Планово-предупредительная система технического обслуживания автомобилей

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,19 Мб
  • Опубликовано:
    2016-01-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Планово-предупредительная система технического обслуживания автомобилей

Введение

У нас в стране принята планово-предупредительная система технического обслуживания (ТО) и ремонта автомобилей. Сущность этой системы состоит в том, что техническое обслуживание носит профилактический характер и осуществляется по плану, а ремонт - по потребности.

Принципиальные основы данной системы поддержания автомобилей в технически исправном состоянии практически сформировались в начале 30-хгодов. В 1933 г. была предложена планово-предупредительная система ремонта, предусматривающая четыре вида обслуживания и предупредительный ремонт. С 1936 г, действовала планово-предупредительная система с принудительным осмотром (инспекцией) автомобилей и выполнением ремонтов по потребности. В 1943 г. вышло в свет "Положение о профилактическом обслуживании автомобилей", предусматривающее проведение ЕО, TO-1, TO-2, текущий, средний, и капитальные ремонты. В "Положениях", изданных в 1947 г., 1949 г. и 1954 г., была увеличена периодичность ТО, сокращена трудоемкость выполняемых работ и введено сезонное обслуживание.

В конце 50-х - начале 60-х годов были выполнены важные работы по теории эксплуатации и надежности автомобилей, классификации условий их работы, организации и технологии ТО и т.д. На основании всех этих исследований НИИАТ и другие институты разработали новое положение, которое начало действовать с 1963 г. В нем впервые была применена упрощенная методика корректирования периодичностей и трудоемкостей работ по ТО и ремонту автомобилей с учетом основных условий эксплуатации. Перечисленные документы способствовали поддержанию подвижного состава в работоспособном состоянии. Аналогичные системы действовали и в других развитых странах.

Согласно концепции действующей в нашей стране системы ТО и ремонта, сформулированной в последнем "Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта" (1984 г.),  <#"870681.files/image002.gif">

Схема технологического процесса капитального ремонта грузового автомобиля.

На первом этапе с принятого в ремонт автомобиля снимают аккумуляторную батарею и электрооборудование и направляют его на площадку хранения ремонтного фонда. Автомобиль буксиром переводят на пост наружной мойки. Очищенный от загрязнений автомобиль подают на пост предварительной разборки, где с него снимают платформу, колеса, кабину и топливные баки. Снятые части направляют на соответствующие посты ремонта. Подразобранный автомобиль подвергают наружной мойке и окончательной разборке. С него снимают механизм управления, силовой агрегат, карданный вал, передний и задний мосты, узлы подвески и привод тормозной системы. Снятые агрегаты и узлы направляют в ремонт на соответствующие участки предприятия. Раму автомобиля после мойки и очистки отправляют в ремонт.

Второй этап включает ремонт агрегатов и узлов автомобиля. На этом этапе выполняется наружная мойка агрегатов, их подразборка и повторная мойка. После разборки агрегатов их детали подвергаются мойке и очистке от нагара, накипи, продуктов коррозии, старой краски и смолистых отложений.

В результате дефектации деталей выясняется возможность их последующего использования, определяется объем и характер работ по восстановлению деталей и число потребляемых запасных частей. Детали, требующие восстановления, направляют в склад деталей, ожидающих ремонта, и далее на соответствующие участки восстановления. Детали, годные для дальнейшего применения, а также восстановленные отправляют на участок комплектования деталей. Здесь детали подбирают по размерным группам, массе и другим параметрам, обеспечивающим требуемую точность сборки. Подобранные в комплекты детали направляют на сборку узлов и агрегатов, а затем на приработку и испытание. После испытаний агрегаты окрашивают и направляют на общую сборку автомобиля.

Третий этап технологического процесса капитального ремонта автомобиля - общая сборка, которая выполняется обычно на поточных линиях. После сборки отремонтированный автомобиль заправляют топливом.

Четвертый этап технологического процесса капитального ремонта автомобиля - его испытания. Испытания проводятся пробегом или на испытательных стендах с беговыми барабанами. Во время испытаний проводятся необходимые регулировки и устраняются обнаруженные неисправности. После испытаний в дорожных условиях автомобиль моют. При обнаружении в ходе испытаний неисправностей, не устранимых регулировкой, автомобиль направляют на пост устранения дефектов. Полностью исправный автомобиль при необходимости подкрашивают и сдают представителю отдела технического контроля или непосредственно заказчику.

Гарантийный ремонт может осуществляться фирмой-изготовителем (или по его поручению - СТОА) любыми методами согласно утвержденной технологической документации, в том числе путем замены деталей, узлов и агрегатов при условии обеспечения параметров, предусмотренных Техническими условиями. Все работы по гарантийному ремонту автомобилей и их агрегатов производятся за счет фирмы-изготовителя.

Одновременно с проведением гарантийного ремонта устраняются все выявленные неисправности. При этом неисправности, возникшие по вине владельца автомобиля, устраняются с согласия владельца и за его счет. При выдаче автомобиля из гарантийного обслуживания или ремонта его характеристики должны соответствовать параметрам его работоспособности, изложенным в Технических условиях фирмы-изготовителя.

Гарантийный срок, устанавливаемый на автомобиль фирмой-изготовителем, продлевается на время нахождения автомобиля в гарантийном ремонте.

Технологическая карта ремонта КШМ

Кривошипно-шатунный механизм (КШМ) преобразует прямолинейное возвратно-поступательное движение поршней, воспринимающих давление газов, во вращательное движение коленчатого вала.

