Особенности памяти в дошкольном возрасте

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    115,74 Кб
  • Опубликовано:
    2015-09-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности памяти в дошкольном возрасте

ВВЕДЕНИЕ

Память лежит в основе способностей человека, является условием обучения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти, ее совершенствованию, человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится [11, с.78].

Проявляется память в закреплении, сохранении и последующем воспроизведением человеком того, то уже было зафиксировано в его сознании. Благодаря памяти мы имеем возможность постоянно расширять круг своих знаний и пользоваться ими по мере надобности.

Память является основным условием успешного обучения и воспитания учащихся. В то же время, и сама развивается в процессе обучения и воспитания. Значение памяти в жизни человека огромна, без нее невозможна никакая деятельность. И.М.Сеченов указывает, что без памяти наше ощущение и восприятие исчезают бесследно по мере возникновения, оставляют человека вечно в положении новорожденного. Если у человека проблемы с памятью, возникают проблемы обучения, трудовой деятельности, приобретения простейших бытовых навыков. Проблемы памяти могут поставить под вопрос формирование и развитие личности человека. В отдельных же случаях при распаде памяти наступает и распад личности [7, с.110].

Проблеме памяти посвящено немало исследований Л.С. Выготского, И.М. Сеченов, Л.В. Занкова, Г.М. Дульнева, Х.С. Замского, Б.И. Пинского, И.В. Беляковой, В.А. Сумароковой и других ученых. Ими обсуждались вопросы функционирования памяти и механизмы ее нарушений. Изучались полнота, точность и прочность произвольного и непроизвольного запоминания, зависимость запоминания от задачи, характера материала, от индивидуальных особенностей и пр.[8, с.68].

Актуальность данной проблемы заключается в том, что память развивается в течение всей жизни человека и ее становление и формирование связаны как с развитием нервной системы, так и условиями воспитания и обучения, а также деятельностью индивида. Поэтому, несмотря на наличие достаточного теоретического материала по данной проблеме, исследование коррекции памяти детей старшего дошкольного возраста под средством игры имеет важное значение.

Память имеет огромное значение в жизни людей, и его трудно переоценить. Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом [2, с.302].

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАМЯТИ КАК СПЕЦИФИЧЕСКОГО ПСИХИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Память - это психический процесс, обеспечивающий накопление (запоминание), сохранение и воспроизведение индивидом своего опыта. Другое определение, говорит, что память - это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве. Память трудно свести к одному определению, но подчеркнем, что это - совокупность процессов, которые обеспечивают познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека. Вместе с тем память развернута в будущее. Вся сохраняемая информация содержит в себе ожидание возможности повторения ее содержания в последующем опыте субъекта [5, с.191].

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, которыми обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. Возможности для запоминания у животных ограничены их органическим устройством, они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условнорефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств [5, с.204].

У человека есть речь как мощное средство запоминания. Способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы [5, с.205].

Память лежит в основе любого психического явления. Без ее включения в акт познания ощущения и восприятия будут переживаться как впервые появившиеся, ориентировка в мире и его познание станут невозможными.

Личность, ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания и притязания - существуют благодаря памяти. Распад следов памяти равноценен распаду личности: человек превращается в живой автомат, способный лишь реагировать на стимулы, действующие в данный момент [5, с.174].

Выделяются следующие процессы памяти:

Запоминание (запечатление) - начинается со стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти (где происходит анализ и идентификация информации), т.е. обеспечивает закрепление в памяти новой информации путем связывания её с уже приобретенным раннее знанием.

Сохранение - это накопление материала в памяти. Осуществляется по-разному в эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической памяти хранится информация о различных событиях нашей жизни. Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий. Здесь хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые сохраняются в эпизодической памяти.

В памяти информация может быть организована следующим образом:

пространственная организация, лежащая в основе построения «когнитивных карт» (позволяет установить связи и «опорные точки» в физическом пространстве);

ассоциативная организация - группировка элементов с какими-либо общими признаками;

иерархическая организация (каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории - более общей или более частной - он соответствует) [7, с.193].

Воспроизведение (извлечение) - информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запомнилась. Извлечение информации может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием.

Поскольку очень важную роль в извлечении информации из памяти играет контекст. Человеку всегда легче узнать какую-то информацию, чем вспомнить. Именно узнавание, а не воспоминание считают более чувствительным показателем физического объема усвоенного материала.

Забывание - это процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять.

