Насилие в семье как социальная проблема современного общества

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    132,92 Кб
  • Опубликовано:
    2015-11-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Насилие в семье как социальная проблема современного общества















Насилие в семье как социальная проблема современного общества

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ

.1 Характеристики понятия «семейное насилие»

.2 Причины, характерные особенности и виды насилия

.3 Последствия семейного насилия

ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЖЕРТВАМИ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ

.1 Профилактика семейного насилия

.1 Особенности социальной работы с жертвами семейного насилия

ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

.3 Программа исследования

.2 Анализ проведённого исследования

.3 Рекомендации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ


В последнее время особую актуальность приобретает проблема семейного насилия. Эта тема замалчивалась и отвергалась обществом, что породило множество заблуждений и неверных представлений. Статистика фиксирует положительную динамику этого страшного явления. Многочисленные публикации и информация в СМИ демонстрируют сложившие в этой области противоречия и указывают на важность обращения внимания ученых на изучение данной проблемы.

Социальная актуальность проблемы совершенно очевидна. Согласно сводкам МВД, 30-40 % насильственной преступности у нас совершается именно в семье. Главными жертвами семейного насилия становятся дети, женщины, инвалиды, престарелые. По данным, которые приводились в Госдуме в 2002 году, регулярным избиениям родителями подвергается около 2 млн детей; примерно 50 тыс. ежегодно уходят из дома в бродяжничество, не вынеся жестокого обращения и постоянных конфликтов. Примерно 2 тыс. детей и 14 тыс. женщин ежегодно погибают вследствие семейного насилия. Иначе говоря, эта беда не только разрушает нравственные основы жизнедеятельности общества, но и становится силой, угрожающей безопасности человека и будущему страны.

Проблема насилия в семье появилась в стране не сегодня, но в бывшем СССР она относилась к числу "закрытых" тем. Поэтому кроме как среди экспертов в милиции, возможно, работников ЗАГСов, где фиксировались причины разводов, она не была предметом обсуждения, анализа и тем более достоянием общественного мнения.

Представления о том, что насилие имеет место только в социально неблагополучных семьях, современные исследователи считают несостоятельным мифом общественного сознания. Насилие в семье происходит в любых слоях и категориях населения, независимо от классовых, расовых, культурных, религиозных, социально-экономических аспектов. Объектами и субъектами домашнего насилия могут быть любые члены семьи.

Семейное насилие имеет латентный характер и в полной мере пока не осознана ни обществом, ни государством. Подсчитать удаётся лишь число вопиющих случаев насилия, которые квалифицируются правоохранительными органами как уголовные преступления. Отсутствует развернутая законодательно-правовая основа по предотвращению насилия в семье. Действующие государственные программы в области социальной защиты семьи и детства также обходят проблему семейного насилия стороной. Деятельность тех государственных и общественных структур, которые по своему профилю непосредственно связаны с указанной темой (правоохранительные органы, социальные службы), несистемна, слабо координирована, не объединена общей стратегией.

Объект исследования - семейное насилие как социальная проблема.

Предмет - особенности семейного насилия.

Цель исследования: изучить особенности семейного насилия.

Гипотеза: если насилие в семье имеет место быть, то оно имеет специфические черты и характеристики, обусловленные наличием особой системы взаимоотношений индивидов.

Задачи работы:

.        Изучить теоретические основы социальной работы с жертвами семейного насилия

.        Определить принципы и методы социальной работы с жертвами социального насилия

.        Проанализировать основные социальные и психологические проблемы жертв семейного насилия

.        Проанализировать причины и виды семейного насилия.

Методы исследования:

.        Анализ литературы по данной теме

.        Опрос граждан в форме анкетирования

.        Общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение, дедукция, индукция, сравнение)

Основные понятия:

Термин «насилие», согласно «Словарю русского языка» С. И. Ожегова, может быть истолкован как: «1) принуждение, притеснение, давление, нажим, применение физической силы; 2) принудительное воздействие на кого-либо; 3) притеснение, беззаконие». Семейное насилие - это система поведения человека, целью которого является достижение власти и контроля над близкими ему людьми. Во многих странах семейное насилие рассматривается как серьёзная социальная проблема и входит в сферу интересов различных академических и практико-ориентированных дисциплин.

Под семейным насилием понимаются агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате которых объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или смерть. Семейное насилие - это эмоциональное или физическое оскорбление или угроз физического оскорбления, существующая внутри семьи, которая включает в себя супругов, бывших супругов, родителей, детей, внуков и др. Это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, сексуального, словесного, эмоционального и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха. В хронической ситуации насилие в семье один человек контролирует или пытается контролировать или пытается контролировать поведение и чувства другого. Домашнее насилие не избирает своих жертв в каких-либо определённых социальных или этнических группах оно присутствует в семьях разных слоёв населения.

Курсовая работа состоит из 3 глав. В первой главе «Теоретические аспекты семейного насилия» рассмотрены характеристики понятия «семейное насилие», причины, характерные особенности, виды и последствия семейного насилия. Во второй главе «Технологии социальной работы с жертвами семейного насилия» рассматривается профилактика семейного насилия и особенности социальной работы с жертвами семейного насилия. В третьей главе излагается программа проведённого исследования, его анализ и практические рекомендации.

Большое количество полезной информации для курсовой работы было получено из работ Лысовой А. В., в своих статьях автор рассматривает насилие как фактор риска во внутрисемейных преступлениях, разрабатывает критерии внутрисемейного насилия, а также даёт рекомендации по профилактики этой социальной проблемы; Сошниковой И. В., в работах этого автора рассматриваются структура и уровни насилия семье, условия и причины семейного насилия.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ


1.1     Характеристики понятия «семейное насилие»

Семейное насилие относится к числу сложных междисциплинарных проблем и изучается в рамках криминологии, социологии, психологии, медицины и других дисциплин. Данная проблема активно начала изучаться только недавно, однако крайние формы семейного насилия - супружеские убийства, убийства детей и родителей в семье - довольно активно исследовались в России уже в начале и во второй половине XX в..

Под семейным насилием понимаются агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате которых объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или смерть. Семейное насилие - это эмоциональное или физическое оскорбление или угроз физического оскорбления, существующая внутри семьи, которая включает в себя супругов, бывших супругов, родителей, детей, внуков и др. Это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, сексуального, словесного, эмоционального и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха.

Существуют некоторые особые признаки семейного насилия, характерные для всех групп населения. Например, если в отношениях присутствует один вид насилия, то очень высока вероятность того, что и другие его формы тоже будут развиваться. Семейное насилие во всех его формах проявления включает элементы контроля и власти о стороны человека, совершающего насилие.

Обобщим признаки семейного насилия как социального действия.

. Это властно-силовое действие. «Субъект власти» реализует собственную волю вопреки сопротивлению «объекта», то есть силой. Значит, в основе властно-силового отношения лежит субъект-объектное взаимодействие: навязывание воли субъекта власти подвластному объекту и контроль за ним, подчинение последнего указанной воле. Властно-силовые действия в семье могут выражаться в форме принуждения, запрета, приказа, угрозы, окрика, оскорбления, физического воздействия.

. Специфика насильственного властно-силового действия, в отличие от родительской власти, опирающейся на авторитет, нормы педагогики и семейно-правовые культурные нормы, в том, что это действие, причиняющее вред (ущерб) другому члену семьи или совместно проживающему лицу.

. Cсемейное насилие направлено на близких людей, связанных, как правило, отношениями родства и свойства, а значит, отношениями зависимости (экономической, психологической, сексуальной и др.) жертвы (объекта) от обидчика (субъекта). Обычно семейное насилие вершится «старшим», «главным» по статусу и семейной роли по отношению к «младшему» зависимому члену семьи:

·        муж→жена;

·        родители→дети;

·        взрослые дети→престарелые члены семьи;

·        новые партнеры одного из биологических родителей→дети;

·        старшие братья и сестры→младшие братья и сестры.

Отношение зависимости осложняет возможность жертвы противодействовать насилию.

. Семейное насилие как социальное действие - это динамичный процесс, где переплетаются как формы, так и его участники, вследствие чего жертва со временем сама может стать насильником. В конечном счете, жертвами насилия становятся, в той или иной степени, все его участники: и первоначальный «обидчик», и первоначальная «жертва», и «свидетели» сцен насилия (например, дети). А истоки, «первотолчки» этой динамики проистекают из толщи общества, его социально-культурных (цивилизационных), этнических, экономических, политических проблем (предпосылок и условий).

Во многих странах семейное насилие рассматривается как серьёзная социальная проблема и входит в сферу интересов различных академических и практико-ориентированных дисциплин. В западной критической мысли преобладают в основном три точки зрения на комплекс проблем, связанных с насилием в семье.

