Особенности благотворительной деятельности в России

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,37 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности благотворительной деятельности в России

Содержание

Введение

. Благотворительная деятельность: понятие, цели и виды

. Благотворительность в цифрах

. Правовое регулирование благотворительной деятельности в РФ

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Благотворительность как общественная деятельность имеет важнейшее значение. Даже семантика слов «благо» и «творить» имеет сильнейшую духовно-мировоззренческую составляющую.

Актуальность благотворительной деятельности как социального института сложно переоценить - это одна из форм созидательного взаимодействия между членами общества.

Благотворительная деятельность выполняет важные функции как средство компенсации недостатков перераспределения общественных благ (как материальных, так и нематериальных), как способ реализации человеком духовной потребности в помощи ближнему и как важнейший инструмент самоорганизации общества.

В современных российских условиях значимость любой из этих функций чрезвычайно высока. В связи с этим важны оценка благотворительной деятельности как социального и государственно- управленческого института, изучение деятельности государства и общественных организаций в тех или иных социальных сферах, анализ нормативно-правового регулирования и поддержки благотворительной деятельности.

Под понятие благотворительности попадают и пожертвования, и спонсорство, и меценатство, и социальная ответственность, и социальные инвестиции. На размытость термина «благотворительность» влияет устоявшаяся культурная традиция России, где благотворительность была долгие века делом духовным.

Объектом исследования является благотворительность.

Предметом исследования выступают особенности благотворительной деятельности в России.

Целью данной работы является рассмотрение теоретических основ понятия «благотворительность», а также ее исследование в рамках российского менталитета.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

. Изучить понятие, цели и виды благотворительной деятельности;

. Проанализировать статистические данные благотворительности;

. Рассмотреть правовое регулирование благотворительной деятельности в РФ.

благотворительная деятельность российский менталитет

1. Благотворительная деятельность: понятие, цели и виды

Благотворительная деятельность в наиболее общем значении понимается как добровольное безвозмездное содействие одних членов общества другим, признаваемым нуждающимися в такой помощи в соответствии с нормами и обычаями данного общества.

Исходя из такого понимания благотворительной деятельности можно установить ряд ее существенных с правовой точки зрения признаков.

Благотворительная деятельность - это всегда взаимоотношения между членами общества, т. е. между людьми или группами людей. Субъектами отношений являются члены общества, люди или группы (объединения, организации).

В упомянутых отношениях участвуют две категории субъектов: нуждающиеся в помощи и готовые ее оказать. Нуждающимися могут быть как индивиды - инвалиды, ветераны, дети-сироты, вынужденные переселенцы и т. д., так и группы людей - семьи. При этом организации не могут признаваться нуждающимися, на что есть причины, связанные с гражданско-правовой ролью и функциями юридических лиц. Благотворителями же могут быть как индивиды и их группы, так и организации.

Субъекты, нуждающиеся в помощи, должны признаваться таковыми в соответствии с нормами и обычаями конкретного общества, в котором возникают отношения благотворительности. При этом нормы понимаются в самом широком смысле - как социальные нормы, включающие нормы морали, религиозные и правовые нормы и т. п. Это особенно важно для понимания особенностей и тенденций развития благотворительности в России, где существуют серьезные изменения в содержании и сферах применения тех или иных социальных норм, что обусловливает некоторые тенденции развития благотворительной деятельности.

Существом благотворительной деятельности является добровольная безвозмездная помощь, осуществляемая как в материальной форме (передача имущества, в том числе денежных средств, выполнение работ, оказание услуг), так и в нематериальной (сострадание, сочувствие, психологическая помощь).

Современные исследователи выделяют следующие функции благотворительности:

перераспределение экономических благ,

психологическая и коммуникативная функции,

преодоление социального отчуждения,

демократизация общества,

социальная адаптация,

воспитательная,

предупредительно-профилактическая,

правозащитная функция.

