Оценка демографических тенденций в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,01 Кб
  • Опубликовано:
    2016-02-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оценка демографических тенденций в Российской Федерации

Введение

Демографическая безопасность - одна из важнейших составляющих безопасности любого государства. Демографическая безопасность - это состояние защищенности количества и этнического состава населения страны от внешних и внутренних угроз.

Объектом демографической безопасности, соответственно, является население страны, а субъектами, обеспечивающими ее - органы власти, в первую очередь, министерства здравоохранения и экономики.

Особенностью демографической безопасности является то, что ее обеспечение зависит от состояния безопасности в других сферах - экономической, экологической, продовольственной, социальной, культурологической и др. А неблагоприятная ситуация в обществе приводит к снижению рождаемости и увеличению заболеваемости и смертности людей.

С другой стороны, неблагополучная демографическая ситуация становится угрозой национальной безопасности - возникает дефицит трудовых ресурсов, снижается обороноспособность страны.

Цель демографической безопасности - обеспечение регулирования численности населения страны с сохранением этнопропорциональной структуры и генетического здоровья людей. Это означает, что у разных государств в зависимости от ситуации в области рождаемости могут быть разные задачи. Так, в развивающихся странах, где наблюдается демографический взрыв, проводится политика, направленная на ограничение рождаемости, поскольку быстрый рост населения существенно увеличивает нагрузку на систему социального обеспечения и экономику. В условиях депопуляции, напротив, государство стремится повысить рождаемость и продолжительность жизни людей.

Критериями демографической безопасности являются сохранение и увеличение средней продолжительности жизни; улучшение генетического и физического здоровья людей; регулирование количества населения страны, (например, прирост в России, стабилизация или уменьшение в перенаселенных странах); сохранение этнопропорциональной структуры.

Поэтому целью данной курсовой работы, является анализ развития демографических тенденций и факторов, влияющих на ход развития этой проблемы в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть основные понятия демографической науки;

выявить факторы сдерживающие рост рождаемости в современном обществе;

проанализировать нынешнее состоянии России в демографическом аспекте;

изучить направления демографической политики в Российской Федерации.

1. Теоретические аспекты оценки угроз в демографической сфере

.1 Систематизация и оценка угроз в социальной сфере

В действующих экономических условиях функционирования и развития России достаточно важными остаются угрозы социальной сферы. Причем, несмотря на проводимые мероприятия, их результаты не столь высокие, как хотелось бы. Основными угрозами в социальной сфере остаются угрозы снижения (или недостаточного роста) доходов населения, значительная дифференциация населения, бедность значительной части населения, безработица, низкая рождаемости и высокая смертность и другие.

Как считает Л. Рыбаковский, "слабость нынешней России - не в военно-стратегической области, а в ее противоположно направленных уровнях экономического и демографического развития. Какова экономика, такова и социальная сфера. Ее деградация в девяностые годы привела к снижению не только уровня и качества жизни, но и качества населения, ухудшению его образования, здоровья и росту смертности, а также духовному опустошению нации, ее разобщению и потере чувства здорового патриотизма"

В этой сфере действуют три крупных блока угроз национальным интересам страны в области экономики. Это, прежде всего, блок угроз, связанных с уровнем денежных доходов населения, определяемых положением, складывающимся с задержками в выплате заработной платы, и, наконец, угрозы, вызываемые процессами, происходящими в ЖКХ, здравоохранении, образовании".

Наибольшую угрозу существования страны, её безопасности представляют: углубление дифференциации доходов и потребления; снижение среднего уровня доходов и потребления, среднего уровня потребления белка животного и растительного происхождения, витаминосодержащих и экологически чистых медицинских услуг, привычного стандарта образования, культуры, отдыха; уровень развития науки;· занятость населения и безработица;· бедность и нищета;· деградация личности и семьи, возросшая детская смертность, число абортов; новые волны алкоголизма, наркомании, проституции, венерических болезней, вирусного гепатита, СПИДа.

Существенную угрозу социальной стабильности и экономической безопасности представляет резкое усиление дифференциации в доходах различных групп населения. Мировым опытом доказано, что если соотношение в доходах 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных групп превышает 8 раз, то общество вступает в зону нестабильности.

