Система сбора и анализа медицинских данных

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    511,24 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система сбора и анализа медицинских данных

Введение

информационный медицинский программный интерфейс

Данная дипломная работа посвящена рассмотрению медицинских информационных систем (МИС), использующихся для хранения и обработки, информации возникающей в медицинских учреждениях.

Современные медицинские организации производят и накапливают огромные объемы данных. От того, насколько эффективно эта информация используется врачами, руководителями, управляющими органами, зависит качество медицинской помощи, общий уровень жизни населения, уровень развития страны в целом и каждого ее территориального субъекта в частности. Поэтому необходимость использования больших, и при этом еще постоянно растущих, объемов информации при решении диагностических, терапевтических, статистических, управленческих и других задач, обуславливает сегодня создание информационных систем в медицинских учреждениях.

В рамках реализации целевой программы Министерства здравоохранения «Повышение доступности и качества медицинской помощи» в практику российских медицинских учреждений активно внедряются медицинские информационные системы (МИС). МИС - это комплексная автоматизированная информационная система, объединяющая в себе электронный документооборот медицинского учреждения в рамках лечебного процесса. МИС значительно упрощает для персонала медицинского учреждения рутинные процессы формирования медицинской документации, данных диагностических и лабораторных исследований и т.п., финансовой и административной документации.

Наличие этих данных в электронном виде позволяет врачу оперативно получать о пациенте всю имеющуюся информацию и тем самым ускоряет время принятия врачебного решения, что положительным образом отражается на качестве медицинского обслуживания. С другой стороны, возможность проведения анализа данных об обслуживании пациентов в лечебно-профилактических учреждениях позволяет оперативно принимать управленческие решения, что также положительно сказывается на качестве обслуживания.

Учитывая это, многие российские лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) в своей деятельности активно прибегают к услугам комплексных медицинских информационных систем (КМИС). Последние представляют собой целостный (универсальный) программный продукт, позволяющий на качественно новом уровне осуществлять руководство деятельностью медучреждения и оказывать медицинские услуги.

Объектом исследования в дипломной работе является автоматизации учреждений здравоохранения.

Предметом исследования является создание и использование медицинских информационных систем.

В соответствии с поставленной целью и объектом исследования сформулированы следующие задачи:

−     рассмотреть использование информационных систем для управления в медицинских организациях;

−         раскрыть основные проблемы внедрения и использования МИС в России и в мире;

−         описать содержательную постановку задачи создания МИС;

−         создать информационную систему, позволяющую работать с медицинскими картами и историей болезни.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

Первая глава посвящена обзору медицинских информационных систем, основным принципам и подходам их создания, рассмотрению зарубежного опыта и выявлению текущего положения и проблем информатизации здравоохранения в России.

Вторая глава «Программная реализация» посвящена созданию информационной системы, позволяющей работать с медицинскими картами и историей болезни.

В третьей главе представлен раздел «Безопасность жизнедеятельности».

В четвертой главе представлено технико-экономическое обоснование дипломного проекта.

Заключение содержит основные выводы, сделанные по существу проведенной работы.


1. Общая часть

1.1 Понятие медицинской информационной системы


Медицинская информационная система (МИС) - комплексная автоматизированная информационная система для автоматизации деятельности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), в которой объединены система поддержки принятия медицинских решений, электронные медицинские записи о пациентах, данные медицинских исследований в цифровой форме, данные мониторинга состояния пациента с медицинских приборов, средства общения между сотрудниками, финансовая и административная информация.

Часто под медицинской информационной системой понимают электронную историю болезни. Вступивший в силу 1 января 2008-го национальный российский стандарт «Электронная история болезни. Общие положения» (ГОСТ Р 52636-2006) определяет требования к таким системам[1].

Как правило, разработчики различных медицинских информационных систем не обеспечивают совместимости этих систем друг с другом. Однако существует стандарт передачи данных HL7, Health Level 7, описывающий процедуры и механизмы обмена, управления и интеграции электронной медицинской информации.

Специфика медицинских информационных систем заключается в следующем:

−     Пациентоориентированность: ядром МИС являются записи о пациенте.

−         Повышенная ответственность разработчика.

−         Интеграция административной, медицинской и финансовой информации.

−         Интеграция со специфическими видами оборудования.

Медицинские информационные системы классифицируют по направлению деятельности медицинского учреждения:

−     МИС для стационаров

−         МИС для поликлиник и амбулаторий

−         МИС для стоматологических клиник

−         МИС для санаториев (лечебно-профилактических учреждений)

1.2 Информационные системы и бизнес-процессы медицинского учреждения


Целью создания и внедрения медицинских информационных систем является организация работы и управление медицинским учреждением. При этом использование современных информационных технологий требует пересмотра принципов и механизмов управления предприятием [1].

Бизнес-процессы

Медицинские учреждения предоставляют (производят) медицинские услуги, поэтому они могут рассматриваться как производственные системы. В свою очередь, производственные системы состоят из групп взаимно независимых компонент, работающих вместе для достижения конечной цели. Эти компоненты определяются как процессы. Таким образом, производственная система состоит из группы взаимосвязанных процессов, которые обеспечивают достижение целей организации.

Бизнес-процессы медицинского учреждения - это связанный набор повторяемых действий (функций), в результате которых в соответствии с предварительно установленными правилами образуется конечный продукт - медицинская услуга.

Классификация бизнес-процессов

Различают основные и вспомогательные процессы.

Основные процессы - это те, которые добавляют качество. В данном случае - это процессы оказания пациенту качественной медицинской помощи (качественных медицинских услуг).

Вспомогательные процессы формируют инфраструктуру организации, в медицинском учреждении - создают условия для выполнения лечебно-диагностического процесса.

Медицинская информационная система предназначена для информационного обеспечения как основных, так и вспомогательных бизнес-процессов медицинского учреждения. Поэтому первым этапом ее проектирования является формализованное описание этих бизнес-процессов, т.е. построение инфологической модели предприятия.

Формализация и описание бизнес-процессов любого предприятия осуществляется на основе методологии IDEF. Отличительной ее особенностью является акцент на соподчинённость объектов. В стандарте IDEF0 изучаемая система предстает перед разработчиками и аналитиками в виде набора взаимосвязанных функций (функциональных блоков). Стандарт IDEF1 представляет собой методологию моделирования информационных потоков внутри системы, позволяющую отображать и анализировать их структуру и взаимосвязи.