Первая базируется на подходе, который можно назвать социокультурным. Он отсылает проблему семейного насилия к тому комплексу социальных структур, культурных норм и систем ценностей, которые продуцируют определённый тип социальной чувствительности общества, толерантный к насилию мужчин в отношении женщин, или же поощряющий его. В основе данного подхода лежит теория социального конструирования.

Вторая точка зрения сконцентрирована на самой структуре семьи. Так называемая теория семейных систем рассматривает проблему домашнего насилия сквозь призму коммуникационных стратегий, существующих внутри семейного круга. Факт насилия в рамках данной теории трактуется как следствие трагической ошибки, сделанной при формировании внутрисемейного пространства и приводящей к нарушению коммуникационного процесса и возникновению конфликтов. На этой теории, например, базируется практика совместного консультирования супругов. От данного вида консультирования сегодня отказываются во всём мире. Теория семейных систем всё более острой критике из-за расплывчатости оценок самого факта домашнего насилия, двусмысленности в трактовке функций обидчика и жертвы, переноса вины за агрессивный акт на некие достаточно абстрактные процессы и косвенного оправдания поведения агрессора.

Третья точка зрения на проблему семейного насилия является логическим выводом из практики индивидуального психотерапевтического консультирования. В рамках данного подхода причины агрессивного поведения мужчины и упорного моделирования им ситуации террора внутри семи представляются как последствия психологических травм, которые он вынес из своего детства, отразившихся в зрелом возрасте в виде посттравматического стресса, депрессивных состояний, низкой самооценки и вместе с тем нарциссизма, расстройств личности. Во многом этот подход подкрепляет первую точку зрения на семью как транслятор тех культурных норм, которые продуцируются обществом.

Существуют статистические данные, указывающие на явное преобладание агрессии, направленной на женщину со стороны мужчины. Каждый день 36 тыс. женщин в Российской Федерации подвергаются избиениям со стороны мужей или сожителей. Каждые сорок минут одна женщина умирает от домашнего насилия. Домашнее насилие регулярно имеет место в каждой четвёртой российской семье. До 47% женщин отмечают, что их первый сексуальный опыт не был добровольным. До 70% погибших насильственной смертью женщин были убиты своими мужьями или сожителями. В Российской Федерации 40% женщин, страдающих от насилия в семье, никогда не обращаются за помощью в правоохранительные органы. В 90-96% случаев домашнего насилия жертвами агрессии являются женщины. По данным исследования, проведённого советом женщин МГУ, больше половины женщин (58%) подвергались агрессии со стороны кого-либо из близких мужчин (нынешнего или бывшего мужа, жениха или любовника). Более половины женщин (54%) подверглись различным формам экономического насилия. 57% считают, что их мужья хотя бы время от времени «унижают или пытаются унизить, оскорбить», «поставить на место». В научной литературе наиболее исследованными являются проблемы домашнего насилия, где агрессором выступает мужчина.

Геронтологическое насилие - жестокое обращение с лицами пожилого возраста связанное с нанесением психологического, физического, экономического вреда, оскорблений и действий дурного обращения, проявляемых людьми, имеющими с данной группой населения близкие отношения. Геронтологическое насилие - реальное явление, встречающееся среди всех социальных групп, независимо от уровня дохода, образования, положения в обществе. В домашних условиях оно проявляется в ущемлении интересов пожилых людей со стороны членов семьи или основного опекуна.

Субъектами геронтологического насилия выступают чаще всего ближайшие родственники, большей частью злоупотребляющие алкоголем и наркотическими средствами. Во многих случаях насильник материально зависим от своей жертвы.

Практически все исследователи, работающие с проблемой домашнего насилия, отмечают, что существует цикл насилия: некий замкнутый круг из чередующих друг друга ситуаций. Ситуация домашнего насилия развивается циклично, складываясь из трёх фаз:

)        Нарастающее напряжение. Как правило, проявляется в виде отдельных вспышек оскорблений.

)        Активное насилие - всплеск напряжения в самой негативной форме. Припадки гнева очень сильны. На этой стадии жертве необходимо помочь осознать, что предугадываемого, ожидаемого акта насилия можно и нужно избежать - уйти из дома, крыться, позвать на помощь друзей.

)        «Медовый месяц». В этом периоде агрессор может быть добрым, любящим, виноватым, обещать никогда не повторять насилие или, наоборот, обвинять жертву в том, что она спровоцировала насилие.

Обычно выделяют 4 вида семейного насилия:

l  физическое насилие;

l  сексуальное насилие;

l  экономическое насилие;

В обществе сложились мифы о насилии в семье, которые закрепляются в стереотипах поло-ролевого поведения:

.        Женщины провоцируют насилие и заслуживают его. Антитезис: это широко распространённое убеждение свидетельствует о том, что проблема избиения женщин социальная: она коренится в гендерных стереотипах, которые с детства прививаются людям.

.        Однажды подвергшаяся насилию женщина - навсегда жертва. Антитезис: пройдя консультирование у специалистов, женщина может возвратиться к нормальной жизни, если цикл насилия разорван и женщина не находится в ситуации насилия и опасности.

.        Мужчины-обидчики ведут себя агрессивно и грубо в отношениях со всеми. Антитезис: большинство из них способны контролировать своё поведение и понимают, где и по отношению к кому можно проявлять агрессивные эмоции.

.        Те, кто избивает, не являются любящими мужьями или партнёрами. Антитезис: они используют любовь для того, чтобы удержать женщину в рамках насильственных отношений.

.        Обидчики, применяющие насилие, психически нездоровы. Антитезис: эти мужчины часто ведут нормальный образ жизни, за исключением тех моментов, когда они позволяют себе вспышки агрессивного поведения.

.        Мужчины, подвергающие насилию, являются неудачниками и не могут справиться со стрессом и проблемами в жизни. Антитезис: состояние стресса рано или поздно испытывают все люди, но не все подвергают насилию других людей.

.        Мужчины, избивающие жён, избивают также и детей. Антитезис: это случается примерно в одной трети семей.

.        Детям нужен их отец, даже если он агрессивен, или «Я остаюсь только из-за детей». Антитезис: без сомнения, в идеале дети нуждаются в матери и отце. Однако дети, живущие в условиях насилия в семье, сами могут просить мать убежать от отца, чтобы спастись от насилия.

.        Домашние ссоры, рукоприкладство и потасовки характерны для необразованных и бедных людей. В семьях с более высоким уровнем доходов и образования такие происшествия случаются реже. Антитезис: насилие в семье не ограничивается определёнными слоями и группами населения. Это случается во всех социальных группах независимо от уровня образования и доходов.

.        Ссоры между мужьями и жёнами существовали всегда, это естественно и не может иметь серьёзных последствий. «Милые бранятся - только тешатся». Антитезис: ссоры и конфликты действительно могут присутствовать во многих отношениях. Отличительными чертами насилия являются серьёзность, цикличность и интенсивность происходящего и последствий.

.        Пощёчина никогда не ранит серьёзно. Антитезис: насилие отличается цикличностью и постепенным усилением актов насилия. Это может начинаться просто с критики, переходя к унижениям, изоляции, потом - пощёчины, удары, регулярные избиения, а иногда смертельный исход.

.        Существует миф о том, что жертва может легко разорвать эти отношения, если захочет, и партнёр даст ей уйти, не прибегая к насилию как к средству её удержания. Отсутствие реальных альтернатив трудоустройства и финансовой помощи, отсутствие жилья, которое стало бы надёжной защитой для жертвы, иммобилизация в результате психологической и физической травмы, культурные и семейные ценности, призывающие к сохранению семьи любой ценой, партнёр, психологи, суды, священники, родственники и другие лица, которые убеждают жертву, что она сама виновата в насилии и что она может остановить его, подчинившись требованиям партнёра, - всё это причины того, что жертвы не разрывают отношений с партнёром.

Вообще насилие часто становится орудием установления власти и неадекватного самоутверждения. Под самоутверждением понимается желание повысить свою самооценку, уровень самоуважения, заявить о чувстве собственного достоинства, значимости своей личности для других. В момент применения насилия человек ощущает свою полноту власти над другим человеком. Таким образом, агрессивные и насильственные действия могут стать для человека средством преодоления своих внутренних психологических проблем, неуверенности в себе, субъективно ощущаемой слабости.

1.2     Причины, характерные особенности и виды насилия

Тот факт, что проблема семейного насилия ныне осознается как глобальная, невольно наводит на мысль, что указанный феномен имеет не только антропогенную и социально-психологическую природу: его корни уходят в систему ценностей и целей современной цивилизации, которая включает компоненты насилия в систему экологических, экономических, политических, межэтнических, межгосударственных отношений. Общество, заряженное на насильственные способы решения многообразных социальных проблем, продуцирует насилие и в частной сфере жизни.

