Особенности психических состояний студентов в процессе обучения в вузе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    96,06 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности психических состояний студентов в процессе обучения в вузе

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретическое исследование психических состояний студентов в период сессии

.1 Проблема психических состояний в психологической литературе

.2 Специфика психических состояний студентов до и в период сессии

Глава 2. Эмпирическое исследование психических состояний студентов педагогического вуза в период сессии

.1 Диагностика психических состояний студентов в период сессии

.2 Особенности изменений психических состояний студентов в период сессии

.3 Рекомендации студентам для психологической подготовки к экзаменам

Заключение

Библиографический список

Глоссарий

Приложения

Введение


Эффективность любой человеческой деятельности, в том числе и учебной, зависит от множества различных факторов, среди которых важнейшую роль играют субъективные, то есть те, что связаны с различными характеристиками и особенностями самого субъекта деятельности. Их значение убедительно доказывается как научными исследованиями, так и реальной практикой. В последние годы, например, все чаще и чаще выясняется, что причиной многих аварий, несчастных случаев были ошибки человека.

Все субъективные факторы эффективности деятельности могут, по всей видимости, быть сведены либо к проблеме мотивации, либо к проблеме компетенции (сфера рационального знания), либо к проблеме психического состояния (сфера переживания). Сказанное в полной мере касается учебной деятельности студентов высших и средних профессиональных учебных заведений.

В учении решающую роль играют мотивация, которая может носить личностный и общественный характер, ориентация на стремление к принятию или на страх отвержения, и способности, которые также определяют успех или неудачу. Учебная деятельность всегда предполагает контроль за усвоением получаемых знаний (экзамены, зачеты, коллоквиумы, семинары и другие формы). Психические состояния студента в процессе контроля могут сильно повлиять на результат его деятельности.

Одним из структурных элементов учебного процесса является экзаменационная сессия. Экзамен является ситуацией, несущей в себе существенный элемент неопределенности, заключающийся, прежде всего в неизвестности исхода. Экзаменационная сессия насыщена многообразными эмоциями, оказывающими то или иное влияние на результативность сдачи экзаменов. Иногда оптимальная степень возбуждения способствует хорошим результатам, но если возбуждение принимает форму лихорадки, то есть появляется перевозбуждение или, наоборот, апатия, то последствия оказываются отрицательными. Даже компетентные студенты в неопределенной и экстремальной ситуации экзамена при наличии состояний напряжения, страха могут не раскрыть полностью своих способностей, профессиональных знаний, умений, навыков.

Любая профессиональная деятельность, связанная с ситуациями контроля, проверки, отчета, соревнования, приводит к возникновению неравновесных психических состояний. Через эти состояния человек отражает и свое отношение к явлениям действительности. А отражение происходит большей частью в виде переживаний, основой которых являются не непосредственные внешние воздействия, а их накопленное обобщение во внутреннем мире человека.

Таким образом, проблема изменения психических состояний в обучении имеет важное практическое значение. Понимание студентами своих психических состояний и умение регулировать их позволяет им улучшить эффективность учебной деятельности, избежать множества стрессогенных ситуаций или, по крайней мере, смягчить их воздействия и разрешить их с наименьшими потерями для себя. С другой стороны, преподаватели, обладая соответствующими психологическими знаниями и умениями, могут более эффективно руководить учебной деятельностью студентов.

Проблема психических состояний, впервые поставленная в отечественной психологии Н. Д. Левитовым (1955 г.), в настоящее время является активно изучаемой областью психологии. Дальнейшую разработку эта проблема получила в трудах ряда известных психологов (А. Г. Гримак, Н. Д. Данилова, Л. Г. Дикая, А. И. Еремеева, Е. Г. Ильин, Э. И. Киршбаум, А. Г. Ковалев, А.Б.Леонова, В. Л. Марищук, А. О. Прохоров, Ю. Е. Сосновикова и др.).

Имеющиеся исследования показывают, что психические состояния определяют в существенной мере успешность деятельности субъекта, физическое и психическое здоровье; выявляют закономерности, характеризующие состояние работающего человека, особенности психической регуляции. Созданы концептуальные схемы анализа и методические средства оценки психических состояний.

Изучением психических состояний студентов в различные периоды учебной деятельности занимались Л. М. Аболин, И. А. Васильев, Л. В. Винокурова, Г.Ш.Габдреева, М. М. Гарифуллина, Ю. М. Десятникова, Э. Л. Носенко, Н.Б.Пасынкова, Н. М. Пейсахов А. О. Прохоров, В. П. Шарай и др. Хотя работы этих авторов являются значительным вкладом в разработку проблемы, в них изучены не все ее аспекты. Не рассматривались, например, в полной мере вопросы, связанные с динамикой негативных психических состояний студентов высших профессиональных учебных заведений в процессе подготовки и сдачи экзаменов.

Таким образом, изучение психических состояний актуально в практическом плане, поскольку данные состояния влияют на эффективность деятельности человека, в том числе, на эффективность учебной деятельности студентов.

Проблема исследования состоит в выяснении вопроса, связанного с психическим состоянием студентов в процессе обучения в вузе

Цель исследования: выявить особенности психических состояний студентов в процессе обучения в вузе

Объект исследования: психические состояния студентов.

Предмет исследования: особенности психического состояния

Гипотеза исследования: предположим, что психическое состояние студентов в процессе обучения в вузе имеет свои особенности

В соответствии с целью и гипотезами решались следующие задачи:

) исследовать проблему психических состояний в психологической литературе;

) провести эмпирическое изучение психических состояний студентов в период экзаменационной сессии;

) проанализировать результаты исследования;

) разработать рекомендации для студентов

Методологической основой исследования являются фундаментальные положения отечественной психологии о причинной обусловленности психических явлений, об их динамичности, о том, что психические свойства - и предпосылка и результат поведения личности, выработанные Б. Г. Ананьевым, Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, С.Л.Рубинштейном, Б. М. Тепловым и др. Психические состояния рассматривались с учетом их личностной обусловленности, с учетом личностных позиций его участников; а также как продукт развития и результат деятельности (А. Г. Ковалев, В. С. Мерлин, Н. Д. Левитов, П. В. Симонов, и др.) Непосредственной теоретико-методологической основой исследования стали теоретические принципы и положения концепции психических состояний, предложенные А. О. Прохоровым.

Методы исследования: В исследовании применялись методы эмпирического познания: тестирование и эксперимент; и теоретического научного познания: анализ психологической литературы.

В работе использовались следующие методики: Самооценка психических состояний по Айзенку; Самооценка тревожности Спилбергера, Ханина , опросник Басса - Дарки «Диагностика состояния агрессии».

Экспериментальное изучение особенностей психических состояний студентов в период обучения в вузе проводилось на базе Вятского государственного гуманитарного университета г. Кирова группа ПДДО-11 15 человек(девушки), средний возраст 18 лет.

Глава 1. Теоретическое исследование психических состояний студентов в период сессии


.1 Проблема психических состояний в психологической литературе

В психологии наиболее распространенным является представление о состояниях как относительно устойчивых психических явлениях, имеющих начало, течение и конец, т. е. динамических образованиях. Общепринятым является и мнение о состояниях как психических явлениях, отражающих особенности функционирования нервной системы и психики человека в определенный период времени или адаптационного процесса [6].

Различные авторы неоднократно предпринимали попытки дать научное определение понятия «психическое состояние» и разработать классификацию состояний. Впервые вопрос о психических состояниях как общепсихологической категории, требующей систематического изучения, был поставлен Н.Д.Левитовым [10]. Им были подведены итоги изучения психических состояний к данному периоду времени, рассмотрены механизмы и особенности проявления психических состояний, намечены общие задачи изучения, которые состояли в выделении психических состояний в особую категорию и установлении связи психических состояний с другими психологическими категориями.

В определении Н. Д. Левитова психические состояния рассматриваются как самостоятельная «целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности» [10, С. 20]. Достоинством данного определения является то, что оно подчеркивает, что всякое психическое состояние есть синдром, т.е. нечто целостное, что оно на некоторое время характеризует своеобразие психической деятельности, связано с психическими процессами, но, в отличие от последних, более целостно, наконец, оно также связано и с психическими свойствами личности.

