Одежда как фактор социального статуса личности в группе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,88 Мб
  • Опубликовано:
    2014-11-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Одежда как фактор социального статуса личности в группе















Одежда как фактор социального статуса личности в группе

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ

1.1 Типы статусов. Их характеристика и различия

1.2 Социальный статус личности. Его структура

1.3 Влияние социального статуса личности на выбор одежды

2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОДЕЖДЫ КАК СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА        

2.1 Организация и методология исследования

2.2 Ход эмпирического исследования

2.3 Анализ полученных результатов и выводы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

В нашей жизни одежда занимает огромное место. По одежде всегда встречают, кроме того, часто по одежде можно определить к какому социальному статусу относится человек.

Каждый человек, включаясь в систему социальных взаимодействий, должен выполнять определенные социальные функции: педагог - преподавать, студент - учиться, предприниматель - организовывать производство и управлять им и т.д.

Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует в различных группах и организациях. Каждого человека, таким образом, характеризует статусный набор.

Для выполнения конкретных функций в ходе социальных взаимодействий на человека налагаются определенные (функциональные) обязанности; вместе с тем человек наделяется определенными правами, привилегиями, властными полномочиями. Человек, выполняя ту или иную функцию, в рамках системы взаимодействий занимает (или претендует на) определенную социальную позицию - эта позиция называется социальным статусом. Каждый человек, обладающий определенным социальным статусом, должен не только выполнять определенные требования и условия общества, но и выглядеть соответственно и одежда играет во внешнем виде индивида большую роль.

Всё это актуализирует выбранную тему и делает ее интересной для более глубокого изучения и проведения исследования по избранной теме.

Поэтому и цель нашего исследования заключается в выявлении влияния социального статуса личности на выбор одежды.

Объект исследования:  жители города Минска в количестве 30 человек, первая группа 10 респондентов в возрасте от 18 до 30 лет, вторая группа 10 человек  в возрасте от 30 до 45 лет, третья группа 10 человек  в возрасте от 45 до 60 лет.

Предмет исследования: одежда как фактор социального статуса личности.

Гипотеза исследования: социальный статус личности влияет на одежду личности любой возрастной категории.

Методики исследования

Механизмы психологической защиты.

Индивидуальный стиль мышления.

Эксперимент - К какому социальному статусу относится данный человек.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ

1.1 Типы статусов. Их характеристика и различия

Каждый человек включен во множество социальных институтов, взаимодействуя с другими людьми по различному поводу, выполняя каждый раз различные функции.

Мир статусов весьма многообразен, поэтому рассмотрим лишь их типологию.

В любом обществе существует некоторая иерархия статусов. Определенные статусы являются престижными, другие - наоборот.

Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

- реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

-системы ценностей, характерной для данного общества.

Различаются статусы приписанные (прирожденные) и достигнутые (приобретенные).

Приписываемый статус человек получает автоматически - по этническому происхождению, месту рождения, положению семьи - вне зависимости от личных усилий (дочь, бурятка, волжанка, аристократка). Достигаемый статус - писатель, студент, супруг, офицер, лауреат, директор, депутат - приобретаются усилиями самого человека с помощью тех или иных социальных групп - семьи, бригады, партии.

Приписываемый статус не совпадает с прирожденным. Прирожденными считаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса. Женщина - прирожденный статус, характеризующий пол. Белорус - прирожденный статус, определяющий национальность.

В последнее время ученые начали сомневаться в том, существует ли вообще прирожденный статус, если пол и цвет кожи можно изменить при помощи хирургических операций. Появились понятия биологического пола и социально приобретенного.

Возраст - биологически определяемая черта, но он не является прирожденным статусом так как в течение жизни человек переходит из одного возраста в другой и от конкретной возрастной категории люди ждут вполне определенного поведения: от молодых, например, ожидают уважения к старшим, от взрослых - заботу о детях и стариках.

Система родства обладает целым набором приписываемых статусов. Только часть из них является прирожденными. К ним относятся статусы: «сын», «дочь», «сестра», «племянник», «бабушка» и некоторые другие, выражающие кровное родство. Также существуют некровные родственники, так называемые законные родственники, которыми становятся вследствие заключения брака, усыновления и т. д.

Достигаемый статус. Существенно отличается от приписываемого статуса. Если приписываемый статус не подконтролен индивиду, то достигаемый находится под контролем. Достигаемым считается всякий статус, который не дается человеку автоматически самим фактом рождения.

