Правовое регулирование информационных технологий в гражданском судопроизводстве

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,69 Кб
  • Опубликовано:
    2016-06-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовое регулирование информационных технологий в гражданском судопроизводстве















Правовое регулирование информационных технологий в гражданском судопроизводстве

Введение

информационный судопроизводство правовой

Развитие информационных технологий во всем в мире, в том числе перенос части торгового и информационного оборота в сеть Интернет, влекут за собой необходимость перемен и в процессуальных отраслях права. Применение передовых технологий в гражданском процессе способствует автоматизации работы судебных органов, облегчению труда персонала, уменьшению временных затрат на коммуникацию с заявителями.

Рост обращений в суд, влекущий ежегодное нарастание количества гражданских дел и повышение нагрузки на судей, не должен решаться в современных условиях только за счет увеличения количества судей и персонала суда, поскольку гораздо более эффективным способом решения многих процессуальных задач является использование информационных технологий. Формализованная судебная гражданская процедура, носящая преимущественно письменный характер, также требует применения современных технологий, позволяющих упростить и ускорить выполнение стандартных процедур. Все вышеперечисленное доказывает актуальность темы исследования.

Информационные технологии, используемые в гражданском процессе в виде систем, баз данных, компьютерных программ, являются объектами интеллектуальной собственности и подлежат защите в рамках авторского, а в некоторых случаях и патентного права. Несмотря на государственный характер информационных систем, эксплуатируемых в судах общей юрисдикции, они, тем не менее также являются объектами интеллектуальной собственности и имеют своего автора.

Объектом настоящего исследования являются является законодательство Российской Федерации, регулирующее использование информационных технологий в гражданском процессе, возникновение и защиту интеллектуальных прав на объекты таких технологий. Предметом исследования являются нормы законодательства, регулирующих использование информационных технологий в гражданском судопроизводстве.

Целью курсовой работы является исследование информационных технологий в современном гражданском процессе, интеллектуальные права на объекты таких технологий. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

·на основе анализа номер действующего законодательства определить виды информационных технологий, используемых в процессе судопроизводства в судах общей юрисдикции;

·очертить круг нормативно-правовых актов, регулирующих порядок электронного документооборота в судах общей юрисдикции;

·рассмотреть основания возникновения и способы защиты интеллектуальных прав на объекты информационных технологий, используемых в гражданском процессе.

При написании курсовой работы, в целях наиболее полного и объективного рассмотрения категорий и явлений, используются общенаучные методы: сравнительно-правовой, логический, метод комплексного исследования, метод системного анализа в их разнообразном сочетании.

Теоретической основой работы выступают научные труды отечественных ученых, касающиеся исследуемой темы, нормативно-правовой базой является гражданское законодательство Российской Федерации.

Структура работы обусловлена выбранной темой, курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих три параграфа, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Правовое регулирование информационных технологий в деятельности судов общей юрисдикции

1.1 Информационные технологии в судопроизводстве в судах общей юрисдикции

О необходимости активного внедрения и использования в судах общей юрисдикции информационных технологий указано в Постановлении Правительства от 27.12.2012 № 1406, которым была утверждена Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы». Данная программа предполагает развитие информационно-коммуникационных технологий в судах общей юрисдикции посредствам осуществления мероприятий по повышению открытости, доступности и прозрачности деятельности судов за счет применения систем видео- и аудио- протоколирования хода судебных заседаний, программно-технических средств оцифровки документов и оборудования, информатизацию судебной системы в целом и внедрение современных информационных технологий в деятельность судебной системы.

Поскольку использование информационных технологий в гражданском процессе предполагает, в первую очередь, работу с информацией, то необходимо отметить, что осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации регулируется нормами Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации). Статья 2 указанного нормативно-правового акта дает определения понятиям «информация» и «информационные технологии»:

·информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

·информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

Кроме того, указанный закон определяет порядок применения информационных технологий и обеспечения защиты информации.