Благотворитель не заявляет и не определяет заранее выгоду от своего благотворительного действия, даже если эта выгода наступает. Благотворительность, в отличие от спонсорства, может быть анонимной. Благотворительность может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности, например защиты окружающей среды, охраны памятников культуры.

Как правило, понятие «благотворительность» употребляется как синоним филантропии. И то и другое означает оказание помощи и покровительства неимущим, нуждающимся. Иногда филантропию понимают шире - как человеколюбие.

Можно также представить ситуацию, при которой благотворительность не являлась бы филантропией. Например, оказание безвозмездной помощи животным или природным заповедникам нельзя назвать «любовью к людям», т. е. филантропией, но можно назвать благотворительностью.

Иногда меценатство рассматривают как форму благотворительности, определяя его как поддержку, оказываемую меценатом организации или благому начинанию. На первый взгляд, меценатство отличается от благотворительности более узкой сферой деятельности. Меценат оказывает поддержку лишь проектам в области культуры, науки и искусства. Однако можно найти и более глубокое различие между благотворительностью и меценатством - в сфере мотивации. Меценат помогает не столько человеку, сколько, если так можно выразиться, той общественной роли, которую он играет.

Отметим, что благотворительность может использоваться в пиар-кампаниях политиков для привлечения голосов избирателей, а также как средство формирования благоприятного имиджа страны. У России есть опыт оказания помощи зарубежным странам: достаточно вспомнить многочисленные «славянские комитеты», создававшиеся для разносторонней помощи народам Балкан во второй половине XIX в., или гуманитарную миссию Фонда Андрея Первозванного в Косово в 2004 г.

Благотворительная помощь имеет некоторые общие черты с безвозмездной помощью. Однако основное отличие благотворительной помощи в том, что она направляется в общественные, благотворительные и гуманитарные организации, а получателем средств в рамках безвозмездной помощи может являться любая коммерческая организация.

Безвозмездная помощь (содействие) - это средства, товары, предоставляемые РФ, субъектам РФ, органам государственной власти и органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам, а также выполняемые для них работы и оказываемые им услуги в качестве гуманитарной или технической помощи на безвозмездной основе иностранными государствами, их федеративными или муниципальными образованиями, международными и иностранными учреждениями или некоммерческими организациями, а также физическими лицами, на которые имеются документы, подтверждающие принадлежность указанных средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи.

в соответствии с Налоговым Кодексом безвозмездная помощь не учитывается для целей налогообложения прибыли. При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам.

Продажа безвозмездной помощи запрещается.

Передача безвозмездной помощи для коммерческих организаций и физических лиц осуществляется на добровольной основе со стороны передающего. Данный вид помощи осуществляется только за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации, которая оказывает безвозмездную помощь. Получатель данного вида помощи не обязательно должен быть благотворительной или гуманитарной организацией. Ею может быть любая коммерческая организация. Как видим, закон не только регламентирует процедуру, но и очевидным образом страхует ситуацию от злоупотреблений.

В настоящее время становится престижным оказывать финансовую поддержку различным спортивным, культурно-массовым, творческим мероприятиям, а также выступать в качестве спонсора различных концертов и выставок. Деятельность по оказанию финансовой помощи детским домам, домам престарелых, инвалидам, как правило, освещается в прессе не так активно и, соответственно, менее заметна, хотя и имеет наибольшее социальное значение.

Благотворительность с правовой точки зрения чаще всего осуществляется в форме договора дарения. Спонсорский договор не является разновидностью договора дарения, так как в нем отсутствует главная черта последнего - безвозмездность и присутствуют встречные обязанности как у одной, так и у другой стороны.

Спонсор может быть как физическим, так и юридическим лицом, финансирующим деятельность физических и юридических лиц с целью получения материальной выгоды для себя либо в обмен на рекламу.

Согласно Закону о рекламе спонсором признается лицо, не только оказывающее помощь в обмен на распространение информации о себе, но и предоставляющее такую помощь безвозмездно, т. е. не рассчитывающее на упоминание своего имени во время проведения спонсируемого мероприятия. Таким образом, теперь стало возможным говорить и о безвозмездной спонсорской помощи.