Основные части КШМ

В состав кривошипно-шатунного механизма двигателя входят две группы деталей: неподвижные и подвижные. К неподвижным деталям относятся блок цилиндров, служащий остовом двигателя, цилиндры, головка блока или головки цилиндров и поддон картера. Подвижными деталями являются поршни с кольцами и поршневыми пальцами, шатун, коленчатый вал, маховик.

Рисунок 1 - Блок цилиндров V-образного двигателя:

а - общий вид; б - вид сзади; 1 - блок-картер; 2 - гнездо для коренного подшипника; 3 - отверстие под подшипник распределительного вала; 4 - каналы охлаждающей жидкости; 5 - вставные гильзы цилиндров; 6 - корпус блока цилиндров; 7 - картер блока; 8 - рубашка (полость) охлаждения.

Конструкция неподвижных деталей КШМ

Блок цилиндров. У V-образных двигателей блок цилиндров (рис. 1) представляет собой массивный литой корпус 6.

Нижняя часть блока цилиндров является картером 7, в литых поперечинах которого расположены опорные гнезда для коренных подшипников 2 коленчатого вала. Такую отливку часто называют блок-картером 1.

В средней части блока цилиндров имеются отверстия 3 для установки подшипников скольжения под опорные шейки распределительного вала.

На V-образных двигателях (ЗИЛ-508, ЗМЗ-511, ЯМЗ-238М2 и др.) для повышения жесткости плоскость разъема блока цилиндров располагают ниже оси коленчатого вала.

Блоки цилиндров отливаются из серого чугуна (у двигателей автомобилей семейства ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ и ВАЗ) или алюминиевого сплава (у двигателей автомобилей ГАЗ-3307, -3110 "Волга", "Москвич-2141").

Для плотного прилегания поршня и поршневых колец к цилиндру и уменьшения сил трения между ними внутреннюю полость цилиндров тщательно обрабатывают с высокой степенью точности и чистоты, поэтому она называется зеркалом цилиндра.

- Схемы цилиндров двигателей:

а - с короткой "сухой" вставкой; б - с "сухой" гильзой; в, г, д - с "мокрыми" гильзами; 1 - блок; 2 - рубашка охлаждения; 3 - "сухая" вставка; 4 - прокладка; 5 - "сухая" гильза; 6 - бурт; 7 - сменная "мокрая" гильза; 8 - резиновое кольцо; 9 - медная прокладка.

У дизелей КамАЗ на зеркале цилиндров наносят мелкую (ромбовидную) сетку для лучшего удержания смазочного материала.

Цилиндры могут быть отлиты как одно целое со стенками рубашки охлаждения 2 (рис. , а) или изготовлены отдельно от блока 1 в виде вставных гильз. Вставные гильзы подразделяются на "сухие" гильзы 5 (рис. , б), запрессованные в расточенный блок, и сменные "мокрые" гильзы 7 (рис. , в, г, д), омываемые с наружной стороны охлаждающей жидкостью.

При сгорании рабочей смеси верхняя часть цилиндров сильно нагревается и подвергается окислительному воздействию продуктов сгорания, поэтому в верхнюю часть блока цилиндров или гильз, как правило, запрессовывают короткие вставки 3 ("сухие" гильзы) длиной 40 ÷ 50 мм (у двигателей автомобилей ЗИЛ-431410, ГАЗ-3307 и др.). Вставки изготавливают из легированного чугуна, обладающего высокой износо- и коррозионной стойкостью.

Формы камер сгорания карбюраторных двигателей:

а - полусферические; б - полуклиновые; в - смешанные; 1 - клапаны; 2 - камеры сгорания; 3 - свечи зажигания.

- Формы камеры сгорания:

а - карбюраторных двигателей; б - дизелей; I - цилиндрическая; II- полусферическая; III - клиновая; IV - смещенная (Г-образная); V, VI - неразделенные; VII, VIII - разделенные; 1 - клапан; 2 - свеча зажигания; 3 - поршень; 4 - камера сгорания; 5 - форсунка; 6 - предкамера; 7 - основная камера; 8 - вихревая камера.

При установке "мокрой" гильзы бурт 6 (рис. , в) выступает над плоскостью разъема на 0,02 ÷ 0,15 мм. Это позволяет уплотнять ее, зажимая бурт через прокладку 4 (рис. 2, б) между блоком и головкой цилиндров. В нижней части гильза уплотняется двумя резиновыми кольцами 8 (у двигателей ЗИЛ-508, дизелей ЯМЗ-236М2, КамАЗ-740 и др.) или медными прокладками 9, установленными по торцу нижнего пояса гильзы (у двигателей автомобилей ГАЗ, "Москвич" и др.).

- Головка цилиндра V-образного двигателя:

а - вид со стороны камер сгорания; б - вид со стороны коромысел; 1 - камеры сгорания; 2 - седла выпускных клапанов; 3 - отверстия для свечей зажигания; 4 - седла впускных клапанов; 5 - каналы для циркуляции охлаждающей жидкости; 6 - каналы для подвода горючей смеси; 7 - каналы для отвода отработавших газов; 8 - свечи зажигания; 9 - болты крепления головки.

Головка цилиндров. В головке цилиндров размещены камеры сгорания 2, в которых установлены клапаны 1 (рис. 3), свечи зажигания 3 или форсунки в дизелях. На головке цилиндров крепятся детали и узлы привода клапанного механизма. Значительное влияние на процесс смесеобразования как в карбюраторных двигателях, так и в дизелях имеют формы камер сгорания. В карбюраторных двигателях большое распространение получили полусферические, полуклиновые и смешанные камеры сгорания.