Российское общество стоит перед угрозой формирования устойчивого и многочисленного социального слоя бедных с низкими денежными доходами, не обеспечивающими достойного уровня жизни, обреченного на плохие жилищно-коммунальные условия, отлученного от качественного медицинского обслуживания и высшего образования. При этом переход из этого социального слоя в социальный слой более высокого уровня жизни с каждым годом будет все более затруднен. На бедность могут быть обречены несколько поколений, живущих в атмосфере беспросветности и бесперспективности

Угрозы в социальной сфере регионов России были и остаются на достаточно высоком уровне. Это и бедность, и расслоение населения, и безработица. Все это требует пересмотр мероприятий направленных на сокращение данных угроз. Причем, выявленные региональные различия в степени социальных угроз требуют разработки мероприятий с учетом специфики отдельных районов страны.

.2 Характеристика угроз в демографической сфере

Россия оказалась в условиях особой демографической ситуации, для обозначения которой наиболее полно подходит термин демографический кризис - это сокращение численности населения, обусловленное прежде всего его естественной убылью, то есть процессом депопуляции, и его качественные негативные изменения (духовные, психологические и психические).

Основными причинами высокой смертности в России являются следующие факторы:

● Лидирующие позиции занимают заболевания системы кровообращения и сердечно­сосудистой - инфаркт миокарда, инсульты, ишемическая болезнь сердца. Данные заболевания составляют 57% и опережают болезни органов дыхания, пищеварения и новообразования.

● Смертность и заболевания от внешних причин. Внешние причины смерти включает в себя такие причины, как убийства и самоубийства, несчастные случаи (транспортные и производственные, утопления, пожары, падения с высоты), отравления (в том числе случайные отравления алкоголем) и другие. Смертность от внешних причин также называют травматической или насильственной, так как люди погибают не от болезней и не естественной смертью. В 2013 году от этих причин умерло 185,4 тысячи человек, или 9,9% от общего числа умерших.

● Смертность среди подростков в возрасте от 15 до 19 лет. Уровень самоубийств среди подростков в России в 3 раза выше среднего мирового показателя (чаще среди подростков из неблагополучных семей). В ходе исследований было выяснено, что проблемы здоровья более свойственны молодому поколению, а не пожилым людям. Замечена и такая тенденция как ухудшение здоровья среди призывников для прохождения военной службы.

● Ранняя смертность среди российских мужчин (алкоголь, табак, неблагоприятная социально-экономическая ситуация). Одной из причин высокой смертность среди мужчин, является подверженность некоторым заболеваниям, кончающихся летальным исходом. Самыми частыми заболеваниями, от которых умирают мужчины, являются сердечно­сосудистые заболевания типа инфаркта миокарда. Инфаркт миокарда происходит, когда атеросклеротические бляшки закупоривают сосуды и не позволяют крови перемещаться по нему. Чаще всего этому подвержены курильщики, мужчины страдающие ожирением, мужчины старшего и пожилого возрастов. Обычно причиной инфаркта является повышенный уровень холестерина, который провоцирует отложение бляшек и закупорку сосудов. Женщины в отличие от мужчин имеют природный "регулятор" холестерина - эстроген, который не дает ему подняться выше нормы. В организме мужчины также присутствует гормон эстроген, но в малом количестве. Гендерная разница между мужчинами и женщинами такова: женщины доживают в среднем до 77,2 года, а мужчины - до 65,6 года. Россия, находясь на 44­м месте в мире по уровню ВВП на душу населения, занимает лишь 145­е место по ожидаемой продолжительности жизни мужчин, отставая от десятков несравненно более бедных стран, таких как Таджикистан, Йемен, Пакистан, Бангладеш или Гондурас. Высокая смертность в России уже является одним из пунктов демографической угрозы. Также выделяют следующие причины:

● Уменьшения численности населения. В I квартале 2015 года в России число умерших превысило число родившихся на 11,5%.

● Уменьшение рождаемости. В I квартале 2015 года число родившихся сократилось на 12 тыс. чел., умерших - на 7,5 тыс. чел., в результате чего естественная убыль населения России ускорилось более чем вдвое - с прошлогодних 18,1 до 27,6 тыс. чел.

● Хоть и наблюдается существенное увеличение роста населения (рождаемости), но в связи с экономическим кризисом, начавшимся с 2014 года - ожидается увеличение роста смертности.