Однако спонсирование чаще используется для того, чтобы получить выгоду от сотрудничества с рекламирующим данную торговую марку субъектом, который в результате такого сотрудничества получает материальную поддержку в том или ином виде.

В большинстве случаев детали благотворительных проектов не разглашаются в открытых источниках. Спонсор же заинтересован в том, чтобы его имя упоминалось как можно чаще, и частота и форма упоминаний четко оговариваются в договоре о спонсорском партнерстве.

С помощью спонсорства решают свои проблемы компании, чьи рекламные возможности ограничены законодательством и для которых спонсорство является одним из немногих возможных способов обращения к целевой аудитории (производители крепких спиртных напитков, табачных изделий).

Спонсорство позволяет охватить специфические целевые аудитории, которые труднодоступны для других маркетинговых технологий (спонсирование элитного клуба как способ сообщить о товаре узкой группе потребителей с высоким социальным статусом). Спонсорство может являться средством привлечения спонсируемой организации к своим проектам. «Корпоративная благотворительность» получила свое название скорее за неимением другого определения деятельности коммерческих организаций в социальной сфере. Корпоративная благотворительность понимается как добровольная деятельность коммерческой организации по оказанию помощи нуждающимся или по поддержке социальных проектов - собственных или других организаций. При этом сфера вложения средств не имеет прямой связи с основной деятельностью компании.

В отличие от бизнес-структур, для которых благотворительность - это дополнительная деятельность, не связанная напрямую с существованием самой компании, для благотворительных фондов это основная деятельность. Источником средств для фондов в большинстве случаев выступают частные и корпоративные безвозмездные пожертвования, но иногда фонды обладают и своим капиталом. Ряд фондов существует на проценты с капитала или ценных бумаг.

Наиболее распространенным видом благотворительной деятельности является частная благотворительность. Она заключается в жертвовании частными лицами на определенные цели любых средств - денег, вещей, медикаментов и т. п. Частная благотворительность является значительным источником средств благотворительных фондов. Если корпоративные благотворители сами выбирают социальные задачи под заранее запланированный объем средств, то фонды откликаются на имеющиеся в обществе острые проблемы и ищут средства для их решения.

Масштабы благотворительной деятельности также могут быть различными. Так, крупные компании способны осуществлять систематическую поддержку науки, решать - в масштабах региона или страны в целом - проблемы в области образования и здравоохранения. Такие проекты носят характер социальных инвестиций.

Законом о благотворительности регулируется и добровольческая деятельность, являющаяся составной частью благотворительности. В законе добровольцы определяются как физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг.

В то же время в законодательстве используется понятие «волонтер», которое, с одной стороны, является тождественным понятию «доброволец», с другой стороны, отличается от него. В международной практике добровольчество понимается как деятельность, осуществляемая по порыву души, а волонтерство, хотя и является также добровольной деятельностью, все же осуществляется одновременно с процессом обучения волонтера определенным навыкам, необходимым ему в волонтерской деятельности.

Однако добровольчество не ограничивается только деятельностью волонтерских групп и строительных отрядов по возведению спортивных объектов. Добровольчество заключается и в помощи отдельно взятому человеку, оказавшемуся в тяжелой жизненной ситуации. Люди, занимающиеся добровольческой деятельностью, руководствуются чувством милосердия и сострадания, желанием помочь другим людям.

Однако людей, вовлеченных в добровольческую деятельность и желающих в ней участвовать, действительно мало - всего 3% населения участвует в добровольческой деятельности. Поэтому государством предпринимаются меры по стимулированию данного вида общественно полезной деятельности. Так, например, согласно закону, с ними может быть заключен договор на безвозмездное выполнение работ, на основе которого от обложения страховыми взносами будут освобождаться выплаты добровольцам на проезд до места назначения и обратно, оплата средств индивидуальной защиты и взносов на добровольное медицинское страхование риска для здоровья во время выполнения добровольческой деятельности.