Результатом применения IDEF0 к некоторой системе является модель этой системы, состоящая из иерархически упорядоченного набора диаграмм, текста документации и словарей, связанных друг с другом с помощью перекрестных ссылок. Двумя наиболее важными компонентами, из которых строятся диаграммы IDEF0, являются бизнес-функции или работы (представленные на диаграммах в виде прямоугольников-блоков) и данные и объекты (изображаемые в виде стрелок), связывающие между собой работы. При этом стрелки, в зависимости от того в какую грань блока работы они входят или из какой грани выходят, делятся на пять видов:

−     Стрелки входа (входят в левую грань блока) - изображают данные или объекты, изменяемые в ходе выполнения работы.

−         Стрелки управления (входят в верхнюю грань блока) - изображают правила и ограничения, согласно которым выполняется работа.

−         Стрелки выхода (выходят из правой грани блока) - изображают данные или объекты, появляющиеся в результате выполнения работы.

−         Стрелки механизма (входят в нижнюю грань блока) - изображают ресурсы, необходимые для выполнения работы, но не изменяющиеся в процессе работы (например, оборудование, людские ресурсы и пр.)

−         Стрелки вызова (выходят из нижней грани блока) - обозначают обращение к блоку, входящему в состав другой части данной модели или другой модели.

В процессе создания функциональной модели предприятия каждый блок подвергается декомпозиции, т.е. разбивается на более мелкие блоки-функции (рис. 1.1). Каждая последующая IDEF0-диаграмма является более подробным описанием одной из работ на вышестоящей диаграмме. Описание каждой подсистемы проводится аналитиком совместно с экспертом предметной области. Обычно экспертом является человек, отвечающий за эту подсистему и, поэтому, досконально знающий все ее функции. Таким образом, вся система разбивается на подсистемы до нужного уровня детализации, в результате чего получается функциональная модель, аппроксимирующая систему с заданным уровнем точности. Получив эту модель, адекватно отображающую текущие бизнес-процессы, аналитик с легкостью может увидеть все наиболее уязвимые места системы. После этого, с учетом выявленных недостатков, можно строить модель новой организации бизнес-процессов.

Рассмотрим пример использования методологии IDEF0 для анализа бизнес-процессов и построения функциональной модели медицинского учреждения стационарного типа.


Рис. 1.1 Схема иерархических взаимоотношений между родительским блоком и дочерней диаграммой (рекомендации по стандартизации Р 50.1.028-2001)

На рис. 1.2. представлена обобщенная модель его работы: персонал стационара (ресурс, необходимый для выполнения работы) лечит пациента (объект, изменяемый в ходе выполнения работы), результатами чего являются выбывший пациент и счет-реестр за оказанные данному пациенту медицинские услуги.

Рис. 1.2. Обобщенное IDEF0-описание работы стационара

Более подробно работы, сопровождающие прохождение пациента по стационару представлены на рис. 1.3-1.4. Они включают в себя оформление истории болезни и осмотр пациента в приемном отделении больницы, лечение больного в отделении и закрытие истории болезни. Во всех работах участвует персонал стационара, однако на схеме уточнены исполнители этих работ.

Рис. 1.3. IDEF0-описание работ, выполняемых при оформлении истории болезни

После оформления истории болезни, работа с пациентом в приемном отделении продолжается (рис. 1.4): его осматривают, устанавливают диагноз при поступлении, при наличии показаний принимают решение о госпитализации и направляют его в конкретное лечебное отделение стационара, либо оказывают необходимую амбулаторную помощь и направляют в другое медицинское учреждение.



Рис. 1.4. IDEF0-описание работ, выполняемых в приемном отделении

В лечебном отделении (рис. 1.5) пациента осматривают, уточняют диагноз и составляют план обследования и лечения, делают и выполняют назначения и т.д. вплоть до его выписки.

Сам этап выписки или закрытия истории болезни (рис. 1.6) включает в себя принятие врачом решения о выписке, оформление выписного эпикриза и, при необходимости, больничного листа, а также выдачу пациенту рекомендаций по дальнейшему лечению, образу жизни и т.д. По итогам пребывания больного в стационаре и на основе суммарного расчета стоимости оказанных ему медицинских услуг (включая стоимость израсходованных в процессе лечения медикаментов и изделий медицинского назначения) формируется счет-реестр за оказанную медицинскую помощь, предъявляемый лечебным учреждением страховой медицинской организации.



Рис. 1.5. IDEF0-описание лечения пациента в отделении стационара

Рис. 1.6. IDEF0-описания процесса закрытия истории болезни

Принципиально важным моментом и условием работы любых информационных систем, в том числе и медицинских, является то, что данные в информационную систему вводятся однократно, в месте их возникновения. Так, паспортные данные больного вносятся лишь приемном отделении стационара и в дальнейшем врач лечебного отделения, формируя, например, направление на функциональное исследование, пользуется этими данными. В свою очередь, сформированное им направление инициализирует запись для занесения результатов этого исследования, которые, в свою очередь, будут внесены специалистом, выполнившим это исследование. При этом, в случае необходимости, данный специалист сможет воспользоваться ранее занесенными в информационную систему данными.

1.3 Основные подходы и принципы создания медицинских информационных систем


Информационная система любого предприятия (сотрудника, организации, министерства или ведомства) предназначена для информационного обеспечения и организации работы этого предприятия (сотрудника, организации, министерства или ведомства). Целевой функцией всех без исключения учреждений здравоохранения является сохранение здоровья человека. При этом механизмы и способы достижения этой конечной цели для учреждений здравоохранения различного уровня, естественно, разные. В силу этого, медицинские информационные системы учреждений различного уровня задачу сохранение здоровья человека решают по-разному.

При рассмотрении медицинских информационных систем необходимо обратить внимание на два важных принципа их построения:

−         Основной структурообразующей единицей накопления и хранения данных в медицинских информационных системах является человек.

Первый принцип не является специфичным для медицинских информационных систем. Однако его соблюдение позволяет спроектировать информационную систему исходя из целевой задачи, характера информационных потоков и потребностей пользователей, в терминах, понятных этим пользователям. Соблюдение второго, специфичного для медицинских информационных систем, принципа гарантирует совместимость этих систем между собой вследствие наличия общей целевой функции - сохранения здоровья человека.

Структура хранения данных в медицинских информационных системах

Основной единицей (объектом или сущностью) накопления и хранения данных в медицинских информационных системах является Человек. Именно к человеку, так или иначе «привязываются» все данные, накапливаемые в ИС.

В медицинских информационных системах данные о каждом человеке делятся на два класса: данные о человеке, как личности, и данные о человеке, как пациенте.