В плане обоснования социальных корней семейного насилия представляется продуктивной марксистская идея общественного воспроизводства и отсюда понимание семьи как компонента этого процесса: социального института, осуществляющего непосредственное воспроизводство человека. Семья является необходимой клеточкой и моделью общественного воспроизводства, где есть свое «производство» (хозяйственно-экономическая функция), свое «потребление» (организационно-восстановительная функция) и свое «общение» (репродуктивно-воспитательная и нормативно-контролирующая функции), в процессе которых люди «физически и духовно творят друг друга». Понятно, что наряду с позитивным, конструктивным и творческим аспектами общественной жизни, семья способна воспроизводить и негативные, деструктивные и разрушительные по отношению к человеку условия и факторы.

Причину насилия в самом широком смысле слова некоторые авторы видят в том, что в процессе человеческой деятельности часто происходит рассогласование в целях и средствах, замыслах и результатах. Преследуя благие цели, люди порой бывают неразборчивы в избираемых средствах, когда насильственные средства кажутся наиболее коротким и эффективным путем достижения цели. При этом упускаются из виду возможные (порой отдаленные) последствия, которые это будут иметь. Отсюда насилие выступает оборотной стороной многих человеческих замыслов. Кроме того, насильственный характер человеческих действий во многом обусловлен и личностью субъекта. «Субъект-насильник, - пишет М. Веверка, - «функционирует» в предсоциальном пространстве», то есть ему свойственны «отсутствие, недостаточность, упадок социальности», отсюда насилие наиболее часто возникает «в лакунах, разложении общественных конструкций», иначе говоря, в условиях ломки устойчивой системы ценностей и норм. Субъективной причиной (мотивом) насилия обычно выступает конфликт между притязаниями субъекта (насильника) и обстоятельствами, условиями ситуации деятельности. Однако на сегодняшний день нет единого мнения по вопросу о том, что преимущественно провоцирует применение насилия в семье, поскольку через рассмотрение одного лишь фактора, невозможно объяснить все случаи насилия, совершаемые в быту. Сложность человеческой натуры, разнообразие социальных взаимодействий и социальных структур, требуют учитывать множество различий отдельно взятых семей, индивидуальные характеристики их членов, общественные установки и стереотипы, сочетание которых вызывает насилие. Наиболее характерные причины насилия в семье:

l  постоянные внутрисемейные конфликты;

l  употребление ПАВ;

l  неблагоприятные условия воспитания в детстве в родительской семье;

l  отсутствие у потерпевшего (его семьи) и (или) у насильника (его семьи) отдельного, самостоятельного жилья и средств на его приобретение;

l  неудовлетворительные жилищные условия;

l  низкий материальный уровень жизни;

l  безработность насильника, в том числе его нежелание работать;

l  безработность потерпевшего, в том числе его нежелание работать;

l  неспособность насильника полноценно выполнять свою роль кормильца, главы семьи;

l  агрессивный характер насильника, его стремление решать проблемы с применением насилия;

l  насилие, издевательства, оскорбление со стороны потерпевшего;

l  аморальный, антиобщественный образ жизни насильника;

l  аморальный, антиобщественный образ жизни потерпевшего;

l  супружеские измены потерпевшего;

l  психическое заболевание, расстройство насильника / потерпевшего;

l  инвалидность насильника / потерпевшего;

l  низкий культурный, образовательный уровень насильника;

l  кризис личной, семейной жизни насильника;

l  несвоевременность и неэффективность реагирования ОВД на семейные конфликты, семейное насилие, в том числе отсутствие контроля за неблагополучной семьёй;

l  отсутствие или недостаточность специализированных социальных служб по профилактике насилия в семье.

Большинство исследователей выделяют следующие мотивы насильственных действий в семье:

l  желание насильника утвердить свой авторитет в семье;

l  вымещение на потерпевшем злобы, связанной с невозможностью полноценно выполнять свою роль в семье или возникшей в результате неудач, кризиса личной, семейной жизни;

l  вымещение на потерпевшем обиды, злобы, возникшей в результате конфликта с другими членами семьи;

l  желание причинить потерпевшему боль, страдания, ущерб;

l  воспрепятствование уходу потерпевшего из семьи;

l  ревность;

l  месть за супружескую измену;

l  желание пресечь пьянство, иное аморальное поведение потерпевшего;

l  месть за постоянные побои, оскорбления, издевательства;

l  месть за насилие со стороны потерпевшего;

l  месть за жестокое обращение в детстве со стороны потерпевшего;

l  желание избавится от потерпевшего или связанных с ним забот;

l  корысть;

l  желание устранить препятствия в пользовании жилым помещением, иной собственностью;

l  желание пресечь оскорбления, унижения со стороны потерпевшего;

l  защита насильником других членов семьи от насилия со стороны потерпевшего.

Как правило, насильник руководствуется сразу несколькими мотивами.

Семейное насилие имеет ряд своих особенностей. При анализе литературы были выявлены следующие особенности:

)        Для семейно-бытовых насильственных преступлений не свойствен групповой характер, так как практически все они совершаются на почве личных неприязненных отношений, и им, как правило, предшествует двусторонний конфликт.

)        Акты семейного насилия совершаются практически в равной степени: как в городах, так и в сельской местности.

)        Насильственные действия обычно совершаются систематически.

)        По месту совершения семейно-бытовые преступления можно определить, в основном, как "квартирные". Подавляющее большинство преступлений данной группы совершено во время семейной ссоры, что предполагает нахождение по месту жительства.

)        Часто поводом для совершения насилия является аморальное либо противоправное поведение потерпевших. При этом женщины чаще, чем мужчины, совершают преступления в случае провоцирующего поведения потерпевшего или в ответ на нападение.

)        Большинство насильственных преступлений в семье совершается с применением различных предметов хозяйственно-бытового назначения, используемых в качестве оружия. Это говорит о том, что преступления заранее не готовились, преступники действовали импульсивно, не проявляя разборчивости, используя то, "что первое попадет под руку": кухонные принадлежности, предметы домашней мебели и т. д. Чаще указанные предметы используют женщины.

)        Проявления насилия в семье нередко отличаются жестокостью, дерзостью и исключительным цинизмом, что свидетельствует о сложных внутрисемейных отношениях, высочайшей степени "накала" семейного конфликта, а также о глубокой нравственной деградации, пренебрежительном отношении к элементарным требованиям морали.

)        Механизм совершения насильственных преступлений в семье отличается внезапностью возникновения умысла.

)        Поведение женщин характеризуется значительно меньшей степенью криминогенности по сравнению с противоположным полом.

Обычно выделяют такие виды семейного насилия:

l  физическое насилие (такой вид насилия включает в себя прямое или косвенное воздействие на жертву для причинения физического вреда. Физическое насилие выражается в нанесении увечий, избиении, побоях, истязании, пинках, пощёчинах, шлепках. Также к физическому насилию можно отнести неоказание медицинской помощи, депривация сна, лишение возможности удовлетворить жизненно-важные функции, насильственное принуждение к употреблению алкоголя или наркотиков против желания жертвы);

l  сексуальное насилие (принуждение жертвы к участию в половых действиях. Проявляется в трех основных формах: сексуального домогательства (навязчивое приставание в форме физического контакта или словесных замечаний и предложений, вопреки ясно выраженному нежеланию лица), принуждения (когда человек добивается сексуальной близости с другим вопреки его воле, но не прибегая к насилию) и насилия (половое сношение с применением физического насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам, либо с использованием беспомощного положения потерпевшей (статья 131 УК РФ), или другие насильственные действия сексуального характера (статья 132 УК РФ), такие как оральный или анальный секс)).

l  эмоциональное насилие (выражается в унижении, оскорблении жертвы, изоляции, ограничении круга общения жертвы, угрозах, шантаже. Это насилие с применением словесных и психических средств, принижение достоинства жертвы, пренебрежительное отношение);

Таким образом, проникновение насилия в жизнь семьи ведёт к деконструкции нравственных, гуманистических основ семейного воспитания, к росту детской беспризорности и безнадзорности, вовлечению несовершеннолетних в потребление алкогольных напитков, наркотиков, в проституцию и криминальную деятельность. В такой обстановке совершенствование мер предупреждения насилия в семье становится важнейшей задачей не только органов внутренних дел, но и всего общества.

семейный насилие конфликт социальный

1.3 Последствия семейного насилия


Какими бы причинами насилие не было порождено, оно наносит безусловный вред здоровью и психике его жертвам, последствия насильственных действий всегда разрушительны и деструктивны. Длительное нахождение в семье, в которой есть насилие, приводит к непоправимым психологическим последствиям.

