Неполная семья как объект социальной работы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    70,75 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Неполная семья как объект социальной работы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное

бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный технический университет

им. Г.И. Носова»

Кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования





Курсовая работа

по дисциплине «Теория социальной работы»

на тему Неполная семья как объект социальной работы

Исполнитель: Добрынина Наталья Сергеевна

студент III курса, группа зССРб-12

Руководитель: Маметьева О.С. доцент,канд.пед.наук







Магнитогорск, 2015

Содержание

Введение

. Теоретические основы проблемы социальной работы с неполной семьей

.1 Понятие неполная семья в научной литературе

.2 Социальные проблемы неполных семей

.3 Причины появления неполных семей

Выводы по разделу 1

. Практика социальной работы с неполными семьями

.1 Обобщение опыта социальной работы с неполными семьями в Управлении социальной защиты

.2 Ход и результаты эмпирического исследования

.3 Методические рекомендации специалистам по социальной работе с неполной семьей

Выводы по разделу 2

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

Неполные семьи в каждой стране составляют предмет заботы государства, которое социальную политику ставит во главу угла своей деятельности. Основной заботой государства по отношению к ним является их материальная поддержка (пенсии, пособия и т.д.). Однако они нуждаются не только в материальной поддержке. Важную роль играет оказание им действенной физической, психологической, организационной и другой помощи.

В России накоплен определенный опыт в социальной работе с неполными семьями, но следует сказать, что неразрешенных, сложных проблем здесь значительно больше. Многие работники полагают, что им достаточно житейского опыта, чтобы работать с неполными семьями. Однако это не так. Необходимо понимание и осознание множества психологических, этических проблем, возникающих у них, овладение методиками и технологиями, которые помогли бы в повседневной практической социальной работе.

Актуальность исследования работы с неполными семьями, обусловлена следующими обстоятельствами: во-первых, возрастанием числа лиц, страдающих алкоголизмом, которым нужна профессиональная помощь, поддержка и правильный подход; во-вторых, увеличение числа разводов.

Степень разработки проблемы. Анализ литературы по теме исследования говорит о том, что социальная работа с неполными семьями находится во всеобщем внимании, как законодателей, так и социальных служб. Теоретической основой работы послужили первоисточники и труды ученых, которые посвящены изучению организации социальной работы с неполными семьями, а именно Холостовой Е.И, Т. А. Гурко И.Е. Калабихина и других.

Объектом исследования являются неполные семьи.

Предмет исследования - особенности социальной работы с неполными семьями.

Цель работы - изучение особенностей социальной работы и разработка методических рекомендаций специалистам по социальной работе с неполными семьями.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

)        изучение теоретических основ социальной работы с неполными семьями;

)        анализ социальных проблем неполных семей

)        анализ причин появления неполных семей;

)        обобщение опыта социальной работы с неполными семьями;

)        разработка методических рекомендаций специалисту по социальной работе с неполными семьями.

Гипотеза исследования - особенностью социальной работы с неполными семьями является своевременная консультативная помощь специалистов, медицинская помощь, материальная поддержка, контроль постановки на очередь при необходимости, помощь в обучении родителей.

Методами исследования являются частично-поисковый и практический, изучение статистических данных, анализ методологической литературы, программы центра.

Структура работы подчинена решению поставленных целей и задач и состоит из введения, двух разделов, включающих пять подразделов, заключения, списка литературы и приложения.

1. Теоретические основы проблемы социальной работы с неполной семьей

.1      Понятие неполная семья в научной литературе

Неполная семья - семья, состоящая из одинокой матери (одинокого отца) с ребенком (детьми), разведенной женщины (разведенного мужчины) с ребенком (детьми), вдовы (вдовца) с ребенком (детьми).

Неполная семья - малая группа с частичными, неполными связями, где нет традиционной системы отношений: мать - отец, отец - дети, дети - бабушки и дедушки [5, С. 25].

В неполных семьях сосредоточена значительная часть населения, у которого не сложились семейно-брачных отношения. Это дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их духовной жизни, которую могло бы дать счастливое супружество.

Неполные семьи можно классифицировать по различным признакам: причинам, вследствие которых они образовались, полу родителя, структуре (количеству детей, наличию или отсутствию совместно проживающих родственников), наличию и мере участия второго родителя в воспитании ребенка (детей), этапу жизненного цикла семьи (определяется как возрастом родителя, так и возрастом детей) [18, С. 54].

Различают также отцовскую и материнскую семьи, последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей.

Наиболее полно характеризуют неполные семьи причины их образования. В специальной литературе в зависимости от этих причин выделяются следующие типы неполных семей:

-       неполные семьи, образовавшиеся в результате развода родителей;

-       неполные семьи, образовавшиеся вследствие внебрачных рождений детей;

-       неполные семьи по причине смерти одного из родителей;

-       прочие неполные семьи, или расширенные неполные семьи (брат и сестра без родителей, бабушки, дедушки и внуки), образовавшиеся в результате потери родителей (смерть, лишение родительских прав, пьянство, отбывание родителями наказания в местах лишения свободы) и оформления прав опеки (попечительства) над детьми кем-либо из их родственников. В последнем случае наиболее частыми бывают случаи, когда детей берут на воспитание их бабушки и дедушки - пенсионеры [9, С. 91].

На практике наиболее частыми причинами образования неполных семей являются развод супругов и внебрачное рождение. Соответственно, такие типы неполных семей сегодня являются доминирующими.

В последние годы специалисты все чаще обращают внимание на специфику положения в нашем обществе неполных семей. Переписи населения последних десятилетий фиксируют рост числа неполных семей в России. Так, в 1979 г. доля неполных семей составляла 14,7 %, в 1989 г. их стало уже 15,1%. Перепись 2004 г. выявила в составе всех российских семей 16,6% неполных. В целом по России за 1989-2014 гг. доля неполных семей увеличилась на 1,4 %. Рост доли неполных семей на 2 % имел место в 34 регионах РФ. Регионов, где доля неполных семей уменьшилась, причем крайне незначительно - на 0,2 -0,8 %, оказалось всего три: Санкт-Петербург, Дагестан, Коми-Пермяцкий автономный округ [12, С. 74].

Данные переписей населения 1989 - 2014 гг. в Российской Федерации однозначно показывают, что доля неполных семей среди двухдетных намного (в 2 раза и более) ниже, чем среди однодетных. Однако среди семей с тремя четырьмя и более детей неполные семьи встречаются примерно столь же часто, как и среди двухдетных, т. е. появление в семье третьего и последующих детей не дает такого же эффекта упрочения семей, как рождение второго ребенка. Среди семей с четырьмя детьми доля неполных семей даже несколько выше, чем среди трехдетных, хотя разница невелика. Если рассматривать в качестве неполных семей лишь семьи с одним родителем, то доля их среди всех семей с детьми до 18 лет увеличилась с 14,1 до 16 %, т. е. в 1,14 раза, или в той же пропорции, что и коэффициент разводимости. Среди однодетных доля семей с одним родителем выросла лишь в 1,03 раза, а среди двухдетных - уже в 1,29 раза, среди трехдетных-в 1,41 раза, среди имеющих четырех детей- 1,46 раза и среди семей с пятью и более детьми-в 1,4 раза. Учитывая, что такие сдвиги произошли всего за 5 лет, их следует признать довольно значительными. Хотя пока еще доля неполных семей среди семей с несколькими детьми намного ниже, чем среди однодетных, но она растет так быстро, что в скором времени многодетность вообще перестанет быть фактором, препятствующим распаду семей [7, С. 89].