1.3 Методы государственного воздействия на преодоление угроз в демографической сфере

Стратегическими мерами по улучшению демографической ситуации являются прежде всего такие меры, как создание рабочих мест и необходимой социальной инфраструктуры в местах проживания населения, совершенствование транспортных связей и расселения, государственная поддержка рождаемости, материальная помощь семье, детству и материнству. Без указанных мер действия чисто медицинского характера (строительство новых роддомов, внедрение новых технологий, повышение качества соответствующих услуг), положительно сказываясь на показателях младенческой смертности, здоровья ребенка и матери, не приведут к росту деторождения. Особое внимание в связи с этим следует уделять реализации мер демографической политики в сельской местности, где есть все условия для воспроизводства и воспитания здорового молодого поколения.

Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. №1351. (с изм. на 01.07.2014 г.) утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Эта политика должна быть в русле стратегии демографического развития.

Демографическая политика - это система административных, экономических и пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения.

Сущность демографической политики как механизма целенаправленного воздействия на демографические процессы.

Меры демографической политики воздействуют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации.

Основные направления демографической политики включают: государственную помощь семьям с детьми, создание условий для сочетания родительства с активной профессиональной деятельностью, снижение заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности жизни, улучшение качественных характеристик населения, регулирование миграционных процессов, урбанизации и расселения и т.п. Эти направления должны быть согласованы с такими важными сферами социальной политики, как занятость, регулирование доходов, образование и здравоохранение профессиональная подготовка, жилищное строительство, развитие сферы услуг, социальное обеспечение инвалидов, пожилых и нетрудоспособных.

Демографическая политика, как правило, реализуется через комплекс различных мер:

• экономических (оплачиваемые отпуска и пособия при рождении детей; пособия на детей в зависимости от их числа, возраста, типа семьи; ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т. д.);

• административно-правовых (законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные обязанности, охрану материнства и детства, аборты и использование средств контрацепции, социальное обеспечение нетрудоспособных, условия занятости и режим труда работающих женщин-матерей, внутреннюю и внешнюю миграцию и т. п.);

• воспитательных и пропагандистских мер, призванных формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического поведения, определенный демографический климат в обществе.

Управление демографическими процессами в стране должно обеспечить как можно более полное совпадение интересов общества и семьи, которая, как известно, сама принимает решение о числе детей, об изменении места жительства и о многих других вопросах, изучаемых демографами, социологами, экономистами, представителями смежных наук.

При четко выраженной демографической политике страны конкретные меры направлены на стимулирование определенного числа детей в семье. Таковыми являются семейные пособия, размер которых определяется как экономическими возможностями страны, так и тем значением, которое придается демографическим целям в системе социальных задач общества. Широко применяются единовременные выплаты при рождении ребенка, во многих странах молодоженам предоставляются целевые кредиты на приобретение домашнего имущества, детской одежды, жилья и т.д.

В настоящее время она должна быть сориентирована на решение социальных и экономических проблем, которые встанут перед страной в будущем. Поэтому, уже сегодня нужно думать и о повышении качественных характеристик населения.

Большую роль в реализации демографической политики играет семья. Речь идет не только о репродуктивном поведении супругов. В семье осуществляется воспитание детей, их ориентация на определенные нормы социального поведения, определенную образовательную подготовку, род и вид деятельности. демографический рождаемость общество политика

Демографическая политика должна быть направлена на семью, на создание наилучших условий для ее развития и должны быть направлены меры демографической политики в стране.

Демографическая ситуация в России требует целенаправленного вмешательства законодательной и исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне в процессы воспроизводства населения, обеспечения его здоровья, снижения смертности.

.4 Зарубежный опыт преодоления угроз в демографической сфере

В Средиземноморских странах уход осуществляется семьей. За исключением Италии, государственные службы социальной поддержки взрослых и детей в этих странах чрезвычайно малочисленны, а рынок услуг, относящихся к сфере социальной поддержки, не развит. В Германии же разгосударствление социальной поддержки означает нечто большее. В случаях, когда семья не осуществляет социальную поддержку, эта функция чаще всего закономерно переходит к добровольческому сектору услуг. Это значит, что в Германии сформирован относительно широкий добровольческий, псевдорегламентированный сектор, который с помощью государственного финансирования предоставляет услуги, относящиеся к сфере социальной поддержки и ухода как за престарелыми, так и за детьми.