Социальная опасность семейного насилия в том, что оно:

)        нарушает права и свободы личности и разрушает ее социальную структуру;

)        будучи долгое время латентным, скрытым от внимания общества, способно неконтролируемо нарастать (словно снежный ком);

)        оно перманентно усиливает насилие в обществе, замыкая его «круг»;

)        подрывает процессы жизнеобеспечения и воспроизводства социального субъекта.

Существенными качествами детей, переживших в детстве насилие в различных формах, становятся: личностная незрелость, слабая адаптированность в обществе, различного рода зависимости, неспособность к свободе и ответственности. Такие дети индифферентны к внешнему агрессивному поведению, неспособны подавлять собственную агрессию и готовы жить в обществе насилия и несвободы. Последнее касается, разумеется, не только детей и не только возможных жертв, но вообще всех участников семейного насилия, включая самих обидчиков. Внешними факторами риска, кроме несчастного детства, здесь выступают: негативные средовые влияния, провоцирующие вредные привычки (алкоголь, наркотики), а также паттерны насилия, насаждаемые средствами массовой информации и межличностной коммуникации (в том числе - семейной). Пострадавшие от насилия дети рано приобщаются к девиантному образу жизни, порой становятся участниками преступных группировок. Жестокость родителей порождает аналогичную черту у детей, которые потом будут так же "воспитывать" своих детей..

Конфликты в семье, родительский алкоголизм, напряженные интерперсональные отношения между членами семьи создают хроническую психотравматическую индивидуальность подростка, которая в ситуации дисгармонического типа воспитания, повторяющихся социально-отрицательных реакций деформирует личность, придает ей употреблению алкоголя и наркотиков, легко становятся участниками криминальных акций. Бывшие жертвы превращаются в агрессоров и происходит процесс воспроизводства жестокости. Данные зарубежных исследований не оставляют сомнений, что 90% заключенных, осужденных за насильственные преступления, подвергались в детском возрасте различным формам жестокого обращения.

Когда ребенок подвергается любому виду сексуального насилия, он испытывает эмоциональную травму, утрачивает ощущение безопасности, возможности построения теплых доверительных отношений с родителями. Взрослые перестают быть для ребенка образцом для подражания, что затрудняет развитие ребенка. Дети, подвергшиеся насилию, испытывают страх, вину, тревогу, ненависть.

Семейное насилие влечет за собой изменение личностной сферы женщины-жертвы, это:

·        замкнутость - состояние отверженности, ограждённости от других людей, нежелание вступать с ними в контакт, избегание общения;

·        высокий уровень тревожности - состояние неопределенного, смутного беспокойства, ночные кошмары.

·        депрессия - настроение, характеризуемое ярким и интенсивным ощущением неадекватности, чувством отчаяния, уменьшением активности, пессимизмом, печалью;

·        страхи - эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного объекта (партнера, темноты, мужчин, нестандартных ситуаций и др.). Страх обычно характеризуется внутренним переживанием очень сильного возбуждения, желанием бежать или нападать.

Последствиями физического насилия являются не только физические травмы, постоянные головные боли, бессонница, но и формирование у жертвы так называемого «Синдрома избиваемой женщины», под которым подразумевается состояние психологической травмы - утрата контроля над собой, своей жизнью, телом, чувствами и разъединение с другими людьми (то есть изоляция). Нередко жертва испытывает чувство собственной вины за совершенное над ней насилие или просто отрицает факт такового, убеждая себя и других в том, что это присутствует в большинстве семей.

Возникший травматический опыт деформирует способность доверять людям, быть самостоятельной, уверенной в себе, компетентной, инициативной. Постоянное травмирующие воздействие приводит к истощению сил для подавления эмоций, и порой достаточно небольшого стимула, чтобы долго сдерживаемые эмоции вырвались наружу, и женщина потеряла контроль над собой и даже совершила убийство своего партнера.

К физическим последствиям сексуального насилия относятся: хронические боли в тазовой области без явных признаков заболевания; гинекологические отклонения, частые инфекции мочеполовой системы; расстройство сна, аппетита, физическое переутомление, невозможность справляться даже с минимальными физическими нагрузками.

К психологическим последствиям данного вида насилия относятся:

·        психическое переутомление;

·        длительное эмоциональное напряжение;

·        злоупотребление алкоголем;

·        неустойчивость настроения со вспышками злобно-тоскливого состояния, тревога;

·        утрата интереса к жизни;

·        ограничение и предельная формализация контактов с окружающими людьми;

·        отвращение к себе.

Психологическое насилие над женщиной влечет за собой разрушение личности женщины; ее социальную дезадаптацию (неприспособленность); длительную депрессию; одиночество; суицидальные попытки; насилие над детьми и престарелыми родственниками и т. д.

Социальные последствия насилия над пожилыми и старыми людьми заключаются в возникновении физических и психологических проблем со здоровьем, которые приводят к необратимым физическим нарушениям, лекарственной и алкогольной зависимости, хроническим заболеваниям и состояниям, депрессии, чувству страха, причинению себе вреда, смерти.

В любом случае насилие в семье наносит серьёзный вред психике и здоровью жертвы. Состояние стресса, нарушение психики, физические увечья, хронические заболевания, социально - дезадаптированное поведение детей, созерцающих насилие во взаимоотношениях родителей, трансформация жертвы в обидчика, алкоголизм, беспризорность, суицид - вот краткий список последствий насилия в семье. Перечисленные последствия существования феномена насилия в семье подрывают социальную стабильность социума.

ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЖЕРТВАМИ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ


2.1 Профилактика семейного насилия


Для предотвращения насилия в семье главным направлением работы должна стать как общесоциальная, так и индивидуальная профилактика, охватывающая в первую очередь подрастающее поколение.

Сложность проблемы домашнего насилия свидетельствует о необходимости комплексной стратегии, главными целями которой являются:

·        предотвращение - общественное порицание семейного насилия;

·        защита - применение мер правопорядка с целью обеспечения безопасности женщин как в публичной, так и в частной сферах жизнедеятельности; а также привлечение нарушителей правопорядка к ответственности за совершенные деяния;

·        обеспечение - учреждение государственных и неправительственных проектов и организаций, оказывающих услуги профессиональной помощи и консультирования.

Важно, чтобы системы школьного и дошкольного образования были неотъемлемым компонентом комплексных программ по предупреждению семейного насилия. В рамках просвещения молодых людей в области любви и сексуальных отношений уместно обсуждать гендерное равенство, динамику и травмирующие последствия гендерного насилия в любой форме, особо подчеркивая его несовместимость с правами человека, любовью, уважением и счастливой семейной жизнью. Конфликтов в отношениях избежать невозможно. Но иногда для урегулирования конфликта вместо демократического диалога и конструктивных переговоров прибегают к насилию. В ходе просвещения в области сексуальных отношений и отказа от жестокости до мальчиков и подростков важно донести мысль, что настоящий мужчина, сильный мужчина не прибегает к физическому насилию даже тогда, когда он испытывает агрессивные чувства: когда его провоцируют словами, во время ревности, или когда его подруга хочет порвать с ним отношения. Девушек и женщин учат нетерпимости к актам насилия, тому, что они никогда не виновны и не должны терпеть жестокость и угрозы. Их убеждают рассказывать друзьям и/или родителям об избиениях, а не держать в секрете.

В перечень мер, направленных на профилактику семейного насилия, входят:

·        формирование социально-культурных навыков в семейных отношениях;

·        разъяснение взаимных прав и обязанностей членов семьи;

·        обучение "мирным" способам разрешения конфликтов;

·        информирование о допустимых законом путях и методах самообороны.

Первоочередная роль в профилактике семейного насилия отводится выявлению и лечению жертв насилия, а также обучению врачей, проводящих лечебные мероприятия. Для качественного распознавания признаков уже свершившегося акта семейного насилия врачам необходима специальная подготовка, так как считается, что медицинское вмешательство само по себе прекращает и предупреждает насилие.

Основными принципами лечебно-профилактической помощи жертвам насилия являются доступность, своевременность и тактичность. Пострадавшие должны знать, что они не виноваты в случившемся, поэтому на первый план в работе врача любой специальности выдвигается психологическая поддержка. В отдельных случаях развитие эмоциональных и поведенческих нарушений у жертв насилия требует проведения клинического психоанализа.

Фактически всем пострадавшим необходимы помощь психиатра и социальная адаптация. Во многих странах существуют специальные центры помощи жертвам домашнего насилия. Поэтому хорошим решением в плане профилактики семейного насилия можно считать образование и расширение сети медико-психологических центров по проблемам семьи, в которых, наряду с психотерапевтами, психиатрами, психологами, состоят и социальные работники, обеспечивающие эмоциональную поддержку и хотя бы частичное решение социально-бытовых вопросов этих семей. Существует необходимость и в юридической поддержке, так как уголовное право играет большую роль в ранней профилактике семейного насилия.