На забывание влияют следующие факторы:

возраст;

характер информации и степень ее использования;

интерференция - проактивная, связанная с событиями, происходящими до запоминания материала;

интерференция - ратроактивная, связанная с событиями, происходящими после запоминания материала;

подавление (вытеснение) - (по З.Фрейду) это забывание, торможение неприятных для человека следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного, тем самым избавление себя от переживаний и тревог. [7, с.120]

Виды памяти и их особенности

Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны. Деление памяти на виды обусловлено, прежде всего, особенностями самой деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. Это справедливо и для тех случаев, когда тот или иной вид памяти (например, зрительная или слуховая) выступает у человека как особенность его психического склада. Ведь прежде чем определенное психическое свойство в деятельности проявляется, оно в ней формируется

Существует несколько оснований для классификации видов памяти. Одно из этих оснований - деление видов памяти по времени сохранения материала, другое - по преобладающему в процессах памяти органу чувств, третье - по использованию мнемотехнических средств, четвертое - по участию воли в процессах памяти, пятое - по участию мышления в процессах памяти. Рассмотрим виды памяти, входящие в состав указанных групп. [3, с.108].

В классификации видов памяти по первому критерию выделяют мгновенную (иконическую), кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

Мгновенной, или иконической, называют самую короткую по времени сохранения информации память, способную удерживать точную и полную картину воспринимаемого органами чувств лишь в момент восприятия.

Кратковременная память также представляет собой способ сохранения информации в течение сравнительно короткого времени, но намного большего, чем в иконической памяти. Такая память способна сохранять информацию на протяжении 15-30 с после прекращения ее восприятия человеком.

В кратковременной памяти в отличие от иконической сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память, как и иконическая, работает автоматически, без предварительной настройки человека на запоминание, но зато с установкой на последующее быстрое воспроизведение запомненного материала.

Кратковременную память дополнительно характеризует такой показатель, как ее объем. Это максимальное количество единиц информации (слов, цифр, изображений и т. п.), которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после запоминания или однократного предъявления ему соответствующего материала. Этот объем численно равен от 5 до 9 единиц информации.

Кратковременная память связана с сознанием человека. Из иконической памяти в нее попадает только та информация, которая осознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание в данный момент времени. Объем кратковременной памяти человека индивидуален. Он обнаруживает тенденцию к сохранению в течение всей жизни человека.

С особенностями кратковременной памяти, обусловленными ограниченностью ее объема, связано такое свойство, как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуально ограниченного объема кратковременной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там информацию, и последняя безвозвратно исчезает, забывается, не попадает в долговременное хранилище памяти. Это, в частности, происходит тогда, когда человеку приходится иметь дело с такой информацией, которую он не в состоянии полностью запомнить и которая ему предъявляется последовательно и непрерывно.

Без хорошей кратковременной памяти невозможно и нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и отложиться в ней лишь то, что когда-то уже было в кратковременной памяти. Иначе говоря, кратковременная память выступает в роли обязательного промежуточного звена, хранилища или фильтра, который пропускает нужную информацию в долговременную память [3, с.109].

При делении видов памяти по второму критерию выделяют зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную, вкусовую и другие виды памяти, т.е. по органу чувств.

Зрительная память включается в себя процессы сохранения и воспроизведения информации в виде зрительных образов. Поскольку орган зрения является для человека ведущим органом чувств, большую часть информации в своей жизни он воспринимает и запоминает именно через зрение. Это происходит и в том случае, когда зрительно воспринятая информация переводится в слуховую, двигательную или иной вид памяти.

Слуховой называют память, связанную с запоминанием и точным воспроизведением разнообразных звуков, например музыкальных или речевых. Данный вид памяти отличается тем, что человек, обладающий им, быстро и точно может запомнить смысл, чего-либо и затем передать его подходящими словами.

Двигательная память представляет собой запоминание и воспроизведение с достаточной степенью точности разнообразных движений. Этот вид памяти участвует в формировании двигательных, в том числе трудовых, спортивных и иных умений и навыков.

Осязательная память - это память на ощущения, получаемые с поверхности кожи. К разновидностям осязательной памяти относится и память на образы, получаемые в результате ощупывания предметов. Этот вид памяти, работая вместе со зрительной памятью, позволяет формироваться правильному восприятию пространства у детей и у взрослых людей. Для тех людей, которые лишены зрения, осязательная память в какой-то степени заменяет им работу зрительного анализатора.

Обонятельной называют память на запахи. В своей элементарной форме эта разновидность памяти имеется у человека с рождения, но когда человек в своей жизни сталкивается с новыми, не знакомыми для него запахами, обонятельная память начинает работать активно и развивается дальше.

Вкусовую память можно определить как память на вкусовые ощущения. Так же, как обонятельная память, она в своей основе является врожденной (имеется в виду память на простейшие вкусы типа сладкого, горького, кислого или соленого). Выделяют и эмоциональную память, которую рассматривают как способность сохранения и воспроизведения впечатлений о разнообразных приятных и неприятных эмоциональных (чувственных) переживаниях. На эмоциональной памяти, например, основана прочность запоминания любого материала: то, что у человека вызывает эмоциональную реакцию, запоминается им лучше, чем то, что такой реакции не вызывает. [3, с.112].

По третьему критерию выделяются непосредственная и опосредствованная память. Рассмотрим особенности непосредственной и опосредствованной памяти.