Данные о человеке как личности являются неизменными на протяжении всей его жизни. Это: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения.

Данные о человеке, как о пациенте, («паспортные» данные) должны уточняться при каждом его обращении в медицинское учреждение. Это связано, прежде всего, с тем, что при работе в системе обязательного медицинского страхования счета-реестры за оказанные конкретному пациенту медицинские услуги, предъявляемые медицинским учреждением в страховые медицинские организации, должны содержать актуальную (достоверную) на момент оказания медицинской услуги информацию. Это: название страховой медицинской организации, серию и номер страхового полиса, дату его выдачи, а иногда - и данные паспорта. К другим паспортным данным пациента, относятся: место его жительства, место учебы или работы, должность, профессия и пр. Понятно, что эти данные в течении жизни человека могут неоднократно меняться и, в силу этого, требуют уточнения.

Человек (в рамках конкретного медицинского учреждения) может иметь одну и только одну амбулаторную карту. Это необязательный параметр человека, т.к., например, он может входить в состав прикрепленного к данному медицинскому учреждению контингента, но не иметь амбулаторной карты в силу того, что ни разу не обращался за медицинской помощью.

Человек может иметь одну или несколько историй болезни. Это также необязательный параметр, т.к. человек может никогда не госпитализироваться в данное медицинское учреждение по причине хорошего здоровья. Оформленная история болезни обязательно ассоциируется с одним определенным человеком.

Амбулаторная карта содержит одну или более записей о визите пациента к специалистам поликлиники. Запись о визите содержит дату и время приема, а также, в зависимости от целей визита и профиля специалиста, данные анамнеза, результаты осмотра или обследования, диагноз (диагнозы), назначения и рекомендации, дату следующего планируемого (назначенного) приема и пр. История болезни является записью о госпитализации пациента в ЛПУ, которая в свою очередь содержит одну или более записей о пребывании больного в отделениях больницы (с указанием даты поступления и выбытия). Каждой такой записи соответствуют записи врачебных осмотров пациента, результаты анализов и обследований, назначений, выполненных оперативных вмешательств и пр.

Таким образом, как амбулаторная карта, так и история болезни представляют собой набор определенным образом структурированных данных, имеющих иерархическую структуру (рис. 1.7).

Рис. 1.7 Схема иерархической структуры хранения данных в медицинских информационных системах

Если человек относится к медицинскому персоналу, то в медицинской информационной системе его характеризует должность, определяющая качество, в котором он выступает, работая в данный момент времени с медицинской картой (один и тот же человек может выступать в качестве, например, лечащего врача, члена хирургической бригады, заведующего отделением, консультанта и т.д.). Данная сущность делится на основные типы - руководящее звено, дежурный врач, лечащий врач, врач-специалист (консультант, член хирургической бригады, врач диагностического отделения и т.д.), медицинский статистик и средний медперсонал. Выделение перечисленных качеств сотрудников важно для определения их ролей (приоритетов, возможностей) при работе с базами данных медицинских информационных систем.

На основе анализа бизнес-процессов, информационных потоков и принятой схемы хранения данных разрабатывается структура базы данных информационной системы.

Медицинские информационные системы и проблемы медицинского документооборота

На сегодняшний день документооборот медицинских учреждений регламентирован Приказом МЗ СССР «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения» №1030 от 4 октября 1980 г. Именно на его основе организуется накопление данных в большинстве медицинских информационных систем. При этом не учитывается такой факт, что утвержденные почти 30 лет назад учетно-отчетные формы были ориентированы исключительно на их ручную обработку и не предполагали использования каких-либо средств вычислительной техники и информационных систем. Использование этих форм является целесообразным и оправданным лишь при отсутствии в медицинском учреждении комплексных медицинских информационных систем. Именно для этих условий были разработаны и утверждены эти учетно-отчетные формы.

Причина такого подхода кроется в позиции организаторов здравоохранения, определяемой пунктом 1.5 приказа №1030: «Запретить вводить и использовать формы первичной медицинской документации, не утвержденные Минздравом СССР, и вносить какие-либо изменения в перечень и формы документов, утвержденные Министерством здравоохранения СССР».

Вместе с тем анализ этих 329-и учетно-отчетных форм показывает, что они достаточно четко делятся на 4 класса:

−     Первичная учетная медицинская документация, например: «Медицинская карта стационарного больного» (форма №003/у); «Медицинская карта амбулаторного больного» (Форма №025/у), и др.

−         Вспомогательная внутриучрежденческая документация, например: «Направление на патолого-гистологическое исследование» (форма №014/у); «Листок учета движения больных и коечного фонда стационара» (форма №007/у); «Талон на прием к врачу (форма №025-4/у); «Направление на консультацию и во вспомогательные кабинеты» (форма №028/у), и др.

−         Внутриучережденческая учетная документация, например: «Журнал учета приема больных и отказов в госпитализации» (форма №001/у); «Сводная ведомость учета движения больных и коечного фонда по стационару, отделению или профилю коек (форма №016/у); «Журнал учета профилактических прививок» (форма №064/у); «Статистическая карта выбывшего из стационара» (форма №066/у), и др.

−         Выходная медицинская документация, например «Санаторно-курортная карта» (форма №072/у); «Выписка из медицинской карты амбулаторного, стационарного больного» (форма №027/у); «Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку» (форма №058/у), и др.

Помимо этого приказом Минздрава СССР «Об отраслевой статистической отчетности учреждений, предприятий и организаций Минздрава СССР» №250 от 17 апреля 1989 г. утверждена отчетная документация, в частности «Отчет лечебно - профилактического учреждения» (форма №1); «Отчет о деятельности стационара» (форма №2-стационар); «Отчет станции (отделения, больницы) скорой медицинской помощи» (форма №8); «Отчет о работе отделения экстренной и планово - консультативной помощи» (форма №№10) - всего 51 форма, численность и структура которых за прошедшие 20 лет неоднократно пересматривалась и дополнялась.

Рассматривая эти классы документов как информационные потоки, все содержащиеся в них данные без труда можно разделить лишь на два вида: первичные и вторичные. К первичным данным относятся те, которые являются информационным наполнением базы данных медицинской информационной системы (иначе говоря - содержатся в амбулаторной карте, истории болезни и других документах, являющихся основой лечебно-диагностического процесса). Все остальные данные, формируемые на их основе (ведомости, журналы, выписки, отчеты и пр.), являются вторичными. Они могут быть сформированы в любой момент при соответствующей необходимости, например при выписке больного из стационара.