Гражданское судопроизводство в судах общей юрисдикции основывается на нормах Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ). Из анализа норм ГПК РФ можно выделить следующие виды информационных технологий, используемых при совершении гражданского судопроизводства:

·информирование о деятельности суда и судопроизводстве, в том числе судебном делопроизводстве, на официальном сайте суда в сети Интернет;

·использование автоматизированной информационной системы на разных этапах судопроизводства;

·использование видеоконференц-связи при рассмотрении дел.

Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (далее - ФЗ-262), распространяет свое действие на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности судов.

В соответствии со статьей 6 ФЗ-262 одним из способов доступа к информации о деятельности судов являет размещение такой информации о деятельности судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Информационно-телекоммуникационные сети представляют собой инфраструктуру оборота информации открытого доступа. Все разновидности таких сетей устроены так, что, имея к ним доступ (соединение), каждый получает возможность пользоваться предоставляемыми ею возможностями, услугами, сервисами. На территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, информации и информатизации, а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Общее понятие информационно-телекоммуникационных сетей закреплено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - ФЗ об информации), согласно статьей 2 которого информационно-телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Указанный нормативно-правовой акт прямо не дает определения Интернету, но закрепляет такие понятия как «сайт в сети «Интернет», «страница сайта в сети «Интернет», «доменное имя», «владелец сайта в сети «Интернет», «провайдер хостинга». При этом в определении словосочетанию «сайт в сети «Интернет» законодатель прямо указывает на информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (ст. 2 ФЗ об информации). Следовательно, Интернет является разновидностью информационно-телекоммуникационной сети, а значит и технологической системой, предназначенной для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В качестве особенности Интернета как информационно-телекоммуникационной сети стоит отметить свободный доступ к нему - в Российской Федерации для доступа не требуется наличия лицензии или какого-либо иного разрешительного документа. Единственным условием для доступа к Интернету является наличие необходимых средств вычислительной техники и линий связи. Не стоит путать ограничение доступа к информации, содержащейся в сети Интернет, с доступом к самой сети Интернет. Так, статьями 15.1 - 15.7 ФЗ об информации закреплен перечень информации, доступ к которой в Российской Федерации запрещен, в том числе и посредством сети Интернет.

Статья 10 ФЗ-262 предполагает создание официального сайта суда или, в случае его отсутствия, размещение информации на официальном сайте органа Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится этот суд.

В соответствии со статьей 2 ФЗ об информации «сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»; «доменное имя» - обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети «Интернет» в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети «Интернет».

В настоящее время регистрация доменных имен в Российской Федерации регулируется Правилами регистрации доменных имен в доменах .RU и .РФ, утвержденными решением № 2011-18/81 от 05.10.2011 Координационного центра национального домена сети Интернет. Основная черта регистрации доменного имени в том, что оно дает обладателю адреса исключительное право пользования и распоряжения доменным именем. Владелец доменного имени вправе самостоятельно определять способы использования сайта и имени (разместить рекламу, сайт об услугах и/или товарах, сделать доступ платным или бесплатным, может сдать доменное имя в аренду, может продать его и т.д.), в том числе определять порядок и условия регистрации других пользователей его уровней.

«Положение по созданию и сопровождению официальных Интернет-сайтов судов общей юрисдикции Российской Федерации» устанавливает основные принципы организации работы, задачи и структуру Интернет-сайтов судов общей юрисдикции. Порядок создания (обновления), подготовки и размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о деятельности судов общей юрисдикции закреплен в Регламенте размещения информации о деятельности судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества, системы Судебного департамента в сети «Интернет».

В соответствии со статьей 14 ГПК РФ состав суда для рассмотрения конкретного дела формируется, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы.

Общие требования к государственным информационным системам закреплены в Постановлении Правительства РФ от 18.05.2009 № 424 «Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям». В соответствии с Постановлением операторы федеральных государственных информационных систем обязаны обеспечить:

·защиту информации, содержащейся в информационных системах общего пользования, от уничтожения, изменения и блокирования доступа к ней;

·постоянный контроль возможности доступа неограниченного круга лиц к информационным системам общего пользования;

·восстановление информации, измененной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней, в течение не более 8 часов;

·использование при подключении информационных систем общего пользования к информационно-телекоммуникационным сетям средств защиты информации, прошедших оценку соответствия (в том числе в установленных случаях сертификацию), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

·информационную безопасность при подключении информационных систем общего пользования к информационно-телекоммуникационным сетям.