Интерес представляет определение понятия «психическое состояние», данное Ю. Е. Сосновиковой: «Психическое состояние человека - это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека как обладателя этой психики, с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией» [21, С. 20].

Несколько иначе подходит к рассмотрению проблемы состояний Е.П. Ильин [7]. Он рассматривает состояния, которые развиваются у человека в процессе его общественно значимой деятельности и затрагивают как психологические, так и физиологические структуры человека. Такие состояния он называет психофизиологическими, чтобы отделить их от элементарных состояний возбуждения и торможения, развивающихся на определенных уровнях регулирования. По определению Ильина, психофизиологическое состояние - это целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата.

Е.П. Ильин выделяет особый вид состояний - психофизиологические состояния, которые связаны с психическими и физиологическими структурами человека. При этом любое психическое состояние человека оказывается связанным с физиологическими структурами человека (либо оно будет вызвано физиологическими процессами, либо будет способствовать возникновению определенных физиологических процессов). Учитывая это, подход Е.П. Ильина приобретает особую привлекательность при рассмотрении психических состояний в рамках общей проблемы адаптации человека.

Данное Е.П. Ильиным определение психофизиологического состояния предполагает, что оно - причинно обусловленное явление, реакция не отдельной системы или органа, а личности в целом, с включением в реагирование как физиологических, так и психических уровней (субсистем) управления и регулирования, относящихся к подструктурам и сторонам личности. Поэтому всякое состояние является как переживанием субъекта, так и деятельностью различных его функциональных систем. Причем оно выражается не только в ряде психофизиологических показателей, но и в поведении человека.

По мнению автора данной концепции, в любом психофизиологическом состоянии должны быть обязательно представлены все вышеперечисленные уровни, и только по совокупности показателей, отражающих каждый из этих уровней, можно сделать заключение о имеющемся у человека состоянии. Ни поведение, ни различные психофизиологические показатели, взятые в отдельности, не могут достоверно дифференцировать одно состояние от другого, так как, например, увеличение частоты пульса или уменьшение времени реакции могут наблюдаться при различных состояниях.

Отличительной чертой данной позиции является и то, что если Н.Д. Левитов говорил о недопущении сведения состояний к переживаниям, то Е.П. Ильин считает, что исключать их из характеристики состояний тоже нельзя. Переживания, по его мнению, занимают ведущее место в диагностике состояний. Именно переживание чего-то (апатии, страха) позволяет достоверно судить о возникшем у человека психофизиологическом состоянии. Следовательно, психологические особенности личности играют, вероятно, ведущую роль в образовании психофизиологических состояний. Если это так, то механизмы регуляции психических состояний надо искать в самой личности.

Итак, психическая сторона состояний находит отражение в виде переживаний и чувств, а физиологическая - в изменении ряда функций, и в первую очередь вегетативных и двигательных. Переживания и физиологические изменения неотделимы друг от друга, т. е. всегда сопутствуют друг другу. Например, усталость, апатия сопровождаются изменением ряда физиологических функций, так же как и физиологические признаки определенного состояния сопровождаются чувством усталости, апатии.

Таким образом, в концепции Е.П. Ильина целесообразно выделить несколько основных положений. Во-первых, состояние человека обусловлено воздействием факторов внешней среды и внутренних условий, к которым относятся структуры психического и физиологического уровня. Во-вторых, субъективная сторона со стояний (переживания) играет одну из ведущих ролей в регуляции состояний.

Несколько иное определение понятия «психическое состояние» дает В.Н. Мясищев. «Под состоянием,-пишет он, - мы понимаем общий функциональный уровень, на фоне которого развивается процесс» [12, С. 21]. То, что психическое состояние - фон, на котором происходят психические процессы, не вызывает сомнений, но определение психического состояния как функционального уровня несколько обедняет его по сути. Вызывает сомнение то, что В. Н. Мясищев, ставит в один ряд с состояниями и отношения в какой-то мере их противопоставляя. Под отношениями В. Н. Мясищев понимает целостную «систему индивидуальных избирательных связей личности с различными сторонами объективной действительности» [12, С. 22]. Характерно, что В.Н. Мясищев, устанавливая связи отношений с процессами и свойствами личности, посвятив рассмотрению этих связей специальные параграфы, не сделал попытки установить взаимосвязь между отношениями и состояниями. Вместе с тем, следует отметить, что В.Н. Мясищев счел нужным выделить психическое состояние как особую психологическую категорию и указал на важность изучения психических состояний для понимания психики, как в норме, так и в патологии.

Необходимо специально оттенить специфику понятия «переживание», которое является одним из ключевых в нашем понимании состояния. Некоторые исследователи связывают данное понятие только с аффективной сферой личности. Но это слишком узкое толкование. Понятие «переживание» шире «эмоций чувств», т.к. переживание проявляется не только в аффективной форме, но и в форме потребностей, волевого усилия, а следовательно, и произвольного внимания и произвольной памяти. Акт любопытства, как и догадка, также переживается. Таких позиций, например, придерживается К.К.Платонов [15].

Согласно В. Н. Мясищеву, действия и переживания человека определяются не непосредственными внешними воздействиями, а их накопленным обобщением во внутреннем мире, которое представляет систему отношений человека, определяющих опосредованный характер его реакций на воздействия окружающего мира и его внешне инициативное и самостоятельное поведение. Другими словами, переживание - есть накопленное обобщение во внутреннем мире субъекта, своими основаниями оно связано с системой отношений человека.

С. Л. Рубинштейн писал: «Переживание человека - это субъективная сторона его реальной жизни…» [19, С. 76]. Понятие «переживание выражает собой специфический аспект сознания, он всегда наличен в каждом реальном, конкретном психическом явлении; он всегда во взаимопроникновении и единстве - со знанием.

Исходя из данных о наличии теоретических и практических разработок по проблеме «состояний», мы считаем, что наиболее плодотворными являются идеи и концептуальные положения, предложенные А. О. Прохоровым.

Таким образом, под «психическим состоянием» мы будем понимать -относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека как обладателя этой психики, с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией» [21, С. 20].

Особенности психических состояний студентов в период сессии рассмотрим далее.

1.2 Специфика психических состояний студентов до и в период сессии


Особенности эмоциональных состояний студентов, влияющих на познавательную активность в процессе учебной деятельности, были рассмотрены в работе А. Я. Чебыкина [24]. А. В. Плехановой был описан ряд методических приемов, с помощью которых могут быть вызваны и актуализированы положительные психические состояния. В исследовании А.Н.Лутошкина [11] были выделены коллективные эмоциональные состояния и изучены их функции. В то же время надо отметить, что в перечисленных работах внимание уделялось преимущественно только наиболее общим проявлениям и особенностям психических состояний в учебном процессе.

Экзаменационная сессия является одним из структурных элементов учения - ведущего вида деятельности студентов. Напряженный характер экзаменационной сессии является ее специфической чертой. Наряду с воздействием социальных факторов, существенное влияние на работоспособность, активность студента и его психическое состояние оказывают и информационные параметры деятельности - содержание, объем экзаменационных билетов, темп предъявления вопросов. Другие характеристики - особенности сдачи экзамена, связанные с преобразованием - воспоминанием рабочей (заученной) информации, являются основной причиной развития состояния психического напряжения и напряженности. В многочисленных исследованиях показано, что возникновению напряженности (деятельностной и эмоциональной) способствуют чрезмерная субъективная сложность задания, высокая ответственность за результат деятельности, воздействие различного рода помех, а также дефицит информации или времени, избыточность информации и другие факторы. [4, 25].

Но, экзамен - не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса. Среди медиков [1, 5]существует точка зрения, что до 90% всех заболеваний могут быть связаны со стрессом. Отсюда можно сделать вывод, что экзамены здоровья учащимся не прибавляют, а наоборот. Действительно, многочисленные исследования показывают, что во время подготовки и сдачи экзаменов имеют место интенсивная умственная деятельность, крайнее ограничение двигательной активности, нарушение режима отдыха и сна (поверхностный, беспокойный сон), эмоциональные переживания. [17, 25]. Все это приводит к перенапряжению нервной системы, отрицательно влияет на общее состояние и сопротивляемость организма.