Во Франции же проводится четкое разделение между социальной поддержкой детей и уходом за престарелыми. Лишь уход за детьми там осуществляется за счет государства, а добровольческий сектор играет в этом минимальную роль. Во всех этих странах основным затруднением стало снижение предложения и ресурсов ухода в рамках семьи. Женщины больше не оказывают уход в прежнем объеме по причине либо нежелания, либо необходимости быть активно вовлеченными на рынке труда. Как и во Франции, в этих странах существует четкое разделение между уходом за детьми и за (престарелыми) взрослыми. Но, в отличие от Франции, уход за детьми там осуществляется во "вне государственной зоне", тогда как уход за престарелыми - это удел государства. В настоящее время эти государства благосостояния испытывают давление с обеих сторон: ресурсы семьи в плане ухода 4 уменьшаются, также снижается количество ресурсов (как финансов, так и приверженности) на оказание государственных услуг.

Вполне естественно, что в разных странах к проблемам многодетных семей свой подход, некоторые моменты сходны другие же различны.

США

Демографическая ситуация в США наиболее положительно развита. Способствует этому положение США на мировой арене, а также огромное количество ресурсов позволяющих реализовывать возможности разного рода.

Социальная поддержка семей чаще зависит от льгот предоставляемых работодателем. То есть, это крупные фирмы, которые дающие гибкий график рабочего времени, переход на неполный рабочий день, оплату детских дошкольных учреждений и т.д. Данные условия выявляют такую закономерность как высокий процент занятых женщин в сравнение с остальными странами.

В США пособия на детей не выплачиваются. Получают помощь в основном малообеспеченные семьи, в том числе и многодетные. Размер этого пособия колеблется от 160 и до 700 долларов. Так же используются налоговые кредиты.

В США функционируют как государственные, так и частные пенсионные системы. Благодаря этому американцы могут обеспечить себе не одну, а три пенсии: государственную, частную коллективную по месту работы и частную индивидуальную путем открытия личного пенсионного счета.

Канада

Из-за минимальных расходов на содержание сотрудников правительства, небольшой армии и субсидирование убыточных предприятий - государство большую часть выделяет на социальные программы. Чаще они рассчитаны на пожилых людей, несовершеннолетних детей и безработных. Также предусмотрены пособия для тех кто получил производственную травму, финансовая помощь в организации похорон при потери кормильца. Каждый субъект Канады устанавливает собственные размеры выплат.

Франция

Во Франции пособия на детей выдаются с 6 до 18 лет. Если женщина решила оставить работу за месяц до наступления родов, то ей выплачивается сумма в размере 1294 евро. Также существует доход по солидарности, пособие, которое получают любые жительницы Франции, ожидающие ребенка или уже воспитывающие детей, если их общий доход не превышает установленный прожиточный минимум. Пособие по беременности женщина получает на 7ом месяце беременности в размере 841 евро. И ещё 168 евро ежемесячно до 3х лет.

При рождении второго ребенка выплачивается ежемесячное пособие, равное 120 евро. При рождении третьего ребенка выплачивается ежемесячное пособие, равное 274 евро, четвертого ребенка - 428 евро, пятого ребенка - 582 евро, и на каждого последующего - 154 евро.

Пенсия во Франции составляет 50% от средней зарплаты, рассчитываемой за последние 11 трудовых лет. Но существует такое понятие, как минимальная и максимальная государственная пенсия. На сегодня минимальная пенсия - около 6 тысяч евро в год, максимальная в два раза больше.

Для лиц свободных профессий, ремесленников и мелких предпринимателей ежемесячные выплаты в пенсионный фонд предусмотрены в размере 16,35%.

Германия

Средний взнос немецкого гражданина в пенсионный фонд составляет около 20% от ежемесячной заработной платы, при этом половину оплачивает работодатель. Во время службы гражданина в армии или декретного отпуска у женщин взносы платит государство. Сама пенсионная формула рассчитывается с учетом индивидуальных коэффициентов, накопленных за всю трудовую жизнь. Они зависят от возраста выхода на пенсию (в Германии - 67 лет), стажа, размера зарплаты и вида самой пенсии. В дополнение к государственной существует производственная пенсия от предприятий, многие работающие участвуют в негосударственных пенсионных фондах и имеют личный пенсионный план.

Для многодетных семей в Германии предусмотрены следующие пособия:

● ежемесячное пособие, равное 184 евро при рождении первого ребенка.

● на каждого последующего ребенка выплачивается по 215 евро в месяц. Швеция Законодательство Швеции предусматривает прогрессивное пособие, это значит, что с рождением каждого последующего ребёнка пособие увеличивается. А если многодетная семья имеет доход ниже прожиточного минимума, то государство начисляет дополнительно пособие для оплаты жилья и детских садов или обеспечивает семьи специальными талонами на продукты питания.