С 2004 года в судебной системе Российской Федерации стартовала реализация проекта по создание единой информационной системы. Государственная автоматизированная система РФ «Правосудие» - это территориально распределенная автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (СД), обеспечивающая информационную и технологическую поддержку судопроизводства на принципах поддержания требуемого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации.

В настоящее время ГАС «Правосудие» состоит из 27 подсистем и используется во всех судах общей юрисдикции на территории РФ.

В 2013 году в ГПК РФ была включены нормы, допускающие использование видеоконференц-связи в гражданском процессе. Первоначально в России видеоконференция в судопроизводстве применялась только в судебно-пенитенциарной системе в основном для заслушивания свидетельских показаний лиц, находящихся под стражей. Затем в России режим видеоконференцсвязи был впервые в мире применен непосредственно для проведения судебных заседаний. Стоит отметить, что в арбитражном процессе использование видеоконференц-связи было введено в 2010 году и активно применяется судами на всех стадиях судопроизводства. Для гражданского процесса такая возможность является новинкой и на настоящий момент не пользуется особым интересом.

Статья 155.1 ГПК РФ закрепляет порядок участия в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи. Из анализа норм статьи видно, что разбирательство с применением видеоконференц-связи допускает при ее наличии, при этом обязанность по выяснению технической возможности такой связи лежит на суде. Д. С. Некрестьянов полагает, что системы видеоконференцсвязи используются только в межрегиональных спорах, указывая, что хотя такое ограничение прямо не указано в законе, но следует из общего смысла применения систем видеоконференцсвязи как способа снижения судебных издержек сторон.

ГПК РФ не устанавливает требований к качеству видео- и аудиосвязи во время проведения заседания с помощью видеоконференц-связи. В настоящее время данный вопрос, несмотря на то, что с момента включения таких номер в ГКП РФ прошло более двух лет, так и остался без правового регулирования. В таком случае суду стоит самостоятельно определять позволяет ли имеющееся качество связи дать возможность проведения заседания в соответствии с нормами ГПК РФ, то есть может ли суд в полной мере понимать и осуществлять коммуникацию с участником гражданского судопроизводства.

Следует согласится с мнением А.Лейбы, что «если при сеансе видеоконференц-связи изначально не возникало никаких технических проблем, то есть были синхронизированные картинка и звук, но затем изображение исчезло, а звук присутствует или наоборот, то вряд ли возможно признать такую видеоконференц-связи соответствующей нормам ГПК РФ».

ГПК РФ не содержит норм, касающихся судебных издержек при использовании видеоконференц-связи. Законодатель прямо не определил кто должен финансировать мероприятия по проведению видеоконференц-связи, техническому обеспечению и обслуживанию сеанса связи и т.п. Следовательно, такие издержки может нести суд или возложить их на сторону, ходатайствующую о проведении заседания с использованием видеоконференц-связи. Использование системы видеоконференцсвязи, безусловно, является дорогостоящей судебной процедурой, поскольку требуются немалые расходы на оборудование, его монтаж, наладку, обслуживание и поддержание в рабочем состоянии.

1.2 Электронный документооборот

Организация документооборота и делопроизводства в судах общей юрисдикции представляет собой единую систему документационного обеспечения деятельности суда, предназначенную для работы с процессуальными и иными документами, в том числе созданными в процессе судопроизводства в суде. Электронный документооборот в судебной системе Российской Федерации ведется как в локальных сетях пользователей, например, отдельно взятом суде, так и с помощью информационно-телекоммуникационных сетей, в частности, сети Интернет.

Судебное делопроизводство в судах общей юрисдикции осуществляется на основании Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 № 36 (ред. от 16.04.2014) «Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде», требования распространяются как на традиционное делопроизводство, так и на организацию работы с документами, создаваемыми средствами вычислительной, компьютерной и электронной техники. Согласно Инструкции автоматизированный документооборот осуществляется с использованием базы данных ПИ «Судебное делопроизводство».