В своей учебной работе студентам часто приходится встречаться с трудностями, которые они должны преодолевать. В лучших случаях, пpи встрече с трудностями, студент находится в психическом состоянии, которое можно назвать состоянием готовности преодолевать трудности. Это состояние характеризуется уверенностью, твердой решимостью справиться с трудностью, мобилизацией для этого всех своих сил. Встречаются студенты, которые предпочитают трудный материал, который способствует сосредоточению всех усилий человека. Такое состояние часто свидетельствует о настойчивости и вдумчивости студента, а иногда оно объясняется объективной привлекательностью трудной задачи. Некоторые студенты плохо справляются с трудностями в своей учебной работе. Они проявляют малодушие, недостаток настойчивости и выдержки. [8].

Иногда студентам предъявляются чрезмерные требования, являющиеся для них сверхсильными раздражителями. Непосильные требования могут вызвать у студентов обострение не только возбуждения, но и торможения. Трудность задачи или требования не всегда студентами оценивается правильно. В этой оценке нередко много субъективного. К трудным и ответственным моментам следует отнести экзамены. Нет такого студента, который не переживал бы особого психического состояния в период экзаменационной подготовки, а особенно во время самого экзамена.

В этих ситуациях у студентов неизменно присутствуют элементы стрессового характера. Помимо сильного интеллектуального напряжения, с экзаменами у студентов связано выявление ряда отрицательных эмоций: страха, беспокойства, тревоги, причиной которых является неопределенность исхода экзаменационной ситуации, оценка ее в субъективном, личном плане как «опасной», критической. В дни сдачи экзаменов ухудшается память, замедляется время реакции, наблюдается наибольший выброс адреналина и норадреналина в кровь. Изменяются вегетативные показатели: отмечается учащение сердцебиения на 10-15 ударов в минуту, усиление тремора рук, снижение температуры пальцев. Все это свидетельствует о сопровождающем возбуждении симпатоадреноловой системы. Во многих исследованиях подтверждается неблагоприятное влияние экзаменов на сердечно-сосудистую систему студентов. Кроме того, в ситуации экзаменов отмечено снижение уровня мышления, внимания, памяти и всех показателей шкалы самооценки, самочувствия, настроения, работоспособности, ночного сна, аппетита. Появляются страх и неуверенность в себе, которые, связываясь с заниженной самооценкой, в свою очередь приводят к новым аффективным переживаниям. [13, 16].

Для успешной сдачи экзамена важно, в каком психическом состоянии находится студент. Наиболее благоприятное для успешной сдачи экзаменов психическое состояние студентов характеризуется внимательностью, серьезностью, уверенностью, относительным спокойствием. Все студенты волнуются во время экзамена, и потому желательное спокойствие при его сдаче надо назвать относительным. Весь период сдачи экзаменов характеризуется состоянием умственного напряжения. Это напряжение иногда сопровождает умственную деятельность на уровне непосредственного или чувственного познания действительности, особенно когда требуются точные формулировки. Во время сдачи экзамена любое припоминание ответа на вопрос может быть напряженным состоянием, переживаемым мучительно, особенно в тех случаях, когда забывается что-то хорошо известное, а отложить воспроизведение нельзя. Если студент не понимает смысла предлагаемой ему задачи и делает большие усилия, чтобы осознать, в чем заключается проблема. Это зависит как от объективной трудности проблемы, так и от ясности и отчетливости её формулировки. Причем напряженным может быть психическое состояние на различных этапах решения проблемы. Неспокойным бывает состояние и при выборе средств решения задачи. [3, 10].

В любом случае за психическим состоянием экзаменационного напряжения обычно следует разрядка. Эта разрядка переживается по- разному. В одних случаях она является охранительным торможением; в других - констатацией того, что трудное позади, и воспоминанием о минувших трудностях; в-третьих - переключением на другую деятельность. Психические переживания студентов исключительно сложны и разнообразны. Эмоциональные переживания во время экзамена принимают особенно острый характер. От интенсивности предэкзаменационных реакций во многом зависит и окончательный успех. Существует мнение, что оптимальная степень возбуждения способствует хорошим результатам. Мы будем называть эти состояния предэкзаменационными. На степень предэкзаменационного возбуждения оказывают влияние многие факторы, однако основными являются: характер экзамена, поведение и настрой преподавателя, подготовленность к экзамену, самоуверенность, индивидуальные типологические особенности студента и др.

Ситуация экзамена требует от студента волевой готовности, собранности, дисциплинированности. Тем не менее, если студент обладает данными свойствами, но имеет высокий уровень тревожности, то эта ситуация может образовать различного рода проблемы, для разрешения которых уже необходимо будет принимать специальные меры.

В целом тревожность - это многозначный психологический термин, которым описывают как определенное состояние индивида в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. Анализ научно-психологической литературы последних лет [13, 22] позволяет рассматривать тревожность с разных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различных стрессов.

Тревожность понимают как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности [13, 14].

Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека [26]. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом и неопределенностью ситуации.

Березин Ф.Б. определил тревожный ряд [2], который представляет существенный элемент процесса психической адаптации:

) ощущение внутренней напряженности - не имеет ярко выраженного оттенка угрозы, служит лишь сигналом ее приближения, создавая тягостный душевный дискомфорт;

) гиперестезические реакции - тревога нарастает, ранее нейтральные стимулы приобретают негативную окраску, повышается раздражительность;

) собственно тревога - центральный элемент рассматриваемого ряда. Проявляется ощущением неопределенной угрозы. Характерный признак: невозможность определить характер угрозы, предсказать время ее возникновения. Часто происходит неадекватная логическая переработка, в результате которой из-за нехватки фактов выдается неправильный вывод;

) страх - тревога, конкретизированная на определенном объекте. Хотя объекты, с которыми связывается тревога, могут и не быть ее причиной, у субъекта создается представление о том, что тревогу можно устранить определенными действиями;

) ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы - нарастание интенсивности тревожных расстройств приводит субъекта к представлению о невозможности предотвращения грядущего события;

) тревожно-боязливое возбуждение - вызываемая тревогой дезорганизация поведения достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает.

Тревога, несмотря на обилие различных смысловых формулировок, представляет собой единое явление и служит облигаторным механизмом эмоционального стресса. Возникая при любом нарушении сбалансированности в системе «человек-среда», она активизирует адаптационные механизмы и, вместе с тем, при значительной интенсивности лежит в основе развития адаптационных нарушений.

Повышение уровня тревоги обуславливает включение или усиление действия механизмов адаптации. Эти механизмы могут способствовать эффективной психической адаптации, обеспечивая редукцию тревоги, а в случае их неадекватности находят свое отражение в типе адаптационных нарушений, которым соответствует характер формирующихся при этом пограничных психопатологических явлений [23].

Трудности и возможные неудачи в учебной деятельности при сдаче экзаменов могут привести к возникновению у человека не только психических состояний стресса и тревожности, но и состояния фрустрации. Буквально этот термин означает переживание расстройства (планов), уничтожения (замыслов), крушения (надежд), напрасные ожидания, переживание провала, неудачи. Фрустрация - психическое состояние переживания неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели. Может рассматриваться как одна из форм психологического стресса [9].

Применительно к человеку фрустрацию в самом общем виде можно определить как сложное эмоционально-мотивационное состояние, выражающееся в дезорганизации сознания, деятельности и общения и возникающее в результате продолжительного блокирования целенаправленного поведения объективно непреодолимыми или субъективно представляемыми трудностями.

Фрустрация проявляется тогда, когда лично значимый мотив остается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится, а возникшее при этом чувство неудовлетворенности достигает степени выраженности, превышающей «порог терпимости» конкретного человека, и проявляет тенденцию к стабилизации.