Профессию водителя или инженера человек приобретает благодаря собственным усилиям, подготовке и свободному выбору. Статус чемпиона мира, доктора наук или рок-звезды он приобретает также благодаря собственным усилиям, огромному труду.

Достигаемый статус требует принятия самостоятельного решения и самостоятельных действий. Статус мужа является достигаемым: чтобы его получить мужчина принимает решение, делает официальное предложение своей невесте и совершает массу других действий.

К достигаемому статусу относятся позиции, которые люди занимают благодаря своим стараниям или заслугам. «Аспирант» - статус, которого выпускники вуза добиваются, конкурируя с другими и проявляя выдающиеся успехи в учебе.

Чем динамичнее общество, тем больше в его социальной структуре ячеек, рассчитанных на достигаемые статусы. Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее.

Статусы также могут быть формализованными или неформализованными, что зависит от того, в рамках формализованных или неформализованных социальных институтов и более широко - социальных взаимодействий - выполняется та или иная функция (например, статусы директора завода и лидера компании близких товарищей).

Социальный статус - это соотносительное положение индивида или группы в социальной системе. Понятие социального статуса характеризует место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни и оценку деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (зарплата, премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку.

Социальный статус в значении нормы и общественного идеала обладает большими потенциальными возможностями при решении задач социализации личности, поскольку ориентация на достижение более высокого социального статуса стимулирует социальную активность.

Если собственный социальный статус понимается человеком неверно, то он ориентируется на чужие образцы поведения. Существуют две крайности в оценке личностью своего социального статуса. Низкая статусная самооценка связана со слабой сопротивляемостью внешнему влиянию. Такие люди не уверены в себе, чаще подвержены пессимистическим настроениям. Высокая самооценка чаще связана с активностью, предприимчивостью, уверенностью в своих силах, жизненным оптимизмом. Исходя из этого, есть смысл ввести понятие статусной самооценки, как сущностной черты личности, несводимой к отдельным функциям и действиям человека.

Личный статус - положение, которое человек занимает в малой (или первичной) группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.

Социальный статус играет главенствующую роль среди незнакомых, а личный - среди знакомых людей. Знакомые составляют первичную, малую группу. Представляясь незнакомым людям, особенно сотрудникам какой-либо организации, учреждения, предприятия, мы называем обычно место работы, социальное положение и возраст. Для знакомых людей важны не эти характеристики, а наши личные качества, то есть, неформальный авторитет.

Каждый из нас обладает набором социальных и личных статусов, поскольку мы причастны ко многим большим и малым группам. К последним относятся семья, круг родственников и знакомых, школьный класс, студенческая группа, клуб по интересам и т. п. В них человек может иметь высокий, средний или низкий статус, то есть, быть лидером, независимым, аутсайдером. Социальный и личный статусы могут совпадать и не совпадать.

Смешанный статус. Иногда очень трудно определить к какому типу относится тот или иной статус. Например, статус безработного не является такой позицией, к которой стремится большинство людей. Напротив, его избегают. Безработным чаще всего человек оказывается помимо своей воли и желания. Причиной служат не зависящие от него факторы: экономический кризис, массовые сокращения, разорение фирмы и др. Такие процессы не находятся под контролем отдельного человека. В его власти предпринимать усилия в поисках работы или не делать этого, смирившись с ситуацией.

Политические потрясения, государственные перевороты, социальные революции, войны могут изменить (либо даже отменить) некоторые статусы огромных масс людей помимо их воли и желания. После октябрьской революции 1917 года бывшие дворяне превратились в эмигрантов, остались или стали чиновниками, инженерами, рабочими, учителями, потеряв исчезнувший из социальной структуры приписываемый статус дворянина.

Резкие изменения могут происходить и на индивидуальном уровне. Если в 30 лет человек стал инвалидом, его социально-экономическое положение существенно изменилось: если раньше он самостоятельно зарабатывал себе на хлеб, то теперь он полностью зависит от помощи государства. Достигаемым статусом назвать его трудно, поскольку по собственной воле никто не желает стать инвалидом. Его можно было бы считать приписываемым, но 30-летний калека не является инвалидом от рождения.

