Роль демонстрационного эксперимента при изучении физики в школе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Физика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    429,66 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль демонстрационного эксперимента при изучении физики в школе

Введение

демонстрационный эксперимент школа оптика

Демонстрационный эксперимент играет очень важную роль при изучении физики. Особое значение имеет эксперимент в VII и VIII классах, когда учащиеся впервые приступают к изучению систематического курса физики. Здесь качество большинства уроков по физике во многом зависит от того, насколько удачно подобран, подготовлен и проведен эксперимент во время занятий.

В данной курсовой работе будет проведен подробный анализ методики и техники демонстрационного эксперимента, а так же разработаны карты опытов по разделу "Оптика".

Основными целями данной работы являются:

•        Проанализировать роль демонстрационного эксперимента при изучении физики в школе;

•        Разработать пути решения проблемы материально-технического обеспечения;

•        Реализовать демонстрационные эксперименты применяя натурно-виртуальные демонстрации;

•        Разработать карты опытов для усиления практической составляющей курса физики в школе;

•        Уменьшить трудовые затраты преподавателя при подготовке к занятиям.

Глава 1. Роль демонстрационного эксперимента при изучении физики в школе

.1 Демонстрационный эксперимент в физике

Демонстрационные опыты составляют большую и очень важную часть школьного физического эксперимента. Они имеют специфические дидактические задачи и методику проведения, поэтому являются предметом специального рассмотрения в методике обучения физике.

Демонстрация - это показ учителем физических явлений и связей между ними; она предназначена для одновременного восприятия учащимися всего класса.

Демонстрационные опыты способствуют созданию физических представлений и формированию физических понятий; они конкретизируют, делают более понятными и убедительными рассуждения учителя при изложении нового материала, возбуждают и поддерживают у школьников интерес к предмету. С помощью демонстрационного эксперимента учитель руководит ходом мыслей учащихся при изучении явлений и связей между ними. Из этого следует нерушимое правило для преподавателя физики: демонстрация должна быть органически связана с его словом, с излагаемым материалом - это одно из важнейших условий успешного формирования физических понятий. Демонстрации приучают учащихся искать источник знаний по физике в явлениях внешнего мира, в опыте, что имеет неоценимое значение для формирования их диалектико-материалистического мировоззрения. Демонстрационные опыты являются органической частью урока. Они могут быть исходным элементом для объяснения (мобилизация внимания учащихся, создание проблемной ситуации, выяснение темы занятий), иллюстрировать и сопровождать рассказ, беседу, объяснение и лекцию учителя, подтверждать изложенное. Демонстрационные опыты используются также для постановки экспериментальных задач и (хотя гораздо реже) - при опросе учащихся и повторении пройденного.

Демонстрационный эксперимент не может быть подменен примерами из жизненных наблюдений учащихся. Во-первых, эти наблюдения неодинаковы у разных учащихся, а поэтому они не могут явиться основой для формирования нового знания. Во-вторых, они могут оказаться у отдельных учащихся не совсем правильными. В-третьих, этих представлений далеко не всегда бывает предостаточно для понимания и надлежащего восприятия того или иного нового материала. В-четвертых, то или иное явление или процесс, наблюдаемое в природе или технике, происходит в сложной взаимосвязи с другими побочными явлениями. Демонстрационные опыты воспроизводят эти явления с минимальным числом побочных факторов. Благодаря этому у учащихся имеется возможность непосредственно наблюдать особенности изучаемых явлений или закономерностей выделять их существенные черты и т.д.. Все это приводит в школьных условиях к необходимости проводить в классе нужные для обучения специально организованные демонстрационные опыты. Помимо важной роли демонстрационных опытов в усвоении содержания нового учебного материала, они имеют большое значение в выработке у учащихся экспериментальных умений и навыков. В процессе восприятия и осмысливания демонстрационных опытов школьники учатся наблюдать за физическими явлениями, отрабатывать результаты измерений, использовать различные физические приборы и т.д. Все это подготавливает учащихся к самостоятельным экспериментальным работам. Велика роль демонстрационных опытов при повторении учебного материала. Повторно проводимые опыты позволяют учащимся ярче воспроизвести в памяти ранее изученный материал, глубже вникнуть в сущность физических явлений и закономерностей, подметить ранее ускользнувшие от внимания черты и свойства изучаемых объектов.