К условиям возникновения состояния фрустрации относятся [20]:

) наличие потребности как источника активности, мотива как конкретного проявления потребности, цели и первоначального плана действия;

) наличие сопротивления (препятствия-фрустратора). В свою очередь препятствия могут быть следующих видов:

а) пассивное внешнее сопротивление (наличие элементарной физической преграды, барьера на пути к цели; удаленность объекта потребности во времени и в пространстве);

б) активное внешнее сопротивление (запреты и угрозы наказанием со стороны окружения, если субъект совершает или продолжает совершать то, что ему запрещают);

в) пассивное внутреннее сопротивление (осознанные или неосознанные комплексы неполноценности; неспособность осуществить намеченное, резкое расхождение между высоким уровнем притязаний и возможностями исполнения);

г) активное внутреннее сопротивление (угрызения совести: оправданы ли выбранные мною средства в достижении цели, моральна ли сама по себе цель).

Возникновение фрустрации, ее выраженность обусловливается не только объективными обстоятельствами, но и зависят от особенностей личности, от ее «способности» терпеть. При изменении по каким-либо причинам жизненных стереотипов чаще всего происходит нарушение удовлетворения привычного комплекса потребностей. В результате может возникнуть совокупность фрустраций.

Если у человека часто повторяются фрустрации, то его личность может приобрести деформационные черты: агрессивность, завистливость, озлобленность (при фрустрациях в форме агрессии) или утрату делового оптимизма и нерешительность (при «автоагрессии»), вялость, безразличие, безынициативность (при депрессии); ригидность (при фиксации) и т. д. Чаще всего такие состояния возникают в период сессии и перед ней. Частный же выход из состояния фрустрации путем перемены деятельности приводит к утрате настойчивости, трудолюбия, усидчивости, организованности, целенаправленности [14].

Разрешение фрустрации (выход из нее) может осуществляться несколькими способами: отказ от выполнения действия; обход препятствия; поиск замещающей цели; уход из ситуации; с помощью общения типа «поплакаться в жилетку» с посторонним лицом. И, прежде всего, это ситуация, в которой проявляется личность человека в зависимости от своих индивидуальных особенностей. В нестандартной ситуации неопределенности человек либо гибко и легко приспосабливается к новым условиям, либо косно, инертно, нечувствительно ведет себя в изменившихся условиях (состояние ригидности). Ригидность характеризуется как состояние психологического консерватизма, негибкости личности. Формами проявления ригидности можно назвать инерционность мышления, плохую переключаемость внимания, привязанность к небольшому кругу старых друзей, тенденцию планировать свои действия заранее и отрицательную реакцию на внезапное их изменение. Ригидность, таким образом, понимается как затрудненность, вплоть до полной неспособности, в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, требующих ее перестройки [14]. В нашем случае условием является ситуация экзамена.

Выделяются: 1) ригидность когнитивная - обнаруживается в трудностях перестройки восприятия и представлений в изменившейся ситуации; 2)ригидность аффективная - выражается в косности аффективных, эмоциональных откликов на изменяющиеся объекты эмоций; 3) ригидность мотивационная - проявляется в тугоподвижной перестройке системы мотивов в обстоятельствах, требующих гибкости и изменения характера поведения [14].

Уровень ригидности, проявляемой субъектом, обусловлен взаимодействием его особенностей личностных с характером среды, включая степень сложности, стоящей задачи, ее привлекательности, наличие опасности, монотонность стимуляции и пр. Уровень ригидности зависит от уровня агрессивности.

Агрессия предполагает наличие многих факторов, присущих исключительно людям и обусловливающих поведение (например, мстительность, расовые или этнические предрассудки). Немаловажное значение имеет разграничение понятий агрессии как состояния и агрессивности как устойчивой черты личности. Агрессия - это состояние, определяющее индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда. Основные формы - агрессия реактивная, агрессия враждебная, агрессия инструментальная и автоагрессия. В неопределенной ситуации экзамена в большей мере присутствуют агрессия инструментальная и агрессия реактивная. Агрессия инструментальная отличается тем, что цель действия субъекта, проявляющего агрессию, нейтральна, и агрессия используется лишь как средство достижения этой цели. Агрессия реактивная возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и пр. Здесь выделяются: 1) агрессия аффективная; 2) агрессия импульсивная; 3) агрессия экспрессивная [Там же]. Вся эта группа состояний (тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность) носит отрицательную окраску, но именно она наиболее характерна для студентов в период неопределенной и экстремальной ситуации экзамена.

Необходимой составной частью процесса формирования готовности к экзаменам является психологическая подготовка. Психологическая подготовка представляет собой процесс создания, поддержания и восстановления состояния психической готовности студента к ответу на экзамене, к борьбе за достижение наилучшей оценки. Создание состояния психической готовности - предмет забот и активной деятельности преподавателя и самого студента. В психолого-педагогическом плане заботы эти касаются определения задач, средств, методов, методических приемов и организации процесса психологической подготовки к экзамену. Продуктивное решение всего этого круга вопросов требует от преподавателя и студента понимания психологической сущности рассматриваемых явлений. Формирование состояния психической готовности к экзамену представляет собой процесс направленной организации сознания и действий студента, исходя из предполагаемых условий будущего экзамена. Направленная организация сознания студента заключается в том, чтобы создать такое отражение предполагаемых условий предстоящего экзамена, которое вызвало бы положительное отношение к ответу на экзамене. На наш взгляд, подготовку необходимо вести по оси: должен - могу - хочу, которые характеризуют рациональную, моральную и эмоциональную базу сформированного отношения к экзамену. Это создает соответствующее состояние полной психической готовности. Все это совершается в реальных условиях подготовки к экзамену, воплощается в конкретных действиях студента и преподавателя.

Таким образом, у студентов возникают и развиваются состояния, которые классифицируются как состояния нервно-психического напряжения, которое возникает: в случае жесткости лимитов времени, дающегося на выполнение заданий; в случае сложности адаптации к учебным условиям; в случае эмоциональных и интеллектуальных напряжений в ситуациях зачетов, экзаменов; в случае ожидания неблагоприятных исходов на экзаменах; сверхсильной мотивации; при доминирующих отрицательных психических состояниях (фрустрация, агрессивность, тревожность, ригидность) и определяемых свойствами личности.

Глава 2. Эмпирическое исследование психических состояний студентов педагогического вуза в период сессии


2.1 Диагностика психических состояний студентов в период сессии

 

Цель исследования: выявить особенности психических состояний студентов в процессе обучения в вузе

Объект исследования: психические состояния студентов

Предмет исследования: особенности психического состояния

Гипотеза исследования: предположим, что психические состояния студентов в процессе обучения в вузе имеют свои особенности

В соответствии с целью и гипотезой решались следующие задачи:

)        провести эмпирическое изучение психических состояний студентов в период сессии;

)        проанализировать результаты исследования;

)        разработать рекомендации для студентов.

Исследование проходило на базе ВятГГУ города Кирова. В эксперименте участвовали 15 студентов 1 курса, группы ПДДО-11, педагогического факультета специальности «Дошкольное образование. Дополнительное образование». Средний возраст 18 лет.

психический состояние студент сессия

2.2 Особенности изменений психических состояний студентов в период сессии


Экспериментальное изучение особенностей психического состояния студентов в период сессии проводилось с помощью 3 методик: Самооценка психических состояний по Айзенку; опросник Спилбергера-Ханина (изучение самооценки личностной тревожности); опросник Басса - Дарки «Диагностика состояния агрессивности». Данные методики позволили рассмотреть динамику психических состояний в период экзаменационной сессии. Методика 1. Самооценка психических состояний по Айзенку Цель методики: выявить четыре базисных состояния человека (тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность), являющиеся доминирующими в определенном континууме времени

Критерии: Норма тревожности составляет от 0 до 7 баллов. Норма фрустрации составляет от 0 до 7 баллов. Норма агрессии составляет от 0 до 7 баллов. Норма ригидности составляет от 0 до 7 баллов.

Таблица 1- Самооценка психических состояний по Айзенку до сессии

Количество баллов

Тревожность

Фрустрация

Агрессивность

Ригидность

0-7

человека (20%)

7 человек (47%)

9 человек (60%)

7 человек (47%)

8-14

8 человек (54%)

7 человек (47%)

5 человек (34%)

5 человек (34%)

15-20

4 человека (26%)

1 человек (6%)

1 человек (6%)

человека (20%)


Рисунок 1 - Процентное распределение студентов с выявленным уровнем психических состояний по методике Айзенка до сессии (n=15)

В результате наших исследований, выяснили следующее: 3 человека, что составляет 20% от числа респондентов имеют низкий уровень тревожности, что является нормой. 8 человек, что составляет 54% опрошенных имеют средний уровень тревожности. 4 человека, что составляет 26% опрошенных имеют высокий уровень тревожности. 7 человек, что составляет 47% опрошенных имеют низкий уровень фрустрации, что является нормой.