● ежемесячное пособие на одного ребенка, равное 120 евро;

● ежемесячное пособие на двух детей, равное 251 евро;

● ежемесячное пособие на трех детей, равное 411 евро;

● ежемесячное пособие на четырех детей, равное 629 евро;

● ежемесячное пособие на каждого последующего ребенка, равное 218 евро. Пенсия в Швеции состоит из трех частей - условнонакопительной, накопительной и гарантированной (обязательный минимум). Первая формируется из взносов работников, составляющих 16% от заработной платы.

Финляндия

В Финляндии, многодетным семьям особых льгот не предоставляется, но выдают определённые пособия.

Например, пакет для новорожденного, которым обеспечиваются, все новорожденные независимо от гражданства, в этом пакете содержится всё необходимое для первого года жизни ребёнка.

Стоимость пакета составляет несколько сотен евро. В Финляндии основную роль в пенсионной системе играет распределительная система. Распределительный элемент делится на базовую и страховую часть. Базовая часть гарантирует минимальный размер национальной (государственной) пенсии. Страховая часть трудовой пенсии децентрализована и формируется за счет взносов в одну из выбранных схем в страховой компании или пенсионном фонде.

Польша

В Польше, пособие могут получить лишь те многодетные семьи, доход которых, на каждого члена семьи не превышает 125 долларов США в месяц. При уходе за ребёнком инвалидом это пособие удваивается.

● за рождение каждого ребенка выплачивается 500 золотых (около 120 евро);

● последующие ежемесячные выплаты за каждого ребенка до его трехлетия - 52 золотых (примерно 12 евро).

Великобритания

Британские пенсионеры могут получать как базовую пенсию от государства, так и трудовую пенсию из национальной страховой системы, зависящую от заработка и стажа.

Базовую государственную пенсию получают мужчины старше 65 лет и женщины старше 60 лет, ее размер зависит от стажа. Ее уровень ограничен и индексируется государством в соответствии с инфляцией. Государство гарантирует ее в размере 20% средней зарплаты работника. Трудовая пенсия тоже формируется за счет взносов работника, но уже пополам с работодателем. Она напрямую зависит от размера выплат и составляет чуть более 20% от дохода.

Кроме того, здесь существует множество способов накопления частных пенсий - от корпоративных программ на предприятиях до развитой системы добровольных пенсионных накоплений в НПФ.

Чили

Чилийская пенсионная система считается одной из новаторских пенсионных систем в мире, опыт которой использовался различными странами, в том числе и Россией. Исходя из схемы этой модели, ответственность за формирование пенсионных накоплений переносится на работающих граждан. У каждого из них существует свой пенсионный счет, ежемесячно пополняющийся взносами в размере 10% от заработной платы.

В дальнейшем перечисленные средства капитализируются частной управляющей компанией по выбору гражданина. Пенсионный возраст в Чили наступает в 60 лет у женщин и в 65 у мужчин.

Эквадор

Страна привлекает пенсионеров низкой стоимостью жизни, благоприятным климатом и доступным здравоохранением. 40 % пенсионных выплат в Эквадоре обеспечивает государство.

В настоящее время, в Эквадоре существует четыре варианта выхода на заслуженный отдых для тех, кто рассчитывает на получение ежемесячной пенсии: без ограничения возраста (480 месячных выплат в социальный фонд или более 40 лет работы), 60 лет (360 месячных выплат или более 30 лет работы), 65 лет (180 месячных выплат или более 15 лет работы), 70 лет (120 месячных выплат или более 10 лет работы).

Пенсионный возраст Эквадора, по состоянию на май 2013 года, составил 60 лет.

2. Оценка угроз в демографической сфере Российской Федерации за 3 года

.1 Оценка динамики численности населения

Численность населения постоянно изменяется, так в 2012г. она составляла 143,0 млн. человек, а на 1января 2014г. 143,7 млн.чел. Темп роста 0,3%. В соответствии с таблицей 2.1 рассмотрим как изменялась численность населения в период с 2012г.по 2014 г.

Таблица 2.1 - Расчет показателей динамики численности

Годы

Все население, млн. чел

Абсолютный прирост %, млн. чел.

Темп роста %

Темп прироста. %

Абсолютное значение 1% прироста



Баз.

Цеп.

Баз.

Цеп.

Баз.