Непосредственная память - это память, связанная с включением процессов памяти при прямом, непосредственном воздействии того, что запоминается или припоминается, на органы чувств человека. Запоминание или извлечение материала из такой памяти не предполагает использование каких-либо дополнительных, мнемотехнических средств (кроме, естественно, ассоциации - связей между элементами запоминаемого или хранящегося в памяти человека материала). Наибольшая нагрузка в жизни человека падает именно на данный вид памяти, поскольку в ней потенциально может оказаться любая информация, в данный момент времени воздействующая на органы чувств человека. Правда, вся эта информация механически не запоминается, и в непосредственной памяти человека может оказаться лишь тот материал, который связан с его актуальными потребностями, определен и отобран вниманием.

Опосредствованная память - это память, предполагающая использование разнообразных мнемотехнических средств для управления всеми процессами памяти. Она доминирует у взрослых людей и связана с сознательным или бессознательным использованием таких средств для запоминания, сохранения, припоминания, узнавания и даже забывания информации.

Человек постепенно осваивает эти средства в течение своей жизни, и данный процесс наиболее интенсивно идет в те годы, когда естественная, или природная, память начинает постепенно ухудшаться (это обычно происходит после 40-50 лет) [1, с.113-114].

Четвертый критерий дает основание для выделения произвольной и непроизвольной памяти.

Произвольная память отличается тем, что при ее использовании процессы запоминания или воспроизведения материала происходят на сознательной, волевой основе. Более того, для активизации этих процессов человеку нередко приходится прилагать определенные усилия и включать в соответствующие процессы свое мышление.

Непроизвольная память играет в жизни людей большую роль, особенно в детстве, когда ребенок еще не в состоянии с помощью воли управлять своими мнемическими процессами. При использовании непроизвольной памяти запоминание, сохранение или воспроизведение материала происходят как бы сами собой, помимо желания и воли человека. Непроизвольные мнемические процессы, как и произвольные, также являются целенаправленными, и соответствующий характер им придают потребности человека, которые управляют всеми видами его памяти. Человек обращает внимание, запоминает или воспроизводит с помощью непроизвольной памяти в основном только то, что так или иначе связано с его потребностями.

В соответствии с пятым критерием выделяются и отдельно рассматриваются два вида памяти: механическая и логическая. [9, с.108].

Механическая память - это механическая способность к обучению, приобретению какого-то опыта. Данная память накапливается, но не сохраняется, а исчезает с самим организмом. Понятие «механическая память» означает память, которая основана на повторении, без осмысливания совершаемых действий и запоминаемого материала [7, с.191].

Логическая память - это память на мысли, рассуждения, выводы, умозаключения. Развитие этой памяти у людей началось, вероятно, с появления знаний о мире и было стимулировано возникновением и развитием наук [12, с.123].

Память людей различается по многим признакам: скорости, прочности, длительности, точности и объему запоминания. Все это количественные характеристики памяти. Но существуют и качественные индивидуальные различия памяти. Они касаются как доминирования отдельных видов памяти: зрительной, слуховой, двигательной и т. п., так и их функционирования.

В соответствии с тем, какие сенсорные области доминируют в процессах памяти, выделяют следующие индивидуальные типы памяти: зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую, двигательную, эмоциональную, рациональную и их различные сочетания.

Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые им чаще всего используются. Большое влияние на этот процесс оказывает профессиональная деятельность человека.

Процессы памяти также тесным образом связаны с особенностями личности человека, с его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Последние определяют то, как человек запоминает, хранит или припоминает информацию.

Запоминание также зависит от отношения человека к запоминаемому материалу. Отношение, в свою очередь, определяет избирательный характер памяти. Мы обычно хорошо и легко запоминаем то, что для нас интересно и значимо. Эмоционально привлекательное будет лучше запоминаться, чем эмоционально нейтральное или безразличное.

Существенную роль в процессах памяти помимо эмоционального характера впечатления, оказываемого запоминаемым материалом, может играть и общее состояние человека в момент получения этого впечатления, а также его физическое состояние. [111, с.114].

Отдельные виды памяти человека не существуют независимо друг от друга. В своем функционировании они тесным образом связаны друг с другом, и именно сочетание разных видов памяти друг с другом в едином мнемическом процессе обеспечивает наиболее прочное запоминание, долгое сохранение и легкое припоминание материала.

2. ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

В старшем дошкольном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения, но ошибочно считать, что дошкольникам свойственно лишь механическое запоминание. Наоборот, для них свойственно характерное осмысленное запоминание: прежде чем что-то запомнить, дети стараются понять, что от них требуется. К механическому они прибегают только тогда, когда затрудняются понять и осмыслить материал. Связано это с тем, что словесно - логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно - образная и эмоциональная память [12, с.131].

В связи с подготовкой к поступлению в школу происходит значительная перестройка и развитие памяти. Память постепенно становится все более организованной, постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Постепенно развиваются и совершенствуются словесно-логическая память, хотя наглядно - образная память еще играет большое значение [6, с.131].