Так же 7 человек, что составляет 47% опрошенных имеют средний уровень фрустрации. 1 человек, что составляет 6% имеет высокий уровень фрустрации. 9 человек, что составляет 60% от числа респондентов имеют низкий уровень агрессивности, что является нормой. 5 человек, что составляет 34% имеют средний уровень агрессивности. 1 человек, что составляет 6% имеет высокий уровень агрессивности. 7 человек, что составляет 47% от числа респондентов имеют низкий уровень ригидности. 5 человек, что составляет 34% опрошенных имеют средний уровень ригидности. 3 человека, что составляет 20% опрошенных имеют высокий уровень ригидности.

Таблица 2- Самооценка психических состояний по Айзенку во время сессии

Количество баллов

Тревожность

Фрустрация

Агрессивность

Ригидность

0-7

 1 человек (6%)

 1 человек (6%)

1 человек (6%)

1 человек (6%)

8-14

3 человека (20%)

 5 человек (34%)

2 человека (14%)

5 человек (34%)

15-20

11 человек (74%)

9 человек (60%)

12 человек (80%)

9 человек (60%)



Рисунок 2- Процентное распределение студентов с выявленным уровнем психических состояний по методике Айзенка во время сессии (n=15)

В результате наших исследований выяснили следующее: 1 человек, что составляет 6% от числа респондентов имеет низкий уровень тревожности. 3 человека, что составляет 20% опрошенных имеют средний уровень тревожности. 11 человек, что составляет 74% имеют высокий уровень тревожности. 1 человек, что составляет 6% от числа респондентов имеет низкий уровень фрустрации. 5 человек, что составляет 34% имеют средний уровень фрустрации. И 9 человек, что составляет 60% имеют высокий уровень фрустрации. 1 человек, что составляет 6% от числа респондентов имеет низкий уровень агрессивности. 2 человека, что составляет 14% имеют средний уровень агрессивности. 12 человек, что составляет 80% опрошенных имеют высокий уровень агрессивности. 1 человек, что составляет 6% от числа респондентов имеют низкий уровень ригидности. 5 человек, что составляет 34% имеют средний уровень ригидности. 9 человек, что составляет 60% опрошенных имеют высокий уровень ригидности.

Методика 2. Опросник Спилбергера-Ханина (изучение самооценки личностной и ситуативной тревожности) Цель методики: определить уровень эмоциональной тревожности, состояние тревоги.

Критерии: Нормой личностной тревоги является до 30 баллов. Нормой ситуативной тревоги является до 30 баллов.

Таблица 3 - Изучение уровня тревожности до сессии

Уровни

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

Низкий

8 человек ( 53-54%)


Умеренный

6 человек (40%)

9 человек (60%)

Высокий

1 человек (6%)

6 человек (40%)


Рисунок 3 - Процентное распределение студентов с выявленным уровнем тревожности до сессии по методике Спилбергера-Ханина (n=15)

В результате наших исследований выяснили следующее: 8 человек, что составляет 54% имеют низкий уровень ситуативной тревожности. 6 человек, что составляет 40% опрошенных имеют умеренный уровень ситуативной тревожности. 1 человек, что составляет 6% опрошенных имеет высокий уровень ситуативной тревожности. Людей с низким уровнем личностной тревожности не выявлено. 9 человек, что составляет 60% имеют умеренный уровень личностной тревожности. 6 человек, что составляет 40% опрошенных имеют высокий уровень личностной тревожности

Таблица 4 - Изучение уровня тревожности во время сессии

Уровни

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

Низкий



Умеренный

2 человека (14%)

5 человек (34%)

Высокий

13 человек (86%)

10 человек (66%)


Рисунок 4 - Процентное распределение студентов с выявленным уровнем тревожности во время сессии по методике Спилбергера-Ханина (n=15)

В результате наших исследований выяснили следующее: людей с низкими уровнями ситуативной и личностной тревожности не выявлено. 2 человека, что составляет 14% опрошенных имеют умеренный уровень ситуативной тревожности. 13 человек, что составляет 86% опрошенных имеют высокий уровень ситуативной тревожности. 5 человек, что составляет 34% опрошенных имеют умеренный уровень личностной тревожности. 10 человек, что составляет 66% имеют высокий уровень личностной тревожности.

Методика 3. Опросник Басса - Дарки «Диагностика состояния агрессивности».

Цель методики: определить уровень агрессии и враждебности у студентов

Критерии: Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21±4. Нормой враждебности является 7±3.

Таблица 5 - Изучение уровня агрессивности и враждебности до сессии

Уровни

Агрессивность

Враждебность

Ниже нормы

4 человека ( 26%)


Норма

9 человек (60%)

6 человек (40%)

Выше нормы

2 человека (14%)

9 человек (60%)


Рисунок 5 - Процентное распределение студентов с выявленными уровнями агрессивности и враждебности до сессии по методике Басса-Дарки (n=15)

В результате наших исследований выяснили следующее: 4 человека, что составляет 26% от числа респондентов имеют уровень агрессивности ниже нормы. 9 человек, что составляет 60% опрошенных имеют нормальный уровень агрессивности. 2 человека, что составляет 14% опрошенных имеют уровень агрессивности выше нормы. Людей с низким уровнем враждебности не выявлено. 6 человек, что составляет 40% опрошенных имеют нормальный уровень враждебности. 9 человек, что составляет 60% имеют уровень враждебности выше нормы.

Таблица 6 - Изучение уровня агрессивности и враждебности во время сессии


Агрессивность

Враждебность

Ниже нормы



Норма

6 человек (40%)

5 человек (34%)

Выше нормы

9 человек (60%)

10 человек (66%)


Рисунок 6- Процентное распределение студентов с выявленными уровнями агрессивности и враждебности во время сессии по методике Басса-Дарки (n=15)

В результате наших исследований выяснили следующее: Людей с низким уровнем агрессивности и враждебности не выявлено. 6 человек, что составляет 40% опрошенных имеют нормальный уровень агрессивности. 9 человека, что составляет 60% опрошенных имеют уровень агрессивности выше нормы. 5 человек, что составляет 34% опрошенных имеют нормальный уровень враждебности. 10 человек, что составляет 66% имеют уровень враждебности выше нормы.

2.3 Рекомендации студентам для психологической подготовки к экзаменам


Подготовка к экзамену

.        Составьте план занятий;

.        Начинайте подготовку с трудного материала, с того раздела который знаете хуже всего;

.        Чередуйте занятия и отдых;

.        Структурируйте материал и фиксируйте всё в виде схем или таблиц на бумаге;

.        Готовясь к экзамену, никогда не думайте о плохом, а наоборот представляйте картину триумфа;

.        Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Накануне экзамена

.        Любой экзамен требует хорошей подготовки, однако, за день до начала экзамена постарайтесь отвлечься;

.        На экзамен лучше прийти заранее.

Перед экзаменом

.        Приведите свои мысли и эмоции в порядок;

.        Сосредоточьтесь и забудьте об окружающих;

.        Приступайте к работе.

Заключение


Психические состояния - важнейшая область внутреннего мира человека, имеющая определенное внешнее выражение. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т.д. Они служат средством мобилизации организма, позволяющим преодолевать двойственные и неожиданные ситуации.

Психические состояния являются важнейшей частью психической регуляции, играют существенную роль в любом виде деятельности и поведения. Огромный объем этого класса психических явлений требует множества плоскостей анализа и описания. Вместе с тем, теория психических состояний далека до завершенности, очень многие аспекты психических состояний с необходимой полнотой не изучены.

Остаются мало исследованными социальные и социально - психологические причины благоприятных и неблагоприятных состояний, а также потенциалы личности, позволяющие регулировать состояния.