Цеп


2012

143

-

-

100

-

-

-

-

2013

143,3

+0,3

+0,3

100,2

100,2

0,2

0,2

1,43

2014

143,7

+0,4

+0,4

100,3

100,3

0,3

0,3

1,43


Для обобщающей характеристики динамики численности населения за период 2012-2014 гг. рассчитаем средние показатели.

Рассчитываем средний уровень ряда. В моментном ряду динамики с равноотстоящими датами определение среднего уровня ряда производится по формуле средней хронологической моментного ряда динамики:


где  - уровни ряда в последовательные моменты времени;

 - число дат.= 143,3 млн. чел.

Определяем средний ø абсолютный прирост численности населения по формуле:

;

Δ=0,2

Среднегодовой темп роста численности населения:


где  - средний коэффициент роста, рассчитывается так


Кр=1,001

Тр=100,1

Находим среднегодовой темп прироста численности населения по формуле:

,

Тр=0,1%

Таким образом, в период 2012-2014 гг. средняя численность населения составила 143,3 млн. человек. Ежегодно в течение 2012-2014 гг. численность населения увеличивалась в среднем на 200 тыс. человек или на 0,1%.

Имеются данные Федеральной службы государственной статистики о движении населения таблица 2.2

Таблица 2.2 - Движение населения за период 2011-2013 гг., тысяч человек, за год

Годы

Родившиеся

Умершие

Естественный прирост

Прибывшие в РФ

Выбывшие из РФ

Сальдо миграции

2011

526,6

569

-42,4

87,7

7,2

80,5

2012

546,4

552,7

-6,3

92,7

24,1

68,6

2013

538,5

539,3

-0,8

101

33,1

67,9


На основании данных таблицы 2. 2 построим графики, характеризующие движение населения (рис.2. 1, 2.2).

Рисунок 2.1 - Динамика естественного движения населения

Рисунок 2.1 свидетельствует о том, что в течении рассматриваемого периода численность умерших в РФ, наметила тенденцию к сокращению, естественная убыль населения к 2013 г.составила 0,8 тыс.чел.

Рисунок. 2.2 - Динамика механического движения населения

Рисунок 2.2 показывает, что численность прибывших в РФ значительно превышает численность выбывших, за счет чего имеется миграционный прирост населения. Однако численность выбывших к 2013г. увеличилась, следовательно, имеется перспектива дальнейшего снижения миграционного прироста в РФ..

.2 Оценка половозрастного состава населения

Соотношение полов населения важный фактор брачности и формирования семейной структуры населения.

В демографии приняты два типа относительных показателей для характеристики соотношения полов; процентная доля населения определенного пола в общей численности населения.

В большинстве стран мира, преобладают женщины, за счет очень сильного увеличения их числа в старших возрастных группах.

С этими типами показателей мы можем ознакомиться в таблице №2.3.

Таблица 2.3. Половая структура населения России.

Годы:

Население, тыс. чел.

Доля (% ) в населении

Женщин на 1000 мужчин


всего

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины


2011

143

66,1

46,2

53,7

1162

2012

143,3

66,3

76,9

46,3

53,7

1160

2013

143,7

66,6

77,0

46,3

53,6

1156


Анализируя таблицу 2.3 можно отметить, что доля женщин снизилась на 0,1% во всем населении, а число женщин на тысячу мужчин снизилось на 6%. Однако преобладающим большинством все равно остаются женщины.

Причины половой диспропорции носят биологический и социальный характер. У мужчин меньше биологическая стойкость организма. Жизнь ставит перед ними трудные задачи, решение которых нередко таит большие опасности. С 30-40 лет уже остро ощущается численное преимущество женщин. С увеличением возраста растет доля женщин в численности населения.

Возраст выступает важнейшей характеристикой любых демографически событий, определяющих частоту их наступления. Данные о возрасте наступления тех или иных событий дают возможность анализировать как демографические процессы, так и воспроизводство населения в целом, выявляя их особенности и закономерности на различных стадиях жизненного цикла человека.

Сведения о возрастной структуре населения получают в ходе переписи, специального обследования, а так же текущего учета демографических событий.

Информация о возрастной структуре населения необходима для исследования как демографических так и социально-экономических процессов.

Зная особенности возрастной структуры населения в определенный момент можно строить достаточно обусловленные положения о будущих тенденциях рождаемости и смертности и других демографических процессов, а также воспроизводства населения в целом, оценивать вероятность возникновения тех или иных проблем в экономической и социальных сферах, прогнозировать спрос на те или иные товары или услуги.