Преобразование мнемической функции обусловлено значительным повышением требований к ее эффективности, высокий уровень которой необходим при выполнении различных мнемических задач, возникающих в ходе учебной деятельности. Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а, кроме того, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его подготовке к учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе [8, с.74].

У адекватно развивающихся дошкольников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни.

Таким образом, к концу старшего дошкольного возраста складываются три качественно различные формы непроизвольной памяти. Только одна из них обеспечивает осмысленное и систематическое запоминание учебного материала. Две другие, которые проявляются более чем у 80% дошкольников, дают неустойчивый мнемический эффект, в значительной мере зависящий от особенностей материала или от стереотипных способов действий, а не от фактических задач деятельности.

Способность детей старшего дошкольного возраста к произвольному запоминанию неодинакова на протяжении обучения. Так, для детей 6 -7 лет «характерны ситуации, когда запомнить без применения каких-либо средств гораздо проще, чем запомнить, осмысливая и организуя материал... Испытуемые этого возраста на вопросы: «Как запоминал? О чем думал в процессе запоминания? и т. д.» - чаще всего отвечают: «Просто запоминал, и все». Это отражается и на результативной стороне памяти. Для детей данного возраста проще выполнить установку «запомнить», чем установку «запомнить с помощью чего-либо» [10, с.187].

По мере усложнения заданий установка «просто запомнить» перестает себя оправдывать, и это вынуждает ребенка искать приемы организации памяти. Чаще всего таким приемом оказывается многократное повторение - универсальный способ, обеспечивающий механическое запоминание.

В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: смысловое соотнесение, классификация, выделение смысловых опор, составление плана и др. [10, с.190].

На разных этапах отмечается динамика отношения детей к приобретенным ими способам смыслового запоминания при работе с учебным материалом.

Старший дошкольный возраст и следующий за ним младший школьный сенситивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Важным ее условием является учет индивидуальных характеристик памяти ребенка; ее объема, модальности (зрительная, слуховая, моторная) и т. п. Но независимо от этого каждый ребенок должен усвоить основное правило эффективного запоминания: чтобы запомнить материал правильно и надежно, необходимо с ним активно поработать и организовать его каким-либо образом [5, с.67].

Целесообразно сообщить детям информацию о различных приемах запоминания и помочь в овладении теми из них, которые окажутся наиболее эффективными для каждого ребенка. По мере своего развития память у людей, как считал Л.С. Выготский, всё более приближалась к мышлению. «Анализ показывает, - писал он, - что мышление ребёнка во многом определяется его памятью… Мыслить для ребёнка раннего возраста - значить вспоминать. Никогда мышление не обнаруживает такой корреляции с памятью, как в самом раннем возрасте. Мышление здесь развивается в непосредственной зависимости от памяти». Решающие события в жизни человека, изменяющие отношения между памятью и другими психологическими процессами, происходят ближе к юношескому возрасту, причём по своему содержанию эти изменения порой противоположны тем, которые существовали между памятью и психическими процессами в ранние годы. Например, отношение «мыслить - значить припоминать» с возрастом у ребёнка заменяется на отношение, согласно которому само запоминание сводится к мышлению: «запомнить или вспомнить - значит понять, осмыслить, сообразить». Специальные исследования развития непосредственного и опосредствованного запоминания в детском возрасте показали как один мнемический процесс - непосредственное запоминание - с возрастом заменяется другим, опосредствованным. Это происходит благодаря усвоению ребёнком более совершенных стимулов - средств запоминания и воспроизведения материала. Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти состоит в том, что, «обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания; прежде прямое, непосредственное запоминание становится опосредствованным».

Развитие стимулов - средств для запоминания - подчиняется следующей закономерности: сначала они выступают как внешние (например, завязывание узелков на память, использование для запоминания различных предметов, зарубок, пальцев рук и т.п.). А затем становятся внутренними (чувство, ассоциация, представление, образ, мысль) [3, с.274].

Совершенно очевидно, что развитие памяти и её тренировка должны гармонично вписываться в систему обучения и воспитания. Необходимо учитывать влияние на продуктивность памяти таких факторов, как мотивация, эмоции, интересы, особенности характера, уровень развития, состояние здоровья. Опираясь на основные стадии развития и индивидуальные особенности ребёнка можно развивать его способности к концентрации внимания.

С развитием словесной памяти увеличивается продуктивность запоминания при опоре на слова. Высокая продуктивность запоминания наблюдается в тех случаях, когда оно включается в деятельность, требующую интеллектуальной активности. Поэтому лучше запоминается то, что связано с самостоятельными поисками решения, преодолением затруднений - например, в проблемном обучении. Менее успешно дошкольники запоминают материал, данный им в готовом виде [1,с. 176].