Психические состояния многомерны, они выступают и как система организации психических процессов, и как субъективное отношение к отражаемому явлению, и как механизм оценки отражаемой действительности. Изменение психического состояния непосредственно в процессе деятельности проявляется в виде смены субъективного отношения к отражаемой ситуации или смены мотивов по отношению к решаемой задаче.

В психических состояниях так же, как и в других психических явлениях, отражается взаимодействие человека с жизненной средой. Любые существенные изменения внешней среды, изменения во внутреннем мире личности, в организме вызывают определенный отклик в личности как целостности, влекут за собой переход в новое психическое состояние, меняют уровень активности субъекта, характер переживаний и многое другое. Существенное значение имеет изучение психических состояний для повышения эффективности учебной деятельности, особенно в ее напряженных моментах (семинар, контрольная работа, зачет, экзамен), связанных с неопределенностью исхода ситуации.учебной деятельности стрессовые ситуации могут создаваться динамичностью событий, необходимостью быстрого принятия решения, рассогласованием между индивидуальными особенностями, ритмом и характером деятельности. Факторами, способствующими возникновению эмоционального стресса, волнения и напряжения в этих ситуациях, могут быть недостаточность информации, её противоречивость, чрезмерное разнообразие или монотонность, оценка работы как превышающей возможности индивидуума по объему или степени сложности, противоречивые или неопределенные требования, критические обстоятельства или риск при принятии решения. Обобщая результаты проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

. Психические состояния являются реакцией на различные ситуации. В ситуациях с неопределенным исходом (например, экзамен) возникают специфические психические состояния, отличающиеся негативным настроением, депрессией, неуверенностью в своих возможностях.

. Выявлено, что при приближении неопределенной и экстремальной ситуации экзамена происходит смещение качественных характеристик состояний от положительных к отрицательным. Период за два месяца до экзаменационной сессии характеризуется спокойствием, энергией, приподнятостью, уверенностью в себе; за один день до сессии - тревожностью, усталостью, подавленностью, чувством беспомощности.

. Выявлена динамика психических состояний, наиболее характерных для ситуации неопределенности. Исследуемая группа состояний (тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность) носит отрицательную окраску и имеет тенденцию к увеличению статистических показателей к моменту приближении кульминационного момента в развитии ситуации экзамена. Во время экзаменационной сессии тревожность возрастает до (74 %), фрустрация до (60 %), агрессивность до (80 %) и ригидность до (60 %).

. Изменение тревожности происходит так же на фоне сессии, так ситуативная тревожность возрастает до (86%) а личностная до (66%).

. Показатели агрессивности и враждебности так же увеличились до (60%) и (66%).

Преподаватель, произвольно влияя на состояние студентов и используя определенные пути стимуляции, может формировать активные психические состояния, значительно повышающие работоспособность и качество выполнения учебных задач. Такие способы воздействия вызывают уверенность в собственной силе, активность мышления и положительный эмоциональный настрой, обеспечивающие более высокие достижения в учении.

Проведенное исследование дает дополнительную информацию о психических состояниях студентов, специфике их содержания и динамики в ситуациях учебной деятельности с неопределенным исходом. Его результаты могут быть использованы для улучшения учебной работы со студентами.

Библиографический список


1. Беляев, Г.С. Психогигеническая саморегуляция [Текст] / С.Г. Беляев, В.С. Лобзин. - М.: Медицина, 1977. - 500с.

. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст] / Ф.Б. Березин. - Л., 1988. - 625с.

. Васильев, И.А. К анализу условий возникновения интеллектуальных эмоций [Текст] / И.А. Васильев // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. - М., 1979. - С. 86 - 98.

. Васильев, И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности [Текст] / И.А. Васильев //Психологический журнал. - 1998. - Т. 19. - № 4. - С. 49-60.

. Горбов, Ф.Д. Детерминация психических состояний [Текст] / Ф.Д. Горбов //Вопросы психологии. - 1971. - № 5. - С. 45 - 61.

. Дорофеева, Н.В. Учет психофизиологических и психодинамических особенностей студентов в образовательном процессе [Текст] / Н.В. Дорофеева // Пед. образование и наука. - 2011. - № 11. - С. 86-88.

. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. ? СПб.: Питер, 2002. ? 678с.

. Кон, И.С. Психология старшеклассника [Текст] / И.С. Кон. - М., 1982. - 206 с.

. Кузьмина, Е.И. Исследование детерминант свободы - несвободы от фрустрации [Текст] / Е.И. Кузьмина //Вопросы психологии. - 1997. - № 4. - С. 86 - 94.

. Ларионова, Ю. Н. Влияние психофизиологических особенностей на успеваемость [Текст] / Ю.Н. Ларионова // Нач. шк. плюс до и после - 2010. - № 12. - С. 58 - 62.

. Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека [Текст] / Н.Д. Левитов. - М., 1964. - 343 с.

. Лутошкин, А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива [Текст] / А.Н. Лутошкин. - М.: Знание, 1988. - 625 с.

. Мясищев, В.Н. Психические состояния и отношения человека [Текст] / В.Н. Мясищев //Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. - М., 1996. - № 1 - 2. - С. 8 - 14.

. Немов, Р.С. Общая психология: Краткий курс [Текст] / Р.С. Немов. - СПб.: Питер, 2007. - 304 с.

. Пасынкова, Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности [Текст] / Н.Б. Пасынкова //Психологический журнал. - 1996. - № 1. - С. 169-174.

. Пейсахов, Н.М. Закономерности динамики психических явлений [Текст] / Н.М. Пейсахов. - Казань, 1984. - 350 с.

. Платонов, К.К. О системе психологии / К.К. Платонов. - М., 1972. - 264 с.

. Прохоров, А.О. Методы психической саморегуляции студентов [Текст] / А.О. Прохоров. - Казань, 1987. - 26 с.

. Прохоров, А.О. Особенности психических состояний личности в обучении Психологический журнал. - 1991. - Т. 12. - № 1. - С. 47-54.

. Психология состояний [Текст] : хрестоматия / сост. Т.Н. Васильева, Г.Ш. Габдреева, А.О. Прохоров; под ред. А.О. Прохорова. - М.: ПЕР СЭ: СПб.: Речь, 2004. - 608с.

. Размахнина, Е.В.Исследование эмоциональной тревожности старшеклассников [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2009. URL: http://festival.1september.ru/articles/527599/

. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М., 2002. - 520 с.

. Словарь практического психолога [Текст]/ сост. С.Ю. Головин. - Минск, 1997. - 800 с.

. Сосновикова, Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика [Текст] / Ю.Е. Сосновикова. - Горький, 1975. -117 с.

. Спилбергер, Ч.Д. Подходы к изучению стресса и тревоги в спорте [Текст] / Ч.Д. Спилбергер //Стресс и тревога в спорте /Под ред. Ю.Л. Ханина. - М., 1983. - С. 12-24.

. Суворова, В.В. Психофизиология стресса [Текст] / В.В. Суворова. - М.: Педагогика, 1975. - 175 с.

. Цветкова, А.Т. Концепция диагностики сформированности мотивации учебной деятельности [Текст] / А.Т. Цветкова // Наука и школа. - 2011. - № 4. - С 90 - 97.

. Чебыкин, А. Я. Об эмоциях, детерминирующих познавательную активность [Текст] / А.Я. Чебыкин //Психологический журнал. - 1989. - Т. 10. - № 4. - С.135-141.

. Шарай, В.Б. Функциональное состояние студентов в зависимости от форм организации экзаменационного процесса [Текст] /В.Б. Шарай В. - М., 1979.

. Шкуратова, И.П. Страхи подростков и их обусловленность тревожностью, нейротизмом и агрессивностью [Текст] / И.П. Шкуратова, И.П. Ермак И // Прикладная психология: достижения и перспективы. - Ростов-на-Дону: Фолиант, 2004. - С. 283-299.

. Яковлева, Б.П. Психическая нагрузка в современном образовательном процессе [Текст] / Б.П. Яковлева, О.Г. Литовченко // Психологичекая наука и образование. - 2007. - № 4. - С. 16 - 22. - (ч/з).

