подготовки к освобождению
Нахождение в местах лишения свободы отражается на психологии человека. Социальная изоляция усиливает угнетенное состояние, которое является результатом фрустрации, следствием полного краха жизненных планов, целей, крушения надежд. У осужденного может появиться неверие в свои силы, в возможность снова обрести нормальную жизнь. К моменту прибытия в колонию (тюрьму) некоторые осужденные уже испытывают состояние угнетенности, подавленности от сознания своей вины перед обществом, семьей. Эти осужденные не нарушают режим, хорошо работают, выполняют требования администрации ИУ.
За три месяца до истечения срока наказания сотрудники ИУ должны провести ряд организационных и воспитательных мероприятий, подготавливающих осужденного к освобождению. Вся работа должна проводиться в индивидуальном порядке, с учетом характера совершенного преступления, прошлой преступной деятельности, срока отбывания наказания, поведения в период отбывания наказания, состояния здоровья и других особенностей личности осужденного. Администрация ИУ выясняет возможность трудоустройства осужденного и заблаговременно решает вопросы об устройстве его на работу, о создании ему после освобождения жилищно-бытовых условий, определяет необходимость установления административного надзора после освобождения, проводит воспитательную работу в связи с предстоящим освобождением.
Психолого-педагогическая и практическая подготовка осужденных к освобождению, проводимая с целью закрепления результатов исправления, включает работу школ подготовки осужденных к освобождению. Такие школы создаются во всех исправительных учреждениях. Проведение занятий здесь преследует цель дать осужденным комплекс знаний, умений и навыков, необходимых после освобождения при поступлении на работу, подыскивании жилья, оформления прописки и т. д. Для проведения занятий в школе целесообразно привлекать представителей милиции, суда, прокуратуры, адвокатуры, шефствующих трудовых организаций, которые могут конкретно разъяснить осужденным вопросы, связанные с пропиской, трудовым и бытовым устройством, дать практические рекомендации по преодолению трудностей, довольно часто встречающихся в адаптационный период жизни на свободе.
Те осужденные, которые прошли планомерную нравственную и психологическую подготовку перед выходом на свободу, не потеряли полезных социальных связей с обществом и оказались после освобождения в нормальном окружении, могут достаточно быстро вернуться к полезной деятельности и легче других отказаться от соблазнов, ведущих на путь совершения новых преступлений.
Забота о социальной помощи и реабилитации сводится к уведомлению органов социальной защиты о предстоящем освобождении, что отражено в ст. 180 УИК РФ. Порядок оформления необходимых документов, соответствующий Правилу № 81 МСП, устанавливается статьей 181 УИК РФ «Оказание помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания» /18, ст. 173, п. 4/.
Заключение не только имеет смысл с точки зрения ограждения общества от злой воли преступника, но и призвано служить его исправлению. Труд способствует воспитанию личности в созидательном духе, позволяет приобрести полезные навыки. В процессе исправительного труда греховная стихия в недрах души должна уступить место созиданию, порядку, душевному миру. Вместе с тем важно, чтобы лица, находящиеся в местах лишения свободы, не испытывали бесчеловечного обращения, чтобы условия их содержания были такими, при которых их жизнь и здоровье не подвергались бы опасности, а на их нравственное состояние не влиял бы пагубный пример других узников.
Социальная адаптация в значительной мере зависит от степени социальной отчужденности освобожденного, характера его преступной деятельности, ее продолжительности, состояния микросреды, в которую он входит. Основная масса новых преступлений, совершаемых лицами, которые отбывали наказание в виде лишения свободы, приходится на период до 3-х лет с момента освобождения. Причем чуть более половины преступлений совершается в первый год после освобождения.
Процесс социальной адаптации можно считать успешным в том случае, когда у вернувшегося из мест лишения свободы восстановлены социально полезные связи в основных сферах жизнедеятельности (обеспечены нормальные отношения в семье, жилье, постоянное место работы, полезное проведение досуга и т. д.), а также порваны связи с преступной средой.