Звание академика сначала является достигаемым статусом, но позже оно превращается в приписываемый, так как считается пожизненным, хотя и ненаследуемым. Описанные выше случаи можно отнести к смешанным статусам. Человек, получивший степень доктора наук, не может передать её своему сыну, однако тот может пользоваться определенными преимуществами, если решит продвигаться по научной стезе. Если на занятие той или иной должности накладываются социально-демографические ограничения, то она тем самым перестает выступать в качестве. Выделяют также формальные и неформальные статусы, основные и эпизодические, независимые и зависимые статусы.

.2 Социальный статус личности. Его структура

Общество напоминает пчелиный улей, за каждой ячейкой которого закрепляется определенная специализированная («размежеванная») функция. Иначе говоря, каждый человек, включаясь в систему социальных взаимодействий, должен выполнять определенные социальные функции.

Для выполнения конкретных функций в ходе социальных взаимодействий на человека налагаются определенные (функциональные) обязанности; вместе с тем человек наделяется определенными правами, привилегиями, властными полномочиями.Однако человек не просто выполняет ту или иную функцию - он занимает определенную социальную позицию в рамках этой системы взаимодействий (или претендует на нее).

Социальный статус и является характеристикой социальной позиции в данной социальной системе координат.

Социальное признание или престиж, которые получает определенная группа индивидов от остальных членов общества. Статусные группы обычно различаются своим стилем жизни - способами поведения, характерными для индивидов данной группы. Статусные привилегии могут быть как позитивными, так и негативными»

Социальный статус и является характеристикой социальной позиции в социальной системе взаимодействий. Социальный статус имеет внутренне содержательную сторону, диспозиционно-пространственное измерение и внешненоминационную форму. социальный статус личность одежда

Наличие внутренне содержательной стороны означает, что социальный статус характеризует, какие права, обязанности, привилегии, полномочия закрепляются за теми, кто выполняет ту или иную функцию.

Знание этих прав, обязанностей привилегий, а также того, с кем человек обязан взаимодействовать, кому подчиняется, а кто находится в его подчинении, поможет нам определить диспозицию (расположение) конкретного статуса в системе координат данного социального пространства.

Наличие внешненоминационной формы означает, что социальный статус имеет свою номинацию: учитель, врач, президент, художник, дед, внук и т.д. Но в социологии эти номинации приобретают иное звучание, например статус дочки - это номинация не просто родственной связи, но и определенной подчиненности родителям, обязанности прислушиваться к их мнению, материальной, юридической зависимости от родителей.

Поэтому в социологии любое социально-позиционное название (должность, профессия, родственное положение) осмысливается в единстве с внутренне содержательными аспектами и получает диспозиционное измерение (по горизонтали или вертикали): каковы права индивида, обязанности, зависимости, привилегии, полномочия, кому он подчиняется, кто ему и в чем подчиняется и т. д.

Еще одной характеристикой статуса является статусно-ролевая теория личности. Это соответствующая теория, описывающая социальное поведение личности. Она разработана американскими социологами Р. Минтоном, Р. Мертоном, Т. Парсонсом, и описывает социальное поведение личности двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Американский исследователь Р. Линтон, один из авторов концепции социального статуса и социальной роли, подчеркивал, что для науки понятие «статус» неотделимо от понятия «роль» - это по сути две стороны одной медали. Если статус есть фиксация определенной социальной позиции (его содержательного, диспозиционного, номинационного аспектов), т.е. статус статичен, то роль - это динамическая характеристика, определяющая как должен вести себя человек, обладающий тем или иным статусом. Другими словами, статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль - действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.

Статус, как статичная характеристика в то же время, порождает немало социальных проблем личных коллизий. Люди не безразличны к своему статусу; стремясь получить определенный статус, они достаточно глубоко переживают свои неудачи на этом пути.

Таким образом, человек включен во множество социальных институтов, взаимодействуя с другими людьми по различному поводу, выполняя каждый раз различные функции.

1.3 Влияние социального статуса на выбор одежды

Социологи знают, что одежда человека - такой же социальный сигнал, как и его речь, поведение и т. д. Даже те, кто уверяет, что «наряды им совершенно не интересны», и одеваются настолько небрежно, насколько это возможно, по сути, таким образом сообщают о своей роли в обществе и о своем отношении к той культуре, в которой они живут.

Говорят, что современный человек одевается все более свободно и «неформально». Но такое утверждение обманчиво. В действительности прежние условности уступают дорогу новым. Джинсы на молодом человеке сегодня - такая же условность, как цилиндр на его сверстнике из предшествующей эпохи. Современному парню может казаться, что он носит то, что хочет, и что он наконец избавился от тесных правил костюмного этикета, которые когда-то определяли существование людей в обществе - да, старые правила отброшены, но их быстро заменили неписаные правила сегодняшнего дня.