. Янсон, В.Н. Психологическое прогнозирование риска дезадаптации к учебным нагрузкам [Текст] / В.Н. Янсон, З.Ф. Дайя, Л.П. Рожане //Психологическое и психофизиологическое обеспечение процесса обучения студентов / Под ред. Б.Зельцерман. - Рига, 1988. - С. 20-48.

Глоссарий


Агрессивность - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.

Ригидность - заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого решения, способа мышления и действий.

Стресс - состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.

Тревожность - свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

Фрустрация - эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.

Приложения

Приложение А


Таблица 1 Самооценка психических состояний по Айзенку до сессии

Фамилии

I

II

III

IV

Лера Д.

 не трев.

не имеет выс. самооц.

вы спокойны

ригидности нет

Настя

оч.тревожна

сред.ур. Фриг.имеет место

вы спокойны

сил.выраж.ригидность

Аня

сред.трев.

сред.ур. Фриг.имеет место

сред.уров.

сил.выраж.ригидность

Света

сред.трев.

не имеет выс. самооц.

вы спокойны

средний уров.

Аня О.

оч.тревожна

не имеет выс. самооц.

сред.уров.

ригидности нет

Настя П.

сред.трев.

сред.ур. Фриг.имеет место

сред.уров.

средний уров.

Ирина

сред. трев.

сред. ур. Фриг. имеет место

сред.уров.

средний уров.

Наташа

сред. трев.

не имеет выс. самооц.

вы спокойны

средний уров.

Лера С.

не трев.

не имеет выс. самооц.

вы спокойны

ригидности нет

Настя А.

оч. тревожна

низкая самооц.

вы агрессивны

сил.выраж.ригидность

Лера Ч.

не трев.

не имеет выс. самооц.

вы спокойны

ригидности нет

Женя

оч.тревожна

сред.ур. Фриг.имеет место

сред.уров.

средний уров.

Галя

сред.трев

вы спокойны

ригидности нет

Саша

сред.трев

не имеет выс. самооц.

вы спокойны

ригидности нет

Валерия Ч.

сред.трев

сред.ур. Фриг.имеет место

вы спокойны

ригидности нет


Таблица 2 Самооценка психических состояний по Айзенку во время сессии

Фамилии

I

II

III

IV

Лера Д.

 не трев.

не имеет выс. самооц.

вы спокойны

ригидности нет

Настя

оч.тревожна

низ. самооц.

вы агрессивны

сил.выраж.ригидность

Аня

сред.трев.

сред.ур. Фриг.имеет место

сред.уров.

средний уров.

Света

сред.трев.

сред.ур. Фриг.имеет место

вы агрессивны

средний уров.

Аня О.

оч.тревожна

низ. самооц.

вы агрессивны

сил.выраж.ригидность

Настя П.

сред.трев.

сред.ур. Фриг.имеет место

сред.уров.

средний уров.

Ирина

оч. трев.

сред.ур. Фриг.имеет место

вы агрессивны

средний уров.

Наташа

оч. трев.

низ. самооц.

вы агрессивны

сил.выраж.ригидность

Лера С.

оч. трев.

сред.ур. Фриг.имеет место

вы агрессивны

средний уров.

Настя А.

оч.тревожна

низ. самооц.

вы агрессивны

сил.выраж.ригидность

Лера Ч.

оч.трев.

низ. самооц.

вы агрессивны

сил.выраж.ригидность

Женя

оч.тревожна

низ. самооц.

вы агрессивны

сил.выраж.ригидность

Галя

оч. трев.

низ. самооц.

вы агрессивны

сил.выраж.ригидность

Саша

оч. трев.

низ. самооц.

вы агрессивны

сил.выраж.ригидность

Валерия Ч.

оч. трев.

низ. самооц.

вы агрессивны

сил.выраж.ригидность


Таблица 3 Опросник Спилбергера-Ханина (изучение самооценки личностной и ситуативной тревожности) до сессии

Фамилии

РТ

ЛТ

Аня О.

высокая трев.

высокая трев.

Лера Ч.

низкая трев.

высокая трев.

Лера Д.

низкая трев.

умерен.трев.

Света

низкая трев.

умерен.трев.

Ирина

низкая трев.

умерен.трев.

Наташа

низкая трев.

умерен.трев.

Настя А.

низкая трев.

умерен.трев.

Саша

низкая трев.

умерен.трев.

Настя

умерен.трев.

высокая трев.

Аня

умерен.трев.

высокая трев.

Настя П.

умерен.трев.

высокая трев.

Женя

умерен.трев.

высокая трев.

Лера С.

умерен.трев.

умерен.трев.

Галя

умерен.трев.

умерен.трев.

Валерия Ч.

низкая трев.

умерен.трев.



Таблица 4 Опросник Спилбергера-Ханина (изучение самооценки личностной и ситуативной тревожности) во время сессии

Фамилии

СТ

ЛТ

Аня О.

высокая трев.

высокая трев.

Лера Ч.

высокая трев

высокая трев.

Лера Д.

высокая трев

высокая трев

Света

высокая трев

умерен.трев

Ирина

высокая трев

высокая трев

Наташа

высокая трев

высокая трев

Настя А.

высокая трев

высокая трев

Саша

высокая трев

высокая трев

Настя

умерен.трев.

умерен.трев

Аня

умерен.трев.

умерен.трев

Настя П.

высокая трев

высокая трев

Женя

высокая трев

умерен.трев

Лера С.

высокая трев

высокая трев

Галя

высокая трев

умерен.трев

Валерия Ч.

высокая трев

высокая трев


Таблица 5 Опросник Басса - Дарки «Диагностика состояния агрессивности» до сессии

Фамилии

Агрессивность

Враждебность

Аня О.

выше нормы

выше нормы

Наташа

выше нормы

выше нормы

Настя

ниже нормы

выше нормы

Аня

ниже нормы

выше нормы

Лера Ч.

ниже нормы

выше нормы

Ирина

норма

выше нормы

Галя

норма

выше нормы

Саша

норма

выше нормы

Настя А.

норма

выше нормы

Лера Д.

ниже нормы

норма

Света

норма

норма

Настя П.

норма

норма

Лера С.

норма

норма

Валерия Ч.

норма

норма

Женя

норма

норма


Таблица 6 Опросник Басса - Дарки «Диагностика состояния агрессивности» во время сессии

Фамилии

Агрессивность

Враждебность

Аня О.

выше нормы

выше нормы

Наташа

выше нормы

выше нормы

Настя

выше нормы

выше нормы

Аня

выше нормы

выше нормы

Лера Ч.

выше нормы

выше нормы

Ирина

норма

норма

Галя

норма

норма

Саша

выше нормы

выше нормы

Настя А.

норма

норма

Лера Д.

выше нормы

выше нормы

Света

норма

норма

Настя П.

норма

норма

Лера С.

выше нормы

выше нормы

Валерия Ч.

выше нормы

выше нормы

Женя

норма

выше нормы



Приложение Б


Самооценка психических состояний по Айзенку

Инструкция: Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если вам это состояние часто присуще, ставятся 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит - 0 баллов.

.        Не чувствую в себе уверенности

.        Часто из-за пустяков краснею

.        Мой сон беспокоен

.        Легко впадаю в уныние

.        Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях

.        Меня пугают трудности

.        Люблю копаться в своих недостатках

.        Меня легко убедить

.        Я мнительный

.        Я с трудом переношу время ожидания

.        Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход

.        Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом

.        При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.

.        Несчастья и неудачи ничему меня не учат.

.        Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.

.        Я нередко чувствую себя беззащитным.

.        Иногда у меня бывает состояние отчаяния.

.        Я чувствую растерянность перед трудностями.

.        В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.

.        Считаю недостатки своего характера неисправимыми.

.        Оставляю за собой последнее слово.

.        Нередко в разговоре перебиваю собеседника.

.        Меня легко рассердить.

.        Люблю делать замечания другим.

.        Хочу быть авторитетом для других.

.        Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.

.        Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.

.        Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.

.        У меня резкая, грубоватая жестикуляция.

.        Я мстителен.

.        Мне трудно менять привычки.

.        Нелегко переключать внимание.

.        Очень настороженно отношусь ко всему новому.

.        Меня трудно переубедить.

.        Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.