Двигатели с рядным расположением цилиндров имеют одну общую головку цилиндров, двигатели с V-образным расположением цилиндров имеют две (двигатели ЗИЛ-508, ЗМЗ-511 и др.) или четыре головки на каждые три цилиндра (дизель ЯМЗ-240М). У двигателей автомобилей КамАЗ каждый цилиндр снабжен отдельной головкой цилиндра.

На рисунке 5 показана головка цилиндра V-образного двигателя ЗИЛ-508, с внутренней стороны которой находятся камеры сгорания 1 с вставными седлами 2 выпускных клапанов, седлами 4 впускных клапанов и отверстиями 3 для свечей зажигания 8. На одной боковой поверхности сделаны каналы 6 для подвода горючей смеси и 5 для циркуляции охлаждающей жидкости (рис. 5, а), а на другой - каналы 7 для отвода отработавших газов (рис. 5, б). В каждой камере сгорания имеются отверстия для запрессовки направляющих втулок клапанов. Плоскость разъема между головками и блоками цилиндров уплотняют сталеасбестовыми прокладками.

Особенности конструкции неподвижных деталей КШМ двигателей с воздушным охлаждением

- Детали двигателя Д-37Е:1 - крышка клапанов; 2, 5, 8 - прокладки; 3 - головка цилиндра; 4 - цилиндр; 6 -шпилька; 7- картер; 9 - поддон картера; 10 - ребра цилиндра.

Цилиндры 4 могут быть изготовлены каждый в отдельности, как, например, у двигателей Д21А1 и Д-37Е, отдельные цилиндры крепятся к корпусной детали двигателя - картеру 7, внутри которого установлен коленчатый вал.

При воздушном охлаждении цилиндры 4 снабжаются специальными ребрами 10 для увеличения поверхности охлаждения.

Поршень

Во время рабочего хода поршень воспринимает давление газов и передает его через шатун на коленчатый вал. Поршень состоит из трех основных частей днища 5, уплотняющей части 6 с проточенными в ней канавками для поршневых колец и юбки 7, поверхность которой соприкасается с зеркалом цилиндра. Днище поршня, вместе с внутренней поверхностью головки цилиндра образующее камеру сгорания, непосредственно воспринимает давление газов: оно может быть плоским (двигатели ЗИЛ-508, ЗМЗ-511), выпуклым (на некоторых двигателях автомобилей "Москвич") и фасонным (дизели ЯМЗ, КамАЗ).

Поршни: а - карбюраторных двигателей; б - дизелей КамАЗ; в - дизелей ЯМЗ; 1 - холодильник; 2 - бобышка; 3 - поршневые кольца; 4 - метка для установки поршня; 5 - днище; 6 - уплотняющая часть; 7- юбка поршня; 8 - поршневой палец

Днище 5 и уплотняющая часть 6 составляют головку поршня, на которой располагаются компрессионные и маслосъемные поршневые кольца 3. Число колец зависит от типа двигателя и частоты вращения коленчатого вала. Зазор между головкой поршня и стенкой цилиндра находится в пределах 0,4 ÷ 0,6 мм.

Юбка 7 поршня, имеющая форму конуса овального сечения, является направляющей при его движении в цилиндре. С внутренней стороны она имеет охлаждающие ребра и приливы - бобышки 2 с отверстиями для поршневого пальца 8. На юбке поршня ряда двигателей с одной стороны сделаны Т- или П- образные тепловые прорези, предупреждающие заклинивание поршня при нагревании. С этой целью в двигателе ВАЗ-2108 и его модификациях вместо тепловых прорезей на юбке в головку алюминиевого поршня залита термокомпенсационная стальная пластина, ограничивающая его тепловое расширение.

Для предотвращения задиров поршня при нагреве на его поверхности около торцов поршневого пальца делают местные углубления - холодильники, которые также способствуют отводу теплоты от поршня и улучшают условия его смазывания.

В дизелях с непосредственным впрыском (дизели КамАЗ-740, ЯМЗ-236М2, -238М2) в днище поршня располагается камера сгорания (рис. 7, б, в), а юбка поршня имеет форму конуса овального сечения, но без прорезей, что придает ей необходимую прочность. Кроме того, в нижней части юбки поршня некоторых двигателей (КамАЗ-740, ВАЗ-2108) имеются боковые выемки для прохода противовесов коленчатого вала.

Поршни, как правило, изготавливают из легких кремнистых алюминиевых сплавов для уменьшения их массы. При сборке двигателя подбирают поршни, масса которых не отличается более чем на 3 ÷ 7 г. На днище поршня действуют высокие температуры, поэтому для повышения износостойкости первой канавки поршня под верхнее поршневое кольцо устанавливают чугунную кольцевую вставку (у двигателей ЗИЛ-508, КамАЗ-740 и др.).

При переходе через ВМТ поршень смещается в боковом направлении от одной стенки цилиндра к другой, что сопровождается стуками. Для их устранения на двигателях автомобилей ЗИЛ-431410, ЗМЗ-511, "Москвич-2141" и других ось отверстия под поршневой палец смещают на 1,5 ÷ 2 мм от диаметральной плоскости поршня в правую сторону двигателя (по ходу движения автомобиля).

Поршни в цилиндры следует устанавливать так, чтобы боковое давление во время рабочего хода испытывала та часть поршня, в которой нет тепловых прорезей. С этой целью на днище поршня делают метку 4 или стрелку, которая при установке поршня в цилиндр должна быть направлена на переднюю часть двигателя.

Поршневые кольца

Основная функция поршневых колец - уплотнение камеры сгорания и обеспечение герметичности соединения поршень - цилиндр - канавки. Кроме того, при сгорании рабочей смеси значительное количество теплоты поглощается поршнем и отводится от него поршневыми кольцами.

Поршневые кольца подразделяются на компрессионные и маслосъемные.