1.2 Методика и техника демонстрационного эксперимента

Рассмотрим методику и технику демонстрационного эксперимента. Подчеркнем, что при подготовке к демонстрации преподаватель решает три основных вопроса:

) выбор места каждого элемента установки, демонстрирующей изучаемое явление, в горизонтальной или вертикальной плоскости;

) применение освещения и фона (как правило, черного, белого или матового просвечивающего);

) выбор наиболее подходящих индикаторов для наилучшего наблюдения данного процесса.

Наглядность демонстрационного эксперимента обеспечивается с помощью специальных средств:

. Штативы, столики, скамейки, подставки обеспечивают расположение приборов, удобное для наблюдения.

. Экраны (белые, черные, цветные, с подсветкой) позволяют создать фон и выделить экспериментальную установку в целом или ее отдельные части.

. Указатели (в виде больших ярких стрелок) позволяют акцентировать внимание учащихся на отдельных деталях экспериментальной установки.

. Индикаторы (лампа накаливания, неоновая лампа, измерительные приборы, звук и др.) делают видимыми те объекты, которые нельзя воспринимать непосредственно (электрический ток, магнитное поле и др.).

. Подкрашивание жидкости обеспечивает четкое фиксирование ее уровня и объема.

. Теневое проецирование позволяет увеличить экспериментальную установку или ее отдельные части (модель броуновского движения, маятник в часах, модель опыта Резерфорда, спектры электрических и магнитных полей и др.).

. Зеркала обеспечивают улучшение видимости для учителя (например, при работе с осциллографом) и для учеников при проведении опытов в горизонтальной плоскости (спектры электрических и магнитных полей).

. Провода разного цвета используются при сборке параллельных электрических цепей.

Рассмотренные средства наглядности демонстрационного эксперимента подбираются к опыту после определения объекта эксперимента и объекта демонстрации.

Объект эксперимента - это совокупность приборов и принадлежностей, участвующих в проведении демонстрационного опыта. Объект демонстрации - это часть, деталь экспериментальной установки, изменения которой раскрывают сущность демонстрируемого. Именно к объекту демонстрации должно быть привлечено внимание учащихся с помощью специальных средств. Так шкалы и стрелки всех измерительных приборов должны быть большими и контрастными. Подкрашивание воды усилит наглядность опыта "Гидростатический парадокс", но снизит наглядность опыта "Архимедова сила".

В опытах с универсальным штативом фон подбирается к предмету, закрепленном в его лапке. На белом фоне штатив будет четко виден, что отвлечет внимание учащихся от объекта демонстрации.

Качественная подготовка эксперимента к занятиям требует значительного времени. Однако заметим, что много времени для налаживания требует лишь эксперимент, который ставится впервые; повторение его в будущем требует уже значительно меньшей затраты времени.

Чтобы закрепить приобретенный опыт показа демонстрации и не забыть ее "тонкостей", от которых зависит успех эксперимента, лучше всего вести картотеку демонстраций, где следует обязательно фиксировать "секреты" и индивидуальные особенности приборов своего физического кабинета. В этих целях на каждый демонстрационный эксперимент заводят карточку, на лицевой стороне которой указывают следующие данные: класс, изучаемая тема, тема урока, название демонстрации, схема (эскиз) установки На оборотной стороне карточки записывают перечень приборов, их особенности, оптимальный режим работы, отдельные замечания.