При формировании неполных семей можно выделить несколько основных источников. Первый и наиболее массовый из них связан с распадом семьи вследствие развода супругов. Статистика свидетельствует, что только за 2012 -2014 гг. более миллиона российских детей и подростков остались без одного родителя по причине распада брачного союза. С 2014 г. вероятность быть затронутым разводом родителей до достижения 18 лет увеличилась с 21% до 28,8%. В России с 2004 по 2014 гг. из-за расторжения браков на иждивении одного из родителей насчитывалось 5,2 млн. детей: в 2004 г. при разводах в органах загса было учтено 389,7 тыс. детей в возрасте до 18 лет (или 127 детей на 100 распавшихся пар), и в подавляющем большинстве случаев дети остаются с матерью. В результате столь неблагополучных тенденций в функционировании российского института семьи на сегодняшний день каждый седьмой ребенок воспитывается в неполной семье [16, С. 83].

Еще один источник пополнения неполных семей - внебрачная рождаемость, показатели которой в последние годы неуклонно возрастают: в Российской Федерации удельный вес внебрачно рожденных в общем числе родившихся увеличился с 10,8 % в 1980 г., до 14,6 % в 1990 г., и 19,6 % в 2014 г. Причем в некоторых регионах с преобладанием этнически нерусского населения (Тува, Бурятия, Коми-Пермяцкий автономный округ) этот показатель достигает 30 - 40 %. Вероятно, часть «внебрачных» матерей впоследствии регистрирует свои отношения с отцом ребенка, большинство же формирует материнские семьи, по крайней мере, на какое-то время. В 2012 г. в России родилось в незарегистрированном браке 25,33 % от общего числа родившихся, в 2013 г.-26,95 %, в 2014 г. - 27,93 %.

Преобладающая доля детей рождается в браке. Однако трансформация в сознании некоторой части населения модели не в пользу брачной жизни, повышение свободы репродуктивного поведения женщин проявляется в определенной мере в росте внебрачной рождаемости. Это процесс, воспринимаемый неоднозначно. С одной стороны он увеличивает общий демографический потенциал территории и почти всегда сопровождается возникновением новой семьи, количественно укрепляя ее, с другой стороны - способствует возникновению семей с неполным «ядром». Внебрачная рождаемость является одним из важнейших показателей социального неблагополучия в обществе. Особую тревогу медиков вызывает рост числа внебрачных детей, рожденных несовершеннолетними мамами. В одном только 2014 г. родилось 24,1 тыс. таких младенцев, в том числе - 3,1 тыс. - у 15-летних и более молодых мам; 7,2 тыс. - у 16-летних; 13,8 тыс. - у 17-летних. Дети, рожденные вне брака, по данным медицинских учреждений, находятся, как правило, в худших условиях вынашивания, ухода и вскармливания, и именно они составляют 30% контингента детей, поступающих затем в дома ребенка в результате отказа от них матери [10, С. 47].

Рождение ребенка незамужней женщиной совсем недавно считалось социально-аморальным явлением, и было предосудительным с точки зрения нравственности и морали. Теперь это табу снято, число внебрачных рождений растет. По данным статистики за период с 1998 г. по 2014 г. их доля в общем числе рождений в целом по России увеличилась в 2 раза. К концу 1990-х годов сложилась ситуация, при которой четвертая часть домохозяйств в России возглавляется женщинами. Демографическая тенденция такова, что семьи одиноких матерей будут формироваться и в дальнейшем. Т. А. Гурко и ряд других исследователей отмечают, что можно говорить о постоянном увеличении удельного веса матерей (а на Западе и отцов), воспитывающих ребенка без мужа (жены). Вследствие увеличения разводов и внебрачных рождений многие отцы (иногда матери) не проживают с детьми, причем некоторые из них являются «эпизодическими», а другие, не поддерживая никаких контактов с ребенком, так и остаются только биологическими родителями. По результатам исследования, проведенного в конце 2004 - начале 2014 г. в городах Брянске, Владимире, Тамбове и Москве, было выяснено, что среди подростков, проживающих с матерью после развода родителей, 34 % мальчиков и 19 % девочек общаются с не живущим с ними отцом часто, 41 % и 56 % соответственно видятся редко и иногда разговаривают по телефону, 23 % не видятся совсем. Среди тех, кто рожден вне брака никто не общается с отцами.

Формирование неполных семей в значительной мере способствует также наблюдаемый в последние десятилетия непропорциональный рост смертности мужчин в трудоспособном возрасте от неестественных причин (отравлений, производственных травм, военных действий и т. д.). С 2009 по 2014 г. возросла вероятность смерти родителей: у отцов - с 8,3 до 16,8 %, у матерей - с 2,6 до 4 %. Всего в условиях 2002 - 2004 гг. на 100 детей приходилось 45,8 случаев потери одного из родителей, а в 2014 г. - уже 69,2. Овдовение из-за преждевременной смерти отца ребенка (детей) является важнейшим источником формирования неполных семей. При современном уровне смертности каждый пятый ребенок еще до совершеннолетия может стать сиротой. В 1998 г. среди умерших в трудоспособном возрасте мужчины составляли 81% (уровень мужской смертности среди экономически активного населения мужского пола примерно такой же, как в 2014 г.: лишь около 56 % мужчин трудоспособного возраста доживают до 60 лет [4, С. 27].

Недавно ставшая массовой категория неполных семей - это неполные расширенные семьи, которые образуются в результате гибели родителей малолетних детей, их отсутствия, возможно, по причине отбывания наказания в местах лишения свободы, лишения родительских прав либо пьянства - чаще всего именно по таким причинам приходится поколению прародителей брать на себя содержание и воспитание внуков. У таких семей низкий уровень доходов, основу которого составляют пенсии и зарплаты стариков. Ряд сложностей проистекает от плохого состояния здоровья пожилых людей, их более слабых адаптационных способностей, их неумения приспособиться к реалиям современности.

Большинство семей в России пока формально являются полными, но если уровень смертности, разводимости и внебрачной рождаемости не понизится в ближайшие годы, то лишь меньшинство детей будут жить с обоими родителями от рождения до 18 лет. Причиной возникновения социальных проблем в неполных семьях является в первую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице либо на детские пособия).

Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного выполнением обязанностей по уходу за детьми. Доход от алиментов, если дети имеют на них право и получают их, как правило, покрывает не более половины стоимости их содержания [1, С. 59].

Изменение социально-экономического положения россиян в период реформ свидетельствует о том, что неполные семьи составляют существенную долю среди бедных и самых бедных. В течение последних двух лет их положение продолжает ухудшаться.


Социальные проблемы неполных семей связаны в первую очередь с малообеспеченностью, наличием всего одного трудового дохода в семье, как правило, дохода женщины, не говоря уже о тех экстремальных случаях, когда семья не имеет трудового дохода вообще и вынуждена жить на пособие по безработице или на пособие детей.

Неполные семьи можно характеризовать как маргинальные. Для таких семей постоянные долги стали жизненной нормой. Совокупный бюджет неполных семей складывается из индивидуальных трудовых доходов самих женщин-матерей, а также из пособий, пенсий, компенсационных выплат и льгот, определяемых государством, - так называемых социальных трансфертов, и частных трансфертов-алиментов на детей после развода, подарков в деньгах или вещами, продуктов от родственников или друзей. В целом, внутри демографической категории «неполных семей» за годы реформ произошла социальная и имущественная дифференциация семей одиноких матерей на «бедных», «очень бедных» и «вполне благополучных» [13, С. 61].

В новых экономических условиях, при которых значительно сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень социальной защиты, мать, воспитывающая ребенка или детей без отца, сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи.

Особую нужду испытывают неполные материнские семьи, семьи в которых растут дети с отклонениями от нормы в физическом или нервно-психическом развитии, а тем более дети-инвалиды. Если ребенок-инвалид, нуждающийся в постоянном присмотре и уходе, воспитывается в семье одинокой незамужней матерью, то женщина-мать не имеет никакой возможности улучшить материальное благосостояние семьи, и им приходится жить на пенсию по инвалидности ребенка и детское пособие. Несмотря на проведение ряда исследований до сих пор не сложилось четкого представления о средствах существования, специфических нуждах и способах выживания неполных семей.