Некоторые авторы полагают, что наиболее эффективным подходом в предупреждении рецидивов семейного насилия является лечение обоих супругов, а не только пострадавших, так как в результате улучшается качество жизни всех членов семьи. К форме семейной терапии можно отнести тренинг социальных умений, формирующих у членов семьи способы социально адекватного реагирования в различных ситуациях. В процессе такой терапии предпочтение обычно отдаётся поведенческим методам, в результате которых улучшаются супружеские взаимоотношения, эмоциональное состояние детей, а в семьях, в которых супруг страдает алкогольной зависимостью, повышается мотивация к излечению. Противоалкогольное лечение как женщин, так и мужчин, злоупотребляющих спиртным, само по себе значительно снижает риск агрессивных проявлений и ведёт к улучшению взаимоотношений в семье.

По данным ВОЗ, для предотвращения насилия существуют мероприятия, которые работают на различных уровнях (личности, взаимоотношений, коллективов, в масштабе общества в целом). Однако всё это направлено преимущественно не на первичную, а на вторичную и третичную профилактику насилия, серьёзно страдает оценка эффективности; мероприятиям на личностном и межличностном уровне уделяется больше внимания, чем на уровне коллективов и общества в целом. Многие авторы, изучающие семейное насилие, сходятся в том, что оно является результатом общественных и культурных норм. Поэтому необходимы специальные образовательные программы, направленные на изменение сознания людей и традиционных отношений, терпимо относящихся к семейному насилию.

Следовательно, мероприятия по предотвращению семейного насилия должны проводиться на всех уровнях с учётом причин внутрисемейной агрессии. Первичная профилактика является ведущей в системе мероприятий, что требует изменения традиционных представлений об общественном мировоззрении. Учитывая серьёзные последствия семейного насилия, необходимо совершенствовать систему лечебно-диагностической помощи жертвам агрессивных действий, шире внедрять институт семейной медицины и врачей общей практики. При этом обоюдная терапия агрессора и его жертвы повышает эффективность профилактических мероприятий. Подход к профилактике должен быть комплексным и включать в себя психолого-психотерапевтическую, психиатрическую, медико-социальную и юридическую помощь жертвам семейного насилия.

В рамках просвещения молодых людей в области любви и сексуальных отношений уместно обсуждать гендерное равенство, динамику и травмирующие последствия гендерного насилия в любой форме, особо подчеркивая его несовместимость с правами человека, любовью, уважением и счастливой семейной жизнью. Конфликтов в отношениях избежать невозможно. Но иногда для урегулирования конфликта вместо демократического диалога и конструктивных переговоров прибегают к насилию.

Специалисты по социальной работе должны не только иметь дело с последствиями семейного насилия, но и осуществлять профилактическую работу с населением в целом. Поднять проблему семейного насилия до уровня публичной дискуссии, показать людям возможности её решения, подсказать им верные шаги - всё это наравне с практической деятельностью по оказанию помощи жертвам насилия должно быть включено в план повседневной социальной работы. Необходимо не только помочь выйти из ситуации насилия в семье, важно изменить представление в обществе о том, что насилие в семье - это частное дело.

 

2.1 Особенности социальной работы с жертвами семейного насилия

семейный насилие конфликт социальный

Семейное насилие - сложная проблема, к решению которой стоит подходить комплексно. Для того чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, необходимы анализ причин и последствий домашнего насилия, а так же активные практические действия по организации помощи пострадавшим от семейного насилия, а также активные практические действия по организации помощи пострадавшим от семейного насилия. Организация телефонов доверия, кризисных центров и убежищ для жертв насилия - одни из важнейших шагов в решении данной проблемы. В случае реальной опасности для жизни и здоровья женщин и детей могут использоваться приюты-стационары, кризисные центры, убежища с комплексом социальных услуг. Острые экономические затруднения дают право жертвам домашнего насилия обращаться за адресной или экстренной помощью.

Содержанием деятельности кризисных центров является оказание психологической, юридической, педагогической, социальной и других видов помощи пострадавшим от насилия, нередко находящимся в кризисном и опасном для физического и душевного здоровья состоянии. Пострадавшие имеют возможность общаться непосредственно со специалистами-психологами, врачами, педагогами и др. В ряде кризисных центров проводятся групповые занятия, том числе организуются группы взаимопомощи.

Поскольку проблема семейного насилия предполагает пересечение областей деятельности специалистов различных профессий (сам по себе социальный работник не имеет ни чётко определённого статуса защитника жертвы насилия), то закономерен мультидисциплинарный подход. Он стал одним из основных и наиболее часто употребляемых при вмешательстве в семейные отношения как социальную группу и институт, где практикуется насилие.

Врач-терапевт обеспечивает конфиденциальность взаимоотношений между врачом и пациентом, оценивает необходимость медицинского лечения для жертвы и агрессора, несёт ответственность за здоровье пациента.

Медсестра оценивает степень необходимости медицинского ухода, планирует и обеспечивает его, обучает больного самостоятельно контролировать расписание и дозы приёма лекарств.

Психолог обеспечивает психологическую диагностику, определяет и формулирует проблемы клиента, планирует и реализует стратегии психологического воздействия.

Социальный работник обеспечивает работу со случаем насилия в семье (выбор техник, направленных на формирование навыков правильного взаимодействия, обеспечение поддержки и проведение консультирования), координирует деятельность и консультирование социальных, ведомственных и медицинских служб, выполняет при необходимости функции координатора работы мультидисциплинарной команды.

Защита от семейного насилия в условиях нестационарного учреждения должна сочетать деятельность правоохранительных органов и учреждений социального обслуживания. Первые пресекают насилие, вторые оказывают реабилитационную, юридическую и иные виды помощи его жертвам.

Эффективным является создание терапевтических групп из лиц, претерпевших семейное насилие, члены которых могут поддержать друг друга, достигнуть более высоких результатов под руководством специалиста по социальной работе в коррекции своей личности, в защите своих социальных интересов.

Более высокий уровень работы - группы самопомощи, т. е. объединения жертв насилия, существующие дольше, решающие обширный круг проблем, сильнее воздействующие на личность своих членов. Содействие социального работника в создании таких групп означает, что из разряда объектов воздействия его клиенты переводятся в ранг субъектов, они участвуют в решении собственных проблем.

Уже при первом контакте с жертвой насилия важно понять, какая именно помощь необходима в первую очередь, и не полагаться на то, что один набор приёмов применим к каждому типовому случаю. Если специалист по социальной работе приходит к выводу, что его компетенции недостаточно, он должен порекомендовать, куда можно обратиться жертве для получения более адекватной помощи. Именно поэтому специалист должен знать адреса домов временного проживания жертв насилия (включая людей с психическими и физическими ограничениями), организации адвокатов, психологов, медицинских работников, возможные источники финансовой помощи (благотворительные организации, группы местной поддержки).

Опыт показывает, что существует необходимость создания специализированных учреждений для помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия. Врачи, педагоги и психологи кризисных центров, работая по специальным программам, могли бы восстановить у детей и подростков уважение к себе как к личности, повысить уверенность и защитные качества, утверждая таким образом право каждого человека, в том числе детей и подростков, на здоровье и безопасность. Такие учреждения могут оказаться одним из звеньев в решении проблемы насилия над детьми в России.

Наиболее распространённым подходом в социальной работе с жертвами семейного насилия является кризисное (экстренное) вмешательство.

Научной основой теории кризиса стали труды выдающегося психолога Э. Эриксона, разработавшего периодизацию естественных жизненных кризисов, успешное преодоление которых обуславливает развитие здоровой личности, а также концепция реагирования организма на стресс Г. Селье. Создание теории кризисного вмешательства в социальной работе, начавшееся в 60-х гг. прошлого столетия в США, связано с именами таких известных специалистов, как Д. Каплан, Дж. Джейкобсон, Р. Раппорт и др. С точки зрения Д. Каплана, кризисом можно считать любую ситуацию, в которой человек, семья или группа (например, сотрудники организации) сталкиваются с труднопреодолимыми или непреодолимыми препятствиями в реализации значимых жизненных целей и не могут справиться с ними с помощью привычных средств. Различают три группы стрессовых ситуаций, приводящих к кризисным состояниям:

)        стрессы переходного периода (или нормативные кризисы развития, обусловленные естественными изменениями в жизненном цикле);

)        острые ситуативные кризисы (например, развод супругов или необходимость переезда семьи в другой город);

)        стрессы, вызванные катастрофами, несчастными случаями, болезнями.

Кризисные ситуации могут развиваться по шоковому и хроническому типам.