С добровольческой и благотворительной деятельностью тесно связано понятие фандрайзинга, под которым понимается процесс поиска и аккумулирования денег и пожертвований на проекты некоммерческих и благотворительных организаций.

В задачи фандрайзера входит поиск спонсоров, которые согласны вкладывать денежные средства в осуществление социально значимых проектов. Поэтому для успешной реализации данных задач фандрайзеру необходимо владеть организационными компетенциями, навыками делового письма, умением убеждать людей.

Таким образом, участие граждан в добровольческой и благотворительной деятельности должно найти отражение в программах обучения и воспитания школьников и студентов как один из элементов развития гражданского общества и стать приоритетным направлением социальной и молодежной политики.

. Благотворительность в цифрах

В настоящее время у существенной части населения в России имеется потребность в благотворительной помощи. На 2009 г. 15% населения имели доход ниже прожиточного минимума. В то же время в обществе сильны иждивенческие настроения. В 2011 году в России выявлено 5 млн не работающих сознательно граждан, не учитывая бездомных.

Согласно исследованиям, проведенным в 2010 году, нуждающиеся граждане ждут помощи прежде всего от государства, однако их доверие к благотворительным фондам и частным лицам также высоко.

С 1995 по 2005 г. сектор благотворительности вырос в 6-8 раз. На 2009 г. общий ежегодный объем пожертвований в России - 1,5 млрд долл., в то время как в США только на помощь другим странам было пожертвовано 11,43 млрд долл. Ежегодно тратится 15 млрд руб. пожертвований на 20 млн человек. При этом половина россиян (51%), оказывающих денежную поддержку нуждающимся, тратили ежегодно на это, по данным ВЦИОМ, до 500 руб. в год.

По данным полученным в ходе исследования, в сфере благотворительности задействовано всего около 2% трудоспособного населения. При этом, 58% населения считают благотворительность полезным и нужным делом и верит, что она не развивает иждивенчество. 14% уверены, что благотворительность способствует развитию иждивенческой психологии. 47% россиян заявляют о готовности лично заниматься благотворительностью.

Согласно исследованиям психологов, женщины участвуют в благотворительности чаще мужчин, люди с техническим образованием - чаще, чем гуманитарии, что в первом случае объясняется, видимо, большей сострадательностью женщин, во втором - более высоким, чем у гуманитариев, заработком людей с техническим образованием и их склонностью к конкретным и практическим действиям.

По данным на 2009 г., люди готовы помогать детским организациям, жертвовать деньги на борьбу с наркозависимостью, на организацию молодежного и детского досуга, на экологические проекты. Россияне не склонны поддерживать женские движения, научные программы, систему здравоохранения, помогать беженцам, военнослужащим, оказывать адресную помощь нуждающимся. Больше всего склонны участвовать в благотворительности те, кому 40-44 года и 35-39 лет.

Неучастие в благотворительности россияне объясняют чаще всего наличием множества собственных проблем, а также неуверенностью в том, что помощь дойдет до адресата. По данным ВЦИОМ, россияне думают, что благотворительность должна быть делом каждого человека (63%) и должна быть анонимной (56%). По данным другого опроса, мотивация людей, занимающихся благотворительностью, должна быть исключительно бескорыстной, поэтому государству не следует поощрять их материально. Треть россиян высказываются за то, чтобы государство поддерживало благотворителей нематериальными способами.

Добровольно и бесплатно на пользу обществу в течение 3 лет, предшествовавших опросу, трудился хотя бы однажды каждый второй россиянин. Каждый пятый делал это постоянно. По данным других опросов, на постоянной основе в добровольческих программах занято всего 8% взрослых. Для сравнения, в США и Западной Европе эта цифра составляет 40-60%.