Компрессионные кольца 2 подбирают с определенным зазором (0,02 ÷ 0,07 мм) по высоте к канавке поршня.

Маслосъемное кольцо 3 снимает излишки масла со стенок цилиндра и отводит его в поддон картера.

Поршневые кольца изготавливают из легированного чугуна, а для двигателей с большими динамическими нагрузками - из специальной стали.

Поверхность верхнего компрессионного кольца для повышения износостойкости подвергают пористому хромированию, а остальные кольца для ускорения приработки покрывают тонким слоем олова или молибдена.

Поршневые кольца:

а - типы поршневых колец; б - расположение колец на поршне; 1 - прорези для прохода масла; 2 - верхние компрессионные кольца; 3 - маслосъемное кольцо; 4 - кольцевые диски составного кольца; 5, 6 - соответственно осевой и радиальный расширители; 7 - нижнее компрессионное кольцо; 8 - чугунная вставка; 9 - внутренние выточки компрессионных колец.

Чугунное маслосъемное кольцо 3 отличается от компрессионного прорезями 1 для прохода масла. В канавке поршня под маслосъемное кольцо сверлят один или два ряда отверстий для отвода масла внутрь поршня. На многих двигателях применяют стальные составные маслосъемные кольца. Например, в двигателе ЗИЛ-508 на каждый поршень устанавливают три компрессионных кольца и одно составное маслосъемное. Составное маслосъемное кольцо разборное, оно состоит из двух стальных кольцевых дисков 4 и двух расширителей: осевого 5 и радиального 6.

Поршневой палец

Через пальцы передаются значительные усилия, поэтому их изготавливают из легированных или углеродистых сталей с последующей цементацией или закалкой токами высокой частоты (ТВЧ). Поршневой палец 11 (рис. 9) представляет собой толстостенную трубку с тщательно отшлифованной наружной поверхностью, проходящую через верхнюю головку шатуна и концами опирающуюся на бобышки 1 поршня 2.

По способу соединения с шатуном и поршнем пальцы подразделяются на плавающие и закрепленные (обычно в головке шатуна).

Наибольшее распространение получили плавающие поршневые пальцы, которые свободно поворачиваются в бобышках и втулке 13, установленной в верхней головке шатуна. Осевое перемещение поршневого пальца ограничивается стопорными кольцами 10, расположенными в выточках бобышек поршня.

Шатунно-поршневая группа: 1 - бобышки; 2 - поршень; 3 - "сухая" вставка гильзы цилиндров; 4 - отверстие в шатуне; 5 - гайка; 6 - шплинт; 7 - крышка; 8 - нижняя головка шатуна; 9 - болт; 10 - стопорное кольцо; 11 - поршневой палец; 12 - верхняя головка шатуна; 13 - втулка; 14 - стержень шатуна; 15 - тонкостенные стальные вкладыши; 16 - выступы (усики).

При работающем двигателе в бобышках поршня возможны стуки пальцев из-за различных значений коэффициента линейного расширения алюминиевого сплава и стали. Для устранения этого явления палец в бобышках устанавливают с натягом 0,005...0,015 мм, нагревая поршень до температуры 80 ÷ 90"С, что обеспечивает поддержание нормального теплового зазора (0,01 ÷ 0,03 мм) в этом сопряжении на всех режимах работы двигателя.

Шатун

Шатун штампуют из легированной или углеродистой стали. Он состоит из стержня 14 двутаврового сечения, верхней головки 12, нижней головки 8 и крышки 7. В стержне 14 шатуна при принудительном смазывании плавающего поршневого пальца (в основном у дизелей) сверлится сквозное отверстие - масляный канал.

Нижнюю головку 8, как правило, делают разъемной в плоскости, перпендикулярной оси шатуна. В тех случаях, когда нижняя головка имеет значительные размеры и превышает диаметр цилиндра (у дизелей ЯМЗ), плоскость разъема головки делают под углом (косой срез), что позволяет уменьшить радиус окружности, описываемой нижней частью шатуна, и произвести установку шатуна через цилиндр.

Крышка шатуна изготавливается из той же стали, что и шатун, и обрабатывается совместно с нижней головкой, поэтому перестановка крышки с одного шатуна на другой не допускается. На шатунах и крышках с этой целью делают метки. Чтобы обеспечить высокую точность при сборке нижней головки шатуна, его крышку 7 фиксируют шлифованными поясками болтов 9, которые затягивают гайками 5 и стопорят шплинтами 6 или шайбами. В нижнюю головку устанавливают шатунный подшипник в виде стальных тонкостенных вкладышей 15.

Коленчатый вал

Коленчатый вал изготавливают штамповкой из легированных сталей или отливают из высокопрочных магниевых чугунов (двигатели ЯМЗ, ЗМЗ, ВАЗ и др.).

Коленчатый вал (рис. 10) состоит из коренных 8 и шатунных 7 шеек, противовесов 29, заднего конца с отверстием для установки шарикоподшипника 17 ведущего вала коробки передач и фланца 19 для крепления маховика, переднего конца, на котором установлен храповик 2 пусковой рукоятки, шестерня 30 газораспределения и шкив 1 привода вентилятора, жидкостного насоса и генератора.

Шатунные шейки 7 со щеками 9 образуют кривошипы. Для разгрузки коренных подшипников от центробежных сил служат противовесы 29, которые изготавливают как одно целое со щеками, имеющими каналы 10 для подвода масла, или прикрепляют к ним болтами. Если с обеих сторон шатунной шейки 7 расположены коренные шейки 8, то такой коленчатый вал называют полноопорным. Полноопорные валы двигателей ЗИЛ-508, КамАЗ-740, ВАЗ-2108.