Чтобы понять эти правила, необходимо оглянуться на происхождение одежды. У одежды три основных функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и, так сказать, «демонстрационная» функция.

Обеспечение комфорта - это, конечно же, внеобщественная и внеличностная функция одежды. Природа требовала от человека защищаться от жары, холода и т. д.

Однако благодаря современной технологии люди, получается, могли бы отказаться от этой функции одежды: квартиры снабжены центральным отоплением и мягкой мебелью, так что мы можем преспокойно существовать в пределах своих квартир и нагишом. Но то, что мы этого не делаем, подводит нас к следующей основной функции одежды - к соблюдению приличий.

В различные эпохи правила скромности были различными, но основной принцип оставался неизменным: чем более пуританским было общество, тем тщательнее полагалось скрывать свое тело. Пример крайности в этом отношении - одеяния женщин в некоторых арабских странах, где скрывается не только тело, но и его очертания. В этих странах женщина никогда не появлялась на людях без плотной вуали, и только ее муж знал, кто она на самом деле - красавица или уродина.

Сегодня трудно и представить, насколько далеко цивилизованное общество заходило в своих требованиях соблюдения приличий. Когда-то в Англии считалось непристойным даже произносить слово «нога», а ножки роялей во время публичных концертов закрывались чехлами. Ступеньки, ведущие из купальных кабин в море или реку, занавешивались, чтобы посторонние не могли видеть, как люди в купальных костюмах спускаются в воду,- и так было всего сто лет назад.

Перейдем к следующей функции одежды, а именно к демонстрационной. Запрет мужчинам появляться без галстука в дорогих ресторанах связан не с тем, что они обнажают адамово яблоко, а с тем, что галстук - это показатель определенного социального статуса. Как и многие другие элементы костюма, галстук выступает не как средство создания комфорта или в качестве детали, что-то скрывающей, а как знак, определяющий принадлежность его владельца к четкой социальной группе. И эта древнейшая функция одежды сохраняет свою значимость и в наши дни. Именно поэтому бесцветные, сугубо практичные туники людей космической эры, знакомые нам по второразрядным научно-фантастическим книгам и фильмам, так же маловероятны, как и возвращение человека к полной наготе. Как только общество отказывается от одного набора декоративных деталей одежды, на смену ему приходит новый - и подобная эволюция будет продолжаться, вероятно, до тех пор, пока человек не перестанет быть «общественным животным»: одежда - слишком удобное средство для демонстрации статуса и взглядов ее обладателя, поэтому навряд ли человек откажется от этой ее функции и перейдет к нейтральной защитной оболочке.

В прошлом демонстрационная функция одежды регламентировалась крайне жестко. Например, в Англии XIV века костюм определялся не вкусом или стилем, а законом. Большую часть времени тогдашний парламент посвящал определению правил одежды для каждого социального класса. Если человек надевал костюм, который полагался людям, стоящим выше его на общественной лестнице, он подвергался штрафу, а «незаконная» одежда конфисковывалась. Однако закону этому люди сопротивлялись с упорством чрезвычайным: настолько велико было желание англичан демонстрировать - хотя бы посредством костюма - высокое положение в обществе. Правила ужесточались, штрафы росли - но тщеславие было непобедимо.

Англия не была одинока в строгости. В Германии времен Возрождения женщина, нарушившая подобные правила, была обязана носить на шее тяжелый деревянный воротник. А в американских колониях женщине возбранялось носить шелковый шарф, если ее муж «стоил» меньше тысячи долларов.

Все это - отдельные примеры, взятые из множества подобных предписаний, существовавших в ранние периоды истории человечества. И для нас важно обратить внимание на следующее: люди стремились «завысить» свое положение в обществе, надевая «не свой» костюм, а наказывали их, по сути, не за сам костюм, но за попытку с его помощью завысить свой статус. В нашей обыденной жизни ношение одежды уже не ограничено такими жесткими правилами, тем не менее майор, например, не имеет права носить форму полковника, да и другие виды официального костюма регулируются столь же жестко, как и в давние времена.