В волонтерской деятельности чаще участвуют женщины, лица старше 50 лет, лица, не занимающиеся бизнесом и имеющие доход ниже среднего уровня. Молодежь, наряду с пенсионерами, наименее вовлечена в добровольческую деятельность.

Наиболее часто россияне участвуют в проектах по охране окружающей среды. Во время пожаров летом 2010 г. добровольцем в борьбе с пожарами был каждый десятый россиянин.

Среди долгосрочных добровольческих программ все популярнее становится донорство - к декабрю 2009 г. 44% россиян имели хотя бы однократный опыт сдачи крови.

В ответ на вопрос о том, в каких видах добровольческой деятельности россияне хотят участвовать, чаще всего назывались благоустройство территории, благотворительность, помощь жертвам стихийных бедствий и катастроф, помощь социально незащищенным.

По данным ВЦИОМ на лето 2011 г., почти две трети россиян готовы быть добровольцами в борьбе с последствиями предполагаемых пожаров (64%), причем из всех возрастных групп здесь преобладает молодежь. Тех, кто хотел бы помочь пострадавшим продуктами, вещами, медикаментами, - 37%, участвовать в тушении пожаров готовы 33% опрошенных. Значительно меньше тех, кто согласен приютить погорельцев (9%) или внести пожертвования для них (7%).

Среди мотивов участия в добровольческой деятельности преобладает желание быть полезным.

Однако среди молодежи наименее распространено стремление к добровольческой деятельности из бескорыстных мотивов. Молодые люди чаще становятся добровольцами ради приобретения полезных навыков и новых знакомств.

Благотворительностью всегда занимались прежде всего богатые люди. Кроме того, благотворительность тесно связана с этическими и социальными нормами, с отношением к богатству, с требованиями, которые общество предъявляет к богатым. Как обстоит с этим дело в современной России, насколько активно российский предпринимательский класс занимается благотворительностью?

В благотворительной деятельности принимают участие 70% всех российских компаний, 87% корпораций заявляют о намерениях развивать благотворительное направление.

Российские компании тратят на реализацию социальных программ не менее 79 млрд руб. в год. Каждая вторая крупная компания имеет свой благотворительный бюджет и тратит на благотворительность от 11 до 17% чистой прибыли.

Некоторые компании для осуществления благотворительной деятельности создают собственные фонды (например, благотворительный фонд «Лукойл») и занимаются социальными инвестициями, как, например, «Газпром», «Сибнефть», «РуссНефть», ТНК-ВР. Чем крупнее компания, тем активнее она сочетает благотворительность и имиджевую рекламу.

Для банковской элиты в России благотворительность - неписаное правило, как, например, для «Альфа-Банка», «Внешторгбанка», «Национального резервного банка».

Кто является объектом благотворительной деятельности бизнеса? По данным исследования 2011 г., российские бизнесмены предпочитают помогать прежде всего пожилым людям, детям-сиротам, инвалидам, матерям-одиночкам, многодетным семьям, а также поддерживать программы против наркомании и СПИДа, экологические проекты, организацию помощи тяжелобольным, программы по социальной реабилитации и воспитанию молодежи. Некоторые предприятия выделяют для помощи не деньги, а свою продукцию (продукты для детского дома, приюта) либо оказывают услуги (например, строительная фирма помогает возводить храм).

По мнению предпринимателей, суть социальной ответственности - в выполнении бизнесом своих основных функций (выплата достойной заработной платы, уплата налогов, создание рабочих мест), а не в принятии на себя бремени решения социальных проблем страны и регионов (так считают 60%).