В щеках 9 коленчатого вала просверлены наклонные каналы 10 для подвода масла от коренных подшипников к масляным полостям 25, выполненным в шатунных шейках в виде каналов большого диаметра и закрываемым резьбовыми заглушками 26. Эти полости являются грязеуловителями, в которых под действием центробежных сил при вращении коленчатого вала собираются продукты изнашивания, содержащиеся в масле.

Осевые нагрузки коленчатого вала в большинстве карбюраторных двигателей воспринимаются упорной шайбой 4 и стальными упорными кольцами 5, залитыми с внутренней стороны антифрикционным сплавом.

Осевые нагрузки коленчатого вала дизелей воспринимаются двумя парами упорных полуколец из бронзы или сталеалюминия, установленных в выточках задней коренной опоры.

Рисунок - Коленчатый вал и маховик:

- шкив; 2- храповик; 3 - маслоотражатель; 4 - упорная шайба; 5- упорное кольцо; 6 - вкладыш коренного подшипника; 7 - шатунная шейка; 8 - коренная шейка; 9 - щека; 10 - канал для подвода масла; 11 - шатун; 12 - поршень; 13 - сливные (дренажные) отверстия; 14 - маслосбрасывающий гребень; 15 - маслоотгонная канавка; 16 - зубчатый венец маховика; 17 - шарикоподшипник; 18 - сальник; 19 - фланец; 20 - болт; 21 - маховик; 22 - резиновая прокладка; 23 - деревянные уплотнители; 24 - крышка подшипника; 25 - масляная полость; 26 - заглушка; 27 - выступ; 28 - слой антифрикционного покрытия; 29 - противовес; 30 - шестерня газораспределения; 31 - передний конец коленчатого вала.

На двигателе ЗИЛ-508 передний конец 31 коленчатого вала уплотнен резиново-каркасным сальником, расположенным в крышке распределительных шестерен, а между шестерней 30 и шкивом 1 коленчатого вала установлен маслоотражатель 3, отгоняющий масло внутрь картера. Уплотнение заднего конца коленчатого вала обеспечивается графитоасбестовым сальником 18, размещенным в кольцевой канавке гнезда подшипника и его крышке 24, в плоскости разъема которой дополнительно устанавливаются резиновые прокладки 22, а по бокам - деревянные уплотнители 23. Кроме того, на задней шейке коленчатого вала находятся спиральная маслоотгонная канавка 75 и маслосбрасывающий гребень 14, от которых масло отбрасывается через сливные (дренажные) отверстия 13 в поддон картера.

Коренные и шатунные подшипники

Шатунный подшипник в виде тонкостенных стальных вкладышей с внутренней стороны покрыты слоем антифрикционного сплава.

От осевого смещения и провертывания вкладыши удерживаются выступами (усиками) 16, которые входят в канавки нижней головки шатуна и его крышки.

Тонкостенные вкладыши 6 (рис. 10) коренных подшипников покрыты таким же антифрикционным сплавом, что и вкладыши шатунных подшипников, и отличаются от них только размерами. Широкое использование триметаллических сталеалюминиевых и сталесвинцовых вкладышей связано с тем, что слой 28 антифрикционного покрытия обладает хорошими противозадирными свойствами. Для карбюраторных двигателей легковых автомобилей применяют сплав АМО-1 -20 (1 ÷ 1,5 % меди, 20 ÷ 22 % олова, 0,2 ÷ 0,3 % железа, остальное - алюминий). Для карбюраторных двигателей автомобилей, как правило, применяют сплав СОС6-6 (5...6% сурьмы, 5...6% олова, остальное - свинец).

В быстроходных дизелях в качестве антифрикционного материала применяют свинцовую бронзу БрС3О (30 % свинца) твердостью НВ 30 ÷ 35 или сплав АСМ (алюминий -сурьма-магний) примерно такой же твердости. Толщина слоя антифрикционного материала в вкладышах может составлять 0,3 ÷ 0,7 мм. Основой вкладыша служит стальная лента с омедненной поверхностью толщиной 1 ÷ 1,5 мм, которая защищает ленту от коррозии и обеспечивает прочное соединение с антифрикционным материалом. От продольного смещения и проворачивания вкладыши удерживаются выступами 27, входящими в соответствующие пазы в гнездах блока и их крышках.

Маховик

Маховик служит для обеспечения вывода поршней из мертвых точек, более равномерного вращения коленчатого вала многоцилиндрового двигателя при его работе на режиме холостого хода, облегчения пуска двигателя, снижения кратковременных перегрузок при трогании автомобиля с места и передачи крутящего момента агрегатам трансмиссии на всех режимах работы двигателя. Маховик 21 (рис. 10) изготавливают из чугуна и динамически балансируют в сборе с коленчатым валом. На фланце 19 маховик центрируется в строго определенном положении с помощью штифтов или болтов 20, которыми он крепится к фланцу.

У дизелей ЯМЗ-236М2 и КамАЗ-740 маховик центрируется с помощью двух штифтов и крепится болтами не к фланцу, а непосредственно к коленчатому валу. На обод маховика напрессован зубчатый венец 16, предназначенный для вращения коленчатого вала стартером при пуске двигателя.

Техника безопасности

капитальный ремонт автомобиль кривошипный

Общие меры безопасности:

К самостоятельной работе по ремонту автомобиля допускаются лица, имеющие соответствующую квалификацию, получившие вводный инструктаж на рабочем месте по охране труда, а также прошедшие проверку электробезопасности. Слесарь, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда и соответствующую ежегодную проверку знаний не должен приступать к работе. При поступлении на работу слесарь должен проходить предварительный медосмотр, а в дальнейшем - периодические медосмотры, установленные Минздравом.

Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием, обращению с которыми слесарь не обучен.

Слесарь обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, а также правила пожарной безопасности, утвержденные на предприятии. Курить разрешается только в специально отведенных местах. Употреблять спиртные напитки и наркотические вещества перед и (или) в процессе работы запрещается.

Слесарь должен знать, что наиболее опасными и вредными производственными факторами, действующие на него в процессе выполнения работ являются:

· Легковоспламеняющиеся жидкости их пары, газы

· Этилированный бензин

· Оборудование, инструмент, приспособления.

Легковоспламеняющийся жидкости их пары, газ - при нарушении правил пожарной безопасности в обращении с ними могут стать причиной пожара и взрыва. Кроме того, пары и газы, попадая в органы дыхания, вызывают отравление организма.

Этилированный бензин - действует отравляюще на организм, при вдыхании его паров, загрязнении им тела, одежды, попадании его в организм с пищей и питьевой водой.

Оборудование, инструмент, приспособления - при неправильном применении могут привести к травмам

Слесарь должен работать в спецодежде и в случае необходимости использовать другие средства индивидуальной защиты.

В соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты слесарю выдаются: Костюм вискозно-лавсановый, Фартук хлорвиниловый, Сапоги резиновые, Нарукавники хлорвиниловые, Рукавицы комбинированные. При работе с этилированным бензином дополнительно: Фартук резиновый, Перчатки резиновые.

Слесарь должен выполнять только работу, порученную ему непосредственным руководителем. Во время работы он должен быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры.

О замеченных нарушениях требований безопасности на своем рабочем месте, а также о неисправностях оборудования, приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты слесарь должен сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения замеченных нарушений и неисправностей.

Слесарь должен уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему в соответствии с инструкцией по оказанию первой доврачебной помощи при несчастном случае.

О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, слесарь должен немедленно сообщить администрации предприятия, а пострадавшему оказать первую доврачебную помощь, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение

Если несчастный случай произошел с самим слесарем, он должен по возможности обратиться в здравпункт, сообщить о случившемся администрации предприятия или попросить сделать это кого-то из окружающих

Меры безопасности перед началом работы

Подготовить необходимые для работы средства индивидуальной защиты. Надеть и заправить спецодежду, застегнуть манжеты рукавов. Получить задание на работу у своего непосредственного руководителя. Не выполнять работу без получения задания и по просьбе водителей или других лиц

Осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая проходов.

Проверить состояние пола на рабочем месте. Если пол скользкий или влажный, потребовать, что бы его вытерли или посыпали опилками, или сделать это самому.

Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений и оборудования. Не работать неисправным инструментом и приспособлениями или на неисправном оборудовании и не только производить самому устранение неисправностей.

Проверить наличие пожарного инвентаря на участке и в случае отсутствия такового сообщить об этом своему руководителю.

Включить приточно-вытяжную вентиляцию и в случае необходимости местную вентиляцию

Для исключения поражения электрическим током электроинструменты заземляют.

Меры безопасности во время работы

Приступая к работе по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля, принять меры, исключающие проливание топлива из топливного бака, топливопроводов и приборов системы питания. Убедиться в том, что закрыты расходные и магистральные вентили и нет ли в газопроводах газа под давлением

При ремонте принять меры по предотвращению искрообразования путем снятия клемм с аккумулятора или его отключения специальным устройством.

Обезвредить перед разборкой карбюраторы и бензонасосы, работающие на этилированном бензине, а также их детали керосином.

Производить мойку деталей только в местах, отведенных для этой цели. Моечные ванны с керосином по окончании закрывать крышками

Производить разборку и ремонт в специальных верстаках или стендах. Пользоваться только специальными приспособлениями.

Продувку клапанов, трубок и жиклеров топливной аппаратуры производить воздухом из шланга или насосом. Продувать их ртом запрещается. При продувке деталей струей воздуха не направлять ее на рядом работающих людей или на себя.

Во время проверки работы форсунок на стенде не подставлять руку к распылителю.

Проверку надежности пуска двигателя и регулировку минимальных оборотов холостого хода производить на специальных постах, оборудованных местным отсосом газов если посты, расположены в помещении ТО.

Для безопасности перехода через осмотровые канавы, а также для работы спереди и с сзади автомобиля пользовать переходными мостиками, а для спуска в осмотровую канаву - специально установленными для этой цели лестницами.

При попадании этилированного бензина на кожу немедленно обмыть облитый участок кожи керосином, а затем вымыть теплой водой с мылом. Если этилированный бензин (капли или пары) попали в глаза, промыть их теплой водой и немедленно обратиться в здравпункт или к врачу.

Если спецодежда облита бензином, обратимся к своему непосредственному руководителю для ее замены

Меры безопасности в аварийной ситуации

Приостановить работу

Немедленно сообщить руководству автобазы о происшедшим с ним, или по его вине травматическом случае, а также о любом несчастном случае с участием других работников предприятия, свидетелем которого он был.

Принять участие в ликвидации последствий аварии

Оказать пострадавшему при несчастном случае, первую, доврачебную помощь, помочь доставить его в медпункт, при необходимости вызвать медицинских работников на место происшествия.

Меры безопасности по окончании работы

По окончании работы слесарь должен:

Выключить вентиляцию ит оборудование.

Привести в порядок рабочее место, инструмент и приспособления, тщательно очистить от остатков этилированного бензина ветошью обильно смоченной керосином, а затем протереть сухой ветошью, после чего убрать их отведенное место.

Сливать остатки керосина и других легковоспламеняющихся жидкостей в канализацию запрещается.