С возвратной структурой мы ознакомимся в таблице №2.4 в которой представленная численность населения по отдельным возрастам (пятилетним группам.)

Таблица 2.4. Численность населения по отдельным возрастам

Все население

Тыс.чел.

В (% ) к итогу.


2012

2013

2014

2012

2013

2014


143056

143347

143667

100

100

100

0-5

8380

8687

8899

5,9

6,1

6,2

5-9

7261

7441

7662

5,1

5,2

5,4

10-14

6567

6689

6823

4,6

4,7

4,7

15-19

7631

7152

6956

5,3

5,0

4,8

20-24

11599

12522

8,1

7,6

8,7

25-29

12388

12556

12522

8,7

8,8

8,7

30-34

11116

11346

11661

7,8

7,9

8,1

35-39

10380

10459

10614

7,3

7,3

7,4

40-44

9340

9563

9751

6,5

6,7

6,8

45-49

10023

9545

9187

7,0

6,7

6,4

50-54

11560

11436

11184

8,1

8,0

7,8

55-59

10215

10382

10634

7,1

7,2

7,4

60-64

8382

8690

8948

5,9

6,1

6,2

65-69

3896

4453

5269

2,7

3,1

3,7

 70 и более

14380

13587

10,1

9,5

9,5


Делаем вывод по таблице 2.3 высока доля престарелых людей (70 лет и старше) в общей численности населения России; наблюдается тенденция увеличения доли пенсионеров. Процесс старения населения влечет за собой усугубление серьезных проблем экономического и социального характера. Уже в настоящее время система пенсионного обеспечения не может обеспечить пожилым людям достойный уровень существования. Старение населения может повлечь за собой изменения и в поведении рабочей силы. Таким образом, проблема демографического старения населения носит глобальный характер, и ее решение зависит от экономических, демографических, социальных и других аспектов развития страны.

Половая структура населения складывается под влиянием трех основных факторов:

) соотношение полов среди новорожденных (биологическая константа);

) половые различия в смертности;

) половые различия в интенсивности миграции населения.

Рисунок 2.3. Возрастно-половая пирамида 2014 г.

Анализируя данную возрастно-половую пирамиду, можно сделать следующий вывод: при рождении доля мальчиков и девочек примерно равна, а уже к более старшему возрасту (пенсионеры), число женщин увеличивается. В отличие от рождаемости, падение которой проявляет себя на возрастной структуре в виде впадин, смертность оставляет след на пирамиде лишь в виде диспропорции полов и общей формы ее конфигурации. Диспропорция полов отчетливо заметна лишь в старших возрастах. В возрасте старше 40 лет уже заметен численный перевес женщин. На пирамиде отчетливо видны особенности возрастной структуры: Провал в результате роста детской смертности и снижения рождаемости в годы голода 1933 г., провал в результате снижения рождаемости в годы Отечественной войны. Если бы таких пертурбационных воздействий не было, контур пирамиды изменялся бы постепенно, отражая типичный для периода демографического перехода процесс старения населения: основание пирамиды становилось бы все более узким, ее верхняя часть - все более широкой, соотношение мужской и женской частей пирамиды не претерпевало бы больших изменений, а ее края оставались бы плавными.

.3 Направления улучшения демографической ситуации в Российской Федерции

Основными направлениями демографического развития являются:

снижение преждевременной смертности, сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

создание социально-экономических и духовно-нравственных условий, при которых родители смогли бы успешно воспитать двоих и более детей;

создание условий, позволяющих оптимизировать миграционные процессы с учетом региональных экономических и природно-климатических особенностей, а также потребностей в работниках, обладающих требуемыми профессиями и квалификациями.

усиление государственной поддержки семей, имеющих детей (в том числе региональные пособия);

реализация комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, позволяющих обеспечить совмещение родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, в частности, по обеспечению потребности семей в услугах дошкольного образования;

создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности, а также организация системы повышения их квалификации и переобучения профессиям, востребованным на рынке труда;

развитие ипотечного кредитования, внедрение новых кредитных инструментов, а также расширение строительства доступного жилья, отвечающего потребностям семей с детьми;

реализация системы мер по профилактике заболеваний репродуктивной системы и улучшению репродуктивного здоровья населения, включая меры по профилактике абортов и лечению бесплодия;

Следует отметить что в 2013 году численность населения РФ возросла на 320 тыс. человек - с учетом мигрантов. Кроме того, впервые с 1991 года в России был зафиксирован естественный прирост населения, который составил почти 23 тыс. человек.

