подростки, которые
не увлекаются спортом, не найдя поддержку в этой реальности, уходят в
виртуальную. Личностная и реактивная тревожности у подростков-спортсменов и
подростков, не занимающихся спортом, примерно на одном уровне: им более
характерна умеренная реактивная тревожность и более высокая личностная
тревожность, что может служить показателем того, что чем бы подросток ни
занимался, он все равно останется подростком. А у подростков такой возраст,
когда любая ситуация может быть воспринята как угроза.
В общем, можно сказать, что интернет-зависимость в настоящее
время присуща большей части подростков и не имеет значения, спортсмен он или
нет. Разница лишь в мотивах и стадии самой интернет-зависимости.
Список использованных источников
1. Гриффитс,
М. Интернет-зависимость: факт или выдумка? / М. Гриффитс // Психолог. - 1999. -
№5. - С. 246-250.
. Вересаева,
О. Психология и интернет на пороге ХХI века / О. Вересаева // Психологическая
газета. - 1996. - №12. - С. 4-6.
. Войскунский,
А.Е. Интернет - новая область исследований в психологической науке / А.Е.
Войскунский // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. - 2002. - №1. - С.
82-101.
. Короленко,
Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. /
Ц.П. Короленко // Обозр. психиат. и мед. психол. -1991. - №1. - С. 8-15.
. Короленко,
Ц.П. Социодинамическая психиатрия / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - М.:
Екатеринбург, 2000. - С. 460.
. Дроздов,
А.Ю. Издержки «виртуального зазеркалья», или кое-что о феномене компьютерной
агрессивности / А.Ю. Дроздов. - М.: Екатеринбург, 1997. - С. 465.
. Кудрявцев,
В. Интернет, или «экологически чистый» наркотик / В. Кудрявцев // журнал
«Воспитание школьников». - 1995. - №5. - С. 35-40.
.
Боровкова, Н. Виртуальное зависание / Н. Боровкова // журнал «Человек и наука».
- 2002. - №3. - С. 54-71.
10. Mycle, P. About Internet and us / P. Mycle // Cannover. -
2004. - №1. - С. 35-57.
11.
Егоров, А.Ю. Нехимические зависимости / А.Ю. Егоров - СПб.: Речь, 2007. - С.
190.
.
Янг, К. Диагноз - Интернет-зависимость / К. Янг // Мир интернет. - 2000. - №2 -
С. 24-29.
.
Войскунский, А.Е. Феномен зависимости от Интернета / А.Е. Войскунский. - М.:
Можайск-Терра, 2000. - С. 100-131.
14. Орзак, М. Computer Addiction Services / М. Орзак // Cannover. - 2003. - №6. - С. 74-98.
15.
Арестова, О.Н., Бабанин, Л.Н., Войскунский, А.Е. Мотивация пользователей
Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете / А.Е. Войскунский - М.:
Можайск-Терра, 2000. - С. 431.
.
Бабаева, Ю.Д., Войскунский, А.Е., Смыслова, О.В. Интернет: воздействие на
личность. Гуманитарные исследования в Интернете / А.Е. Войскунский - М.:
Можайск-Терра, 2000. - С. 431.
.
Егоров, А.Ю. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью / А.Ю.
Егоров, Н. Кузнецова, В. Петрова // Вопросы психического здоровья детей и
подростков. - 2005. - Т.5. - №2. - С. 20-27.
.
Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные
психологические труды / Д.И. Фельдштейн - М.: Издательство Московского
психолого-социального института, 2002. - С. 432.
.
Выготский, Л.С. Педология подростка / Л.С. Выготский // М.: Педагогика, 1984. -
Т.4. - С. 432.
.
Балонов, И.М. Компьютер и подросток / И.М. Балонов // Вопросы психологии. -
2002. - №3. - С. 32-58.
.
Бабаева, Ю.Д. Психологические последствия информатизации / Ю.Д. Бабаева, А.Ю.
Войскунский // Психологический журнал. - 1998. - №1 - С. 89-100.
.
Войскунский, А.Е. Феномен зависимости от Интернета / А.Е. Войскунский. - М.:
Можайск-Терра, 2000. - С. 100-131.
.
Войскунский, А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические
детерминанты и последствия / А.Е. Войскунский, Ю.Д. Бабаева // Вестник МГУ. -
1996. - №1 - С. 26-38.
.
Короленко, Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности
развития / Ц.П. Короленко // Обозр. психиат. и мед. психол. - 1991. - №1 - С.
8-15.