.2 Факторы, обуславливающие эффективность процесса реабилитации несовершеннолетних осужденных
Поскольку реабилитация - это комплекс мер, связанных единой программой, то в данном процессе должны принимать участие специалисты различных профессий. Единство усилий психологов, социальных работников, психотерапевтов, педагогов и других специалистов направлено на устранение возникающей после освобождения дезадаптации и способствует ресоциализации. В зависимости от того, какие сферы жизнедеятельности нарушены, различают виды реабилитации: социальную, психолого-педагогическую, медицинскую, профессиональную. Реабилитация подростков, прибывших из мест лишения свободы, включает в себя также процессы реадаптации и ресоциализации.
К факторам, обуславливающим эффективную реабилитацию после освобождения можно отнести: возможность пройти курс реабилитации в специальном учреждении; возможность обратиться за помощью к специалистам; наличие разработанных и апробированных программ реабилитации несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы; наличие психолого-педагогических методик работы по реабилитации несовершеннолетних преступников; своевременное начало процесса реабилитации; мотивация несовершеннолетних к изменению образа жизни, поведения; консультативно-разъяснительная работа с родителями, участие родителей в процессе реабилитации; благоприятный социум, отсутствие криминального окружения; наличие условий для продолжения образования и трудоустройства; желание работать или получить образование.
.3 Взаимодействие клиента с социальным работником
Все формы и методы взаимодействия социального работника можно разделить на две группы: работа с проблемой клиента, освобождающегося из мест лишения свободы и работа по поводу этой проблемы с другими учреждениями, организациями, службами. Внутри этих групп, в свою очередь, идет классификация различных видов социального взаимодействия. Важным компонентом социального взаимодействия являются профессиональные умения и навыки социального работника и, в частности, степень владения методами поддержки, социальной терапии, коррекции и реабилитации.
Очень важно учитывать право клиента, освобождающегося из мест лишения свободы на невмешательство в его частную жизнь, ограничиваясь только теми сведениями, которые необходимы для достижения цели. В случае терапевтической или реабилитационной направленности помощи социальный работник должен правильно понимать природу, причины и развитие проблемы, а также адекватность функционирования клиента в конкретных ситуациях.
В ходе взаимодействия социального работника и клиента, освобождающегося из мест лишения свободы необходимо, чтобы клиент встретил понимание и сочувствие со стороны социального работника, что, в свою очередь, способствует созданию атмосферы доверия и открытости в их отношениях. Социальному работнику необходимо обратить внимание на то, что в процессе работы с различными людьми и группами людей, демонстрирующими сходные реакции, у него может сложиться своеобразный стереотип межличностных отношений, что может повредить клиенту. Другим аспектом взаимодействия является реакция клиента на социального работника, обычно она может основываться на реалистических оценках, но случается и искаженное восприятие.
В профессиональном взаимодействии социального работника и клиента, освобождающегося из мест лишения свободы, значительное место должно отводиться решению задач социальной адаптации и реабилитации, восстановлению социального функционирования. Характер взаимодействия среды и личности определяется различными факторами, важнейшим из которых является личностное начало, способность субъекта к деятельной самооценке и оценке объективных условий, социальной среды.
Социальная реабилитация также относится к наиболее важным аспектам взаимодействия социального работника и клиента, освобождающегося из мест лишения свободы. Успешность осуществления социальной реабилитации во многом зависит от соблюдения социальным работником ряда принципов: этапности, комплексности, последовательности, обязательности и добровольности, доступности и др., а также различных уровней адаптации (медико-социальный, профессионально-трудовой, социально-ролевой, социально-психологический и т.д.).
Основным документом, на основе которого осуществляется деятельность сотрудников социальной службы, является положение, разработанное на основе действующего законодательства и содержащее следующие основные разделы: общие положения (в этом разделе определяются статус социальной службы, источники ее финансирования); задачи (выделяются основные задачи, обусловливающие специфику деятельности службы); основные направления деятельности; технологии.
.4 Проблемы социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы
Необходимость повышенного внимания со стороны государства к бывшим заключенным обусловлена рядом причин. Объективными причинами являются следующие обстоятельства:
разрыв социальных связей;
отсутствие жилой площади, работы, документов, удостоверяющих личность;
наличие инвалидности, социально опасных заболеваний;
достижение пенсионного возраста и другие.
Субъективные причины связаны, прежде всего, с особенностями психологии лиц, вступивших в конфликт с законом. Характерными чертами являются асоциальные установки, пренебрежение общественными интересами, психологическая направленность на криминальное поведение, недоверие к властным структурам.