При шоковом, неожиданном кризисе внезапная деструктивная перемена в ближайшем или более широком социальном окружении, например смерть кормильца, утрата имущества при пожаре или природной катастрофе, острый межэтнический конфликт, вынуждающий к срочной миграции и т. п., может вызвать столь сильную эмоциональную реакцию индивида, что его адаптационные механизмы окажутся полностью разбалансированы и подавлены. Это означает, что в течение определённого времени человек будет полностью дезориентирован и социально некомпетентен, беспомощен, и за данный период жизнь его может претерпеть необратимые изменения.

При хроническом кризисе индивид или семья оказываются способны в течение более или менее длительного времени справляться со стрессовой ситуацией, например бороться (или мириться) с алкоголизмом супруга, жить в тяжёлых материальных условиях, не меняя низкооплачиваемую работу ради сохранения профессионального статуса и квалификации, ухаживать за родственником-инвалидом и т. п. Но постепенно адаптационные механизмы начинают давать сбой, энергия противодействия жизненным трудностям ослабевает, и состояние острого личностного и семейного кризиса становится неизбежным.

Первоначально развитие кризисного подхода в социальной терапии было связано с распространением особой формы психолого-социальной работы, а именно организацией кризисных центров, которые обычно предусматривают деятельность круглосуточных служб телефонов доверия. Подобные учреждения могут специализироваться по целому ряду направлений: работа с суицидентами, жертвами насилия, жертвами стихийных бедствий и катастроф, участниками вооружённых конфликтов. Получив сигнал по «горячей линии» телефона доверия, сотрудники кризисных служб должны незамедлительно осуществить ряд прямых мероприятий, совершив активное вмешательство в проблемную ситуацию. Специалисты оказывают экстренную телефонную психотерапевтическую и консультативную помощь, информируют клиента об имеющихся у него возможностях получения помощи извне, дают чёткие указания о шагах, которые он должен предпринять немедленно, чтобы минимизировать риски, оперативно связывают клиентов с медицинскими учреждениями, органами правопорядка, правозащитными организациями, временными приютами при кризисных центрах, в ряде случаев высылают сотрудников для непосредственной помощи клиенту. Впоследствии данному клиенту должна быть оказана краткосрочная социально-терапевтическая помощь, носящая комплексный характер.

Особым направлением является помощь семье и детям, в рамках которого существуют кризисные центры для женщин, переживших насилие в семье или вне семьи, аналогичные службы для детей и подростков, а также лиц пожилого возраста. Как правило, при таких центрах имеются круглосуточные телефоны доверия, временные приюты, медицинские и психологические кабинеты, мастерские для трудотерапии и терапии творчеством, оборудованные помещения для проведения досуговых мероприятий и т. п. Кроме того, клиенты кризисных служб должны получать квалифицированную юридическую помощь. Вмешательство в кризисную семейную ситуацию также может осуществляться сотрудниками органов опеки и попечительства, ТСС, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров профилактики беспризорности и безнадзорности. В последнее время к участию в кризисном вмешательстве привлекаются участковые милиционеры.

Технологии кризисного подхода подбираются в соответствии с необходимостью действовать по принципу «быстрого реагирования». Основной целью вмешательства в кризисную ситуацию в соответствии с этим принципом является смягчение реакции на стрессовое событие «путём оказания непосредственной помощи и мобилизации усилий клиентов, направленных на преодоление кризиса, в процессе незамедлительного терапевтического воздействия. Р. Рапопорт выделяет четыре основные задачи кризисной интервенции:

.        снятие симптомов острого стресса;

.        восстановление докризисного уровня функционирования индивида или семьи;

.        осознание внешних событий и внутренних причин, приведших к кризису;

.        выявление и мобилизация внутренних и внешних ресурсов клиента, которые необходимо привлечь для преодоления кризиса.

Как отмечает Н. Голан, программа-максимум при вмешательстве в кризисную ситуацию заключается в мобилизации всех возможностей клиента для достижения им оптимального функционирования. При этом необходимо уделять внимание как материальному фактору, опираясь на конкретную поддержку со стороны органов социальной защиты и других служб, так и решению психологических задач (развитие волевых механизмов, поддержка мотивации, преодоление депрессивного состояния, коррекция зависимого поведения и т. п.).

Одним из наиболее эффективных методов преодоления кризисной ситуации считается метод кризисной интервенции, предложенный Г. Пейрадом, Л. Селби и Дж. Куайнленом, состоящий из следующих этапов:

·        выявление события или ряда событий, оказавших травмирующее воздействие на индивида или семью, а также характера и специфики полученных социальных и психологических травм;

·        определение основных ресурсов и средств для успешного разрешения кризисной ситуации, привычных для клиента, но недостаточно эффективных для разрешения текущей ситуации;

·        определение альтернативных способов совладания со стрессом и кризисом, которые будут наиболее эффективны в конкретной ситуации, и использование их клиентом при поддержке социального работника.

Таким образом, эффективность социальной работы зависит от того, насколько она отражает интересы жертвы. Здесь необходимо знание психологии, особенностей личности. Социальный работник должен проявлять искренний интерес к проблемам жертвы.

 

ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ


3.1    Программа исследования

Объект исследования - жители г. Петрозаводска.

Предмет исследования - мнение жителей г. Петрозаводска по проблеме семейного насилия в возрасте от 25 до 75 лет.

Гипотеза исследования: семейное насилие, по мнению респондентов, является следствием недостаточно положительно эмоционально окрашенного семейного социума (если насилие в семье присутствует, то оно является следствием отсутствия взаимопонимания и любви).

Рабочие гипотезы:

.        По мнению респондентов в случае проявления агрессии ответная агрессия, в большинстве случаев, служит адекватным ответом на ситуацию.

.        По мнению респондентов в случае факта семейного насилия не целесообразным является обращение в правоохранительные органы, т.к. семейное насилие - это исключительно внутрисемейное дело.

Проведенное исследование имело целью изучение мнения жителей г. Петрозаводска в возрасте от 25 до 75 лет по проблеме семейного насилия.

Для достижения поставленной цели можно выделить следующие задачи:

·        выяснить уровень осведомлённости по проблеме семейного насилия опрошенных;

·        узнать мнение опрошенных об этой проблеме;

·        выяснить, присутствует ли в семьях опрошенных насилие.

В качестве метода исследования было выбрано анкетирование респондентов - психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов - анкета (Приложение 1).

Анкета - это социологический инструментарий, представляющий собой определенным образом структурированную систему вопросов, логически связанных между собой, а также с задачами и целями исследования. Анкета состоит из введения, паспортички (демографический блок), основной части.

Во введении содержится обращение к респонденту, излагается цель исследования и то, как будут использованы результаты опроса, дается гарантия анонимности. Демографическая часть (паспортичка) содержит вопросы о социальном статусе респондента, в данном случае пол и возраст учащихся. Основная часть состоит из вопросов, имеющих целью исследование изучаемой проблемы.

В опросе для настоящего социологического исследования приняли участие 200 человек (100 мужчин, 100 женщин) в возрасте от 15 до 75 лет.

3.2 Анализ проведённого исследования


Результаты исследования:

.        Среди опрашиваемых 192 респондента (96 %) знакомы с проблемой насилия в семье, и всего лишь 8 респондентов (4 %) указали на свою неосведомлённость с существованием данной проблемы (Приложение 2, диаграмма 1).

.        Лично с проблемой семейного насилия сталкивались 163 респондента (81,5 %), и только 37 респондентов (18,5 %) не сталкивались с этой проблемой лично (Приложение 2, диаграмма 2).

.        Среди причин семейного насилия указывались такие причины как «отсутствие любви и уважения, взаимопонимания» (192 респондента (96 %)) - этот вариант ответа приводился практически во всех анкетах, - затем следовала «невоспитанность», «плохое воспитание», «отсутствие понятия духовности, чести, нравственности и морали» (45 респондентов (22,5 %)); указывалось также «пьянство», «вредные привычки» (80 респондентов (40 %), «материальная зависимость» (8 респондентов (4 %); некоторые из респондентов затруднились ответить на данный вопрос (8 респондентов (4 %) (Приложение 2, диаграмма 3).

.        Респонденты считают, что чаще всего семейному насилию подвергаются женщины, так ответили 197 респондентов (98,5 %). 187 человек ответили, что это дети (93,5 %). 80 граждан посчитали, что чаще семейному насилию подвергаются пожилые люди (40 %). И всего 5 граждан ответили, что мужчины чаще остальных подвергаются насилию в семье (2,5%) (Приложение 2, диаграмма 4).

.        56 респондентов (28 %) считают, что терпение и прощение - это те вещи, которые могут помочь в ситуации семейного насилия. 144 человека считают такое поведение недопустимым (72 %) (Приложение 2, диаграмма 5).

.        Большинство участников исследования (147 респондентов (73,5 %)) считают, что проблема семейного насилия вышла за рамки личной и стала актуальной для государства и общества в целом. Однако, 53 респондента (26,5 %) всё так же считают этот вопрос личным (Приложение 2, диаграмма 6).