.3 Оптика. Анализ темы

Раздел "Оптика" изучается в школе в седьмом и десятом классах. В седьмом классе на этот раздел отводится 15 часов. Это начальный и основополагающий этап изучения данного раздела. В нем рассматриваются такие темы как: оптические явления в природе, источники света, прямолинейное распространение света, солнечное и лунное затмение, дисперсия света, спектральный состав света, отражение света, законы отражения, плоское зеркало, распространение света в разных средах, преломление света, линзы, фотометрия, сила света и освещенность, строение глаза, оптические приборы.

Также проводится ряд лабораторных работ и демонстрационных экспериментов. В десятом классе рассматривается волновая оптика. На него отводится 12 часов. За этот период учащиеся должны ознакомиться с такими темами как: природа света, распространение света в разных средах, поглощение и рассеяние света, закон Снелля, электромагнитная природа света, интерференция, дифракция, дисперсия, поляризация, квантовые свойства света, свойства фотона, фотоэффект, люминесценция, квантовые генераторы, корпускулярно-волновой дуализм.

Также проводится одна лабораторная работа и ряд демонстрационных экспериментов.

Глава 2. Разработка карт опытов при изучении раздела "Оптика" в VII и X классах

.1 Структура карт опытов

При разработке карт опытов основной целью было усиление практической составляющей курса физики в школе. Каждая карта составлена так, что бы с ней мог работать не только преподаватель, но и учащийся. Итак рассмотрим основные составляющие карты.

.        Тема.

.        Класс, в котором изучается данная тема.

.        Этап изучения данного раздела физики.

.        Список необходимого оборудования для демонстрации.

.        Цель данного демонстрационного эксперимента.

.        Схема демонстрационной установки с пояснениями.

.        Вывод о проделанной работе.

.        Ссылка на видеоролик с демонстрацией в сети интернет.

.2 Карта опыта №1 "Прямолинейное распространение света"

Тема: Прямолинейное распространение света.

Класс: 7 кл.

Этап: Начальный этап изучения оптики.

Оборудование: источника света, экран с отверстиями, непрозрачный экран.

Цель: показать, что в прозрачной однородной среде свет распространяется прямолинейно.

Схема опыта:


Луч от источника света проходит через первую рамку с отверстием, потом падает на вторую с меньшим отверстием. Пройдя через вторую рамку свет падает на третью с наименьшим отверстием. На экране мы получаем изображение.

Вывод: в ходе демонстрационного эксперимента было доказано прямолинейное распространение света.

Ссылка на демонстрацию: <#"870663.files/image002.jpg">

Луч от источника света падает перпендикулярно на цилиндр. При выходе из оптически более плотной среды в менее плотную, луч преломляется на больший угол и угол падения не равен углу отражения. Увеличивая угол падения можно заметить, что помимо падающего и преломленного луча существует еще и отраженный. Увеличивая далее угол падения луча можно пронаблюдать переход преломленного луча в отраженный. Это явление называется полным внутренним отражением.

Вывод: в ходе демонстрационного эксперимента было показано явление отражения света.

Ссылка на демонстрацию: <#"870663.files/image003.jpg">

Луч от источника света падает на зеркало. Ми видим, что угол падения равен углу отражения. Изменяя угол падения можно пронаблюдать, что угол отражения тоже изменяется и они остаются равными

Вывод: в ходе демонстрационного эксперимента был продемонстрирован закон отражения света.

Ссылка на демонстрацию: <#"870663.files/image004.jpg">

Мнимое изображение получено не на пересечении падающих лучей, а на их продолжении. Изображение предмета является прямым. Расстояние от предмета до зеркала равно расстоянию от зеркала до изображения - принцип симметрии. Изображение в плоском зеркале: мнимое, прямое, равное.

Вывод: в ходе демонстрационного эксперимента было построено изображение в плоском зеркале.

Ссылка на демонстрацию: <#"870663.files/image005.jpg">

Вывод: в ходе демонстрационного эксперимента было показано явление преломления света.