Внедрение информационных технологий на любом предприятии ведет не только к изменениям технологии работы этого предприятия, но и документооборота

Разработка и внедрение информационных систем в медицинском учреждении должна рассматриваться не как перевод традиционного медицинского учета и отчетности на компьютерную платформу (т.е. не на автоматизацию), а как разработка и внедрение системы информационного обеспечения деятельности медицинского учреждения и, в первую очередь - лечебной и управленческой деятельности. При этом реорганизация бизнес-процессов и пересмотр традиционного документооборота должны рассматриваться и восприниматься как непременные элементы процесса информатизации.

Ввод и представление медицинских данных. Текстовый ввод и формализация медицинских данных.

Способы формализации текстовых данных

Созданный и отредактированный электронный текстовый документ чаще всего представляет собой некий законченный продукт, главной составляющей которого является текст - последовательность предложений, слов, построенная согласно правилам данного языка и образующая сообщение.

Существенным недостатком текстового ввода является многовариантность. Отсюда и важной особенностью текстовых электронных документов является их полиморфизм, который проявляется в том, что одни и те же сведения и факты, содержащиеся в электронном документе, могут быть описаны по-разному и представлены в различной форме: в виде текста, таблицы, графика, диаграммы, схемы и т.п., то есть в удобном для восприятия пользователем виде, в контексте конкретной профессиональной задачи. Таким образом, электронный документ является неструктурированным, что до недавнего времени существенно усложняло его анализ с целью извлечения конкретных, содержащихся в нем, данных. Практически единственным способом такого анализа являлась их ручная обработка. Например, для оценки эффективности какого-либо вида лечения требуется проанализировать некоторое количество (десятки или сотни) текстовых документов - выписных эпикризов, структурировать, т.е. сгруппировать и оформить в пригодном для дальнейшей обработки виде содержащиеся в них данные, подвергнуть их статистическому анализу и только после этого получить некий результат.

С появлением Интернета были разработаны особые технологии автоматического анализа текста и поиска в нем описания фактов заданного типа, в том числе извлечения данных, характеризующих эти факты и сопутствующих обстоятельств.

Одна их таких технологий фактографического поиска опирается на модель представления текста в форме семантической сети. Семантическая сеть содержит все полнозначные слова и словосочетания, упоминавшиеся в тексте - наименования объектов, действий и признаков, связанные различными типами синтактико-семантических связей. Такая сеть инвариантна к синтаксической структуре предложений и порядку слов с точностью, выбранной автором для оценки ситуации. Модель факта здесь задается множеством лингвистических описаний, каждое из которых описывает множество изоморфных семантических сетей, соответствующих некоторому типовому способу описания факта в тексте. Таким образом, семантическая сеть является промежуточным уровнем представления между формализованным описанием ситуации и ее языковым описанием.

Основная сфера применения этой технологии - аналитические задачи из области компьютерной разведки, требующие высокоточного отбора информации по заданным смысловым критериям.

Традиционным способом ввода текстовых данных с целью их дальнейшего хранения в базах данных информационных систем является их ввод в редактируемые строки и поля различных экранных форм. При этом вводимые данные изначально структурируются, т.е. характеризуют конкретные параметры описываемого объекта. Так, например, при регистрации нового пациента, в базу данных медицинской информационной системы должны быть занесены его фамилия, имя, отчество, год рождения и т.д. Каждый из этих параметров заносится в соответствующую редактируемую строку экранной формы и в дальнейшем хранится в соответствующем поле базы данных информационной системы.

Программные способы формализации и проверки вводимых данных

Для нивелирования перечисленных выше недостатков, присущих клавиатурному вводу, интерфейс многих информационных систем и программ имеет элементы интеллектуальности. К ним относятся:

−     Грамматический контроль вводимых данных используется для предупреждения их ошибочного ввода в результате опечаток. Так, например, повсеместно используемый текстовый редактор Microsoft Word содержит в своем словаре несколько тысяч слов и их форм, что позволяет достаточно эффективно выявлять ошибки текстового ввода

−         Автоматическая подстановка по началу значения вводимых данных позволяет пользователю избежать повторения ввода одних и тех же слов или чисел и, тем самым, повышает скорость ввода текста. Этот прием используется в Microsoft Excel. Для автоматической подстановки здесь используются значения, ранее введенные пользователем в той же книге Excel. В поисковых системах, используемых в сети Интернет, например в Яндексе и Google, по первым буквам первого вводимого пользователю предлагается список из наиболее часто встречающихся запросов.

−         Автоматическая подстановка на основе анализа ранее введенных данных в медицинских информационных системах используется при установке значения в строке «Пол». Для этого анализируется окончание отчества пациента: в русских именах отчество мужчины всегда имеет окончание «…ич», а отчество женщин - «…на».

−         Проверка допустимости значений вводимых данных используется, как правило, в тех случаях, когда данные вводятся в числа или даты. Так, например, если в редактируемую строку необходимо ввести фамилию больного, то ввод в нее цифр блокируется. При вводе даты рождения пациента проверяется ее значение: вводимая дата не может быть позже текущей и не может быть меньше текущей, например, на 120 лет. Естественно, ошибочная дата, удовлетворяющая этим критериям, распознана не будет.

−         Исправление ошибочно введенных данных используется в тех случаях, когда ошибка пользователя является явно распознаваемой. Примером такого исправления может служить исправление используемой клавиатурной раскладки. Другим видом автоматического исправления (точнее - подстановки правильного значения) является замена введенных в строку даты двух последних знаков года на его полное написание (например, при вводе 15 год автоматически заменяется на 2015).

−         Автоматическое форматирование вводимого значения используется чаще всего при вводе дат. Так при вводе даты от пользователя не требуется вводить разделители: введенное число 18022015 программа автоматически преобразует в 18 февраля 2015 года.

−         Замена редактируемых строк ввода выбором из списка предлагаемых значений используется не только и не столько для облегчения ввода пользователем текста, сколько для замены текстового формата хранения данных в базе данных информационной системы на более компактный числовой формат. Сроки выбора в таких полях заполняются значениями из справочных таблиц информационной системы. Тем самым пользователь вынужден выбирать из строго ограниченного числа предложенных ему вариантов, что зачастую, необходимо для определения дальнейшей логики ввода.

−         Видоизменение интерфейса на основе анализа значений ранее введенных данных используется в тех случаях, когда порядок работы пользователя зависит от характера поступающей к нему информации. Такой подход гарантирует, что необходимые для каждого варианта данные не будут пропущены.