Организация документооборота в Верховном Суде РФ основывается на положениях «Инструкции по делопроизводству в Верховном Суде Российской Федерации». В соответствии с пунктом 2.1.2. Инструкции система документационного обеспечения деятельности суда является единой и базируется на современных информационных технологиях и программно-технических средствах по подготовке и обработке документов. Все входящие и исходящие документы, а также внутренние (организационно-распорядительные) документы учитываются и регистрируются в единой автоматизированной информационной системе. Пункт 2.1.9 определяет перечень действий и документов, совершаемых с помощью информационной системы. На основании автоматизированной информационной системы создается единая база данных суда.

Порядок обработки электронных запросов, поступивших в Верховный Суд РФ, осуществляется в соответствии с «Положением о порядке направления, регистрации и обработки запросов, поступающих в Верховный Суд Российской Федерации в виде электронных документов по сети Интернет». Данный акт определяется требования как к ответу на запрос, так и к самому запросу. Например, количество знаков в тексте запроса не должно превышать двух тысяч, запрос не должен содержать вложенных файлов и гиперссылок.

Кроме передачи информации и документов между субъектами судебной системы РФ, существует понятие «межведомственный электронный документооборот», который представляет собой взаимодействие информационных систем электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органов, а также государственных внебюджетных фондов, в том числе судов. Правовое регулирование межведомственного электронного документооборота осуществляется на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2009 г. № 754 «Об утверждении положения о системе межведомственного электронного документооборота». Указанный нормативно-правовой акт носит отсылочный характер, поскольку определяет лишь основные положения и принципы такого вида документооборота.

Одной из основных особенностей ведения электронного документооборота является подписание документов электронно-цифровой подписью.

Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Об электронной подписи» (далее - Закон об электронной подписи).

В соответствии с вышеуказанным законом, электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию. Статья 5 Закона об электронной подписи выделяет следующие виды подписи:

·простая электронная подпись;

·усиленная электронная подпись, которая, в свою очередь, разделяется на: усиленную неквалифицированную электронную подпись и усиленную квалифицированную электронную подпись.

Статья 6 Закона об электронной подписи закрепляет случаи, в которых документы в электронной форме, подписанные электронной подписью могут быть приравнены по юридической силе к договорам на бумажных носителях.

При подписании квалифицированной электронной подписью - информация в электронной форме признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Следовательно, когда стороны используют квалифицированные электронные подписи, подписанные ими документы в электронной форме имеют равную юридическую силу с документами на бумажных носителях непосредственно в силу закона. Не обязательно составление и утверждение каких-либо нормативно-правовых актов, в которых имеется условие о признании одинаковой юридической силы документов в электронной форме и на бумажных носителях.

Электронная квалифицированная подпись позволяет достоверно определить лицо, подписавшее электронный документ (ст. 5 Закона об электронной подписи). Наличие электронной квалифицированной подписи в документе в электронной форме, подлинность которого удостоверена программой проверки, позволяет сделать вывод, что он составлен конкретным лицом, то есть исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК РФ).

При подписании простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью - информация в электронной форме признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, только в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия.

В отличие от квалифицированной электронной подписи (ч. 4 ст. 5 Закона об электронной подписи) простая электронная подпись и неквалифицированная электронная подпись не позволяют в достаточной степени достоверно определить лицо, подписавшее электронный документ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона об электронной подписи одной электронной подписью могут быть подписаны несколько связанных между собой электронных документов (пакет электронных документов). При подписании электронной подписью пакета электронных документов каждый из электронных документов, входящих в этот пакет, считается подписанным электронной подписью того вида, которой подписан пакет электронных документов.

Таким образом, действующее законодательство не устанавливает требования к непосредственному подписанию одной электронной подписью каждого документа, а напротив, предоставляет право подписать несколько документов одним пакетом. Например, если приказ и приложения к нему не сформированы в один пакет, а представляют собой самостоятельные документы (файлы), то каждый их них должен быть подписан электронной подписью.

Практически любая информация, обрабатываемая в информационных системах подлежит защите и должна быть безопасна для пользователей.

В соответствии со статьей 16 Закон об информации защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

·соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

·реализацию права на доступ к информации.