Иными словами, проблемы повседневной жизни одиноких матерей и их детей не воспринимаются в качестве особо значимых, а их решение, к сожалению, не стоит в ряду первоочередных государственных задач.

Для современных российских неполных семей наиболее острой, как правило, является материально-финансовая проблема. Если в обычной семье зарабатывает только один член семьи, причем не «новый русский», а обычный россиянин со среднестатистической зарплатой, такая семья уже является малообеспеченной. В неполных же семьях такая ситуация усугубляется еще и тем, что, как правило, эта единственная зарплата является еще и «женской».

Если же одинокая мать находится в отпуске по уходу за маленьким ребенком или просто оказалась безработной, то неполная семья, вынужденная жить на пособие по безработице и на детские пособия, как правило, вообще оказывается за чертой бедности. Централизованная государственная поддержка одиноких и вдовых матерей в условиях растущей инфляции не покрывает необходимые расходы на содержание детей [11, С. 72]. В целом в наихудшем положении чаще оказываются матери с низким собственным доходом (студентки, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; женщины, имеющие низкую зарплату - по разным причинам); а также одинокие женщины с двумя и более детьми.

При этом следует особо отметить, что относить к категории материально нуждающихся все неполные семьи без исключения неправомерно. Некоторые одинокие матери находятся на грани потери работы, а значит, и полной нищеты, а бывают случаи, когда иные матери-одиночки зарабатывают более чем хорошо. У многих одиноких матерей фактически отсутствует жилье (и перспективы его получения), в то время как другие в этой части вполне обеспечены и т.п.

Волнения по поводу денег - это не единственная проблема, с которой сталкиваются неполные семьи и воспитывающиеся в них дети. Еще одна острая проблема неполных семей, тесно связанная с предыдущей - это совмещение профессиональной и родительской ролей, а также вопрос о распределении домашних обязанностей.

В семье с одним родителем мать обычно вынуждена работать. Кроме того, многие одинокие матери, помимо основной работы, пытаются подрабатывать дополнительно. При этом им, так же, как и всем матерям, приходится выполнять домашние обязанности, причем не в обычном «женском» размере, а в двойном - за себя и за отсутствующего в доме мужчину (если только подросшие дети не берут часть домашних обязанностей на себя). Поэтому, в случае, если одинокая мать не получает помощи со стороны каких-либо родственников, а также со стороны отца, ей крайне трудно работать в режиме полной или даже двойной занятости и одновременно выполнять двойные домашние обязанности, а также двойные обязанности по уходу и воспитанию за ребенком (детьми).

Являясь единственным источником дохода, родитель из неполной семьи не всегда может взять больничный лист по уходу за ребенком, и дети часто остаются недолеченными. И это происходит на том фоне, что в неполных семьях, по некоторым экспертным оценкам, дети болеют в 1,7 раза чаще и длительнее. Данные медицинских исследований показывают, что неблагоприятные показатели здоровья, уровень общей заболеваемости в неполных семьях выше в 2 раза, а хроническая патология встречается в 3-4 раза чаще, чем в полных семьях.

Зарабатывая средства для детей, одинокая мать вынуждена также лишать их семейного общения и совместных занятий. Чрезмерная занятость и нервные перегрузки матери ведут к снижению качества семейного воспитания. При этом следует отметить, что большинство российских мужчин почти не участвуют в воспитании своих брошенных детей. По данным социологических опросов, среди подростков, проживающих после развода родителей с матерью, только около 34 % мальчиков и 19 % девочек общаются с не живущим с ними отцом часто; 41 % и 56 % соответственно - видятся редко и иногда разговаривают по телефону, 23 % - не видятся совсем. Среди тех, кто рожден вне брака, практически никто не общается с отцом. При этом, по мнению матерей, инициаторами встреч являются скорее дети, а бывшие мужья чаще всего «не проявляют никакого интереса» [13, С. 49].

Российских мужчин пугают не только материальные и бытовые проблемы, но и причины социально-культурного порядка, и прежде всего - то, как неоднозначно воспринимает одиноких родителей сегодня общество. В современном обществе, где пока большинство людей все таки придает браку важное значение, многие одинокие родители, зачастую чувствуют себя униженными. Многие специалисты указывают, что у неполных семей, существует серьезная проблема социокультурного порядка: при отсутствии помощи в воспитании детей со стороны другого взрослого человека многие одинокие родители чувствуют себя отчужденными, т.е. оторванными от общества и возложенная на них обязанность кажется им непосильной [2, С. 94].

Социально-экономические проблемы присущи не всем неполным семьям; во всяком случае, их разрешить проще, чем социально-психологические проблемы, присутствующие во внутри-личностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей [19, С. 34].

Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи. Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи - это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки. Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания. Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует [17, С. 29].

Самая же большая сложность - затруднения в правильной полоролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители.

Хотя полоролевое поведение людей в различных культурах изучено далеко не полно, в семейных взаимоотношениях оно проявляется наиболее явно. Социально-психологический стереотип предписывает социальной роли мужчины такие черты и признаки, которые не присущи социальной роли женщины. Сама по себе жесткая определенность этих ролей может оказать неблагоприятное воздействие, если человек слаб, а стереотип требует от него доминирования, силы, мужественности или наоборот. Но в неполной семье (тем более, если она стала таковой на ранних стадиях социализации ребенка или изначально была неполной) ребенок лишен образца того, как должны вести себя мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собственной семье человек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение; это приводит к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, тоже к распаду семьи. Основная причина статистически значимой связи неблагополучия распадающейся молодой семьи с неблагополучием семьи родителей одного из молодых супругов (или обоих супругов) - их неадекватная полоролевая социализация.

Специфичны проблемы отцовской неполной семьи. Это не вполне традиционная модель, поэтому весь уклад жизни, включая привычки общественного восприятия, не вполне к ней приспособлены. Кроме того, отец с ребенком (детьми) более «бракоспособен» по сравнению с одинокой матерью, у него больше шансов создать новую семью. Поэтому одной из проблем такой семьи будет строительство отношений между ребенком (детьми) и новой женой отца (возможно с ее детьми).

Хотя неполных семей, в которых отец один воспитывает детей, гораздо меньше, чем неполных семей, в которых детей воспитывает одна мать, им присущи те же проблемы полоролевой ориентации. Кроме того, отец с ребенком имеет больше шансов создать новую семью, чем мать с ребенком. Поэтому одной из проблем такой семьи будет формирование отношений между ребенком (детьми) и новой женой отца (возможно, с ее детьми) [15, С. 39].

Среди проблем неполных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Сегодня в каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей, «Семья с одним родителем» - собирательный термин, охватывающий различные типы семей и семейных обязательств.

Семьи, возглавляемые матерями, не похожи друг на друга. У некоторых выше риск бедности, некоторые семьи имеют больше возможности для получения социальной помощи. Одиночное материнство в настоящее время - четко установленный феномен, который, вероятно, сохранит свое значение, даже если скорость его распространения замедлится. Дети, проживающие в неполных семьях, часто становятся свидетелями и участниками таких семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера, как развод родителей, проживание с отчимом или мачехой, жизнь в конфликтной семье и т. д. Все это, естественно, негативно сказывается на воспитательном потенциале семей и процессе социализации детей. Издержки воспитания детей в неполных семьях связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов.