Ссылка на демонстрацию: <#"870663.files/image006.jpg">

1.      Двояковыпуклая линза.

Включаем средний источник, свет проходит через линзу не преломляясь. Эта линия называется главной оптической осью. Включим два дополнительных источника, лучи проходят параллельно главной оптической оси, преломляются и пересекают ее в некоторой точке - в фокусе.

.        Двояковогнутая линза.

Включаем средний источник, свет проходит через линзу не преломляясь. Эта линия называется главной оптической осью. Включим два дополнительных источника, лучи проходят параллельно главной оптической оси, преломляются и расходятся в разные стороны. Продолжение осевых лучей двух пучков преломленных линзой пересекаются в точке слева от оптического центра - в фокусе.

Вывод: в ходе демонстрационного эксперимента было показано поведение лучей проходящих через линзы (двояковыпуклая, двояковогнутая).

Ссылка на демонстрацию: <#"870663.files/image007.jpg">

Поместим экран так, что бы получилось четкое изображение буквы. Мы видим, что изображение на экране в два раза больше чем начальное. Полученное изображение перевернутое и действительное.

Вывод: в ходе демонстрационного эксперимента было построено изображение с помощью собирающей линзы.

Ссылка на демонстрацию: <#"870663.files/image008.jpg">

Направляем два луча параллельных главной оптической оси глаза. Они собираются в точке лежащей на сетчатке. Это модель нормального глаза. Для построения модели дальнозоркого глаза воспользуемся линзой с меньшей кривизной. Лучи пересекутся за сетчаткой. Если в качестве хрусталика использовать линзу с наибольшей кривизной, мы получим модель близорукого глаза. В этом случае лечи пересекутся перед сетчаткой

Вывод: в ходе демонстрационного эксперимента было объяснено строение и принцип работы глаза.

Ссылка на демонстрацию: <#"870663.files/image009.jpg">

Так как весьма сложно продемонстрировать принцип работы фотоаппарата в школе в виде демонстрационного эксперимента. Поэтому воспользуемся мультимедийным устройством и покажем видеоролик, где вполне наглядно показано устройство и принцип работы фотоаппарата.

На нем подробно описывается строение и принцип работы фотоаппарата. Преподавателю лишь потребуется пояснять некоторые термины. Такие как диафрагма, система визирования, видоискатель, резкость.

Вывод: в ходе демонстрационного эксперимента было изучено строение и принцип работы фотоаппарата.

Ссылка на демонстрацию: <#"870663.files/image010.jpg">

Стробоскопический эффект - это оптическая иллюзия, возникающая из-за инертности человеческого зрения, когда движение какого-либо тела наблюдается не непрерывно, а отдельными фрагментами. Это интересное явление может как принести пользу, так и стать причиной травматизма на производстве. Один из частных случаев стробоскопического эффекта можно наблюдать при просмотре кинофильма. Статичные картинки меняются с такой скоростью, что человеческий глаз не успевает проследить этот процесс и складывается впечатление непрерывного движения изображения.

Вывод: в ходе демонстрационного эксперимента было изучено движение тел в стробоскопическом освещении.

Ссылка на демонстрацию: <#"870663.files/image011.jpg">

Луч от источника света проходит через световод и падает на экран. Принцип действия волоконного световода основан на использовании известных процессов отражения и преломления оптической волны на границе раздела двух сред с различными оптическими свойствами. Оптические свойства материала зависят от показателя преломления n. Среда с большим показателем преломления называется оптически более плотной. Волоконные световоды обычно имеют круглое поперечное сечение и состоят из двух концентрических слоев диэлектрика. В центре располагается сердцевина из оптически более плотного стекла, его окружает оболочка из стекла с меньшей оптической плотностью. На границе раздела сердцевины и оболочки происходит отражение лучей света, которые распространяются вдоль оси световода. Таким образом, сердцевина служит для передачи электромагнитной энергии, оболочка предназначена в основном для улучшения условий отражения на границе раздела сердцевина/оболочка и защиты от излучения энергии в окружающую среду.