Снять спецодежду и убрать ее в предназначенное для этого место.

Своевременно сдавать спецодежду и другие средства индивидуальной защиты в химчистку (стирку).

Противопожарные мероприятия

В ремонтной зоне запрещается:

Пользоваться открытым огнем, переносными горнами, паяльными лампами и т.п. В тех помещения где применяются легковоспламеняющиеся горючие жидкости (бензин, керосин и т.п.), также в помещениях с легковоспламеняющимися материалами (деревообделочные, обойные и т.п.);

Мыть детали бензином и керосином в неустановленных местах

Хранить легковоспламеняющиеся жидкости в количестве, превышающую суточную потребность

Ставить автомобиль при наличии подсекания из бака, а также заправлять автомобиль топливом

Хранить чистый обтирочный вместе с использованным

Применять переносные лампы без защитных сеток

Пользоваться ломами при перекатке бочек с горючим

Открывать пробки бочек с легковоспламеняющимися жидкостями ударами металлических предметов (следует применить спецключ из цветного металла)

Загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений оборудованием, тарой и т.п.

Устанавливать в зоне автомобили в количестве, превышающем норму, или нарушать способ их расстановки

Загромождать запасные ворота, как внутри, так и снаружи

На каждые 50 м2 должен быть один огнетушитель, но не мене двух на каждое помещение

В помещения устанавливают ящики с сухим песком из расчета 0, 5 м3 на 100 м2 площади, но не менее одного на каждое отдельное помещение. Ящики окрашивают в красный цвет и снабжают лопатой и совком.

Гигиена труда и промсанитария

Условия труда на авторемонтном предприятии - это совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье работоспособность человека в процессе труда. Эти факторы различны по своей природе, формам проявления, характеру действий на человека.

Среди них особую группу представляют опасные и вредные производственные факторы. Их знание позволяет предупредить производственный травматизм и заболевания, создать более благоприятные условия труда, обеспечив его безопасность.

В соответствии с ГОСТ 12.0.003-74 опасные и вредные производственные факторы подразделяются по своему воздействию на человека следующие группы: физические, химические, биологические и психофизиологические.

Физические опасные и вредные производственные факторы, в свою очередь подразделяются на: движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования, повышенная загазованность и запыленность рабочей зоны, повышенная или пониженная температура окружающего воздуха, недостаточная освещенность, крошки и заусенцы на деталях, инструменте и оборудовании.

Биологически опасные и вредные производственные факторы включают в себя: микроорганизмы бактерий, вирусы, грибы, продукты их жизнедеятельности

Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы разделяются на физические и нервно-психические нагрузки на человека.

Для устранения этих факторов на рабочих постах и местах работы АТП предусматривают ограждения вращающихся частей деталей и оборудования, принудительное отопление и вентиляцию, искусственное освещение помещений, работа только с исправным инструментом и приспособлениями.

При работе с отравляющими или химически опасными материалами на рабочих местах предусматривается принудительная вытяжная вентиляция, работа в спецодежде и защитных приспособлениях.

В помещениях проводится ежедневная санитарная уборка с применением дезинфицирующего раствора. При АТП создаются комнаты психологической разгрузки, так называемые комнаты отдыха. Механизируется ручной труд, для снижения физических нагрузок на ремонтных рабочих. Слесарь должен соблюдать правила личной гигиены. Перед приемом пищи или курением необходимо помыть руки мыть с мылом, а после работы с узлами и деталями автомобиля, работающего на этилированном бензине, необходимо предварительно руки керосином. Входить в столовую, красный уголок и другие служебные помещения в спецодежде, использовавшейся при работе с деталями автомобиля, работавшего на этилированном бензине, запрещается.

Мероприятия по охране природы

В соответствии с санитарными нормами проектирования промышленных предприятий, запылённый или загрязнённый ядовитыми газами воздух удаляется местными вентиляционными устройствами и очищается перед выбросом в атмосферу, с учётом местных природных условий. Для очистки воздуха, удаляемого из помещений, используются инерционные и центробежные пылеотделители и фильтры различных конструкций.

К инерционным пылеотделителям относятся осадительные камеры простого действия, лабиринтовые и центробежные.Простые пылеосадочные камеры применяются для осаждения тяжёлой пыли, размером более 0, 001 мм. Отделение пыли в таких основано на резком уменьшении скорости движения загрязнённого воздуха, при входе в камеру (до 0, 5 м/сек), где пылинки, теряя скорость, осаждаются на дно. Если пыль взрывоопасна, её предварительно необходимо увлажнить.

Лабиринтовые пылеосадочные камеры осаждают пыль за счёт внезапного резкого изменения направления движения запылённого воздуха. При этом взвешенные частички пыли, имеющие силу инерции больше, чем частицы воздуха, продолжают двигаться в заданном направлении, ударяясь о стенки лабиринтного пылеотделителя, теряют скорость и падают в пылесборник или бункер. Степень очистки воздуха в лабиринтовом пылеотделителе зависит от состава и концентрации загрязнённого воздуха.

Центробежные пылеотделители предназначены для осаждения крупной пыли и опилок. Принцип действия основан на центробежной силе, под влиянием которой взвешенные частицы, прижимаясь к внешним цилиндрическим или коническим стенкам пылеотделителя, теряют скорость и опускаются через нижнюю коническую часть к выпускному отверстию пылеотделителя. Очищенный воздух с мелкой пылью выбрасывается вверх через выпускной трубопровод. При неправильной эксплуатации, пыль в циклоне может взорваться, поэтому устанавливать их в производственных зданиях запрещено.