Как отмечает социолог И.Е. Калабихина, преобладающее большинство неполных семей имеют характеристики «бедных« и «зависимых от пособий». Бедными считают себя семьи, в которых доход на одного члена семьи ниже стоимости потребительской корзины. «Зависимыми от пособий» являются семьи, где социальные пособия составляют более 25% семейного бюджета. Учитывая, что неполные семьи преимущественно материнские, дополнительную угрозу им представляет политика занятости в стране, когда женщины вытесняются с рабочих мест на биржу труда или в сферу низкооплачиваемых бюджетных учреждений [8, С. 41].

Следующая характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья детей. Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей, пришли к выводу: дети из неполных семей значительно чаще, чем дети из полных семей подвержены острым и хроническим заболеваниям, протекающим в более тяжелой форме. При этом специалисты связывают неблагополучные показатели здоровья детей не только с влиянием стрессов развода, сколько с послеразводной адаптацией матери, требующей от нее выполнения, прежде всего, функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Медики также отмечают существенные различия в образе жизни неполной семьи по сравнению с полной, которые определяются наличием в неполной семье вредных привычек курения, употребления алкоголя, социально-бытовой и жилищной неустроенностью, несоблюдением гигиенических норм жизни, самолечением и необращаемостью к врачам в случае болезни детей и т.п.

Таким образом, специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе детей. Примечательно, что американские психологи, анализируя особенности возникающих в неполной семье проблем воспитания, предостерегают от прямого увязывания этих проблем с отсутствием отца. По их мнению, издержки воспитания в неполной семье являются, прежде всего, следствием ограниченных материальных ресурсов и низкого социального статуса такой семьи. Точку зрения о косвенном влиянии на воспитательный процесс фактора отсутствия отца поддерживает и ряд отечественных исследователей, подкрепляя свою позицию аргументом о необходимости развития в России службы медико-социальной помощи семье в кризисной ситуации. Матерям далеко не всегда удается осуществлять полноценный контроль за детьми и влиять на их поведение. Эффективному воспитанию мешает ряд объективных причин. Во-первых, разрушается привычная триада в семье: «отец+мать+дети»; во-вторых, мать испытывает чувство вины перед ребенком за развод; в-третьих, ребенок считает мать виновной за потерю отца. И, наконец, в-четвертых, и главная причина - чрезмерная занятость матери на работе, не позволяющая уделять детям достаточно внимания.

Одним из основных критериев эффективности семейного воспитания является показатель идентификации детей со своими родителями. Уход отца из семьи ведет к отчуждению ребенка, к формированию негарантированного, порой даже враждебного отношения к покинувшему семью родителю. В подобных условиях возрастает авторитет матери как единственного оставшегося в семье взрослого и кормильца. Но существует и такая ситуация, когда дети из неполных семей продолжают рассматривать в качестве образца для подражания в равной степени отца и мать, сохраняя доброе отношение к отцу, причинившему ему боль и страдания [9, С. 14].

Таким образом, можно говорить о феномене массового социального одиночества детей из неполных семей, их невысокой способности строить конструктивное межличностное взаимодействие.

.3 Причины появления неполных семей

Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:

изменение моральных норм в области взаимоотношений полов;

распространение добрачных связей,

изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины;

утрата семьей своей производственной функции;

неподготовленность молодежи к браку;

завышенные требования по отношению к брачному партнеру;

алкоголизм и наркомания.

Причины возникновения неполных семей в прежние годы специалисты традиционно связывали с воздействием объективных демографических факторов. Учитывалось также то, что потенциальные женихи часто отставали от своих сверстниц по образовательному и культурному уровню, среди них было немало алкоголиков, бывших заключенных и других категорий, фактически «непригодных» или «малопригодных» к семейной жизни.

В общественном сознании россиян появилось четкое разделение понятий брака, семьи и родительства. Следует отметить еще одну характерную тенденцию, оказавшую значительное влияние на динамику соотношения брачности и разводимости. Официальная статистика могла фиксировать сокращение количества только тех браков, которые были официально зарегистрированы в соответствующих государственных органах (ЗАГСах). Однако на практике большое распространение получили внебрачные семейные союзы, в том числе браки, заключенные по церковному обряду (у православных - венчание, у мусульман - «никах»), и «гражданские браки», юридически определяемые как сожительства [14, С. 79].

Данная статистика наглядно доказывает, что тенденция роста количества неполных семей по причине внебрачных рождений, разводов или смерти одного из родителей в XXI веке продолжает усиливаться.

Российские специалисты в области социальной политики полагают, что данная тенденция представляет собой серьезную угрозу для социальной стабильности общества. Практика показывает, что в современных российских условиях семьи с одним родителем не в состоянии создать приемлемые условия для полноценного развития и благополучия детей. По данным медицинских учреждений известно, что дети, рожденные вне брака, как правило, находятся в худших условиях вынашивания, ухода и вскармливания. При этом около 30% из незамужних беременных женщин в дородовый период не встают на учет в женских консультациях, чем подвергают опасности свое здоровье и здоровье будущего ребенка.

Специалисты отмечают, что в целом и одиноких отцов, и одиноких матерей характеризует ряд общих особенностей: более ограниченная социальная жизнь, несколько более демократический стиль семейной жизни и наличие определенных трудностей при вступлении в новый брак. Наряду с этим у них есть свои специфические социально-психологические трудности.

Одинокие отцы получают больше помощи со стороны друзей и родственников, зато у них сильнее, чем у матерей, сужается круг общения. Если одинокие матери испытывают трудности с выработкой в детях чувства дисциплины, то отцы озабочены нехваткой эмоциональной близости с детьми, особенно с дочерьми. Тем не менее, как отмечает известный российский психолог и социолог И. Кон, «хотя в обоих случаях неполная семья создает разного порядка трудности, отсутствие одного из родителей не исключает возможности нормального развития ребенка и какой-то компенсации недостающего отцовского или материнского влияния» [6, С. 195].

Психологи выделяют следующие типичные ошибки в процессе развития детско-родительских отношений в неполной семье:

«Гиперопека» матери, когда для оставшейся без мужа матери (или отца) ребенок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место в системе жизненных целей и ориентаций. Утрированные формы «слепой» материнской любви и чрезмерной заботы оборачиваются на практике психологическими отклонениями и задержками в интеллектуальном и эмоциональном развитии детей, формируют у них заниженную самооценку, способствуют подавлению их самостоятельности;

Эмоциональная отстраненность матери от собственно воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу о ребенке («чтобы он был не хуже, чем другие»). Впоследствии такой ребенок начинает требовать от матери все большего, но поскольку она уже не в состоянии выполнять все возрастающие запросы своего чада, это становится причиной обоюдных переживаний и конфликтов;

Препятствие контактам ребенка с отцом вплоть до настойчивого «искоренения» унаследованных от него качеств, что обусловлено неприязнью матери к бывшему мужу. Некоторые женщины пытаются воспитывать у дочерей отрицательное отношение к мужчинам вообще;

Эмоционально двойственное отношение к ребенку, проявляющееся то в «приступах» чрезмерной любви, то во вспышках раздражения, когда на нем вымещаются собственные беды и разочарования. Такой стиль воспитания чреват впоследствии развитием у ребенка невроза;

Стремление матери сделать ребенка «образцовым, несмотря на то, что у него нет отца». В такой ситуации мать вместо роли защитника и друга оказывается в роли домашнего надзирателя. Чаще всего она бывает раздосадована результатом, т.к. ребенок противится чрезмерному давлению - он либо становится пассивным, либо начинает «бунтовать», нередко включаясь в жизнь уличных компаний;

Практическая отстраненность матери от исполнения обязанностей по удовлетворению жизненно необходимых потребностей ребенка (в пище, одежде, уходе и т.п.) и его воспитанию [11, С. 47].

Причины последней ситуации могут носить как объективный, так и субъективный характер. К первым следует отнести хронический алкоголизм одинокой матери (отца), ее тяжкое психическое заболевание, инвалидность, длительное пребывание на лечении, в местах лишения свободы, в длительной командировке, экспедиции и т.п. Во всех этих случаях одинокая мать (отец) не может выполнять свой родительский долг по объективным причинам.