Требования к обеспечению защиты информации ограниченного доступа, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну, от утечки по техническим каналам, несанкционированного доступа, специальных воздействий на такую информацию (носители информации) в целях ее добывания, уничтожения, искажения или блокирования доступа к ней при обработке указанной информации в государственных информационных системах установлены в Приказе ФСТЭК России от 11.02.2013 № 17 «Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах».

Защита информации, содержащей персональные данные, должны осуществляться в соответствии с Приказом ФСТЭК России от 18.02.2013 № 21 «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».

Порядок организации и обеспечения безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, закреплен в Инструкции об организации и обеспечении безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну.

На основании анализа норм ГПК РФ и иных нормативно-правовых актов, регулирующих порядок судопроизводства и делопроизводства в судах общей юрисдикции, норм в области защиты информации, можно сделать вывод, что некоторые виды информационных технологий, например, автоматизированные информационные системы, используются как во внутренней работе суда, так и при судопроизводстве. Использование информационных технологий в гражданском процессе регламентируются как правовыми актами общего характера, т.е. относящимся к любой сфере деятельности, так и правовыми актами непосредственно судебных органов.

Глава 2. Интеллектуальные права на объекты информационных технологий, используемых в гражданском процессе, и их защита

Часть четвертая Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), стала единым кодифицированным актом, призванным урегулировать отношения в сфере интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации и, по сути, объединила положения сразу нескольких нормативных актов, ранее действующих в рассматриваемой сфере.

Стоит отметить, что положения четвертой части ГК РФ не внесли революционных изменений в правовое регулирование результатов интеллектуальной деятельности, а продолжили и обобщили традиционные для нашей страны подходы к защите прав на результаты интеллектуальной деятельности. При этом наше российское законодательство в сфере защиты интеллектуальной собственности в достаточной степени соответствует мировым стандартам. И более того, мы одна из немногих стран, которая имеет кодифицированное законодательство об интеллектуальной собственности.

Институт охраны интеллектуальной собственности является достаточно молодым институтом права. В настоящее время объекты, охраняемые интеллектуальным правом, перечислены в ст.1225 Гражданского кодекса РФ. Из всего указанного в статье многообразия объектов первыми законодатель называет объекты авторских прав - произведения науки, литературы и искусства и

Выражение «авторское право» употребляется в объективном и субъективном смыслах. В объективном смысле это совокупность норм, регулирующих отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства и защите прав авторов и иных правообладателей. В субъективном смысле авторское право - это определенные права на произведение науки, литературы и искусства, принадлежащие определенному лицу - автору или его правопреемнику.

Авторское право не регламентирует процедуру практического применения произведений. Оно лишь определяет, что является, например, воспроизведением произведения, его исполнением, показом, обнародованием и т. п. Регламентация процессов практического использования охраняемых авторским правом произведений выходит за рамки авторского права и гражданского права в целом.

Высшие суды РФ в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» указали, что при рассмотрении вопроса признании конкретного результата работ объектом авторского права следует учитывать, что по смыслу статьей 1228, 1257 и 1259 ГК РФ в их взаимосвязи таковым является только тот результат, который создан творческим трудом.

В сентябре 1952 года под эгидой ЮНЕСКО была выработана конвенция об авторском праве, которая принята в Женеве межправительственной конференцией. Названа она была Всемирной (Женевской) Конвенцией об авторском праве и вступила в силу в 1955 году. (Решающим шагом по включению России в международную систему охраны авторских прав стало ее присоединение в 1994 году к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года (в редакции 1971 г.) и Всемирной конвенции об авторском праве 1952 года (в редакции 1971 г.).

В соответствии со статьей 1261 ГК РФ, авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы.

Правовая охрана баз данных закреплена в статье 1260 ГК РФ, которая указывает на виды сборников и иных составных произведений - антологии, энциклопедии, базы данных, интернет-сайта, атласа или другого подобного произведения. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» также разъяснено, что программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ) относятся к литературным произведениям, а базы данных - к сборникам, так как по своей природе они являются составными произведениями.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 1225 ГК РФ результатами интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются программы для электронных вычислительных машин.