.        Нелегко сближаюсь с людьми.

.        Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.

.        Нередко я проявляю упрямство.

.        Неохотно иду на риск.

.        Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.

Обработка результатов

Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:

...10 вопрос - тревожность;

...20 вопрос - фрустрация;

...29 вопрос - агрессивность;

...40 вопрос - ригидность.

Оценка и интерпретация баллов. Тревожность:

-7 баллов - не тревожны;

-14 баллов - тревожность средняя, допустимого уровня;

-20 баллов - очень тревожный. . Фрустрация:

-7 баллов - не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей;

-14 баллов - средний уровень, фрустрация имеет место;

-20 баллов - у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы. . Агрессивность:

-7 баллов - вы спокойны, выдержаны;

-14 баллов - средний уровень агрессивности;

-20 баллов - вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми. . Ригидность:

-7 баллов - ригидности нет, легкая переключаемость,

-14 баллов - средний уровень;

-20 баллов - сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, перемены в личной жизни.

Тест на тревожность, часть I.

Инструкция.

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ в ДАННЫЙ МОМЕНТ. Отвечайте первое, что пришло в голову.

Шкала самооценки (СТ) - Тестовый материал (вопросы)

 №

 

нет, это совсем не так

 пожалуй, так

верно

совершенно верно

1.

Я спокоен

1

2

3

4

2.

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3.

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4.

Я испытываю сожаление

1

2

3

4

5.

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6.

Я расстроен

1

2

3

4

7.

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8.

Я чувствую себя отдохнувшим

1

2

3

4

9.

Я встревожен

1

2

3

4

10.

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11.

Я уверен в себе

1

2

3

4

12.

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14.

Я взвинчен

1

2

3

4

15.

Я не чувствую скованности, напряжения

1

2

3

4

16.

Я доволен

1

2

3

4

17.

Я озабочен

1

2

3

4

18.

Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19.

Мне радостно

1

2

3

4

20.

Мне приятно

1

2

3

4


Тест на тревожность, часть II.

Инструкция.

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ ОБЫЧНО. Отвечайте первое, что пришло в голову.

Ожидание трудностей очень тревожит меня.

Я слишком переживаю из-за пустяков.

Шкала самооценки (ЛТ)

 №

 

 не, это совсем не так

 пожалуй, так

верно

совершенно верно

1.

Я испытываю удовольствие

1

2

3

4

2.

Я быстро устаю

1

2

3

4

3.

Я легко могу заплакать

1

2

3

4

4.

Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие

1

2

3

4

5.

Бывает, что я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения

1

2

3

4

6.

Я чувствую себя бодрым

1

2

3

4

7.

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

8.

Ожидание трудностей очень тревожит меня

1

2

3

4

9.

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

10.

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

11.

Я принимаю все слишком близко к сердцу

1

2

3

4

12.

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

13.

Я чувствую себя в безопасности

1

2

3

4

14.

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

15.

У меня бывает хандра

1

2

3

4

16.

Я бываю доволен

1

2

3

4

 17.

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

 18.

Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть

1

2

3

4

19.

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

20.

Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4


Ключ к тесту на тревожность.

Ситуативная тревожность СТ=(3,4,6,7,9,12,13,14,17,18) - (1,2,5,8,10,11,15,16,19,20) + 35 (число 35)

Личностная тревожность ЛТ=(2,3,4,5,8,11,12,14,15,17,18,20) - (1,6,7,10,13,16,19) + 35 (число 35)

Интерпретация теста тревожности Спилбергера Ханина.

До 30 баллов - низкая

-45 баллов - средняя

баллов и более - высокая тревожность

Приложение Г


Опросник Басса-Дарки «Диагностика состояния агрессивности»

Инструкция. Прочитывая или прослушивая зачитываемые утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте одним из возможных ответов: «да» и «нет».

Опросник

.        Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо.

.        Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.

.        Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.

.        Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.

.        Не всегда получаю то, что мне положено.

.        Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

.        Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.

.        Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.

.        Мне кажется, что я не способен ударить человека.

.        Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.

.        Всегда снисходителен к чужим недостаткам.

.        Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его.

.        Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.

.        Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.

.        Часто бываю не согласен с людьми.

.        Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

.        Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.

.        В раздражении хлопаю дверьми.

.        Я более раздражителен, чем кажется со стороны.

.        Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.

.        Меня немного огорчает моя судьба.

.        Думаю, что многие люди не любят меня.

.        Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

.        Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.

.        Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

.        Я не способен на грубые шутки.

.        Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

.        Когда люди строят из себя начальников, я делаю все чтобы они не зазнавались.

.        Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.

.        Довольно многие завидуют мне.

.        Требую, чтобы люди уважали мои права.

.        Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.

.        Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

.        От злости иногда бываю мрачным.

.        Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.

.        Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.

.        Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

.        Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

.        Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.

.        Хочется, чтобы мои грехи были прощены.

.        Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

.        Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.

.        Иногда люди раздражают меня своим присутствием.

.        Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

.        Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».

.        Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю.

.        Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

.        Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.

.        С десяти лет у меня не было вспышек гнева.

.        Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

.        Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.

.        Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

.        Когда кричат на меня, кричу в ответ.

.        Неудачи огорчают меня.

.        Дерусь не реже и не чаще других.

.        Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.

.        Иногда чувствую, что готов первым начать драку.

.        Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.

.        Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю.

.        Ругаюсь только от злости.

.        Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.

.        Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее.

.        Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.

.        Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

.        У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

.        Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.

.        Часто думаю, что живу неправильно.

.        Знаю людей, которые способны довести меня до драки.

.        Не огорчаюсь из-за мелочей.

.        Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

.        Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.

.        В последнее время я стал занудой.

.        В споре часто повышаю голос.

.        Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

.        Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Обработка результатов

Шкала

Прямые утверждения

Коэффициент

Физическая агрессия

1, 25, 33, 48, 55, 62, 68

9, 17, 41

10

Косвенная агрессия

2, 18, 34, 42, 56, 63

10, 26, 49

8

Раздражение

3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72

11, 35, 69

11

Негативизм

4, 12, 20, 23, 36


20

Обида

5, 13, 21, 29, 37, 51, 58

44

9

Подозрительность

6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59

65, 70

10

Вербальная агрессия

7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73

39, 66, 74, 75

13

Чувство вины

8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67


11


Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

По Рогову Е.И., значение показателей враждебности и агрессивности равно сумме показателей составляющих их шкал:

·              Враждебность Обида + Подозрительность;

·              Агрессивность Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.

По Хвану А.А. с соавт., значение этих показателей равно среднему арифметическому составляющих показателей (так как максимальным уровнем во всех случаях является 100 стандартных баллов):

·              Враждебность (Обида + Подозрительность)/2

·              Агрессивность (Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия)/3

Интерпретация результатов

По Рогову Е.И., нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности - 6,5-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Хван А.А. с соавт. предлагает более сложную схему. Сырые баллы по каждой шкале необходимо умножить на коэффициент, цель которого - привести максимальное значение по каждой шкале к 100 баллам. Затем эти баллы переводятся в стены:

Стены

Результаты в баллах

Интерпретация


Физическая агрессия

Косвенная агрессия



Вербальная агрессия

Раздражение



Негативизм

Подозрительность



Чувство вины

Обида


1

0 -20

0

низкий уровень

2

20 - 30

0 - 14


3

31 - 41

15 - 25

средний уровень

4

42 -52

26 - 36


5

53- 63

37 - 47

повышенный уровень

6

64 -74

48 - 58


7

75 - 85

59 - 69

высокий

8

86 - 96

70 - 80

очень высокий

9

97 и более

81 - 92


10


92 и более


Как уже указывалось выше физическая, косвенная и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность - индекс враждебности.

Стены

Результаты в баллах

Интерпретация


Агрессивность

Враждебность


1

0 -17

0

низкий уровень

2

18 - 27

0 - 14


3

28 - 38

15 - 25

средний уровень

4

39 - 49

26 - 36


5

50 - 60

37 - 47

повышенный уровень

6

61 - 71

48 - 58


7

72 - 82

59 - 69

высокий

8

83 - 93

70 - 80

очень высокий

9

94 и более

81 - 92


10


92 и более



Похожие работы на - Особенности психических состояний студентов в процессе обучения в вузе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!