Существует ряд причин, влияющих на продуктивность памяти. Они бывают субъективными и объективными. Продуктивность памяти, в свою очередь, влияет на объем, быстроту, точность и др. (Приложение А, рис.1,2)

Таким образом, память представляет собой многосложный, но единый и непрерывный процесс и невозможно представить себе такое состояние сознания, чтобы оно обходилось без памяти.

3. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАСШИРЕНИЮ ОБЪЕМА ПАМЯТИ

память дошкольник объем

Одним из главных условий в развитии памяти является систематичность и целенаправленность работы на занятиях с детьми. Для того чтобы данная работа имела положительный результат необходимо создание целостного, интегративного понимания психологического развития.

Учитывая, что игровая деятельность является ведущей в старшем дошкольном возрасте, то задания, направленные на развитие и коррекцию памяти лучше всего подбирать в игровой форме. В процессе игры ребенок запоминает информацию, которая становится для него интересной. Впоследствии на подсознании появляется своеобразная программа, которая определяет, как лучше запоминается та или иная информация. Кроме развивающих игр существуют и упражнения, однако лучше всего и упражнения давать детям в виде игр. Использовать данные игры, упражнения и задания, можно как на занятиях, так и на свежем воздухе, в подвижных играх.

Задания со временем их усвоения необходимо усложнять, увеличивать объем информации для детей, варьировать задачи.

Далее рассмотрим несколько развивающих игр и упражнений.

Упражнение 1.

Первым и, пожалуй, самым легким упражнением является запоминание и воспроизведение зрительных образов. Ребенок должен нарисовать, тот или иной образ, например, машину. Для начала образы должны быть очень простыми, но со временем их стоит усложнять деталями. То есть если в первое время ребенок должен был нарисовать мальчика, то через некоторое время попросите его изобразить уже веселого мальчика и т.д. После этого можно предложить ребенку нарисовать, допустим, радость или любой другой непредметный образ. Существует несколько модификаций данного упражнения. Можно, например, дать ребенку простой рисунок на тридцать секунд, после чего попросить его воспроизвести его.

Упражнение 2.

На доске вывешиваются картинки с изображением (это могут быть изображения животных, мебели, одежды, цветов, т.е. в соответствии с изучаемой темой). Количество их увеличивается постепенно, в зависимости от возраста и развития детей. Названия изображенного проговаривается детьми. Вызывается 1-2 ученика. Им предлагают повернуться спиной к доске. В это время убирается одна картинка (потом 2-3). Ученик должен посмотреть и сказать какую убрали, за правильный ответ получает очко или фишку.

Способствует развитию зрительной произвольной памяти и внимания.

Упражнение 3.

На доске - 2-4 знакомые картинки с изображением (на выбор учителя). Предлагается внимательно рассмотреть и запомнить. Дети закрывают глаза. Добавляется еще одно изображение (затем 2-3). Осмотрев картинки, ребята должны сказать, какая птица появилась.

Способствует развитию зрительной произвольной памяти, её объема и внимания.

Упражнение 4.

Учитель произносит ряд слов. Ученики запоминают их, затем из выставленных на наборном полотне картинок выбирают те, которые соответствуют данным словам.

Способствует развитию слуховой произвольной памяти и внимания.

Упражнение 5. Игра «День - ночь»

Использовать можно игрушки, картинки, предметы интерьера. Участникам предлагается внимательно просмотреть, а затем закрыть глаза. Упорядоченный ряд изменяется, когда ребенок открыл глаза - следует вопрос «Что изменилось?».

Способствует развитию зрительной произвольной памяти и внимания.

Упражнение 6. Игра «Слова»

Участникам предлагается назвать как можно больше слов, относящихся к одной из тем: «Школа». «Математика», «Природа», «Осень», и т.д. Побеждает тот, кто больше вспомнит слов, а как усложненный вариант - побеждает тот, у кого больше слов, которых нет у других.

Способствует развитию вербальной памяти и словарного запаса детей, объема памяти.

Упражнение 7. «Слушаем и рисуем»

Предлагается детям прослушать рассказ и нарисовать рисунок, отражающий его содержание. (Рассказ должен быть маленький, можно описательного характера, но постепенно объем рассказа увеличивается).

Способствует развитию слуховой произвольной памяти, восприятия и внимания.

Упражнение 8. «Чей предмет?»

Для проведения этой игры всех участников разбивают на две команды. Каждая из команд выбирает водящего. Игра заключается в том, что на глазах у водящего члены его команды кладут на стол по одному предмету. Водящий смотрит и старается запомнить, кто какой предмет положил и в какой последовательности. Оцениваются ответы водящих. В роли водящего должен выступить каждый игрок.

Способствует развитию зрительной произвольной памяти и внимания, объема памяти.

Упражнение 9. « Прогулка в картинках»

Во время прогулки обратите внимание детей на витрины магазинов, памятники, дорожные знаки и т.п., побеседуй с детьми о том, зачем это все нужно, а по возвращению домой попросите детей нарисовать то, что они запомнили.

Способствует развитию зрительной и слуховой памяти, её объема, внимания, восприятия и воображения ребенка.