.        Наиболее часто под семейным насилием понимаются с побои, так ответили 144 респондента (72 %). Несколько реже оцениваются как насилие систематическая нецензурная брань (75 человек (37,5 %)) и физические наказания детей (60 человек (30 %)). Большинство жителей г. Петрозаводска не считает насилием запрет заниматься тем или иным делом (36 человек (18 %)). Около половины граждан считают, что пьянство и угроза физического воздействия - это тоже своего рода проявления насилия (96 человек (48 %) (Приложение 2, диаграмма 7).

.        На вопрос о насилии по отношению к ним со стороны членов их семьи, всего 53 участника исследования ответили отрицательно (26,5 %), 147 респондентов (73,5 %) соответственно признали факт насилия над ними в своей семье (Приложение 2, диаграмма 8).

.        На вопрос о целесообразности обращения за помощью 147 респондентов указали на необходимость этих действий (73,5 %), 18,5 % - ответили отрицательно (37 человек), 16 респондентов затруднилось ответить - 8% (Приложение 2, диаграмма 9). При этом среди мест, где жертвам семейного насилия могла бы быть оказана помощь указывались: «милиция» - 45,5 % (91 респондент), «психолог» - 26,5 % (53 респондента), «социальные организации» - 18,5 % (37 респондентов) (при этом не указывалось в какие именно социальные организации), «суд», «к друзьям / родственникам» по 9,5 % (19 респондентов) (Приложение 2, диаграмма 10).

.        Среди методов предотвращения насилия в семье были перечислены следующие: «на насилие отвечать насилием» - 18,5 % (37 респондентов), «с детства закладывать уважение к людям, тактичность» - 18,5 % (37 респондентов); к наиболее встречающимся ответам была отнесена «беседа, разговор» - 56 % (112 респондента). Такие радикальные ответы как «привлечение к уголовной ответственности» практически не приводились - 6,5 % (13 респондентов) (Приложение 2, диаграмма 11). Говоря об эффективности этих мер, большинство участников исследования затруднились дать ответ (176 респондентов (88 %), оставшиеся (24 респондентов (12 %)) предположили их высокую степень воздействия при решении сложившейся ситуации (Приложение 2, диаграмма 12).

.        Проясняя тактику поведения в конфликтных ситуациях, а также отношение к агрессивным способам решения конфликтных ситуации, было установлено, что 54,5 % респондентов (109 участников исследования) не согласны с тем, что необходимо отвечать агрессией на агрессию, 27% (54 респондента) - высказались в пользу дифференциации ситуации («не всегда»), 18,5% (37 респондентов) согласились с данным высказыванием (Приложение 2, диаграмма 13).

.        К наиболее характерным способам решения конфликтов в своей семье граждане отнесли: «разговор» - 45,5 % (91 респондент), «осмысление проблемной ситуации», «понимание друг друга», «общее решение» - 40 % (80 респондентов), «взаимные уступки» - 30,5 % (61 респондента); 6,5 % (13 респондентов) высказали такую точку зрения, как «не создавать их», а также предположили эффективной «помощь врача» (Приложение 2, диаграмма 14).

Итак, в результате анкетирования были выявлено, что лишь небольшое количество граждан не знает о существовании проблемы семейного насилия и сталкивалось с данной проблемой. Одна из главных причин семейного насилия, по мнению респондентов, - это отсутствие любви и взаимопонимания в семье. Женщины и дети чаще всего подвергаются семейному насилию, по мнению опрошенных. Большинство участников исследования считают, что терпеть и прощать семейное насилие нельзя. Также большинство респондентов считают, что проблема семейного насилия вышла за рамки личной и стала актуальной для государства и общества. 2/3 граждан считают побои и угрозу физического воздействия проявлениями семейного насилия. К сожалению, большинство из опрошенных подвергались различным формам насилия и считают, что в таких случаях необходимо обращаться за помощью. При этом среди мест, где жертвам семейного насилия могла бы быть оказана помощь, чаще всего указывалась милиция. Из этого можно сделать вывод, что граждане г. Петрозаводска плохо информированы о том, куда можно обратиться в случае наличия насилия в семье, о существовании так называемых телефонов доверия, знают не больше 5% опрошенных. Больше половины опрошенных считают беседу способом избегания семейного насилия, но её эффективность оценить не могут. В семьях респондентов конфликты чаще всего решаются ненасильственными методами. В ходе проведённого исследования гипотезы подтвердились.

 

3.3 Рекомендации


В целях предотвращения увеличения числа случаев насилия в семье главным направлением работы должна стать как общесоциальная, так и индивидуальная профилактика, охватывающая не только группы риска, но и подрастающее поколение.

Важную роль в этом может сыграть деятельность общеобразовательных школ в рамках программных мер по предупреждению семейного насилия, направленных на формирование социально-культурных навыков в семейных отношениях, разъяснение взаимных прав и обязанностей членов семьи, обучение "мирным" способам разрешения конфликтных эпизодов и информирование о допустимых законом путях и методах самозащиты. Разработка и внедрение такой программы - вопрос в настоящее время насущный и злободневный. Введение в штатное расписание системы народного образования должностей школьных психологов создает предпосылки ее реализации. Также целесообразно включить обучающие программы о домашнем насилии, его последствиях и методах эффективного реагирования в учебные планы университетов и курсов повышения квалификации для профессионалов - работников милиции и прокуратуры, судей, врачей, педагогов и социальных работников.

Вместе с тем, в глазах населения милиция как орган исполнительной власти, призванный защищать жизнь и здоровье граждан, выглядит среди прочих официальных органов структурой, способной отстоять их интересы в обстоятельствах проявления насилия в семье. При всем нежелании вмешивать в семейные дела посторонних, именно к этой инстанции граждане по преимуществу апеллируют в случае возникновения семейно-бытовых конфликтов. Основную нагрузку в подобной обстановке и сегодня принимают на свои плечи службы участковых инспекторов милиции и ее подразделения, занятые борьбой с преступностью. Естественно, для обеспечения успеха на этом поприще как никогда необходимо тесное и эффективное взаимодействие законодательной и исполнительной структур, всех заинтересованных инстанций к решению столь болезненной общественной проблемы. Для достижения эффективного реагирования на случаи насилия в семье может быть разработана модель межведомственного взаимодействия (правоохранительных органов, органов опеки и попечительства, медицинских учреждений, структур социальной защиты, общественных организаций и пр.).

Существует необходимость развития семейных консультаций, куда могут обратиться как семейные пары, так и отдельные члены семьи для получения бесплатной квалифицированной помощи. Важно, чтобы такая помощь была доступна в любое время и в большинстве населённых пунктов. Необходимо информировать граждан о существовании телефонов доверия, которые должны быть с легко запоминающимися номерами и широко разрекламированными. Также необходимо создание кризисных центров. В СМИ должны обсуждаться различные выходы из ситуации семейного насилия. Необходимо, чтобы в любом городе было учреждение, владеющее полной информацией об организациях, оказывающих юридическую, медицинскую, психологическую, социальную помощь жертвам семейного насилия. Люди должны знать, куда можно обратиться в первую очередь. Необходимо, чтобы информация о таких учреждениях входила во все информационные городские и областные справочники.

Необходимо способствовать росту осведомленности общественности и профессионалов, сталкивающихся с проблемой домашнего насилия по долгу службы, в том числе посредством издания информационных материалов, содержащих социально-правовую, психологическую информацию по проблеме, а также информацию об учреждениях, куда можно обратиться за помощью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Семейное насилие - это серьёзная проблема современного общества, это одно из проявлений кризиса современного общества. Данная проблема нуждается в глубоком осмыслении со стороны общества и государства, а так же усилении со стороны правоохранительных органов как контролирующей, так и профилактической деятельности.

Под семейным насилием понимаются агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате которых объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или смерть. Семейное насилие - это эмоциональное или физическое оскорбление или угроз физического оскорбления, существующая внутри семьи, которая включает в себя супругов, бывших супругов, родителей, детей, внуков и др. Это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, сексуального, словесного, эмоционального и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха.

Проникновение насилия в жизнь семьи ведёт к деконструкции нравственных, гуманистических основ воспитания, к росту детской беспризорности и безнадзорности, вовлечению несовершеннолетних в потребление алкогольных напитков, наркотиков, в проституцию и криминальную деятельность.

Специалисты по социальной работе должны не только иметь дело с последствиями семейного насилия, но и осуществлять профилактическую работу с населением в целом. Поднять проблему семейного насилия до уровня публичной дискуссии, показать людям возможности её решения, подсказать им верные шаги - всё это наравне с практической деятельностью по оказанию помощи жертвам насилия должно быть включено в план повседневной социальной работы. Необходимо не только помочь выйти из ситуации насилия в семье, важно изменить представление в обществе о том, что насилие в семье - это частное дело.