Мультициклоны - циклоны малых размеров. Величина центробежной силы обратно пропорциональна расстоянию частицы от оси циклона, поэтому в циклонах малого диаметра величина этой силы возрастает. Кроме этого, вместе с уменьшением размеров циклона уменьшается расстояние от внутренней цилиндрической поверхности до внешней стенки циклона, то есть уменьшается путь частицы до её осаждения. Циклоны меньшего диаметра имеют большой коэффициент очистки, поэтому их рекомендуется применять для улавливания мелкой, сухой и лёгкой пыли из воздуха и газов. Производительность циклонов ограничена, поэтому несколько циклонов объединяют в группы или батареи. Такие циклоны получили название - батарейные.

Для очистки воздуха от пыли в системах приточной вентиляции и кондиционирования воздуха, промышленность изготовляет большой ассортимент фильтров. Кроме того, изготовляются фильтры для очистки воздуха от микроорганизмов. В зависимости от фильтрующего элемента фильтры подразделяются на матерчатые, бумажные, волокнистые и с фильтрующим материалом ФП, гидравлические, электрические и акустические или ультразвуковые.

В гаражах и ремонтных мастерских производственные сточные воды загрязняются нефтепродуктами, лакокрасочными материалами, ядовитыми электролитами, древесными волокнами и т.п. Загрязнённые сточные воды при сборе в водоём предварительно необходимо очищать и обезвреживать, так как они могут представлять собой серьёзную экологическую опасность для водоёмов и почв.

Способ очистки сточных вод зависит от степени их загрязнения, самоочищающейся способности водоемов, в которые спускаются сточные воды, и от использования этих водоёмов населением.

Существуют несколько способов очистки сточных вод: механический, биологический, физико-химический и комбинированный.

Температура сточных вод, поступающих в канализацию не должна превышать 40° С. Содержание вредных веществ, перед спуском в канализацию, при механической очистке должно быть снижено на 50-60%, после механической очистки с биофильтрацией на 90-95%.

Механическая очистка грязеотстойников сточных вод обязательна для автотранспортных предприятий с количеством автомобилей более 50 единиц, а на базах централизованного обслуживания - при наличии десяти постов.

Грязеотстойники с ручным удалением осадка очищают еженедельно, а с механическими средствами удаления осадков - ежедневно. Выпуск сточных вод в водоёмы допускается после проверки концентрации вредных веществ в соответствии с СН 245-73.4 органами санитарного надзора.

Содержание окиси углерода в отработавших газах более установленной нормы способствует загрязнению окружающей воздушной среды. Поэтому количество окиси в отработавших газах не должно превышать 20 мг/м3. Внутри салона и кабины транспортных средств, перевозящих людей, концентрация этих газов не должна превышать установленной нормы.

На территории предприятия отработанные нефтепродукты и спецжидкости сливаются и хранятся в специальных ёмкостях. Периодически, по мере заполнения ёмкостей, нефтепродукты и спецжидкости вывозятся на территорию нефтеперерабатывающего завода, где в последствие перерабатываются.. Не подлежащие ремонту узлы, агрегаты и детали автомобилей, складируются в специально отведённом месте. По мере накопления сдаются в пункт приёма лома цветных и чёрных металлов, и далее поступают на переплавку.

Заключение

В ходе курсовой работы, согласно заданию, было спроектировано АТП на транспортных средств различной модификации с детальной разработкой агрегатного участка. В процессе разработки курсовой работы мы ознакомились с назначением и структурой проектируемого предприятия, произвели технологический расчет предприятия, где решали такие задачи, как обоснование и корректировки исходных данных, расчет производственной программы по ТО и ТР транспортных средств, расчет численности работающих, водителей, ИТР, выбор метода организации ТО и расчет постов ТО, ТР, Д; провели расчет площадей производственных, складских и административно-бытовых помещений, зоны хранения транспортных средств. Ознакомились с организацией технологического процесса ТО и ТР автомобилей, составом текущей службы, общей организацией технологического процесса, с организацией административной связи подразделений технической службы.

Ознакомились с организацией технологического процесса в агрегатном участке, подобрали и растравили оборудование.

В графической части нами были показали планировочные решения производственного корпуса и агрегатного участка

В процессе выполнения курсовой работы применены и закреплены на практике теоретические знания по проектированию автотранспортных предприятий.

Список использованных источников

1. Временное положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта /Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Мн., 2007.

. Проектирование предприятий автомобильного транспорта: Учебник/ М. М. Болбас, Н. М. Капустин, А. С. Савич и др.; Под ред. М. М. Болбаса.-Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2004.- 528 с.: ил.

. Болбас М.М,. Капустин Н.М,. Петухов Е.И, Похабов В.И. Проектирование АТП и СТО. Мн."Университетское",1997. - 246 с.

. Болбас М.М. и др.Учебное пособие по курсу Технологическое проектирование АТП и СТО Мн. БГПА, 1995. -83 с.

. Шумик С.В., Болбас М.М. Петухов Е.И. Техническая эксплуатация автотранспортных средств: Курсовое и дипломное проектирование: Учеб пособие.Мн.: "Вышэйшая школа", 1988. - 206с.

. Напольский Г. М. Технологическое проектирование АТП и СТО: Учебник для вузов. М.: Транспорт.1985. -231 с.

. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта. ОНТП-01-91 /Росавтотранс. -М., 1991.-184 с.

. Кузнецов Е. С. И др.Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов М.: Транспорт, 1991. 413 с.

. Харазов А.М. и др. Технологическое оборудование для ТО и ремонта автомобилей. Справочник.Москва,"Транспорт",1988. 162 с.

Похожие работы на - Планово-предупредительная система технического обслуживания автомобилей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!