Упражнение 10.

Дайте ребенку перечень слов и попросите его сгруппировать эти слова по какому-либо признаку. После этого можно предложить ему придумать историю, которая объединила бы слова каждой группы.

Способствует развитию зрительной, вербальной произвольной памяти, её объема, внимания, воображению.

Упражнение 11. «Разведчики»

В комнате хаотично расставлены стулья. Из группы детей выбирают «разведчика» и «командира». Остальные - «отряд». Разведчик проходит между стульями, «запутывая следы». Командир запоминает действия разведчика и ведет отряд по этому пути. Как усложнение условие игры, когда командир должен провести свой отряд в обратном направлении.

Способствует развитию зрительной, двигательной памяти и внимания.

Упражнение 12. «Кто больше запомнит»

Участники становятся в круг и называют слово, например «цветок». Следующий участник игры повторяет названное слово и добавляет свое, например «лес». Третий должен повторить уже предыдущее два («цветок» и «лес») и произносит новое слово. И так далее. Победитель в игре становится тот, кто сможет воспроизвести большее количество слов. Как усложнение можно использовать мяч, передавая его рядом стоящему игроку.

Эта игра способствует развитию слуховой памяти, её объему и внимания.

По большому счету, все упражнения строятся по одному принципу. Ребенку необходимо развивать ассоциативное мышление, что необходимо для хорошей памяти. Всегда надо помнить, что все упражнения должны быть даны ребенку в качестве игры. Нельзя заставлять ребенка, ведь игра - дело добровольное. Если ребенку будет по-настоящему интересно, то результат развития памяти будет очевиден. Использовать необходимо разнообразные игры и упражнения, способствующие развитию все видов памяти [4].

Интересной, на мой взгляд, является существующая в России Московская школа эйдетики. Её основатель Игорь Матюгин. «Эйдос» в переводе с греческого языка «образ». Отсюда и название одного из направлений психологии - эйдетизм. Эйдетизм - это разновидность образной памяти, связанной с таким феноменом человеческого мозга, как, умение видеть предмет, который уже исчез из поля восприятия.

В 30-е годы ХХ века немецкий ученый Э. Йенш первым ввел в современную психологию термин «эйдетизм» и доказал, что образное мышление - закономерное стадия детского развития. Каждый ребёнок - эйдетик, говорил он, но различал явный эйдетизм и скрытый. Явный эйдетик видит несуществуемый в данную минуту предмет с открытыми глазами, а скрытый - продолжает видеть исчезнувший предмет, лишь закрыв глаза и сосредоточившись на нем [4, с.4].

Игорь Матюгин и его коллеги на основе эйдетизма разработали свой метод развития и укрепления памяти у детей. Автор этой необычной методики Игорь Матюгин шёл к её открытию много лет. Говорят: повторение - мать учения. Матюгин убедился, что как раз наоборот. При зубрёжке человек напрягает в основном зрительную и слуховую память, а остальные каналы восприятия не задействованы. Но однобокая информация не облегчает, а усложняет работу мозга.

Психологами собран огромный материал, позволяющий изучать не только основные виды памяти. Они проанализировали и то, как сказывается выдающаяся память на основных сторонах личности - на мышлении, воображении, поведении, чертах характера; как изменяется внутренний мир человека. Если одна сторона его психической жизни - память получает столь необычное развитие, то личность становится намного гармоничнее и богаче.

Русский психолог Л.С. Выготский говорил, что в детстве мышление, память и воображение неразделимы. И поэтому, развивая одно из звеньев триады, мы развиваем и остальные, что способствует гармоничному развитию и формированию личности [4, с. 5, 6].

Занимается Московская Школа эйдетики развитием особой - образной памяти, для этого разработан игры и упражнения. Хочется отметить некоторые игры, которые можно использовать для развития памяти у детей дошкольного возраста.

Игра «Раз, два три - замри»

Группа участников от 2 человек (по мере усложнения их количество увеличивается), каждый из них придумывает произвольную позу и показывает их по очереди. По команде «раз, два, три - замри» они застывают на 30 сек. После этого кто - то из зрителей выдает все позы в той последовательности, в какой они были показаны и, придумав по одной ассоциации к каждой позе, составляют рассказ. После игры обмениваются впечатлениями, кто, что и как придумал, кто интереснее «замирал» и точнее отвечал.

Данная игра развивает у детей зрительную, двигательную память, внимание и воображение.

Игра «Начни сначала»

Группа детей 5-6 человек, а по мере усложнения участников больше. Выбирается ведущий, который называет любой предмет, от имени которого он будет говорить, например, стол, очки, цветок... Остальные игроки по очереди задают вопросы, при ответе на которые ведущий каждый раз начинает с самого начала.

Например: Я - чайник

Какого ты цвета?

Я чайник красного цвета.

Какой ты формы?

Я чайник красного цвета круглой формы… и так далее.