Социальная ответственность должна строиться на принципах добровольности, никакое принуждение или «привлечение» к ней, в том числе со стороны государства, недопустимо. Кроме того, в бизнес-сообществе утвердилось понимание социальной ответственности как компенсации обществу за неравномерное распределение доходов. 50% предпринимателей разделяют мнение, что даже если высокие доходы являются результатами усилий отдельных людей, им все равно следует «делиться» с обществом. При этом отношение предпринимателей к вопросу о широком освещении их социальной активности неоднозначно - среди опрошенных оказалось примерно одинаковое количество как тех, кто считает, что компании должны непременно информировать общественность о социальных программах, улучшая тем самым свою репутацию, так и тех, кто придерживается противоположного мнения. Относительное большинство высказывается за то, чтобы ответственность за решение тех или иных социальных проблем брали на себя только крупные компании, а малый бизнес не только не должен демонстрировать социальную активность, но и сам нуждается в помощи. Однако немало и тех, кто считает социальную ответственность задачей, в равной степени актуальной для всех предпринимателей.

Добровольчество и благотворительность профессионально организовывают благотворительные организации. На 2009 г. было зарегистрированы 1700 благотворительных общественных организаций, 3 благотворительных общественных движения, 2720 благотворительных общественных фондов, 1 благотворительное общественное учреждение, 4571 благотворительных фонда.

Существуют общероссийские общественные благотворительные организации: Союз благотворительных организаций России, Федеральная комиссия по благотворительной деятельности, Национальный благотворительный банк, Совет по благотворительности при Президенте РФ и т. д.

По данным на 2007 г., учредителями благотворительных организаций были физические лица - граждане РФ (88%), на долю некоммерческих организаций приходилось всего 6%.

Свой вклад в общественную благотворительность и функционирование благотворительных организаций вносят и религиозные объединения. Кроме того, они организуют благотворительные обеды и столовые, благотворительные организации и фонды, осуществляют патронаж над различными социальными учреждениями, центрами дневного пребывания, больницами и хосписами, оказывают медицинскую, психологическую и юридическую помощь.

Однако у общества остается настороженное отношение к организованной благотворительности. 81% граждан считает, что благотворительность в стране по-прежнему развита слабо. Лишь 2% знают о деятельности благотворительных организаций, 21% слышали о таких организациях, но мало знают об их деятельности. 55% российских граждан ничего не знают о деятельности благотворительных организаций и только 2% сталкивались с ней лично.

У обычных людей, не занимающихся бизнесом, самая распространенная форма благотворительности - милостыня, а не пожертвования в благотворительные фонды, и эта тенденция сохраняется уже минимум десять лет. Причин этому несколько: недоверие к благотворительным фондам из-за непрозрачности их деятельности, неудобства при переводе материальной помощи, ощущение «виртуальности» призывов в СМИ, неловкость из-за слишком маленького пожертвования, нехватка организованных и достойных доверия форм благотворительности. Кроме того, благотворительная деятельность слабо освещается в СМИ.

Представители среднего и малого бизнеса также скептически относятся к деятельности благотворительных фондов, предпочитая помогать людям напрямую.

Таким образом, в России имеется серьезная потребность в развитии благотворительности.

. Правовое регулирование благотворительной деятельности в РФ

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» законодательство о благотворительной деятельности состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о благотворительности, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Из этой формулировки, стандартной для российского законотворчества, можно понять, что специализированное право ограничено фактически только самим базовым законом.

В Конституции сказано, что благотворительность поощряется. Однако уточнения данной формулировки нет. Не ясно, является ли поощрение прямой обязанностью, а также в чьи возможности или обязанности входит поощрение благотворительности. Такая не содержащая потенциала последствий формулировка приводит к тому, что функция поощрения такой деятельности ни за каким государственным органом не закреплена

Согласно НК РФ расходы, связанные с осуществлением благотворительной деятельности, не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. С точки зрения исчисления и уплаты налога на прибыль организациям невыгодно заниматься благотворительной деятельностью. Также Налоговый Кодекс уточняется, какие поступления для целей налогообложения относятся к целевым:

доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ, оказанных на основании соответствующих договоров;

имущественные права, переходящие некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;

имущественные права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности;

средства, полученные некоммерческими организациями безвозмездно на ведение уставной деятельности, не связанной с предпринимательской. Такие средства перечисляют их структурные подразделения, являющиеся налогоплательщиками, за счет целевых поступлений на содержание и ведение уставной деятельности;

средства, перечисленные структурным подразделениям, создавшими их некоммерческими организациями. Эти средства поступают за счет целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на содержание и ведение уставной деятельности.