Статья 1261 ГК РФ предусматривает, что авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В силу пункта 1 статьи 1229 ГК РФ использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными ГК РФ), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается ГК РФ. Таким образом, система авторского права является главным правовым способом защиты компьютерных программных продуктов.

Однако, при наличии определенных условий компьютерные программные продукты могут стать объектами патентного права, если правообладатель сможет доказать их патентоспособность, а, следовательно, и защищаться нормами патентного права. Несмотря на то, что патентным право не предусмотрена охрана компьютерных программных продуктов, а статья 1350 ГК РФ прямо указывает на то, что программы для ЭВМ не являются объектами патентного права, тем не менее известно патентование некоторых баз данных как изобретений, получение патентов на отдельные элементы программного обеспечения. Например, на изобретение Native wi-fi architecture for 802.11 networks получен патент в России «Собственная WI-FI архитектура для сетей 802.11» № 2003134279/09. Соответственно, такой патент получил охрану в рамках патентного законодательства.

Правовая охрана произведений науки, литературы, искусства и программ для ЭВМ осуществляется государством с момента создания произведения без каких-либо дополнительных действий со стороны авторов или иных правообладателей. Права патентообладателя подлежат охране только при условии, что патентообладатель ежегодно уплачивает госпошлину за поддержание патента в силе.

Открытия, информационные ресурсы, служебная и коммерческая тайна, доменные имена являются одним из видов интеллектуальной собственности и относятся к нетрадиционным объектам интеллектуальной собственности. Законодательство об охране прав на различные из перечисленных нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности реализует те же принципы, которые заложены в законодательстве для других видов интеллектуальной собственности, но имеет существенные особенности, связанные именно с природой упомянутых объектов.

Правовая защита компьютерных программных продуктов может быть разделена на три вида:

.Защита прав автора на произведение.

.Установление приоритета нового подхода или метода, примененного при разработке программ, удостоверение их оригинальности.

.Ограничение доступа к использованию программы в рамках организации (фирмы, юридического лица).

При использовании компьютерных программных продуктов в организации (фирме, юридическим лицом) может быть разработан порядок доступа к таким продуктами, их использование, защита и т.д. Нарушение порядка доступа и использования компьютерных программных продуктов становится предметом разбирательства в рамках законодательства по охране коммерческой тайны.

Статья 1270 ГК РФ определяет, что исключительное (имущественное право на произведение принадлежит автору произведения или иному правообладателю. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

Согласно статье 1255 ГК РФ автору произведения принадлежат следующие права:

) исключительное право на произведение;

) право авторства;

) право автора на имя;

) право на неприкосновенность произведения;

) право на обнародование произведения, включая право на отзыв.

Среди указанных прав исключительное право на произведение является имущественным правом, поскольку использование произведения любым не запрещенным способом всегда приносит определенные имущественные выгоды, вне зависимости от того, кто получает, доход или прибыль. Статья 1272 ГК РФ предусматривает, что к исключительному праву использовать произведение относится, в том числе, право осуществлять воспроизведение и распространение произведения. Таким образом, право осуществлять или разрешать воспроизведение и распространение компьютерного программного продукта не относится к личным неимущественным правам.

Исключительное право может быть передано любому третьему лицу только обладателем исключительных прав либо, уполномоченным им на это (автором либо иным правообладателем). С целью передачи исключительного права автором должен быть заключен договор. Согласно положениям ГК РФ отношения между авторами произведений и пользователями созданных результатов интеллектуальной деятельности регулируются несколькими видами договоров:

) договором об отчуждении исключительного авторского (или смежного) права (статья 1285);

) договором о предоставлении права пользования исключительным авторским правом (лицензионный договор) (статья 1286);

) договором авторского заказа (статья 1288).

Сам факт наличия трудовых отношений и создание конкретного охраняемого объекта интеллектуальной собственности в процессе исполнения трудовых обязанностей или по заданию работодателя выступает необходимым и достаточным условием автоматического возникновения исключительных прав у работодателя. В данном случае заключения специальных договоров, направленных только на приобретение исключительных прав работодателю не требуется, поскольку эти права возникают у него в силу прямого указания закона. Наличие трудового договора служит в то же время и юридически значимым фактом гражданского права, так как влечет гражданско-правовые последствия - возникновение исключительных прав на произведение у работодателя.