Может показаться, что современный «распад» системы «костюмных» законов и правил приведет к декоративному хаосу, но это отнюдь не так. Общество вместо того, чтобы прийти к полной свободе в выборе одежды, выработало свои собственные ограничения. Сначала юридические законы сменились законами этикета, сформулированными, пожалуй, не менее тщательно, чем уголовный кодекс. Затем, с уничтожением жесткой общественной структуры, пособия по этикету костюма исчезли. Но сами правила отнюдь не самоустранились - они просто «ушли в подполье», став неписаными и даже не произносимыми вслух. Когда британского лорда спросили, есть ли преимущества в его общественном положении, он ответил: «Есть только одно преимущество - я не должен одеваться так же чертовски тщательно, как мои слуги».

Впрочем, свято место пусто не бывает: демонстрация своего высокого положения в обществе нашла новые формы. Так, например, в XVIII веке такой формой стал... спорт. «Высокородные» мужчины занимались «высокородными» видами спорта. И при верховой езде английские сельские джентльмены надевали для удобства фраки и цилиндры - именно это одеяние стало ассоциироваться с досугом и возможностью не работать. «Благородный» спортивный костюм при помощи молодых модников превратился в повседневный костюм высшего света, а позже, к середине XIX века, стал обычным костюмом большой части общества.

Но повседневность данного костюма лишила его признаков «высокого статуса», и в поисках авангардных идей модники продолжали исследовать новую - спортивную - сферу. Наступила очередь ружейной охоты, рыбалки и гольфа - дорогостоящих развлечений, распространенных среди обеспеченных классов и потому являющихся прекрасным источником новых идей в области моды. Джентльмены надели клетчатые костюмы и котелки. Вначале подобная одежда считалась крайне неофициальной, но затем клетчатая ткань потеряла свою яркость и, став более приглушенной по цвету, вытеснила черный фрак, оставив ему скромное место одеяния для свадебных и других официальных торжеств, а также для некоторых вечерних «мероприятий». И по сути, все без исключения современные деловые люди носят варианты костюмов, ранее являвшихся спортивными.

В последние годы наметилась новая тенденция. Общество равных возможностей со все большей неприязнью относится к привилегиям, и это заставило тех, кто занимает высокое положение, еще более изощренно демонстрировать свой социальный статус. Стало немодным и даже опасным заявлять - при помощи одежды - о своей принадлежности к элите, которая может дозволить себе «дорогие» виды спорта. На смену «клубному» пиджаку яхтсмена пришла одежда, заимствованная у представителей общественных «низов»,- она давала возможность продемонстрировать, что в груди у богатых и знаменитых людей билось сердце «простых парней».

Самым первым симптомом таких перемен стала мода, родившаяся в результате отдыха в средиземноморских странах. Богатые молодые люди нарядились в грубые рубашки и свитеры местных рыбаков, затем мода распространилась во всех странах. Но какую, если вдуматься, информацию сообщала нам эта «простая» одежда непростых людей? А вот какую: «Я одобряю бедных ребят, но сам к ним не отношусь». Как это им удается? Способов много. Первый - носить свитер и джинсы в тех общественных ситуациях, в которых бедняк оденется в свой лучший костюм. Второй - носить прекрасно сшитую, стилизованную «одежду бедняка». Есть еще с десяток способов, но суть их одна - контраст между одеждой и тем, кто ее носит. Любой богатый или известный человек, чье лицо регулярно появляется на страницах газет и журналов, на экранах телевизоров и кинотеатров, может позволить себе надевать самую «бедняцкую» одежду на самые ответственные мероприятия. В этих случаях он или она, используя этот контраст, совершает молчаливую, но активную атаку на общество, превозносящее благосостояние в качестве высшей ценности.

В сложном мире сигналов, «излучаемых» человеческой одеждой, существует множество тенденций. Часто они пересекаются, одни из них быстротечны, другие живут десятилетиями. Кратковременные тенденции - это обычно не более чем поиск нового; в их основе лежит потребность носителей одежды демонстрировать свою «современность». Такие тенденции зачастую быстро облетают земной шар и затем уходят в небытие. Однако демонстрация последних тенденций моды свидетельствует не только о том, что индивидуум идет в ногу с обществом, но и о его способности через определенные интервалы времени платить за новую модную одежду, то есть о его социальном статусе. Следя за мельчайшими изменениями в деталях нашего костюма (например, за изменениями ширины брюк или пиджачных лацканов), можно составить графики изменений сигналов, подающихся человеческой одеждой. Бессознательно мы постоянно составляем такие графики, что помогает нам «считывать» множество сигналов, передаваемых нам другими людьми.