(Если игрок сбился или ответил на все вопросы, то игру продолжает другой участник.)

Игра «Разговор руками»

Участники разбиваются на пары. Ведущий: «Представьте, что вы попали на тысячи лет назад в город, где общаются только с помощью рук. Встаньте парами, спина к спине, закройте глаза. Теперь повернитесь лицом друг к другу, не открывая глаз. Вложите все внимание в руки. Найдите своими руками руки соседа. Теперь:

Касаясь руками рук соседа, познакомьтесь (1-2 мин)

Поговорите руками (1-2 мин)

Попробуйте поссориться руками (1-2 мин)

Помиритесь руками (1-2 мин)

Теперь осталось попрощаться руками (1-2 мин)

Сейчас откройте глаза и расскажите о своих впечатлениях.

Условие игры - нельзя разговаривать и открывать глаза. Эта игра проводится медленно, не торопясь.

Способствует развитию двигательной, осязательной, эмоциональной памяти, воображения.

Игра «Общий рисунок»

Ведущий приглашает участников сесть в круг, устроиться по удобнее, закрыть глаза и вспомнить что-нибудь интересное, например, из жизни детей в школе за последнюю неделю. А затем дает возможность каждому рассказать о том, что он вспомнил. После обмена воспоминаниями, ведущий предлагает нарисовать то, что дети представили, или свое настроение. Рисовать можно чем угодно, на большом листе бумаги. Только разговаривать во время рисования нельзя. Когда общий рисунок готов, необходимо придумать ему название. Это рисунок - размышление, никто никого не оценивает, каждый рисует что хочет.

Способствует развитию памяти, воображения, эмоциональной сферы.

Игры «Помоги добраться до домика» и «Четвертый лишний»

Закрепляют умение детей классифицировать предметы, так в игре «Помоги добраться до домика» детям предлагается помочь словам, которые заигрались во дворе до темна, добраться до своего домика (Приложение Б). Сначала можно коллективно обсудить, затем вызвать детей к доске и с помощью карточек разложить по домикам. Сколько домиков, столько и участников. Вместо карточек слов можно использовать изображения предметов.

А в игре «Четвертый лишний» необходимо найти чужого жильца в домике. (Приложения В)

В данной методике много игр, которые используется при изучении программного материала в процессе обучения.

Например, игра « На что похожи геометрические фигуры»

.Угол - две стены, кресло, перочинный ножик.

. Прямая линия - провода, веревка, железная дорога.

. Отрезок - плинтус, линейка, спинка стула.

. Луч - луч солнца, дождик, ветка дерева.

. Круг - мяч, солнышко, обруч и т.д.

Кто придумывает больше ассоциаций, то и набирает больше баллов.

Игра способствует развитию логической и ассоциативной памяти, внимания и воображения, закрепляются образы геометрических фигур.

Игра «Очередь из живых фигур»

Участник изображает фигуры руками и позами, а остальные должны узнать фигуру и запомнить последовательность их показа. Чтобы легче было запомнить порядок предъявления, участникам предлагается составить рассказ.

Например, показывают по очереди: круг, треугольник, отрезок, прямоугольник.

Составляется рассказ: «Круг - солнышко, оно светит на крышу дома - треугольник. От дома идет прямая дорожка, она совсем как отрезок. Эта дорожка привела к бассейну - прямоугольнику, в котором купаюсь я». (Приложения Г)

Затем участникам предлагают присесть и нарисовать фигурки в той последовательности, в какой они были показаны. Для более успешного закрепления, на следующий день по рисункам можно показать геометрические фигуры и вспомнить их последовательность. Задачу можно усложнять, увеличив количество геометрических фигур или используя более сложные фигуры. Также предложить детям найти геометрические фигуры в предложенном изображении.

Способствует развитию комбинированной памяти, внимания, воображения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив специальную литературу по вопросу развития памяти в процессе обучения и воспитания, я очень многое подчеркнула для себя как педагог и как мама, у которой растут две разновозрастные дочери. Психологами собран огромный материал, позволяющий изучать не только основные виды памяти. Они проанализировали и то, как сказывается выдающаяся память на основных сторонах личности - на мышлении, воображении, поведении, чертах характера; как изменяется внутренний мир человека. Если одна сторона его психической жизни - память получает столь необычное развитие, то личность становится намного гармоничнее и богаче.

Русский психолог Л.С. Выготский говорил, что в детстве мышление, память и воображение неразделимы. И поэтому, развивая одно из звеньев триады, мы развиваем и остальные, что способствует гармоничному развитию и формированию личности. Совершенно очевидно, что развитие памяти и её тренировка должны гармонично вписываться в систему обучения и воспитания. Необходимо учитывать влияние на продуктивность памяти таких факторов, как мотивация, эмоции, отношение к учёбе, интересы, особенности характера, уровень развития, состояние здоровья. Опираясь на основные стадии развития и индивидуальные особенности ребёнка можно развивать его способности к концентрации внимания.