−         Проверка полноты заполнения полей экранной формы может выполняться как по мере их заполнения, так и на заключительном этапе - при сохранении введенных данных в базе данных информационной системы. Более правильным является оперативный (пошаговый) контроль действий пользователя, т.к. от варианта заполнения того или иного поля логика работы программы может меняться.

Шаблоны как способ формализации медицинских данных

В медицинских информационных системах используются несколько способов снижения трудоемкости непосредственного ввода результатов исследований, которые одновременно обеспечивают их структурирование. Общим для них является то, что компьютерная программа ведет врача-диагноста по определенной схеме, подсказывая или требуя от него необходимых действий и, тем самым, придавая конечному результату необходимую структуру.

Широко распространен ввод данных с помощью шаблонов, когда врач формирует (заполняет) протокол исследования с помощью одного из заранее заготовленных шаблонов, в соответствующие строки которого вводятся числовые или текстовые данные, как произвольной формы, так и выбираемые из списков предлагаемых значений.

Этот метод имеет следующие несомненные достоинства:

1.   Каждый шаблон имеет четкое предназначение, т.е. соответствует конкретному методу исследования, заболеванию, стандарту лечения или обследования. Тем самым обеспечивается полнота выполнения технологии обследования или лечения.

.     Списки предлагаемых значений в строках шаблона содержат определенный набор терминов, определений и характеристик, что обеспечивает стандартизацию используемой терминологии.

.     В шаблоны могут заноситься не только текстовые и числовые характеристики пациента, но также и растровые изображения, графики, аудио- и видеозаписи (как виде внедряемых объектов, так и в виде ссылок).

.     Библиотеки шаблонов являются стандартизованными, чем обеспечивается не только стандартизация технологии оказания медицинской услуги (обследования и лечения пациента) вне зависимости от лечебного учреждения (в рамках определенного клинического уровня), но и информационное взаимодействие между различными медицинскими учреждениями.

Введенные с помощью шаблона данные хранятся в базе данных информационной системы в структурированном виде, что означает возможность проведения их дальнейшего анализа в самых различных целях и самыми различными способами. Эти данные в любой момент могут быть распечатаны и оформлены в виде бумажного документа.

Примером централизованной библиотеки шаблонов, обеспечивающей формализацию и кодирования медицинских документов с помощью иерархических меню и словарей является микроглоссарий SDM, разработанный Американским институтом патологоанатомов (College of American Pathologists) на основе стандарта DICOM, номенклатур SNOMED (англ. Systematized Nomenclature of Medicine - Систематизированная медицинская номенклатура) и LOINC (англ. Logical Observation Identifiers Names and Codes - Имена и коды врачебных и лабораторных наблюдений).

Его основными элементами являются шаблоны, описывающие некий предмет (явление, процесс) с помощью набора параметров (свойств), которые в свою очередь могут быть охарактеризованы (описаны и закодированы) вполне определенными значениями из списка значений, допустимых для описания данного параметра. Сами значения берутся или из номенклатуры SNOMED или из других медицинских классификаций и стандартов (например, HL7 или LOINC). В текущей версии микроглоссария SDM используется 705 контекстных групп.

Классификаторы и справочники

Замена прямого текстового ввода данных подстановкой из списка предлагаемых значений (справочников) является широко используемым приемом формализации обрабатываемой информации и стандартизации данных. При этом должны использоваться общепринятые (стандартные) классификаторы (справочники).

Вся совокупность классификаторов в Российской Федерации в зависимости от сферы их применения разделяется на общероссийские, отраслевые (ведомственные) и предприятий (организаций). Каждая из указанных категорий характеризуется набором классификационных или других признаков и ограничений, позволяющих осуществлять их использование при создании взаимосвязанных информационных систем указанных уровней.

Перечень Общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации №677 от 10 ноября 2003 г. К их числу, в частности, относятся:

−     Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН)

−         Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОКИСЗН)

−         Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ)

−         Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО)

−         Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)

Применение общероссийских классификаторов является обязательным при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией и в других случаях, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 6 Постановления).

К числу отраслевых (медицинских) классификаторов относятся:

−     Отраслевой классификатор «Простые медицинские услуги» (ОК ПМУ №91500.09.0001-2001) - Приказ Министерства Здравоохранения РФ от 10 апреля 2001 г. №113, введен в действие с 1 мая 2001 года.

−         Отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги» (ОК №91500.09.0002-2001, Приказ Министерства Здравоохранения РФ от 16 июля 2001 г. №268, введен в действие с 01 сентября 2001 года.

−         Международная классификация болезней МКБ-10 - Приказ Министерства Здравоохранения РФ от 27.05.1997 №170, введена в действие с 1 января 1999 года.

−         Государственный реестр медицинских изделий (разработан ФГУ «Всероссийский научно-исследовательский и испытательный институт медицинской техники» Росздравнадзора).

На территориальном уровне могут использоваться классификаторы регионального уровня, которые должны быть совместимы с общероссийскими классификаторами и увязаны с отраслевыми классификаторами. При этом они должны быть утверждены соответствующими органами. Так, отраслевые городские классификаторы системы здравоохранения г. Москвы утверждаются Комитетом здравоохранения и (или) Московским городским фондом обязательного медицинского страхования. Классификаторы, используемые в системе информационного обмена системы здравоохранения и ОМС Красноярского края, утверждаются Согласительной комиссией и входят в состав Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Красноярского края.

Использование классификаторов позволяет в значительной степени формализовать накапливаемые и обрабатываемые в информационных системах данные и обеспечивает возможность информационного взаимодействия между ними.

1.4 Федеральная типовая медицинская информационная система ФТМИС


ФТМИС В 2008 году по заказу Минкомсвязи Российской Федерации в рамках мероприятий федеральной целевой программы «Электронная Россия» был разработан типовой программно-технический комплекс персонифицированного учета оказания медицинской помощи с учетом реализации требований по защите персональных данных [2]. В дальнейшем эта разработка получила название ФТМИС - Федеральная типовая медицинская информационная система. ФТМИС принадлежит Министерству здравоохранения Российской Федерации, право свободного использования ФТМИС предоставляется любому некоммерческому лечебно-профилактическому учреждению страны. ФТМИС имеет типовые конфигурации для поликлиники, стационара, скорой медицинской помощи, многопрофильного учреждения и территориального органа управления здравоохранением.