Другие причины могут носить социальный характер. В этих случаях мать-одиночка забывает о своих детях, так как бродяжничает, постоянно пьет, не хочет работать, беспорядочна в сексуальных связях, вплоть до занятий проституцией и т.п. Такое поведение женщины носит асоциальный характер, и, к сожалению, сегодня оно бывает достаточно частым.

В этом случае социальные аномалии, поразившие женщину, достигают того «порога», за которым начинается социальная деградация, фактический распад всей ее семьи. В таких случаях социальные службы совместно с органами по делам опеки и попечительства обязаны принять меры по защите интересов ребенка (детей): изъять его (их) из семьи, поместить его (их) на временное проживание в приют, поставить вопрос о лишении родительских прав, собрать и передать в суд необходимые документы и материалы.

Факт утраты родительского попечения устанавливается органами опеки и попечительства (его представителем) по месту обнаружения ребенка и оформляется в виде акта, который подписывает лицо, проводившее обследование условий жизни несовершеннолетнего [20, С. 96].

Таким образом, подводя выводы по главе, можно сказать, что количество неполных семей с каждым годом увеличивается, растет число разводов и, что необходимы конкретные меры по решению проблем такой слабозащищенной семейной группы, как неполная семья.

В России неполные семьи являются традиционным объектом социальной работы. Сегодня в Российской Федерации таких семейных социальных служб насчитывается уже более 1200. Практически в каждом российском регионе существует развитая сеть территориальных служб (центров, отделений) социальной помощи семье и детям.

Неполные семьи являются одним из основных объектов осуществляемой ими социальной работы. Анализ структуры категорий семей, обслуживаемых в территориальных центрах и отделениях социальной помощи семье и детям, показывает, что каждая пятая семья из всех обслуживаемых в них семей является неполной.

Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. При отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами.

Матери редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к бывшему супругу. Раздражительность матери бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация. Мать стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и окружает ребенка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки. В таких случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка.

Самая же большая сложность - затруднения в правильной поло-ролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители [3, С. 41].

Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Отсутствием второго родителя влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери. В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляется отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей не может быть полноценным.

Работающие матери - одиночки оказывают особенно сильное влияние на своих дочерей, которые придают большое значение личной и материальной независимости, престижу семьи и отличаются в школе более высокой успеваемостью, чем дочери неработающих матерей из полных семей.

Все это не означает, однако, что неполная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности. Бывает и наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами.

Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но, тем не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно

Количество неполных семей с каждым годом увеличивается, растет число разводов и, необходимы конкретные меры по решению проблем неполной семьи.

В человеческом обществе семья представляет собой комплексное социальное образование, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и социальных потребностей. Она представляет собой такую социальную группу, в которой разворачиваются основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывает отпечаток на все его развитие. Поэтому семья является той социальной группой, которую человек легче всего идентифицирует с собой, со своими интересами и вообще со своим существованием. Все это приводит к тому, что по отношению к семье вовсе не так легко предпринять объективное научное исследование. Как отмечал американский социолог В. Гуд, «мы знаем о семье слишком много, чтобы исследовать ее объективно» [3, С. 70].

Семья как социальная группа, в которой совершаются определенные процессы и которая осуществляет определенные функции, исторически развивается. Исходя из результатов многочисленных исследований, прежде всего исследований Моргана, большинство ученых сегодня придерживается точки зрения, что семья в своей эволюции прошла через следующие фазы: промискуитет, кровнородственная, пуналуальная, синдиасмическая и моногамная семья. Общей характеристикой этой эволюции является сужение круга половых партнеров и количества членов семьи, связанных кровным родством, в целом.

Историческая эволюция семьи как социального института привела к тому, что в современном мире какого-либо единого типа семьи не стало. На протяжении последних примерно 150 лет институт семьи подвергся значительным трансформациям, в результате которых брачно-семейная структура современного человечества стала относительно разнообразной.

Факторами трансформации института семьи явилось множество макросоциальных процессов и изменений в области мировой экономики, политики, права, религии, медицины, педагогики и т.д. Безусловное влияние на трансформацию семьи в современном мире оказали:

государство (смена общественных отношений, политики, идеологии, что привело к изменению образа жизни и сознания многих людей);

мировые тенденции трансформации института семьи;

социально-экономическая ситуация.

Из всего перечисленного многообразия, нетрадиционных форм брака и семейного жизнеустройства, наиболее распространенными сегодня все же являются: проживание людей в одиночестве или с людьми, которые не являются их родственниками, бездетные браки, внебрачные гетерогенные и гомогенные (однополые) сексуальные союзы, а также семьи с одним родителем и ребенком (детьми), образовавшиеся после разводов, в результате внебрачного сожительства или случайных половых связей.

Последние формы семейного жизнеустройства в литературе и обиходе получили название неполных семей. Под термином «неполные семьи» понимаются такие категории семей, в которых одинокий родитель проживает с ребенком несовершеннолетнего возраста и несет за него основную ответственность. Проще говоря, неполные семьи - это семьи с одним родителем (чаще, матерью) и ребенком (детьми).

Выводы по разделу 1

1.   Неполные семьи - это семьи, в которых только один из родителей, отсутствующие по разным факторам: рождение вне брака, развод, смерть одного из родителей, уклонение от родительских обязанностей.

2.      Неполные семьи образуются по разным причинам. С каждым годом растем количество неполных семей, увеличивается количество разводов, родители чаще отказываются от своих детей.

.        Неполные семьи сталкиваются с рядом проблем: экономические (нехватка материальных ресурсов), социальные (осуждение в обществе), психологические (неуверенность родителя, детей), здоровье детей, воспитание и др. Таким семьям социальная служба уделяет больше внимания, чем полным.

.        Причиной возникновения социальных проблем в неполных семьях является в первую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице либо на детские пособия).

.        Отмечаются существенные различия в образе жизни неполной семьи по сравнению с полной, которые определяются наличием в неполной семье вредных привычек курения, употребления алкоголя, социально-бытовой и жилищной неустроенностью, несоблюдением гигиенических норм жизни, самолечением и необращаемостью к врачам в случае болезни детей и т.п.

2. Практика социальной работы с неполными семьями

.1 Обобщение опыта социальной работы с неполными семьями в Управлении социальной защиты

Нами была проанализирована социальная работа Управления социальной защиты населения г. Магнитогорска.

В УСЗН реализуется весь комплекс мер социальной поддержки населения.

Приоритетами социальной защиты населения в долгосрочном аспекте выступают:

Обеспечение комплексного характера социальной защиты;

1. Совершенствование механизма проставления социальных трансфертных выплат;

2. Осуществление программ на федеральном уровне применительно к социально-экономическим условиям области;

3. Увеличение адресности социальных выплат;

4. Соблюдение прав граждан.

Управление социальной защиты населения в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за правильное и точное выполнение возложенных на него функций.

В настоящее время учреждением социальной защиты ведется учет работы за 2014 год и планирование работы на 2015 год, исходя из переданных полномочий, утвержденных субвенций областного бюджета и финансирования за счет районного бюджета.

Профессиональная деятельность специалистов по социальной работе с неполными семьями осуществляется в соответствии с Положением о группе социальной защиты неполных семей. Идет поиск оптимальной модели службы, поэтому существуют и другие формы организации службы социальной работы с неполными семьями.

Положение определяет назначение и содержание деятельности группы социальной защиты и учета неполных семей, ее основные цели, задачи и функции, обязанности и права сотрудников, а также перечень документации.

Социальная работа с неполными семьями представляет собой комплексную деятельность по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты.