Однако работник-автор и работодатель могут предусмотреть иное распределение прав на результат интеллектуальной деятельности, заключив отдельный гражданско-правовой договор об этом. На природу такого договора, возможность его заключения, а также действительность не влияет наличие трудовых отношений. Практическое значение здесь состоит в том, что данный договор продолжает действовать и после прекращения трудовых отношений.

В юридической литературе под служебным произведением понимается такое произведение, которое создается в пределах, установленных для автора трудовых обязанностей. Согласно статье 1295 ГК РФ личные неимущественные права на служебное произведение принадлежат его создателю - автору, который в связи с выполнением служебных обязанностей, трудовой функции создал данное произведение. Имущественные права, в частности исключительные права на служебное произведение, как правило, принадлежат работодателю, если трудовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное (статья 1295 <consultantplus://offline/ref=4D1B869FFEB768B624568E4646C02DC2B28AF2599E1081A1F8891AB099425F04F4299807260ED1H1M5W> ГК РФ).

Если программа для ЭВМ или база данных создана при выполнении договора подряда или договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, которые прямо не предусматривали ее создание, исключительное право на такую программу или такую базу данных принадлежит подрядчику (исполнителю), если договором между ним и заказчиком не предусмотрено иное.

Исключительные права не всегда принадлежат только автору компьютерного программного продукта и являются отчуждаемыми.

Таким образом, практически все информационные технологии, используемые в гражданском процессе, охраняются нормами гражданского законодательства и имеют своего автора.

Заключение

Информационные технологии, используемые в гражданском процессе, можно условно разделить на две группы. К первой относятся технологии, используемые непосредственно при осуществлении судопроизводства в судах общей юрисдикции. Вторая группа включает в себя технологии, используемые в электронном делопроизводстве судов. Стоит отметить, что между этими группами отсутствует четкая граница и одни и те же виды информационных технологий могут использоваться и в судебном процессе и во внутренней работе суда (например, автоматизированные информационные системы).

ГПК РФ прямо предусматривает три вида информационных технологий, применяемых в судопроизводстве: размещение информации на сайте суда в сети Интернет, использование автоматизированных информационных систем, возможность использования видеоконференц-связи при отправлении правосудия.

Основным способом представления информации, передачи данных является информационно-телекоммуникационная сеть Интернет. В соответствии с положениями нормативно-правовых актов каждый суд в Российской Федерации или, как минимум, Судебный департамент субъекта Российской Федерации, в котором расположен суд, обязан иметь сайт в сети Интернет.

Электронный документооборот в судах общей юрисдикции осуществляется на основании нормативно-правовых актов, регулирующих делопроизводство в судебных органах. В настоящее время отсутствуют правовые акты, закрепляющие требования к документам в электронной форме, обрабатываемым в суде, поэтому при составлении, обработки и хранении документов такого вида необходимо руководствоваться общими нормами правовых актов в области судебного делопроизводства.

Документы в электронной форме для придания им статуса надлежаще подписанного документа и соответствующего документу в бумажной форме, должны быть подписаны электронно-цифровой подписью. В зависимости от вида документы различаются и применяемые виды электронно-цифровой подписи.

Обязательным требованием к использованию информационных технологий в гражданском процессе является защита информации, хранимой, обрабатываемой или передаваемой как внутри судебной системы, так и при межведомственном обмене, а также направлении документов в электронной форме иным лицам. Обязательные требования к защите информации устанавливаются исходя из вида информации и способа его обработки.

Нормативно-правовое регулирование информационных технологий в гражданском процессе осуществляется нормативно-правовыми актами общего характера, т.е. относящимся ко всем сферам, где используются информационные технологии, а также специальными правовыми актами, принимаемыми судебными органами судебной системы Российской Федерации.

Информационные технологии, используемые в гражданском процессе, в большей части представляют собой информационные системы, базы данных, компьютерные программы, которые являются объектами интеллектуальной собственности. При этом программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ) относятся к литературным произведениям, а базы данных - к сборникам, так как по своей природе они являются составными произведениями.