ФТМИС является свободным ПО - ее использование не требует лицензионных отчислений. Система ведет электронное расписание работы врачей, запись на прием, оптимизирует работу приемного отделения, осуществляет персонифицированный учет обращений пациентов и учет оказанной медицинской помощи, ведет электронные медицинские карты амбулаторного и стационарного больного, реализует сбор и анализ данных деятельности ЛПУ, предоставляет информацию об оказанных услугах для осуществления финансово-экономического учета и планирования.

1.5 Проблемы внедрения медицинских информационных систем автоматизации учреждений здравоохранения в России


Совершенствованию МИС должна способствовать общая конкурентная среда для компаний производителей.

Медицинская нормативно-правовая документация существует и применяется в практике многих развитых стран. Разработана она американской добровольческой организацией Health Level Seven и получила название «стандарт передачи данных Health Level 7» (HL7). Требования HL7 включают в себя выполнение таких задач как структурирование передаваемых данных, возможности проектирования систем, достижение согласованности передач, безопасность, идентификация участников, доступность. Структура HL7 является достаточно сложной и многообразной, что связано с особенностями ее формирования. Формирование стандартов HL7 осуществлялось на протяжении 30 лет и в настоящее время насчитывает около 60 000 страниц описания и существует в 2-х версиях. Внутри HL7 используются другие медицинские стандарты, такие как DICOM, ASTM 1394 и др. Поэтому каждая отдельно взятая страна определяет эти требования конкретно под нужды своей медицинской системы.

В России эти стандарты пока не имеют узаконенного статуса. В каждом отдельно взятом регионе действуют собственные правила, зачастую препятствующие интеграции регионов, развитию конкурентной платформы для производителей МИС. Государство должно четко обозначить правила общения МИС между собою и обеспечить соблюдение определенных стандартов, например, локализовав стандарты HL7. Соблюдение стандартов передачи данных позволит медицинским учреждениям вне зависимости от установленной МИС свободно обмениваться информацией, в том числе данными диагностических исследований (фото-графиями, графиками, таблицами). Другой важный момент для МИС - открытость архитектуры, обеспечивающая возможности расширения и усовершенствования системы, независимость системы от команды разработчиков. К сожалению, большинство разработчиков МИС не обеспечивают совместимости своих систем с системами конкурентов, поддерживают программы с закрытой архитектурой.

Основные проблемы создания и внедрения МИС:

−     существующие информационные системы частично перекрывают друг друга по реализуемым функциям, слабо связаны структурно, поддерживают разные форматы данных и не могут быть интегрированы в одну систему без существенных переработок;

−         отсутствует единая инфраструктура сбора, хранения, обработки, передачи и использования информации в сфере здравоохранения, социального развития, труда, занятости;

−         существующие информационные системы не рассчитаны на работу в едином информационном пространстве, а используемые технологии передачи данных не способны обеспечить актуализацию данных в необходимом масштабе времени;

−         отсутствуют единые информационные ресурсы, содержащие взаимосвязанные сведения об объектах и субъектах учета в сферах здравоохранения, социального развития, труда, занятости;

−         отсутствует возможность соотнесения, сопоставления и анализа данных из различных информационных систем для получения полной, достоверной и актуальной информации о состоянии сферы здравоохранения, социального развития, труда, занятости;

−         существует высокий уровень дублирования информации вследствие недоступности данных из различных информационных систем друг для друга;

−         ряд систем устарели морально и физически как с точки зрения программного обеспечения, так и аппаратных средств;

−         отсутствует единая нормативно-правововая, организационная и методическая база функционирования и использования информационных систем.

Устранение этих недостатков не может быть осуществлено простой корректировкой существующих информационных систем и (или) обеспечением их взаимодействия между собой.

1.6 Зарубежный опыт и пути развития информатизации системы здравоохранения

Европейский опыт

При проектировании и реализации проектов по информатизации здравоохранения в России, как на уровне лечебного учреждения, так и на более высоких уровнях: региональном и национальном, будет полезно учесть опыт европейских стран, которые уже прошли часть пути по внедрению и интеграции медицинских информационных систем (МИС). Несмотря на то, что большинство частных практик и клиник в Европе работают с МИС, задачи интеграции различных МИС решаются только на локальном уровне и не представляют собой универсальных решений по возможности работы с различными схемами и наборами данных. При разработке и внедрении МИС в России будет интересно учесть не только опыт успешных внедрений, но и внимательно изучить текущие задачи, которые во многом являются следствием допущенных на начальном этапе информатизации ошибок [3].

Проникновения ИТ в клиники, интеграция различных участников, участие пациента

В настоящее время около 80% европейских врачей работают с различными информационными системами. В некоторых странах (Нидерланды, Финляндия, Великобритания) этот показатель достигает 95-99%. При этом системы настолько различаются по функциональности и организации хранения данных, что это сильно затрудняет их интеграцию. Так, возможностью импорта / экспорта данных обладают порядка 40% МИС. Стоит отметить, что несмотря на повсеместное проникновение медицинских информационных систем, большое их количество используется для управления клиникой или частной практикой, а не ведения электронной истории болезни. Для работы непосредственно с пациентами информационные системы используют до 66% врачей. В настоящий момент наблюдается тенденция появления в информационных системах поддержки работы с данными электронной истории болезни. Таким образом из инструмента формирования отчетности для страховых компаний и статистики для администрации здравоохранения информационные системы превращаются в инструмент хранения и обработки медицинских данных пациентов.

Задачи по информатизации здравоохранения

Общеевропейский уровень

На европейском уровне реализуется множество проектов, направленных на организацию обмена медицинскими данными между лечебными учреждениями различных стран. Самым масштабным из проектов является epSOS (European Patients Smart Open Services, #"870654.files/image008.gif">

Рис. 2.1 Концептуальная модель базы данных

Но связи «многие ко многим» недопустимы в реляционной модели, поэтому каждую такую связь надо заменить на две связи «один ко многим». Делается это добавлением промежуточных объектов:

Рис. 2.2 Модель базы данных без связей типа «многие-ко-многим»

2.7 Атрибутивный состав сущностей


Для дальнейшей работы необходимо определить атрибуты для выделенных выше сущностей.

Пациент:

−         № мед. карты

−         Фамиля

−         Имя

−         Отчество

−         Дата рождения

−         Домашний адрес

−         Место работы

−         Должность

−         Контактный телефон

−         Группа крови

Доктор

−         Табельный номер

−         Ф.И.О.