Формированию и закреплению указанных особенностей способствует негативный опыт, полученный этими людьми в процессе уголовного преследования и отбывания наказания.
Уголовные наказания, особенно, связанные с отбыванием длительных сроков лишения свободы, оказывают пагубное влияние на психологию осужденных, повышают их агрессивность, риск психических и иных заболеваний. По мнению психологов, отбывание наказания в виде лишения свободы является одним из тех стрессовых факторов, которые влияют на человека всю жизнь. Физическая изоляция от общества влечет ограничения в духовной и информационной сферах.
Каждый, кто попадает в места лишения свободы, обязан одновременно придерживаться двух линий поведения: формальных (режимных) правил исправительного учреждения и норм поведения преступного сообщества. За много десятилетий в отечественных пенитенциарных учреждениях сформировалась достаточно устойчивая субкультура со своей иерархией.
Следует отметить, что особенно глубокое влияние образ жизни преступного сообщества оказывает на неокрепшую психику подростков. В условиях изоляции, в процессе усвоения криминальной субкультуры асоциальные качества получают дальнейшее развитие.
Положение усугубляется системными проблемами пенитенциарных учреждений: недостатками воспитательной работы, низким уровнем медицинской помощи, нехваткой рабочих мест для осужденных, плохими санитарно-гигиеническими и бытовыми условиями содержания.
Немаловажным фактором является разрыв семейных связей, удаленность исправительных учреждений от мест проживания родных и близких осужденного. УИК РФ устанавливает, что местом отбывания наказания в виде лишения свободы являются исправительные учреждения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором проживало или было осуждено лицо. Однако данное требование, в силу объективных причин, (в первую очередь отсутствие на территории субъекта исправительного учреждения с соответствующим приговору режимом отбывания наказания) не всегда удается выполнить.
С освобождением из мест лишения свободы у человека резко изменяется правовой статус, практически в полном объеме восстанавливается правоспособность. Возникает потребность в адаптации к условиям жизни. Необходимо в короткий срок возобновить социальные связи, решить вопрос с регистрацией по месту жительства, трудоустроиться, научиться рационально расходовать заработанные деньги, обеспечить себя питанием, необходимыми вещами. Трудности процесса ресоциализации ведут к конфликту с социальной средой, нарушению норм и правил общества.
Наиболее определенным с точки зрения правовой урегулированности, содержания деятельности ответственных за ее осуществление учреждений и органов, анализа, оценки и контроля результативности проведенной работы является пенитенциарный этап.
Провозглашенная в России уголовно-исполнительная политика направлена не только на исправление осужденных и предупреждение новых преступлений, но и оказание им помощи в социальной адаптации. В соответствии с УИК РФ эта обязанность возлагается на администрации учреждений, исполняющих уголовные наказания.
Процесс социальной адаптации включает в себя:
проведение беседы с каждым осужденным, в ходе которой выясняется, где он намерен проживать, работать или учиться после освобождения, имеется ли связь с родственниками, характер взаимоотношений с ними, его жизненные планы, готовность к обеспечению жизнедеятельности на свободе, с разъяснением целесообразности возвращения на место постоянного проживания и на предприятие, где он работал до осуждения;
проведение занятий в «Школе подготовки осужденных к освобождению»;
получение письменных заявлений освобождаемых с просьбой об оказании им помощи в трудовом и бытовом устройстве по избранному месту жительства;
рассмотрение заявлений и принятие соответствующих решений об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве.
Обращает на себя внимание типичная ситуация с утратой документов в ходе предварительного расследования. У большинства осужденных паспорт изъят органами следствия при задержании и не приобщен к личному делу.
Существуют государственные и муниципальные структуры, которые решают в интересах населения отдельные вопросы в пределах своей компетенции: учреждения социальной защиты населения, здравоохранения, службы занятости, жилищные отделы, паспортные столы и так далее. В силу объективных и субъективных причин бывшие осужденные не всегда в состоянии получить от них помощь самостоятельно.