Информационные системы, базы данных, компьютерные программы (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы и имеют своего автора, которому принадлежат соответствующие авторские права. Чаще всего, государственные информационные системы, соответствующее программное обеспечение, используемое в том числе в гражданском процессе, создаются в связи с выполнением работником служебных обязанностей, трудовой функции. Имущественные права, в частности исключительные права на служебное произведение, как правило, принадлежат работодателю, если трудовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное

Список источников

1.«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства РФ. - 25.12.2006. - № 52 (1 ч.). - Ст. 5496.

.«Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // Собрание законодательства РФ. - 18.11.2002. - № 46. - Ст. 4532.

.Федеральный закон от 26.04.2013 № 66-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 29.04.2013. - № 17. - Ст. 2033.

.Федеральный закон от 27.07.2010 № 228-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 02.08.2010. - № 31. - Ст. 4197.

.Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. - 31.07.2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3448.

.Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1406 (ред. от 25.12.2014) «О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы» // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2013. - № 1. - Ст. 13.

.Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.2009 № 754 «Об утверждении положения о системе межведомственного электронного документооборота» // Собрание законодательства РФ. - 28.09.2009. - № 39. - Ст. 4614.

.Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 424 «Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям» // Собрание законодательства РФ. - 25.05.2009. - № 21. - Ст. 2573.

.Постановление Правительства РФ от 10.12.2008 № 941 «Об утверждении Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами» // Собрание законодательства РФ. - 22.12.2008. - № 51. - Ст. 6170.

.Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 29.12.2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6217.

.Приказ ФСТЭК России от 11.02.2013 № 17 «Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2013 № 28608) // Российская газета. - № 136. - 26.06.2013.

.Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 № 21 «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.05.2013 № 28375) // Российская газета. - № 107. - 22.05.2013.

.Приказ ФАПСИ от 13.06.2001 № 152 «Об утверждении Инструкции об организации и обеспечении безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.08.2001 № 2848) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 34. - 20.08.2001.

.«Положение по созданию и сопровождению официальных Интернет-сайтов судов общей юрисдикции Российской Федерации» (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 24.11.2004) // СПС КонсультантПлюс.

.Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 № 36 (ред. от 16.04.2014) «Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде» // Российская газета. - № 246. - 05.11.2004.

.«Инструкции по делопроизводству в Верховном Суде Российской Федерации» (утв. приказом Председателя Верховного Суда РФ от 08.05.2015 № 32-П) // СПС КонсультантПлюс.

.«Порядок организации доступа к информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации» (утв. Приказом Верховного Суда РФ от 18.06.2010 № 10-П) // СПС КонсультантПлюс.

.Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета». - № 70. - 22.04.2009.

.Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» // Российская газета. - № 137. - 28.06.2006.

.Батычко В.Т. Гражданское право (Часть IV). Конспект лекций. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.

.Гражданское право: В 2 т. Том I. Учебник / Отв. ред. проф. Е. А. Суханов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс-Клувер, 2004.

.Жарова, А. К. Правовая защита интеллектуальной собственности : учеб. пособие для магистратуры / А. К. Жарова; под общ. ред. проф. С. В. Мальцевой. - М.: Издательство Юрайт, 2011.

.Интеллектуальный форум // ЭЖ-Юрист. - 2009. - № 40.

.Лейба А. Видеоконференцсвязь: недостатки и неполадки // ЭЖ-Юрист. - 2013. - № 27. - С. 7.

.Невская М.А., Сухарев Е.Е., Тарасова Е.Н. Авторское право в издательском бизнесе и СМИ: Практическое пособие. - М.: Дашков и К, 2008.

.Некрестьянов Д. С. Использование систем видеоконференцсвязи в арбитражном процессе // Арбитражные споры. 2011. № 3. С. 132.

.Решетняк В.И. Видеоконференцсвязь в гражданском и арбитражном процессе: проблемы и перспективы // Арбитражный и гражданский процесс. - 2012. - № 10. - С. 15.

.Сергеев, А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учебник / А. П. Сергеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2006.

Похожие работы на - Правовое регулирование информационных технологий в гражданском судопроизводстве

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!