−         Специальность

−         Рабочий кабинет

−         Отделение

Запись

−         № мед. карты

−         № записи

−         Дата записи

−         Таб. Ном. врача

−         Жалобы

−         № истории болезни

История болезни

−         № записи

−         № истории болезни

−         Направивший врач

−         Лечащий врач

−         Дата поступления

−         Дата выписки

−         Отделение

−         Палата

−         Вид госпитализации

Диагнозы

−         № диагноза

−         Наименование диагноза

Процедуры

−         № услуги

−         Наименование услуги

Диагнозы в записи

−         № записи

−         № диагноза

−         Таб.ном. врача

−         Комментарий

Прививки

−         № прививки

Процедуры в записи

−         № записи

−         № процедуры

−         Комментарий

Процедуры в истории болезни

−         № истории болезни

−         № процедуры

−         Дата процедуры

−         Комментарий

Аллергия

−         № аллергии

−         Наименование аллергии

Аллергии пациента

−         № медкарты

−         № аллергии

Прививочный лист

−         № прививки

−         № медкарты

−         Дата прививки

Были добавлены сущности и атрибуты:

Специальность врачей

−         № специальности

−         Наименование специальности

Отделение

−         № отделения

−         Наименование отделения

Специальности - Диагнозы

−         № специальности

−         № диагнозы

Специальности - Процедуры

−         № специальности

−         № процедуры

На рисунке 2.3 показана схема базы данных, полученная в MS Access.


Рис. 2.3 Вид схемы БД в MS Access

2.8 Формы


Одной из важнейших форм является форма «Медицинская карта» (рис 2.4). На ней отображена минимальная информация о пациенте, такая как Ф.И.О., дата рождения и группа крови. Ниже располагается список всех записей о посещениях пациента данного лечебного учреждения. Правее находятся кнопки управления записями: Добавить, Просмотр и Удалить. «Просмотр» открывает выбранную в таблице курсором запись в форме «Медицинская запись». «Добавить» открывает ту же форму в режиме добавления. «Удалить» удаляет соответствующую запись.

Основная информация о посещении отображается в форме «Медицинская запись» (рис. 2.5). В ней указывается имя и специализация врача проводившего прием, дата приема и симптомы, на которые жалуется пациент. В правой части формы врач может указывать поставленные диагнозы и проведенные процедуры в таблицах, используя соответствующие кнопки. Для этого открываются формы «Диагноз» (рис. 2.6) и «Процедура» (рис. 2.7) соответственно.

Также в случае необходимости врач может направить пациента на госпитализацию, нажав на кнопку «Направить в стационар». После подтверждения операции в форме «Направление в стационар» (рис. 2.8), будет открыта соответствующая история болезни. К каждой записи в медицинской карте может быть открыта только 1 история болезни. Если она уже существует, то пользователю выдается соответствующе предупреждение.

Рис. 2.4 Форма «Медицинская карта»

Рис. 2.5 Форма «Медицинская запись»


Рис. 2.6 Форма «Диагноз»

Рис. 2.7 Форма «Процедура»

Рис. 2.8 Форма подтверждения «Направление в стационар»

Нажав на кнопку «Просмотр» в форме «Медицинская запись», можно открыть форму «История болезни» (Рис. 2.9). В ней указывается, кто направил пациента в стационар и в какое отделение. Также указывается дата поступления пациента в стационар, номер его палаты и имя лечащего врача. Ниже находится список процедур, которые проводились во время госпитализации с указанием даты и имени врача, который их проводил. Редактирование списка проводится кнопками «Добавить», «Просмотр» и «Удалить», с помощью формы «Процедуры» (рис. 2.10). Кнопка «Выписать» автоматически ставит текущую дату в графу «Дата выписки».

Рис. 2.9 Форма «История болезни»

При первом обращении пациента в медицинское учреждение, его данные вносятся в форму «Регистрация пациента» (Рис. 2.11). В ней указывается фамилия, имя и отчество пациента, его дата рождения, группа крови, место жительства, место работы и должность, контактный телефон.


Рис. 2.10 Форма «Процедуры»

Рис. 2.11 Форма «Регистрация пациента»


3. Технико-экономическое обоснование


В дипломной работе на тему «Система сбора и обработки медицинских данных» разработана программа, которая способствует быстрой обработке и анализу информации, возникающей в медицинских учреждениях в процессе обслуживания пациентов.

3.1 Расчет себестоимости программы


Для определения затрат на разработку программы использован аналитический метод. Для этого необходимо определить время, потраченное на создание программного продукта.

Себестоимость разработки программы включает в себя:

- затраты на заработную плату программиста и накладные расходы;

- оплату машинного времени.

Расчет себестоимости разработанной программы осуществляется по следующей формуле:

,

где    - оклад программиста определенной категории;

 - территориальный коэффициент;

 - коэффициент премии;

k=1,302 - отчисления на внебюджетные фонды;

m=21 - количество рабочих дней в месяце;

 - время, затраченное разработчиком на создание программы, дней;

 - коэффициент, учитывающий накладные расходы (отопление, освещение, уборка и т.д.);

 - стоимость одного часа машинного времени.

Для расчета себестоимости необходимы затраты времени, поэтому для определения времени, затраченного на подготовку, и времени, затраченного на написание и отладку программы, используется метод экспертных оценок. Для этого необходимо 2 эксперта. В роли экспертов выступает автор дипломной работы и руководитель дипломной работы. Для расчета средней оценки затрат времени воспользуемся формулой:

,

где     - оценка, данная руководителем, дней;

 - оценка, данная автором, дней.

Процесс разработки информационной системы включает в себя следующие этапы:

1.      изучение литературы;

.        составление алгоритма

3.      написание программы;

4.      отладка программы.

Время, затраченное на каждый из этапов, зависит большей частью от интеллектуальных способностей, квалификации и навыков программиста. Первый этап процесса разработки представляет собой интеллектуальный труд разработчика, который не может быть автоматизирован. Второй этап предусматривает как интеллектуальный труд разработчика, так и затраты машинного времени. Третий этап выполняется разработчиком полностью при помощи компьютера. Эти этапы требуют как затрат ручного и интеллектуального труда разработчика, так и затрат машинного времени.

Средняя оценка времени рассчитывается по каждому этапу разработки информационной системы исходя из трех ситуаций:

1.      наименьшая возможная величина затрат;

2.      наиболее вероятная величина затрат;

.        наибольшая возможная величина затрат.

Экспертные оценки и средние оценки времени приводятся в табл. 4.1.