Следует отметить, что из числа тех, кого устраивали на работу по направлению учреждений, исполняющих наказания, ни один из опрошенных не проработал более одного года. Причинами такого положения они считают следующие. Предлагаются рабочие места, длительное время остающиеся вакантными из-за низкой заработной платы. Осужденные соглашаются на предложенную им перед освобождением работу, чтобы не быть «обузой» для родственников. Подавляющее большинство трудоустроенных работают охранниками, выполняют другую работу, не требующую специального образования или высокой квалификации. Значительная часть бывших осужденных не может адаптироваться к требованиям трудовой дисциплины и традициям коллектива, некоторым из них не удается установить неформальные отношения с коллегами, так как последние отказываются общаться с ними вне сферы трудовой деятельности. Взаимоотношения с товарищами по работе складываются не лучшим образом.
Наиболее сложно решается вопрос обеспечения лиц, освобожденных из мест лишения свободы, жильем. Из-за отсутствия жилых помещений они зачастую вынуждены проживать у знакомых (в том числе и у бывших сокамерников) или у родственников, с которыми нередко возникают конфликтные отношения, либо начинают вести бродячий образ жизни.
Следует учитывать, что значительная часть бывших осужденных не нацелена на правомерное, социально полезное поведение.
Поэтому, рассматривая проблему правоотношений государства с бывшими заключенными, невозможно ограничиться только вопросами оказания им помощи. Люди асоциальной направленности, с искаженной ценностной ориентацией требуют особого внимания, надзора как правоохранительных органов, так и общественности.
свобода реабилитация несовершеннолетний осужденный
Заключение
В решении всех этих задач первостепенную значимость приобретает научная и «Моделированная тюрьма» наглядно подтвердила, что социальная изоляция в виде лишения свободы оказывает существенное влияние на психику человека, причем более сильное, чем представляют себе многие работники правоохранительных органов.
Одной из важных проблем современной пенитенциарной науки и практики является установление точного соответствия между тяжестью совершенного преступления и мерой наказания. Срок уголовного наказания, вид режима и его атрибуты, с одной стороны, должны вызывать у осужденного переживания, способные удержать его от совершения новых преступлений, а с другой - не должны пагубно сказываться на его здоровье и состоянии психики. Не случайно в процессе современного реформирования уголовно-исполнительной системы во всех странах существенное внимание обращается на гуманизацию условий содержания осужденных.
Правильное восприятие наказание осужденным возможно только при возникновении «установки на раскаяние», которая играет роль фильтра на пути усвоения всех воспитательных воздействий. Поэтому для эффективной психокоррекции чрезвычайно важно перестроить установки осужденных по отношению к наказанию и преступлению.
Данный феномен отличается подвижностью и динамичностью, что позволяет сотрудникам ИУ заниматься его формированием. По данным исследования, проведенного в 2012 году, около 30% отбывающих наказания считают осуждение и наказание справедливыми, около 45%-осуждение справедливом, но меру наказания слишком суровой, около 25%-и то и другое не справедливыми. Обычно к концу срока отбытия наказания число лиц, полностью отрицающих справедливость осуждения и наказания, сокращается.
Несмотря на сложившиеся в целом большие трудности в исправительно-исполнительной системе нашего государства, в ряде исправительных учреждений все же имеются успехи в ресоциализирующей деятельности, особенно там, где администрация и персонал приобщаются к опыту и теоретическому наследию известных педагогов и психологов, где образуется сплоченный коллектив квалифицированных сотрудников формируются механизмы социально адаптированной групповой интеграции в сфере заключенных, создаются перспективы личностного самоутверждения, определяются перспективы исправления, сопровождающееся получением определенных льгот, создается перспектива будущего.
Список использованных источников
1.Зайнышева И.Г. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. Высших учебных заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2009 - 240 с.
2.Захаров М.Л. Право социального обеспечения России: Учебник /М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. - 2-е изд., испр. и перераб. - М.: Издательство БЕК, 2013. - 560 с.
.Инструкция об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а так же оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы от 13 января 2006 г. N 2 // Консультант Плюс: Высшая школа - Осень 2007 (CD-ROM).
.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов /Ю.А. Клейберг. - М.: 2011.-160 с.
.Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. Учеб. Пособие /В.А. Никитин. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2010. - 236 с.
.Павленок П.Д. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра - М, 2011. - 395 с.
.Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб, заведений /В.М. Сафронова. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 192 с.
.Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 18 декабря 1996 г. // Консультант Плюс: Высшая школа - Осень 2007 (CD-ROM).
.Фирсов М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений /М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. - М.: 2012 с. - 192 с.