Таким образом, одежда является такой же частью языка человеческого общения, как и жесты, выражения лица и позы и каждый человек в зависимости от социального статуса выбирают ту или иную одежду, по которой, зачастую, можно безошибочно оценить социальные статус и роль индивида.

2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОДЕЖДЫ КАК СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА

.1 Организация и методология исследования

Цель нашего исследования заключается в выявлении влияния социального статуса личности на выбор одежды.

Объект исследования:  жители города Минска в количестве 30 человек, первая группа 10 респондентов в возрасте от 18 до 30 лет, вторая группа 10 человек  в возрасте от 30 до 45 лет, третья группа 10 человек  в возрасте от 45 до 60 лет.

Предмет исследования: одежда как фактор социального статуса личности.

Гипотеза исследования: социальный статус личности влияет на одежду личности любой возрастной категории.

Методики исследования

Механизмы психологической защиты.

Индивидуальный стиль мышления.

Эксперимент - К какому социальному статусу относится данный человек.

Рассмотрим  эти методики подробнее.

Для начала мы воспользуемся изучением механизм психологической защиты - отрицания.  Мы разработали тест, состоящий из 4 вопросов, который представлен в Приложении 1. Благодаря тесту и количественной оценки ответов респондентов мы узнаем, используют ли респонденты различного статуса механизм отрицания при оценке влияния статуса на выбор одежды.

Для того, чтобы изучит индивидуальный стиль мышления мы воспользуемся анкетированием. При анкетировании для проведения исследования, для выявления  личностных качеств респондентов нами  разработана  анкета. Для конфиденциальности исследования за каждым испытуемым был закреплен определенный порядковый номер от 1  до 30. Анкета представлена в Приложении 2.

И третий метод, которым мы воспользуемся для изучения выбора одежды - эксперимент. Мы воспользуемся различными фото, с изображениями людей различного социального статуса и попросим респондентов определить, к какому социальному статусу относится данный человек, фото представлены в Приложении 3.

.2 Ход эмпирического исследования

Для проведения исследования нами была выбрана тема влияния социального статуса на выбор одежды.

Первым этапом нашего исследования было изучение механизма защиты отрицания. Для этого, мы предложили респондентам выбрать варианты ответов на вопросы, представленных в Приложении 1. С помощью ответов на этот тест мы узнаем, используют ли респонденты механизм отрицания, особенно, что касается своего материального положения и не входят ли они в заблуждение по поводу влияния социального статуса, которые они занимают на выбор того, во что они одеваются.

Для эксперимента мы выбрали случайных прохожих, различных возрастных категорий: 10 респондентов в возрасте от 18 до 30 лет, 10 человек  в возрасте от 30 до 45 лет, 10 -  в возрасте от 45 до 60 лет.

Для конфиденциальности исследования за каждым испытуемым был закреплен определенный порядковый номер от 1  до 30, расположены респонденты по возрастной категории. Для проведения дальнейшего исследования мы тем же самым респондентам мы задали вопросы анкеты, рассчитанные на то, чтобы выяснить их предпочтения одежды и понимают ли они разницу социальных статусов.

После проведения второго этапа исследования мы с помощью фото выясним, насколько хорошо респонденты различают людей различных статусов по внешнему виду, в частности одежды. Для этого мы предложим разделить фото по социальному статусу, а именно: бабушка, дедушка, мать, бухгалтер, артистка, учащиеся, ученый, военный. А также разделить другие фото на богатых и бедных по внешнему виду.

После проведения исследования все первичные данные систематизируем и сделаем выводы, представим их ниже.

.3 Анализ полученных результатов и выводы

Результаты первого проведенного нами исследования мы выяснили, что некоторые люди отрицают, что одеваются из-за того, что так «положено». В основном это люди молодого возраста - 11 человек. Кроме того, некоторые считают, что в отличие от прошлого в современном мире нет строго контроля правил одежды - 9, также трое считают, что никогда не сменят и не меняли свой стиль одежды, все они принадлежат первой группе - молодой.

Проанализировав данные, полученные во время опроса, мы пришли к выводу о том, что некоторые люди заблуждаются по поводу влияния социального статуса на себя конкретно, посмотрим, как респонденты оценивают влияния социального статуса на других людей. Для этого проведем дальнейшее исследование.