Социальная работа проводится со всеми неполными семьями, нуждающимися в материальной, морально-психологической, юридической или иной социальной помощи. В первую очередь, социальная помощь оказывается таким категориям как: инвалиды; женщины, имеющие при себе малолетних детей; лица, больные неизлечимыми или трудноизлечимыми болезнями; не имеющие определенного места жительства; утратившие родственные связи; страдающие алкогольной или наркотической зависимостью.

В целях более эффективного решения поставленных задач группа взаимодействует с другими отделами и структурными подразделениями. Внешнее взаимодействие осуществляется с родственниками общественностью, территориальными службами занятости, другими заинтересованными структурами.

Для осуществления социальной работы по уходу за инвалидами, тяжело больными, распределению гуманитарной материальной помощи и решения иных задач, определенных соответствующим положением старший специалист по социальной работе на добровольной основе может привлекать лиц, являющихся членами секции социальной помощи.

Исходя из поставленных целей, к основным задачам группы относятся:

) выявление социальных проблем неполных семей;

) осуществление их социальной защиты во всех сферах жизнедеятельности;

) подготовка и оформление совместно с заинтересованными службами необходимых документов для назначения и выплаты пенсий, получения социальных пособий, предусмотренных законодательством;

) привлечение специалистов различных служб и учреждений социальной защиты населения (в частности, службы занятости, пенсионного обеспечения, медиков и юристов) к оказанию профессиональной помощи (в том числе и консультативной);

) привлечение общественности и спонсоров к решению социальных проблем неполных семей, оказанию материальной и духовной помощи.

Для реализации целей и задач сотрудники группы выполняют целый ряд функций. К основным из них относятся:

осуществление общей социальной диагностики и выявление на ее основе лиц, нуждающихся в приоритетной социальной помощи, поддержке и защите;

комплексное изучение личности неполных семей, нуждающихся в социальной помощи совместно с сотрудниками психологической службы и других служб и разработка индивидуальных программ по работе с ними;

обеспечение нуждающимся лицам квалифицированной социальной помощи стимулирование на самостоятельное решение своих социальных проблем и проблем других людей, в соответствии с требованиями законов и норм морали;

укрепление положительных социальных связей с внешней социальной средой: с семьей, родственниками, близкими, общественными и. религиозными объединениями, иными лицами;

привлечение неполных семей положительной направленности к деятельности по решению вопросов социальной направленности, организационное и методическое руководство работой секции социальной помощи;

обеспечение защиты прав и законных интересов в социальной сфере, социальное сопровождение на всех этапах, проведение работы по улучшению социально-бытовых и морально психологических условий;

постоянное осуществление деятельности;

оказание содействия в вопросах бытового и трудового устройства.

Для улучшения работы с семьей ведется постоянное диагностирование семьи и семейного воспитания. Диагностика помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, дает возможность руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями, у которых в семье чрезвычайно трудное положение. Анализ результатов анкетирования показал, что родители заинтересованы в сотрудничестве. Достаточно большое количество опрашиваемых выразили готовность включиться в совместную работу.

Исходя их этого, социальный работник призван выполнять следующие функции:

- диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);

охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);

организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

социально-психолого-педагогическую (психолого-педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб).

Социальная работа с семьей сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне.

Эта деятельность осуществляется специалистами по социальной работе с неполной семьей в Управлении социальной защиты населения (УСЗН) г. Магнитогорска.

УСЗН осуществляет следующую программу поддержки неполной семьи:

- проводится поддержка учреждений и организаций, осуществляющих реабилитацию. Оснащаются отделения для неполных семей, находящиеся в санаторно-курортных учреждениях;

развивается социальное партнерство с общественными организациями. Проводятся мероприятия по социокультурной реабилитации, приобретается медицинское оборудование для здравпунктов общественных организаций;

формируется доступная среда. Организуются курсы подготовки и повышения квалификации персонала, устанавливаются на оживленных переходах звуковые сигнализаторы, дополнительно обеспечиваются техническими средствами реабилитации, облегчающими их жизнедеятельность.

В рамках социальной поддержки данной категории населения осуществляется также работа по улучшению жилищных условий, в соответствии с действующим законодательством.

.2 Ход и результаты эмпирического исследования

В рамках данной работы нами было проведено исследование эффективности деятельности органов социальной защиты населения.

Объектом исследования является организация социальной помощи.

Предмет исследования - особенности организации социальной помощи неполной семье.

Цель исследования - выявить особенности организации социальной помощи неполной семье.

Задачами работы являются:

·   проанализировать понятие «социальная помощь»;

·   изучить особенности неполных семей;

·   выявить основные направления социальной помощи неполным семьям;

·   исследовать особенности организации социальной помощи неполным семьям населению на примере УСЗН.

При сборе первичных данных используют четыре основных метода, каждый из которых имеет по две основные разновидности:

·   опрос - анкетирование и интервьюирование;

·   анализ документов - качественный и количественный анализ;

·   наблюдение - невключенное и включенное;

В данном социологическом исследовании использовался метод анкетирования.

Инструментарий: анкета (см. Приложение).

В ходе исследования было опрошено 50 человек, проживающих в г. Магнитогорске. Среди них большинство женщин (78%), что позволяет сделать вывод о том, что женщины охотнее делятся своим мнением о социальной политике района и ее влиянии на их жизнь. (Рис.1)

Рис.1.Распределение респондентов по полу

УСЗН оказывает социальные услуги лицам. Особую категорию «объектов» обслуживания социальными работниками представляет семья, в которой имеется лицо, нуждающееся в посторонней помощи. Семья такого рода является микросредой, в которой живет нуждающийся в социальной поддержке человек. Он как бы вовлекает ее в орбиту обостренной потребности в социальной защите. Специально проведенным исследованием установлено, что из 200 неполных семей с нетрудоспособными членами в 39,6 % имеются лица, злоупотребляющие алкоголь. Для более эффективной организации социального обслуживания социальному работнику важно знать причину алкоголизма, которая может быть обусловлена общим заболеванием (84,8 %), либо являются приобретенными в результате какого-либо стрессовой ситуации (6,3 %).

Роль социального работника центра состоит в том, чтобы, опираясь на осведомленность в этом вопросе, способствовать реализации льгот в соответствии с существующим законодательством. При подходе к организации работы с семьей, имеющей алкоголика, для социального работника важно определить социальную принадлежность этой семьи, установить ее структуру (полная, неполная). Значение указанных факторов очевидно, с ними связана методика работы с семьей, от них зависит и различный характер потребностей семьи.

Оказалось, что роль социального работника центра как организатора, посредника, исполнителя наиболее значима для этих семей в таких сферах: морально-психологическая поддержка, медицинская помощь, социально-бытовое обслуживание.

Нами было проведено анкетирование 50 неполных семей, с целью выявить оценку нуждаемости морально-психологической поддержке. Данные оформлены в таблицу 1.

Таблица 1 - Нуждаемость в морально-психологической поддержке

Вид поддержки

Процентное соотношение (%)

организация связи с органами социального обеспечения

71

осуществление контактов с общественными организациями

17

восстановление связей с трудовыми коллективами

12


Из данных видно, что неполным семьям не хватает правильно организованной работы органов социального обеспечения с неполными семьями. Это выражается в удобном графике приема граждан, отсутствие информации на сайте УСЗН, нет горячей линии и т.п.

Анкетированные семьи были дифференцированы по возрастам. В большинстве своем получатели государственной социальной помощи - люди работоспособного возраста 30-45 лет (47%) и имеющие среднее и средне-специальное образование (59,2%). Прослеживается закономерность в обращении за государственной социальной помощью представителей следующих социальных групп: работающих (53,7%), безработных (23,6%), а так же неработающих женщин, осуществляющих уход за ребенком (11%).

Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2- Соотношение возраста респондентов

Возраст

Процентное соотношение (%)

До 30 лет

24

30-45 лет

61

46-60

13

старше 60

2


Таким образом, из таблицы 2 видно, что большинство неполных семей в тех, где родитель в возрасте 30-45 лет. Это объясняется тем, что в этом возрасте учащаются разводы, женщины рожают ребенка вне брака.

Респонденты также указывали своё образование. Данные приведены в таблицы 4.

Таблица 4 - Образование респондентов

Образование

Процентное соотношение

высшее

21

среднее, средне-специальное

59

неполное среднее

15

начальное

5


Таким образом, в неполных семьях родители в большинстве случаев имеют среднее или средне-специальное образование, то есть преимущественно рабочий класс.

Психологический аспект отражает как личностно-психологическую ориентацию неполных семей, так и эмоционально-психологическое восприятие проблемы обществом. Неполные семьи относятся к категории так называемого маломобильного населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Кроме того, в значительной степени социальная незащищенность этих групп населения связана с наличием психологического фактора, формирующего их отношение к обществу и затрудняющего адекватный контакт с ним.

Так, дети из неполных семей, ставших таковыми в результате смерти одного из родителей, в соответствии с российскими законами, имеют право на трудовую или социальную пенсию по случаю потери кормильца. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», дети-сироты, в том случае, если их умерший родитель был застрахован, имеют право на получение единовременной страховой выплаты по потере кормильца. Кроме единовременной страховой выплаты, дети-сироты имеют право на получение ежемесячной страховой выплаты вплоть до достижения ими 18-летнего возраста (учащиеся старше 18 лет - до окончания учебы в учебных заведениях по очной форме, но не более чем до 23 лет). На получение ежемесячной страховой выплаты имеет право также один из родителей, вдова (вдовец) либо другой член семьи, неработающий и занятый уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми вплоть до наступления ими 18-летнего возраста. Если вдова (вдовец) в период ухода за детьми умершего стала нетрудоспособной, то право на получение страховых выплат сохраняется за ней и после окончания ухода за детьми. Неполные расширенные семьи, образовавшиеся после потери родителей и оформления прав опеки (попечительства) над детьми кем-либо из их родственников, согласно пункту 5 статьи 150 Семейного кодекса РФ, имеют право на получение (опекунами, попечителями) ежемесячно выплачиваемых денежных средств на содержание ребенка. Порядок и размер этих выплат устанавливается законами субъекта Российской Федерации. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. Основаниями прекращения выплаты денежных средств на содержание подопечных детей являются:

-    достижение подопечным совершеннолетия;

-       усыновление ребенка;

-       устройство подопечного на полное государственное обеспечение в воспитательное учреждение, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или в другое аналогичное учреждение;

-       передача ребенка в приемную семью, семью патронатного воспитателя, детский дом семейного типа;

-       вступление подопечного в брак;

-       объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);

-       освобождение, отстранение опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей;

-       смена места жительства подопечного на другой субъект РФ;

-       признание подопечного, опекуна (попечителя) безвестно отсутствующими или объявление их умершими; - смерть опекуна (попечителя), подопечного;

-       возврат подопечного родителям.

В перечисленных случаях прекращение выплаты денежных средств на содержание подопечного производится на основании распоряжения органа опеки и попечительства, которое в трехдневный срок направляется в управление социальной защиты. Следует особо отметить, что действующим законодательством предусмотрены дополнительные меры поддержки не только в отношении детей, находящихся под опекой (попечительством), но также отдельные льготы для их опекунов (попечителей).

Анализ программы показал, что ведется диагностическая работа, которая представляет собой комплекс мероприятий, направленных на отслеживание неполных семей.

Важным направлением УСЗН является оздоровление детей из неполных семей. Одним из важных моментов программы является профилактическая и коррекционная работа - предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья, а при наличии каких-либо недугов - профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса. Данная работа играет особую роль, так как ориентирована на снижение уровня заболеваемости, побочных действий различных препаратов.

В таблице 5 приведен сравнительный анализ за три года по реализации данного направления.

Таблица 5 - Оздоровление детей из неполных семей

Категории неполных семей

2012

2013

2014

многодетные

109

115

немногодетные

82

98

131

семьи, находящиеся в социально-опасном положении

21

22

23

дети-инвалиды

17

20

23


Таким образом, ежегодно количество путевок увеличивается, что показывает эффективность работы УСЗН.

Важной задачей является социализация неполных семей:

- повышение мотивации у одиноких матерей /отцов к воспитанию детей;

развитие внутреннего потенциала семьи, повышение социального статуса неполных семей;

Работа с неполными семьями ведется в следующих направлениях:

работа с родителем;

работа с ребенком;

оказание семье материальной, психологической и юридической помощи;

Для развития гражданской активности неблагополучных семей, организации досуга детей, управлением социальной защиты населения совместно с другими заинтересованными службами систематически организуется проведение массовых мероприятий и праздников для указанной категории семей. В течение года было организовано участие обслуживаемых семей и детей в различных областных и районных конкурсах.

В УСЗН отводится место научно-методической и опытно-экспериментальной работам, которые нацелены на скорейшее внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и yкрепления здоровья в практику образования, разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их экспериментальное внедрение в учебный процесс (в частности, курса валеологии; учащихся разных групп). Данные направления позволяют использовать новые возможности медицины, видеть результаты, а также прогнозировать результаты.

Таким образом, направления работы УСЗН с неполными семьями охватывают различные аспекты, которые нацелены на всестороннюю помощь, подбор эффективной программы, просвещение клиентов и сотрудников. Важно отметить, что программа рассчитана как на сотрудников, так и на клиентов и их членов семей.

Анализ работы УСЗН показал, что существует перечень гарантированных услуг, а также разработанных законодательством Челябинской области.

Общество в данном случае берёт на себя полностью либо частично расходы, связанные с оплатой стоимости услуг, предоставляемых неполным семьям, нуждающимся в определённых видах социальной помощи. При этом в порядке социального обслуживания удовлетворяются специфические потребности, характерные именно для данной категории граждан.

Таким образом, УСЗН имеет разные направления в работе с неполными семьями, что благоприятно сказывается на семьях. Однако в работе можно выявить и недостатки, которые необходимо устранить: освещение прав, консультации с разного уровня профессионалами (например, онлайн), контроль постановки на очередь при необходимости, помощь в обучении родителей.

неполная семья социальный

2.3 Методические рекомендации специалистам по социальной работе с неполной семьей

Стратегия государственной политики в области сохранения здоровья подрастающего поколения регламентируется федеральными и региональными законами об образовании и другими нормативно-правовыми актами, определяющими роль в сохранении и укреплении их здоровья.

Результаты, полученные при анализе деятельности УСЗН позволили получить представление о существующих на сегодня условий, способствующих сохранению и укреплению неполных семей. Модель, реализуемая УСЗН, относится к «типичной». Она характеризуется недостаточным уровнем финансовых и кадровых ресурсов, однако коллектив старается использовать имеющиеся возможности для налаживания системной работы. В то же время высокий результат пока не достигнут.

Задачей всего общества и социальных центров, в частности, является сделать так, чтобы у неполных семей не возникло чувство отчужденности, ненужности. И этого можно достичь, окружив человека теплом и заботой, дав ему возможность максимально реализовать свой духовный и интеллектуальный потенциал.

Несмотря на сложившуюся ситуацию, совершенствуется и этому в немалой степени способствует профессиональная подготовка кадров.

Говоря об отношениях, обслуживаемых с персоналом, можно сказать, что сотрудники добросовестно и с пониманием относятся к своей работе.