Большое значение для улучшения демографической ситуации в стране сыграло введение ежемесячной денежной выплаты на рождение третьего и последующих детей, средней размер которой превышает 7 тыс. руб. На эти цели федеральный бюджет направил около 3 млрд. руб. 50 субъектам РФ с неблагополучной демографической ситуацией. В 2014 году ассигнования составят более 10 млрд. руб. В 65 субъектах РФ, где была установлена соответствующая выплата, число рождающихся в семьях третьих и последующих детей увеличилось в 2013 году на 8%, а в тех регионах, где такой выплаты нет, прирост составил всего 6,3%,

Заключение

В заключение можно сказать, что государство проявляет озабоченность демографической ситуацией, принимает активную позицию в отношении улучшения демографической проблемы. Но нельзя не заметить, что, не смотря, на все перечисленные меры, все же принятые законодательные акты носят слишком общий характер. Конкретные механизмы реализации проектов не прописаны. Принятые решения о стимулировании рождаемости посредством выплаты так называемого "материнского капитала", увеличения пособия по уходу за ребенком, компенсации расходов на дошкольные учреждения, меры по стимулированию усыновления детей-сирот требуют значительных финансовых затрат.

Нельзя забывать о данных демографических исследований других стран, где применяли демографическую политику, основанную на материальной и социальной помощи. Должного эффекта они не достигли. Сначала наблюдается некоторый рост рождаемости, но после - спад. Это объясняется тем, что семьи, которые хотят второго, третьего ребенка, подстраиваются под государственные программы, дающие возможность получить льготы или дотации. А спад начинается потому, что предлагаемые программы материально помощи, дотации, льготы оказываются недостаточными для полноценного воспитания детей и повышения репродуктивной активности потенциальных родителей.

Не смотря на кажущееся увеличение рождаемости в последние 3 года, сохранение нынешних тенденций воспроизводства населения приведет к тому, что численность населения страны к 2025 году не стабилизируется и тем, более не станет увеличиваться (как прогнозируется разработчиками Концепции демографической политики), а сократиться до 122-125 млн.человек. Быстрое сокращение численности населения становится фактором угрозы не только экономического развития, но и национальной безопасности. Старение населения неизбежно приведет к увеличению нагрузки на Пенсионный Фонд и кризисному состоянию всей пенсионной системы.

Следует сохранить и совершенствовать систему семейных пособий, а также минимальных (бесплатных) социальных гарантий для детей в сфере образования, здравоохранения, культуры, оздоровительного отдыха, развитие социального страхования и частичной компенсации расходов в сфере платных услуг. Надо содействовать семье в реализации воспитательных функций, создавая льготные режимы занятости для родителей, сохраняя и развивая системы дошкольного воспитания, не подменяющего семью, а помогающего ей воспитывать детей, педагогического просвещения родителей и т.п.

В стремлении к новой социально-экономической системе в стране государство должно обеспечить сочетание рыночной экономики и государственной системы социальной защиты семей с детьми, активизацию демографической политики в регионах с тенденцией к депопуляции. Выполнение этих общих требований и целей - залог нормального демографического развития страны.

Список использованной литературы

1.      Стратегия демографического развития России / Под редакцией В.Н. Кузнецова и Л.Л. Рыбаковского. М.: ЦСП, 2005.- 15 с.

.        Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. - М.: Дело, 2005. - 662 с.

.        Оганов Р.Г., Масленникова Г.Я., 2003., Арабидзе Г.Г. и соавт., 2005

4.      Положение о корпоративной системе премирования работников филиалов ОАО "РЖД", утвержденное распоряжением ОАО "РЖД" от 31 января 2007 №июля 2010 г. №1573р. - 206 с.

5.      Прогноз руководителя Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодежь) // РБК, 18 июня 2013 г

.        Оперативная информация. Демография на 1 апреля 2015 года. Федеральная служба государственной статистики: [Интернетпортал]. URL: http://www.gks.ru//(дата обращения: 01.06.2015)

.        Вечканов Г.С. Экономическая безопасность: учебник для вузов. - СПб: Питер, 2007. - 384 с

.        Данные о США и последующих странах взяты из источника "Детские пособия в разных странах мира" [Интернетпортал]. URL: http://posobieexpert.ru/vraznyhstranah/

Похожие работы на - Оценка демографических тенденций в Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!