Эффективность социальной работы с жертвами семейного насилия зависит от того, насколько она отражает интересы жертвы. Здесь необходимо знание психологии, особенностей личности. Специалист по социальной работе должен проявлять искренний интерес к проблемам жертвы.

В курсовом исследовании проверялась следующая гипотеза: если насилие в семье имеет место быть, то оно имеет специфические черты и характеристики, обусловленные наличием особой системы взаимоотношений индивидов.

В ходе работы гипотеза подтвердилась. Семейное насилие направлено на близких людей, связанных, как правило, отношениями родства и свойства.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.      Бодрова В. В. Насилие в семье / В. В. Бодрова / Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2000. - № 5. - С. 44 - 51.

.        Брюкнер М. Насилие в семье: локальные действия - международная проблема / М. Брюкнер / Журнал исследований социальной политики. - 2009. - № 7 (2). - С. 261 - 272.

.        Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб: Питер. - 2001. - 352 с.

.        Ганева В. Домашнее насилие в Болгарии: параметры, предпосылки, направления социальной работы / В. Ганева / Журнал исследований социальной политики. - 2010. - Т. 8. - № 3. - С. 393 - 404.

.        Закирова В. М. Развод и насилие в семье - феномены семейного неблагополучия / В. М. Закирова / СОЦИС. - 2002. - № 12. - С. 131 - 134.

.        Ильяшенко А. Н. Основные черты насильственной преступности в семье / А. Н. Ильяшенко / СОЦИС. - 2003. - № 4. - С. 85 - 92.

.        Комплексная программа по профилактике социального сиротства, реабилитации и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от семейного насилия / под ред. М. Н. Платоновой. - СПб., 2003. - 373 с.

.        Кон С. И. Вкус семейного плода: сексология для всех / С. И. Кон. - М.: Семья и школа, 1997. - 348 с.

.        Кочеткова С. В. Опыт анализа насилия в семье / С. В. Кочеткова / СОЦИС. - 1999. - № 12. С. 114 - 117.

.        Леннеер - Акселъсон Б. О любви, гендерном равноправии, сексуальности и насилии / Б. Леннеер - Аксельсон / Журнал Исследований социальной политики. - 2003. - Т. 1. - № 3 / 4. - С. 397 - 411.

.        Лысова А. В. Женская агрессия и насилие в семье / А. В. Лысова / Общественные науки и современность. - 2008. - № 3. - С. 165 - 169.

.        Лысова А. В. Насилие в семье - объект социальной политики в США / А. В. Лысова / СОЦИС. - 2005. - № 12. - С. 108 - 116.

.        Лысова А. В. Физическое насилие над жёнами в российских семьях / А. В. Лысова / СОЦИС. - 2008. - № 9. - С. 121 - 128.

.        Меновщиков В. Ю. Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями. М.: Смысл, 2001. - С. 26 - 49.

.        Насилие и его влияние на здоровье: Доклад о ситуации в мире: Обзор /ВОЗ. - М. - 2002. - 48 с.

.        Предотвращение насилия в семье / Под ред. Захаровой Ж. А. - М: Оргсервис. - 2005. - 162 с.

.        Пучков В. П. Вы чьё, старичьё? / В. П. Пучков / Социс. - 2005. - № 10. - С. 35 - 41.

.        Сергеев М. П. Насилие в семье: распространённость, причины, профилактика / М. П. Сергеев, А. В. Голенков/ Здравоохранение Чувашии. - 2004. - № 2. - С. 57 - 65.

.        Сошникова И. В. Насилие в семье: социальные предпосылки и факторы риска/ И. В. Сошникова, Г. А. Чупина/ Вестник Челябинского государственного университета. - 2010. - № 20 (201). - С. 170 - 184.

.        Сошникова И.В. Воспитательные меры по предупреждению насилия в семье/ И.В. Сошникова/ Известия Уральского государственного университета. - 2010. - № 4(81). - С.

.        Технология и приёмы профессионального воздействия в социальной работе со случаями семейного насилия: Методические рекомендации / под ред. И. В. Матвиенко. М.: Региональная общественная организация АННА. - 2001. - 28 с.

.        Тюрина Э. И. Социальная работа с семьёй и детьми / Э. И. Тюрина, Н. Ю. Кучукова, Е. А. Пенцова. - М.: Академия, 2009. - 289 с.

.        Фахретдинова А. Б. Факторы, провоцирующие насилие над женщиной в супружеских взаимоотношениях/А.Б.Фахретдинова / Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия Социальные науки. - 2008. - № 1 (9). - С. 123 - 130.

.        Циркин С.Ю. Диагностика семейных проблем в практике профилактической психиатрии/С. Ю. Циркин., М. А. Кулыгина, А. Е. Бобров/Социальная и клиническая психиатрия. - 1996. - № 2. - С. 115 - 121.

.        Шатрова Л.А., Ибрагимова В.З. Гендерно-ориентированная социальная работа с детьми. Методический материал. Проект «Мне жить в гражданском обществе» при поддержке Фонда «Гражданское общество» Канадского агентства международного развития. Казань, 2004. - 56 с.

.        Щитов Н. Г. О внутрисемейном насилии/ Н. Г. Щитов, А. В. Лысова/ СОЦИС. - 2010. - № 10. - С. 55 - 62.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1

Уважаемый респондент!

Данный опрос проводит студентка 3 курса факультета политических и социальных наук ПетрГУ. Целью исследования является изучение мнение жителей г. Петрозаводска о проблеме семейного насилия. Опрос является конфиденциальным, результаты будут использованы в курсовой работе в обобщенном виде.

Ваш пол___________

Ваш возраст______________

.        Известно ли Вам что-нибудь о насилии в семье?

)        Да

)        Нет

.        Сталкивались ли Вы с насилием в семье?

)        Да

)        Нет

.        Как Вы думаете, в чем состоят основные причины насилия в семье?

______________________________________________________________________________________________________________________________

.        Как Вы считаете, кто чаще подвергается семейному насилию?

_____________________________________________________________

.        Терпение и прощение - те вещи, которые могут помочь в ситуации семейного насилия - разделяете ли Вы это утверждение?

)        Да

)        Нет

.        Как Вы считаете, насилие в семье является сугубо личной проблемой или проблемой общественности и государства?

_______________________________________________________________________________________________________________________________

.        Что, по вашему мнению, включает в себя понятие «семейное насилие»? (возможно несколько вариантов ответа)

)        Побои

)        Физическое наказание детей

)        Систематическая нецензурная брань

)        Запрет заниматься тем или иным делом

)        Другое

.        На Ваш взгляд, целесообразно ли обращаться в какие-либо инстанции за помощью? Если да, то куда, по Вашему мнению, можно обратиться?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

.        Существуют ли, на Ваш взгляд, меры по устранению насилия в семье? Являются ли эти меры эффективными?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

.        Согласны ли Вы, что агрессией нужно отвечать на агрессию?

)        Да

)        Нет

)        Не всегда

.        Какие наиболее характерные для Вас способы разрешения конфликтных ситуаций в семье?

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим Вас за участие в исследовании!

Приложение 2

Диаграмма 1.

Известно ли Вам что-нибудь о насилии в семье?


Диаграмма 2.

Сталкивались ли Вы с насилием в семье?


Диаграмма 3.

Как Вы думаете, в чем состоят основные причины насилия в семье?

Диаграмма 4.

Как Вы считаете, кто чаще подвергается семейному насилию?


Диаграмма 5.

Терпение и прощение - те вещи, которые могут помочь в ситуации семейного насилия - разделяете ли Вы это утверждение?


Диаграмма 6.

Как Вы считаете, насилие в семье является сугубо личной проблемой или проблемой общественности и государства?


Диаграмма 7.

Что, по вашему мнению, включает в себя понятие «семейное насилие»?

Испытывали ли Вы хотя бы раз насильственные действия (брань, угрозы, физические действия и так далее) со стороны членов своей семьи?


Диаграмма 9.

На Ваш взгляд, целесообразно ли обращаться в какие-либо инстанции за помощью?


Диаграмма 10.

Куда, по Вашему мнению, можно обратиться в случае семейного насилия?


Диаграмма 11.

Существуют ли, на Ваш взгляд, меры по устранению насилия в семье?


Диаграмма 12.

Являются ли существующие меры по устранению насилия эффективными?

Диаграмма 13.

Согласны ли Вы, что агрессией нужно отвечать на агрессию?


Диаграмма 14.

Какие наиболее характерные для Вас способы разрешения конфликтных ситуаций в семье?

Похожие работы на - Насилие в семье как социальная проблема современного общества

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!