В расчет налоговой базы целевые поступления не включаются, но налогоплательщики обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Что касается вычетов по уплате НДС, то организация, осуществляющая операции, как подлежащие, так и не подлежащие налогообложению, обязана вести раздельный учет таких операций, а также вести раздельный учет сумм «входного» НДС. В случае нарушения этого порядка организация утрачивает право на вычеты по НДС. Данные суммы нельзя будет включить и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организации.

Федеральный закон № 235-ФЗ дополнил перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц. Теперь организация может не начислять НДФЛ на следующие выплаты добровольцам:

на возмещение их расходов, связанных с исполнением договоров о безвозмездном выполнении работ, оказании услуг;

на наем жилого помещения, проезд к месту осуществления благотворительной деятельности и обратно, на питание;

на оплату средств индивидуальной защиты и на уплату взносов на страхование рисков для здоровья добровольцев, связанных с осуществлением ими добровольческой деятельности.

Также расширен перечень услуг, оказываемых некоммерческими организациями, которые не будут облагаться НДС. В частности, это услуги:

в сфере культуры и искусства;

по социальному обслуживанию несовершеннолетних, граждан пожилого возраста и инвалидов, а также по подбору и подготовке лиц, желающих стать опекунами или попечителями.

Также не будет облагаться НДС безвозмездная передача имущественных прав, товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках благотворительной деятельности.

От обложения НДС освобождается безвозмездное оказание услуг по изготовлению или распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством о рекламе. Такая реклама должна соответствовать одному из следующих условий:

при распространении в радиопрограммах продолжительность упоминания о спонсорах должна составлять не более 3 секунд;

при распространении в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании продолжительность упоминания о спонсорах должна составлять не более 3 секунд и ему может быть отведено не более 7% площади кадра;

при распространении другими способами на упоминание о спонсорах может быть отведено не более 5% рекламной площади.

Однако у компаний наверняка будут возникать споры с налоговыми органами, поскольку «безвозмездное оказание услуг по производству и распространению социальной рекламы» не предполагает компании-заказчика, которая будет оплачивать создание социального ролика и его размещение на телевидении или рекламных щитах.

Согласно п. 8 ст. 250 НК РФ благополучатели должны платить налог на прибыль. Обложения прибыли можно избежать только в том случае, если пожертвования будут использованы исключительно на те цели, на которые они получены.

Для признания передачи денежных средств или имущества благотворительной помощью необходимо ее соответствие целям, определенным в ст. 2 Закона о благотворительности. Только в случае полного соответствия целям, описанным в законе, налогоплательщик может быть освобожден от уплаты НДС.

Некоторые проблемы, связанные с несовершенством законодательства о благотворительности, государству удалось решить: исчезла проблема двойного налогообложения. В результате поправок, внесенных в Налоговый кодекс, благополучатели избавились от необходимости уплаты подоходного налога на оказанную помощь. Также был принят закон, в соответствии с которым некоммерческая организация может формировать целевой капитал за счет пожертвований в виде денежных средств и передавать его в доверительное управление управляющей компании для получения дохода. Полученный доход некоммерческая организация должна использовать для финансирования уставной деятельности. Но такая возможность предоставлена только благотворительным организациям, созданным в форме фонда и общественной организации. Учреждениям такого права не дано.

По-прежнему остается актуальным вопрос о необходимости предоставления налоговых льгот коммерческим организациям, жертвующим средства на благотворительность.