Важнейшим средством укрепления памяти является такая организация режима жизни детей, при которых достигается максимально восстановление сил и уравновешенности нервных процессов. На объем памяти дошкольников влияют и возраст, и характер запоминаемого материала, и способы его восприятия.

Практика показывает, что развитие памяти наиболее эффективно происходит в процессе игры и игровых упражнений. Так как в игре ребенок запоминает информацию, которая становится для него интересной. Впоследствии на подсознании появляется своеобразная программа, которая определяет, как лучше запоминается та или иная информация.

Но для того чтобы данная работа имела положительный результат необходимо создание целостного, интегративного понимания психологического развития. И одним из главных условий в развитии памяти является систематичная и целенаправленная работа с детьми, а также поэтапное усложнение материала.

Особенно заинтересовала меня методика Игоря Матюгина - Школа эйдетики. Развивая упражнениями, предложенными данной методикой, воображение, память и мышление ребёнка - развивается интеллект и личность в целом. Мне кажется, что последователи этой методики должны в ближайшее время появиться и в Беларуси. Ведь гармонично и всесторонне развитая личность - цель молодёжной политики нашей республики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: Учебное пособие/ Т.В.Варенова. - 2-е изд. доп. - Минск: «Асар», 2007. - 320 с.

.        Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л.С. Выготский - 1935.

.        Крупецкий В.А. Психология: учеб. для уч-ся педаг. училищ. - 2-е изд., перераб. и допол./ В.А.Крупецкий. - М.: Просвещение, 1986. - 323с.

.        Матюгин И.К. Как развивать хорошую память ребенка. Школа эйдетики/ И.К.Матюгин. - М., 2001. - 358с.

.        Немов Р.С. Общая психология: краткий курс/ Р.С. Немов. - СПб.: Питер, 2006. - 304с.

.        Общая психология: учебник под ред. А.В. Петровского.- 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 464с.

.        Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

.        Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии /под ред. проф. У.В. Ульенковой.- СПб.: Питер, 2007. - 304 с.

.        Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю.Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М., 2003

.        Семаго Н.Я., Семаго М.М.Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога2-е изд., - М.: АРКТИ, 2001. - 208с.

.        Тимомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие познавательных способностей у младших школьников/ Л.Ф. Тимомирова. - Ярославль: Академия развития, 2004 - 120с.

.        Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Л.В.Черемошкина. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 240с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Основные свойства памяти


Схема причин, влияющих на продуктивность памяти


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Игра. Классификация предметов «Помоги добраться до домика»

Ведущий: Жили-были слова. Они играли во дворе, было очень весело, и они не заметили, как стемнело. Слова расстроились, потому что ночью не могут найти дорогу домой. Надо помочь им. Представьте, что вы работаете в "Службе спасения 911" и приходите всем на помощь. Помогите и нашим словам.

Вот эти слова: ЗАЯЦ, СОСНА, ПИЛА, ЛИСА, РОМАШКА, МОЛОТОК, МЕДВЕДЬ, МАЛИНА, ТОПОР.

Они живут в трёх домах, по трое. В первом доме живут растения, во втором - животные, а в третьем - инструменты.

Кто проведет растения в первый домик? Какие слова с тобой пойдут? Правильно, с тобой идут: сосна, ромашка, малина.

Кто проведет животных во второй домик?

И инструменты вернет в их домик Саша. Какие ты возьмешь инструменты? молодец, пилу, молоток и топор.

Помогите распределить следующие слова по "домикам":

КРОКОДИЛ, ПИОН, ОБЕЗЬЯНА, ПЛОСКОГУБЦЫ, ПШЕНИЦА, НОЖНИЦЫ, СЛОН, ФИАЛКА, ИГОЛКА.

Рис. 1

Можно использовать слова из любых тем.

В игре вместо слов можно использовать карточки с изображением животных, растений, инструментов и т.д.


Игра «Четвёртый лишний».

Ведущий: Внимание, внимание, требуется помощь полиции! В домики забрались чужие слова. Надо их найти и выпроводить. Кто возьмется это сделать? Домики называются...

Перед вами слова, которые живут в домиках.

Рис. 2

В первом домике не может жить человек, потому что это не профессия, а просто человек. Во втором домике фонарик - не школьный предмет, а в третьем домике лишняя крыса.

Ведущий: Вы правильно нашли лишние слова. А теперь вспомните, кто жил в первом, втором и третьем домике и кто оказался непрошеным гостем.

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Это очень просто запомнить.

КРУГ - это солнышко, оно светит на крышу дома - ТРЕУГОЛЬНИК. От дома идёт прямая дорожка, она совсем как ОТРЕЗОК

Рис. 3

Рис. 4

Дорожка привела к бассейну-это ПРЯМОУГОЛЬНИК. Я купаюсь в бассейне, надо мной свесилась ветка - ЛУЧ с волшебным фруктом-в виде ОВАЛА.

Похожие работы на - Особенности памяти в дошкольном возрасте

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!