Вывод: в ходе демонстрационного эксперимента был изучен принцип работы световода и определить его роль в современной технике.

Ссылка на демонстрацию: <#"870663.files/image012.jpg">

Луч от источника света проходит через линзу и обе щели. На экране образуется интерференционная картина. Настроим установку так что бы картина интерференции наблюдалась наиболее отчетливо.

Вывод: в ходе демонстрационного эксперимента была получена интерференционная картина.

Ссылка на демонстрацию: <#"870663.files/image013.jpg">

Узкая щель.

Луч от источника света проходит через спектральную щель. На экране наблюдаем дифракционную картину в виде светлых и темных полос.

Дифракционная решетка.

Луч от источника света проходит через диафрагму и дифракционную решетку. На экране наблюдаем дифракционную картину, в центре которой наиболее яркий максимум. По обе стороны от которого располагаются многоцветные полосы (максимумы интенсивности), разделенные темными промежутками - минимумами.

Вывод: в ходе демонстрационного эксперимента была получена дифракционная картина при прохождении света через узкую щель и через дифракционную решетку.

Ссылка на демонстрацию: <#"870663.files/image015.jpg">

Луч от источника света собирается в узкий пучок двояковыпуклой линзой, а за линзой ставим стеклянную призму тонким концом вниз. Белый свет, падая на призму, преломляется, за призмой на противоположной стене комнаты возникает "радуга" из разных цветов света "спектр" (лат.spectrum) - видение.

Вывод: в ходе демонстрационного эксперимента была получено разложение белого света в спектр, при прохождении через трехгранную призму.

Ссылка на демонстрацию: <#"870663.files/image016.jpg">

Зарядим пластину отрицательно. Направим на нее свет от лампы. Пластина начинает разряжаться. Зарядим пластину положительно, и снова направим на нее свет. Разряд пластины не наблюдается. Результаты опыта дают предположить, что лучи выбивают из пластины отрицательные заряды.

Вывод: в ходе демонстрационного эксперимента была изучено явление внешнего фотоэффекта.

Ссылка на демонстрацию: <http://www.ex.ua/view/74317887>, длительность 1 мин. 17 с.

Заключение

Таким образом, в курсовой работе показана важность и необходимость проведения качественного и наглядного демонстрационного эксперимента при изучении раздела "Оптика".

В результате проделанной работы было разработано 15 карт демонстрационных экспериментов по теме "Оптика" при изучении в 7 и 10 классах.

Практической ценностью данной работы является то, что разработанные карты опытов помогают свести к минимуму трудовые затраты преподавателя при подготовке к занятию. Так же решается проблема материально технического обеспечения, так как к каждая карта демонстрации содержит ссылку на видеоролик, на котором вполне наглядно описывается тот или иной демонстрационный эксперимент. При индивидуальной работе учащегося с картой можно организовать работу в группах или парах для повторения и обобщения пройденного материала.

Список использованной литературы

1. Божинова Ф.Я., Кирюхин Н.М., Кирюхина Е.А. Физика 7 класс: учебник / И. Шахова - Х.: Ранок, 2007. - 197 с.

. Божинова Ф.Я., Барьяхтар В.Г. Физика 10 класс: учебник / И. Морева - Х.: Ранок, 2010. - 256 с.

. Бугаев А.И. Методика преподавания физики. Теоретические основы / А. Бугаев - М.: Просвещение, 1981. - 288 с.

. Программы средней общеобразовательной школы. Физика, астрономия. 7-11 классы. - К.: Освіта, 2013.

5. Хорошавин С.А. Физический эксперимент в средней школе / С. Хорошавин - М.: Просвещение, 1988. - 175 с.

Похожие работы на - Роль демонстрационного эксперимента при изучении физики в школе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!