Результаты, основные выводы и обобщения способствуют более глубокому пониманию социальных проблем неполных семей, способствуют повышению качества обслуживания, установлению контактов между работником и клиентом для выполнения совместной работы. Кроме того, для качественного социального обслуживания необходимо тесное сотрудничество социальных работников с разными структурными органами.

Изучение поставленных в исследовании проблем, дают основания сформулировать следующие рекомендации.

Правительству страны в области социальной поддержки неполных семей: развивать систему социального обслуживания: обеспечить УСЗН в полной мере работниками; усилить межведомственное взаимодействие учреждений здравоохранения и социальной службы; развивать материально-хозяйственное направление по оказанию помощи неполным семьям.

Работнику УСЗН при работе с клиентами необходимо: оценивать ситуацию, которая привела к социальной нестабильности клиента и оказать помощь в решении социальных проблем; способствовать процессу получения льгот в тесном сотрудничестве с органами; привлекать население к участию в социальной помощи; иметь навык межличностного общения;

Эти рекомендации, направленные на улучшение качества жизни неполных семей, позволяющие максимально эффективно подойти к вопросу социальной помощи.

Также к рекомендациям относится и усовершенствование работы персонала. Сотрудник УСЗН является связующим звеном между государством и неполными семьями. Поэтому сотруднику необходимо постоянно совершенствоваться.

Уделять внимание психологической стороне необходимо, так как неполные семьи постоянно меняются, у них происходят какие-либо жизненные перемены, которые сотруднику нужно знать, так как от этого зависит успех работы.

Таким образом, рекомендации охватывают психологическое состояние лиц неполных семей, рассматривает их проблемы с иной позиции. В данных рекомендациях указано, что, прежде всего, необходимо изучить причины неполных семей, адаптировать ребенка и т.д.

Выводы по разделу 2

1.      Государство гарантирует социальную поддержку неполных семей. Социальная работа с неполными семьями имеет ряд направлений: материальная поддержка, здоровье, социальное, психологическое и т. п.

.        Социальные центры активно работают с неполными семьями, однако анкетирование показало, что есть и недостатки у таких центров: финансирование, обеспеченность кадрами, контакт с клиентами и т. п.

3.     Социальная работа с неполными семьями требует переосмысления, нами были разработаны рекомендации для работников социальной службы, работающих с неполными семьями, которые, на наш взгляд, будут эффективными

Заключение

Неполные семьи - одна из проблем современного государства, и ее решение является одной из первоочередных задач не только на общероссийском, но и на международном уровне, так как согласно многочисленным исследованиям высок процент таких семей.

Главными социально-психологическими проблемами являются общение и одиночество. Они прекращают нормально общаться, что сопровождается коренными переменами в образе жизни, разрывом привычных социальных связей в сочетании с равнодушным отношением со стороны окружающих и сужением социокультурных возможностей, что нередко сопровождается устойчивым стрессовым состоянием. Степень переживания одиночества зависит от таких социальных индикаторов как возраст, образование, форма проживания, способность к самообслуживанию. В качестве основной причины возникновения одиночества выделяют наличие ребенка.

Существуют различные формы помощи неполным семьям: государственная, социальная, льготная, помощь на дому, в медицинских и реабилитационных центрах. Каждая форма помощи имеет свои функции и задачи, которые направлены на всестороннюю помощь.

Круг вопросов и проблем, с которыми граждане обращаются в Управление социальной защиты, достаточно разнообразен и требует тщательной работы со стороны специалистов.

Анализ отчетов УЦЗН показал, что размер различный социальных выплат неполным семьям увеличивается из года в год. Растет размер пособий на детей, увеличивается пособие на воспитание ребёнка - инвалида и т.д.

В 2014 году произошло значительное увеличение различных социальных выплат в сравнении с 2012-2013 годами. При этом увеличивается и общее количество получателей социальных выплат.

Респонденты отметили, что хоть в настоящее время размеры социальных выплат и увеличились, но в целом уровень социальной помощи ещё очень мал и недостаточен для полноценной жизни. Только 1/5 часть респондентов отметила, что вполне удовлетворена мерами социальной поддержки. В большей степени не удовлетворены мерами социальной помощи многодетные семьи с 3 и более детьми.

Основные минусы в работе управления социальной защиты населения являются следующие: это недостаток часов приема граждан, низкая скорость обработки информации, недостаточное информационное оповещение и очереди перед кабинетами специалистов.

Большинство недостатков связаны с недостаточной организацией работы управления соцзащиты и требуют принятия управленческих решений со стороны руководства.

Развивая и совершенствуя деятельность служб социальной помощи неполным семьям, органы социальной защиты проявляют постоянную заботу о создании более комфортных условий для жизнедеятельности неполных семей.

Список использованных источников

1. Гришин В. Управление нуждается в совершенствовании // Социальная защита. - 2009. - № 5. - С. 15-18.

2. Гуслякова Л.Г. Объект, предмет и методы социальной работы. Социальная работа в системе наук. - Барнаул, 2009. - 175 с.

3. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан - М.: ЦИЭТИН, 2010. - 135с.

4. Ерохин Ю.С. Технологии социальной работы: цикл и ритм. - М., 2009. - 102 с.

5. Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // Консультант Плюс, 2012.

6. Зомбарт В. Социология. - М.: Просвещение, 2013. - 129 с.

7. Иванов О. И. Введение в социологию социальных проблем. - СПб.: НОРМА-М, 2014. - 325 с.

8. Иванова Д.В. Социология. - Воронеж: ВГУ, 2009. - 174 с.

9. Ладанов И. Социокультура организации. // Управление персоналом - 2009. - № 5. - С. 12 - 14.

10.Лебединский, В.В. Нарушение психического развития. - М.: Педагогика. - 2009. - 306 с.

11.Некрасов А.Я. Международный опыт социальной работы: Учеб. пособ. - М.:Интера, 2014. - 156 с.

12.Обухова Л.Ф. Проблема старения с биологической и психологической точек зрения // Психологическая наука и образование, 2008, № 3. - С.21

13.Основные статистические показатели. - [Электронный ресурс]. - Официальный сайт РОССТАТа. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/

15.Попов А.В. Социология. - М.: Дрофа, 2009. - 274 с.

16.Работник социальной службы. // Российский журнал социальной работы.-№1.-2005. - C. 45-49

17.Симонова Т. М. Социальные проблемы в социологии и в социальной работе: определение, анализ, решение. - СПб.: Питер, 2010. - 239 с.

18.Словарь-справочник по социальной работе. / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 2009. - 324 с.

19.Сорокин, В.М. Специальная психология.- СПб.: Речь, 2009. - 216 с.

20.Сухинская Л.А. Лабораторный комплекс для оценки параметров, характеризующих уровень развития групп // Психология, 2009. - С. 131-138.

Приложение

Анкета

Вы принимаете участие в социологическом опросе по эффективности деятельности управления социальной защиты населения.

Пожалуйста, внимательно прочитайте вопросы и выберите варианты ответов.

. Ваш пол:

·   Мужской

·   Женский

2.      Ваш возраст:

·   До 30 лет

·   30-45 лет

·   46 -60

·   свыше 60 лет

3.      Укажите ваше образование:

·   начальное

·   неполное среднее

·   средне-специальное

·   высшее, неполное высшее

4. Оцените уровень Вашей удовлетворенности социальной помощью?

·   - 1

·   - 2

·   - 3

·   - 4

·   - 5

5. На ваш взгляд, минусами работы управления социальной защиты населения являются:

         Скорость обработки запросов обращений граждан

         Техническая не оснащённость отделов

         Недостаток часов приёма граждан

         Недостаточное информационное оповещение

         Снисходительное отношение сотрудников отдела

         Очереди

         Другое ____________________________________

6.      Оцените уровень профессиональной подготовки работников?

¨ Высокий

¨  Средний

¨  Низкий

Похожие работы на - Неполная семья как объект социальной работы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!