Таблица 3.1 - Оценка затрат времени на разработку информационной системы

Этапы разработки программы

Наименьшая возможная величина затрат ai, дней

Наиболее вероятная величина затрат mi, дней

Наибольшая возможная величина затрат bi, дней


tC

tP

Т

tC

tP

Т

tC

tP

Т

1. Изучение литературы

3

2

2,4

4

4

4,0

5

6

5,6

2. Составление алгоритма

1

2

1,6

2

2

2,0

4

3

3,4

3. Написание программы

8

9

8,6

12

11

11,4

16

13

14,2

4. Отладка программы

3

3

3,0

5

4

4,4

7

5

5,8


,

где     - значения средних оценок затрат времени из табл. 4.1.

Для расчета стандартного отклонения ожидаемой величины затрат времени используется формула:

,

где     - значения средних оценок затрат времени из таблицы 4.1.

Зная математическое ожидание и стандартное отклонение по каждому этапу разработки программы, определяется общая величина математического ожидания в целом по программе по формуле (4.5) и общая величина стандартного отклонения в целом по программе по формуле (4.6):

,

где     - ожидаемая величина затрат времени i-ro этапа, дней.

,

где     - стандартное отклонение ожидаемого величины затрат времени i-ro этапа, дней.

Для оценки согласованности мнений экспертов рассчитывается коэффициент вариации (V) по следующей формуле (4.7):

,

где    G - стандартное отклонение;

МО - величина затрат времени.

Если , то мнения экспертов согласованы. Средние величины затрат времени, математическое ожидание  и стандартное отклонение  приводятся в таблице 3.2.

Таблица 3.2 - Результаты математического ожидания, стандартного отклонения и коэффициента вариации

Этапы разработки программы

Средняя величина затрат времени по этапам, дней.

Оценка затрат времени, MOi.

Стандартное отклонение, Gi.

Коэффициент вариации, V.


ai

mi

bi




1. Изучение литературы

2,4

4,0

5,6

4,0

0,53

0,133

2. Составление алгоритма

1,6

2,0

3,4

2,17

0,3

0,138

3. Написание программы

8,6

11,4

14,2

11,4

0,93

0,0819

4. Отладка программы

3,0

4,4

5,8

4,4

0,47

0,106

Итого

15,0

21,8

29,0

21,97




Количество дней работы программиста составляет . Время, затраченное разработчиками на создание программы с использованием машины, включает в себя 2 этапа:

1 написание программы;

2 отладка программы.

Таким образом, .

Затраты на программу рассчитываются по формуле (4.1):

.

3.2 Расчет экономического эффекта от использования программного продукта

При внедрении информационной системы в производственный процесс происходит условная экономия численности сотрудников, а также условная экономия заработной платы. В этом и выражается экономический эффект от использования системы сбора и обработки данных. Обработка опросов пользователей происходит быстрее при использовании данной информационной системы. Расчет сэкономленного времени приведен в таблице 3.3.

Таблица 3.3 - Экономия времени при использовании сбора и обработки данных в медицинском учреждении

Наименование работ

Время до использования базы данных, часы

Время при использовании базы данных, часы

Экономия времени, часы

1. Работа с пациентом

0,1

0,23

2. Обработка информации

5

1

4

3. Составление отчетов

8

1

7

Итого

13,33

2,1

11,23


Получаем, что экономия времени на одного оператора: ΔT1= 11,23 часов.

Определим общую экономию времени:

,

где ΔT1 - экономия времени на одного оператора;

n - количество операторов, время которых частично высвобождается (в проекте принято равным 20).

Получаем, что общая экономия времени равна:

часов

Теперь можно вычислить условную экономию численности персонала:

,

где ΔЧусл - условная экономия численности персонала;

ΔTобщ - общая экономия времени;

ФРВ - фонд рабочего времени (равен 165,5 часов в месяц);

kотп - коэффициент отпусков (равен 1,08 при 24 рабочих днях).

Условная экономия численности персонала равна:

Вычислим условную экономию заработной платы и отчислений во внебюджетные фонды:

,

где ΔЗ - условная экономия заработной платы и отчислений во внебюджетные фонды;

 - средняя заработная плата (принята равной 12000 рублей);

ΔЧусл - условная экономия численности;

k - отчисления во внебюджетные фонды.

Получаем, что условная экономия заработной платы и отчислений во внебюджетные фонды равна:

 рублей в год     (4.13)

При использовании разрабатываемого программного продукта в медицинских учреждениях происходит условная экономия численности персонала, которая равна 17,54, а также условная экономия заработной платы и отчислений во внебюджетные фонды, равная 274044,96 рублей в год.

Использование программ, высвобождающих рабочее время, позволяет значительно повысить эффективность использования трудовых ресурсов предприятия.

Разработанная в данном дипломном проекте информационная система позволяет выявить уровень качества услуг, что является актуальным в условиях растущей конкуренции.

Заключение


В соответствии с заданием на дипломную работу были рассмотрены медицинские информационные системы и принципы их создания. Показано положение информатизации медицины в России, Европе и США: уровень информатизации, интеграции и основные проблемы. Также был рассмотрен национальный стандарт «Электронная история болезни. Общие требования».

В ходе дипломной работы разработана автоматизированная медицинская информационная система, позволяющая автоматизировать работу врачей и другого медицинского персонала. Данная система позволяет ввести и впоследствии просмотреть необходимую информацию о пациенте, записях в его медицинской карте и историях болезни. Разработанная автоматизированная информационная система значительно снижает уровень рутинных операций по обработке информации.


Библиография

1. Медицинская информатика. Электронное учебное пособие/ Гусев С.Д., Кичигина Е.И., Мягкова Е.Г. и др. - Красноярск: ГОУ ВПО КрасГМУ, 2009.

2.      Федеральная типовая медицинская информационная система (ФТМИС) - Электрон. текстовые дан. - декабрь 2014. - Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php/Продукты: Федеральная_типовая_медицинская_информационная_система_(ФТМИС), свободный.

.        Копаница Г.Д. Европейский опыт и пути развития информатизации системы здравоохранения/ Копаница Г.Д., Цветкова Ж.Ю. // Врач и информационные технологии. 2013. №1, стр. 49-52

.        Копаница Г.Д. Опыт и пути развития информатизации системы здравоохранения США / Копаница Г.Д. // Врач и информационные технологии. 2013 г., №5, стр. 70-73

.        С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.Ф. Козьяков. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов средних спец. заведений и др. Под общей редакцией С.В. Белова.2-е изд. // Высш. шк., испр. и доп.-М. 2002.

Похожие работы на - Система сбора и анализа медицинских данных

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!