Тех же самых респондентов мы попросили ответить на вопросы анкеты, представленные в Приложении 2.

Проанализировав и сгруппировав все ответы, мы оформим их в виде таблицы 2 для удобства. Все респонденты представлены по возрастанию возраста.

Таблица 2 - Результаты анкетирования

№ п/п

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

Вопрос 5

Вопрос 6

Вопрос 7

1

18

да

да

да

нет

да

да

2

18

да

нет

да

да

да

3

19

да

да

да

да

да

да

4

19

да

да

да

да

да

да

5

20

да

нет

нет

да

нет

нет

6

23

да

да

да

да

да

нет

7

23

да

нет

да

нет

нет

да

8

26

да

да

да

да

нет

нет

9

28

да

да

да

да

нет

да

10

29

да

да

да

да

да

да

11

31

да

нет

нет

да

нет

12

31

да

да

да

да

да

да

13

33

да

да

да

да

нет

нет

14

34

да

нет

да

да

нет

нет

15

34

да

да

да

нет

да

да

16

35

да

да

да

да

да

да

17

35

да

нет

да

да

да

да

18

35

да

нет

да

нет

нет

да

19

38

да

да

да

да

да

да

20

42

да

нет

да

нет

нет

21

45

да

нет

нет

да

нет

нет

22

46

да

да

да

да

нет

да

23

48

да

да

нет

да

да

да

24

48

да

да

да

да

нет

да

25

48

да

нет

да

да

нет

нет

26

49

да

да

да

да

да

да

27

50

да

да

да

да

нет

да

28

50

да

нет

да

да

нет

нет

29

51

да

да

да

да

да

30

51

да

да

да

да

да

да


Из проведенного исследования видно, что респонденты подтверждают влияние социального статуса на выбор одежды для других в большей степени, чем влияние его на себя. Большинство людей подтверждают, что с изменением социального статуса на протяжении жизни меняется и выбор одежды. 90 % говорят о том, что для них важно как выглядит их собеседник и оценивает людей в зависимости от того, как они одеты.

Следующим этапом нашего исследования, было выявление респондентов отнести людей к группам с различными социальными статусами, в соответствии с фотографиями, представленными в Приложении 3.

Все респонденты правильно определили группы, когда нужно было оценить социальные статусы: профессия и родственные отношения, а при оценке богатый/бедный ошиблись два человека.

Таким образом, мы подтвердили выдвигаемую гипотезу нашим исследованием.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Функции, статусы и социальные роли образуют своеобразный стыковочный механизм, благодаря которому поведение человека становится предсказуемым, надежным для общества, а сам он становится носителем его культуры.

Социальные статусы и роли как средства описания взаимосвязи личности и общества позволяют во многом по-новому осмыслить социальную жизнь, установить более ясные «осязаемые» научно-логические механизмы подключения личности к сложным социальным образованиям, и в этом немалая заслуга социологической статусно-ролевой теории.

Определенный социальный статус обязывает не только себя вести определенным образом, но зачастую предполагает и соответствующий внешний вид.

В результате исследования мы подтвердили гипотезу о том, что социальный статус личности влияет на одежду личности любой возрастной категории.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. // С. Ф. Анисимов - М., 2008 - 426 с..

Кравченко, А.И. Основы социологии. // А. И. Кравченко - Учебное пособие. - М. 2009 - 526 с.

Общая социология: Учебн. пособие/Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 654 с. - (Высшее образование).

Козлова, О.Н. Личность - граница и безграничность социального / О. Н. Козлова //Социально-гуманитарные знания.- 2003.- №4.- С. 81-97.

Комаров, М.С. Введение в социологию : учеб.для вузов /М. С. Козлов.- М.: Наука, 2004.- 317 с.

Лебедева, С.О. Социология : учеб.пособие /С. О. Лебедева, Ю. П. Дубровченко ; ВолгГТУ.- Волгоград : Политехник, 2006.- 48 с.

Общая социология : учеб.пособие /ВолгГТУ.- Волгоград : Политехник, 2007.- 85 с.

Общая социология : учеб.пособие /под ред. А.Г. Эфендиева.- М.: Инфра-М, 2002.- 653 с.

Смелзер, Н. Социология: пер. с англ.  // Н. Смелзер - М.: Феникс, 2004. - 688 с.

10Словарь-справочник менеджера <#"870971.files/image001.gif">






Похожие работы на - Одежда как фактор социального статуса личности в группе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!