Существенной проблемой на пути развития благотворительности следует считать отсутствие информационной и пропагандистской поддержки благотворительной деятельности, так как средства массовой информации не спешат оказывать им такую помощь, они абсолютно не заинтересованы в этом. Коммерциализация всех сфер общественной жизни, в том числе деятельности СМИ, привела к выхолащиванию информационного потока, удалению из него «коммерчески невыгодных», «нерейтинговых» тем. Поэтому имеется необходимость поддержки государством информационной активности (включая негосударственную) в области освещения социально значимых тем, в том числе путем предоставления грантов на информационные и пропагандистские компании. Институт социального заказа должен в этом случае работать.

В субъектах Российской Федерации накоплен значительный опыт регулирования и организации благотворительной деятельности, который может быть использован и на федеральном уровне. Большинство субъектов РФ имеет законы о благотворительности, в некоторых субъектах законом регулируется также меценатство, спонсорство как особые виды благотворительной деятельности. Во многих субъектах созданы советы по благотворительности, представляющие интересы государственных и общественных институтов. Позитивным в законодательстве субъектов Федерации является то, что предусматривается поддержка тех направлений благотворительной деятельности, которые названы приоритетными, а также учет и поощрение благотворительных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с законом.

Таким образом, существующие законы и порядок налогообложения сильно препятствуют развитию российской благотворительности. Парадокс, но с отменой льгот благотворительность превратилась в убыточное мероприятие, которое выгоднее «уводить в тень» и оказывать нуждающимся помощь нелегально.

Для дальнейшего системного развития российской благотворительности все вышеперечисленные проблемы требуют целевого законодательного разрешения.

Заключение

Благотворительность в понимании простого обывателя это оказание бескорыстной, безвозмездной помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является добровольный выбор вида, времени и места, а также содержания помощи.

В России имеется серьезная потребность в развитии благотворительности.

К положительным моментам современной ситуации в этой сфере можно отнести готовность значительной части общества участвовать в благотворительной и добровольческой деятельности, а также довольно развитую социальную деятельность благотворительных и религиозных организаций.

К минусам относится недостаточный объем пожертвований на благотворительность по сравнению с западными странами, разрыв между ожиданиями граждан и представлениями бизнес-сообщества о социальной ответственности, неразвитость социальных инвестиций, малая занятость населения в сфере добровольчества и благотворительности, низкий социальный статус волонтеров, отсутствие альтруистической мотивации у молодежи, недоверие общества и бизнеса к благотворительным организациям и фондам. И частные лица, и предпринимательские круги готовы помогать чаще всего адресно и чаще всего - самым незащищенным (пожилым людям и детям).

Список использованной литературы

Буданцева С.В. Благотворительность как условие формирования социально ориентированной экономики: Тамбов, 2010. - 67 с.

Вострухова В.Н. Социокультурная регуляция благотворительной деятельности в современных российских бизнес- процессах. М.МГИМО, 2006. - 142 с.

Кузьменко Г.А. Из истории благотворительности в Еврейской автономной области // Благотворительность в России. Исторические и социально-экономические исследования: сб. ст. СПб: Лики России, 2003. - 347 с.

Нурков В.М. Социологические проблемы управления благотворительной деятельностью в мегаполисе. М.: МГИМО, 2000. - 87 с.

Сулакшин С.С., Бачурина Д.В., Вилисов М.В., Каримова Г.Г., Киш И.Р., Куропаткина О.В., Макурина Л.А., Сулакшина А.С. Благотворительность в России и государственная политика: монография. М.: Научный эксперт, 2013. - 224 с.

Хлякин О.С. Благотворительность как общественное явление: социально-философские аспекты. Красноярск, 2004. - 112 с.

Чепуров Ф.А. Благотворительность как специфический вид перераспределения экономических благ. Тамбов, 2007. - 110 с.

Шевцова Г.И. Роль благотворительных организаций в решении внешнеполитических задач российского государства: история и современность. М., 2006. - 127 с.

Ядвиршис К.А. Частная благотворительность в механизмах политической борьбы // Благотворительность в современной России: истоки, проблемы, перспективы: сб. ст. Брянск: Брянский филиал ОРАГС, 2007. - 124 с.

Похожие работы на - Особенности благотворительной деятельности в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!